Меню Рубрики

Анализ нервно психического развития детей

Роо Галина Сергеевна
Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы

Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей

младшей группы.

Воспитатель:Роо Галина Сергеевна.

Особенностью детей раннего возраста является очень быстрый темп развития, неравномерность и скачкообразность процессов роста организма. Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться. В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заместитель заведующей,воспитатели группы раннего возраста.. Воспитатели вели листы адаптации детей к условиям ДОУ, составляли карты развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определяли группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательно-образовательной работы.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей были использованы следующие основные методы:

2) Наблюдение за ребёнком в группе

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

4) Наблюдение за ребенком во время режимных моментов, игр, прогулки.

Наблюдения за поведением детей проводились ежедневно и заносились в карту ребенка.

Списочный состав младшей группы №7–23 человека. Диагностированы были 16детей. По итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы №7 6 детей (30%) из 16 диагностированных соответствуют 1 группе развития. Эти дети понимают содержание рассказов, сказок; у них развита активная речь (пользуются придаточными предложениями). Они знают основные цвета, геометрические формы, могут показать их. У них также развиты навыки самообслуживания. Развиты навыки конструктивной и изобразительной деятельности. Начинают играть в игры.

10 человек (70%) соответствуют 2 группе развития, т. к. у них наблюдается задержка в развитии на один эпикризный срок. Это Алчаков Т,Белов Г. ,Коковин В. ,Лыч Е. ,Михайлов М. ,отсутствует активная речь, поэтому мы не смогли анализировать их словарный запас (активный и пассивный).Андреева М. ,Белов Г. Коняшина А. путают названия цветов. Белов Г. Колесникова Т. не могут назвать геометрические формы,путаются.

Вывод: результаты диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста за 2018-2019г. г. является неудовлетворительной.

Таким образом, итоги данной диагностики помогут нам определить подход к каждому ребенку в подборе форм, методов и приемов организации воспитания и развития детей.

1. Вести целенаправленную индивидуальную работу по результатам диагностики.

При планировании воспитательно-образовательной работы в следующей возрастной группе учитывать результаты диагностики нервно-психического развития.

2. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников» Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников» В МДОУ ___ в период с.

Аналитическая справка по результатам оценки качества образовательного процесса и детского развития МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 «ЛАСТОЧКА» ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Аналитическая.

Аналитическая справка первой младшей группы по результатам уровня развития интегративных качеств в 2017–2018 учебном году 1. Цель и задачи мониторинга: достижения детьми усвоения программы. 2. Дата проведения: май 2018год 3. Методы мониторинга: проведение игровой.

Аналитическая справка по итогам анализа календарных планов педагогов ДОУ Аналитическая справка по итогам анализа календарных планов педагогов ДОУ Цели: уровень соответствия оформляемых педагогами учреждения документов.

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за 2017–2018 учебный год Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе «Ручеёк» за 2017–2018 учебный год. В конце учебного года в мае 2018.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни» В МДОУ «Детский сад «Светлячок» п. Пеледуй» в период с 13 по 24 ноября 2017 года был проведен тематический контроль по теме: «Организация.

Аналитическая справка по итогам тематической проверки Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Эффективность проводимой в ДОУ работы по созданию условий для социально-коммуникативного.

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики 2017–2018 учебный год Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики 2017 – 2018 учебный год Группа №. 6.. (средняя) Количество диагностируемых.

Аналитическая справка по результатам промежуточной оценки индивидуального развития детей 2017–2018 учебный год Аналитическая справка по результатам промежуточной оценки индивидуального развития детей 2017- 2018 учебный год Группа средняя Воспитатели:.

Аналитическая справка по результату диагностики образовательного процесса в группе детей с недостатками в речевом развитии Аналитическая справка по результату диагностики образовательного процесса в группе № 7 компенсирующей направленности для детей с недостатками.

источник

Контроль за развитием детей — составляющая часть системы оздоровительно — воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, правильно организовать медико-воспитательную работу, а также создать условия для эмоционального комфорта и развития детей.

В результате отслеживания нервно-психического развития можно определить первоначальные отклонения в его развитии и своевременно скорректировать воспитательную работу, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста” основывается на системе контроля за развитием ребенка, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста исходит из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).

На 2-м году жизни проводится оценка развития понимания и активной речи, сенсорного развития, моторных навыков, игры и действий с предметами, навыков самообслуживания.

На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и изобразительные умения.

Основным методом оценки развития детей является наблюдение.

При определении уровня развития используется балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании баллов получается количественная оценка, которая соответствует той или иной зоне развития.

Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития” прошла успешную апробацию в дошкольных учреждениях города Владимира, работающих по программе “Сообщество”.

1. Восприятие речи

Запас понимаемых слов довольно, широкий — 3 балла.

Запас понимаемых слов достаточный, выполняет простые словесные поручения — 2 балла.

Небольшой запас понимаемых слов — 1 балл.

2. Активная речь

Произносит 5-10 слов — 2 балл.

Пользуется отдельными облегченными словами 1

Хорошо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей 3 см — 3 балла.

Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов ( типа кубиков) — 2 балла.

Плохо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов — 1 балл.

Хорошо ходит длительно, не присаживаясь до 12 м, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится — 3 балла.

Ходит с частыми присаживаниями, меняет положение тела — 2 балла.

Плохо ходит, часто падает ( неуверенность в ходьбе), меняет положение тела — 1 балл.

Хорошо воспроизводит в игре действия с предметами (кормит куклу, собирает пирамидки из 3–5 колец) — 3 балла.

Воспроизводит в игре действия с предметами — 2 балла.

Не воспроизводит в игре действия с предметами. Манипулирует ими — 1 балл.

Самостоятельно ест густую пищу, делает попытки одеваться — 3 балла.

Ест густую пищу ложкой с небольшой помощью взрослых — 2 балла.

Не умеет есть самостоятельно — 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

6–9 баллов — Зона неполной адаптации;

1–5 баллов — Зона дезадаптации.

1. Восприятие речи

Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 3 балла.

Частично обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 2 балла.

Не умеет обобщать предметы по существенным признакам понимаемой речи — 1 балл.

2. Активная речь

Запас слов 30 – 40, некоторые слова начинают принимать обобщенный характер — 3 балла.

Запас слов 20 – 30. Много облегченных слов — 2 балла.

Произносит 10 – 15 слов; много облегченных слов — 1 балл.

Хорошо ориентируется в 4-5 контрастных формах предметов ( шар, куб, кирпичик, призма) — 3 балла.

Ориентируется в любых 2-3 контрастных формах предметов — 2 балла.

Плохо ориентируется в контрастных формах предметов — 1 балл.

Без труда входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 3 балла.

Входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 2 балла.

С трудом входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 1 балл.

Действия с предметами носят целенаправленный характер, переносит знакомые действия на новые игрушки — 3 балл.

Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия — 2 балла.

Манипулирует предметами — 1 балл.

Самостоятельно ест любую пищу, обращает внимание на грязные лицо, руки, нос, частично снимает одежду — 3 балла.

Самостоятельно ест любую пищу с небольшой помощью взрослых, пытается снимать одежду — 2 балла.

Не умеет есть жидкую пищу ложкой — 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10 – 15 баллов — Зона адаптации;

6- 9 баллов — Зона неполной адаптации;

1 – 5 баллов — Зона недоразвития.

1. Восприятие речи

Легко понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; легко понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 3 балла.

Частично понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; частично понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 2 балла.

Не понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; не понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 1 балл.

2. Активная речь

Начинает употреблять простые 3-4 словесные предложения — 3 балла.

Начинает употреблять простые 2-3 словесные предложения — 2 балла.

Употребляет в основном облегченные слова — 1 балл.

Самостоятельно умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см ( 4- 5 предметов), постепенно уменьшающихся; самостоятельно умеет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого (использует 4 основных цвета) — 3 балла.

Умеет различать предметы по величине (2-3 предмета), постепенно уменьшающихся; умет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого — 2 балла.

Только с помощью взрослого умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см, постепенно уменьшающихся; только с помощью взрослого умеет подбирать предметы по форме ( круглые, квадратные, прямоугольные) и по цвету — 1 балл.

Хорошо выполняет действия:
а) ходит по приподнятой лестнице (на 20-25 см от пола), наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см — 3 балла.

Выполняет действия при поддержке взрослого:
проходит по приподнятой (на 20-25 см от пола) наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см — 2 балла.

С трудом выполняет вышеуказанные действия — 1 балл.

Самостоятельно воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) — 3 балла.

Самостоятельно воспроизводит в игре отдельные действия, не связанные сюжетом — 2 балла.

Воспроизводит отдельные игровые действия по образцу взрослого — 1 балл.

Самостоятельно частично раздевается и одевается — 3 балла.

С помощью взрослого частично раздевается и одевается — 2 балла.

Пассивно ждет помощи взрослого при одевании и раздевании — 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов — Зона полного развития;

6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного ) развития;

1-5 баллов — Зона недоразвития.

Говорит сложные предложения, хотя и не всегда правильно грамматически. Появляются вопросы: Где? Куда? Почему? — 3 балла.

Говорит односложные предложения — 2 балла.

Говорит отдельными словами — 1 балл.

По образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 3 балла.

С помощью взрослого по образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 2 балла.

Не умеет подбирать предметы — 1 балла.

Самостоятельно влезает и слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 метра; самостоятельно бросает малые мячи в горизонтально распо ложенную цель ( диаметр 40 см), с расстояния 80 – 100 см на уровне груди — 3 балла.

Влезает и слезает с помощью взрослых приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100см на уровне груди, не точно выполняя инструкцию взрослых — 2 балла.

Не влезает и не слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; не бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100 см на уровне груди — 1 балл.

Самостоятельно в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность действий — 3 балла.

С участием взрослого в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность 2-3-х действий — 2 балла.

Не наблюдает сюжета в игре; выполняет отдельные действия — 1 балл.

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их — 3 балла.

С участием взрослого делает простые сюжетные постройки и называет их — 2 балла.

Делает отдельные постройки, не называя их (манипулирует строительным материалом) — 1 балла.

Самостоятельно правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; самостоятельно скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 3 балла.

С помощью взрослого правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; с помощью взрослого скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 2 балла.

Читайте также:  Бесплатные анализы для детей до года

Не умеет правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; не умеет скатывать комок глины прямыми, круговыми движениями — 1 балла.

Самостоятельно полностью одевается, но не застегивается; моет руки; ест самостоятельно и аккуратно, держит ложку в правой руке — 3 балла.

С небольшой помощью взрослого одевается; моет руки; ест самостоятельно, но не аккуратно— 2 балла.

Одевается со значительной помощью взрослого; не сформирован навык умывания, ест с помощью взрослого — 1 балл.

Примечание: схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

15-21 баллов — Зона полного развития;

8-14 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;

1-7 баллов — Зона недоразвития.

Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки; самостоятельно рассказывает о виденном 2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные предложения; большой словарный запас, в словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия — 3 балла.

Воспроизводит раннее слышанные стихи, песенки; рассказывает о виденном 1-2 предложениями с наводящими вопросами взрослого; небольшой словарный запас — 2 балла.

Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки; не рассказывает о виденном; скудный словарный запас — 1 балл.

Самостоятельно правильно использует геометрические формы по назначению; самостоятельно называет 4 основных цвета; знает черный и белый цвет; умеет самостоятельно различать местоположение предметов в пространстве — 3 балла.

С помощью взрослого правильно использует геометрические формы по назначению; с помощью взрослого называет 4 основных цвета; по словесному указанию умеет различать местоположение предметов в пространстве — 2 балла.

Не умеет использовать геометрические формы по назначению, даже с помощью взрослого; знает; основных цвета, но не называет их; не умеет различать местоположение предметов в пространстве — 1 балл.

Самостоятельно бросает малые мячи в вертикально расположенную цель, находящуюся на расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100 см и ловит его — 3 балла.

Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его — 2 балла.

Хаотичное бросание малых и больших мячей — 1 балл.

Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно пользуется игрушками; используются элементы ролевой игры — 3 балла.

Играет рядом с детьми, не умеет совместно пользоваться игрушками — 2 балла.

Играет один, выполняет 2-3 последовательных эпизода — 1 балл.

Самостоятельно выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 3 балла.

С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 2 балла.

Делает простые сюжетные постройки, называет их — 1 балла.

Самостоятельно делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 3 балла.

С помощью взрослого делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 2 балла.

Не умеет выполнять рисунок по заранее задуманному плану, рисует каракули; не умеет соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушки); называет их — 1 балл.

Самостоятельно раздевается и одевается; всегда просится на горшок; аккуратно кушает, держа правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо, пользуется носовым платком — 3 балла.

С небольшой помощью взрослого раздевается и одевается; пользуется горшком при напоминании взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно; моет руки и лицо, пользуется носовым платком по указанию — 2 балла.

С помощью взрослого выполняет следующие действия: раздевается и одевается; пользуется горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо; пользуется носовым платком — 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов — Зона полного развития;

6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;

1-5 баллов — Зона недоразвития.

источник

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращаются в одну из актуальнейших проблем современного образования, а также в первоочередную проблему. Её разрешение возможно только в случае разработки и внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений вариативных моделей ранней и дифференцированной диагностики, а также психолого-педагогической коррекции и профилактики различных нарушений развития.

В раннем детском возрасте выделяется несколько периодов, связанных с психофизиологическими особенностями развития. Если не уделять внимания тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений.

Вложение Размер
kontrol_npr.doc 67 КБ
karta_razvitiya.doc 49 КБ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.

В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)

Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:

  1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
  2. У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
  3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:

На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:

В каждом из них контролируется:

  1. Понимание речи.
  2. Активная речь.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Игры и действия с предметами.
  5. Изобразительная деятельность.
  6. Конструктивная деятельность.
  7. Степень развития общих движений.
  8. Формирование навыков самостоятельности.
  9. Поведение.

Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.

В графе «Заключение» проставляется группа развития.

В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

I. Настроение : бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

II. Сон : засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна — глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

III. Аппетит : хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

IV. Характер бодрствования : ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка :

Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.

ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

I . Факторы медико-биологического риска:

  1. наличие наследственных заболеваний в семье;
  2. пороки развития системы организма, врожденные

— нарушения в строении и развитии опорно-двигательного

аппарата (мышечной системы и скелета);

— аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-

  1. органическое поражение ЦНС и периферической НС:

— ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

  1. психические заболевания (ранние проявления):
  1. выраженная соматическая патология различной этиологии:

— пороки развития основных систем организма (порок сердца)

и хронические соматические заболевания;

— частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета

(в том числе врождённый иммунодефицит);

II. Факторы биологического риска:

— недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой

— дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

— дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

— дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

III. Факторы социального риска:

  1. наркомания и алкоголизм родителей;
  2. малолетние родители (моложе 17 лет);
  3. дети беженцев;
  4. стресс, пережитый ребёнком;
  5. длительная разлука с матерью;
  6. социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.

ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Факторы психического развития

  1. Произносит 20 и более слов.
  2. Выполняет 2 поручения.
  3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
  4. Держит ложку во время еды.
  5. Ставит 5 кубиков один на другой.
  6. Ходит сам, но часто падает.
Читайте также:  Бесплатные анализы для детей инвалидов
  1. Стремится связать 2 слова в предложение.
  2. Хочет всё делать самостоятельно.
  3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.
  4. Пробует самостоятельно есть.
  5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой.
  6. Ходит стабильно, редко падает.
  1. Называет пять изображений на рисунке.
  2. Ищет помощи у взрослых.
  3. Чиркает карандашом в рамках листа.
  4. Самостоятельно ест.
  5. Бросает мяч в ящик (корзину).
  6. Пробует бегать.
  1. Задаёт первые вопросы.
  2. Общается с детьми.
  3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
  4. Регулирует отправление физиологических потребностей.
  5. Пробует ловить брошенный мяч.
  6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.
  1. Задаёт различные вопросы.
  2. Может связно рассказывать.
  3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
  4. Расстёгивает 3 пуговицы.
  5. Бегает значительно лучше.
  1. Может связно рассказывать.
  2. В игре входит в роль.
  3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.
  4. Сам раздевается и одевается.
  5. Ставит 10 кубиков один на другой.
  6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.

КАРТА РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________

Дата рождения _______________________ Возраст при поступлении ___________________________

источник

Уровень НПР у детей раннего возраста можно оценивать по 4 группам развития, 3 из кото­рых — варианты нормального развития, а 4-я — развитие, по­граничное с нормой (табл.12).

1-я группа развития — дети с развитием в пределах нормы или с опережающим развитием по одному или нескольким показателям;

2-я группа — дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок (до 1 года — на 1 месяц; до 2 лет — на 3 ме­сяца; до 3 лет — на 6 месяцев) и дети с негармоничным разви­тием по одному или нескольким показателям;

3-я группа -дети с задержкой развития на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 2 эпикризных срока);

4-я группа -дети с задержкой развития на 3 эпикризных срока.

Кроме того, выделяют 3 степени задержки НПР: I степень -по 1-2;

III степень — по 5-7 показателям.

Таким образом, схема оценки НПР ребенка представляет­ся следующим образом:

сначала оценка уровня НПР ребенка по ведущим линиям развития детей, характерным для дан­ного возраста;

соответствие или несоответствие уровня НПР ребенка данному возрасту с учетом групп развития и степе­ней задержки;

оценка динамики НПР ребенка по сравнению с его предыдущим уровнем, наличие или отсутствие инди­видуальных особенностей НПР.

Таблица 12. Качественно-количественная оценка НПРдетей 1—3-го годов жизни

1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа
1. Дети с опережением в развитии: — на 2 эпикризных срока (высокое развитие) — на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие) 1. Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: а) I степень (задержка 1—2 показателей); 6) II степень (задержка 3—4 показателей); в) III степень (задержка 5—7 показателей) 1. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: а) I степень (задержка 1—2 показателей) б) II степень (задержка 3—4 показателей) в) III степень (задержка 5-7 показателей) Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока
2. Дети с опереже- нием в развитии: — верхнегармоничное развитие: а) часть по­казателей выше на 1 эпикриз­ный срок; б)часть — выше на 2 эпикризных срока
2. Дети с нетипичным негармоничным развитием: а) часть показателей выше; б) часть ниже на 1 эпикризный срок 2. Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием: а) часть показателей ниже на 1эпикризный срок; б) часть — на 2 эпикризных срока
3. Дети с нормаль­ным развитием

По результатам оценки НПР родителям даются рекомен­дации по обеспечению своевременного и гармоничного раз­вития ребенка на следующий возрастной период:

— по линиям развития ребенка (эмоции, движения, навы­ки, речь и др.);

— по отдельным показателям НПР (сформировать у ре­бенка умение захватывать рукой игрушку, выработать ус­ловную связь слова с предметом и др.);

— по организации условий для своевременного формиро­вания умений и навыков ребенка, соответствующих возрас­ту (для умения ползать — манеж, для развития слухового ана­лизатора — звуковые игрушки).

При очередной встрече с ребенком прежде всего проверя­ется, как выполнены назначения, каковы сдвиги в НПР и по­ведении ребенка.

Для оценки НПР дошкольников и школьников применя­ются специальные тесты, таблицы и шкалы, где для каждого возраста предлагается определенное количество

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 11049 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

На 2-м году жизни в развитии ребенка выделено четыре периода:
1) от 1 г. 1 мес до 1 г. 3 мес; 2) от I г. 4 мес до 1 г. 6 мес; 3) от 1 г. 7 мес до 1 г. 9 мес; 4) от 1 г.10 мес до 2 лет.
Развитие детей 2-го года жизни проверяется по следующим линиям:
1) развитие понимания речи; 2) развитие активной речи; 3) сенсорное развитие;
4) развитие игры и действий с предметами; 5) развитие движений; 6) формирование навыков.
Такое выделение является условным, так как, с одной стороны, намечается определенная связь между линиями развития, относящимися к формированию различных умений, с другой, каждая линия развивается в результате формирования определенных функций. Taк, например, развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата peбeнкa, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в peчи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка. Тем нее менее каждая линия развития выражает собой определенные умения ребенка: говорить, играть и т.д. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.
Каждая линия развития выражена в определенном показателе. В результате апробирования показателей развития оставлены лишь те из них, которые выполняются 50 — 80% детей, воспитывающихся в условиях коллектива, т.е. по одному показателю на каждую линию развития (всего 24 показателя).
. Наиболее информативный показатель — развитие активной речи, Анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (периода адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий). Поэтому развитие активной речи ребенка, с одной стороны, требует особого внимания со стороны взрослых как показатель наиболее сложный и вновь формирующийся, а с другой, информирует о каких-то неблагополучных условиях воспитания ребенка.
На 3-м году жизни в развитии ребенка выделено 2-ого полугодия. В каждом из них намечаются следующие линии: в первом полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) конструктивная деятельность, 4) сенсорное развитие. 5) развитие движений, 6) развитие навыков; во втором полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) изобразительная деятельность, 4) конструктивная деятельность, 5) сенсорное развитие, 6) навыки, 7)движения. Всего 19 показателей. Кроме того, дается оценка и поведению ребенка.
При оценке нервно-психического развития детей в карте развития фиксируется уровень развития, т.е. какому уровню (возрасту) оно соответствует по всем линиям. Поведение оценивается также по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).
В заключении отражается, в чем и насколько задерживается развитие ребенка и каковы отклонения в его поведении.

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-го ГОДА ЖИЗНИ
Возраст — 1 г.3 мес.
Понимание речи.
Запас понимаемых слов быстро расширяется.
А. Понимание ребенком названий окружающих предметов.
1. Материал — 3 — 4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака).
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: “Где . ”,— ребенок должен отыскать все предметы. После этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти.
Поведение ребенка — по просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.
Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3 предметов.
2. Материал — предметы одежды, обуви.
Методика выявления — ситуация естественная, при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.
Поведение ребенка — по слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой.
Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3 предметов.
Б. Понимание ребенком действий.
Материал — сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия: “Покорми куклу”, “Положи куклу в кроватку”.
Поведение ребенка — выполняет действия по просьбе взрослого; подносит тарелку ко рту, кладет куклу в кроватку.
В. Ребенок ориентируется в группе.
Методика выявления — ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предты и предлагается задание — покормить куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать.
Поведение ребенка — подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого.
Примечание. Данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи.
2. Материал — 2 кирпичика, 2 кубика.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, ему можно показать.
Поведение ребенка — самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика “машину”, двигает ее, воспроизводя движение машины, или кладет один кубик на другой — строит дом.
3. Материал — стержень с 4—5 кольцами (одной величины ).
Методика выявления — ребенку предлагается надеть кольца на стержень.
Поведение ребенка — надевает кольца на стержень.
Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого
5. Движения
Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
Методика выявления — ситуации естественная (наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности).
Поведение ребенка — выполняет указанные движения.
6. Навыки
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Методика выявления — ситуация естественная (процесс кормления).
Поведение ребенка — самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным.
Возраст— 1 г. 6 мес
1. Понимание речи.
Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»).
1. Материл—два однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет — кукла.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная, Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности; собака черная, кошка черная, кошка бе¬лая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку предлагается найти их еще раз.
2. Материал — ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.
Методика выявления—та же, что и в первой ситуации.
Поведение ребенка — находит однородные предметы пo слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).
2. Активная речь
Словами, облегченными (например, “би-би”) и произнесенными правильно (“машина”), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности
Материал — 4 предмета (например кукла, зайчик, пету¬шок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: “Кто там?”, “Кто это?”, “Что это?».
Поведение ребенка — называет предметы правильно (например, “ляля”, “заика”) облегчёнными словами.
3. Сенсорное развитие
Ориентируется в 3—4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).
Материал—3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру).
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вразнобой. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, вновь поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их так же.
Поведение ребенка— по образцу и слову взрослого выполняет задание, подбирая предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором — шарики).
4. Игра и действия с предметами
Отображать в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.
1. Материал — кукла, носовой платок.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит “У ляли грязный носик. Вот платок”.
Поведение ребенка- прикладывает носовой платок к носу куклы.
2. Материал — кукла с волосами, расческа.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: “Кукла-ляля растрепанная, вот расческа”.
Поведение ребенка — прикладывает расчёску к волосам куклы и водит ее по волосам.
Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.
5. Движения.
Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.
Материал — 4 брусочка.
Методика выявления — ситуация, специально подготовлен¬ная (может быть выявлено и на занятии по гимнастике). На пол на расстоянии друг от друга кладутся брусочки. Ребенку предлагается перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать, затем встать перед ребенком и подозвать его к себе.
Поведение ребенка — перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.
6. Навыки
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
Материал — глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.
Методика выявления — ситуация естественная (во время обеда).
Поведение ребенка — самостоятельно съедает 3\4 жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).
Возраст— 1 г. 9 мес.
1. Понимание речи
Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.
Материал — изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались со взрослыми: 1) мальчик поит лошадку, 2) дети умываются, 3) дети поливают цветы, 4) дядя чинит машину.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет на стол картины, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: “Кто это на картинке?», “Что делают?” Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины: “Что мальчик делает?”, “Что лошадка делает?” и т.д.
Поведение ребенка — отвечает на вопросы взрослого сразу, либо с помощью дополнительных вопросов. При этом пользуется словами и двухсловными предложениями.
2. Активная речь
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.
Методика выявления — ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, режимных моментах, занятиях.
Поведение ребенка — во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.
3. Сенсорное развитие
Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см
1. Материал — 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого— 10 см, второго —7 см, третьего — 4 см.
Методика выявления — взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их вразнобой, после чего предлагает ребенку их вновь собрать.
Поведение ребенка — собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).
2. Материал — трехместная матрешка (разница в величине 3—4 см).
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. На глазах у ребенка выкладывается одна матрешка из другой таким образом, чтобы каждая половина стояла против другой. После этого ребенку предлагается закрыть половинки матрешек. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать.
Поведение ребенка — самостоятельно или после показа взрослого закрывает все три матрешки. При этом может пробовать несколько раз (не более трех). Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.
4. Игра и действия с предметами
Воспроизводит несложные сюжетные постройки — перекрытия типа “ворот”, “скамейки”, “дома”.
Материал — 3 кирпичика
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Воспитатель предлагает ребенку построить “ворота”. При этом может один раз показать. Ставит 2 кирпичика вертикально, один сверху горизонтально.
Поведение ребенка— по слову взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может пробовать 2—3 раза.
5. Движения
Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15—20 см), приподнятой над полом (15—20см).
Материал — скамейка высотой 15—20см с шириной доски 15-20 см.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается пройти по доске без помощи взрослого (войти и сойти можно с помощью взрослого).
Поведение ребенка — проходит по ограниченной поверхности (доске) без помощи взрослого.
6. Навыки
Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).
Методика выявления —- ситуация естественная (при раздевании ребенка).
Поведение ребенка — снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), чулки, шапку).
Возраст — 2 года

Читайте также:  Бианки анализ произведений для детей

1. Понимание речи
Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.
Материал — специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.
Методика выявления—ситуация, специально подготовленная. Ребенок может быть в группе с другими детьми (2—3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит против них и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает им первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса. Рассказ может быть следующего типа: “Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу (первая часть рассказа). На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу —ав-ав! Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: “Не бойся, Машенька, собачка не кусается”,— и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)”. После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: “Кто пошел на улицу гулять?”, “Что Машенька надела?”. “Кто испугал Машу на улице?», “А что тетя сказала Маше?”
Поведение ребенка — отвечает на вопросы взрослого.
2. Активная речь
При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
Методика выявления—ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым).
Поведение ребенка — общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).
3. Сенсорное развитие
Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.
Материал — 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета).
Методика выявления — ситуации, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке- красная, синяя, зеленая, красная, синяя; зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется: синяя, красная, зе¬леная, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.
Поведение ребенка — правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей синюю, к зеленой зеленую. Ребенок должен решить одно задание.
4. Игра и действия с предметами.
Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).
1. Материал — кукла-голыш размером 30 см, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка.
Методика выявления — ситуация, специально нодготовленная. Можно также использовать игру ребенка, если он купает куклу. Перед ребенком раскладывают игрушки и говорят: “Кукла грязная».
Поведение ребенка — воспроизводит с куклой ряд последовательных действии: сажает куклу в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы используются по назначению.
2. Наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действии: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном или моет посуду и вытирает ее, лечит куклу — опускает пипетку в баночку, потом прикладывает к носу куклы.
Поведение ребенка — если ребенок в любой ситуации воспроизводит ряд последовательных действий (2—3), используя предметы по назначению, можно считать задание выполненным.
5. Движения
Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.
Материал — 3-4 брусочка.
Методика выявления — на расстоянии 20 см кладутся брусочки, ребенку предлагается перешагнуть через них, если ребенок не понимает задания, взрослый может ему показать.
Поведение ребенка — шагает через брусочки чередующимся шагом.
6.Навыки.
Частично надевает одежду (ботинки, шапку).
Методика выявления — ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботики, шапку, носки.
Поведение ребенка — самостоятельно, без помощи взрослого может надеть вышеуказанные предметы.

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ З-ГО ГОДА ЖИЗНИ.
Возраст — 2 г. 6 мес
1. Активная речь
1.Говорит многословными предложениями (более 3 слов).
Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или режимных процессов).
Поведение ребенка — в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более 3 слов).
2.Появляются вопросы: “Где?, Куда?”.
Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время режимных процессов или самостоятельной деятельности) в течение 20-30 мин.
Поведение ребенка — хотя бы раз задает вопрос: “Где?” или “Куда?”.
2. Сенсорное развитие.
1.Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.
Материал — два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная, Взрослый показывает ребенку одну из геометрических фигур и просит дать такую же.
Поведение ребенка — правильно дает взрослому соответствующую фигуру.
2. Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов.
Материал — цветное лото, в котором имеются 4 фона основных цветов, и карточки с изображением разнообразных предметов 4 цветов (брать изображения знакомых предметов, но которые в занятии не использовались).
Методика выявления — ситуация, специально подготов¬ленная.
Взрослый раздает ребенку фоны 4 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в 4 основных цвета (цвет чередует), спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить.
Поведение ребенка — правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.
3. Игра.
Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2—3).
Материал — пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Подобраны игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены в неподсказывающей ситуации.
Поведение ребенка — развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.
4. Конструктивная деятельность.
Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
Материал — строительный материал разнообразной геометрической формы (10—14 шт.). Методика выявления — ситуация провоцирующая. Специально организованное занятие со строительным материалом. Ребенку даются разнообразные геометрические фигуры и предлагается что-либо построить.
Поведение ребенка — делает 1—2 простые сюжетные, постройки, обязательно называет их, Постройка должна быть похожа на называемый предмет
6. Навыки.
1. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
Методика выявления — ситуация естественная (во время одевания после сна или при сборе на прогулку).
Поведение ребенка —самостоятельно надевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто.
2. Ест аккуратно.
Методика выявления — ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка— ест аккуратно, не пачкает одежду не оставляет грязь на столе.
7. .Движения
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 20—28 см.
Материал — палка или веревка.
Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую от пола на 20—28 см.
Поведение ребенка — перешагивает свободно, не задевая палку или веревку.

3 года.
1. Активная речь
1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время режимных процессов, самостоятельной деятельности) и течение 20—30 мни.
Поведение ребенка — хотя бы раз в своей речи употребляет придаточное предложение.
2. Появляются вопросы: “Почему?”, “Когда?”.
Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20—30 мин.
Поведение ребенка — хотя бы раз употребляет вопрос: “Почему?” или “Когда?”.
2. Сенсорное развитие
1. В своей деятельности правильно использует геометриче¬ские фигуры по назначению.
Материал — геометрическая мозаика, к ней карточки, на которых даны изображения несложных предметов (дом, паро¬ход, дом с забором и др.), в основе которых лежат основные геометрические фигуры.
Методика выявления — ситуация, специально подготовленной. Взрослый дает ребенку изометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает сделать соответствующие решение путем накладывания на образец.
Поведение ребенка — правильно подбирает мозаику к ри¬сунку.
2. Называет 4 основных цвета
Материал — 8 однотонно окрашенных предметов по два одинакового цвета, но разной формы (например, красный кубик, красный конус и др.).
Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: “Какого цвета шарик?” (цвет чередует).
Поведение ребенка — правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
3. Игра
Появляются элементы ролевой игры.
Материал — разнообразные сюжетные игрушки.
1.Методика выявления — ситуация провоцирующая, В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20—30 мин.
Поведение ребенка — отображает какои-либо сюжет, вы¬полняет роль, которую определяет словом.
2. Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?».
Поведение ребенка — на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.
4. Конструктивная деятельность
Появляются сложные сюжетные постройки.
Материал— разнообразные геометрические фигуры (10— 14 шт.). Величина материала зависит от места организации занятия ребенка — за столом или на полу: если за столом, дается средний или мелкий материал, на полу — крупный строитель (можно дать дополнительный материал: машину, мелкие игрушки).
Методика выявления — ситуация провоцирующая.
Поведение ребенка — делает сюжетную постройку, например гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой.
5. Изобразительная деятельность
1. С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их.
Материал — кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4—6 см, диаметром 1,5—2 см.
Методика выявления —. ситуация провоцирующая. Ребенку дается кусок пластилина в виде цилиндра и предлагается слепить что-нибудь.
Поведение ребенка — лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.
2. С помощью карандаша или краски изображает простые предметы и называет их.
Материал — лист бумаги (размером с тетрадный лист), карандаш или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны).
Методика выявления — ситуация специально подготовленная. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать.
Поведение ребенка — изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.
6. Навыки
1. Самостоятельно одевается может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
Методика выявления — ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Поведение ребенка — самостоятельно одевается. Иногда может быть небольшая помощь со стороны взрослого при застегивании пуговицы или завязывании шнурков.
2. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
Методика выявления — ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка — при загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой.
7. Движения
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30—35 см.
Материал — палка, веревка, поднятая на указанную высоту.
Методика выявления — ситуация, провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.
Поведение ребенка — свободно перешагивает через палку или веревку, не задевая их.

источник