Меню Рубрики

Анализ нормативно правовых актов дети

Анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, закрепляющих правовой статус несовершеннолетних детей в сфере жилищных прав

Жилищные права детей в Российской Федерации: общая характеристика и законодательное регулирование. Цель и задачи государственной политики по защите прав детей. Органы опеки и попечительства. Проблемы реализации жилищных прав детей и пути их решения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В-четвертых, органы опеки и попечительства должны включиться в защиту прав детей по тем многим делам, что сейчас находятся на рассмотрении судов.


На наш взгляд российский законодатель мог бы прибегнуть к следующим механизмам решения проблем связанным с неэффективной работой органов опеки и попечительства:


1. В случае изменения законодательства в части отнесения вопросов опеки и попечительства к государственным полномочиям установить специальный порядок наделения органов местного самоуправления этими полномочиями (если возникнет необходимость такого установления).


2. Установить единый для всех муниципальных образований Российской Федерации перечень обязанностей при осуществлении опеки и попечительства.


3. Установить единый и, по возможности, детально регламентированный порядок получения согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки с имуществом, принадлежащим подопечному на праве собственности либо на основании иных, предусмотренных законом прав; осуществления органами опеки и попечительства иной, предусмотренной законом деятельности, не нашедшей достаточной регламентации в ныне действующем законодательстве.


4. Установить порядок финансирования деятельности по опеке и попечительству (из единственного источника, совместное, дотационное и т.д.).


5. Установить общие принципы осуществления опеки и попечительства в России (правовая основа, основные понятия и т.д.).


Одним из приоритетных направлений для совершенствования законодательства — должна стать скорейшая разработка специального Закона «О поддержке многодетных семей», в котором на федеральном уровне необходимо закрепить:


1. разовый льготный кредит или беспроцентный заем на строительство или приобретение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;


2. скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электрической энергией, а многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, скидка в размере не ниже 30 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Льготы по оплате коммунальных услуг должны предоставляться многодетным семьям, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;


На проблемы поддержки многодетных семей в РФ обращают внимание и международные органы. Так, в заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка от 30 сентября 2005 года, данным Российской Федерации по итогам рассмотрения третьего периодического доклада о выполнении Россией Конвенции ООН о правах ребенка, говорится: «Комитет обеспокоен тем, что плохие условия жизни серьезно ограничивают возможность детей пользоваться своими правами. Комитет рекомендует государству-участнику принять все необходимые меры для обеспечения поддержки и материальной помощи семьям, находящимся в экономически неблагополучных условиях, включая целевые программы в отношении наиболее уязвимых групп семей, с тем, чтобы гарантировать всем детям право на надлежащий уровень жизни».


На наш взгляд, Российская Федерация должна стимулировать и поддерживать региональные программы субъектов РФ, направленные на защиту и реализацию жилищных прав несовершеннолетних детей.


1. Несовершеннолетние — это особые субъекты жилищных правоотношений, которые наделены широким комплексом прав, носящих превалирующий, специальный и императивный характер. Специальными правами наделены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.


Особенности реализации прав несовершеннолетних детей закреплены в семейном, жилищном, гражданском и в процессуальном законодательстве. Недостаточность теоретической разработки механизма защиты прав несовершеннолетних в жилищной сфере, разрозненность нормативных актов, отсутствие устоявшихся подходов в судебной практике к вопросу защиты жилищных прав несовершеннолетних порождает большие трудности в правоприменительной практике судебных органов при рассмотрении дел данной категории. На практике — при коллизии норм гражданского (семейного) и жилищного законодательства необходимо, прежде всего, учитывать предметы регулирования данных кодифицированных актов.


Также необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.


2. Изменения, внесенные в действующее законодательство и некоторые положения нового ЖК РФ, регулирующие право ребенка на жилье стали основой для массовых нарушений конституционных прав несовершеннолетних граждан и, как следствие привели к тяжелым социальным последствиям.


3. В работе обоснована необходимость реформирования органов опеки и попечительства. В настоящее время существуют следующие проблемы:


Во-вторых, существенной проблемой является то обстоятельство, что при принятии решений органы опеки и попечительства по существу бесконтрольны.


На наш взгляд, российский законодатель мог бы прибегнуть к следующим механизмам решения данных проблем:


на законодательном уровне принять меры, направленные на изменение структуры и порядка деятельности органов опеки и попечительства, четко определить права и обязанности этих органов, принципы деятельности, положения об ответственности.


в случае изменения законодательства в части отнесения вопросов опеки и попечительства к государственным полномочиям установить специальный порядок наделения органов местного самоуправления этими полномочиями (если возникнет необходимость такого установления).


установить единый и, по возможности, детально регламентированный порядок выдачи органами опеки и попечительства разрешений на отчуждение имущества (в том числе недвижимости) несовершеннолетних, а также сроков из выдачи.


установить порядок финансирования деятельности по опеке и попечительству (из единственного источника, совместное, дотационное и т.д.).


установить общие принципы осуществления опеки и попечительства в России (правовая основа, основные понятия и т.д.).


4. Применение норм ЖК РФ (ст.31) и ГК РФ (ст.292) позволяет сделать вывод, что собственники жилых помещений получили неограниченную возможность лишать прав — пользователей жилого помещения путем его отчуждения, и соблюдение жилищных прав ребенка здесь никак нельзя проконтролировать.


Действующее законодательство не содержит: а) механизма реализации безусловных прав ребенка на жилище; б) реально работающего механизма принуждения собственника жилища; в) отсутствуют разъяснения о том, вправе ли собственник по своему усмотрению изменить и адрес проживания бывших членов семьи, то есть предоставить право тому же экс-супругу с детьми жить в специально снятой комнате, а не в отдельной многокомнатной квартире.


В настоящее время фактически принимающим решения по данным спорам районным судам делегировано неограниченное право субъективно устанавливать, кто и сколько может пользоваться жильем собственника.


Во-первых, ВС РФ разработаны и приняты разъяснения о порядке применения ст.31 ЖК РФ с учетом всей накопившейся судебной практики;


Во-вторых, разработаны и приняты изменения в жилищное (ст.31 ЖК РФ) и гражданское законодательство (ст.292 ГК РФ) с целью урегулировать коллизию между правами собственников и жилищными правами детей;


В-третьих, необходимо внести изменения в законодательство об органах опеки и попечительства, о которых мы говорили в первом параграфе настоящей главы;


В-четвертых, органы опеки и попечительства должны включиться в защиту прав детей по тем многим делам, что сейчас находятся на рассмотрении судов.


Предложения по совершенствованию работы органов опеки и попечительства не являются исчерпывающими и предполагают необходимость дальнейшего комплексного исследования в области обеспечения и защиты жилищных прав детей.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.

3. Жилищный кодекс Российской Федерации: от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 22.12.2004): (ред. от 17.12.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. № 1. Ст.14.

4. Семейный кодекс Российской Федерации: от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 08.12.1995): (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. № 1. Ст.16.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть 1 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст.3301; часть 2 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 5. — Ст.410; часть 3 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 49. — Ст.4552.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации: от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.12.2001): (ред. от 25.11.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. № 1. Ст.3.

7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 18.12.1996): (ред. от 05.04.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. № 2. Ст. 198.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 24.05.1996): (ред. от 06.05.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. № 25. Ст.2954.

9. Федеральный закон от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод»: (принят ГД ФС РФ 21.02.2001): (ред. от 30.12.2001) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 13. Ст.1140.

10. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: (принят ГД ФС РФ 04.12.1996): (ред. от 17.12.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст.5880.

11. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: (принят ГД ФС РФ 20.07.1995): (ред. от 24.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст.4563.

12. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: (принят ГД ФС РФ 03.07.1998): (ред. от 17.12.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст.3802.

13. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: (принят ГД ФС РФ 21.05.1999): (ред. от 13.10.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст.3177.

14. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: (принят ГД ФС РФ 16.09.2003): (ред. от 08.05.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст.3822.

15. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 18.07.2006, с изм. от 25.12.2008) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст.1227.

16. Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2008) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 28. Ст.959.

17. Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 23. Ст.1276.

18. Указ Президента РФ от 14.09.1995 № 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст.3669.

19. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (ред. от 28.03.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30. Ст.2939.

20. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2006 г. № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» (ред. от 31.03.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 19. Ст. 2093.

21. Закон города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» (ред. от 25.06.2008) // Ведомости Московской городской Думы. 2006. № 1. Ст.312.

22. Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. № 79-р «Об утверждении федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 6. Ст.787.

23. Постановление Правительства Москвы от 31 августа 1999 г. № 797 «О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — выпускников детских домов и школ-интернатов» (ред. от 02.10.2007) // Вестник Мэрии Москвы. 1999. № 22.

24. Постановление Правительства Москвы от 31.10.2010 № 859-ПП «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве» (ред. от 15.12.2009) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. № 65.

25. Постановление Московской городской Думы от 21.04.2004 № 104 «О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году» // «Ведомости Московской городской Думы», 2004.

26. Доклад Уполномоченного по правам человека в Московской области от 02.03.2006 «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2005 году» // Ежедневные новости. Подмосковье. 2006. № 46. № 53.

27. Проект федерального закона № 160008-4 «О внесении изменений в статью 292 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части порядка совершения сделок с жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние). (Внесен Законодательным Собранием Красноярского края). (Снят с рассмотрения).

28. Решение Московского городского суда от 25.12.2001 по делу N3-693/2001/ (документ опубликован не был).

Читайте также:  Анализ знаний детей в детском саду

29. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. № 78-Г06-2 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2006. № 12.

30. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 января 2006 г. № 5-В05-106 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2006. № 8.

31. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990) // Дипломатический вестник. 1992. № 6. С.10-13.

32. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985г.) // Советская юстиция. 1991. № 12-14.

Научная и учебная литература

33. Александрова, А.Л. Защита прав несовершеннолетних при сделках с недвижимым имуществом // Адвокат. 2004. № 10.

34. Гувлидов, П.В. Объективные предпосылки изменения российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права. 2006. № 6.

35. Ефремова, А.В. Дети в сделках с недвижимостью. // Правовые вопросы недвижимости. 2004. № 2.

36. Крашенинников, П.В. Жилищное право — М.: Статут, 2010.

37. Кудашкин, П.В. Жилищное право — М.: Норма: Инфра — М., 2010.

38. Межникова, Ю.А. Все о жилье. Экспресс-справочник. — М: Вершина, 2005.

39. Пиляева, В.В. Гражданское право. Части общая и особенная: учеб. — М.: ТК Велби, 2006.

40. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / под ред. С.А. Степанова. — М.: Проспект, 2010.

41. Комментарий к Жилищному Кодексу Российской Федерации / под ред. А.А. Титова. — М.: Издательство Юрайт, 2010.

источник

Семейному законодательству в России отводится важное место в обеспечении прав и интересов членов семьи. Оно исходит из необходимости:

— построения семейных отношений на чувствах взаимной любви, уважения и взаимопомощи;

— ответственности перед семьей всех ее членов;

— недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи;

— обеспечения беспрепятственного осуществления семейных прав;

— возможности судебной защиты семейных прав.

Нормативно-правовая база семейной политики в РФ складывается из следующих уровней правового регулирования:

— международные акты в области охраны семьи и семейной политики;

— Конституция РФ, конституционные и федеральные законы;

— Законы субъектов Федерации;

— указы, постановления местной власти.

Международный уровень регулирования семейной политики исходит из ряда основополагающих документов представленных далее.

Всеобщая декларация прав человека принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., провозглашающая в качестве основных принципов закона и общества права и свободы человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г., вступил в силу 3 января 1976 г. Соглашение всех присоединившихся стран о создании условия для реализации экономических, социальных и культурных правах, так же как и своими, гражданскими и политическими правами.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 года. Вступление в силу: 3 сентября 1981 года, в соответствии со статьей 27 (1), соглашение о провозглашении и принятии принципа равноправия женщин.

Конвенция о правах ребёнка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года, соглашение о приоритетности защиты прав ребенка всеми странами участниками.

Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, принята на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене, провозгласила программу действий в области укрепления и, таким образом, поощрения более полного соблюдения прав человека справедливым и сбалансированным образом.

А так же исходя из Пекинской декларации и Платформы действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.

Исходя из анализа данных документов, можно отметить, что все субъекты семейных отношений в международном плане достаточно защищены, согласно перечисленным нормативным актам обеспечивается благополучие семьи и всех её членов как во внутрисемейной сфере, так и вне её – в отношениях с государством и обществом. Однако данные документы носят больше рекомендательный характер, присоединение России к этим документам еще не означает создание адекватной семейной политики. С другой стороны данные документы создают фундамент в регулировании семейной политики.

Исследование международных источников права позволило выделить и ряд принципов, которые следует учитывать, решая вопросы предоставления социального обеспечения семьям с детьми. В основном, российское законодательство, регулирующее эту сферу отношений, им соответствует.

Исключительно важное значение в реализации основных начал (принципов) семейного законодательства и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеет, предусмотренная ст. 7 и 38 Конституции РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 и п. 1. ст. 1. Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ, обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

В настоящее время конституционный принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства реализуется в законодательстве РФ и ее субъектов, включая не только семейное законодательство, но и иные отрасли законодательства: в том числе об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде и охране труда, жилищное законодательство и т. д. Заложенные в Конвенции о правах ребенка принципы защиты интересов ребенка нашли свое отражение при развитии различных отраслей законодательства России.

Комплексным актом, в котором наряду с другими нормами содержатся нормы, относящиеся к праву социального обеспечения семьи, являются Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Важное значение в реализации прав ребенка имеет Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», однако следует отметить, что с разделением с 1 января 2005 г. полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в Закон внесены существенные изменения. В частности, в его новой редакции установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей передано на уровень субъектов федерации; в Законе практически не закреплены гарантии прав детей в области социального обеспечения.

Отраслевые федеральные законы, касающиеся социального обеспечения семьи и детей, могут быть условно подразделены на три категории представленные далее.

1. Федеральные законы, устанавливающие порядок и условия предоставления того или иного вида социального обеспечения в отношении всех граждан, в том числе детей. Это, в первую очередь, законы, регулирующие пенсионное обеспечение. Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются пенсии по случаю потери кормильца детям, отнесенным к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца; размеры пенсий по старости и инвалидности определяются также с учетом нетрудоспособных членов семьи, в том числе детей. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулирует установление социальных пенсий определенным категориям граждан, в том числе детям. Основные начала деятельности учреждений социального обслуживания, в том числе по предоставлению различного вида услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, закреплены Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

2. Федеральные законы, согласно которым социальное обеспечение, меры социальной поддержки предоставляются определенным категориям граждан, в том числе детям (Законы РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528-1, от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (ред. от 25.11.2013) и др.)

Так, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 30.11.2011) увеличивается на 100 % размер пособий на детей, предоставляется бесплатное питание для детей до трёх лет с молочной кухни (при её отсутствии выплачивается ежемесячная денежная компенсация).

Порядок установления статуса ребёнка-инвалида, в соответствии с которым он впоследствии приобретает право на социальное обеспечение, закреплен в Федеральном законе о «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013).

3. Федеральные законы, регулирующие вопросы социального обеспечения только в связи с материнством и детством. Например, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014) устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе предоставления услуг учреждениями социального обслуживания, которые в силу данного закона входят в систему профилактики.

Сюда же относятся Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 07.05.2013), а также вступивший в силу с 1 января 2007 г. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» согласно которым установлена выплата следующих пособий:

а) пособие по беременности и родам;

б) единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

в) единовременное пособие при рождении ребёнка;

г) единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью;

д) ежемесячное пособие по уходу за ребёнком.

Государственные пособия назначаются и выплачиваются следующим гражданам Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации; постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам; временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию иностранные граждане и лица без гражданства.

Государство вводит ограничение на категории граждан получающих пособия, так пособия лишаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, лишенные родительских прав, граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Весьма существенно, что в соответствии с Налоговым Кодексом РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ, эти пособия не подлежат налогообложению. Тем не менее, с точки зрения прожиточного минимума эти меры не достаточны для нормального и полного обеспечения матери и новорожденного.

Вопросы социального обеспечения семей с детьми регулируются, главным образом, в рамках законодательных актов, которые регламентируют социальное обеспечение как семей с детьми, так и других категорий граждан, причем в большей степени это характерно для нормативных правовых актов, издаваемых Российской Федерацией. Так, законодательством о труде, в частности Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. №197-ФЗ (в целях создания благоприятных условий для воспитания детей предусматриваются специальные меры для родителей в виде предоставления женщинам отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, дополнительных оплачиваемых выходных дней. Для беременных женщин запрещены ночные, сверхурочные работы и командировки. Законом запрещено отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей.

Нормы, направленные на защиту прав и законных интересов детей, других членов семьи, содержатся в гражданском и жилищном законодательстве: например, о сохранении жилого помещения за детьми, утратившими попечение родителей, на все время пребывания в воспитательном учреждении.

Жилищным кодексом РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения подлежат передаче в собственность только на добровольной основе, при наличии согласия на приватизацию всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона о приватизации). Следовательно, законность приватизации будет соблюдена тогда, когда в ней участвуют все проживающие в жилом помещении лица либо достигнуто соглашение на передачу жилья только одному или нескольким из них (отказ от приватизации).

Необходимо учитывать жилищные права граждан, которые в данной квартире на момент приватизации не проживают, но имеют законное право на проживание. Статьей 71 ЖК РФ установлено, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан, не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Согласно п. 4 ст. 71 СК РФ ребёнок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

Что касается отказа от участия в приватизации несовершеннолетнего, то Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 г. № 8 указал следующее: «Учитывая, что в соответствии со статьями 28 и 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями лишь при наличии разрешения указанных выше органов».

Таким образом, право на приватизацию сохраняют несовершеннолетние, снятые с регистрационного учета по различным основаниям, направленные в образовательные и лечебные учреждения, к родственникам и опекунам (попечителям), в том числе и к приемным родителям.

В системе мероприятий по защите материнства и детства особое место принадлежит мерам по защите законных прав и интересов детей. Постановлением Правительства РФ от 25.08.2000г. № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации» утверждены федеральные целевые программы: «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети – сироты», «Дети – инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в составе президентской программы «Дети России». Указом Президента РФ от 16.11.2001г. № 1328 «О президентских программах по улучшению положения детей в РФ» программам «Дети-инвалиды», «Дети-Сироты», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» присвоен статус президентских программ.

Читайте также:  Анемии у детей таблица анализов

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте роль семьи в формировании правовой культуры.

2. Назовите нормативно правовые акты определяющие основы семейной политики в России.

3. Назовите международные правовые акты закрепляющие интересы семьи.

4. Перечислите меры, осуществляемые социальной политикой в России в интересах семьи.

источник

Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС до

Курмакаева Анна Алаксандровна
Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС до

«Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

Нормативно-правовая база ДОУ — это совокупность законов, нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, разработанных в соответствии:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция о правах ребенка

4. «Порядок проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

7. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014)

8. «Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» утвержденный приказом Министерства и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015г. №1527.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014г. №8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»

10. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998г (с последующими изменениями и дополнениями)

11. Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»

12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации».

И это только часть перечисленных Федеральных законов, на которые нужно опираться в своей работе.

Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми документами разного уровня: федерального, регионального, муниципального, регламентирующими деятельность, а также внутренними локальными актами, регулирующими деятельность учреждения.

Локальный нормативный акт образовательной организации – это надлежащим образом утвержденный документ, который содержит нормы права, т. е. обязательные для исполнения требования (правила, адресованные определенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. К локальным нормативным актам в образовательной организации могут относиться приказы, положения, инструкции, правила, программы, графики и др. Основное назначение локального нормативного акта – детализация, конкретизация, дополнение общей правовой нормы применительно к условиям дошкольной образовательной организации с учетом специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.

В учреждении локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствам правового обеспечения деятельности МДОУ. При этом значение локальных нормативных актов особенно велико, поскольку нормотворческая деятельность МДОУ осуществляется в пределах ее компетенции, определенной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с компетенцией учреждения можно выделить следующие направления локального правового обеспечения его основной деятельности:

• правовое обеспечение конституирования учреждения в качестве общеобразовательного (лицензирование, аттестация образовательного учреждения, формирование структуры учреждения и органов управления);

• правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

• правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;

• правовое обеспечение материально-технического снабжения;

• правовое обеспечение безопасных условий нахождения воспитанников в общеобразовательном учреждении;

• правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);

• правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения) всех сторон деятельности общеобразовательного учреждения

По укрупненным направлениям деятельности МДОУ правовое обеспечение управления учреждением требует, как правило, принятия следующих локальных актов:

Локальные акты, регламентирующие деятельность органов самоуправления

Устав общеобразовательного учреждения;

Положение об общем родительском собрании

Положение о совете родителей

Положение о Педагогическом совете

Положение о собрании трудового коллектива

Локальные акты, регламентирующие отношения МДОУ с участниками образовательного процесса

Договор об образовании с родителями (законными представителями)

Положение о приеме детей и комплектовании групп

Положение об АИС комплектовании ДОУ

Правила внутреннего распорядка воспитанников

Положение о защите персональных данных воспитанников, их родителей (законных представителей, представление льгот по оплате за содержание ребенка в детском саду

Положение о порядке формирования, ведения, хранения и проверке личных дел воспитанников

Положение о защите персональных данных работников

Положение о порядке ведения, хранения личных дел сотрудников

Положение о режиме функционирования

Положение о порядке создания, организации работы и принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса

Положение о тарификационной комиссии

Положение «О порядке и условиях осуществления перевода воспитанников»

Положение об охране здоровья воспитанников ДОУ

Локальные акты, регламентирующие административную и хозяйственную деятельность.

Положение О порядке разработке и структуре программы развития

Положение о делопроизводстве

Положение по организации питания

Положение о бракеражной комиссии

Локальные акты, регламентирующие методическую работу

Положение о рабочей группе по созданию ООП в соответствии с ФГОС ДО

Положение об основной образовательной программе в соответствии с ФГОС ДО

Положение о рабочей программе педагога ДОУ

Положение «О рабочей группе по подготовке введения и реализации ФГОС ДО»

Положение об официальном сайте в сети Интернет

Положение о внутренней системе оценки качества образования

Данный перечень не является исчерпывающим. Более того, многие из перечисленных актов не являются обязательными.

Приведенные акты отличаются не только по содержанию, но и по процедуре их принятия. Так, как любая организация или должностное лицо, разрабатывающее нормативные акты, обязаны соблюдать при их подготовке действующие нормы законодательства, издавать документы только в пределах своей компетенции, придерживаться общегосударственных правил составления и оформления документов.

Формирование имиджа образовательной организации в контексте реализации ФГОС до Формирование слов «имидж детского сада» совсем недавно звучало необычно. А сейчас многие руководители ДОУ задумываются над целенаправленной.

Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности.

Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения. Развитие и образование ни одному.

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Горобец Татьяна Петровна, воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,.

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра-ведущая.

Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС В настоящее время перед каждой дошкольной образовательной организацией (далее – ДОО) стоит задача проектирования основной образовательной.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации как ресурс реализации Фгосдо. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации как ресурс реализации ФГОСДО. «От того, как прошло детство, кто.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС» (из опыта.

Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации Внутрифирменное обучение молодых специалистов в условиях дошкольной образовательной организации Плохой хозяин растит сорняк, Хороший выращивает.

Значимость физического развития в условиях дошкольной образовательной организации «Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие» Аристотель Значимость физического развития в.

источник

Анализ стратегических нормативных правовых документов, регламентирующих развитие системы дошкольного образования в современных условиях
статья на тему

Перечень и краткая информация документов

Анализ стратегических нормативных правовых документов, регламентирующих развитие системы дошкольного образования в современных условиях

Документы международного уровня

— Декларация прав ребенка (1959 г.)

Декларация является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.

— Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Вопросы реализации идей Конвенции — это серьезная, целенаправленная работа ОУ по повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми.

Документы федерального уровня

Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты Министерства образования и науки РФ и других министерств. Например:

Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

В статье 38 Конституция РФ (1993 г.) провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Семейный кодекс РФ (1996 г.) определяет, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Глава 11 семейного кодекса регламентирует права несовершеннолетних детей, закрепляет право ребенка жить и воспитываться в семье (ст.54), право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст.55), право ребенка на защиту (ст.56), право ребенка выражать свое мнение (ст.57), право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст.58), право на изменение имени и фамилии ребенка (ст.59), имущественные права ребенка (ст.60)

Документы регионального уровня, муниципального, уровня образовательной организации

Региональный уровень образовательного законодательства регулирует вопросы образовательной деятельности в Белгородской области, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, расположенных на территории области. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты, регулирующие размер родительской платы в ДОУ, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования ДОУ. Одним из основных документов регионального уровня в нашей области является Закон Белгородской области «Об образовании в Белгородской области» от 31.10. 2014 № 314.

На муниципальном уровне принимаются нормативно-правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления, не противоречащие федеральному и региональному законодательству.

На институционном уровне (уровень образовательного учреждения) принимаются правовые акты, регламентирующие права и обязанности работников и воспитанников данного учреждения и действующие только в пределах данного учреждения. Например:

Устав дошкольного образовательного учреждения

Правила внутреннего трудового распорядка

Положение о родительском комитете и др.

Как уже говорилось ранее, в системе дошкольного образования произошли грандиозные события, требующие переосмысления многих позиций. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС [10,с.3]. Далее рассмотрим основные нормативные документы, регламентирующие введение и реализацию ФГОС.

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

В ч. 1 ст. 1 п.2 Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» сказано, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования [3].

Закон впервые выделяет дошкольное образование первым, самостоятельным уровнем общего образования (ч.2 ст.10 п.4).

Настоящий Федеральный закон гарантирует право каждого человека на образование.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.5 п.2).

Читайте также:  Аскариды у детей анализы на глисты

Гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 п.3).

Дошкольное образование финансируется по аналогии со школьным – органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъектов РФ.

Образовательная программа дошкольного образования реализуется в дошкольной образовательной организации.

Согласно ст. 12 п.6 образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

В ст.11 п.2 указано, что федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения, т.е. освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Закон очень подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья.

Согласно п. 2 ст. 65 за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). При этом в соответствии с п. 5 этой же статьи родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50% – на второго ребенка и не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей.

Дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Мы видим, Что Федеральный закон внёс много изменений в систему ДО. Отсюда появляется необходимость разработки нового документа, регулирующего отношения в сфере дошкольного образования.

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года разработан и вступил в силу с 1 января 2014г федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который призван регулировать отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

ФГОС стал главным нормативным документом, на который теперь опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования [14].

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

В ч.1 п.1.7 указано, что стандарт является основой для:

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее — примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы).

В требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования указано:

— Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ (ч.2 п.2.5).

— Содержание программы охватывает должно охватывать следующие образовательные области — социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (ч.2 п.2.6).

— Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (ч.2 п. 2.9).

— Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (ч.2 п.2.11).

— Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления (ч.2, п.2.13).

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде (ч.3 п.3.1).

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (ч.4 п.4.1). Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ч.4 п.4.3).

Отсюда вытекает, что ФГОС направлен на охрану и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизацию целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования первой ступени образования и перестройки системы управления.[9, с.59].

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования.

Во второй части настоящего Порядка подробно описана организация и осуществление образовательной деятельности. В третьей части Порядок указывает на особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями.

С разработкой и утверждением новых федеральных законов образования радикально изменяется нормативно-правовая база ДО.

В соответствии с принятым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг. Всё это вселяет надежду на то, что принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие ДО.

Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение.

Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования.

К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования на уровне учреждения относятся:

В отношении кадрового обеспечения он определяет права и обязанности педагогических работников, где отдельным пунктом и в правах и в обязанностях выделена необходимость повышения квалификации.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Документ, выданный Департаментом образования области, дающий право образовательной организации осуществлять образовательную деятельность.

Локальные нормативные акты

Правила внутреннего распорядка обучающихся, Режим занятий обучающихся, положение о системе внутреннего мониторинга качества образования МДОУ, Правила внутреннего трудового распорядка, Правила приема обучающихся, положение о ПМПк, Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных организаций Белгородского района, Порядок оформления, возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, положение о порядке разработки, утверждения и реализации РП и многие другие.

Важнейшим организационным документом является Коллективный договор. Коллективный договор — это соглашение, заключаемое трудовым коллективом и администрацией по урегулированию их взаимоотношений в процессе производственно-хозяйственной деятельности на календарный год, с целью определениявзаимных обязательств работников и работодателя по защите социально-трудовых прав ипрофессиональных интересов работников образовательного учреждения иустановлению дополнительных социально-экономических, правовых и профессиональныхгарантий, льгот и преимуществ для работников, а также по созданию более благоприятныхусловий труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовымиактами.

В должностной инструкции каждого работника системы дополнительного образования подробно прописаны права и должностные обязанности работника, в которых также указывается на обязательность повышения профессиональной квалификации, прохождение аттестации.

Правила внутреннего трудового распорядка, в которых также указывается на необходимость постоянного повышения квалификации педагогического работника.

Систематизация отобранных для анализа документов позволила нам констатировать, что нормативно-правовое регулирование системы дополнительного образования на Федеральном уровне представляет собой достаточно объемный материал – это и Законы, и программы, и множество указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и т.д.

Федеральные органы при помощи нормативно-правовых документов создают условия для развития системы образования, в частности дополнительного образования в масштабах страны, разрабатывая образовательную политику государства и определяя стратегические цели и задачи деятельности системы образования. В этих документах дается общее направление работы в рамках модернизации образования в целом. Что касается региональных и муниципальных органов управления образованием более пристальное внимание обращают на регламентирование конкретных вопросов в системе образования и в частности дополнительного образования более детально касаясь вопросов финансирования того или иного процесса или мероприятия, исходя из возможностей региона или муниципалитета.

В анализируемых документах всех уровней отмечаются следующие основные положения кадровой политики в сфере образования и в частности дополнительного образования:

возможность повышения уровня квалификации педагогов;

предоставление заработной платы, определяемой способностями, опытом, ответственностью;

создание системы поощрений лучших педагогов дополнительного образования;

организация профессиональных конкурсов педагогических работников дополнительного образования.

Анализ нормативно-правовых документов с позиции создаваемых условий доступности дополнительного образования показывает, что законодательство в этой области находится в стадии своего развития. С появлением нового закона «Об образовании» система дополнительного образования узаконила свой статус как вид образования. И современные нормативно-правовые документы подтверждают важность и необходимость развития и сохранения этой системы. Важность дополнительного образования и необходимость его модернизации в рамках модернизации всей системы образования России актуализирует процесс совершенствования кадрового потенциала системы дополнительного образования. В документах разного уровня этому вопросу уделяется пристальное внимание.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N2 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

5. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г., N2 440 «О премиях Правительства Российской Федерации в области образования»

8. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»

9. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы»

10. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «Об утверждении Государственной Программы Российской Федерации «Развитие образования 2013–2020»

11. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р «Об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы»

12. РаспоряжениеПравительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. n 2204-р «Об утверждении плана разработки профессиональных стандартов на 2012 — 2015 годы»

13. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»

14.Межведомственная программа развития дополнительного образования в Российской Федерации до 2020 года

15.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

16. Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. n 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»

17. Решение коллегии Министерства образования и науки России от 06 октября 2004 г. № пк-2 «Концепция модернизации дополнительного образования Российской Федерации на период до 2010 года»

18. Закон Белгородской области от 31 октября 2014 г. № 314 «Об образовании в Белгородской области»

19. Закон Белгородской области от 13 декабря 2000 г. № 123 «О защите прав ребенка в Белгородской области»

20. Закон Белгородской области от 31 января 2005 г. № 167 «Об ответственности родителей за воспитание детей»

21. Постановление администрации Белгородского района Белгородской области от 26 августа 2016 г. № 122 «Об учёте детей, подлежащих обучению в образовательных организациях Белгородского района Белгородской области,реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования

22 Постановление №116 от 8 декабря 2010 г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие образования Белгородского района на 2011-2015 годы»

источник