Меню Рубрики

Сравнительный анализ какая ночь летний вечер

Ф. Тютчев известен своими удивительно красивыми пейзажными стихами. Одной из особенностей его природной лирики является то, что он концентрируется только на красоте природных явлений и не пишет о своих внутренних ощущениях. В той же манере написано и стихотворение «Летний вечер», анализ которого представлен ниже.

Начать анализ стихотворения «Летний вечер» можно с того, в какой период жизни поэта оно было написано. Дата его создания — 1866г., не самое простое время в жизни Тютчева. В этот период поэт переживает личную трагедию: он теряет возлюбленную и двух детей. Но, несмотря на тяжелую потерю, в стихотворении нет ни одного намека на трагедию поэта. Напротив, здесь он выступает как созерцатель, который успел понять, что жизнь слишком коротка, поэтому нужно учиться ценить каждое ее мгновение.

Следующее, что нужно отметить в анализе стихотворения «Летний вечер» — это то, что оно состоит из четырех четверостиший. Написаны они, как и большинство других стихотворений поэта, четырехстопным ямбом. Рифмовку поэт использует перекрестную, что позволяет придать словам мелодичное звучание и настроить читателя на умиротворенный лад.

Другой пункт анализа стихотворения «Летний вечер» — это то, с помощью каких литературных приемов поэт смог создать столь прекрасное произведение. Тютчев использует олицетворение — это одно из его излюбленных средств выразительности. Так же употребляется много метафор, с помощью которых ему удается «оживить» природу, показать как удивительное прекрасное создание.

В стихотворении используется много эпитетов, которые вкупе с метафорами помогают создать картину летнего вечера, погружая читателя в мир гармонии и наслаждения спокойствием природы. Тютчев не ограничивается только перечисленными средствами выразительности: он использует и необычные сравнения и антитезу. Все вместе позволяет передать всю прекрасную и легкую атмосферу летнего вечера. И при прочтении читатель тоже может выступать в роли созерцателя и вместе с поэтом может наслаждаться красотой природы.

Далее в анализе стихотворения «Летний вечер» можно порассуждать о том, что же хотел поэт сказать читателю? Начать следует с того, что лиричный герой здесь выступает как созерцатель, которому нравится наблюдать за природой. А в часы летнего вечера ему дышится легко, он отдыхает от всех забот в это время суток.

Таким образом, Тютчев хотел сказать, что иногда нужно останавливаться для того, чтобы просто понаблюдать за природой. Ведь природа — это удивительное и прекрасное создание, которая всегда подарит человеку мир и душевное спокойствие. Кроме образов лирического героя и природы, есть другие, которые поэт выстраивает в определенной последовательности.

Это солнце, звезды, небо и воздух, которые являются частью природы. Каждым из этих элементов герой восхищается и при помощи метафор они становятся самостоятельными образами в стихотворении. Но все-таки главным героем является окружающая природа, которая является создательницей этих элементов; она предстает в образе труженицы и волшебницы, покорившей и вдохновившей поэта.

Это был краткий анализ стихотворения «Летний вечер». Это удивительно тонкое лирическое произведение, которое призывает людей остановиться на миг и насладиться удивительной красотой природы.

Вместе с Тютчевым красоту природы воспевал и другой поэт-лирик Афанасий Фет. Несмотря на то, что их поэзия была схожа, имелись и значительные различия, которые можно увидеть на примере сравнения двух творений. Анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева можно дополнить сравнением с «Какая ночь!» Фета.

В обоих случаях речь идет о темном времени суток, когда наслаждаться природным великолепием не мешает мирская суета. Но если у Тютчева в стихотворении не было места личным переживаниям, то у Фета чувствуется, что герой не просто любуется пейзажем. Он пытается спрятаться от дневной суеты, что только ночью он чувствует покой.

Если же у Тютчева главная мысль стихотворения — это то, что нужно ценить каждый миг, то здесь ключевой момент заключается в личных переживаниях героя. Что только ночью он может спрятаться от проблем и забот и вздохнуть свободней. Несмотря на различия, эти два стихотворения являются восхвалением природы. В обоих поэты с удивительным мастерством и пониманием прекрасного сумели передать красоту вечерних и ночных времен суток.

Анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева — это прекрасная возможность познакомиться с миром лирики и красотой русского языка. В нем можно увидеть, как поэту удалось очень тонко и изящно создать образ волшебницы-природы, которая вдохновляла поэта. В своем стихотворении Тютчев напоминает людям, как важно замечать, как удивителен и прекрасен окружающий мир.

источник

Учитель русского языка и литературы

  • Активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Отработка умений работать с предоставленной информацией.
  • Обучение сопоставительному анализу лирических произведений:

ü умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;

ü умение анализировать язык и образную систему литературного произведения в неразрывной связи с содержанием, понимание идеи и нравственного пафоса произведения, понимание русского слова в его эстетической функции.

ü умение анализировать литературное произведение, понимать способы донесения до читателя авторских идей, мыслей и чувств.

  • Выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществление самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Перед нами две пейзажные зарисовки. Сопоставьте данные произведения, опираясь на предложенный план для обсуждения.

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

Грудь дышит легче и вольней,

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Коснулись ключевые воды. (1829)

«Какая ночь! Как воздух чист…»

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, черней лишь тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть. (1857)

Афанасий Фет

  1. Определите тему, идею, композиционную стройность произведений, а в целом – движение поэтической мысли в произведениях.
  2. Каково основное настроение, переданное поэтами. С какими другими чувствами переплетается оно.
  3. Охарактеризуйте особенности поэтического языка каждого стихотворения.
  4. Проследите, какие внутренние ощущения возникают после прочтения стихотворений.
  5. Свои наблюдения и умозаключения внесите в таблицу. Сделайте вывод.

Природа — прекрасное живое существо, которое может мыслить, дышать, чувствовать и преображаться, создавая ощущение переменчивости окружающего мира

Природа — живой одухотворенный, многоликий мир.

Богатая метафоричность, использование символики.

В стихотворении присутствует несколько образов, выстроенных автором в четкой последовательности. При этом солнце, небо, воздух и звезды – это лишь часть природы, но благодаря метафорам, созданным поэтом, они превращаются в самостоятельных героев произведения.

Произведение написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении нет резких движений: все плавно, медленно. Преобладают светлые и спокойные краски.

Разнообразие звуков, ритмов, синтаксиса.

Используя приемы аллитерации (повторение звуков «з», «с», «ж») и одушевления природы («дремлет лист», «спит залив», «вздохнет волна») возникает ощущение живого движения, непостижимой жизни мира ночи.

Использование прилагательных в сравнительной степени во второй части стихотворения подчеркивают разницу меду состояниями природы и состоянием человеческой души

Кольцевая композиция произведения, которая создает ощущение завершенности и цельности размышлений и наблюдений

Мастер композиции – использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен) таким образом заставляя переживать смену настроений, тонов, звуков, влияя на наши чувства

Частотность употребления 3,17%

Частотность употребления 4,16%

Восхищаясь сменой времен года или пытаясь запечатлеть неуловимые моменты преображения природа, автор полностью абстрагируется от личных переживаний, концентрируясь лишь на том, что видит

Словно пропускает увиденное через себя, находя в таких милых пейзажах созвучье собственным ощущениям и душевным переживаниям

Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы. Бытие воспринимает как катастрофу

Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному.

Находясь в гармонии и слиянии с природой, человек черпает в ней вдохновение, обретая движение души и открывая все новые тайны природы

В жанровом аспекте — склонность к философской миниатюре, поэтическому фрагменту

В жанровом отношении тяготеет к лирической миниатюре.

Вывод: при общности тем произведений и предмета изображения, эти стихотворения очень различаются. Объяснением тому служит разное поэтическое мировосприятие поэтов.

В качестве домашнего задания к данному уроку может быть предложено несколько вариантов: сочинение-миниатюра, презентация, устное выступление.

источник

Многие свои стихотворения Тютчев посвящал природе, разным временам года. Одно из таких – “Летний вечер”. Краткий анализ “Летний вечер” по плану, предназначенный для учеников 5 класса, поможет им понять особенности этого произведения. На уроках литературы он может использоваться и как основной, и как дополнительный материал.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Летний вечер.

История создания – оно написано в 1866 году, уже после того, как Тютчев пережил большую личную трагедию.

Тема – ценность жизни, которая настолько непредсказуема, что ценить нужно каждое мгновение.

Композиция – это одночастное произведение, состоящее из четырех строф.

Жанр – пейзажная лирика с философскими элементами.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты“раскаленный шар”, “мирный пожар”, “морская волна”, “влажные главы”, “небесный свод”, “воздушная река”, “сладкий трепет”.

Олицетворения“земля скатила”, “звезды взошли, “звезды приподняли”, “жилы природы”.

Метафоры“волна поглотила пожар вечера”, “звезды приподняли небесный свод”.

Сравнение“трепет, как струя”.

Это произведение Тютчев написал в сложный для себя жизненный период, когда он переживал потерю возлюбленной и двух дочерей. И все же, как истинный творец, поэт сумел отрешиться от личной трагедии и написать прекрасное, наполненное радостью и светлыми чувствами стихотворение. Оно появилось в 1866 году, а история создания поэтических строк тесно связана с тем, что автор видел вокруг себя.

Основная тема стихотворения – это необходимость наслаждаться жизнью, радоваться прекрасным мгновениям, ведь человеческое существование непредсказуемо. Именно эту идею он выражает посредством художественных образов, символически показывая красоту окружающего мира.

Как тонкий пейзажный лирик, он полностью отрешается от собственных переживаний, стараясь сосредоточиться на том, чтобы передать читателю увиденную им картину. Она, действительно, будто нарисована кистью умелого художника, который вдобавок смог передать и ощущения, и запахи.

С точки зрения композиции это достаточно простое произведение: оно состоит из четырех строф, каждая из которых описывает свою часть природного явления. Так, первая строфа описывает картину заката, из которой мы может понять, что очарование летнего вечера усиливается тем, что лирический герой созерцает его где-то у моря.

Вторая строфа – это описание неба, на котором уже появились первые звезды, от чего небесный свод кажется выше. В третьей строфе Тютчев описывает не только окружающий лирического героя мир – когда воздух течет свободнее, не сдерживаемый жарой, но и состояние человека: после знойного дня наконец-то ощущается долгожданная прохлада, благодаря которой дышать становится легче. И это – само по себе подарок.

Наконец, четвертая строфа – это неуловимый момент оживления природы, которая весь день изнемогала от жары. И здесь автор усиливает олицетворение: природа в его трактовке чувствует себя как человек, который погрузил горячие ноги в ключевую воду. Именно такое ощущение освещенности приносит с собой вечер.

Это пейзажная лирика, в которой, однако, прослеживаются и философские мотивы. Тютчев создал очень чувственный стих, построенный на ощущениях человека, наблюдающего картину летнего вечера, пришедшего на смену очевидно знойному дню. И в то же время подтекст произведения очевиден: поэт говорит о жизни человека, которой нужно наслаждаться. Ведь никто не знает, какой момент станет для него последним.

Стиль изложения достаточно необычен для Федора Ивановича, которые нечасто прибегал к романтическим приемам. Однако именно они помогли ему не только создать незабываемое зрелище, но и передать те эмоции лирического героя, которые он испытывает, созерцая красоту окружающего мира.

Для передачи настроения и усиления поэтического эффекта автор использует четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку. Простота стихотворного размера позволяет легко воспринимать стихотворение, в то же время углубляя его и делая разноплановым.

Достаточно небольшое по объему произведение “Летний вечер” Тютчев насытил разнообразными тропами. Для создания художественного эффекта он использовал:

  • Эпитеты – “раскаленный шар”, “мирный пожар”, “морская волна”, “влажные главы”, “небесный свод”, “воздушная река”, “сладкий трепет” .
  • Олицетворения – “земля скатила”, “звезды взошли, “звезды приподняли”, “жилы природы” .
  • Метафоры – “волна поглотила пожар вечера”, “звезды приподняли небесный свод” .
  • Сравнение – “трепет, как струя” .

Создавая торжественный гимн природе, поэт также не забывал об инверсиях и устаревших словах, которые делали его более торжественным и убедительным.

источник

Стихотворения А. Фета и Ф. Тютчева посвящены теме ночи. В обоих произведениях нет сюжета, так же можно отметить, что человек и природа взаимосвязаны. Эти моменты показывают поэтов схожими.

Основная мысль в стихотворении “Какая ночь!” заключена в том, что ночь – это почти тоже самое, что и день, но ночь намного спокойнее и тише, поэтому и “ум светлей”, на душе легче.

В стихотворении “Летний вечер” поэт, подчеркивает, что вечер – спасение тела и души от знойного и невыносимого дня.

В первом произведении сначала идет повествование природы. “Дремлет лист”, “спит залив”- эти олицетворения помогают читателю представить спокойную, тихую ночь. Но затем поэт описывает одновременно и состояние души, и окружающую природу. Метафора “ум светлей” доказывает, что только в ночное время лирический герой может очистить свое сознание и спокойно подумать над всеми насущными проблемами.

Кроме того, мы можем почувствовать запах и увидеть свет. “Полночный свет”, “запах сочных трав”, “тень черна”.

В стихотворении “Летний вечер”

Вечер перед нами представлен как что-то блаженное. “Грудь дышит вольней, освобожденная от зною”. Эпитет “сладкий трепет” не зря используется автором. Он подчеркивает красоту и наслаждение вечерним временем.

В конце хочется сказать, что оба поэта посвящали большое количество своих произведений природе, что, безусловно, сближает их творчество. Но Тютчев показывает душу природы, а Фет душу человека через природу. Фет ближе к импрессионизму, потому что в его стихотворениях мы видим большее количество красивых эпитетов, чем в произведениях Тютчева.

“Какая ночь! Как воздух чист…” анализ стихотворения ФетаСтихотворение “Какая ночь! Как воздух чист…” было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в словах всю красоту природы. Стихотворение, анализ которого проводится, не является исключением. Сравнение природы и состояния человеческой души часто встречается в творчестве Фета. В данном произведении […].

Сравнительный анализ Фет “Еще весны душистой нега” и Тютчев “Еще земли печален вид” (Сравнительный анализ)Федор Иванович Тютчев – великий русский поэт, лирик, дипломат, философ. Честно говоря, философия, с которой я довольно близко познакомилась в этом году, не породила во мне чувства заинтересованности, но философия, затронутая и раскрытая литературным языком, литературными произведениями, для меня всегда казалась чем-то совершенно непохожим на все остальное, что могло называться философией. Федор Иванович был действительно […].

Анализ стихотворения “День и ночь” Тютчева“День и ночь” (1839). В стихотворении поэт размышляет о происхождении Космоса из Хаоса, к которому иногда тяготеет дух человека, темной первоосновы, движущейся к свету. Но ночь не менее прекрасна, чем день: в ночи светят звезды и сбываются откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, кото­рый ночью исчезает. Лирический герой страшится ночи, так как надвигающаяся бездна […].

Анализ стихотворения Тютчева Летний вечерВ лирике Федора Ивановича Тютчева теме природы отведено особое место. Именно с ней связаны самые искренние, светлые чувства и настроения известного поэта. Каждое явление окружающего мира вдохновляло его на создание очередного великого произведения. От волнений души, переживаний поэта тянется нить к созданию целостного образа природы и человека, наделенного качествами живого существа. Именно такое необыкновенное слияние […].

Анализ стихотворения Летний вечер БлокаСтихотворение, поистине красивое, нежное и такое романтичное, под названием “Вечер” написал Александр Блок. Этот человек не просто стал поэтом, таким великим творческим человеком, казалось – он родился уже таким. Потому что его произведения всегда хочется читать, и зачитываться ими. Недаром его считают символистом, ведь именно его стихи содержат в себе столько тихой грусти, романтики и […].

Анализ стихотворения Баратынского Весна, весна! как воздух чистЭто светлое стихотворение часто на конкурсах читают дети. Восторженный, оптимистический настрой, радость наполняют первые же строки. Здесь много восклицаний, повторений… Показано восхищение природой, возрождением жизни. Яркие цвета, все в солнечных лучах, все дышит новой жизнью. В стихотворении чувствуется душистый аромат весны, свежий ветер. Автор с любовью отмечает и облака, которые ласкаются к солнцу, и ветерок. […].

Анализ стихотворения Е. Баратынского “Весна, весна! Как воздух чист!”Передо мною стихотворение Е. Баратынского ” Весна, весна! Как воздух чист!”. Это произведение написано одним из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века. С первых же секунд прочтения чувства и эмоции переполняют, невольно представляешь те самые картины, которые описывает поэт. Темой стихотворения стала весна, точнее ее приход. Автор пытается с неповторимой нежностью и трепетностью […].

Анализ стихотворения Блока “Летний вечер”Александр Блок на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали. Однако до наших дней дошли стихотворения этого поэта, в которых он выражал свои мысли прямо и открыто, не впадая в мистицизм и не пытаясь приписывать несуществующие качества предметам и явлениям только […].

“Летний вечер” анализ стихотворения БлокаСтихотворение А. Блока “Летний вечер” является представителем жанра пейзажной лирики. Сюжет произведения повествует о виде летнего, августовского заката в поле. Характер описания спокойный, проникнутый грустью и смутной надеждой. Позднее лето определяется благодаря таким чертам, как: некошеная межа, песня жницы, сжатая рожь. Безличные предложения подчеркивают тишину и спокойствие природы. Стихотворным размером автором выбран четырехстопный ямб, в […].

Анализ стихотворения Есенина “Какая ночь! Я не могуВ последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма. Есенин же был от всего этого настолько далек, […].

Стихотворений “Я помню чудное мгновенье” А. С. Пушкина и “Сияла ночь” А. А. Фета (Сравнительный анализ)В творчестве Александра Сергеевича Пушкина и Афанасия Афанасьевича Фета большое внимание уделено любовной лирике. И не случайно. Важную роль в жизни поэтов играли чувства и переживания. Стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье” и стихотворение А. А. Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад…” очень схожи по своему сюжету. Поначалу и А. С. Пушкин, […].

Сравнительный анализ стихотворений А. Блока “В неуверенном, зыбком полете…” и Б. Пастернака “Ночь”Современный мир, осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегда фантасмагоричным. Стихотворение Блока-символиста (1910) – вершина символизма в его творчестве – яркий тому пример. Поэт размывает границы реального и символического. Что это? Конкретный эпизод или обобщенное размышление? Стихотворение об авиакатастрофе или о гибельности прогресса? В любом случае Блок стягивает в узел и переплетает жизненные […].

Сочинение “Летний вечер”После изматывающей полуденной жары, солнце, наконец, клонится к горизонту, смягчая свой яркий свет и удлиняя тени. Легкий ветер шевелит зеленые листья, со всех сторон перекликаются птицы. Летний вечер теплый и уютный. В чистом небе ни облачка. В траве без умолка трещат кузнечики, порхают от цветка к цветку бабочки. Утомленные жарой летнего дня вновь […].

Анализ стихотворения Фета “Летний вечер тих и ясен…”Короткое произведение 1847 г. начинает природная зарисовка, создающая умиротворяющую картину окончания погожего теплого дня. Покой и безмятежность – такие впечатления оставляет визуальный ряд, состоящий из образов деревьев, закатного неба и блестящей речной воды. Изображение тихого вечера лишено резких контрастов и стремительных изменений, однако детали картины выглядят живыми, рельефными, выразительными. Эффект достигается путем чередования объектов внимания, […].

Анализ элегии Жуковского “Вечер”Жуковский сделал элегию одним из главных жанров русского романтизма. Элегия – лирический жанр, который пришел из античной поэзии (с греч. – жалоба или печальная песня). Его отличительной особенностью является передача разнообразных оттенков чувств и переживаний человека, прежде всего – грусти. Романтикам оказался душевно близок элегический герой – одинокий созерцатель природы, предающийся философским раздумьям на “вечные” […].

Анализ стихотворения Русской женщине (Тютчев Ф. И.)Эти элегические строки Тютчев посвятил печальной судьбе русских женщин. Данная тема в те времена была, можно сказать, злободневной. Ее затрагивали многие писатели и поэты: мы можем вспомнить, например, героинь таких произведений как всем известный роман в стихах “Евгений Онегин” или недавно пройденные нами пьесы Островского “Гроза” и “Бесприданница”. Однако в них мы сталкиваемся с женщинами […].

Картины родной природы в стихотворениях А. Блока (“Свирель запела на мосту…”, “Летний вечер”, “Гроза прошла…”) (План)Тема природы в искусстве. (Тема природы всегда волновала поэтов, художников, композиторов. Одни воспевали ее красоту с помощью музыкальных звуков, другие – воплощали красками на холсте. Поэты – передавали звуки и краски природы в словах.) Воспоминания о прошедший грозе. (“Трава полна прозрачных слез”; еще слышны раскаты грома вдали, но небо уже полнится синевой. Невольно представляешь себя […].

Анализ стихотворения “Вечер” Фет“Вечер” (1855). Стихотворение относится к пейзажной лири­ке Фета: в нем изображается неброская красота русской приро­ды. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния: как ху­дожник-пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа – источник неожиданных открытий, философского оптимизма: Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на […].

Анализ стихотворения Фета “Благовонная ночь, благодатная ночь…”К ночной поре Фет испытывал особые чувства. Множество прекрасных пейзажных стихотворений посвятил ей поэт. В некоторых из них есть строчки, объясняющие любовь Афанасия Афанасиевича к темному времени суток. В одном из произведений лирический герой признается, что “ночью как-то вольнее дышать мне”. В другом говорит: “Каждое чувство бывает понятней мне ночью…”. В лирике Фета ночь не […].

Какая ночь! Я не могу… (Есенин Сергей Стихи)Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность. Еще как будто берегу В душе утраченную юность. Подруга охладевших лет, Не называй игру любовью, Пусть лучше этот лунный свет Ко мне струится к изголовью. Пусть искаженные черты Он обрисовывает смело,- Ведь разлюбить не сможешь ты, Как полюбить ты не сумела. Любить лишь можно только […].

Сочинение по картине Левитана: “ЛЕТНИЙ ВЕЧЕД творчестве И. И. Левитана представлен осо­бый жанр живописи, так называемый “пейзаж настроения”. Передовая литература и искусство конца XIX – начала XX столетия доказывали неистребимую потребность человека в прекрасном, раскрывая ее, в частности, в человеческой спо­собности наслаждаться природой. “Пейзаж настроения” ставил своей задачей как бы очеловечивание природы, выражение челове­ческих чувств через состояние природы. Пейзаж, картина […].

Подробный анализ О, как убийственно мы любим (Тютчев Ф. И.)Стихотворение “О, как убийственно мы любим” было написано Тютчевым Ф. И. Оно входит в “Денисьевский цикл”. Именно этот цикл получил наибольшую популярность среди почитателей поэта. Главная тема – любовь. Тютчев удивительно ярко передавал любовные чувства. Сразу хочется отметить чувственность стихотворения. Ключ кроется в том, что произведение было не просто написано о любви, оно было посвящено […].

Анализ стихотворения Silentium (Тютчев Ф. И.)Федор Иванович Тютчев написал данное стихотворение не позднее 1830 года. Безусловно, оно принадлежит философской лирике, стиль-романтический. Название стихотворения переводится, как ” Молчание! “. Оно лаконично и четко передает идею произведения. Автор использует повелительную интонацию, чтобы донести до читателя главный смысл – мы не способны сказать, подобрать нужные слова, чтобы поняли нас, наш внутренний мир. И […].

Тютчев, “Живым сочувствием привета…”. Какие новые мотивы привносит Тютчев в ос­мысление личности и судьбы поэта?Сопоставьте стихотворение Тютчева с произ­ведениями Пушкина “Поэт” и Лермонтова “Поэт”. Тема этого стихотворения Тютчева, как и стихотворений Пушкина и Лермонтова с таким же названием, – поэтическое вдохновение. Однако они трактовали вдохновение как пришедшее свыше (“лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется”, “порыв чудесный”). Поэт “к ногам народного кумира не кло­нит гордой головы”. Поэт Тютчева также […].

“Осенний вечер” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Осенний вечер” относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях […].

Анализ стихотворения Тютчева Осенний вечер 8Пейзажная лирика всегда углубляет читателя в мир грез, надежд, созидательности и грусти. Именно такое произведение Федора Тютчева “Осенний вечер”. Из самого названия уже понятно, что произведение об осеннем пейзаже, о прекрасной поре увядания природы. В самом начале автор показывает как восхитительны осенние пейзажи, все спокойно и умиротворенно, покой и прелесть, тишина и таинственный свет заката. […].

Анализ стихотворения А – А – Фета Еще майская ночь, прекрасный пейзаж Среднеевропейской РусиПодготовка к ЕГЭ: Сочинение: Анализ стихотворения А. А. Фета “Еще майская ночь”, прекрасный пейзаж Среднеевропейской Руси В стихотворении про майскую ночь Фет из отдельных образов собирает цельный образ природы Среднеевропейской Руси. Чтобы обозначить Весенний пейзаж, мастер природной лирики даже не прибегает к помощи света. Поэту достаточно описания звуков, запахов, ассоциаций. Множество звезд будто смотрят в […].

Сочинение по картине И. И. Левитана “Летний вечер”Картины Левитана всегда отличались простотой идей, и мотивов. Своими картинами он заставляет нас увидеть в простых вещах нечто новое. Картина “Летний вечер” является подтверждением. Произведение было создано в 1900 году. На мой взгляд, его картины всегда полны жизни, не смотря на то, что они просты в своем сюжете. Видимо от того, что Левитан был влюблен […].

“День и ночь” анализ стихотворения ТютчеваОдно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение “День и ночь” было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале “Современник”. Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике. Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему – Противопоставление дня […].

Анализ стихотворения Тютчева Вечер (Как тихо веет над долиной…)Как известно, Тютчев обладал удивительным даром описывать природу и явления, происходящие в ней. Он настолько владел словом, что невольно становишься свидетелем всего происходящего, будто сам видишь все эти невероятные картины и восхищаешься живописными пейзажами. В своем стихотворении автор описывает прекрасную осеннюю пору. Несмотря на то, что в этот период природа увядает, она необычайно красива и […].

Silentium Тютчев анализ стихотворенияПодготовка к ЕГЭ: Silentium Тютчев анализ стихотворения Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности – одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы. В первой строке стихотворения явственно чувствуются опасения и страх самого поэта быть непонятым. И […].

Анализ стихотворения “Вечер” Жуковского“Вечер” (1803). Элегия принадлежит к произведениям ро­мантизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает “музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций”. Стихотворение имеет психологический подтекст: Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. В этих строках, с одной стороны, […].

Анализ Она сидела на полу (Тютчев Ф. И.)Это стихотворение было написано в 1858 году. В это время у Тютчева был разлад со своей женой Эрнестиной Федоровной. Во время их брака Тютчев полюбил другу. Поэтому, должно быть это стихотворение посвящено Эрнестине. В стихотворении с первых строк мы видим грустный настрой. Девушку, которая сидит на полу и разбирает письма. Эти письма из прошлого. Она […].

Анализ повести Гоголя “Вечер накануне Ивана Купала”Произведение “Вечер накануне Ивана Купала” приходится шедевром в творчестве Гоголя, написано для того, чтобы показать все таинства этой ночи. Ночь на Ивана Купала обладает мистическим содержанием, ведь именно в эту ночь все нечистые силы выходят для того, чтобы заманить безвинную, но требующую или материального достатка, или взаимности в любви, или просто человеческого счастья душу. Так […].

Образ зимы в стихотворении Пушкина “Зимний вечер”Образ зимы в стихотворении А. С. Пушкина “Зимний вечер” Изображение природы занимает важное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В стихо­творении “Зимний вечер” поэт передает образ зим и настроение, которое навеял ему этот ненастны зимний вечер. Пушкин описывает русскую зиму с ее бурей, снежными вихрями, которые стучат в окошко его “ветхо лачужки”. Для создания образа […].

Сравнительный анализ стихотворения Поэт и Дума (Лермонтов М. Ю.)Тема поэта и поэзии Остро волновавшая Лермонтова как гражданина тема общественного поведения человека (тема “Думы”) ставится им и в стихотворениях, в которых говорится о назначении поэта: “Поэт” и “Пророк”. “Поэт” (1838). Стихотворения “Поэт” и “Дума” близки по своей тематике Если в “Думе” основная тема – общественное поведение человека, то в “Поэте” – это общественное назначение […].

Анализ стихотворения “У меня не живут цветы” Н. С. Гумилева (Сравнительный анализ)Поэзия Гумилева кажется очень сложной для понимания и восприятия. Поэт использует в своих стихах иносказания, часто слова несут в себе скрытый смысл. Отсюда, наверное, загадочность, почти мистика. В ранней поэзии Николая Степановича в избытке присутствуют мифические герои, видения, реаркорнация, наверное, поэтому поэзия Гумилева воспринимается как не социальная, оторванная от жизни. Я не согласен с такими […].

Анализ стихотворения Фета ВечерАфанасий Фет написал свое произведение под названием, весьма кратким, но точным – “Вечер”. Оно было написано в 1855 году жизни поэта. Это произведение очень реалистично описывает природу и все эмоции, которые переживаешь, когда чувствуешь на себе эту погоду и окружающую природу поздно вечером, когда солнце заходит, когда закат появляется, когда ветерок тихо шуршит в ветвях […].

Анализ стихотворения Тютчева “Святая ночь на небосклон взошла…”Ночь – важнейший символ тютчевской поэзии. В ее понимании поэт опирается на древнегреческую традицию. В античной мифологии богиня Нюкта (Никта) – дочь Хаоса. Среди ее собственных детей называются Гемера (День), Танатос (Смерть), Харон (перевозчик душ умерших людей через подземную реку Стикс в царство Аида). Без Нюкты и ее отпрысков не представляется возможной мировая гармония, немыслим […].

Тютчев, “Еще земли печален вид…”, “Эти бедные селенья…”. Какие особенности изображения пейзажа вы смогли бы выделить, анализируя эти стихотворе­ния?Какие особенности изображения пейзажа вы смогли бы выделить, анализируя эти стихотворе­ния? Прием олицетворения природы являет­ся одним из основных в ее изображении. Этому подчинены эпитеты (сад, объя­тый негой, месяц золотой, мир бесте­лесный), метафоры (сладко дремлет сад темно-зеленый, соседний ключ… говорит, изнемогло движенье, пруд уснул, проснулся гул и т. д.). В стихо­творении “Как сладко дремлет сад темно­зеленый…” […].

источник

Учитель русского языка и литературы

  • Активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Отработка умений работать с предоставленной информацией.
  • Обучение сопоставительному анализу лирических произведений:

ü умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;

ü умение анализировать язык и образную систему литературного произведения в неразрывной связи с содержанием, понимание идеи и нравственного пафоса произведения, понимание русского слова в его эстетической функции.

ü умение анализировать литературное произведение, понимать способы донесения до читателя авторских идей, мыслей и чувств.

  • Выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществление самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Перед нами две пейзажные зарисовки. Сопоставьте данные произведения, опираясь на предложенный план для обсуждения.

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

Грудь дышит легче и вольней,

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Коснулись ключевые воды. (1829)

«Какая ночь! Как воздух чист…»

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, черней лишь тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть. (1857)

Афанасий Фет

  1. Определите тему, идею, композиционную стройность произведений, а в целом – движение поэтической мысли в произведениях.
  2. Каково основное настроение, переданное поэтами. С какими другими чувствами переплетается оно.
  3. Охарактеризуйте особенности поэтического языка каждого стихотворения.
  4. Проследите, какие внутренние ощущения возникают после прочтения стихотворений.
  5. Свои наблюдения и умозаключения внесите в таблицу. Сделайте вывод.

Природа — прекрасное живое существо, которое может мыслить, дышать, чувствовать и преображаться, создавая ощущение переменчивости окружающего мира

Природа — живой одухотворенный, многоликий мир.

Богатая метафоричность, использование символики.

В стихотворении присутствует несколько образов, выстроенных автором в четкой последовательности. При этом солнце, небо, воздух и звезды – это лишь часть природы, но благодаря метафорам, созданным поэтом, они превращаются в самостоятельных героев произведения.

Произведение написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении нет резких движений: все плавно, медленно. Преобладают светлые и спокойные краски.

Разнообразие звуков, ритмов, синтаксиса.

Используя приемы аллитерации (повторение звуков «з», «с», «ж») и одушевления природы («дремлет лист», «спит залив», «вздохнет волна») возникает ощущение живого движения, непостижимой жизни мира ночи.

Использование прилагательных в сравнительной степени во второй части стихотворения подчеркивают разницу меду состояниями природы и состоянием человеческой души

Кольцевая композиция произведения, которая создает ощущение завершенности и цельности размышлений и наблюдений

Мастер композиции – использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен) таким образом заставляя переживать смену настроений, тонов, звуков, влияя на наши чувства

Частотность употребления 3,17%

Частотность употребления 4,16%

Восхищаясь сменой времен года или пытаясь запечатлеть неуловимые моменты преображения природа, автор полностью абстрагируется от личных переживаний, концентрируясь лишь на том, что видит

Словно пропускает увиденное через себя, находя в таких милых пейзажах созвучье собственным ощущениям и душевным переживаниям

Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы. Бытие воспринимает как катастрофу

Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному.

Находясь в гармонии и слиянии с природой, человек черпает в ней вдохновение, обретая движение души и открывая все новые тайны природы

В жанровом аспекте — склонность к философской миниатюре, поэтическому фрагменту

В жанровом отношении тяготеет к лирической миниатюре.

Вывод: при общности тем произведений и предмета изображения, эти стихотворения очень различаются. Объяснением тому служит разное поэтическое мировосприятие поэтов.

В качестве домашнего задания к данному уроку может быть предложено несколько вариантов: сочинение-миниатюра, презентация, устное выступление.

источник

Автор ЛёX@ 777 задал вопрос в разделе Домашние задания

Где взять анализ стихотворений «Летний вечер» Тючев, и «Какая ночь» Фет и получил лучший ответ

Ответ от Ёветлана Приймачева(Буханцова)[гуру]В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом, он понял, что какие-либо истины нужно искать в корне чего-либо – вот он и ищет философские истины в корне мироздания – природе. Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства.Это и хотел показать Тютчев в своих стихах. Так, например, в стихотворении «Летний вечер» он говорит о наступлении вечера и отражении этого в природе и человеке: после того как зашло солнце и на небе появились звёзды, река начала «течь полней» грудь человека – «дышать легче и вольней», и сладкий трепет пробежал по природе, как когда человек касается горячими ногами ключевые воды, – у природы и человека началось время отдыха, время накопления сил.Афанасий Афанасьевич Фет владел особым чувством природы. Он восхищался красотой мира безотчетно, непосредственно, как наивный ребенок, как влюбленный юноша. Поэт создавал не обычные пейзажные зарисовки, а стремился рассказать о своих впечатлениях, навеянных природой. Всякая мысль у Фета рождена эмоцией. В каждом своем произведении он выражает целую гамму изменчивых чувств, переживаний, настроений, вызванных различными явлениями природы, которые у поэта всегда прекрасны. В 1857 году Фет написал стихотворение Еще майская ночь, которое я очень люблю. Название здесь говорит само за себя. Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, поэтому во всем тексте множество восклицаний: Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Лирический герой начинает свой монолог с показа общей картины этой дивной ночи. Чем она так хорошаНега — вот главная ее характеристика. Ночь нежна. Ее теплый, приятный воздух дышит ароматами цветов и трав, ветерок ласково освежает. За это герой благодарен родному краю, к которому растроганно обращается. Почему в майскую ночь персонаж вспоминает о зимнем царстве (метафора)Может быть, потому, что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снегА еще май свеж и чист (эпитеты) своей молодой зеленью, обилием света и легкостью, прозрачностью воздуха, еще не знающего, что такое изнурительная жара. Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе: Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносятся тревога и любовь. Во второй строфе поэтическое пространство чуть-чуть сужается. Мы видим более конкретные образы. Но трактовка их по-прежнему очень эмоциональна, она передает, я думаю, трепет, волнение героя, его умиление майской ночью. Чувствуется, что человеку не хватает слов выразить душу. Его фразы противоречивы, от них веет загадкой, которую сможет разгадать лишь тот, кто сам пережил нечто подобное. Герой пейзажной лирики Фета всегда растворен в природе, является ее неотъемлемой частью, поэтому способен воспринять и оценить многие достоинства этого мира, недоступные для обычных людей. Напряженно, азартно, страстно постигает персонаж чудеса майской ночи: Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор. Как тонко подмечена каждая деталь! Ничто не ускользнуло от внимательного взгляда автора. С помощью чувственных олицетворений (звезды смотрят, березы ждут, дрожат, лист застенчиво манит). Фет передает жизнь природы, которая всегда рядом с человеком, сочувствует ему, отвечает на его состояние. Не случайно с настроением новобрачной девы сравнивается переживание деревьев. Это сопоставление встречается еще в устном народном творчестве. Издавна на Руси сравнивали березу и девушку. Однако Фет находит новое в этой традиции. Он сопоставляет счастливый трепет березы, которую венчает свежая листва, и невесты в свадебном уборе. Очень точное, изящное, интересное сравнение!

источник

скачать Сопоставительный анализ стихотворений Фета «Какая ночь. » и Тютчева «Летний вечер» в 10 классе.

  1. Прочитай внимательно стихотворения.
  2. Проанализируй особенности поэтического мира Тютчева и Фета, указанные в таблице.
Поэзия Тютчева Поэзия Фета
  • Бытие воспринимал как катастрофу
  • Поэт-философ, поэт-психолог
  • Природа – живой, одухотворенный, многоликий мир
  • Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы
  • Для стихов характерна богатейшая метафоричность
  • В жанровом отношении – тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту.
  • Крупнейший поэт «чистого искусства»
  • В историю поэзии вошел прежде всего как пейзажист
  • Природа – прекрасное живое существо
  • Человек – частица природы, существо, равноправное ей
  • Любил изображать «переходные состояния» природы
  • Художественный мир создается разнообразием ритмов, звуком, особым синтаксисом
  • Фет – мастер композиции; использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен)
  • В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре

3. Пользуясь «Словарем литературоведческих терминов» и алгоритмом анализа стихотворения, текстами стихотворений, данной таблицей, произведите сопоставительный анализ данных стихотворений. Насколько стихотворения «Летний вечер» и «Какая ночь. » являются типичными для творчества Тютчева и Фета?

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

  1. Определение жанра (элегия, послание, ода, эпиграмма, чаще — лирическое стихотворение или по тематическому принципу: любовная, философская, гражданская, пейзажная).
  2. Выявление лирического сюжета (изображение динамики переживаний). Под переживанием следует понимать любое чувство, эмоцию, настроение, мысль. Это может быть любовное чувство, патриотическое высказывание, философское суждение, радость или тревога.
  3. Обозначение темы. (о чем стихотворение, предмет высказывания)
  4. Определение идеи (для чего написано стихотворение, его обобщающее значение).
  5. Анализ композиции – построения стихотворения (можно выделить кульминационную часть, строфы, наиболее ярко выражающие чувства, эмоции, композиция может строиться на контрасте или антитезе — резком противопоставлении).
  6. Характеристика лирического героя. Лирический герой – тот, переживания которого отражены в произведении. Лирического героя не следует отождествлять с автором.
  7. Выявление организации поэтической речи. Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, указать количество стоп)
  8. Анализ строфики. (членение стихотворного текста) Строфа – это фрагмент картины, переживание, мысль: от строфы к строфе происходит переход к новой теме, поворот темы. От строфы зависит рифмовка – комбинация рифм, чаще это: смежная (парная), перекрестная, кольцевая (охватная).
  9. Лексика. Специальные изобразительные средства: эпитеты, сравнения, метафора, перифраз, гипербола, литота.
  10. Синтаксис. Специальные синтаксические средства – фигуры: повторение, инверсия, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание
  11. Анализ фонетического строя речи. (Звукопись)

скачать

источник

Сопоставительный анализ стихотворений Фета «Какая ночь. » и Тютчева «Летний вечер» в 10 классе.

  1. Прочитай внимательно стихотворения.
  2. Проанализируй особенности поэтического мира Тютчева и Фета, указанные в таблице.
Поэзия Тютчева Поэзия Фета
  • Бытие воспринимал как катастрофу
  • Поэт-философ, поэт-психолог
  • Природа – живой, одухотворенный, многоликий мир
  • Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы
  • Для стихов характерна богатейшая метафоричность
  • В жанровом отношении – тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту.
  • Крупнейший поэт «чистого искусства»
  • В историю поэзии вошел прежде всего как пейзажист
  • Природа – прекрасное живое существо
  • Человек – частица природы, существо, равноправное ей
  • Любил изображать «переходные состояния» природы
  • Художественный мир создается разнообразием ритмов, звуком, особым синтаксисом
  • Фет – мастер композиции; использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен)
  • В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре

3. Пользуясь «Словарем литературоведческих терминов» и алгоритмом анализа стихотворения, текстами стихотворений, данной таблицей, произведите сопоставительный анализ данных стихотворений. Насколько стихотворения «Летний вечер» и «Какая ночь. » являются типичными для творчества Тютчева и Фета?

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

  1. Определение жанра (элегия, послание, ода, эпиграмма, чаще — лирическое стихотворение или по тематическому принципу: любовная, философская, гражданская, пейзажная).
  2. Выявление лирического сюжета (изображение динамики переживаний). Под переживанием следует понимать любое чувство, эмоцию, настроение, мысль. Это может быть любовное чувство, патриотическое высказывание, философское суждение, радость или тревога.
  3. Обозначение темы. (о чем стихотворение, предмет высказывания)
  4. Определение идеи (для чего написано стихотворение, его обобщающее значение).
  5. Анализ композиции – построения стихотворения (можно выделить кульминационную часть, строфы, наиболее ярко выражающие чувства, эмоции, композиция может строиться на контрасте или антитезе — резком противопоставлении).
  6. Характеристика лирического героя. Лирический герой – тот, переживания которого отражены в произведении. Лирического героя не следует отождествлять с автором.
  7. Выявление организации поэтической речи. Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, указать количество стоп)
  8. Анализ строфики. (членение стихотворного текста) Строфа – это фрагмент картины, переживание, мысль: от строфы к строфе происходит переход к новой теме, поворот темы. От строфы зависит рифмовка – комбинация рифм, чаще это: смежная (парная), перекрестная, кольцевая (охватная).
  9. Лексика. Специальные изобразительные средства: эпитеты, сравнения, метафора, перифраз, гипербола, литота.
  10. Синтаксис. Специальные синтаксические средства – фигуры: повторение, инверсия, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание
  11. Анализ фонетического строя речи. (Звукопись)

источник

Автор ЛёX@ 777 задал вопрос в разделе Домашние задания

Где взять анализ стихотворений «Летний вечер» Тючев, и «Какая ночь» Фет и получил лучший ответ

Ответ от Ёветлана Приймачева(Буханцова)[гуру]В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом, он понял, что какие-либо истины нужно искать в корне чего-либо – вот он и ищет философские истины в корне мироздания – природе. Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства.Это и хотел показать Тютчев в своих стихах. Так, например, в стихотворении «Летний вечер» он говорит о наступлении вечера и отражении этого в природе и человеке: после того как зашло солнце и на небе появились звёзды, река начала «течь полней» грудь человека – «дышать легче и вольней», и сладкий трепет пробежал по природе, как когда человек касается горячими ногами ключевые воды, – у природы и человека началось время отдыха, время накопления сил.Афанасий Афанасьевич Фет владел особым чувством природы. Он восхищался красотой мира безотчетно, непосредственно, как наивный ребенок, как влюбленный юноша. Поэт создавал не обычные пейзажные зарисовки, а стремился рассказать о своих впечатлениях, навеянных природой. Всякая мысль у Фета рождена эмоцией. В каждом своем произведении он выражает целую гамму изменчивых чувств, переживаний, настроений, вызванных различными явлениями природы, которые у поэта всегда прекрасны. В 1857 году Фет написал стихотворение Еще майская ночь, которое я очень люблю. Название здесь говорит само за себя. Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, поэтому во всем тексте множество восклицаний: Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Лирический герой начинает свой монолог с показа общей картины этой дивной ночи. Чем она так хорошаНега — вот главная ее характеристика. Ночь нежна. Ее теплый, приятный воздух дышит ароматами цветов и трав, ветерок ласково освежает. За это герой благодарен родному краю, к которому растроганно обращается. Почему в майскую ночь персонаж вспоминает о зимнем царстве (метафора)Может быть, потому, что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снегА еще май свеж и чист (эпитеты) своей молодой зеленью, обилием света и легкостью, прозрачностью воздуха, еще не знающего, что такое изнурительная жара. Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе: Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносятся тревога и любовь. Во второй строфе поэтическое пространство чуть-чуть сужается. Мы видим более конкретные образы. Но трактовка их по-прежнему очень эмоциональна, она передает, я думаю, трепет, волнение героя, его умиление майской ночью. Чувствуется, что человеку не хватает слов выразить душу. Его фразы противоречивы, от них веет загадкой, которую сможет разгадать лишь тот, кто сам пережил нечто подобное. Герой пейзажной лирики Фета всегда растворен в природе, является ее неотъемлемой частью, поэтому способен воспринять и оценить многие достоинства этого мира, недоступные для обычных людей. Напряженно, азартно, страстно постигает персонаж чудеса майской ночи: Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор. Как тонко подмечена каждая деталь! Ничто не ускользнуло от внимательного взгляда автора. С помощью чувственных олицетворений (звезды смотрят, березы ждут, дрожат, лист застенчиво манит). Фет передает жизнь природы, которая всегда рядом с человеком, сочувствует ему, отвечает на его состояние. Не случайно с настроением новобрачной девы сравнивается переживание деревьев. Это сопоставление встречается еще в устном народном творчестве. Издавна на Руси сравнивали березу и девушку. Однако Фет находит новое в этой традиции. Он сопоставляет счастливый трепет березы, которую венчает свежая листва, и невесты в свадебном уборе. Очень точное, изящное, интересное сравнение!

источник

Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт 19 века. Его произведения знакомы каждому со школьной скамьи. В них знаменитый классик одинаково ярко и живо умел передать и чувство любви, и красоту природы.

Стихотворение «Летний вечер тих и ясен…» принадлежит к природной лирике. Лирический герой обращает свой взгляд на окружающий его живой мир и призывает своего близкого человека, собеседника, а может, и читателя так же, как и он, прочувствовать всю прелесть предметов в данный момент.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб – добавляет изображаемым вещам правдивости и ясности. Четкий ритм, чистые рифмы, перекрестная рифмовка – все это заставляет верить главному герою, мы чувствуем, что нас не обманывают, и все, что описывается, все так и было в реальности.

Как и в других стихотворениях А.А. Фета, природа в данном произведении оживает. Этого автор достигает, пользуясь олицетворениями. Вот и «ивы дремлют», словно младенец заснул на ходу, и «ветр ползет», будто притаившаяся кошка.

Эпитеты «тих и ясен» передают состояние, говорят о покое, светлости, легкости, эпитет же «бледно-красен» отображает цвет, говорящий о приближении заката.

Метафоры «ползет лесною высью» и «несется рысью» раскрывают уже другие стороны описываемого – качество, обстоятельства и действия.

Риторический вопрос во втором четверостишии еще раз убеждает в правдивости рисуемого пейзажа, он не требует ответа, как раз потому что всё так и есть.

Все приятно в этот вечер, лирический герой внутренне спокоен, он находит в природе отображение своего душевного состояния. Всё живо в нем, всё дышит, всё находится в порядке.

Картина описываемого доказывает нелинейность окружающего мира, пока что-то покоится, другое быстро перемещается, одно не издает ни звука, второе шепчет, бурлит, подвывает. Это передается антонимичными глаголами («ползет» — «несется»), разными по статике действиями («дремлют» — не привлекают внимания, «блестят» — останавливают взгляд»).

Общая картина открывает перед глазами читателей вид летнего вечера где-то на краю поля или долины, недалеко от леса. Природа очаровывает своей красотой и плавностью. Мало, кто останется равнодушным к нежностям самой матушки Земли.

Стихотворение было написано в 1847 году в самый разгар творчества поэта. К данному моменту А.А Фет уже не раз обращался к теме природы. Утонченный лирик во всем видимом им ценил красоту, так данная черта не обошла стороной и предложенное произведение.

Читая строчки представленного творения, начинаешь видеть все описанное в своем воображении. А.А. Фет ярко, кратко и четко в очередной раз сумел передать настоящее и живое состояние окружающего мира. Стихотворение «Летний вечер тих и ясен…» по праву можно считать одним из лучших лирических произведений о природе 19 века.

Относительно небольшое стихотворение Фета Летний вечер тих и ясен является характерным примером его великолепной пейзажной миниатюры, в которой поэт создал действительно немало достойных творений. Одним из основных достоинств его произведений в этом жанре является умение охватить собственным художественным взором огромным (ну или, как минимум, внушительные) пласты смысла и пространства.

Когда Фет заявляет первой строкой Летний вечер тих и ясен он действительно охватывает весь летний вечер собственным художественным взором. В действительности не так легко описать весь вечер как таковой. Поэт в этом смысле будто пьет природу и пейзаж, будто становится частью этого и подобно тому как «ветр ползет лесною высью» тоже проносится над всеми этими пространствами, наблюдая за ясностью вечера.

Произведение отличается довольно масштабными изображениями, которые охватывают существенные части художественного полотна. К примеру, мы видим такое просторное изображение как «бледно-красный» запад неба, то есть наблюдаем закат. Под этим блестят извивы реки, которые будто прорисовываются в нашем сознании.

Стихотворение чем-то похоже на заклинание, которое перечисляет различные свойства природы и окружающего мира. Точные эпитеты и сравнения подобны обращению к природным силам. При этом поэт перечисляет различные формы существования природы: деревья, река, ветер, животные, небесное светило.

Из всех перечисляемых аспектов и складывается общая картина, которая завершается динамичным образом табуна лошадей, для которых автор выделил довольно существенную часть (две строки) своего стихотворения. Образу табуна соответствует образ ветра, который перемещается в отличие от лошадей не «по долинам», но наоборот над землею и между вершинами. Этот небесный табун изображается как ползущий, хотя мы понимаем подлинный потенциал ветра, который явно не уступает рыси лошадей.

Образ свободных коней довольно часто использовался в русской пейзажной лирике и представлял собой также и общее олицетворение свободных сил природы. Помимо этого конь как таковой является и символом красоты природы. Ведь объективно довольно трудно отыскать более красивое и грациозное животное и именно поэтому коней так часто пишут художники.

К какой группе животных относится пони

Воздух везде, где только можно представить. Если бы вдруг исчез воздух, то не стало бы всего живого на Земле. Так чем же важен воздух и что это вообще такое? И из чего он сделан?

Михаил Юрьевич Лермонтов известен миру, как великий писатель и поэт, прозаик и художник, повлиявший на творчество будущих поколений, смело высказывающий свои философские мысли и вопросы

Существует огромное количество разновидностей жаб. Жабы разных размеров, цветов тела и свойств. Одной из самым крупных жаб в мире является жаба Ага. Она также и очень ядовита и её яд способен убить человека.

источник

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Популярные записи