Меню Рубрики

Ситуационный анализ как метод управленческого анализа

Развитие на сегодняшний день самого перспективного подхода в менеджменте (ситуационного) стало результатом использования научных достижений для решения реальных практических задач. Преимуществом такого анализа является «погружение» в ситуацию для принятия верного обоснованного решения. Более глубокое понимание проблемы дает возможность предвидеть кризисы и гибко реагировать на перемены. Что такое ситуационный анализ организации?

Данный подход с экономической точки зрения более эффективен, чем другие направления менеджмента. Его суть в том, что управленцу целесообразнее использовать те инструменты, которые более необходимы в конкретных обстоятельствах. Форма, метод, стиль руководства должны быть разнообразными, гибкими и меняться по необходимости. Они вторичны, а ситуация (обстоятельства, влияющие на фирму в данный момент) ставится на первое место.

Применяя ситуационный анализ предприятия, менеджеры способны быстро разобраться в том, какой метод эффективен, какие средства использовать, чтобы достичь корпоративных целей.

Ситуационный анализ – инструмент подхода к управлению через «погружение» в проблемную среду. Его можно назвать срезом положения, в котором находится организация в данный период. Что дает руководству его использование?

  1. Картину реальной ситуации на фирме.
  2. Перечень проблем, угрожающих ее развитию.
  3. Прогноз и перспективу.
  4. Информацию для разработки мер экономической защиты.

В задачи ситуационного анализа входят комплексные исследования организации, оценка правильности принятого решения.

Технологии, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений, основанные на анализе проблемных участков, называются ситуационным анализом. Управленческий процесс непрерывен, замкнут и состоит из функций, каждая из которых предполагает применение данного подхода:

  • ситуационный анализ текущего положения;
  • принятие управленческих решений;
  • разработка и реализация планов;
  • организация слаженной работы подразделений;
  • поставки ресурсов;
  • мотивирование и стимулирование персонала;
  • контрольная функция и выход из проблемных зон.

Ситуационный анализ является эффективным методом обучения, позволяет легче осваивать менеджмент, бизнес-планирование, психологию, предпринимательство и другие науки. Он стал неотъемлемым элементом деловых игр. Методы ситуационного анализа могут использоваться во многих видах деятельности, причем весьма успешно. Обучающиеся по данной системе применяют изученную теорию на практике, учатся принимать правильные решения на перспективу или при реализации тактических программ.

Основная проблема, которую решает анализ практических ситуаций, – грамотная и системная работа с информацией. К другим задачам данного направления исследований можно отнести:

  1. Сбор и обработку информации по диагностике ситуации.
  2. Определение «информационных» и «белых пятен».
  3. Установление факторов, развивающих ситуацию.
  4. Построение стратегии по решению задачи.
  5. Оценку рисков.
  6. Формулировку критериев и рамок.
  7. Установление общего языка с участниками обсуждения.

Поэтапный анализ ситуации, которая должна быть приближена к реальным проблемам в работе управленца.

  • Подготовка к анализу, выполняемая индивидуально.
  • Разбор ситуации в группах.
  • Коллективное обсуждение.
  • Подведение итогов.

Выработка новых идей, нестандартных решений в неразрешимых сложных ситуациях. Идеи, высказываемые поочередно каждым участником, записываются, но не подвергаются оценке. Критиковать их запрещается. Это осуществляется для накопления масштабного банка предложений, которые на втором этапе проходят оценку или обсуждаются. Решающее слово остается за руководителем.

Метод не предполагает коллективного обсуждения. Участники индивидуально заполняют анкеты (1 тур), а затем эксперты рецензируют их (2 тур). С итогами работает аналитическая группа. После обработки данные поступают менеджеру.

Факторный анализ и моделирование

Расчет влияния каждого фактора по статистической формуле.

Математическая оценка данных, позволяющая сократить число факторов и обосновать итоги.

Применяется в экономике и финансовом менеджменте для измерения и оценки финансовых результатов.

Применяется при большом числе направлений развития ситуации – подсценариев.

Ситуационный анализ предполагает использование банка стандартных ситуаций, в котором можно найти аналог конкретной жизненной проблемы предприятия. Когда задача приближена к уже имеющемуся эталону, то ее решение не требует много энергии. Если ситуация уникальна, то для ее разбора необходимо найти факторы, повлиявшие на ход событий. Для их оценки применяется один из методов, например мозговой штурм. Он проводится в два этапа:

  1. Генерация идей. Как будет развиваться ситуация? Как на нее повлиять?
  2. Идеи обсуждаются. Решение принимается коллективно.
источник

В ситуационном анализе разра­ботаны универсальные технологии, методы, приемы, которые могут быть полезны не только для одной отдельно взятой ситуации приня­тия решения, но и для целого класса ситуаций. При проведении си­туационного анализа используются специально разработанные тех­нологии, базирующиеся в значительной степени на использовании современных методов получения, анализа и обработки экспертной информации. Рассмотрим некоторые из них.

Кейс-метод.Пошаговый разбор ситуаций (кейс-метод) — эффектив­ный способ анализа управленческих ситуаций. В этом случае пред­лагаемые ситуации должны быть близки к проблемам, с которыми ме­неджерам приходится сталкиваться в жизни. Навыки, полученные в результате анализа, могут пригодиться в дальнейшей практической де­ятельности.

Анализ состоит из четырех шагов:

1) индивидуальная подготовка анализа;

2) неформальное обсуждение отдельными группами;

4) обобщение результатов обучения в конце занятия.

Основные рекомендации при анализе кейса:

• прочитайте изложение ситуации быстро, практически просмотрите ее, попытайтесь ответить на вопрос: «О чем идет речь, и ка­кая информация требует анализа?»;

• прочитайте изложение ситуации очень внимательно и по ходу чтения выделите ключевые моменты;

• сформулируйте основные, по вашему мнению, проблемы, которые должен решить менеджер;

• прочитайте еще раз, выделяя необходимую информацию по каж­дой проблеме;

• продумайте набор рекомендаций, которые подкреплялись бы ана­лизом данных, представленных в ситуации.

Общая схема анализа ситуаций:

1) краткое изложение событий — краткий пересказ ситуации (в пись­менной форме), который помог бы человеку, не знакомому с самой си­туацией, понять суть происходящего;

2) проблема — краткая формулировка проблемы (задачи), стоящей в данный момент перед руководством компании или отдельным менеджером. Формулировка должна иметь вид законченного предложения, содержащего подлежащее и сказуемое. Как правило, это фраза типа: «Кто-либо должен что-либо сделать»;

3) характеристика действующих лиц — характеристика участников (описание их достоинств и недостатков) с использованием информа­ции, почерпнутой из описания ситуации;

4) хронология событий — изложение происшедших событий так, что наиболее поздние по времени события находятся в начале хронологии, а наиболее ранние — в конце;

5) конфликт — ответ на вопрос, обострения какого рода противоречий послужили причиной конфликтной ситуации. Отдельное внима­ние следует уделить глобальной ситуации на предприятии, которая скрывается за небольшим, локальным конфликтом;

6) варианты решения проблемы — оценка всех возможных вариан­тов решения проблемы, определение достоинств и недостатков каждо­го из предложенных вариантов;

7) рекомендации — более подробное, чем на шестом этапе, рассмотрение и обоснование целесообразности выбранного варианта действий;

8) план по осуществлению выбранного варианта действий — изло­жение сути шагов, которые необходимо предпринять, чтобы успешно разрешить проблему.

Результатами обсуждения должны служить ответы на следующие воп­росы:

• кто в данной ситуации действующее лицо;

• каковы его (ее) цели (скрытые, явные);

• какие решения (скрытые или явные) я должен принять;

• каковы проблемы, с которыми я сталкиваюсь;

• какие возможности у меня есть, и на какой риск я иду, будучи на
месте главного действующего лица;

• какими данными для принятия решения я обладаю;

• какие альтернативные подходы к решению проблемы имеются?

«Мозговая атака». Метод «мозговой атаки» — один из основных, ис­пользуемых в организации и проведении экспертиз. Значи­тельная роль при осуществлении «мозговой атаки» принадлежит руко­водителю, возглавляющему заседание экспертной комиссии. В реальной производственной деятельности это может быть совещание, которое созвано руководителем для обсуждения той или иной возникшей про­блемы и установления основных факторов, определяющих ее дальней­шее развитие с целью выработки и принятия управленческих решений.

«Мозговая атака» в ситуационном анализе, как правило, состоит из двух туров. В первом туре происходит генерирование идей, а во втором — обсуждение выявленных идей, их оценка и выработка коллективной точки зрения.

Первый тур проводится так, чтобы каждый из присутствующих мог свободно высказать свое мнение о том, что, с его точки зрения, определяет развитие ситуации, в соответствии с какими закономерностями идет ее развитие, какие управляющие воздействия со стороны руковод­ства организации могут оказаться эффективными и привести к цели. В этом туре руководителю необходимо поддерживать любое из высказываемых мнений, давая возможность высказавшему его более полно представить свою точку зрения и развить ее. При этом должна поддерживаться атмо­сфера доброжелательности, освобождающая высказывающегося от из­лишней скованности. Любая высказанная идея должна быть обсуждена и не может объяв­ляться ложной, даже если она представляется ведущему заседание заве­домо бесперспективной. Если в процессе «мозговой атаки» в первом туре руководитель поддерживает лишь перспективные, с его точки зре­ния, идеи, то нередко это приносит худшие результаты.

Подчеркнем, что задача первого тура «мозговой атаки» при опреде­лении факторов, влияющих на развитие ситуации, состоит в том, чтобы получить возможно более полную картину о факторах, которые могут влиять на ситуацию.

Во втором туре необходимо из выявленных в первом туре факторов оставить лишь наиболее существенные. Для того чтобы сделать это обо­снованно и выбрать среди них действительно определяющие, необхо­димо их критически оценить. Здесь может быть использован так называемый метод суда. Уча­ствующие в проведении второго этапа специалисты делятся на сторон­ников и противников высказанного мнения. Сторонники пытаются привести необходимые доказательства пользы высказанной точки зрения, а противники — их опровергнуть. Руково­дитель, основываясь на результатах обсуждения, принимает окончатель­ное решение о включении того или иного фактора в число действитель­но определяющих развитие ситуации. Если в процессе проводимого ситуационного анализа окажется, что некоторые факторы были неоправданно причислены к числу основопо­лагающих, они будут исключены. Если же выявятся дополнительные существенные факторы, они могут быть также включены в число основ­ных.

Двухтуровое анкетирование. Установление факторов, определяющих развитие ситуации, необязательно предполагает использование проце­дуры открытого обсуждения. В ряде случаев более целесообразным оказывается использование метода двухтурового анкетирования, при котором предполагается ин­дивидуальная работа специалистов по установлению наиболее важных факторов.

В первом туре двухтурового анкетирования каждый из специалис­тов, приглашенных руководителем для участия в работе, заполняет спе­циально разработанную анкету, в которой указывает факторы, опреде­ляющие развитие ситуации, и дает обоснование их отнесения к числу наиболее важных. Внесенные в анкету факторы ранжируются специа­листом по степени их влияния на развитие ситуации.

Во втором туре проводится перекрестное рецензирование заполнен­ных в первом туре анкет. Это означает, что анкеты, заполненные одним специалистом, оценивают другие и соглашаются либо не соглашаются со сделанными им оценками. Несогласие с мнением специалиста обя­зательно аргументируется. Специалисты, производящие оценку, также производят ранжирование представленных в анкете факторов. Результаты второго тура обрабатываются аналитической группой, фор­мирующей на основании данных, представленных в анкетах, перечень факторов, которые, по мнению специалистов, определяют развитие си­туации. При этом учитываются результаты ранжирования факторов, указан­ных каждым из специалистов, а также оценивавшими его мнение другими специалистами. Аналитическая группа определяет также результирующее ранжирование факторов, указанных специалистами.

Вся полученная от специалистов информация после обработки ее аналитической группой поступает руководителю для принятия окон­чательного решения о факторах, определяющих развитие ситуации.

Факторный анализ.В основе факторного анализа — предположение о том, что на основании статистических данных может быть получена аналитическая зависимость, отражающая степень влияния факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, ха­рактеризующие ситуацию.

Факторный анализ решает задачи определения:

• факторов, необходимых для выявления всех существенных зави­симостей, влияющих на развитие ситуации;

• коэффициентов (называемых иногда нагрузками), характеризующих влияние каждого из выявленных факторов на показатели, отражающие состояние и развитие ситуации.

Применение метода факторного анализа позволяет на основе обра­ботки статистической информации классифицировать факторы на су­щественные и несущественные, основные и неосновные, внутренние и внешние. По результатам обработки статистических данных может произво­диться детализация либо, наоборот, укрупнение факторов.

Рассчитанные на основании обработки данных коэффициенты вли­яния каждого из выделенных факторов позволяют, с одной стороны, определить ранжирование факторов по важности, т.е. расположить фак­торы в порядке убывания их важности, а с другой — получить формулу для расчета ожидаемых значений показателей, характеризующих ситу­ацию, при том или ином изменении значений факторов.

Благодаря полученным при использовании факторного анализа ре­зультатам можно более обоснованно оценивать ожидаемые изменения ситуации при тех или иных ожидаемых изменениях факторов вслед­ствие наметившихся тенденций либо управленческих воздействий, це­лесообразность которых устанавливается в процессе использования тех­нологий ситуационного анализа.

Многомерное шкалирование.Избыток информации о факторах, опре­деляющих развитие ситуации, нередко приводит к снижению качества проводимого ситуационного анализа. Основная задача метода много­мерного шкалирования как раз и состоит в том, чтобы уменьшить число факторов, которые необходимо принимать во внимание при анализе и оценке ожидаемых изменений ситуации в результате тех или иных уп­равленческих решений. Напомним, что отказ от управляющего воздействия со стороны руководства организации — это также один из возможных вариантов управленческого решения.

Уменьшение числа факторов, которые необходимо принимать во внимание при ситуационном анализе, называется иногда понижением размерности задачи принятия решения.

Не менее важная задача, решаемая методом многомерного шкалирования, наряду с понижением размерности, — содержательная интер­претация получаемого набора факторов.

Исходной информацией при многомерном шкалировании могут служить оценка специалистами близости и различия различных вари­антов развития ситуации. Они оцениваются с помощью различных зна­чений показателей, характеризующих состояние ситуации. Исходное число предварительных частных критериев, как правило, превышает число действительно важных критериев. Отметим, что при использова­нии метода многомерного шкалирования факторы, действительно оп­ределяющие развитие ситуации, могут быть неизвестны. Они устанав­ливаются в процессе применения метода на основании математической обработки исходной информации.

Свое название метод многомерного шкалирования получил потому, что в результате преобразования исходной информации основные по­казатели, характеризующие изменение ситуации, оказываются оценен­ными по сравнительно небольшому числу факторов, измерены в срав­нительно небольшом числе шкал. Каждый выделенный таким образом фактор получает со стороны специалистов, участвующих в проведении ситуационного анализа, содержательную интерпретацию. Использование метода многомерного шкалирования способствует установлению наиболее существенных факторов, определяющих раз­витие ситуации.

«Мозговая атака» и двухуровневое анкетирование относятся к числу универсальных методов ситуационного анализа и могут использоваться не только для установления факторов, определяющих развитие ситуа­ции, но и для решения других задач ситуационного анализа. Фактор­ный анализ и многомерное шкалирование — два метода установления факторов, определяющих развитие ситуации, разработанные специаль­но для решения этого класса задач.

К числу методов, которые также могут быть использованы в ситуационном анализе для установления факторов, определяющих развитие ситуации и степени их влияния на ее развитие, относятся методы фор­мирования оценочных систем при многокритериальном оценивании, методы формирования обобщенных критериев и др.

Другой важный момент — изучение механизмов взаимодействия фак­торов, воздействия подчас противоположно ориентированных сил, конкуренции и т.д.

Методы моделирования

Основной метод исследования систем для принятия управленческих решений — метод моделирования, т.е. способ теоретического анализа и практического действия, направленный на разработку и использова­ние моделей.

Понятие модели, причины использования моделей. По определе­нию Шеннона: «Модель — это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности». Мо­дель — это образ реального объекта (процесса) в материальной или идеальной форме (описанный знаковыми средствами или на каком-либо языке), отражающий существенные свойства моделируемого объекта (процесса) и замещающий его в ходе исследования и управ­ления.

Главной характеристикой модели можно считать упрощение реаль­ной жизненной ситуации, к которой она относится. Поскольку форма модели менее сложна, а не относящиеся к делу данные, затуманива­ющие проблему в реальной жизни, устраняются, модель зачастую по­вышает способность руководителя к пониманию и разрешению вста­ющих перед ним проблем. Модель также помогает руководителю совместить свой опыт и способность к суждению с опытом и суждени­ями экспертов.

Существует ряд причин, обусловливающих использование модели вмес­то попыток прямого взаимодействия с реальным миром.

Сложность организационных ситуаций. Как все школы управления, наука управления стремится быть полезной в разрешении организаци­онных проблем реального мира. Может показаться странным, что воз­можности человека повышаются при взаимодействии с реальностью с помощью ее модели. Но это так, поскольку реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, и постичь его можно, лишь упростив реальный мир с помощью моделирования.

Невозможность проведения экспериментов.Встречается множество управленческих ситуаций, в которых необходимо опробовать и экспе­риментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Конечно, руководители фирмы были бы не правы, если бы вложили миллионы долларов в новое изделие, не установив экспериментально, что результат его появления на рынке будет таким, как намечено, и, вероятно, оно будет принято потребителями. Определенные экспери­менты в условиях реального мира могут и должны иметь место. При проектировании сложной, высокотехнологичной продукции должен изготавливаться образец, затем проверяться в реальных условиях, и толь­ко потом возможно его полномасштабное производство. Но прямое экспериментирование такого типа дорого стоит и требует времени. Здесь на помощь приходят модели.

Кроме того, существуют бесчисленные критические ситуации, ког­да требуется принять решение, но нельзя экспериментировать в реаль­ной жизни. К примеру, когда фирма «Фольксваген» решила построить производственное предприятие в США, ей пришлось выбирать место с достаточным обеспечением рабочей силой, благоприятными услови­ями налогообложения и экономически подходящее с точки зрения при­емки необходимых материалов и отгрузки готовых автомобилей. Ей пришлось затем определять последовательность сборки многих тысяч деталей модели «Рэббит», выяснять, какие детали завод мог бы произ­водить сам, а какие должны быть куплены, устанавливать необходимые уровни запасов каждой детали. Ясно, что фирма не могла решить эти проблемы, построив в порядке эксперимента в каждом возможном ме­сте по заводу, да еще и по нескольким проектам.

Ориентация управления на будущее.Невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и, может быть, никогда не будет существо­вать. Однако многие руководители стремятся рассматривать только ре­альное и осязаемое, и это в конечном счете должно выразиться в их обращении к чему-то видимому. Моделирование — единственный к на­стоящему времени систематизированный способ увидеть варианты бу­дущего и определить потенциальные последствия альтернативных ре­шений, что позволяет их объективно сравнивать.

Модели науки управления в наибольшей мере приспособлены к этим целям и как мощное аналитическое средство позволяют преодолевать множество проблем, связанных с принятием решений в сложных ситу­ациях.

Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 6372 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Выделяют следующие методы управленческого анализа:

• кабинетные исследования: работа с бухгалтерскими документами, статистической и другой внутрифирменной информацией;

• наблюдения и опросы работников предприятия по специальным методикам (диагностические интервью);

• «мозговой штурм», конференции и другие методы коллективной работы;

• математические методы — анализ трендов, факторный анализ, расчет средних показателей, специальных коэффициентов и т. д.

Методы работы с количественной информацией более очевидны и традиционны в отличие от методов сбора и анализа качественной информации. Основными методами получения качественной информации являются беседы с руководителями и специалистами предприятия, экспертами, анкетные опросы работников предприятия, а также различные методы групповой работы, которые позволяют выработать согласованные взгляды и позиции по обсуждаемым проблемам.

Исследователи отмечают [2, б, 14], что информация, получаемая при анкетном опросе или диагностическом интервью работников предприятия находится под сильным воздействием внутриорганизационной среды. Поэтому эта информация:

• содержит некоторые мифы, стереотипные суждения насчет проблем организации;

• часто бывает субъективной, отражающей интересы и мнения одних подразделений. В силу этого она может противоречить и противостоять информации, исходящей из других подразделений. При этом руководители подразделений, как правило, хорошо видят трудности, порождаемые другими, смежными подразделениями (обеспечивается взгляд со стороны). Противоречивость информации определяется

как положением специалиста в системе управления предприятием (взгляд со своего уровня), так и отсутствием навыков осмысления собственной деятельности (саморефлексии).

Под проблемой обычно понимается несоответствие состояния управляемого объекта целям, поставленным руководителем (управляющим субъектом). Другое определение: проблема есть противоречие в организации, требующее его управленческого решения. Однако средируководителей предприятий довольно распространено использование понятия «проблема» как синонима трудности, препятствия, нехватки чего-либо. Правильная постановка проблемы предприятия вомногом определяет успешность ее разрешения. Для того чтобы избежать опасности подмены проблемы в ходе анализа внутренней информации, необходимо дополнить такой анализ результатами наблюдения за управленческой деятельностью и анализом процесса принятия управленческих решений. Именно поэтому для проведения управленческого анализа привлекаются консультанты. Привлечениеконсультантов дает предприятию:

• новизну информации о состоянии организации. Консультанты обеспечивают руководство предприятия информацией, которую оно иначе просто не может получить;

• выход на основную проблему, решение которой снимет другие проблемы или снизит их остроту.

Типичным примером подмены проблемы является ситуация со сбытом. Проблема в этом случае определяется так: «Нет сбыта. У покупателей нет денег». Об этом говорят как российские предприятия легкой промышленности, так и производители сложной техники — станков, оборудования и другой продукции. Однако это явно не проблема предприятия. Появление денег у потребителей не приведет автоматически к покупке продукции именно данного предприятия, так как по большинству товаров на рынке у потребителей есть возможность выбора. Потребитель будет выбирать, сравнивая, например, одежду, обувь российских производителей с иностранной продукцией. В этой ситуации за потребителей надо бороться, а для этого необходимо развивать маркетинг, постепенно менять ориентацию предприятия с производства на потребности рынка. Именно в противоречии между рыночной внешней средой и внутренней производственной, ориентацией и заключается главная проблема большинства российских предприятий. Но проблемы могутвозникать не только в отношениях с изменившейся внешней средой, но и внутри организации: недостаточная мотивация работников предприятия, отсутствие системы управленческого учета и т. д.

А. Пригожий выделяет три типа проблем предприятий [14, С. 103—104].

Сущностные проблемы предприятий, которые нельзя решить, можно лишь снизить их остроту в конкретных ситуациях и избегать их обострения. К таким проблемам относится противоречие между стабильностью и развитием предприятия. Успешное выполнение текущих задач требует устойчивости и стабильности организации (это цели системы), но изменяющиеся внешние условия требуют перемен: в целях, структуре управления, методах работы на рынке, мотивации персонала. Здоровый консерватизм предприятия противостоит потребности’ в развитии, которое нарушает стабильность и равновесие внутри организации. К сущностным проблемам относится также проблема департаментализации. Суть ее заключается в иерархичности построения предприятия, в необходимости деления общей цели предприятия на более частные цели, а тех, в свою очередь, — на локальные цели и подцели. В этих условиях каждое подразделение предприятия склонно преувеличивать значение своей подцели. Кроме того, оно по-своему трактует смысл заданной цели, накладывая на нее личный и групповой интерес. Такие противоречия между целями подразделений по горизонтали и по вертикали с общими целями предприятия привычны и неизбежны.

Социокультурные проблемы в отличие от сущностных проблем имеют место на предприятиях не всегда. Их наличие зависит от определенного типа деловой и организационной культуры. Скажем, советским руководителям была чужда ориентация на клиентов, у них преобладал центристский стиль руководства: начальник старается все контролировать, не любит делегировать полномочия. На Западе руководящий состав занят стратегией предприятия, в России такая работа ведется редко и неумело. Социокультурные проблемы предприятия могут быть решены через обучение персонала, развитие деловой и организационной культуры; однако это требует времени.

Ситуационные проблемы могут появиться из-за ошибок конкретных менеджеров, из-за особого стечения обстоятельств. Такие проблемы всегда конкретны: они есть на одном предприятии, но отсутствуют на другом. Это, например, отсутствие взаимопонимания между руководителями двух подразделений. Ситуационные проблемы могут быть очень сложными, хотя и вполне решаемыми. Грамотное определение проблем облегчает принятие как тактических, так и стратегических управленческих решений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Управленческий анализ– это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

Необходимость проведения управленческого анализа определяется следующими факторами:

Он необходим при разработке стратегии развития предприятия и для реализации эффективного менеджмента

Он необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах

Управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.

Кабинетные исследования: работа с бухгалтерскими документами, статистической и другой внутрифирменной информацией

Наблюдения и опросы работников предприятия по специальным методикам

«Мозговой штурм», конференции и другие методы коллективной работы

Математические методы – анализ трендов, факторный анализ, расчет средних показателей, специальных коэффициентов и т.д.

Существенную пользу для управления маркетингом и контроля за результатами хозяйственной деятельности предприятия может оказать так называемый ситуационный анализ. Его цель – представить руководству и руководителям отдельных подразделений «фотопортрет» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие. Ситуационный анализ охватывает в комплексе всю деятельность предприятия и в конечном итоге должен привести к выдвижению новых целей, оценке способов их достижения, принятию решений, выработке соответствующих стратегий и т.п.

Ситуационный анализ – исключительно действенный метод контроля за положения предприятия на конкурентном рынке. Хорошо проведенный, он позволит руководству избавиться от иллюзий и трезво взглянуть на истинное положение вещей на предприятии, наметить новые, перспективные направления развития основной хозяйственной деятельности, в том числе и на внешних рынках. Если предприятие имеет филиалы, представительства или агентскую коммерческую сеть, в том числе за рубежом, то ситуационный анализ по полной или несколько модифицированной программе следует проводить и руководителя сбытовой сети.

Список вопросов для проведения ситуационного анализа достаточно обширен. Ситуационный анализ окажется полезным только в том случае, если руководить им будет один из управляющих предприятия, который вместе с другими руководителями сможет участвовать в анализе ответов на наиболее сложные вопросы.

Вопросы ситуационного анализа для предприятия, работающего на конкурентных рынках

Какие целевые рынки наиболее важны для коммерческого успеха предприятия?

Какова полная емкость каждого из целевых рынков, избранных сегментов целевых рынков?

Как ранжируются целевые рынки по коммерческим результатам?

Какие перспективные рынки изучает предприятие для расширения операций?

Какие изменения прогнозируются на целевых рынках и как они могут повлиять на деловую активность предприятия?

Может ли предприятие оценить положительные и отрицательные явления, оказывающие воздействие на спрос на целевых рынках?

На какой стадии жизненного цикла находятся основные товары предприятия?

Какова конкурентоспособность товара на каждом целевом рынке и в избранном сегменте?

Как удовлетворяют требования потребителей номенклатура и ассортимент товаров, выпускаемых предприятием?

Обеспечивает ли система управления качеством предприятия стабильное или улучшающееся качество реализуемых товаров?

Применяет ли предприятие фирменные константы (фирменный стиль) для обеспечения узнаваемости своих товаров среди товаров конкурентов?

Есть ли возврат проданных товаров и в чем причина возврата?

Оцените дизайн и внешний вид товара с точки зрения привлекательности для клиентов.

Может ли планируемый к выпуску новый товар обеспечить предприятию приемлемую прибыльность в течение прогнозируемого жизненного цикла?

Проведите оценку конкурентной среды целевых рынков для нового товара и определите основных конкурентов.

Какова потенциальная емкость целевых рынков по новому товару с учетом положительных и отрицательных тенденций развития этих рынков?

Оцените капиталовложения в производство и реализацию нового товара, составьте бизнес-план.

Какие фирмы в основном покупают товары предприятия и что влияет на их решение о покупке?

Каковы потребности покупателей, перспективы их изменения и способы удовлетворения?

Кто может быть потенциальным покупателем (потребителем) товара предприятия на каждом целевом рынке?

Каково образование, профессиональная подготовка и опыт сотрудников предприятия?

Имеют ли сотрудники предприятия беспрепятственный доступ ко всей необходимой информации о рынках, конкурентах, потребительских свойствах выпускаемого товара?

Что требуется сделать, чтобы сотрудники работали с максимальной отдачей?

Какие ресурсы необходимы предприятию для производства товара?

Способствует ли правительственная (региональная) политика на рынках сбыта ввозу товаров предприятия?

Какое влияние на деятельность предприятия в данной стране (регионе) оказывают тенденции научно-технического прогресса, экономическая ситуация, валютно-финансовый режим?

Кто основные конкуренты предприятия по каждому целевому рынку (сегменту) и каковы перспективы развития конкуренции?

По отношению к каким конкурентам и на каких рынках предприятие действует успешнее и почему?

Отвечают ли товары конкурентов разнообразным требованиям покупателей и какие стратегии стимулирования сбыта применяются конкурентами?

Что известно предприятию обо всех аспектах деятельности конкурентов (НИОКР, технология производства, прибыли и убытки), методы ведения рекламы, снабжение сырьем и комплектующими изделиями, коммерческие результаты деятельности)?

Каковы долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели предприятия и как они взаимоувязаны?

Соответствуют ли эти цели престижу и имиджу, производственным и иным возможностям предприятия?

Какова глобальная стратегия предприятия и в связи с этим вероятность достижения целей маркетинга?

Имеется ли на предприятии годовой план маркетинга, проводится ли ситуационный анализ?

Как собирается маркетинговая информация по каждому из целевых рынков, на которых выступает предприятие?

Как подбирается персонал службы маркетинга, имеется ли квалифицированный директор по маркетингу?

Какова ответственность каждого сотрудника за реализацию маркетинговых мероприятий?

Насколько цены отражают издержки производства на предприятии, конкурентоспособность товара, спрос на него?

Как относятся покупатели к установленным предприятием ценам и какова вероятная их реакция на повышение или понижение цен?

Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены?

Что определяет ценовую политику предприятия и соответствует ли уровень цен условиям конкурентного рынка?

Где расположены склады предлагаемых предприятием товаров и запчастей и каков порядок их транспортировки?

Как учитываются издержки товародвижения при выборе места расположения складов относительно регионов торговли?

Какие новые каналы и методы товародвижения можно предложить?

Каковы численность, специализация и профессиональный уровень торгового персонала предприятия?

Каковы предполагаемые объемы продаж и способы оценки результатов работы торгового персонала?

Охарактеризуйте структуру организации торговли по отношению к каждой стране (региону), куда предприятия вывозит товары?

Используются ли посредники при организации торговли и каковы планы предприятия по отношению к каждому из них?

Как ведется подготовка и переподготовка персонала, устраиваются ли встречи для обмена опытом между посредниками из разных страх (регионов)?

Использует ли предприятие лизинг, рассрочку и другие формы кредита?

Каковы общие расходы на единицу проданного товара?

Формирование спроса и стимулирование сбыта

Какова программа формирования спроса и стимулирования сбыта у предприятия?

Как организована реклама предприятия, каковы ее цели, каналы распространения, степень активности?

Имеется ли у рекламы предприятия фирменный стиль и хорошо ли заметен товарный знак предприятия среди конкурентов?

Существует ли программа стимулирования сбыта на предприятии, каковы методы ее реализации?

Какие каналы распространения информации о товаре используются на предприятии (директ мейл, пресса, коммивояжеры, радио, телевидение, выставки, ярмарки и т.п.) и какие из них наиболее эффективны?

Имеется ли план формирования общественного мнения и насколько он привязан к рынкам и товарам?

Имеет ли предприятие коммерческих агентов (филиалы), занимающихся рекламой товаров?

Как используются средства массовой информации коммерческими агентами (филиалами), проводятся ли опросы покупателей?

Отвечает ли упаковка товаров всем требованиям, выдвигаемым к ней, привлекает ли внимание покупателей, сохраняет ли товар от повреждений?

Узнаваем ли товар предприятия (его упаковка) на фоне других?

Где расположены сервисные пункты, склады запчастей и какова их пропускная способность?

Насколько эффективно ведется обучение работников сервиса?

Каковы минимальный и максимальный сроки поставки деталей и узлов, замены дефектных узлов и деталей и соответствуют ли эти сроки срокам поставки у конкурентов?

Какова активность сервисной службы, и какие используются критерии активности?

Определен ли уровень сервиса, считающийся отличным, для каждого целевого рынка, на котором действует предприятие?

Имеются ли стандарты обслуживания и насколько чревато их невыполнение чувствительными санкциями для персонала?

Планируются ли новые формы сервиса?

Схема планирования и контроля маркетинга по «кольцевому» принципу

источник

Ситуационный анализ дает возможность получить информацию о текущем положении объекта управления, основываясь на установлении основных факторов, которые влияют на динамику управленческой ситуации и характер оказываемого влияния.

Результаты ситуационного анализа используются при создании вариантов развития объекта управления, которые позволяют получить комплексное представление о положении объекта управления, а также путях его развития, и которое предшествует формированию стратегии. Ситуационный анализ предоставляет глубокое видение сложившейся управленческой ситуации, а также основных тенденций ее динамики, «правилам игры». Выделяя и проводя оценку ситуационных переменных, получаем данные для точного определения ожидаемой динамики развития управленческой ситуации с тем, чтобы выработать решения, которые учитывают динамику ее развития, соотношение сил и реальные возможности (рис. 1).

Рисунок 1 — Последовательность этапов ситуационного анализа

Подготовка к проведению ситуационного анализа подразумевает, прежде всего, четкость постановки задач и обеспечение нужной информацией аналитиков и экспертов, которые принимают участие в его осуществлении. Анализ информации о ситуации нужен для обеспечения использования методик анализа ситуации, который предполагает нахождение основных факторов, которые оказывают влияние на ее развитие для разработки вариантов ее наиболее возможного развития. Затем осуществляется экспертная оценка имеющейся управленческой ситуации, анализ полученных экспертизы данных и оценка итоговых результатов проведенного экспертного наблюдения. Заканчивается реализация ситуационного анализа подготовкой справочно-аналитических материалов для руководителей компании, в которых отражаются результаты, которые были получены в ходе ситуационного анализа.

Методики проведения ситуационного анализа, в отличие от методик SWOT-анализа, преимущественно используют специальные подходы для выявления факторов, которые влияют на развитие управленческой ситуации, а также степени их влияния. Согласно модели, которая представлена на рисунке 1, предлагается последовательное осуществление следующих этапов.

Подготовку необходимо начинать с четкого определения ситуации о принятии решения. Нужно, чтобы эксперты и специалисты, которые приглашенные для участия в проведении ситуационного анализа, одинаково и однозначно понимали цели и задачи осуществляемого анализа.

Перед проведением ситуационного анализа может проводиться подготовка нужного информационного обеспечения, которое позволяет лучше представить ситуацию принятия управленческого решения, основные факторы, влияющие на ее развитие. Оно может быть предоставлено в формате аналитического отчета и применяться при оценке ситуации и разработке альтернативных версий управленческих воздействий.

Для осуществления ситуационного анализа может быть создана рабочая группа, которая способна обеспечить его организационное сопровождение. Также может быть создана аналитическая группа в целях его методического обеспечения, оформления результатов ситуационного анализа и подготовки аналитических отчетов. Одной из основных задач аналитической группы является четкая постановка и определение задач для специалистов и экспертов, которые приглашены для участия в его проведении.

При осуществлении сложных экспертиз в аналитической группе могут быть определены эксперты первого уровня, выполняющие оценку ситуации по основным векторам проводимого анализа в целом, и эксперты второго уровня, выполняющие более детальную оценку по ряду аспектов, которым необходима профессиональная оценка.

Начинается с осуществления поиска возможных аналогов. Информацией об аналогах может являться информация об эталонных ситуациях, возникавших ранее, так как результаты осуществления принятых в них решений уже известны.

Если ситуация является одной из эталонных, то уже известно, как в ней необходимо действовать. Поэтому подготовка и принятие решения в данной ситуации большого труда не вызывает. Если появившаяся ситуация смежна с одной из эталонных ситуаций, то нужно оценить, какие различия имеются, и существенны ли они.

При большом объеме информации об исследуемой ситуации проводится экспертиза для отсева недостоверной или недостаточно содержательной информации. Необходимо исключить повторяющуюся информацию и составить классификацию поступившей.

Этап может заканчиваться подготовкой справочно-аналитического обзора об анализируемой ситуации и включать в себя следующую информацию:

  • решения, которые принимались ранее в анализируемой ситуации и идентичные ей;
  • механизмы их осуществления;
  • осуществление контроля за ходом выполнения решений;
  • сопровождение процесса их реализации;
  • результаты оценки степени эффективности принятых решений и т.п.

Вся полученная информация используется на дальнейших этапах ситуационного анализа.

Если исследуемая ситуация не относится к числу эталонных, то определяются основные факторы, влияющие на ее развитие. В частности, для этого может быть использован метод «мозгового штурма». После того как установлены факторы, определяется степень их воздействия на развитие ситуации при помощи разрабатываемых специально систем оценки.

После того как определены базисные факторы развития ситуации и их весомость, могут быть определены правила оценки возможных вариантов развития ситуации. К примеру, если ожидаемый уровень прибыли находится в запланированном диапазоне, то нет необходимости в дополнительных управляющих воздействиях. В ином случае необходимо принять меры в целях более эффективной экономической деятельности организации.

Одной из основных задач этого этапа является проведение анализа профильных ключевых проблем ситуации, включая оценку существующих рисков и опасностей, и также перспектив в развитии ситуации.

Результатом этапа является более ясное представление о проблемах, которые необходимо решать предприятию из-за сложившейся управленческой ситуации.

Задача данного этапа считается выполненной, если по ее окончании руководитель имеет достаточно полную информацию о ситуации для возможности принятия решения о важных стратегических планах и путях выполнения стоящих перед компанией целей. Завершает этап анализа ситуации оценка устойчивости ситуации к вероятностным изменениям внутренней и внешней среды, а также оценка показателей, которые характеризуют динамику развития ситуации.

Используется метод «мозгового штурма». Сначала формируется список самых вероятных сценариев развития в анализируемой ситуации. На основании основных факторов, которые влияют на ее развитие, составляются сценарии. Каждому из вариантов изменения значений факторов соответствует определенный вариант изменения ситуации, то есть сценарий ее развития.

Первостепенно должны быть рассмотрены изменения значений тех факторов, которые признаны экспертами наиболее значимыми и вероятными. Ожидаемые изменения в значениях основных факторов являются основой для разработки плана по развитию ситуации, для чего, в частности, могут быть использованы методы экспертных кривых.

Согласно данному методу эксперты выделяют последовательно критические точки времени, в которые могут присутствовать тенденции изменения развития ситуации, вариация значений факторов и т.п. После того как выявляются критические точки вариации показателей, экспертами определяются ожидаемые значения данных факторов и тенденций к изменению данных значений в определенных точках.

Тем самым разрабатываются альтернативные сценарии развития ситуации. Получаемые результаты подвергаются дополнительному анализу. После анализа динамики развития ситуации экспертами могут быть внесены коррективы в составленные варианты ее развития.

Данный этап завершается оценкой ожидаемой устойчивости ситуации при реализации разработанных альтернативных сценариев ее развития.

Составляется оценка наиболее вероятных сценариев развития ситуации экспертами с точки зрения возможности по достижению целей, которые стоят перед компанией.

В зависимости от предусмотренной процедуры оценка может проводиться экспертами индивидуально либо в процессе коллективом экспертной комиссии.

Одновременно с оценкой наиболее вероятных сценариев развития ситуации на этом этапе предполагается формирование предложений возможных вариантов управленческих решений. Также здесь рекомендуется применение метода «мозгового штурма», хотя могут быть использованы и иные методы организации и осуществления экспертиз.

Целесообразно проводить сравнительную оценку возможных вариантов управленческих решений, которые могут быть приняты в исследуемой ситуации.

Основной целью экспертиз на данном этапе является разработка обоснованных управленческих решений и управляющих воздействий для достижения целей, которые стоят перед объектом управления.

Для формирования сценариев возможного развития ситуации нужно проведение соответствующей обработки данных, включая математическую. В частности, при проведении коллективной экспертизы обязательной является обработка результатов коллективного мнения экспертов:

  • при структуризации информации;
  • систематизации и отсеве информации;
  • формировании оценочной системы;
  • разработке экспертных прогнозов развития;
  • разработке возможных сценариев развития ситуации;
  • разработке альтернативных вариантов тактических и стратегических решений;
  • сравнительной оценке возможных вариантов управленческих решений.

Обработка данных необходима при выявлении факторов и определении зависимостей, которые характеризуют ситуацию и тенденции ее изменений.

После того как предварительные данные результатов экспертиз получены, приступают к их анализу. Экспертная информация рассматривается с позиций согласованности мнений экспертов, участвовавших в экспертизе. Степень согласованности оценок экспертов позволяет судить о надежности результата экспертизы, а также содержательно интерпретировать основные точки зрения экспертов при расхождениях между ними.

Обработку данных при анализе и оценке результатов экспертизы могут использовать совместно с оценкой согласованности экспертов, в целях оценки уровня противоречивости экспертных оценок, а также апостериорной и априорной оценки уровня точности экспертных оценок.

Учитывая обработанные данные, а также результаты оценки экспертизы формируются материалы отчетов для руководства.

Данный этап — заключительный. Подводится итог выполненной работы. Его основная задача заключается в подготовке аналитических материалов, которые содержат ряд рекомендаций:

  • по принятию управленческих решений в исследуемой ситуации;
  • способам и методам их выполнения;
  • контролю за выполнением решений;
  • сопровождению процесса реализации принимаемых решений;
  • анализу результатов, которые включают оценку уровня эффективности принятых решений и эффективности их выполнения.

Как правило, ситуационный анализ является весьма эффективным при его проведении с использованием технологий и специально разработанных методов. Данный анализ позволяет вырабатывать и принимать наиболее обоснованные управленческие решения, исходя из более глубокого анализа ситуации и динамики ее развития, а также позволяет предвидеть возможное появление кризисных ситуаций и принимать необходимые меры по их предотвращению.

Наиболее актуальным ситуационный анализ является в процессе решения комплексных проблем, которые представляют особую важность для организации при стратегическом планировании. Организация и осуществление ситуационного анализа, его информационное и методическое сопровождение могут быть закреплены за специально созданными аналитическими и рабочими группами, согласно поставленных перед ними задачами и делегированными полномочиями.

К числу этих задач, в частности, относятся:

  • определение и актуализация перечня отслеживаемых направлений деятельности;
  • создание мониторинга по анализируемым направлениям деятельности;
  • определение выработанных альтернативных вариантов;
  • формирование и актуализация банка ситуаций (как эталонных, так и проанализированных ранее);
  • определение эталонных ситуаций для каждого отслеживаемого направления деятельности;
  • подбор и адаптация модуля статистического анализа данных;
  • подбор, адаптация и разработка методов анализа и систематизации информации;
  • разработка системы отслеживания возникновения критических ситуаций, требующих проведения ситуационного анализа;
  • формирование и актуализация банка экспертов;
  • подбор и адаптация методов формирования оценочных систем;
  • подбор и адаптация методов разработки сценариев;
  • подготовка инструментария, включая математический аппарат, для определения факторов, характеризующих развитие ситуации, и индексов оценки их состояния;
  • подбор, адаптация и разработка методов оценки качества экспертных заключений, включая оценку точности;
  • определение и актуализация факторов, характеризующих состояние ситуации, оценка их сравнительной важности, разработка индексов оценки состояния ситуации;
  • подбор и адаптация методов анализа чувствительности ситуации;
  • подбор и адаптация методов организации, проведения и определения результатов мозговой атаки по оценке ситуации.

Эффективное применение ситуационного анализа для решения проблем управления, которые представляют особую важность для предприятия, не представляется возможным без соответствующего компьютерного обеспечения и специализированных автоматизированных систем, которые предназначены для обработки информации и сопровождения основных фаз ситуационного анализа.

К таким системам относятся автоматизированные системы поддержки ситуационного анализа, которые используют:

  • метод аналогий,
  • обработка экспертной информации при определении коллективных экспертных оценок
  • автоматизированные системы оценки ситуаций,
  • автоматизированные системы диагностики ситуаций,
  • многомерное шкалирование,
  • кластер-анализ,
  • факторный анализ,
  • обработка статистической информации,
  • и т.д.

Если при разработке управленческих решений в компании ситуационный анализ проводится на регулярной основе, то необходимо создать специальную организационную структуру, которая будет заниматься сопровождением и обеспечением ситуационного анализа. Например, может оказаться необходимым формирование центра ситуационного анализа либо ситуационной комнаты.

источник

Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.

Функция анализа является первой функцией управленческого цикла. Совокупность выполняемых работ в рамках данной функции достаточно обширна: сбор информации, ее обработка, классификация, систематизация, хранение и анализ в целях управления. Анализ предваряет все функции менеджмента, но не характеризует активность воздействия субъекта управления на объект управления. Анализ является внутренней функцией управления.

Аналитическая деятельность — это удел управленца. Для управленца аналитическая деятельность лежит в плоскости базового процесса и является предметом самых серьезных размышлений. Аналитик — это управленец, разрабатывающий решения. Право придать результатам аналитической деятельности статус нормы, необходимости их исполнения, остается в руках управленца более высокого ранга, который начинает в данной ситуации разделения труда отвечать за соорганизацию реализуемости всех функций (в том числе и аналитики) в целостности всей управленческой деятельности.

Управленческий анализ показывает:

что мешает добиться эффективного размещения ценностей;

нет ли вакуума или дублирования функций в системе управления;

существуют ли механизмы координации и не являются ли они тяжеловесными;

эффективно ли используются исполнительная вертикаль и горизонтальные связи;

сбалансированы ли полномочия и ответственность;

существует ли разделение власти, нет ли излишней концентрации ее у одного лица в ущерб остальным или, наоборот, ее распыления;

адекватна ли система управления выбранному сегменту рынка, организационной структуре и персоналу.

Экономический анализ показывает:

какое размещение ценностей наиболее эффективно сейчас;

какие структурные процессы происходят в экономике и на предприятии;

как эти процессы скажутся на эффективности размещения ценностей;

какое наиболее эффективное размещение ценностей будет в будущем.

Финансовый анализ показывает:

насколько эффективно используются финансовые ресурсы;

способность платить по своим счетам в настоящее и будущее время;

как у предприятия обстоят дела с наличностью и что можно ожидать в будущем;

как быстро оборачиваются основные и оборотные активы;

не слишком ли изношены производственные мощности;

достаточно ли вложений технологии (патенты, лицензии), нет ли риска оказаться с устаревшей продукцией;

что происходит с запасами, незавершенной продукцией и дебиторской задолженностью;

какова структура капитала и велик ли риск попасть в долговую яму.

Проблемная ситуация и ее анализ

она разбивается на множество отдельных частей;

выделяются основные и второстепенные характеристики проблемы;

выявляются возможные взаимоотношения и взаимозависимости между ними;

распознается вся совокупность причин и следствий;

определяются закономерности возникновения и существования проблемы;

разрабатываются рекомендации к действиям.

В рамках функции анализа менеджер стремится конкретизировать стоящую перед ним проблему, обработав максимально большой объем имеющей отношение к проблеме информации.

Проблемная ситуация представляет собой совокупность обстоятельств (условий), возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий, которые нарушают заданное функционирование системы, требуют перевода ее в новое состояние. Проблема в буквальном переводе с греческого означает преграду, трудность, задачу.

Главным характеризующим признаком любой проблемной ситуации является частота возможного появления.Каждую ситуацию можно разделить на отдельные элементы по степени их влияния на достижение основных целей и задач. Эти элементы бывают переменными и постоянными. Руководитель должен уметь быстро и четко выделить существенные, важные элементы ситуации, среди которых:

состояние выполнения намеченного плана, программы в настоящее время (за прошлый период);

потенциал кадров, производительность труда;

состояние материально-технической базы, ее возможные изменения;

цели и задачи управления на конкретном участке, их перспектива;

соотношение между материальными ресурсами (объем, структура, ограничения, условия увеличения) и поставленными целями и задачами; резервы и условия их выявления;

масштабы оперативного простора, возможность его четкого фиксирования и вероятных изменений;

основные факторы регулирования (поведение, организация);

временные условия (сроки, ход производственного процесса) и другие ограничения, которые необходимо учитывать при выполнении задачи;

условия окружающей среды и качество отношений с нею;

внутренний и внешний рынок покупателей и поставщиков, инфраструктура в месте расположения предприятия;

материальные, моральные стимулы и их эффективность;

положение руководителя (престиж, авторитет), его объективные позиции.

Проблемы как задачи, требующие решения, являются составным элементом управленческой ситуации. Внутреннюю структуру проблемы могут составлять такие элементы, как:

предмет (характеризует возникшее противоречие, которое выражается в вопросе: «В чем суть проблемы?»);

объект (отвечает на вопрос: «Где возникла проблема?»);

субъект (тот, кто связан с проблемой, ее социальный, интеллектуальный элемент);

связи (характеризуют как структурные межэлементные связи (ограничения), так и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: «С чем связана проблема?»);

цель решения проблемы (выражается в вопросе: «Для чего необходимо решать проблему?»).

Классифицировать проблемы возможно в зависимости от степени определенности их элементов:

С полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами. Подобные проблемы обеспечивают при своем решении детерминированный результат и разрешаются адаптивным методом. В управленческой деятельности такая ситуация распространена не слишком широко и в основном характерна для тактических ситуаций.

С частично (на 40—80%) управляемыми и прогнозируемыми параметрами. Они наиболее часто встречаются на практике, что связано с эволюционными изменениями в условиях хозяйствования. При решении этих проблем используются все имеющиеся методы в разных сочетаниях.

С неуправляемыми и непредсказуемыми (свыше 90% неуправляемых параметров) параметрами, родившимися из революционных преобразований в технике, технологии, управлении. Как правило, у руководителя не может быть алгоритмов выхода из подобных ситуаций.

Проблемы можно классифицировать по источникам их возникновения:

первая группа проблем (проблемы функционирования) связана с тем, что фактические результаты деятельности не достигли требуемого уровня;

вторая группа (проблемы развития) означает расхождение между потенциальными возможностями и целями, которые были поставлены.

Последовательность аналитических рассуждений при рассмотрении проблемных ситуаций содержит следующие этапы:

В чем суть проблемы? Какие признаки, симптомы, показатели? Что не устраивает в данной ситуации? Какая ситуация предпочтительнее? Реальная проблема или выдумана? Какой тип проблемы? Что будет, если проблему не решать?

В чем особенности проблемы? В чем уникальность и новизна ситуации? Чего недостает? Что мешает? Чьи интересы затронуты?

Каково идеальное решение проблемы? Какие возможны стратегии? Какие возможны результаты? Какие возможны потери?

Какие возможны действия в реальных условиях? Конкретные меры. Конкретные результаты.

Системный подход в менеджменте предлагает аналитически выявлять структурные процессы, которые возникают вновь и вновь. В результате анализа любой управленческой проблемы появляются «типичные структуры», «архетипы систем». Они представляют собой ключ к умению опознать реально возникающие проблемные ситуации, так как большинство управленческих ситуаций достаточно универсально.

Системные архетипы помогают менеджерам эффективно и удобно решать проблемы структуризации, систематизации и накопления знаний и умений. Замечательные свойства архетипов заключаются не только в том, что они позволяют концентрировать сложный управленческий опыт, но и в том, что позволяют менеджерам при разрешении проблемных ситуаций применять знания смежных дисциплин: психологии, когнитологии, математики, экологии, физики, антропологии, генетики, социологии.

Архетип — это что-то знакомое. Опыт работы накапливается, со временем закономерность осознается, формируется архетип ситуации, который впоследствии применяется на практике. В условиях динамично изменяющейся рыночной обстановки архетипное видение проблем становится незаменимым средством менеджера для того, чтобы укладываться в минимальное для решения проблем время.

Очевидно, что дешевле периодически проводить комплексную диагностику организации и отдельных ее составляющих (подразделений, направлений деятельности, отдельных сотрудников, проектов, ресурсов), чем запустить проблемы, превратив их в хронические. На ранней стадии многие проблемы являются еще игрушечными, и их решение не требует значительных усилий. Запущенные же проблемы могут поставить под угрозу само существование организации.

Методы управленческого анализа

Методы управленческого анализа подразделяются на социологические и аналитические.

Социологические методы следующие:

Метод опроса — ориентирован на получение информации от непосредственных участников исследуемых процессов или явлений. Этот метод имеет несколько видов: групповое и индивидуальное анкетирование; почтовый, прессовый и телефонный опрос; формализованное, фокусированное и свободное интервьюирование.

источник

Читайте также:  Как сдать анализ мочи годовалому ребенку