Меню Рубрики

Системный анализ и управление какая профессия

В последнее время большинство крупных организаций стали видоизменять свою внутреннюю работу, включая новые системы и принципы. Внедрение систем ERP и MRP связано с автоматизацией и оптимизацией всех бизнес-процессов. Вместе с внедрением новых методик возросла потребность в квалифицированном бизнес-аналитике, которого все чаще стали называть системным аналитиком.

О специальности «Системный анализ и управление» отзывы положительные, студентам, которые выбирали факультет самостоятельно, а не поддавались уговорам родителей или учителей, нравится и учиться, и, в дальнейшем, работать системным аналитиком, консультантом, инженером.

В постоянно развивающемся техническом и информационном пространстве это направление очень востребовано, большинство ВУЗов страны включают специальность «Системный анализ и управление» в списки основных факультативов. Высшее образование по данному направлению можно получить, например, в таких университетах, как:

  1. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
  2. Московский физико-технический институт.
  3. Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова.
  4. Международный институт экономики и права (МИЭП).
  5. СГТУ «Информационные системы и технологии».

«Системный анализ и управление», кем работать выпускнику вуза с такой специальностью? Бывших студентов, успешно окончивших обучение, ждут вакантные места в крупных ИТ-компаниях как в России, так и за рубежом.

Зачисление на данную специальность возможно только на базе одиннадцати школьных классов, т.е. полного общего образования. Учиться можно на дневной, заочной (дистанционной) и очно-заочной формах. Продолжительность обучения на очной форме составляет четыре года, на заочной – пять лет. Смешанная или вечерняя форма обучения – также 5 лет.

Средний балл на ЕГЭ для поступления на специальность по дисциплине «Системный анализ и управление», должен быть от 120–300 баллов.

Абитуриент должен успешно сдать вступительные экзамены по следующим дисциплинам:

  • русский язык;
  • математика (исключительно профильного уровня);
  • физика;
  • информатика и ИКТ.

Некоторые вузы, которые работают по программе ЮНЕСКО и реализуют программы обмена студентами с зарубежными коллегами, в качестве вступительного испытания также могут добавить иностранный язык.

Для поступления и дальнейшего успешного обучения необходимо обладать способностью быстро усваивать большой поток технических данных и, конечно, собственное желание абитуриента развиваться и реализовывать на факультете «Системный анализ и управление». Кем работать по специальности, кстати, выяснится уже в процессе учебы — на многочисленных практиках и стажировках.

На первом этапе студенты направления будут изучать базовую информационно-техническую подготовку. Абитуриент откроет для себя высшую математику, изучит компьютерную графику, ему станут понятны такие термины и понятия, как IT-обеспечение, системная и программная архитектура, математическое моделирование. До третьего курса обучения в перечне предметов числятся преимущественно общие дисциплины, которые помогут студенту охватить весь объем информации, необходимой для получения высшего образования.

С третьего курса начинаются специальные дисциплины. Будущих бакалавров учат выполнять техническое задание на создание программного обеспечения, планировать документальное оформление ИТ-системы, ставить задачи по разработке и тестированию функциональных программ, рассказывают о возможностях цифровой электроники, обучают применять знания в повседневной практической деятельности, в том числе при создании абсолютно новых и обслуживании уже существующих программных систем.

Изучение такой узкой технической специальности — отнюдь не скучное занятие, абитуриент встретится с такими видами дисциплин, как:

  • информационная и компьютерная графика;
  • интеллектуальные технологии и представление знаний;
  • создание и реализация систем;
  • основы современной теоретической механики;
  • теория и технология программирования;
  • представление об информационных системах;
  • управление и осуществление контроля в организационных системах.

Практика у студентов начинается уже по завершении первого курса обучения на факультете. На практике студент будет оказывать техническую помощь в работе в организациях, где необходимо поддерживать системы уже после их запуска в эксплуатацию, при помощи различных IT и программных инструментов следить за осуществлением проектно-технологических работ на расстоянии. Также существует возможность пройти практику непосредственно при кафедре своего деканата и в современно оборудованных информационных аудиториях самих вузов.

Защитой учебной студенческой практики может быть научно-исследовательская работа и ее защита на кафедре факультета.

Завершающим этапом четырех- или пятилетнего курса обучения студента будет итоговая аттестация, которая включает в себя:

  • государственный экзамен;
  • защиту дипломной работы.

Особенно хорошо, если дипломная работа студента будет отражать современные технические проблемы собственного региона.

При успешном прохождении последнего этапа студент получает квалификацию следующего образца: бакалавр по направлению подготовки «Системный анализ и управление». Вместе с квалификацией «бакалавр» студент получает специальное звание «бакалавр-инженер».

После завершения обучения в вузе студента будут ждать вакансии, связанные с систематической работой и администрацией таких рабочих систем. Можно отметить, что студент, закончивший курс «Системный анализ и управление» — это специалист по информационным системам, который полностью готов стать сотрудником IT-компании, разрабатывающей информационные системы.

На протяжении всего обучения студент получает знания и навыки, которые помогут ему приспособиться к постоянно изменяющейся окружающей действительности и успешно вести профессиональную деятельность.

  1. Студент может в быстром темпе определить требования системы или руководства и их приоритет, а также донести информацию о технических проблемах и их влиянии на бизнес, предложить способы минимизации или ликвидации влияния негативных факторов.
  2. Может руководствоваться принятой методологией и формами документов. Также важными являются навыки работы с надлежащим программным обеспечением.
  3. Может плодотворно взаимодействовать с другими специалистами данной сферы в случае, если над проектом работает команда.

Большинство студентов, получивших степень бакалавра, не останавливаются на достигнутом, стремясь продолжить обучение. Поступление в магистратуру дает целый ряд перспектив. Продолжение образования дает возможность вести исследовательскую деятельность в различных вузах страны.

Диплом магистранта и свободное владение иностранным языком будут преимуществами при профессиональной деятельности за рубежом.

Если специальность «Системный анализ и управление», кем работать? Несмотря на то, что данная дисциплина относится к узкоспециализированным, студент после окончания обучения в ВУЗе может выбрать ряд профессий на свой вкус. Безусловно, выпускники факультета «Системный анализ и управление» будут востребованы в экономических и промышленных областях.

Специальность «Системный анализ и управление», где работать студенту старших курсов или выпускнику? Выпускник сможет успешно трудоустроиться в крупных банках и других финансовых организациях, консалтинговых компаниях, компаниях по созданию программного обеспечения.

Уже в период практических летних и зимних практик студент будет знакомиться с работой в специализированных фирмах, научных центрах, как в России, так и в других странах. Есть множество программ, по которым существует возможность отправить выдающегося учащегося на продолжение обучения за границу. В зависимости от профиля и специализации студенты могут отвечать за различные участки работы: оптимальное управления IT-системами, мониторинг программного обеспечения, динамическое проектирование функциональности системы посредством ее стабилизации.

Специальность «Системный анализ и управление», кем работать? Примеры профессий, которые ожидают специалиста-выпускника вуза:

  1. Специалист по ERP-системам — это человек, который на конкретном предприятии администрирует системы планирования.
  2. Специалист в сфере системного анализа (системный аналитик), осуществляющий решение сложных организационно-технических проблем, имеющих междисциплинарную природу. В своей работе он использует принципы общей теории систем и методы системного анализа.
  3. Инженер-программист. Тут понадобятся все полученные навыки программирования, ведь придется осуществлять корректировку программ на компьютере, а порой и писать собственные для системы.
  4. Эксперт по IT-системам. Данный специалист осуществляет администрацию всей рабочей системы организации, а также создает и сопровождает ряд информационных систем.

Одинаково доступна и девушкам, и парням специальность «Системный анализ и управление». Кем работать девушке по данному профилю? Все перечисленные должности может занимать и представительница прекрасного пола, главное — качественно выполнять свою работу.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что выпускник специальности «Системный анализ и управление» — это нужный работник в большинстве IT-компаний. Студенты очень часто сталкиваются с проблемой, что на работу не берут из-за нехватки опыта, но выход всегда есть. Стажировки информационной направленности проводятся уже во время практического обучения в вузе.

Сегодня это популярное направление — «Системный анализ и управление». Кем работать, зарплата — вот, что интересует не только абитуриентов, но и студентов последних курсов. К примеру, зарплата системного аналитика в Москве — от 40 тыс. рублей, в регионах — от 20 тыс.

Специалист данного профиля может начать свой карьерный путь с мониторинга системы на предприятии, далее пройти все ступени от элементарного мастера до главного по разработке или внедрению информационных систем. Следующая должность — руководитель проекта внедрения информационной системы, и наконец – создатель информационных систем.

источник

Подготовка специалистов в области анализа, разработки, проектирования, исследования и внедрения современных сложных систем и технологий, интеллектуальных систем управления.

Код специальности 27.03.03
Квалификация Бакалавр
Формы обучения
и количество мест
Очная (дневная), бюджет – 14 мест
Очная (дневная), контракт – 12 мест
Период обучения 4 года + 2 года в магистратуре
Выпускающие факультеты Факультет компьютерных технологий и информатики
Вступительные испытания (ЕГЭ) Математика, Физика, Русский язык
Проходной балл
очная форма обучения (бюджет)
средний за 3 последних года
248

Системный аналитик – специалист по разрешению информационных, организационно-технических и управленческих проблем. Он выясняет «почему что-то не так», обосновывает «что и как надо сделать» и показывает «что должно получиться» и «что с этим потом делать».

Область профессиональной деятельности включает в себя совокупность систем, средств, методов и способов человеческой деятельности, направленную на моделирование, анализ, синтез, производство и эксплуатацию систем, приборов и устройств различного назначения для повышения эффективности проектирования и эффективности и комфортности управления сложными объектами.

Объектами профессиональной деятельности являются сложные информационные, организационно-технические человеко-машинные системы и технологии, а также объекты, требующие для управления системно-аналитического подхода.

  • Образование на стыке нескольких областей науки и техники, как следствие широкий профиль образования.
  • Участие студентов в инновационных разработках, ведущихся на факультете.
  • Возможность общаться со старшими коллегами и между собой, посещать семинары ведущих специалистов страны в области «Эргономика», а также участвовать в различных конференциях и симпозиумах.
  • Неограниченные возможности реализации потенциала студентов, в том числе участие в работах по проектированию и экспертизе, проводимых дружественными организациями.
  • Практики в ведущих российских и международных компаниях, предприятиях Санкт-Петербурга.

Основными дисциплинами бакалавриата являются:

  • Введение в эргономику.
  • Измерения в эргономике.
  • Основы физиологии и гигиены труда
  • Эргономическая антропометрия и биомеханика.
  • Основы биохимии и биологии
  • Инженерия знаний и БД.
  • Основы компьютерного дизайна.
  • Моделирование процессов и систем.
  • Надежность, эффективность и качество систем и технологий.
  • Основы логистики.
  • Основы видеопрезентаций систем, продуктов, изделий и услуг.
  • Основы инновационного менеджмента.
  • Оптимизация и принятие решений.
  • Современные технологии обучения.
  • Проектирование и управление в организационных системах.
  • Системы отображения информации.

Основными дисциплинами магистратуры являются:

  • Методы оценки качества.
  • Проектирование пользовательского интерфейса.
  • Проектирование рабочих мест и условий среды.
  • Эргономическое проектирование.
  • Основы экспертизы.
  • Основы профессионального отбора.
  • Техническая эстетика и дизайн.
  • Системы поддержки принятия решений и методы многокритериальной оптимизации.
  • Системы виртуальной реальности.
  • Эргономическая поддержка деятельности.
  • Современные компьютерные и телекоммуникационные технологии в науке и образовании.
  • Аудитории, оснащенные всем необходимым для учебного процесса.
  • Специализированные компьютерные классы.
  • Мультимедийное оборудование.
  • Специализированные лаборатории на предприятиях, в которых представлены современное оборудование.
  • На территории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» находятся кафе, столовые, банкоматы, платежные терминалы.

Бакалавры и магистры с дипломом направления «Системный анализ и управление» могут работать:

Управленцами, решая следующие задачи:

  • организация работы коллектива;
  • определение процедур принятия управленческих решений;
  • организация взаимодействия специалистов, прогноз возможных конфликтов в коллективе и их разрешение и предотвращение;
  • руководство проектами;
  • обеспечение перестройки организационно-технологических комплексов.

Проектировщиками и аналитиками, решая следующие задачи:

  • обеспечение проектирования и испытаний информационных и технических систем, технологий и промышленных изделий;
  • анализ и формализация решаемых задач;
  • составление требований к компонентам информационных, технических и организационных систем;
  • планировка рабочих помещений и компоновка рабочих мест;
  • разработка характеристик средств индикации и управления;
  • проектирование и реинжиниринг пользовательских интерфейсов;
  • обеспечение нормативных условий обитаемости;
  • разработка информационного и программного обеспечения для решения задач, связанных с исследованием и проектированием;
  • оценка показателей качества систем и технологий;
  • разработка методов и средств обучения и адаптации персонала.

Эксплуатационниками, решая следующие задачи:

  • определение рациональных процедур и средств поиска и устранения неисправностей;
  • выявление причин ошибочных действий или недостаточно высокого качества деятельности;
  • проведение эргономической экспертизы;
  • разработка мероприятий по профориентации и профессиональному отбору;
  • контроль и поддержание высокой работоспособности персонала;
  • обеспечение условий обитаемости.

Европейское космическое агентство – (разработчик интерфейса для программы 500 дней (имитация полета на Марс)); ОАО «Концерн «Океанприбор» – эргономист; ЗАО Машиностроительная корпорация «Уралмаш» – главный эргономист; АО «Конструкторское бюро «Луч» – эргономист; ПАО «Газпром нефть» – бизнес-аналитик; ОАО «Концерн НПО «Аврора» – ведущий специалист (эргономика); ОАО «Концерн «Гранит – Электрон» – 2 человека (эргономика, стандартизация и надежность); ОАО «Интелтех» – проектировщик пользовательских интерфейсов; ООО «ЭргоАйТи» – руководитель отдела проектирования, инженеры-эргономисты; ООО «Газинформсервис» – технический писатель; ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» – инженер по охране труда; ООО «Центр экспертизы условий труда» – специалист по аттестации рабочих мест; администрация Московского района СПб – старший специалист, ООО «Юником СПб» – специалист по подбору моряков на суда; ОАО СКБМТ «Рубин» – ведущий специалист (эргономика); ООО «Digital Design» – проектировщик пользовательских интерфейсов; (4 человека); ООО «РОЛИС» – проектирование интерфейсов.

Санкт-Петербургская Эргономическая Ассоциация (СПбЭА), ОАО «Концерн «Океанприбор», ОАО «Интелтех», ООО «ЭргоАйТи», ОАО «Концерн НПО «Аврора», ОАО «Концерн «Гранит – Электрон», ОАО «СПМБМ «Малахит».

Читайте также:  Как подготовиться к анализу мочи на белок

источник

Системный аналитик — это специалист в области анализа предметной области и формулирования требований к разрабатываемым информационным системам и прикладному программному обеспечению. Профессия подходит тем, кого интересует информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Основным продуктом системного аналитика являются организационно-технические решения, оформляемые как техническое задание на программное обеспечение. В основе всей его работы лежит методика системного анализа, а итогом должно стать стабильное функционирование техники и удовлетворение ее технических свойств запросам заказчика.

Системный аналитик должен балансировать на грани между бизнесом предприятия и возможностями IT-отдела, он должен представлять себе весь проект в целом, поэтому в его обязанности входит создание структуры взаимодействия двух компаний.

Ключевая роль системного аналитика в проекте автоматизации компании заключается в разработке непротиворечивой и полной модели требований бизнеса к внедряемому программному обеспечению. Сначала системный аналитик собирает требования к новому программному продукту, после чего разрабатывает техническое задание на создание программного обеспечения, проектирует документальное оформление системной и программной архитектур IT-системы, ставит задачи на разработку и тестирование. По окончании проекта он объясняет правила работы пользователям и решает проблемы функционирования на всех стадиях жизненного цикла созданной системы.

Типичные функциональные обязанности системного аналитика:

  • изучение той или иной области на предмет внедрения и разработки прикладных информационных систем;
  • участие в интервьюировании бизнес-экспертов и пользователей информационных систем на предмет изучения текущих принципов организации бизнес-процессов;
  • изучение и систематизация документации по проекту в части выделения процессов, подлежащих автоматизации;
  • подготовка документации по описанию сущностей, взаимосвязей и процессов предметной области с использованием специальных нотаций;
  • участие в постановке задач и разработке технического задания;
  • сбор, анализ и документирование функциональных требований к программному обеспечению.
  • участие в подготовке схем тестирования функционала для выявления отклонений от сформулированных бизнес-требований и функциональных требований;
  • участие в тестировании прототипа разрабатываемой системы;
  • участие в обучении пользователей системы;
  • анализ рисков и причин возникновения ошибок при разработке систем;
  • участие в выборе платформы для реализации проекта.
  • высокая востребованность на рынке труда;
  • достаточно высокий уровень оплаты труда;
  • гибкий график работы, в том числе возможность удаленной работы;
  • неоспоримая значимость системного аналитика в глазах сотрудников и заказчиков, удовлетворение от реализованного проекта,
  • возможность поездить по стране и за ее пределами;
  • возможность реализовать свои творческие способности;
  • результат работы и ощутимая польза видны сразу же, как только рабочий процесс в компании выводится на новый уровень;
  • за счет навыков коммуникативного общения во время проектов в разных организациях происходит расширение круга полезных знакомств.
  • разногласия, споры с клиентом как следствие его непонимания отличия одной системы от другой и, кроме того, низкой эффективности постановки им задачи;
  • нередко пользователи негативно относятся к внедрению новой информационной системы в компании, тогда аналитику приходиться терпеливо и упорно объяснять ее пользу и преимущества, что отнимает время и нервы;
  • из-за высокого уровня смежности с другими специализациями (разработчик, архитектор приложений, консультант) существует риск переключения системного аналитика на смежные задачи, что не всегда может отвечать целям и устремлениям специалиста;
  • ненормированный рабочий день, частые командировки (хотя у таких поездок есть свои плюсы: иностранные компании любят проводить стажировки сотрудников представительств — отличный шанс за их счет пожить в шикарном отеле, посмотреть другие страны. Цивилизованные компании организуют не только обучение, но и отдых, в программу которого входят занятия, посещение выставок, экскурсии).

Крупные банки, консалтинговые компании, специализирующиеся на разработке IT-решений для внешних заказчиков.

источник

Уровень образования: Бакалавриат

Код направления подготовки: 27.03.03
Старый код: 220100.62
Группа направления (УГНП): «Управление в технических системах» Скачать стандарт ФГОС-3

Профиль подготовки (специализация) – это углубленное изучение узкого поля деятельности в рамках одной специальности. Как правило, специализация проводится на старших курсах. Кроме основных общеобразовательных предметов студенты начинают изучать блок профильных дисциплин, которые позволят выпускникам лучше освоить практические умения и навыки.

В дипломе профиль (специализация) обучения не указывается, а вот в приложении к диплому после наименования направления подготовки в графе «специализация», в случае ее наличия, прописывают профиль специальных дисциплин.

  • Системный анализ и исследование операций
Чему научат?
  • Применять аналитические, вычислительные и системно-аналитические методы для решения прикладных задач в области управления объектами техники, технологии и организационными системами
  • Проводить измерения технических систем, объектов, приборов и устройств различного назначения, которые являются необходимыми для проектирования и управления сложными системами, ресурсами, процессами и технологиями
  • Проводить наблюдения за техническими системами, объектами и приборами, а также составлять описание проводимых исследований
  • Заниматься подготовкой данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций
  • Осваивать новую технику, новые методы и новые технологии
  • Разрабатывать организационно-техническую документацию
  • Выполнять задания по сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов
  • Принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, а также проверять их корректность и эффективность
  • Применять методы системного анализа, технологии синтеза и управления для решения прикладных проектно-конструкторских задач
  • Разрабатывать методы моделирования, анализа и технологии синтеза процессов и систем в области техники, технологии и организационных систем
  • Создавать программные комплексы для системного анализа и синтеза сложных систем
  • Разрабатывать компоненты сложных систем управления
  • Применять при разработке компонентов сложных систем управления современные инструментальные средства и технологии программирования
  • Проводить инструктаж и обучение младшего технического персонала по применению средств для системного анализа и управления
  • Принимать участие в довузовской подготовке и профориентационной работе
Важные учебные предметы Инженерная и компьютерная графика | Интеллектуальные технологии и представление знаний | Метрология, стандартизация и сертификация | Моделирование систем | Теоретическая механика | Теоретические основы электротехники и электроники | Теория автоматического управления | Теория и технология программирования | Теория информационных систем | Управление в организационных системах

Студенты в обязательном порядке проходят учебную и производственную практики в организациях, на кафедрах и в лабораториях вуза. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа.

источник

27.03.03 Системный анализ и управление профиль: Системный анализ и управление экономическими процессами

«Системный анализ в экономике является одним из самых востребованных научных направлений в России, равно как и одним из самых неисследованных»

Предлагаем вам ознакомиться со сборником Часто Задаваемых Вопросов касающихся направления 27.03.03 Системный анализ и управление (собрано и отредактировано из вопросов, задаваемых студентами и их родителями во время «Дней открытых дверей», в социальной сети «В Контакте» и звонков в Деканат экономического факультета).

Что такое системный анализ?
Исходя из научного определения — это метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными исследуемой системы, и который опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, математических, экономических, статистических методов. Если проще — системный анализ это прикладная производная от научного направления, зародившегося в начале ХХ века (одним из основоположников является выдающийся отечественный экономист А.А. Богданов), основывающегося на том, что весь мир представляет собой совокупность сложноорганизованных систем разных типов (технических, экономических, социальных, физических, химических и пр.), подход и принципы работы с которыми должен быть иным, чем те, которые применялись до начала ХХ века. В СССР наиболее близким к данному понятию является «кибернетика», но в отличии от западных стран, в СССР был акцент на технические, нежели социально-экономические системы. Системный анализ и управление является следующим этапом развития теории управления, которую Россия пытается перенять и научиться использовать для решения собственных проблем (в т.ч. и экономических).

А профиль: «Системный анализ и управление экономическими процессами»?
По своей сути, системный анализ и управление как метод познания может быть применим везде. В технических системах, в математических, в экономических, в социальных и пр. Российское понимание (отличное от западного) имеет тенденцию воспринимать «систему» непосредственно как техническую, что расходится с мировым опытом, наработанным в данном направлении. Название профиля означает, что основным объектом изучения бакалавра являются именно экономические процессы и системы, а не технические, инженерные, химические и пр. Остальные профили подготовки (в случае, если соответствующие факультеты будут заинтересованы в их реализации) будут преподаваться на соответсвующих факультетах. Экономический факультет ФГБОУ ВПО «КубГУ» занимается подготовкой специалистов в области системного анализа и управления именно экономическими процессами.

Получается, у меня будут только экономические дисциплины?
Нет. Существует единый для всего системного анализа и управления перечень дисциплин. В соответствии с ним студенту преподается установленный набор точных, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин (с полным перечнем можно ознакомиться ниже) которые отнюдь не всегда экономические (история, иностранный, философия и пр.). Но профильные дисциплины, характер практики, тематика написания выпускных квалификационных (дипломных) работ и пр. будут на экономическую тематику, при применении инструментария системного анализа и управления. Таким образом студент получает, фактически, двойную квалификацию. С одной стороны он обучается по, формально, инженерному направлению, с другой – сферой применения является экономика. В СССР подобное называлось инженер-экономист, хотя было искусственно заужено в сторону технических систем. На западе наиболее близкая к подобному направлению квалификация называется «экономическая кибернетика» или «экономический инжиниринг».

Так я буду инженером? Мне говорят, что все направления, начинающиеся с цифр 27 (инноватика, управление качеством и системный анализ и управление) являются инженерными. Это так?
И да, и нет. Вы будете инженером, но в западном, а не в российском понимании. Дословно, слово инженер переводится с французского как «способность, изобретательность». Концепция того, что изобретать можно только в области техники — это российское понимание, отличное от зарубежного. В западных странах «инженер» более широкое понятие. Инженер (или, более верно, инжиниринг) за рубежом применяется во всех отраслях наук и знаний, когда вы начинаете изобретать новые методы, будь это техника, экономика, социология, квалиметрия, психология, физика, химия или филология. Поэтому да, вы будете инженером в западном понимании, в том, как от нас требует структура болонского процесса (бакалавриат + магистратура) к которой мы перешли. О старосоветском понимании инженера как человека, который занимается изобретением технических средств, и только этим, можно забыть. Понятие инженер становится намного шире. Так что да, вы будете инженером в западном понимании, но вы не будете инженером в том виде, как это практиковалось в Советском Союзе (это вполне закономерная путаница при коренной перестройке всей системы образования, на самой активной стадии которой мы сейчас находимся).

Что будет написано в моем дипломе? Мой диплом такой же полноценный как на других бакалавриатах? Я смогу получить красный диплом?
В вашем дипломе будет написано: бакалавр по направлению 27.03.03 Системный анализ и управление. Профиль: Системный анализ и управление экономическими процессами. Плюс, студенту направления 27.03.03 Системный анализ и управление присваивается специальное звание «бакалавр-инженер» (не путать с квалификацией). Разумеется, ваш диплом абсолютно полноценный, университет имеет все соответствующее лицензионное обеспечение (иначе Министерство образования не даст бюджетных мест). Никаких различий в форме диплома на разных направлениях бакалавриата нет. Вы можете получить красный диплом, если выполните соответствующие требования во время обучения (отсутствие оценок «удовлетворительно» за весь период обучения, процент оценок «хорошо» менее 25 от всего количества оценок, государственные экзамены сданы с оценкой «отлично»).

Зачем нужен системный анализ в экономике?
Большинство современных экономических и управленческих методов имеют в своей основе именно кибернетическую природу. По факту — используемые сейчас в современной экономической практике методы (SWOT и PEST-анализы, модель Портера (простая и модифицированная), EFAS, диаграммы Омаэ, матрицы балансов жизненных циклов, ценностей и целей, возможностей, матрицы БКГ, McKinsey, Томпсона и Стрикленда, деловые экраны Ансоффа и Константинова, трехмерные модели Абеля, методы Делфи, количественной оценки, РАЗУ, морфологические матрицы) — это методы разработанные западной наукой в ХХ веке, и просто «перенятые» в современную экономическую практику России. Где используется инструментарий системного анализа и управления в России? Он используется везде. Но из-за того, что Россия, фактически, не участвовала в разработке этих методов — системный анализ как дисциплина остается недооцененным. Нужен ли он сейчас? Зависит от того, насколько быстро и качественно будет происходить интеграция России с окружающим миром, и насколько мы будем способны разрабатывать собственные, адаптированные под наши нужды методы управления экономическими процессами, а не перенимать чужие.

Приведите хоть один пример, как системный анализ может помочь в жизни, например, города.
Самый простой пример, который приходит на ум — система общественного транспорта в частности, или вся система дорог и коммуникаций в целом. Что такое общественный транспорт, если смотреть на нее глазами системного аналитика? Это сложноорганизованная система при многофакторном воздействии. Почему в развитых странах при большей загруженности дорог автомобилями и меньшем количестве территорий проблема с пробками стоит не так остро, как в отдельных городах и регионах России? Данные вещи формализуются, просчитываются, и проверяются на устойчивость заранее, на основе специально разрабатываемых под условия каждого города/системы моделей-тренажеров. Их разработка и является одной из профессиональных компетенция бакалавра Системного анализа и управления. Именно для этого и нужны системные аналитики. Проблемы, встречаемые в России (как на предприятиях, так и на уровне города или страны) давным-давно решаются развитыми в данной области странами инструментарием системного анализа, а не «методом научного тыка». Освоением инструментария их решения и занимается направление 27.03.03 Системный анализ и управление.

Читайте также:  Как подготовиться к анализу липидного спектра

Почему мне не пойти физиком, инженером, или обычным экономистом?
Кем вам быть — решать только вам. Системный анализ особое, инновационное направление, причем не только в России, но и в мире (достаточно посмотреть, кому и за что вручали Нобелевскую премию по экономике за последние годы — это все приложения системного анализа в экономических науках, но не чистая экономика). Разумеется, нахождение «на передовой» как в научном, так и в учебном плане сопряжено со сложностями. Основные научные открытия, перспективные места работы и возможности заработка возникают, как правило, в новых, «неразведанных» отраслях научного знания. Ещё 4-е года назад не существовало должности «Системный аналитик». А сейчас существует. Просто экономист использует в реальной жизни методы, разрабатываемые экономистами-кибернетиками, а в условиях России на данный момент – зарубежными экономистами-кибернетиками. Потенциальная потребность на рынке данных специалистов крайне высока. Насколько быстро она станет реальной – вопрос скорости интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Но то, что данная потребность себя проявит – неизбежно.

Если сравнивать направление 27.03.03 Системный анализ и управление в КубГУ, и в других ВУЗах Краснодара — почему в КубГУ лучше?
Ответить сложно, потому как КубГУ единственный ВУЗ в южном федеральном и северо-кавказском федеральном округе (кроме ЮФУ в г. Ростов-на-Дону), осуществляющий подготовку по данному направлению.

Вот краткий фильм о кафедре мировой экономики и менеджмента

Где я буду проходить практику? У меня нет знакомств в данной сфере (да и вообще в экономической сфере).
Практика проходится студентами на 3-м и 4-м курсе. Экономический факультет имеет большой пакет договоров на прохождение учебной и производственной практики с ведущими банками, страховыми и коммерческими организациями, администрациями муниципальных округов г. Краснодара и Краснодарского края. Вопрос места прохождения практики не является проблемным для экономического факультета. Проблемой является возвращение студентов после их трудоустройства (после прохождения практики студенту (если он хорошо себя проявил) могут предложить остаться работать) обратно на учебу.

Что такое «прикладной» бакалавриат? И чем он отличается от простого бакалавриата?
В рамках очередного этапа по гармонизации с зарубежной системой образования, сейчас в России проводится эксперимент по внедрению т.н. «прикладного бакалавриата» (то, что раньше было просто бакалавриатом — теперь называется «академический бакалавриат»). Поскольку сейчас система образования России находится в процессе реформ, и процесс по внедрению «прикладного бакалавриата» — экспериментальный (в соответствии с приказом МинОбра КубГУ — это экспериментальная площадка по внедрению прикладного бакалавриата в нашей стране), четких границ и, самое главное, нормативных документов, которые бы их установили — нет. Можно сказать что на прикладном бакалавриате больший объем производственной и учебной практик, но в настоящий момент отличия между академическим и прикладным бакалавриатом крайне незначительны. В ближайшие годы, после выхода соответствующей нормативной документации — ситуация изменится.

Я хочу более подробно почитать про системный анализ и управление. Какие ссылки вы можете посоветовать?
Институт системного анализа Российской Академии Наук — http://www.isa.ru/
Институт проблем управления Российской Академии Наук — http://www.ipu.ru/
Центральный экономико-математический институт Российской Академии Наук — http://www.cemi.rssi.ru/
Это наиболее авторитетные из действующих сайтов, затрагивающие тематику системного анализа и управления.

Учиться сложно?
Если вы пришли учиться — то нет. Не бывает ситуаций когда человек посещает занятия, делает домашние задания, соблюдает дисциплину и получает предвзятое отношение на экзамене или зачете. Из опыта общения со студентами могу сказать — если студент действительно работает, то проблем у него не возникает вообще. Если студент не ходит на пары, не выполняет домашние задания, не выполняет отработки домашних заданий — проблемы на сессии вполне закономерны. Тогда такой студент начинает громче всех кричать, что его незаслуженно обидели. Не бывает случаев, когда студент нормально относится к учебе и не получает адекватный результат.

В школе изучался немецкий/французский язык. На направлении Экономика сказано, что я могу выбрать любой язык, чтоб продолжить свое обучение. На Системном анализе и управлении я смогу это сделать?
Разумеется. Правила едины для всего экономического факультета. Вы можете выбрать в качестве изучения основного иностранного языка (наиболее популярный выбор, хотя возможны и другие вариант): английский/немецкий/французский/испанский. Учебный процесс осуществляют преподаватели с факультета романо-германской филологии, и соответствующих кафедр (английской, немецкой, французской филологии и пр.).

Везде говорится, что я могу получать большое количество стипендий. Это только для направления Экономика и Менеджмент, или это возможно везде?
Это возможно в рамках любого направления экономического факультета. Для экономического факультета нет деления на студентов «первого» и «второго» сорта — каждый студент может претендовать на получение именных стипендий, выдаваемых разными организациями. Более того, закаленные Системный аналитики за 2012-2013 г. показали одни из лучших результатов (в процентном выражении) по выигрыванию различных конкурсов, получения призов и денежных поощрений. Так, студент направления Системный анализ и управление Григорий Булин занял II-е место в Международной студенческой олимпиаде по налогам 2013 г. обогнав студентов спец. Налоги и налогообложение, а студент Максим Макаров получил наибольшее количество грамот и поощрений в краевой олимпиаде по финансовым рынкам. Студенты Григорий Булин, Ирина Качаева и Мария Ластовецкая являются получателями стипендии Правительства РФ. Это помимо всяких мелких побед, вроде международной конференции «Наука, творчество, инновации молодых ученых КубГУ», где студенты направления Системный анализ и управление в одной из секций заняли все призовые места (Максим Макаров — I место, Роман Фисенко — II место, Виктория Герич — III место).

После окончания я смогу поступить в магистратуру на другое направление? Или я должен буду учиться только в рамках Системного анализа до конца?
Конечно можете. Порядок поступления в магистратуру един для всех, и определяется сдачей экзамена. Вы можете поступить на Экономику, Менеджмент, Торговое дело или любую другую специальность (вовсе не обязательно экономического или технического уклона). В этом и смысл реализации Болонского процесса (бакалавриат + магистратура). Но для начала окончите бакалавриат.

Где работать? Вообще, где работают выпускники?
Выпускники по направлению 27.03.03 Системный анализ и управление работают по очень широкому спектру областей, начиная от аналитических отделов крупных корпораций, и заканчивая отделами логистики и IT-отделами. Перечень компаний очень широк, начиная от крупных ритейлерских сетей, заканчивая коммерческими банками и государственной службой. Выпустившиеся студенты, в настоящее время, работают в следующих компаниях: Бош Термотехника, METRO Cash&Carry, Philip Morris International, Лаборатория Гемотест, 1С, Тандер, Нефтеперерарабывающий завод г. Армавира, Роснефть, Yota, Альфа-Банк, ВТБ 24, Банк «Уралсиб», Кубаньэнерго, Администрация МО г.Краснодар, Администрация Краснодарского края, РосТехНадзор и пр. Список компаний постоянно расширяется и обновляется. Студенты, выбравшие научную карьеру продолжают своё обучение в магистратуре и аспирантуре (в т.ч. КубГУ, СпбГУ, ЛЭТИ и др.).

А что с аспирантурой? Я смогу стать кандидатом или доктором экономических наук?
Нет никаких формальных преград для того, чтоб вы продолжили свое обучение в аспирантуре, а, со временем, и в докторантуре. Более того, в паспорте научных специальностей ВАК (Высшей аттестационной комиссии) присутствует отдельный научный шифр, отлично подходящий под тематику системного анализа и управления: 08.00.13 — Экономико-математические методы и модели. Но вы можете выбрать абсолютно любое направление обучения как в рамках экономических, так и в рамках других наук. Ваше направление бакалавриата здесь никакой роли не играет — только ваше желание и научные интересы. Но, для начала, закончите бакалавриат и магистратуру.

Какие предметы я буду изучать при поступлении на направление Системный анализ и управление?
Предметы разделены на три цикла. Набор 2014 г. будет изучать следующие дисциплины:
Философия
История
Иностранный язык
Безопасность жизнедеятельности
Математика, в т. ч.:
Линейная алгебра и аналитическая геометрия
Дискретная математика и математическая логика
Математический анализ
Теория вероятностей и математическая статистика
Линейное программирование
Теория игр и исследование операций

Экономика
Физика
Химия
Русский язык и культура речи
Информатика
Теоретическая механика
Экология
Инженерная и компьютерная графика
Теория информационных систем
Базы данных
Метрология, стандартизация и сертификация
Материаловедение
Теоретические основы электротехники и электроники
Теория автоматического управления
Вычислительная математика
Моделирование систем
Системный анализ, оптимизация и принятие решений
Теория и технология программирования
Управление в организационных системах
Интеллектуальные технологии и представление знаний
История и концепции управления экономическими системами
Микроэкономика
Концепции современного естествознания
Макроэкономика
Правоведение
Статистика
Инновационная экономика
Архитектура электронно-вычислительных машин
Логика
Математическая экономика
Бухгалтерский учет
Финансовая математика
Финансы и кредит
Налоги и налогообложение
Бизнес-планирование
Экономический анализ
Логистика
Контроллинг в экономических системах
Корпоративные информационные системы
Криптография и информационная безопасность
Финансовый анализ
Методы и средства проектирования информационных систем
Экономическая кибернетика
Бизнес-анализ
Управление проектами
Социология
Теория системного анализа и управления
Психология и педагогика
История Кубани
Системология
Пакеты прикладных программ в инженерных расчетах
Эконометрика
Информационные технологии в системном анализе
Системный анализ в экономике
Экономико-математические методы и модели
Оптимальное управление динамическими системами
Анализ финансовых рынков
Финансовый менеджмент
Web-программирование

Есть физика и химия. В школе с ними было не очень хорошо. Плюс меня пугает обилие математики. Меня не отчислят?
Как показывает практика – результаты в школе отнюдь не показатель для учебы студента в ВУЗе. Множество примеров, когда в школе студент учился средне, а в ВУЗе стал учиться на отлично, так и наоборот. В университете совершенно другая система подачи информации, требования, и, в т.ч. уровень преподавателей, реализующих данные дисциплины. По опыту прошлых курсов могу сказать, что студенты, как правило, отчисляются не за физику или химию, а за профессиональные дисциплины, обеспечивающие облик будущего специалиста, и освоение которых возможно только благодаря общей культуре мышления выработанной, в т.ч., и благодаря естественнонаучному циклу. Ну а что касается математики — она присутствует в любой экономической или управленческой специальности. Если посмотреть биографии великих экономистов — целая плеяда их была, по-образованию — математики, но выбравшие родом своей деятельности экономику. Уместно вспомнить две взаимоисключающие цитаты велики ученых: «Я начал заниматься физикой по причине того, что экономика показалось мне слишком сложной» (Макс Планк, основатель квантовой физики); «Я подумывал заниматься экономикой, но мне показалось это слишком просто» (Бертран Рассел, выдающийся математик и философ, лауреат Нобелевской премии). Схожие цитаты (хотя их достоверность не гарантирована) приписывают выдающемуся экономисту Джону М. Кейнсу и гениальному физику А. Эйнштейну. Так что здесь главное — не бояться и работать.

Кто меня будет учить?
Направление Системный анализ и управление закреплено за кафедрой Мировой экономики и менеджмента (зав. кафедрой – д-р экон. наук, профессор, заслуженный экономист РФ, декан экономического факультета Шевченко Игорь Викторович). Разумеется, для обучения привлекаются лучшие преподаватели со смежных факультетов, так, преподавание физики осуществляют ведущие доценты и профессоры физико-технического факультета, химии — факультета химии и высоких технологий, математики — математического факультета, программирования — факультета компьютерных технологий и прикладной математики и пр. Профильность факультетов полностью соблюдена. Ситуации, когда у вас филолог ведет экономику, а экономист преподает физику, не возникнет.

Среди преподавателей (неполный список по всем циклам учебного плана):

Алеников Александр Сергеевич, канд. экон. наук, доцент каф. экономики и управления инновационных системы (КубГУ, НН);
Андрафанова Наталья Владимировна, канд. пед. наук, доцент каф. информационных образовательных технологий (РГУ, математика);
Бекирова Севилия Зауровна, канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, экономика труда);
Библя Галина Николаевна, канд. экон. наук, доцент каф. математических и компьютерных методов (СГУ, прикладная информатика);
Бондарев Дмитрий Геннадьевич, канд. экон. наук, доцент каф. теоретической экономики (КубГУ, математика);
Борисов Сергей Алексеевич, канд экон. наук, доцент каф. экономики организации, регионального и кадрового менеджмента (КубГУ, правоведение);
Вукович Галина Григорьевна, д-р экон. наук, профессор, зав. каф. экономики организации, регионального и кадрового менеджмента (КубГУ, планирование промышленности);
Гайденко Станислав Викторович, канд. физ.-мат. наук, доцент, зав. кафедрой вычислительной математики и информатики (МГУ, математика);
Дармилова Женни Давлетовна, д-р экон. наук, профессор каф. мировой экономики и менеджмента (Ставропольский политехнические институт, экономика и организация автомобильного транспорта);
Долгов Александр Петрович, канд. экон. наук, доцент каф. Мировой экономики и менеджмента (МИЭИ, инженер-экономист);
Дробышевская Лариса Николаевна, д-р экон. наук, профессор каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, планирование промышленности);
Жаркова Оксана Михайловна, канд. физ.-мат. наук, доцент каф. теоретической физики и компьютерных технологий (ТомГУ; физика, оптика и спектроскопия);
Зарецкий Александр Дмитриевич, д-р экон. наук, профессор каф. мировой экономики и менеджмента (Высшая школа КГБ СССР);
Засядко Ольга Владимировна, канд. пед. наук, доцент каф. информационных образовательных технологий (КубГУ, математика);
Калайдин Евгений Николаевич, д-р физ.-мат. наук, профессор каф. теоретической экономики (МГУ, прикладная математика);
Калайдина Галина Вениаминовна, канд. физ-мат. наук, доцент каф. прикладной математики (МГУ, механика);
Касьянов Валерий Васильевич, д-р ист. наук, д-р социол. наук, профессор, зав. каф истории России (Ростовский-на-Дону государственный университет, история);
Катрюхина Анна Борисовна, преподаватель каф. мировой экономики и менеджмента (Hochschule für Technik und Wirtschaft Berlin University of Applied Sciences, Wirtschafts- und Rechtswissenschaften);
Качанова Ирина Александровна, канд. физ-мат. наук, доцент каф. математических и компьютерных методов (Донецкий национальный университет, прикладная математика);
Кизим Анатолий Александрович, д-р экон. наук, профессор каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, планирование промышленности);
Киселева Анна Александровна, канд. полит. наук, доцент каф. экономики и управления инновационными системами (КубГУ, политология);
Кочиева Анна Казбековна, канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГАУ, ГМУ);
Кутер Михаил Исаакович, д-р экон. наук, профессор, зав. каф. бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных (МЭСИ, организация механической обработки экономической информации);
Кузнецова Светлана Львовна, канд. хим. наук, доцент каф. общей, неорганической химии и ИВТ (КубГУ, химия);
Лежнев Виктор Григорьевич, д-р физ.-мат. наук, профессор каф. математических и компьютерных методов (МГУ, прикладная математика);
Луценко Евгений Вениаминович, д-р экон. наук, профессор каф. информационных образовательных технологий (КубГУ, теоретическая физика);
Мирошникова Надежда Ивановна, канд. экон. наук, доцент каф. экономического анализа, статистики и финансов (РИНХ, финансы и кредит);
Милета Валентин Иванович, канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, планирование промышленности);
Николаева Наталья Александровна, канд. хим. наук, доцент каф. аналитической химии (КубГУ, стандартизация и сертификация);
Павленко Ирина Анатольевна, канд экон. наук, доцент каф. экономики организации, регионального и кадрового менеджмента (КубГУ, география);
Письменская Наталия Дмитриевна, д-р хим. наук, профессор каф. физической химии (КубГУ, химия);
Пономаренко Ирина Николаевна, д-р филол. наук, профессор каф. современного русского языка (КубГУ, филология);
Пономоренко Людмила Викторовна, канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, маркетинг);
Попова Галина Ивановна, канд. пед. наук, доцент каф информационных образовательных технологий (КубГУ, математика);
Сидоренко Наталия Сергеевна, канд. филос. наук, доцент каф .философии (КубГУ, востоковедение);
Свистунов Юрий Анатольевич, д-р техн. наук, профессор каф. экономики и управления инновационными системами (КСХИ, гидромелиорация);
Степаненко Евгений Антонович, канд. техн. наук, доцент каф. интеллектуальных информационных систем (Военная инженерная академия им. Ф.Э. Дзержинского);
Тумаев Евгений Николаевич, д-р физ.-мат. наук, профессор, зав. каф. теоретической физики и компьютерных технологий (КубГУ, физика);
Тюфанов Валерий Александрович, канд. экон. наук, преподаватель каф. экономического анализа, статистики и финансов (КубГУ, финансы и кредит);
Фощан Галина Ивановна, канд. экон. наук, доцент каф. теоретической экономики (КубГУ, математика);
Янковская Лариса Константиновна, канд. физ.-мат. наук, доцент каф. математических и компьютерных методов (МГТУ им. Баумана);

Читайте также:  Как подготовиться к анализу мочи на диастазу

У меня ещё есть вопросы. Как мне их задать?
Можете спросить у ответственного за направление Системный анализ и управление на Экономическом факультете, зам. зав. кафедрой Мировой экономики и менеджмента Аленикова Александра Сергеевича: Адрес «В Контакте»: http://vk.com/alenikov; e-mail : as9882@mail.ru

Я же не должен буду 24 часа в сутки только учиться, чтоб меня не выгнали?
Нет, 🙂 ваша студенческая жизнь будет такой же студенческой, как и у других студентов. 🙂
Вот краткий фотоотчет о жизни прошлых наборов направления Системный анализ и управление.

источник

В последнее время возникает все больше направлений деятельности, которых раньше не существовало вообще. Такое разнообразие новоиспеченных специальностей, имеющих непонятные названия, ставит выпускников школы, выбирающих профессию, в тупик. Одной из таких профессий является специалист по системному анализу. Что из себя представляет эта сфера, мало кто знает. У большинства возникает вполне резонный вопрос: системный анализ и управление – что это за профессия? Ответ на него вы найдете в нашей статье.

Системный анализ – это один из методов научного исследования, суть которого заключается в подходе к изучаемому объекту как к единой системе, состоящей из отдельных взаимосвязанных между собой элементов. При этом исследуются особенности каждого из этих элементов, способы из взаимодействия между собой, поведение системы в целом.

Системный анализ применяется во всех отраслях человеческой деятельности, однако основная его задача – оценка деятельности крупных коммерческих и некоммерческих организаций, выработка оптимальных методов управления ими, а также автоматизация производственных процессов.

Изначально методика была разработана для оценки работы электронно-вычислительной техники в 1940-х годах и базировалась на основе принципов информатики. Однако очень скоро исследователи сделали интересное наблюдение: метод можно было применять не только к компьютерам, но и к абсолютно любой системе, даже к такой, как организация.

Впервые приемы системного анализа для оптимизации управления компанией использовала американская корпорация «RAND», работавшая в 1950-х годах на министерство обороны США. Необходимость применения методики была вызвана тем, что «RAND» была очень крупной организацией, которая не только выполняла правительственные заказы, но также занималась научной и благотворительной деятельностью. Управлять ей «вручную» было просто невозможно, поэтому со временем сложилась потребность в выработке методики руководства корпорацией, при которой большая часть процессов внутри нее происходила бы самостоятельно, автоматически, будучи, тем не менее, направленной в необходимое русло. Для этого было нужно тщательно изучить все элементы системы, которую представляла собой компания, и понять до мельчайших деталей как они между собой взаимодействуют. Вскоре эффективность такого подхода стала очевидна и его начали перенимать другие компании по всему миру.

Сегодня системный анализ тесно связан с использованием прикладных информационных систем, различных программных комплексов, облегчающих сбор и обобщение информации о работе предприятия, а также саму эту работу. Одной из основных задач современного системного аналитика является внедрение специального программного обеспечения, автоматизирующего рабочий процесс. Однако этим его обязанности не ограничиваются – повышать результативность работы предприятия он может не только с помощью программ, но и другими методами.

Вот какие обязанности обычно включают в должностную инструкцию специалиста:

  • изучение работы определенной области как системы;
  • рассмотрение возможностей оптимизации этой области (путем внедрения программного обеспечения или другими способами) и внесение их на обсуждение руководству;
  • сбор и обобщение данных о работе системы, в том числе путем интервьюирования работников;
  • автоматизация процесса функционирования фирмы путем внедрения специальных систем и методов работы (чаще всего — программного обеспечения);
  • тестирование внедренной им системы;
  • обеспечение стабильной работы автоматизированной системы и ее корректное использование сотрудниками организации;
  • предоставление руководству отчетов о результатах своей работы.

Представитель профессии имеет неплохой заработок. Так, в Москве его доход находится в пределах от 80 000 до 150 000 рублей. В регионах специалист получает от 55 000 до 80 000 рублей.

Для специалиста возможно карьерное развитие. Оно проходит двумя путями:

  • переход на руководящую должность в отделе аналитики организации;
  • работа на себя, самостоятельное оказание услуг организациям.

Благодаря развитию экономики открывается все больше коммерческих компаний, которым необходимы услуги по системному анализу. Поэтому найти работу специалисту не составит труда как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других регионах Российской Федерации.

Вот основные плюсы профессии:

  • высокий уровень дохода;
  • возможность карьерного роста;
  • возможность работы на себя.
  • нередко – ненормированное рабочее время;
  • сложности, возникающие при попытке внедрения новшеств в уже сложившуюся систему.

Вот какие способности потребуются представителю профессии.

  • Способность к аналитическому мышлению и построению логических умозаключений. Чтобы оценить работу предприятия как единой системы, выделить части, из которых она состоит, выявить недостатки в их функционировании, нужно уметь анализировать данные и делать логические заключения.
  • Способность находить пути решения проблемы. Понять, что не так в работе системы, – это полдела. Нужно еще найти способ, с помощью которого эта работа будет улучшена.
  • Внимательность. Системный аналитик должен быть внимателен к деталям, ведь без этого составить полную картину ситуации не получится.
  • Знание современных методов построения системных бизнес-моделей. Модели работы компании строятся с помощью специальных методик, иногда довольно сложных для понимания (например, >Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Чтобы освоить профессию, нужно получить высшее или среднее специальное образования. Кроме того, специальности можно обучиться на курсах по системному анализу.

Для поступления в ВУЗ на факультет системного анализа потребуется сдать:

Обучение в ССУЗе занимает тридцать четыре месяца при поступлении после одиннадцатого класса и на год больше при поступлении после девятого.

Профессии можно обучиться и на расстоянии. Есть два способа сделать это:

  • пройти онлайн-курсы в Интернете;
  • поступить на заочное отделение ССУЗа или ВУЗа.

Вот несколько столичных высших учебных заведений, где можно получить профессию.

  • Московский физико-технический институт. Стоимость учебы – 251 000 в год.
  • Московский авиационный институт. Цена подготовки – 198 000 за год.
  • Национальный исследовательский ядерный университет. Размер платы за обучение здесь составляет 211 000 за год.
  • Российский технологический университет. Стоимость годичной подготовки – 174 000.
  • Российский новый университет. Цена программы – 180 000 в год.

Обучение на системного аналитика можно пройти и в ВУЗах Санкт-Петербурга.

  • Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС РФ. Учеба в этом ВУЗе обойдется в 164 000.
  • Санкт-Петербургский горный университет. Цена образования – 150 000 в год.
  • Санкт-Петербургский государственный технологический институт. Стоимость подготовки – 178 000 за год.
  • ЛЭТИ имени В. Ленина. Размер платы за обучение – 183 000 в год.
  • Санкт-Петербургский государственный университет. Цена двенадцатимесячной программы – 158 000.

Все перечисленные институты и университеты (за исключением Российского нового университета) – государственные и имеют бюджетное отделение, на котором можно учиться бесплатно. Продолжительность образовательной программы во всех указанных учебных заведениях составляет четыре года в случае, если студент проходит подготовку по программе бакалавриата, и шесть лет, если после завершения обучения он хочет получить магистрскую степень.

Профессию можно освоить и в средних специальных учебных заведениях. Вот пять наиболее актуальных техникумов и колледжей Москвы, где обучают специалистов.

  • Технологический колледж № 28. Стоимость подготовки – 87 000 за год.
  • Образовательный комплекс «Юго-Запад». Цена годичной учебы – 68 000.
  • Медицинский колледж № 7. Размер платы за обучения – 84 000 в год.
  • Московский финансовый колледж. Стоимость подготовки на протяжении двух семестров – 65 000.
  • Колледж приборостроения и информационных технологий. Цена двенадцатимесячной программы – 75 000.

А это – колледжи и техникумы северной столицы, имеющие аналогичную программу подготовки.

  • Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции. Стоимость обучения – 45 000 в год.
  • Политехнический колледж городского хозяйства. Цена подготовки – 39 000 за год.
  • Колледж «Адмиралтейский». Стоимость годичной учебы в этом колледже составляет 51 000.
  • Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта. За год подготовки понадобится отдать 48 000.
  • Профессиональный лицей № 87. Стоимость учебы – 44 000 за один год.

Во всех указанных выше средних специальных учебных заведениях есть бюджетное отделение, поступив на которое, можно обучаться на бесплатной основе. Что касается срока обучения, то он составит тридцать четыре месяца для тех абитуриентов, которые поступили по окончании одиннадцати классов, и на один год дольше для тех, кто окончил всего девять классов школы.

Специальность можно освоить и на курсах по системному анализу. Вот пять таких курсов в Москве.

  • НОЧУ ДПО «Школа системного анализа». Стоимость – 28 000, срок – двадцать дней.
  • Учебный центр «IT-expert». Цена – 18 500, срок – десять дней.
  • Курсы «Toster». Стоимость – 40 000, продолжительность – сорок учебных часов.
  • Курсы «Babok». Время – пятнадцать дней. Цена – 25 000.
  • «Академия Алексея Сухорукова». Стоимость – 16 500, срок – пять дней.

Ниже перечислены аналогичные программы, которые можно пройти в Санкт-Петербурге.

  • Курсы «Luxoft Training». Стоимость – 14 000, срок – десять дней.
  • Школа аналитики «Digital Design». Цена – 32 000, время – семьдесят два академических часа.
  • Учебный центр «РДТЕХ». Стоимость – 21 000, продолжительность – два месяца.
  • Курсы при СПбГУ. Цена – 18 000, срок – три недели.
  • НОУ «Академия «Скаут». Цена – 10 000, время – пять дней.

Системный аналитик – интересная профессия, требующая способности к аналитическому мышлению и построению логических умозаключений, познаний в области информатики и прикладных программ, а также организаторских способностей. Ее представители неплохо зарабатывают, а трудоустроится им не сложно, так как вакансий для системного аналитика достаточно много.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

источник