Меню Рубрики

Региона как объект анализа и управления

При исследовании территориальных связей регион можно рассматривать по крайней мере с двух сторон: во-первых, как часть единого народно-хозяйственного комплекса страны; во-вторых, как самостоятельное целостное образование, имеющее свои целевые установки развития, свой ресурсный потенциал, свои способы соединения производственных ресурсов — факторов производства. Каждая из этих сторон имеет свои особенности, что накладывает отпечаток на процесс управления ходом регионального развития.

2.1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЧАСТЬ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

При исследовании региона как части единого народно-хозяйственного комплекса страны встают проблемы определения места в системе разделения труда в территориальном разрезе, исследования воспроизводственных циклов и определения на этой основе территориальных связей и пропорций в народном хозяйстве страны.

2.1.1. Место региональной экономики в воспроизводственном процессе страны

Устройство регионального блока «экономика» зависит от организации национальной экономической системы.

В административно-плановой экономической системе СССР отдельный регион (административно-территориальная единица) представлял собой часть национальной экономики (единого народно-хозяйственного комплекса) и в гораздо меньшей мере — экономическую подсистему (региональный хозяйственный комплекс). Внутренние материальные и финансовые связи региона были существенно слабее внешних связей, регулируемых общегосударственным планированием (включающим планирование производства, материально-технического снабжения и сбыта, финансов, распределения трудовых ресурсов и т.д.). Основные параметры экономики региона определялись государственным планом и политикой общесоюзных ведомств, а не местными потребностями. В большинстве регионов вследствие экономической незаинтересованности предприятий в высвобождении работников поддерживалась практически полная занятость, а миграция из трудоизбыточных регионов имела в основном сезонный характер. С одной стороны, денежные доходы предприятий и населения жестко регулировались центром (перераспределение финансовых ресурсов и нормирование заработной платы), а с другой — реализация доходов ограничивалась из-за централизованного распределения и дефицита большей части средств производства и потребительских благ. Поэтому изменения доходов сравнительно мало влияли на производство, потребление, инвестиции. Таким образом, экономика региона была слабосвязанной экономической подсистемой.

Переход к рыночной экономике и реальному федерализму сопровождается тем, что каждый регион — субъект Федерации —становится экономической подсистемой, характеризующейся сильной взаимосвязанностью своих основных элементов. Значительно возрастает влияние доходов и платежеспособного спроса на региональное производство, потребление и инвестиции, развитие социальной сферы, а также влияние производства на занятость и доходы. Межрегиональный обмен осуществляется на рыночной основе, и поэтому регион как рынок испытывает влияние внешних конкурирующих и дополняющих рынков товаров, труда и капитала.

Укрупненные элементы и связи регионального экономического механизма в плановой и рыночной экономиках в основном совпадают. Однако при переходе к рыночной экономике изменяются сущность и сила связей между элементами регионального механизма и внешней экономической средой (федеральными регулирующими системами, экономиками других регионов и мировыми рынками). Для внутренних и прямых межрегиональных и международных связей типично их усиление, для связей с федеральными системами — изменение качества связей или ослабление.

Значительная часть финансовых потоков проходит через региональный и местные бюджеты и внебюджетные фонды. Так, доходы бюджета субъекта Федерации складываются из налогов (собственных и регулирующих), получаемых от предприятий, используемых природных ресурсов и населения, а также из поступлений от федерального бюджета (субвенций, трансфертов и т.п.). Источниками формирования внебюджетных фондов являются заемные средства, социальные сборы (страховые и т.п.), добровольные взносы, поступления из федеральных внебюджетных фондов и др. Доходы регионального и местных бюджетов и внебюджетных фондов направляются на финансирование социальной сферы (особенно образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства), финансовую поддержку производства (главным образом предприятий, находящихся полностью или частично в региональной и муниципальной собственности), инвестиции в региональное хозяйство, охрану окружающей среды.

Регион как подсистема национальной экономики имеет экономические связи с федеральными регулирующими системами (федеральным центром), с другими регионами и внешним миром (рис. 2.1).

Отношения между регионами и внешним миром являются преимущественно торговыми, хотя в последнее время регионы становятся непосредственными участниками межрегионального и международного рынков кредитных ресурсов, ценных бумаг. Регулирование таких финансовых взаимоотношений (особенно межбюджетных) — одно из главных направлений государственной региональной экономической политики.

2.1.2. Территориальное разделение труда как основа регионального воспроизводственного процесса

Общественное разделение труда — это объективный процесс развития производительных сил, при котором происходят обособление различных видов трудовой деятельности, специализация производственных единиц и обмен между ними продуктами своей деятельности.

Общественное разделение труда предопределяет последующую интеграцию и установление связей между его отдельными структурными элементами. Можно сказать, что уровень зрелости общественного производства определяется степенью развития общественного разделения труда.

Общественное разделение труда развивается в двух направлениях — в виде отраслевого и территориального разделения труда, между которыми существует объективная неразрывная связь.

Отраслевое разделение труда — процесс, знаменующий возникновение новых производств, при котором производители профессионально специализируются на изготовлении готовых продуктов и услуг или их составных частей, происходит дробление производства, выделение специализированных звеньев, возникновение новых профессий.

Социально-экономические процессы, а также процесс общественного разделения и интеграции производства видоизменяются и совершенствуются в ходе научно-технического прогресса.

Территориальное разделение труда — процесс производственной специализации, обособления экономических районов, развития межрайонной кооперации, обмена продукцией и услугами.

Территориальное разделение труда представляет собой пространственное проявление общественного разделения труда, обусловленное природными, экономическими, социальными и национально-историческими особенностями регионов. В результате выделившиеся в процессе общественного разделения труда отрасли и производства размещаются в районах с наиболее благоприятными предпосылками для их развития.

Территориальное разделение труда открывает дополнительные возможности повышения эффективности регионального воспроизводства как за счет преимуществ отраслевой специализации, так и благодаря использованию природно-ресурсных и социально-экономических возможностей регионов.

Сочетание отраслевого и территориального разделения труда формирует региональный воспроизводственный процесс.

Воспроизводственный подход к отражению регионального развития означает необходимость установления прямых и косвенных связей между всеми элементами общественной системы, при которых создаются условия для осуществления непрерывного воспроизводственного процесса, ориентированного на достижение поставленных задач.

Изучение закономерных связей, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, составляет предмет теории общественного воспроизводства. Одним из важных методологических положений теории регионального воспроизводства является выделение двух его аспектов — межрегионального и внутрирегионального.

Межрегиональный аспект общественного воспроизводства связан с пространственной локализацией отраслевых производств.

При этом объективной территориального разделения труда служат различия в природно-климатических условиях, ресурсном, экономическом, научно-техническом, демографическом потенциале. От пространственного размещения производительных сил зависят эффективность развития экономики и уровень благосостояния людей в регионе.

Внутрирегиональный аспект воспроизводства охватывает проблемы комплексного развития региона, обеспечения достойного уровня жизни населения. Организация регионального воспроизводственного процесса должна соответствовать интересам населения региона и быть направлена на достижение благоприятных условий жизнедеятельности, сохранение и воспроизводство природных систем. Таким образом, экономические цели регионального воспроизводства связаны с заинтересованностью в росте экономического потенциала как основы роста благосостояния.

2.1.3. Показатели, характеризующие межрегиональные

Для характеристики межрегиональных связей применяются показатели потоков продукции и ресурсов как в натуральном, так и в обобщенном стоимостном измерении. Наиболее характерными являются натуральные показатели, отражающие движение конкретных видов продукции между регионами: сырьевых ресурсов, продовольствия, машин и оборудования (в весовом измерении и поштучно), а также трудовых ресурсов (в физических лицах).

Основными формами межрегиональных связей являются обмен товарами и услугами, миграция населения, финансовые и информационные потоки.

Простые методы анализа обмена товарами и услугами осуществляются с помощью коэффициентов ввоза и вывоза продукции, а также товарообмена.

В целях получения более общей картины взаимосвязей регионов страны применяются обобщающие показатели регионального развития, характеризующие потоки между отраслями в стоимостном выражении: по динамике валового регионального продукта, денежным потокам и пр.

Для наиболее общей характеристики взаимосвязей между регионами используется такой показатель, как валовой региональный продукт (ВРП). Он определяется как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной за отчетный период институционными единицами — резидентами региональной экономики. При этом методология расчета валовой добавленной стоимости в большинстве случаев идентична применяемой на федеральном уровне. Валовая добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью произведенных в отчетном периоде товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, потребленных в процессе производства за тот же период времени (промежуточным потреблением).

Единство методологии исчисления ВРП дает возможность проведения межрегиональных сопоставлений и определения рейтинга регионов по данному показателю.

Величина ВРП является объективным индикатором вклада каждого региона — субъекта Федерации в развитие экономики страны. В настоящее время суммарный ВРП составляет около 90\% ВВП России (по данным за 1998 г. было 89,1\%). Различие между указанными показателями обусловлено тем, что отдельные элементы ВВП, исчисленного на федеральном уровне, не могут быть рассчитаны для отдельных регионов или распределены между ними. (Структура ВВП по федеральным округам приведена в табл. 2.1). К числу указанных элементов относится валовая добавленная стоимость: нерыночных коллективных услуг, оказываемых государственными учреждениями обществу в целом (например, национальная оборона и государственное управление); услуг финансовых посредников, деятельность которых не ограничивается рамками отдельного субъекта Федерации; услуг внешней торговли и других услуг (как рыночных, так и нерыночных), информация по которым отсутствует на региональном уровне. ВВП и ВРП в рыночных ценах отличаются также на величину налогов на экспорт и импорт, поскольку специфика учета данных видов налогообложения в настоящий момент не позволяет полностью распределить их между отдельными регионами.

Структурные составляющие ВРП. На уровне отдельных субъектов Российской Федерации исчисляется функциональная и отраслевая структура ВРП.

Функциональная структура ВРП означает деление его на показатели, характеризующие его конечное использование. В частности, выделяются показатели «конечное потребление» и «валовые сбережения».

Полученная информация используется для выявления и регулирования пропорций между отдельными стадиями экономического цикла (производством и использованием ВРП) как внутри отдельных регионов, так и в общегосударственном масштабе. Разрабатывается методология построения счета образования первичных доходов на региональном уровне. Но на практике достижение сбалансированности между производством и использованием ВРП на уровне отдельных регионов является чрезвычайно трудной задачей. Проблема заключается в том, что степень межрегионального экономического взаимодействия является очень высокой, и значительная часть материальных и финансовых ресурсов субъектов Федерации формируется за счет обмена с другими территориями страны. Поэтому в ближайшем будущем показатель произведенного ВРП будет по-прежнему являться основным индикатором регионального экономического развития.

Отраслевая структура ВРП означает деление его на показатели, характеризующие процесс формирования по отраслям народного хозяйства.

Расчет ВРП в регионах России осуществляется в годовом, квартальном и месячном разрезе. Принципиальная схема расчетов во всех трех случаях является единой. Однако помесячное исчисление ВРП носит оперативный характер и по причине отсутствия детальной информации об объеме валовой добавленной стоимости по ряду отраслей экономики проводится с использованием большого количества экспертных оценок и косвенных расчетов.

Источник: Национальные счета России в 1992— 1999 гг.: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000. С. 126. Данные получены с помощью Университетской информационной системы РОССИЯ (http:// www.cir.ru).

Для отражения внешнеэкономических связей региона используются две группы индикаторов.

Показатели по обмену продукцией в натуральном и стоимостном выражении. Размер ввоза и вывоза продукции.

2. Показатели, характеризующие финансовые связи региона как с федеральным бюджетом, так и с другими регионами страны и с зарубежьем.

Специализация региона означает преимущественное развитие производства тех или иных видов продукции или выполнение определенных функций с учетом наиболее эффективного использования благоприятных экономических условий данного района в целях получения абсолютных и сравнительных преимуществ.

Специализация в экономике страны определяется

путем исчисления удельного веса той или иной отрасли региона в соответствующей отрасли народного хозяйства страны. Расчет ведется по общему объему выпуска продукции, численности занятых и стоимости капитала. Другим показателем региона является отношение производства продукции или стоимости основных фондов в расчете на одного жителя региона к аналогичной величине по стране.

Экономические районы — это крупные части территории страны, исторически сложившиеся в процессе территориального

разделения отличающиеся своеобразием экономико-географического положения, природных экономических условий, специализацией и комплексностью хозяйства, определяющими его эффективность.

Сетка и состав крупных экономическихрайонов СССР впервые были утверждены в 1961 г. и затем уточнялись в 1963, 1966 и 1982гг. Действующая дораспада Советского Союза сетка включала 11 экономическихрайоновнатерриторииРСФСР: Северо-Западный, Северный (с 1982 г.) Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский. Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский,Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

В настоящее время для характеристики территориальной структуры используется понятие федеральных округов.

В целях межрегионального сопоставления необходимо проводить исследование состояния регионов страны по отдельным, наиболее важным показателям, как: объем ВРП населения, численность населения, объем промышленной продукции на одного занятого, производительность труда занятых в

целом по экономике региона и по отдельным секторам.

Для этого строятся кривые Лоренца, показывающие степень отклонения того или иного региона от нормального уровня (рис. 2.2).

Анализ экономики страны по крупным экономическим районам позволяет определять основные территориальные пропорции и рациональные направления в размещении отраслей и предприятий.

Главными задачами в исследовании крупных экономических регионов являются:

поиск вариантов использования сравнительных преимуществ их хозяйства в целях повышения эффективности экономики страны;

Читайте также:  Какие анализы нужны для диагностики диабета

усиление комплексности развития регионов, особенно взаимоувязанного роста производства и социальной инфраструктуры, с целью повышения эффективности хозяйства и уровня жизни населения;

поиск путей рационального размещения производительных сил по территории региона и формирование внутрирегиональных ТПК;

упорядочение межрайонных транспортно-экономических связей.

Для акцентирования внимания на проблемах освоения новых территорий важное значение имеет выделение понятия «пионерная территория».

Пионерная территория — это регион (или совокупность регионов) слабоочагового социально-экономического развития. Необходимость освоения пионерных территорий в условиях России связана с наличием в них больших запасов ископаемых, леса, водных ресурсов и т.д.

Для подавляющего большинства пионерных территорий характерны отсутствие необходимого количества населения (в особенности это касается испытывается также нехватка специалистов), слабость инфраструктурного обслуживания, тяжелые

бытовые условия. В силу этого, а также ряда других факторов освоение экономического потенциала указанных территорий

осуществляется в виде выборочного, мелкоочагового развития

производства, в основном вахтовым методом.

Пионерные территории (по крайней мере, в первый своего освоения) не выделяются в самостоятельные административно-территориальные образования, а включаются в состав ближайших соседних территориальных структур. До формирования собственных органов власти территориальные органы регионов, в состав которых включаются пионерные территории, осуществляют в них всю полноту законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

Применение понятий и показателей комплексного развития экономики регионов страны позволит использовать ограниченные производственные, трудовые и природные ресурсы в целях повышения уровня и качества жизни народа.

Рассмотрим теперь специфические особенности экономики отдельных регинов страны в разрезе федеральных округов.

2.1.4. Особенности экономики отдельных регионов России

Для Российской Федерации характерно большое разнообразие в условиях жизни и деятельности населения по федеральным округам.

Это касается природно-климатических условий, степени транспортной доступности, наличия природных полезных ископаемых, плотности населения, уровня жизни и душевых доходов (табл. 2.2).

Здесь и далее в таблицах приняты сокращения: ЦФО — Центральный федеральный округ, СЗФО — Северо-Западный федеральный округ, ЮФО — Южный федеральный округ, ПФО — Приволжский федеральный округ,

ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 Г.

источник

Важнейшим условием региональной экономики является определение того, что представляет собой регион. Термин «регион» в литературе используется достаточно широко, под регионом подразумевают практически любое территориальное образование, относя это наименование и к небольшим населенным пунктам и к огромным трансконтинентальным системам.

Таким образом, универсального определения региона не существует за исключением известного теоретического его толкования: «это территория (геотория), по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории» 3 .

Исходя из задач региональной экономики, можно дать следующее определение региона:

Регион – это крупная территория с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил 4 . Это территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда.

Характеризуя регион как объект исследования региональной экономики следует определить ряд признаков, которыми он должен обладать:

Целостность— характеризует рациональность сочетания различных отраслей, использования природных и иных ресурсов региона, наличие и развитие внутрирегиональных взаимосвязей.

Комплексность хозяйства региона– сбалансированность и пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Показатели комплексности – процент продукции внутрирегионального производства, потребляемый в самом регионе; удельный вес продукции межотраслевого применения; степень использования региональных ресурсов.

Специализация– предполагает наличие отраслей, отражающих характерное производственное направление и место региона в территориальном разделении труда.

Управляемость – непосредственно связана с административно-территориальным делением, означает наличие возможностей админстративно-территориальных органов власти обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства региона (материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов) и многого образных связей (финансовых, торговых, социальных, производственных).

Экономическая самостоятельность– выражает степень обеспеченности региона экономическими ресурсами для самостоятельного решения социально-экономических проблем, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

Наличие данных признаков позволяет характеризовать регион как самостоятельное устойчивое территориальное образование, сформировавшееся и развивающееся на основе системы законов и факторов социально-экономического развития и принципов научного экономического районирования. Всякому региону присуще внутреннее хозяйственное единство, которое является источником экономии общественного труда. Такое единство региону придает его материально-производственная основа – хозяйственный комплекс. Будучи частью народнохозяйственного комплекса страны, он представляет собой целенаправленно складывающееся динамичное и устойчивое региональное или локальное сочетание предприятий и отраслей хозяйства, объединяемых внутренними связями. 5

Существует большое количество вариантов классификации регионов по различным признакам. Как отмечают Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев, в западной литературе при классификации регионов чаще всего используют следующие градации:

Регионы, выделяемые по единичным признакам. При этом учитывается какое-либо индивидуальное явление, не нуждающееся в дальнейшей дифференциации.

Регионы, выделяемые по нескольким признакам. Отражают сочетание или симбиоз различных явлений.

Регионы, охватывающие почти всю совокупность проявлений человеческой деятельности в пределах рассматриваемой территории. Обычно в них находит отражение тесная взаимосвязь между естественными (природными) и общественными индикаторами территории 6 .

Ряд авторов применяет классификацию регионов по признаку их географических размеров, при этом также основываясь на принципе целостности:

Группы стран (Северная Африка, страны Карибского бассейна и т.д.);

Территории страны, охватывающие несколько экономических районов (Западная и Восточная зоны России и т.д.);

Экономические районы (Северо-Западный, Северный, Волго-Вятский и т.д.);

Мезорегионы – административно-территориальные образования внутри страны (области, края, республики и т.д.);

Микрорегионы – территории внутри административно-территориальных образований 7

Основываясь на данной классификации можно дать определение и другому важному понятию – иерархия регионов. Любая пространственная единица может быть представлена в виде иерархически организованной системы регионов различного размера, в которой каждый регион, являясь подсистемой более высокого ранга, сам может быть представлен в виде набора подрегионов. Таким образом, под иерархией регионов следует понимать такие их структурные отношения, при которых регионы низшего уровня образуют определенную целостность в рамках системы более высокого уровня.

Такая «соподчиненность регионов наблюдается в различных отраслях географии. На рисунке 1 изображена подобная схема для экономической географии, тесно связанной с региональной экономикой.

Чаще всего понятие «регион» рассматривается в качестве административнно-территориального образования, единицы, являющейся объектом государственного управления, границы и статус которой закреплены административным способом.

источник

Объектами исследования регионального менеджмента, как следует из самого названия науки, являются регионы. Термин «регион» употребляется очень часто в различных значениях.

Под регионом понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил.

В экономической и географической литературе регионами на­зывают самые различные территории, объединенные какими-либо общими чертами:

группы стран (например, страны Карибского бассейна или Североафриканский регион и т.д.) — макрорегионы;

• территории страны, охватывающие несколько экономических районов (Западная, Восточная зоны России и т. д.) —
макрорегионы;

• экономический район (Северный, Северо-Западный, Центральный и др.) — макрорегионы;

• область, край, республику и их группы — мезорегионы.
Реже регионами называют территории внутри области, края,

Региональная экономика изучает регионы одной страны, а также вопросы размещения производительных сил и региональной политики в зарубежных странах. В последнее время все большее число специалистов в облас­ти региональной науки и особенно непосредственных руководи­телей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации.

Понятию «регион» уделяется много внимания и в современ­ной экономической, географической и градостроительной лите­ратуре. Наиболее часто употребляемыми критериями для фор­мирования понятия «регион» являются:

• географические (расположение, величина территории и количество населения);

• производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);

• градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

• социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Ведь регион должен рас­сматриваться одновременно и как элемент территориальной орга­низации национального хозяйства, и как элемент системы рассе­ления, и как элемент социальной организации общества — места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

Регион — целостная система со своими структурой, функ­циями, связями с внешней средой, историей, культурой, усло­виями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размер­ность; большое количество взаимосвязанных подсистем различ­ных типов с локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элемен­тов; неполная определенность состояний элементов. В функцио­нировании региона определяющую роль играет население, тру­довые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение об­щественной жизни в регионе возможно только на основе струк­туризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к кото­рым относятся:

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимо­действие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек — органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть на­селения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Одним из основных признаков регионального определений выступает целостность. Она означает вполне рационально пользование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.

Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народохозяйственная функция — специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохранить способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: процент продукции внутри регионального производства, потребляемый в самом регионе; удельный вес продукции отраслевого применения; степень использования региональный ресурсов. Комплексность и целостность служат предпосылкой относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность.

Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются

• индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);

• индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);

• общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).

Как отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно-территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а так же многообразие связей — торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью. Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

Итак, основываясь на вышесказанном, можно принять за основу следующее определение региона.

Регион — это территория в административных границах субъ­екта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостно­стью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Регион как объект анализа и управления

Проблема выравнивания диспропорций межрегионального

Инструментарий регулирования экономического развития регионов

Инвестиционная политика в регионах и пути ее совершенствования

Государственное регулирование развития особых экономических зон

Региональная политика — система целей и задач органов власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. В настоящее время главные цели государственной региональной политики таковы:

  • • создать во всех регионах Российской Федерации равные политические и социально-экономические условия для реализации на их территории прав, установленных в Конституции России и федеральных законах;
  • • гарантировать получение всеми гражданами России минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты.

Под регионами понимаются субъекты Федерации, федеральные округа, экономические районы, макрорегионы. Каждый регион имеет определенную специализацию, обусловленную географическим положением, наличием природных ресурсов, традициями производства, уровнем развития инфраструктуры. Регион представляет собой целостную, пространственно-организованную форму жизнедеятельности социума как системы.

Для общей характеристики экономического положения региона используются такие показатели, как валовой региональный продукт, оборот организаций, отгрузка промышленной продукции, инвестиции в основной капитал, доходы населения, уровень безработицы и др. Численность населения регионов изменяется под влиянием комплекса факторов, среди которых наиболее важными являются доходность экономики, комфортность проживания, транспортная доступность. Важными параметрами являются плотность населения, доля городских жителей, численность трудоспособного и экономически активного населения, численность занятых в экономике, уровень безработицы.

Читайте также:  Как делается генетический анализ при беременности

Финансовые показатели функционирования и развития экономики региона (общий объем созданного дохода, общий объем и динамика отраслевой структуры производственного дохода, пропорции первичного распределения доходов между населением, предпринимателями и государством, структура налогов, финансовые взаимоотношения региона с федеральным бюджетом и др.) анализируются на основе финансового баланса региона. Для характеристики внешнеэкономических связей региона составляются балансы ввоза-вывоза основных видов сырья, товаров и услуг. На этой основе определяется внешнеторговый оборот с другими регионами РФ, со странами СНГ и с другими странами мира.

Для отражения роли отраслей региона в национальной экономике применяются коэффициенты локализации производства. Помимо этого используются специфические показатели, отражающие местоположение региона в экономическом пространстве страны. Для этих целей используются показатели открытости экономики региона. Открытость экономики региона характеризуется как отношение объема товарообмена (межрегионального и внешнеэкономического) к произведенному ВРП (валовому региональному продукту).

Показатели эффективности экономики региона отражают как внутреннюю эффективность регионального хозяйственного комплекса, так и эффективность его участия в решении общенациональных проблем. Интегральным показателем экономической эффективности региона является соотношение объема ВРП с величиной затрат, к которым относятся материальные затраты, амортизационные отчисления, заработная плата. Другим обобщающим показателем является рост ВРП на душу населения. Наряду с обобщающими показателями используются частные показатели, характеризующие эффективность использования отдельных видов производственного потенциала региона: экономия основных и оборотных фондов, материальных затрат, а также повышение эффективности использования живого труда, производственных фондов, природных и материальных ресурсов. К таким показателям относятся: производительность труда, материало-, трудои фондоемкость продукции, которые отражают удельные затраты сырья и материалов, труда и фондов на единицу производимой продукции. Уровень этих показателей зависит, по крайней мере, от трех основных факторов: 1) отраслевой структуры; 2) природно-климатических факторов, влияющих на экономические показатели производства; 3) эффективности организации и системы управления производственным и региональным развитием. В условиях новой системы управления, когда на региональные органы власти ложится ответственность за создание нормальных условий жизнедеятельности людей и развития экономики региона, когда они вынуждены самостоятельно изыскивать финансовые ресурсы для развития своих регионов, необходимо обновление критериев эффективности региональной экономики.

Научной основой региональной политики и механизма регулирования экономики региона являются объективные законы (закономерности) регионального развития производства. По существу, это законы общественного территориального разделения труда (специализация, комплексное развитие, межтерриториальные связи, структурные преобразования и диверсификация хозяйства регионов, укрепление экономических основ государственности). Законы выражают объективную необходимость и складывающиеся тенденции регулируемого развития региональных хозяйственных комплексов. Эти тенденции имеют исторический характер, они уточняются, изменяются их значения. Так, задача сохранения и укрепления единого экономического пространства и территориальной целостности потребовала придать приоритетное значение межрегиональной экономической интеграции. Законы (закономерности) проявляются не изолированно друг от друга, а во взаимодействии и взаимообусловленности в масштабе страны или однотипных стран, имеют общее значение для развития хозяйства отдельных регионов и региональных систем.

Исследование закономерностей регионального развития и региональных особенностей основывается на выявлении, изучении и учете разнообразных факторов развития регионов и их систем экономических, географических, организационных и других условий, ресурсных и прочих предпосылок территориального формирования хозяйства. Система факторов, наряду с экономическими законами, является неотъемлемой частью методологии и организации социально экономического развития регионов, формирования региональной структуры народного хозяйства. По существу вся региональная экономика базируется на теории факторов развития регионов и их систем.

Весьма разнообразны факторы рыночной среды в регионе: ресурсные — количество населения, масштабы и отраслевой состав хозяйства, формирующие платежеспособный спрос, ресурсы земли (свободные площадки), воды, сырья, технологического оборудования, квалифицированной рабочей силы, финансовый потенциал; инфраструктурные — коммуникационно-информационная сеть, институционально-рыночные структуры (банки, биржи, страховые компании и т.д.); технопарки и прочие организации, способствующие инновационной деятельности, фонды поддержки предпринимательства и т.д.; внешние — федеральное и региональное законодательство, социально-психологический климат и т.д. Поскольку факторы формализуются (выражаются количественно), то они используются для расчетных обоснований размещения и регионального развития производства, в частности, для выводов о целесообразности развития тех или иных регионов или мест дислокации тех или иных предприятий.

В России наиболее богаты топливно-энергетическими ресурсами, где они наиболее дешевы, районы Сибири и Дальнего Востока. Самыми эффективными отраслями обрабатывающей промышленности в Сибири являются энерго- и топливоемкие — цветная и черная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, поскольку доля затрат на топливо и электроэнергию в себестоимости продукции (дореформенные показатели) у них наивысшая (более 35% против средней 6%). Поэтому целесообразна специализация сибирских регионов не только на добыче дешевого топлива и энергии, но и на их переработке. Такой вывод делается из сопоставления факторов развития регионов (энергообеспеченность) и размещения отраслей (энергоемкость).

Факторы, за счет которых происходит развитие экономики регионов, принято рассматривать как его потенциалы. Главные виды потенциалов: природный; трудовой; производственный; финансовый; научно-технический; инновационный; инвестиционный; рыночный и др. Обобщающим показателем фактического использования всей совокупности потенциалов развития экономики региона является величина валового регионального продукта на душу населения. Наивысшие значения этого показателя достигаются в тех регионах, где используется целый комплекс потенциальных возможностей развития за счет природных, материальных и нематериальных факторов.

С целью объективизации представлений об условиях развития соответствующих видов экономической деятельности в разных регионах рассчитывают интегрированные (сводные) социально-экономические индикаторы (существует ряд методик их расчета). Так, согласно методике Совета по изучению производительных сил, перечень первичных индикаторов формируется по следующим блокам: 1) общий уровень развития региона; 2) состояние важнейших отраслей производства; 3) финансовое положение региона; 4) инвестиционная активность; 5) доходы населения; 6) занятость и рынок труда; 7) состояние социальной сферы; 8) экологическая ситуация; 9) международная экономическая активность. В блок 1 входят 8 индикаторов, в другие блоки — по 4 индикатора. Общий перечень насчитывает 40 первичных индикаторов.

источник

Регионы занимают центральное место в анализе экономического роста. Одни исследователи определяют регионы по административным границам, другие предпочитают классификацию по функциональным признакам. В том, что касается количественного измерения и сравнительного анализа, географам и экономистам едва ли удалось достичь консенсуса. Несмотря на это существует согласие относительно важности функционального определения, т.е. определения, указывающего на то, что в регионах имеются центры деятельности, пространственно взаимодействующие с остальным регионом. С точки зрения функциональных классификаций существует ряд понятий, стандартных для аналитической литературы. Ниже они описываются в ракурсе произошедшей с ними эволюции.

Первое и наиболее общее определение региона — административная единица — широко распространено. Это традиционная и удобная единица для целей фискальной политики. Административные единицы отличаются однородными населением и социокультурными условиями, и во многих странах в течение столетий занимают традиционное место с точки зрения органов ведения бухгалтерского учета и статистики. Этническая и географическая база для этих административных единиц также преимущественно носит устойчивый характер, и это обеспечивает преемственность принципов отраслевой политики и традиции управления населением как сообществом в рамках их исторических границ. Определение региона по его административным границам важно, поскольку это уместная единица в контексте политики правительства. В большинстве унитарных и федеративных государств существуют регионы, которые центральные правительства наделяют рядом функций по сбору доходов и распределению расходов в рамках целевых программ.

Однако традиционное административное определение ведет к признанию некоторых расхождений: есть регионы, где главенствующую роль играют крупные города. В качестве примера можно привести Москву в Российской Федерации — место, где предпочитает селиться элита. Такие регионы являются «нетипичными». Москва — единственный из 85 регионов, доля которого по количеству кредитных учреждений и иностранных инвестиций превышает 50%. Довольно сложно в таких условиях добиться учета разнообразия при реализации политики, направленной на сбалансированность и равенство в налогово-бюджетной сфере. Более того, Москва занимает доминирующее положение не во всех областях. Так, ее доля как региона в ВРП и населении страны составляет менее 25 и 8% соответственно. С этой точки зрения, Москва — неудобный для анализа регион.

Таким образом, в каждой стране разрыв между регионами по уровню развития может быть колоссальным, как между отдельными государствами. Основная цель политики развития заключается в сокращении этого разрыва. Поэтому экономистам требуется набор данных, описывающий для всех административных единиц страны полный диапазон индикаторов, необходимых, чтобы определить, с какой скоростью развивается регион, и выработать правильную политику, способствующую его дальнейшему развитию.

С точки зрения функционализма, после набора данных экономические и статистические характеристики каждой единицы подлежат сравнению с другими единицами. Безусловно, традиционные административные единицы несопоставимы по функциям и недостаточны для понимания уровня экономического развития. Поэтому определение региона по количеству населения и размеру территории также важно для целей разработки политики. Как и в современном Европейском союзе (ЕС), регион для целей фискальной политики определяется не только как традиционная административная единица в зависимости от социокультурной однородности, но также от степени урбанизации и размера.

Из опыта нескольких прошлых десятилетий возникло понимание того, что городские центры и города-регионы образуют фундамент экономического роста страны. Соответственно, крайне важно принять систему классификации, которая позволит эффективно применять региональные программы, внося коррективы в зависимости от обеспеченности конкретных регионов ресурсами. В российской и западной практике понимание важности учета факторов регионального роста в городской местности и городских регионах появилось недавно, поэтому поиск инструментов, позволяющих моделировать такой рост, требует большого количества времени.

Ниже приводится краткий и отчасти теоретический обзор разработанных понятий, позволяющих аналитически определять регионы по факторам, ответственным за их рост. Цель этого обзора состоит в том, чтобы выделить два основных положения:

  • 1) для понимания пространственных измерений роста географам и экономистам важно сотрудничать при разработке систем классификации;
  • 2) за последние два десятилетия был достигнут значительный прогресс при разработке моделей роста, основанных на функциях регионов и демонстрирующих, насколько важен регион как единица роста внутри страны.

Автором первых географических теорий, описывающих эволюцию регионов, стал в середине XX в. Вальтер Кристаллер (1893—1969). Его хорошо известная концепция теории центральных мест была представлена в работе, опубликованной в 1933 г. и посвященной моделям расселения в южной Германии. В. Кристаллер предположил, что в континентальном ландшафте южной Германии города могли ранжироваться по размеру, а города определенного размера стремились располагаться на одинаковом удалении друг от друга.

Теория центральных мест строилась на географическом фундаменте. Она предполагала, что города, занимающие более высокое место в иерархии, предлагали услуги более высокого уровня, например, университетское образование, а города нижнего уровня предлагали услуги второго порядка, например, основные товары широкого потребления, но не более. Это ранжирование основывается на размере города, количестве предоставляемых услуг и площади обслуживаемой территории.

Теория центральных мест сыграла важную роль в геоурбанистике, разъясняя причины существования моделей распределения городов и населенных пунктов по размеру и количеству. Данная теория оказалась полезной в изучении исторических моделей и даже сегодня помогает выявлять модели размещения.

В 1940 г. теорию центральных мест дополнил и оптимизировал Август Лёш (1906—1945), понимавший, что в модели В. Кристаллера слишком сильный акцент делался на одном лишь местоположении. А. Лёш предложил такой важный элемент функции, как потребительское благополучие, утверждая, что размер городов определялся изучением того, какие транспортные расходы будет готов нести потребитель ради приобретения конкретной услуги и каким образом можно сохранить уровень прибыли компаний, учитывая сократившуюся до минимума потребность в транспортных услугах для покупки товаров. Эта теория сохраняет актуальность и сегодня, поскольку для приобретения товаров с высокой добавленной стоимостью потребители приезжают в более крупные города, охватывающие обслуживанием широкую сеть населенных пунктов, в отличие от небольших городов, где потребители покупают продовольственные и другие необходимые товары.

В этой модели регион представляется иерархической системой городов или центральных мест для целей анализа урбанизационных процессов. В каждой иерархической системе имеется небольшое количество крупных городов первого порядка и большое количество городов второго уровня, исходя из относительной площади района охвата обслуживанием. Из такого восприятия проистекает процесс образования городских агломераций, который можно эмпирически продемонстрировать применительно к разным странам путем увязки ведущих городов с второстепенными. Однако изучение регионов в качестве районов охвата обслуживанием представляет собой скорее описательный, чем аналитический метод, в том смысле, что такая модель не может объяснить дальнейшую динамику роста или ее детали.

Исходя из этого, развитие получили новые процессы моделирования. Существовата потребность в более функциональном понимании пространственных измерений роста в регионах. Гораздо целесообразнее было понимать регионы не столько в качестве макетов, построенных на основе рынка, сколько как наборы рынков труда, что также представляется очевидным с эмпирической точки зрения.

Как правило, в узловой модели, где население и вид деятельности центра идентифицируются с взаимосвязанной территорией, рынок труда становится регионом. При использовании трудовых ресурсов в качестве единицы анализа регион приобретает огромную «функционально-экономическую» важность и легкость в управлении. Рассмотрение регионов через призму подобного функционального анализа с аналитической точки зрения требует узловой модели, демонстрирующей пространственную взаимозависимость.

Читайте также:  Как расшифровать анализ скрининга 1 триместра

Согласно концепции узловых регионов, существует интеграция между регионами в той мере, в которой между регионами существуют потоки трудовых ресурсов, капитала и товаров, а также направленности видов деятельности в сторону города или узла, характеризующегося централизацией и определенной властью над регионом.

В узловых моделях сетевые трудовые ресурсы и фирмы сегодня связаны рабочей силой, проживающей поблизости от места трудоустройства. Функциональное определение региона как пространственного рынка труда позволяет получить более четкую концептуализацию дохода и благосостояния но сравнению с простым расширением связанных рынков. Происхождение и динамика пространственной агломерации как рынка труда понятны: рынки труда возникают в результате того, что и рабочая сила, и компании стремятся сократить транспортные расходы (компенсации), связанные с ежедневной маятниковой миграцией. Это хорошо согласуется с теорией центральных мест, в соответствии с которой агломерации связаны потребительскими рынками, гак как потребительские рынки могут находиться в местах проживания рабочей силы.

Модель «центрпериферия», сохранявшая актуальность до конца XX в., в меньшей степени применима в 2015 г. В XXI в. по мере развития транспортных и информационных технологий происходит резкое снижение расходов. В результате уменьшается значение компенсирующего труда для маятниковых мигрантов. Также по мере того, как расходы компании на компенсации резко падают, определение региона как крупного рынка труда становится все менее оправданным. Территории, которые ранее считались «экономическими зонами», сегодня менее однородны, более связаны с глобальными рынками и теснее интегрированы в экономику остальной страны и мировую экономику в целом. Более того, такие зоны редко имеют административные границы. Поэтому понятие экономической зоны оказывается устаревшим. В действительности оно никогда не было полезным для целей разработки политики.

Для целей статистики экономисты и директивные органы сегодня пользуются более поздними системами классификации, созданными для анализа и финансирования. Для более детального изучения и, следовательно, более точной разработки политики экономисты предпочитают рассматривать городские и другие регионы, пользуясь типологией, предложенной в схеме территориальной классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Согласно схеме ОЭСР, все регионы подразделяются на один из трех типов: преимущественно городские регионы с высокой плотностью населения (PU, predominantly urban), промежуточные регионы, характеризующиеся сочетанием городской и сельской территории (I, intennediate), и преимущественно сельские регионы (PR, predominantly rural).

Хотелось бы подчеркнуть, что существующая схема территориальных единиц ОЭСР главным образом стремится описать степень их урбанизации и долю населения, по-прежнему занятого в сельскохозяйственном секторе.

При сравнении таких территорий база данных ОЭСР может служить источником содержательных данных об экономической деятельности. Эти данные включают как уровни, так и темпы роста регионального ВВП, а также региональной производительности, выраженной в паритете покупательной способности (РРР, purchasing power parity) при использовании показателей 2000 г. в качестве базовых.

Система классификации NUTS (фр. nomenclature des unites territorialesstatistiques), или номенклатура территориальных единиц для статистического учета, основывается на нормативной базе (т.е. административных единицах), но равномерно подразделяет регионы и субрегионы по всей территории ЕС. Система NUTS введена недавно, хотя она продолжает использование региональной статистики для целей планирования с 1970-х гг. По системе NUTS каждое государство ЕС подразделяется на уровни 1, 2 и 3 в зависимости от численности населения. Тенденции по регионам отслеживаются с помощью опросов таким образом, что и административные, и институциональные характеристики сохраняются в традиционных границах региона в то время как численность населения служит основой для классификации единиц. По этой системе большинство регионов Европы относятся к уровням 2 и 3.

Решенная таким образом задача системного сбора и публикации национальной и региональной статистики в целях выработки политики ЕС значительно облегчила планирование регионального развития и политики сближения, которые в целом являются основными ресурсами развития бюджета ЕС.

Информация но конкретным регионам сегодня крайне важна для понимания процесса роста и методов его измерения. Необходимость дальнейшего совершенствования данной системы классификации и превращения ее в ключевой инструмент принятия политических решений заключается в том факте, что сама по себе концентрация ресурсов в определенном месте необязательно приводит к экономии от масштаба, агломерации и высоким темпам роста. Городские территории служат для сельских районов ориентиром в отношении уровня доходов, но при этом в них не всегда отмечаются более высокие темпы роста, т.е. взаимосвязь между агломерацией и экономическими показателями непросто установить.

Для понимания природы роста всегда требуется больше информации, чем просто статистические показатели: очевидно, что постоянное накопление инвестиций и активов необязательно ведет к улучшению экономической эффективности. Важно также владеть знанием о том, как функционируют институты. Для этого необходима информация о заинтересованных лицах и распределении социальных затрат, доступности трудоустройства и услуг. Политики в сфере экономики, ориентированные на регион, должны увязывать эти социальные факторы со стандартными экономическими, определяющими рост. Для экономистов, кроме того, важно располагать полным спектром индикаторов. Производственные факторы (трудовые ресурсы, капитал и технологии) очевидно должны также включать уровни образования и эффективность инноваций.

Кроме того, для каждого региона необходимы индикаторы, характеризующее его финансовое развитие и предпринимательскую активность. Эти индикаторы зависят от размера региона. Предпринимательская активность приобретает все большее значение среди индикаторов, существенных для принятия решений в области политики. При этом по-прежнему затруднен доступ ко всей информации о жизненном цикле, образовании и ликвидации компаний, а также и создании рабочих мест, необходимой для получения полной картины об уровне и динамике развития отдельного региона.

источник

ОТВЕТЫ на Вопросы

Регион как объект хозяйствования и управления

На современном этапе в условиях перехода развития экономии на интенсивный путь развития, особую важность приобретают социально-экономические процессы регионального (территориального) управления во взаимосвязи с централизованным и отраслевым управлением.

Регион представляет собой административно-территориальное образование с однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил, являющееся подсистемой соответствующего крупного экономического района страны.

Например, государство РФ – Дальневосточный экономический округ – Приморский край (регион). В экономической и географической литературе регионами зачастую называют самые различные территории, объединенные какими-либо общими чертами.

Деление страны на регионы предполагает не только административно-территориальное, но и социально-экономическое устройство со своими органами власти и управления. В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ таковыми являются республики, края, области и другие территории, представляющие субъекты Российской Федерации. Региональная организация управления для своего функционирования (жизнеобеспечения) требует определенных экономических условий и механизмов, которые в совокупности характеризуют регион как объект хозяйствования. Соединение экономики и регионального управления, а также требований вышестоящих органов управления государства на основе рыночных отношений реализуется в рамках системного подхода.

С системной точки зрения региональное хозяйство рассматривается функциональной и структурной организации производства.

Функционирование региона определяется целями и задачами региональной экономической политики региона, адаптацией к изменяющим условиям внешней среды и сохранения целостности системы.

Структура производства региона направлена на реализацию вышеперечисленных функций. Она зависит от производственной структуры отдельных элементов региона (предприятий, фирм, отраслей, рынков, муниципальных образований) и взаимосвязей между ними. В совокупности производственная структура региона обеспечивают жизнедеятельность и воспроизводство природной среды, населения и экономики [5].

Природная среда – это региональный блок, который описывается показателями, характеризующими природно-ресурсный потенциал региона. К основным характеристикам земельных ресурсов государства и региона в частности относятся, помимо его общей площади (земли), наличие природно-минеральных ресурсов, водные, морские ресурсы, плотность населения на единицу площади и др.

Анализ этих показателей за прошлый период показывает:

· с одной стороны, какое влияние природно-ресурсный потенциал оказывал на развитие производительных сил региона и его межотраслевого распределение, и дается оценка состояния окружающей среды, степени ее использования;

· с другой стороны, такой анализ дает возможность прогноза использования природно-ресурсного потенциала региона в развитии производительных сил на будущий период и разработки мероприятий по охране окружающей среды, оценки возобновления биологических ресурсов – сельскохозяйственных, лесных, рыбных и др.

Земли, находящиеся в пределах региона, составляют земельный фонд региона (Приморского края в частности). Выгодное положение и большой природно-ресурсный потенциал Приморского края являются основными условиями развития хозяйства края: горно — добывающей и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, морского транспорта, рыбной, лесной промышленности и др.

Требования блока «Природная среда», предъявляемые к управлению, достаточно однозначны – это охрана и мероприятия по восстановлению первоначального состояния окружающей среды.

Население — этот региональный блок характеризуется показателями определяющими:

численность и структуру населения, его смертность, рождаемость;

трудовые ресурсы, как потенциальную величину рабочей силы, его занятость, безработица, образовательный уровень, творческие способности;

рост уровня жизни, благосостояние, в т. ч.: валовой региональный продукт, объемы дохода и расхода (бюджета) на душу населения и пр.;

Требования блока «Население», предъявляемые к управлению состоят в повышении жизненного уровня всего населения региона, т. е. в росте перечисленных выше показателей.

Экономика – этот региональный блок зависит от организации региональной экономической системы и может быть представлена:

· производством, включающим все предприятия с их производственными мощностями, оборудованием, разделенных по отраслям, видам экономической деятельности, и в совокупности определяющих производственный потенциал региона;

· финансами, представленные финансовыми организациями, и предоставляющие предприятиям и населению финансовые услуги (перевод денежных средств, кредиты и пр.), в ответ предприятие оплачивает услуги в виде процентов;

· домашними хозяйствами, потребляющими продукцию, произведенную в регионе;

· государственными учреждениями, направленных на реализацию «социальной направленности государства», согласно Конституции РФ .

Все эти подсистемы экономики взаимосвязаны между собой посредством производства и реализации товаров населению как внутри региона, так и на межрегиональном рынке товаров. Их взаимосвязь представим их на рис. 1.1.

Межрегиональный рынок ресурсов Государство Законодательство Межрегиональный рынок товаров
1. Материальные ресурсы Цели (Трансферты) политические Потребители, фирмы
2. Рынок труда РЕГИОН Экономика Ресурсы®Производство®Население Воспроизводство Основные фонды Финансы
3. Рынок производственных мощностей. Затраты Товары, Услуги
Межрегиональные финансовые ресурсы Стоимость
Финансовые организации(проценты) Государство (налоги) Учредители (Дивиденды)

Рис. 1.1. Материальные, финансовые, инвестиционные и информационные связи в процессе производства в регионе

Производство и потребление определяется движение материальных, финансовых, инвестиционных и информационных потоков между основными подсистемами экономики региона.

· Движение материальных потоков представляет собой движение товаров, услуг в последовательности: Межрегиональные материальные потоки — рынок материальных ресурсов — производство товаров, услуг в регионе — реализация рынке товаров и услуг – их потребление. В процессе производства товаров, услуг формируется предложение, а в процессе их реализация рынке формируется спрос на все товары и услуги, потребляемые в регионе. При производстве и реализации отдельных товаров и услуг формируются региональные рынки: материальных и трудовых ресурсов, мощностей, которые характеризуют конкурентоспособность региона.

· Движение финансовых потоков проходящих через регион представляет собой движение финансов по схеме: Межрегиональные финансовые потоки — рынок товаров и услуг — финансы региона (накопление) — оплата за материальные и трудовые ресурсы, налоги государству, проценты за финансовые услуги, дивиденды учредителям — получение прибыли. В совокупности это движение формирует финансовые рынки.

· Инвестиционные процессы, протекающие в рамках финансовых потоков, направлены на воспроизводство основных фондов производственных и не производственных предприятий, в совокупности определяющие функционирование всех отраслевых рынков региона. Именно инвестиционные потоки определяют отраслевые сдвиги и закладывают темпы и пропорции дальнейшего экономического развития региона.

Каждая операция в процессе движения товаров и услуг, финансов сопровождается соответствующим документом, которые в совокупности представляют собой движение информационных потоков, проходящих через регион.

Цели развития региона вытекают из общенациональной политики государства, в соответствии с которыми формируются региональная политика, включающая экономические и финансовые взаимоотношения между государством и регионом, а также регионов между собой.

Реализация целей развития региона осуществляется в блоке «Экономика», представленного всеми отраслевыми предприятиями (фирмами), цели которых состоят в получении как можно высоких прибылей (и, как следствие, желании уменьшить налоговые отчисления, снизить затраты на теоретические исследования и прочее). А ведь этим определяется социальный, научный и экономический потенциал государства и региона, как его части. Поэтому государство (и регион в частности), наряду с решением социальных вопросов в бюджете должен:

разрабатывать различные целевые программы, оказывающие определенное влияние на развитие экономики региона;

содействовать созданию территориально-производственных комплексов (кластеров) [56], выпускающих продукцию высокого качества (мирового уровня), и, которые дают основу для доходной части бюджета.

Поэтому в связи с возросшей хозяйственной самостоятельностью и экономической ответственностью регионального и муниципального управления требуется решение вопросов, связанных с прогнозированием экономики региона, и как следствие необходимость моделирования ее развития, в рамках которой отражается в выполнении народнохозяйственных целей и функций их реализующих.

источник