Меню Рубрики

Порог рентабельности как элемент операционного анализа

Для выявления зависимости финансовых результатов деятельности предприятия от издержек и объёмов реализации используется операционный анализ.

Операционный анализ предприятия: анализ результатов деятельности предприятия на основе соотношения объемов производства, прибыли и затрат, позволяющий определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных объемах производства. Его задачей является нахождение наиболее выгодного сочетания переменных и постоянных издержек, цены и объёма реализации. Этот вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия.

Базовыми категориями операционного анализа являются:

Операционный анализ является инструментом определения наиболее выгодного соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства товаров (работ или услуг). Причем ключевая роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит показателю маржинального дохода.

Показателем характеризующим маржинальный доход предприятия является коэффициент валовой маржи (Квм).

Валовая маржа это сумма для покрытия постоянных затрат и формирования прибыли, т.е. разница между выручкой и переменными издержками. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше величина валовой маржи, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

Коэффициент валовой маржи определяется по следующей формуле:

Квм = Валовая маржа / Выручка от реализации * 100%

Для изучения динамики маржинального дохода расчитывают показатель изменения валовых продаж (Кивп), этот коэффициент характеризует изменение объема валовых продаж текущего периода по отношению к объему валовых продаж предыдущего периода.

Кивп = (Выручка за текущий год — Выручка за прошлый год) / Выручка за прошлый год * 100%

Следующий показатель применяемый в маржинальном аналие это коэффициент чистой прибыли (прибыльность продаж) (Кчп).

Кчп = Чистая прибыль / Выручка от реализации * 100%

Данный коэффициент показывает, насколько эффективно «сработала» вся менеджерская команда, включая производственных менеджеров, маркетологов, финансовых менеджеров и т. п.

Аналогичным образом рассчитываются вспомогательные коэффициенты:

Коэффициент производственной себестоимости реализованной продукции = Себестоимость реализованной продукции / Выручка от реализации * 100%

Коэффициент общих и административных издержек = Сумма общих и административных издержек / Выручка от реализации * 100%

Данные показатели дают возможность сделать ряд выводов о причинах снижения (роста) рентабельности предприятия.

Точка безубыточности (порог рентабельности) – это такая выручка (либо количество продукции), которая обеспечивает полное покрытие всех переменных и условно-постоянных затрат при нулевой прибыли. Любое изменение выручки в этой точке приводит к возникновению прибыли или убытка.

Порог рентабельности можно определить как графическим (рисунок №1), так и аналитическим способом.

При графическом методе точку безубыточности (порог рентабельности) находят следующим образом:

1) находим на оси У значение постоянных затрат и наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси Х;

2) выбираем какую-либо точку на оси Х, т.е. какую-либо величину объема продаж, рассчитываем для данного объёма величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;

3) выбираем снова любую величину объема продаж на оси Х и для нее находим сумму выручки от реализации.

Строим прямую, отвечающую этому значению. Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению совокупных затрат и валовой выручки (рисунок 1). В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

Рисунок 1. Графическое определение точки безубыточности (порога рентабельности)

Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая выручка равна совокупным затратам предприятия, при этом прибыль равна нулю. Выручка в точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем продаж в точке безубыточности соответственно называется пороговым объемом производства (продаж).

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Достаточно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать порог рентабельности.

Можно рассчитывать порог рентабельности как всего предприятия, так и отдельных видов продукции или услуг. Предприятие начинает получать прибыль, когда фактическая выручка превышает пороговую. Чем больше это превышение, тем больше запас финансовой прочности предприятия и больше сумма прибыли.

Запас финансовой прочности (Margin of Safety (Safety margin)) – Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности. Это разность между фактическим объемом производства (продаж) и пороговым объемом продаж. Часто рассчитывают процентное отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему.

Расчет запаса финансовой прочности в денежном выражении:

Запас финансовой прочности = Выручка предприятия — Порог рентабельности в денежном выражении

или в относительном выражении:

Запас финансовой прочности = (Выручка предприятия — Порог рентабельности) / Выручка * 100%

Одним из показателей, используемых в рамках операционного анализа и характеризующих изменчивость прибыли, выступает операционный рычаг. Традиционно сила воздействия операционного рычага (показывает, во сколько раз изменится прибыль при изменении выручки от реализации на один процент и определяется как отношение валовой маржи к прибыли).

Чем больше удельный вес постоянных издержек в сумме операционных издержек, тем больше сила этого рычага.

P.S. При проведении операционного анализа недостаточно только рассчитать коэффициенты, необходимо на основании расчётов сделать правильные выводы:

  • разработать возможные сценарии развития предприятия и просчитать результаты, к которым они могут привести;
  • отыскать наиболее выгодные соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объёмом производства;
  • определиться с тем, какие направления деятельности (производство каких видов продукции) необходимо расширять, а каких сворачивать.

источник

Существует множество методов, помогающих в принятии как краткосрочных, так и стратегических решений по управлению предприятием. Пожалуй, одним из самых простых среди них является операционный анализ, который также иногда называют анализом безубыточности. В ходе этого процесса происходит определение таких показателей, как сумма покрытия, порог рентабельности и некоторых других.

Основа данного вида анализа – подразделение затрат предприятия на производство продукции на переменные и постоянные. Причина такого разделения состоит в том, что различные затраты неодинаково ведут себя при изменении объемов продаж и производства. Так, величина переменных расходов, исчисленных на единицу продукции, всегда постоянна, но их общая сумма изменяется пропорционально объему производства. А вот сумма постоянных расходов, напротив, всегда постоянна, однако их доля в себестоимости единицы обратно пропорциональна количеству производимой продукции.

Одним из самых важных показателей является критическая программа. Она представляет собой такой объем производства в натуральном выражении, который позволяет предприятию функционировать без убытка. Порог рентабельности (точка безубыточности) определяется путем умножения критической программы на цену продукции. Иными словами, порог рентабельности – это показатель, характеризующий тот уровень выручки компании, при котором достигается безубыточность. Оба этих показателя можно определить как путем изучения графика, так и аналитически. Остановимся более детально на втором методе.

Для определения критической программы требуется найти количество продукции, которую необходимо произвести и продать для покрытия всей суммы постоянных расходов. Таким образом, достаточно разделить сумму этих самых постоянных расходов на разницу между ценой и переменными затратами на единицу. Следует сделать оговорку, что мы исходим из допущения о том, что предприятие продает ровно столько же продукции, сколько и производит. Пороговое значение выручки, как уже отмечалось, можно найти путем умножения полученного результата в натуральном выражении на цену.

Еще одним показателем, который требует к себе пристального внимания, является коммерческая маржа. Вам также могут встретиться такие названия, как сумма покрытия или же вклад в покрытие. Определяется данный показатель очень просто, путем уменьшения выручки на величину переменных затрат. Соответственно, сумма покрытия должна покрывать постоянные расходы и формировать прибыль. Отметим, что коммерческая маржа пропорциональна объему продукции, но в расчете на единицу ее значение не меняется. В связи с этим часто определяют долю суммы покрытия в выручке. Зная эту величину, мы можем применить еще один метод расчета пороговой выручки – разделим постоянные расходы на долю суммы покрытия.

Для определения того, насколько предприятие далеко от убыточности, рассчитывают величину запаса финансовой прочности. Он определяется разницей между выручкой, полученной при реализации продукции, и порогом рентабельности. Данный показатель тоже можно рассчитывать как долю от выручки.

Последний показатель, который хотелось бы рассмотреть, это операционный леверидж. Он описывает степень производственного риска, показывая то, во сколько раз быстрее изменяется прибыль предприятия по сравнению с изменением выручки. Расчет его предельно прост и состоит в отношении коммерческой маржи к прибыли. Риск, который оценивается данным показателем, связан с тем, что в составе себестоимости присутствует постоянная часть. Этот риск тем больше, чем ближе работает предприятие к точке безубыточности. При увеличении выручки деятельность фирмы становится все более безопасной с этой точки зрения, так как доля постоянных затрат неуклонно снижается.

Описанные выше расчеты проводятся с учетом предположения, что все зависимости являются линейными. Конечно, реальные взаимодействия гораздо сложнее, и, например, действительный порог рентабельности может отличаться от найденного, но для базового анализа описанные методы применять можно совершенно спокойно.

источник

Порог рентабельности — это объем продаж при котором предприятие может покрыть все свои расходы, не получая прибыли. Часто используется термин точка безубыточности. В свою очередь, как с изменением выручки растет прибыль показывает Операционный рычаг (операционный леверидж).

Для расчета порога рентабельности принято делить издержки на две составляющие:

Переменные затраты — возрастают пропорционально увеличению объему производства (реализации товаров).

Постоянные затраты — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.

Значение порога рентабельности представляет большой интерес для кредитора, поскольку его интересует вопрос устойчивости компании и ее способности выплачивать проценты за кредит и основной долг. Устойчивость предприятия определяет запас финансовой прочности — степень превышения объемов продаж над порогом рентабельности.

Скачайте Excel таблицу-калькулятор:

точка безубыточности, операционный рычаг, запас финансовой прочности. Расчет и графики.

Введем обозначения:В — выручка.

Рн — объем реализации в натуральном выражении.

Зпост — постоянные затраты.

Ц — Цена, выручка на единицу продукции,

ЗСпер — средние переменные затраты (на единицу продукции).

ПРд — порог рентабельности в денежном выражении.

ПРн — порог рентабельности в натуральном выражении.

Формула расчета порога рентабельности в денежном выражении:

Формула расчета порога рентабельности в натуральном выражении (в штуках продукции или товара):

На приведенном ниже рисунке постоянные затраты 300, переменные затраты на единицу продукции 10, цена 25, порог рентабельности (точка безубыточности) ПРн = 20 штук.


При достижении порога рентабельности линия доходов пересекает и идет выше линии общих (валовых) затрат, линия прибыли пересекает 0 — переходит из зоны убытков в зону прибыли.

Рентабельность это относительный показатель доходности и обычно выражается в процентах или в прибыли на единицу вложенных средств. В связи с этим интересно посмотреть как выглядят линии доходности и затрат при пересчете на единицу продукции.

Как и на предыдущем рисунке постоянные затраты 300, переменные затраты на единицу продукции 10, цена 25, порог рентабельности (точка безубыточности) ПРн = 20 штук.

При пересчете на единицу продукции видим, что некоторые постоянные величины превратились в переменные и наоборот. Некоторые прямые линии превратились в кривые.

С ростом объема приходится все меньшая доля постоянных затрат на единицу продукции. Поэтому линия постоянных затрат идет вниз.

Доля переменных затрат постоянна для каждой единицы продукции.

Общие затраты на единицу продукции (себестоимость) убывают.

При объеме выпуска 20 шт. линия себестоимости пересекает линию цены (себестоимость равна цене) и идет ниже ее.

Соответственно линия прибыли переходит через 0, прибыль становится положительной.

Линия постоянных затрат пересекает линию маржинальной прибыли(маржинального дохода), т.е. маржинальный доход равен постоянным затратам. Далее линия маржинальной прибыли идет выше линии постоянных затрат — образуется прибыль.

Для быстрого расчета вариантов и оценки влияния различных соотношений затрат и цен удобно использовать электронные таблицы Excel.
Цели, возможности и логика операционного анализа

Порядок и инструменты анализа, проводимого с целью принятия финансовых решений, предопределяются самой логикой функционирования финансового механизма предприятия. Одним из самых простых и эффективных методов финансового анализа с целью оперативного, а также стратегического планирования является операционный анализ, называемый также анализом Издержки — Объем — Прибыль (Costs — Volume — Profit — CVP) и отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства/сбыта.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Ключевыми элементами операционного анализа служат операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Операционный анализ — неотъемлемая часть управленческого учета. В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

Операционный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.

Переменные издержки меняются в целом прямо пропорционально изменениям объема производства товаров (работ, услуг). Это могут быть прямые издержки на основные виды сырья и материалов в производстве, издержки по приобретению партий товара в коммерции, комиссионные продавцам, некоторые снабженческие расходы и проч.

Постоянные издержки в краткосрочном периоде в целом не меняются с изменением объема производства. Это могут быть расходы по аренде, амортизационные отчисления, оклады администрации, налог на имущество, проценты за кредит и проч.

Есть еще и смешанные издержки, включающие в себя элементы и переменных, и постоянных расходов. Примеры смешанных издержек: оплата электроэнергии, которая расходуется в технологическом процессе и, кроме того, идет на общие нужды; зарплата продавцов, состоящая из постоянного оклада и комиссионных с продаж и т.д. При анализе необходимо разделить смешанные издержки на переменные и постоянные по данным бухгалтерского учета и отчетности.

Складывая переменные и постоянные издержки (в которые включены и расклассифицированные смешанные затраты), получают суммарные (полные) издержки на весь объем продукции (рис. 3).


Рассматривая поведение переменных и постоянных издержек, необходимо очерчивать так называемый релевантный период (структура издержек, суммарные постоянные издержки и переменные издержки на единицу продукции неизменны лишь в определенном периоде и при определенном количестве продаж).

Предположим, что постоянные затраты в 1200 тыс. руб. сохраняют свое постоянство в диапазоне от 0 до 4 тыс. единиц производства и реализации продукции. Но если менеджер надеется довести объем реализации до 8 тыс. единиц, то постоянные издержки возрастут до 1400 тыс. руб. Это означает формирование нового релевантного диапазона по объему сбыта.
Кроме того, необходимо помнить о характере движения издержек (суммарных и на единицу продукции) в ответ на изменение объема продаж. Игнорирование особенностей поведения издержек (см табл 10) может иметь печальные последствия для бизнеса.

Если транспортные средства требуют полных переменных издержек на горючее и масло по 5000 тыс. руб. на каждые 10 тыс. км пробега, то при пробеге в 20 тыс. км переменные издержки в расчете на 1 км составят все те же 500 руб. В то же время постоянные издержки на 1 км при пробеге в 20 тыс. км окажутся вдвое меньшими, чем при пробеге в 10 тыс. км — при условии, что расчет произведен в пределах релевантного диапазона.

Сила воздействия операционного рычага, как уже отмечалось, зависит от относительной величины постоянных издержек. Для предприятий, отягощенных громоздкими производственными фондами, высокая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков. Менеджмент оказывается заблокированным, т. е. лишенным большей части вариантов выбора продуктивных решений. Операционный анализ часто называют также анализом безубыточности, поскольку он позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки без убыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности — это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рен табельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки), либо сокращением постоянных издержек. Идеальные условия для бизнеса — сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой . Операционный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема реализации. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда — в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками.

Как далеко планируемая выручка от реализации убегает от порога рентабельности, показывает запас финансовой прочности. Для расчета порога рентабельности, силы воздействия операционного рычага и запаса финансовой прочности предприятия на практике рекомендуем пользоваться алгоритмом вычислений, приведенным в табл. 11. Он содержит систематизированную ключевую информацию и расчетные показатели, необходимые для принятия главнейших финансовых решений. Алгоритм реализуется для объема продаж конкретного продукта (услуг), либо для предприятия в целом. Все величины, участвующие в вычислениях, очищены от налога на добавленную стоимость и спецналога . Расчет начинают с деления издержек на переменные и постоянные, так как без этого невозможно вычислить валовую маржу. Сопоставив ее с суммой выручки, получают так называемый коэффициент валовой маржи — долю валовой маржи в выручке от реализации.

Постоянные издержки делят на коэффициент валовой маржи и получают порог рентабельности.

Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.

Прогнозируемая прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи (этот способ расчета прибыли легко обосновывается проверкой тождества: Запас финансовой прочности х Коэффициент валовой маржи = Прибыль).

В алгоритме присутствует также расчет силы воздействия операционного рычага.

7. Финансовый менеджмент – как форма предпринимательской деятельности

Сущность финансового менеджмента как формы предпринимательства представлена на нижеследующем рисунке (рис. 1):
Как форма предпринимательства финансовый менеджмент может быть выделен в самостоятельный вид деятельности, которую выполняют как профессиональные менеджеры, так и финансовые институты.
Финансовая деятельность предприятия связана с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, экономическими и денежными отношениями, возникающими во внутренней и внешней среде предприятия.
Виды финансовой деятельности:
1) отношения, связанные с формированием уставного капитала и его распределением между собственниками;
2) отношения, связанные с авансированием уставного капитала во внеоборотные и оборотные активы;
3) деятельность, связанная с формированием валовых доходов предприятия и их распределением в целях покрытия воспроизводственных затрат, то есть обеспечением финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса;
4) деятельность, связанная с выполнением обязательств перед бюджетной системой;
5) деятельность, связанная с выполнением обязательств перед собственниками предприятия по выплате им доходов;
6) деятельность, связанная с реинвестированием прибыли в целях приращения активов;
7) деятельность, связанная с формированием различных резервов предприятия;
8) отношения, связанные с формированием фондов стимулирования и социальной защиты работников;
9) деятельность, связанная с размещением свободных финансовых ресурсов предприятия и привлечением дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке;
10) деятельность, связанная с перераспределением финансовых ресурсов внутриотраслевого или межотраслевого характера в случае вхождения предприятия в различные ассоциации, концерны, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы;
11) деятельность, связанная с получением субсидий и субвенций из бюджетов разных уровней.

Рис. 1. Сущность финансового менеджмента с организационно-правовой точки зрения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

С помощью финансового анализа оценивается эффективность деятельности предприятия. Для отслеживания зависимости финансовых результатов деятельности от издержек и объемов реализации используется операционный анализ.

Операционный анализ,отслеживающий зависимость финансовых результатов фирмы от объемов производства (реализации), является эффективным методом для оперативного и стратегического планирования. Задача операционного анализа — найти наиболее выгодное сочетание переменных и постоянных издержек, цены и объема реализации. Ключевыми элементами операционного анализа являются валовая маржа, операционный и финансовый рычаг, порог рентабельности и запас прочности фирмы.

Валовая маржа— это выручка от реализации товара (услуги) за вычетом переменных затрат. Максимизация валовой маржи — одна из главных целей, так как именно она является источником покрытия постоянных издержек и формирования прибыли.Коэффициентом валовой маржиназывается отношение валовой маржи к выручке от реализации.

Коэффициент маржинальной прибыли =

маржинальная прибыль / выручку от реализации

Порог рентабельности — это такая выручка (или объем реализации продукции в натуральном выражении), которая обеспечивает полное покрытие всех затрат (переменных и условно-постоянных) и имеет место нулевая прибыль.

Порог рентабельности рассчитывается как отношение суммы постоянных издержек к коэффициенту валовой маржи.

постоянные затраты / К. маржинальной прибыли

Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности фирмы.

Действие операционного рычагапроявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния постоянных и переменных издержек на формирование финансовых результатов деятельности фирмы при изменении объема производства (реализации).Сила воздействия операционного рычагарассчитывается как отношение валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки. Сила действия операционного рычага максимальна при объеме продаж, близком к порогу рентабельности и уменьшается по мере удаления от порога рентабельности.

Сила воздействия операционного рычага = маржинальная прибыль / прибыль

В рамках осуществления операционного анализа существует возможность определить не только порог рентабельности всего предприятия, но и отдельного вида продукции или услуг. Именно способность каждого товара «отвечать» за финансовое состояние положена в основу формирования ассортиментной политики предприятия.

Предприятие начинает получать прибыль, когда фактическая выручка превышает пороговую. Чем больше это превышение, тем больше запас финансовой прочности предприятия и больше сумма прибыли. Запас финансовой прочности — это разность между фактической (или планируемой) выручкой от реализации и порогом рентабельности.

Проведение операционного анализа требует не только широкого использования всех необходимых формул, но и умения на основе расчетов делать правильные выводы, а также разрабатывать возможные сценарии развития производства и просчитывать результаты, к которым они могут привести.

Операционный анализ – неотъемлемая часть управленческого учета. В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

Операционный анализ — один из наиболее эффективных способов измерения и анализа затрат. Это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства.

Операционный анализ, проведенный по основным продуктам, позволяет ответить на ключевые вопросы ведения бизнеса:

· какой продукт, либо направление бизнеса приносит наибольшую прибыль, а какие убыточны?

· производство, каких продуктов расширять и финансировать, а производство каких продуктов сворачивать?

· каковы оптимальные цены на продукты?

· какие затраты наиболее значительны по каждому продукту?

· каким образом можно воздействовать на значимые статьи затрат?

Анализируя основные показатели операционного анализа, можно экономически грамотно использовать ставки маржинальной прибыли, оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции, принимать следующие решения:

· по установлению цен на уже производимую и новую продукцию, ориентируясь на цены конкурентов;

· по выбору и замене оборудования;

· по производству у себя, либо покупки на стороне того или иного полуфабриката;

· по целесообразности принятия дополнительного заказа;

· по поиску вариантов изменения производственной мощности предприятия и т.д.

источник

Анализ «издержки — объем — прибыль» служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предпри­ятия на всех основных этапах его денежного оборота.

Ключевыми элементами операционного анализа служат опера­ционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочно­сти предприятия. Операционный анализ — неотъемлемая часть управленческого учета. В отличие от внешнего финансового анали­за, результаты операционного анализа предназначены для внутрен­него пользования.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реали­зации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

(9.18)

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение валовой маржи (ре­зультата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выруч­кой от реализации и переменными затратами. Этот показатель в экономической литературе обозначается тоже как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли:

Сила воздействия _ Валовая маржа

Если трактовать силу воздействия операционного рычага как процентное изменение валовой маржи (или, в зависимости от целей анализа, — нетто-результата эксплуатации инвестиций) при данном процентном изменении физического объема продаж, то формула (9.18) может быть представлена в таком виде:

Сила воздействия _ АВаловая маржа / Прибыль .

операционного рычага АК / К ‘

где К — физический объем реализации.

Формула силы воздействия операционного рычага поможет от­ветить на вопрос, насколько чувствительна валовая маржа, либо нетто-результат эксплуатации инвестиций, к изменению физиче­ского объема сбыта продукции. А дальнейшие последовательные преобразования этой формулы не только докажут ее правильность, но и дадут способ расчета силы воздействия операционного рычага с использованием цены единицы товара, переменных затрат на еди­ницу товара и общей суммы постоянных затрат:

К

АК IЦена — Пе Р емешые ^ Сила воздействия _ \ затраты ) АК _

К I Цена Переменные | Постоянные 1 затраты ) затраты

К IЦена Переменные 1 затраты

К I Цена Переменные\ Постоянные 1 затраты I затраты

К х Цена — К х Пе Р еменные Сила воздействия _ затраты

операционного рычага . . Переменные Постоянные

Выручка Суммарные переменные _ от реализации затраты _

Выручка Суммарные переменные Суммарные постоянные от реализации затраты затраты

Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации.

Изменяется выручка от реализации — изменяется и сила воздейст­вия операционного рычага.

Эффект операционного рычага поддается контролю именно на основе учета зависимости силы воздействия рычага от постоянных затрат: чем больше постоянные затраты и чем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот.

Это легко показать преобразованием формулы силы воздействия операционного рычага:

Валовая маржа (Постоянные затраты + Прибыль) Прибыль Прибыль

Чем выше доля постоянных затрат в валовой марже, тем выше сила операционного рычага. Величина, обратная силе операцион­ного рычага:

__ _ Валовая маржа — Постоянные затраты затраты Прибыль _———- _ 1——— £ .

Валовая маржа Валовая маржа

Сила операционного _ 1/ (1 Постоянные затраты рычага ^ Валовая маржа

что и требовалось доказать.

Если выручка от реализации снижается, сила воздействия опе­рационного рычага возрастает. Каждый процент снижения выручки дает тогда все больший процент снижения прибыли. Так проявляет себя операционный рычаг.

(9.20)

При возрастании же выручки от реализации, если порог рента­бельности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден, сила воз­действия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего на­ращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новый порог рентабельности. На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционно­го рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать — и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением но­вого порога рентабельности.

Все это оказывается чрезвычайно полезным для:

• планирования платежей по налогу на прибыль, в частности авансовых;

• выработки деталей коммерческой политики предприятия. При пессимистических прогнозах динамики выручки от реа­лизации нельзя раздувать постоянные затраты, так как поте­ря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага. Если спрос на товары (ус­луги) растет, то можно себе позволить отказаться от режима жесткой экономии на постоянных затратах, ибо предпри­ятие с большей их долей будет получать и больший прирост прибыли.

При снижении доходов предприятия постоянные затраты умень­шить весьма трудно. Высокий удельный вес постоянных затрат в об­щей их сумме свидетельствует об ослаблении гибкости предприятия.

Повышенный удельный вес постоянных затрат усиливает дейст­вие операционного рычага, и снижение деловой активности пред­приятия выливается в большие потери прибыли. Но если выручка наращивается все-таки достаточными темпами, то при сильном операционном рычаге предприятие, хотя и платит максимальные суммы налога на прибыль, имеет возможность выплачивать солид­ные дивиденды и обеспечивать финансирование развития.

Итак, сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Запас финансовой прочности. Для определения запаса финансо­вой прочности (кромки безопасности, предела безопасности) пред­приятия необходимо сначала определить порог рентабельности — такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Исходные данные для определения порога рентабельности удобно занести в табл. 9.6.

Таблица 9.6.
Показатель Ден. ед. % (или доля в выручке от реализации)
Фактическая выручка от реализации

Прибыль = Валовая маржа — Постоянные затраты

рентабельности (доля в выручке) затраты

Из последней формулы получаем значение порога рентабель­ности:

Порог рентабельности
(9.21)

= Постоянные / Валовая маржа затраты (доля в выручке)’

Не представляют трудностей и графические способы определе­ния порога рентабельности. Первый из этих способов, по­казанный на рис. 9.6, основан на равенстве валовой маржи и по­стоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации.

к
Валовая маржа = Валовая маржа
Постоянные
затраты
Постоянные затраты
і і і / Порог рентабельности *

1 1

—— ►
Затраты, ден. ед.
Выручка от реализации, ден. ед.

Рис. 9.6. Определение порога рентабельности (первый графический способ)

Второй графический способ определения порога рента­бельности базируется на равенстве выручки и суммарных затрат при достижении порога рентабельности (рис. 9.7). Результатом бу­дет пороговое значение физического объема производства.

А

Рис. 9.7. Определение порога рентабельности (второй графический способ)

1. Прямая выручки от реализации строится с помощью точки А:

Выручка = Цена реализации х Объем реализации.

2. Прямая пчстоя^рых затрат представляет таль.

3. Прямая ШЩмЕРзШГ строится с помощью точки Ь:

СуммаЩвезтраты = Переменные затраты + + Постоянные затраты = Переменные затраты на единицу товара х х Объем реализации + Постоянные затраты.

Прямую переменных затрат можно сначала построить и отдель­но, а затем просто поднять ее на высоту постоянных затрат.

4. Порогу рентабельности соответствует объем реализации, при котором выручка в точности покрывает суммарные затраты и при­быль равна нулю.

5. Нижний левый треугольник соответствует зоне убытков пред­приятия до достижения порога рентабельности, верхний правый треугольник — зоне прибылей.

На основании сказанного можно сделать три полезных финан­совых вывода.

1. Определив, какому количеству производимых товаров соот­ветствует при данных ценах реализации порог рентабельности, по­лучаем пороговое (критическое) значение объема производства.

Ниже этого количества предприятию производить продукцию невы­годно. Расчеты обычно проводятся такие:

Пороговое количество _ Порог рентабельности данного товара товара Цена реализации

Постоянные затраты, необходимые Пороговое количество _ для деятельности предприятия

товара Цена единицы Переменные затраты’

Пороговое значение объема производства, рассчитанное по формуле (9.22), совпадает с значением, рассчитанным по формуле (9.23), только когда речь идет об одном единственном товаре, ко­торый выручкой от реализации покрывает все постоянные затраты предприятия, либо когда производят расчеты для одного изолиро­ванного проекта. Но если предполагается выпускать несколько товаров, то расчет объема производства, обеспечивающего безубы­точность, например, товара № 1, осуществляется чаще всего по формуле, учитывающей роль этого товара в общей выручке от реализации и приходящуюся, таким образом, на него долю в по­стоянных затратах. Тогда вместо формулы (9.23) пользуются фор­мулой

Удельный вес товара № 1 Все постоянные ,

Пороговое затраты предприятия

Цена Переменные затраты товара — ,

товара № 1 на единицу товара№ 1

2. Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу товара. При этом наращивается и масса прибыли.

Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить количество товара, продан­ного сверх порогового объема производства, на удельную валовую маржу, находящуюся в каждой единице проданного товара:

, , , Количество товара, Валовая Масса прибыли после .

, прохождения порога Общее количество

рентабельности

(9.22)
(9.23)

рентабельности проданного товара

3. Сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мере роста выручки от реа­лизации и прибыли, так как удельный вес постоянных затрат в об­щей их сумме уменьшается — и так вплоть до очередного скачка постоянных затрат.

Зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой прочности предприятия.

Разница между достигнутой фактической выручкой от реализа­ции и порогом рентабельности и составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предпри­ятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств:

Запас финансовой _ Выручка Порог

прочности от реализации рентабельности’

Запас финансовой прочности тем выше, чем ниже опасная сила операционного рычага:

Запас финансовой _ Выручки Порог _

прочности от реализации рентабельности

Выручки Постоянные затраты х Выручка от реализации от реализации Валовая маржа

Выручка

от реализации
Сила определенного рычага
Валовая маржа

Известно, что (1 — постоянные затраты/валовая маржа) — это величина, обратная силе воздействия операционного рычага. А ве­личина, обратная силе операционного рычага, это и есть запас фи­нансовой прочности (в относительных единицах):

Сила определенного рычага

Сила определенного рычага

^ Постоянные затраты ^

Запас финансовой _ от реализации

х

Постоянные Выручки затраты от реализации

прочности
Постоянные затраты
= 1 —
(9.28)
Валовая маржа

Сила операционного рычага

Подведем некоторые итоги. Если у предприятия: а) солидный (для большинства предприятий — более 10%) запас финансовой прочности; б) благоприятное значение силы воздействия операци­онного рычага при разумном удельном весе постоянных затрат в общей их сумме; в) высокий уровень экономической рентабельно­сти активов, нормальное значение дифференциала и хорошее зна­чение финансового рычага — это предприятие весьма привлека­тельно для инвесторов, кредиторов, страховых обществ и других субъектов экономической жизни.

На практике задача максимизации массы прибыли сводится к определению такой комбинации затрат, при которой прибыль наи­высшая из всех возможных вариантов.

Сила воздействия операционного рычага зависит от относитель­ной величины постоянных издержек. Для предприятий, отягощенных громоздкими производственными фондами, высокая сила операци­онного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения вы­ручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхож­дением предприятия в зону убытков. Компания оказывается лишен­ной большей части вариантов выбора продуктивных решений.

Внедрение автоматизации приводит к относительному утяжеле­нию постоянных издержек и, следовательно, к уменьшению доли переменных издержек в себестоимости единицы продукции. Это обстоятельство по-разному сказывается на коэффициенте валовой маржи, пороге рентабельности и других элементах операционного анализа.

Многие преимущества автоматизации имеют оборотную сторо­ну: возрастание предпринимательского риска — именно потому, что структура издержек дает уклон в сторону постоянных расходов. На автоматизированных предприятиях следует быть особенно вни­мательным в части принятия решений по инвестициям. Необходи­мо, чтобы эти решения содержали тщательно продуманную долго­временную стратегию деятельности предприятия.

В основе стандартного операционного анализа лежит линейный принцип. Это лимитирует данный вид анализа релевантным диапа­зоном. В действительности по мере наращивания выпуска и сбыта затраты на единицу продукции сначала уменьшаются до определен­ного уровня, а затем нарастают, и, кроме того, зачастую производи­тель вынужден снижать цену реализации. Так получается, во- первых, потому, что экономия на масштабе имеет свой предел, пе­рейдя который она превращается в перерасход, и во-вторых, пото­му, что трудно увеличивать количество товара без относительного снижения цены — включаются ограничения со стороны платеже­способного спроса и конкуренции (рис. 9.8).

Рис. 9.8. Поведение суммарных затрат и выручки от реализации при выходе за пределы релевантных диапазонов
Выручка
Количество товара

Фирма имеет прибыль лишь на отрезке [ХХ3], для которого кривая выручки оказывается выше кривой затрат. X и Х3 — порого­вые количества товаров. Как видно, неизбежно прохождение не одного, а по крайней мере двух порогов рентабельности, если, ко­нечно, не ограничиться производством количества товара Х2, для которого прибыль (т.е. разница между выручкой и себестоимо­стью) наибольшая. Именно для точки Х2 предельная выручка и предельные затраты максимально приближены друг к другу в пол­ном соответствии с теорией. Затем масса прибыли начинает убы­вать, пока не превращается в убыток. Вновь встает проблема оку­паемости затрат.

После прохождения нового порогового количества товара Х3 кривая суммарных затрат начинает возвышаться над кривой выруч­ки; убытки сначала нарастают, затем снижаются.

Операционная деятельность в долгосрочном периоде по сравне­нию с краткосрочным претерпевает следующие основные изменения:

а) с ростом объема реализации продукции периодически возрас­тают постоянные операционные издержки. Это связано с увеличе­нием парка используемых машин и оборудования (что приводит к росту амортизационных отчислений), повышением численности работников аппарата управления (что приводит к росту расходов на его содержание) и т.п.;

б) с насыщением рынка в результате роста объема реализации продукции предприятие вынуждено снижать уровень цен, что при­водит к уменьшению темпов роста чистого операционного дохода;

в) за счет более экономного использования сырья и материалов, роста производительности труда операционного персонала, укруп­нения партий закупаемого сырья и отгружаемой продукции посте­пенно снижается уровень переменных операционных издержек на единицу продукции.

Все эти изменения в силу взаимосвязи рассмотренных факторов с операционной прибылью существенно влияют на формирование ее суммы. Это можно проследить по рис. 9.9.

Рис. 9.9. Точка безубыточности операционной деятельности предприятия в долгосрочном периоде

Из приведенного графика видно, что в силу трансформирую­щихся условий операционной деятельности точка безубыточности постоянно меняет свое значение, т.е. требует гораздо большего объ­ема реализации в сравнении с предыдущим периодом (Х1

источник

Операционный анализ — это элемент управления затратами, сущность которого состоит в изучении зависимостей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта от издержек и объемов производства и реализации продукции, товаров, услуг. Данный вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия, он может быть использован в ценообразовании. В специальной литературе вместо термина «операционный анализ» могут быть также использованы термины «анализ безубыточности», «CVP-анализ (costs, volume, profit — анализ „затраты-объем-прибыль“)» Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.

Операционный анализ является одним из наиболее эффективных способов осуществления такого этапа как — измерения и анализа затрат.

Центральными элементами операционного анализа являются:

  • § маржинальный доход
  • § порог рентабельности или точка безубыточности
  • § запас финансовой прочности
  • § операционный рычаг (производственный леверидж)

Маржинальный доход — это разность выручки от реализации продукции и переменных затрат на производство этой продукции.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Различают маржинальный доход на единицу продукции и валовый маржинальный доход.

Как определить величину маржинального дохода:

· из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общехозяйственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.

Маржинальный доход (валовый) = Выручка — Переменные расходы

· величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

Средней величиной маржинального дохода является разница между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Маржинальный доход (на единицу продукции) = Цена товара — Переменные расходы (на ед.)

Маржинальный доход особенно интересен в том случае, если на предприятии выпускают несколько видов продукции и необходимо сравнить, какой вид продукции дает больший вклад в общий доход. Для этого вычисляют какую часть составляет МД в доле выручки (дохода) по каждому виду продукции или товару.

Маржинальный доход равен постоянным затратам в точке безубыточности. Иными словами, если объем реализации такой, что предприятие покрывает все свои затраты не получая прибыли, маржинальный доход только покрывает постоянные затраты.

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая точка, критический объем производства (реализации)) — это такой объем продаж фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции. Иными словами, это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков.

Для определения этой точки независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные и переменные.

Переменные затраты — возрастают пропорционально увеличению производства (объему реализации товаров).

Постоянные затраты — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.

Практическая польза от предложенного разделения затрат на постоянные и переменные (величиной смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам) заключается в следующем:

Во-первых, можно определить точно условия прекращения производства фирмой (если фирма не окупает средних переменных затрат, то она должна прекратить производить).

Во-вторых, можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации ее динамики при данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.

В-третьих, такое деление затрат позволяет определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности), и показать, насколько фактический объем производства превышает этот показатель (запас финансовой прочности фирмы).

Порог рентабельности определяется как выручка от реализации, при которой предприятие уже ни имеет убытков, но не получает и прибыли, то есть финансовых средств от реализации после возмещения переменных затрат хватает лишь на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

Точка безубыточности в стоимостном выражении определяется как произведение критического объема производства в натуральном выражении и цены единицы продукции.

Расчет порога рентабельности широко используется при планировании прибыли и определении финансового состояния предприятия. Два правила, полезных для предпринимателя:

  • 1. Необходимо стремиться к положению, когда выручка превышает порог рентабельности, и производить товаров в натуре больше их порогового значения. При этом будет происходить наращивание прибыли фирмы.
  • 2. Следует помнить, что сила воздействия производственного рычага тем больше, чем ближе производство к порогу рентабельности, и наоборот. Это означает, что существует некоторый предел превышения порога рентабельности, за которым неизбежно должен последовать скачок постоянных затрат (новые средства труда, новые помещения, увеличение издержек на управление предприятием).

Фирма должна обязательно пройти порог рентабельности и учитывать, что за периодом увеличения массы прибыли неизбежно наступит период, когда для продолжения производства (наращивания выпуска продукции) просто необходимо будет резко увеличить постоянные затраты, следствием чего неизбежно станет сокращение получаемой в краткосрочном периоде прибыли.

Принимая конкретное решение об объеме производства продукции, предпринимателю следует считаться с этими выводами.

Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы:

Запас финансовой прочности = Выручка — Порог рентабельности

Маржинальный запас прочности — величина, покрывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

Запас финансовой прочности предприятия выступает важнейшим показателем степени финансовой устойчивости. Расчет этого показателя позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности.

На практике возможны три ситуации, которые по-разному будут отражаться на величине прибыли и запасе финансовой прочности предприятия:

  • 1) объем реализации совпадает с объемом производства;
  • 2) объем реализации меньше объема производства;
  • 3) объем продаж больше объема производства.

Как прибыль, так и запас финансовой прочности, полученной при избытке произведенной продукции, меньше, чем при соответствии объемов продаж объему производства. Поэтому предприятие, заинтересованное в повышении как своей финансовой устойчивости, так и финансового результата, должно усилить контроль над планированием объема производства. В большинстве случаев увеличение товарно-материальных запасов предприятия свидетельствует об избытке объема производства. Прямо о его избытке свидетельствует увеличение запасов в части готовой продукции, косвенно — увеличение запасов сырья и исходных материалов, так как издержки за них предприятие несет уже при их покупке. Резкое увеличение запасов может свидетельствовать об увеличении объема производства в недалеком будущем, что также должно быть подвергнуто строгому экономическому обоснованию.

Таким образом, при обнаружении прироста запасов предприятия в отчетном периоде можно делать вывод о его влиянии на величину финансового результата и уровень финансовой устойчивости. Поэтому для того, чтобы достоверно измерить величину запаса финансовой прочности, необходимо произвести коррекцию показателя выручки от реализации на сумму прироста товарно-материальных запасов предприятия за отчетный период.

В последнем варианте соотношений — при объеме продаж большем, чем объем произведенной продукции, — прибыль и запас финансовой прочности больше, чем при стандартном построении. Однако факт продажи продукции, которая еще не была произведена, то есть фактически не существует еще в данный момент (например, при предоплате большой партии товара, которая не может быть произведена за текущий отчетный период), накладывает на предприятие дополнительные обязательства, которые должны быть выполнены в будущем. Существует внутренний фактор, уменьшающий фактическую величину запаса финансовой прочности, — это скрытая финансовая неустойчивость. Признаком наличия у предприятия скрытой финансовой неустойчивости является резкое изменение объема запасов.

Итак, для измерения запаса финансовой прочности предприятия необходимо выполнение следующих шагов:

  • 1) расчет запаса финансовой прочности;
  • 2) анализ влияния разности объема продаж и объема производства через коррекцию величины запаса финансовой прочности с учетом прироста товарно-материальных запасов предприятия;
  • 3) расчет оптимального прироста объема реализации и ограничителя запаса финансовой прочности.

Запас финансовой прочности, рассчитанный и откорректированный, является важным комплексным показателем финансовой устойчивости предприятия, который необходимо использовать при прогнозировании и обеспечении комплексной финансовой устойчивости предприятия.

В условиях рыночной экономики благополучие любого предприятия зависит от величины получаемой прибыли. Одним из инструментов управления и влияния на балансовую прибыль предприятия является операционный леверидж. Он позволяет оценить экономическую выгоду в результате изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции. Производственный леверидж — это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции.

Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации.

Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага.

Сила воздействия операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к прибыли от реализации.

Маржинальная прибыль рассчитывается как разность выручки от реализации продукции и общей суммой переменных затрат на весь объем производства.

Прибыль от реализации рассчитывается как разность выручки от реализации продукции и общей суммой постоянных и переменных затрат на весь объем производства.

Таким образом, размер финансовой прочности показывает, что у предприятия есть запас финансовой устойчивости, а значит, и прибыль. Но чем ниже разница между выручкой и порогом рентабельности, тем больше риск получить убытки. Итак:

  • · сила воздействия операционного рычага зависит от относительной величины постоянных затрат;
  • · сила воздействия операционного рычага прямо связана с ростом объема реализации;
  • · сила воздействия операционного рычага тем выше, чем предприятие ближе к порогу рентабельности;
  • · сила воздействия операционного рычага зависит от уровня фондоемкости;
  • · сила воздействия операционного рычага тем сильнее, чем меньше прибыль и больше постоянные расходы.

По поводу операционного рычага мы можем сделать выводы:

  • · при одинаковых суммарных затратах операционный рычаг тем больше, чем меньше доля переменных затрат, или чем больше доля постоянных затрат в общей сумме затрат;
  • · операционный рычаг тем выше, чем ближе к точке безубыточности «расположен» объем продаж (с чем и связан высокий риск);
  • · для продукта с высоким значением операционного рычага положение ниже точки безубыточности сопряжено с большими убытками; достижение уровня безубыточности вознаграждается прибылью, быстро растущей с увеличением продаж;
  • · ситуация с низким операционным рычагом сопряжена с меньшим риском, но также и с меньшим вознаграждением в форме прибыли.

источник