Меню Рубрики

Освещение как объект комплексного эргономического анализа

Освещение как объект комплексного эргономического анализа — раздел Образование, Этапы развития эргономики Цели Урока: Разъяснить, Как Освещение Оказыва.

  • Разъяснить, как освещение оказывает влияние на зрительную оценку интерьеров, восприятие его габаритов, деталей, колористического решения.
  • Сформировать у студентов технологические знания, как правильно организовать и спроектировать естественное и искусственное освещение
  • Ознакомить с основными условиями оптимального освещения помещения рабочих мест

Средства обучения – информационный материал, иллюстративный материал

Тип урока — изучение нового материала

Более 80% информации об окружающей среде человек получает визуально; свет — возбудитель органа зрения, первичного чувствительного канала для получения этой информации.

Освещение помещений оказывает влияние на зрительную оценку интерьеров, восприятие его габаритов, деталей, колористического решения.

В эргономике обычно пользуются следующими фотометрическими понятиями:

— световой поток, измеряемый в люменах (лм);

— освещенность — мера количества света, падающего на поверхность от окружающей среды и локальных источников, измеряется в люксах, один люкс (лк) равен 1 лм/м² освещаемой поверхности;

— яркость — фотометрическая величина, соответствующая психологическому ощущению светимости, определяется освещенностью, умноженной на коэффициент отражения, который является отношением отраженного светового потока к падающему световому потоку. Единица яркости кандела на квадратный метр (кд/м²).

Основным энергетическим понятием Фотометрия является поток излучения Фе, имеющий физический смысл.

Эти понятия (категории), сведенные в эмпирические комбинации (приемы освещения), позволяют проектировщику реализовать основные цели организации освещения в помещениях:

• обеспечить оптимальные зрительные условия для различных видов деятельности;

• содействовать достижению целостности восприятия среды и эмоциональной выразительности интерьера.

Эта тема принадлежит разделу:

На сайте allrefs.net читайте: «этапы развития эргономики»

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Освещение как объект комплексного эргономического анализа

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Этапы развития эргономики
Цели урока: Уяснить какие вопросы решает эргономика, возникающие при взаимоотношениях между человеком, орудием производства, техническим оборудованием и производстве

История эргономических исследований
Предпосылками возникновения и развития эргономики и инженерной психологии явились: 1. недостаточная эффективность СЧМС, их высокая аварийность в связи с неудовлетворительны

Эргономические требования
Цели урока: Сформировать у студентов технологические знания, о том, что эргономические требования – это требования, которые предъявляются к системе ЧМС в целях оптим

Эргономичность — это целостность эргономичес­ких свойств, к которым относятся управляемость, обслу­живаемость, освояемость и обитаемость
Записать определения из структурной схемы ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИКИ. Управляемость – (несколько определений) – соответствие распределения функций между чел

Объект исследования “человек-предмет-среда
5. результаты эргономического исследования — научно и экспериментально обоснованные данные, необходимые для проектной разработки системы (эргономическая оценка и аттестация объекта

Факторы, определяющие эргономические требования
Цели урока: Уяснить взаимосвязь эргономики с другими дисциплинами Выяснить какие психологические особенности личности влияют как на выбор профессии, степень

Комфортное пребывание человека в архитектурной среде
Цели урока: Ознакомить с воздействием неблагоприятных факторов естественного и техногенного происхождения. Соотнести зону комфортных условий с зо

Основные условия оптимального освещения помещения рабочих мест
На рабочих местах освещение дополнительно выполняет следующие задачи: • физиологическую

Искусственные источники света. Светотехническое оборудование
Цели урока: Обучить студентов, изучающих дизайн интерьера, правильно применять в интерьере светотехническое оборудование Разъяснить какое большое значение и

Для выбора лампы большое значение имеет её цветность и цветопередача
Тепло-белая тональность ламп создает атмосферу уюта, домашнего очага и, при необходимости, сверкающей праздничности в приемных залах и презентативных помещениях. Лампы тепло-белого света уме

Светотехническое оборудование
Светотехническое оборудование — изделия (приборы), предназначенные для освещения помещений, открытых пространств, отдельных зон и предметов в них, а также создания свето-цветовых эффектов. Э

Цвет и жизнедеятельность человека в архитектурной среде
Цели урока: Выяснить прочность знаний о цветоведении Уяснить, как при помощи цвета создать оптимальные условия для жизнедеятельности человека Расск

Всегда нужно помнить, что перенасыщение цветом, как и цветовое голодание, в интерьере особенно ощутимо
В архитектурной полихромии вообще очень трудно установить чёткую грань между тем, что делается «для пользы», а что «для красоты». Велика, например, роль эмоционального климата в вос

Свет в жилом интерьере индивидуален и всецело зависит от образа жизни хозяев и их пристрастий
Зарисовать таблицу в тетради: Особенности зрительного восприятия пространства (мин 30) + добавить от себя — облицовка зеркалами стен и потолка + локальный или выступаю

Применение цвета в производственной среде
Цели урока: Разъяснить какие задачи можно решать на производстве с помощью цвета Обосновать важность цветового оформления конструктивных элементов здания и

Цветовое решение оборудования должно соответствовать требованиям эргономики и технической эстетики
В отличие от производственных помещений цветовая окраска входных (вестибюли, коридоры, лестничные площадки) и вспомогательных помещений решается по-другому.

Антропометрические требования в эргономике
Цели урока: Определить объём знаний у студентов о системах пропорций и системы измерений человеческого тела и его частей – антропометрии Рассказать о систе

Эргономический расчёт параметров рабочего места
Цели урока: Разъяснить, как эргономическое проектирование рабочего места влияет непосредственно на безопасность труда, сохранение здоровья, повышает культуру и эффек

Базы отсчёта
При расчете параметров рабочих мест необходимо использовать базы отсчета, которые соотносятся с базами, взятыми при измерении размеров тела (см. рисунок №9). Для расчета компоновочных параметров ра

Рабочие положения, позы и движения
Рабочее пространство и организация рабочего места, досягаемость и величина усилий на органы управления, а также характеристики обзорности обуславливаются, прежде всего положением тела работающего.

Методы эргономических исследований
Цели урока: Ознакомить с методами эргономических исследований Уяснить, что полученные эргономические данные позволяют в средовом дизайне формировать среду о

Задачи эргодизайна в средовом проектировании
Эргодизайн предполагает эргономическое предпроектное исследование любого предмета до того как он будет создан и ему придадут форму (эргодизайн — объединяет в себе научные эргономические иссл

Основные элементы оборудования и наполнения среды
Понятие средовых объектов охватывает широкий круг пространств, связанных с жизнедеятельностью людей. Это городские и сельские пространства, зоны отдыха и т.д., интерьеры жилого, социально-культурно

Общение
Нахождение оптимальных условий для равновесия между концентрированной работой и общением — одна из главных задач, от решения которой будет зависеть конкретный дизайн-проект. — для сосредот

Эргономические требования к мебели
Цели урока: Ознакомить будущих дизайнеров интерьера с эксплуатационным и функциональным назначением мебели Разъяснить важность антропометрических аспектов п

Мебель для производственных зданий
Набор мебели — это группа изделий, связанных между собой по дизайнерскому (архитектурно-художественному) и конструктивному признакам. Полный набор изделий представляет собой ко

Основные требования, предъявляемые к мебели
Размеры мебельных изделий и отдельных элементов обусловлены функциональными связями человек – мебель, которые можно характеризовать тремя факторами: соразмерностью мебели человеку; соразмерность

Из истории мебельных материалов
Разговор о мебельных материалах уместно начать с истоков. В Древнем Египте и Месопотамии во 2-м веке до н.э. уже были известны все основные виды мебели — скамейки, стулья, кресла, различные вариант

Отделочные материалы и покрытия
Современное стилистическое и цветовое разнообразие мебели достигается благодаря использованию защитно—декоративных покрытий. Наиболее широкое распространение получили технологии по выпуску ламиниро

Оборудование и организация жилой среды
Цели урока: Сформировать знания о правильной и разумной организации пространства жилой среды с учётов функциональных требований пользователей Обосновать гла

Эргономическая оценка кухонного оборудования
В современном жилище кухня играет не менее важную роль, чем “домашний очаг” во все эпохи существования человечества. Она остается самым распространенным “рабочим местом” в мире. Высота кух

Основное кухонное оборудование
Электрические плиты или газовые плиты. В современных кухнях духовки часто располагаются не под плитами, а на уровне протянутых рук и к тому же безопасна для детей. Для дополнительной безопас

Эргономика среды обитания престарелых и инвалидов
Цели урока: Выяснить, какой вклад вносит эргономика в разработку научно-обоснованных рекомендаций по реабилитации лиц с пониженной трудоспособностью Уяснить

Требования эргономики к городской среде, учитывающей нужды пожилых людей и инвалидов
При проектировании среды для лиц пожилого возраста необходимо учитывать как функциональные особенности организма, так и ценностные ориентации личностей (социально-психологический аспект).

Эргономика безопасной и комфортной среды для детей
Детская комната в квартире — это особое место, в котором предполагается учёт целого ряда специфических требований, обусловленных особенностями развивающегося организма. Комната реб

Средства и системы визуальной информации
Цели урока: Ознакомить студентов с визуальной составляющей рукотворной среды обитания Сформировать знания о требованиях эргономики к визуальным средствам пе

источник

Более 80% информации об окружающей среде человек получает визуально; свет — возбудитель органа зрения, первичного чувствительного канала для получения этой информации. Освещение не только необходимо для выполнения процессов жизнедеятельности, но оно также имеет значительное влияние на психическое состояние и физическое здоровье вообще (рис. 5). Свет оказывает на организм человека тонизирующий эффект, улучшает теплообмен, влияет на иммунобиологические процессы. Его «двойная» природа в современной среде обитания — мы делим освещение на естественное и искусственное — изначально требует соблюдения ряда правил при формировании нашего окружения:

1) благоприятные условия для пребывания в помещении и для трудовых процессов создаются при естественном освещении, обеспечивающем связь с внешним пространством; наиболее приемлем вариант, учитывающий смену времени суток. Он возникает при совмещенномосвещении, включающем компонент естественного света при сохранении визуальной связи с внешниммиром; сокращение времени пребывания в помещении при искусственном «дневном» освещение, т.к. онопри длительном воздействии вызывает: большую напряженность в работе; ухудшение координации;ухудшение психомоторики; замедленную, вялую реакцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;снижение активности вегетативной нервной системы.

При естественном освещении производительность труда на 10% выше, чем при искусственном, однако сила естественного освещения непостоянна, т.к. зависит от времени года, суток, ориентации, высоты соседних зданий, чистоты стекол и т.д.

При использовании искусственного освещения монотонность приводит к повышенной психоэмоциональной чувствительности, ощущению тоски, тревоги, сокращению производительности труда. Так, в торговых учреждениях, размещенных в подземных зонах, обслуживающему персоналу рекомендуется проводить там не более 4 часов подряд. Статичный характер освещения быстрее приводит к утомляемости.

Динамическое освещение — изменение освещенности — необходимо для нормального протекания процессов жизнедеятельности человека. Физиологические процессы протекают ритмично, в т.н. «околосуточном» режиме. Освещение помещений оказывает влияние на зрительную оценку интерьеров, восприятие его габаритов, деталей, колористического решения.

В эргономике обычно пользуются следующими фотометрическими понятиями:

световой поток, измеряемый в люменах (лм);

освещенность — мера количества света, падающего на поверхность от окружающей средыи локальных источников, измеряется в люксах, один люкс (лк) равен 1 лм/м2 освещаемойповерхности;

яркость — фотометрическая величина, соответствующая психологическому ощущениюсветимости, определяется освещенностью, умноженной на коэффициент отражения, которыйявляется отношением отраженного светового потока к падающему световому потоку.

Рис. 5. Основные условия оптимального освещения помещений и рабочих мест

Эти понятия (категории), сведенные в эмпирические комбинации (приемы освещения), позволяют проектировщику реализовать основные цели организации освещения в помещениях:

обеспечить оптимальные зрительные условия для различных видов деятельности;

содействовать достижению целостности восприятия среды и эмоциональнойвыразительности интерьера.

Оптимальное освещение на рабочем месте характеризуется следующими основными параметрами:

направление света (светового потока);

отсутствие зон блескости (бликов);

цвет света (светового потока);

цветопередача (точность восприятия цвета объекта в зависимости от цвета света).

На рабочих местах освещение дополнительно выполняет следующие задачи:

физиологическую (дает возможность человеку видеть, работать, творить);

эксплуатационную (позволяет считывать, распознавать визуальную информациювсевозможного вида);

психологическую (создает благоприятные стимулы и настроение);

обеспечивает безопасность (создает предпосылки к большей безопасности работы);

гигиеническую — стимулирует поддержание чистоты.

Освещение может быть общим, местным и комбинированным, а также рассеянным, направленным, отраженным.

Независимо от способа освещения уровень необходимой освещенности определяется следующими параметрами:

точность зрительной работы — наивысшая, очень высокая, средняя и т.д.;

наименьший размер объекта различения, в мм — от 0,15 до 5;

разряд зрительной работы, от 1-го до 9-го;

контраст объекта различения с фоном — малый, средний, большой;

характеристика фона — темный, средний, светлый.

Качество освещения любых помещений должно оцениваться комплексно, во взаимодействии системы требований и факторов освещенности.

Как правило, искусственное освещение делится на общее и местное, и расчет этих систем делается раздельно.

При установке светильников в целях обеспечения оптимального освещения необходимо соблюдать следующие правила:

прямые световые лучи не должны попадать в глаз под углом меньше 30° к горизонту;

угол падения не должен способствовать возникновению слепящих отраженных лучей;

Читайте также:  Как выписать направления на анализы мочи

тень от человека не должна закрывать его рабочую зону.

Типичная ошибка малоопытных проектировщиков — утверждение, что источник света на рабочем месте должен располагаться слева, чтобы исключить тени в рабочей зоне. Это справедливо для «правши», а для «левши» источник должен находиться справа.

Один из наиболее вредных дефектов освещения — блескость. Под блескостью понимается специфическое свойство ярко освещенной поверхности вызывать ослепление или дезадаптацию (адаптация — приспособление, дезадаптация — отсутствие адаптации) наблюдателя. Из-за блескости при прямом освещении эффективность чтения, например, по прошествии трех часов, снижается на 80%, в то время как при системе отраженного света и отсутствии блескости снижение составляет лишь 10%.

Цвет света, или спектральный состав светового потока, если пользоваться научной терминологией, существенно влияет на вид освещенного предмета. Это влияние, выражающееся в зависимости цвета предмета от спектра излучения источника, характеризуется понятием цветопередачи. Оценить цветопередачу конкретного источника света можно, сравнив ее с цветопередачей эталонного источника.

Расчет необходимого количества светильников общего освещения в помещениях производится по формуле (при высоте подвеса светильников 1 м над освещаемой поверхностью) где п — количество светильников, шт.; к — коэффициент, учитывающий цвет и тон стен, потолка и пола (1,5—2,5); 1 — длина помещения, м; b — ширина помещения, м; Ет — заданная освещенность, лк; Ф — световой поток источников света одного светильника, лм. Уровень (величина) освещенности зависит от высоты подвеса светильников и убывает пропорционально квадрату ее изменения, т.е.

Поэтому количество светильников необходимо увеличивать пропорционально квадрату изменения высоты подвеса. Например для рабочей поверхности высотой 0,8 м и при высоте подвеса светильников 2,5 м от пола, т.е. когда расстояние от освещаемой плоскости до светильников равно 2,5 — 0,8 = 1,7 м, их количество должно быть увеличено в три раза ( 1,72 = 2,89

Минимальные требования к освещенности помещений и рабочих мест (освещенность в лк и цвет света) приведены в табл. 2.

Таблица 2. Требования к освещенности рабочих мест

Примечания: nw — обычный белый свет; ww — теплый белый свет; tw — дневной белый свет.

Сведения о различных источниках света (световой поток в лм, соотнесенный с мощностью в Вт, ориентировочный срок службы) даны в табл. 3.

Таблица 3. Световой поток разных источников света

Лампа накаливания тепло-белый свет

Для менее точных расчетов может быть использован упрощенный способ определения количества светильников в помещении (жилой комнате) — табл. 4.

Таблица 4. Минимальное количество ламп в жилой комнате (освещенность 50 лк)

Примечание: для создания уровней освещенности 75 и 100 лк следует увеличить приведенное в таблице количество ламп в 1,5 и 2 раза, соответственно.

При применении местного освещения рабочего места в комбинации с общим освещением последнее должно составлять не менее 20 % освещенности рабочего места.

Необходимо учитывать, что с возрастом падает чувствительность к свету: потребность в освещенности у человека 30-летнего возраста в два раза, у 40-летнего в три, а у 50-летнего в шесть раз больше, чем у 10-летнего.

Освещение помещений, открытых пространств, отдельных зон и предметов в них, а также создание светоцветовых эффектов осуществляется светотехническим оборудованием. Это оборудование включает в себя: собственно светильники (в т.ч. источники света — лампы), арматуру их крепления, электрическую часть с электроустановочными элементами (электросеть, выключатели и переключатели, светорегуляторы, розетки и пр.).

Основной функциональный элемент светильника — источник света. Наиболее распространенные источники света для внутренних нужд (рис. 6):

лампы накаливания традиционного исполнения;

галогенные лампы накаливания;

люминесцентные лампы трубчатые и фигурные.

Лампа накаливания спосеребренным отражателем

Миньон с нитьюнакаливания

Параболическая лампа салюминиевым покрытием

Лампа с точечнымотражателем

и (8) Галогенные лампыстандартного напряжения

(9) Галогенные лампы низкогонапряжения )

(10) Стандартнаяфлюоресцентная трубка(И), (12) и (13)Энергосберегающиекомпактные флюоресцентныелампы

30) Точечные светильники на штанге 29, 31) Напольные светильники

Бра с направлением светавверх

и (18) Подвесныесветильники

(19) Точечный светильник с зажимом

(20)Точечный светильник с зажимом

Светильники на шинопроводе Утопленный точечный светильник Поворотный точечный светильник Полуутопленный точечный светильник

Шинопровод низкого напряжения

Рис. 6. Типы и виды ламп и светильников искусственного света

Освещение открытых территорий (улиц, площадей, придомовых территорий, спортивных площадок и т.д.), а также наружное освещение и световое оформление зданий, памятников, фонтанов и пр., обычно осуществляется разрядными лампами высокого давления, которые подразделяются на три группы:

дуговые ртутные люминесцентные (ДРЛ);

натриевые лампы высокого давления (НЛВД).

Две последние группы ламп (МГЛ и НЛВД) с улучшенной цветопередачей мощностью до 70—100 Вт начинают все чаще использоваться в общественных и жилых зданиях.

Лампы накаливания. Их устройство в принципе осталось таким же, как предложил Эдисон, только для повышения температуры тела накала и снижения его скорости распыления (это основные способы увеличения световой отдачи и срока службы ламп накаливания) вместо угольной нити в современных лампах используются спиральная или биспиральная (спираль из спирали) вольфрамовая проволока и в подавляющем большинстве типов ламп вместо вакуума применяется инертный газ: аргон или криптон. Появился также класс ламп с зеркальным отражением, т.е. лампы-светильники.

Почти для всех видов ламп средний срок службы составляет всего 1 000 час. При работе, в среднем, 8 час в день лампа живет обычно 3—5 месяцев. К концу срока лампа теряет от 5 до 13 % первоначального светового потока, что является достаточно хорошим показателем. Лампы имеют невысокую световую отдачу — от 7 до 17 лм/Вт. В каталогах обычные лампы характеризуются световым потоком, а зеркальные лампы — осевой силой света и дополнительно угловым размером светового пучка и кривой силы света. Значения светового потока ламп на напряжение 200 В мощностью 40, 60, 75 и 100 Вт при расчетах можно принять равными, соответственно, 430, 730,1 000 и 1 380 лм. Для

ламп с криптоновым наполнением (грибообразных) эти значения примерно на 7—10 % выше.

Галогенные лампы накаливания. По принципу действия эти лампы устроены так же, как и другие лампы накаливания. Главное отличие состоит в том, что внутренний объем лампы заполнен парами йода или брома — т.е. галогенных элементов, что и отражено в названии ламп. Использована химическая способность этих элементов непрерывно «собирать» осевшие на колбе испарившиеся частицы вольфрама (реакция окисления) и возвращать их «домой» на вольфрамовую спираль (реакция восстановления).

Этот «галогенно-вольфрамовый цикл» позволяет увеличить температуру и продолжительность жизни тела накала и, в конечном счете, повысить в 1,5—2 раза световую отдачу и срок службы ламп. Другое важное отличие состоит в том, что колба выполнена не из обычного, а из кварцевого стекла, более устойчивого к высокой температуре и химическим взаимодействиям. Благодаря этому размеры галогенных ламп можно уменьшить в несколько раз по сравнению с обычными лампами такой же мощности. Устройство зеркальных галогенных ламп отличается тем, что зеркальный отражатель вместе с цоколем приклеен к колбе лампы.

Наряду с лампами, рассчитанными для непосредственного включения в сеть с напряжением 220, 127 или 110 В, очень широкое применение находят лампы низкого напряжения — обычно на 12 В. Лампы одинаково хорошо работают на переменном и постоянном токе.

По форме лампы делятся на 2 группы: с длинной спиралью, расположенной по оси кварцевой трубки (трубчатые или линейные лампы), и лампы с контактным телом накала.

Большинство ламп имеют срок службы 2 000 час, т.е. в 2 раза больший, чем обычные лампы накаливания. Некоторые типы зеркальных ламп выпускаются со сроком службы 3 000 и 4 000 час. Энергоэкономичность таких ламп в 1,5—2 раза выше, чем у других ламп накаливания.

Подобные лампы относятся к источникам с теплой тональностью и имеют большую белизну, чем обычные лампы накаливания. Индекс цветопередачи галогенных ламп близок к 100. Особенно

привлекательно воспринимается цвет лица человека, цветовая отделка мебели и поверхностей помещения теплой и нейтральной гаммы. Проблемы могут возникнуть при освещении рабочих мест с очень высокими требованиями к цветопередаче (например, подбор одинаковых по цвету образцов материалов: кожи, тканей и др.).

Недостатки галогенных ламп — температура колбы может доходить до 500°С.

Основные области применения. Лампы на сетевое напряжение с цилиндрической или свечеобразной колбой с успехом заменяют обычные лампы во всех сферах их применения и особенно там, где требуются небольшие габариты по условиям размещения в стесненных объемах или скрытого расположения. Зеркальные лампы, особенно на низкое напряжение, практически незаменимы в технике акцентированного освещения выставок, музеев, витрин, торговых залов, ресторанов, жилых помещений и др. Общее освещение, в основном, устраивается для создания декоративного эффекта (например «звездного неба») и требует более тщательной проработки с точки зрения создания спокойной световой обстановки (слепящее действие, резкие тени и др.) и теплового комфорта.

Люминесцентные лампы. Принцип действия состоит в использовании явлений электролюминесценции (свечения паров металлов и газов при прохождении через них электрического тока) и фотолюминесценции (свечения вещества люминофора при его облучении другим, например, невидимым ультрафиолетовым светом). В люминесцентной лампе электрический разряд проходит при низком давлении ртути и некоторых инертных газов; электролюминесценция характеризуется очень слабым видимым и сильным УФ излучением. Световой поток лампы создается главным образом за счет фотолюминесценции — преобразования УФ излучения в видимый свет слоем люминофора, покрывающим изнутри стенки трубчатой стеклянной колбы. Таким образом лампа является своеобразным трансформатором невидимого света в видимый. Как и все разрядные источники, люминесцентные лампы требуют для своего питания, зажигания, разгорания и работы специального устройства — пускорегулирующего аппарата (ПРА). В перспективе эти электромагнитные ПРА будут полностью вытеснены электронными, заметно повышающими энергоэкономичность, срок службы и качество излучения ламп с точки зрения пульсации светового потока.

Лампы отличаются высоким сроком службы, достигающим 15 000 час. К концу срока службы лампы теряют до 30 % светового потока, сохраняя работоспособность. Их эксплуатация после этого экономически нецелесообразна из-за недопустимого снижения освещенности и проблем со стабильными зажиганием и работой.

Энергоэкономичность — это основное преимущество люминесцентных ламп. Подобные лампы — непревзойденные источники света по разнообразию предлагаемых цветовых оттенков: от теплых тонов, воспроизводящих лампы накаливания, до холодного цвета облачного неба. В России выпускаются лампы 4-х тонов: тепло-белые, холодно-белые и дневные в диапазоне цветовых температур от 2 800 до 6 000 К. Специально для декоративных целей имеются цветные — красные, зеленые и желтые лампы.

Обычные, или универсальные, люминесцентные лампы имеют цветопередающие свойства, достаточные для применения в большинстве помещений общественных и промышленных зданий.

Еще одно их достоинство — колба лампы в рабочем состоянии имеет температуру не выше 80 °С (наиболее горячая ее часть находится у концов). Недостатки — при работе ламп возникают радиопомехи на длинных и средних волнах. Для их снижения до нормы в ПРА предусмотрены фильтры (обычные конденсаторы).

Люминесцентные лампы — наиболее массовый источник света для создания общего освещения в помещениях общественных и производственных зданий: офисах, школах, учебных и проектных институтах, больницах, магазинах, банках, предприятиях текстильной и электронной промышленности и др. Весьма целесообразно их применение в жилых помещениях: для освещения рабочих поверхностей на кухне, общего или местного (около зеркала) освещения прихожей и ванной комнаты. Нецелесообразно применение ламп в высоких помещений, при температуре воздуха ниже 5°С и при затрудненных условиях обслуживания.

Компактные люминесцентные лампы. Основная особенность устройства компактных люминесцентных ламп (КЛЛ) состоит в придании различными способами разрядной трубке таких форм, которые бы обеспечивали резкое снижение длины лампы. Кроме того, большинство ламп небольшой мощности, предназначенных для замены ламп накаливания, устроены таким образом, что могут непосредственно или через адаптер ввертываться в стандартный резьбовой патрон.

Срок службы большинства ламп составляет 10 000 час, т.е. в 10 раз выше, чем ламп накаливания. При средней наработке 8 час в сутки замена ламп требуется один раз в 3—4 года.

Температура поверхности колбы не превышает, в среднем, 50—60 °С. По сравнению с другими люминесцентными лампами КЛЛ значительно удобнее в обслуживании. Установка КЛЛ вместо ламп накаливания окупается в среднем за 2 года, не считая резкого уменьшения хлопот, связанных с покупкой новых и заменой перегоревших ламп.

Для выбора лампы большое значение имеет ее цветность и цветопередача. Тепло-белая тональность ламп создает атмосферу уюта, домашнего очага и, при необходимости, сверкающей праздничности в приемных залах и презентативных помещениях. Лампы тепло-белого света уместны для освещения жилых комнат, гастрономических и цветочных магазинов, дорогих магазинов с индивидуальным обслуживанием, кафе и ресторанов, офисов, больничных палат.

Читайте также:  Как выписать направление на общий анализ

Лампы холодной тональности ассоциируются с дневным светом и более предпочтительны при создании общего равномерного освещения больших и средних помещений с повышенными уровнями освещенности (более 300 лк). Лампы хорошо подчеркивают белизну и голубые тона интерьеров и при хорошей цветопередаче могут применяться в больницах, универсамах, в рабочих помещениях с недостаточным дневным светом, в переоборудованных под магазины подвалах.

Лампы нейтрально белой гаммы занимают промежуточное положение и являются более универсальными. Они могут применяться в большинстве помещений общественных зданий, например, в аудиториях, классах, детских садах, офисах, магазинах, аптеках и в жилых домах, на кухне, в ванной комнате, в мастерской или подвале.

С точки зрения повышения светового комфорта применение ламп с хорошей и улучшенной цветопередачей в помещениях с постоянным пребыванием людей всегда оправданно хотя бы потому, что в их свете приятно выглядит лицо человека.

источник

Более 80% информации об окружающей среде человек получает визуально; свет — возбудитель органа зрения, первичного чувствительного канала для получения этой информации. Освещение не только необходимо для выполнения процессов жизнедеятельности, но оно также имеет значительное влияние на психическое состояние и физическое здоровье вообще Свет оказывает на организм человека тонизирующий эффект, улучшает теплообмен, влияет на иммунобиологические процессы. Его «двойная» природа в современной среде обитания — мы делим освещение на естественное и искусственное — изначально требует соблюдения ряда правил при формировании нашего окружения:

1) благоприятные условия для пребывания в помещении и для трудовых процессов создаются при естественном освещении, обеспечивающем связь с внешним пространством;

2) наиболее приемлем вариант, учитывающий смену времени суток. Он возникает при совмещенном
освещении, включающем компонент естественного света при сохранении визуальной связи с внешним
миром;

3) сокращение времени пребывания в помещении при искусственном «дневном» освещение, т.к. оно
при длительном воздействии вызывает: большую напряженность в работе; ухудшение координации;
ухудшение психомоторики; замедленную, вялую реакцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
снижение активности вегетативной нервной системы.

При естественном освещении производительность труда на 10% выше, чем при искусственном, однако сила естественного освещения непостоянна, т.к. зависит от времени года, суток, ориентации, высоты соседних зданий, чистоты стекол и т.д.

При использовании искусственного освещения монотонность приводит к повышенной психоэмоциональной чувствительности, ощущению тоски, тревоги, сокращению производительности труда. Так, в торговых учреждениях, размещенных в подземных зонах, обслуживающему персоналу рекомендуется проводить там не более 4 часов подряд. Статичный характер освещения быстрее приводит к утомляемости.

Динамическое освещение — изменение освещенности — необходимо для нормального протекания процессов жизнедеятельности человека. Физиологические процессы протекают ритмично, в т.н. «околосуточном» режиме. Освещение помещений оказывает влияние на зрительную оценку интерьеров, восприятие его габаритов, деталей, колористического решения.

В эргономике обычно пользуются следующими фотометрическими понятиями:

• световой поток, измеряемый в люменах (лм);

• освещенность — мера количества света, падающего на поверхность от окружающей среды
и локальных источников, измеряется в люксах, один люкс (лк) равен 1 лм/м 2 освещаемой
поверхности;

• яркость — фотометрическая величина, соответствующая психологическому ощущению
светимости, определяется освещенностью, умноженной на коэффициент отражения, который
является отношением отраженного светового потока к падающему световому потоку.

Эти понятия (категории), сведенные в эмпирические комбинации (приемы освещения), позволяют проектировщику реализовать основные цели организации освещения в помещениях:

• обеспечить оптимальные зрительные условия для различных видов деятельности;

• содействовать достижению целостности восприятия среды и эмоциональной выразительности интерьера.

Оптимальное освещение на рабочем месте характеризуется следующими основными параметрами:

• направление света (светового потока);

• отсутствие зон блескости (бликов);

• цвет света (светового потока);

• цветопередача (точность восприятия цвета объекта в зависимости от цвета света).

На рабочих местах освещение дополнительно выполняет следующие задачи:

• физиологическую (дает возможность человеку видеть, работать, творить);

• эксплуатационную (позволяет считывать, распознавать визуальную информацию всевозможного вида);

• психологическую (создает благоприятные стимулы и настроение);

• обеспечивает безопасность (создает предпосылки к большей безопасности работы);

• гигиеническую — стимулирует поддержание чистоты.

Освещение может быть общим, местным и комбинированным, а также рассеянным, направленным, отраженным.

Независимо от способа освещения уровень необходимой освещенности определяется следующими параметрами:

• точность зрительной работы — наивысшая, очень высокая, средняя и т.д.;

• наименьший размер объекта различения, в мм — от 0,15 до 5;

• разряд зрительной работы, от 1-го до 9-го;

• контраст объекта различения с фоном — малый, средний, большой;

• характеристика фона — темный, средний, светлый.

Качество освещения любых помещений должно оцениваться комплексно, во взаимодействии системы требований и факторов освещенности.

Как правило, искусственное освещение делится на общее и местное, и расчет этих систем делается раздельно.

При установке светильников в целях обеспечения оптимального освещения необходимо соблюдать следующие правила:

• прямые световые лучи не должны попадать в глаз под углом меньше 30° к горизонту;

• угол падения не должен способствовать возникновению слепящих отраженных лучей;

• тень от человека не должна закрывать его рабочую зону.

Типичная ошибка малоопытных проектировщиков — утверждение, что источник света на рабочем месте должен располагаться слева, чтобы исключить тени в рабочей зоне. Это справедливо для «правши», а для «левши» источник должен находиться справа.

Один из наиболее вредных дефектов освещения — блескость. Под блескостью понимается специфическое свойство ярко освещенной поверхности вызывать ослепление или дезадаптацию (адаптация — приспособление, дезадаптация — отсутствие адаптации) наблюдателя. Из-за блескости при прямом освещении эффективность чтения, например, по прошествии трех часов, снижается на 80%, в то время как при системе отраженного света и отсутствии блескости снижение составляет лишь 10%.

Цвет света, или спектральный состав светового потока, если пользоваться научной терминологией, существенно влияет на вид освещенного предмета. Это влияние, выражающееся в зависимости цвета предмета от спектра излучения источника, характеризуется понятием цветопередачи. Оценить цветопередачу конкретного источника света можно, сравнив ее с цветопередачей эталонного источника.

Расчет необходимого количества светильников общего освещения в помещениях производится по формуле (при высоте подвеса светильников 1 м над освещаемой поверхностью)

где n — количество светильников, шт.; к — коэффициент, учитывающий цвет и тон стен, потолка и пола (1,5—2,5); 1 — длина помещения, м; b — ширина помещения, м; Ет — заданная освещенность, лк; Ф — световой поток источников света одного светильника, лм. Уровень (величина) освещенности зависит от высоты подвеса светильников и убывает пропорционально квадрату ее изменения, т.е.

Поэтому количество светильников необходимо увеличивать пропорционально квадрату изменения высоты подвеса. Например, для рабочей поверхности высотой 0,8 м и при высоте подвеса светильников 2,5 м от пола, т.е. когда расстояние от освещаемой плоскости до светильников равно 2,5 — 0,8 = 1,7 м, их количество должно быть увеличено в три раза (1,7 2 = 2,89 = 3).

Минимальные требования к освещенности помещений и рабочих мест (освещенность в лк и цвет света) приведены в табл. 2.

Примечания: nw — обычный белый свет; ww — теплый белый свет; tw — дневной белый свет.

Сведения о различных источниках света (световой поток в лм, соотнесенный с мощностью в Вт, ориентировочный срок службы) даны в табл. 3.

Для менее точных расчетов может быть использован упрощенный способ определения количества светильников в помещении (жилой комнате) — табл. 4.

Примечание: для создания уровней освещенности 75 и 100 лк следует увеличить приведенное в таблице количество ламп в 1,5 и 2 раза, соответственно.

При применении местного освещения рабочего места в комбинации с общим освещением последнее должно составлять не менее 20 % освещенности рабочего места.

Необходимо учитывать, что с возрастом падает чувствительность к свету: потребность в освещенности у человека 30-летнего возраста в два раза, у 40-летнего в три, а у 50-летнего в шесть раз больше, чем у 10-летнего.

Освещение помещений, открытых пространств, отдельных зон и предметов в них, а также создание светоцветовых эффектов осуществляется светотехническим оборудованием. Это оборудование включает в себя: собственно светильники (в т.ч. источники света — лампы), арматуру их крепления, электрическую часть с электроустановочными элементами (электросеть, выключатели и переключатели, светорегуляторы, розетки и пр.).

Основной функциональный элемент светильника — источник света. Наиболее распространенные источники света для внутренних нужд (рис. 6):

• лампы накаливания традиционного исполнения;

• галогенные лампы накаливания;

• люминесцентные лампы трубчатые и фигурные.

Освещение открытых территорий (улиц, площадей, придомовых территорий, спортивных площадок и т.д.), а также наружное освещение и световое оформление зданий, памятников, фонтанов и пр., обычно осуществляется разрядными лампами высокого давления, которые подразделяются на три группы:

• дуговые ртутные люминесцентные (ДРЛ);

• натриевые лампы высокого давления (НЛВД).

Две последние группы ламп (МГЛ и НЛВД) с улучшенной цветопередачей мощностью до 70—100 Вт начинают все чаще использоваться в общественных и жилых зданиях.

Дата добавления: 2014-12-16 ; просмотров: 2908 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Контрольная работа

На тему: Вопросы комфортного пребывания в среде. Освещение – Объект комплексного эргономического анализа.

По дисциплине: Сервисная эргономика

Студентка 3 курса гр.2041у

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность. Параметры окружающей среды, при которых создаются наилучшие для организма человека условия жизнедеятельности, называются комфортными.

Атмосфера является непосредственно окружающей человека средой и этим определяется ее первостепенное значение для осуществления процессов жизнедеятельности.

Тесно соприкасаясь с воздушной средой, организм человека подвергается воздействию ее физических и химических факторов: состава воздуха, температуры, влажности, скорости движения воздуха, барометрического давле­ния и др. Особое внимание следует уделить параметрам микроклимата помещений — аудиторий, производственных и жилых зданий. Микроклимат, оказывая непосредственное воздействие на один из важнейших физиологических процессов — терморегуляцию, имеет огромное значение для поддержания комфортного состояния организма.

Для улучшений условий труда проводят комплекс мероприятий, которые базируются на объективной оценке существующих условий труда и его безопасности, нормативах, стандартах, требованиях и рекомендациях, действующих в области гигиены, физиологии, психологии труда и эргономики.

Большое значение улучшения условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности. В связи с этим, как показывает практика, затраты на их осуществление окупаются в среднем за 3 — 5 лет.

Одним из важнейших условий совершенствования организации труда является рациональное освещение. Рациональное освещение должно соответствовать гигиеническим требованиям. При создании оптимальных условий для деятельности зрительного анализатора необходимо учитывать, что эффективность зависит не только от освещенности, но и от таких важных функций глаза, как контрольная чувствительность, острота зрения, быстрота различения деталей и устойчивость ясного видения

Контрольная работа написана на 15 страниц, включает в себя 3 рисунка, 1 приложение и 5 источников литературы.

Вопросы комфортного пребывания в среде

В процессе жизнедеятельности человек находится под сложным влиянием материальных условий окружающей среды, которые во многом определяют его активность, работоспособность и состояние здоровья.

Педагог Баухауза Оскар Шлеммер хотел верить, что человек — центр мироздания, что создавая рукотворный мир он сможет обеспечить такие условия, чтобы многочисленные связи с окружающей средой, ближним и дальним космосом контролировались им, были ему подвластны. На его рисунке «Эгоцентрические очертания пространства» (рис. 1. человек, словно паучок в центре создаваемой им среды (паутины), — хозяин положения и управляет нитями-связями по своему желанию. В действительности все обстоит совсем не так, и сегодня человек все чаще оказывается не хозяином положения — паучком, а жертвой-мухой, попавшей в густую паутину неблагоприятных факторов естественного и техногенного происхождения. Особую опасность представляют так называемые «тихие» факторы окружающей среды, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств, но весьма активно влияют на состояние человека [1].

Рис. 1 «Эгоцентрические очертания пространства», О. Шлеммер, 1924г

Рис. 2 Комфортные (внутренний круг) и предельно допустимые (наружный круг) условия окружающей среды

Активность жизнедеятельности человека, его работоспособность и состояние здоровья во многом определяются свойствами окружающей среды. Чаще всего трудно выделить факторы, имеющие решающее значение для оптимального состояния человека.

В процессе восприимчивости весьма важная роль принадлежит адаптации, т.е. приспособляемости организма к окружающим условиям, а также тренировкам и выработке трудовых навыков. Реальные технические возможности мониторинга (контроля) окружающей среды и регистрации физиологического состояния организма диктуют необходимость введения некоторых условностей с их дифференциацией (разделением, расчленением целого) по группам и элементам.

Читайте также:  Как выполнить анализ предложения русский язык

Здесь рассматриваются гигиенические факторы, которые определяют характеристики среды обитания, создающиеся под воздействием климатических условий, функционирования орудий и предметов труда и отдыха, технологических процессов на производстве или в быту, а также влияние строительно-отделочных материалов и колористических решений интерьеров.

Элементы гигиенических факторов можно сгруппировать в функциональные блоки. Основные из них (приложение. 1) следующие:

· микроклимат (состояние воздушной среды);

· освещенность (естественная и искусственная);

· вредные вещества (пары, газы, аэрозоли);

· механические колебания (шум, ультразвук. вибрация);

· излучения (электромагнитные, инфракрасные, ультрафиолетовые, ионизирующие, радиационные);

· биологические агенты (микроорганизмы, макроорганизмы) и др [2].

На рис. 2. показаны зона комфортных условий, которые приемлемы и мало влияют на работоспособность человека, а также зона предельно допустимых условий окружающей среды, при которых происходят существенные физиологические изменения организма.

Влияние природных факторов на организм человека можно классифицировать по З-м состояниям: прямое, опосредованное и косвенное.

Прямое воздействие климата на организм человека — то, что он испытывает, находясь под открытым небом — оно определяет его тепловое состояние, поведение, заболеваемость и т.д. Климат оказывает непосредственное влияние на принятие того или иного объемно-пространственного решения в архитектурном проектировании, выбор конструктивных и отделочных материалов и т.д.

Опосредованное воздействие климата — психофизиологические реакции — важны и интенсивны, но и они сами, и их источники (температура и влажность, ветровой режим, осадки, химический состав воздуха и солнечная радиация) могут быть так или иначе деформированы санитарно-техническими средствами, избранным режимом труда и отдыха и т.д.

Косвенное воздействие — влияние климата на микроорганизмы, растительность и животных, а они в свою очередь влияют на здоровье человека.

Электромагнитные и электростатические поля, радиация — эти так называемые «тихие» факторы, создаваемые техническим оборудованием и приборами, оказывают вредное воздействие на здоровье нынешнего поколения (особенно детей, пожилых и больных людей), но еще более пагубно могут сказаться на потомках. Даже такие привычные и любимые нами вещи домашнего обихода как телевизор, холодильник, микроволновая печь, пылесос, утюг и т.д., а тем более компьютер, могут представлять опасность из-за превышения допустимого уровня магнитного поля в десятки, а то и сотни раз.

Сущность опасности применения синтетических (да и естественных) материалов в интерьерах состоит в том, что строительные и отделочные материалы, материалы для изготовления мебели и оборудования в той или иной степени воздействуют на пространство помещений среды обитания и находящихся там людей [3].

Механизмы такого воздействия:

Химическое воздействие возникает в результате выделения в воздух помещений химических веществ, способных испаряться или возгоняться через поверхность материала, элементы конструкций в воздух (формальдегид, фенол, акрил и т.д.).

Физическое воздействие вызывается электролезуемоcтью материалов и воздействием на человека поля статического электричества, проникновением через материал (перегородки) звуковых волн (шум) и их воздействием на слух и нервную систему, недостаточной теплоизолирующей способностью конструкций интерьеров и элементов оборудования; возможно и радиоактивное излучение из материалов.

Биологическое воздействие обусловлено возникновением грибковых колоний во влажных и теплых местах и, как следствие, — аллергических заболеваний из-за попадания в воздух грибковых спор. Присутствие насекомых и мелких грызунов — это тоже биологическое воздействие.

Комфорт пребывания человека в искусственной среде определяется следующими блоками данных, определяющих ее микроклимат:

Каждый блок формируется проектировщиком специфическими средствами и методами. Первый — преимущественно инженерно-техническим оборудованием и специальными приемами непосредственного использования природных ресурсов в среде обитания. В открытых пространствах это планировочные решения, обеспечивающие или регулирующие их аэрацию и инсоляцию, обводнение, озеленение и другие приемы ландшафтного дизайна [4].

В закрытых помещениях решение задач усложняется — от желания

максимально соединить отделенное от внешней среды пространство с ее благоприятными человеку слагаемыми до создания полностью искусственной среды в помещении, например путем кондиционирования, т.е. автоматического поддержания параметров воздуха (заданной температуры, влажности и чистоты).

Два других блока связаны с состоянием комфортности опосредовано за счет усиления или ослабления прямых контактов с природной основой, цветовыми раздражителями, пространственными ассоциациями и т.д.

Освещение — объект комплексного эргономического анализа

Более 80% информации об окружающей среде человек получает визуально; свет — возбудитель органа зрения, первичногo чувствительного канала для получения этой информации. Освещение не только необходимо для выполнения процессов жизнедеятельности, но оно также имеет значительное влияние на психическое состояние и физическое здоровье вообще (рис. 3). Свет оказывает на организм человека тонизирующий эффект, улучшает теплообмен, влияет на иммунобиологические процессы.

Рис. 3 Основные условия оптимального освещения помещений и рабочих мест

«Двойная» природа света в современной среде обитания — мы делим освещение на естественное и искусственное — изначально требует соблюдения ряда правил при формировании нашего окружения:

· благоприятные условия для пребывания в помещении и для трудовых процессов создаются при естественном освещении, обеспечивающем связь с внешним пространством;

· наиболее приемлем вариант, учитывающий смену времени суток. Он возникает при совмещенном освещении, включающем компонент естественного света при сохранении визуальной связи с внешним миром;

· сокращение времени пребывания в помещении при искусственном «дневном» освещение, т.к. оно при длительном воздействии вызывает: большую напряженность в работе; ухудшение координации; ухудшение психомоторики; замедленную, вялую реакцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем; снижение активности вегетативной нервной системы [5].

При естественном освещении производительность труда на 10% выше, чем при искусственном, однако сила естественного освещения непостоянна, т.к. зависит от времени года, суток, ориентации, высоты соседних зданий, чистоты стекол и т.д.

При использовании искусственного освещения монотонность приводит к повышенной психоэмоциональной чувствительности, ощущению тоски, тревоги, сокращению производительности труда. Так, в торговых учреждениях, размещенных в подземных зонах, обслуживающему персоналу рекомендуется проводить там не более 4 часов подряд.

Динамическое освещение — изменение освещенности — необходимо для нормального протекания процессов жизнедеятельности человека. Физиологические процессы протекают ритмично, в т.н. «околосуточном» режиме. Освещение помещений оказывает влияние на зрительную оценку интерьеров, восприятие его габаритов, деталей, колористического решения.

В эргономике обычно пользуются следующими фотометрическими понятиями:

· световой поток, измеряемый в люменах (лм);

· освещенность — мера количества света, падающего на поверхность от окружающей среды и локальных источников, измеряется в люксах, один люкс (лк) равен 1лм/м21лм/м2 освещаемой поверхности;

· яркость — фотометрическая величина, соответствующая психологическому ощущению светимости, определяется освещенностью, умноженной на коэффициент отражения, который является отношением отраженного светового потока к падающему световому потоку.

Оптимальное освещение на рабочем месте характеризуется следующими основными параметрами:

2. распределение освещенности;

3. направление света (светового потока);

5. отсутствие зон блескости (бликов);

6. цвет света (светового потока);

7. цветопередача (точность восприятия цвета объекта в зависимости от цвета света).

Как правило, искусственное освещение делится на общее и местное, и расчет этих систем делается раздельно.

При установке светильников в целях обеспечения оптимального освещения необходимо соблюдать следующие правила:

· прямые световые лучи не должны попадать в глаз под углом меньше 30∘C30∘C к горизонту;

· угол падения не должен способствовать возникновению слепящих отраженных лучей;

· тень от человека не должна закрывать его рабочую зону.

Типичная ошибка малоопытных проектировщиков — утверждение, что источник света на рабочем месте должен располагаться слева, чтобы исключить тени в рабочей зоне. Это справедливо для «правши», а для «левши» источник должен находиться справа.

Один из наиболее вредных дефектов освещения — блескость. Под блескостью понимается специфическое свойство ярко освещенной поверхности вызывать ослепнение или дезадаптацию (адаптация — приспособление, дезадаптация — отсутствие адаптации) наблюдателя.

Из-за блескости при прямом освещении эффективность чтения, например, по прошествии трех часов снижается на 80%, в то время как при системе отраженного света и отсутствии блескости снижение составляет лишь 10%.

Воздействие вредных факторов на человека сопровождается ухудшением здоровья, возникновением профессиональных заболеваний, а иногда и сокращением жизни. Воздействие вредных факторов чаще всего связано с профессиональной деятельностью людей, поэтому все способы обеспечения комфортности и жизнедеятельности людей (вентиляция, отопление, освещение и др.) в первую очередь относятся к обеспечению их на рабочем месте.

Создание благоприятных условий труда, его дальнейшее облегчение способствуют, с одной стороны, сохранению здоровья трудящихся, совершенствованию их трудовых навыков, а, с другой — повышению работоспособности и производительности труда, снижению текучести кадров и улучшению дисциплины на производстве.

Для проведения мероприятий по улучшению освещенности необходимо принимать во внимание нормы, определяющие минимальный уровень освещенности для работ различной точности в зависимости от характеристики фона, контраста объекта различения с фоном, источника освещения и характера освещения. Следует учитывать, что уровень освещенности должен возрастать по мере повышения точности работ.

Условия труда на предприятии, как условия жизни работников в процессе их деятельности, являются одновременно элементом производственной системы и объектом организации, планирования и управления. Поэтому изменение условий труда невозможно без вмешательства в производственный процесс. То есть необходимо сочетать, с одной стороны, условия труда, с другой — технологию производственных процессов.

Список использованной литературы

1. Рунге В.Ф. Эргономика в дизайне среды: Учеб.пособие для вузов..-М.:Архитектура-С,2005.-328с.

2. Мунипов В. М..Эргономика:человекоориентированное проектировани техники,программных средств и среды. — М. : Логос, 2001. — 356с.

3. Панеро,Джулио. Основы эргономики.Человек, пространство, среда :справочник по проектным нормам учеб.издание..-М. :АСТ:Астрель,2008.319с.

4. Электронный портал «Бизнес-школа Информационных Технологий» [электронный ресурс] // — режим доступа: https://it.rfei.ru/course/

5. Электронный журнал «Блог дизайнеров» [электронный ресурс] // -режим доступа: http://www.interkiev.net/?p=716

Приложение 1. Объективные характеристики (элементы) среды обитания

источник

Этапы развития эргономики. Предмет и цели курса. Факторы, определяющие эргономические требования. Комфортное пребывание человека в архитектурной среде. Освещение как объект комплексного эргономического анализа. Средства и системы визуальной информации.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Понятие эргономики и этапы ее развития. Эргономический подход к изучению трудовой деятельности. Основные методы эргономического анализа. Варианты развития эргономики. Особенности взаимодействия человека и техники в сфере производства, досуга и быта.

реферат [26,3 K], добавлен 17.11.2009

Предпосылки возникновения эргономики, основные характеристики эргономического проектирования. Признаки эргономического проектирования: ограниченные ресурсы, неизбежность различных конфликтов. Особенности развития макроэргономики, ее основные задачи.

реферат [660,4 K], добавлен 30.03.2012

Обеспечение оптимальных условий работы, наибольших удобств обращения с машиной или прибором. Эргономика как научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях деятельности в современном производстве. Основные цели эргономики.

реферат [158,2 K], добавлен 19.03.2010

Эргономика как наука и ее предмет. Принципы построения системы «человек-машина-среда», кодирование информации. Структура и номенклатура требований по эргономике. Психофизиологические характеристики человека. Классификация физического и умственного труда.

шпаргалка [183,8 K], добавлен 02.03.2011

Предмет и задачи эргономики; адаптация условий труда к человеку, обеспечение наилучшего соответствия возможностей и потребностей работника с информационной, биофизической, пространственно-антропометрической, энергетической и технико-эстетической средой.

курс лекций [157,2 K], добавлен 12.11.2012

Эргономика — наука, изучающая проблемы в системе «человек-техника-система» с целью оптимизации трудовой деятельности. Связь и область применения эргономики, ее основные показатели. Электромагнитные поля и излучения, их источники и воздействие на человека.

контрольная работа [588,0 K], добавлен 18.05.2015

Научно-техническое сотрудничество ученых и специалистов стран-членов Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) по проблемам эргономики. Создание Международной эргономической ассоциации. Формирование исследований человеческих факторов в технике в США.

реферат [37,4 K], добавлен 19.10.2010

Характеристика основных положений эргономики и совместимость среды обитания. Обеспечение безопасности при эксплуатации технических систем, включающих емкости с аномальными значениями температуры. Разновидности и особенности пожаров в населенных пунктах.

контрольная работа [23,0 K], добавлен 07.01.2011

Эргономика — наука о приспособлении орудий и условий труда к человеку. Особенности организации рабочего места инженера по стандартизации предприятия. Описание параметров рабочего помещения, его размерные характеристики. Связь эргономики и охраны труда.

курсовая работа [1,4 M], добавлен 16.01.2011

Характеристика условий труда работника КЭО. Требования к производственным помещениям. Окраска и коэффициенты отражения. Освещение. Параметры микроклимата. Шум и вибрация. Электромагнитное и ионизирующее излучения. Эргономические требования к рабочему мест

реферат [27,4 K], добавлен 28.05.2002

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник