Меню Рубрики

Налоговый анализ как метод налогового менеджмента

С учётом этого, предметом налогового менеджмента являются:

· отношения по поводу установления, введения и взимания налогов;

Налоговые отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами, составляют предмет налогового права; они всегда связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в соответствующий бюджет и в предусмотренных случаях – во внебюджетные целевые фонды. Поэтому общественные отношения в области налогов непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения. Содержание налогового менеджмента (кроме этих отношений) включает различные виды налоговых платежей и сборов, а также процедуры налогового производства.

Метод налогового менеджментаохватывает:

1) способы воздействия права на общественные отношения по вопросам налогообложения;

2) совокупность приёмов, элементов налогового механизма.

Налоговое законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. По существу, здесь речь идёт о методе налогового права, который характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора (императивных) норм в целях формирования государственного бюджета. При этом налоговый механизм использует методы бюджетного регулирования, налоговые льготы, международные договоры об избежании двойного налогообложения и т.д.

Главное методологическое основание для налогового менеджмента связано с общей теорией управления. Поскольку налоговый менеджмент является частью теории управления, в его основу должны быть положены принципы системного подхода и системного анализа. Кроме того, налоговый менеджмент как многоплановая система характеризуется возможностью декомпозиции его по разным основаниям с целью выделения концептуальных образов, позволяющих осветить те или иные стороны этой системы.

В настоящее время создан определённый задел теоретико-методологических основ налогового менеджмента применительно к разным уровням управления. Большинство исследователей сходится в том, что налоговый менеджмент представляет собой часть общей теории управления. Другим методологическим основанием для него следует полагать финансовую науку и её научно-практическое направление – финансовый менеджмент. Поэтому управление налогообложением является неотъемлемой частью всего процесса управления объектом, оно должно рассматриваться в общем контексте управления финансами. В то же время особенности процесса налогообложения и его значимость в формировании доходной части бюджетов вызывают необходимость выделения налогового менеджмента в качестве самостоятельной системы, притом относящейся к классу сложных систем специального назначения. Именно с этих позиций необходимо подойти к изучению налогового менеджмента, характеристике его концептуальных основ.

Таким образом, налогообложение (включая процесс управления налогами) – понятие многоаспектное и сложное; система налогообложения с полным основанием может быть отнесена к классу, так называемых, сложных систем. Налоговый менеджмент как сложная система характеризуется возможностью декомпозиции его по разным основаниям с целью выделения концептуальных образов (частей, подсистем), позволяющих осветить отдельные стороны этой системы. Другими словами, с системных позиций процесс управления налогами требует рассмотрения нескольких разноплановых представлений (аспектов), имеющих полииерархический характер.

В области финансового менеджмента принято выделять совокупность теоретических обоснований, определяющих логику построения и функционирования системы управления финансами. Следуя этой логике в общих чертах и учитывая особенности, присущие процессу налогообложения в целом (его предмет и метод, обширная и часто меняющаяся правовая база, принудительный характер налогов, регулярность, жёсткая система ответственности за налоговые правонарушения), целесообразно отобразить систему налогообложения в виде вербальной модели.

Управление налогообложением является неотъемлемой частью всего финансового менеджмента и должно рассматриваться в общем контексте управления финансами. В то же время особенности, присущие процессу налогообложения, и его значимость в формировании доходной части бюджетов вызывают необходимость выделения налогового менеджмента в качестве самостоятельной системы.

Налоги являются преимущественно выражением отношений собственности; безусловно, в определённой мере экономические интересы государства не тождественны интересам бизнеса. Следовательно, разделение государственного налогового менеджмента и корпоративного налогового менеджмента – объективная необходимость, ибо используемые методы государственного управления налогообложением отличаются от методов управления движением капитала на уровне организаций. Однако здесь применима концепция налогового менеджмента как дифференцированного целого, т.е. органического единения двух противодействующих видов налогового менеджмента.

В налоговом праве иногда допускается использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненным налогоплательщиком, который, например, имеет возможность в определённой степени формировать свою учётную и налоговую политику. Но всё это, в конечном счёте, подчинено главному началу – властному предписанию.

Имеется в виду, что системный подход – это определённая методологическая концепция, связанная с историко-философской ретроспективой и с современными теоретико-познавательными представлениями о налогах и налогообложении.

Системный анализ – определённый аспект системных исследований с ярко выраженной практической направленностью по управлению налогообложением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Налоговый менеджмент, выполняющий соответствующую функцию в системе управления, сегодня является одним из подвидов финансового менеджмента. Принимая во внимание все многообразие подходов к выявлению содержания понятия менеджмент, налоговый менеджмент можно охарактеризовать как управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности. В то же время, налоговый менеджмент – это, по сути, налоговое планирование.

Сложность понимания природы налога и, следовательно, процесса налогообложения обусловлена тем, что налог является одновременно экономическим, и политическим феноменом реальной жизни. Он накапливает сложный диапазон отношений, который подвергся определенному институциональному развитию из сбора сборов и налогов на основе классовой, а затем политической и правовой зависимости от текущего состояния налогообложения, что присуще полному правовому и правовому статусу всех участников налоговых отношений. Объектом изучения финансового менеджмента являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки. Предметом – те процессы, которые составляют содержание управления определенным выше объектом [2;3].

Налоговый менеджмент (управление)касается только той части финансовых ресурсов и потоков, которая соотносится с обязательными и без эквивалентных выплат, подпадающими под действие налогового законодательства. В каком – то смысле можно сказать, что предметом изучения налогового менеджмента является обособленная, специализированная часть предмета финансовой науки и финансового менеджмента.

Объектом налогового менеджмента является система отношений, возникающая по поводу организации и реализации денежного потока от облагаемого налога лиц, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков, в пользу государственных органов (государства в лице федеральных и региональных органов власти, а также муниципальных образований). Для целей управления необходимо раскрытие внутренней структуры налогового отношения, позволяя не только его конкретизировать в субъектно-объектном плане, но и определить его интенсивность, регулярность, эффективность реализации с такими требованиями, которые предъявляются к системе налогообложения, таких как достаточность мобилизуемых налоговых поступлений, стабильность, регулярность и других [4].

Раскрыть внутреннюю структуру налогового отношения означает [1]:

1. определить всех участников (субъектов налогового

2. отношения) с выявлением их природы, и специфики на основе учета содержания и направленности их экономических интересов;

3. конкретизировать его элементный состав в разрезе

4. объектов налогообложения и соответствующих им налогов;

5. установить правила формирования налогового обязательства применительно к разным категориям налогоплательщиков;

6. регламентировать процедуру установления и уплаты налогов.

Весь набор субъектов (участников) налоговых отношений может быть сведен к трем формам персонификации: индивидуум, группа, государство. Первые два можно классифицировать как относительно пассивные субъекты, поскольку у них есть достаточно способов уклониться от уплаты всех или некоторых налогов, тем самым проявляя свою субъективную независимость. Это особенность этих участников налоговых отношений, которые необходимо учитывать при управлении налогообложением. Наиболее наглядно экономические субъекты налогового отношения представлены в рамках прямого налогообложения, когда изъятие и перераспределение результатов производства происходит, как принято говорить, у источника. Иное дело, когда речь идет об экономических субъектах косвенного налогообложения, чьи взаимоотношения с противостоящими участниками налоговых отношений не так прозрачны, а опосредованы актами купли-продажи, совершающимися не столь неотвратимо, как внесение сумм подоходных или поимущественных налогов. Другой стороной налогового отношения выступает в зависимости от уровня постановки задачи управления налогообложением либо государство в лице центральной власти или субъекта РФ, либо органы местного самоуправления. Особая роль указанных субъектов как участников налоговых отношений проявляется в том, что они призваны обеспечить приоритет общественного интереса. Особенностью исследуемых отношений является, как уже неоднократно отмечалось, то, что большинство их параметров, в отличие от других форм финансовых отношений, строго регламентированы в виде свода законов общегосударственного уровня и (или) законодательных актов’ регионального или муниципального масштаба. В частности, в законодательном порядке задаются: перечень уплачиваемых налогов, его основные элементы, категории налогоплательщиков, конкретный порядок расчета налогового обязательства по каждому налогу, сроки их уплаты, ответственность за налогово-правовые нарушения и другое. При решении проблем управления в практической плоскости следует иметь в виду, что налоговые отношения – это многоуровневые отношения. При исследовании такого рода феноменов и в ходе решения конкретных задач необходимо учитывать, для объектов, какого масштаба и уровня (государственного, регионального, корпоративного, личностного) осуществляется управление налоговыми отношениями.

Метод налогового менеджмента охватывает:

1) способы воздействия права на общественные отношения по вопросам налогообложения.

2) совокупность приемов, элементов налогового механизма.

Налоговое законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. В сущности, здесь мы говорим о методе налогового права, который характеризуется как властная собственность, обусловленная необходимостью применения однозначных, неселективных (обязательных) норм с целью формирования государственного бюджета [1]. При этом налоговый механизм использует методы бюджетного регулирования, налоговые льготы, международные договоры об избежание двойного налогообложения и т. д. Главное методологическое основание для налогового менеджмента связано с общей теорией управления. Поскольку налоговый менеджмент является частью теории управления, в его основу должны быть положены принципы системного подхода и системного анализа. Кроме того, налоговый менеджмент как многоплановая система характеризуется возможностью декомпозиции его по разным основаниям с целью выделения концептуальных образов, позволяющих осветить те или иные стороны этой системы [3].

Функционально-процессный подход, при котором управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций, позволяет уйти от сложившегося на практике представления об управлении налогообложением как оперативном вмешательстве государства в ход сбора налогов и (или) принятии комплекса мер, способствующих соблюдению налогового законодательства. Под функцией управления налогообложением понимается направление деятельности системы управления налогообложением, отличающееся обособленностью, однородностью и повторяемостью и обеспечивающее достижение объектом управления целей и (или) заданного состояния. Некоторые ученые полагают, что налоговое управление, как и всякое управление, предполагает прогнозирование состояния налоговой системы в целом, планирование развития налоговой системы во взаимосвязи с развитием бюджетной системы и экономики, регулирование налогового процесса, а также реализацию функций анализа и контроля [5].

Исходя из этого, в качестве основных функций управления налогообложением можно выделить следующие:

– планирование и прогнозирование;

А в качестве поддерживающих и обеспечивающих эти функциональные стадии управленческого цикла а) организация и б) мотивация.

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно [3]:

2. координации деятельности между отдельными подразделениями;

3. координации с внешней средой (рынком);

4. создания эффективной внутренней структуры;

5. контроля над деятельностью;

6. развития организации в будущем.

Посредством планирования устанавливаются основные направления усилий, которые обеспечивают достижение целей. В результате реализации этой функции управления намечается не только тот результат, который должен быть достигнут управляемой системой (в нашем случае системой налогообложения), но и выбирается эффективный способ достижения намеченного результата. Таким образом, главный смысл налогового планирования состоит в повышении эффективности функционирования системы налогообложения посредством целевой ориентации и выявления эффективных способов достижения целей и задач.

Содержание налогового регулирования теоретики и практики определяют по-разному, что объясняется несколькими причинами. Эта функция является связующим звеном между планированием и контролем, ибо призвана не только детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации, но и выявить, а затем зафиксировать на определенном уровне такую совокупность параметров плана (полную, но не избыточную), которую следует контролировать.Кроме того, в задачи регулирования входит определение в превентивном порядке тех возмущений, которые могут помешать исполнению плановых заданий. Следует подчеркнуть, что методы налогового регулирования имеют отличительные особенности, и связаны они со спецификой исполнения бюджетных заданий по налоговым поступлениям, по существу представляющих собой интегрированную составляющую разнообразных результатов хозяйственной и трудовой деятельности налогоплательщиков, ориентированных на реализацию собственных интересов. Теорией и практикой управления установлено, что главным средством, с помощью которого можно с тем или иным успехом устранить неподконтрольность релевантных переменных является мотивация через систему стимулов и (или) антистимулов. В свою очередь, антистимулы требуют принуждения. По этой причине методы налогового регулирования должны в обязательном порядке содержать мотивационные элементы и опираться на законодательные нормы, определяющие все стороны налогового производства и ответственность за их нарушение. Следует отметить, что мировая налоговая практика наработала целый комплекс стимулирующих и дестимулирующих методов и средств, которые позволяют сконструировать режим налогообложения, наиболее адекватный поставленным задачам [3].

Завершает перечень основных функций управления налогообложением – контроль. Контроль предполагает, во-первых, выявление и измерение того, что фактически достигнуто объектом управления за обозначенный период времени, во-вторых, сравнение достигнутого состояния с запланированными результатами и применение действий, направленных на устранение выявленных отклонений от запланированного состояния. Применительно к проблематике управления налогообложением налоговый контроль представляет собой завершающую стадию процесса управления налогообложением, предполагающую систематическую, конструктивную деятельность органов управления налогообложением по обеспечению исполнения бюджетно-налоговых заданий. В последние годы положение стало меняться. Контроль в управлении налогообложением, как собственно в процессе управления любым объектом, занимает существенное место. В процессе налогообложения налогоплательщики (организации и физические лица) допускают разнообразные нарушения по объективным или субъективным причинам, что при массовом характере таких нарушений может привести к срыву исполнения бюджетно-налоговых заданий по объемам поступлений и срокам. На налоговые органы возложена функция контроля за выполнением фискально-обязанными лицами (налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, связанным в первую очередь с исчислением и уплатой налогов, а также надзором и контролем за ведением налогоплательщиками учета своих доходов и расходов [5].

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Для полноты понимания всего спектра проблем управления налогообложением необходимо четко представлять, что все рассмотренные выше функции имеют две общие характеристики: все они при их реализации требуют принятия решений и информированности [3]. Принятие решений – это выбор того, что и как планировать, организовывать, контролировать, с помощью какой мотивации обеспечить реализацию указанных функций. Именно это, в общих чертах, и составляет содержание менеджмента. Коммуникационную структуру системы управления налогообложением образуют связи между налогоплательщиками и многочисленными органами управления (налоговой администрацией, органами законодательной и исполнительной власти и т.п.) по законодательной, бухгалтерской, отчетной и другой информации [4].

Таким образом, управление налогообложением – это наиболее социально выраженная сфера управленческих решений [1]. Это объясняется не только тем, что основные участники налоговых отношений (налогоплательщики и государство) имеют разнонаправленные интересы при уплате налогов и сборов, но и тем, что недостатки в управлении налогообложением затрагивают своими последствиями все общество: государство в целом и отдельные его регионы, отрасли непроизводственной сферы, межбюджетные отношения регионов с федеральным центром, непосредственно каждого члена общества. Все это может привести, в конечном счете, к кризисным состояниям экономики, к социальной напряженности в обществе.

источник

Налоговый менеджмент – особый процесс, направленный на обеспечение заданного законом режима функционирования налоговой системы. Его концепция базируется на органическом единении государственного и корпоративного налогового менеджмента.

С позиции общенациональных экономических интересов цель государственного налогового менеджмента – оптимизация двух основных видов поступлений в доходную часть бюджета: налоговых платежей и займов. С позиции интересов бизнеса (корпоративного менеджмента) цель оптимизации налоговых обязательств – снижение расходов на платежи и, за счет этого, повышение прибыльности. Минимизация налогов осуществляется через корпоративное и международное налоговое планирование.

Как государственный, так и корпоративный налоговый менеджмент охватывает три взаимодействующие сферы:

✓ налоговое прогнозирование и планирование;

Налоговое прогнозирование и планирование. Посредством научного прогноза составляется суждение о возможных состояниях налоговой системы в будущем и об альтернативных путях и сроках достижения поставленных целей и задач. Налоговым прогнозированием обычно предваряется налоговое планирование, особенно применительно к федеральному и региональному уровням. Однако и на уровне предприятий данные прогнозов имеют существенное значение для среднесрочного и текущего налогового планирования. Сфера налогового планирования неоднозначна. Она также разделяется на государственное бюджетно-налоговое и корпоративное планирование.

Государственное планирование положено в основу государственной налоговой политики; цель его – формирование доходной части бюджета, оптимизация двух основных видов поступлений (налоговых платежей и займов), а также обеспечение решения поставленных социально-экономических задач по доходным источникам. Здесь в первую очередь устанавливаются стратегические тенденции и закономерности формирования структуры составляющих налогового потенциала, а также методы обеспечения их продуктивного воздействия на факторы экономического роста.

Реализуется государственное планирование в рамках среднесрочного и текущего налогового планирования, соответственно, при составлении среднесрочных налоговых планов (два-три года) и бюджетов на очередной финансовый год. При этом используются финансовые модели, имитационное моделирование, экспертные оценки.

Корпоративное налоговое планирование осуществляется в рамках разработки как стратегических, так и тактических решений на предприятиях и в организациях; главная цель его – оптимизация налоговых платежей путем законных способов их снижения. Такое планирование усложняется эффектом взаимного влияния большого количества факторов, которые необходимо учитывать в практической деятельности. К ним относятся:

✓ вид деятельности и структура объекта;

✓ элементы учетной политики для целей налогообложения;

✓ способы управленческого учета;

Определенная попытка факторного анализа достигается при разработке документов среднесрочного (бизнес-план) и текущего (бюджеты) планирования. В составе этих документов существенное место занимают динамические ряды показателей, включая налоговые, ибо удельный вес налоговых платежей в общей сумме расходов предприятия весьма значителен. Расчеты ведутся путем использования финансовых моделей с помощью компьютерного имитационного моделирования. Существует весьма широкий спектр программных продуктов для поддержки управленческих решений на предприятии (пакеты прикладных программ «Аналитик», «Альт-прогноз» и др.). Каждый из этих продуктов содержит специализированный налоговый модуль.

Конечной целью налогового менеджмента должна быть не минимизация (снижение) отдельных налогов, а увеличение доходов предприятия после уплаты налогов. В системном окружении налоги влияют друг на друга в связи с тем, что их налоговые базы могут пересекаться. Например, снижение платежей по налогу на имущество, земельному налогу ведет к росту получаемой прибыли, а следовательно, к росту величины налога на прибыль. Это обстоятельство должны постоянно иметь в виду руководители и менеджеры, которые принимают решения в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом возможных налоговых последствий. Поэтому с этой точки зрения необходимо говорить об оптимизации всей системы налогообложения, которая, безусловно, должна осуществляться на предприятиях и в организациях в рамках действующего законодательства о налогах и сборах.

Ключевая задача корпоративного финансового менеджмента – выбор наилучшего пути управления всеми финансовыми ресурсами. Поэтому если минимизацию налогов рассматривать с точки зрения финансовой оптимизации, то в первую очередь следует ответить на вопрос: что выгоднее – уплатить меньше налогов, но раньше, или больше, но в поздние сроки? Следовательно, система налогообложения органически связана с разработкой как текущих финансовых проектов, так и стратегических решений.

Стратегическое налоговое планирование на предприятиях и в организациях усложняется эффектом взаимного влияния тех же факторов, что и корпоративное налоговое планирование в целом. К этим факторам относятся:

✓ вид деятельности и структура объекта;

✓ элементы учетной политики для целей налогообложения;

✓ способы управленческого учета, политика ценообразования;

Конкретный механизм налогового менеджмента состоит также в создании оффшорных компаний, переводе капиталов и доходов по оптимальным налоговым маршрутам, использовании трансфертных цен во внутрифирменных поставках и связях.

Налоговое регулирование – это один из элементов налогового менеджмента, тесно связанный с планированием. Основная цель его – обеспечение равновесия между общественными, корпоративными и частными экономическими интересами. Достижение этой цели обеспечивается сочетанием использования различных методов налогового регулирования (налоговый кредит, отсрочка и рассрочка налогового платежа, налоговые вычеты и др.), а также синтезом их с методами государственного регулирования экономики (ценообразование, тарифы, регулирование денежного обращения и др.).

В рамках реализации этой цели особое значение имеет оптимизация взаимосвязанных элементов налогообложения:

Суть процесса регулирования заключается в достижении на практике относительного равновесия между двумя налоговыми функциями: фискальной и регулирующей.

Способы реализации мер налогового регулирования различны и противоречивы. С одной стороны, это система налоговых льгот: отмена авансовых платежей, уменьшение налогового обязательства в связи с благотворительностью, отсрочка платежа по заявлению налогоплательщика. С другой стороны, это система налоговых санкций (штрафы, пени, административные санкции). Правильное сочетание этих двух систем обеспечивает гибкость налогообложения и, как следствие, эффективность налоговой политики (текущие налоговые корректировки через систему льгот и санкций необходимы из-за динамических свойств воспроизводственных процессов, на эту мобильность хозяйственного механизма и призвана реагировать совокупность мер налогового регулирования).

Таким образом, налоговое регулирование обеспечивается детальной разработкой способов реализации налоговой политики, а также выработкой регулирующих воздействий, направленных на ее реализацию. Методы налогового регулирования должны в обязательном порядке учитывать законодательные положения, определяющие различные аспекты налогового производства и ответственность за их нарушения. Кроме того, сюда включается широкий спектр методов косвенного воздействия на поведение субъектов налогообложения, стимулирующих принятие ими решений, полезных обществу (например, через применение упрощенной системы налогообложения).

Специальные методы налогового регулирования. Среди них в сфере налогообложения выделяются широко применяемые во всем мире при решении инвестиционных проблем, расширении сферы деятельности малого бизнеса, а также регулировании спроса и предложения. К ним относятся:

✓ инвестиционный налоговый кредит;

✓ отсрочка и рассрочка налогового платежа;

✓ международные договоры об избежании двойного налогообложения.

Наиболее действенным методом налогового регулирования считается инвестиционный налоговый кредит. Предоставление такого кредита не меняет основ налогообложения и в то же время позволяет оперативно вносить коррективы в ход инвестиционных процессов и рыночную конъюнктуру.

Особое значение имеет оптимизация взаимосвязанных элементов налогообложения:

Построение рациональной налоговой системы зависит прежде всего от параметров налогооблагаемых баз и ставок, поэтому градация последних крайне важна.

Специальные способы налогового регулирования. По способам реализации мер налогового регулирования принято выделять две системы:

✓ налоговые льготы (отмена авансовых платежей, уменьшение налогового обязательства в связи с благотворительностью, отсрочка платежа по заявлению налогоплательщика);

✓ налоговые санкции (штрафы, пени, административные санкции).

Правильное сочетание этих двух систем обеспечивает гибкость налогообложения и, как следствие, эффективность налоговой политики. Через экономически обоснованные системы льгот и санкций компенсируются финансовые потери при выпуске новой продукции, модернизации производства, становлении имущественных основ малого бизнеса.

В системе льготирования важными принципами и условиями, выработанными мировой налоговой практикой, являются следующие:

✓ сокращение числа индивидуальных льгот;

✓ отсутствие избирательного характера льгот в зависимости от формы собственности, вида деятельности, субъективной оценки их важности;

✓ предоставление инвестиционных налоговых кредитов только плательщикам, обеспечивающим выполнение общегосударственных программ;

✓ применение льгот не должно наносить ущерба доходам ни одного субъекта в налоговой сфере;

✓ порядок формирования льготного налогового портфеля утверждается федеральным законодательством.

На практике система льготирования предусматривает:

✓ отмену авансовых платежей;

✓ отсрочку платежа в соответствии с заявлением;

✓ сложение налоговых обязательств налогоплательщика;

✓ снижение налогового обязательства в связи с благотворительностью и другими аналогичными целями.

В системе санкционирования предусматриваются как финансовые санкции, так и административные меры. Ответственность за нарушения налогового законодательства регулируется:

✓ законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

✓ таможенным законодательством Российской Федерации при нарушении законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

✓ уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации при наличии признаков преступления.

С организаций взыскивают штрафы в бесспорном порядке, а за несвоевременное перечисление налогов и сборов назначаются пени. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или дисциплинарной ответственности. Составы налоговых правонарушений следующие:

✓ сокрытие прибыли, доходов, объектов налогообложения;

✓ противодействие налоговым инспекторам в целях сокрытия нарушений;

✓ неправильное применение режима налоговых льгот, отсутствие и фальсификация данных учета и отчетности;

✓ нарушение сроков предоставления деклараций и отчетов по налогам, а также сроков их уплаты.

Эффективность управления во многом определяется тем, насколько действенна система налогового контроля. Последний, как элемент государственного воздействия на хозяйствующие субъекты, обязывает правильно формировать налоговую базу и точно исчислять величину налогового обязательства.

Объект контроля – все финансово-хозяйственные операции и их результаты. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения. Они осуществляются в разрезе территорий, налогоплательщиков, классификационных групп налогов, а также отдельных налогов и сборов. При этом необходимо соблюдение одного из основных требований к налоговому контролю: эффект должен значительно превосходить затраты на его проведение.

Обеспечение государственного налогового контроля возможно различными способами. Один из них – учет налогоплательщиков (порядок и условия проведения такого учета определены ст. 83–86 НК РФ. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также по всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждый налогоплательщик обязан указывать свой ИНН во всех документах и отчетах, представляемых в налоговый орган, а он указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях.

Установлены обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков (они должны открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщать об открытии или закрытии счета в налоговый орган в пятидневный срок после свершившегося факта. Кроме того, банк в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа должен выдать ему справки по операциям и счетам организаций и граждан).

Особенность корпоративного налогового контроля – то, что нормативными актами установлена совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Здесь содержание контроля включает в себя:

✓ наблюдение за подконтрольными объектами;

✓ учет и анализ тенденций в области налогов;

✓ принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

✓ выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Такой контроль осуществляется как государственными органами, так и аудиторскими фирмами, бухгалтерскими и финансовыми службами предприятий. Разумеется, цели и задачи государственного и негосударственного налогового контроля различны.

Законодательством определены формы проведения налогового контроля со стороны государства. Контроль проводится посредством:

✓ получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

✓ проверки данных учета и отчетности;

✓ осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, и др.

В организационном плане налоговый контроль можно рассматривать по различным основаниям.

Оперативный контроль – проверка налоговыми органами в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции. Информационными источниками являются плановые, оперативно-технические, бухгалтерские и статистические данные.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Периодический контроль – проверка за какой-либо отчетный период с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер по их устранению. Источниками служат данные планов, смет, первичных документов, учетных регистров и другие сведения.

Документальный контроль – проверка, при которой соответствие проверяемого объекта нормативному значению и его содержание определяются на основании первичных и производных документов.

Фактический контроль – проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной поставки или закупки и т. п.

Аудит. В отношении налогового контроля, реализуемого внутри организации, возможны два подхода:

Внутренний аудит – первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, внесенных в бюджет налоговых платежей, а также качественного составления налоговых расчетов и отчетов.

Внешний аудит – государственный налоговый контроль со стороны налоговых органов, наделенных соответствующими функциями.

Характерная черта исполнения обязательств по уплате налогов хозяйствующими субъектами – то, что мера поведения обязанного лица определена с момента выявления размера обязательств до реального внесения платежа в бюджет.

Налоговое производство. С этих позиций в системе налоговых отношений существует отдельная составная часть – налоговое производство. Это совокупность способов, средств, технических приемов, методов и методик, с помощью которых налогоплательщик исполняет свою обязанность. В юридическом смысле налоговое производство, объединяющее нормы, которые регламентируют порядок исчисления и уплаты налога, – это установленная законодательством совокупность приемов и методик, определяющих порядок исполнения юридических обязательств субъектов налоговых отношений.

Данное понятие можно воспринимать иначе – как процессы, осуществляемые в рамках налогового производства. Такое процедурное представление означает на практике бесконечную череду принятия решений в отношении двух типов процессов:

Порядок исчисления налогов. Обязанность по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет или внебюджетный фонд, возлагается или на налогоплательщика, или налоговые органы, или налоговых агентов. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Последовательность укрупненных процедур на стадии исчисления налога следующая.

Необходимо определить объект налогообложения. Для этого целесообразно разграничить понятия «объект» и «предмет налогообложения», поскольку четкое нормативное определение объекта конкретного налога позволяет избежать многозначности при толковании налоговых норм. Исчисление налога осуществляется путем оценки предмета налога, поэтому следует выбрать масштаб налога и его единицу.

Для исчисления суммы налога определяется база налога. Налогооблагаемая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и равна произведению единицы налогообложения на общее количество таких единиц. При этом правильное определение момента возникновения налогового обязательства обусловлено использованием метода формирования налоговой базы.

Основной способ формирования размера налогооблагаемой базы – прямой способ, в соответствии с которым определяются документально подтвержденные показатели налогоплательщика; возможно использование и косвенного способа, или расчета по аналогии.

Далее осуществляется выбор ставки налога. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Виды налоговых ставок классифицируются с учетом разных факторов. Возможен смешанный метод, т. е. применение нескольких видов ставок при обложении каких-либо объектов налогом одного вида. Ставки могут быть общие и льготные. Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, по региональным и местным налогам – соответственно законами субъектов Федерации, нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

Затем следует обосновать применение налоговых льгот, выявить их виды и формы представления. Льготы предоставляются в различных формах:

✓ освобождение от уплаты налогов отдельных категорий лиц;

✓ установление необлагаемого минимума;

✓ вычет из базы определенных сумм, часто – расходов налогоплательщика;

✓ понижение налоговых ставок;

✓ вычет из налогового оклада;

✓ возврат ранее уплаченного налога;

✓ отсрочка и рассрочка уплаты налога.

Чтобы получить льготу, налогоплательщик должен обосновать свое право на нее. При отсутствии всех необходимых документов льготы не предоставляются.

На последнем этапе исчисления налога осуществляется расчет его суммы. В первую очередь расчет связан с определением налогового периода. Согласно законодательству, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого выявляется налоговая база и исчисляется сумма подлежащего уплате налога.

Исчисление суммы налога может проводиться разными методами:

✓ по глобальной или шедулярной системе;

✓ по кумулятивному или некумулятивному методу.

По глобальной (германской) системе исчисление и взимание налога осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика.

Шедулярная (английская) система предусматривает разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода, и каждая часть облагается по отдельности.

Кумулятивный (накопительный) метод предусматривает определение суммы налога и его взимание с начала периода нарастающим итогом.

Некумулятивный метод – обложение налоговой базы по частям, без нарастающего итога.

Сумма налогового обязательства фиксируется в налоговой документации, за непредставление или несвоевременное представление которой в налоговый орган предусмотрены штрафные санкции.

Порядок уплаты налогов. Уплата налога – совокупность действий налогоплательщика или иного субъекта по фактическому внесению суммы налога в бюджет или внебюджетный фонд. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном российским законодательством о налогах и сборах. На обязанное лицо возлагается представление в налоговый орган налоговой декларации и других необходимых документов. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

К основным процедурам уплаты налога относятся следующие: определяется источник налога и срок его уплаты.

Источник налога – резерв, за счет которого налогоплательщик вносит налоговый платеж. В качестве источника налога обычно выступает доход, реже – капитал.

Сроки уплаты налогов зависят от того, относятся ли они к срочным или периодично-календарным. Согласно российскому законодательству, сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или исчислением периода времени (год, квартал, месяц, декада, неделя, день), а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти.

Со срочностью внесения платежей тесно связано понятие недоимки – суммы налога, не внесенного в бюджет по истечении установленных сроков уплаты.

Используется один из пяти возможных способов взимания налогов:

✓ уплата налога у источника дохода;

✓ уплата в момент расходования доходов;

✓ уплата налога в процессе потребления.

При этом возможна уплата деньгами в безналичном и наличном порядке, уплата имуществом, а также обращение взыскания на имущество и дебиторскую задолженность.

Применяется определенная очередность уплаты налогов, в соответствии с которой уплачивают:

✓ остальные налоги, вносимые за счет прибыли;

В отношении уплаты некоторых налогов установлены авансовые платежи.

Определяется вид уплаты налога и способ выполнения обязательства. Возможны два основных вида перечисления налоговых платежей налогоплательщиком:

✓ уплата налоговыми агентами.

Основной способ выполнения обязательства – уплата в бюджет или внебюджетный фонд; кроме того, могут применяться взаимозачеты с бюджетом и налоговый зачет.

Моментом уплаты считается день внесения денег в кассу, на почту или в кредитное учреждение; день списания банком платежа со счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий счет.

Определяется наличие неисполненной обязанности по уплате налога или переплаты его в бюджет. При существовании у налогоплательщика (или иного обязанного лица) недоимки ему направляется требование об уплате налогов и сборов.

Способами обеспечения исполнения налоговых обязательств являются:

✓ залог имущества и поручительство;

✓ приостановление операций по счетам в банке и арест имущества.

В рамках налогового производства возможен возврат излишне поступивших сумм в следующих случаях:

✓ переплата или неиспользование авансовых платежей;

✓ ошибки налогоплательщика в расчетах;

✓ реализация налоговой льготы;

✓ неправомерное взыскание налога, сбора и пени со стороны налогового органа.

Порядок возврата излишне уплаченной суммы налога определен законодательством. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по данному или иным налогам либо возврату.

источник

С учётом этого, предметом налогового менеджментаявляются:

отношения по поводу установления, введения и взимания налогов;

Налоговые отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами, составляют предмет налогового права; они всегда связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в соответствующий бюджет и в предусмотренных случаях – во внебюджетные целевые фонды. Поэтому общественные отношения в области налогов непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения. Содержание налогового менеджмента (кроме этих отношений) включает различные виды налоговых платежей и сборов, а также процедуры налогового производства.

Метод налогового менеджмента охватывает:

1) способы воздействия права на общественные отношения по вопросам налогообложения;

2) совокупность приёмов, элементов налогового механизма.

Налоговое законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. По существу, здесь речь идёт о методе налогового права, который характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора (императивных) норм в целях формирования государственного бюджета. При этом налоговый механизм использует методы бюджетного регулирования, налоговые льготы, международные договоры об избежании двойного налогообложения и т.д.

Главное методологическое основание для налогового менеджмента связано с общей теорией управления. Поскольку налоговый менеджмент является частью теории управления, в его основу должны быть положены принципы системного подхода и системного анализа. Кроме того, налоговый менеджмент как многоплановая система характеризуется возможностью декомпозиции его по разным основаниям с целью выделения концептуальных образов, позволяющих осветить те или иные стороны этой системы.

В настоящее время создан определённый задел теоретико-методологических основ налогового менеджмента применительно к разным уровням управления. Большинство исследователей сходится в том, что налоговый менеджмент представляет собой часть общей теории управления. Другим методологическим основанием для него следует полагать финансовую науку и её научно-практическое направление – финансовый менеджмент. Поэтому управление налогообложением является неотъемлемой частью всего процесса управления объектом, оно должно рассматриваться в общем контексте управления финансами. В то же время особенности процесса налогообложения и его значимость в формировании доходной части бюджетов вызывают необходимость выделения налогового менеджмента в качестве самостоятельной системы, притом относящейся к классу сложных систем специального назначения. Именно с этих позиций необходимо подойти к изучению налогового менеджмента, характеристике его концептуальных основ.

Таким образом, налогообложение (включая процесс управления налогами) – понятие многоаспектное и сложное; система налогообложения с полным основанием может быть отнесена к классу, так называемых, сложных систем. Налоговый менеджмент как сложная система характеризуется возможностью декомпозиции его по разным основаниям с целью выделения концептуальных образов (частей, подсистем), позволяющих осветить отдельные стороны этой системы. Другими словами, с системных позиций процесс управления налогами требует рассмотрения нескольких разноплановых представлений (аспектов), имеющих полииерархический характер.

В области финансового менеджмента принято выделять совокупность теоретических обоснований, определяющих логику построения и функционирования системы управления финансами. Следуя этой логике в общих чертах и учитывая особенности, присущие процессу налогообложения в целом (его предмет и метод, обширная и часто меняющаяся правовая база, принудительный характер налогов, регулярность, жёсткая система ответственности за налоговые правонарушения), целесообразно отобразить систему налогообложения в виде вербальной модели.

Управление налогообложением является неотъемлемой частью всего финансового менеджмента и должно рассматриваться в общем контексте управления финансами. В то же время особенности, присущие процессу налогообложения, и его значимость в формировании доходной части бюджетов вызывают необходимость выделения налогового менеджмента в качестве самостоятельной системы.

Налоги являются преимущественно выражением отношений собственности; безусловно, в определённой мере экономические интересы государства не тождественны интересам бизнеса. Следовательно, разделение государственного налогового менеджмента и корпоративного налогового менеджмента – объективная необходимость, ибо используемые методы государственного управления налогообложением отличаются от методов управления движением капитала на уровне организаций. Однако здесь применима концепция налогового менеджмента как дифференцированного целого, т.е. органического единения двух противодействующих видов налогового менеджмента.

В налоговом праве иногда допускается использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненным налогоплательщиком, который, например, имеет возможность в определённой степени формировать свою учётную и налоговую политику. Но всё это, в конечном счёте, подчинено главному началу – властному предписанию.

Имеется в виду, что системный подход – это определённая методологическая концепция, связанная с историко-философской ретроспективой и с современными теоретико-познавательными представлениями о налогах и налогообложении.

Системный анализ – определённый аспект системных исследований с ярко выраженной практической направленностью по управлению налогообложением.

источник

1. Понятие, задачи и основные формы налогового менеджмента.

2. Налоговое прогнозирование и планирование.

3. Налоговое регулирование и налоговый контроль.

4. Государственный и корпоративный налоговый менеджмент.

1. Понятие, задачи и основные формы налогового менеджмента. Налоговый менеджмент – система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов в принятии решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро- и микроуровне с целью оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями и повышения эффективности решений по выбору и рационализации форм и методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля. Субъекты налогового менеджмента – государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятия, организации). Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций (совокупного эквивалента ценности услуг государства, фискальной, регулирующей и контрольной), а также налоговый процесс на макро- и микроуровне. Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений, определение способов сокращения рисков. У государства возникают риски недополучения запланированных налоговых доходов, а у предприятий – риски потери доходов в виде штрафных налоговых санкций в результате принятия неэффективных управленческих решений и действий.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Налоговый менеджмент в условиях функционирования государства и предприятий в рыночной среде следует рассматривать двояко: как процесс принятия управленческого решения и как систему управления.

Функции субъекта налогового менеджмента: организация налогового процесса, налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование и мотивация, налоговый контроль. Функции объекта налогового менеджмента: совокупного эквивалента ценности общественных благ, фискальная, регулирующая и контрольная.

Задачи налогового менеджмента: обеспечение налоговыми доходными источниками деятельности субъекта управления; эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли; оптимизация входящих и исходящих налоговых потоков; обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков; минимизация налоговых рисков при заданном объеме налоговой прибыли; достижение финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта управления; внедрение в практику управления системы налогового планирования и бюджетирования; повышение эффективности мер налогового регулирования и контроля.

Организационные принципы налогового менеджмента: взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансов; комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений; динамизм налогового управления; многовариантность подходов и управленческих решений; учет фактора риска при принятии решений.

В соответствии с делением общей системы финансов на государственные финансы и финансы предприятий (организаций или корпораций) необходимо выделять два звена (уровня) налогового менеджмента:

– макроуровень – государственный налоговый менеджмент;

– микроуровень – налоговый менеджмент предприятий (организаций) или корпоративный налоговый менеджмент.

2. Налоговое прогнозирование и планирование. Планирование является процессом разработки планов развития объектов разного уровня. Прогнозирование, в отличие от планирования, является опережающим отражением будущего. Прогнозирование – вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. Налоговое прогнозирование– обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположения о направлениях развития налоговой системы, возможных состояниях налоговых платежей в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Налоговое прогнозирование является частью бюджетного процесса, базой налогового и бюджетного планирования.

Прогноз строится на основании: 1) тщательного изучения информации о состоянии налоговой системы на данный момент; 2) определения в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых налоговых показателей; 3) нахождения в результате анализа наилучшего варианта развития налоговых отношений.

Налоговое прогнозирование ориентирует на поиск оптимистического решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе налогового прогнозирования рассматриваются различные варианты налоговой политики государства, разные концепции развития налоговой системы с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на разных уровнях.

Для составления прогнозов используютсядва подхода:генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинно-следственных связей; при нормативно-целевом – определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата. Базой для налогового прогнозирования являются прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов на соответствующий период времени и статистическая информация по основным макроэкономическим показателям.

Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозированном периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики, по стимулированию производства и т. п. Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.

Основная задача налогового планирования и прогнозирования– экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры и соотношения налоговых начислений у налогоплательщика и бюджетных планов и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции.

Прогнозирование является первой стадией планирования. Утвержденный прогноз становится планом. Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства. Налоговое планирование– основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее эффективных направлений движения и оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом.Государство стремится запланировать как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов, а предприятие – наметить уже в процессе планирования пути и методы снижения налоговых обязательств. Поэтому целью государственного налогового планирования является оптимальное по объему, составу и структуре финансовое обеспечение расходных полномочий органов власти всех уровней в рамках реализации концепции государственной экономической, финансовой, социальной и налоговой политики. Целью корпоративного налогового планирования является оптимизация налоговых потоков предприятием в рамках реализации его экономической, финансовой и налоговой политики.

Виды налогового планирования:

– стратегическое – долгосрочное планирование достижения стратегических целей, т. е. планирование налоговых потоков на длительную перспективу на основе стратегических параметров налоговой политики;

тактическое (текущее или оперативное) – это планирование на уровне отдельно взятых налогоплательщиков.

Процессы налогового менеджмента:налоговое прогнозирование; стратегическое и тактическое налоговое планирование, сводное налоговое планирование (разработка концепции налоговой политики); налоговое бюджетирование, ориентированное на результат; рациональное использование полученных доходов на финансирование эффективных расходов.

Методы налогового планирования (прогнозирования): балансовый, коэффициентов, от достигнутого, нормативный, регрессивно-корреляционный, прогнозной экстраполяции с помощью трендовых моделей.

Таким образом, планирование и прогнозирование в налогообложении являются особыми элементами системы выработки и принятия решений в сфере налоговых отношений государства и налогоплательщиков. С одной стороны, прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из хозяйственных функций государства. С другой стороны, прогнозирование и планирование налоговых обязательств налогоплательщиком является элементом управления денежными потоками при выработке финансовой стратегии, обеспечивающей достижение организацией стабильного положения на рынке и финансовой устойчивости.

3. Налоговое регулирование и налоговый контроль. Налоговое регулирование – составная часть процесса управления налогами, деятельность людей по использованию регулирующих возможностей налогов, которые могут быть использованы с различной эффективностью в рамках принятых налоговых заданий и налоговой концепции. Это процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения новых и корректировки действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения налогов, получивших отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени.Основная цель налогового регулирования – уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Практика налоговых взаимоотношений показывает, что на сегодняшний день среди функций налогов реально выполняется только фискальная, тогда как регулирующая слабо срабатывает на практике.

Налоговый контроль – процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в т. ч. путем применения налоговых санкций. Контроль предполагает выявление отклонений фактически достигнутых результатов за определенный период времени от запланированных, а также принятие мер, направленных на устранение выявленных отклонений. Необходимость такой функции управления связана с тем, что объект управления вследствие непредвиденных воздействий внешней среды, сбоев внутри самого объекта может отклоняться от намеченной для него линии поведения (плана). На стадии контроля одним из возможных решений может быть пересмотр первоначальных целей и задач в связи с невозможностью их реализации из-за изменившихся обстоятельств.

Основные задачи налогового контроля: правильное ведение финансовых документов; своевременное и должное заполнение регистров налоговой отчетности, деклараций, промежуточных расчетов налоговых платежей; обеспечение достоверности бухгалтерского и налогового учета.

Виды налогового контроля:

а) по направленности:

внешний (налоговые службы осуществляют контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством);

внутренний (самоконтроль) (налоговые менеджеры следят за правильностью и своевременностью выполнения налоговых обязательств предприятиями с целью минимизации санкций за налоговые правонарушения);

б) по субъектам осуществления контроля:

государственный налоговый контроль – государственное воздействие на хозяйствующие субъекты, обязывающие их правильно формировать налоговую базу и исчислять причитающиеся с ней платежи;

корпоративный налоговый контроль – систематическая деятельность налогоплательщика по организации налогового учета на предприятии, самоконтроль за правильностью налоговых расчетов, выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Принципы налогового контроля:

– соблюдение интересов государства и экономических контрагентов;

– доступность результатов налогового контроля для анализа со стороны государственных налоговых и таможенных администраций и банков;

– аналитичность и содержательность отчета по налоговому контролю для установления закономерностей потока денежных средств.

4. Государственный и корпоративный налоговый менеджмент. Государственный налоговый менеджмент– система управления органами государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночно ориентированными формами и методами с целью финансового обеспечения производства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ (выгод, услуг). Объектом государственного налогового менеджмента являются входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему (систему бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней) в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование. Субъектами государственного налогового менеджмента выступают органы государственной законодательной и исполнительной власти, непосредственно осуществляющие управление потенциальными и фактическими налоговыми потоками, т. е. задействованные в налоговом процессе. Целью государственного налогового менеджмента является обеспечение устойчивого налогового равновесия, долгосрочной сбалансированной реализации налогами всех своих функций (денежного эквивалента ценности общественных благ, фискальной, регулирующей и контрольной) на основе рационализации процедур и элементов налогового процесса, оптимизации входящих и исходящих налоговых потоков. Центральное место в структуре государственного налогового менеджмента отводится оптимизации налоговых потоков путем принятия эффективных управленческих решений в области налоговых доходов, налоговых расходов и использования налоговой прибыли.

Задачигосударственного налогового менеджмента:

– анализ и оценка с налоговых позиций показателей экономического роста, финансового состояния налогоплательщиков, государственных доходов и расходов;

– обеспечение оптимального равновесия совокупного налогового бремени с объемом и качеством предоставляемых общественных благ, рационализация структуры налогового бремени и государственных расходов;

– разработка налоговой концепции и приоритетов налоговой политики в фискальном, регулирующем и контрольно-фискальном направлениях, обеспечение функционального налогового равновесия;

– принятие долгосрочных, стратегических налоговых решений в области определения оптимальных параметров и структуры системы налогов, принятие решений о замене или изменении отдельных их видов и (или) элементов налогообложения отдельных налогов;

– принятие стратегических решений по выбору наиболее эффективных форм и методов налогообложения и налогового регулирования, обеспечивающих необходимый фискальный и регулирующий эффект;

– разработка по доходной и расходной части среднесрочного и текущего налогового бюджета, управление его исполнением и мониторинг;

– прочие функции, связанные с защитой от рисков налоговых поступлений, снижением налоговых недоимок, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения и т. д.

Государственный налоговый менеджмент в целом и принятие налоговых решений осуществляется в рамках установленного налогового процесса и его элементов (налоговое право, система налогообложения, налоговая система, налоговая политика, налоговый механизм).

Корпоративный налоговый менеджмент – система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне. Особенностями корпоративного налогового менеджмента являются: организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии; корпоративное налоговое планирование; корпоративное налоговое регулирование; корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Управлением налоговыми платежами на большинстве предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже встречается внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Организация и реализация корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;

– более полно учесть изменения внешней среды;

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров;

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Критерием решения вопроса о необходимости организации корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровней налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений.

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 6434 | Нарушение авторских прав

источник