Ф. Тютчев известен своими удивительно красивыми пейзажными стихами. Одной из особенностей его природной лирики является то, что он концентрируется только на красоте природных явлений и не пишет о своих внутренних ощущениях. В той же манере написано и стихотворение «Летний вечер», анализ которого представлен ниже.
Начать анализ стихотворения «Летний вечер» можно с того, в какой период жизни поэта оно было написано. Дата его создания — 1866г., не самое простое время в жизни Тютчева. В этот период поэт переживает личную трагедию: он теряет возлюбленную и двух детей. Но, несмотря на тяжелую потерю, в стихотворении нет ни одного намека на трагедию поэта. Напротив, здесь он выступает как созерцатель, который успел понять, что жизнь слишком коротка, поэтому нужно учиться ценить каждое ее мгновение.
Следующее, что нужно отметить в анализе стихотворения «Летний вечер» — это то, что оно состоит из четырех четверостиший. Написаны они, как и большинство других стихотворений поэта, четырехстопным ямбом. Рифмовку поэт использует перекрестную, что позволяет придать словам мелодичное звучание и настроить читателя на умиротворенный лад.
Другой пункт анализа стихотворения «Летний вечер» — это то, с помощью каких литературных приемов поэт смог создать столь прекрасное произведение. Тютчев использует олицетворение — это одно из его излюбленных средств выразительности. Так же употребляется много метафор, с помощью которых ему удается «оживить» природу, показать как удивительное прекрасное создание.
В стихотворении используется много эпитетов, которые вкупе с метафорами помогают создать картину летнего вечера, погружая читателя в мир гармонии и наслаждения спокойствием природы. Тютчев не ограничивается только перечисленными средствами выразительности: он использует и необычные сравнения и антитезу. Все вместе позволяет передать всю прекрасную и легкую атмосферу летнего вечера. И при прочтении читатель тоже может выступать в роли созерцателя и вместе с поэтом может наслаждаться красотой природы.
Далее в анализе стихотворения «Летний вечер» можно порассуждать о том, что же хотел поэт сказать читателю? Начать следует с того, что лиричный герой здесь выступает как созерцатель, которому нравится наблюдать за природой. А в часы летнего вечера ему дышится легко, он отдыхает от всех забот в это время суток.
Таким образом, Тютчев хотел сказать, что иногда нужно останавливаться для того, чтобы просто понаблюдать за природой. Ведь природа — это удивительное и прекрасное создание, которая всегда подарит человеку мир и душевное спокойствие. Кроме образов лирического героя и природы, есть другие, которые поэт выстраивает в определенной последовательности.
Это солнце, звезды, небо и воздух, которые являются частью природы. Каждым из этих элементов герой восхищается и при помощи метафор они становятся самостоятельными образами в стихотворении. Но все-таки главным героем является окружающая природа, которая является создательницей этих элементов; она предстает в образе труженицы и волшебницы, покорившей и вдохновившей поэта.
Это был краткий анализ стихотворения «Летний вечер». Это удивительно тонкое лирическое произведение, которое призывает людей остановиться на миг и насладиться удивительной красотой природы.
Вместе с Тютчевым красоту природы воспевал и другой поэт-лирик Афанасий Фет. Несмотря на то, что их поэзия была схожа, имелись и значительные различия, которые можно увидеть на примере сравнения двух творений. Анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева можно дополнить сравнением с «Какая ночь!» Фета.
В обоих случаях речь идет о темном времени суток, когда наслаждаться природным великолепием не мешает мирская суета. Но если у Тютчева в стихотворении не было места личным переживаниям, то у Фета чувствуется, что герой не просто любуется пейзажем. Он пытается спрятаться от дневной суеты, что только ночью он чувствует покой.
Если же у Тютчева главная мысль стихотворения — это то, что нужно ценить каждый миг, то здесь ключевой момент заключается в личных переживаниях героя. Что только ночью он может спрятаться от проблем и забот и вздохнуть свободней. Несмотря на различия, эти два стихотворения являются восхвалением природы. В обоих поэты с удивительным мастерством и пониманием прекрасного сумели передать красоту вечерних и ночных времен суток.
Анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева — это прекрасная возможность познакомиться с миром лирики и красотой русского языка. В нем можно увидеть, как поэту удалось очень тонко и изящно создать образ волшебницы-природы, которая вдохновляла поэта. В своем стихотворении Тютчев напоминает людям, как важно замечать, как удивителен и прекрасен окружающий мир.
источник
Учитель русского языка и литературы
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Отработка умений работать с предоставленной информацией.
- Обучение сопоставительному анализу лирических произведений:
ü умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
ü умение анализировать язык и образную систему литературного произведения в неразрывной связи с содержанием, понимание идеи и нравственного пафоса произведения, понимание русского слова в его эстетической функции.
ü умение анализировать литературное произведение, понимать способы донесения до читателя авторских идей, мыслей и чувств.
- Выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществление самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Перед нами две пейзажные зарисовки. Сопоставьте данные произведения, опираясь на предложенный план для обсуждения.
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
Грудь дышит легче и вольней,
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Коснулись ключевые воды. (1829)
«Какая ночь! Как воздух чист…»
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, черней лишь тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть. (1857)
Афанасий Фет
- Определите тему, идею, композиционную стройность произведений, а в целом – движение поэтической мысли в произведениях.
- Каково основное настроение, переданное поэтами. С какими другими чувствами переплетается оно.
- Охарактеризуйте особенности поэтического языка каждого стихотворения.
- Проследите, какие внутренние ощущения возникают после прочтения стихотворений.
- Свои наблюдения и умозаключения внесите в таблицу. Сделайте вывод.
Название | Тема урока: сопоставительный анализ стихотворений Ф. И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной?» иА. А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…» |
Дата конвертации | 15.08.2013 |
Размер | 99.33 Kb. |
Тип | Урок |
Обобщение творчества Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Тема урока: сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной. » и А.А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…». Особенности поэтического мира двух крупнейших поэтов XIX века. Задача урока: обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора; совершенствование речевой деятельности, умений и навыков владения языком, понимания его возможностей, изобразительно-выразительных средств. Цель урока: повторение и сопоставление некоторых биографических фактов, обучение анализу поэтического текста, сопоставительному анализу произведений двух авторов, сравнению их поэтического мироощущения, мировосприятия. Знания, умения, навыки, отрабатываемые на уроке.
Оборудование. Портреты Ф.И.Тютчева, А.А. Фета. Мы говорим сегодня о творчестве двух больших, смелых и неповторимых художников слова, поэтах 19 столетия Ф.И. Тютчеве и А.А. Фете. Их очень многое сближает. Во-первых, конечно, время. Во-вторых, хотя бы то, что оба они были поэтами по призванию, но не по профессии. Они священнодействовали как поэты, может быть, вовсе этого не замечая. Такого рода художественной красоты, простоты и правды нельзя достигнуть ни умом, ни восторженностью духа, ни опытом, ни искусством: это непосредственное творчество таланта, откровение таланта. Только талантам сильным, самобытным дано затрагивать самые сокровенные струны в человеческом сердце, обращать нас к миру красоты, к постижению вечных тайн нашего мироздания. Поэзия может то, что не под силу науке: соединить в одно целое человека, природу и Бога. Задания к разбору стихотворения А.А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…»
Композиция. 1 строфа, 12 строк. Рифма смежная. Мужская, т. е. четче и строже обозначается пауза в конце каждой строки, строже и четче ритм. Автор подчеркивает ценность каждой приметы ночи, ее очарования. Можно разделить на две смысловые части. Сначала описание ночного природного мира. Потом автор подталкивает нас к раздумьям: как действует ночь на человека. Используется анафора: «как…» и т.д. Ее роль: показать многоликость мира и равноценность каждого штриха его красоты и очарования. Автор использует риторическое обращение: «Полночный свет». Его роль композиционная – перейти на раздумья о том, как действует ночь на человека. В стихотворении три предложения. 1 – назывное, восклицательное. Автор настраивает на восприятие красоты лунной ночи. 2 – состоит из трех простых, распространенных (кроме первого), предложение восклицательное по интонации, т.е. эмоционально-выразительное. Автор подчеркивает красоту ночи. Начинаются предложения одинаково: частицей как, это восклицательная частица. Ее роль – экспрессивная выразительность предложения. 3 – бессоюзное, состоит из семи предложений. В первом как бы задается вопрос почему, остальные семь отвечают. Все слова условно можно разделить на те, которые относятся к теме «природа» и те, которые относятся к теме «человек». Существительные: ночь, воздух, лист, тень, ивы, залив, волна, тишина, свет, день, блеск, запах, травы. Этими словами обозначено все то, что вокруг лирического героя. Прилагательные: чист, серебристый, черна, прибрежные, полночный, белей, чернее, тоньше, сочные, полна. Это признаки перечисленных предметов, некоторые из них употреблены в прямом смысле, но даже и в этом значении они усиливают выразительность картины; два являются эпитетами: чист, серебристый. Наречие-эпитет – безмятежно (спит залив). Глаголы: дремлет, спит, вздохнет. Выводы. Глаголов мало, глаголы выражают состояние покоя. Однако нельзя сказать, что картина застывшая, потому что основную нагрузку несут существительные и прилагательные, благодаря которым наш взгляд переходит с одного на другое – картина оживает. Словами рисуется образ тихой лунной ночи. Существительные: ум, нрав, грудь, страсть(в отрицательном смысле). Этими словами обозначено то, что воспринимает очарование и покой, изменяется под воздействием обаяния ночи. Прилагательные: светлей, мирнее – признаки «предметов», которые стали такими под воздействием ночи. Выводы. Глаголов мало. В центре внимания состояние человека. Какое это состояние? Умиротворения, покоя, душевного согласия, духовного созерцания. Душа должна распускаться и оттаивать. Эпитеты: воздух чист, серебристый лист, безмятежно спит, тоньше запах, ум светлей, мирнее нрав. Олицетворения: лист дремлет, залив спит, волна не вздохнет. Метафоры: тишиною грудь полна, грудь хочет вздохнуть(метонимия). Размер и жанр стихотворения. Размер – ямб. Жанр – лирическая миниатюра. Вывод. Поэзия – язык образов. Какие образы создает поэт? Образ прекрасной тихой лунной ночи. А есть ли здесь человек (лирический герой)? Есть. Посмотрим на вторую смысловую часть стихотворения: «Полночный свет, ты тот же день…». Почему? Обращаясь к свету луны, автор берет его в союзники, чтобы доказать, что ночь – тот же день, то есть время не сна и ухода от жизни на время, а жизни человека, но жизни особой. Духовного созерцания, соединения с миром природы, постижения вечного, высшего, сущности бытия, цели существования человека в мире. Красоту кто-то должен воспринимать, иначе она бесполезна. Из всего живого мира кто более всего готов к этому? Человек. И не просто к восприятию красоты, а к духовному озарению, возвышению, ликованию. Как красота природы воздействует на человека? Умиротворяет, заставляет проникнуться духовно прекрасным чувством, заставляет постигать тайну бытия. Здесь к месту высказывание самого Фета: «Только человек, Задания к разбору стихотворения Ф.И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной. » 1. Композиция стихотворения, приемы композиции. 2. Особенности синтаксиса. Какие синтаксические средства 3. Лексика стихотворения. Какие лексические группы можно выделить? 4. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? 5. Определить размер стихотворения. 6. Определить жанр стихотворения. 2 строфы по 8 строк. Рифма перекрестная, чередование мужской и женской. Первая смысловая часть – обращение к ветру. Вопросы и упреки. Вторая часть – просьбы, объяснения причин, почему не надо ветру петь страшных песен. Есть риторическое обращение. Его функции: 1-создание образа таинственной, пророческой силы; 2-средство композиции – помогает построить первую часть стихотворения; 3-создает диалогичность – через обращение мы свидетели разговора между ветром и лирическим героем. Автор применяет вопросительные предложения, обращения. Через обращение к ветру и через вопросы к нему поэт показывает, что человек – частица природы, существо, равноправное ей. Применение восклицательных предложений и междометий создает особую экспрессивность. Слова можно объединить в группы по темам. Тема «ветер». Глаголы: воешь, сетуешь, твердишь, роешь, взрываешь. Глаголы обозначают действия динамичные, экспрессивные. Прилагательные: ночной, странный, глухо-жалобный, шумно-жалобный, неистовые, страшные. Обозначают состояние тревоги, беспокойства. Существительные: ветр, голос, язык, песни. Три последних слова говорят о том, что автор наделяет ветер признаками живого существа. Тема «человек». Существительные: сердце, мука, душа, грудь. Ключевое здесь – душа. Чего жаждет душа человека, почему мучается? Прилагательные: непонятная, ночная, смертная. Несут оттенок трагичности. Тема «хаос». Прилагательные: древний, родимый, беспредельное. Существительное – бури. Причастие – заснувшие. Глаголы: шевелится, жаждет слиться. Слова этой темы несут особую нагрузку. «Древний», «родимый» объясняют, что все вышло из хаоса (космического), что это наша прародина, что мир беспределен, он бездна, в которой мы существуем по воле хаотической случайности, жизнь возникла из общего хаоса – и это бесценное гармоническое создание, очень хрупкое. Автор использует устаревшие слова и формы: ветр, сетуешь (жалуешься), сих (этих), внимать (слушать, воспринимать), жаждет (хочет). Устаревшие слова придают взволнованность, приподнятость речи. Олицетворения: ветр ночной воет, сетует, у него голос, язык, он поет песни, обращаются к нему как к живому существу. Эпитеты: сетовать безумно, голос глухо-жалобный, шумно-жалобный, непонятная мука, неистовые звуки, страшные песни, древний хаос, ночная душа, заснувшие бури. Метафора: рыть и взрывать звуки, хаос шевелится, мир души ночной внимает. Метонимия: понятный язык сердцу (т.е. человеку), из смертной рвется он груди (т.е. от человека). Размер стихотворения – ямб. Жанр – философская миниатюра. Мироощущение героя трагическое. Мир – хаос, бездна, в которую мы погружены. Днем мы этого не ощущаем. Ночь открывает нам завесу в мир древний, родимый, в тот первобытный хаос, из которого все вышло. Жизнь человека хрупка, он зависит от космических сил. Внутри человека вечное борение стихий. Каких? Добра и зла. Хаоса и порядка. Согласия с собой и миром и недовольства и противоречий, терзающих человека. Жизнь – вечное борение, столкновение стихий. Мир человеческой души жаждет слиться с беспредельным, постигнуть тайну бытия. Пока класс работает над полученными заданиями (каждому ученику по одному пункту задания), два ученика у доски отвечают на предложенные вопросы, касающиеся биографии поэтов. 1. Почему А.А. Фета считают поэтом «чистого искусства»? 2. Почему Тютчева называют «последним русским романтиком»? Фет – поэт «чистого искусства». Он не касался социальных проблем, общественных конфликтов, противоречий. Он пел о вечном: красоте, гармонии, мудрости природы, тайнах бытия, любви. Слово романтик имеет несколько значений: 1-последовательромантизма; 2-человек, проникнутый высокими чувствами, человек высокого строя души. Романтизм как направление в литературе возник на основе общих художественных приемов изображения мира и места человека в нем. Для романтизма характерны общие признаки подхода к изображению действительности: разлад мечты и действительности; гордое противостояние человека всему окружающему; яркие, контрастные краски окружающего мира; сложный, противоречивый мир человеческой души. Называть Тютчева последним русским романтиком можно в двух смыслах: как последователя литературного направления, которое затем сменилось реализмом и как человека с высоким строем чувств, с эмоционально-возвышенным мироощущением. Выслушиваем ответы учащихся по разбору стихотворений. Лирический герой стихотворения Фета и лирический герой стихотворения Тютчева стремятся к постижению тайны бытия. Но по-разному. У Фета – через духовное созерцание окружающей красоты и покоя. У Тютчева – через стихию, хаос. Фет отмечает способность человеческого ума воспринимать мудрое равновесие и гармонию в природе. Тютчев – бесстрашие человеческого ума. Какие черты поэтического мира двух больших художников сближают их? Какие – являются характерной особенностью каждого? Природа – многоликий мир, прекрасное живое существо. Мастерское владение словом, средствами художественной выразительности, тяготение к лирическому или философскому фрагменту. У Тютчева часто звучат мотивы трагического восприятия мира, человек одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы. У Фета – человек – частица природы, существо, равноправное ей, поэт любил изображать переходные состояния природы. Почему Ф.И.Тютчев и А.А. Фет не были оценены по достоинству современниками? Вторая половина 19 века была насыщена социальными бурями и потрясениями. Время требовало гражданской лирики. Красота, гармония, «вечные» вопросы бытия отошли на второй план. Но время отсеивает все наносное, сиюминутное, временное, оставляя то, что необходимо человеку всегда, духовные откровения самого высокого порядка, которые составляют вневременную ценность. Можно сказать, что творчество двух больших художников прошло испытание временем. Закончить хочется словами самого Тютчева: Особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева. — Бытие воспринимал как катастрофу. Особенности поэтического мира А.А. Фета. — Крупнейший поэт чистого искусства, источник Когда нас просят рассказать стихотворение о природе, в памяти сразу же появляются строки из произведений Афанасия Фета. И это неудивительно, ведь в его творчестве можно найти стихотворение, посвященное практически любому явлению и состоянию природы. Фет уникален тем, что в своих творениях он умело проводит параллель между чувствами лирического героя и внешней средой. «Какая ночь! Как воздух чист…»- это одно из самых известных стихотворений в арсенале поэта, и его по праву можно считать образцом не только природной, но и любовной лирики. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор. Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» было создано в 1857 году. В момент написания Фету было 37 лет, и он уже был признанным поэтом в литературной среде, а его творчество насчитывало уже три сборника стихов. В этом стихотворении автор стремится показать читателю то, какое восхищение и вдохновение приносит ему это время суток. Однако за красотой и таинственностью ночи скрываются чувства и переживания самого писателя. Литрекону известно, кому посвящено стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…». Известно, что это стихотворение Афанасий Фет написал вскоре после свадьбы с М. Боткиной. К сожалению, этот брак не был соединением двух любящих сердец, ведь его причиной стала финансовая выгода, что характерно для России тех времен. До женитьбы поэт действительно испытывал крайнюю нужду в деньгах и не мог посвящать все свое время творческому развитию, поэтому этот союз стал для него спасательным кругом. Несмотря на то, что поэт ценил и уважал свою супругу, он не чувствовал себя счастливым, а вера в любовь и вовсе покинула его. Осознание совершенной ошибки послужило мощным источником вдохновения для Афанасия Афанасьевича, и эта тоска, безусловно, отразилась на его лирике. Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» написано в традиционном для творчества Фета жанре пейзажной лирики. Без сомнений, это стихотворение отвечает всем канонам «чистого искусства». Оно посвящено природе, в нем воспевается красота, и лишь красота является предметом изображения. В тексте нет места насущным проблемам и серьезным темам, оно легкое и прекрасное, будто полет бабочки. В стихотворении можно наблюдать перекрестную рифмовку (чередование мужской и женской рифмы). Размер — ямб (наиболее характерный для поэзии Фета). Несмотря на то, что стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» состоит всего из 12 строк, оно наполнено множеством образов и символов. В них автор закладывает те чувства, которые находятся внутри него, и тем самым демонстрирует природную сущность человека. Для лирического героя А.А. Фета ночь — это удивительное время суток, когда человек может побыть наедине со своими мыслями и чувствами. В стихотворении «Какая ночь. » автор восхищается своим любимым временем суток. Поэт, преисполненный романтикой, описывает ночь с необычайным восторгом. В первой части стихотворения он находит красоту во всем, что его окружает: лист, тени, волны. Фет наполняет природу жизнью, одушевляет ее. В этой тьме все его чувства и переживания усиливаются, и он старается уловить их в каждом очертании ночи. Лирический герой осознает, что все то время он задыхался в мире страстей, и только здесь, ночью, ему спокойно и хорошо: «…да вместо страсти хочет грудь вот этим воздухом вздохнуть». Вторая часть стихотворения открывает читателю душу поэта, для которой природные пейзажи так любимы и дороги, что он не представляет своей жизни без них. Любовь к природе — это единственное искреннее чувство доступное поэту, только оно наставляет его на верный путь и наполняет его вдохновением. Он признается, что для его души:
Основная тема в стихотворении «Какая ночь! Как воздух чист…» — описание состояния душевного равновесия, умиротворения, духовного созерцания, вызываемого в человеке атмосферой ночи. По настроению это стихотворение можно разделить на две части: в первых шести строках преобладает восторг («Какая ночь!…»), а во второй части возникает чувство умиротворения («Лишь ум светлей, мирнее нрав…»). Первая часть стихотворения посвящена описанию восхитительной, чарующей ночи, которую так любил автор. В ней раскрывается тот трепет, с которым Фет всегда относился к природе. Смысл стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…» заключается в упоении от контакта с природой, которое демонстрирует автор. Окружающий мир дарит ему утешение и поддержку в трудные минуты. Однако именно во второй части стихотворения к нам приходит понимание истинных чувств и тревог лирического героя. Здесь мы видим то сожаление и одиночество, которое сопровождало поэта на протяжении долгих лет его жизни из-за несбывшейся любви и самообмана. Такова главная мысль стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…». Лирика А. Фета всегда отличалась обилием средств художественной выразительности.
источник Автор ЛёX@ 777 задал вопрос в разделе Домашние задания Где взять анализ стихотворений «Летний вечер» Тючев, и «Какая ночь» Фет и получил лучший ответ Ответ от Ёветлана Приймачева(Буханцова)[гуру]В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом, он понял, что какие-либо истины нужно искать в корне чего-либо – вот он и ищет философские истины в корне мироздания – природе. Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства.Это и хотел показать Тютчев в своих стихах. Так, например, в стихотворении «Летний вечер» он говорит о наступлении вечера и отражении этого в природе и человеке: после того как зашло солнце и на небе появились звёзды, река начала «течь полней» грудь человека – «дышать легче и вольней», и сладкий трепет пробежал по природе, как когда человек касается горячими ногами ключевые воды, – у природы и человека началось время отдыха, время накопления сил.Афанасий Афанасьевич Фет владел особым чувством природы. Он восхищался красотой мира безотчетно, непосредственно, как наивный ребенок, как влюбленный юноша. Поэт создавал не обычные пейзажные зарисовки, а стремился рассказать о своих впечатлениях, навеянных природой. Всякая мысль у Фета рождена эмоцией. В каждом своем произведении он выражает целую гамму изменчивых чувств, переживаний, настроений, вызванных различными явлениями природы, которые у поэта всегда прекрасны. В 1857 году Фет написал стихотворение Еще майская ночь, которое я очень люблю. Название здесь говорит само за себя. Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, поэтому во всем тексте множество восклицаний: Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Лирический герой начинает свой монолог с показа общей картины этой дивной ночи. Чем она так хорошаНега — вот главная ее характеристика. Ночь нежна. Ее теплый, приятный воздух дышит ароматами цветов и трав, ветерок ласково освежает. За это герой благодарен родному краю, к которому растроганно обращается. Почему в майскую ночь персонаж вспоминает о зимнем царстве (метафора)Может быть, потому, что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снегА еще май свеж и чист (эпитеты) своей молодой зеленью, обилием света и легкостью, прозрачностью воздуха, еще не знающего, что такое изнурительная жара. Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе: Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносятся тревога и любовь. Во второй строфе поэтическое пространство чуть-чуть сужается. Мы видим более конкретные образы. Но трактовка их по-прежнему очень эмоциональна, она передает, я думаю, трепет, волнение героя, его умиление майской ночью. Чувствуется, что человеку не хватает слов выразить душу. Его фразы противоречивы, от них веет загадкой, которую сможет разгадать лишь тот, кто сам пережил нечто подобное. Герой пейзажной лирики Фета всегда растворен в природе, является ее неотъемлемой частью, поэтому способен воспринять и оценить многие достоинства этого мира, недоступные для обычных людей. Напряженно, азартно, страстно постигает персонаж чудеса майской ночи: Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор. Как тонко подмечена каждая деталь! Ничто не ускользнуло от внимательного взгляда автора. С помощью чувственных олицетворений (звезды смотрят, березы ждут, дрожат, лист застенчиво манит). Фет передает жизнь природы, которая всегда рядом с человеком, сочувствует ему, отвечает на его состояние. Не случайно с настроением новобрачной девы сравнивается переживание деревьев. Это сопоставление встречается еще в устном народном творчестве. Издавна на Руси сравнивали березу и девушку. Однако Фет находит новое в этой традиции. Он сопоставляет счастливый трепет березы, которую венчает свежая листва, и невесты в свадебном уборе. Очень точное, изящное, интересное сравнение! источник Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт 19 века. Его произведения знакомы каждому со школьной скамьи. В них знаменитый классик одинаково ярко и живо умел передать и чувство любви, и красоту природы. Стихотворение «Летний вечер тих и ясен…» принадлежит к природной лирике. Лирический герой обращает свой взгляд на окружающий его живой мир и призывает своего близкого человека, собеседника, а может, и читателя так же, как и он, прочувствовать всю прелесть предметов в данный момент. Размер стихотворения – четырехстопный ямб – добавляет изображаемым вещам правдивости и ясности. Четкий ритм, чистые рифмы, перекрестная рифмовка – все это заставляет верить главному герою, мы чувствуем, что нас не обманывают, и все, что описывается, все так и было в реальности. Как и в других стихотворениях А.А. Фета, природа в данном произведении оживает. Этого автор достигает, пользуясь олицетворениями. Вот и «ивы дремлют», словно младенец заснул на ходу, и «ветр ползет», будто притаившаяся кошка. Эпитеты «тих и ясен» передают состояние, говорят о покое, светлости, легкости, эпитет же «бледно-красен» отображает цвет, говорящий о приближении заката. Метафоры «ползет лесною высью» и «несется рысью» раскрывают уже другие стороны описываемого – качество, обстоятельства и действия. Риторический вопрос во втором четверостишии еще раз убеждает в правдивости рисуемого пейзажа, он не требует ответа, как раз потому что всё так и есть. Все приятно в этот вечер, лирический герой внутренне спокоен, он находит в природе отображение своего душевного состояния. Всё живо в нем, всё дышит, всё находится в порядке. Картина описываемого доказывает нелинейность окружающего мира, пока что-то покоится, другое быстро перемещается, одно не издает ни звука, второе шепчет, бурлит, подвывает. Это передается антонимичными глаголами («ползет» — «несется»), разными по статике действиями («дремлют» — не привлекают внимания, «блестят» — останавливают взгляд»). Общая картина открывает перед глазами читателей вид летнего вечера где-то на краю поля или долины, недалеко от леса. Природа очаровывает своей красотой и плавностью. Мало, кто останется равнодушным к нежностям самой матушки Земли. Стихотворение было написано в 1847 году в самый разгар творчества поэта. К данному моменту А.А Фет уже не раз обращался к теме природы. Утонченный лирик во всем видимом им ценил красоту, так данная черта не обошла стороной и предложенное произведение. Читая строчки представленного творения, начинаешь видеть все описанное в своем воображении. А.А. Фет ярко, кратко и четко в очередной раз сумел передать настоящее и живое состояние окружающего мира. Стихотворение «Летний вечер тих и ясен…» по праву можно считать одним из лучших лирических произведений о природе 19 века. Относительно небольшое стихотворение Фета Летний вечер тих и ясен является характерным примером его великолепной пейзажной миниатюры, в которой поэт создал действительно немало достойных творений. Одним из основных достоинств его произведений в этом жанре является умение охватить собственным художественным взором огромным (ну или, как минимум, внушительные) пласты смысла и пространства. Когда Фет заявляет первой строкой Летний вечер тих и ясен он действительно охватывает весь летний вечер собственным художественным взором. В действительности не так легко описать весь вечер как таковой. Поэт в этом смысле будто пьет природу и пейзаж, будто становится частью этого и подобно тому как «ветр ползет лесною высью» тоже проносится над всеми этими пространствами, наблюдая за ясностью вечера. Произведение отличается довольно масштабными изображениями, которые охватывают существенные части художественного полотна. К примеру, мы видим такое просторное изображение как «бледно-красный» запад неба, то есть наблюдаем закат. Под этим блестят извивы реки, которые будто прорисовываются в нашем сознании. Стихотворение чем-то похоже на заклинание, которое перечисляет различные свойства природы и окружающего мира. Точные эпитеты и сравнения подобны обращению к природным силам. При этом поэт перечисляет различные формы существования природы: деревья, река, ветер, животные, небесное светило. Из всех перечисляемых аспектов и складывается общая картина, которая завершается динамичным образом табуна лошадей, для которых автор выделил довольно существенную часть (две строки) своего стихотворения. Образу табуна соответствует образ ветра, который перемещается в отличие от лошадей не «по долинам», но наоборот над землею и между вершинами. Этот небесный табун изображается как ползущий, хотя мы понимаем подлинный потенциал ветра, который явно не уступает рыси лошадей. Образ свободных коней довольно часто использовался в русской пейзажной лирике и представлял собой также и общее олицетворение свободных сил природы. Помимо этого конь как таковой является и символом красоты природы. Ведь объективно довольно трудно отыскать более красивое и грациозное животное и именно поэтому коней так часто пишут художники. К какой группе животных относится пони Воздух везде, где только можно представить. Если бы вдруг исчез воздух, то не стало бы всего живого на Земле. Так чем же важен воздух и что это вообще такое? И из чего он сделан? Михаил Юрьевич Лермонтов известен миру, как великий писатель и поэт, прозаик и художник, повлиявший на творчество будущих поколений, смело высказывающий свои философские мысли и вопросы Существует огромное количество разновидностей жаб. Жабы разных размеров, цветов тела и свойств. Одной из самым крупных жаб в мире является жаба Ага. Она также и очень ядовита и её яд способен убить человека. источник Сопоставительный анализ стихотворений Фета «Какая ночь. » и Тютчева «Летний вечер» в 10 классе.
3. Пользуясь «Словарем литературоведческих терминов» и алгоритмом анализа стихотворения, текстами стихотворений, данной таблицей, произведите сопоставительный анализ данных стихотворений. Насколько стихотворения «Летний вечер» и «Какая ночь. » являются типичными для творчества Тютчева и Фета? АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ
источник Тема урока: сопоставительный анализ стихотворений Ф. И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной?» иА. А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…»
|
Обобщение творчества Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Тема урока: сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной. » и А.А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…». Особенности поэтического мира двух крупнейших поэтов XIX века. Задача урока: обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора; совершенствование речевой деятельности, умений и навыков владения языком, понимания его возможностей, изобразительно-выразительных средств. Цель урока: повторение и сопоставление некоторых биографических фактов, обучение анализу поэтического текста, сопоставительному анализу произведений двух авторов, сравнению их поэтического мироощущения, мировосприятия. Знания, умения, навыки, отрабатываемые на уроке.
Оборудование. Портреты Ф.И.Тютчева, А.А. Фета. Мы говорим сегодня о творчестве двух больших, смелых и неповторимых художников слова, поэтах 19 столетия Ф.И. Тютчеве и А.А. Фете. Их очень многое сближает. Во-первых, конечно, время. Во-вторых, хотя бы то, что оба они были поэтами по призванию, но не по профессии. Они священнодействовали как поэты, может быть, вовсе этого не замечая. Такого рода художественной красоты, простоты и правды нельзя достигнуть ни умом, ни восторженностью духа, ни опытом, ни искусством: это непосредственное творчество таланта, откровение таланта. Только талантам сильным, самобытным дано затрагивать самые сокровенные струны в человеческом сердце, обращать нас к миру красоты, к постижению вечных тайн нашего мироздания. Поэзия может то, что не под силу науке: соединить в одно целое человека, природу и Бога. Задания к разбору стихотворения А.А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…»
Композиция. 1 строфа, 12 строк. Рифма смежная. Мужская, т. е. четче и строже обозначается пауза в конце каждой строки, строже и четче ритм. Автор подчеркивает ценность каждой приметы ночи, ее очарования. Можно разделить на две смысловые части. Сначала описание ночного природного мира. Потом автор подталкивает нас к раздумьям: как действует ночь на человека. Используется анафора: «как…» и т.д. Ее роль: показать многоликость мира и равноценность каждого штриха его красоты и очарования. Автор использует риторическое обращение: «Полночный свет». Его роль композиционная – перейти на раздумья о том, как действует ночь на человека. В стихотворении три предложения. 1 – назывное, восклицательное. Автор настраивает на восприятие красоты лунной ночи. 2 – состоит из трех простых, распространенных (кроме первого), предложение восклицательное по интонации, т.е. эмоционально-выразительное. Автор подчеркивает красоту ночи. Начинаются предложения одинаково: частицей как, это восклицательная частица. Ее роль – экспрессивная выразительность предложения. 3 – бессоюзное, состоит из семи предложений. В первом как бы задается вопрос почему, остальные семь отвечают. Все слова условно можно разделить на те, которые относятся к теме «природа» и те, которые относятся к теме «человек». Существительные: ночь, воздух, лист, тень, ивы, залив, волна, тишина, свет, день, блеск, запах, травы. Этими словами обозначено все то, что вокруг лирического героя. Прилагательные: чист, серебристый, черна, прибрежные, полночный, белей, чернее, тоньше, сочные, полна. Это признаки перечисленных предметов, некоторые из них употреблены в прямом смысле, но даже и в этом значении они усиливают выразительность картины; два являются эпитетами: чист, серебристый. Наречие-эпитет – безмятежно (спит залив). Глаголы: дремлет, спит, вздохнет. Выводы. Глаголов мало, глаголы выражают состояние покоя. Однако нельзя сказать, что картина застывшая, потому что основную нагрузку несут существительные и прилагательные, благодаря которым наш взгляд переходит с одного на другое – картина оживает. Словами рисуется образ тихой лунной ночи. Существительные: ум, нрав, грудь, страсть(в отрицательном смысле). Этими словами обозначено то, что воспринимает очарование и покой, изменяется под воздействием обаяния ночи. Прилагательные: светлей, мирнее – признаки «предметов», которые стали такими под воздействием ночи. Выводы. Глаголов мало. В центре внимания состояние человека. Какое это состояние? Умиротворения, покоя, душевного согласия, духовного созерцания. Душа должна распускаться и оттаивать. Эпитеты: воздух чист, серебристый лист, безмятежно спит, тоньше запах, ум светлей, мирнее нрав. Олицетворения: лист дремлет, залив спит, волна не вздохнет. Метафоры: тишиною грудь полна, грудь хочет вздохнуть(метонимия). Размер и жанр стихотворения. Размер – ямб. Жанр – лирическая миниатюра. Вывод. Поэзия – язык образов. Какие образы создает поэт? Образ прекрасной тихой лунной ночи. А есть ли здесь человек (лирический герой)? Есть. Посмотрим на вторую смысловую часть стихотворения: «Полночный свет, ты тот же день…». Почему? Обращаясь к свету луны, автор берет его в союзники, чтобы доказать, что ночь – тот же день, то есть время не сна и ухода от жизни на время, а жизни человека, но жизни особой. Духовного созерцания, соединения с миром природы, постижения вечного, высшего, сущности бытия, цели существования человека в мире. Красоту кто-то должен воспринимать, иначе она бесполезна. Из всего живого мира кто более всего готов к этому? Человек. И не просто к восприятию красоты, а к духовному озарению, возвышению, ликованию. Как красота природы воздействует на человека? Умиротворяет, заставляет проникнуться духовно прекрасным чувством, заставляет постигать тайну бытия. Здесь к месту высказывание самого Фета: «Только человек, Задания к разбору стихотворения Ф.И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной. » 1. Композиция стихотворения, приемы композиции. 2. Особенности синтаксиса. Какие синтаксические средства 3. Лексика стихотворения. Какие лексические группы можно выделить? 4. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? 5. Определить размер стихотворения. 6. Определить жанр стихотворения. 2 строфы по 8 строк. Рифма перекрестная, чередование мужской и женской. Первая смысловая часть – обращение к ветру. Вопросы и упреки. Вторая часть – просьбы, объяснения причин, почему не надо ветру петь страшных песен. Есть риторическое обращение. Его функции: 1-создание образа таинственной, пророческой силы; 2-средство композиции – помогает построить первую часть стихотворения; 3-создает диалогичность – через обращение мы свидетели разговора между ветром и лирическим героем. Автор применяет вопросительные предложения, обращения. Через обращение к ветру и через вопросы к нему поэт показывает, что человек – частица природы, существо, равноправное ей. Применение восклицательных предложений и междометий создает особую экспрессивность. Слова можно объединить в группы по темам. Тема «ветер». Глаголы: воешь, сетуешь, твердишь, роешь, взрываешь. Глаголы обозначают действия динамичные, экспрессивные. Прилагательные: ночной, странный, глухо-жалобный, шумно-жалобный, неистовые, страшные. Обозначают состояние тревоги, беспокойства. Существительные: ветр, голос, язык, песни. Три последних слова говорят о том, что автор наделяет ветер признаками живого существа. Тема «человек». Существительные: сердце, мука, душа, грудь. Ключевое здесь – душа. Чего жаждет душа человека, почему мучается? Прилагательные: непонятная, ночная, смертная. Несут оттенок трагичности. Тема «хаос». Прилагательные: древний, родимый, беспредельное. Существительное – бури. Причастие – заснувшие. Глаголы: шевелится, жаждет слиться. Слова этой темы несут особую нагрузку. «Древний», «родимый» объясняют, что все вышло из хаоса (космического), что это наша прародина, что мир беспределен, он бездна, в которой мы существуем по воле хаотической случайности, жизнь возникла из общего хаоса – и это бесценное гармоническое создание, очень хрупкое. Автор использует устаревшие слова и формы: ветр, сетуешь (жалуешься), сих (этих), внимать (слушать, воспринимать), жаждет (хочет). Устаревшие слова придают взволнованность, приподнятость речи. Олицетворения: ветр ночной воет, сетует, у него голос, язык, он поет песни, обращаются к нему как к живому существу. Эпитеты: сетовать безумно, голос глухо-жалобный, шумно-жалобный, непонятная мука, неистовые звуки, страшные песни, древний хаос, ночная душа, заснувшие бури. Метафора: рыть и взрывать звуки, хаос шевелится, мир души ночной внимает. Метонимия: понятный язык сердцу (т.е. человеку), из смертной рвется он груди (т.е. от человека). Размер стихотворения – ямб. Жанр – философская миниатюра. Мироощущение героя трагическое. Мир – хаос, бездна, в которую мы погружены. Днем мы этого не ощущаем. Ночь открывает нам завесу в мир древний, родимый, в тот первобытный хаос, из которого все вышло. Жизнь человека хрупка, он зависит от космических сил. Внутри человека вечное борение стихий. Каких? Добра и зла. Хаоса и порядка. Согласия с собой и миром и недовольства и противоречий, терзающих человека. Жизнь – вечное борение, столкновение стихий. Мир человеческой души жаждет слиться с беспредельным, постигнуть тайну бытия. Пока класс работает над полученными заданиями (каждому ученику по одному пункту задания), два ученика у доски отвечают на предложенные вопросы, касающиеся биографии поэтов. 1. Почему А.А. Фета считают поэтом «чистого искусства»? 2. Почему Тютчева называют «последним русским романтиком»? Фет – поэт «чистого искусства». Он не касался социальных проблем, общественных конфликтов, противоречий. Он пел о вечном: красоте, гармонии, мудрости природы, тайнах бытия, любви. Слово романтик имеет несколько значений: 1-последовательромантизма; 2-человек, проникнутый высокими чувствами, человек высокого строя души. Романтизм как направление в литературе возник на основе общих художественных приемов изображения мира и места человека в нем. Для романтизма характерны общие признаки подхода к изображению действительности: разлад мечты и действительности; гордое противостояние человека всему окружающему; яркие, контрастные краски окружающего мира; сложный, противоречивый мир человеческой души. Называть Тютчева последним русским романтиком можно в двух смыслах: как последователя литературного направления, которое затем сменилось реализмом и как человека с высоким строем чувств, с эмоционально-возвышенным мироощущением. Выслушиваем ответы учащихся по разбору стихотворений. Лирический герой стихотворения Фета и лирический герой стихотворения Тютчева стремятся к постижению тайны бытия. Но по-разному. У Фета – через духовное созерцание окружающей красоты и покоя. У Тютчева – через стихию, хаос. Фет отмечает способность человеческого ума воспринимать мудрое равновесие и гармонию в природе. Тютчев – бесстрашие человеческого ума. Какие черты поэтического мира двух больших художников сближают их? Какие – являются характерной особенностью каждого? Природа – многоликий мир, прекрасное живое существо. Мастерское владение словом, средствами художественной выразительности, тяготение к лирическому или философскому фрагменту. У Тютчева часто звучат мотивы трагического восприятия мира, человек одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы. У Фета – человек – частица природы, существо, равноправное ей, поэт любил изображать переходные состояния природы. Почему Ф.И.Тютчев и А.А. Фет не были оценены по достоинству современниками? Вторая половина 19 века была насыщена социальными бурями и потрясениями. Время требовало гражданской лирики. Красота, гармония, «вечные» вопросы бытия отошли на второй план. Но время отсеивает все наносное, сиюминутное, временное, оставляя то, что необходимо человеку всегда, духовные откровения самого высокого порядка, которые составляют вневременную ценность. Можно сказать, что творчество двух больших художников прошло испытание временем. Закончить хочется словами самого Тютчева: Особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева. — Бытие воспринимал как катастрофу. Особенности поэтического мира А.А. Фета. — Крупнейший поэт чистого искусства, источник |