Меню Рубрики

Контент анализ как метод исследования пример

Контент-анализ — метод количественно-качественного изучения содержания для измерения или выявления определенных тенденций и фактов, которые отражены в предлагаемых к изучению текстах. Принципиальное отличие данного вида аналитического обзора от остальных методов в том, что источники исследуются с учетом социального контекста. Давайте подробнее рассмотрим тонкости данного вида исследования.

Первые примеры контент-анализа в социологии начали появляться в социальных дисциплинах начиная с 30-х гг. прошлого века в США. Изначально контент-анализ использовался в изучении литературы и журналистике. Значительный вклад в развитие этого метода сделали ученые X. Лассуэлл и Б. Берелсон.

Г. Лассуэлл применял контент-анализ в конце 1930-х годов для изучения политики и пропаганды. Он привнес различные новшества в этот вид исследования, появились новые процедуры и категории, а также такое понятие, как квантификация данных.

С масштабным развитием массовых коммуникаций увеличилось количество контент-аналитических исследований в области медиа. Государственные учреждения США и Англии применяли контент-анализ во время Второй мировой войны для того, чтобы изучить эффективность пропагандистской деятельности, а также в разведывательных целях.

За двадцать лет активного изучения и применения накопилось достаточно материала для написания Б. Берелсоном книги «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях».

В различных методах контент-анализа примерами смысловых единиц являются:

  • понятия, определенные термины;
  • темы, выраженные в различных смысловых частях, радиопередачах;
  • фамилии и имена людей;
  • различные события и факты;
  • значение обращений.

Составляющие этого вида анализа определяются в зависимости от целей и задач конкретного вида исследований.

Единицы счета могут как совпасть, так и не совпасть с единицами анализа. В первом случае подсчитывается частота упоминаний конкретной смысловой единицы, а во втором единицы счета выдвигаются на основе анализируемого материала. Это может быть:

  • фактическая длина текста;
  • количество текста, заполненное смысловыми единицами;
  • число элементов текста;
  • общая продолжительность объекта контент-анализа;
  • метраж пленки с аудио- и видеоматериалами,
  • рисунки, схемы и графики.

Результаты подсчетов в контент-анализе схожи с обыкновенной классификацией по заданным параметрам. Составляются специальные таблицы, применяются определенные компьютерные программы, а также различные формулы подсчетов, к примеру формула расчета общего количества смысловых категорий во всем тексте, статистические данные аттрактивности и понятности объекта контент-анализа.

Методы контент-анализа активно используются как средство помощи в психологии, социологии и многих других областях, когда необходим анализ анкет, наблюдений, результатов тестирования в проектных методиках, а также результатов исследований в фокус-группах.

Областью применения данных методов являются массовые коммуникации, а также всевозможные маркетинговые исследования.

Примеры качественного контент-анализа могут использоваться для изучения всевозможных документальных источников, но наиболее эффективен этот вид анализа при большом количестве однопорядковых данных.

Контент-анализ применим не ко всем документам. Содержание оцениваемых источников должно позволять применение однозначного правила для точной фиксации необходимых характеристик (принцип формализации) и отличаться достаточным наличием исследуемого материала (принцип статистической значимости). Примером контент-анализа в документах может выступать обзор сообщений печати, эфиров радио, телетрансляций, протоколов собраний, писем, приказов, распоряжений, а также разбор данных интервью, находящихся в свободном доступе, и результатов социологических исследований.

К основным объектам применения данного способа исследования можно отнести выявление и изучение первоисточника, существовавшего до текста, и оценку непосредственного отражения его сути. Иными словами, примером контент-анализа является обзор материала, высвечивающего определенные стороны исследуемого объекта. Его образцом может стать окружающая действительность, а также адресат или автор изучаемого труда.

Контент-обзор определяет составляющие, существующие лишь в определенном тексте. Это могут быть такие его компоненты, как язык, структура, жанр; а в аудиозаписи, подвергающейся рассмотрению, объектами изучения могут являться тон и ритм речи.

Контент-анализ выявляет предметы и явления, существование которых будет возможно после использования текста и восприятия его адресатом. Это определяется как оценка всевозможных эффектов воздействия.

В практическом использовании и разработке контент-оценки существует несколько этапов.

Изначально стоит сформулировать гипотезы и задачи исследования. Затем необходимо определить категории анализа — это самые общие, ключевые понятия, которые соответствуют задачам разбора материала. Система категорий выполняет функцию анкетирования и помогает найти ответы на поставленные в тексте вопросы.

Отечественную систему аналитического исследования отличают присущие исключительно ей понятия: знаки, ценности и цели, герой, автор, тема, жанр и т. д. Все чаще встречаются примеры контент-анализа сообщений СМИ, которые основываются на парадигматическом подходе, изучающем отличительные признаки текстов как единую систему. К этим признакам относятся: содержание и суть задачи, причины, из-за которых она возникла, объект, образовавший проблему, а также уровень напряженности и пути решения возникших в ходе обзора материала вопросов.

Контент-анализ статьи должен быть, в первую очередь, исчерпывающим, то есть охватывающим все содержание анализируемого объекта и определяющим первоочередные задачи исследования. Все виды исследования должны быть взаимоисключающими, то есть одинаковые компоненты не являются частями разных категорий. Они должны быть надежными, исключать разногласия по поводу принадлежности определенной составляющей содержания к той или иной категории, и, разумеется, уместными, то есть соответствующими поставленной задаче и содержанию аналитического обзора.

Анализируя примеры контент-анализа статей, можно сделать вывод, что некоторые крайности в этой сфере неблагоприятны для конечного результата, например выбор излишне дробных и многочисленных включений, детально повторяющих текст. Нежелательно использование избыточно обширных категорий, приводящих к примитивному и неполному анализу. Необходимо принять к сведению отсутствующие элементы материала, имеющие важное значение для контент-анализа.

После формулировки категорий необходимо выбрать подходящую единицу анализа, например, часть содержания или лингвистический компонент речи, которая является индикатором интересующего явления. Во многих примерах исследования контент-анализа чаще всего исследуемые явления представлены словом, простым предложением, суждением, темой, автором, героем, ситуацией в социуме, сообщением в целом и др.

Сложные виды аналитического исследования используют не одну, а несколько единиц. Изолированные элементы рассмотрения могут быть истолкованы неправильно, поэтому они разбираются в составе развернутых лингвистических структур, определяющих характер разделения текста, в пределах которого идентифицируются единицы контекста. Для отдельно взятого слова предложение является составляющей отрывка, объединенного общим смыслом.

Теперь нужно установить единицу счета. Чаще всего употребляются такие временно-пространственные категории, как количество строк, площадь, время вещания, частота появления признаков в материале.

Необходимым условием является разработка сводной таблицы изучаемого содержания: основного документа исследования, внешний вид которого зависит от типа разбора. К примеру, контент-анализ в психологии использует таблицу, которая является системой скоординированных и субординированных аналитических категорий. Это своеобразная анкета, где каждый вопрос предполагает ряд ответов, определяющих суть текста.

С помощью кодировальной матрицы производится регистрация результатов анализа. Если объем выборки превышает 100 единиц, то используются тетради матричных листов. При количестве исследуемых менее 100 достаточно проведения двумерного или многомерного анализа. Для каждого текста нужно применять свою кодировальную матрицу, что требует кропотливой и трудоемкой работы. Если объем выборки превышает допустимую норму, то сопоставление ключевых признаков анализа осуществляется на компьютере.

Ученый-социолог решил провести исследование на предмет гомофобии в печатных СМИ и сравнить два журнала. С этой целью он выделяет смысловые единицы, отражающие негативные настроения авторов статей, публикуемых в этих изданиях. Социолог вычитывает журналы, выделяя фразы вроде «нетрадиционные браки недопустимы». В результате он получит два числа, отражающих частоту, с которой встречаются подобные выражения в одном и другом издании. В конечном счете он сможет сравнить их между собой и сделать заключение о проявлении гомофобии.

Важнейшим этапом проведения контент-анализа можно назвать разработку и внедрение инструкции кодировщика. Это система правил и пояснений для человека, занимающегося сбором эмпирической информации путем регистрации заданных единиц анализа. В инструкции детально изложен порядок действий кодировщика, дано точное определение категорий и единиц анализа, общие правила их кодировки, приведены примеры контент-анализа текстов, которые являются объектом для изучения, оговаривается решение спорных ситуаций и т.д.

Процесс расчета при количественном контент-анализе очень схож со стандартными техниками сортировки по определенным параметрам разделения и измерения ассоциации.

источник

1) контент-анализ как разновидность метода изучения продуктов деятельности;

2) содержание основных процедур контент-анализа

Контент-анализ (от англ. «содержание» и греч. «разложение, расчленение») — метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. Предусматривает строгую формализацию процессов осмысления материала. Включает в себя:

— выделение системы опорных понятий (категорий анализа);

— отыскание их индикаторов — слов, словосочетаний, суждений и т. п. — (единиц анализа);

— статистическую обработку данных.

Данный метод зародился в 20-е гг. в американской журналистике как средство количественно-качественного изучения содержания прессы. В настоящее время активно применяется в социальной психологии, социологии, психодиагностике, политологии, психологии рекламы и пропаганды.

К числу его несомненных достоинств относятся возможность точной регистрации внешне неразличимых показателей в объемных массивах эмпирических данных, способность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей, допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций, относительная объективность процедур и надёжность результатов, отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых.

По сути, контент-анализ предполагает перевод качественно представленной информации на язык счета. Для этого необходимо, во-первых, иметь достаточно объемный и содержательно богатый текст, а во-вторых, обладать определенным уровнем исследовательской подготовленности, позволяющим эффективно реализовать потенциал данного метода.

Наряду с этим следует помнить, что контент-анализу присущи и некоторые ограничения. Так, известно, что характер информации во многом определяется замыслами ее автора и спецификой форм предъявления. Поэтому вполне возможно принятие исследователем вымысла за документальность или упущение каких-либо существенных данных вследствие недостаточной выраженности их в обрабатываемом материале. Искажения информации могут возникать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все имеющиеся варианты их словесного выражения.

Кроме того, далеко не всякий материал поддается необходимой формализации. Предельно трудно было бы применить данный метод, скажем, к описанию поведения лирического героя поэтического произведения.

В современной психологической практике контент-анализ находит свое применение в трех разновидностях:

1) в качестве основного метода исследований;

2) как составная часть используемого комплекса исследовательских методов;

3) в виде вспомогательной процедуры обработки данных, полученных иными эмпирическими способами.

В любом случае, представляется необходимой предварительная проверка достоверности анализируемого текста или устного сообщения, а также установление степени надежности, содержательной и критериальной валидности аналитической процедуры. Иначе обоснованность и объективность результатов могут оказаться неудовлетворительными.

Описывая особенности применения контент-анализа, принято указывать меру устойчивости полученных сведений при замене кодировщиков (лиц, регистрирующих предписанные параметры и признаки) и давать характеристику степени согласованности результатов этого метода с данными, собранными другими способами.

Рассмотрим содержание основных этапов контент-анализа.

1. Подготовительный этап (разработка программы анализа материала). Он включает постановку цели исследования, предварительную проверку адекватности избранного метода особенностям предстоящей работы, составление классификатора (опорной схемы для контент-анализа), подготовку инструкций для лиц, участвующих в реализации метода, пилотажное исследование, последующую коррекцию программы.

Особое внимание следует здесь обратить на составление т. н. классификатора, представляющего собой перечень категорий анализа, соответствующих им индикаторов, принятых единиц счета. Это основа алгоритма последующих действий, от качества которой зависит эффективность работы в целом.

Категории анализа — это ключевые элементы исследовательской концепции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью. В качестве категорий анализа исследователь заранее выдвигает определенные проблемы, идеи или темы.

Например, анализируя характер человека по итогам интервью или анкетирования, мы можем выделить следующие категории: отношение его к самому себе, другим людям, деятельности, вещам (предметам), природе. Изучая, допустим, тревожность как свойство личности, мы предварительно выделяем совокупность составляющих её «тем»: беспокойство по поводу здоровья, семьи, карьеры, финансового положения и др.

Главное, чтобы список категорий был предельно исчерпывающим, а также давал возможность однозначного соотнесения той или иной части текста с конкретной категорией.

Единицы анализа или индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определенной категории. Это могут быть символы, слова, термины, сочетания слов различной протяженности, ситуации, суждения, реплики, интонации и т. д. Это тот материал, который позволяет судить о значении в тексте каждой категории.

Следует помнить, что одна и та же категория бывает выражена в тексте по-разному: от отдельных символов или слов до законченных суждений или абзацев. Поэтому выделение единиц анализа является непростым делом и требует от исследователя вдумчивости и проницательности.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Помимо того, необходимо учитывать, что категория может быть представлена в тексте различными по знаку единицами анализа. Например, в отрицательной (критической), нейтральной или же положительной форме. Разумеется, количество вариантов такого рода отношений бывает и более разнообразным.

Единицы счета — это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. В практике исследований обычно используют два их варианта:

— частоту проявлений в тексте категории или ее признака;

— пропорцию представленности категории (её признака) или, иначе, объём внимания, уделяемый ей автором текста. Так, это может быть: сравнительное количество печатных знаков, площадь соответствующих частей текстов (в квадратных единицах или процентах), необходимое время произнесения и т. д.

Разработка классификатора завершается составлением инструкций кодировщику и подготовкой кодировочной матрицы.

Инструкции содержат предельно четкие указания на то, каковы все выделенные категории, какой набор признаков в тексте соответствует каждой из них. какого типа единицы счета при этом используются. Объективность результатов контент-анализа будет более полной, если исследователь письменно сформулирует инструкции даже в том случае, когда он сам является кодировщиком.

Кодировочная матрица представляет собой таблицу, удобную для регистрации первичных результатов исследования. Обычно по вертикали в ней даны категории анализа, а по горизонтали — перечень источников информации (отдельные документы, сообщения, персоналии испытуемых и т. п.). Тогда середина таблицы заполняется цифрами, свидетельствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале.

Пилотажное исследование, завершающее подготовительный этап контент-анализа, способствует выявлению недостающих категорий, упущенных из виду единиц анализа, неточностей инструкций.

2. Исполнительный этап предусматривает совокупность процедур по выделению индикаторов категорий и регистрации характеристик их присутствия в тексте.

Кодировщики могут допускать здесь такие ошибки как:

— неверное соотнесение единиц анализа с категориями;

— пропуск тех или иных единиц анализа;

— фиксация того, чего нет на самом деле.

Все это нарушает устойчивость результатов контент-анализа. Причины низких показателей устойчивости следует искать в качестве инструкций, недостаточной умелости кодировщиков, в неподходящей обстановке их работы, наконец, в отсутствии внимательности, терпения или добросовестности.

3. Этап обработки данных. Содержание его определяется целью исследования. В зависимости от этого при обработке результатов (одной или нескольких кодировочных матриц) могут быть использованы частотные или процентные распределения, коэффициенты корреляции, сопоставительные таблицы и т. д.

В тех случаях, когда анализируется большой массив данных, иногда используются специальные математико-статистические способы, разработанные для нужд контент-анализа.

В качестве примера укажем на метод Чарльза Осгуда, направленный на выявление случайных и неслучайных зависимостей элементов содержания. Суть его заключается в следующем: вначале рассчитывается величина ожидаемой вероятности совместной встречаемости двух единиц анализа, а затем этот показатель сравнивается с выявленной при контент-анализе величиной фактической встречаемости этих единиц.

Например, единица Х встречается в 20% анализируемых текстов (Рx = 0,2), а единица Y — в 30 % (Рy = 0,3). Тогда можно ожидать, что совместно эти единицы проявятся с вероятностью 0,06 (в соответствии с формулой Рxy = РxРy). На деле же оказывается, что совместно они были зарегистрированы лишь в 2% случаев (Фxy = 0,02). Очевидно, что фактическая зависимость данных единиц анализа случайна.

Однажды Ч. Осгуд, проанализировав монологи популярного американского радиокомментатора, выявил наличие неожиданной ассоциативной взаимосвязи таких понятий как «молодежь» и «болезненные проявления», а также общую сугубо консервативную тенденциозность его бесед в эфире.

Или другой пример — расчёт коэффициента Яниса, при помощи которого может быть установлено соотношение положительных и отрицательных оценок относительно определенных категорий.

Данный коэффициент исчисляется по формуле:

, для случая, когда f>n

, для случая, когда f

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10708 — | 7359 — или читать все.

источник

Контент-анализ (от англ, contens — содержание) — специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность его состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

Контент-анализ может использоваться в качестве основного метода исследования (например, в исследовании социальной направленности газеты); параллельного, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации); вспомогательного или контрольного (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут выступить объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследований посредством контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Существуют три основных направления применения контент-анализа:

а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата);

б) определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура и жанр сообщения, ритм и тон речи);

в) выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа, т.е. наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике советских контент-аналитических исследований в свое время сложилась довольно устойчивая система категорий, среди которых можно назвать такие, как знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура. Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (т.е. охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования); взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям); надежными (т.е. между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории); уместными (т.е. соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию).

При выборе категорий необходимо избегать двух крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда же необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми.

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а одновременно несколькими единицами анализа.

Единицы анализа, взятые изолированно, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа — контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица — «предложение».

Наконец необходимо установить единицу счета — количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу. Проблема выборки содержит в себе выбор источника, числа сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования. Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации — 12-16 номеров газеты или теле- радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.

Необходимым условием контентного исследования является разработка таблицы контент-анализа — основного рабочего документа, с помощью которого оно проводится. Тип таблицы определяется этапом исследования. Так, разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Таблица-анкета может быть достаточно объемной.

Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица — кодировальная матрица:

Признак Текст
1 2 3 n Σn
А +
В + +
С + +
.
n
Σn

Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью матричных листов. Если выборка сравнительно невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или даже многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Однако эта работа очень трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.

Иногда таблица может быть необходимой и на этапе количественной обработки данных. Например, при использовании анализа случайностей, разработанного американским социальным психологом Ч. Осгудом, строится т.наз. матрица случайностей:

Реальное совпадение Ожидаемое совпадение
А В С n Σn
А 0,15 0,02
В 0,05 0,06
С 0,08 0,12
.
n
Σn

С помощью такой матрицы выявляются меры случайности совпадения каждой классификационной единицы со всеми остальными. Например, единица А встречается в 30% анализируемых текстов (Р = 0,3), а единица В — в 50% текстов (Р = 0,5), тогда ожидаемая частота совместного появления этих единиц будет равна: РАВ = РА • Рв=0,3 • 0,5 = 0,15. В действительности же признаки А и В совместно встретились лишь в 5% текстов АВ = 0,05. Сравнивая ожидаемые и реальные совпадения признаков, можно определить, какие фактические зависимости оказались не случайными (напр., из приведенной выше таблицы видно, что совместное появление единиц А и В — случайное, т.к. реальное совпадение меньше ожидаемого, а единиц В и С — не случайное, т.е. реальное совпадение выше ожидаемого). Цели применения данной матрицы могут быть различными: проследить случайность-неслучайность совпадения признаков для проверки гипотезы, отметить устойчивые-неустойчивые парные сочетания признаков, что может оказаться значимым для характеристики деятельности отправителя информации, и т.д.

Важным условием К.-А. является разработка инструкции кодировщику — системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, даются операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д.

Процедура подсчета при количественном контент-анализе. в общем виде аналогична стандартным приемам классификация по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциаций. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу, напр., формула коэффициента Яниса (с), предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных, коэффициент Яниса подсчитывается по формуле

где;- число положительных оценок; п — число отрицательных оценок; г — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к научаемой проблеме; t — общий объем анализируемого текста.

В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных, коэффициент Яниса находится по формуле

Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы

источник

Здравствуйте, уважаемые читатели блога о контент-анализе! В этой статье мне бы хотелось привести пример использования метода контент-анализа. Для читателей не знакомых с базовыми принципами метода этот материал будет весьма полезен. Я решил описать алгоритм работы в рамках проведения простейшего классического качественного контент-анализа.

Безусловно, сегодня замер можно реализовать с использованием компьютера и специализированного или массового софта. Раньше же, несколько десятилетий назад, качественный контент-анализ проводился с использованием листов бумаги с отпечатанным текстом, ножниц и клея. Изначально надо было разбить (разрезать) тексты на приблизительно равные фрагменты, содержащие законченные мысли. После этого выстроить тематическую структуру, охватывающую разброс тем в рамках выбранного массива текстов. Далее требовалось закодировать (дать короткие имена) эти тексты, после чего собрать закодированные едиными терминами фрагменты текстов вместе. Разбиение на фрагменты может происходить и одновременно с кодированием.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Далее следовала качественная интерпретация материалов каждой из тематических групп — исследователь должен был выяснить причины, по которым тот или иной образ, предмет, явление, процесс и т.д. преподносятся именно в таком, а не ином свете, для чего они именно так преподносятся. По сути, качественный анализ также часто сводился и сводится просто к перечислению всех возможных эпитетов, метафор и более развёрнутых характеристик изучаемых предметов. Получение относительно полного перечня таких характеристик ставит точку над исследовательской работой. Я полагаю, что этот подход несколько неполон, и помимо перечисления характеристик, важно акцентировать внимание на поиске причин такого преподнесения информации, пытаться понять мотивы автора текста. Также часто исследователь акцентирует внимание на поиске уникальной составляющей, выделяющейся из общей совокупности деталей. Думаю, этот подход также должен быть ЧАСТЬЮ набора методик анализа, а не единственным его средством.

Очень важно понять, что в случае с количественным анализом исследователь главным образом отвечает на вопрос СКОЛЬКО? В случае же с качественным анализом он старается ответить на вопросы КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? В СВЯЗИ С ЧЕМ? и аналогичные. При этом подчеркну — качественной стадии может предшествовать и количественная, так как исследователь может заинтересоваться и тем КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? В СВЯЗИ С ЧЕМ? автор (авторы) высказываний НАИБОЛЕЕ ЧАСТО излагают свои мысли. В нашем примере, который последует ниже, как раз и используется синтез обоих подходов. Мне кажется, такая триангуляция (в данном случае совмещение количественного и качественного контент-анализа) оптимальна. Даже проводя качественный анализ (здесь приведён только лишь один подход к реализации качественного контент-анализа — в действительности их больше, и они могут иметь совсем разную форму реализации), не стоит забывать и об актуальности выборочных деталей в их генеральной совокупности.

Сразу предупреждаю: классический контент-анализ — довольно трудоёмкое занятие, требующее массу времени. И вместе с тем, даже будучи уже мало используемым, он остаётся актуальным как средство овладения более сложными методиками анализа текста. В этой связи, если Вы планируете освоить метод контент-анализа достаточно профессионально, рекомендую не игнорировать классические каноны контент-анализа, представленные в этой статье.

Итак, с чем же мы будем работать? В рамках данного показательного микрозамера вполне возможно обойтись совсем небольшой выборкой и опять же небольшим набором параметров. Причина такой минималистичности довольно проста — не хочется делать полноценное исследование только ради написания этого поста ? Очень надеюсь на Ваше понимание. Метод очень простой, поэтому трудностей никаких опять же с Вашим пониманием (на сей раз самого метода) возникнуть не должно.

Сразу подчеркну — чтобы лучше понять суть метода (или даже чтобы просто его понять), пожалуйста, прочитайте какие-либо статьи или хотя бы статью о качественных методах исследований — мне довольно непросто передать их суть в рамках небольшого поста здесь на блоге, а дублировать ранее многократно описанное желания не возникает ?

Во-первых, нам необходимо решить задачу сбора самого текстового массива, который мы будем анализировать. В данном примере мы будем работать с результатами глубинных интервью на тему наркомании и наркоугрозы в России (при этом никакой конкретики не будет — тема и непосредственно содержание интервью здесь для нас не играют роли, и также это довольно проблематично наглядно преподнести в формате скриншотов). Также стоит отметить, что это могли быть и иные тексты — например, результаты фокус групп, публикации в СМИ и т.д.

Предположим, Вы составили гайд (или его ещё называют топик-гайд), содержащий набор тем и подтем, на которые будет опираться Ваше общение с респондентами. Далее Вы благополучно взяли интервью и набрали высказывания респондентов в текстовом формате. Поместили каждое из интервью в отдельном текстовом документе. Настоятельно рекомендую кодировать названия документов следующим образом (или аналогичным) — например, 1petrov25m. Расшифровывается так: цифра 1 в начале кода говорит о том, что это первое интервью, взятое интервьюером Петровым (petrov). Респонденту 25 лет и он мужчина (буква m в конце кода). Соответственно кодом 3sidorov45w будет назван документ, в котором содержится третье интервью (то есть Сидоров взял их несколько, и это ЕГО третье интервью), взятое Сидоровым у женщины 45 лет. Так нужно закодировать каждое интервью и разместить в отдельном документе.

Теперь Вам надо открыть Excel либо аналог и приступить к достаточно кропотливой и долгой работе разбиения текста на отдельные фрагменты, коды и непосредственно текст которых помещается в таблицу. Ниже показан образец таблицы для размещения всех фрагментов каждого из интервью.

Работать с такой системой кодов текстовых фрагментов удобно, и это станет понятно уже в процессе анализа материала. Как Вы видит, созданная таблица содержит ряд столбцов «параметр 1», «параметр 2» и т.д.. Дело в том, что для реализации нашего замера нам потребуется ввести ещё одну систему кодов. Под словом параметр в данном случае подразумевается та или иная микротема, микросюжет, фигурирующий в рамках информационного пространства анализируемого материала. Этот набор параметров должен охватывать наиболее важные составляющие тематического поля материала, то есть их совокупность должна полно передавать набор тем и микротем, затрагиваемых респондентами в рамках интервью. Для того, чтобы ввести такие параметры, прежде всего достаточно будет просто попытаться представить себе их, в частности, опираясь на гайд, и записать в соответствующие ячейки таблицы. Далее имеет смысл открыть тексты интервью и, бегло прочитывая их, дополнить набор параметров. Это можно сделать также опираясь на нюансы конкретного ТЗ. Таким образом, это должны быть наиболее весомые параметры. Ориентировочно у Вас должно получиться 20-35 параметров. Их число зависит от объёма текстового массива, от самого потенциала вариативности темы, глубины гайда и качества интервьюирования. Всё — закончили наполнять таблицу и получили следующее:

Наверное, нетрудно догадаться, что теперь самое время приступить непосредственно к кодированию материала. Строится оно следующим образом: в том случае если в текстовом фрагменте присутствует упоминание параметра Вы ставите 1, если отсутствует — ставите 0. Шкала может быть и порядковой, например, 1 — нейтрально выраженный параметр, 2 — несколько эмоционально выраженный параметр, 3 — ярко эмоционально выраженный параметр. В данном примере рассмотрим простейшую количественную шкалу, просто чтобы не усложнять себе задачу. На основе такой шкалы нам необходимо обработать весь текстовый массив — применить каждый из параметров к каждому из текстовых фрагментов. Задача, мягко говоря, непростая и кропотливая. Вот что мы должны получить на выходе:

Полученная таблица также носит название матрицы контент анализа. Она поможет Вам произвести анализ текстового массива и также даст возможность совершить простейшую квантификацию представленности микротем в изучаемом информационном пространстве, то есть узнать насколько активно заявляется та или иная микротема, насколько она популярна. Однако об этом мы с Вами поговорим во второй — аналитической части этой статьи. Это будет уже следующий пост на блоге. ВТОРАЯ ЧАСТЬ ТУТ.

источник

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Контент-анализ – это стандартный метод анализа, который применяется исследователями в социальных науках. Его предметом выступает содержание текста, что сводится к числовым показателям и поддается статистической обработке. «Контент-анализ» происходит от английского «contents», что значит содержимое, следовательно, анализ содержания.

    Метод контент-анализа употребляется в качестве количественного метода в анализе текстовой информации, которые далее поддаются интерпретации приобретенных числовых закономерностей. Его используют в изучении инвариантных по существу и структуре источников, что внешне проявляется, как беспорядочно организованный и несистематизированный текстовый массив.

    Контент-анализ имеет философский смысл, который заключается в отхождении от разнообразности текстовой информации к более абстрактной модели материала. Сферы познания, в которых прилагается метод контент-анализа достаточно обширные. Его можно применить в социологии, политологии, где он пользуется популярностью, также в психологии, управлении персоналом, PR, истории, антропологии, литературоведении. Ученые привели статистику, в которой они описали распределение исследований по наукам, пользуясь контент-анализом. Чаще данный метод встречается, как средство изучения в антропологии и социологии – 27,7%, в теориях коммуникации он встречается немного реже – 25,9%, в исследовании полит наук он составляет – 21,5%. Реже метод контент-анализа встречается в области исследований исторических событий, изучении общественных связей.

    Метод контент-анализа помогает проанализировать различные типы текстовых массивов: сообщения СМИ, рекламу, пропагандистские материалы, речи политических активистов, различные программы партий, литературные произведения, исторические источники.

    Исследователь, применяющий метод контент-анализа, опираясь на обретенные знания об истинном содержании текстовых материалов, может вынести вывод о настоящих намерениях самого коммуникатора и всевозможных эффектах данного сообщения. Следовательно, первичное значение сообщения может восстановиться из самого же него. Поэтому цели контент-анализа содержат мотивы коммуникатора и допустимые эффекты воздействия содержания сообщения на целевого слушателя.

    Метод контент-анализа исследует и анализирует очевидное, явное содержание сообщения. Важным условием здесь является смысловое единство трактовки данного содержания всеми, кто включен в коммуникативном процессе, включая исследователя. Систематизируя сегменты содержания по категориям, исследователь допускает, что соответствующие сегменты однозначно понимались реципиентом и коммуникатором.

    Контент-анализ используется, первоначально, к четкому и выраженному содержанию.

    Данный метод стали использовать в разнообразных исследованиях социальных наук в США 30-х год. XX в. Впервые его начали прилагать в литературоведении и сфере журналистики. В силу распространения метода контент-анализа ученые начали его применение в области политической пропаганды.

    Метод контент-анализа характеризуется систематичностью и большой строгостью. Его сущность заключается в фиксировании единиц содержания, что поддается исследованию в квантификации приобретенных показателей.

    Объект в контент-анализе – это содержание разнообразных рекламных сообщений, публичных выступлений, печатных изданий, кинофильмов, передач, документов, художественных произведений.

    Контент анализ пример в политологии: политологи устанавливают перед собой задачу, анализируя предвыборное обращение к потенциальным избирателям своих кандидатов в президенты, понять, какие категории общества кандидат желает привлечь на собственную сторону. Политтехнологи изучают высказывания и определяют, что выражения и понятия, как «пенсия», «материальная помощь», «забота», «внимание» направлены на категорию пенсионеров и требующих.

    Выражения, как «предпринимательство», «малый бизнес», «поддержка», «привлечение», «инвестиции» означают, что данный кандидат ориентируется на избирателей высших классов и предпринимателей. Далее исследователями подсчитывается количество и частота встречаемости всех выражений и слов, делаются соответствующие выводы.

    Достаточно популярен метод контент-анализ в психологии, социологии, тех науках, где следует проводить анализ ответов в анкетировании, различных опросниках, для анализа материалов, показателей психологического тестирования, анализа работы посредством приёма фокус-группы.

    Можно определить контент анализ пример в психологии: так, анализируя особенности характера индивида по анкетированию или интервью, можно выделить такие категории анализа: самоотношение, отношение к другим личностям, своей деятельности, природе, вещам, окружающим предметам. При исследовании личностного свойства такого, как тревожность исследователь предварительно определяет совокупность составляющих компонентов: волнение относительно собственного здоровья, благополучия близких, финансового положения, карьеры и др. Список категорий всегда должен быть совершенно исчерпывающим и предоставлять возможность однозначно соотнести определенную категорию с текстом.

    Современный метод контент-анализа зачастую используется в осуществлении исследований явления массовых коммуникаций, маркетинговых исследованиях. Он может прилагаться в исследовании многих документальных источников, больше всего эффективен в исследовании, где имеется множество однопорядковых данных.

    Что такое контент-анализ? Главные процедуры данного метода содержат выявление всех смысловых единиц, что могут выступать:

    — понятиями, обнаруженными в конкретных терминах;

    — темами, сформулированными в смысловых статьях, частях текстов, радиопередачах;

    — именами и фамилиями людей;

    — персонажами, героями, группами и классами персонажей;

    — смыслом апелляций направленных к вероятному адресату.

    Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

    Все единицы определяются соответственно к содержанию, целям, гипотезам, задачам в определенном исследовании. Эти единицы должны соответствовать конкретным научным понятиям, которые несут в себе исследовательскую задачу. Единицы являются индикаторами научных идей, обозначенных в исследовании.

    Изучением категорий и смысловых единиц контент-анализа занимаются авторы разных документов, корреспонденты, писатели, комментаторы, публицисты, юристы, психологи.

    К процедурам также входит выделение отдельных единиц счета, что могут либо сходиться со смысловыми категориями анализа либо нет. Если совпадают, тогда процедура исследования будет сводиться к высчитыванию частоты упоминания конкретной смысловой единицы. Если же единицы счета не сходятся с текущими единицами анализа, исследователю придется самому, основываясь на анализируемом материале и собственном здравом уме, определять единицы счета.

    Такими единицами считаются:

    — число строк, знаков, абзацев, колонок;

    — количество всех рисунков с соответствующим содержанием и сюжетом;

    — площадь текста, на которой наложены смысловые единицы;

    — метраж пленки для аудио- или видеозаписей;

    — продолжительность трансляции звуковых сообщений.

    В общем, процедура подсчета похожа на стандартнее способы классификации по группировкам. Используется составление таблиц, используются компьютерные программы, формулы, используются статистические расчеты восприимчивости и понятности текста.

    Эти смысловые единицы являются основными компонентами исследовательской концепции, выраженность которых регистрируется соответственно к назначенным целям. Исследователь заранее формирует определенные идеи, проблемы, темы, что представляют категории анализа.

    Использование метода контент-анализа в психологии имеет особенности. От исполнителя требуется повышенная квалификация, он обязан точно уметь фиксировать точные результаты, психологические характеристики поступков, особенности поведения. Анализировать признаки неречевого (невербального) взаимодействия участников процесса, графические детали проективных рисуночных методик, анализировать рукописи.

    Контент-анализ позволяет выявить психологические характеристики, качества автора текста (коммуникатора). Содержание сообщения исследуется вместе с непосредственным поведением реципиентов актуальной информации. В психодиагностике метод контент-анализ в отличие от содержательного анализа может оцениваться по тем же качественным критериям, что и другие методы: достоверность, валидность, надежность, объективность.

    Контент-анализ в психодиагностике является инструментом в стандартизации различных проективных методик. Повышенное качество метода контент-анализа помогает использовать статистический анализ показателей и данных. Особенно часто используется исследователями факторный анализ, ведь он способствует раскрытию латентных факторов, что обуславливают одновременное проявление связанных единичных компонентов.

    Контент-анализ в психологии часто выступает самостоятельным методом, а также используется вместе с подобными приемами при освоении не только текстового сообщения, также включаются остальные компоненты коммуникации. Он является вспомогательным в обработке данных, что были получены вследствие применения другого анализа.

    Социальная психология рассматривает контент-анализ, как способ, способствующий изучению общения людей, их коммуникаций, отношений, самих субъектов коммуникации, как представителей макро- и микрогрупп. Материалами исследования выступают непосредственно документы, которые используются, как сообщения. Здесь понятие «сообщение» имеет социально-психологическое специфичное значение, акцент фиксируется на динамических особенностях объекта, на участии его в коммуникации. Наблюдается зависимость самого сообщения от свойств коммуникатора и респондента.

    Контент-анализ осуществляется в таких процедурах психологического исследования:

    — через изучение содержания текстовых сообщений, исследование психологических свойств, их авторов и коммуникаторов;

    — исследование явлений психологии, что отображаются в самом содержании сообщений, с включением явлений, которые ранее присутствовали и теперь недоступны изучению иными методами;

    — изучение психологии респондента;

    — изучение через смысл содержания сообщения, социологической, психологической специфики разных коммуникационных средств, также особенностей создания содержания сообщения;

    — изучение психологических факторов воздействия процесса коммуникации на респондента.

    Контент-анализ в психодиагностике применяется очень часто. Посредством анализа текущего документа исследователи получают большие возможности в психодиагностировании личности, групп. Не все подряд документы поддаются контент-анализу через наличие проблем с формализацией содержания. Все объекты анализа обязаны отвечать требованиям формализации и статической значимости.

    Когда выявлены единицы анализа, определяется частота упоминаний всех смысловых категорий в совокупности всех текстов или иных носителях информации, которые принадлежат изучаемой группе либо одному автору (личности).

    Контент-анализ бывает вспомогательным в целях обработки показателей, полученных путем использования других приёмов.

    Как эмпирические данные используются личные документы индивида, например автобиография, дневник, письма, материалы коллективной, массовой и групповой коммуникаций (аудиозаписи разговоров, совещаний, дискуссий, объявления, реклама, уставы, приказы), продукты деятельности, литература, искусство.

    Контент анализ в психодиагностике выступает вспомогательным средством процесса обработки принятых эмпирических данных, обретённых посредством использования проективных методик, анкетирования, нестандартизированного интервью, опросника.

    источник

    Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних.

    По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

    Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

    • фиксация определенных единиц содержания,
    • изучает документы в их социальном контексте,
    • может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
    • документы, исследуемое содержание которых, позволяет задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, интересующие исследователя элементы содержания встречаются с достаточной частотой (принцип статистической значимости).
    • чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
    • выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта – окружающей действительности, автора или адресата);
    • определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы – язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи);
    • выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
    • формулируются тема, задачи и гипотезы исследования
    • определяются категории анализа – наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам.

    Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

    Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.

    Таким образом, категории анализа должны быть:

    • уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач;
    • исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования;
    • взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
    • надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

    Необходимо выбрать соответствующую единицу анализа – лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления.

    За единицу анализа может быть принято:

    • слово,
    • предложение,
    • тема,
    • идея,
    • автор,
    • персонаж,
    • социальная ситуация,
    • часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.

    Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолировано, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа – контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица – «предложение».

    Необходимо установить единицу счета – количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

    Единица счета – количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

    Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу.

    Проблема выборки содержит в себе выбор источника, количества сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования.

    Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации – 12-16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.

    Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

    • понятия, выраженные в отдельных терминах;
    • темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.;
    • имена, фамилии людей;
    • события, факты и т.п.;
    • смысл апелляций к потенциальному адресату.

    Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

    Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

    • физическая протяженность текстов;
    • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
    • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
    • длительность трансляции по радио или ТВ;
    • метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
    • количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

    Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

    Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

    • классификатор контент-анализа,
    • протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,
    • регистрационная карточка или кодировальная матрица,
    • инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
    • каталог (список) проанализированных документов.

    Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

    Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

    Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу

    источник