Меню Рубрики

Какое определение дает налоговый кодекс предпроверочному анализу

В процессе анализа на этапе подготовки производится оценка ключевых показателей деятельности экономического субъекта за три календарных года, предшествующих году проведения контрольных мероприятий. Вместе с тем, при наличии выездных налоговых проверок в предшествующие периоды, аналитические исследования производятся только за периоды, следующие за периодом предыдущей проверки (4,8).

Этап подготовки и предпроверочного анализа включает следующие элементы:

  • структурирование информационного досье о налогоплательщике;
  • осуществление предпроверочных мероприятий;
  • формирование выводов и рекомендаций по проведению выездной проверки;
  • оформление результатов аналитических исследований (7, 9).

Рис. 1. Предпроверочный анализ в системе налогового контроля

Следует отметить, что на практике налоговые органы игнорируют проведение детальных аналитических исследований в отношении налогоплательщиков, не относящихся к крупнейшим. В результате значительно снижается эффективность отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки, и, соответственно, снижается их результативность.

Анализ финансового состояния и платежеспособности налогоплательщиков производится в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 21.04.2006 № 104 (ред. от 13.12.2011) «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций» (3).

Следует отметить, что существует ряд недостатков данной методики, которые не позволяют сделать качественные выводы о финансовом состоянии и платежеспособности налогоплательщика.

Прежде всего, данная методика разработана лишь для оценки финансово-хозяйственной деятельности стратегических предприятий и организаций и не предполагает расчет ключевых показателей финансового состояния как показатели финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности (1, 2).

Возникает объективная необходимость разработки методики анализа финансового состояния налогоплательщиков, позволяющая структурировать релевантные информационные массивы оценке фактического состояния бизнеса хозяйствующего субъекта.

Нам представляется целесообразным финансовое состояние организации оценивать по следующим группам показателей:

  1. коэффициенты ликвидности;
  2. показатели финансовой устойчивости;
  3. коэффициенты рентабельности;
  4. показатели экономического потенциала.

До осуществления расчета показателей финансового состояния экономического субъекта возникает необходимость реструктурирования бухгалтерского баланса, обусловленная некорректным формированием отдельных его разделов. Для решения данной задачи должны быть произведены следующие корректировки:

  • на суммы задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (раздел II актива баланса) должна быть уменьшена сумма собственного капитала и обо­ротных активов. Данная корректировка необходима, поскольку для обеспечения адекватности оценки финансового состояния организации целесообразно учитывать величину собственного капитала, фактически имеющуюся в распоряжении экономического субъекта;
  • на сумму долгосрочной дебиторской задолженности (погаше­ние которой ожидается более чем через 12 месяцев) уменьшается сумма оборотных активов и увеличиваются внеоборотные активы. Необходимость данной корректировки обусловлена тем, что оборотные активы должны содержать только статьи, период оборота которых превышает 12 месяцев;
  • «НДС по приобретенным ценностям» необходимо отражать в составе краткосрочной дебиторской задолженности, в связи с тем, что суммы НДС по указанной строке представляют собой отвлеченные средства организации, возвращающиеся в оборот в течение налогового периода, составляющего квартал;
  • из V раздела «Краткосрочные обязательства» должны быть перенесены статьи «Доходы будущих периодов» и «Оценочные обязательства» в III раздел «Капитал и резервы», поскольку данные статьи отражают информацию о собственных средствах организации, зарезервированных на определенные цели, и не являются, по своей сущности, кредиторской задолженностью.

Следует отметить, что первые две корректировки возможны лишь в случае структурирования организацией Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, представляющих необходимую детальную информацию о соответствующих объектах бухгалтерского учета.

Получение достоверной и полной информации о ликвидности активов экономического субъекта по нашему мнению позволяют обеспечить следующие показатели:

1. Коэффициент текущей ликвидности (4):

где: ОА — сумма оборотных активов;

КО — краткосрочные обязательства.

Необходимо отметить, что нам представляется необходимым вариативный подход к установлению рекомендуемого значения коэффициента текущей ликвидности в зависимости от особенностей обычных видов деятельности экономического субъекта.

Отличие данного показателя от коэффициента срочной ликвидности заключается во включении в числитель суммы запасов, необходимая величина которых для обеспечения бесперебойности текущих видов деятельности организации различна в различных отраслях. Например, доля запасов в общей сумме активов сельскохозяйственных организаций будет значительна, а для деятельности гостиниц данная величина будет незначительной.

2. Степень платежеспособности (4):

где: ДО — долгосрочные обязательства;

— среднемесячная сумма выручки.

Для расчета среднемесячной выручки, нам представляется целесообразным основываться на показателе выручке-брутто с учетом НДС, акцизами и другими обязательными платежами, поскольку платежеспособность должна отражать фактическую возможность экономического субъекта расплачиваться по своим долгам.

Вместе с тем, выручку необходимо, на наш взгляд, для обеспечения адекватности расчетов принимать в размере фактически полученной суммы, а не начисленной за отчетный период.

В случае, когда организация применяет метод начисления для определения суммы доходов в отчетном периоде, возникает объективная необходимость корректировки полученного показателя с учетом формирования денежных потоков, т.е. на изменение дебиторской задолженности.

При увеличении дебиторской задолженности сумма выручки должна быть уменьшена на полученную величину, и наоборот. Среднемесячную выручку также целесообразно рассматривать в сравнении с аналогичным показателем предприятий-конкурентов для выявления фактов занижения налогооблагаемых доходов.

Рекомендуемое значение показателя «степень платежеспособности» представляется необходимым определить качественной характеристикой: лучшей будет наименьшая величина.

3. Степень платежеспособности по текущим обязательствам (4):

Рекомендуемое значение данного показателя будет ограничено 3,0, поскольку в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» экономический субъект должен в течение трех месяцев погасить свои текущие обязательства. В обратном случае экономический субъект будет позиционироваться как потенциальный банкрот (1).

Для обеспечения возможности получения адекватной оценки финансового состояния налогоплательщика необходимо разработать систему показателей, позволяющей эффективно решить поставленную задачу. На наш взгляд, ключевыми показателями для решения данной задачи могут выступать:

1. коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами (4):

где: СОС — собственные оборотные средства.

2. коэффициент маневренности собственного капитала (4):

где: КР — капиталы и резервы.

3. коэффициент автономии (4):

где: ВБ — валюта бухгалтерского баланса (стр. 1600 или 1700 бухгалтерского баланса).

4. плечо финансового рычага (4):

5. коэффициенты исполнения текущих обязательств по уплате налоговых платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации:

(8)

где: НПу — налоговые платежи, уплаченные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

НПн — налоговые платежи, начисленные налогоплательщику по данным налоговых деклараций и налоговых проверок.

Комплексная оценка финансового состояния налогоплательщика невозможна без анализа скорости превращения активов экономического субъекта в денежные средства. Наиболее адекватными для решения поставленной задачи, по нашему мнению, будут следующие оценочные параметры:

1. коэффициент оборачиваемости активов (4):

(9)

где: — средняя за период сумма валюты бухгалтерского баланса.

Высокое значение данного показателя будет свидетельствовать о значительном количестве оборотов, совершаемых активами за исследуемый период.

Для расчета данного показателя представляется необходимым основываться на выручке-брутто с учетом фактических денежных потоков, т.е. изменения дебиторской задолженности.

2. коэффициент оборачиваемости запасов (4):

(10)

где: — средняя за период сумма запасов.

3. коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (4):

(11)

где: — средняя за период сумма дебиторской задолженности (среднеарифметическая величина, рассчитанная за отчетный период по стр. 1230 бухгалтерского баланса).

4. период оборота активов (4):

(12)

где: t — календарное количество дней исследуемого периода.

5. период оборота запасов (4):

(13)

6. период оборота дебиторской задолженности (4):

(14)

7. Среднемесячная выручка (выработка) на одного работника (4):

(15)

где: ч — среднесписочная численность сотрудников в отчетном периоде.

В заключение финансового анализа необходимо произвести оценку эффективности деятельности налогоплательщика на основе расчета показателей рентабельности и экономического потенциала.

Ключевыми показателями рентабельности выступают:

1. общая экономическая рентабельность (4):

(16)

где: Prно — прибыль до налогообложения (стр. 2300 отчета о прибылях и убытках).

2. рентабельность активов (4):

(17)

3. рентабельность обычных видов деятельности:

(18)

где: Prпрод — прибыль от продаж (стр. 2200 отчета о прибылях и убытках).

4. рентабельность производства:

(19)

где: С — себестоимость продаж (стр. 2120 отчета о финансовых результатах).

5. рентабельность продаж (6):

(20)

6. предельная рентабельность:

(21)

где: ПС — полная себестоимость продаж (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 отчета о прибылях и убытках).

Представляется необходимым для расчета данного показателя в расчет принимать показатель полная себестоимость с целью получения суммы чистой прибыли, приходящейся на один рубль расходов организации по обычным видам деятельности в отчетном периоде.

7. экономический потенциал (4):

prв — валовая прибыль (стр. 2100 отчета о прибылях и убытках)

или Тр pr прод> Тр TR>Tp пc> 100%. (23)

Разработанная авторами методика финансового анализа позволит обеспечить получение адекватной оценки финансового состояния налогоплательщиков, необходимой для обеспечения эффективного отбора экономических субъектов для проведения выездных налоговых проверок в концепции повышения их результативности.

По результатам произведенных расчетов финансового состояния налоговые инспекторы должны производить ранжирование налогоплательщиков по критерию вероятности обнаружения налоговых правонарушений для обоснования необходимости проведения выездных налоговых проверок в отношении экономических субъектов.

Целесообразным представляется подход, предполагающий осуществление градации налогоплательщиков, основанный на ранжирование экономических субъектов с высоким, средним и низким уровнем вероятности обнаружения налоговых правонарушений.

Высокая вероятность может признаваться в отношении налогоплательщиков, расчетные значения показателей которых значительно отличаются от рекомендуемых значений показателей или показателей аналогичных организаций. Под высокой вероятностью могут признаваться отклонения в диапазоне от 100% до 70%.

Вероятность обнаружения налоговых правонарушений, ранжируемая как средняя, будет присвоена организациям, отчетные значения рассчитанных показателей которых отличаются от оценочных критериев на 69 — 30%.

Низкая вероятность должна признаваться в отношении налогоплательщиков, имеющих отклонение фактических показателей от рекомендуемых либо среднеотраслевых на 29 — 1%.

Заключительным этапом предпроверочного анализа выступает оформление результатов аналитических исследований. Для обеспечения высокой информативности результатов предпроверочных мероприятий представляется необходимой разработка единых подходов к структурированию выходной формы учетного документа «Реестр проверяемых налогоплательщиков», представленного в таблице.

Реестр проверяемых налогоплательщиков

Основание включения в план проверки

Вероятность обнаружения налоговых правонарушений

низкое значение коэффициента абсолютной ликвидности, неоптимальный тип финансовой устойчивости, неоптимальность показателей структуры капитала, оборачиваемости

ОАО «НижегородЭлектро Транс»

низкий уровень показателей структуры капитала и экономического потенциала, снижение показателей рентабельности в исследуемом периоде

исследуемые показатели соответствуют рекомендуемым значениям

По результатам произведенных расчетов финансового состояния произведем ранжирование налогоплательщиков по критерию вероятности обнаружения налоговых правонарушений для обоснования необходимости проведения выездных налоговых проверок в отношении экономических субъектов.

Разработанные автором концептуальные подходы к проведению предпроверочного анализа позволят обеспечить «качество» информационной базы выездных налоговых проверок, тем самым способствуя повышению результативности контрольных мероприятий и сумм налоговых доначислений.

Мизиковский Е.А., д.э.н., профессор кафедры «Бухгалтерский учет» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород;

Мизиковский И.Е., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Бухгалтерского учета» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.

источник

Проведение предпроверочного анализа является обязательным этапом выездной налоговой проверки, благодаря которому налоговые инспекторы перед посещением компании уже знают, где искать нарушения, и предполагают размер доначислений

Перед открытием выездной налоговой проверки контролеры проводят большую работу по предпроверочному анализу компании. Анализируют всю информацию, которой располагает инспекция, как внутреннюю, так и внешнюю. Получается, что инспекторы, еще не начиная выездную проверку, имеют обширные сведения о деятельности компании, ее финансовых потоках, возможных нарушениях, рентабельности, а также платежеспособности.

Выездную налоговую проверку проводят на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой службы. Срок проведения выездной проверки исчисляют со дня вынесения решения о назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Однако срок предъявления компании решения о проведении выездной налоговой проверки Налоговым кодексом не установлен (письмо Минфина России от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635).

Составление решения о проведении проверки еще не значит, что его вручат проверяемой фирме день в день. Сначала инспекторы направят запросы по интересующим контрагентам, их директорам, в нотариальные палаты и другие службы, у которых может быть полезная информация по проверяемой компании. И только когда инспектору будет необходимо попасть на территорию налогоплательщика и посмотреть или собрать необходимые документы для написания акта проверки, вручают решение о проведении проверки. Вместе с решением выставляют требование о представлении документов для проверки. Исполнить его фирма обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения (абз. 1 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). То есть, выходя непосредственно в компанию, контролеры знают, где искать нарушения, в каких суммах, какие документы нужны.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Сведения берут из налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, проведенных встречных или камеральных проверок, изучают материалы прошлых выездных проверок. В отчетности как бухгалтерской, так и налоговой особое внимание привлекут убытки компании, расхождения между данными декларации по прибыли и бухгалтерского баланса. В частности, если в бухотчетности доходы превышают доходы по налоговым данным или расходы в декларации по прибыли будут больше бухгалтерских расходов.

В ходе предпроверочного анализа также сравнят налогооблагаемые доходы в декларациях по НДС и налогу на прибыль. Насторожат значительные суммы вычетов по НДС. В каждом регионе установлена своя безопасная доля вычетов по НДС. А вот возмещение налога в любом случае будет являться одной из точек контроля.

Для предпроверочного анализа информацию также берут на просторах интернета, из жалоб сотрудников и бывших работников, конкурентов, по наводке госслужб (ПФР, ФСС России, полиции, таможни, миграционной службы, лицензирующих и регистрирующих органов и т.д.).

Выписки банка по счетам компании помогают понять, на какие расходы следует обратить особое внимание и каких контрагентов следует проверить на наличие признаков однодневки. Контролеры могут на глаз определить, каким контрагентам из выписки следует уделить особое внимание. Так, их заинтересуют фирмы, у которых пятая цифра в ИНН большая. Например, ИНН — 7725788451, из которых 77 — это регион, 25 — принадлежность к инспекции, а остальные цифры произвольны, 7 говорит о том, что компания сравнительно недавно стала на учет, а это значит, что, скорее всего, у нее не было налоговых проверок. Далее обратят внимание на сумму перечислений — обычно однодневкам перечисляют круглые суммы, например 145 000 рублей, а не 145 513,20 рубля. Смотрят назначение платежа — написано коротко или с указанием наименования товара и отсылки на договор. Первый вариант сразу попадает под контроль. Во втором варианте смотрят, перекликаются ли купленные товары с заявленной деятельностью проверяемой компании. Так, вряд ли организация по производству шин будет закупать стеклотару и т.п.

Предпроверочный анализ уделяет внимание и большинству оказываемых услуг для проверяемого налогоплательщика, поскольку фактическое оказание работ или услуг сложнее доказать, чем наличие купленного товара. Привлекут внимание и разовые сделки на крупные суммы. Особенно если их перечисляют полностью в этот же или на следующий день.

Директоров предполагаемых фирм-однодневок пригласят на опрос.

Декларации и выписки анализируют на предмет наличия скрытых доходов и завышенных сумм расходов. Кроме того, банковская выписка о компании на УСН сможет рассказать, не было ли превышения предельного размера доходов. Привлечет внимание наличие сумм с выделенной суммой НДС.

Смотрят среднемесячную зарплату, рассчитывая из справок 2-НДФЛ, сверяют их с зарплатой, указанной в размещенных открытых вакансиях. Теперь появилась возможность более детально контролировать уплату НДФЛ с различных выплат посредством нового квартального расчета 6-НДФЛ. Пригласят на опросы бывших работников для установления реальных сумм зарплат.

В случае наличия лицензируемой деятельности направят запрос о подтверждении действия лицензии, нотариальные палаты могут удостоверить наличие заверения сделки, при импорте или экспорте могут направить запросы в таможенные органы.

Может, это и покажется странным, но, выходя на проверку, контролер уже предполагает сумму, которую можно доначислить компании.

Суммы доначислений могут складываться в том числе из расхождения между отраженными доходами в бухотчетности и декларации по прибыли и декларации по НДС.

Поэтому бухгалтеру следует подготовить объяснения: например, расхождения возникают из-за различных правил учета доходов и расходов для бухгалтерских и налоговых целей либо часть оборотов не облагается НДС и т.д.

Далее смотрят отклонение показателя рентабельности фирмы от среднеотраслевых (Приложение № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Если рентабельность ниже, то чиновники рассчитывают, сколько фирме нужно доначислить, чтобы вывести ее на среднеотраслевой уровень. Так, рентабельность проданных товаров считают как отношение прибыли от продажи к себестоимости проданных товаров. Рентабельность активов — соотношение прибыли и стоимости активов организаций.

Расчет предполагаемых доначислений проводится и в зависимости от показателя налоговой нагрузки компании. Она не должна быть ниже среднего уровня по конкретной отрасли (Приложение № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Рассчитывают ее как отношение суммы уплаченных налогов и выручки компании.

Основным нарушением остаются фирмы-однодневки. Поэтому расходы, суммы НДС по предполагаемым контрагентам-однодневкам включат в доначисления в результате предпроверочного анализа. Также сюда попадут и расходы, не свойственные деятельности компании.

Благодаря проведению предпроверочного анализа налоговики избегают низкорезультативных проверок, упрощают проверку «выездникам» и уменьшают время фактического пребывания проверяющих на территории налогоплательщика.

Перед открытием выездной налоговой проверки контролеры проводят большую работу по предпроверочному анализу компании. Анализируют всю информацию, которой располагает инспекция, как внутреннюю, так и внешнюю. Получается, что инспекторы, еще не начиная выездную проверку, имеют обширные сведения о деятельности компании, ее финансовых потоках, возможных нарушениях, рентабельности, а также платежеспособности.

Выездную налоговую проверку проводят на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой службы. Срок проведения выездной проверки исчисляют со дня вынесения решения о назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Однако срок предъявления компании решения о проведении выездной налоговой проверки Налоговым кодексом не установлен (письмо Минфина России от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635).

Составление решения о проведении проверки еще не значит, что его вручат проверяемой фирме день в день. Сначала инспекторы направят запросы по интересующим контрагентам, их директорам, в нотариальные палаты и другие службы, у которых может быть полезная информация по проверяемой компании. И только когда инспектору будет необходимо попасть на территорию налогоплательщика и посмотреть или собрать необходимые документы для написания акта проверки, вручают решение о проведении проверки. Вместе с решением выставляют требование о представлении документов для проверки. Исполнить его фирма обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения (абз. 1 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). То есть, выходя непосредственно в компанию, контролеры знают, где искать нарушения, в каких суммах, какие документы нужны.

Сведения берут из налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, проведенных встречных или камеральных проверок, изучают материалы прошлых выездных проверок. В отчетности как бухгалтерской, так и налоговой особое внимание привлекут убытки компании, расхождения между данными декларации по прибыли и бухгалтерского баланса. В частности, если в бухотчетности доходы превышают доходы по налоговым данным или расходы в декларации по прибыли будут больше бухгалтерских расходов.

В ходе предпроверочного анализа также сравнят налогооблагаемые доходы в декларациях по НДС и налогу на прибыль. Насторожат значительные суммы вычетов по НДС. В каждом регионе установлена своя безопасная доля вычетов по НДС. А вот возмещение налога в любом случае будет являться одной из точек контроля.

Для предпроверочного анализа информацию также берут на просторах интернета, из жалоб сотрудников и бывших работников, конкурентов, по наводке госслужб (ПФР, ФСС России, полиции, таможни, миграционной службы, лицензирующих и регистрирующих органов и т.д.).

Выписки банка по счетам компании помогают понять, на какие расходы следует обратить особое внимание и каких контрагентов следует проверить на наличие признаков однодневки. Контролеры могут на глаз определить, каким контрагентам из выписки следует уделить особое внимание. Так, их заинтересуют фирмы, у которых пятая цифра в ИНН большая. Например, ИНН — 7725788451, из которых 77 — это регион, 25 — принадлежность к инспекции, а остальные цифры произвольны, 7 говорит о том, что компания сравнительно недавно стала на учет, а это значит, что, скорее всего, у нее не было налоговых проверок. Далее обратят внимание на сумму перечислений — обычно однодневкам перечисляют круглые суммы, например 145 000 рублей, а не 145 513,20 рубля. Смотрят назначение платежа — написано коротко или с указанием наименования товара и отсылки на договор. Первый вариант сразу попадает под контроль. Во втором варианте смотрят, перекликаются ли купленные товары с заявленной деятельностью проверяемой компании. Так, вряд ли организация по производству шин будет закупать стеклотару и т.п.

Предпроверочный анализ уделяет внимание и большинству оказываемых услуг для проверяемого налогоплательщика, поскольку фактическое оказание работ или услуг сложнее доказать, чем наличие купленного товара. Привлекут внимание и разовые сделки на крупные суммы. Особенно если их перечисляют полностью в этот же или на следующий день.

Директоров предполагаемых фирм-однодневок пригласят на опрос.

Декларации и выписки анализируют на предмет наличия скрытых доходов и завышенных сумм расходов. Кроме того, банковская выписка о компании на УСН сможет рассказать, не было ли превышения предельного размера доходов. Привлечет внимание наличие сумм с выделенной суммой НДС.

Смотрят среднемесячную зарплату, рассчитывая из справок 2-НДФЛ, сверяют их с зарплатой, указанной в размещенных открытых вакансиях. Теперь появилась возможность более детально контролировать уплату НДФЛ с различных выплат посредством нового квартального расчета 6-НДФЛ. Пригласят на опросы бывших работников для установления реальных сумм зарплат.

В случае наличия лицензируемой деятельности направят запрос о подтверждении действия лицензии, нотариальные палаты могут удостоверить наличие заверения сделки, при импорте или экспорте могут направить запросы в таможенные органы.

Может, это и покажется странным, но, выходя на проверку, контролер уже предполагает сумму, которую можно доначислить компании.

Суммы доначислений могут складываться в том числе из расхождения между отраженными доходами в бухотчетности и декларации по прибыли и декларации по НДС.

Поэтому бухгалтеру следует подготовить объяснения: например, расхождения возникают из-за различных правил учета доходов и расходов для бухгалтерских и налоговых целей либо часть оборотов не облагается НДС и т.д.

Далее смотрят отклонение показателя рентабельности фирмы от среднеотраслевых (Приложение № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Если рентабельность ниже, то чиновники рассчитывают, сколько фирме нужно доначислить, чтобы вывести ее на среднеотраслевой уровень. Так, рентабельность проданных товаров считают как отношение прибыли от продажи к себестоимости проданных товаров. Рентабельность активов — соотношение прибыли и стоимости активов организаций.

Расчет предполагаемых доначислений проводится и в зависимости от показателя налоговой нагрузки компании. Она не должна быть ниже среднего уровня по конкретной отрасли (Приложение № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Рассчитывают ее как отношение суммы уплаченных налогов и выручки компании.

Основным нарушением остаются фирмы-однодневки. Поэтому расходы, суммы НДС по предполагаемым контрагентам-однодневкам включат в доначисления в результате предпроверочного анализа. Также сюда попадут и расходы, не свойственные деятельности компании.

Благодаря проведению предпроверочного анализа налоговики избегают низкорезультативных проверок, упрощают проверку «выездникам» и уменьшают время фактического пребывания проверяющих на территории налогоплательщика.

источник

Предпроверочный анализ – это одна из распространённых форм налогового контроля, к которой ИФНС обращается в настоящем довольно часто. Инспектор собирает информацию по конкретному юридическому лицу и внимательно всё анализирует. Именно проведение предпроверочного анализа позволяет выявить самые перспективные в плане доначисления налогов фирмы.

Тщательный анализ ситуации облегчается за счёт специальных программ.

Инспекторы используют ВНП-отбор, чтобы сравнить компании между собой с одинаковым ОКВЭД по ряду показателей. Чем больше фирма выделяется, тем больше баллов в ходе такой автоматической проверки она зарабатывает. При превышении определённого порога рекомендовано назначение ВНП.

Компании также проходят через программу СУР АСК НДС-2. Она нацелена на то, чтобы обнаружить «фирмы-однодневки», уклоняющиеся от выплат НДС. После этого начинается анализ всех, с кем такая компания может быть связана. Все организации делятся на 3 группы по степени риска в зависимости от того, есть ли у них проблемы с выплатами НДС и отношения с другими подозрительными юридическими лицами.

Читайте также:  Как сделать сравнительный анализ законодательства

Анализ информации осуществляется ещё и программой АСК НДС-2. Она отслеживает цепочки НСД и ищет разрывы. Если у вашей компании обнаружится соответствующая проблема, то риск назначения ВНП возрастает.

Сведения изучаются и через комплекс АИС-налог. Он позволяет буквально за несколько кликов автоматически собрать информацию о компании по разным источникам.

Учредителей и связь между фирмами проверяют через ПК ВАИ. Благодаря роботу-помощнику отслеживаются источники получения доходов.

В процессе этой деятельности инспектор использует огромное количество источников информации о вашей компании.

Отчётность непосредственно хранится в электронном виде, так что у ФНС РФ к ней есть прямой доступ. Поэтому все подразделения налоговой инспекции могут собрать по вашей компании много сведений.

Возможно обращение в Таможенную службу. Она предоставляет данные о внешнеэкономической деятельности компании.

Инспекторам также поступает информация из МВД. Там хранится информация о правонарушениях как самой компании, так и контрагентов.

Коммерческие банки предоставляют налоговой службе информацию о состоянии счетов фирмы, о том, какие движения по ним идут.

Физические и юридические лица – это ещё один источник данных. Уволенный сотрудник вполне может пожаловаться на компанию в налоговую. ФНС РФ всегда обращают внимание на такие сообщения.

В руках у инспектора сосредоточено очень много инструментов для сбора информации по вашей фирме. Поэтому если у вас есть какие-то проблемы, то предпроверочный анализ в налоговой их выявит. А это значит, что ВНП будет с очень большой долей вероятности. И готовиться к ней лучше заранее.

Учтите, что расширенное требование предоставить большое количество документов за длительный период или по сомнительному контрагенту свидетельствует о том, что по вам проходит такая вот проверка, то есть предпроверочный анализ. Следовательно, нужно уже на этапе запроса начать предпринимать меры.

У налогоплательщика доступа к вышеперечисленным программам, естественно, нет. Но он может учесть критерии отбора компаний для камеральных и выездных налоговых проверок при предпроверочном анализе (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» в последней редакции) и оценить себя сам:

Какая у компании налоговая нагрузка? Если она ниже, чем в среднем по данному региону в рамках конкретного вида деятельности, то это плохой признак.

Показывает ли организация длительное время одни убытки?

Есть ли у вашей фирмы серьёзные суммы налоговых вычетов?

Не растут ли расходы быстрее доходов по отношению к проданной продукции?

Не ниже ли зарплата по сравнению со средними показателями рынка в конкретном регионе в данной сфере?

Не приближаются ли показатели компании постоянно к «границам» налоговых режимов?

Игнорируются ли запросы ФНС РФ?

Не появляются ли лишние, необоснованные с экономической точки зрения цепочки между контрагентами при осуществлении сделок?

Не отклоняются ли показатели рентабельности от того, что в среднем происходит на рынке?

Меняет ли компания часто своё местонахождение? Регулярная перерегистрация фирмы способна сама по себе стать причиной проведения проверки.

Не выходит ли компания постоянно в ноль?

Возникают ли другие ситуации налоговых рисков?

Вашу компанию можно проверить по всем этим вопросам. Однако те или иные нарушения у большинства фирм всё равно есть. Именно поэтому предпроверочный анализ, в частности, истребование документов является тревожным признаком: после поступления запроса нужно уже обращаться к специалистам.

Даже самым опытным профессионалам требуется время, чтобы просмотреть большой объём данных, отследить все цепочки и закрыть слабые места. Так что не откладывайте всё на последний момент!

Наши специалисты снижают вероятность проведения выездных проверок. Они создают такую картину, которая показывает: доначислить 15 миллионов рублей или больше не получится. В итоге ФНС РФ с большой долей вероятности откажется от проведения проверки. Если же становится понятно, что показать соответствующие данные невозможно, мы сразу же начинаем подготовку к выездной проверке.

Первая консультацию адвоката абсолютно бесплатна.

Привлекая юристов, вы избегаете серьёзных ошибок. Предоставление неверных данных, выдача излишне большого количества информации о себе – всё это привлекает ненужное внимание и приводит к неприятным и дорогостоящим разбирательствам. При своевременном вмешательстве мы знаем, как помочь в принципе избежать выездной проверки. А если это не получится, то как сделать так, чтобы её провели без негативных последствий для вас. Детали оговариваем лично.

источник

Все руководители компаний понимают, что выездная налоговая проверка — это очень серьёзно. Но многие до сих пор не знают, как много материала на компанию инспекция собирает ещё до проверки. Приходя в компанию, инспекторы отлично знают, в какую сторону им копать. У них есть нужная информация благодаря предпроверочному анализу .

Документ, которым оформляется результат предпроверочного анализа, разбит на блоки. Пройдёмся по ним.

Здесь собрана формальная информация — наименование, ИНН/КПП, категория, адрес регистрации и фактического расположения, режим налогообложения, структура органов управления, руководитель, главбух, фактически осуществляемые виды деятельности, коды ОКВЭД.

Здесь же — сведения о реорганизации, банкротстве, лицензиях.

В каких банках открыты счета, есть ли у компании в собственность земля, здания, транспорт (помните, как много у налоговой претензий к компаниям о том, что у их контрагентов нет в собственности транспорта?).

Интереснейший момент в этом блоке — информация о руководителе, учредителях, должностных лицах компании , их личных доходах и расходах, а также доходах и расходах членов их семей и семьи в целом . Мы все под колпаком, уважаемые бизнесмены!

Итак, налоговая знает, кто является членом семьи руководителя и учредителей и на что живут эти люди.

Также есть сведения о наличии движимого и недвижимого имущества у семьи в целом. Инспекция знает, у кого какая квартира, какой дом, какая машина и т.д.

  • структура и динамика налоговых поступлений;
  • сравнение компании с аналогичной.

Если в 2018 году компания платила, например, 10 млн руб налогов, а в 2019 вдруг начала платить 3 млн руб, то инспекция явно заинтересуется — что случилось, почему налоги упали? Нет ли схемы ?

Ещё: сравнение с аналогичной «средней» компанией — удобный инструмент оценки. Если у проверяемой компании сумма уплаченных налогов — 1 млн, а у «средней» компании по тому же региону той же отрасли — 5 млн, то будут вопросы.

Там же просчитывается и налоговая нагрузка. Представьте ход мыслей налогового инспектора, если у «средней» компании налоговая нагрузка 7,6%, а у проверяемой — 0,6%.

Анализ группы взаимосвязанных лиц, организации бизнеса, функциональная схема предприятия, схема технологического процесса, товарных, грузовых, денежных потоков

В этом блоке инспекция очень кратко анализирует, кому и за что платит проверяемая компания и кто платит ей: откуда деньги приходят в компанию и куда они уходят.

Здесь также отражена среднемесячная заработная плата и группа налогового риска, к которому отнесена компания.

Анализ результатов контрольной работы, проведенной в отношении налогоплательщика и других лиц, судебно-арбитражной практики

Здесь инспекция обобщает информацию о:

  • налоговых проверках , которые ранее уже проводились в отношении компании и их результатах;
  • контрагентах, причём у инспекции несколько источников информации о них;
  • том, как контрагенты проверяемой компании отреагировали на требование предоставить документы , если такие требования направлялись. Если контрагенты «отмолчались», дело плохо. Часто молчат именно технички;
  • допросах руководителей контрагентов;
  • анализ хозяйственных операций за два года.
  • анализ данных бухгалтерского баланса;
  • анализ данных отчёта о прибылях и убытках;
  • общий анализ доходов;
  • анализ налога на прибыль;
  • анализ НДС и т.д.

Здесь же есть выдержки из допросов директоров контрагентов.

Общие выводы по результатам предпроверочного анализа с прогнозируемыми суммами доначислений

Здесь инспекция пишет, какие доначисления она планирует осуществить после выездной проверки и какие налоги будут проверяться. А также — какие именно мероприятия будут проводиться, например:

  • истребовать у ООО [проверяемая компания] первичные документы, касающиеся взаимоотношений с ООО «Ромашка». Инспекция уже знает, по каким компаниям она будет искать;
  • изучить и сравнить счета фактуры, выставленные ООО [проверяемая компания] в адрес ООО «Ромашка»;
  • провести допрос Иванова А.А. на предмет перечисления на карту денежных средств в такие-то периоды, а также неисчисления и неуплаты налога с суммы дохода;
  • исследовать вопросы о перечислении ООО [проверяемая компания] денежных средств физическим лицами и ИП на предмет аренды транспортных средств, возможно, перечисление средств за транспортные услуги.

Оцените, насколько комплексно инспекция подходит к предпроверочному анализу. Всё учтено:

  • и контрагенты;
  • и бухгалтерский баланс;
  • и сравнение с другой «средней» компанией;
  • и движение средств по счёту;
  • и что сказали свидетели на допросах и т.д.

Вы можете спросить — а при чём тут семья руководителя/учредителей, что эти люди делают в данных предпроверочного анализа? А это, уважаемые бизнесмены, на тот случай, если компания начнёт выводить имущество и передавать его родственникам руководителей. Сделки можно оспорить и за счет этого имущества взыскать налоги.

Вы же помните, что сегодня руководитель, топ-менеджеры и учредители отвечают по долгам компании не только своим собственным имуществом, но и имуществом своей семьи?

Инспекция уже на несколько шагов впереди налогоплательщика, когда направляет ему решение о проведении выездной проверки . К этому моменту налоговая уже собрала массу информации в рамках предпроверочного анализа.

Проводя этот анализ, инспекция собирает комплексную информацию , которая поможет ей обосновать доначисления.

К моменту выхода на выездную инспекция уже знает, какие именно мероприятия налогового контроля она будет проводить : какие документы и по каким контрагентам исследовать, кого и по каким вопросам допрашивать. Вы чувствуете, насколько инспекция впереди компании?

Лучший вариант для компании, которая получила решение о проведении выездной проверки — сразу же обратиться в «Налоговые адвокаты» . Так поступил директор компании и сохранил 79 млн руб . Так же поступил директор другой компании, и мы успели подготовиться .

Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

источник

Количество выездных налоговых проверок год от года уменьшается, причем существенно. 5 лет назад их проводил порядка 45 тыс. в год, теперь же менее 14 тыс. За тот же период средняя сумма доначисления на одну проверку выросла в почти два раза: с 6,5 млн в 2012 году до 12,5 млн в 2017. Так что дело вовсе не в лояльности ФНС, а в том, что проверки стали гораздо «прибыльнее». А главное — точнее. Сегодня налоговые органы ошибаются, то есть не находят нарушений в результате ВНП, всего лишь в одном случае из 100!

Добиться этого удалось благодаря точечному подходу к отбору объектов контроля, то есть тщательному предпроверочному анализу. Именно о нем и расскажем в сегодняшней статье.

Львиная доля работы, необходимой в процессе осуществления налогового контроля, проводится в ходе предпроверочного анализа. Он представляет собой изучение информации о налогоплательщике, которая имеется в распоряжении налогового органа. В итоге аналитик ИФНС приходит к выводу относительно целесообразности проведения выездной налоговой проверки конкретного субъекта бизнеса.

Можно сказать, что цель проверочного анализа — установка двух обстоятельств:

  1. Есть ли причины для доначисления налогов, то есть допускал ли субъект налоговые нарушения?
  2. Есть ли перспективы взыскания доначисленных сумм?

Когда ответы на оба эти вопроса положительны, и предварительно рассчитанная сумма доначислений превышает определенный минимум, то принимается решение о проведении выездной налоговой проверки.

На первом этапе отбор проводится с помощью различных информационных систем и программных комплексов, которых насчитывается около двух десятков. Это, так сказатью, грубый фильтр, через который налогоплательщики пропускаются автоматически. Далее расскажем о наиболее значимых программах и базах данных.

Читайте также:  Как новорожденному сдать анализ мочи

В первую очередь, это ПИК ВНП-отбор. Программа анализирует налогоплательщика по определенным критериям и сравнивает с другими представителями бизнеса с таким же ОКВЭД. В итоге она проставляет баллы. Если баллов слишком много — «клиент» рекомендуется к ВНП.

Также внимания заслуживают две программы семейства АСК НДС, которые работают совместно: СУР АСК НДС-2 и, собственно, сам программный комплекс АСК НДС-2.

Система управления рисками АСК НДС-2 автоматически распределяет все компании и ИП в три группы:

  1. Низкорисковые. Уплачивают НДС, не имеют дел с однодневками, располагают необходимыми ресурсами для бизнеса.
  2. Высокорисковые. Уплачивают мало НДС либо не платят его вовсе, имеют связи с подозрительными контрагентами и не имеют ресурсов.
  3. Средний риск. Все субъекты бизнеса, которые не попали в перечисленные выше категории.

Высокие технологии помогают ФНС отбирать налогоплательщиков для проведения выездных проверок

АСК НДС-2, которой запуганы все плательщики НДС, сопоставляет данные по сделке, указанные в отчетах покупателей и продавцов. Они попадают в декларации из счетов-фактур. Цель состоит в анализе цепочек НДС и поиске разрывов. При обнаружении расхождений система требует у налогоплательщиков пояснений.

Уже в 2018 году будет внедрено новое поколение комплекса — АСК НДС-3. Система даст проверяющим еще больше возможностей.

В итоге субъекты попадают в ту или иную группу. И если это не категория с низким риском, то далее работать с потенциальным проверяемым будет уже аналитик.

В своей работе аналитик, впрочем, также использует информационные системы. В частности, «Налог 3», в которой содержится досье налогоплательщика. Комплекс дает представление о том, как движутся денежные средства по его счетам, помогает анализировать имущество компании, а также ее собственников и руководства. В отношении физических лиц подлежат анализу не только их доходы и личное имущество, но и активы их близких родственников.

Цель такого анализа — установить, можно ли взыскать потенциально доначисленные суммы. Делается вывод о том, ведет ли компания реальную деятельность. Если ведет, значит, с нее можно что-то взять.

Еще одна небезынтересная программа — ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации). Она помогает выявить взаимозависимости лиц, источники их доходов и другие сведения.

После того как все технические возможности исчерпаны, аналитик переходит к «ручному» анализу потенциального проверяемого.

Цель работы на этом этапе — найти операции, в результате которых налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду. Работа ведется по двум направлениям:

  1. Поиск подозрительных контрагентов. Речь о сотрудничестве с однодневками для «обналички» или применении серых схем налоговой оптимизации.
  2. Поиск подконтрольных лиц — компаний и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также признаков дробления бизнеса.

Применяя такие механизмы, недобросовестные налогоплательщики уходят от уплаты НДС и занижают налог на прибыль.

Ручной анализ позволяет исследовать операции налогоплательщика и найти среди его контрагентов однодневки и подконтрольные лица

Однако «ручной» анализ тоже предполагает использование программ и баз данных. Так, для поиска ненадежных контрагентов применяется ПИК «Однодневка». Это база, в которой собраны компании с признаками анонимных структур. С ее помощью аналитики выясняют, нет ли среди контрагентов потенциально проверяемого лица таких организаций. Если таковые будут найдены, на следующем этапе проверяются уже их контрагенты и так далее. В итоге выявляется вся сеть проблемных компаний, с которыми имел дело налогоплательщик. Проанализировав сделки с ними, аналитик определяет примерно сумму к доначислению.

Таким образом, в результате анализа делаются два вывода:

  1. Налогоплательщик определенно участвовал в серых схемах, а значит, ему есть что доначислить.
  2. При проведении выездной проверки нужно двигаться именно в сторону взаимодействия субъекта с однодневками и зависимыми лицами.

Упомянем и специальные системы проверки контрагентов, которые налоговики тоже используют в своем анализе. Они позволяют на основе открытых данных устанавливать взаимосвязи между лицами через руководство, собственников, адреса и прочие реквизиты.

При анализе открытых источников специалисты ИФНС могут не только искать упоминания о налогоплательщике и его собственниках в СМИ и интернете, но и посещать личные страницы представителей руководства (владельцев) в соцсетях, смотреть фото с корпоративов и так далее. Сами бизнесмены зачастую подставляют свои компании и увеличивают риски ВНП собственными неосторожными высказываниями.

Например, упоминание бизнесменом о своем холдинге или группе компаний может указывать на наличие сети подконтрольных организаций. А значит, может иметь место дробление бизнеса либо применение прочих не совсем белых схем налоговой оптимизации.

Весьма показателен анализ картотеки арбитражных дел. По статистике, в качестве одной из сторон арбитражного процесса никогда не выступала лишь малая часть субъектов бизнеса — порядка 5%. А значит, большинство налогоплательщиков, которые реально ведут деятельность, есть в базе данных арбитража. Соответственно, если контрагент налогоплательщика в этой базе отсутствует, то, вероятнее всего, он является однодневкой.

Банки активно сотрудничают с ФНС — это ни для кого не секрет. И помогают они налоговикам не только тем, что блокируют счета и отказывают в проведении операций «подозрительным» налогоплательщикам. Но и тем, что по запросам предоставляют информацию о движении денежных средств обслуживаемых компаний и ИП.

В ходе анализа инспекторы запрашивают в банках сведения о счетах самого субъекта и его сомнителных контрагентов. В особенности если это индивидуальные предприниматели.

Пример. Компания совершает периодические платежи в адрес ИП. Выписка по счету предпринимателя говорит о том, что он все полученные средства переводит на личный счет. Вывод: операции между компанией и ИП могут носить транзитный характер.

Чтобы проверить это предположение, аналитик запросит в банках, обслуживающих счета компании и предпринимателя, информацию по IP и MAC адресам. Нередко выясняется, что соответствующие адреса совпадают. Это говорит о том, что управление счетами организации и ИП осуществляется с одного компьютера, то есть эти бизнес-структуры подконтрольны одному лицу. А значит, есть шанс исключить платежи в адрес ИП из состава расходов компании. Соответственно, можно будет доначислить налог на прибыль.

Банки предоставляют ФНС информацию о своих клиентах по запросам

Причем запросы в банк могут быть сделаны как по активным, так и по недействующим счетам. Таким образом, закрытие счета компании или ИП в данном примере бизнесмена, которому принадлежат эти структуры, не спасет.

Запросы могут направляться налоговиками не только в банки, но и государственные службы, например, ГИБДД или Росреестр. Цель очевидна — выяснить состав имущества, которое принадлежит руководству компании, собственникам и их близким. Делается это для того, чтобы оценить реальность взыскания доначислений. Однако есть еще одна цель — сопоставить доходы упомянутых лиц с уровнем жизни. Явный диссонанс может свидетельствовать о том, что на каком-то этапе бизнес-процессов (до налогообложения) деньги из компании попросту выводятся.

Такая работа подразумевает анализ ответов на запросы и пояснений, которые налогоплательщик направлял в ИФНС. Это стало возможно также благодаря высоким технологиям. Раньше эти данные предоставлялись на бумаге и пылились на полках архива. Теперь же это часть АИС «Налог-3», то есть информация в электронном виде, которую можно извлечь в любой момент.

Нельзя не упомянуть и о других критериях, которые имеют существенное, а иногда и решающее, значение в вопросе о проведении ВНП.

В первую очередь, это размер бизнеса. Субъекты, выручка которых менее 100 млн рублей в год, мало интересуют налоговые органы. Почему? Ответ вытекает из следующего критерия — это показатель эффективности налогового инспектора по ВНП. Речь о том, что сумма доначислений, ради которых стоит затевать выездную проверку, должна быть не менее определенного минимума:

  • для Москвы — 11 млн рублей;
  • для других крупных городов России — 5 млн рублей.

Если сумма потенциального доначисления ниже, то ВНП, скорее всего, проводить пока не будут — это попросту невыгодно бюджету. Но это не значит, что о налогоплательщике забудут — за ним будут пристально наблюдать.

Чтобы налоговый орган решил провести ВНП, предполагаемая сумма доначислений должна быть весьма внушительной

Есть еще один критерий, который можно даже назвать главным. Мы о нем уже неоднократно упоминали — это реальность взыскания доначисленных сумм налогов. Если в результате анализа выясняется, что с субъекта нечего взять, то смысла проводить ВНП нет. Именно поэтому аналитики тщательно исследуют активы не только компании, но и связанных с ней лиц — подконтрольных структур, собственников, руководителей, а также членов их семей.

Пара слов об одном распространенным мифе — о критерии трех лет. У бизнесменов ест уверенность, что проверка грядет не ранее, чем через 3 года. Якобы до этого опасаться нечего, а через 3 года фирму можно и закрыть. Это заблуждение может дорого обойтись. Не стоит забывать, что декларация по НДС сдается каждый квартал. И если налоговики увидят предпосылки для доначисления, ждать «положенные» 3 года они не станут.

Более того, закрыв организацию через 3 года и зарегистрировав новую, бизнесмен лишь убеждает налоговые органы в своей недобросовестности. Подобные схемы легко прослеживаются через передачу новому лицу активов, контрактов, сотрудников. Судебная практика показывает, что такую «новую» организацию не составит труда привлечь к ответственности за налоговые долги «старой» компании.

Пропустив налогоплательщика через фильтр информационных систем и обработав вручную, аналитик делает выводы о целесообразности проведения ВНП. Причем от него требуется не просто выдать положительное решение (если есть к тому предпосылки), но и раскрыть информацию:

  • о сумме минимального доначисления по НДС и налогу на прибыль;
  • о мероприятиях, которые следует провести в отношении налогоплательщика при подготовке к выездной проверке;
  • о том, что следует делать в рамках самой ВНП — какие мероприятия проводить, какие документы запрашивать у контрагентов и так далее.

Итогом проведения предпроверочного анализа является документ — заключение. Оно состоит из 6 частей. С его содержимым можно познакомиться в следующей таблице.

Примерное содержание

Основная информация о налогоплательщике

  • формальные, то есть название, адрес, дата регистрации и так далее;
  • об учредителях, в том числе их участии в других организациях;
  • о получаемых доходах и их источниках;
  • об аффилированных лицах;
  • о составе имущества самой организации и ее учредителей, руководства

Оценка финансово-хозяйственной деятельности

  • данных бухгалтерской и налоговой отчетность, их динамики;
  • состава задолженности;
  • структуры затрат;
  • налоговой базы по прямым и косвенным налогам;
  • имущественных налогов

Оценка по 12-ти критериям риска

Результаты анализа по критериям из Приказа ФНС от 30.05.07г. №ММ-3-06/333. Среди них уровень налоговой нагрузки, убытки, значительные суммы вычетов, выплата ЗП ниже среднего по отрасли, низкая рентабельность, сотрудничество с однодневками, непредставление пояснений по требованию ИФНС и некоторые другие

Сведения из информационных и иных источников

Информация, полученная о налогоплательщике как из открытых источников (СМИ, интернет), так и из специальных поисково-информационных комплексов и аналитических инструментов

Сведения о проведенных мероприятиях НК

  • о камеральных и выездных проверках, произведенных ранее;
  • о движении денежных средств — информация поступает из банков;
  • о встречных проверках контрагентов первого и второго звена

Результативная часть

  • имеет ли смысл проведение выездной проверки;
  • какие мероприятия необходимо провести в ее рамках;
  • какой состав проверяющих назначить, включать ли в их число представителей правоохранительных органов;
  • какова сумма потенциальных доначислений;
  • насколько реально будет их взыскать

Итак, из всего сказанного выше можно сделать такие выводы:

  1. Если вам назначили выездную проверку, то с вероятностью 99% у вас найдут нарушения и доначислят налоги.
  2. Скорее всего, сумма доначисления будет более 5 млн рублей для крупных российских городов и 11 млн рублей для Москвы. Также эта сумма практически на 100% будет выше минимума для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.
  3. C большой долей вероятности налоговый орган уже знает, за счет чего сможет взыскать доначисленные суммы. Это могут быть активы не только самой организации, но и связанных с ней лиц.

источник