Меню Рубрики

Какие финансовые анализы существуют у предприятия

  • Экономический анализ
  • Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • Экономические показатели

Финансовое состояние предприятия — это движение денежных потоков, обслуживающих производство и реализацию его продукции.

Между развитием производства и состоянием финансов существует и прямая, и обратная зависимость.

Финансовое состояние хозяйствующей единицы находится в прямой зависимости от объемных и динамических показателей движения производства. Рост объема производства улучшает финансовое состояние предприятия, а его сокращение, напротив, ухудшает. Но и финансовое состояние в свою очередь влияет на производство: замедляет его, если ухудшается, и ускоряет, если увеличивается.

Чем выше темпы роста производства на предприятии, тем выше выручка от реализации продукции, а следовательно, и прибыль.

Прибыль — это разница между выручкой от реализации и текущими затратами.

Рентабельность — это отношение прибыли к текущим затратам.

Прибыль и рентабельность — два взаимодополняющих показателя, которые комплексно оценивают финансовое состояние предприятия.

Другие индикаторы финансового состояния предприятия показатели имущества, оборотных средств, платежей, расчетов.

Финансовые трудности предприятия возникают в связи с отсутствием средств, недоступностью кредитов, сокращением сроков их предоставления.

Соотношение темпов производства и финансового состояния предприятия

Выручка от реализации продукции формирует прибыль, которая является основным показателем финансового состояния предприятия. Прибыль — финансовый критерий эффективности функционирования отдельных предприятий. Если предприятие убыточно, т. е. выручка от реализации продукции не покрывает текущих затрат, то отсутствие в ее хозяйственной деятельности такого показателя, как прибыль, означает, что финансовое состояние предприятия плохое и требует конструктивных изменений.

Прибыль — не универсальный показатель финансового состояния хозяйствующей единицы. Для более комплексной оценки финансового состояния предприятия применяется показатель доли прибыли в текущих затратах, т. е. рентабельность. Прибыль и рентабельность в комплексе дают достаточную картину финансового состояния предприятия. Другие дополняющие показатели: оценка имущества, оборотных средств, платежей расчетов.

Финансовые трудности предприятий возникают не только в связи с отсутствием средств на стадии расчетов, но и из-за трудностей сбыта, ведущих к затовариванию (неликвидность реализуемой продукции) и омертвлению крупных сумм оборотных средств.

Состояние платежей и расчетов в реальном секторе экономики характеризуется такими показателями, как общая задолженность предприятий, кредиторская задолженность, дебиторская задолженность, их соотношение, просроченная задолженность предприятий по банковским кредитам; неплатежи в бюджет; взаимные неплатежи предприятий.

Смысл финансового анализа — в оценке и прогнозировании финансового состояния предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности.

Основные задачи финансового анализа:

  • оценка финансового состояния предприятия;
  • определение влияния факторов на выявленные отклонения по показателям;
  • прогнозирование финансового состояния предприятия;
  • обоснование и подготовка управленческих решений по улучшению финансового состояния предприятия.

Различают внутренний и внешний финансовый анализ.

Внутренний финансовый анализ осуществляется работниками предприятия. Внешний финансовый анализ (аудит) определяется интересами сторонних пользователей и проводится по публикуемым данным финансовой отчетности.

Финансовая устойчивость предприятия — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде.

Даже при хороших финансовых результатах предприятие может испытывать трудности, если оно нерационально использовало свои финансовые ресурсы, вложив их в сверхнормативные производственные запасы или допустив большую дебиторскую задолженность. Положительным фактором для финансовой устойчивости является наличие источников формирования запасов, а отрицательным — величина запасов, то есть основными способами выхода из неустойчивого и кризисного состояний будут пополнение источников формирования запасов, увеличение доли собственных средств, оптимизация их структуры, а также обоснованное снижение уровня запасов. Важнейшим этапом анализа финансовой устойчивости является определение наличия и динамики собственных оборотных средств и их сохранности.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятия в условиях рынка требуется стабильное получение выручки в достаточных размерах, чтобы расплатиться с текущими долгами, то есть в основе финансовой устойчивости предприятия лежит его платежеспособность. Однако она не является достаточным условием для его устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе. Для успешного развития предприятия необходимо, чтобы после выполнения всех обязательств у него оставалась прибыль, позволяющая развивать производство.

Финансовое состояние предприятия — это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к погашению долговых обязательств и саморазвитию на фиксированный момент времени.

Таким образом, финансовое состояние организации характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов).

Устойчивое финансовое состояние является необходимым условием эффективной деятельности фирмы. Финансовое состояние предприятий (ФСП), его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, и в первую очередь — от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия.

Анализ финансового состояния фирмы включает блоки представленные на рис 3.

Рис. 3 Основные блоки анализа финансового состояния предприятия

Для оценки финансовой устойчивости фирмы необходимо определить, имеет ли она необходимые средства для погашения обязательств; как быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги; насколько эффективно используются имущество, активы, собственный и заемный капитал и т.п. Следовательно, основной целью анализа финансового состояния предприятия являются изучение и оценка обеспеченности субъектов хозяйствования экономическими ресурсами, выявление и мобилизация резервов их оптимизации и повышения эффективности использования.

Финансовая устойчивость организации определяется уровнем ее финансовой независимости и уровнем ее платежеспособности.

Уровень финансовой независимости определяется соотношением различных статей и разделов актива и пассива бухгалтерского баланса организации.

Анализ структуры пассива баланса позволяет установить причины финансовой неустойчивости организации, приведшие к ее неплатежеспособности. Это может быть как нерациональное использование собственного капитала (источников собственных средств) организации, так и высокая доля заемных источников средств (заемного капитала), привлекаемых для финансирования хозяйственной деятельности организации.

Собственные оборотные средства постоянно находятся в распоряжении организации и формируются за счет собственных ресурсов (главным образом за счет прибыли). Заемные оборотные средства — это кредиты и займы, кредиторская задолженность и прочие пассивы. Эффективная работа организации достигается, если максимальные результаты имеют место при наименьших затратах. Минимизация затрат достигается, прежде всего, оптимизацией структуры источников формирования оборотных активов организации, т.е. наиболее целесообразным сочетанием собственных и заемных пассивов.

  • абсолютная финансовая устойчивость;
  • нормальная устойчивость финансового состояния, обеспечивающая платежеспособность организации;
  • неустойчивое финансовое состояние;
  • кризисное финансовое состояние.

В основе устойчивости финансового состояния организации лежит соотношение между стоимостью материально-производственных запасов и источниками их формирования (собственными и заемными). Если обеспеченность названных запасов источниками — это сущность финансовой устойчивости, то платежеспособность — это внешнее проявление финансовой устойчивости.

В таблице 4.1 приведена характеристика типов финансовой устойчивости предприятия.

Типы финансовой устойчивости предприятия

Абсолютная финансовая устойчивость.

Имеет место, если величина материально-производственных запасов меньше суммы собственных оборотных средств и банковских кредитов под эти товарно-материальные ценности (с учетом кредитов под товары отгруженные и части кредиторской задолженности, зачтенной банком при кредитовании);

Нормальная финансовая устойчивость.

Выражается равенством между величиной материально-производственных запасов и суммой собственных оборотных средств и вышеназванных кредитов (включая кредиторскую задолженность, зачтенную банком при кредитовании);

Неустойчивое финансовое положение.

Может привести к нарушению платежеспособности организации. Однако в этом случае сохраняется возможность восстановления равновесия между платежными средствами и платежными обязательствами за счет использования в хозяйственном обороте организации источников средств, ослабляющих финансовую напряженность (временно свободных средств резервного капитала, специальных фондов, то есть фондов накопления и потребления, превышения непросроченной кредиторской задолженности над дебиторской, банковских кредитов на временное пополнение оборотных средств).

Кризисное финансовое состояние.

При данном состоянии организация находится на грани банкротства. В этом случае величина материально-производственных запасов больше суммы собственных оборотных средств и вышеназванных кредитов банка (включая кредиторскую задолженность, зачтенную банком при кредитовании).

Тип финансовой устойчивости Используемые источники покрытия затрат Краткая характеристика
Собственный оборотный капитал плюс долгосрочные кредиты Нормальная платежеспособность; эффективная производственная деятельность
Собственный оборотный капитал плюс долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы Нарушение платежеспособности; привлечение заемных средств; возможность улучшения ситуации
Все возможные источники покрытия затрат Предприятие неплатежеспособно и находится на грани банкротства

Одним из важнейших критериев оценки финансового состояния организации является ее платежеспособность. В практике анализа различают долгосрочную и текущую платежеспособность. Под долгосрочной платежеспособностью понимается способность предприятия рассчитываться по своим обязательствам в долгосрочной перспективе.

Способность организации рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам принято называть текущей платежеспособностью. Иначе говоря, организация считается платежеспособной, когда она в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, используя оборотные активы.

На текущую платежеспособность организации непосредственное влияние оказывает ликвидность ее оборотных активов (возможность преобразовать их в денежную форму или использовать для уменьшения обязательств).

Коэффициент капитализации, или коэффициент соотношения привлеченных (заемных) и собственных средств (источников). Он представляет собой отношение всего привлеченного капитала к собственному и определяется по следующей формуле:

  • Привлеченный капитал (сумма итогов второго и третьего разделов пассива баланса «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства») / cобственный капитал (итог первого раздела пассива «Капитал и резервы»).

Этот коэффициент дает представление о том, каких источников средств у организации больше — привлеченных (заемных) или собственных. Чем больше данный коэффициент превышает единицу, тем больше зависимость организации от заемных источников средств. Критическое значение данного показателя составляет 0,7, Если коэффициент превышает эту величину, то финансовая устойчивость организации представляется сомнительной.

Коэффициент маневренности (мобильности) собственного капитала (собственных средств) исчисляют по следующей формуле:

Собственные оборотные средства (итог первого раздела пассива баланса «Капитал и резервы» минус итог первого раздела актива «Внеоборотные активы») делить на cобственный капитал (итог первого раздела пассива баланса «Капитал и резервы»).

Этот коэффициент показывает, какая часть собственных средств организации находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Нормативное значение коэффициента маневренности составляет 0,2 — 0,5.

Коэффициент финансовой устойчивости выражает удельный вес тех источников финансирования, которые данная организация может использовать в своей деятельности длительное время, привлеченных для финансирования активов данной организации наряду с собственными средствами.

Коэффициент финансовой устойчивости исчисляется по следующей формуле:

Собственный капитал прибавить долгосрочные кредиты и займы делить на валюту (итог) баланса.

Если у данной организации отсутствуют долгосрочные заемные источники средств, то величина коэффициента финансовой устойчивости будет совпадать с коэффициентом автономии (финансовой независимости).

Коэффициент финансирования показывает, какая часть деятельности организации финансируется за счет собственных источников средств, а какая — за счет заемных. Этот показатель исчисляется по следующей формуле:

Собственный капитал делить на заемный капитал.

Значительное уменьшение величины этого показателя свидетельствует о возможной неплатежеспособности организации, так как большая часть ее имущества сформирована за счет заемных источников средств.

Коэффициент заемных средств (коэффициент концентрации привлеченного капитала) показывает удельный вес кредитов, займов и кредиторской задолженности в общей сумме источников имущества организации. Величина этого показателя не должна быть более 0,3.

Коэффициент структуры долгосрочных вложений показывает соотношение между долгосрочными пассивами (обязательствами) и долгосрочными (внеоборотными) активами:

Долгосрочные обязательства (второй раздел пассива баланса) Внеоборотные активы (первый раздел актива баланса)

Следующий показатель — коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств — определяется так:

Долгосрочные обязательства (итог второго раздела пассива баланса) делить на Долгосрочные обязательства + собственный капитал (сумма итогов первого и второго разделов пассива баланса).

Этот коэффициент характеризует удельный вес долгосрочных источников средств в общей сумме постоянных пассивов организации.

Коэффициент структуры привлеченного капитала выражает долю долгосрочных пассивов в общей сумме привлеченных (заемных) источников средств:

Долгосрочные обязательства (итог второго раздела пассива баланса) делить на привлеченный капитал (сумма итогов второго и третьего разделов пассива баланса).

Коэффициент покрытия инвестиций характеризует долю собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме активов организации:

Долгосрочные обязательства (второй раздел пассива) прибавить собственный капитал (первый раздел пассива) делить на валюту (итог) баланса.

В западной практике принято считать, что нормативное значение этого коэффициента составляет 0,9, критическим признается его снижение до 0,75.

В финансовом анализе часто находит применение уже рассмотренный коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами, показывающий, какая часть оборотных активов организации была сформирована за счет собственных источников средств.

Нормативное значение этого показателя должно составлять не менее 0,1.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами показывает, в какой степени запасы товарно-материальных ценностей сформированы за счет собственных источников и не нуждаются в привлечении заемных. Этот показатель определяется по следующей формуле:

Собственные источники средств минус внеоборотные активы делить на материально-производственные запасы(из второго раздела актива).

Нормативное значение этого показателя должно составлять не менее 0,5. Другим показателем, характеризующим состояние оборотных активов, является коэффициент соотношения материально-производственных запасов и собственных оборотных средств. Он, по существу, является обратным по отношению к предыдущему показателю:

Нормативное значение этого коэффициента — больше единицы, а с учетом нормативного значения предыдущего показателя не должно превышать двух.

Важным показателем является коэффициент маневренности функционального капитала (собственных оборотных средств). Он может быть определен по следующей формуле:

Денежные средства прибавить краткосрочные финансовые вложения делить на собственные источники средств минус внеоборотные активы.

Этот показатель характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг, то есть в форме оборотных активов, обладающих максимальной ликвидностью. У нормально работающей организации данный показатель варьируется в пределах от нуля до единицы.

Индекс постоянного актива (коэффициент соотношения внеоборотных и собственных средств) — это коэффициент, выражающий долю внеоборотных активов, покрываемых источниками собственных средств. Он определяется по формуле:

Внеоборотные активы делить на собственные источники средств.

Примерное значение этого показателя составляет 0,5 — 0,8. Важным показателем финансовой устойчивости является коэффициент реальной стоимости имущества. Этот показатель определяет, какую долю в стоимости имущества организации составляют средства производства. Он исчисляется по следующей формуле:

Суммарная стоимость основных средств, сырья, материалов, полуфабрикатов, незавершенного производства делить на общую стоимость имущества организации (валюта баланса).

Все компоненты, включенные в числитель данной формулы, представляют собой средства производства, необходимые для осуществления основной деятельности организации, т.е. ее производственный потенциал. Поэтому данный коэффициент отражает долю в составе активов того имущества, которое обеспечивает основную деятельность организации (т.е. выпуск продукции, производство работ, оказание услуг).

Нормальным считается такое значение данного показателя, когда реальная стоимость имущества составляет более половины общей стоимости активов.

Показателем, выражающим финансовую устойчивость организации, является также коэффициент соотношения оборотных (текущих) активов и недвижимого имущества. Он исчисляется по следующей формуле:

Оборотные активы (второй раздел актива баланса) делить на недвижимое имущество (из первого раздела актива баланса).

В качестве минимального нормативного значения этого показателя может быть взята величина 0,5. Более высокое его значение свидетельствует о повышении производственных возможностей данной организации.

Показателем финансовой устойчивости является также коэффициент устойчивости экономического роста, исчисляемый по следующей формуле:

Чистая прибыль минус дивиденды, выплаченные акционерам делить на cобственный капитал.

Этот показатель характеризует стабильность получения прибыли, остающейся в организации на ее развитие и создание резервов.

Кроме того, определяется коэффициент чистой выручки по следующей формуле:

Чистая прибыль плюс амортизационные отчисления делить на выручка от реализации продукции, работ, услуг.

Этот показатель выражает удельный вес той части выручки, которая остается в распоряжении данной организации (т.е. чистой прибыли и амортизационных отчислений).

Важным этапом анализа финансовой устойчивости организации является оценка ее кредитоспособности. Под кредитоспособностью понимают имеющиеся у организации возможности своевременного погашения (возврата) полученных кредитов и займов, а также уплаты процентов за пользование ими в установленные сроки.

Кредитоспособность организаций-ссудозаемщиков определяется по ряду показателей: ликвидность организации, удельный вес собственного капитала (собственных источников средств), рентабельность.

В зависимости от значений этих показателей и отрасли, к которой относится данная организация, последняя может быть отнесена к одному из следующих типов:

  1. тип кредитоспособных организаций, у которых высокий уровень ликвидности и обеспеченности собственными средствами;
  2. тип организаций, у которых имеет место достаточная степень надежности;
  3. тип некредитоспособных организаций, имеющих неликвидные балансы или низкую обеспеченность собственными средствами.

Для оценки кредитоспособности организации-ссудозаемщика вначале следует провести анализ ее финансового состояния. После этого и принятия решения о возможности предоставления организации кредита рассчитывается коэффициент чистой выручки, выражающий долю прибыли и амортизационных отчислений в каждом рубле выручки от реализации продукции, работ, услуг (без налога на добавленную стоимость). Полученное значение этого показателя можно распространить на предполагаемое поступление выручки в будущем. Это позволит определить возможный срок погашения кредитов и займов, так как числитель этого коэффициента, то есть прибыль и амортизация, представляет собой величину потенциального источника погашения кредитов и займов.

При заключении между банком и организацией кредитного договора определяется наращенная сумма долга, включающая в себя сумму выдаваемого кредита и проценты за пользование им. Наращенная сумма долга определяется по следующей формуле:

Где S — наращенная сумма долга;

(1 + n· i) — множитель наращения;

n — срок, на который выдается кредит;

i — ставка процента за кредит.

Наращенная сумма долга (S) должна быть обеспечена величиной источника погашения кредита (Rn) за тот срок, на который выдается кредит. Следовательно, если Rn>S, то организация-ссудозаемщик является кредитоспособной. Если же величина Rn недостаточна для погашения наращенной суммы долга, то есть Rn См.далее:

  • Ликвидность предприятия

источник

Внутренняя и внешняя предпринимательская среда изменчива, поэтому способность фирмы поддерживать свою платежеспособность и финансовую устойчивость может многое сказать о ее перспективах. Экономика и бизнес требуют точности в числовом выражении и не терпят субъективных и художественных описаний. Для выявления истинного положения дел и был создан финансовый анализ. Он беспристрастный и четкий, потому что имеет отношение к цифрам и показателям. Финансово грамотный человек должен отличать прибыльную компанию от неприбыльной, если намеревается зарабатывать деньги в сфере бизнеса и инвестиций.

Финансовый анализ — это оценка экономического здоровья любой компании. Изучаются финансовые показатели, коэффициенты, рейтинги и мультипликаторы и на их основе делается вывод о финансовом состоянии организации.

Кому может понадобиться финансовый анализ? Например, высшему руководству компании. Или инвесторам, которые хотят изучить стоит ли вкладывать в нее деньги. Даже банкам, которые принимают решение о том, предоставлять ли этой организации кредит. Компания также может выложить свои акции на фондовую биржу и для этого тоже понадобится понять ее финансовое состояние.

Многие заинтересованы в финансовом анализе конкретной компании, потому что иногда даже сами руководители не понимают, что дела очень плохи. Все может выглядеть просто прекрасно на данном этапе, однако во многих случаях простой анализ может показать, что уже через год-два компания станет банкротом. Поэтому так важен анализ, потому что он помогает увидеть то, чего не способны глаза.

В этом уроке мы рассмотрим ситуации, при которых у человека есть доступ ко всей возможной информации компании. Но не каждый человек имеет доступ к истинному положению дел в организации, в которую он хочет вложить деньги или сотрудничать с ней. Для этого можно использовать косвенные источники информации. Конечно, этого не всегда будет достаточно, однако кое-какие выводы вы сделать сможете. Вашему вниманию предлагаются такие инструменты как:

  • Курсы валют.
  • Состояние экономики, финансового сектора, политическое и экономическое состояние.
  • Курсы ценных бумаг, доходность по ценным бумагам.
  • Показатели финансового состояния других компаний.

Это так называемые внешние данные и они могут стать вашим инструментом для оценки перспективности своих инвестиций. Например, если вы захотели купить акции какой-то компании, а доступа к бухгалтерской отчетности у вас нет, то приведенные выше показатели могут частично помочь вам.

Приступим непосредственно к финансовому анализу. У него есть свои цели и задачи, в которых раскрываются все существующие инструменты. Рассмотрим, какие задачи стоят перед финансовым анализом и какие инструменты для этого потребуются.

На экономическом языке «прибыльность» понимается как «рентабельность», поэтому мы в дальнейшем будем оперировать именно этим термином. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам и потокам. Показатели рентабельности часто выражаются в процентах.

Осознайте разницу между доходом и прибылью. Доход — это все средства, которые вы получаете от своей деятельности. Прибыль — это финансовый результат. То есть если вы выручили 500 долларов от продажи товаров, то это ваш доход. Товары эти вы где-то брали или изготавливали и они обошлись вам в 300 долларов. Значит ваша прибыль — 200 долларов.

Показателей рентабельности может быть достаточно много. Рассмотрим самые важные из них:

  • Рентабельность реализованной продукции. Это отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции. Если ваша прибыль 1000 долларов, а себестоимость продукции, которую вы продали — 800 долларов, то этот показатель высчитывается так: (1000/800)*100% 125%. Надеемся, подобные математические вычисления вы производите без калькулятора.
  • Рентабельность активов. Отражает эффективность использования активов компании для генерации прибыли. То есть вы можете узнать насколько эффективно используете активы своей компании. Если вы получили за месяц прибыли на 1000 долларов, а средняя стоимость ваших активов 2000 долларов, то этот показатель высчитывается так: (1000/2000)*100% 50%.
  • Рентабельность собственного капитала. Это отношение прибыли к среднему за период размеру собственного капитала. Предположим, за месяц вы заработали 5000 долларов и при этом в среднем в месяц вкладываете 1000 долларов собственного капитала. Тогда этот показатель вы рассчитаете так: (5000/1000)*100% 500%. Очень хороший показатель. Правда он может быть не очень объективным и ничего не скажет о положении дел вашей компании, если вы не будете высчитывать и другие показатели.

Коэффициенты финансовой устойчивости предприятия — это показатели, которые наглядно демонстрируют уровень стабильности предприятия в финансовом плане.

Коэффициент финансовой независимости — это финансовый коэффициент, равный отношению собственного капитала и резервов к сумме активов предприятия. Для этого используется бухгалтерский баланс этой организации. Этот показатель отображает долю активов организации, которые покрываются за счет собственного капитала. Данный коэффициент нужен банкам, выдающим кредиты. Чем выше он, тем с большей вероятностью банк даст кредит вашей компании, потому что вы сможете погасить долг своими активами. Помните, мы уже говорили о том, что банк считает ваши пассивы своими активами? В данном случае разница в том, что активы компании просто необходимы, потому что без большинства из них она просто не сможет функционировать.

Коэффициент финансовой зависимости — это показатель, который является противоположностью коэффициенту финансовой независимости. Он показывает в какой степени компания зависит от внешних источников финансирования. Этот показатель также необходим банкам для принятия решения по выдаче кредита.

Платежеспособность — это способность компании к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом или договором. Неплатежеспособность же наоборот показывает неспособность компании оплатить обязательства перед кредитором. Может стать причиной банкротства.

Анализ ликвидности активов (имущества) высчитывает показатель, который указывает, насколько быстро активы организации могут быть проданы, если она не сможет погасить свои долги по кредиту.

Это комплекс приемов и методов разработки и оценки целесообразности осуществления инвестиций с целью принятия инвестором эффективного решения.

На основе такого анализа руководство принимает решение, будет ли компания вкладываться в краткосрочные и долгосрочные инвестиции. Одни инвестиции более выгодны, чем другие, поэтому задача состоит еще и в том, чтобы найти наиболее эффективные. Для этого используется несколько инструментов: дисконтированный период окупаемости, чистая приведенная стоимость, внутренняя форма доходности и индекс рентабельности инвестиций.

Дисконтированный период окупаемости (DPP) характеризует изменение покупательной способности денег, стоимость которых, как мы помним, снижается со временем. Вы, как инвестор, должны знать, через какой срок начнете получать доход со своих инвестиций и привести эту сумму в соответствие с настоящим моментом. Иногда даже нет смысла инвестировать, потому что это либо не окупится, либо окупится минимально.

В интернете вы можете найти калькулятор расчета дисконтированного периода окупаемости, поэтому тут формулу приводить не будем. К тому же она достаточно сложна. Если говорить просто, то, например, вы или ваша компания вкладываете инвестицию в размере 50 тысяч долларов. Каждый год, скажем, вы будете получать по 15 тысяч долларов дохода. Вводите эти данные в калькулятор вместе с другими показателями и получаете, к примеру, 3 с половиной года. То есть через 3 с половиной года ваши инвестиции начнут вам приносить реальную чистую прибыль с учетом инфляции.

Существует инструмент под названием чистая приведенная стоимость (NPV). Это текущая стоимость инвестиционного проекта, определенная путем учета всех текущих и будущих поступлений при соответствующей ставке процента. Если этот показатель является положительным, то в проект можно инвестировать средства.

Чистую приведенную стоимость можно использовать не только при инвестициях, но и в бизнесе. При помощи этого инструмента компания может рассчитать целесообразность расширение своей продукции. Здесь все точно так же: если этот показатель положительный, то расширять продукцию стоит.

Третий инструмент называется внутренней нормой доходности (IRR) и он тоже используется как в бизнесе, так и при оценке целесообразности инвестиционных проектов. Этот показатель вы тоже можете рассчитывать в онлайне. Если вы получили нулевое значение, то вы только отобьете свои сложения, но не более того. Чем выше показатель внутренней нормы доходности, тем лучше.

Индекс рентабельности инвестиций (PI) — показатель эффективности инвестиции, представляющий собой отношение дисконтированных доходов к размеру инвестиционного капитала. Его еще иногда называют индексом доходности или индексом прибыльности.

Как показывает история, очень часто за несколько месяцев до банкротства никто в компании даже не подозревает о наступлении краха компании. Все внешне идет хорошо и нет никаких предпосылок думать, что что-то пойдет не так.

По каким же критериям оценивают вероятность банкротства? С некоторыми показателями мы уже познакомились:

  1. Коэффициент текущей ликвидности.
  2. Коэффициент финансовой зависимости.
  3. Коэффициент восстановления платежеспособности.
  4. Коэффициент автономии.
  5. Покрытие постоянных финансовых расходов.

Этот анализ важен для банков, выдающих кредит. Они часто анализируют вероятность банкротства и выдают или не выдают кредит в зависимости от результатов. Также такие показатели важны акционерам, инвесторам и партнерам этой компании, потому что они должны понимать что вкладывают деньги в перспективное предприятие. Конечно эту информацию они должны искать сами, потому что сама компания будет скрывать ее или перекрывать к ней доступ.

Это может пригодиться тем, кто хочет купить готовый бизнес. Бизнесмен нанимает финансового аналитика, который производит все расчеты — рекомендуемую стоимость бизнеса и потенциальный доход предприятия через определенный период времени. Если же инвестор нанимает финансового аналитика, то для него прежде всего важно понять одну простую вещь — соответствует ли указанная стоимость его инвестиционным интересам.

Это очень сложная работа. Средний отчет по анализу рыночной стоимости бизнеса занимает около 300 страниц.

Существует три подхода к оценке стоимости бизнеса: доходный, расходный и сравнительный. Его, кстати, используют и перед приобретением недвижимости.

Чем больше доход, который приносит компания, тем больше величина его рыночной стоимости. Но при этом важными факторами являются продолжительность периода получения дохода, а также степень и вид рисков при этом. Учитывается также последующая перепродажа бизнеса — если выясняется, что это вполне вероятно, то это еще один плюс при его покупке.

Суть расходного подхода в том, что сначала оцениваются и суммируются все активы предприятия (здания, машины, оборудования), а затем из этой суммы вычитаются обязательства. Полученная цифра показывает стоимость собственного капитала предприятия.

Сравнительный (рыночный) подход основан на принципе замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие организации. Обычно при этом подходе две компании сравнивать сложно в виду некоторых отличий, поэтому необходимо провести корректировку данных. Собирается вся возможная информация о компании, которую есть возможность приобрести и идет сравнение с похожей на нее организацией.

При сравнительном подходе используются методы рынка капитала, сделок, отраслевых коэффициентов (рыночного мультипликатора).

Метод рынка капитала ориентирован на оценку предприятия как действующего, который и дальше предполагает функционировать. Он базируется на ценах фондового рынка.

Метод сделок используется в том случае, когда инвестор намерен закрыть предприятие или же существенно сократить объемы производства. Поэтому этот метод опирается на прецедент — случаи продажи аналогичных предприятий.

Метод рыночного мультипликатора ориентирован на оценку предприятия как действующего, которое и дальше будет функционировать. Наиболее часто используются такие оценочные мультипликаторы как цена/валовые доходы, цена/чистая прибыль, цена/денежный поток.

Все три подхода связаны между собой, потому что ни один из них в отдельности не может служить объективным фактором. Поэтому рекомендуется использовать все подходы. Некоторые компании предоставляют свои услуги по оценке стоимости бизнеса, однако эти услуги достаточно дороги.

Руководство компании должно определить, какие источники более выгодны и доступны для них. Важно также определить, на какой срок брать кредит и стоит ли вообще. Должно быть больше собственных или заемных средств? Когда стоит выходить со своими акциями на фондовую биржу?

В четвертом уроке мы с вами изучили несколько источников дохода для обычного человека. В этом случае речь идет об этом же. Есть много способов, при этом все они достаточно рискованны. Поэтому банки первым делом смотрят, какие у компании существуют активы, чтобы при случае долг будет погашен именно из них.

Точка безубыточности (BEP) — объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Ее еще иногда называют критической точкой или CVP-точкой.

Точка безубыточности рассчитывается в единицах продукции, в денежном выражении или с учетом ожидаемого размера прибыли.

Точка безубыточности в денежном выражении — это такая минимальная величина дохода, при которой полностью окупаются издержки.

BEP TFC/(C/P), где TFC – величина постоянных издержек, P – стоимость единицы продукции (реализация), C- прибыль с единицы продукции без учета постоянных издержек.

Точка безубыточности в единицах продукции — такое минимальное количество продукции, при котором доход от реализации этой продукции полностью перекрывает все издержки на ее производство.

BEP TFC/C TFC/(P-AVC), где AVC – величина переменных издержек на единицу продукции.

Мы просто не можем пройти мимо фондовой биржи и некоторых показателей, имеющих отношение к мировой экономике.

Фондовая биржа — это финансовый институт, обеспечивающий регулярное функционирование рынка ценных бумаг. Некоторые фондовые биржи являются реальными местами (Нью-Йоркская фондовая биржа), другие же чисто виртуальными (NASDAQ).

Зачем какой-либо компании размещать свои акции на бирже? Есть много причин, но самая главная в том, что это позволит компании получить большой доход от проданных акций. Минус в том, что такая компания частично теряет независимость. Например, Сергей Брин и Ларри Пейдж до последнего оттягивали размещение акций Гугла на фондовой бирже и применяли разные стратегические уловки. По законодательству они были вынуждены это сделать, поэтому Пейдж и Брин нашли выход: акции имели два класса — А и В. Первый был привилегированным и предназначался только для работников компании, второй же класс несколько ограничен и продается любому желающему.

Зачем какому-либо человеку покупать акции? Он может получить большую прибыль, а также участвовать в управлении этой компании. Минус в том, что он может потерять много своих денег, если дела у компании будут плохи. Истории известны тысячи случаев, когда люди прогорали именно в игре на фондовой бирже.

Существуют однако и те, кто становился миллиардером, играя на бирже. Это мог быть гений вроде Баффета или просто случайный инвестор, которому невероятно повезло. Некоторые люди пользуются инсайдерской информацией. Например, когда акции выкладываются на фондовую биржу преуспевающей компанией, цены на одну акцию достаточно высоки. Предположим, что в скором времени эта компания хочет сменить руководство — тогда стоимость акции пошла бы вниз. Однако глава компании публично не говорит об этом, а также может не сказать о существенных проблемах компании. Одно это уже является уголовно наказуемым преступлением, а если такая информация передается крупному будущему акционеру (который хочет спекулировать на этих акциях), то наказание может ждать и его. Утаивание информации — одна из форм лжи.

  1. NYSEEuronext. Это группа компаний, образованная в результате слияния крупнейшей в мире Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) и Европейской биржи Euronext.
  2. NASDAQ. Эта биржа специализируется на акциях высокотехнологичных компаний. На ней размещены акции 3200 компаний.
  3. Токийская фондовая биржа. Биржа входит в Федерацию фондовых бирж Азии и Океании. Стоимость всех ценных бумаг, торгующихся на Токийской фондовой бирже, превышает 5 трлн долларов.
  4. Лондонская фондовая биржа. Официально основана в 1801 году, однако фактически ее история началась в 1570 году, когда была построена Королевская биржа. Для того, чтобы компания могла разместить свои акции на этой бирже, ей нужно выполнить несколько условий: иметь рыночную капитализацию не менее 700 тысяч фунтов стерлингов и раскрыть финансовую, коммерческую и управленческую информацию.
  5. Шанхайская фондовая биржа. Капитализация рынка акций составляет 286 миллиардов долларов, а количество компаний, разместивших свои акции — 833.
  6. Гонконгская фондовая биржа. Имеет капитализацию 3 триллиона долларов США.
  7. Фондовая биржа Торонто. Объем капитализации 1,6 триллионов долларов.
  8. Бомбейская фондовая биржа. Имеет капитализацию в 1 триллион долларов, а количество компаний, разместивших свои акции — около 5 тысяч.
  9. Национальная фондовая биржа Индии. Вторая фондовая биржа из этой страны.
  10. Фондовая биржа Сан-Паулу. Крупнейшая фондовая биржа в Латинской Америке.

Как вы видим, фондовые биржи как правило развиты в тех странах, которые и сами по себе имеют мощнейшую экономику. В этом списке может немного удивить двойное присутствие Индии, однако для людей, интересующихся экономикой, это не новость.

Пришла пора познакомиться с индексом Доу-Джонса (Dow Jones Industrial Average). Вы поймете, как он прост, что значит и как его интерпретировать.

Промышленный индекс Доу-Джонса охватывает 30 крупнейших компаний Америки. Приставка «промышленный» является данью истории, потому что на данный момент многие из компаний, входящих в индекс, не принадлежат к этой отрасли. Сейчас при расчете индекса применяют масштабируемое среднее — сумма цен делится на определенный делитель, который постоянно меняется. С некоторыми поправками можно сказать, что этот индекс является средним арифметическим цен акций 30 американских компаний.

Вы можете спросить, какое отношение индекс Доу-Джонса имеет к финансовому анализу? Дело в том, что этот индекс неофициально называют показателем состояния экономики США и всего мира. Конечно это косвенный показатель, но весьма красноречивый. Если 30 ведущих компаний США находятся в кризисе, значит и вся экономика тоже. Чем выше индекс, тем лучше состояние экономики.

Исторического минимума в процентном соотношении этот индекс достиг в «черный понедельник» 1987 года. Это повлекло за собой огромные потери и на других биржах — австралийской, канадской, гонконгской, великобританской. Что самое любопытное, никаких видимых причин для обвала не было. Это событие поставило под сомнение многие важные предположения, лежащие в основе современной экономической науки. Также сильные провалы были зафиксированы во время Великой Депрессии и мирового кризиса 2008 года.

Исторический же максимум был достигнут недавно — 19 мая 2015 года.

Названия всех тридцати компаний приводить не будем, приведем лишь десять наиболее интересных и знакомых каждому.

Десять компаний, входящих в индекс Доу-Джонса:

  1. Apple. Компания вошла в индекс всего лишь в 2015 году.
  2. Coca-Cola. Вошла в индекс в 1987 году.
  3. Microsoft. Вошла в индекс в 1999 году.
  4. Visa. Вошла в индекс в 2013 году.
  5. Wal-Mart. Вошла в индекс в 1997 году.
  6. WaltDisney. Вошла в индекс в 1991 году.
  7. Procter&Gamble. Вошла в индекс в 1932 году.
  8. McDonald’s. Вошла в индекс в 1985 году.
  9. Nike. Вошла в индекс в 2013 году.
  10. Intel. Вошла в индекс в 1999 году.

Компании постоянно вытесняют друг друга из этого списка. Например, в 2015 году Apple вытеснила крупнейшую телекоммуникационную корпорацию AT&T.

Некоторые экономисты считают, что лучший показатель американской экономики — S&P 500. Это фондовый индекс, в корзину которого включено 500 избранных акционерных компаний США.

Оба индекса популярны и представляют собой барометр американской экономики. Теперь этим инструментом вооружены и вы.

В этом уроке мы рассмотрели много инструментов для финансового анализа.

В следующем уроке мы поймем, как формируется финансовое мышление и что нужно сделать, чтобы оставить старую манеру мыслить и приобрести новую. Много людей без финансового образования получают миллионы просто потому, что их либо с детства обучали финансовому мышлению, либо же они сами доходили до понимания финансов. Это навык и ему можете обучиться и вы.

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

источник

Из этой статьи вы узнаете:

  • Кто осуществляет финансово-хозяйственный анализ предприятия
  • В чем специфика финансового анализа
  • Где содержится информация для финансового анализа
  • Как проводится финансовый анализ
  • Каковы методы финансового анализа
  • Какие коэффициенты чаще всего используются в финансовом анализе в России и мире

Успешное развитие любой компании в долгосрочной перспективе зависит от умения руководителя вовремя выявить и качественно устранить имеющиеся проблемы. Финансовый анализ предприятия успешно решает эту задачу, так как его цель — выявить все слабые места в бизнесе.

В рыночной экономике важно формировать как публичную финансовую (бухгалтерскую) отчетность, адресованную внешним партнерам, так и отчеты по управлению, на основе которых менеджеры компании принимают решения по регуляции бизнес-процессов.

Анализ хозяйственной деятельности компании — один из элементов бухучета в широком смысле. На основе вида отчетности, на который опираются при оценке деятельности фирмы, выделяют финансовый и управленческий анализ.

Анализ и финансовая диагностика предприятия — это процессы, которые проводят не только руководство и специализированные отделы в компании, но и:

  1. Учредители и инвесторы, которые хотят оценить, насколько эффективно распределяются ресурсы.
  2. Банковские учреждения — оценивают условия кредитования и риски.
  3. Поставщики, надеясь своевременно получать платежи.
  4. Налоговые службы, которые стремятся выполнять план поступления денег в бюджет, и т. д.

В зависимости от этих параметров анализ финансового состояния предприятия бывает внутренним и внешним.

Организация финансового анализа предприятия внутреннего типа — обязанность специализированных отделов компании. Опираясь на результаты такого аудита, специалисты планируют, контролируют и прогнозируют финансовое развитие бизнеса. Внутренний анализ финансовых результатов предприятия проводят с единственной целью — для обеспечения планомерного поступления финансовых средств и распределения собственных денежных активов и займов так, чтобы получить максимальный доход и исключить возможность банкротства.

Внешний анализ выполняют инвесторы, поставщики материальных и финансовых ресурсов, контролирующие органы. На основе финансового анализа предприятия составляют публикуемые отчеты. Такой анализ проводят, чтобы определить, можно ли выгодно вложить средства, обеспечив себе максимальную прибыль и исключив вероятность убытков.

Внешний финансовый анализ предприятия обладает следующими отличительными чертами:

  • В рамках него изучают многочисленные субъекты и носители информации о деятельности компании;
  • финаудит ставит перед собой разнообразные цели и интересы аналитических субъектов;
  • включает в себя типовые методики, стандарты учета и отчетности;
  • ориентирован исключительно на внешнюю отчетность;
  • его задачи ограничены, если используется лишь внешняя отчетность;
  • результаты анализа о состоянии компании максимально открыты для пользователей информации.

Анализ и оценка финансового состояния предприятия — процедура, в рамках которой изучают финансовое состояние и основные результаты экономической деятельности для определения резервов увеличения его рыночной цены и обеспечения качественного развития в будущем.

Финансовая отчетность на предприятии — это предоставление данных о работе, экономическом состоянии и переменах в бизнесе. Эта информация полезна довольно большому количеству пользователей, принимающих экономические решения.

При анализе финансовой отчетности используют финансовые отчеты, подготовленные компаниями, в сочетании с другими данными. Эта процедура нужна для оценки прошлых, действующих и перспективных показателей, а также финансового положения предприятия для обоснования решений, касающихся кредитования, инвестирования и прочих экономических действий.

Оценивая финансовые отчеты, аналитики обычно дают обоснование экономическому решению.

Примеры подобных решений состоят из:

  • оценки рациональности приобретения акций для их включения в инвестиционный портфель;
  • оценки слияния или покупки компании-кандидата;
  • оценки дочернего предприятия или операционного отдела материнской организации;
  • принятия решения о совершении венчурного инвестирования или другого вида частного вложения средств;
  • оценки кредитоспособности предприятия, запросившего кредит;
  • расширения кредита клиенту;
  • экспертизы соблюдения соглашений по кредитам или прочих договорных обязательств;
  • присвоения рейтинга задолженности фирмы или облигаций выпуска;
  • оценки ценной бумаги для принятия инвестиционных рекомендаций другими участниками рынка;
  • прогнозирования дальнейшей чистой прибыли и финансовых потоков;
  • разработки рекомендаций для управленческого звена компании, которые полностью отвечают текущим возможностям и нуждам фирмы;
  • определения вариантов совершенствования финансового положения компании за счет мобилизации резервов и оптимизации управления ее денежными активами.

Если говорить в общем, аналитики преследуют главную цель — изучение эффективности и финансового положения предприятия, прогноз будущих результатов и экономической устойчивости. Кроме того, их интересуют параметры, от которых зависит дальнейшая работа фирмы.

Анализ эффективности бизнеса может состоять из оценки прибыльности (возможности заработать на реализации продуктов и услуг) и определения способности финансовых потоков производить прибыль (возможности генерировать финансовые поступления выше выплат финансовых средств).

Чтобы объективно судить об экономическом состоянии фирмы, нужно знать, как соотносятся ее активы и пассивы, то есть денежные средства и источники их поступления. Финансовый анализ предприятия проводят, чтобы оценить качество его экономического состояния, изучить причины, по которым оно улучшилось или ухудшилось в течение конкретного временного отрезка, а также подготовить рекомендации относительно того, как предприятию стать более экономически устойчивым и платежеспособным. Чтобы решить все эти задачи, изучают динамику абсолютных и относительных финансовых параметров фирмы.

Формируют следующие аналитические блоки:

  • структурный анализ активов и пассивов;
  • анализ финансовой стабильности;
  • анализ платежеспособности (ликвидности);
  • анализ необходимого прироста собственных средств.

Выполняя финанализ, специалист будет постоянно опираться на финансовую отчетность организации, финансовые примечания, графики получения новых сведений и ряд других информационных источников.

Чтобы провести финансовый или кредитный анализ предприятия, аналитику предстоит собрать большой информационный пласт. Характер этой информации может быть разным, в зависимости от задачи. Но обычно здесь требуются экономические данные, информация о сфере деятельности предприятия, а также сведения об аналогичных компаниях, которые можно соотнести с изучаемым объектом.

Основную часть этих данных предприятие будет брать из внешних источников. Здесь, к примеру, потребуется экономическая статистика, отчетность отраслевых профессиональных изданий и баз данных, где есть сведения о конкурирующих предприятиях. Сама фирма предоставляет какие-то основные элементы информации для анализа в своей финансовой отчетности, пресс-релизах, в средствах массовой информации и веб-трансляциях.

Финансовая отчетность — это результат бухгалтерских записей, при которых фиксируется хозяйственная деятельность предприятия. В отчетах отражена информация, которую могут использовать инвесторы, кредиторы, аналитики и другие лица, заинтересованные в деятельности и экономическом состоянии предприятия.

Вот основная финансовая отчетность, которую анализируют специалисты:

Финансовый анализ баланса предприятия отражает его текущее экономическое состояние. Отчет об изменениях капитала — дополнительные сведения, касающиеся изменений в финансовом состоянии. В качестве дополнения к финотчетам предприятие может предоставлять и другие сведения, полезные аналитику:

  • пояснения к отчетам;
  • отчет стороннего аудитора.

2. Отчет об итогах финансовой деятельности.

Это источник данных о результатах экономической деятельности предприятия за конкретный временной отрезок. В отчете указывают, какой доход фирма получила за обозначенный период, какие понесла затраты в связи с операциями, выполненными для получения дохода.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

Финансовую отчетность предоставляют на консолидированной основе. Это значит, что в ней отражают доходы и расходы дочерних фирм под контролем материнского предприятия. Отчет о финансовых результатах иногда называют отчетом о деятельности или отчетом о прибылях и убытках.

Главное уравнение, положенное в основу отчета о доходах, — это:

Доходы – расходы = чистая прибыль (финансовый результат за конкретный период в совокупности)

Анализируя финотчет, вы должны рассмотреть скорость поступления доходов и несения затрат, а потом ответить на следующие вопросы:

  • Есть ли взаимосвязь между колебанием доходов и изменением проданных единиц и расценок или этими обстоятельствами в некой совокупности?
  • Эффективно ли управление расходами?
  • Как организация работает в сравнении с другими предприятиями этой же сферы?

3. Бухгалтерский баланс (также его называют отчетом о финансовом положении/состоянии предприятия).

Раскрывает сведения о финансовом состоянии предприятия через анализ его ресурсов и источников их финансирования — как своих, так и займов. Три элемента баланса взаимосвязаны по части бухгалтерии — в бухгалтерском уравнении:

Активы = Обязательства + Капитал собственников

(то есть активы в общей сумме должны уравновешиваться аналогичной суммой по обязательствам и капиталу собственников)

При этом три элемента балансового уравнения можно сформулировать и как собственный капитал:

Активы – Обязательства = Капитал владельцев

Если аналитик опирается на баланс и анализирует финотчет, то может ответить на вопросы:

  • Достаточно ли ликвидна компания (может ли отвечать по краткосрочным обязательствам), улучшилось ли ее состояние?
  • Достаточно ли устойчива (располагает ли достаточным объемом ресурсов для того, чтобы покрыть все обязательства)?
  • Какую финансовую позицию занимает по отношению к отрасли в общем?

4. Отчет о движении финансовых потоков.

Безусловно, финотчет и баланс позволяют компании оценивать свою производительность и экономическое положение. Но и финансовый поток — тоже очень важный аспект для успешной деятельности бизнеса в долгосрочной перспективе.

Что называют финансовой гибкостью? Умение быстро избегать возникающих финансовых рисков и использовать свои возможности. В отчете о движении средств все денежные потоки предприятия включают в операционную, инвестиционную и финансовую деятельность.

Из отчета о движении финансовых средств можно узнать и еще об одном показателе деятельности — способности получать финансовые потоки от работы. Идеальный вариант для аналитика — когда он видит, что позитивный денежный поток главным образом генерирует операционная деятельность (а не инвестиционная или финансовая).

5. Отчет об изменениях капитала.

Отчет о результатах финансовой деятельности, бухгалтерский баланс и отчет о движении финансов — ключевые отчетные финансовые документы. Именно их используют, чтобы оценивать эффективность и экономическое состояние предприятия.

Есть и четвертый отчетный документ. Его называют и отчетом об изменениях капитала, и отчетом об изменениях капитала собственников, и заявлением акционерного капитала, и отчетом о нераспределенной прибыли. Этот отчет предназначен прежде всего для того, чтобы собственники бизнеса вовремя узнавали об изменениях в инвестиционной сфере, а аналитик понимал, как изменился собственный капитал в балансе.

6. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету об экономических результатах.

Предприятия могут дополнять свои финотчеты пояснениями к бухгалтерскому балансу. Например, финансовые пояснения могут более детально раскрывать предыдущие формы отчетности или давать дополнительные сведения о таких показателях, как:

  • приобретения для бизнеса;
  • судебное производство;
  • опционы на акции и прочие планы поощрения сотрудников;
  • крупные заказчики;
  • финансовые показатели за квартал.

Помимо этого, в пояснениях могут содержаться сведения о методиках и приемах, используемых для создания финотчетов. Возможность сопоставить отчеты — критически важное требование, обязательное к соблюдению в том случае, если нужен объективный финансовый анализ предприятия.

Финотчет сопоставим тогда, когда информацию можно измерить и отобразить аналогично. Благодаря сопоставимости аналитик выявляет и прогнозирует реальные отличия между компанией и ее конкурентами.

7. Отчет аудитора.

Нередко финотчеты предприятия проверяет независимая бухгалтерская компания, а после рассмотрения озвучивает свои выводы. Проверка может потребоваться на основании договора между участниками, в связи с законодательными требованиями или на основании нормативного акта.

8. Другие информационные источники.

Предприятия также сообщают о текущей ситуации в бизнесе на своих официальных сайтах, в пресс-релизах, деловых СМИ. Когда аналитик проводит финансовый анализ предприятия, то изучает все источники сведений о бизнесе, в том числе данные извне, затрагивающие экономическую деятельность изучаемой организации и ее конкурентов.

Сведения, касающиеся экономических показателей, отрасли деятельности и конкурентов, полезны при анализе экономических параметров предприятия, оценке его положения и прогнозе дальнейшего развития.

Аналитики работают в разных направлениях. Так, фондовые аналитики в первую очередь оценивают потенциальные доли инвестиций, чтобы установить, перспективно ли конкретное вложение и какая цена покупки является подходящей. Кредитные аналитики анализируют кредитоспособность предприятия и решают, нужен ли кредит, и в течение какого времени, и можно ли присвоить кредитный рейтинг.

Нередко аналитики решают и иные задачи, например оценивают, эффективно ли работает дочернее предприятие, смотрят на прямые инвестиции или находят акции, переоцененные для целей принятия короткой позиции.

Остановимся на общих правилах, по которым анализируют финотчеты. Эти принципы можно использовать для решения абсолютно разных задач.

1. Формирование цели и контекста анализа.

До того, как проанализировать тот или иной показатель, определите, зачем вы это делаете. Очень важно понимать цели анализа финансовой отчетности, поскольку методик его проведения много, а непосредственно при изучении отчетов затрагивается большой информационный пласт.

Если какие-то из задач анализа сформулированы четко, аналитик может не озвучивать цель финансового анализа предприятия. Допустим, анализировать инвестиционно-деловой портфель или отчет аналитика по рынкам акций по тому или иному предприятию можно лишь в соответствии с законодательными нормами. То есть правила зафиксированы в нормативно-правовых актах, таких как, допустим, Методические указания по анализу финансового положения компаний. Помимо этого, в законодательных актах РФ может быть сказано о формате, процедурах и/или информационных источниках.

Чтобы решить другие аналитические задачи, аналитик должен четко сформулировать цель финансового анализа предприятия и принять дополнительные решения. От цели исследования зависят последующие решения, касающиеся подходов, инструментов, источников информации, форматов, которые нужно соблюдать при оформлении результатов аудита, а также относительной важности разных аспектов исследования.

Топ-5 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

2. Сбор данных.

На этом этапе аналитик получает сведения, опираясь на которые может ответить на определенные вопросы. Ключевой момент на этом этапе — понимание деятельности предприятия, денежных показателей и финансового состояния (в том числе тенденций в течение продолжительного временного отрезка и в сравнении с конкурентами).

Если проводится исторический анализ финансового состояния предприятия, зачастую данных по отчетам уже достаточно.

Допустим, чтобы изучить множество альтернативных компаний с конкретным минимальным показателем рентабельности, достаточно одних только показателей финотчетов. Но чтобы решить более глубокие вопросы, например понять, почему и как одно предприятие действовало хуже или лучше конкурентов, нужны дополнительные сведения.

Для статистического прогноза дальнейшего развития фирмы исторические данные предприятия выступают в роли только одной информационной составляющей. Но если аналитик понимает экономические условия и ситуацию в вашей отрасли, то он сможет делать более точный прогноз относительно доходов фирмы.

3. Обработка данных.

Получив необходимые финотчеты и другие данные, аналитик обрабатывает их, используя соответствующие инструменты. Так, при обработке информации специалист может:

  • рассчитывать коэффициенты или темпы роста;
  • выполнять горизонтальный и вертикальный анализ финансовых отчетов;
  • составлять диаграммы;
  • проводить статистический анализ, например регрессии или моделирования по методу Монте-Карло;
  • оценивать долевое участие;
  • анализировать чувствительность;
  • использовать какие-либо другие аналитические инструменты или сочетать доступные и соответствующие целям методики изучения состояния фирмы.

Комплексный финансовый анализ предприятия на этой ступени подразумевает:

  • изучение и оценку финотчетов для каждого анализируемого предприятия. Здесь изучают бухучет, использованные инструменты (к примеру, при формировании данных о доходах в отчете о финансовых результатах), принятые операционные решения, способные влиять на сформированные отчеты (например, лизинг в сравнении с покупкой оборудования);
  • необходимые корректировки отчетов для облегчения сопоставления, когда неоткорректированные результаты исследований изучаемых предприятий отражают отличия в стандартах бухучета, операционных решениях и т. д.;
  • подготовку или сбор данных отчетов и финансовых коэффициентов (которые показывают разные аспекты корпоративной эффективности и выявляются на основании элементов финансовой отчетности предприятия).

4. Анализ/интерпретация обработанных данных.

После обработки данных вы переходите на следующую ступень, важную в любом анализе. Речь идет об интерпретации информации на выходе. Ответить на четкий вопрос финанализа редко можно в форме одного числа. В основе ответа на аналитический вопрос лежит интерпретация результатов расчета показателей. Ее используют для формирования выводов и рекомендаций. Цель финансового анализа предприятия может заключаться в получении ответов на определенные аналитические вопросы. Но обычно аналитик делает заключение или дает рекомендацию.

Допустим, анализ акций логично завершается решением о покупке, удержании, продаже ценной бумаги или заключении о цене доли акций. Чтобы подтвердить подобное решение, эксперт может предоставить такие сведения в виде целевого значения показателя, относительной эффективности, ожидаемой эффективности в будущем при сохранении текущего стратегического положения предприятия, качества управления или любой другой информации, важной для принятия решения.

5. Разработка и представление выводов и рекомендаций (например, с аналитической отчетностью).

Следующий этап анализа — составление заключения или рекомендаций в установленной форме. Эта форма может меняться с учетом задачи анализа, компании или ЦА.

Так, отчет инвестиционного аналитика включит в себя:

  • итоги и инвестиционное заключение;
  • бизнес-резюме;
  • риски;
  • оценку;
  • исторические и другие данные.

6. Последующие меры.

Формирование отчета — далеко не последний этап процедуры. В случае инвестирования в акции или присвоении кредитного рейтинга периодически исследовать объект финанализа нужно для того, чтобы оценить актуальность первоначального заключения и рекомендаций.

Если вы отказываетесь от инвестирования, дальнейший аудит не обязателен. Но при этом он помогает понять, эффективен ли финансовый анализ предприятия (допустим, если непринятая инвестиция перспективна). Дальнейшие действия в рамках анализа могут включать в себя все вышеупомянутые этапы.

Выделяют 6 основных методов финанализа предприятия:

Метод 1. Горизонтальный анализ.

В этом случае эксперты изучают динамику отдельных экономических показателей в ходе работы компании. Одновременно рассчитывается скорость роста отдельных показателей финансовой отчетности за конкретные отрезки времени. Помимо этого, выявляют общие тенденции в их изменении.

В сфере финансового менеджмента, как правило:

  • отслеживают динамику данных за отчетный отрезок времени и сопоставляют их с показателями последующего периода (месяца, квартала, года);
  • анализируют динамику данных за отчетный период и сопоставляют их с аналогичными показателями за прошлый год (это делают в организациях, занимающихся сезонной деятельностью);
  • оценивают динамику данных за конкретные прошедшие временные отрезки и выявляют тенденции их изменения.

Метод 2. Вертикальный анализ.

Здесь структурно разлагают отдельные показатели финансовой отчетности предприятия. В рамках такого анализа эксперты рассчитывают удельный вес отдельных структурных элементов агрегированных финансовых показателей.

Используют чаще всего следующие варианты вертикального структурного анализа:

  • структурный анализ активов — результаты применяют при оптимизации их состава;
  • структурный анализ капитала — результаты используют при оценке эффекта от финансового левериджа для расчета средневзвешенной стоимости капитала и оптимизации структуры источников формирования заемных финансовых средств;
  • структурный анализ денежных потоков — в данном случае аналитики выделяют и исследуют денежные потоки, которые генерирует операционная, финансовая и инвестиционная деятельность предприятия.

Метод 3. Трендовый анализ.

Рассчитывают относительные отклонения за конкретные периоды (несколько лет или кварталов) от уровня базисного срока. Цель анализа — сформировать возможные значения показателя в будущем, то есть спрогнозировать деятельность на дальнейший период.

Метод 4. Анализ относительных показателей.

Эксперты рассчитывают отношение между отдельными позициями отчета или позициями различных форм отчетности, выявляя взаимосвязанные показатели.

Метод 5. Сравнительный анализ.

В этом случае сопоставляют друг с другом отдельные группы аналогичных показателей. Результаты сравнительного финанализа работы компании позволяют понять, насколько существенны абсолютные и относительные отклонения сравниваемых параметров.

  • финансовые показатели данного предприятия и среднеотраслевых компаний (для оценки конкурентной позиции фирмы и выявления резервов оптимизации эффективности ее деятельности);
  • показатели предприятия и компаний-конкурентов (для выявления слабых мест в работе изучаемой фирмы и определения необходимых мероприятий, которые позволили бы усовершенствовать ее конкурентные показатели);
  • данные отдельных элементов в структуре и подразделениях данного предприятия (мы имеем в виду «центры ответственности») для выявления внутренних резервов, которые позволили бы сделать работу компании более эффективной;
  • отчетные и плановые (нормативные) финансовые показатели (положенные в основу контроля текущей деятельности компании).

Метод 6. Факторный анализ.

Этот вид анализа еще называют интегральным. Здесь изучают влияние отдельных причин (факторов) на конечный результат. Яркий пример интегрального анализа — трехфакторная модель Дюпона, предусматривающая разложение коэффициента рентабельности активов как показателя на самостоятельные финансовые коэффициенты, формирующие его и образующие единую систему.

Данный показатель — произведение коэффициента рентабельности реализации товара на количество оборотов (коэффициент оборачиваемости) активов.

Ра = Ррп + КОа = (Чистая прибыль / Выручка) * (Выручка / Активы)

Факторный финансовый анализ предприятия включает в себя ряд элементов:

SWOT — это аббревиатура из первых букв объектов, которых касается анализ. S — Strengths (анализ финансовых показателей предприятия позволяет понять сильные стороны бизнеса), W — Weaknesses (слабые стороны), O — Opportunities (возможности развития), T — Threats (угрозы для развития).

В рамках SWOT-анализа в первую очередь изучают слабые и сильные стороны финансовой деятельности предприятия и выявляют потенциальную способность внешних факторов в отдельности воздействовать на бизнес в дальнейшем.

Объектно-ориентированная система интегрального анализа формирования чистой прибыли компании, при которой используется компьютерная техника и соответствующий пакет прикладных программ.

При SWOT-анализе показатель чистого дохода выражен как совокупность первичных финансовых блоков, которые взаимодействуют друг с другом и моделируют «группы» элементов, способные напрямую влиять на получение предприятием прибыли. Пользователь может сам немного откорректировать систему, опираясь на специфику фирмы. При необходимости можно расширять или углублять анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

  • Система портфельного анализа, или система «прибыль — риск» по портфелю инвестиций, помогающая повысить отношение уровня доходов к уровню риска. Таким образом формируется качественный портфель (из определенных ценных бумаг).
  • Метод финансовых (или относительных) коэффициентов. Большинство экспертов считают именно этот метод анализа основным. При его использовании рассчитывают отношения показателей финансовой отчетности. Это связано с тем, что при расчете относительных показателей применяют вышеуказанные методы (нередко аналитики используют «метод в методе», то есть при помощи одного подхода реализуют другой).
  • Аналитическая ценность финансовых коэффициентов подтверждается тем, что их широко используют во всем мире. На Западе есть специализированные издания, в которых опубликованы статистические сводки по данным показателям. Создано множество фирм с узкой специализацией, информационных агентств, которые занимаются оценкой экономического положения предприятий, используя коэффициенты, а затем продают эту информацию. Эта работа довольно проста при наличии нужной информации и достаточного количества свободного времени.

    Все коэффициенты финанализа делят на 4 обширные категории показателей:

    1. Ликвидность (краткосрочная платежеспособность).

    Рассчитав коэффициенты ликвидности, вы можете проанализировать ее, то есть оценить, способна ли компания покрыть все свои обязательства.

    Активы компании отражаются в бухгалтерском балансе и обладают разной степенью ликвидности.

    Проведем их ранжирование по убыванию в зависимости от уровня ликвидности:

    • деньги на счетах и в кассах компании;
    • банковские векселя, государственные ценные бумаги;
    • текущая дебиторская задолженность, выданные заемные средства, корпоративные ценные бумаги (акции компаний, которые котируются на бирже, векселя);
    • запасы продукции и сырья на складе;
    • машины и оборудование;
    • здания и сооружения;
    • неоконченное строительство.

    Самый востребованный сегодня коэффициент — текущей ликвидности. Его используют главным образом инвесторы, оценивая ликвидность бизнеса. Опираясь на коэффициент, аналитики судят о том, способна ли компания погасить текущие (краткосрочные) обязательства, используя исключительно оборотные активы. Чем выше показатель, тем более платежеспособна компания.

    Поставщики всегда интересуются коэффициентом абсолютной ликвидности. Он отражает способность компании погашать обязательства перед контрагентами-поставщиками.

    Коэффициент быстрой ликвидности кредиторы рассчитывают, чтобы оценить, способна ли фирма быстро рассчитываться с займами. На основе этого коэффициента оценивают способность к погашению текущих (краткосрочных) обязательств за счет оборотных активов. Он похож на коэффициент текущей ликвидности. Но основное отличие в том, что оборотные средства, применяемые для его расчета, состоят исключительно из текущих активов с высокой и средней степенью ликвидности (средств на операционных счетах, складского запаса ликвидных материалов, сырья и готовых товаров, дебиторской задолженности с коротким периодом погашения).

    Такие активы не включают в себя неоконченное производство и запасы специальных компонентов, сырья и полуфабрикатов.

    Данные берут из бухгалтерского баланса компании, так же как для текущей ликвидности. Но в составе активов не учитывают материально-производственные запасы, поскольку при их вынужденной продаже размер убытков максимален для всех оборотных средств.

    Далее в таблице обозначена формула расчета трех наиболее важных коэффициентов ликвидности вместе с их нормативными значениями.

    2. Финансовая устойчивость (долгосрочная платежеспособность).

    На основе коэффициентов финансовой устойчивости судят о независимости каждой составляющей активов компании и ее имуществе в общем. Коэффициенты позволяют установить степень финансовой устойчивости компании.

    Финансовая стабильность — успешный итог грамотного управления всеми производственными и хозяйственными факторами в комплексе, влияющими на результат бизнеса. На устойчивость влияет и стабильность экономической среды, в которой работает предприятие, и итоги его деятельности, и умение активно и грамотно реагировать на меняющуюся внутреннюю обстановку и внешнюю среду.

    Анализ финансовой устойчивости предприятия проводят, чтобы оценивать его независимость от заемных источников финансирования.

    Коэффициент автономии (финансовой независимости) финансовые эксперты используют для проверки компании на финансовую стабильность. Также его применяют арбитражные управляющие (на основании Постановления Правительства РФ от 25.06.03 № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»).

    В мире часто пользуются показателем debt ratio (коэффициентом финансовой зависимости). Он противоположен по значению коэффициенту финансовой независимости, но тоже показывает, как соотносятся собственный и заемный капиталы фирмы. В США и Европе значение 0,5–0,6 — довольно высокий коэффициент. При этом величина обязательств не превышает сумму собственных финансовых ресурсов, благодаря чему кредиторам обеспечена приемлемая степень риска.

    В азиатских государствах (Японии, Южной Корее) достаточный уровень показателя — 0,3. Если обоснованные нормативы не установлены, показатель оценивают в динамике. Если значение снижается, значит, финансовая устойчивость предприятия уменьшается, а риск возрастает. При этом когда обязательств становится больше, риск их не выполнить тоже возрастает. Кроме того, увеличиваются затраты по процентам и предприятие сильнее зависит от потенциальных колебаний процентных ставок.

    Инвесторы особенно внимательно относятся к коэффициенту капитализации, когда устанавливают, стоит ли инвестировать в то или иное предприятие. Наиболее привлекателен для вложений бизнес с высоким процентом капитализации. Очень большие показатели коэффициента не сильно привлекательны для вкладчика, поскольку компания в этом случае не очень прибыльна. Соответственно, инвестор получает невысокий доход. Кроме того, коэффициент рассчитывают кредиторы. Чем меньше показатель, тем больше вероятность предоставления кредита данной компании.

    На основе коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами судят о том, хватает ли у фирмы своих денег, чтобы успешно финансировать текущую (операционную) деятельность, то есть обеспечивать экономическую устойчивость. Этот показатель нормативно введен на основании распоряжения ФУДН от 12.08.1994 № 31-р. В западных странах финансовый анализ работы предприятия, как правило, проводят без него.

    3. Рентабельность (финансовая эффективность).

    На основании рентабельности, как относительного показателя, судят о финансовой эффективности бизнеса. Опираясь на него, эксперты оценивают, насколько эффективно компания использует материальные, трудовые, финансовые и природные ресурсы.

    Рентабельность рассчитывают как отношение прибыли к активам, ресурсам и формирующим ее потокам. Она может быть выражена как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, получаемой от каждой вложенной денежной единицы.

    На основании рентабельности активов или их элементов компания оценивает, оправданны ли инвестиции в ту или иную деятельность. ROA, или коэффициент рентабельности активов, финансовые аналитики используют, чтобы судить о доходности бизнеса. Коэффициент показывает, какую прибыль компании приносит использование активов.

    Владельцы предприятий и инвесторы часто пользуются коэффициентом рентабельности собственного капитала (ROE). Он отражает эффективность использования вложенных (инвестированных) в развитие компании средств.

    Руководители отделов продаж, инвесторы и собственники предприятий пользуются коэффициентом рентабельности продаж (ROS). Он показывает эффективность продаж основных товаров, а также помогает рассчитать процент себестоимости в продажах. Следует сказать: важен не объем проданных компанией товаров, а чистая прибыль, полученная с этих продаж.

    4. Деловая активность (нефинансовая эффективность).

    Эксперты пользуются коэффициентами оборачиваемости (коэффициентами деловой активности), чтобы судить об интенсивности применения активов или обязательств.

    Под коэффициентами оборачиваемости понимают относительные показатели деловой активности. Опираясь на них, аналитики делают вывод об эффективности распределения ресурсов предприятия. Среднее значение показателей рассчитывают как среднюю хронологическую за конкретный отрезок времени (по числу имеющихся данных).

    Для выражения коэффициентов используют разы, для длительности оборота — дни. Эти параметры очень важны для предприятия. В первую очередь скорость оборота средств влияет на сумму оборота в год. Кроме того, с величиной оборота и, соответственно, с оборачиваемостью связана относительная величина производственных издержек (обращения): чем выше скорость оборота, тем меньше издержек приходится на каждый. И, наконец, если оборот на том или ином этапе кругооборота ускоряется, то ускоряется оборот и на других ступенях. Экономическое состояние предприятия и степень его платежеспособности определяются скоростью превращения денег, вложенных в активы, в реальные средства.

    Генеральные, коммерческие, финансовые директора, руководители отделов продаж, финансовые и менеджеры по продажам пользуются коэффициентом оборачиваемости дебиторской задолженности. Отталкиваясь от него, судят о том, насколько эффективно компания сотрудничает с контрагентами.

    Коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности прежде всего пользуются, чтобы выявлять варианты повышения ликвидности бизнеса. Его охотно применяют собственники и кредиторы компании. Он показывает, сколько раз в течение отчетного периода (обычно год, но возможен и месяц, квартал) компания погасила свои задолженности по кредитам.

    Коммерческие директора, руководители отдела продаж и менеджеры по продажам используют коэффициент оборачиваемости, устанавливая, насколько эффективно компания использует свои запасы.

    источник

    Читайте также:  К чаадаеву анализ какой жанр