Меню Рубрики

Как сделать анализ по номенклатуре 1с

ABC/XYZ-анализ – полезнейший инструмент в оценке имеющихся запасов, с помощью которого также формируют заказы на поставку. На практике его применяют также для классификации производимой продукции, оказываемых услуг или выполняемых работ, с его помощью проводят анализ номенклатуры, продаж, контрагентов, определяют лидеров среди всех товарных групп для корректировки ассортимента.

Такой полезный инструмент, естественно, реализован в большинстве конфигураций 1С:

ABC и XYZ – независимые аналитические инструменты, но использовать их рекомендуется в комплексе, т.к. каждый из них по отдельности не даст полной картины. ABC анализ в 1С 8.3 разделяет совокупность объектов на три группы по степени их важности, исходя из абсолютного значения одного из выбранных показателей, чаще – по объему приносимого дохода или прибыли, а XYZ предназначен для аналогичного разделения, согласно отклонениям этих значений от среднего.

В его основе лежит известный закон Паретто или закон 20/80, суть которого заключается в следующем: 20% действий дают 80% результата, а остальные 80% действий дают лишь 20% результата. Применительно к сфере продаж можно сказать, что 20% номенклатуры/клиентов дают 80% прибыли, остальные 80% – лишь 20% прибыли, или 20 % всех товаров дают 80 % оборота. Поэтому, надежный контроль 20% позиций позволяет на 80% контролировать вашу деятельность.

Для проведения анализа товары или покупателей разделяют на три группы:

  • А – наиболее ценные 10-20% от общего количества товарных запасов или клиентов, которые дают 80% продаж. В нее попадают самые значимые элементы, приносящие, согласно правилу Парето, 80% от всего объема продаж;
  • В – промежуточные 30 % товарных запасов или клиентов, приносящих 15% продаж;
  • С – наименее ценные 50 % товарных запасов или клиентов, которые дают 5% продаж. Это клиенты с разовыми покупками или незначительным объемом или товары с небольшой долей выручки.

Число групп при проведении этого вида анализа может быть любым, но наибольшее распространение получило деление рассматриваемой совокупности на три группы: А, В и С (75:20:5).

Классификация этого анализа показывает, насколько стабильно продается товар. Для каждого товара рассчитывается коэффициент, который показывает, на сколько процентов отличаются продажи текущего периода от средних продаж этого товара. Если коэффициент близок к нулю – товар стабильно продается. Отсюда можно делать прогнозы на будущее и формировать заказы поставщикам, основываясь на данных о средних продажах. Чем коэффициент больше, тем нестабильнее продажи этого товара.

  • Класс X – попадают товары, которых продается одинаковое количество в каждый период. Исходя из этого, можно поставить задачу отделу закупок – заказывать столько товара, сколько продается, чтобы не создавать избытка на складе;
  • Класс Y – товары со средней стабильностью продаж. На продажи может влиять сезонность, рост или спад спроса, диктуемого модой, реклама и другие факторы. Делая заказ поставщику, сотрудники отдела продаж должны сами обдумывать и анализировать эти факторы;
  • Классу Z – товары, которые продаются очень редко, соответственно, продажи предсказать невозможно.

Наиболее информативным является анализ, совмещающий обе классификации ABC и XYZ, иногда называемый BCG. Он определяет не только признак важности, но и надежности, в результате чего появляются группы – AX, AY, AZ, BX, BY, BZ, CX, CY, CZ.

Данный анализ – средство поддержать принятие решений, а не разделить товары на «плохие» и «хорошие», просто скорректировать их закупку. Так, например, отсутствие товаров в группе АХ и АY говорит о нестабильности работы предприятия, и если заказывать товары из группы А ровно столько, сколько продается, то при случайной задержки поставок может образоваться его нехватка, что приведет к потере прибыли. И напротив – заказы из группы АZ могут вызвать скапливание лишних товаров на складе, но и без остатков эту группу оставлять нельзя, т.к. их продажа все же приносит неплохой доход. СХ – группа товаров для отработки поставки «точно в срок», т.к. неудачи не принесут больших убытков.

Для категории товаров AX нужно ежедневно проверять остатки, устанавливать строгий график поставок, с четкой датой заказа новых партий или исходя из остатка товара на складе.

В категории CZ часто оказываются сопутствующие товары (спецодежда, вспомогательные средства для продаваемого товара и т.п.), приносящие небольшой доход и покупаемые нерегулярно. Эти товары должны быть в наличии, иначе покупатель может больше не вернуться в магазин. К товарам этой категории также можно отнести хлеб, соль и спички.

Рассмотрим аналитические возможности этих инструментов на примере работы конфигураций 1С

В разделе «Маркетинг» имеется пункт совмещенного анализа продаж.

В данном отчете сразу предлагается настроить проценты групп, выбрать магазин или группу номенклатуры. Если мы поля «Магазин» и «Номенклатура» оставляем пустыми, то отчет формируется по всем магазинам и по всем группам номенклатуры. Для наглядности в отчете анализируемые группы товаров выделяются определенным цветом.

Функционал анализа продаж доступен как в версии 1С:Розница ПРОФ, так и Базовая.

Расширенные возможности ABC/XYZ (по сравнению с предыдущим решением) доступны в «1С:Управление торговлей».

Обратите внимание, разделы «Планирование» и «CRM и маркетинг» доступны в версии ПРОФ.

Рассмотрим пример «ABC» и «XYZ» анализа лояльности клиентов компании, чтобы определить стабильно работающих клиентов, которые приносят наибольшую прибыль.

ABC/XYZ-классификация клиентов и номенклатуры производится в подразделе «Сервис», раздела «CRM и маркетинг».

Для того чтобы были доступны кнопки настройки классификации клиентов, необходимо выбрать гиперссылку «Полные возможности».

Нажав кнопку «Настройка», можно задать параметры классификации клиентов: по выручке, валовой прибыли, количеству документов продаж, а также одновременно по всем параметрам. Можно задать один или несколько периодов, за которые будет проводиться классификация.

Аналогично производится настройка классификации номенклатуры.

После каждого изменения настроек надо очищать все данные по классификациям, основанным на предыдущих параметрах, с помощью кнопок «Очистить ABC классификацию за все периоды» и «Очистить XYZ классификацию за все периоды». Далее нажать «Выполнить ABC классификацию за все периоды» и «Выполнить XYZ классификацию за все периоды».

В разделе «Отчеты по CRM и маркетингу» доступны отчеты «Анализ зависимости от клиентов (АВС)», «Анализ лояльности клиентов (XYZ)», и «Матрица BCG».

При формировании отчета «Анализ зависимости от клиентов (АВС)», рекомендуется настроить его и установить вид расширенный (кнопка «Настройка»). Теперь можно сформировать отчет по выбранному сегменту клиентов.

Нажимаем кнопку «Закрыть и сформировать» и получаем отчет.

Анализ лояльности клиентов (XYZ) отражает стабильность покупок клиентов. Отчет разделяет покупателей на потерянных, потенциальных, разовых и постоянных.

Для категории «Постоянный клиент» предусмотрена дополнительная классификация по регулярности закупок:

  • Стабильные закупки (X-класс), клиенты с колебанием покупок от 5 % до 15 %, стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования;
  • Нерегулярные закупки (Y-класс), клиенты с колебанием покупок от 15 % до 50 %, характеризующиеся сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.
  • Эпизодические закупки (Z-класс), клиенты с колебанием покупок от 50 % и выше, с нерегулярным потреблением и непредсказуемыми колебаниями, поэтому, спрогнозировать их спрос невозможно.

В качестве параметра классификации могут использоваться: выручка, валовая прибыль и количество.

«BCG-матрица» – комплексный анализ клиентской базы, позволяющий автоматически выделить несколько категорий клиентов: «Звезды», «Коровы», «Собаки», «Вопросы».

Звезды. Клиенты, которые купили неожиданно много. Сюда попадают клиенты, относящиеся к A и Z классам одновременно: они, совершая крупные покупки, не отличаются стабильностью. Цель работы с такими клиентами – перевод их в группу постоянных.

Коровы. Самая важная категория покупателей, клиенты, которые относятся к A и X классам. Стратегия работы с ними – выполнение всех обязательств в срок и без накладок.

Собаки. Клиенты, совершающие покупки регулярно и на небольшие суммы – это С и X классы по результатам классификаций. Стратегия работы — можно предложить специальные условия, чтобы стимулировать к более дорогим покупкам.

Вопросы. Все остальные клиенты, которые не попали ни в одну из вышеописанных категорий. К ним стоит относиться с особым вниманием, так как такие покупатели могут вырасти до «звезды» или «коровы».

В 1С УТ 11 есть удобный механизм для сегментации ассортимента товаров по количеству проданных единиц, обороту и выручке, а также возможность провести классификацию по доходу (ABC) и стабильности продаж (XYZ). Данный пункт также находится в разделе «CRM и маркетинг» — «Отчеты по CRM и маркетингу» — «Ассортимент» — «ABC/XYZ анализ номенклатуры».

Нажав кнопку «Сформировать», мы получаем отчет, в котором номенклатура сгруппирована в разрезе ABC и XYZ.

Для разделения классификаций можно в настройке отчета изменить структуру документа и поочередно сформировать отчет в разрезе ABC и XYZ – кнопка «Настройка». Структуру формируем с помощью кнопки «Добавить».

В результате получим раздельные категории товаров, проданных за указанный в настройках период, для последующего анализа.

Из данных анализа мы видим, что в нашем примере товар «Вентилятор Jiponic напольный» попал в A-класс при ABC-классификации, но в Z-класс при XYZ – классификации, то есть за анализируемый период по выбранным товар принес компании наибольшую прибыль, но его продажи не были стабильными, поэтому спрогнозировать в дальнейшем уровень продаж невозможно. А «Кондиционер Elexta с дистанционным управлением» попал в класс А и класс Х, что означает хорошие и стабильные продажи. Из анализа становится ясно, на какие товары спрос можно прогнозировать, а на какие он нестабилен. При этом необходимо уделить внимание самым прибыльным товарам из группы А и В, но в тоже время нельзя отказываться от работы с номенклатурой, приносящей небольшую прибыль или пользующейся малым спросом.

источник

Рассмотрим такой функционал, который очень часто недооценен программистами, как встроенный в систему 1С 8 механизм прогнозирования и анализа данных.

Механизм анализа данных в 1С 8.2 и 8.3 упрощает работу разработчика по части выявления закономерностей на основании различных данных. Например, с помощью него можно отобразить товары, которые чаще всего покупаются вместе. Эту информацию можно использовать как для помощи в закупках, так и для напоминания менеджерам предприятия. Другой пример – построение прогноза по продажам на основании данных прошлого периода. Эта информация будет очень ценна для отдела закупок.

Это далеко не весь спектр применения механизма анализа данных в 1С, углубимся в его возможности подробнее.

Этот механизм представлен в системе 1С Предприятие 3 объектами системы:

  • Анализ данных – объект, выполняющий анализ данных. Для него необходимо задать источник данных и необходимые параметры для анализа.
  • Результат анализа данных – объект, являющийся результатом работы анализа данных.
  • Модель прогноза – создается на основании результата анализа данных. Объект является конечным звеном в механизме анализа 1С и генерирует таблицу значений, которая содержит прогнозируемые значения.

Система 1С Предприятие может использовать разные типы анализа, рассмотрим их подробнее.

  1. Общая статистика – этот тип анализа представляет собой простую статистическую выборку из источника данных. Пример применения – анализ продаж по номенклатуре за период. Результатом анализа станет информация о том, сколько было продано того или иного товара. Также система рассчитает специфические поля – максимум, минимум, медиана, среднее, размах, стандартное отклонение, количество значений, количество уникальных значений, мода.
  2. Поиск ассоциаций – тип анализа предназначен для поиска часто встречающихся вместе комбинаций. Очень хорошо подходит для нахождения покупаемой вместе номенклатуры. В результате анализа система сгенерирует следующую информацию: информацию об обработанных данных, ассоциативные группы, ассоциативные правила, по которым сопоставлены группы.
  3. Поиск последовательностей – анализ, позволяющий выявить закономерности в анализируемых данных и предложить дальнейший прогноз. В результате выполнения анализа система отобразит информацию о возможности возникновения тех или иных событий в процентном выражении.
  4. Кластерный анализ – позволяет провести анализ, с помощью которого можно распределить какую-либо информацию по группам (кластерам) на основании данных из источника. Такая информация может быть полезна, например, при классификации покупателей.
  5. Дерево решений – с помощью данного вида анализа можно получить структуру классифицирующих правил в виде иерархического дерева. Этот тип анализа помогает связать причины с возникновением тех или иных событий. Например, проанализировав определенное количество неудачных сделок, можно получить причину потери клиентов.

Рассмотрим использование функционала Анализ данных на примере программного кода для поиска совместно продаваемой номенклатуры в типовой конфигурации Управление торговлей 11. Данный программный код записывает информацию о часто продаваемых совместно товарах в регистр «НоменклатураПродаваемаяСовместно».

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.

источник

Номенклатурные группы в 1С 8.3 Бухгалтерия очень важны, ведь они в дальнейшем используются при расчете себестоимости готовой продукции и услуг. Так же по ним ведется укрупненный учет (затрат, выручки). Не путайте номенклатурные группы с группами в справочнике «Номенклатура» (папки). Эти понятия совершенно разные.

В состав номенклатурной группы можно включить неограниченное число позиций. В них вы объединяете номенклатуру, которая имеет некую общность, при этом данные позиции могут быть в разных группах справочника «Номенклатура» (папках). Одна и та же позиция может принадлежать только одной номенклатурной группе. Причем обязательно нужно вести раздельный учет производимых товаров и слуг.

В этой статье мы рассмотрим подробно что такое номенклатурные группы, как правильно их учитывать и приведем пример заполнения этого справочника.

Предположим, что на нашем предприятии производится деревянная мебель, изделия из пластика, а так же мы оказываем услуги по распилу. Мы хотим, чтобы в программе затраты на производство и выручка учитывались отдельно для каждого направления.

При правильном указании номенклатурных групп мы сможем распределить все затраты отдельно на деревянную мебель, пластиковые изделии и услуги нашего деревообрабатывающего цеха. К таким затратам можно отнести не только материалы, но и заработную плату сотрудникам, налоги и прочие общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Советуем основательно подойти к формированию перечня номенклатурных групп. Не стоит делать слишком большое количество, потому что вы сами е можете потом запутаться, к тому же аналитика будет не достаточно укрупненной.

Перейдите в раздел «Справочники» и выберите пункт «Номенклатурные группы».

В данной форме списка вы можете создать любые номенклатурные группы. В рамках нашего примера мы добавим только три: «Изделия из дерева», «Изделия из пластика» и «Услуги по распилу». «Основная номенклатурная группа» здесь уже была по умолчанию.

Теперь нам осталось указать у самих номенклатурных позиций, каким группам они будут принадлежать. Сделать это можно при помощи заполнения табличной части в данном справочнике.

Учет затрат на изготовление готовой продукции мы будем отражать «Отчетом производства за смену». В таком случае номенклатурные группы будут выступать в качестве субконто затратных счетов.

После того, как мы изготовим готовые изделия и будем реализовывать их, либо наши услуги по распилу, номенклатурные группы так же будут участвовать в проводках в качестве субконто.

Для того, чтобы получить аналитику в разрезе номенклатурных групп, например, производства изделий из дерева, соответствующая номенклатурная группа обязательно должна быть указана и при отражении затрат и при отражении прибыли. В противном случае вести учет по ним нет никакого смысла, так как полученные данные все равно будут неправильными.

Рассмотрим пример заполнения документа «Отчет производства за смену», который находится в разделе «Производство» программы 1С:Бухгалтерия 3.0. В качестве примера отразим затраты на изготовление резного стула.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

В связи с тем, что ранее мы уже добавили позицию «Стул резной» в номенклатурную группу «Изделия из дерева», при добавлении ее в данный документ эти данные подставятся автоматически.

Теперь перейдем на вкладку «Материалы» данного документа и нажмем «Заполнить». На рисунке ниже показано, что все составляющие по спецификации резного стула попали в документ уже с заполненной номенклатурной группой.

После проведения в проводках данного документа вы можете увидеть, что номенклатурная группа «Изделия из дерева» отобразилась в качестве субконто при списании затрат материалов.

В разделе «Продажи» создадим новый документ «Реализация (акты, накладные)». В нем мы укажем, что продаем организации ООО «Копыта» наш только что произведенный резной стул. При выборе номенклатурной позиции в табличной части документа, номенклатурная группа «Изделия из дерева» так же будет проставлена автоматически.

В результате проведения данного документа у всех его движений есть субконто, отражающее такую же номенклатурную группу, которая была в отчете производства за смену. Очень важно, чтобы они совпадали.

В программе 1С Бухгалтерия 3.0 существует много различной стандартной отчетности, отображающей учет по номенклатурным группам. Например, оборотно-сальдовая ведомость по счету, справки-расчеты по себестоимости при закрытии месяца и т. п.

источник

Формирование временами отчёта по остаткам товара на складе, позволяет не только держать под контролем остатки, но и планировать актуальные заявки на убывающий товар для поставщиков. Сейчас мы рассмотрим с вами создание отчёта не только по остаткам в 1С, но и с оценкой его стоимости по закупочной или же розничной цене.

Чтобы сделать простой отчёт по остаткам товара, заходим в раздел Склад и откроем Отчеты по складу.

Далее мы в разделе Складские операции, выбираем Остатки на складах.

И заполняем шапку для создания отчёта, следующим образом.

  • Указываем нужный период.
  • Выбираем магазин и Склад.
  • Можно указать отдельную Номенклатуру.
  • Внимательно проверяем и жмём Сформировать.

На этом, полный отчёт по остаткам товара на складе готов. Если вам нужен отчёт по отдельной группе товара, тогда жмём Еще и выбираем Изменить условия отборов….

Изменяем условия отбора номенклатуры на В группе и нажимаем ОК.

Укажем в создании отчёта нужную группу, нажимаем Сформировать и получаем отчёт по остаткам на складе определённой товарной группы.

Если нужно сформировать отчёт с оценкой остатков товара на складе по закупочному или розничному виду цен, тогда можно поступить, следующим образом.

Заходим в раздел Склад и открываем Отчеты по складу.

Далее мы выбираем раздел Оценка склада (в ценах по виду цены).

И заполняем шапку документа для создания отчёта, следующим образом.

  • Указываем нужную дату.
  • Вид цены: Закупочный или Розничный.
  • Указываем нужный Магазин и Склад.
  • Можно указать отдельную Номенклатуру.
  • Внимательно всё проверяем и нажимаем Сформировать.

На этом, отчёт по остаткам товара на складе с учётом закупочного или розничного вида цен готов. Если нужна отчётность по определённой товарной группе, тогда жмём Еще и выбираем Изменить условия отборов….

Изменяем условие отбора номенклатуры на В группе и нажимаем ОК.

Укажем в создании отчёта нужную группу, нажимаем Сформировать и получаем отчёт по остаткам определённой товарной группы с учётом выбранного вами вида цен.

Если вам нужно в отчёте наличие колонки с указанием артикула товара, тогда можно поступить, следующим образом. Открываем в отчёте раздел Настройки….

Выбираем Расширенный вид и заходим в раздел Структура.

Кликнем два раза на Номенклатура.Единица измерения.

В разделе Поля и сортировки, выделяем Поля и нажимаем Добавить.

Раскрываем раздел Номенклатура, выделяем Артикул и нажимаем Выбирать.

Добавится поле Номенклатура.Артикул, а мы нажмём Завершить редактирование.

И, наконец, нажимаем Закрыть и сформировать.

Теперь у нас отчёт с дополнительной колонкой, где будет указан артикул товара.

На этом пожалуй всё. Увидимся на следующих страницах блога. А пока… Всем пока.

источник

Многие руководители хотят использовать метод АВС анализа и метод XYZ анализа ресурсов компании. Торговые компании чаще всего анализируют номенклатуру и клиентов.

Отчет «XYZ/АВС-анализ продаж» используется для классификации объектов:

– Основной менеджер покупателя

В этом отчете допустимо совершать единовременную классификацию объектов по классам важности (АВС-анализ) и классам стабильности (XYZ-анализ).

По классам стабильности указанного параметра с точки зрения реализации товаров и услуг фирмы по данным управленческого учета выполняется классификация объектов.

Метод ABC анализа – это метод, позволяющий сгруппировать товары по степени их важности. В его основе лежит принцип Парето – 20% всех товаров дают 80% оборота. Или иными словами – надежный контроль 20% позиций позволяет на 80% контролировать систему.

Товар рекомендуется делить на три категории:

· А – наиболее ценные, 80% продаж

· В – промежуточные, 15% продаж

· С – наименее ценные, 5% продаж

Продажи можно оценивать по-разному. Самый разумный способ – по полученной прибыли. Т.е. товар тем ценнее, чем большую прибыль он приносит. Можно также использовать выручку или количество проданного товара.

Метод XYZ анализа показывает, насколько стабильно продается товар.

Для этого, по каждому товару рассчитывается коэффициент вариации, который показывает, на сколько в среднем процентов отличаются продажи каждого периода от средних продаж этого товара. Если коэффициент равен нулю, значит каждую неделю (или месяц, в зависимости от того, какую периодичность для анализа вы выберете) товара продается одинаково. Чем коэффициент больше, тем нестабильнее продажи по этому товару.

Чем стабильней продавался товар в прошлом, тем точнее будут прогнозы на будущее. Поэтому для товаров с небольшим значением коэффициента можно формировать заказы поставщикам, основываясь на данных о средних продажах.

В класс X попадают товары, которые стабильно продаются в выбранном периоде, в класс Y – товары со средней стабильностью продаж. Товары, которые продаются очень редко, относятся к классу Z.

Рекомендуемые принципы работы с товаром в зависимости от класса:

o X. товар характеризуется стабильностью спроса. Основная задача отдела закупок – привозить ровно столько товара, сколько продается, чтобы не создавать избытка на складе (технология «точно в срок»). Каждый период продается практически одинаковое количество.

o Y. товар, который подвержен различным тенденциям (сезонности, рост или спад спроса из-за моды/рекламы и т.д.). Основная задача на исполнителе – думать головой, создавая заказ поставщику.

o Z. товар, продажи которого невозможно предсказать. Никакой прогноз невозможен.

В программе 1С предприятие Управление торговлей 11 предусмотрена возможность классификации номенклатуры с использованием методов ABC и XYZ классификации номенклатуры. В качестве параметров классификации используется выручка от продаж, валовая прибыль от продаж, количество проданного товара. ABC и XYZ классификация номенклатуры выполняется автоматически с помощью регламентного задания. Результаты выполнения ABC и XYZ классификации можно посмотреть в отчетах, а также в карточке конкретной номенклатуры.

ABC/XYZ анализ товаров в программе производится автоматически регламентным заданием. Отнесение товаров к той или иной группе ABC/XYZ классификации производится на основе анализа данных о продажах товаров по показателям и периодам, указанных в настройках ABC/XYZ классификации. В случаях, когда регламентным заданием воспользоваться нельзя, ABC/XYZ классификацию можно выполнить вручную.

Чтобы открыть настройки классификации для задания параметров ABC/ XYZ классификации товаров, необходимо:

o В списке разделов выберите раздел «Запасы и закупки».

o В панели действий, в группе «Сервис» выберите команду «Классификация номенклатуры».

o Откроется форма «Классификация номенклатуры». Переключите форму в режим «Полные возможности».

o Воспользуйтесь командой «Настройка», в группе команд «ABC/ XYZ классификация».

Для проведения ABC/XYZ классификации товаров необходимо указать следующие параметры:

o Установить флаги у тех показателей, в соответствии со значениями которых будет производиться ABC/XYZ классификации товаров (выручка, валовая прибыль, количество проданных товаров).

o Указать период и количество периодов, за которые будут анализироваться данные, для ABC классификации.

o Указать период и количество периодов, за которые будут анализироваться данные, для XYZ классификации. Для XYZ классификации дополнительно нужно указать подпериоды, которые будут сравниваться между собой в указанном периоде.

В случае изменения настройки классификации можно продолжить классифицировать номенклатуру в следующем периоде с новыми настройками. При этом за прошлые периоды классификация остается неизменной и ее данные не будут соответствовать новым настройкам. Если хранить данные классификации, выполненные со «старыми» настройкам не требуется, то с помощью команд» Очистить ABC классификацию» и «Очистить XYZ классификацию» неактуальные данные можно удалить. При этом нужно помнить, что выполнить классификацию с разными настройками и за разный период можно в любой момент.

Для просмотра результатов АВС/XYZ классификации товаров используется отчет АВС/XYZ — анализ номенклатуры. С помощью этого отчета можно посмотреть не только информацию о распределении товаров в соответствии с АВС/XYZ классификацией, но также определить список тех товаров, по которым на предприятии (на конкретном складе) имеется недостаточный или избыточный запас.

Что означают указанные обозначения в АВС/XYZ классификации номенклатуры?

AX, BX. Товары отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.

AY, BY. Товары этих групп при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, чтобы обеспечить постоянное наличие, для них необходимо увеличить страховой запас.

AZ, BZ. Товары этих групп при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас торгового предприятия значительно увеличится.

CX. Товары этой группы характеризуются низким товарооборотом, однако отличаются высокой стабильностью потребления. Для таких товаров можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

CY. Товары этой группы характеризуются низким товарооборотом и более низкой стабильностью потребления. Для таких товаров можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у торгового предприятия финансовых возможностей.

CZ. В эту группу попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть из них можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых торговое предприятие несет потери.

Чтобы посмотреть к какой группе в соответствии с АВС/XYZ классификации относится конкретный товар необходимо в карточке номенклатуры в панели навигации выбрать пункт АВС/XYZ классификация. В появившемся списке будет показано, к какой группе относится товар. Группа классификации товара определяется для каждого склада (по анализу продаж с конкретного склада) и обобщенно по всем складам.

АВС и XYZ классификация клиентов в 1С:Управление торговлей 11 версии производится за определенный период времени на основании анализа данных о продажах товаров: выручки, прибыли и количестве оформленных документов продажи. Параметры для проведения АВС и XYZ классификации клиентов задаются в настройках параметров учета. Проведение АВС и XYZ классификации клиентов осуществляется вручную, а также с помощью регламентного задания. Для каждого клиента можно посмотреть динамику изменения показателей АВС и XYZ классификации клиентов. Обобщенные данные можно посмотреть в соответствующих отчетах для анализа клиентской базы.

Для проведения ABC/ XYZ классификации партнеров необходимо указать следующие параметры:

o Установить флаги у тех показателей, в соответствии со значениями которых будет производиться ABC/ XYZ классификации партнеров (выручка, валовая прибыль, количество документов продажи).

o Указать период и количество периодов, за которые будут анализироваться данные, для ABC классификации.

o Указать период и количество периодов, за которые будут анализироваться данные, для XYZ классификации. Для XYZ классификации дополнительно нужно указать подпериоды, которые будут сравниваться между собой в указанном периоде.

В конфигурации можно произвести дополнительную классификацию партнеров с помощью дополнительных свойств. Для каждого профиля партнера (клиенты, поставщики, конкуренты, прочие) можно создать свой набор свойств (дополнительных реквизитов и сведений). Предусмотрена возможность также создать общий набор свойств для всех профилей партнеров. В набор дополнительных свойств могут быть добавлены как дополнительные сведения, так и дополнительные реквизиты. При добавлении дополнительных свойств партнеров используются стандартные правила по работе с наборами свойств.

Для анализа клиентской базы используются 1С:УТ 11 отчеты, которые составлены на основании данных об АВС и XYZ классификации клиентов. Отчеты вызываются в разделе Маркетинг. Для АВС/XYZ классификации клиентов применяется регламентное задание. Оно может выполняться в соответствии с расписанием, которое назначает пользователь. В программе хранится история классификации клиентов. АВС/XYZ классификация клиентов производится по одному из параметров: выручка, валовая прибыль или количество продаж.

Анализ клиентской базы (BCG анализ)

В отчете производится комплексный анализ клиентской базы на основе АВС/XYZ классификации клиентов. В отчете выводится информация как о текущей классификации клиентов в соответствии с проведенной АВС/XYZ классификацией, так и информация о динамике изменения клиентской базы. На основе этих данных производится комплексный анализ клиентской базы (BCG). В отчете показывается количество потенциальных клиентов и количество клиентов по каждой группе BCG-анализа.

Анализ лояльности клиентов (XYZ)

С помощью отчета Анализ лояльности клиентов (XYZ) можно понять, сколько было зарегистрировано новых клиентов (потенциальные клиенты), какое количество клиентов оформило первые продажи (разовые клиенты), какие клиенты стали работать более стабильно (например, перешли из группы Z в группу Х) и т.д. Отчет строится на основе сравнения данных проведенной XYZ-классификации с помощью регламентных заданий.

Как посмотреть историю изменения АВС-классификации клиентов?

Историю изменения АВС-классификации клиентов можно посмотреть в отчете Анализ зависимости от клиентов (АВС). Отчет представлен в виде графика и может быть построен по одному из показателей: выручка, валовая прибыль, количество продаж. С помощью этого отчета можно проанализировать, сколько клиентов улучшило свои показатели (например, перешло из В-класса в А-класс), а какое количество клиентов ухудшило свои показатели (например, перешло из А-класса в В-класс или С-класс).

источник

Вопрос создания единого каталога номенклатуры актуален уже давно. Заинтересованными лицами являются как представители бизнеса, так и государство:

  • Бизнесу нужно эффективно взаимодействовать между собой, упрощать порядок работы с номенклатурными данными и как результат повышать качество этих данных в учетных системах;
  • Государству нужно развивать систему онлайн-касс с целью более глубокого анализа оперативно получаемых данных от операторов фискальных данных.

На рынке уже существуют различные схожие по своему функционалу сервисы. Фирма 1С не осталась в стороне и выпустила сервис “1С:Номенклатура”.

По данным портала 1С:ИТС сервис “1С:Номенклатура” – это единый каталог/централизованная база данных описаний товаров и услуг. В нем хранятся:

  • наименования,
  • сведения о производителе,
  • штрихкоды,
  • коды товаров по государственным классификаторам,
  • единицы измерения,
  • ставки НДС,
  • описания и другие сведения о товарах и услугах.

Сервис позволяет предприятиям использовать стандартизированные названия и описания товаров и услуг, загружать их в информационную базу и обновлять номенклатурные данные из сервиса.

В настоящей статье оценим использование сервиса как вспомогательного инструмента для работы с номенклатурными данными, проанализируем его функционал и расскажем о выявленных недостатках.

Следует обратить внимание на то, что сервис платный и для его подключения пользователю необходимо наличие действующего договора ИТС и регистрация на Портале «1С:ИТС». Вопросы стоимости сервиса и условия размещения данных в каталоге останутся за рамками данной статьи.

Работу с сервисом поддерживают актуальные версии следующих типовых конфигураций: 1С:Розница, 1С:УТ, 1С:УНФ, 1С:ERP, 1С:КА, 1С:Клиент ЭДО, 1С:Касса, 1С:БЭД.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

В статье работать с функциями сервиса будем на примере конфигурации «1С:ERP 2. Управление предприятием».

Интеграция с сервисом “1С:Номенклатура” в конфигурации 1С:ERP доступна начиная с версии 2.4.5.

Для релиза 2.4.5.143 конфигурации 1С:ERP версия 1С:БЭД 1.3.10.137. Для релизов 2.4.6.154 и 2.4.6.160 конфигурации 1С:ERP версия 1С:БЭД уже 1.4.1.51. По ходу статьи будут сравниваться возможности 1С:БЭД версии 1.3. и 1.4. в части сервиса “1С:Номенклатура”, потому что сервис получил свое существенное развитие при работе с 1С:БЭД версии 1.4.

В конфигурации 1С:ERP работа с сервисом “1С:Номенклатура” возможна при включенной функциональной опции “Использовать сервис 1С:Номенклатура”, которая регулирует доступность подсистемы “Работа с номенклатурой”.

Подсистема “Работа с номенклатурой” обеспечивает интеграцию с сервисом и позволяет загружать виды (категории) номенклатуры, номенклатуру и характеристики из сервиса “1С:Номенклатура” в информационную базу. Полный перечень объектов подсистемы приведен на сайте ИТС.

Для того, чтобы установить доступность использования подсистемы “Работа с номенклатурой” пользователю необходимо включить флаг “Сервис 1С:Номенклатура” на форме “1С:Номенклатура” (НСИ и администрирование – 1С:Номенклатура – Сервис 1С:Номенклатуры, см. Рисунок 1).

Значение флага использования подсистемы хранится в константе “Использовать сервис 1С:Номенклатура”.

Рисунок 1 – Настройка параметров работы с сервисом в 1С:ERP

При использовании разграничений прав доступа на уровне записей, а именно при ведении групп доступа номенклатуры (Рисунок 2), для работы сервиса должна быть выбрана группа доступа, которая устанавливаться по умолчанию для загружаемых из сервиса видов (категорий) номенклатуры (НСИ и администрирование – Настройка НСИ и разделов – Номенклатура – Настройки создания, см. Рисунок 3).

Рисунок 2 – Настройка групп доступа в 1С:ERP

Рисунок 3 – Настройка групп доступа номенклатуры в 1С:ERP

В противном случае при попытке записи нового вида (категории) номенклатуры будет возникать ошибка “Поле “Группа доступа” не заполнено” (Рисунок 4).

Рисунок 4 – Ошибка загрузки нового вида (категории) номенклатуры из сервиса в 1С:ERP

При настройке прав доступа пользователей следует учитывать, что подсистема “Работа с номенклатурой” включает две роли:

  1. “Добавление изменение 1С:Номенклатуры”
  2. “Чтение 1С:Номенклатуры”

В конфигурации 1С:ERP роль “Добавление изменение 1С:Номенклатуры” включена в предопределенный профиль групп доступа “Ответственный за обмен электронными документами (дополнительный)” (Рисунок 5). Роль “Чтение 1С:Номенклатуры” не включена ни в один профиль.

Рисунок 5 – Список ролей профиля “Ответственный за обмен электронными документами (дополнительный)” в 1С:ERP

Каждый товар/услуга в едином каталоге 1С относится к определенной категории. Каждая категория сервиса это конкретная ассортиментная группа номенклатуры. Категории иерархически могут объединяться в укрупненные группы.

Категория в сервисе задаются содержит основные реквизиты (наименование, тип номенклатуры, ставка НДС), а также включает перечень дополнительных реквизитов (при их наличии), которые могут использоваться как характеристики товаров данной категории (Рисунок 6).

Рисунок 6 – Карточка категории номенклатуры в сервисе: описание основных и дополнительных реквизитов

В терминах 1С:ERP категория это вид номенклатуры, предназначенный для объединения номенклатуры по общим признакам учета.

Для работы с сервисом “1С:Номенклатура” необходимо сопоставить категориям сервиса элементы справочника “Виды номенклатуры” (НСИ и администрирование – НСИ – Классификаторы номенклатуры).

Сопоставления категорий сервиса и элементов справочника “Виды номенклатуры” хранятся в регистре сведений “Соответствие видов номенклатуры с категориями сервиса 1С:Номенклатуры”. Записи в регистр добавляются автоматически при загрузке видов номенклатуры из категорий сервиса.

Новые виды номенклатуры можно добавить из сервиса с помощью кнопки “Добавить виды номенклатуры из сервиса 1С:Номенклатура” . Кнопка доступна из формы списка справочника “Виды номенклатуры” или справочника “Номенклатура”. При этом открывается форма “Загрузка категорий” обработки “Работа с номенклатурой” (Рисунок 7). На форме категории отображаются в виде дерева.

Рисунок 7 – Форма загрузки категорий

Для версии 1С:БЭД младше 1.4 категории из сервиса загружаются без учета иерархии товарных категорий. Элементы загружаются непосредственно в корень справочника “Виды номенклатуры” (Рисунок 8). Возможности загрузить категории из сервиса в существующий вид номенклатуры нет. В результате, после загрузки категорий, есть вероятность получить неструктурированные данные в справочнике, отсортированные по алфавиту.

Если пользователю не нужны в информационной базе определенные виды номенклатуры, загруженные из сервиса, можно зайти в регистр сведений “Соответствие видов номенклатуры с категориями сервиса 1С:Номенклатуры” и вручную перенастроить сопоставление вида номенклатуры и категории сервиса, выбрав нужный вид номенклатуры. После чего, удалить ненужный элемент из справочника “Виды номенклатуры”.

Рисунок 8 – Загрузка категорий номенклатуры для версии 1С:БЭД младше 1.4.

В версии 1С:БЭД 1.4 реализовано сохранение иерархии категорий при загрузке из сервиса, возможность загрузки категорий с объединением в новый вид номенклатуры, а также возможность привязки категорий сервиса к существующему виду номенклатуры в информационной базе. Для этого разработчиками добавлена новая форма “Выбор режима загрузки категорий” (Рисунок 9) обработки “Работа с номенклатурой”. Форма открывается по команде “Загрузить категории” формы “Загрузка категорий” (Рисунок 7).

На форме реализовано три режима загрузки:

  1. Загрузка категории по отдельности;
  2. Загрузить категории с объединением в новый вид номенклатуры (способ доступен только при выборе нескольких категорий);
  3. Привязать категории к виду номенклатуры (предоставляет возможность привязать категорию к уже существующему виду номенклатуры).

Рисунок 9 – Форма выбора режима загрузки иерархии категорий

Для режима загрузки “Привязать категории к виду номенклатуры” предусмотрен выбор существующего вида номенклатуры.

Ниже рассмотрен пример для данного режима загрузки.

На форме “Загрузка категорий 1С:Номенклатуры” выбраны категории сервиса из группы “Детское питание” (Рисунок 10).

Рисунок 10 – Форма загрузки категорий

Выбран режим загрузки “Привязать категории к виду номенклатуры” и указан существующий вид номенклатуры “Детское питание” (Элемент справочника предварительно введен вручную) (Рисунок 11).

Рисунок 11 – Форма выбора режима загрузки категории

При указанном режиме загрузки категории сервиса не загрузятся в информационную базу. Сохранится лишь привязка категорий сервиса и вида номенклатуры “Детское питание” в регистре сведений “Соответствие видов номенклатуры с категориями сервиса 1С:Номенклатуры” (Рисунок 12).

Рисунок 12 – Хранение сопоставлений категорий сервиса и видов номенклатуры

Далее при загрузке любой номенклатуры, относящейся к вышеуказанным категориям сервиса (Рисунок 13), значение реквизита “Вид номенклатуры” в карточке номенклатуры будет заполнено как “‘Детское питание“ (Рисунок 14).

Рисунок 13 – Карточка номенклатуры категории “Молоко детское” в сервисе

Рисунок 14 – Карточка номенклатуры, загруженной из сервиса для категории “Молоко детское”

Далее рассмотрены разные варианты режима загрузки иерархии категорий “Загрузка категории по отдельности” на примере категории “Ванилин” (Рисунок 15).

Рисунок 15 – Выбор категорий номенклатуры для загрузки из сервиса с иерархией

Режим “Загрузка категории по отдельности” предоставляет право выбора режима сохранения иерархии, то есть позволяет загружать выбранную категорию с разным количеством уровней иерархии (вышестоящих групп категории). Варианты режима сохранения следующие:

  • Не сохранять иерархию (загрузится “Ванилин” в корень справочника);
  • Сохранить последний уровень иерархии (Группа “Ванилин и ванильный сахар”/ “Ванилин”);
  • Сохранить последние 2 уровня иерархии (Группа “Специи”/ Группа “Ванилин и ванильный сахар”/ “Ванилин”);
  • Сохранить последние 3 уровня иерархии (Группа “Бакалея”/ Группа “Специи”/ Группа “Ванилин и ванильный сахар”/ “Ванилин”);
  • Сохранить последние 4 уровня иерархии (Группа “Продукты питания”/ Группа “Бакалея”/Группа “Специи”/ Группа “Ванилин и ванильный сахар”/ “Ванилин”, см. Рисунок 16);
  • Сохранить последние 5 уровней иерархии (Аналогично предыдущему варианту, т.к. категория имеет всего 4 уровня иерархии, см. Рисунок 16);
  • Сохранить всю иерархию (Аналогично предыдущему варианту, т.к. категория имеет всего 4 уровня иерархии, см. Рисунок 16).

Рисунок 16 – Результат загрузки категорий номенклатуры с иерархией из сервиса

При этом, если затем попытаться загрузить категорию “Дрожжи”, которая находится в этой же группе “Специи”, с другим вариантом режима сохранения, например, с вариантом “Сохранить последние два уровня иерархии”, то “Дрожжи” загрузятся в группу “Продукты питания”/ “Бакалея”/ “Специи”/ (Рисунок 17), как если бы был выбран вариант загрузки “Сохранить последние три уровня иерархии”. Это связано с тем, что группы “Специи” и “Бакалея” уже были загружены ранее из сервиса.

Рисунок 17 – Результат загрузки категорий номенклатуры с иерархией

Назначить соответствия для родительских групп загружаемой категории возможности нет. Так, если в информационной базе уже есть группа вида номенклатуры “Продукты питания”, введенная ранее вручную, и загрузить категорию с помощью сервиса, выбрав способ загрузки с иерархией, то группа “Продукты питания” задублируется.

Получается, что при невнимательном и неумелом использовании инструмента загрузки категорий из сервиса можно создать еще больший хаос в информационной базе.

Помимо основных реквизитов категорий из сервиса “1С:Номенклатура” загружаются дополнительные реквизиты категорий номенклатуры.

Дополнительные реквизиты категорий загружаются в информационную базу как дополнительные реквизиты элементов справочника “Виды номенклатуры” (Рисунок 18). Возможности выбора загрузки/отказа от загрузки отдельных дополнительных реквизитов нет.

Рисунок 18 – Загрузка дополнительных реквизитов в карточку номенклатуры из сервиса

С дополнительными реквизитами загружаются из сервиса их значения (Рисунок 19).

Рисунок 19 – Загруженные из сервиса значения дополнительного реквизита

Для версии 1С:БЭД младше 1.4 возможность загружать дополнительные реквизиты в реквизиты характеристик не реализована.

Для версии 1C:БЭД 1.4 реализована возможность загружать дополнительные реквизиты в реквизиты характеристик. Так же разработчики анонсировали новую возможность выборочной загрузки характеристик и поддержку мерных характеристик (вес, длина, объем, площадь). Однако смоделировать загрузку именно характеристик, а не дополнительных реквизитов не представляется возможным. Формы сопоставления дополнительных реквизитов и реквизитов характеристик появились в 1С:БЭД 1.4, но вызов их зависит от полученных данных из единого каталога 1С. Новый функционал срабатывает на определенных категориях, поддерживающих характеристики.

Стоит отметить, что в документации к 1C:БЭД версии 1.4 уже приведены примеры по загрузке номенклатуры с характеристиками.

Реализованы разные способы загрузки номенклатуры:

  • Из формы списка номенклатуры;
  • Из карточки номенклатуры в сервисе (Рисунок 20);
  • С помощью обработки “Загрузить номенклатуру из сервиса”).

Рисунок 20 – Карточка номенклатуры в сервисе

При загрузке новой номенклатуры из сервиса ее карточка в информационной базе автоматически заполняется данными из сервиса (Наименование, краткое наименование, артикул, единица измерения, ставка НДС, штрихкоды, категория, производитель, описание, изображение, характеристики) (Рисунок 21). Загрузить значения вышеуказанных реквизитов номенклатуры выборочно возможности нет.

Рисунок 21 – Карточка номенклатуры в 1С:ERP после загрузки из сервиса

Поиск номенклатуры в едином каталоге 1С может осуществляться по штрихкоду. На данный момент номенклатур с одинаковым штрихкодом в едином каталоге 1С нет. Вопрос наличия номенклатуры с одинаковым штрихкодом от разных производителей представители сервиса временно решают самостоятельным выделением основного производителя.

Решение, безусловно, носит очень спорный характер, но в дальнейшем разработчики планируют реализовать хранение и вывод нескольких производителей в карточке номенклатуры. Для этого производители идентичных товаров с одинаковым штрихкодом должны будут суметь договориться и унифицировать наименования, реквизиты, характеристики продукции. В случае законодательного регулирования вопроса стандартизации номенклатурных данных это представляется вполне возможным. Представители сервиса при этом могут выступать в качестве посредников как операторы номенклатурных данных.

В сервисе реализована возможность поиска номенклатуры по штрихкоду. Поиск по штрихкоду в каталоге сервиса реализован как поиск по вхождению введенного значения в штрихкод номенклатуры сервиса (Рисунок 22).

Рисунок 22 – Поиск номенклатуры по штрихкоду

Если поиск по штрихкоду осуществляется из документа, открывается Форма “ПоискНоменклатурыПоШтрихкоду” обработки “РаботаСНоменклатурой”. В табличной части формы будет занесен введенный штрихкод, а также указана номенклатуры сервиса, если она была найдена. Поиск по штрихкоду из документа ищет точное соответствие в каталоге сервиса (Рисунок 23).

Рисунок 23 – Поиск номенклатуры по штрихкоду из документа

Новой возможностью сервиса “1С:Номенклатура” является возможность подбора и загрузки в информационную базу элементов классификатора Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) из сервиса. В последней версии 1С:БЭД 1.4. этот Демо-функционал реализован. Загрузка данных из сервиса доступна из формы “Онлайн-подбор элементов классификатора ТН ВЭД” (Рисунок 24) обработки “Работа с облачными классификаторами”.

Рисунок 24 – Форма загрузки классификатора ТН ВЭД из сервиса

В случае недоступности сервиса подбор элементов классификатора осуществляется из данных макета “Классификатор товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности” справочника “ТН ВЭД” (Рисунок 25.1-25.2) в том виде, в каком он реализован сейчас в конфигурации 1С:ERP (Рисунок 26).

Рисунок 25.1 – Хранение данных классификатора ТН ВЭД в 1С:ERP

Рисунок 25.2 – Хранение данных классификатора ТН ВЭД в 1С:ERP

Загрузка данных из макета доступна из общей формы “Добавление элементов в классификатор” (Рисунок 19), вызываемой по кнопке “Подбор” на форме списка справочника “ТН ВЭД”.

Рисунок 26 – Форма загрузки элементов классификатора ТН ВЭД из макета

По данным портала ИТС сервис “1С:Номенклатура” предназначается для BTB сегмента, но новые возможности работы с облачным классификатором ТН ВЭД расширяют границы использования сервиса и могут быть полезны тем пользователям, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, работают с товарами, перемещаемыми через таможенную границу РФ, заполняют таможенные декларации и указывают коды ТН ВЭД при сдаче различных регламентированных форм отчетности.

Несмотря на море критики, обрушившейся на новый информационный сервис “1С:Номенклатура”, он активно развивается и в перспективе действительно может существенно упростить работу пользователей с номенклатурными данными, повысить эффективность взаимодействия бизнес-партнеров.

Конкурентным преимуществом сервиса “1С:Номенклатура” является его встроенность в современные торговые решения 1С, легкая настройка и подключение, быстрый и удобный поиск номенклатуры по штрихкоду в каталоге.

Если номенклатурные позиции, с которыми работает предприятие или его бизнес-партнеры, в едином каталоге 1С присутствуют, то подключить сервис стоит.

Вопросы стоимости сервиса остаются за рамками статьи, однако очевидно что, когда бизнес получает удобный и эффективный инструмент, цена имеет второстепенное значение.

Наибольший интерес вызывает функционал загрузки характеристик номенклатуры из сервиса. Ведь именно работа с характеристиками является наиболее трудоемкой частью при работе с номенклатурными данными и вызывает так много вопросов и ошибок у пользователей.

Начать использовать функционал автоматической загрузки/обновлений характеристик и их значений можно будет как только в едином каталоге 1С появятся категории номенклатуры, поддерживающие характеристики, а также, когда выйдут обновления типовых решений, поддерживающие 1С:БЭД версии 1.4 и старше.

Вопросы наполняемости единого каталога 1С номенклатурными данными и ограниченный набор типовых конфигураций 1С, поддерживающих работу с сервисом, являются основным препятствием массового использования сервиса сегодня.

Автор статьи – Ольга Шапкина

источник

Прежде чем приступить к анализу, нужно определить его цель, какую именно информацию вы хотите получить. Затем определяем, какие именно данные вы собираетесь анализировать (объект анализа). В качестве объекта анализа могут выступать:

  1. товарные группы;
  2. покупатели;
  3. поставщики;
  4. менеджеры по продажам.

Следующий важный момент — это определение параметров, по которым будет производиться анализ. Ведь каждый из перечисленных выше объектов анализа имеет разные параметры описания и измерения.

Выполнив описанные выше действия, можно приступать к проведению анализа. В системе анализируется выбранный параметр за указанный вами период по данным, накопленным в информационной базе. На основе этого анализа в дальнейшем будет построена АВС-классификация.

Решение «Помощник закупок» для 1С

Весь процесс поделен на шесть шагов:

Определение критериев успешности. ABC-анализ может выполнить одну из двух основных целей: сократить расходы на закупки или увеличить поток наличности за счет наличия правильных товаров, доступных для производства или непосредственно для продажи клиентам.

Наиболее распространенные данные, обычно имеющиеся в стандартном бухгалтерском учете, являются ежегодными расходами по каждому пункту, включая все затраты на заказ и стоимость перевозки, если они могут быть легко рассчитаны.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

По крайней мере, ранжирование каждого складского товара по себестоимости.

С помощью электронного отчета вычисляется совокупное влияние списка складских товаров путем деления годовых затрат на общее количество годовых запасов, а затем добавив эту сумму к суммарному общему затраченному проценту.

У вас может не получиться точного отношения 80/20, которое требует принцип Парето. Ориентируйтесь на общую картину и не стремитесь к точному соблюдению правила 80/20. Цель заключается в том, чтобы найти области, в которых пересмотр контрактов, консолидация поставщиков, изменение методологии или внедрение электронных закупок могут обеспечить значительную экономию средств или обеспечение наличия большего объема товаров на складе.

Ключом к этому шагу является последующая деятельность и отслеживание. После того как стратегическое управление затратами будет осуществляться на основе категорий, периодическое рассмотрение имеет решающее значение для контроля за успехом или невыполнением решений.

ABC и XYZ анализ проводится с целью проанализировать продажи компании, с целью структурирования и определения чётких лидеров и аутсайдеров среди всех групп товаров, для корректировки своей ассортиментной политики. Но также такой анализ может быть проведён по показателям оборота, прибыли, трудоемкости, расходов на материалы, и даже по таким параметрам, как помехозащищенность, быстродействие, потребляемая мощность и т.д.

Конечно можно использовать каждый вид анализа по отдельности, но это не даст полной картины, поэтому рекомендуется использовать эти анализы в комплексе, с целью выявить сильные и слабые товары, стабильность продаж, и ключевые для компании продукты.

Также эксперты говорят о том, что интегрированный ABC (XYZ) анализ – лишь средство поддержать принятие решений. Построение матрицы не разделит товары на «плохие» и «хорошие», не выявит товары, подлежащие немедленному выводу из списка продаваемых. Всегда необходим дополнительный анализ.

В категории CZ часто оказываются сопутствующие товары вроде спецодежды или чистящих средств для продаваемых механизмов. Они приносят мало дохода и закупаются клиентами нерегулярно.

В категорию CX часто попадут хлеб, соль и спички. Эти товары должны быть в наличии – не найдя их, покупатель может больше не прийти в магазин.

Для категории AX, учитывая ее финансовую значимость и предсказуемость, должны устанавливаться жесткие нормативы, соблюдению которых нужно уделять особое внимание. Для этой группы товаров рекомендуется ежедневно проверять остатки, установив четкую календарную (дата) или статистическую (по оставшемуся на складе объему запасов) точку заказа новых партий.

Это говорит о том, что без изучения маркетингового значения товара, без знания политики взаимоотношений с поставщиком принимать решение о выводе товара нельзя.

И все-таки польза от интегрированного анализа несомненна. Он служит основой управления запасами, позволяет определить «точку заказа».

Категория AX должна обслуживаться самыми опытными и квалифицированными сотрудниками, а группу товаров, попавших в «клетку» CZ, можно доверить новичкам начинается. Им будет несложно работать с категорией, где заказы происходят реже, допуски по отклонениям выше, и жестко лимитируется лишь сумма, расходуемая на данную товарную позицию за определенный период.

Наглядность результатов ABC (XYZ) анализа позволяет использовать его как аргумент в общении с руководителями, чтобы подтолкнуть их к определенным действиям.

Дифференциация уровней обслуживания для VIP и стандартных клиентов (процедура, к которой многие российские компании приступают только сейчас) это еще один способ использовать интегрированный ABC (XYZ) анализ.

Смысл ABC анализа в определение вклада конкретного товара в итоговый результат (чаще всего в общую прибыль компании или в стоимость запасов).

АВС анализ базируется на принципе Парето, который означает, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата.

Число групп при проведении АВС анализа может быть любым, но наибольшее распространение получило деление рассматриваемой совокупности на три группы: А, В и С (75:20:5) (может быть и другим, но в этих пределах), чем и обусловлено название метода (ABC-Analysis).

Применительно к анализу продаж эта классификация будет выглядеть следующим образом:

  • «А» — наиболее ценные, 20 % товарных запасов, которые дают 80 % продаж;
  • «В» — промежуточные, 30 % товарных запасов, дают 15 % продаж.
  • «С» — наименее ценные, 50 % товарных запасов, дают 5 % продаж.

По сути, ABC анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы , и покупателей, й длительные периоды продаж — все, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

ABC-анализ позволяет менеджерам по логистике/закупкам разделять и управлять товарной матрицей/поставщиками в трех основных группах. Это позволяет применять различные методы управления товарно-материальными запасами/поставщиками в отношении различных сегментов товарной матрицы/поставщиков в целях увеличения объема поступлений и сокращения расходов. С точки зрения принципа Парето, он выделяет самые важные позиции из всего списка.

Товары категории «А», как правило, составляют приблизительно 15%-20% всего списка номенклатуры и 80% по стоимости запасов. Пристальное внимание, уделяемое этому сегменту товаров и оптимизация в реальном времени может дать наибольший положительный эффект при минимальном увеличении расходов.

Товары категории «В» представляют 30%-35% складских запасов по типу номенклатуры и около 15% по стоимости. Как правило, по этим товарам можно реже проводить ревизию и управлять ими с помощью формальной системы инвентаризации.

Товары категории «С» представляют 50% фактической номенклатуры и только 5% стоимости от всех запасов. Большинство организаций могут позволить себе относительно простой процесс управления запасами этих товаров.

Многие конфигурации 1С на сегодняшний день предоставляют возможность ABC, XYZ анализа. В первую очередь, это конфигурации, использующие для хранения данных по взаиморасчетам и продажам товаров регистры накопления:

  • Управление торговлей, версия 10.3 (УТ 10.3);
  • Управление торговлей, версия 11.1 (УТ 11.1);
  • Комплексная автоматизация (КА);
  • Управление производственным предприятием (УПП);
  • Управление предприятием ERP (УП ERP);
  • Управление небольшой фирмой (УНФ).

В конфигурациях УТ 10.3, КА и УПП пользователю предоставляется практически идентичный минимальный набор возможностей по классификации покупателей.

По сути, это пара документов:

пара отчетов по покупателям:

и несколько вспомогательных объектов для хранения данных и параметров классификаций.

Для разделения покупателей по группам важности используется документ «ABC-классификация покупателей» в конфигурациях УТ 10.3, КА, УПП.

Этот документ при классификации ориентируется на показатель, выбранный в учетной политике программы («Сервис»/«Настройка учета»/«Учетная политика»).

Для выбора заложены 2 варианта:

  1. Сумма выручки;
  2. Сумма валовой прибыли.

Как и остальные показатели учетной политики, параметр ABC классификации покупателей начинает действовать с указанного периода и может периодически изменяться, но не чаще 1 раза в день.

Сам по себе документ «ABC классификация покупателей» достаточно прост. В новом документе нужно начать работу с заполнения критериев распределения, которые находятся на закладке «Параметры». Здесь нужно указать максимальную долю выручки или прибыли, которую набирают совокупно все покупатели соответствующей группы. Эти проценты указываются произвольно, зачастую опытным путем.

Основной процесс классификации происходит по нажатию кнопки «Заполнить».

В этот момент просматриваются данные оборотов покупателей, которые зафиксированы в регистре накопления «Продажи» за указанный период анализа, по каждому контрагенту подводятся итоги и все покупатели сортируются по полученным суммам. После чего контрагентам присваивается ABC-класс. Класс «A» будет указан у первых контрагентов, сумма которых приблизится к максимальному проценту первой группы. Аналогично будут подобраны следующие контрагенты в группу «B», а все оставшиеся попадут в группу «C».

Группы проставляются только тем покупателям, с которыми у нас заключены договора. Логика в том, что если продажи у нас ведуться с учетом договоров, то такой контрагент не случайный и может быть или стать нашим постоянным партнером.

Если на закладке «Параметры» изменить проценты групп, когда табличная часть уже заполнена, то достаточно нажать кнопку «Перезаполнить», чтобы в существующих строках были заново пересмотрены значения «ABC-класс».

В момент выполнения классификации дополнительно происходит сравнение рассчитанных групп с предыдущими значениями контрагентов. Возле каждого покупателя проставляется значок, показывающий повышение, уменьшение или повторение класса.

Кнопка «История» покажет изменения классификации контрагента выбранной строки табличной части.

Здесь отображаются те записи регистра сведений «ABC-классификация покупателей», которые создаются в процессе проведения этого документа.

То есть все данные из табличной части попадают в соответствующий регистр сведений. Поэтому все, что будет исправлено или добавлено в строки документа также будет учитываться в базе. Можно самостоятельно заводить или редактировать классификацию контрагентов по своему усмотрению не смотря на механизм автозаполнения.

Следует отметить, что здесь же сразу отображается основной менеджер покупателя, хранящийся в карточке контрагента. Это удобно, если сразу реагировать на понижение класса контрагента, что означает уменьшение сумм покупок и требует выяснения причин.

В УТ 10.3, УПП и КА классификация по XYZ совмещена с определением принадлежности покупателей к потенциальным, новым, постоянным или потерянным, что можно в какой-то мере считать стадиями взаимоотношений. Поэтому и документ, используемый для этого, называется «Классификация покупателей по стадиям взаимоотношений».

Так же, как и при ABC классификации, в учетной политике нужно выбрать параметр распределения покупателей по стадиям взаимоотношений, на основании которого и будет происходить расчет надежности.

Доступен один из следующих вариантов:

  • Сумма выручки;
  • Сумма валовой прибыли;
  • Количество продаж;
  • Количество проданных товаров;
  • Интервалы между расчетными документами.

В документе «Классификация покупателей по стадии взаимоотношений» часть показателей, влияющих на автоматическую установку групп контрагентам находятся на закладке «Распределение».

А часть показателей перенесены на закладку «Параметры».

Все эти параметры и показатели отображаются прямо в форме списка.

При нажатии на кнопку «Заполнить» будет выполняться анализ того же регистра накопления «Продажи» по накопленным суммам покупателей, а точнее сказать по коэффициентам вариации или отклонению итогов продаж от среднего значения среди всех контрагентов с периодичностью, указанной в параметрах распределения документа.

В первую очередь устанавливаются как «Разовый» те клиенты, количество покупок которых соответствует интервалу разовых покупателей. Потенциальными будут указаны покупатели с количеством продаж меньше нижнего порога разовых покупателей. Потерянными становятся покупатели, у которых ранее была установлена группа классификации, но теперь продаж нет.

Остальные покупатели считаются постоянными, для них и будет выполняться классификация по XYZ, согласно указанным на закладке «Параметры» начальным и конечным значениям коэффициента вариации для каждой группы.

Так же, как и при классификации важности, визуально значками отмечается динамика изменения показателей, доступна и расшифровка истории.

Но в этом случае история состоит из движений регистра сведений «Стадии взаимоотношений с контрагентами», которые содержат не только класс XYZ, но и стадию. Также можно пользоваться ручной корректировкой табличной части или ручным вводом строк.

Как провести АВС и XYZ анализ в программе Управление торговлей, ред. 11.

Заходим в подсистему Маркетинг, раздел Сервис/Классификация клиентов:

Щелкаем по гиперссылке «Полные возможности» (если данный режим был выключен). Далее нажимаем кнопку «Настройка»

В появившемся окне устанавливаем параметры классификации:

  1. Показатель классификации. Для ABC-анализа это может быть выручка либо валовая прибыль, для XYZ – количество документов продаж.
  2. Период и количество периодов. Если мы укажем в качестве периода «месяц», а количество периодов равное 1, то классификация будет происходить за каждый месяц, т.е. клиенты будут классифицированы по выручке за январь, затем по выручке за февраль и т.д. Если мы установим количество периодов равное 2, то периодами классификации будут 01.01.2013-28.02.2013, 01.03.2013 – 30.04.2013 и т.д.

Для этого в указанном выше диалоговом окне щелкнем по кнопкам «Выполнить АВС-классификацию за все периоды» и «Выполнить XYZ-классификацию за все периоды».

Если вы ранее проводили классификацию с другими настройками (например, периодом классификации был год), то вначале необходимо очистить старую классификации – для этого предназначены кнопки «Очистить АВС-классификацию за все периоды» и «Очистить XYZ-классификацию за все периоды».

Для того, чтобы каждый месяц не заходить в настройки и не обновлять классификацию вручную, можно настроить соответствующее регламентное задание.

Это можно сделать в подсистеме Администрирование/Поддержка и обслуживание/Регламентные и фоновые задания.

В карточке регламентного задания в разделе «Основное» ставим флажок «Включено». Далее щелкаем по кнопке «Открыть расписание».

Настраиваем расписание – в нашем примере классификация будет в первый день каждого следующего месяца.

Больше информации можно почерпнуть из видео «ABC анализ для УТ 11»

Различаются следующие стадии отношений с клиентами:

  • Потенциальный клиент;
  • Разовый клиент;
  • Постоянный клиент;
  • Потерянный клиент.

Для стадии «Постоянный клиент» предусмотренная дополнительная классификация по регулярности закупок:

  • стабильные закупки (X-класс);
  • нерегулярные закупки (Y-класс);
  • эпизодические закупки (Z-класс).

Использование данных возможностей необходимо начать с настройки учетной политики, в которой указать параметры расчета стадии и группы клиентов.(Учетная политика(управленческий учет)-Классификация покупателей)

ABC-классификация в 1С:УПП основана на правиле Парето. Применительно к проблеме отношений с клиентами это правило звучит так: 20 % клиентов обеспечивают 80 % выручки (и наоборот, 80 % клиентов обеспечивают лишь 20 % выручки).

Следовательно, менеджеру по работе с клиентами имеет смысл направлять свои основные усилия на привлечение и удержание крупных клиентов. А предприятие должно предлагать крупным клиентам особо выгодные условия для сотрудничества.

АВС-классификация позволяет разбить клиентов на три группы важности:

  • Высокая (класс «А»);
  • Средняя (класс «В»);
  • Низкая (класс «С»).

Для распределения клиентов по группам важности используется документ «АВС-классификация покупателей».

На закладке «Параметры» вводятся данные для распределения классов. Самыми важными покупателями признаются те, у которых параметр анализа продаж максимальный. Критерии для разделения на классы вводиться так же на это закладке, кроме того указан параметр, который в настоящий момент указан в учетной политике.

При автоматическом заполнении табличной части документа каждому клиенту будет присвоена соответствующая категория. Стрелками демонстрируется изменении стадии отношений.

При автоматизированном заполнении табличной части документа клиентам присваиваются соответствующие стадии и классы. Руководитель может вручную присвоить клиенту тот класс важности, который считает нужным.

Значения классов можно увидеть в отчете «АВС – анализ покупателей».

Рекомендую посмотреть это видео по работе с ассортиментом и ценообразованием. Будет полезено всем, кто хочет понимать, Как увеличить чистую прибыль компании минимум на 5%-10%. Без увеличения оборотов. Без дополнительных затрат на рекламу. Без риска потерять клиентов.

  • Как делать больше чистой прибыли при текущих ресурсах
  • Как запускать прибыльную рекламу [ценообразование и маркетинг]
  • Как безболезненно поднимать цены на товары или услуги
  • Как делать закупку правильно и не терять прибыль
  • 27 комбинаций по АВС анализу ассортимента
  • Чем полезен анализ конкурентов и как провести его эффективно

Ирина Нарчемашвили — эксперт по финансовому планированию с 8-летним стажем. Ее финансовые курсы прошли 1250 владельцев бизнесов в России и СНГ.

Действующий финансовый директор компании АТМ [70 сотрудников].

15 лет занимается финансами. Обучила 10 000 предпринимателей.

Обычные результаты ее клиентов:

  • за 2 года погашение всех кредитов (до окончания кредитных договоров);
  • рост дохода вместо запланированных 15% за год, 32% за первые 5 месяцев;
  • увеличение чистой прибыли на 300% за 10 месяцев.

Решение «Помощник закупок» для 1С

ABC-анализ является ценным инструментом, позволяющим компаниям оценить текущее положение дел в их системе управления запасами и искать «низко висящие плоды» — простые изменения, которые могут принести наибольшие выгоды в области управления затратами в краткосрочные и среднесрочные периоды.

источник