Меню Рубрики

Как сделать анализ егэ по истории

Как легче запомнить даты событий, что такое аргумент и чем вредят речевые ошибки.

Экзаменационная работа по истории состоит из двух частей и содержит 25 заданий: 19 — в первой и 6 — во второй. ЕГЭ длится 3 часа 55 минут.

В первых 19 заданиях требуется дать краткий ответ: выбрать верные варианты из перечня, расположить элементы в определенной последовательности, установить соответствие, например, между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками или определить понятие по признакам. Ответ — последовательность цифр, слово или словосочетание — необходимо внести в бланк без пробелов.

Верный ответ на задания 1, 4, 10, 13–15, 18 и 19 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на задания 2, 3, 5–9, 12, 16 и 17 принесет максимум 2 балла. За одну ошибку снимут 1 балл, а при двух и более ошибках выпускник получит 0 баллов. Самое «дорогое» в первой части — задание 11. За правильный ответ на него дают 3 балла, при одной ошибке снимают 1 балл, при 2-3 ошибках — 2. Если допустить четыре и более ошибок, ответ оценят в 0 баллов.

Последние 6 заданий ЕГЭ проверяют не только знание истории, но и умение рассуждать, аргументировать свою позицию и излагать мысли письменно. В заданиях 20–22 выпускникам предстоит проанализировать исторический источник, в 23 — изучить историческую проблему или ситуацию. Задание 24 проверяет умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии. Задание 25 — самое объёмное. Выпускнику необходимо написать сочинение с характеристикой одного из трёх предложенных периодов истории России.

При оценке ответов на задания второй части эксперты учитывают полноту и точность формулировок. Верные ответы на задания 20–22 принесут до 2 баллов, задание 23 — до 3, задание 24 — до 4 баллов. За правильный ответ в задании 25 можно получить максимальный балл — 11.

Часто школьники не умеют формулировать аргументы. Типичная ошибка: выпускник приводит конкретные факты, но не даёт пояснений, каким образом они опровергают или подтверждают приведённую в задании точку зрения. Пример такой ошибки: «Экономическая политика российского правительства в начале 1990-х гг., известная как „шоковая терапия“, способствовала преодолению кризисных явлений в экономике».

Чтобы правильно выполнить это сложное задание, нужно привести факт (событие, которое произошло) и пояснение, которое отражает связь между фактом и точкой зрения, представленной в задании. В подтверждение этой точки зрения ученик привёл факт: «была проведена либерализация цен», но пояснения к нему отсутствует, не ясно, какие последствия имела либерализация для преодоления кризисных явлений в экономике. Ответ нужно дополнить фразой: «Эта мера способствовала насыщению рынка товарами и продуктами первой необходимости».

Другая ошибка: ученик привел положение, которое не имеет опоры на конкретные факты. Например, «„шоковая терапия“ ухудшила жизнь россиян». Невозможно понять, какие именно меры привели к ухудшению жизни россиян и в чём выразилось снижение уровня жизни.

При написании сочинения у выпускников часто возникают проблемы с раскрытием роли отдельной личности в исторических событиях, процессах и явлениях. Выпускники называют деятелей, но не указывают их конкретные действия, значительно повлиявшие на ход и (или) результат названных событий. Здесь важно напомнить, что конкретные действия — это осмысленные волевые усилия, которые имеют единичный характер. К действиям не относятся естественные процессы, поэтому неправильно писать «он родился в 1530 году» или «погиб в бою».

Примеры конкретных действий:

  • «И. В. Сталин в декабре 1929 г. на съезде ударников выдвинут лозунг „Пятилетку в четыре года“»;
  • «Н. С. Хрущёв выступил на XX съезде КПСС с докладом „О культе личности Сталина и его последствиях“»;
  • «Зоя Космодемьянская подожгла три дома, в которых располагался узел связи, и квартировались немцы перед отправкой на фронт»;
  • «Император Николай I издал указ об обязанных крестьянах».

Положения «К. К. Рокоссовский командовал фронтом» или «П. И. Багратион командовал армией» — не конкретные действия, поскольку непонятно, какие именно волевые усилия прилагали военачальники. Такие ответы абитуриента эксперт не примет.

Ошибки в сочинении возникают, когда выпускник не может правильно выразить свои мысли. Чтобы правильно сформулировать мысль, необходимо развивать культуру речи. Следует детально продумывать ответ, возвращаться к написанному, исправлять и корректировать его. Пример речевой ошибки: «Павел I издал декрет о трехднёвной барщине». Выпускник небрежно построил фразу, употребив вместо слова «манифест» термин «декрет». Из-за неточной формулировки эксперт вправе расценить речевую ошибку как фактическую и снизить балл.

Также важно избегать фактических ошибок. Пример из сочинения выпускника: «Итогом реформ Александра II явилось активное развитие машинного производства, появление новых отраслей в российской промышленности. Значение реформ и в том, что общественная жизнь в стране стала более либеральной, серьезно изменился и политический строй».

Утверждение, что реформы Александра II стали причиной «активного развития машинного производства, появления новых отраслей в российской промышленности» спорно и скорее всего будет признано фактической ошибкой. Ошибочна также фраза «серьезно изменился политический строй». Если бы ученик написал, что реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России; что политический строй не изменился, но миллионы крестьян, получили гражданские права и включились в общественную жизнь, смысл ответа был бы иным.

При прочной базовой подготовке достаточно начать дополнительно заниматься в 11 классе. Если знания ученика слабые, лучше начать готовиться к ЕГЭ уже в 10 классе. Экзамен по истории — один из самых сложных и при этом не единственный, так что лучше не откладывать подготовку к ЕГЭ на последний школьный год.

Чтобы написать ЕГЭ на 75 баллов или выше, необходимо заниматься не менее 90 часов (по 3 академических часа в неделю) на протяжении всего учебного года.

В первую очередь нужно поставить цель — определить, сколько баллов выпускник намерен набрать. Затем необходимо определить, какие темы достаточно повторить, а какие требуют детального изучения. После этого важно выделить в расписании постоянное время для занятий и распределить изучение программы по дням, неделям и месяцам.

Всем выпускникам, сдающим ЕГЭ, рекомендую классический учебник «История России» (авторы Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г.). Также будет полезна «История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ» П. А. Баранова и С. В. Шевченко.

Освоение теории должно сопровождаться практическими занятиями. Можно решать задания прошлых лет, размещенные в свободной базе на сайте ФИПИ.

В заданиях 1 и 11 нужно продемонстрировать знания хронологии событий отечественной и зарубежной истории. Важно понимать, что разработчики заданий не ждут от выпускников точных дат, достаточно указать последовательность событий (задание 1), в каком столетии имело место событие (задание 11).

Осмысление даты работает лучше механического зазубривания хронологии. Рекомендую выполнять задания по ленте времени. Например, изучив историю России XVII в., рисуем ленту времени и отмечаем на ней даты важных событий.

Полезно использовать такие средства наглядности, как хронологические ряды, таблицы.

В кодификаторе следует найти список важнейших событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в заданиях 1 и 11. Данные события и даты следует занести в хронологическую таблицу. К базовым столбцам таблицы («Дата», «Событие») следует добавить еще один («Век»). Если времени на подготовку к экзамену осталось мало и возникли сложности с запоминанием точных дат, можно провести классификацию событий по векам и сконцентрировать внимание на двух столбцах(«Событие» и «Век»). В этом случае ученику потребуется меньше усилий для запоминания. Согласитесь, проще усвоить, что «Декларация прав человека и гражданина» была принята в XVIII веке, чем запомнить точную дату — 1789 год.

Изучая определённый исторический период, обращайтесь к соответствующим историческим картам. Рекомендую атласы «Дрофы» (6 класс — до конца XVI века;

7 класс — конец XVI — XVIII вв.; 8 класс — XIX век; 9 класс — XX — начало XXI вв.).

Прежде всего нужно научиться пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Для этого выбирайте условный знак на карте и определяйте по легенде его значение. Определите вид деятельности, отмеченный на карте: война, поход, торговая миграция, колонизация, индустриализация и т.п.

Анализируйте географию участка, фиксируйте внимание на основных объектах — больших городах, реках, горах, рельефных особенностях. Начинайте с самых крупных, постепенно двигаясь к меньшим. Достаточно опознать несколько опорных точек — обычно этого хватает, чтобы дать событию название и выяснить, о каком периоде и регионе идет речь.

В подготовке к решению заданий 3 и 4 поможет терминологический словарь. Записывайте понятие и его определение — так вы тренируетесь в его правильном написании, произношении, запоминании. Регулярно повторяйте термины: полезно выполнять упражнение на соотнесение понятия и определения.

Для успешной подготовки к заданиям 18 и 19 полезно осуществить систематизацию информации. Например, можно завести на рабочем столе отдельную папку-альбом с важнейшими иллюстрациями скульптур, картин и архитектурных сооружений и их характеристиками. Классифицируйте памятники культуры по временным периодам: культура Руси домонгольского периода, культура XIII-XV вв., XVI в., XVII в. и т.д.

Атрибуцию марки начинайте с анализа изображения — нужно узнать исторического деятеля. Затем проанализируйте текстовую информацию: даты, имена исторических деятелей и так далее. На основе полученной информации восстановите в памяти род деятельности изображенного, время его жизни, события, в которых он принимал участие. Полученная информация поможет выбрать верные суждения.

Половина «трудных вопросов» многовековой истории России приходится на исторические события советской эпохи. Рекомендую уделить особое внимание традиционно сложным для выпускников темам: «Гражданская война», «Причины, последствия и оценка „перестройки“ и распада СССР», «Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. („шоковая терапия“, методы приватизации)».

Чтобы разобраться с трудным материалом, необходимо систематизировать его, построить хронологические таблицы, связать с деятельностью исторических лиц. Анализируя материал, задавайте вопросы: почему произошло это событие, какие последствия оно имело, какие оценки получило у историков, почему мнения историков о данном событии разнятся. Повторяйте уже пройденный материал: рассказывайте все устно другу, подруге, родителям. Пересказ развивает память, воображение и улучшает культуру речи.

Даже если ЕГЭ через несколько недель, профессиональный преподаватель сможет выявить пробелы в знаниях и разъяснить сложные для ученика темы. Такая экспресс-подготовка позволит набрать дополнительное количество баллов, но лучше обратиться за помощью заранее, записаться на курсы или к репетитору.

Задача педагога — выявить пробелы в знаниях ученика и структурировать уже имеющиеся знания. Даже в идеальной ситуации, когда ученик не пропускал школьные уроки, найдутся темы, в которых он «плавает». Бывает, школьник ещё не успел разобраться с одной темой, а школьный учитель уже переходит к следующей. Опытный преподаватель помогает повторить и закрепить материал, а также отработать аналитические умения.

В письменных заданиях второй части важно проверить работу и оценить ответ по критериям. Полезно отдать сочинение на проверку другому человеку. Преподаватель не только укажет ошибки, но и научит, как их избежать.

В течение последнего учебного года выпускнику приходится осмысливать и запоминать много информации. В памяти остаются только свежие сведения, а материал, изложенный в начале года, забывается. Репетитор строит занятия так, чтобы регулярно повторять пройденные темы, чего обычно не делают на уроках в школе.

Важный момент в любой учёбе — мотивация. Нужно найти то, что сделает изучение истории увлекательным и интересным. Хорошо, когда есть компания единомышленников, в интеллектуальной среде при поддержке сверстников учиться легче.

Успешное запоминание связано с психическим состоянием человека: подавленное настроение может помешать процессу, поэтому важно иметь положительный настрой.

Каждому заданию первой части нужно уделить от 3 до 7 минут, а во второй части — от 5 до 20 минут. На сочинение лучше отвести целый час, ведь оно самое важное. Сочинение в задании 25 оценивается в 11 первичных баллов из 55.

Лучше начать с заданий 13–16 или 18–19, которые требуют зоркости и высокой концентрации внимания. Затем можно перейти к заданиям с развёрнутым ответом во второй части.

Задания 24 и 25 повышенной сложности, лучше выполнить их в два этапа:

  • написать заготовку на черновике и отложить;
  • в течение часа выполнить задания первой части;
  • вернуться к заданиям 24 и 25, чтобы проверить себя и внести коррективы в ответы.
  1. Начинать готовиться к ЕГЭ по истории лучше уже в 10 классе.
  2. Помимо учебника и справочника необходимо приобрести атласы, завести терминологический словарь и папку для материалов по истории культуры.
  3. Чтобы справиться с заданием 24, нужно чётко выстроить аргумент: указать факт и пояснение, как данный факт подтверждает/опровергает спорную точку зрения.
  4. Чтобы справиться с заданием 25, нужно не только указать два события, две причинно-следственные связи, двух исторических деятелей, исторические термины, но и раскрыть влияние деятельности избранных героев на ход и результаты описанных событий, дать оценку событий периода на дальнейший ход истории.
  5. Желательно при тренировочном выполнении заданий второй части получить комментарии опытного преподавателя, который обратит внимание на ошибки и поможет их устранить.
  6. Если нет возможности получить компетентную поддержку, следует готовиться к ЕГЭ по истории в компании сверстников, чтобы научиться дискутировать, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Совместное изучение истории, обсуждение проблемных вопросов превращает кропотливую работу в интеллектуальное удовольствие.
Читайте также:  Как правильно сдавать анализы методом парасепт

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

источник

В данном разделе Вас ждет подготовка к ЕГЭ по истории — разборы заданий, описание экзамена, тесты, справочники и другие вспомогательные материалы для подготовки. Уверен, что пользуясь нашей базой для подготовки, вы сдадите ЕГЭ в 2020 году на максимальный балл!

Работа состоит из двух частей и 25 заданий.

Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов
  • задания на определение последовательности расположения данных элементов
  • задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах
  • задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Собственно, стандартный вариант ответов: либо цифра, либо последовательность, либо словосочетание.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 19 31 Краткий ответ
2 часть 6 24 Развернутый ответ
Итого 25 55

Вторая часть содержит 6 заданий с развернутым ответом.

В заданиях под номерами 20, 21 и 22 нас ожидает комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора). Иными словами, необходимо проанализировать представленный текст, который взят из исторического источника.

Задания с 23 по 25 связанны с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы или ситуации.

Задание 24 с анализом исторических версий и оценок, аргументацией различных точек зрения с привлечением знаний курса истории.

Задание 25 предполагает написание исторического сочинения (некоторые примеры вы можете найти ниже). Выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:

  • для каждого задания первой части: 3–7 минут
  • для каждого задания второй части (кроме задания 25): 5–20 минут
  • для задания 25: 40–80 минут

источник

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.

Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

Задания 20-22 — комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

Задания 23-25 — задания, связанные с применением приемов причинно — следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

Задание 23 связано с анализом, какой – либо исторической проблемы, ситуации.

Задания 24 — анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса.

Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 — альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трех периодов России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале

Участвовало 5 учащихся.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.

Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

Задания 20-22 — комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

Задания 23-25 — задания, связанные с применением приемов причинно — следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

Задание 23 связано с анализом, какой – либо исторической проблемы, ситуации.

Задания 24 — анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса.

Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 — альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трех периодов России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале

В 1 части №1,№7,№11№16,№18 задания повышенной трудности.

Задание №11 (оценивалось 3б.) – справилось 1чел.-3б.,2чел.-1б., 2чел.-0б.

Задание №16 – (оценивалось 2б.) 1чел.-2б.,3чел.-1б.,1чел.-0б.

Задание №18 – справилось 80%

Самыми сложными для выпускников оказались задания: 14, 17, 18.

Задание №14. Возможно, вызвало затруднения из-за нечеткой схемы к заданию, а также незнание фактического материала по предложенному периоду.

Задание №17 вызвало затруднение в установление соответствие между памятниками культуры их краткими характеристиками.

Задание № 18 вызвало затруднение при выборе из суждений из 5 предложений, изображенном на фотографии (даны были изображения храмов из разных исторических эпох).

Результаты работы выпускников во 2-й части с развернутым ответом.

Задания № 20-22 состоят из комплекса заданий (анализ исторического источника, привлечение исторических знаний).

С заданием №20 справилось – 3 ученика..

С заданием №21 справились 4 ученика , 1 ученик не преступил к выполнению задания.

Задание №22 (привлечение исторических знаний) — справились с заданием 3 ученика, не преступили к выполнению заданий 2 ученика.

Задание № 23 (анализ исторической проблемы, ситуации) с заданием справились 4 выпускника.

Задание №24 (анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса).С заданием справилось 4 выпускника: 1 ученик получили 2 балла с указанием одного аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки,2 ученика получили 1 бал, при выполнении задания приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

Задание № 25 предполагает написание исторического сочинения. С заданием справились все.

За сочинение по критерию К1(исторические личности и их роль в данный период истории России по сравнительной таблице), из5-х учащихся два оценены по 2б.

Результаты по критерию К3 (причинно-следственные связи). С данным заданием справились все учащиеся. Результаты по критерию К4 (историческая оценка событий), оценивается от 0-1 балла. С данным видом задания по критериям справились все учащиеся.

Результаты оценивания по критерию К6 (наличие фактических ошибок).

По данному критерию всеми 3-я учащимися при написании исторического сочинения была допущена одна фактическая ошибка в каждой из работ, данный вид оценивается в 1балл. Результаты оценивания по критерию К7 (форма изложения).

По данному критерию все 5 учащихся получили максимальный — 1 балл

Данные показатели свидетельствуют о том, что учащиеся школ правильно указывают исторические события, относящие к выбранным ими периодам, на основе которых строятся суждение по периоду.

Анализ написание ЕГЭ по истории выявил, что, у выпускников 11 классов затруднения вызвали в 1-й части задания, проверяющие знание материалов разделов: «Культура: памятники архитектуры», задания, проверяемые знания исторических терминов по XX веку, умение работать с историческими документами, работа со схемами.

Учителям истории необходимо:

Продолжить работу с историческими текстами, документами, использовать различные тренировочные задания по историческому тексту

Продолжить работу по написанию исторического сочинения

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Поэлементный анализ ЕГЭ по истории в 11 классе (2016г.)

В этом году историю сдавала 1 обучающаяся — Матвеева Евгения. Средний результат — 41 баллов, что ниже на 8 баллов по сравнению с предыдущими результатами ЕГЭ по истории. Данный результат соответствует оценке «3».

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Работа состоит из двух частей. Часть 1 содержит задания базового и повышенного уровней; часть 2 — задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут.

Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:

– для каждого задания части 1 — 3–7 минут ;

– для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут ;

– для задания 25 – 40–80 минут .

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны последовательность цифр, требуемое слово ( словосочетание).

Полный правильный ответ на задания 1, 3, 4, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 19 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задания 2, 5, 6, 7, 9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки (в том числе отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишние цифры) или ответ отсутствует – 0 баллов.

Уровень сложности задания

Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий)

8-начало 21 в.(история России, история зарубежных стран)

Знание дат (задание на установление соответствия)

Определение термина (выбор одного элемента, (термина, названия) из данного ряда

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Определение термина по нескольким признакам

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Знание основных фактов, процессов, явлений(задание на установление соответствия)

Работа с текстовым историческим источником (задание на установление соответствия)

Систематизация исторической информации (множественный выбор)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Знание основных фактов, процессов, явлений(задание на заполнение пропусков в предложениях)

Знание исторических деятелей (задание на установление соответствия)

Работа с текстовым историческим источником (краткий ответ в виде слова, словосочетания)

Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах(таблица)

8-начало 21 в.(история России, история зарубежных стран)

Работа с текстовым историческим источником

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России )задание на установление соответствия)

Анализ иллюстративного материала

Анализ иллюстративного материала

Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника

Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником

Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (задание-задача)

Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии

8-начало 21в. (три периода на выбор экзаменуемого)

Указание событий (явлений, процессов)

Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

Оценка значения периода для истории России

Использование исторической терминологии

Наличие/отсутствие фактических ошибок

Первичный балл: 16 б., Итого: 41 б.

Таким образом, обучающаяся справилась с заданиями 6(б),7(п),11(п),12(п),19(б) из части 1.

Задания 22-24 – это задания повышенной сложности. По заданию 21 набрала 2 балла.

С заданием 25 (историческое сочинение) из части 2 справилась почти полностью, что подтверждают набранные баллы. Из 11 возможных набрала 9 баллов по сочинению.

— При планировании работы учитывать элементы знаний, проверяемые ЕГЭ и содержащиеся в кодификаторе, спецификации и демоверсии. Знакомство с документами необходимо начинать в начале учебного года;

— Задания ЕГЭ должны стать для обучающихся узнаваемыми, чтобы они владели алгоритмом их успешного выполнения;

— Методика преподавания истории должна ориентироваться на создание условий для понимания обучающимися хода истории, объяснения смысла и сущности событий, их причин и последствий, на применение знаний и умений в практической деятельности, в новых познавательных ситуациях. Необходимо использовать дифференцированные типы заданий на уроке, используя базовый и повышенный уровни сложности.

— Обратить внимание на работу с исторической картой(схемой).

Сравнительный анализ ЕГЭ за три года по истории:

источник

Анализ ЕГЭ 2012 по истории

Здесь представлены выдержки из аналитического отчета ФИПИ, которые могут пригодиться учителям и учащимся при подготовке к ЕГЭ. (скачать отчет полностью в формате PDF).

2.8. ИСТОРИЯ
.
2.8.7. Общие выводы
1. В 2012 г. в экзамене по истории приняли участие более 141 тыс. человек. Около трети участников представляли сельские школы. Никаких существенных различий в среднем балле, полученном участниками из населенных пунктов городского и сельского типов, не установлено. Средний балл также не различается по гендерному признаку.
2. Средний тестовый балл, полученный экзаменуемыми, – 51,5 (в 2011 г. – 51,3). Доля участников, набравших количество баллов ниже минимального, – 12,9%. 100 баллов получили 195 человек. Для преодоления планки, необходимой для сдачи экзамена, в 2011 г. необходимо было выполнить 19,4% работы, в 2012 – 22,4%, при этом, как и в 2011 г., минимальный балл составлял половину заданий базового уровня сложности. Доли выпускников, набравших баллы в диапазоне 21–40, 41–60, 61–80, 81–100, практически не изменились в сравнении с ЕГЭ 2011 г. Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на некоторое увеличение числа выпускников, не набравших минимального балла (это связано с повышением требований к его достижению), экзаменационная работа выполнена выпускниками 2012 г. примерно на том же уровне, что и в 2011 г.
3. Анализ выполнения части 1 работы показывает, что результат выполнения заданий этой части в основном зависит от содержательной составляющей заданий. Статистика выполнения заданий по периодам истории свидетельствует об относительно слабом знании выпускниками 2012 г. истории 1917–1941 гг. (особенно периода революций 1917 г.) и 1945–1991 гг. Сравнительно низкие показатели зафиксированы при выполнении заданий на знание фактов по истории культуры независимо от периода истории. Наиболее успешно экзаменуемые справились с заданиями по периодам VIII–XVII вв. и 1941–1945 гг.
4. При выполнении части 2 выпускники 2012 г. лучше справились с заданиями на систематизацию исторической информации по одному основанию. Сохраняются традиционные проблемы с выполнением заданий на установление хронологической последовательности событий, а также коррелирующих по проверяемым умениям заданий на установление соответствия фактов и дат.
Следует признать эффективность использования новых моделей заданий В10–В12 для проверки знаний и умений выпускников.
Необходимо продолжить совершенствование структуры данной части работы за счет включения заданий, проверяющих умения работать с различными источниками информации (например, историческая карта (схема), иллюстративные и статистические материалы).
5. При выполнении заданий части 3 наиболее успешно выпускники справились с заданиями С2 на поиск в источнике исторической информации, представленной в явном виде. При этом около трети выпускников не показали владения даже этим общеучебным умением. Наиболее сложными оказались задания С4, проверявшие умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений; С5, проверявшие умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, и С6(К2), проверявшие способность представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.
Статистический анализ показывает, что новое задание (С6) позволяет осуществить качественную дифференциацию учащихся по уровню подготовки. Анализ выполнения задания также показал, что оно нуждается в незначительном усовершенствовании в направлении большей формализации при оценивании работ.
6. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы группами выпускников с различным уровнем подготовки свидетельствует о различиях в структуре знаний и умений разных групп выпускников. Обращает на себя внимание отставание групп выпускников, имеющих низкие результаты экзамена, прежде всего, в уровне сформированности общеучебных и предметных умений. Это свидетельствует о важной роли формирования умений в структуре школьного исторического образования.

Читайте также:  Как правильно сдавать анализы из вены

2.8.8. Методические рекомендации
На основе анализа результатов ЕГЭ 2012 г. можно сформулировать следующие рекомендации по подготовке к ЕГЭ 2013 г. и совершенствованию методики преподавания истории.
1. ЕГЭ 2012 г. по истории выявил недостаток знаний выпускников по периодам 1917–1941 гг. и 1945–1991 гг. гг., а также блоку учебного материала, связанному с изучением вопросов истории культуры. Педагогам рекомендуется обратить особое внимание на прохождение/повторение этих тем и скорректировать методику работы исходя из специфики каждой из них. Методика работы с материалом, посвященным истории культуры, подробно освещалась в Аналитическом отчете ФИПИ по результатам ЕГЭ 2011 г. Поэтому в данном разделе речь пойдет о совершенствовании методики работы при изучении отдельных периодов истории XX в.
Прежде всего, надо отметить, что период истории России наиболее близок к нашему времени. Еще живы очевидцы событий, произошедших в нашей стране в XX в. Несомненно, что учитель истории не должен упустить шанс использования данного фактора для повышения эффективности преподавания предмета. Ярким подтверждением этого тезиса является факт наиболее успешного выполнения учащимися заданий по истории Великой Отечественной войны. Постоянное обращение к этим героическим страницам истории нашей страны делают данный материал всегда актуальным для любого гражданина, в том числе и для выпускников школы. Встреча, общение с человеком, который был участником или свидетелем того или иного события, несомненно, поможет включить факты истории в живой социальный опыт учащихся, будет способствовать лучшему их пониманию и запоминанию. Этому же будет способствовать работа по изучению учащимися истории своей семьи.
Во-вторых, события истории XX в. в большей степени отражены в исторической научной, научно-популярной и художественной литературе, чем события любого другого периода. В сети Интернет можно найти интересную информацию о любом событии, произошедшем в XX в. Другими словами, недостатка в информации в наше время не существует. Но, чтобы этой информацией эффективно воспользоваться в процессе обучения, надо ответить на два вопроса: как мотивировать учащихся к изучению этой информации и как сделать так, чтобы информация, воспринимая учащимися при самостоятельном изучении, была правдивой и полезной? По сути, современный учитель вынужден все чаще задумываться именно над этими двумя вопросами; мало того, именно успешностью их решения во многом сегодня определяется эффективность его работы. Конечно, ответы на них конкретны и индивидуальны для каждой педагогической ситуации, но опыт показывает, что очень многое зависит от личности учителя.
Третья особенность периода XX в. – это его насыщенность событиями. Конечно, уделять внимание всем историческим событиям в одинаковой степени на уроках невозможно. Но успешное выполнение части 1 экзамена предполагает усвоение выпускниками значительного количества этих фактов. Несомненно, что задача учителя – связать факты, построить из них определенную систему; и лучше, если эта связь будет логически выверенной, основанной на причинно-следственных, пространственных, временных связях. В нашем аналитическом отчете уже отмечалось, что для успешного выполнения заданий экзаменационной работы необходимо больше внимания уделять рассмотрению исторических событий, явлений, процессов, проблем во всевозможных аспектах, не ограничиваясь наиболее распространенными сторонами и точками зрения. Именно такое рассмотрение и будет способствовать систематизации многочисленных фактов. Например, ввод советских войск в Афганистан, значительное внешнеполитическое событие XX в., отразился на внутриполитической ситуации в СССР, развитии культуры, спорта, социальной ситуации в стране; смерть И.В. Сталина повлекла множество перемен во всех сферах жизни и т.д. Кроме того, не стоит забывать о традиционных способах систематизации информации (таблицы, схемы и др.). Но современный учитель может внести в эти традиционные формы значительное разнообразие, если, например, учащиеся будут делать те же таблицы и схемы на компьютере, в электронном виде. Вообще, современные компьютерные технологии, при их продуманном использовании, способны сделать процесс обучения более ярким и эффективным. Учет названных и других особенностей периода XX в. в преподавании, использование скрытых возможностей в преподавании данного периода истории, своевременное выявления причин трудностей в усвоении материала и устранение их помогут преподавателю лучше подготовить учащихся к экзамену.
В части 2 экзаменационной работы, как и в 2011 г., самыми трудными оказались задания на определение последовательности событий. Эти умения, несомненно, во многом базируются на знании фактов. При формировании умения определять последовательность событий эффективными бывают такие формы, как работа с лентой времени, построение различных информационных таблиц, где необходимо соотнести частные события и общие исторические процессы, выстраивание событийных рядов в конце изучения какого-либо длительного процесса и др. Эти приемы могут оказаться эффективными и при выполнении других заданий (соотнесение информационных рядов, работа с таблицей).
В 2013 г. планируется введение в часть 2 экзаменационной работы заданий на работу с картографической и иллюстративной информацией. Несомненно, что данные изменения давно назрели. В связи с этим нововведением надо сказать о возможных направлениях подготовки к выполнению подобных заданий. Работа по подготовке к выполнению заданий с картографической информацией может проводиться с использованием настенных и электронных карт, атласов и контурных карт. Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию исторической карты в целом и информации, представленной на карте. Затем следует приступать к выполнению заданий, предполагающих: самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту; нанесение объектов на контурную карту (в старших классах такая работа наиболее эффективна, когда она проводится без использования атласов и карт из учебника в качестве подсказки); ответы на вопросы по исторической карте и др. Эти виды работы должны проводиться в связи с изучаемым в данный момент учебным материалом, почти на каждом уроке учителя должна присутствовать работа с исторической картой.
Работа с иллюстративным материалом, как известно, является неотъемлемым компонентом преподавания истории в школе. К сожалению, в последние годы все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда, особенно в старших классах школы, практически не используются исторические картины, неэффективно используются доступные учебные электронные ресурсы, иллюстрации учебника. Между тем в современном мире значительно возросла роль информации, предлагаемой в нетекстовой форме. Роль нетекстовой информации для понимания истории также растет в условиях расширения возможностей для путешествий, общения через сеть Интернет. Ее необходимо правильно воспринимать и понимать. В процессе обучения в школе у учащихся должен сформироваться определенный запас зрительных образов и ассоциаций, который станет основой для ориентации в мире истории. В этот запас должны войти образы произведений мировой и национальной культуры, символы разных эпох мировой и национальной истории. В выполнении задачи формирования такого запаса помогут иллюстрации учебников, электронные ресурсы, сеть Интернет. Нужно отметить, что работа с ресурсами сети Интернет должна проходить под контролем учителя, который является руководителем учащихся в поиске необходимой информации, ее объяснении и оценке.
Рассмотрим основные проблемы подготовки выпускников к выполнению части 3 ЕГЭ. Серьезной ошибкой педагогов, работающих над формированием умений учащихся, является использование ими на уроках исключительно заданий, составленных на основе КИМ ЕГЭ по истории. Дело в том, что задания КИМ ЕГЭ созданы именно для измерения знаний и умений выпускников, но они не являются обучающими. Например, мы видели, что невысокие результаты были получены при выполнении заданий на аргументацию. Для формирования данного умения необходимо проведение дискуссий, дебатов, обсуждений мнений историков и т.п. Во время таких уроков ученик окажется в ситуации, когда ему необходимо будет приводить аргументы в реальной, живой дискуссии, что, несомненно, активизирует процесс мышления, заставит предвидеть контраргументы оппонента. Кроме того, стимулом в данном случае будет коллективное действие, оценка одноклассников. Несомненно, что такие формы активизируют работу над формированием умения, сделают ее эффективной. В процессе этой деятельности будут усвоены и определенные знания (информация, включенная в деятельность, всегда усваивается лучше).
Наихудшие результаты в части 3 были показаны выпускниками 2012 г. при выполнении задания-задачи С4. Педагогам, работающим над формированием умения анализировать историческую ситуацию, которое необходимо при выполнении данного задания, рекомендуется обратиться к методическим разработкам О.Ю. Стреловой (см.:«Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки». Хабаровск: Частная коллекция, 2006). При анализе исторической ситуации необходимо внимательно изучить все ее элементы и сделать выводы, а не пытаться вспомнить готовые выводы из учебника (как правило, именно выводы нужно указать в ответе). Чтобы на уроках у учащихся не было возможности вспомнить выводы в готовом виде, по-видимому, учитель должен подбирать для анализа ситуации незнакомые, не описанные в учебной литературе. Если работа будет организована таким образом, то она не будет сведена к припоминанию заученного материала, а действительно будет являться анализом ситуации. Результаты ЕГЭ показали, что при выполнении задания С4 ЕГЭ заученный материал может помочь не всегда.
Следует обратить внимание на еще одно «трудное» задание – С6(К2). Как отмечалось, невысокие результаты его выполнения связаны с недостаточной сформированностью у выпускников умения обобщать историческую информацию. Очень часто выпускники просто перечисляли факты из биографии исторического деятеля, но не указывали направлений и результатов деятельности. Умение обобщать информацию в различных контекстах и формулировать результаты этого обобщения является важным во многих видах деятельности. Безусловно, существует огромное количество приемов и методов, которые можно использовать. Перечислить их в рамках небольшого раздела невозможно. Обратим внимание лишь на некоторые аспекты, важные для подготовки к выполнению задания С6. Прежде всего, необходимо обратить внимание на эффективность использования повторительно-обобщающих уроков. Это учебное время отводится для того, чтобы на основе фактов, которые выпускники уже знают, сделать обобщения и выводы, а также повторить те выводы, которые были сделаны в процессе изучения темы. На этих же уроках можно вспомнить и основных деятелей изученного периода. Готовясь к выполнению задания С6, необходимо уяснить значения понятий «направления деятельности» и особенно «результаты деятельности». Приступая к выполнению данного задания, необходимо выработать для себя алгоритм действий, который может совпадать с формулировкой задания. 1. Указать годы жизни. 2. Сформулировать направления деятельности. 3. Дать характеристику каждому из направлений. 4. Указать результаты деятельности. Этот алгоритм структурирует работу, не позволит пропустить какой-либо ее этап.
В заключении обратим внимание на то, что значительное количество ошибок допускается экзаменуемыми по причине невнимательности при чтении и анализе условий заданий. Действительно, умение внимательно прочитать и понять текст является важнейшим не только при сдаче ЕГЭ, но и в практической жизни любого человека. Большое количество ошибок, сделанных по невнимательности и из-за непонимания простых формулировок, свидетельствует не просто о «невезении», а именно о несформированности соответствующих умений.
Хочется надеяться, что недостатки подготовки выпускников к экзамену, названные в данном разделе, будут учтены педагогами и это положительно скажется на результатах ЕГЭ 2013 г.

источник

В данном разделе Вас ждет подготовка к ЕГЭ по истории — разборы заданий, описание экзамена, тесты, справочники и другие вспомогательные материалы для подготовки. Уверен, что пользуясь нашей базой для подготовки, вы сдадите ЕГЭ в 2020 году на максимальный балл!

Работа состоит из двух частей и 25 заданий.

Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов
  • задания на определение последовательности расположения данных элементов
  • задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах
  • задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.
Читайте также:  Как правильно сдавать анализы мочи беременным

Собственно, стандартный вариант ответов: либо цифра, либо последовательность, либо словосочетание.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 19 31 Краткий ответ
2 часть 6 24 Развернутый ответ
Итого 25 55

Вторая часть содержит 6 заданий с развернутым ответом.

В заданиях под номерами 20, 21 и 22 нас ожидает комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора). Иными словами, необходимо проанализировать представленный текст, который взят из исторического источника.

Задания с 23 по 25 связанны с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы или ситуации.

Задание 24 с анализом исторических версий и оценок, аргументацией различных точек зрения с привлечением знаний курса истории.

Задание 25 предполагает написание исторического сочинения (некоторые примеры вы можете найти ниже). Выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:

  • для каждого задания первой части: 3–7 минут
  • для каждого задания второй части (кроме задания 25): 5–20 минут
  • для задания 25: 40–80 минут

источник

Изучение истории — это не только запоминание событий и дат, но и формирование исторического мышления, чему способствует работа с источниками.

Три вида исторических источников:

  • Вещественные (монеты, оружие, орудия труда, предметы быта).
  • Письменные (летописи, хроники, указы, законы, книги).
  • Устные (мифы, легенды, придания, сказки).

На уроках идет работа преимущественно с письменными источниками. Они, в свою очередь, делятся на два типа:

  • Первоисточники: повествовательно-описательные документы, мемуары и эпистолярные источники, государственные документы, материалы периодической печати, материалы делопроизводства, документы общественно-политических течений и партий, публицистика, художественная литература изучаемой эпохи.
  • Вторичные источники: художественная литература исторического жанра, справочная литература, научные и научно-популярные публикации.

В учебниках, как правило, представлены специально адаптированные первоисточники, а также материалы справочной и научной литературы. Не стоит забывать о дополнительных текстах, их можно найти в рабочих тетрадях, справочниках, хрестоматиях первоисточников, научных работах, в художественной литературе и в книгах для чтения по истории. В каждой эпохе есть основополагающие документы и другие материалы, которые нужно обязательно изучить: например, предложенный к подписанию Анне Иоанновне при вступлении на престол акт «Кондиции» или статья юриста М. П. Чубинского о мировом суде XIX века.

УМК корпорации «Российский учебник» открывает педагогам широкие возможности для системной работы с историческими материалами. В учебниках для средней школы каждый параграф включает раздел с первичными и вторичными источниками. Конечно, речь идет о небольших текстах, отобранных с учетом психолого-возрастных особенностей учеников. Разделы включают задания.

Например, даны выдержки из сборника правовых норм Киевской Руси «Русская Правда». Прочитав, ученик должен ответить на непростые вопросы: «Предположите, как часто происходили убийства княжеских и боярских слуг, если в законе подробно расписаны штрафы и размеры выплат за эти преступления. Какова была цель преступников, убивающих слуг знати? Как вы думаете, закон защищал интересы пострадавших слуг или богатых людей?».

Традиционные приемы работы с историческими источниками:

  • Цитирование, декламация (используются небольшие документы, которые ученики могут воспринять на слух).
  • Комментированное чтение (позволяет сделать акценты на важных фактах).
  • Выборочное чтение (поиск в тексте ответа на поставленный вопрос).
  • Анализ (направлен на освоение учениками способов внешней и внутренней критики источника, включает структурный и смысловой анализ).
  • Сопоставительный анализ текстов (используется редко, но может привести к интересной дискуссии об объективности источников и о профессии историка).

Задания по работе с историческими источниками в ЕГЭ могут принести до 11 баллов, а это 20% от всех возможных баллов на экзамене. Вопросы такого характера есть и в первой, и во второй части работы. Рассмотрим задания на основе актуальной демоверсии и статистику, насколько успешно выпускники справляются с подобными задачами.

  • № 6. Нужно установить соответствие между двумя фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками. Выполнение 47,1%.
  • № 10. Необходимо указать фамилию автора приведенного текста. (Лучше использовать распространенные фамилии, например, Сталин, а не Джугашвили). Выполнение 57,1%
  • № 12. Используя отрывок текста и знания по истории, нужно выбрать из 6 суждений три правильных. Выполнение 60,6%
  • № 20. Требуется установить автора, время, обстоятельства и цели создания источника. Выполнение 40,8%.
  • № 21. Нужно найти определенную информацию в представленном тексте. Выполнение 72,3%.
  • № 22. Необходимо ответить на вопрос об историческом явлении, используя источник и свои знания. Выполнение 30,4%.

Задания 20-22 можно отрабатывать на обобщающих уроках. Задание № 12, тоже нужно тренировать, поскольку без предварительной подготовки на ЕГЭ ученик может потратить драгоценное время на осмысление задачи.

В тестовой части демоверсии ОГЭ есть 4 задания на работу с источниками. Все они представлены в одинаковом формате: дан текст, нужно выбрать ответ на вопрос (кто автор, о каком историческом деятеле говорится, о какой стране, в каком году произошли описанные события).

Во второй части ОГЭ также дан текст, и по нему нужно выполнить задания двух типов:

  • Атрибуция документа. Пример: «Укажите время (с точностью до половины века), когда произошли описанные события. Назовите царя, ко времени правления которого относятся описанные в тексте события».
  • Логический анализ структуры текста. Пример: «В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о причинах которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведенных в отрывке, которые явились причинами указанной ситуации».

Умение работать с источниками пригодится и на ВПР, где есть похожие задания. На уроках изучение источников всегда помогает закрепить знания о событиях.

источник

Какие ошибки чаще всего допускают выпускники в тестовых заданиях, как легче запомнить даты и хронологию событий, что такое аргумент и как справиться с заданием повышенной сложности? Разбираем популярные ошибки в ЕГЭ-2019 по истории.

После сдачи экзаменов выпускники не могут увидеть допущенные ошибки, поэтому на своем сайте ФИПИ публикуют статистику и анализ работ школьников. Аналитические и методические материалы ФИПИ

В первой части ЕГЭ-2019 вызвали трудности задания на знание исторической хронологии общей и отечественной истории. Выпускники не понимают, в какой век происходят упоминаемые события. Задания на знания исторических фактов выполнены с неплохим результатом (61,6%), но анализ показывает, что выпускники слабо знают факты из истории России XX в.

Задания на знание фактов Великой Отечественной войны, связанные с исторической географией, особенно сложны для учеников, многие неправильно вставили пропущенный год.

Вторая часть ЕГЭ также вызывает трудности. Задание № 24 одно из самых сложных — нужно привести аргументы на основе исторических фактов и не допустить фактических ошибок. Аналогичные ошибки встречаются и в исторических сочинениях в задании № 25.

Экзаменационная работа по истории состоит из двух частей и содержит 25 заданий: 19 — в первой и 6 — во второй. ЕГЭ длится 3 часа 55 минут.

Первые 19 — задания с кратким ответом: нужно выбрать верные варианты из перечня, расположить элементы в определенной последовательности, установить соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками или определить понятие по признакам.

Правильный ответ в 11 задание приносит выпускнику 3 балла, при одной ошибке снимают 1 балл, при 2-3 ошибках — 2. Если допустить четыре и более ошибок, ответ оценят в 0 баллов.

Последние 6 заданий направлены на умение рассуждать, аргументировать свою позицию и излагать мысли письменно. В заданиях 20–22 необходимо проанализировать исторический источник, в 23 — изучить историческую проблему или ситуацию. Задание 24 проверяет умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии. В задании 25 нужно написать сочинение с характеристикой периодов истории России.

Задания в первой части экзаменационной работы (кроме заданий 2, 3, 4, 10 и 12) выпускники 2019 г. выполнили лучше, чем выпускники 2018 г. Поэтому уделим внимание вопросам, которые вызвали трудности при решении.

В задании №2 нужно установить соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подобрать соответствующую позицию из второго столбца. Выпускники ошибались, давая лишь частично правильные ответы из‑за незнания хронологии событий истории России XX в.

В задании №3 приведён список терминов, относящихся к событиям истории России XVII в. Два из них к ним не относились. Выпускникам следовало найти порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду, но они допустили ошибки, так как плохо ориентировались в событиях XVII и XVIII вв.

Задания №4 выполнялось плохо, когда понятия в задании касались социально‑экономических явлений и были посвящены общественному движению.

В задании №10 необходимо определить событие, исторического деятеля, название чего‑либо и т.д., о которых идет речь в письменном историческом источнике, посвященному событиям XX или начала XXI в. В ЕГЭ — 2019 выпускники не смогли правильно определить фамилию руководителя СССР. Причина ошибки в ассоциациях, которые связаны у выпускников с образом Н.С. Хрущева. Этот политический деятель ассоциируется с выступлением на съезде и новыми инициативами во внешнеполитической сфере. Однако в данном случае необходимо было проанализировать те инициативы, которые перечислялись в тексте и сделать вывод, что верный ответ – Брежнев.

При выполнении задания №12 выпускников подводили невнимательность при чтении суждений и слабое знание исторических фактов. При подготовке к решению таких задач научитесь ориентироваться в исторических трудах с помощью ключевых слов, которые говорят об эпохе, правлении, конфликтующих народах.

Осмысление даты работает лучше механического зазубривания хронологии. Рекомендуем выполнять задания по ленте времени. Например, изучив историю России XVII в., рисуем ленту времени и отмечаем на ней даты важных событий.

Найдите в кодификаторе список важнейших событий истории зарубежных стран и занесите даты в хронологическую таблицу. К базовым столбцам таблицы («Дата», «Событие») следует добавить еще один («Век»).

Как и в предыдущие годы, наиболее сложным заданием в экзаменационной работе стало задание 24 (18%). При выполнении задания 25 результаты снизились по всем критериям оценивания, кроме К1 (указание событий, явлений, процессов выбранного периода истории) и К5 (использование исторических понятий, терминов). Самой трудной оказалась задача не допустить фактических ошибок (критерий К6). Кроме К6, наиболее трудными оказались критерии К4 (указание влияния событий на дальнейшую историю России), К2 (указание исторических личностей и их ролей в названных в сочинении событиях) и К3 (указание причинно‑следственных связей). Видимо, ученики пытались заучить наизусть и воспроизвести на экзамене готовые тексты сочинений.

Школьники не умеют формулировать аргументы. Типичная ошибка: выпускник приводит конкретные факты, но не даёт пояснений, каким образом они опровергают или подтверждают приведенную в задании точку зрения. Такую ошибку допускали в задании №24. Иногда объяснение присутствовало, но имело формальный характер и заключалось в цитировании предложенной в задании точки зрения.

Другая ошибка: ученик привел положение, которое не имеет опоры на конкретные факты. Например, «„шоковая терапия“ ухудшила жизнь россиян». Невозможно понять, какие именно меры привели к ухудшению жизни россиян и в чём выразилось снижение уровня жизни.

При написании сочинения (задание № 25) у выпускников возникают проблемы с раскрытием роли отдельной личности в исторических событиях. Выпускники называют деятелей, но не указывают их конкретные действия, повлиявшие на ход и результат названных событий. Запомните, что конкретные действия — это осмысленные волевые усилия, которые имеют единичный характер. К действиям не относятся естественные процессы, поэтому неправильно писать «он родился в 1530 году» или «погиб в бою». Главное в сочинении — это полностью раскрыть значение выбранного временного периода для истории.

Часто выпускники не могут правильно выразить свои мысли, поэтому нужно развивать культуру речи, продумывать ответ, возвращаться к написанному, исправлять и корректировать.

В ЕГЭ — 2020г. планируется внести изменения в критерии оценивания ответов на задание 25. Экзамен 2019 г. показал, что некоторые выпускники пишут короткие и малоинформативные сочинения, которые не содержат фактических ошибок, так как использовано мало исторических фактов и вероятность допустить ошибку крайне мала. Однако, выпускники с хорошей подготовкой, как правило, стараются писать объемные сочинения, чтобы получить максимум баллов по критериям К1–К4. Но вероятность допустить фактическую ошибку в объемных содержательных сочинениях значительно выше. Поэтому в ЕГЭ-2020 оценивать историческое сочинение по критериям К6 и К7 ненулевыми баллами лишь в том случае, есть по критериям К1–К4 набрано не менее 5 баллов (а не 4, как было ранее). Это позволит предотвратить случаи «выравнивания» количества баллов.

источник