Меню Рубрики

Взаимодействие как объект научного анализа

Прежде всего, необходимо выделить родовые характеристики рассматриваемого нами понятия «социальное взаимодействие». Данная диада состоит из двух частей: «социальный» и «взаимодействие». В философии последнее понимается как взаимное воздействие (влияние) объектов друг на друга, характеризующееся их взаимной обусловленностью, изменением состояния и обменом этих объектов веществом, энергией, информацией. Через категорию взаимодействия ученые изучали диалектику природы и бытия (Э.В. Ильенков, В.Н. Сагатовский, Б.М. Кедров, А.И. Уемов, А.А. Богданов, И.В. Блауберг, П.В. Копнин), философские проблемы личности (Л.П. Буева, Л.М. Архангельский), развитие общества и общественные процессы (В.Г. Афанасьев, А.А. Брудный), человеческую деятельность и общение (М.С. Каган, Г.С. Батищев, В.М. Соковнин), психическое развитие индивида (В.А. Лекторский) и т. д. В социологии важным для определения природы феномена «взаимодействие» как стержня всех социальных процессов явилась взаимосвязь человека с окружающим его миром, в основе которой лежат различные влияния субъектов на действия или состояния друг друга.

Всякое ли взаимодействие будет социальным? Рассматривая данный вопрос как правомерный, считаем важным определить, какую специфику вносит социальность в феномен «взаимодействие». Вслед за рядом ученых (А.В. Брушлинским, Г.В. Осиповым, В.Е. Кемеровым), изучающих социальные явления в исторической и современной перспективе, мы считаем, что признак «социальное» отражает совокупность свойств, приобретенных в результате общественных отношений и совместной деятельности индивидов. Оно проявляется в их взаимодействии друг с другом, отношении друг к другу, явлениям и процессам общественной жизни, при этом сами индивиды осуществляют взаимодействие в зависимости от своей социальной роли и статуса. Именно характер взаимообусловленности жизни людей, процессов и результатов индивидуальной и совместной деятельностей детерминирует содержание понятия «социальность». Следовательно, под «социальным» нами понимается вся совокупность свойств человека, приобретаемых в процессе контакта с социумом, т.е. другими людьми, способствующих дальнейшему включению человека в общество и определяющих характер его жизнедеятельности в нем.

Для более ясного осознания сути социального взаимодействия как социального феномена и понимание подготовленности и готовности личности к нему, обратимся к современным наукам, изучающим данное явление.

Феномен «социальное взаимодействие личности» в современных науках не имеет универсального однозначного понимания в силу специфики их предметов и научных акцентов. В современной философии, науке, являющейся фундаментом для понятийного аппарата практически всех остальных наук, в качестве характеристики социального взаимодействия чаще всего рассматривается взаимосвязанность и причинно-следственный характер взаимных действий или воздействий субъектов. Так, В.Е. Кемеров рассматривает социальное взаимодействие как процесс воздействия людей в их совместном бытии [6]. Н.Л. Виноградова полагает, что «социальное взаимодействие — это способ существования социального бытия, который определяется диалогом субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур, имея конечной целью выработку стратегии общих действий личностей, социальных групп и общностей» [4, с. 17]. Е.А. Филимонова изучает взаимодействие как сущностную характеристику культуры. Ф.И. Розанов утверждает, что социальное взаимодействие «является одной из форм взаимодействия в природе, носит объективный причинно-следственный характер и является упорядоченной системой взаимовлияния социальных элементов, осуществляющейся посредством специфических носителей социального типа взаимодействия» [12; с. 12].

Под влиянием научных представлений XX-XXI века о взаимодействии, социальном взаимодействии, оформились группы определений сущности данного понятия, включающие виды, формы и способы социального взаимодействия. С одной стороны, социальное взаимодействие — это система интегрированных действий в сложных социальных отношениях, возникающих в совместной деятельности субъектов. Они ищут пути и используют определенные способы осуществления своих действий и реализации своей деятельности. С другой стороны, социальное взаимодействие трактуется как процесс непосредственных или опосредованных связанных циклической причинной зависимостью воздействий объектов социума друг на друга. В данном случае очевидно присутствует принцип осмысления феномена с позиции его целостности, при которой разрозненные социальные явления и факты связаны в единую систему социальной реальности. На данные понятия, как правило, опираются дальнейшие социологические и психолого-педагогические толкования «социального взаимодействия» и строятся подходы к изучению его содержания и характеристике его как процесса.

Современные социологические суждения о природе социального взаимодействия личности исходят из основополагающих принципов и взглядов на общество и общественные процессы О.Конта, Э.Дюркгейма, К. Маркса, Ф. Энгельса, М. Вебера, Г. Зиммеля. Огромный вклад в изучение феномена «социальное взаимодействие» внес русско-американский социолог П.А. Сорокин, анализировавший социальное взаимодействие на макроуровне как макропроцесс взаимодействия индивидов в обществе. Он утверждал, что общественная жизнь во всех своих проявлениях и все социальные процессы являются комбинациями различных социальных взаимодействий, условиями возникновения которых являются: наличие в акте взаимодействия минимум двух индивидов, обусловливающих поведение друг друга; совершение индивидами действий (актов), влияющих на их взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга [13]. В современной социологии добавляют четвертое условие: использование единой базы общения и системы норм, правил и принципов взаимодействия [3, с. 56].

Социальное взаимодействие согласно П.А. Сорокину выступает и как отдельное социальное явление, внутри которого происходит обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, характеризующийся определёнными когнитивными, эмоциональными и волевыми процессами, и как общемировой процесс. Он четко выделял социокультурный компонент взаимодействия, поскольку в соответствии с его воззрениями именно в результате социального взаимодействия возникает культура как совокупность значений, ценностей, норм и совокупность их носителей, которые социализируют и раскрывают их значения [14, c. 218-219]. Впоследствии во многих направлениях исследования отмечалась абсолютная зависимость качества социального взаимодействия от уровня культуры (человеческих ценностей, морали и нравственности), позволяющей конструировать людям социальную реальность по-новому. На этой основе П.А. Сорокин разработал классификацию социальных взаимодействий, на которую в современной социологии опираются большинство исследователей: по количеству субъектов (взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов); по характеру взаимоотношений, или направленности (односторонние — двусторонние; солидарные — враждебные); по продолжительности (длительные, кратковременные); по организованности (организованные — семья, партия и неорганизованные — толпа); по сознательности (сознательные и стихийные); по «материи» обмена (интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые) [13].

Ряд социологических теорий XX столетия (теория обмена Дж. Хоманса, функционалистская теория взаимодействия Т. Парсонса, теория конфликта Р. Дарендорфа, символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера, этнометодология Г. Гарфинкеля, теория управления впечатлением Э. Гоффмана, феноменологическая теория А. Щюца и др.), имевших эволюционные воззрения на прогресс в обществе и пытавшихся ответить на вопрос о его характере и причинах, способствовали наращиванию знаний о рассматриваемом феномене и выделению его особенностей. При изучении воззрений на толкование социального взаимодействия личности наблюдается как наличие общности, так и отсутствие единства в понимании сущности и наполнении содержания данного понятия. Оно рассматривается как сложный и многогранный процесс, как обмен специфическими действиями, как поведение (влияние, воздействие), как акты (действия), различаясь при этом по структуре.

Такая тенденция в понимании особенностей социального взаимодействия личности не утрачивается и в современных исследованиях социологов и социальных психологов, которые считают, что природой социального взаимодействия является либо процесс (С.Г. Карепова, И.И. Жбанкова), либо действия (акты) (З.Т. Голенкова, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин, С.С. Фролов, А.Г. Эфендиев, С.С. Новикова, А.В. Кульминская, П.Ф. Кравчук, Ю.Ю. Шкарина, Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев), либо обмен (П.Ф. Кравчук, Ю.Ю. Шкарина). Так, С.С. Фролов и С.С. Новикова, на работы которых часто ссылаются в профессиональной подготовке обучающихся при изучении социального взаимодействия, явлений и процессов, трактуют социальное взаимодействие как систематические взаимообоусловленные, регулярные социальные действия, имеющие причинно-следственный характер: действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [16; 8]. Причинно-следственный и цикличный характер рассматриваемого феномена подчеркивает и И.И. Жбанкова, понимая его как согласованный и взаимообусловленный процесс, происходящий между двумя и более материальными закономерно связанными и сосуществующими системами в определенном временном отрезке и вызывающий их изменения [5]. Другие ученые обращаются к коммуникативной или информационной стороне социального взаимодействия, ставя во главе угла передачу социально значимой информации: В.И. Добреньков, А.И. Кравченко и др. Наиболее четко в социологии обобщил теоретические взгляды и сформулировал определение социального взаимодействия Г.В. Осипов; на его воззрения в дальнейшем опираются соратники и другие ученые (С.Г. Карепова, Л.Н. Москвичев). По его мнению, социальное взаимодействие есть любое значимое для общества и его членов поведение индивидов, различающихся по виду выполняемой деятельности, функциям и социальным статусам [10].

В социальной психологии ученые в большей степени уделяют внимание личности человека, которая представляет собой совокупность тех социальных качеств, которые формируются и развиваются в системе социальных взаимодействий. Согласно принципу интерактивного подхода (символического интеракционизма Дж. Мида) социальное взаимодействие рассматривается как закономерный процесс коммуникации посредством использования символов, в результате чего наблюдается взаимное влияние людей друг на друга (Е.В. Андриенко, Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская). Отечественные ученые рассматривают социально-деятельностную природу общения, согласно чему взаимодействие выступает одной из сторон общения, реализуемой в совместной деятельности, в межличностных, общественных и групповых отношениях. На этой основе выделяются два типа социального взаимодействия: кооперация (кооперативное взаимодействие, сотрудничество) и конкуренция (соперничество, конфликт). Сущностью первого типа является координация единичных сил участников взаимодействия в совместной деятельности, в которой основными элементами становятся индивидуальный вклад участников взаимодействия (взаимопомощи) и степень их включенности в него (взаимовлияние). Сущностью второго — форма продуктивного или отрицательного столкновения участников в борьбе за свои интересы и отстаивание своей позиции в процессе реализации совместной деятельности или общения.

В педагогической науке понятие «социальное взаимодействие» начало широко использоваться на рубеже XX-XXI веков. Предпосылками этого стало изучение отдельных аспектов социального взаимодействия: межличностного и педагогического взаимодействия, которые в научных работах зачастую называют просто «взаимодействием», «общением», «межличностными отношениями», «контактами» и т.д. Большой вклад в раскрытие сущности социального взаимодействия в педагогике внесли Н.Ф. Радионова (концепция развивающего и развивающегося взаимодействия), Л.В. Байбородова (концепция регулирования социального взаимодействия на базе разновозрастных групп), А.И. Аверьянов (социальное взаимодействие в театральном объединении подростков). Именно на исследованиях данных ученых строится основная часть педагогических теоретико-экспериментальных работ. Профессор Н.Ф. Радионова, областью научных интересов которой является взаимодействие субъектов педагогического процесса на различных ступенях образования, определяет социальное взаимодействие как совокупность процессов, в которые включаются его субъекты и которые характеризуются их взаимными воздействиями и взаимными влияниями друг на друга, привнося взаимные изменения во взаимодействующие стороны. По мнению ученого, социальное взаимодействие отражает реализацию социальных отношений между людьми или группами людей посредством общения и по поводу деятельности [11].

Процессуальный характер социального взаимодействия подчеркивается в работах Л.В. Байбородовой, изучившей данное понятие на макро-, мезо- и микроуровне, в работах А.И. Аверьянова, обосновавшего использование понятия «социальное взаимодействие» в отечественной психолого-педагогической науке. Согласно точке зрения Л.В. Байбородовой социальное взаимодействие как процесс протекает в определённом социальном пространстве, может быть стихийным или регулируемым, организован для реализации цели совместной деятельности, регулируется сферой общих социальных интересов и, как следствие, характеризуется общностью, совокупностью мотивов участников взаимодействия. Его основной функцией выступает включение субъектов в систему социальных отношений и расширение сферы социальных связей [2]. А.И. Аверьянов характеризует социальное взаимодействие как «процесс взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой социальных действий участников общения, основу которого составляют обмен информациями и эмоциями, организация деятельности и восприятия человека человеком» [1, с. 44].

Актуальные диссертационные исследования по педагогике (Ю.В. Мозжалова, Е.В. Харитонова, Л.Г. Осипова, Н.А. Корзинкина, А.С. Мальцева, М.В. Чумаков, Н.М. Кодинцева, Г.Ф. Арстангалеева, И.Р. Гайнутдинова, М.В. Гуковская, Е.П. Шигаева, Н.Г. Марченкова) базируются на вышеупомянутых классических понятиях социального взаимодействия личности и анализируют различные специфические области изучения данного феномена, дополняя его аксиологическим, когнитивным, коммуникативным, поведенческим и эмотивным содержанием. Например, Ю.В. Мозжалова объясняет социальное взаимодействие как сложный процесс, включающий в себя усвоение системы знаний, норм, ценностей и социального опыта и зависящий от состояния развития его эмоциональных, стратегических и коммуникативных компонентов [7, с. 146]. Е.В. Харитонова и Л.Г. Осипова утверждают, что социальное взаимодействие может рассматриваться как «согласованная деятельность участников по достижению совместных целей в решении значимых для них социальных проблем или задач, позволяющая участникам усваивать ценностные ориентации, знания, способы выстраивания взаимных отношений с людьми и социальными группами [17, с. 160; 9, с. 86].

Таким образом, анализ научной литературы показал, что в настоящее время понятие «социальное взаимодействие» не имеет однозначной трактовки, и характеризуются его отдельные стороны. Применительно к педагогическим исследованиям оно рассматривается через понятие «действие». С учетом вышесказанного социальное взаимодействие личности представляется нами как процесс непосредственных или опосредованных взаимосвязанных и взаимообусловленных действий двух и более субъектов, направленный на обмен информацией, ценностями, опытом и на осуществление совместной деятельности. Данное понятие имеет культурную коннотацию. Функциями социального взаимодействия являются информационно-гностическая, связанная с обменом, постижением передаваемой информации и познанием нового в определенном социокультурном пространстве; ценностно-рефлексивная, отражающая ориентирование личности на оценку и переосмысливание социальных ценностей и непроизвольным обогащением социального опыта взаимодействующих субъектов культурными значениями, ценностями и нормами, адекватными для определенного социума в некотором временном континууме; регулятивно-деятельностная, определяющая координацию собственных действий, проектирование и корректировку своей активности согласно с общепринятыми нормами, социальными ценностями и целесообразности в выборе поведения и коммуникативных элементов для достижения цели взаимодействия. Социальное взаимодействие выражает характер и содержание отношений между индивидами, различающимися по социальным статусам и ролям в конкретном социокультурном пространстве и выполняющим различные действия и виды деятельности в ходе их контактов.

Барановская Л.А., д.п.н., заведующая кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск.

Нургалеев В.С., д.псх.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск.

источник

Изучение социологии как науки об обществе и социальном мире человека. Исследование взаимозависимости между предметом, содержанием и функциями науки. Методы подхода к анализу общества. Основные идеи функционализма. Главные положения конфликтного подхода.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Общество как объект научного анализа

2. Социальное знание как система

3. Социология и другие социальные науки

4. Объект и предмет социологии

Список использованных источников

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т.п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем, все общество.

Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество — не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

Потребность в гуманитарных знаниях, то есть знаниях об отношении человека и общества, а именно такие знания дает социология, появляется тогда, когда люди начинают осознавать, что большинство социальных проблем: справедливости и несправедливости, равенства и неравенства, дружбы и вражды, мира и войны, упираются в характер человеческих отношений, в способность и умение людей жить в сообществе, разделять какие-то общие принципы и нормы и руководствоваться ими в своей повседневной жизни, что и объясняет актуальность выбранной темы.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Цель контрольной работы — на основании литературных источников изучить социологию, как науку об обществе и социальном мире человека.

Задачи контрольной работы:

— рассмотреть общество как объект научного анализа;

— рассмотреть социальное знание как систему;

— изучить объект и предмет социологической науки;

— изучить социологию и ее взаимосвязь с другими социальными науками.

1. Общество как объект научного анализа

Общество — это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество — целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты — группы людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (такие как нация, народ, класс, группа, слой). И, наконец, нижний этаж — индивидуальный мир человека.

Общество состоит из подсистем: экономической (материальная сфера), политической (управляющая система), социальной (социальные связи — этнические, национальные, культурные, религиозные отношения.

В научных трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества, его процессов и отношений используются два термина — общественный и социальный. К. Маркс и Ф. Энгельс употребляли понятия «общественный», «общественные отношения» и т.д., когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической и т.д. Когда же они исследовали природу отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе, то применяли понятия «социальное», «социальные отношения». В этих трудах «социальное» нередко отождествлялось с понятием «гражданское». С последним связывалось взаимодействие людей в рамках конкретных социальных общностей (семья, класс и т.д.). Сегодня оно чаще всего употребляется в значении «общественное», отличное от биологических, природных явлений и процессов.

В данном случае все, что охватывает жизнедеятельность человеческого общества в целом, представляет собой социальное.

Социальные отношения — это отношение между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.

Социальное — это совокупность тех или иных общественных отношений индивидов или общностей в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

В соответствии с классическим определением, данным великим немецким социологом Максом Вебером, «социальным» называется такое действие, которое по предлагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. Можно выделить следующие основные черты, характеризующие специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам индивидов и являющееся результатом интеграции ими тех или иных свойств общественных отношений.

Во-вторых, оно выражает «обусловленное современными общественными отношениями (экономическими, политическими и т.д.) взаимное положение индивидов». Это означает, что характер и содержание отношений между различными индивидами и их группами находится в зависимости от места, которое они занимают в различных общественных структурах, и от той роли, которую они выполняют в них.

В-третьих, социальное проявляется в отношениях различных индивидов друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

В-четвертых, это результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.

Этот термин охватывает всю совокупность проблем человеческой жизни — отношения между социальными группами и слоями, нациями и народностями, состояние окружающей среды, условия быта, труда, досуга, специфические проблемы молодежи, женщин, детей, стариков и др.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется в свою очередь в различных отношениях индивидов и групп (общностей) индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.

Существует два основных методических подхода к анализу общества: макросоциологический и микросоциологический. Представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Методы подхода к анализу общества

его сторонники считают, что только анализируя общество как целостность, можно понять тенденции его развития и поведение отдельных личностей.

с точки зрения его последователей общество представляет собой абстракцию, реальны лишь индивиды. Следовательно, постичь своеобразие общества в целом возможно только путем изучения социального взаимодействия.

теория социального обмена.

Функционализм: Основные идеи функционализма были сформулированы Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном.

Общество — единый организм, который состоит из элементов, выполняющих определенные функции. Эти функции направлены на обеспечение целостности и устойчивости общества.

Р. Мертон считает, что элементы социальной системы не обязательно выполняют позитивные для всей системы функции, т.е. они могут причинять системе вред. Кроме того, не все функции элементов системы очевидны.

Таким образом, Р. Мертон ввел понятия дисфункций и скрытых (латентных) функций.

Конфликтный подход: Р. Дарендорф, Л. Козер.

Если функционализм делал акцент на механизмах, которые сохраняют общество, то конфликтология обращает внимание на механизмы, выводящие общество из равновесия.

Основные положения конфликтного подхода: любые ресурсы в обществе ограничены, следовательно, распределяются неравномерно. Конфликты ведут к реорганизации общественного устройства. В результате возникает новый вид неравенства.

В конфликтном направлении существует 2 течения.

Р. Дарендорф: Конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Главная причина конфликта — неравномерное распределение авторитета или власти.

Л. Козер: благодаря конфликту система становится устойчивой, для этого конфликт надо направлять по нужному руслу, конфликт — естественное состояние общества. Причина конфликта — борьба за ресурсы.

Символический интеракционизм (или теории взаимодействия): Дж. Мид, М. Кун. Если другие воспринимают общество как нечто изначально существующее, как совокупность готовых, законченных структур, то в символическом интеракционизме общество — продукт постоянного взаимодействия людей, и то, как они взаимодействуют, определяет специфику общества.

Основные положения интеракционизма: Люди живут и действуют не в мире объектов, а в мире символов. Символы возникают в ходе социального взаимодействия. Значения символов могут изменяться на основе процессов взаимодействия. Символ — вещь, имеющая значение.

Социальная жизнь возможна, потому что некоторые группы людей разделяют систему общих символов. В других символических системах взаимодействовать трудно.

Теория ролей: Дж. Морено. С его точки зрения жизнь — это театр.

Как и актеры, члены общества занимают определенные позиции, статусы в обществе; Актеры придерживаются сценария, а человек — писаных и неписаных норм; Актеры подчиняются режиссеру, а члены общества тому, у кого статус, власть; Актер реагирует на роль партнера, а люди на роли друг друга, корректируют свое поведение. Актеры реагируют на публику, а члены общества — на другие группы, в первую очередь — на референтную группу.

Теории обмена: П. Блау, Дж. Хоманс.

Социальный мир — это рынок, где люди вступают в сложную сеть обменных операций. Люди располагают определенными ресурсами, которые могут быть обменены на другие ресурсы.

Люди рассчитывают ценность своих ресурсов и ценность тех ресурсов, которые они могут получить взамен. На базе этих расчетов они обмениваются ресурсами, и система таких обменов лежит в основании общественного устройства. Конфликт объясняется тем, что одна из обменивающихся сторон посчитала сделку для себя невыгодной.

Аксиомы теории обмена: Чем больше будет вознаграждаться человеческое действие, тем выше будет вероятность повторения этого действия. Если получение вознаграждения за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек будет стремиться воссоздать эти условия.

Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения. Когда потребности человека в вознаграждении близки к насыщению, данный вид деятельности становится менее привлекательным для него.

Таким образом, общество — это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. Все, что охватывает жизнедеятельность человеческого общества в целом, представляет собой социальное. Социальное — это совокупность тех или иных общественных отношений индивидов или общностей в процессе совместной деятельности. Существует два основных методических подхода к анализу общества: макросоциологический и микросоциологический.

2. Социальное знание как система

социология наука функционализм конфликтный

Система — это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях, образуют единое целое и способны во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру [10, с.123].

Наличие определенной структуры — устойчивых связей между элементами — одно из важнейших свойств системы. Устойчивость связи обеспечивает целостность и тождественность системы, сохраняют ее основные свойства при внутренних и внешних изменениях. Если же наука — система знаний, то ее элементы, прежде всего, различные теории, а структура — связь между ними. Определить социологию как систему знаний — значит дать конкретное представление об изучаемом объекте в виде органически связанных между собой теорией: теории личности, теории малых групп, слоев (семьи, трудовых коллективов и т.п.), теории общества как социальной системы и теории мирового сообщества. Последовательность теорий отражает объективные связи и отношения между социальными общностями как объектами и субъектами социальной деятельности. Ведь любая малая группа, социальный слой, социальная общность имеет свою специфику, обладает категориями, интегративными, то есть объединительными свойствами, но ее нельзя понять, абстрагируясь от личности, из которых они состоят. Но вместе с тем существует и «обратное» движение: представление о личности при анализе малых социальных групп, слоев, социальных общностей, когда представление о личности становится богаче и конкретнее потому, что личность здесь ставится в новые связи и отношения.

Восхождение от абстрактного к конкретному совершается не только в результате перехода от одной теории к другой, но и в пределах каждой из них. Основными направлениями процесса перехода от одной теории к другой в социологии личности есть, во-первых, последовательное раскрытие различных свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных установок и т.д.)

Личности, которые завершаются системным определением личности как объекта и субъекта; во-вторых, осуществление перехода от анализа личности к раскрытию ее деятельности, образа жизни, их условий, средств и результатов; в-третьих, анализ межличностных отношений, складывающихся в процессе ее деятельности, поведения и общения, глубокого познания личности; в-четвертых, выяснение социальных норм и отклонений в деятельности личности, ее поведения в отношениях, определение типа личности.

В современной социологии преодолевается противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Поиск истины социологией связывается с раскрытием возможностей преобразований объектов в соответствии с гуманистическими ценностями. Современная социология рассматривает личности, различные общности и социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системе социологических знаний важное место занимает осевая проблематика, интересы, ценности, социальные установки — все то, что определяет мотивацию поведения и деятельности людей. Процедура анализа деятельности личности, общности людей осуществляется в науке в такой же роли, что и обряд в религии или уголовно-процессуальном кодексе в доказательстве вины. Если не соблюдена процедура вывод не может считаться легитимным (законным), то есть научным. Конечно же, содержание социологии имеет в основе субъективно-объективный характер. Игнорирование такого обстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний. Социология — не простая совокупность теорий, а единство теорий личности и теории общностей, теорий об обществе, об общественных отношениях и т. п.

Таким образом, система — это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов. Определить социологию как систему знаний — значит дать конкретное представление об изучаемом объекте в виде органически связанных между собой теорией.

3. Социология и другие социальные науки

Как многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Первое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений и т.д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой, космогонией и др. Для наиболее полного представления о предмете социологии необходимо рассмотреть ее связь другими общественными, естественными и гуманитарными науками.

Рассмотрим, как происходит взаимодействие социологии с некоторыми науками и в чем заключается их различие [7, с.11].

Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии.

Для философии исходный пункт исследования — это человек, а для социологии — общество. Если философия изучает сущность человека, личности, то социология рассматривает личность как социальный тип. Философия решает общественные проблемы умозрительно, основываясь цепи логических размышлений, то социология старается решать общественные проблемы на основе научных методов познания действительности.

О том, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки, в свое время говорил еще О. Конт.

Если история преимущественно воспроизводит (описывает и объясняет) социальный процесс то социология — способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. Если историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь при этом социальным планированием и прогнозированием.

Политология изучает политическую действительность, политическую жизнь общества (государство, его институты и нормы, политическое поведение людей, властные отношения между ними). Социология анализирует общество с позиций его социальной структуры, социального статуса личности, классов и других социальных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.п. Между социологией и политологией существует взаимодействие, и не случайно на их стыке возникла новая особая дисциплина — социология политики.

Социология тесно взаимодействует с экономической наукой. Ведь на эволюцию социальной деятельности оказывают влияние радикальные сдвиги в экономике. Многие направления социологических исследований (социология труда, социология города, социология села и др.) в значительной степени основываются на экономических исследованиях и осуществляются в рамках экономической социологии.

Социология как наука имеет много общего с психологией. Сходства этих наук возникают тогда, когда в фокусе научного анализа оказывается человеческая личность. Тем не менее, у социологии и психологии имеются и существенные методологические различия. Если главное внимание психологии сосредоточено на изучении индивидуального «Я», то социологию интересуют проблемы межличностного взаимодействия «Мы». На стыке психологии и социологии развивается новая наука социальная психология.

У социологии много общего с такими науками, как демография, статистика, антропология и др. Эта общность заключается в том, что они используют общие методы для получения знания.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими науками привели к появлению целого ряда отраслей в социологии — социологии труда, социологии образования, социологии культуры, социологии спорта и ряда других. Именно на междисциплинарной основе, развивается социолингвистика и социальная педагогика.

Таким образом, социологию можно сравнить с широким окном в мир. Практически нет сферы общественной жизни, которая бы не подверглась социологическому анализу и исследованию как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.

4. Объект и предмет социологии

Выступая в качестве самостоятельной науки, социология имеет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования [2,с.6].

Объект социологии — это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира, где область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск, есть поле научной деятельности.

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас природного или социального мира. Скажем, объектом физики как науки являются физические явления и процессы, их многообразные взаимодействия, закономерности их развития. Биологические науки имеют совершенно иные объекты исследования, в качестве каковых выступают явления и процессы в живой природе, различные уровни их структурной организации и эволюции, тенденции и закономерности их развития. Но у этих совершенно различных объектов, изучаемых разными науками, имеется одно, очень важное, общее им свойство,- они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли, они существовали задолго до возникновения человека и человечества, и могут сохранить свое существование, если даже человечество исчезнет с нашей планеты,

Объектом социологии, как это вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы.

Общество, так же как физические или биологические явления и процессы, существует независимо от воли и сознания людей [2, с.6].

Выяснив своеобразие объекта социологии, мы получаем возможность определить, в чем заключается ее предмет.

Предмет — определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое [2, с.12]. Он возникает в качестве предмета исследования не вне человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него для исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности

Например, футбол как игровой вид спорта может стать предметом исследования различных наук. Физиология может исследовать действия футболистов во время матча или тренировки с точки зрения происходящих в организме процессов возбуждения или торможения нервной системы, либо обменных процессов, протекающих в организме, либо под углом зрения действия мышечной системы, накопления в ней элементов усталости и т.д.

Психология может исследовать футбол как проявление специфических психических процессов формирования умений и навыков владения мячом, разнообразия темпераментов, характеров, способностей футболистов, степени их сплоченности, волевых усилий, мотивации их деятельности.

Социология же может исследовать футбол как специфическое социальное явление, как соперничество двух различных социальных групп, как элемент престижа нации (например, в Бразилии, Англии или Италии), как способ проведения свободного времени, как разновидность рекреативной деятельности (если в футбол играют непрофессионалы) и т.п.

Выделение предмета исследования путем вычленения определенных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта, и абстрагирования от других его свойств представляет собой важный и необходимый этап научного познания окружающего мир. Иногда такое выделение занимает очень длительный период времени.

В трудах Г. Спенсера, Дж.С. Миля, Г. Зиммеля, Э. Дюрк-гейма, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса и других выдающихся социологов понятие предмета социологии становится все более определенным, наполняется конкретным содержанием. Э. Дюрк-гейм, в частности, отмечал решающую роль для определения предмета данной науки изучение «социальных фактов», К. Маркс — «общественных отношений» и «борьбы классов», М. Вебер — «социальных действий», Г. Зиммель — «социальных взаимодействий», П. Сорокин — «социальной структуры», Т. Парсонс — «социальной системы».

Если мы учтем все сказанное, то становится ясно, что предмет социологии есть выделение и многообразных аспектов общественной жизни определенного набора социальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюсами которого является, с одной стороны, общество как многосложная многоуровневая система, а с другой, — человек, личность [2, с.9]. Но общество не есть сумма изолированных и независимых друг от друга индивидов, сваленных в общую кучу наподобие картошки в мешке. Все люди каким-то определенным образом взаимодействуют с другими людьми и только в процессе такого взаимодействия формируется и функционирует общество. Поэтому общество перед взором социолога предстает как многоплановая картина многообразных взаимодействий различных людей. Причем люди наряду с тем, что они связаны какими-либо отношениями с другими людьми (отношениями дружбы, родства, сотрудничества, соперничества, вражды и т.п.), еще и взаимодействуют с другими людьми, объединяясь в определенные группы (семейные, предпринимательские, политические, спортивные и т.д.). А это означает, что социолог может с большей или меньшей степенью достоверности и точности изучить общество только в том случае, если исследует структурные связи между составляющими его элементами, т.е. получит знание о социальной структуре общества. К такому выводу подталкивает вполне очевидный факт в своих взаимоотношениях друг с другом каждый из людей обладает определенным социальным статусом: президент, генерал, солдат, инженер, актер, доцент, студент, а, следовательно, выполняет определенную социальную роль — отца, продавца, покупателя, учителя, ученика, руководителя и т.п.

Названные социальные статусы и роли чаще всего бывают соотносительными: ведь отцом можно быть по отношению к кому-то, руководителем — по отношению к подчиненным, продавцом по отношению к покупателям, учителем — по отношению к своим ученикам. Взаимодействие людей в соответствии с их статусами и ролями свидетельствует о том, что индивиды объединяются для достижения своих целей, для удовлетворения своих потребностей и интересов в определенные группы — семейные, производственные, спортивные и др. Однако и сами индивиды, и свойственные им статусы, и роли, и образованные в результате их взаимодействия социальные группы не остаются неизменными, они изменяются, развиваются, т.е. обладают определенной динамикой. Сама же динамика в развитии индивидов и их групп зависит от социальных условий их существования.

Все сказанное позволяет уточнить определение предмета социологии как науки. Предметом социологии является исследование взаимодействие личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе [2, с.10].

Таким образом, из вышесказанного под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас природного или социального мира. А предмет — определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое.

На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:

Выступая в качестве самостоятельной науки, социология имеет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования.

Объектом социологии, как, то вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы.

Социология, как и большинство наук, развивается на двух уровнях — эмпирическом и теоретическом. Она базируется на конкретных, эмпирическим путем полученных социальных данных, лежащих в основе социальной системы общества, его структуры, системно-структурных изменений.

Проделанная работа позволила рассмотреть социологию как науку.

В ходе написания контрольной работы были решены следующие задачи:

— рассмотрено общество как объект научного анализа;

— рассмотрено социальное знание как систему;

— изучен объект и предмет социологической науки;

— изучена социология и ее взаимосвязь с другими социальными науками.

Список использованных источников

1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: /В.Ф. Анурин. — М.: Академический проект, 2003. — 297 с.

2. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ Е.М. Бабосов.- 2-е изд. — Мн.:ТетраСистемс, 2004. — 640 с.

3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология для вузов/ под ред. проф. В.И. Добренькова. — М.: Гардарики, — 2003.

4. Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии: новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже ХХ-ХХI веков./С.И. Григорьев, А.И. Субетто. — М.: Русаки, 2000. — 208 с.

5. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования./И.Ф. Девятко. — Екатеринбург.: Изд-во Урал,ун-та, 2002. — 208 с.

6. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельност.-структур. консепция /Т.И.Заславская.- М.: Дело, 2003. -566 с.

7. Захаров М.А. Социология: Курс лекций./М.А.Захаров- Смоленск, СмолГУ, 2007. — 168с.

8. Кравченко А.И. Социология: учебн. пособ. Для Вузов./А.И. Кравченко. — М.: ПЕРСЭ, Логос 2003.-640с.

9. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для Вузов / под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. — М.: НОРМА, 2002. — 912 с.

10. Фролов С.С. Социология: учеб.пособ. для Вузов./С.С. Фролов. — М.: Логос, 2001. — 344с.

11. Штомпка П. Социология: Анализ современного общества. /П. Штомка. — М.: Логос, 2010. — 664 с.

Предпосылки возникновения социологии как науки. Объект и предмет социологической науки. Основные функции социологии. Понятие о «позитивизме». Развитие человеческого духа. Основные положения концепции Конта. Социология в системе наук об обществе.

презентация [1,0 M], добавлен 29.11.2013

Определение социологии как научного изучения общества. Объект и предмет социологии, ее методы, задачи и основные функции. Демографический, психологический, коллективный и культурологический подходы к анализу общества. Структура социологической теории.

лекция [22,3 K], добавлен 20.11.2011

Основные подходы к определению предмета социологии. Специфика положения социологии в системе социогуманитарных наук. Процессы институционализации. Развитие общества, человеческого знания и культуры. Современные концепции структурного функционализма.

курсовая работа [42,4 K], добавлен 07.12.2012

Анализ содержания понятия «социология». Социология как наука об обществе, ее предмет и объект. Проявление связей и отношений в обществе через социальное взаимодействие между индивидами, социальными общностями, организациями. Социальная структура общества.

реферат [72,8 K], добавлен 18.12.2012

Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

контрольная работа [137,6 K], добавлен 27.05.2012

Понятие «общество» с позиций Огюста Конта. Условия существования социального общества. Методы исследования в социологии. Основные идеи позитивной философии. Закон интеллектуальной эволюции человечества, закон трех фаз. Социальная статика и динамика.

презентация [241,3 K], добавлен 01.12.2013

Социальная жизнь общества как предмет изучения социологической науки. Теоретическое и эмпирическое уровни познания, их цели и методы. Общие и специфические законы в социологии, способы их проявления. Функции социологии как самостоятельной отрасли знаний.

контрольная работа [23,0 K], добавлен 22.12.2013

Социология как наука об обществе и социальном мире человека, предыстория ее возникновения, развитие, объект и предмет, основные задачи и функции, содержание и взаимосвязь с науками. Система теорий, законов, категорий и принципов социальной работы.

контрольная работа [107,0 K], добавлен 06.02.2010

Основные особенности становления социологии как самостоятельной науки. Характеристика и анализ идеи Конта — уподобить изучение общества изучению природы. Ключевые методы и основные уровни социологического знания. Проведение социологических исследований.

презентация [419,7 K], добавлен 09.12.2011

Предмет и методы социологии, ее функции в современном мире, структура социологического знания и основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии. Связь социологии с философией, историей, психологией, политической экономией и правом.

контрольная работа [47,0 K], добавлен 16.09.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Общество — это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество — целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты — группы людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (такие как нация, народ, класс, группа, слой). И, наконец, нижний этаж — индивидуальный мир человека.

Общество состоит из подсистем: экономической (материальная сфера), политической (управляющая система), социальной (социальные связи — этнические, национальные, культурные, религиозные отношения.

В научных трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества, его процессов и отношений используются два термина — общественный и социальный. К. Маркс и Ф. Энгельс употребляли понятия «общественный», «общественные отношения» и т.д., когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической и т.д. Когда же они исследовали природу отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе, то применяли понятия «социальное», «социальные отношения». В этих трудах «социальное» нередко отождествлялось с понятием «гражданское». С последним связывалось взаимодействие людей в рамках конкретных социальных общностей (семья, класс и т.д.). Сегодня оно чаще всего употребляется в значении «общественное», отличное от биологических, природных явлений и процессов.

В данном случае все, что охватывает жизнедеятельность человеческого общества в целом, представляет собой социальное.

Социальные отношения — это отношение между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.

Социальное — это совокупность тех или иных общественных отношений индивидов или общностей в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

В соответствии с классическим определением, данным великим немецким социологом Максом Вебером, «социальным» называется такое действие, которое по предлагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. Можно выделить следующие основные черты, характеризующие специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам индивидов и являющееся результатом интеграции ими тех или иных свойств общественных отношений.

Во-вторых, оно выражает «обусловленное современными общественными отношениями (экономическими, политическими и т.д.) взаимное положение индивидов». Это означает, что характер и содержание отношений между различными индивидами и их группами находится в зависимости от места, которое они занимают в различных общественных структурах, и от той роли, которую они выполняют в них.

В-третьих, социальное проявляется в отношениях различных индивидов друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

В-четвертых, это результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.

Этот термин охватывает всю совокупность проблем человеческой жизни — отношения между социальными группами и слоями, нациями и народностями, состояние окружающей среды, условия быта, труда, досуга, специфические проблемы молодежи, женщин, детей, стариков и др.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется в свою очередь в различных отношениях индивидов и групп (общностей) индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Существует два основных методических подхода к анализу общества: макросоциологический и микросоциологический. Представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Методы подхода к анализу общества

его сторонники считают, что только анализируя общество как целостность, можно понять тенденции его развития и поведение отдельных личностей.

с точки зрения его последователей общество представляет собой абстракцию, реальны лишь индивиды. Следовательно, постичь своеобразие общества в целом возможно только путем изучения социального взаимодействия.

теория социального обмена.

Функционализм: Основные идеи функционализма были сформулированы Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном.

Общество — единый организм, который состоит из элементов, выполняющих определенные функции. Эти функции направлены на обеспечение целостности и устойчивости общества.

Р. Мертон считает, что элементы социальной системы не обязательно выполняют позитивные для всей системы функции, т.е. они могут причинять системе вред. Кроме того, не все функции элементов системы очевидны.

Таким образом, Р. Мертон ввел понятия дисфункций и скрытых (латентных) функций.

Конфликтный подход: Р. Дарендорф, Л. Козер.

Если функционализм делал акцент на механизмах, которые сохраняют общество, то конфликтология обращает внимание на механизмы, выводящие общество из равновесия.

Основные положения конфликтного подхода: любые ресурсы в обществе ограничены, следовательно, распределяются неравномерно. Конфликты ведут к реорганизации общественного устройства. В результате возникает новый вид неравенства.

В конфликтном направлении существует 2 течения.

Р. Дарендорф: Конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Главная причина конфликта — неравномерное распределение авторитета или власти.

Л. Козер: благодаря конфликту система становится устойчивой, для этого конфликт надо направлять по нужному руслу, конфликт — естественное состояние общества. Причина конфликта — борьба за ресурсы.

Символический интеракционизм (или теории взаимодействия): Дж. Мид, М. Кун. Если другие воспринимают общество как нечто изначально существующее, как совокупность готовых, законченных структур, то в символическом интеракционизме общество — продукт постоянного взаимодействия людей, и то, как они взаимодействуют, определяет специфику общества.

Основные положения интеракционизма: Люди живут и действуют не в мире объектов, а в мире символов. Символы возникают в ходе социального взаимодействия. Значения символов могут изменяться на основе процессов взаимодействия. Символ — вещь, имеющая значение.

Социальная жизнь возможна, потому что некоторые группы людей разделяют систему общих символов. В других символических системах взаимодействовать трудно.

Теория ролей: Дж. Морено. С его точки зрения жизнь — это театр.

Как и актеры, члены общества занимают определенные позиции, статусы в обществе; Актеры придерживаются сценария, а человек — писаных и неписаных норм; Актеры подчиняются режиссеру, а члены общества тому, у кого статус, власть; Актер реагирует на роль партнера, а люди на роли друг друга, корректируют свое поведение. Актеры реагируют на публику, а члены общества — на другие группы, в первую очередь — на референтную группу.

Теории обмена: П. Блау, Дж. Хоманс.

Социальный мир — это рынок, где люди вступают в сложную сеть обменных операций. Люди располагают определенными ресурсами, которые могут быть обменены на другие ресурсы.

Люди рассчитывают ценность своих ресурсов и ценность тех ресурсов, которые они могут получить взамен. На базе этих расчетов они обмениваются ресурсами, и система таких обменов лежит в основании общественного устройства. Конфликт объясняется тем, что одна из обменивающихся сторон посчитала сделку для себя невыгодной.

Аксиомы теории обмена: Чем больше будет вознаграждаться человеческое действие, тем выше будет вероятность повторения этого действия. Если получение вознаграждения за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек будет стремиться воссоздать эти условия.

Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения. Когда потребности человека в вознаграждении близки к насыщению, данный вид деятельности становится менее привлекательным для него.

Таким образом, общество — это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. Все, что охватывает жизнедеятельность человеческого общества в целом, представляет собой социальное. Социальное — это совокупность тех или иных общественных отношений индивидов или общностей в процессе совместной деятельности. Существует два основных методических подхода к анализу общества: макросоциологический и микросоциологический.

источник

Классификация научных исследований

Формой существования и развития науки- является научное исследование. В Федеральном законе закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научно-исследовательская деятельность определена как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие. Правильность научного знания определяется не только логикой, но, прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

Объектом научного исследования- являются материальная или идеальная системы

Предметом научного исследования— структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития.

Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

Результаты научных исследований оцениваются тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение,- которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

Сущность и классификация научных исследований

Целью науки является постижение истины, а способом постижения истины является научное исследование.

Научное исследование – процесс изучения, экспериментирования, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Познание – это сложный процесс движения человеческого сознания, человеческой мысли от незнания к знанию, от неполных или неточных знаний к более полным и точным знаниям, которое осуществляется с помощью исследований.

Научное исследование, как процесс включает в себя три основных компонента (составляющих):1.целесообразную деятельность человека, т.е. собственно сам научный труд;2.предмет научного труда;3.средства научного труда.

В результате целесообразная научная деятельность человека, опирающая на совокупность конкретных методов познания, необходимая для достижения новых или уточнённых знаний об объекте исследования (предмет труда), использует соответствующее научное оборудование (измерительное, вычислительное и др.), т.е. средства труда.

Научные исследования в зависимости от своего целевого назначения, степени связи с природой или промышленным производством, глубины и характера научной работы подразделяются на несколько основных типов:

Фундаментальные исследования — получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний. Цель фундаментальных исследований — открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий. На их основе решаются многие прикладные задачи применительно к потребностям конкретных отраслей науки, техники и производства. Фундаментальные исследования связаны со значительным риском и неопределённостью с точки зрения получения конкретного положительного результата, вероятность которого не превышает 10%.Несмотря на это, именно фундаментальные исследования составляют основу развития как самой науки, так и общественного производства.

Прикладные исследования представляют собой поиск и решение практических задач развития отдельных отраслей производства на основе результатов фундаментальных исследований. Они связаны с созданием новых, либо совершенствованием существующих технологий, средств производства, предметов потребления и т.п. Например, прикладные исследования в области техники не имеют, как правило, непосредственного дела с природой. Объектом исследования в них обычно являются машины, технология или организационная структура, т.е. «искусственная» природа. Практическая ориентация (направленность) и отчетливое целевое назначение прикладных исследований делает вероятность получения ожидаемых от них результатов весьма значительной, не менее 80-90%.

Разработки— использование результатов прикладных исследований для создания и отработки опытных моделей техники (машин, продуктов), технологии производства, а также усовершенствование существующей техники. На этапе разработки результаты, продукты научных исследований принимают такую форму, которая позволяет использовать их в других отраслях общественного производства.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям: по методам решения поставленных задач, сфере применения результатов исследования, видам исследуемого объекта и другим факторам исследования могут быть теоретическими, теоретико-экспериментальными и экспериментальными. Отнесение исследования к одному из этих видов зависит от применяемых методов и средств научного исследования.

Теоретические исследования базируются на применении математических и логических методов познания объекта. Результатом теоретического исследования является установление новых зависимостей, свойств и закономерностей происходящих явлений. Результаты теоретических исследований должны быть подтверждены практикой.

Теоретико-экспериментальные исследования предусматривают последнюю экспериментальную проверку результатов теоретических исследований на натурных образцах или моделях.

Экспериментальные исследования осуществляются на натурных образцах или моделях в лабораторных условиях, при которых устанавливаются новые свойства, зависимости и закономерности, а также служат для подтверждения выдвинутых теоретических предположений.

По составу исследуемых свойств объекта исследования подразделяются на комплексные и дифференцированные.

Комплексные исследования представляют собой изучение разнородных свойств одного объекта, каждое из которых может предусматривать применение различных методов и средств исследования. Выполняются они в различное время и в различных местах. Примером комплексного исследования может служить оценка надежности нового автомобиля. Надежность автомобиля является интегральным свойством и обусловливается такими его отдельными свойствами, как безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность деталей и т.д.

Дифференцированным исследованием называется такое исследование, в котором познается одно из свойств или группа однородных свойств. В рассмотренном примере исследование каждого в отдельности свойства надежности автомобиля является дифференцированным.

По признаку места их проведения исследования; именуются лабораторными или производственными. Исследуемый объект может быть натурным или представлять его модель. В каждом случае выбор вида исследуемого объекта подлежит обоснованию.

По стадиям выполнения исследования подразделяются ; поисковые,научно-исследовательские и опытно-промышленные разработки.

При разработке крупной научно-технической проблемы .Первой стадией является поисковое исследование, в результате которого устанавливаются принципиальные основы, пути и методы решения поставленной задачи. Вторая стадияпредставляет собой научно-исследовательские разработки, целью которых является установление необходимых зависимостей, свойств и закономерностей, создающих предпосылки для дальнейших инженерных решений. Третья стадия — опытно-промышленная разработка, главная задача которой состоит в доведении исследования до практической реализации, т.е. его апробации в условиях производства. На основе результатов опытно-производственной проверки вносятся коррективы в техническую документацию для широкого внедрения разработки в производство.

Каждое научное исследование можно отнести к определенному научному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают техническое, биологическое, физико-техническое, историческое и другие направления с возможной их последующей детализацией.

Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы.

Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов являются весьма ответственной задачей. Так, в частности актуальные направления и комплексные проблемы исследований стратегического масштаба формулируются в директивных документах правительства страны. В научном учреждении направление исследования часто предопределяется спецификой этого научного учреждения или отраслью науки, в которых работает тот или иной исследователь.

Выбранное направление исследований часто становится стратегией научного работника или научного коллектива на длительный период. Однако необходимо иметь в виду, что в процессе научных разработок возможны и некоторые изменения в тематике по предложению заказчика.

Научное исследование основывается на ряде постулатов (допущений):

1.Упорядоченности социальной природы мира, более того – многие социальные феномены находятся между собой в системных отношениях и отдельные события следуют друг за другом в упорядоченной последовательности, которая может быть подвергнута наблюдению, описана и предсказана;

2.Все события имеют некую причину, в соответствии с принципом детерминизма;

3.Экономии доводов, который важен для проведения обобщений о более высоких уровнях человеческого поведения – он позволяет ученым экстраполировать от конкретных данных к общим положениям;

4.В основе поведения и мышления лежит некая базовая реальность, которую можно исследовать путем научного анализа.

Так, например, в основе психологического исследования лежит постулат, утверждающий, что человек по природе своей система очень сложная, но все же система, которая может быть понята и объяснена посредством научного экспериментирования и рационального анализа проведенных экспериментов.

Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.

В структурном в себя отношении научное исследование включает 5 этапов:

1-появление проблемы, 2выдвижение первоначальной гипотезы,3- проведение теоретических исследований,4-проверка полученных в ходе теоретических исследований на практике – проведение эксперимента,5- формулирование выводов и рекомендаций.

Таким образом, формой осуществления и развития науки является научное исследование, т.е. изучение явления с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на него различных факторов, а также изучение взаимодействия между различными явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.

Научные исследования классифицируют

1. По виду практической деятельности: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, экономика, наука, литература и искусство, другие отрасли практической деятельности общества;

2. По области науки: естественная, гуманитарная, техническая;

3. По цели исследования: глобальные, отраслевые, локальные, квалификационные;

4. По административно территориальным границам исследования: исследования в рамках международных и национальных программ, исследования по планам министерств и ведомств, исследования по планам предприятий (вузов, НИУ);

5. По значимости для развития науки и практики: фундаментальные, прикладные, теоретические, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);

Целью фундаментальных исследований является получение новых законов, вскрытие связей между явлениями, создание новых теорий. Они составляют основу развития науки. Вероятность получения положительного результата – 10 %.

Целью прикладных исследований является привязка результатов фундаментальных исследований к конкретным условиям проектирования, производства. Объектом их исследования являются технические системы и новые технологии. Вероятность получения положительного результата – 20-90 %.

Целью НИОКР является создание на базе результатов прикладных исследований опытных образцов техники, новых технологических процессов.

6. По способу реализации: теоретические, экспериментальные;

В ходе теоретического исследования определяются методы и критерии исследования, задаются необходимые ограничения, описываются связи и т.д.

В ходе экспериментального исследования создается модель исследуемого объекта, снимаются и обрабатываются необходимые данные и т.д., т.е. проводится проверка теоретических исследований и их дальнейшее развитие и уточнение.

7. По длительности разработки: долгосрочные (срок исполнения более 5-ти лет), среднесрочные (1-5 лет), краткосрочные (до 1-го года);

8. По степени закрытости информации: открытые, закрытые, секретные, для служебного пользования;

9. По источнику финансирования: госбюджетные, хоздоговорные, инициативные (нефинансируемые из внешних источников).

Скачать полностью статью «Анализ и классификация научных исследований в психологии» можно в правом верхнем углу перейдя по нижеуказанной ссылке:

источник