Меню Рубрики

Как сделать анализ анкетирования студентов

Киртаева Татьяна Николаевна
Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики, г.Уссурийск
Приходько Ольга Юрьевна
Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики, г.Уссурийск
Габрунова Оксана Викторовна
Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики, г.Уссурийск

Аннотация: В статье приведен анализ анкетирования студентов на предмет их отношения к окружающей среде. По результатам опроса составлены графики, отражающие мнения респондентов разного возраста к проблемам экологии и природоохранной деятельности.
Ключевые слова: анкетирование, окружающая среда, экология, природоохранная деятельность

Results analysis of the students’ survey on issues related to the environment

Kirtaeva Tatiana Nikolaevna
Far Eastern Federal University, Pedagogical School, Ussuriysk
Prikhodko Olga Yurievna
Far Eastern Federal University, Pedagogical School, Ussuriysk
Garbunova Oksana Viktorovna
Far Eastern Federal University, Pedagogical School, Ussuriysk

Abstract: The article provides the analysis of the students’ survey in terms of their attitude to the environment. According to the survey graphs showing the opinions of respondents of all ages to the problems of ecology and environmental protection were made up.
Keywords: survey, environment, ecology, nature conservation

В процессе жизнедеятельности человек, так или иначе, влияет на окружающую среду и имеет свое особое к ней отношение. Для того чтобы понять как именно происходит его взаимодействие с природой, практикуются различные способы сбора информации. Одним из таких способов является анкетирование.

Анкетирование – это письменная форма опроса, применяемая для опроса большого числа респондентов за относительно короткое время. Достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки [1, 2].

Целью нашей работы было провести анализ ответов респондентов на вопросы анкеты по теме: «Я и окружающая среда». Для достижения этой цели было проведено анкетирование студентов Приморской ГСХА очной и заочной форм обучения. Анкета представляла собой открытые, полуоткрытые и закрытые вопросы, касающиеся окружающей среды и отношения к ней респондентов.

В задачи исследования входило:

  1. составить вопросы по теме исследования в логической последовательности;
  2. провести анкетирование студентов очного и заочного обучения;
  3. проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Опрошенные респонденты, были распределены на три возрастные группы: I группа – 1 курс, II группа – 2 курс, III группа – 3 курс и студенты заочного обучения. В гендерном соотношении респонденты поделились на 81 мужчину (60,9%) и 52 женщины (39,1%), кроме того 84 студента (63,2%) из опрошенных проживают в городской, а 49 (36,8%) в сельской местности.

В настоящее время существует много различной информации о состоянии окружающей среды: от катастрофических последствий потребительского отношения к ней до зеленой экономики, создания электромобилей и т.д. Как в этом информационном поле ориентируются студенты ВУЗа и показали их ответы на поставленные вопросы.

На основе переработанных данных полученных в ходе анкетирования, были построены диаграммы, которые наглядно показывают нам отношение разных возрастных групп к окружающей среде.

Из рисунка 1 видно, что третья группа студентов максимально осознает как экологическая обстановка влияет на их здоровье.

Рисунок 1. Отношение респондентов к окружающей среде (гистограмма на увеличение по возрастным группам)

Следовательно, мы предполагаем, что знания, полученные на занятиях экологической направленности и жизненный опыт положительно влияют на экологическое сознание студентов.

Данные, представленные на рисунке 2 показывают, что с возрастом происходит снижение активности студентов в природоохранной деятельности. Скорее всего, это может быть связано с такими факторами, как ускоренный ритм жизни, высокая занятость на работе, обременение семейными делами и недостаточная информированность.

Рисунок 2. Ответственность по отношению к окружающей среде (гистограмма на уменьшение по возрастным группам)

Хочется отметить, что исходя из ответов на ряд вопросов в анкете, наблюдается рост такого показателя, как индивидуальная ответственность за охрану окружающей среды. К примеру, о необходимость живой елки, как основного атрибута на новогодний праздник (рис.3).

Рисунок 3. Соотношение ответов на вопрос нужна ли живая новогодняя елка на праздник

На полуоткрытые вопросы, такие как «Прогноз развития человеческой цивилизации?» – респонденты разделились во мнении: одни считали, что человек исчезнет как вид, другие решили, что он приспособится к изменяющимся условиям среды и найдет альтернативные источники энергии.

Надо отметить, что все респонденты были единогласны во мнении, что глобальные экологические проблемы существуют, и на сегодняшний день этот вопрос должен решаться мировым сообществом сообща.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

— 90 % студентов озабочены состоянием окружающей среды;

— 60 % готовы принимать участие в мероприятиях по сохранению окружающей среды;

— 10 % не интересуются состоянием окружающей среды;

— 40 % обладают достаточными знаниями по состоянию окружающей среды;

— 60 % готовы углубить свои знания в вопросах экологии.

Таким образом, у студенческого сообщества в целом присутствует понимание экологической обстановки, но знания дискретны, непоследовательны и разрознены. Мы считаем, что высшая школа должна иметь в учебных планах кроме обязательных дисциплин экологической направленности и специализированные курсы экологии, которые научат студентов принимать грамотные экологические решения в будущей профессиональной деятельности.

1. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 с.
2. Чернова Н.В. Социология книжного рынка: Учебное пособие / Н.В. Чернова. – М: МГУП, 2005 – 91 с.

источник

Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования.

Все вопросы подразделяются на открытые и закрытые. Закрытые вопросы предполагают выбор ответов из набора вариантов, приводимых в анкете. Открытые вопросы не содержат подсказок и рассчитаны на получение нестандартных ответов.

Различают следующие виды закрытых вопросов:

«Да — нет» (иногда + «не знаю»). Предлагается сделать выбор из двух (трех) ответов. Например, в данной работе был использован вопрос

Альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько. Например,

«Как Вы относитесь к скутерам?»

а ) хорошо, т.к. не нужно прав

  • б) плохо, т.к. опасный вид транспорта
  • в) плохо, т.к. товар новинка и не уверен(а) в его безопасности

Ранжирующие вопросы. Ранжирование объектов сравнения на базе субъективно ощущаемых преимуществ. Например,

«Какой вид транспорта Вам нравится больше всего?» Присвойте каждому виду ранг(1-высший).

  • б) такси
  • в) маршрутное такси
  • г) автомобиль
  • д) скутер
  • а) вопрос со шкалой важности. Необходимо оценить важность для потребителя той или иной характеристики товара по предлагаемой шкале значимости;
  • б) вопрос со шкалой Лайкерта. Следует указать степень согласия/несогласия с определенным утверждением;
  • в) вопрос со шкалой оценок. Предлагается оценить товар по представленной шкале;
  • г) семантический дифференциал. Необходимо выбрать точку (балл) по шкале между двумя противоположными понятиями.

Открытые вопросы в данной анкете не использовались, т.к. обработка ответов на открытые вопросы представляется более сложной.

Анкета состоит из следующих частей:

вводная часть. В данной части указывается, кто производит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполнению. Обязательно указывается на анонимность ответов.

блок основных вопросов, направленных на решение поставленной задачи по изучению поведения потребителей.

блок вопросов, направленных на изучение характеристик респондентов.

После сбора заполненных анкет приступим к их анализу, который проводиться в несколько этапов.

На первом этапе сортируются анкеты: удаляются частично и неверно заполненные.

На втором этапе результаты анкетирования сводятся во вспомогательную таблицу.

В ячейки таблицы представленной в заносится вариант ответа каждого опрашиваемого на каждый вопрос. Далее анализируем результаты анкетирования всех потребителей без учета их характеристик. Для этого можно составить еще одну вспомогательную таблицу.

Результаты ответов на второй вопрос «Часто ли Вы пользуетесь общественным транспортом?» как видно из рис. 3.1, расположились следующим образом: 80% — «Да» и 20% — «Нет».

Рисунок 3.1. Структура ответа на второй вопрос анкеты

Из ответов на третий вопрос видно — поры года не влияет на проезд в общественном транспорте.

Из 20 опрошенных человек 7 имеют автомобиль, а 13 — нет. Или у 35% опрошенных людей есть машина, а у 65% ее нет.

Результаты представлены в рис. 3.2.

Рисунок 3.2. Структура ответа на вопрос «Есть ли у Вас автомобиль?»

Анализ ответов на вопросы «Какой марке автомобиля Вы доверяете?» и «Был ли у Вас автомобиль?» представим на рис. 3.3.

Рисунок 3.3. Структура ответов на вопросы «Какой марке автомобиля Вы доверяете?» и «Был ли у Вас автомобиль?»

Данные рис.3.3. показывают, что из 20 опрошенных человек, почти половина людей имеющих автомобиль (45,4%) доверяют марке Mercedes Benz. Показатель надежности машины Mercedes Benz характерен и для людей не имеющих автомобиль — 33,4%.

На втором месте у людей, имеющих автомобиль, находится марка машин Toyota и BMW: 27,3% соответственно, однако, этот показатель значительно отличается среди опрошенных, не имеющих автомобиль: предпочтение (44,4%) отдается машинам марке Toyota и лишь 11,1% марке BMW.

Самым не надежным транспортом, из опрошенных автомобилистов, имеющих автомобиль, является марка Audi, где процент надежности составляет 0%. Ошибочное мнение людей, не имеющих автомобиль по показателю надежности Audi составило 10%.

В целом, можно сделать вывод, что самой надежной маркой автомобиля по технико-эксплуатационным характеристикам является марка Mercedes Benz.

Проанализировать ответы в разрезе фактора «пол» можно с помощью рис.3.4.

Рисунок 3.4. Структура ответов на вопросы «Ваш пол?» и «Что Вы больше предпочитаете?»

Согласно выше представленного рисунка можно отметить, что мнение мужского и женского пола, по предпочтительности транспорта значительно отличается друг от друга. 50% женщин используют автомобиль в целях передвижения, в то время как 50 % из опрошенных мужчин предпочитают общественный транспорт. Такая же картина вырисовывается по использованию общественного транспорта: 41,7% женщин предпочитают общественный транспорт и 37,5% опрошенных мужчин — автомобиль.

Мнения близки к единству только по использованию скутера: мужчины — 12,5% и женщины — 8,3%.

Проанализировать ответы на вопросы «Ездили Вы когда-нибудь на скутере?» и «Как Вы относитесь к скутерам?» можно при помощи рис.3.5.

Рисунок 3.5. Структура ответов на вопросы «Ездили Вы когда-нибудь на скутере?» и «Как Вы относитесь к скутерам?»

Анализируя рис. 3.5. можно сказать, что из опрошенных, ездивших на скутере ?, т.е 25% хорошо относятся к скутерам, отмечая один из положительных моментов возможность кататься на нем без прав. Однако, 100% опрошенных не катавшихся на скутере, дают отрицательную оценку, характеризуя его как опасный вид транспорта.

После выше представленных рисунков произведем расчет оценки согласованности мнений. Установим достоверность оценок группы экспертов с помощью коэффициента конкордации на основе установленных ими коэффициентов значимости. Оценки экспертов приведены в табл. 3.3.

источник

Анкета разработана с целью исследования и выявления склонности несовершеннолетних детей к девиантному поведению, воспитывающиеся в неполной материнской семье.

Данное исследование было проведено в Социальных службах города Челябинска, были опрошены подростки из общеобразовательных школ Советского района. Исследование состояло из двух этапов: сбор информации и анализ. Анкета содержит 25 вопросов, из них 2 открытых. Количество принимающих человек в исследовании – 12

1. На вопрос «Какие из перечисленных качеств Вы цените в людях» ответили: честность 83,3%, отзывчивость 75%, инициативность 58,3%, жизнерадостность 58,3%, ответственность 50%, трудолюбие 41,7%, сообразительность 41,7%, уверенность в себе 25%, осторожность 16,7%, терпеливость 16,7%, скромность 8,3%, настойчивость 8,3%

2. На вопрос «Какие качества в наибольшей степени подходят Вам?» ответили: самостоятельность 75%, внимание 75%, доброта 75% чуткость 66,7%, добросовестность 58,3%, трудолюбие 41,7%, дисциплинированность 41,7%, скромность 33,3%, организованность 16,7%

3. На вопрос «Чего бы Вы хотели добиться в жизни?» ответили: иметь высокооплачиваемую работу 91,7%, создать счастливую семью 75%, быть уважаемым человеком 50%, воспитать хороших детей 50%, иметь много друзей 41,7%, приносить пользу людям 41,7%, стать знаменитым человеком 16,7%, добиться хороших результатов в спорте 16,7%

4. На вопрос «Нравится ли Вам учиться в школе?» ответили: да 66,7%, нет 33,3%

5. На вопрос «Оцените вашу успеваемость в школе» ответили: удовлетворительно 83,3%, хорошо 16,7%

6. На вопрос «Проверяет ли Ваш родитель подготовку к домашнему заданию?» ответили: да 33,3%, нет 66,7%

7. На вопрос «Есть ли у Вас рабочее место для выполнения уроков?» ответили: есть свой стол для занятий 75%, есть «свой угол» для занятий 16,7%, нет постоянного места для занятий 8,3%

8. На вопрос «Прогуливаете ли Вы школьные занятия?» ответили: иногда 75%, да 16,7%, нет 8,3%

9. На вопрос «Свои отношения с одноклассниками Вы оцениваете как…» ответили: дружественные 50%, напряженные 16,7%, затрудняюсь ответить 33,3%

10. На вопрос «Кто является для Вас авторитетом?» ответили: мама 75%, бабушка/дедушка 58,3%, друзья 41,7%, никто 33,3%, учителя 16,7%

11. На вопрос «Когда у Вас возникают трудности (проблемы) к кому за помощью Вы предпочитаете обратиться?» ответили: друзья 83,3%, мама 66,7%, родственники 66,7%, решаю самостоятельно 41,7%

12. На вопрос «Как Вы относитесь к критике в свой адрес?» ответили: серьезно 41,7%, доброжелательно 25%, равнодушно 16,7%, враждебно 16,7%

13. На вопрос «С кем чаще всего вы вступаете в конфликтные ситуации? ответили: учителя 75%, незнакомые люди 75%, одноклассники 66,7%, родители 50%, родственники 41,7%

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

14. На вопрос «Вы часто чувствуете себя одиноким?» ответили: никогда 50%, иногда 25%, редко 16,7%, часто 8,3%

15. На вопрос «Как Вы проводите свое свободное время?» ответили: гуляю с друзьями 83,3%, смотрю телевизор 83,3%, играю в компьютер 75%, слушаю музыку 66,7%, занимаюсь спортом 41,7%, занимаюсь домашними делами 41,7%, читаю книги 16,7%

16. На вопрос «Что Вы предпочитаете смотреть по телевидению?» ответили: кинофильмы 91,7%, ток шоу, викторины 75%, новости, информационные программы 75%, мультфильмы 50%, развлекательные телепередачи 50%, сериалы 16,7%, не смотрим 8,3%

17. На вопрос «Сколько часов в день Вы смотрите телевизор?» ответили: 1-2 часа 33,3%, 3-4 часа 50%, затрудняюсь ответить 16,7%

18. На вопрос «Посещаете ли Вы секции, кружки?Какие?» ответили: посещают (лего-кружок, плаванье, баскетбол) 25%, не посещают 75%

19. На вопрос «Употребляли Вы хоть раз алкогольные напитки и пробовали ли вы курить?» ответили: да 41,7%, нет 58,3%

20. На вопрос «У Вас есть вредные привычки? Если есть, то какие?» ответили: игровая зависимость 58,3%, курение 16,7%, употребление спиртного 8,3%, вредных привычек нет 16,7%

21. На вопрос «Совершали ли Вы «побег из дома»?» ответили: да 8,3%, нет 91,7%

22. На вопрос «Сколько времени в день Вы проводите со своим родителем?» ответили: 3-4 часа 75%, 5-6 часов 25%

23. На вопрос «Как Вы проводите совместный отдых со своим родителем?» ответили: смотрите телевизор 66,7%, посещаете театры/кинотеатры 50%, совместные выезды на природу 41,7%, занятие спортом (8,3%)

24. На вопрос «Общаетесь ли Вы с родителем на темы, которые вас беспокоят?» ответили: да 41,7%, нет 58,3%

Когда анкетирование определит над чем нужно дальше работать, можно начинать работать над проектом.

В рамках проекта вы и показываете пути решения выявленных проблем.

источник

Анкетирование было проведено на базе гимназии № 10 г. Мурманска. В качестве респондентов были выбраны учащиеся 11«а» и 11«б» классов (10 юношей и 25 девушек). Им была представлена анкета и дана установка на выполнение инструкций указанных в анкете.

Исходя из ответов на первый вопрос, старшим школьникам в процессе обучения в школе больше всего нравится:

1) «общение с друзьями» — 40 % ответов

2) «узнавание нового» — 31,5 % ответов

3) «сам процесс учения» — 13 % ответов

4) «общественная работа» — 8 % ответов

5) «самостоятельная работа» — 5 % ответов

6) «получение оценок» — 2,5 % ответов

Проанализировав эту информацию можно сделать несколько выводов:

— возможность общения со сверстниками является одним из самых важных факторов возникновения интереса к учебной деятельности в школе вообще и к учебным предметам в частности;

— процесс самостоятельной работы, судя по полученным данным, не вызывает большого интереса у старшеклассников. В то же время, интерес к этому виду обучения и способу узнавания нового может помочь старшеклассникам при переходе на следующую стадию обучения: получение высшего профессионального образования, т.к. самообразование является основным видом учебной деятельности в вузах;

— процесс получения оценок как таковой, не является интересным для старшеклассника, он должен сопровождаться получением интересной и новой для ученика информации («узнавание нового» — 31,5 %).

Второй вопрос был необходим для того, чтобы выявить интересные и неинтересные предметы учащихся одиннадцатых классов, а так же их оценки по этим предметам. Среди интересных предметов самое большее количество выборов получила История (24 %), далее Биология (20 %), за ней Математика (12 %), Химия (8 %), Основы безопасности жизнедеятельности (7,5 %), Русский язык (7,5 %), Физика (6 %), Обществознание (6 %), Физическая культура, Английский язык и Литература (3 %).

Среди оценок по интересным предметам указанных респондентами преобладают «4» и «5», но очень часто встречаются и оценка «3».

В списке неинтересных предметов первое место занимает ОБЖ (27 %), следующий предмет Химия (23 %), далее Физика (16 %), Английский язык (14%), Физическая культура (9 %), Математика (9 %), Биология (2 %).

Соотношение «положительных» и «отрицательных» оценок по неинтересным для респондентов предметам равное, с одинаковой частотой в ответах встречаются как «4», «5», так и «3». Так же несколько раз указаны «неудовлетворительные» оценки.

Третий вопрос выявляет причину, по которой учащемуся интересен или неинтересен тот или иной школьный предмет.

При выборе причин, по которым старшеклассникам интересен определенный школьный предмет, они чаще всего указывали варианты ответа «Б» («предмет связан с интересной мне профессией») — 39 % от общего количества ответов, и «А» («учитель хорошо преподает этот предмет») — 36 % ответов. Намного меньше количество выборов вариантов «Г» («знания по этому предмету расширяют мой кругозор, они интересны») — 17% и «В» («это легкий предмет») — 8 %. На основе результатов можно сделать несколько выводов:

— большое количество выборов варианта ответа «Б» («предмет связан с интересной мне профессией»), говорит о том, что в формировании познавательного интереса в старших классах большую роль играет профессиональная ориентация ученика. Он интересуется именно теми школьными предметами, изучение которых поможет ему в освоении определенной профессии. Для большинства учащихся 11 «а» и «б» классов Гимназии №10 такими предметами являются: Биология, Математика, Физика. Чуть меньшее число человек указало Русский и Английский языки.

— треть от общего количества ответов составляет вариант ответа «А» («учитель хорошо преподает этот предмет»). Это может говорить о большом влиянии мастерства педагога на появление познавательного интереса у ученика. Интересный и хорошо «поданный» ученикам материал может заставить их заинтересоваться предметом, не относящимся к выбранной учащимся старших классов своей будущей профессии или, например, повлиять на формирование определенного профессионального интереса.

— факт простого «расширения кругозора» с помощью знаний по определенному предмету не является сильным фактором для развития познавательного интереса у ученика. Вариант ответа «Г» («знания по этому предмету расширяют мой кругозор, они интересны») чаще всего соотносили с такими предметами, как История и Биология.

— вариант ответа «В» («это легкий предмет») выбирали всего несколько раз, и только по отношению к предмету ОБЖ. Что говорит о его низкой сложности в сравнении с другими школьными предметами.

При выборе причин, по которым старшеклассникам неинтересен определенный школьный предмет, они чаще всего указывали вариант ответа «Б» («предмет не связан с интересной мне профессией») — 47 % от общего количества ответов. Кроме того, равное количество раз были указаны варианты ответа «В» («потому что для меня это сложный предмет») — 30 %, и «А» («учитель плохо преподает этот предмет») — 23 %.

На основе результатов можно сделать несколько выводов:

— большое количество выборов варианта ответа «Б» («предмет не связан с интересной мне профессией»), еще раз подтверждает, что в формировании познавательного интереса в старших классах большую роль играет профессиональная ориентация ученика. Старшекласснику становятся интересны предметы, которые могут помочь ему получить нужную профессию. Остальные же он может в определенной степени проигнорировать (например, плохо готовится к занятиям, пропускать уроки и т.д.). Для большинства учащихся 11 «а» и «б» классов Гимназии №10 предметами, неинтересными потому — что они не относятся к выбранной ими профессии, являются: Основы безопасности жизнедеятельности, Литература, Математика.

— достаточно много выборов варианта ответа «В» («потому что для меня это сложный предмет»). Больше всего эту причину указывали по отношению к таким предметам, как Химия и Физика. Материал по этим предметам, который изучают в старших классах, действительно является сложным, так как в нем большое количество математических расчетов, формул, сложных закономерностей и понятий.

— несколько меньшее количество ответов составляет вариант ответа «А» («учитель плохо преподает этот предмет»). Если учесть большое влияние мастерства педагога на появление познавательного интереса у ученика, то можно сделать вывод, что неинтересный и плохо «поданный» ученикам материал может исключить появление познавательного интереса.

Как видно из результатов анкетирования, одним из главных критериев, по которым учащиеся старших классов определяют нравиться ему им какой — либо предмет или нет, является связь этого предмета с определенной профессией. То есть профессиональная ориентация старшеклассника, выбор собственного жизненного пути ведет за собой появление познавательного интереса. Необходимые для старшеклассника в будущем знания усваиваются и понимаются им лучше. Из-за этого возрастет и его успеваемость по определенным школьным предметам. В противном случае по окончании 11 класса ученик не будет обладать знаниями, которые позволят ему быть конкурентоспособным при переходе на следующую ступень образования. Он даже, возможно, будет не так успешен как его сверстники и в уже более взрослом возрасте, освоив интересную ему профессию.

Методом изучения интересов старших школьников и их влияния на результаты обучения в данном исследовании является анкетирование: оно позволяет за короткие сроки опросить большое количество респондентов и выявить массовое какое — либо массовое явление или закономерность.

Для данного исследования была составлена анкета из трех вопросов: одного не основного и двух основных. Составленная анкета выявляет как наличие интереса к определенному школьному предмету, так и его отсутствие у учащегося старших классов, его оценку по этим предметам. Определяет причину, по которой эти предметы интересным (или неинтересными) для него. Эти данные позволили нам выявить зависимость результата обучения от познавательных интересов ученика.

Одним из главных критериев, по которым учащиеся старших классов определяют нравиться ему им какой — либо предмет или нет, является связь этого предмета с определенной профессией. Интересы должны быть вовлечены в систему жизненных целей и планов личности. Кроме того, должна присутствовать связь знаний с практикой, которая понятна ученикам, с насущными вопросами повседневной жизни, окружающей средой, «злобой дня», важными жизненными перспективами

источник

Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.

Пример анкеты № 1 на тему «Отношение современной молодежи к религии и нравственности»

Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции «Психология нравственности и религия: XXI век». Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).

  • 1. Ваш пол:
    • а) мужской;
    • б) женский.
  • 2. Ваш возраст:
    • а) младше 17 лет;
    • б) 17–22 года;
    • в) 23–27 лет;
    • г) старше 27 лет.
  • 3. Ваше образование:
    • а) неполное среднее;
    • б) среднее;
    • в) неполное высшее;
    • г) высшее.
  • 4. Какую религию Вы исповедуете?
  • а) православие;
  • б) неправославное христианство (католицизм, протестантизм);
  • в) иудаизм;
  • г) ислам;
  • д) другая (неавраамическая) религия;
  • с) я не верю.
  • 5. В какой степени Вы относите себя к религиозным людям?

Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:

Не верю 12 3 456789 10 Верю

  • 6. В Вашей семье существуют какие-либо религиозные традиции или обычаи (посещение храма, проведение обрядов, чтение религиозной литературы и т.п.)?
  • а) да;
  • б) да, такие традиции существуют, но мы не придаем им большого значения;
  • в) нет.
  • 7. Как часто Вы посещаете религиозные службы?
  • а) никогда;
  • б) раз в год или реже;
  • в) раз в месяц или раз в полгода;
  • г) раз в неделю или чаще.
  • 8. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?
  • а) да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры;
  • б) да, но только самые известные;
  • в) редко, когда как получится;
  • г) нет, в нашем кругу это нс принято.
  • 9. Если Вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?
  • а) потому что это необходимо для верующего;
  • б) потому что это выглядит со стороны красиво;
  • в) участвовал(-а) из простого любопытства;
  • г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
  • д) не принимаю участие в подобных ритуалах.
  • 10. При выборе одежды (украшений) Вы ориентируетесь на предпочтения вашего вероисповедания?
  • а) да, я всегда выбираю одежду, которая не противоречит религиозным нормам;
  • б) обычно да, но если вещь очень нравится, то несмотря на несоответствие с нормами моей религии я ее куплю;
  • в) религиозная символика в одежде (украшениях) – просто часть моего стиля;
  • г) нет, мой облик с религией не связан.
  • 11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
  • а) да, я выбрал(-а) профессию (специальность), которая не противоречит этическим нормам моего вероисповедания;
  • б) отчасти, это скорее касается взаимоотношений с сотрудниками (одногруппниками). Мы бескорыстно помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
  • в) нет, на мою работу (учебу) религия не оказывает никакого воздействия.
  • 12. Оказывает ли религия влияние на Ваше поведение (образ жизни)?
  • а) да, я всегда живу по предписаниям моей религии и отказываюсь от всего, что подпадает под религиозный запрет;
  • б) я пытаюсь соответствовать религиозным этическим нормам (стараюсь не вступать в конфликты с людьми, не ругаюсь, не обманываю намеренно);
  • в) мой образ жизни не зависит от религиозных убеждений. Я сам(-а) решаю, как мне жить.
  • 13. Какие поступки Вы бы могли оправдать?
Читайте также:  Как делать анализ на английском

Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.

Приобретение денег и имущества при первой же возможности

Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия

Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха

Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться

Грубый ответ на несправедливость

Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач

14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?

Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.

Не произноси имени Бога напрасно

Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу

Почитай отца твоего и мать твою

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не желай дома ближнего твоего

  • 15. Доверяете ли Вы современному духовенству?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 16. Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции вашего вероисповедания, но не порицается, а может быть, даже одобряется обществом?
  • а) однозначно нет;
  • б) а почему бы и нет? В конце концов, сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется с точки зрения религии;
  • в) на мои поступки не может влиять вероисповедание.
  • 17. Укажите Ваше отношение к лицам, поступающим безнравственно, но лишь в тех случаях, когда в отступлении от морали не видно вреда для окружающих?
  • а) терпимое (с пониманием);
  • б) безразличное;
  • в) резко отрицательное.
  • 18. Почему некоторые люди пренебрегают нормами морали?
  • а) люди искренне не осознают их важности для общества;
  • б) люди просто пытаются самоутвердиться;
  • в) люди привыкли не соблюдать установленные другими правила;
  • г) люди уверены, что их не накажут;
  • д) нормы морали слишком сложны для соблюдения;
  • е) другое.
  • 19. Как Вам кажется, чем можно оправдать безнравственные поступки?
  • а) юным возрастом;
  • б) незначительностью причиненного людям морального или материального ущерба;
  • в) действием в состоянии крайней жизненной необходимости;
  • г) незнанием норм морали;
  • л) ничем;
  • е) другое.
  • 20. Согласны ли Вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 21. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить распространение безнравственности в обществе?
  • а) разъяснением практической важности соблюдения норм морали;
  • б) ужесточением наказания за разные правонарушения;
  • в) личным примером;
  • г) пропагандой религиозных нравственных ценностей;
  • д) другое.
  • 22. Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?
  • а) да, нужно ввести как обязательный предмет «Основы религиозного знания», причем желательно, чтобы занятия вел священнослужитель;
  • б) можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде «Истории религий» или «Религиоведения»;
  • в) любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся;
  • г) у нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений.

Пример анкеты № 2 на тему «Отношение московской молодежи к идеям феминизма»

Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.

  • 1. Ваш пол:
    • а) женский;
    • б) мужской.
  • 2. Ваш возраст:
    • а) 18–21 год;
    • б) 22–25 лет;
    • в) 26–29 лет.
  • 3. Ваше образование:
    • а) ниже среднего;
    • б) среднее;
    • в) среднее специальное;
    • г) неоконченное высшее;
    • д) высшее.
  • 4. Ваше семейное положение:
    • а) не женат/не замужем;
    • б) женат/замужем;
    • в) гражданский брак.
  • 5. Как Вы считаете, феминизм – это:
    • а) борьба дискриминируемых женщин за уравнение с мужчинами в социальных правах;
    • б) стремление женщин к господству над мужчинами;
    • в) политическое движение, целью которого является предоставление женщинам избирательных прав;
    • г) другое (напишите, что именно).
  • 6. Как Вы относитесь к идеям феминизма?
  • а) полностью одобряю;
  • б) частично одобряю;
  • в) категорически отрицаю;
  • г) отношусь равнодушно.
  • 7. Сохранился ли феминизм до настоящего времени?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но он сильно изменился за последние годы;
  • в) нет.
  • 8. На сегодняшний день в России существует ряд женских общественных движений. Как Вы считаете, демонстрируют ли их действия идеи феминизма?
  • а) да, потому что женщины в них отстаивают права женщин;
  • б) возможно, но это не имеет смысла в России;
  • в) нет, так как у них нет конкретной идеологии;
  • г) другое (напишите, что именно);
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 9. В настоящее время ущемлены ли права женщин в России?
  • а) да;
  • б) да, в некоторых вопросах;
  • в) нет.
  • 10. Равноправие между мужчиной и женщиной – это:
    • а) равные социальные права;
    • б) равные права и обязанности;

η) что-то из области фантастики;

  • г) другое (напишите, что именно).
  • 11. Могут ли мужчина и женщина меняться социальными ролями?
  • а) да, конечно: мужчина может выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
  • б) да, могут, но не во всех сферах деятельности;
  • в) да, могут, но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит;
  • г) нет, это противоестественно.
  • 12. Если женщина занимает «правящую» позицию в семье, то это:
    • а) недопустимо;
    • б) нормально;
    • в) допустимо в том случае, если она пользуется данным положением во благо семье и не принижая супруга;
    • г) другое (напишите, что именно).
  • 13. Оттолкнет ли Вас попытка представителей противоположного пола доминировать над Вами?
  • а) да, в любом случае;
  • б) нет, на умеренном уровне это допустимо;
  • в) нет, я отношусь к этому спокойно.
  • 14. Как увлечение девушек феминизмом может повлиять на их общение с молодыми людьми?
  • а) никак;
  • б) большинство таких девушек будут одинокими;
  • в) молодые люди получат стимул взять все в отношениях в свои руки;
  • г) молодые люди «сядут на шею» таким девушкам;
  • д) будут постоянные ссоры по поводу того, кто в отношениях главный;
  • е) другое (напишите, что именно);
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 15. Что может привести молодого человека к согласию с идеями феминизма?
  • а) принципиальная поддержка идеи социального равноправия;
  • б) влияние круга общения, в котором имеются девушки-феминистки;
  • в) влияние гендерных стереотипов, сформировавшихся в семье;
  • г) любовь к девушке-феминистке;
  • л) влияние пропаганды;
  • е) другое (напишите, что именно);
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько легко молодому человеку общаться с девушкой, признающей идеи феминизма?
  • а) вполне легко;
  • б) трудно;
  • в) просто невозможно;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Каковы основные проблемы, которые могут возникнуть во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
  • а) конфликт из-за обоюдного стремления к лидерству;
  • б) взаимное непонимание;
  • в) желание поменьше общаться друг с другом;
  • г) конфликт из-за стремления молодого человека «перевоспитать» свою подругу;
  • д) насмешки и оскорбления со стороны партнера;
  • е) никаких проблем быть не должно;
  • ж) другое (напишите, что именно);
  • з) затрудняюсь ответить.
  • 18. Какие чувства вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
  • а) привлекает;
  • б) вызывает любопытство;
  • в) вызывает смех;
  • г) отталкивает;
  • д) вызывает равнодушие;
  • е) другое (напишите, что именно).
  • 19. Стали бы Вы общаться с девушкой-феминисткой?
  • а) да, так как я тоже придерживаюсь идей феминизма;
  • б) да, так как для меня идейные разногласия не столь важны;
  • в) да, но с большой осторожностью;
  • г) нет, ни в коем случае;
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 20. Есть ли среди Ваших знакомых люди, склонные к феминизму?
  • а) да, я общаюсь с таким человеком (людьми);
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.

Пример анкеты № 3 на тему «Проблема безработицы молодых специалистов»

Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.

  • 1. Как Вы думаете, безработица – это:
    • а) в целом позитивное явление в экономике страны (стимул для повышения квалификации и активности населения);
    • б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, без которых она не сможет работать);
    • в) негативное явление (причина социальных конфликтов и роста преступности).
  • 2. Как Вы считаете, каков уровень безработицы сегодня в Москве?
  • а) высокий;
  • б) нормальный (естественный);
  • в) низкий.
  • 3. Каковы, по Вашему мнению, основные причины безработицы в Москве?
  • а) сокращение промышленного производства;
  • б) приток мигрантов из ближнего зарубежья;
  • в) появление совершенно новых отраслей экономики, для которых трудно подобрать кадры;
  • г) другое (напишите)____________________________.
  • 4. Какие категории людей, но Вашему мнению, сегодня больше других подвержены безработице?
  • а) молодые люди;
  • б) люди среднего возраста (от 30 до 40 лет);
  • в) люди старшего возраста (от 40 до 55 лет);
  • г) пенсионеры;
  • д) другое (укажите)______________________________.
  • 5. Ваши планы по окончании вуза?
  • а) пойду работать;
  • б) продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура);
  • в) собираюсь получить новое образование в другом вузе;
  • г) пойду служить в армию;
  • д) свой вариант__________________________________.
  • 6. При трудоустройстве вы рассчитываете на:
    • а) содействие родственников и друзей;
    • б) помощь учебного заведения;
    • в) службу занятости;
    • г) агентства по трудоустройству;
    • д) собственные способности;
    • е) благоприятное стечение обстоятельств;
    • ж) другое (укажите)______________________________.
  • 7. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста?
  • а) отсутствие практического опыта;
  • б) не импонирующие работодателю личные качества кандидата;
  • в) неблагоприятное семейное положение;
  • г) недостаток образования;
  • д) отсутствие вакантных мест;
  • е) предубеждение администрации против «зеленых» сотрудников;
  • ж) иные причины__________________________________.
  • 8. Желали бы Вы пройти «последипломную» стажировку на предприятии с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 9. Пытались ли Вы когда-нибудь трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 10. Есть ли у Вас острая необходимость в получении работы?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 11. Что для Вас первостепенно при выборе места работы?
  • а) уровень предлагаемого заработка;
  • б) престижность фирмы;
  • в) социально-психологический климат в организации;
  • г) сфера деятельности;
  • д) возможность самовыражения;
  • е) возможность профессионального роста;
  • ж) получение практического опыта;
  • з) гибкий график работы;
  • и) другое___________________________________.
  • 12. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как альтернативу для себя в случае невозможности трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 13. Если бы Вы организовывали собственный бизнес, чем бы вы занимались?
  • 14. Чем лично Вас не устраивает безработица?
  • а) понижение социального статуса;
  • б) отсутствие денег;
  • в) узкий круг общения;
  • г) невозможность реализовать себя;
  • д) материальная зависимость от родителей;
  • е) ничем;
  • ж) другое____________________________________.
  • 15. Какие причины, по-Вашему, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
  • а) излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы;
  • б) отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов;
  • в) недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи Москвы;
  • г) нежелание самих молодых людей трудиться;
  • д) другое______________________________________.
  • 16. На Ваш взгляд, в Москве легче найти работу, чем в других городах?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 17. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием нс работает, обусловлена:
    • а) невозможностью трудоустроиться;
    • б) нежеланием трудиться;
    • в) не удовлетворяющими условиями труда.
  • 18. Как Вы считаете, можно ли бороться с проблемой безработицы?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 19. Как Вы считаете, какие существуют пути борьбы с безработицей?
  • а) создание новых рабочих мест;
  • б) создание бирж труда и иных видов служб занятости;
  • в) повышение квалификации работников;
  • г) поддержка развития малого и среднего бизнеса;
  • д) перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими;
  • г) другое___________________________________.
  • 20. Считаете ли Вы, что предприятия должны заранее готовить для себя специалистов, заключая договора с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 21. Какую помощь Вы хотели бы получить от специалиста- профконсультанта службы занятости?
  • а) узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда;
  • б) пройти тестирование с целью профессионального самоопределения;
  • в) выбрать учебное заведение для последующего поступления;
  • г) найти работу;
  • д) никакую;
  • е) другую помощь__________________________________.
  • 22. Как Вы думаете, кто виноват в сегодняшней ситуации с безработицей молодых специалистов?
  • а) государство;
  • б) биржи труда;
  • в) молодежь;
  • г) работодатели;
  • д) предприятия;
  • е) учебные заведения;
  • ж) другое (напишите)_________________________________.
  • 23. Есть ли сегодня в Вашей семье безработные?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 24. Как Вы считаете, в какой форме государство могло бы поддерживать ищущих работу молодых специалистов? (Отметьте несколько пунктов);
  • а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
  • б) распределение выпускников вузов на работу по их специальности;
  • в) финансовая поддержка при открытии собственного дела;
  • г) создание рабочих мест;
  • д) развитие молодежных бирж труда;
  • е) создание центров социально-психологической адаптации выпускников;
  • ж) другое (напишите)_________________________________.
  • 25. Как Вы относитесь к случаям отказа при приеме на работу женщин?
  • а) на мой взгляд, это надуманная проблема;
  • б) с пониманием – есть профессии, предназначенные только для мужчин;
  • в) отрицательно – половая дискриминация недопустима. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
  • 26. Ваш возраст?
  • а) менее 20 лет;
  • б) от 20 до 25 лет;
  • в) от 25 до 30 лет.
  • 27. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 28. Какое у Вас образование?
  • а) среднее общее;
  • б) начальное профессиональное;
  • в) среднее профессиональное;
  • г) высшее;
  • д) неоконченное высшее.
Читайте также:  Какие анализы сдавать при выскабливании

Спасибо! Успехов в трудоустройстве!

Пример анкеты № 4 на тему «Причины возникновения конфликтов в молодой семье»

  • 1. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 2. Ваш возраст?
  • а) до 21 года;
  • б) 21–25 лет;
  • в) 26–30 лег;
  • г) 31–35 лет.
  • 3. Ваше образование?
  • а) среднее;
  • б) среднее специальное;
  • в) неоконченное высшее;
  • г) высшее.
  • 4. Ваш брак официально зарегистрирован?
  • а) да, наш брак зарегистрирован в ЗАГСе;
  • б) нет, мы живем «гражданским браком»;
  • в) я не состою в брачных отношениях.
  • 5. Укажите продолжительность Вашего брака:
    • а) до 1 года;
    • б) 1–3 года;
    • в) 4–6 лет;
    • г) 7–9 лет;
    • д) более 9 лет;
    • е) я не состою в браке.
  • 6. Есть ли у Вас дети?
  • а) да, один ребенок;
  • б) да, двое детей;
  • в) трое и более детей;
  • г) детей нет, но мы планируем завести ребенка;
  • д) детей нет, и пока мы не планируем их рожать.
  • 7. Вас устраивает доход Вашей семьи?
  • а) да, полностью;
  • б) скорее да;
  • в) не совсем;
  • г) нет, полностью не устраивает.
  • 8. Укажите Ваши жилищные условия:
    • а) имеем собственное жилье;
    • б) живем с родителями (другими родственниками);
    • в) снимаем жилье;
    • г) взяли жилье в ипотечный кредит;
    • д) живем в общежитии.
  • 9. Насколько Вас устраивают Ваши жилищные условия?
  • а) полностью устраивают;
  • б) устраивают, но не совсем;
  • в) совершенно не устраивают.
  • 10. Как Вы оцениваете психологическую обстановку в Вашей семье?
  • а) благоприятная;
  • б) удовлетворительная;
  • в) дискомфортная;
  • г) конфликтная.
  • 11. У Вас происходят серьезные конфликты в семье?
  • а) да, часто;
  • б) да, время от времени;
  • в) нет.
  • 12. Каковы основные причины конфликтов в Вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов ответа:
    • а) жилищный вопрос, бытовая неустроенность;
    • б) нехватка финансовых средств, невысокий уровень дохода;
    • в) проблемы с трудоустройством;
    • г) проблемы с устройством детей в (до-)школьное учреждение;
    • д) проблемы во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов;
    • е) вредные привычки (алкоголизм, курение, игромания);
    • ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы общения;
    • з) супружеская неверность, ревность;
    • и) отсутствие общих интересов, разница в образовании;
    • к) грубость, насилие со стороны супруга(-и);
    • л) отсутствие общих взглядов, убеждений (политических, религиозных);
    • м) желание супруга(-и) делать карьеру;
    • н) проблемы с рождением, воспитанием ребенка;
    • о) выплата долга (кредита);
    • п) в нашей семье нет конфликтов;
    • р) другое (напишите, что именно)__________________________.
  • 13. Каковы, но Вашему мнению, основные проблемы молодых семей в нашей стране? Можно выбрать несколько вариантов ответа:
    • а) жилищные проблемы;
    • б) низкие зарплаты;
    • в) безработица;
    • г) необходимость сочетать работу с учебой;
    • д) отсутствие поддержки со стороны государства;
    • е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
    • ж) конфликты между родителями и детьми;
    • з) неподготовленность молодежи к принятию ответственных решений;
    • и) другое (напишите, что именно)____________________________.
  • 14. Что чаще приводит к созданию конфликтных ситуаций в семье?
  • а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, нехватка денег);
  • б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, разница в характерах);
  • в) ценностные расхождения (разные убеждения и интересы);
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 15. Влияет ли на конфликты в Вашей семье социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране?
  • а) да, и очень сильно;
  • б) да, но незначительно;
  • в) нет, нс влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько серьезно разная этническая (или религиозная) принадлежность супругов может повлиять на семейные конфликты?
  • а) очень сильно влияет;
  • б) влияет, но только если между супругами нет любви;
  • в) практически не влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Есть ли прямая взаимосвязь между семейными конфликтами и уровнем образования супругов?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но она редко проявляется;
  • в) нет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 18. Как Вы считаете, кто должен решать проблемы молодых семей?
  • а) сами супруги самостоятельно;
  • б) супруги при помощи родных и близких;
  • в) государство;
  • г) другое (напишите, что именно)___________________________
  • 19. Как Вы относитесь к государственной политике поддержки молодой семьи?
  • а) считаю ее эффективной;
  • б) считаю ее неэффективной;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 20. Участвуете ли Вы в каких-либо государственных программах поддержки молодых семей?
  • а) нет;
  • б) нет, но хотели бы;
  • в) да, участвуем (укажите, в каких именно)______________________

источник

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовский государственный медицинский университет имени »

Министерство здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. Минздрава России)

о результатах анкетирования

студентов «Трудности в обучении»

Центром менеджмента качества образования (ЦМКО) Управления обеспечения качества образовательной деятельности (УОКОД)

В соответствии с распоряжением ректора ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. » Минздрава России от 01.01.2001 года № 000-0 Центром менеджмента качества образования с 28 сентября по 9 октября 2015 был проведен социологический опрос.

Цель исследования: удовлетворенность студентов качеством образовательных услуг, выявление причин, способствующих возникновению трудностей в период сессии у студентов 2 — 6 курсов Саратовского государственного медицинского университета.

1. Оценка удовлетворенности работой куратора группы.

2. Определение трудностей во время учебного процесса.

3. Определение трудностей при сдаче сессии.

4. Оценка объективности балльно – рейтинговой оценки студентов.

5. Оценка работы образовательного портала СГМУ.

Объект исследования: студенты 2 — 6 курсов СГМУ.

Метод исследования: анкетирование.

Комментарии: студентам респондентам предлагалось ответить на вопросы. Некоторые вопросы носят многоальтернативный характер, респондент мог выбрать несколько вариантов ответа, в связи, с чем при подсчете всех данных общий результат мог превышать 100 %, либо быть меньше, если респонденты затруднялись ответить или отказывались от ответа. Такие данные при анализе в некоторых случаях не учитывались. При обработке результатов рассчитывался средний балл.

В данном исследовании участвовало 528 студентов:

медико — профилактическое дело

Средний возраст опрошенных студентов – 20,4 года.

Представителей женского пола – 414 респондентов,

представителей мужского пола – 114 респондентов.

На бюджетной форме обучаются – 348 студентов, получают стипендию – 210 студентов.

На коммерческой форме обучения – 178 студентов.

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы:

Насколько важен процесс обучения в вузе.

Полностью поглощен учебой

Насколько важен для Вас процесс обучения в вузе?

Для 72,8% опрошенных студентов процесс обучения в ВУЗе является немаловажным — эти студенты полностью поглощены учебой. Учатся, как придется – 25,6% опрошенных студентов, не интересуются учебой — 1,9% респондентов.

Знаете ли Вы куратора своей группы.

Да, видел(а) его несколько раз

У нашей группы нет куратора

Знаете ли Вы куратора своей группы?

К сожалению 58,6% опрошенных студентов считают, что у их группы нет куратора, 28,5% опрошенных респондентов знают своего куратора.

Студенты всех специальностей оценили работу куратора — 2,9 балла.

Какие трудности, возникали у студентов во время учебного процесса (разрешалось выбрать несколько вариантов ответа):

не хватает учебной литературы в библиотеке вуза

субъективная оценка знаний преподавателем

недостаточная техническая оснащенность факультета

Преподаватели недостаточно компетентны в преподаваемых предметах

Основными трудностями, которые возникали у студентов во время учебного процесса это недостаточное количество учебной литературы в библиотеке университета и субъективная оценка знаний преподавателем.

С какими трудностями столкнулись студенты при сдаче сессии.

много теоретического материала

предвзятое отношение преподавателей

Недостаточный уровень полученных знаний

При сдаче сессии только у 20% опрошенных студентов не возникло никаких трудностей, остальные студенты считают, что основными трудностями является:

большое количество теоретического материала – 54,6%,

предвзятое отношение преподавателей – 20,4%,

недостаточный уровень полученных знаний — 17,1%,

Качество подготовки специалистов на факультете студенты оценили на 8 баллов.

Приходилось ли при трудностях в сдаче сессии обращаться в деканат.

Приходилось ли Вам при трудностях в сдаче сессии обращаться за помощью в деканат?

Сталкиваясь с трудностями при сдаче сессии, 72,8% студентов не обращались в деканат, а 20,8% студентов обратились.

Ознакомлены ли студенты с системой балльно-рейтинговой оценки студентов.

Ознакомлены ли Вы с системой балльно — рейтинговой оценки студентов?

С балльно — рейтинговой системой оценки ознакомлены 92,4% опрошенных студентов.

Студенты невысоко оценивают объективность балльно — рейтинговой оценки — 5,9 балла.

Как часто студенты посещают образовательный портал для подготовки к занятиям.

Как часто Вы посещаете образовательный портал для подготовки к занятиям?

Что касается посещения образовательного портала для подготовки к занятиям, то здесь процент активных пользователей высок:

часто пользуются – 34,2% очень часто – 29,9% скорее часто, чем редко – 24,1%

Образовательный портал пользуется большой популярностью среди студентов, т. к. данный ресурс располагает большим объемом литературы и иных источников по разным дисциплинам.

Студенты оценили работу образовательного портала для подготовки к занятиям на 7,8 балла.

Респонденты считают, что студент хорошо подготовлен к экзамену, то это не значит, что он успешно сдаст экзамен, 53,4% опрошенных студентов считают, что все зависит от настроения преподавателей, хотя 47,6% опрошенных студентов считают, что оценка за экзамен полностью зависит от знаний студентов.

Какую форму экзамена студенты предпочитают:

Письменную с последующей устной защитой

Какую форму экзамена Вы предпочитаете?

При сдаче экзамена 51,1% студентов предпочитают письменную форму, с последующей устной защитой, устную — 30,1%, письменную — 17,9%.

Изучение мнения студентов о качестве образовательной деятельности в СГМУ является неотъемлемой частью организации образовательного процесса. В данном исследовании изучались проблемы, которые возникали у студентов 2 — 6 курсов при сдаче сессии.

Для 72,8% опрошенных студентов процесс обучения в ВУЗе является немаловажным — эти студенты полностью поглощены учебой. Учатся, как придется – 25,6% опрошенных студентов, не интересуются учебой — 1,9% студентов.

Студентам было предложено оценить работу куратора студенческой группы. Как известно,

основная цель работы куратора заключается в формировании у студентов социально-активной гражданской позиции, ответственного отношения к учёбе, развитию общей культуры. Куратор защищает интересы студента перед преподавателем, планирует учебно-методическую и воспитательную работу. Но, к сожалению 58,6% опрошенных студентов считают, что у их группы нет куратора. Студенты всех специальностей поставили самый низкий отрицательный балл работе куратора — 2,9.

Основными трудностями, которые возникали у студентов во время учебного процесса это недостаточное количество учебной литературы в библиотеке университета и субъективная оценка знаний преподавателем.

Студенты предлагают: обновить библиотеку, создать единую теоретическую базу, создать единые методические пособия, чтобы знания преподавателей не расходились с учебником.

При сдаче сессии только у 20% опрошенных студентов не возникло никаких трудностей, остальные студенты считают, что основными трудностями является: большое количество теоретического материала – 54,6%, предвзятое отношение преподавателей – 20,4%, недостаточный уровень полученных знаний — 17,1%.

Студенты жалуются, что очень часто зачет превращается в тест, так же студенты отметили, что дается мало времени для подготовки к экзаменам.

Несмотря на то, что студенты столкнулись с большим количеством трудностей во время сдачи сессии, они высоко оценивают качество подготовки специалистов на факультете, на котором они обучаются (7,8 баллов).

Сталкиваясь с трудностями при сдаче сессии, 72,8% студентов не обращались в деканат, а 20,8% студентов обратились.

С балльно — рейтинговой оценкой студентов ознакомлены 92,4% опрошенных студентов, они невысоко оценивают объективность балльно — рейтинговой оценки. В своих пожеланиях студенты просят отменить балльно – рейтинговую оценку, объясняя это тем, что хотят учиться не ради баллов, а ради знаний.

Что касается посещения образовательного портала для подготовки к занятиям, то здесь процент активных пользователей высок: часто пользуются – 34,2%, очень часто – 29,9%, скорее часто, чем редко – 24,1%. Образовательный портал пользуется большой популярностью среди студентов, т. к. данный ресурс располагает большим объемом литературы и иных источников по разным дисциплинам.

Если студент хорошо подготовлен к экзамену, то это не значит, что он успешно сдаст экзамен, 53,4% опрошенных студентов считают, что все зависит от настроения преподавателей, хотя 47,6% опрошенных студентов считают, что оценка за экзамен полностью зависит от знаний студентов.

При сдаче экзамена 51,1% студентов предпочитают письменную форму, с последующей устной защитой, устную – 30,1%, письменную – 17,9%.

Студенты внесли предложения по улучшению образовательного процесса: больше практических занятий, издавать методические пособия, по которым можно готовиться к экзаменам, уменьшить количество тестового контроля, сделать зачетную неделю, дополнить библиотеку учебными материалами, объективно оценивать знания студентов, давать больше времени для подготовки к экзамену.

источник