Меню Рубрики

Как провести факторный анализ маржинального дохода

Понятие и значение маржинального анализа

Тема 11 Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа

1. Понятие и значение маржинального анализа.

2. Методика маржинального анализа прибыли.

3. Методика маржинального анализа показателей рентабельности.

4. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности

5. Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизне­се играет маржинальный анализ, который называют еще анализом без­убыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изу­чении соотношения между тремя группами важнейших экономичес­ких показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукций и прибылью, — и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Эта методика основана на делении производственных и сбыто­вых затрат в зависимости от изменения объема деятельности пред­приятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непро­порциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) — это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоян­ные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероят­ность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от произ­водственной деятельности.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко приме­няется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

• более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процес­сом формирования и прогнозирования ее величины;

• определить критический уровень объема продаж (порога рента­бельности), постоянных затрат, цены при заданной величине со­ответствующих факторов;

• установить зону безопасности (зону безубыточности) предприя­тия;

• исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

• обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих ре­шений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов обору­дования, технологии производства, приобретения комплектую­щих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

В последнее время все больший интерес проявляется к методике анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Такая методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. В отличие от методики анализа прибыли, которая применяется на отечественных предприятиях, она позволяет более полно учесть взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов и на основании этого эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.

При факторном анализе прибыли, применяемом в нашей стране, обычно используют следующую модель:

К – количество (масса) реализованной продукции;

С – себестоимость единицы продукции.

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему продаж.

Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и др.) остается, как правило, без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли, и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (Н):

Сумму маржинального дохода можно в свою очередь представить в виде произведения количества проданной продукции (К) и ставки маржинального дохода на единицу продукции (Дс):

где V – переменные затраты на единицу продукции.

Данная формула используется для анализа прибыли от реализации одного вида продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в следующей таблице.

Таблица 1 — Исходные данные для факторного анализа прибыли по изделию А

Показатель Усл. обозн. По плану Фактически
Объем реализации продукции, шт К
Цена единицы продукции, тыс. р. Ц
Себестоимость изделия, тыс.р. С
В том числе — удельные переменные расходы, тыс. р. V
Сумма постоянных расходов, тыс. р. Н
Прибыль, тыс. р. П

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли произведем способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановый уровень факторных показателей на фактический:

Пусл1 = Кф * (Цпл – Vпл) – Нпл = 1100 * (50 – 10) – 8000 = 36000 тыс. р.

Общее изменение прибыли составляет:

∆Побщ = 34000 – 32000 = +2000 тыс. р.

в том числе за счет изменения:

а) количества реализованной продукции

∆Пк = 36000 – 32000 = +4000 тыс. р.

∆Пц = 41500 – 36000 = 5500 тыс. р.

в) удельных переменных затрат

∆Пv = 36000 – 41500 = -5500 тыс. р.

г) суммы постоянных затрат

∆Пн = 34000 – 36000 = -2000 тыс. р.

Сравнив полученные результаты с результатами по формуле 1 нетрудно заметить, что они существенно различаются. Следовательно, рассмотренная методика позволяет более правильно определить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

Используя данные табл. 2, рассчитаем влияние факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:

= 1090 * (39 – 12,5) + 3000 * (30 – 10,2) + 3990 * (45 — 27) + 308 * (175 – 106,4) + 850 * (40 – 26,3) – 88300 = 192000 – 88300 = 103700 тыс. р.;

= 192000 * 1,1 – 88300 = 122900 тыс. р.;

= 1430 * (39 – 12,5) + 3654 * (30 – 10,2) + 4050 * (45 — 27) + 346,5 * (175 – 106,4) + 998 * (40 – 26,3) – 88300 = 219520 – 88300 = 131220 тыс. р.;

= 1430 * (42 – 12,5) + 3654 * (35 – 10,2) + 4050 * (50 — 27) + 346,5 * (200 – 106,4) + 998 * (40,5 – 26,3) – 88300 = 271520 – 88300 = 183220 тыс. р.;

= 1430 * (42 – 14,0) + 3654 * (35 – 12,0) + 4050 * (50 – 29,2) + 346,5 * (200 – 135,0) + 998 * (40,5 – 24,0) – 88300 = 247250 – 88300 = 158950 тыс. р.;

= 1430 * (42 – 14,0) + 3654 * (35 – 12,0) + 4050 * (50 – 29,2) + 346,5 * (200 – 135,0) + 998 * (40,5 – 24,0) – 104400 = 247250 – 104400 = 142850 тыс. р.

Таблица 2 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Вид продукции Объем продаж, т Цена 1 т продукции, тыс. р. Переменные затраты на 1 т продукции, тыс. р. Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс. р.
план факт пл ф план факт план факт
А 12,5 14,0
В 10,5 12,0
С 27,0 29,2
Д 346,5 106,4 135,0
Е 40,5 26,3 24,0
Итого

Общее изменение прибыли составляет 39150 тыс. р.,

∆Пк = Пусл1 — Ппл = 122900 – 103700 = +19200 тыс. р.;

∆Пстр = Пусл2 — Пусл1 = 131220 – 122900 = +8320 тыс. р.;

∆Пц = Пусл3 — Пусл2 = 183220 — 131220 = +52000 тыс. р.;

∆Пv = Пусл4 — Пусл3 = 158950 — 183220 = -24270 тыс. р.;

∆Пн = Пф — Пусл4= 142850 — 158950 = -16100 тыс. р.

Сравнение полученных результатов с данными расчетов по традиционной методике показывает, что они существенно различаются. Методика, основанная на делении затрат на постоянные и переменные, позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование ее в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

Дата добавления: 2014-11-16 ; Просмотров: 2053 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Главное предназначение прибыли любой коммерческой организации – отражение эффективности ее производственно-сбытовой деятельности. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат организации, связанных с производством и реализацией продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Рост прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат организации на производство и реализацию товаров (работ, услуг).

Единая модель формирования прибыли для всех предприятий, независимо от форм собственности представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Модель формирования прибыли предприятия

Маржинальная прибыль представляет собой разницу между показателями выручки и переменными затратами предприятия [3], иными словами это предельная прибыль, которую может получить предприятие от производства и продажи каждого вида продукта (работы, услуги).

Показатель маржинальной прибыли лежит в основе принятия управленческих решений, связанных с изменением ассортимента выпускаемой продукции, пересмотром цен, установлением размера премий, стимулирующих реализацию продукции, проведением рекламной кампании, и других маркетинговых операций.

При многономенклатурном производстве анализ ассортимента по значению маржинальной прибыли дает возможность определить наиболее выгодные с точки зрения потенциальной прибыльности виды товаров, а также выявить продукты, которую предприятию убыточно (или не выгодно) выпускать.

Маржинальная прибыль организации (МП) определяется по следующей формуле:

Где, В — выручка; Vпер — переменные затраты.

Формула маржинальной прибыли каждого вида реализованной (произведенной) продукции имеет вид:

Где, МПpi — маржинальная прибыль от i единицы товара; С — цена i единицы товара; Vперi — переменные затраты i единицы товара.

Маржинальная прибыль на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли.

С помощью показателя маржинальная прибыль можно правильнее ранжировать отдельные вид продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений [1].

Сравнение маржинальной прибыли предприятия с суммой постоянных расходов отражает финансовый результат от хозяйственной деятельности организации [2].

Где, П — прибыль от продаж; А — постоянные издержки.

Если МП А – предприятие рентабельно.

Анализ маржинальной прибыли предприятия требует соблюдения ряда условий:

  1. Необходимо разделить издержки на два вида: переменные и постоянные.
  2. Постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного объема реализации (производства) продукции (выполнения работ, оказания услуг, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию.
  3. Соблюдается тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.
  4. Эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода [4].

На первом этапе проведения анализа маржинальной прибыли составим таблицу основных показателей анализа (табл. 1).

Таблица 1. Исходные данные анализа

Показатели Аналогичный период прошлого года (базовый период) Отчетный период Абсолютное отклонение Темпы роста, %
Выручка, тыс. руб.
Переменные издержки, тыс. руб.
Переменные издержки на 1 руб. выручки
Маржинальный доход, тыс. руб.
Маржинальный доход на 1 руб. выручки.
Постоянные издержки, тыс. руб.
Прибыль от продаж, тыс. руб.

Определим значение коэффициента маржинального дохода:

С помощью данного показателя можно узнать, какая доля выручки от реализации идет на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Увеличение этого показателя в условиях нестабильной ситуации на рынке может привести к увеличению риска неполучения дохода.

На следующем этапе проведем факторный анализ маржинальной прибыли. Для проведения факторного анализа построим следующую таблицу 2.

Таблица 2. Факторный анализ маржинальной прибыли

Показатели Аналогичный период прошлого года (базовый период) Отчетный период Абсолютное отклонение Темпы роста, %
Объем реализации, ед.
Цена реализации, руб.
Себестоимость 1 ед., руб.
Переменные затраты на ед. продукции, руб.
Сумма постоянных затрат, руб.
Прибыль (убыток), руб.
Изменение прибыли (убытка), всего, руб., в том числе за счет: х х х
— объема продаж х
— цены реализации х
— удельных переменных затрат х

Подробнее о методике факторного анализа маржинальной прибыли изложено в этой статье.

При маржинальном анализе прибыль более существенно, чем при факторном анализе, зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Таким образом, преимуществом методики маржинального анализа, является возможность исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте предприятий позволяет более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов

  1. Кравченко Л.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности в торговле. — Минск: Новое знание, 2007.
  2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: вопрос — ответ. — М.: ИНФРА-М, 2008.
  3. Шим Дж.К., Сигел Дж. Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат / Перевод с англ. М: Филинъ, 1996.
  4. Маржинальный анализ в управлении затратами и себестоимостью продукции

источник

Данная методика анализа финансового результата предприятия широко применяется за рубежом. Она позволяет установить взаимосвязь объема продаж, себе­стоимости и прибыли. Рассмотрим следующие вопросы: сущность ме­тодики анализа прибыли по системе директ-костинг; понятие маржи­нального дохода; алгоритмы расче­та влияния факторов на изменение суммы прибыли на основе маржина­льного анализа; сравнительный ана­лиз полученных результатов.

В последнее время большой интерес вызы­вает методика анализа прибыли, которая ба­зируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоян­ные и категории маржинального дохода. Эта методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факто­ров и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. В отличие от методики анализа прибыли, которая применя­ется на отечественных предприятиях, система директ-костинг позволяет более полно учи­тывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние факторов. Дока­жем это с помощью сравнительного анализа.

При анализе прибыли, применяемой в на­шей стране, обычно используют модель

(1)

где П — сумма прибыли, тыс. руб.;

К- количество (масса) реализованной продукции, ед.;

Ц — цена реализации, тыс. руб.;

С — себе­стоимость единицы продукции, тыс. руб.

В данном случае исходят из предположения, что все эти факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Прибыль из­меняется прямо пропорционально объему реализации, если ре­ализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему продаж. Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении объе­ма производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабо­чих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещении, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование админи­стративно-хозяйственного аппарата и др.) остается, как правило, без изменений. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее ве­личины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) — это прибыль в сумме с постоян­ными затратами предприятия (Н).

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

(2)

С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных за­трат.

Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржиналь­ного дохода используются выручка (ВР) и удельный вес маржиналь­ного дохода.

(3)

Формула успешно применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации предприятием нескольких видов продукции.

При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения при­были; если известны количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции:

(4)

где V — переменные затраты на единицу продукции, тыс руб..

Формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня пе­ременных и постоянных затрат. Для анализа возьмем исходные данные, приведенные в таблице 12 и используем метод детерминированного факторного анализа способ цепных подстановок.

Таблица 3. — Исходные данные для факторного анализа прибыли

ОАО «Нефтегазовая компания»

Наименование показателя годы
1 Выручка от реализации продукции, тыс. руб.;
2. Объём реализации продукции, тыс. тонн
3. Цена реализации, тыс. руб.
4. Себестоимость, тыс. руб./тонну 2245,81 2081,68 2026,78
5. Переменные затраты тыс. руб. на тонну. 1392,4 1290,64 1256,6
6. Сумма постоянных затрат, всего, тыс. руб. 8517031,8 8333347,6
7. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

На первом этапе определим влияние факторов на прибыль в 2003 году по сравнению с 2002 годом. Для этого определим прибыль условную (Пусл):

Пусл1 = К2003 (Ц2002 –V2002) – Н2002 (5)

Пусл2 = К2003 (Ц2003 –V2002) – Н2002 (6)

Пусл3 = К2003 (Ц2003 –V2003) – Н2002 (7)

Общее изменение прибыли составляет

П общ = П 2003 – П2002 (8)

в том числе за счет изменения:

— количества реализованной продукции:

— удельных переменных затрат:

Результаты расчёта представим в виде таблицы 4.

Таблица 4.- Факторный анализ прибыли ОАО «Нефтегазовая компания»

Период исследования Пусл1 Пусл2 Пусл3 П к П ц П v П н Побщ
1 2002 — 2003 г. +355 +978 +1048 +373 +2754
2 2003 – 2004 г. +682 +21,6 +368 -186 +885,6

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

— более значительный рост прибыли произошёл в период 2003 года и составил 2754 млн. руб., на что положительно сказалось изменение всех четырёх факторов цены, затрат, объёмов производства; существенным фактором повышения прибыли сто сокращение переменных затрат в 2003 году по сравнению с 2002 (+1048 млн. руб.);

— в 2004 году прибыль также выросла к предыдущему году, но существенно меньше чем за 2003 год, кроме того, предприятие понесло убытки за счёт увеличения постоянных затрат (186 млн. руб.

источник

Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей – издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью – и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от эластичности к деловой активности предприятия на переменные и постоянные расходы.

Основными показателями анализа соотношения «затраты – объем — прибыль» выступают валовая прибыль, порог рентабельности (точка безубыточности), операционный леверидж (рычаг) и маржинальный запас прочности, то есть валовой прибыли.

Валовая прибыль (маржинальный доход) – это разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. Желательно, чтобы валовой прибыли хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли. Таким образом валовая прибыль (маржинальный доход) включает постоянные затраты организации и прибыль.

Методология анализа точки безубыточности позволяет разработать и применить в организации концепцию операционного рычага (синонимами данного понятия в технике и теории финансового анализа являются термины производственного, экономического рычага или левериджа). Понятие рычага возникает тогда, когда в затратах организации имеются стабильные элементы, не находящиеся в прямой зависимости (в определенных пределах) от объемов выполняемых работ. Такие затраты, которые связаны с обслуживанием производства, а также другие статьи накладных расходов обладают незначительной чувствительностью к изменению объема производства, влекущим, в первую очередь, соответствующие изменения переменных (прямых) затрат.

Сила воздействия операционного рычага (левериджа) – это механизм управления прибылью организации. Он основан на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли организации в зависимости от объема выручки от реализации (объема продаж). Также следует подчеркнуть, что чем выше доля постоянных затрат в маржинальном доходе, тем выше сила операционного рычага. Но чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки.

Для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение маржинального дохода (суммы покрытия) к прибыли:

Сила воздействия Маржинальный доход Зпост + П

где Зпост – постоянные затраты, тыс. руб.;

При управлении прибылью необходимо контролировать, чтобы не дойти до критической точки, т.е. не переступить порог рентабельности (точку безубыточности). Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой организация уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Маржинального дохода хватает только на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю. Порог рентабельности (точка безубыточности) определяется как отношение постоянных затрат к маржинальному доходу в относительном выражении к выручке, т.е. к норме маржинального дохода:

. (….)

Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности организации:

финансовой = Выручка от реализации – Порог рентабельности (.…)

. (…..)

Так же следует рассчитать запас финансовой прочности в процентах к выручки от реализации. Он определяется как:

(….)

Если получен положительный результат и чем он выше, тем лучше для организации. При изменении рыночной ситуации (сокращения спроса; ухудшения конкурентоспособности), если выручка сократится менее, чем запас финансовой прочности, то предприятие будет получать прибыль, а если более – окажется в убытке.

Расчет маржинального дохода, операционного рычага, порога рентабельности и запаса финансовой прочности организации представлен в таблице…

Таблица— Операционный анализ по ОАО «Слуцкий мясокомбинат»

№ п/п Показатель 2014 г. 2013 г. 2012г.
Выручка от реализации, млн. руб. 1 085 762 1 249 660 1 010 228
Переменные затраты, млн. руб. 978 229 1 229 794 929 650
Маржинальный доход, млн. руб. 107 533 19 866 80 578
Маржинальный доход в долях единицы 0,099 0,016 0,079
Постоянные затраты, млн. руб. 44 133 41 104 39 637
Прибыль, млн. руб. 63 400 — 21 238 40 941
Сила воздействия операционного рычага, раз 1,696 — 0, 935 1,968
Порог рентабельности, млн. руб. 445 787,88 2 569 000 501 734,18
Запас финансовой прочности, млн. руб. 639 974,12 — 1 319 340 508 493, 82
Запас финансовой прочности, % 58,94 50, 33

Сила воздействия операционного рычага зависит во многом от суммы постоянных расходов и массы прибыли. Так как в 2013 году предприятие находилось в убытке, то коэффициент воздействия операционного рычага имеет отрицательное значение. В 2014 году сила воздействия операционного рычага приблизилась к значению 2012 года и составила 1,696. Это значит, что при росте выручки на 1%, прибыль возрастет на 1,696%.

Выручка от реализации в 2013 году опустилась ниже порога рентабельности, и предприятие не имело запаса финансовой прочности, образовался дефицит ликвидных средств. Но в 2014 году запас финансовой прочности на 8,61% превысил показатель 2012 года, что свидетельствует об улучшении финансовой ситуации на предприятии.

Одной из основных задач анализа финансовых результатов деятельности организации является выявление и измерение влияния внешних и внутренних факторов.

Особое внимание в процессе проведения факторного анализа должно быть уделено «качеству» чистой прибыли, которое в большей степени определяется ростом чистой прибыли за счет повышения отдачи ресурсного потенциала организации, т.е. за счет интенсификации использования основных факторов производства.

Оценка качества чистой прибыли может быть выполнена с учетом группировки факторов, влияющих на ее формирование по следующим направлениям:

— анализ учетной политики организации для целей бухгалтерского учета и оценка роли бухгалтерских методов формирования чистой прибыли;

— анализ и оценка роли производственных факторов формирования прибыли от продаж как основного элемента чистой прибыли;

— анализ состава и структуры прочих доходов, оценка характера их формирования;

— анализ учетной политики организации для целей налогового учета, и оценка влияния налоговых платежей на чистую прибыль.

Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются показатели, участвующие в ее формировании. Аддитивная факторная модель чистой прибыли имеет следующий вид:

ЧП = В – С – КР – УР + %П — %У + ДД + ПД – ПР – ТНП, (…)

В – выручка от продажи товаров, работ, услуг;

С – себестоимость проданных товаров, работ, услуг;

УР – управленческие расходы;

ДД – доходы от участия в других организациях;

ТНП – текущий налог на прибыль.

Прибыль от продаж является главным источником формирования чистой прибыли организации, поэтому при проведении факторного анализа необходимо акцентировать внимание на данном показателе.

Проведение факторного анализа прибыли от продаж позволяет: оценить резервы повышения эффективности производства, сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.

Одним из общепринятых подходов при проведении факторного анализа прибыли является систематизация и ранжирование факторов. Необходимость в систематизации факторов возникает в связи с многообразием воздействия внешних и внутренних факторов, а их ранжирование связано со степенью воздействия факторов.

К факторам первого порядка, оказывающих влияние на изменение прибыли от продаж являются выручка от продажи продукции и расходы по обычным видам деятельности, сгруппированные по функциям: себестоимость проданной продукции, коммерческие расходы и управленческие расходы.

Чтобы определить влияние на изменение суммы прибыли изменения выручки от продажи продукции (∆П(в)) необходимо отклонение выручки от продажи продукции отчетного периода от выручки от продажи продукции предшествующего периода (∆В) умножить на уровень рентабельности продаж предшествующего периода (Ур), и полученный результат разделить на 100:

Определим влияние изменения выручки от продажи продукции на изменение суммы прибыли на ОАО «Слуцкий мясокомбинат» по формуле (…)

В 2013 году за счет увеличения объема выручки от продаж сумма прибыли увеличилась на:

∆П(в) = ((1 249 660 – 1 010 228) * 3,79) / 100 = 9 074,473 (млн.руб.)

В 2014 году за счет уменьшения объема выручки от продажи продукции и отрицательного уровня рентабельности продаж сумма прибыли уменьшилась на:

∆П(в) = ((1 085 762 – 1 249 660) * (- 1,6)) / 100 = 2 622,368 (млн.руб.)

Чтобы определить влияние на изменение суммы прибыли изменения себестоимости проданной продукции (∆П(с)) необходимо отклонение уровня себестоимости отчетного периода от уровня себестоимости предшествующего периода (∆Ус) умножить на сумму выручки от продажи продукции отчетного периода (В1), и полученный результат разделить на 100:

Определим влияние изменения себестоимости проданной продукции на изменение суммы прибыли на ОАО «Слуцкий мясокомбинат» по формуле (…)

В 2013 году за счет увеличения себестоимости проданной продукции сумма прибыли уменьшилась на:

∆П(с) = ((1 229 794 – 929 650) * 1 249 660) / 100 =3 750 779 510,4 (млн.руб.)

В 2014 году за счет снижения себестоимости проданной продукции сумма прибыли увеличилась:

∆П(с) = ((978 229 – 1 229 794) * 1 085 762) / 100 = — 2 731 397 175,3 (млн.руб.)

Влияние изменения коммерческих (∆П(кр)) и управленческих расходов (∆П(у)) на изменение прибыли определяется аналогично предыдущему расчету:

В 2013 году за счет снижения коммерческих расходов сумма прибыли увеличилась на:

∆П(кр) = ((18 361 – 19 127) * 1 249 660) / 100 = — 9 572 395,6 (млн.руб.)

В 2014 году за счет снижения уровня коммерческих расходов сумма прибыли увеличилась на:

∆П(кр) = ((12 256 – 18 361) * 1 085 762) / 100 = — 66 285 770,1 (млн.руб.)

В 2013 году за счет увеличения управленческих расходов сумма прибыли снизилась на:

∆П(ур) = ((22 743 – 20 510) * 1 249 660) / 100 = 27 904 907(млн.руб.)

В 2014 году за счет увеличения управленческих расходов сумма прибыли снизилась на:

∆П(ур) = ((31 877 – 22 743) * 1 085 762) / 100 = 99 173 501,08 (млн.руб.)

К факторам второго порядка относятся те, которые оказывают влияние на прибыль от продаж опосредованно, влияя непосредственно на факторы первого порядка. К числу таких наиболее значимых факторов можно отнести: количество и структура реализованной продукции и уровень цен на нее.

Чтобы определить влияние изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи продукции (∆П(ц)) необходимо отклонение по выручке за счет изменения цены (∆В(ц)) умножить на уровень рентабельности продаж базисного периода, и полученный результат разделить на 100:

В 2013 году индекс цен на продовольственные товары по данным БелСтата составил 1,134. Таким образом за счет роста цен сумма прибыли увеличилась на:

∆П(ц) = ((1 249 660 — (1 249 660/ 1,134)) *3,79) / 100 = 5 596,58 (млн.руб.)

В 2014 году индекс цен на продовольственные товары по данным БелСтата составил 1,185. Таким образом за счет изменения цен сумма прибыли изменилась на:

∆П(ц) = ((1 085 762 — (1 085 762/ 1,185)) *(- 1,6)) / 100 = — 2 712,114 (млн.руб.)

Влияние на изменение суммы прибыли изменения количества проданной продукции (∆П(к)) определяется умножением отклонения по выручке от продажи продукции за счет изменения выручки от продажи под влиянием количества (∆В(к)) на уровень рентабельности продаж предшествующего периода и делением полученного результата на 100:

В 2013 году за счет увеличения количества реализуемой продукции сумма прибыли увеличилась на:

∆П(к) = ((1 249 660/ 1,134 – 1 010 228) *3,79) / 100 =3 477,89 (млн.руб.)

В 2014 году за счет уменьшения объема реализуемой продукции сумма прибыли уменьшилась на:

∆П(к) = ((1 085 762 / 1,185 – 1 249 660) * (-1,6)) / 100 = 5 334,48(млн.руб.)

Таким образом, расчетным путем определили влияние факторов на изменение прибыли от продаж, остальные факторы, формирующие чистую прибыль, оказывают прямое влияние на ее изменение.

Обобщим влияние всех факторов, разделив их на факторы прямого и обратного влияния на прибыль.

Таблица 4.2. Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль ОАО «Слуцкий мясокомбинат»

Показатели-факторы Сумма, млн. руб.
1. Выручка от продаж — 2622,368 + 9 074,473
2. Себестоимость товаров, работ, услуг +2 731 397 175,3 -3 750 779 510,4
3. Коммерческие расходы +66 285 770,1 + 9 572 395,6
4. Управленческие расходы — 99 173 501,08 -27 904 907
5. Изменение цен на продукцию +2 712,114 + 5 596,58
6. Количество проданной продукции — 5 334,48 + 3 477,89
7. Проценты к получению
8. Проценты к уплате
9. Доходы от участия в других организациях
10. Прочие доходы
11. Прочие расходы
Совокупное влияние факторов +2 698 504 199,586 -3 769 093 872,857

По совокупности факторы оказывают положительное влияние на прибыль в 2014 году. То есть в целом ее увеличивают.

Проанализируем коэффициент соотношения доходов и расходов. Он определяется по формуле

Деятельность предприятия считается эффективной, если данный коэффициент больше 1.

Дата добавления: 2017-03-12 ; просмотров: 846 | Нарушение авторских прав

источник

Факторный анализ прибыли позволяет оценить влияние каждого фактора в отдельности на финансовый результат в целом. Читайте, как его провести, а также скачайте методику проведения.

Суть факторного метода в том, чтобы определить влияние каждого фактора в отдельности на результат в целом. Это достаточно сложно сделать, так факторы влияют друг на друга, а если фактор не количественный (например, сервис), то его вес оценивают экспертным путем, что накладывает на весь анализ отпечаток субъективности. Кроме того, когда факторов влияющих на результат становится слишком много, то данные невозможно обрабатывать и рассчитывать без специальных программ математического моделирования.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Скачайте и возьмите в работу:

Одним из самых главных финансовых показателей предприятия является прибыль. В рамках факторного анализа лучше анализировать маржинальную прибыль, где постоянные расходы отсутствуют, либо прибыль от продаж.

Скачайте готовую модель в Excel. Она поможет узнать, как повлияли на выручку объем продаж, цена и структура продаж.

При факторном анализе экономисты обычно применяют метод цепных подстановок, однако математически данный метод является некорректным и выдает сильно перекошенные результаты, которые значительно различаются в зависимости от того, какие переменные подставляют вначале, а какие после (например, в таблице 1).

Таблица 1. Анализ выручки в зависимости от цены и количества проданной продукции

В первом варианте выручка за счет цены выросла на 500 рублей, а во втором на 600 рублей; выручка за счет количества в первом выросла на 300 рублей, а во втором всего на 200 рублей. Таким образом, результаты значительно разнятся в зависимости от порядка подстановки. Смотрите также, как найти выручку .

Можно более корректно распределять факторы, влияющие на конченый результат в зависимости от наценки (Нац) и количества продаж (Кол) (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Двухфакторная модель

Формула прироста прибыли за счет наценки: Пнац = ∆ Нац * (Кол(тек) + Кол(баз)) / 2

Формула прироста прибыли за счет количества: Пкол = ∆ Кол * (Нац(тек) + Нац(баз)) / 2

Рассмотрим в таблице 2 пример.

Таблица 2. Пример двухфакторного анализа выручки

Получились усредненные величины между вариантами цепных подстановок (см. таблицу 1).

Трехфакторная модель значительно сложнее двухфакторной (рисунок 2).

Рисунок 2. Трехфакторная модель

Формула, по которой определяют влияние каждого фактора в 3-х факторной модели (например, наценка, количество, номенклатура) на общий результат похожа на формулу в двухфакторной, но уже сложнее.

В таблице мы привели пример использования трехфакторной модели.

Таблица 3. Пример расчета выручки по трехфакторной модели

Если посмотреть на полученные результаты анализа выручки факторным методом, то наибольший прирост выручки произошел за счет повышения цен. Цены повысились на (15 / 10 — 1) * 100% = 50%, следующим по значимости оказалось увеличение номенклатуры с 3 до 4 ед.– темп прироста (4 / 3 — 1) * 100% = 33% и на последнем месте «количество», которое возросло всего на (120/100-1)*100% = 20%. Таким образом, факторы влияют на прибыль пропорционально темпу роста.

К сожалению, для функции вида Пр = Kолср * Ном * (Цен — Cеб), не существует простых формул расчета влияния каждого отдельного фактора на показатель.

Kолср – среднее количество на единицу номенклатуры;

Ном – количество номенклатурных позиций;

Есть метод расчета, основанный на теореме Лагранжа о конечных приращениях, с использованием дифференциального и интегрального исчислений, однако он настолько сложный и трудоемкий, что практически не применим в реальной жизни.

Поэтому для вычленения каждого отдельного фактора сначала вычисляются более общие факторы по обычной двухфакторной модели, а затем уже их составляющие тем же способом.

Общая формула прибыли: Пр = Кол * Нац (Нац – наценка на ед. продукции). Соответственно, мы определяем влияние двух факторов: количества и наценки. В свою очередь количество проданной продукции зависит от номенклатуры и количества продаж приходящихся в среднем на единицу номенклатуры.

Получаем Кол = Kолср * Ном. А наценка зависит от цены и себестоимости, т.е. Нац = Цен – Себ. В свою очередь влияние себестоимости на изменение прибыли зависит от количества проданной продукции и от изменения самой себестоимости.

Таким образом, нам надо по отдельности определить влияние 4-х факторов на изменение прибыли: Кол, Цена, Себ, Ном, используя 4 уравнения:

  1. Пр = Кол * Нац
  2. Кол = Kолср * Ном
  3. Затр = Кол * Себ.
  4. Выр = Кол * Цена

Рассмотрим это на примере. Исходные данные и расчеты в таблице

Таблица 4. Пример анализа прибыли по 4-х факторной модели

Прошлый год

Итоговые и средневзвешенные значения

Текущий год

Итоговые и средневзвешенные значения

Влияние фактора на изменение прибыли

Итоговые и средневзвешенные значения

Примечание: цифры в таблице Excel могут на несколько единиц не совпадать с данным в текстовом описании, т.к. в таблице они округлены до десятых.

1. Сначала по двухфакторной модели (описанной в самом начале) раскладываем изменение прибыли на количественный фактор и фактор наценки. Это факторы первого порядка.

Кол = ∆Q * (H1 + H) / 2 = (220 — 180) * (3,9 + 4,7) / 2 = 172

Нац = ∆H * (Q1 + Q) / 2 = (4,7 — 3,9) * (220 + 180) / 2 = 168

Проверка: ∆Пр = Кол+ Нац = 172+168 = 340

2. Вычисляем зависимость от параметра себестоимости. Для этого раскладываем затраты на количество и себестоимость по той же формуле, но со знаком минус, так как себестоимость снижает прибыль.

Себ∆ = — ∆С*(Q1+Q0) / 2 = -(7,2 — 6,4) * (180 + 220) / 2 = -147

3. Вычисляем зависимость от цены. Для этого раскладываем выручку на количество и цену по той же формуле.

Цена∆ = ∆P * (Q1 + Q0) / 2 = (11,9 — 10,3) * (220 + 180) / 2 = 315

Проверка: Нац∆ = Цена∆ — Себ∆ = 315 — 147 = 168

4. Вычисляем влияние номенклатуры на прибыль. Для этого раскладываем количество проданной продукции на число единиц в ассортименте и среднее количество, приходящееся на одну единицу номенклатуры. Так мы определим соотношение фактора количества и номенклатуры в натуральном выражении. После этого умножаем полученные данные на среднегодовую наценку и переводим в рубли.

Ном = ∆N * (Q(ср 0) + Q(ср 1)) / 2 * (H1 + H) / 2 = (3 — 2) (73 + 90) / 2 * (4,7 + 3,9) = 352

Приведенный четырехфакторный анализ показал, что прибыль увеличилась по сравнению с прошлым годом за счет:

  • повышения цен на 315 тыс. руб.;
  • изменения номенклатуры на 352 тыс. руб.
  • роста себестоимости на 147 тыс. руб.;
  • падения количества продаж на 180 тыс. руб.

Казалось бы, парадокс: общее количество единиц проданных в текущем году по сравнению с прошлым увеличилось на 40 единиц, но при этом фактор количества показывает отрицательный результат. Это потому что рост продаж произошел за счет увеличения номенклатурных единиц. Если в прошлом году их было всего 2, то в текущем добавилась еще одна. При этом по количеству товар «Б» продали в отчетном году на 20 ед. меньше, чем в предыдущем.

Это говорит о том, что товар «С» введенный в новом году частично заместил товар «Б», но привлек к себе новых покупателей, которых не было у товара «Б». Если в следующем году товар «Б» продолжит утрачивать свои позиции, то его можно выводить из ассортимента.

Что касается цен, то их повышение на (11,9/10,3 – 1)*100% = 15,5% не сильно затронуло продажи в целом. Если судить по товару «А», который не затронули структурные изменения ассортимента, то его продажи выросли на 20%, не смотря на рост цены на 33%. Это означает, что рост цен не является для фирмы критичным.

С себестоимостью все понятно: она выросла и прибыль уменьшилась.

Евгений Шагин, финансовый директор УК «РусЧерМет»

Чтобы провести факторный анализ, необходимо:

  • выбрать базу для анализа – выручка от продаж, прибыль;
  • отобрать факторы, влияние которых необходимо оценить. В зависимости от выбранной базы анализа ими могут быть: объем продаж, себестоимость, операционные расходы, внереализационные доходы, проценты за кредит, налоги;
  • оценить влияние каждого фактора на итоговый показатель. В базовый расчет по предыдущему периоду подставить значение выбранного фактора из отчетного периода и скорректировать итоговый показатель с учетом этих изменений;
  • определить влияние фактора. Вычесть из полученного промежуточного значения оцениваемого показателя его фактическое значение за предыдущий период. Если цифра положительная, изменение фактора оказало позитивное влияние, отрицательная – негативное.

Рассмотрим на примере. В отчет о финансовых результатах компании «Альфа» за предыдущий период подставим значение объема продаж за текущий период (571 513 512 руб. вместо 488 473 087 руб.), все остальные показатели останутся прежними (см. таблицу 5). Как результат, чистая прибыль увеличилась на 83 040 425 руб. (116 049 828 руб. – 33 009 403 руб.). Это означает, что если бы в предыдущем периоде компании удалось реализовать продукцию на ту же сумму, что и в этом, то ее чистая прибыль выросла бы как раз на эти 83 040 425 руб.

Таблица 5. Факторный анализ прибыли по объему продаж

с подстановкой
значения
фактора из
текущего
периода

источник

Факторный анализ прибыли от продаж позволяет выявить слабые места в деятельности предприятия.

  • Зачем нужен факторный анализ прибыли и как его провести.
  • Как выявить главные факторы, влияющие на чистый доход.
  • В чем суть методики цепных подстановок.
  • Когда используется маржинальная аналитика.
  • Как часто нужно проводить факторные исследования.

Чтобы работа любой компании была успешной, важно тщательно распланировать ее на всех этапах. Планирование невозможно без факторного анализа разных показателей, оказывающих влияние на деятельность компании. Эти критерии позволяют обосновать планы, провести оценку качества учетной и контрольной систем. Особенно важен факторный анализ прибыли от продаж. Он определяет, насколько количественные и качественные показатели продаваемой продукции, себестоимость, трудовая производительность повлияют на доходный показатель.

Чистый доход от реализации является разницей между выручкой и суммой, включающей себестоимость, издержки на управление и коммерцию.

Основными факторами, от которых зависит увеличение либо уменьшение дохода, считаются изменения:

  • продажного объема;
  • ассортиментного ряда;
  • себестоимости ;
  • ценовых характеристик.

В статье электронного журнала «Коммерческий директор» приведен алгоритм, который позволит разработать гибкий скрипт продаж. Его преимущество — простота в использовании и минимальное время на разработку и внедрение.

Факторный анализ прибыли от реализации предполагает исследование структуры получения предприятием финансов в чистом виде, а также условий, влиявших на рост доходности и убытки. Исследование требуется, чтобы сделать работу организации более эффективной и правильно выбирать управленческие стратегии.

Главная цель тестирования – выявление сильных и слабых мест в цепочке продаж при получении прибыли. Для этого необходимо:

  • определение колебаний по влиятельным критериям;
  • исследование изменений показателей;
  • оценка рентабельности организации за выбранный период.

Исследуется структура и состав прибыли, колебания в сравнении с аналогичными отчетными периодами, действие стратегии учета по каждому доходному направлению, налоговые и дивидендные выплаты.

Основная задача аналитика – найти оптимальные пути для получения максимальной прибыли. Но подобное исследование позволяет также вести контроль выполнения планов, определять объективные и субъективные факторы, которые воздействуют на доходность.

В расчетах применяются данные бухучета и бизнес-плана. По итогам выявляются резервы, позволяющие нарастить чистую прибыль.

Главный показатель успеха предпринимательской деятельности – высокая рентабельность. Чтобы ее достичь, недостаточно исследовать данные только прибыльности продаж. Необходимо учитывать окупаемость вложений и расходов в общем и по каждому направлению деятельности предприятия.

Факторный анализ включает в себя отбор и систематизирование исследуемых показателей, определение взаимоотношений между каждым из них и результатом, разработку рекомендаций, которые позволяют применять полученные данные на практике.

Аналитику необходимо выявить главные факторы, а также определить, как они влияют на прибыль: положительно или отрицательно.

Воздействие не всегда однозначно. К примеру, если снизить цену на товар, это может привести как к увеличению выручки, так и к уменьшению. Все зависит, насколько доход будет перекрывать производственные и коммерческие издержки .

При выборе факторов для исследования обращают внимание на те, что оказывают наибольшее воздействие на доходность. К ним относят:

  • потребительскую стоимость;
  • объем проданной продукции;
  • производственные и коммерческие издержки, выплату зарплаты, штрафы, неустойки;
  • расходы на уплату налогов и отчисления во внебюджетные фонды;
  • особенности ассортимента;
  • сезонные колебания спроса , рыночные тенденции, уровень конкуренции.

Определившись со значимыми факторами, аналитик проводит исследование, насколько прибыль за определенный период не совпадает с запланированным либо базовым доходом за аналогичное время, например, год назад. Для этого сумму недавней прибыли делят на предыдущий показатель в аналогичном периоде и умножают на сто процентов. Если результат меньше сотни, то по этому критерию наблюдается спад, если больше – рост.

Проанализировать факторы, от которых зависит прибыль, проще всего, занеся показатели в сводную таблицу. Как проводится этим методом факторный анализ прибыли от продаж – пример с выводами:

Исследуемые временные отрезки

Коммерческие издержки (руб.)

Расходы на управление (руб.)

Индексация ценовых изменений

Воздействие каждого фактора на прибыльность рассчитывается отдельно. К примеру, чтобы вычислить влияние объема реализации продукции по базисным ценам, выручку в отчетном периоде делят на показатель индекса, а затем на предыдущие данные, и умножают на сто процентов. Если убрать лишние нули, результат получается следующим:

12000 / 1,25 / 11500 х 100 % = 83,5 %

Отсюда можно сделать вывод, что товарный объем снизился на 16,5 %, что негативно повлияло и на доходность. Переведя проценты в реальные деньги, можно увидеть, что прибыль предприятия снизилась на 264 тысячи рублей (1600 тысяч х (-0,165)).

Чтобы выявить влияние себестоимости, делают перерасчет данных базового периода по отношению к изменившемуся количеству проданного товара. То есть 8000 тысяч умножают на 0,835. Получается 6680 тысяч рублей. Сравнив с текущим показателем, делают вывод: себестоимость выросла на 1020 тысяч рублей, что привело к снижению чистого дохода.

Сопоставив текущие и предыдущие данные по издержкам, можно выявить, что расходы увеличились. Это также привело к уменьшению прибыли. А вот рост цен оказал положительное влияние, приведя к увеличению чистого дохода на 2400 тысяч рублей. Эта цифра выявляется путем расчета объема продаж в базисных ценах: 12 000 / 1,25 = 9 600 тысяч рублей и последующего вычитания его из суммы отчетной выручки.

Для анализа прибыльности применяется и методика цепных подстановок. По ней идет вычисление не только общих, но и условных изменений. Для этого берутся показатели в отчетном периоде, умножаются на разницу между запланированной прибылью и издержками, а из полученной суммы вычитаются постоянные плановые расходы.

Такую методику часто используют в компаниях, где доходность зависит от сезонного спроса. К примеру:

  1. Проводится анализ изменений реализованных объемов за летний сезон, потом за осенний, зимний и весенний.
  2. Полученные данные сопоставляются, чтобы выявить сезонный дисбаланс.
  3. Значения прибыли исследуются в значении с иными параметрами – потоком покупателей, ценовыми изменениями.

Так выявляют, насколько уменьшение или увеличение прибыли зависит от сезонных колебаний, и можно ли уменьшить воздействие других негативных факторов в низкий сезон.

Маржинальная прибыль показывает доход, который получит предприятие от продажи товарной единицы.

Ее определение позволит точнее выявить воздействие таких критериев, как объем реализации и переменные издержки (на сырье, материалы, топливо, электричество). Маржинальную прибыль исчисляют так: число, обозначающее количество проданной продукции, умножают на разницу между товарной стоимостью и переменными расходами, затем вычитают постоянные затраты (на аренду помещения , амортизацию оборудования и т.д.)

Объем реализованной продукции на постоянные издержки не влияет. Переменные рассчитываются на единицу произведенной продукции. Проведение подобного исследования необходимо для расчета минимального количества товаров, требуемого для реализации, чтобы перекрыть издержки предприятия.

Как часто нужно анализировать продажи, зависит от специфики рынка, сезонности, конкурентоспособности. Обычно анализ проводят раз в два-три месяца. Но есть отрасли, где требуются ежемесячные исследования. Обычно это относится к предприятиям с высоким уровнем конкуренции. Чем чаще проводится факторный анализ, тем проще компании держаться на плаву в условиях рыночных изменений без резкой потери дохода.

источник

Московский экономико-финансовый институт

Специальность: Бухгалтерский учёт, анализ и аудит

Дисциплина: Управленческий анализ в отраслях

« Методика маржинального анализа»

1. Понятие и значение маржинального анализа……………….5

2. Методика маржинального анализа прибыли………………. 7

3. Методика маржинального анализа рентабельности……..…12

4. Предельный анализ и оптимизации прибыли……………. 13

5. Определение безубыточного объема и зоны безопасности предприятия……………………………………………………..20

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, — и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) — это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

А) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

Б) определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

В) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

Г) исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

Д) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли .

1. Понятие и значение маржинального анализа

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки — объем производства (реализации) продукции — прибыль» и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Предложен в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом под названием графика критического объема производства. Подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко [53], а позднее — А.П. Зудилиным [18].

В основу этой методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет: более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины; определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов; установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия; исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли; обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Проведение расчетов, основанных на соотношении «затраты — объем — прибыль», требует соблюдения ряда условий: необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные; переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию; тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.

2. Методика маржинального анализа прибыли

Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.

По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель: П = VPП (Ц С) . При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе,независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, таккак возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

где b — переменные затраты на единицу продукции, А — постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в таблице № 1.

Данные для факторного анализа прибыли по изделию А

Название: Методика маржинального анализа
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат Добавлен 16:14:09 07 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 2096 Комментариев: 15 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Показатель План Факт
Объем реализации продукции, шт. 5700 4850
Цена единицы продукции, тыс. руб. 5,0 5,2
Себестоимость изделия, тыс. руб. 4,0 4,5
В том числе переменные затраты, тыс. руб. 2,8 3,1
Сумма постоянных расходов, тыс. руб. 6840 6790
Прибыль, тыс. руб. 5700 3395

Ппл = VРПпл * (Цпл – bпл) – Апл = 5700 * (5,0 – 2,8) – 6840 = 5700 тыс.руб.

Пусл1= VРПф * (Цпл – bпл) – Апл = 4850 * (5,0 – 2,8) – 6840 = 3830 тыс. руб.

Пусл2 = VРПф * (Цф – bпл) – Апл = 4850 * (5,2 – 2,8) – 6840 = 4800 тыс. руб.

Пусл3 = VРПф * (Цф – bф) – Апл = 4850 * (5,2 – 3,1) – 6840 = 3345 тыс. руб.

Пф = VРПф * (Цф – bф) – Апл = 4850 * (5,2 – 3,1) – 6790 = 3395 тыс. руб.

Общее изменение прибыли составляет

ΔПобщ = 3395 – 5700 = — 2305 тыс. руб.

В том числе за счет изменения:

количества реализованной продукции

ΔПvрп = Пусл1 –Ппл = 3830 – 5700 = -1870 тыс. руб.;

ΔПц = Пусл2 – Пусл1 = 4800 – 3830 = +970тыс. руб.;

удельных переменных затрат

ΔПb = Пусл3 – Пусл2 = 3345 – 4800 = -1455 тыс. руб.;

ΔПА = Пф –Пусл3 = 3395 – 3345 = +50 тыс.руб.

В отличие от методики анализа прибыли, применяемой в нашей стране, рассмотренная методика позволяет более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда, кроме рассмотренных факторов, необходимо учитывать и влияниеструктуры реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Вид продукции Объём продаж, шт. Структура продаж Цена, тыс. руб. Переменные затраты за изделие, тыс. руб. Пост. затраты на весь объём продаж, тыс. руб.
План Факт План Факт План Факт План Факт План Факт
А 5700 4850 38,58 30,77 5,0 5,2 2,8 3,1
В 5600 5300 35,22 33.63 6,0 6,1 3,6 3,5
С 2700 3050 16,98 19.35 7,0 7,35 3.5 3,6
Д 1900 2560 11.95 16.25 7,5 7,8 3,75 3,744
Итого 15900 15760 100 100 —— —— —— —— 24655 26490

Используя данные таблицы № 2, рассчитаем влияние факторов, на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки.

Вначале определим прибыль исходя из планового уровня всех факторных показателей:

Ппл = ∑(VРПобщ.пл * Удiпл * (Цiпл – biпл)) – Aпл =

= 5700 х (5,0 — 2,8) + 5600 х (6,0 — 3,6) + 2700 х (7,0 — 3,5) +1900 х (7,5 — 3,75) — 24 655 — 17900 тыс. руб.

Затем рассчитаем сумму прибыли при изменении общего объема продаж, но при сохранении плановой его структуры и планового уровня остальных факторов:

Ппл = ∑(VРПобщ.ф * Удiпл * (Цiпл – biпл)) – Aпл =

= 5650 * (5,0 — 2,8) + 5550 * (6,0 — 3,6) + 2676 * (7,0 — 3,5) +1884 * (7,5-3,75)-24655 = 17525 тыс. руб.

После этого узнаем, какой будет прибыль при фактическом объеме и структуре продаж, но при плановом значении остальных факторов:

Пусл2 = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiпл – biпл)) – Aпл =

= 4850 * (5,0 — 2,8) + 5300 * (6,0 — 3,6) + 3050 * (7,0 — 3,5) +

+2560 * (7,5 — 3,75) — 24 655 = 19 010 тыс. руб.

Прибыль при фактическом объеме, структуре продаж и фактических ценах, но при плановом уровне переменных и постоянных затрат составит:

Пусл3 = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiф– biпл)) – Aпл =

=4850 * (5,2 – 2,8) + 5300 * (6,1 – 3,6) + 3050 * (7,35 -3,5) + 2560 * (7,8 – 3,75) — 24655 = 22345 тыс.руб.

При плановой сумме постоянных затрат, но при фактическом значении остальных факторных показателей прибыль равна:

Пусл4 = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiф– biф)) – Aпл =

=4850 * (5,2 – 2,8) + 5300 * (6,1 – 3,6) + 3050 * (7,35 -3,5) + 2560 * (7,8 – 3,744) — 24655 = 21131 тыс.руб.

Фактическая сумма прибыли составляет:

Пф = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiф– biф)) – Aф =

=4850 * (5,2 – 2,8) + 5300 * (6,1 – 3,6) + 3050 * (7,35 -3,5) + 2560 * (7,8 – 3,744) — 26490 = 19296 тыс.руб.

Изменение суммы прибыли произошло из-за:

а) уменьшения общего объема продаж

ΔПvрп = Пусл1 –Ппл = 17525 – 17900 = -375 тыс. руб.

б) изменения структуры реализованной продукции

ΔПстр = Пусл2 –Пусл1 = 19010 – 17525 = +1485 тыс.руб.

в) изменения уровня отпускных цен

ΔПц = Пусл3 –Пусл2 = 22345 – 19010 = +3335 тыс. руб.

г) изменения уровня переменных расходов

ΔПц = Пусл4 –Пусл3 = 21131 – 22345 = =1214 тыс. руб.

д) изменения постоянных затрат

ΔПА = Пф – Пусл4 = 19296 – 21131 = -1835 тыс. руб.

По методике маржинального анализа прибыль в большей степени зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше постоянных затрат приходится на единицу продукции.

Таким образом, сравнительный анализ познавательных свойств различных методик факторного анализа прибыли убеждает нас в преимуществе методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

3. Методика маржинального анализа рентабельности

Наиболее полно, чем прибыль конечные результаты отражает рентабельность. Этот показатель соизмеряет результаты хозяйственной деятельности и затраты, или полученную выручку, или совокупный капитал.

Действующая методика анализа рентабельности, также не учитывает взаимосвязь «затраты — объем — прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат.

В действительности, как мы уже убедились, и прибыль и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

Используя данные таблицы № 1, проведем факторный анализ рентабельности одного вида продукции (изделия А),

для чего используем следующую факторную модель:

R i =

Rпл =

Rусл1=

Rусл2=

Rусл3=

Rф=

Приведенные данные показывают, что фактический уровень рентабельности в целом ниже планового на 9,45%.

В том числе за счет изменения:

объема реализованной продукции: ΔRvРП = 18,75 – 25,0 = -6,25%;

цены реализации: ΔRц = 23,5 — 18,75 = +4,75%;

удельных переменных затрат: ΔRb = 15,29 — 23,5 = — 8,21%;

суммы постоянных затрат: ΔRА = 15,55 – 15,29 = +0,26%

По формуле объем продаж на изменение уровня рентабельности не влияет. По данной же методике за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность данного изделия снизилась на 6,25%. Это более достоверные результаты, так как они учитывают взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.

Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель:

R =

На основании данных таблицы № 2 произведем расчет влиянии факторов на изменение уровня рентабельности продукции способом цепной подстановки:

R пл =

R усл1=

R усл2=

R усл3=

R усл4=

R ф=

Изменение уровня рентабельности за счет:

а) объема продаж ΔRvРП = Rусл1 – Rпл = 22,79 – 23,14 = — 0,35%,

б) структуры продаж ΔRуд = Rусл2 – Rусл1 = 25,5 – 22,79 = +1,71%,

в) цен ΔRц = Rусл3 – Rусл2 = 28,8 – 24,5 = +4,3%,

г) переменных затрат ΔRb = Rусл4 – Rусл3 = 26,8 – 28,8 = — 2%,

д) постоянных затрат ΔRА = Rф – Rусл4 = 23,93 – 26,8 = — 2,87%,

На данном предприятии план по физическому объему реализации продукции недовыполнен на 0,88%, что привелок снижению рентабельности на 0,35%.

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота) , для чего можно использовать следующую модель:

Rоб =

Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов, и как следствие — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

4. Предельный анализ и оптимизация прибыли

Максимизация прибыли является доминирующей проблемой любого субъекта хозяйствования. Получение максимальной прибыли возможно при определенном сочетании объемапроизводства, цены продукта и издержек на его производство и реализацию. Максимизация прибыли заключается в выборе такого объема производства (реализации) продукции, при котором предельные издержки на производство и реализациюпродукции равны предельному доходу.

Предельный доход — это прирост выручки на единицу прироста количества произведенной продукции. Соответственно предельные издержки равны приросту затрат на единицу прироста количества производимой продукции.

При этом следует учитывать, что не всякое расширение производства ведет к адекватному росту прибыли, так как:

а) по-разному выглядит динамика издержек;

б) происходит снижение цен при росте объема выпуска продукции.

Значит, предприятие должно найти такой объем производства продукции, при котором оно извлекло бы наибольший доход.

Существует несколько способов определения оптимального

Сущность бухгалтерско-аналитического способа состоит в сопоставлении предельного дохода и предельных издержек. Если предельный доход больше предельных издержек, то дальнейший рост выпуска увеличивает общую сумму прибыли, и наоборот. Следовательно, для максимизации прибыли предприятие должно расширять объем производства до тех пор, пока предельный доход выше предельных издержек, и прекратить расширение производства, как только предельные издержки начнут превосходить предельный доход.

Согласно данным таблице № 3, самый выгодный объем производства при 7 тыс. ед. Затем предельные издержки уже превосходят предельный доход, что явно неблагоприятно для предприятия.

Следовательно, до 7 тыс. ед. предприятию выгодно производить продукцию, но сверх этой величины производство неэффективно.

Этот же результат можно получить и графическим методом (рис. 1). До 7 тыс. ед. кривая предельных издержек (МС) ниже кривой предельного дохода и поэтому каждая дополнительная единица выпускаемой продукции увеличивает сумму прибыли. Максимальная прибыль — это точка пересечения кривой предельных издержек с кривой предельного дохода. После этой точки кривая предельных издержек располагается выше кривой

предельного дохода, из чего следует, что каждая дополнительная единица продукции уменьшает прибыль и ее производство неэффективно для предприятия.

Максимизация прибыли на основе предельного подхода

источник