Меню Рубрики

Как провести анализ товара на складе

Если у вас есть склад, то перед вами рано или поздно встанет задача оптимизировать складские запасы таким образом, чтобы ликвидные товары были в достаточном количестве для удовлетворения спроса, а неликвидны были без избытка.

Оптимальный товарный запас – запас товаров, которого достаточно для удовлетворения спроса и предотвращения упущенных продаж, но не избыточно и без рисков «закапывания» оборотных средств.

Для расчета ликвидности запасов обычно используют нехитрый расчет:

Ин = (ОбПрод – ОбПост) / ОбПрод, где

ОбПрод – объем продаж за выбранный период.

ОбПост – объем поступлений за выбранный период.

Полученный результат можно интерпретировать следующим образом:

Выделим из списка «мертвый остаток» – товар, который есть на складе, но продажи которого за выбранный период равны нулю.

Общий индекс «используемости» склада (или группы) считается как сумма взвешенных коэффициентов товаров, входящих в данных склад (или группу), согласно стоимостному выражению текущего остатка этих товаров.

Вы можете посчитать это самостоятельно, а можете воспользоваться специальными программными продуктами.

КОРУС | Управление запасами делает оценку в денежном выражении по каждой категории товаров. Вы можете легко оценить тот объем капитала, который был вложен неэффективно: недостаток вложения в активно используемые и дефицитные позиции, излишние затраты на неликвидные товары.

Таким образом, отчет КОРУС | Управление запасами позволяет достаточно быстро оценить ликвидность склада целиком, а так же получить распределение товаров (имеющих остатки) согласно классам ликвидности. Данная информация поможет принять решение по ряду вопросов:

  1. От каких товаров следует избавляться в первую очередь: мертвый остаток и неликвид?
  2. Какие товары не следует закупать ближайшее время, а в какие был вложен лишний оборотный капитал? Что к этому привело: ошибка закупщика или неверно составленный план продаж?
  3. Какие товары следует закупать в первоочередном порядке: активно используемые или дефицитные?
  4. Как задать цели для оптимизации работы склада – KPI, согласно рассчитанному коэффициенту ликвидности по группе или складу целиком. Или с возможностью отследить не только конечный коэффициент, но и состав проблемных позиций, на которые повлияли действия ответственного за закупки или склад.

В системе управления запасами этот отчет реализован в наиболее удобном и доступном для пользователя виде.

Чтобы выбрать этот отчет, слева в панели отчетов выберите пункт «Отчет о ликвидности склада»:

Справа откроется форма отчета:

Форма разделена на два раздела: «Фильтр» и детали по выбранному складу.

Наверху в фильтре вы должны выбрать Фирму (юридическое лицо от лица которой происходят продажи) и тип цен для оценки остатка: закупочные цены (цены указанные в документах поступления) или цены продажи (цены, указанные в документах реализации).

Ниже отображается таблица складов со сводной информацией, на которых есть остатки товаров. В таблице складов указаны следующие колонки:

Индекс используемости – сводный итоговый коэффициент используемости склада, рассчитанный как взвешенная сумма индексов используемости товаров, имеющих остатки на данном складе.

    Позиции – количество различных товаров (ассортимент), которые есть в остатках на данном складе.

% – доля, которую данный тип остатка занимает в общем объеме остатка товара на складе.

Стоимость – оценка объема остатка товаров данного типа в суммовом выражении, в выбранном типе цен.

Для отображения детальных записей оператор должен нажать на конкретный склад. Пользователь может свернуть раздел Фильтр, нажав»»-» справа наверху, получив больше рабочего пространства для работы с детальными записями.

Детальные записи формируются в виде таблицы (или дерева) по позициям, остатки которых есть на данном складе.

Данные выводятся согласно следующим стобцам:

Текущий остаток – текущий остаток на выбранном складе.

Стоимость – текущий остаток, выраженный в выбранных ценах (закупки/продажи), на выбранном складе.

Продажи – объем продаж товара с выбранного Склада для выбранной Фирмы по заданному периоду.

Продажи – объем продаж товара с выбранного Склада для выбранной Фирмы по заданному периоду.

Индекс используемости – показывает расчетное значение индекс используемости выбранной позиции на данном Складе согласно продажам выбранной Фирмы.

Показатель – текстовое представление индекса используемости, согласно приведенным выше интерпретациям.

При работе с детальными записями, пользователю доступен быстрый фильтр, где он может выбрать состав отображаемых товаров:

«Все» – отображаются все товары выбранного склада, без фильтра.

«Мертвый остаток», «Неликвид», «Слабо используемый», «Нормально используемый», «Активно используемый», «Дефицит» – отображаются только товары, которые относятся к соответствующему типу, относящиеся к выбранному складу.

Пользователю доступен выбор отображения товаров. В виде простого дерева товаров:

Дерево товаров, сгруппированное по видам товаров (с расчетом коэффициента обеспеченности по каждому из вида):

Таким образом, пользователь может оценить, насколько у него обеспечен товар того или иного вида (если используется деление товаров по видам).

Доступно отображение по свойствам товаров (вариативный набор параметров товаров; к примеру – цвет или размер), а по кнопке «Группы» пользователь может выбрать отображение информации, согласно рассчитанным группам АВС:

Это поможет ответить на вопросы «Сколько у нас дефицитных позиций в наиболее важной товарной группе? (Группа А)». Для ответа на этот вопрос, достаточно выбрать наверху «Дефицит», выбрать внизу «Группы» и посмотреть на состав позиций.

Простой и удобный сервис для управления запасами предоставляет вам мощные инструменты анализа, с помощью которого вы можете регулярно и быстро классифицировать текущие остатки и определять направление для наиболее эффективного вложения денежных средств в товарные запасы вашей фирмы.

Если вы уже используете сервис КОРУС | Управление запасами, но у вас остались вопросы по настройке интерфейса и отчетов, напишите нам на wms@korusconsuting.ru.

Вы можете ознакомиться с функциональностью решения на примере собственных данных.
Запросите бесплатный тестовый доступ к сервису и начните оптимизацию запасов прямо сейчас!

Задайте вопрос эксперту на нашем сайте или по телефону: +7 (495) 877-48-85.

источник

Остатки товара на складе нуждаются в учете и контроле. Управление складскими запасами – часть контроля товарооборота. Каким образом и в каких точках проще вести контроль остатков товаров на складе, читайте в этом материале.

База знаний для директора магазина

Более 100 инструкций, практических рекомендаций и готовых решений в одном месте — базе знаний директора магазина.

Цель управления складскими запасами – снизить себестоимость продукции и, следовательно, увеличить прибыль. Чем больше складские остатки, тем больше площади занимает ваш склад, тем дороже вы платите за аренду.

Для начала, нужно ппределить, насколько ликвидна и прибыльна каждая группа ваших товаров. Оптимизировать в первую очередь нужно запасы той продукции, которая хуже всего продается и меньше всего приносит прибыли.

Далее, сравнить данные о спросе и фактическом наличии товаров и вы поймете, какую продукцию и в каком объеме лучше закупать. Точные сведения о состоянии склада вам может дать программа автоматизации.

Управляйте ассортиментом не выходя из дома. Облачный сервис для автоматизации Бизнес.Ру даст возможность работать с ценами, описаниями, характеристиками и остатками по складам в любое время и из любого места. Попробуйте всем возможности программы для автоматизации складского учета Бизнес.Ру бесплатно! >>

Контроль остатков товара на складе – ежедневный непрерывный процесс. Ни одна система автоматизации не спасет вас от хаоса, если в нее своевременно не поступают точные свежие данные.

Постоянный анализ проводится в контрольных точках, где продукция меняет свой статус. Основные точки контроля:

  • приемка;
  • поступление товара на хранение;
  • комплектация заказов (клиентских, если вы доставляете товар со склада непосредственно заказчику, и внутренних, если продукция со склада отправляется в торговый зал магазина);
  • передача комплекта со склада в магазин или в службу доставки;
  • если товар доставляете вы – передача товара клиенту;
  • если доставка не состоялась – возврат товара на склад.

На каждом этапе оформляются соответствующие документы. Данные о каждом перемещении товара заносятся в программу автоматизации. В результате вы и ваши сотрудники в каждый момент времени знаете, что происходит на складе, где находится тот или иной товар.

Программа управления складскими запасами ведет учет в режиме реального времени, обновляя общую картину по мере поступления или выбытия товаров.

Кассиры и продавцы получают оперативную информацию, которую могут донести до покупателей.

Если у вас интернет-магазин, посетители вашего сайта узнают о новых поступлениях сразу после появления их на складе. Кроме того, ваши клиенты не закажут товар, который уже закончился, поскольку информация о нем исчезнет из каталога сразу.

Система автоматизации учитывает остатки на складе по серийным номерам, датам выпуска продукции, по заказчику, по различным характеристикам товара.

Автоматизация ведения складского учета поможет контролировать движение товаров, управлять остатками и запасами, свести к минимуму рутинную работу с бумагами. Всё это направлено на повышение эффективности работы вашего предприятия и увеличение его прибыльности. Попробуйте все возможностями программы для автоматизации складского учета Бизнес.Ру прямо сейчас >>

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Эти отчеты помогут вам точно планировать закупки. Вся информация поступает на один «командный пункт» – в централизованный аккаунт, который вы можете открыть через интернет где угодно.

Полноценная автоматизация магазина, онлайн-касса 54-ФЗ

  • Полноценный складской учет и инвентаризация
  • Удобный и понятный интерфейс для кассира
  • Поддержка 100 моделей ККТ, эквайринга, весов
  • ЕГАИС, Меркурий, Маркировка
  • Гибкая настройка скидок, своя система лояльности
  • Прогнозирование продаж, оптимизация остатков
  • Отслеживание выручки и прибыли в реальном времени
  • Контроль работы ККТ через мобильное приложение

источник

Задача анализа товарного запаса на складах регулярно возникает практически во всех компаниях. Одним из наиболее известных методов его проведения является АВС-анализ. Несмотря на это ответы на вопросы «с чего начать?» и «как провести АВС-анализ?» не перестают быть насущными для многих логистов.

Прежде чем проанализировать запас, необходимо определиться с тем, что же хранится на складе.

Весь хранимый товар можно разделить на три основные части — основной, временный и вынужденный запас (см. «Виды товарных запасов»).

Очевидно, что формирование каждой из трех составляющих запаса происходит с разной целью и обусловлено разными причинами.

  • Основной товарный запас служит для обеспечения текущей отгрузки в соответствии с планом.
  • Временный запас создается для получения дополнительных конкурентных преимуществ.
  • Вынужденный запас возникает сам по себе в процессе работы любой компании.

Итак, чтобы проанализировать товарный запас, его следует разделить на эти три группы.

Ответ очевиден: чтобы оптимизировать остатки и не платить за хранение лишних товаров. Но стандартные подходы, которые используют компании, очень часто не дают ответа на вопрос, что же такое оптимальный запас товара на складе. Почему так происходит? Дело в том, что имеющийся запас товара — это по сути показатель и результат дея­тельности всей логистической системы ком­пании и ее окружения. В каком-то смысле он не может быть большим или маленьким. Его состояние определяется ассортиментом, то­варным наполнением, клиентами, менедж­ментом и квалификацией персонала компа­нии, размерами склада, географическим по­ложением и т. д.

Существующий размер товарного запаса -это характеристика того, как эффективно ком­пания умеет работать на определенном рынке, с определенными поставщиками и клиентами. Для того чтобы приблизить свой товарный запас к оптимальному, необходимо научиться выделять самые значимые причины, влияю­щие на текущее состояние товарного запаса компании.

Идея ABC-анализа строится на основе прин­ципа Парето, который формулируется следую­щим образом: «За большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин». В настоящее время принцип широко известен как «правило 20 на 80».

Самая простая разновидность ABC-анализа -это отсортированный по убыванию список пара­метров. Если номенклатурный перечень не пре­вышает 100 наименований, такой сортировки бы­вает достаточно. Сложнее выделить значимые по­зиции, если на складе хранится несколько десят­ков тысяч наименований товара. Именно в таких случаях и используется развернутый АВС – анализ.

Таблица 1. Исходные данные.

Код товара Наименование товара Средний товарный запас, паллет
1 Товар 1 33
2 Товар 2 13
3 Товар 3 2
4 Товар 4 9
5 Товар 5 16
6 Товар 6 39
7 Товар 7 10
8 Товар 8 7
9 Товар 9 3
10 Товар 10 14

Проведение анализа необходимо начинать с выбора объектов, значимость которых мы хо­тим определить, и актуальных параметров объ­ектов, по которым мы будем проводить анализ.

Проведение анализа начинают с выбора объектов и определения их актуальных параметров

Объектом может быть товар, товарная группа, поставщик, клиент, заказ и т. д. В качестве па­раметра можно выбрать: средний или текущий товарный запас в рублях, штуках, коробках или паллетах; объем продаж за период, доходность товара, количество заказов клиентов и т. п.

Для примера рассмотрим отчет о среднем товарном запасе за месяц в паллетах. Объек­том анализа являются товары; параметром, по которому проводится анализ, — средний товар­ный запас за месяц в паллетах (см. таблицу 1).

Для проведения анализа очень удобно исполь­зовать MS Excel или любой другой аналогич­ный редактор. Порядок действий следующий:

  1. Отсортировать объекты анализа в порядке убывания значения параметра.
  2. Рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов (это делается для того, чтобы оценить «вклад» каждого объекта в общий результат).
  3. Рассчитать эту долю с накопительным итогом (эта операция носит технический характер и служит для удобства дальнейшего определения границ для групп ABC).
  4. Присвоить значения групп выбранным объектам.

Наибольшее число вопросов вызывает оп­ределение границ при проведении АВС-анализа. Автор в своей практике изначально использовал деление на три группы по показателю «доля с накопительным итогом»: А — до 50%, В — 50-80% и С — 80-100%. Данное распреде­ление полностью отвечает задачам склада оп­товой компании или розничной сети.

Товар – взаимозаменяемый, и соответственно в груп­пу С попадает весь «ассортиментный хвост». Но в случае анализа запаса на складе производственной компании или сети магазинов — дискаунтеров, в которых взаимозаменяемость товаров может отсутствовать, появилась необ­ходимость разделить группу С, куда попадает 80% всего ассортимента, на две менее крупные группы. Поэтому во многих случаях рекомен­дую производить деление товара на четыре группы:

  • группа А — объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров;
  • группа В — следующие за группой А объекты — от 50 до 80%;
  • группа С — от 80 до 95%;
  • группа D — оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 95% до 100% от общей суммы параметров.

В результате проведенного анализа мы по­лучили четыре группы объектов (таблица 2):

  • группа А — составляет 20% ассортимента и 49% товарного запаса;
  • группа В — 30% ассортимента и 30% товар­ного запаса;
  • группа С — 20% ассортимента и 13% товар­ного запаса;
  • группа D — 30% ассортимента и 8% товар­ного запаса.

Таблица 2. Распределение товаров по группам на основе АВС — анализа.

Код товара Наименование Средний товарный Доля запаса товара Доля с накопительным Группы
товара запас, паллет в общем запасе,% итогом,%
6 Товар 6 39 27 27 А
1 Товар 1 33 23 49 А
5 Товар 5 16 11 60 В
10 Товар 10 14 10 70 В
2 Товар 2 13 9 79 В
7 Товар 7 10 7 86 С
4 Товар 4 9 6 92 С
8 Товар 8 7 5 97 D
9 Товар 9 3 2 99 D
3 Товар 3 2 1 100 D
Итого средний запас 146

Допустим, перед компанией стоит задача сни­зить средний товарный запас. В этом случае необходимо разобраться, по какой причине товары группы А находятся на складе в таком большом количестве. Даже незначительное снижение запаса только по двум товарам из этой группы заметно скажется на общем объе­ме товарного запаса.

Рабочий товарный запас, необходимый для обеспечения отгрузки в соответствии с планом продаж на текущий период.
Страховой товарный запас, который позволяет компенсировать незапланированный рост отгрузки и непредвиденные задержки в доставке, связанные с перебоями в производстве или наличии товара у поставщика.

Сезонный товарный запас. Избыточный запас, создаваемый до начала сезонного роста продаж. Маркетинговый товарный запас. Дополнительный запас, формируемый на время проведения маркетинговых акций, рекламных кампаний и т. д.
Конъюнктурный товарный запас. Избыточный запас, создаваемый под воздействием конкурентной ситуации на рынке.
Причинами создания конъюнктурного запаса могут быть: разовые скидки поставщиков, прогнозируемый или искусственно создаваемый дефицит товара у поставщиков и т. п.

Брак. Товар, который потерял потребительские свойства и не может быть в дальнейшем использован по назначе­нию.
Неликвидный или труднореализуемый запас. Часто этот товар появляется в результате «творческого взаимодействия» отдела продаж и отдела закупок: запланировали отгружать одно количество, а фактический спрос оказался в 10 раз меньше; заменили одного поставщика на другого, а реализовать остатки «забыли» и т. д.

Результаты АВС-анализа следует использо­вать разносторонне. Много дополнительной информации можно получить, если сопоста­вить результаты анализа по одному параметру с другими параметрами одного и того же объ­екта, например, отгрузку товара за некий пери­од и сумму брака по товару за этот же период (таблица 3).

Два товара группы А, на которые прихо­дятся 14% отгрузки, составляют 49% товарно­го запаса. При этом на два товара груп­пы С приходятся те же 14% отгрузки, но они составляют только 13% запаса. Значит, если по товарам группы С удается обеспечить от­грузку со средним товарным запасом в 19 пал­лет, то не исключено, что и в отношении това­ров группы А существует такая же возмож­ность.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Настоятельно рекомендую творчески под­ходить к определению объектов и параметров анализа. Не бойтесь экспериментировать.

Сгруппировав товар по одному параметру, со­поставьте полученный результат с другими па­раметрами. Группа D может приносить 5% до­хода, составлять 50% товарного запаса и зани­мать 70% площади склада.

ABC-анализ товаров по доходу покажет, на чем зарабатываются деньги, аналогичный ана­лиз по затратам позволит понять, на что они тратятся.

Если в оптовой компании или розничном магазине провести ABC-анализ товаров по объему продаж, а потом оценить, из каких то­варов состоят ассортиментные группы, то можно определить, какие из этих групп требу­ют расширения, а какие — сокращения.

Можно проанализировать товары по ко­личеству отгруженных единиц (или количе­ству заказов по ним) и в результате получить 20% товаров, покупаемых 80% клиентов, оп­ределив привлекательность товара для кли­ента. Этот же результат можно использовать при планировании размещения товара в «го­рячих» и «холодных» зонах на складе или в торговом зале магазина.

Таблица 3. Сопоставление объемов отгрузки на некий период с суммой брака на тот же период.

Группа Средний товарный Объем отгрузки, Сумма брака, Доля в запасе, Доля в отгрузке, Доля брака,
запас, паллет паллет руб. % % %
А 72 19 5000 49 14 21
В 43 82 12 000 30 61 50
С 19 19 3000 13 14 13
D 12 15 4000 8 11 16
Итого 146 135 24000

В одной очень известной оптовой компании информационная система настроена таким об­разом, что менеджер по закупке при формиро­вании заказа сначала открывает список поставщиков группы А. При этом товары отсортированы и выделены разным цветом не по алфавиту или коду, как обычно, а по результатам ABC-анализа товаров по доходу за послед­ний квартал. В первой половине дня формиру­ются заказы на наиболее значимые товары, а в конце дня, когда сотрудник устает и совершает больше ошибок, оформляются наименее важные заказы

Настоятельно рекомендуется твор­чески подходить к определению объектов и пара­метров анализа. Не бойтесь экспериментировать!

Даже на рассмотренном простейшем приме­ре из 10 товаров видно, что АВС — анализ позволяет не только разбить весь набор данных на группы в зависимости от степени влияния на конечный результат, но и значительно облегчить работу с большим ассор­тиментом. Сначала весь ассортимент делит­ся на группы, а затем более подробно рассматривается каждый товар в группах А и В и менее подробно — в группах С и D. Это дает возможность более эффективно распределить усилия и рабочее время, которые требуются для контроля и управления наиболее важными с точки зрения конечно­го результата объектами.

Важно помнить, что АВС — анализ является одним из способов математической обработки данных. Если провести анализ по сумме дохо­да от продаж, а потом сократить группы С и D как приносящие всего 20% дохода, но занимаю­щие 60% площади склада, то через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону, но общий результат деятельности компании может снизиться на 50%. Ценность в глазах клиентов имеют не только товары основного ассортимента, но и «ассор­тиментный хвост», который отличает компа­нию от конкурентов.

Таким образом, АВС — анализ позволяет сде­лать первый эффективный шаг в оптимизации товарного запаса на складе.

Адиль Гаджинский, профессор РГТЭУ, эксперт по логистике:

«На мой взгляд, данный материал актуальный, написан эмо­ционально и популяризирует идею дифференцированного подхода к управлению номенклатурой склада. При чтении текста возникает ощущение, что его писал практик, что добавляет доверия к инструменту, даже в тех местах, где, на мой взгляд, собственно метод прописан недостаточно четко. По-моему, главное, что делает автор в статье, это создает у читателя желание глубже познакомиться с мето­дом. Это ценно и это желательно сохранить. Текстовое опи­сание в разделе «Как выполнять анализ?» содержит интервальную характеристику групп, что, на мой взгляд, воспри­нимается с некоторым напряжением (хотя таблица все разъясняет). Почему, например, Роман Юрьевич не пользуется традиционным представлением распределения:

  • группа А — 50% результата;
  • группа В — 30% результата;
  • группа С — 20% результата,

«поэтому сейчас я рекомендую выделять 4 группы».

  • группа А — 50% результата;
  • группа В — 30% результата;
  • группа С — 15% результата;
  • группа D — 5% результата.

Так четче видна арифметика.

Хотя это, конечно, дело автора! Повторяю, данный участок текста, при внимательном чтении понятен.

В целом направление, связанное с дифференциацией объектов управления в логистике, конечно же, заслуживает подробного освещения на страницах журнала.»

источник

Оценка эффективности склада: 5 ключевых критериев, которые должен знать каждый владелец розничного магазина

Как определить эффективность работы склада? Этот вопрос интересует многих предпринимателей, ведь сегодня это не просто помещение для хранения товара, это часть бизнес-процесса. В нашей статье мы рассмотрим 5 оценок эффективности и научим вас как грамотно управлять этим процессом.

Определение степени эффективности складских процессов стоит начать с обхода помещений, наблюдения за работой персонала. Это первый шаг к подробному анализу, позволяющий руководителю составить собственное впечатление, выявить проблемы, лежащие на поверхности, подумать над их устранением.

Во время обхода обратите внимание на:

  • общее состояние помещения, включая чистоту, порядок, необходимость косметического или капитального ремонта;
  • вовлеченность персонала, КПД использования технических средств;
  • скорость работы;
  • эффективность использования площадей, зонирование;
  • захламленность.

Особое внимание стоит уделить именно захламленности помещений, то есть сколько процентов полезной площади, ресурсов, отведены на хранение продукции, реализовать которую невозможно, а выбросить жалко.

Профессиональная автоматизация товароучета в рознице. Наведите порядок в вашем магазине

Возьмите под контроль продажи и отслеживайте показатели по кассирам, точкам и организациям в реальном времени из любого удобного места, где есть интернет. Формируйте потребности точек и закуп товаров в 3 клика, печатайте этикетки и ценники со штрих кодом упрощая жизнь себе и своим сотрудникам. Формируйте базу клиентов с помощью готовой системы лояльности, используйте гибкую систему скидок для привлечения клиентов в не пиковые часы. Работайте как большой магазин, но без затрат на специалистов и серверное оборудование уже сегодня, начиная зарабатывать больше уже завтра.

Первый шаг в оценке склада, дающий достоверную картину сделан, теперь можно переходить ко второму этапу.

Получить максимум реальных данных поможет беседа с руководителями подразделений складских служб. Не жалейте времени, поговорите с каждым, поинтересуйтесь насколько хорошо организована логистика, с их точки зрения.

Что они могут предложить для исправления недостатков (недостатки есть всегда), как видят оптимальный вариант организации работы.

Обязательно задавайте уточняющие вопросы, используя тот же перечень критериев, по которым оценивали логистику во время обхода. Выясните, насколько используется купленная техника, сколько она простаивает из-за поломок, какой процент персонала работает, а какой баклуши бьет.

Не стоит содержать дармоедов, если благодаря механизации процесса можно от них избавиться.

Подробных данных, облеченных в цифры, такая беседа не даст, но поможет выявить наиболее тонкие, проблемные моменты организации бизнес-процесса, наметить пути решения проблемы.

Комплексная автоматизация торговли при минимуме затрат

Берем обычный компьютер, подключаем любой фискальный регистратор и устанавливаем приложение Бизнес Ру Касса. В итоге получаем экономичный аналог POS-терминала как в большом магазине со всеми его функциями. Заводим товары с ценами в облачный сервис Бизнес.Ру и начинаем работать. На все про все — максимум 1 час и 15-20 тыс. руб. за фискальный регистратор.

Полноценное впечатление о бизнес-процессе помогут составить дополнительные данные. Они включают:

  • Сведения о работе внешней инфраструктуры: качество подъездных путей, внутренних проездов по территории, наличие пандусов, шлюзов, парковок. Расположение основных, вспомогательных служб, конфигурация, площадь участка;
  • Сведения о внутренней инфраструктуре: высота потолков, ширина проездов, способы хранения товара, устройство стеллажей, величина промежутков между опорными колоннами. Использующаяся маркировка, механизация процесса приема-отгрузки, зонирование складской территории;
  • Отчеты о скорости, качестве обслуживания клиентов; времени, потраченном на сбор заказа (берут средние показатели); частота, причины, количество возвратов; результаты инвентаризации (лучше смотреть несколько);
  • Показатели, использующиеся WMS-системой: прием, хранение, отгрузка по каждой единице.

Большинство руководителей не принимают во внимание первые 2 пункта, но они способны повысить логистические издержки на 15-20%.

Элементарная перестановка стеллажей облегчит работу погрузчика, повысит отдачу от механизации. Сведенные воедино данные помогут не только оценить качество, но и выявить проблемные зоны, оптимизировать бизнес-процесс.

Автоматизируйте работу склада с товароучетной программой Бизнес.Ру. Ведите учёт товаров по нескольким складам одновременно и управляйте его работой удалённо – из офиса, дома, любого другого места. Попробуйте все возможности онлайн-сервиса для автоматизации складского учета Бизнес.Ру прямо сейчас >>>

Оценка эффективности работы складского подразделения проводится по нескольким критериям, расчет которых лучше делать вместе с бухгалтерией:

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

1. Выводится коэффициент среднего запаса товара за календарный период, учитывающий объем, физически присутствующий на складе компании.

Рассчитать остаток товара можно простым или сложным способом, полученные данные могут отличаться.

Простой: к остатку на начало выбранного промежутка времени прибавляются остатки на окончание, делятся пополам.

Более точный расчет: интересующий временной промежуток необходимо разделить на равные промежутки (год на месяцы, месяцы на недели и т. д.).

Стоимость продукции по закупочным ценам, находящейся на складе на момент начала расчетов, делят пополам. Получается значение Т1:2. Далее, прибавляем стоимость товара в каждый отрезок времени, выбранный для отчета (Т2, Т3, Т4 и т.д).

С последним периодом поступаем как с первым. В результате получается формула: ТЗср=Т1:2+Т2+Т3+. +Тn:2, результат вычислений понадобиться в дальнейших расчетах.

Повысьте эффективность работы магазина за 1 месяц

Сервис позволит повысить эффективность работы магазина за счет сокращения потерь товарных остатков, значительно ускорить процесс переоценок, печати ценников/этикеток, строго дисциплинировать работу кассира и ограничить его возможности при работе с скидками/продажами по свободной цене.

2. Вычисляют коэффициент оборачиваемости запасов (не путать с оборачиваемостью товара), помогающий структуризации товарных остатков. Компания может увеличить объемы закупок позиций с высокой скоростью оборачиваемости, отказаться или сократить с низкой.

Он выражается в разах, рассчитывается по формуле: К.Об=ТО/ТЗср, где ТО — товарный остаток за промежуток времени.

Пример: за месяц товарный остаток 50 единиц, ТЗср — 60 единиц К.Об=50/60=0,83. Получившееся значение меньше 1, показывает, что за выбранный отрезок времени позиция не была реализована полностью.

Есть одна сложность: расчет ТЗср идет в денежном выражении, прежде чем подставлять его в формулу, не забудьте поделить значение на закупочную цену единицы, чтобы получить количество.

3. Определяют количество дней, на которые хватит запасов, при отсутствии новых поставок. Для этого надо количество единиц, присутствующих на складе, разделить на число, отгружаемых в день.

Показатель позволяет оценить качество работы службы закупа, планировать поставки, оптимальный объем запаса. Это фактическое значение, его стоит сравнить с рекомендуемым, которое рассчитывается следующим образом: соотношение периодичности поставки определенной позиции (например 15 дней) к количеству дней в периоде (30 дней в месяце), умножают на сумму продаж за этот же период (например, 50 000 рублей в закупочных ценах) и на 0,5.

Пример. Ост=15/30*50 000*0,5=12 500, то есть по формуле между поставками на складе рекомендовано держать товара на 12,5 тыс. по закупочным ценам. Важно понимать, что такие расчеты лучше делать по группе товаров, или по каждому наименованию (по возможности).

4. Коэффициент сквозных продаж помогает планировать закупки. Идеальный вариант, когда соотношение остатки/реализация не менее 1,5; при значении больше 4 — склад перегружен этим видом продукции.

То есть, если за промежуток времени продается 100 единиц, то запас в этот же промежуток должен составить 150 единиц. Такое соотношение позволяет равномерно удовлетворять спрос, не заполняя помещение.

Как выжать из магазина максимум продаж

Повысить продажи можно с помощью систем лояльности, они позволяют мотивировать покупателя возвращаться снова, также инструменты привлечения в виде создания распродаж или акций на определенные группы товаров, аналитика которая позволит увидеть прибыль, рентабельность, выручку и прочие показатели с помощью которых будет видна картина текущих продаж и позволит повлиять на рост данных показателей.

5. Себестоимость единицы продукции или товара складывается из суммы постоянных и переменных затрат, помогает определить точку безубыточности.

К постоянным относятся расходы, регулярно возникающие во временной промежуток: налоги, зарплата персонала, не занимающегося производством, выплаты по банковским кредитам, оплата аренды и т.д.

Переменные затраты — исчезают при остановке производства (торговли), зависят от объемов продаж или выпуска продукции. Это расходы на закупку, транспортировку, хранение, зарплата производственного персонала.

Пример: зарплата продавца в розничной сети будет переменной затратой, а сторожа — постоянной.

6. Средний доход с единицы прайса или площади торгового зала. Помогает определить максимальный объем прибыли. Средний доход (выручка) для единицы продукции равен цене товара, а при оценке рентабельности торговой площади значение получают, разделив сумму выручки на количество квадратных метров.

Предельный доход складывается из разницы между предельной выручкой и максимальными затратами, показывает в какую сторону развивать существующий бизнес.

7. Время выполнения заказа: необходимо для грамотного управления товарными запасами, определяется от момента поступления заявки до прихода оплаты на расчетный счет, исчисляется днями. Знание этого параметра помогает определить реальные сроки в работе с поставщиками, покупателями.

8. Валовая прибыль нужна для подсчетов чистой прибыли, складывается из разницы стоимости реализованных позиций, и средств, потраченных на их покупку.

Пример: продано 8 ручек по 10 рублей, которые были куплены по 8 рублей. Валовая прибыль составит: 8*10-8*8=16 рублей.

9. Валовая маржа прямо пропорциональна валовой прибыли, устанавливается в процентах или относительных единицах. Если выручка 100 рублей (100%), себестоимость 80 рублей (80%), то валовая маржа 20% или 0,2. Соответственно, если валовая маржа 0,3, то это 30% от выручки.

10. Среднее время нахождения товара на складе (в магазине) или оборачиваемость товара. Один из важнейших показателей, характеризующих эффективность бизнес-процесса.

Подсчет делают по формуле: ОТдн= ТЗср * кол-во дней / Товарооборот за этот период. Для формулы берут цены складского учета. Если оборачиваемость позиции прайса превышает 120 дней, от нее лучше отказаться.

Пример: средний товарный запас мышеловок за месяц составил 100 штук, товарооборот 50 штук, ОТ=100*30/50=60 дней.

Перечисленные показатели позволят оценить качество работы торгового зала, складского подразделения розничного магазина, определить проблемы, найти пути их решения.

Чтобы в полной мере оценить все преимущества автоматизации склада используйте программу Бизнес.Ру. Программа обладает интуитивно понятным интерфейсом с возможностью настройки под пользователя. Вы сможете вести учет одновременно по нескольким складам, массово загружать остатки товара из Excel и быстро проводить инвентаризации. Попробуйте все возможности онлайн-сервиса для автоматизации складского учета Бизнес.Ру прямо сейчас >>>

При проведении эталонного тестирования результаты, полученные в ходе анализа эффективности работы, сравнивают с образцами, полученными лидерами отрасли. Методика работает во всех хозяйственных областях, необходимо только получить достоверные показатели для сравнения.

Эталонное тестирование важно проводить, беря за образец предприятие, максимально соответствующее параметрам исследуемого объекта: площадь, товарооборот, расположение (спальный район, центр), условия обслуживания, многое другое.

Нельзя «примерить» показатели отдельного магазина, принадлежащего крупной розничной сети, на единичную торговую точку. Разные отпускные цены, собственный или сторонний автопарк, многое другое, исказят результаты.

Когда проблема выявлена с помощью эталонного тестирования, определяют насколько она решаема, что надо сделать, чтобы приблизить собственные показатели к образцу.

Как небольшому магазину конкурировать с супермаркетом

В этом поможет сервис Бизнес.Ру, который позволит сформировать базу клиентов через систему лояльности, что в свою очередь позволит привлекать их к покупкам снова и снова в погоне за бонусами и специальными скидками для владельцев карт. Создайте счастливые часы для активизации продаж в не пиковое время. Работайте с остатками товаров правильно, система сама покажет какой минимум требуется заказать и сформирует заказ поставщику в 3 клика. Маленькие магазины могут конкурировать с сетями это доказано клиентами сервиса для товароучета Бизнес.Ру

Когда данные о качестве бизнес-процесса собраны, составлена целостная картина достоинств и недостатков, необходимо спланировать последовательность действий, повышающих эффективность работы.

Во время планирования пользуйтесь принципом Паретто: от 20% действий будет 80% отдачи.

Определить эти 20% — вот наиболее сложный этап, здесь можно воспользоваться помощью руководителей отделов, доведя до них результаты проверки.

Например, если одна из причин постоянных несостыковок — устаревшая система складского учета, возьмите в помощники не только заведующего складом, но и руководителя IT-службы. Общими усилиями решение будет найдено!

Еще один совет: вычленяйте из всего разнообразия нерешаемые задачи. При всем желании проложить новую железнодорожную ветку или автодорогу невозможно, а вот расчистить место на территории, где могут припарковаться фуры, свести в одном помещении бухгалтера, выписывающего товар и кладовщика, его отпускающего, вполне возможно.

После определения круга вопросов, составьте план решения, закрепите за каждым пунктом ответственное лицо, четко установите сроки выполнения. Только так желаемое станет действительностью.

Учитывайте, что разовой оценки складского бизнес-процесса мало, надо постоянно контролировать его, используя методику KPI или контроль по ключевым показателям, ежедневный мониторинг результатов исправлений. В этом случае эффективность работы структурного подразделения возрастет на 20-30%.

Читайте подробнее об организации работы склада:

источник