Меню Рубрики

Как провести анализ поступления налоговых платежей

Анализ показателей налоговых платежей и контрольной работы налоговых органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации

  • НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  • НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
  • НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
  • НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

Налоговая система современного государства выступает фундаментом финансовой политики. В связи с чем ее четкость и рациональность напрямую влияют как на экономический рост и потенциал страны, так и на ее непосредственное благосостояние и качество жизни населения. От рационального планирования и реализации налоговой политики во многом зависит выполнение возложенных на государство задач. Для государства в целом эффективность налоговой политики определяется как первостепенное увеличение доходов за счет налоговых поступлений (платежей), а также как развитие налогооблагаемой базы.

Изучив имеющиеся теоретические разработки и существующие точки зрения по обозначенной проблеме, можно рекомендовать следующий порядок выполнения анализа налоговых платежей:

  1. Анализ абсолютных и относительных показателей поступления налоговых платежей;
  2. Оценка структуры налоговых платежей;
  3. Анализ задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации.

Для проведения налогового анализа и использования его результатов необходимо располагать соответствующей информационной базой, что потребовало глубокого анализа действующего законодательства и финансово-экономической ситуации в стране.

Полученные результаты были изучены в динамике, что в дальнейшем может позволить эффективно осуществлять меры по налоговой оптимизации.

Итак, в таблице 1 рассмотрим абсолютные показатели поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Таблица 1. Абсолютные показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013-2015 гг., млрд. рублей

Абсолютное значение показателя

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организаций

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на доходы физических лиц

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Имущественные налоги в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добычу полезных ископаемых

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Утилизационный сбор
в федеральный бюджет

На основе представленных данных в таблице 1 можно сделать вывод, что поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по всем показателям имеют тенденцию к росту.

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 году поступило администрируемых федеральной налоговой службой доходов 13 788,3 млрд. рублей, или на 2461,10 млрд. рублей больше чем в 2013 году.

Рисунок 1. – Динамика поступлений налоговых платежей в бюджет РФ за 2013 – 2015 гг., млрд. рублей

Данная диаграмма наглядно показывает, что налоговые поступления как в консолидированные бюджеты субъектов РФ, так и в федеральный бюджет имеют положительную динамику или другими словами тенденцию к росту на протяжении всего исследуемого периода.

В таблице 2 рассмотрим с относительной стороны как изменялись налоговые платежи.

Таблица 2. Относительные показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013-2015 гг., млрд. рублей

Абсолютное значение показателя

Относительные показатели роста

Темп роста 2014 г. к 2013 г.

Темп роста 2015 г. к 2014 г.

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организаций

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на доходы физических лиц

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Имущественные налоги в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добычу полезных ископаемых

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Утилизационный сбор
в федеральный бюджет

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступления составили 12 670,2 млрд. рублей, что на 11,3%больше, чем в 2013 году. А в 2015 году поступило 13 788,3 млрд. рублей, или на 8,8% больше, чем в 2014 году.

Налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 372,8 млрд. рублей, или на 14,5% больше, чем в 2013 году, а в 2015 году на 9,5% больше, чем в 2014 году.

Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 688,7 млрд. рублей, или на 7,6% больше, чем в 2013 году и в 2015 году на 4,4% больше, чем в 2014 году.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2014 году поступило 2 181,4 млрд. рублей, или на 16,8% больше, чем в 2013 году. В 2015 году поступило 2 448,3 млрд. рублей, или на 12,2% больше, чем в 2014 году.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году составили 999,0 млрд. рублей, или на 4,9% больше, чем в 2013 году. В 2015 году поступления составили 1 014,4 млрд. рублей, или на 1,5% больше, чем в 2014 году.

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило на 6,1% больше, чем в 2013 году и в 2015 году на 11,9% больше, чем в 2014 году.

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 904,2 млрд. рублей, или на 12,8% больше, чем в 2013 году. А в 2015 поступило 3 226,8 млрд. рублей, или на 11,1% больше, чем в 2014 году.

В федеральный бюджет в 2014 года поступило на 14,7% больше, чем в 2013 году, и на 10,7% в 2015 году больше, чем в 2014 году.

В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2014 году поступило на 8,3% платежей больше, чем в 2013 году, и в 2015 году на 7,0% больше, чем в 2014 году.

Далее оценим структуру налоговых поступлений в бюджет России.

Таблица 3. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013-2015 гг. , млрд. рублей

Абсолютное значение показателя

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организаций

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на доходы физических лиц

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Имущественные налоги в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добычу полезных ископаемых

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Утилизационный сбор
в федеральный бюджет

Наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей за весь исследуемый период имеют

  • Налог на прибыль организаций – более 18%
  • Налог на доходы физических лиц – более 20 %
  • Налог на добычу полезных ископаемых– более 22%

Из общей суммы 2013 года поступления в федеральный бюджет составили 47,4 %, а в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –52,6%. Из общей суммы 2014 года поступления в федеральный бюджет составили 49%, а в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –51%. Из общей суммы 2015 года поступления в федеральный бюджет составили 49,9%, а в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –50,1%.

На диаграммах приставленных ниже отразим структуру поступлений администрируемых ФНС России доходов по уровням бюджета РФ

Рисунок 2. Структура поступлений администрируемых ФНС РФ доходов по уровням бюджета РФ в 2013 – 2015 гг.

Отдельно рассмотрим структуру налоговых платежей 2015 года на рисунке 3.

Формирование всех доходов в 2015 году на 80% было обеспечено за счет поступления НДПИ – 23%, налога на прибыль – 19%, НДФЛ – 20% и НДС – 18%. В 2014 году совокупная доля указанных налогов также составляла 80%.

Рисунок 3. Структура налоговых платежей в РФ в 2015 году, %

Далее в таблице 5 рассмотрим поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2015-2016 гг.

В консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. определилось администрируемых Службой доходов 4731,7 миллиардов рублей, или же на 3,5% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г.

Образование всех доходов в январе-апреле 2016 г. на 79% гарантированно за счет зачисления налога на прибыль в размере 23%, НДС — 21%, НДФЛ — 18%, НДПИ — 17%. В январе-апреле 2015 г. совокупная часть отмеченных налогов составляла 81%.

Налога на доход предприятий в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 1078,9 миллиардов рублей, или же на 6,8% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г. Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 862,6 миллиардов рублей, или же на 7,1% больше, нежели в январе-апреле 2015 г.

Таблица 5. Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2015-2016 гг., млрд. рублей

Всего поступило
в консолидированный бюджет РФ

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организаций

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на доходы физических лиц
в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Имущественные налоги
в консол-е бюджеты субъектов РФ

Налог на добычу полезных ископаемых

в консол-е бюджеты субъектов РФ

Утилизационный сбор
в федеральный бюджет

Налога на добавленную стоимость на товары (работы или услуги), реализуемые на территории России, в федеральный бюджет в январе-апреле 2016 г. зачислилось 986,4 миллиардов рублей, или же на 6,0% больше, нежели в январе-апреле 2015 г. Поступления в консолидированный бюджет России, по сводной группе акцизов, в январе-апреле 2016 г. составили 398,8 миллиардов рублей, или же на 18,7% больше, нежели в январе-апреле 2015 г.

Имущественных налогов в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 345,4 миллиардов рублей, или же на 0,5% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г.

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 801,8 миллиардов рублей, или же на 26,1% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г.

В федеральный бюджет России в январе-апреле 2016 г. определилось 2238,9 миллиардов рублей, что на 8,8% меньше по сравнению с января по апрель 2015 г. В консолидированные бюджеты субъектов России в январе-апреле 2016 г. определилось 2492,8 миллиардов рублей, или же на 1,8% больше по сравнению с января по апрель 2015 г.

Рассмотрим задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации за 2013 – 2015 гг.

Таблица 6. Структура задолженности перед бюджетной системой РФ, млрд р.

Совокупная задолженность перед бюджетной системой РФ (включая пени и налоговые санкции), всего

не подлежащая взысканию налоговыми органами

Отсроченная, реструктурированная задолженность

Взыскиваемая судебными приставами

Приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа

Приостановленная к взысканию по банкротству

Задолженность, невозможная к взысканию (подлежит списанию налоговыми органами)

В таблице показаны данные, отражающие структуру налоговой задолженности перед ФНС России по состоянию на отчетные даты: 1 января 2014 г., 1 января 2015 г. и 1 января 2016 г. Анализ структуры задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации показал, что общая задолженность за 2014 г. возросла на 2,28 %, а за 2015 г. ее объем сократился на 2,23 % (100% — 97,77%).

При этом тенденцию к росту имеют неурегулированная задолженность (9,84 и 0,44 % соответственно), приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа (1,84 и 0,54 % соответственно) и задолженность, невозможная к взысканию, т.е. подлежащая списанию налоговыми органами (33,6 в 2014 году). Из приведенных данных видно, что имеется негативная тенденция к росту неурегулированной налоговой задолженности.

Рисунок 4. Динамика совокупной задолженности перед бюджетной системой РФ за 2013 – 2015 гг.

Проанализировав показатели налоговых платежей перейдем к еще одному важному аспекту в деятельности ФНС – налоговому контролю.

Главная задача налоговых органов — контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Основной конфигурацией налогового контроля является налоговая проверка, которая предполагает собой действие налогового органа по контролю за точностью или правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет. Налоговые проверки в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах подразделяют на камеральные и выездные и регламентируются ст. 88 «Камеральная налоговая проверка» (далее КНП) и ст. 89 «Выездная налоговая проверка» (далее ВНП). Согласно своей эффективности и роли именно налоговые проверки занимают основное позиция из числа контрольных мероприятий налогового контроля.

Главным источником анализа налоговых проверок или показателей налогового контроля в Российской Федерации служит данные отчетов о результатах контрольной работы налоговых органов формы № 2-НК, размещенных на официальном сайте ФНС России (nalog.ru). Рассмотрим и проанализируем показатели налогового контроля за 2013 – 2015 гг.

Таблица 7. Показатели налогового контроля проведенного в России в 2013 году

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей

источник

магистрант, экономический факультет ВГУ,

канд. экон. наук, доцент ВГУ,

Налоговые поступления являются главным источником доходов любого современного государства, так как они позволяют обеспечивать обороноспособность страны, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансирование государственных программ, поддерживать правопорядок, а также способствует постоянному социальному и экономическому росту страны.

На данном этапе развития Российской Федерации разработка и создание налоговой системы, удовлетворяющей всем требованиям, является первоочередной задачей. Важную роль в формировании налоговой системы играет анализ налоговых поступлений, так как конечный результат позволяет, провести оценку поступлений, изучить их динамику и структуру, что в свою очередь способствует выявлению взаимосвязи между направлениями налоговой политики и поступлениями налогов и сборов в бюджет.

Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему можно охарактеризовать как подсистему налогового администрирования, представляющую собой относительно самостоятельную функцию налоговых органов по изучению и оценке объемов, динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет и государственные внебюджетные фонды во взаимосвязи с оценкой состояния и развития социально-экономического положения страны, территорий, крупнейших и бюджетообразующих налогоплательщиков под воздействием происходящих изменений в налоговой политике, законодательстве о налогах и сборах, мотивации поведения налогоплательщиков.

Проведем вертикальный и горизонтальный анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ в 2012–2016 гг. Расчеты сведем в аналитические таблицы 1 и 2.

Читайте также:  Папилломы на шее какие анализы сдавать

Динамика поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет России в 2012-2014 гг. (млрд. р.)

Изме-нение за год (+, -)

Темп дина-мики, %

Изме-нение за год (+, -)

Темп дина-мики, %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

налог на имущество физических лиц;

налог на имущество организаций

транспортный налог с организаций;

транспортный налог с физических лиц

Налог на добычу полезных ископаемых, из него:

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

Динамика поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет России в 2015-2016 гг. (млрд. р.)

Изменение за год

Темп динамики, %

Изменение за год (+, -)

Темп динамики, %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

Имущественные налоги, из них:

налог на имущество физических лиц;

налог на имущество организаций

Транспортный налог, из него:

транспортный налог с организаций;

транспортный налог с физических лиц

Налог на добычу полезных ископаемых, из него:

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

Из аналитических таблиц 1 и 2 видно, что налоговые поступления имеют тенденцию роста. Наибольшее увеличение произошло в 2014 году, которое составило 11,9 % по сравнению с предыдущим 2013 годом, за счет значительного увеличения поступления налога на прибыль организации (14,5 %), налога на имущество физических лиц, составившее 21,7 %, и налога на добавленную стоимость (16,8 %). В последующие годы темп динамики был положительным, но в процентном соотношении меньшим, чем в 2014 году. В целом за анализируемые 5 лет, налоговые поступления в бюджет РФ возросли на 32,15 %, что в денежном эквиваленте составило 694,6 млрд. руб.

Отрицательная динамика налоговых поступлений наблюдается в 2013 и 2016 годах. В 2013 году произошло резкое сокращение поступлений в бюджет по налогу на прибыль организаций на 12 %, что составило 283,7 млрд. руб. и по НДС на 8,9 % (17,9 млрд. руб.). В 2016 году заметно сокращаются поступления налога на добычу полезных ископаемых на 9,2 %, при этом снижается поступления от добычи нефти, но растут на 48,8 % поступления от добычи газового конденсата. Также незначительные изменения произошли по поступлениям от транспортного и имущественного налогов. Во всех остальных случаях наблюдается положительная динамика.

В соотношении налоговых доходов 2016 года к 2012 наибольший рост наблюдается по акцизам — 65,12 %, имущественным налогам — 42,23 % и налогу на добавленную стоимость — 40,89 %.

Также значительное увеличение произошло конкретно по налогу на имущество физических лиц – 105,11%, транспортному налогу с физических лиц – 62,26 % и НДПИ, за счет уплаты налога на добычу газа горючего и газового конденсата.

Для наглядности представим динамику налоговых поступлений (рис. 1).

а) всего поступило в бюджет РФ;

б) поступило в бюджет РФ по видам налогов

Рисунок 1. Динамика налоговых поступлений

Важно заметить, что с 2014 года в структуру налоговых поступлений включается утилизационный сбор – разовый платеж в пользу государства, взимаемый с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья, который, в свою очередь имеет прогрессирующую тенденцию роста.

Для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить не только анализ налоговых поступлений в бюджет, но и анализ задолженностей по налогам.

Налоговая задолженность до сих пор является не решенной экономической проблемой налоговой политики государства. Каждый год растет ее абсолютное значение, снижающее объем финансовых ресурсов России в целом и ограничивающее возможности решения и развития социальных программ.

Основной причиной возникновения налоговой задолженности в анализируемый период является ухудшение финансового положения налогоплательщиков, в связи с общим экономическим кризисом в стране.

Проведем анализ задолженностей по налогам в бюджет РФ за исследуемый период 2012-2016 гг. (см. табл. 3,4).

Задолженность по налогам в бюджет Российской Федерации в 2012-2014 гг.

Задолженность по налогам в бюджет Российской Федерации в 2015-2016 гг.

по состоянию на

по состоянию на

Всего по России

Всего по России

Задолженность по:

в % к 2014 г.

Задолженность по:

в % к 2015 г.

Налогу на доходы физических лиц

Налогу на доходы физических лиц

Транспортному налогу, в том числе:

Транспортному налогу, в том числе:

Земельному налогу, в том числе:

Земельному налогу, в том числе:

Налогу на добычу газа горючего природного

Налогу на добычу газа горючего природного

Налогу на добычу газового конденсата

Налогу на добычу газового конденсата

Как видно из представленного в таблицах 3 и 4 анализа, задолженность по налогам имеет постоянную тенденцию роста, при чем практически по каждому налогу. Исключением была задолженность по налогу на добычу газового конденсата, по которой наблюдается высокая амплитуда: в 2014 году снизилась на 22,17 %, в 2015 году ее снижение составило 56,99 %, тем не менее к 2016 году задолженность по данному налогу значительно возросла.

Наибольший размер среди остальных имеют задолженности по налогу на доходы физических лиц, налог на имущество по юридическим лицам и основную долю задолженности составляет транспортный налог. По всем перечисленным задолженностям наблюдается низкая амплитуда изменений. В свою очередь мы наблюдаем значительную динамику роста по задолженности по налогам на добычу полезных ископаемых, в частности по налогу на добычу нефти в 2016 году произошло увеличение на 51,46 %, на добычу газа горючего в 2014 и 2015 годах процент увеличения неумолимо растет.

Для наглядности представим динамику задолженности за анализируемый период в соответствии с рисунком 2.

а) задолженность по налогам в бюджет РФ;

б) задолженность по видам налогов в бюджет РФ;

Рисунок 2. Динамика задолженности по налогам 2012-2016 гг.

Таким образом, из представленного выше анализа видно, что параллельно с ростом поступлений в бюджет Российской Федерации, по всем видам налогов, растет и задолженность по ним. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется, прежде всего, ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Помимо этого, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц влияет растущий уровень налоговой нагрузки.

Налоговая задолженность негативно влияет на экономику страны, так как не в полной мере обеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и ограничивает государство в возможности выполнения социальных программ.

Своевременный и жесткий контроль со стороны налоговых структур за деятельностью налогоплательщиков даст возможность снизить недоимки бюджета. При этом, особое внимание должно уделяться проведению своевременных принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами.

Вывод: проведение анализа налоговых поступлений — неотъемлемая часть налоговой политики государства. Несмотря на это, для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить анализ задолженностей по всем видам налогов. Качественно проведенная аналитическая работа предоставляет возможность для извлечения максимальной выгоды из налоговых поступлений.

источник

Целью данного анализа является принятие управленческих решений на основе получения комплексной аналитической информации, необходимой для их принятия. Как правило, выделяют внутренних и внешних пользователей этой аналитической информации.

Внутренним пользователем является руководство ФНС России, которому аналитическая информация необходима при принятии управленческих решений, касающихся установления и корректировки заданий по мобилизации контролируемых налогов и сборов, доводимых до Управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.

Внешними пользователями комплексной аналитической информации являются Правительство Российской Федерации и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, принимающие управленческие решения по формированию доходов бюджета и вырабатывающие меры по увеличению поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Анализ налоговых поступлений состоит из следующих направлений:

— анализ поступлений налогов и сборов в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, по уровням бюджетной системы, по отраслям, по видам и группам налогов;

— анализ выполнения задания по мобилизации в федеральный бюджет контролируемых ФНС России налогов и сборов по Российской Федерации и по УФНС России по субъектам Российской Федерации в целом и по видам налогов;

— анализ задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям и ее структуры по Российской Федерации в целом и по субъектам, отраслям, видам и группам налогов;

— анализ применяемых методов налогового администрирования в целях принудительного взыскания задолженности или ее реструктурирования.

Анализ поступлений налогов и сборов начинается с исследования общих показателей, таких, как поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет страны в целом по Российской Федерации (по субъекту Российской Федерации). При его проведении используется данные статистической налоговой отчетности по форме № 1 — НМ (раздел 1).

Прежде всего рассматривается общий объем поступлений налоговых и неналоговых доходов нарастающим итогом с начала года за весь отчетный период.

Сам по себе объемный показатель не имеет большой ценности, поэтому отслеживается его динамика: рассчитываются темпы роста поступлений налогов и сборов за текущий период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Затем сопоставляются темпы роста поступлений каждого из предыдущих периодов по отношению друг к другу. Сравнение этих темповых показателей позволяет определить тенденцию изменения поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет.

Данная тенденция оценивается с применением двух основных показателей:

1. Валовой внутренний продукт (ВВП).

2. Индекс потребительских цен (ИПЦ) — инфляция.

ВВП используется при расчете удельного веса поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет в объеме ВВП. При этом показатель отношения объема поступивших налогов и сборов к ВВП характеризует налоговую нагрузку. Одновременно при анализе этого показателя за ряд лет можно сделать вывод о повышении (снижении) уровня собираемости налогов.

ИПЦ используется при выявлении действительных тенденций в изменении динамики поступлений налогов. С помощью ИПЦ определяется темп роста поступлений налогов в реальном выражении. Вычислить его можно путем деления темпа роста поступлений налогов на ИПЦ, выражающий уровень инфляции, и полученный результат умножить на 100.

Пример: Предположим, в исследуемом году темп роста налоговых поступлений в целом по России составил Тр = 132%, а ИПЦ = 108,6%, тогда:

Темп роста поступлений налогов и сборов в реальном выражении составил 121,5%. Иными словами, за год налоговые поступления выросли в действительности на 21,5%.

Величина ТR = 121,5% > 100% указывает на то, что рост поступлений налогов и сборов произошел за счет не только инфляции, но и других факторов (улучшение налогового администрирования, изменений в законодательстве о налогах и сборах и др.).

Таким образом, для анализа используются следующие показатели:

— объем поступлений налогов и сборов;

— темп роста поступлений налогов и сборов в номинальном выражении Тр ;

— темп роста поступлений налогов и сборов в реальном выражении ТR ;

— индекс потребительских цен ИПЦ (инфляция);

— темп роста ВВП (всегда приводится органами государственной статистики в реальном выражении, т.е. с учетом индекса-дефлятора);

— налоговая нагрузка на ВВП (ВРП).

С помощью указанной системы показателей проводится сравнительный анализ. Его этапы:

1. Сравнение темпа роста поступлений налогов и сборов в реальном выражении с темпом роста ВВП и заключение о том, что произошел (или не произошел) реальный рост поступлений.

2. Анализ темпа роста поступлений налогов и сборов в реальном выражении (в сравнении со 100%) на предмет причин его роста.

3. Сравнение налоговой нагрузки на ВВП (ВРП) в текущем и предыдущем году. На основании разницы этих показателей определяется, насколько она выросла или сократилась, что косвенно характеризует изменение уровня собираемости налогов и сборов.

4. Анализ структуры консолидированного бюджета по видам налогов. Определяется, за счет поступлений каких основных налогов он формируется. Рассчитывается суммарная доля этих налогов и конкретный вклад каждого налога в формирование консолидированного бюджета. При этом приводятся не только относительные показатели (удельный вес поступлений по налогу в общих поступлениях в консолидированный бюджет и их динамика), но и абсолютные показатели поступления того или иного налога.

5. Анализ темпов роста поступлений по различным видам налогов. Если по какому-либо налогу произошло снижение объема поступлений или темпа их роста, то данный факт подвергается тщательному изучению в целях выявления причин, приведших к снижению.

6. Анализ поступлений налогов и сборов в территориальном разрезе. Если это анализ в целом по Российской Федерации, то анализируются поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет по субъектам Российской Федерации, а если это анализ на региональном уровне, то анализируются поступления налогов и сборов по территориальным единицам (районам, инспекциям) субъекта РФ.

7. Анализ поступлений налогов и сборов по крупнейшим и основным налогоплательщикам, определение их вклада в объем поступлений в целом по Российской Федерации (региону).

Отраслевой анализ поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет осуществляется по следующим направлениям:

— поступления по отраслям экономики и промышленности;

— темпы роста по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года;

— изменение доли отрасли в общей сумме налогов в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года.

Аналогичные исследования проводятся и по задолженности, за исключением темповых показателей, поскольку при анализе задолженности используется показатель темпа роста не к соответствующему периоду предыдущего года, а по отношению к началу года, т.е. прослеживаются изменения за период с начала года.

Проводится также анализ динамики поступлений и задолженности в отраслевом разрезе по видам налогов, в том числе оценивается влияние изменений, внесенных в законодательство о налогах и сборах.

Исследуется динамика поступления и задолженности по налогам и сборам каждой отдельной отрасли в сопоставлении с динамикой общеэкономических показателей (динамики производства, уровнем инфляции).

В отраслевом анализе на региональном уровне используются следующие показатели:

— валовой региональный продукт;

— объем выпуска промышленной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении в разрезе основных отраслей промышленности;

Читайте также:  Как делается генетический анализ при беременности

— место и роль региона в общей и отраслевой системе экономики России (в том числе, удельный вес отрасли);

— выручка от реализации продукции, работ и услуг;

— объемы дебиторской и кредиторской задолженности;

— финансово-экономическое состояние предприятий основных отраслей региона, в том числе, количество и соотношение прибыльных и убыточных предприятий;

— крупнейшие налогоплательщики региона;

— объемы экспортных поставок в разрезе отраслей экономики региона;

— налоговая нагрузка в стоимостном и натуральном выражениях;

— налоговая нагрузка на отрасли по начисленным платежам и фактическим поступлениям;

— уровень собираемости налогов по отдельным предприятиям отрасли.

Все приведенные показатели необходимо соотносить с общероссийскими.

Эти показатели образуют целостную систему и позволяют выявить причины неравномерной налоговой нагрузки на предприятия одной отрасли, расположенные как в одном, так и в разных регионах.

Анализ поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет осуществляется по аналогичной схеме.

Анализ выполнения налоговыми органами установленного задания по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов.

Анализ выполнения задания осуществляется по следующим направлениям:

1. Расчет процента выполнения задания. Приводится установленное задание по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на отчетный период (нарастающим итогом), фактические поступления, рассчитывается процент выполнения задания и определяется сумма дополнительно полученных доходов (недополученных доходов) федерального бюджета.

2. Определение показателя отношения поступлений налогов и сборов к ВВП и рассмотрение данного показателя в динамике.

3. Сравнение процента выполнения задания и показателя налоговой нагрузки в динамике. Ситуация, когда при невыполнении задания показатель налоговой нагрузки на ВВП в отчетном периоде текущего года превышает показатель предыдущего года, указывает на то, что, несмотря на невыполнение установленного задания, уровень собираемости налогов возрастает, что позволяет положительно оценить результаты деятельности налоговых органов.

4. Анализ помесячной динамики выполнения совокупного задания.

5. Определение перечня Управлений ФНС России (при анализе на федеральном уровне) либо Инспекций ФНС России (при анализе на региональном уровне), не выполнивших установленного задания, с указанием уровня выполнения задания и суммой недополученных налогов и сборов.

6. Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9091 — | 7271 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

В том, что касается перечня местных доходов, законодательство на протяжении последних лет практически неизменно. Поэтому сумма налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований остается относительно постоянной величиной. Не претерпевает серьезных изменений и структура доходов. Стабильность налогового законодательства дает возможность прогнозировать ежедневные поступления в городской бюджет.

Владимир Николаевич БОГДАНЦЕВ,
начальник финансового управления администрации города Орска Оренбургской области

Сегодня в обязанности руководства муниципалитета входит координация деятельности по взиманию недоимки с налогоплательщиков территории во все уровни бюджетов бюджетной системы. В городе Орске создана и успешно работает межведомственная комиссия по стабилизации экономики. В состав данной комиссии входят представители администрации города, инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску, внебюджетных фондов, федеральных служб. По итогам работы комиссии в бюджеты всех уровней ежегодно поступает дополнительно порядка 1% от всех налоговых и неналоговых доходов, собираемых на территории города. Аналогичные комиссии созданы и в той или иной мере успешно функционируют во многих регионах и муниципалитетах. Поэтому сделаем акцент не на работе по взысканию недоимки, а на обеспечении точности прогнозирования объема поступлений налоговых и неналоговых платежей в бюджет и оперативности получения информации о поступивших доходах, что является определяющим фактором качественной организации бюджетного процесса.

Контролировать исполнение бюджета можно ежедневно, еженедельно, ежемесячно и ежеквартально, но необходимо выстроить такую систему анализа, с помощью которой можно было бы более точно спрогнозировать поступление доходов в бюджет в текущем финансовом году с целью оценки возможности исполнения принятых обязательств. Это стало возможным благодаря межведомственному взаимодействию между структурами, участвующими в процессе исполнения бюджета. В соответствии с приказом Минфина России от 18 декабря 2013 года № 125 финансовые органы могут получать ранее недоступную для анализа информацию от Федерального казначейства о фактически уплаченных суммах налоговых и неналоговых платежей в разрезе плательщиков.

На основе данных налоговой службы о количестве налогоплательщиков с разбивкой по видам деятельности, суммах налога, полученного от той или иной категории плательщиков, и информации Федерального казначейства мы по каждому доходному источнику разработали индивидуальную аналитическую таблицу.

К основным налоговым источникам, определяющим объем доходной части муниципального бюджета, относятся налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, налоги на имущество. Из перечисленных платежей меньше всего на изменения экономической ситуации реагируют имущественные налоги, поскольку для каждого плательщика они имеют фиксированную налогооблагаемую базу и ставку. А вот налог на доходы физических лиц и налоги на совокупный доход тесно связаны с состоянием экономики. Поэтому остановлюсь подробнее только на этих крупных доходных источниках.

Необходимо отметить, что анализ проводился в два этапа: на первом использовался общий подход ко всем налогам, на втором рассматривались особенности уплаты налогов в зависимости от категории налогоплательщиков. Задачей первого этапа являлось более точное формирование кассового плана по доходам на очередной финансовый год. Для этого были использованы данные о фактически уплаченных суммах в местный бюджет по каждому налогу начиная с 2012 года. Мы сделали помесячную разбивку поступлений по каждому налоговому источнику, вывели средний ежемесячный процент поступлений за последние три года. Это позволило более точно спрогнозировать кассовый план поступления доходов по месяцам. Итоги 2015 и 2016 годов показали, что такой подход дает низкую погрешность. На втором этапе был проведен более детальный анализ.

Первоначально мы разбили плательщиков НДФЛ на три основные группы:

  • крупные предприятия города;
  • государственные и муниципальные учреждения и предприятия, находящиеся на территории города;
  • прочие налогоплательщики (в нашем случае это в основном малый и средний бизнес).

Затем провели оценку удельного веса каждой группы в структуре НДФЛ. По каждой группе ежемесячно формируются данные о фактически уплаченных суммах в бюджет города Орска (таблица 1). Анализ фактических поступлений по каждой группе на предмет изменения (рост или снижение) суммы уплаты налога по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, расчет удельного веса группы в составе налога позволили более точно спрогнозировать ожидаемые поступления НДФЛ в текущем финансовом году как по каждой группе, так и в целом по налогоплательщикам.

Кроме того, изучение поступлений по каждой группе показало, как состояние экономики влияет на работу каждого крупного предприятия: оно полноценно живет и продолжает развиваться или же пытается выжить и переждать экономический кризис. Отпала необходимость обращаться непосредственно на предприятия (руководство которых неохотно предоставляет информацию о своих планах) для того, чтобы определить влияние тенденции изменения фонда труда на объем НДФЛ. Ежемесячно исходя из имеющихся данных и с учетом данных статистической отчетности мы можем просчитать корректировки ожидаемых поступлений налога по соответствующей категории налогоплательщиков.

Анализ позволил определить уровень защищенности работников бюджетной сферы, изменение размера заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях города, оценить, как выполняются майские указы Президента РФ. Мы смогли узнать и уровень стабильности заработной платы, выплачиваемой в сфере среднего и малого бизнеса, проследить влияние экономической ситуации на этот показатель, увидеть, как выживает субъект малого и среднего предпринимательства, экономит ли на выплате заработной платы своим работникам. В итоге при объединении результатов анализа по всем этим направлениям мы получили реальную картину по ожидаемым поступлениям в текущем финансовом году налога на доходы физических лиц.

При проведении анализа по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (таблица 2), использовались данные о ежемесячных фактических поступлениях налога в городской бюджет и данные отчетности налоговой службы в разрезе налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Для анализа поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, также использовались данные о ежемесячных фактических поступлениях налогов в городской бюджет (таблица 3). Подход ко всем категориям налогоплательщиков единый. Из отчетности налоговой службы выбираются сведения о количестве налогоплательщиков по каждому налогу и сумме фактически уплаченного налога. Все вместе это позволяет определить сумму налоговой массы, приходящейся на одного плательщика, и проследить ее изменение, характеризующее снижение или увеличение налогового бремени на одного налогоплательщика в течение анализируемого периода. Также мы запрашиваем информацию у налогового органа о фактически уплаченных суммах налога по основным видам предпринимательской деятельности (таблица 4).

Систематизация данной информации позволяет отслеживать направление развития малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования в зависимости от экономической ситуации. Мы получаем ответ на вопрос, какой вид деятельности развивается, а какой идет на спад, и возможность спрогнозировать отклонение поступлений налогов на совокупный доход в текущем году от запланированных ранее показателей при формировании бюджета.

Анализ показал, что в нынешних экономических условиях прослеживается тенденция перехода налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения, с объекта налогообложения «доходы» на объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Подтверждать расходы стало значительно легче, потому что они существенно увеличились в денежном выражении.

Результат проводимого анализа позволил:

  • оценить ситуацию по отдельным видам деятельности среднего и малого бизнеса;
  • более точно прогнозировать поступление доходов в бюджет по данному источнику.

Подробный анализ фактических поступлений дает возможность ежемесячно видеть реальную картину поступлений платежей в бюджет и понимать причины их снижения. Ведь не всегда уменьшение поступлений по доходам в каком-то месяце можно рассматривать как катастрофу — возможно, следующий месяц восполнит эти потери. Такой принцип анализа по рассмотренным налогам можно адаптировать и на другие налоговые и неналоговые платежи.

Проведенная работа по анализу доходов местного бюджета стала возможной во многом благодаря сотрудничеству администрации города Орска и инспекции ФНС по городу Орску. Сотрудники налоговой службы принимают активное участие в разработке проектов решений городского Совета депутатов, касающихся налогов, оперативно предоставляют информацию о поступлениях налогов в городской бюджет и их возврате, о задолженности, а также отвечают на вопросы, возникающие в процессе исполнения бюджета города.

Большая практическая помощь со стороны ИФНС была оказана при разработке и принятии проекта решения городского Совета об установлении налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов. Специалисты ИФНС провели анализ налогооблагаемой базы, в результате которого не только были установлены налоговые ставки, но и выявлены проблемы, которые возникнут при исчислении налога в новых условиях. Также в настоящее время Федеральной налоговой службой разработано и внедряется программное обеспечение «Анализ имущественных налогов». Данный программный продукт предоставляет информацию для следующих целей:

  • анализа качества и полноты сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории конкретных муниципальных образований, для принятия административных решений по их вовлечению в налоговый оборот;
  • анализа и прогнозирования налоговых поступлений по местным налогам с физических лиц, в том числе с учетом моделирования ставок и льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц;
  • моделирования поступлений налога на имущество физических лиц и земельного налога после получения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества от органов Росреестра.

Таблица 1. Анализ налога на доходы физических лиц

источник

«Налоги и налогообложение», 2008, N 5

Большое место в деятельности налоговых органов занимает анализ налоговых поступлений в бюджетную систему. Анализ поступлений налогов и сборов в бюджетную систему проводится систематически на всех уровнях Федеральной налоговой службы. Сложившаяся практика анализа налоговых поступлений как функции налогового администрирования нуждается в теоретическом обобщении и освещении наиболее распространенных методов его осуществления управленческими структурами налоговых органов. Рассмотрению данных вопросов посвящена настоящая статья.

Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему можно охарактеризовать как подсистему налогового администрирования, представляющую собой относительно самостоятельную функцию налоговых органов по изучению и оценке объемов, динамики и структуры налоговых поступлений в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды во взаимосвязи с оценкой состояния и развития социально-экономического положения страны, территорий, крупнейших и бюджетообразующих налогоплательщиков под воздействием происходящих изменений в налоговой политике, законодательстве о налогах и сборах, мотивации поведения налогоплательщиков.

Содержание анализа определяется его целями и задачами. Можно сформулировать следующий перечень задач анализа налоговых поступлений, характерный для всех уровней налоговых органов:

  • осуществить контроль за выполнением планов, прогнозов налоговых поступлений в бюджетную систему, полнотой использования налогового потенциала;
  • выявить тенденции в поступлении налогов в целом по администратору за определенный период времени;
  • определить факторы, повлиявшие на фактическое поступление в сравнении с начисленным объемом по отдельным видам налогов в разрезе видов экономической деятельности за отчетный период;
  • установить причины недопоступления начисленных налогов (по видам налогов и в разрезе видов экономической деятельности, категорий налогоплательщиков);
  • сравнить намечаемое и фактическое поступление налогов в связи с изменением налогового законодательства;
  • оценить эффективность принятых налоговыми органами различных мер, направленных на увеличение поступлений налогов и сборов (совершенствование взаимодействия с налогоплательщиками, улучшение методик камеральных проверок и т.п.);
  • оценить в целом деятельность налоговых органов (нижестоящих) по мобилизации налоговых поступлений;
  • формирование информационной базы для прогнозирования и планирования налоговых поступлений: динамических рядов, регрессионных моделей и др.;
  • разработка проектов решений по мобилизации налоговых поступлений в планируемом периоде.

Процесс анализа налоговых поступлений должен соответствовать определенным методологическим принципам, присущим экономическому анализу: научный характер, комплексность и системный подход, объективность, действенность, систематичность и эффективность. Данные принципы широко освещены в специальной литературе по экономическому анализу .

См. напр.: Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. — 12-е изд., испр. и доп. — М.: Новое знание, 2006. С. 8 — 9.

Для более полного понимания содержания задач анализа налоговых поступлений рассмотрим классификацию его видов.

Читайте также:  Медицинская книжка какие должны быть анализы

По признаку времени следует различать ретроспективный (оперативный и итоговый анализ) и перспективный (предварительный). Оперативный анализ проводится ежемесячно для оценки хода поступления налоговых доходов и принятия корректирующих мер при выявлении отклонений фактических показателей от заданных параметров. Итоговый анализ позволяет изучить результаты за более продолжительный период времени: квартал, полугодие, 9 месяцев, год, ряд лет. Данный анализ отличается комплексностью, возможностью выявления тенденций.

По субъектам (пользователям) анализа различают: внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится непосредственно в налоговых органах. Внешний анализ осуществляется на основании действующей статистической и налоговой отчетности исполнительными органами государственного управления (министерствами, ведомствами, службами, агентствами); научными учреждениями; объединениями предпринимателей и другими заинтересованными структурами общества.

По методике исследования налоговых поступлений можно выделить следующие виды: количественный и качественный анализ. Количественный анализ основан на количественных сопоставлениях показателей и факторов, оказывающих влияние на полученные результаты. Качественный анализ — это способы исследования, основанные на экспертных оценках процессов, происходящих в сфере налогообложения.

По степени охвата объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе изучаются все налоговые поступления от всех субъектов, участвующие в формировании налоговых поступлений на определенной территории. При выборочном анализе исследуют результаты налоговых поступлений по определенным видам налогов и сборов (или их группам) в отношении конкретных категорий налогоплательщиков (по объему налоговых платежей, относящихся к определенным видам экономической деятельности, и другим признакам).

К методологическим аспектам анализа налоговых поступлений относятся виды и содержание используемых методов анализа. В настоящее время используются различные методы анализа налоговых поступлений, которые можно объединить в две группы: количественного и качественного анализа.

К методам количественного анализа следует отнести:

  • метод сравнений, сопоставлений;
  • метод структурного исследования;
  • метод использования интегральных показателей;
  • метод факторного анализа;
  • метод группировок.

Методами качественного анализа являются:

  • метод экспертных оценок;
  • метод наблюдений;
  • метод косвенных оценок налогового потенциала.

Метод сравнений (сопоставлений) используется для оценки фактических поступлений налогов и сборов по сравнению с чем-то (с начисленными платежами, предыдущими периодами, запланированными объемами и др.), налоговым потенциалом, а также изучения тенденций налоговых поступлений путем сопоставления темпов роста, изменения структуры налоговых поступлений. С целью получения объективных выводов сравниваемые показатели должны быть сопоставимы с точки зрения действующего законодательства о налогах и сборах, отраслевых и региональных особенностей. При построении динамических рядов делаются поправки на уровень инфляции.

В анализе налоговых поступлений широко используется метод структурного исследования, в частности изучается структура:

  • налоговых поступлений по уровням бюджетной системы (консолидированный бюджет страны, федеральный бюджет, консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации; республиканские, областные и краевые бюджеты, бюджеты муниципальных образований);
  • поступлений по видам и группам налогов (прямые и косвенные; имущественное налогообложение и налогообложение доходов; налоги в сфере природопользования и др.);
  • налоговых поступлений в разрезе видов экономической деятельности, отраслей;
  • поступлений налогов и сборов от субъектов: организаций, физических лиц;
  • налоговых поступлений в территориальном разрезе (по субъектам Российской Федерации, федеральным экономическим округам, муниципальным образованиям).

Метод факторного анализа представляет собой декомпозицию изменения объема поступлений налогов и сборов по сравнению с базовым периодом по факторам, определившим это изменение. Этот метод ставит целью объяснить текущую динамику налоговых поступлений исходя из текущих макроэкономических тенденций и выявить причины изменения объема поступлений налогов и сборов по сравнению с базовым периодом. В основе пофакторного анализа лежит задача моделирования налоговых поступлений, которая в значительной степени сводится к моделированию динамики базы налогообложения в зависимости от различных макро- и микроэкономических параметров. При этом наиболее важным является оценка воздействия экономической активности на налоговые поступления, то есть рассмотрение показателей, непосредственно влияющих на базу налогообложения, а соответственно, и на уровень поступлений. Основой подхода к пофакторному анализу служит выявление объективных (изменение результатов экономической деятельности, изменение налогового законодательства и др. факторов) и субъективных факторов (поведение налогоплательщиков, должностных лиц налоговых органов).

Метод использования интегральных показателей в общем виде состоит в обосновании таких показателей и разработке методики их исчисления.

Применительно к анализу налоговых поступлений широко используется показатель «налоговая нагрузка» как в практической деятельности государственных структур, в том числе налоговых органов, так и научных исследованиях. Наиболее распространенный способ расчета данного показателя — это процентное отношение налоговых поступлений (начислений) к валовому региональному продукту. УФНС России также используют в анализе показатели налоговой нагрузки на отрасль, вид экономической деятельности (копеек с 1 руб. объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами). Значение данных показателей повышается в проведении анализа и в целом в налоговом администрировании в связи с принятием новой Концепции планирования налоговых проверок , предполагающей использование налоговыми органами и налогоплательщиками Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, в число которых входит и налоговая нагрузка.

Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ // Документы и комментарии. 2007. 13 июн.

Одним из современных интегральных показателей, используемых в анализе налоговых поступлений, является комплексный коэффициент определения уровня налогового риска . Данный коэффициент позволяет оценить вероятность возможного как законного, так и незаконного занижения налогоплательщиком налоговой базы либо налоговых баз одновременно по нескольким налогам, а также предполагаемое изменение налогового потенциала администрируемого хозяйствующего субъекта исходя из комплексного анализа особенностей его хозяйственной деятельности и финансово-экономического состояния.

Данный коэффициент разработан на базе коэффициента налоговой лояльности, подробнее см. Юрзинова И.Л. Налоговая политика и оценка ее влияния на экономическое развитие регионов Российской Федерации — М., 2006.

В процессе анализа налоговых поступлений целесообразно использовать экономико-статистический метод группировок. Могут использоваться группировки УФНС России; ИФНС России; организаций по различным признакам (видам и объемам деятельности); населения, занятого в экономике, по уровню доходов и др. Например, при подготовке информационной базы для планирования налоговых поступлений по налогу на имущество организаций следует осуществить группировку организаций по степени износа основных средств .

Подробнее см. в публикации: Гафурова Ф.К. Сравнительный анализ налоговой базы по налогу на имущество организаций // Налоговая политика и практика. 2007. N 11. 96156

Для оценки качества планирования налоговых поступлений налогов в регионе следует произвести объединение ИФНС в группы, сформированные по уровню отклонений фактического поступления от планового (в %). Такая группировка покажет разброс отклонений и частоту повторений в каждой группе.

В качестве примера, иллюстрирующего метод группировок, нами использованы данные по одному из субъектов Федерации о выполнении плана налоговых поступлений в разрезе ИФНС. По ним проведена группировка ИФНС по уровню выполнения плана налоговых поступлений по данным за 2006 г. (см. табл. 1).

Таблица 1. Структура существенных отклонений (фактических от плановых) поступлений налоговых платежей в бюджетную систему субъекта Федерации по ИФНС

Примечание: Группировка проведена на материалах конкретного субъекта РФ, однако здесь его название не приводим.

Метод группировок позволил определить количество ИФНС по муниципальным образованиям, имеющих весьма значительные отклонения фактического поступления налоговых поступлений от плановых (от 10,1 и более процентов). Вполне очевидные выводы состоят в том, что качество планирования налоговых поступлений невысокое: более половины ИФНС имеют отклонение (+, -) 10,1 и более процентов.

Анализ налоговых поступлений проводится по следующим основным направлениям:

  • оценка выполнения контрольных показателей в целом по налоговому органу, в разрезе налогов и сборов ежемесячно и нарастающим итогом за год, в целом по территории и в разрезе видов экономической деятельности;
  • анализ динамики налоговых поступлений в целом по налоговому органу (нижестоящим налоговым органам), в разрезе налогов и сборов ежемесячно и нарастающим итогом за год, в целом по территории и в разрезе видов экономической деятельности;
  • исследование изменения структуры налоговых поступлений по видам налогов и видам экономической деятельности за отчетный период и в динамике за ряд лет под влиянием происходящих социально-экономических процессов в стране, в регионе, изменений в законодательстве о налогах и сборах;
  • анализ динамики задолженности в течение года;
  • анализ налоговой нагрузки.

Последовательность проведения анализа налоговых поступлений может быть представлена в виде алгоритма, изображенного на рис. 1.

Алгоритм проведения анализа налоговых поступлений отражает организационно-методические аспекты. В частности, с целью повышения эффективности проведения анализа этапы с первого по четвертый необходимо унифицировать для различных уровней налоговых органов и выполнять в режиме автоматизированной обработки информации. На следующих этапах большую роль играют специалисты аналитических отделов и руководители налоговых органов.

Как следует из приведенного выше алгоритма, основными инструментами анализа налоговых поступлений являются таблицы и графики.

Для проведения текущего анализа налоговых поступлений нарастающим итогом с начала года используется аналитическая таблица, где отражается ход выполнения годового плана налоговых поступлений отчетного года, а также оцениваются темпы роста поступлений за истекший период отчетного года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

В таблицу включаются следующие данные по территориальным инспекциям ФНС России:

  • наименование инспекций субъекта РФ;
  • план на год;
  • план за отчетный период года;
  • фактическое исполнение планового показателя за отчетный период;
  • % исполнения годового плана;
  • % исполнения квартального плана;
  • темп прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Таблица используется также для оценки налоговых поступлений в целом по УФНС РФ и в разрезе территориальных инспекций.

В последующем проводится анализ налоговых поступлений в разрезе видов налогов и бюджетов. Типичной формой такой аналитической таблицы могут служить отчетные материалы, размещаемые на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru), в которых содержатся данные о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по их видам за отчетный период. Основное назначение такой таблицы состоит в оценке динамики налоговых поступлений по сравнению с предыдущим годом.

Следующим необходимым инструментом анализа налоговых поступлений являются графики, которые также выполняются в автоматическом режиме. Графики используются для иллюстрации динамики и структуры налоговых поступлений.

Динамические ряды как инструмент анализа налоговых поступлений имеют особое значение для планирования налоговых поступлений. Особенность данного инструмента заключается в создании необходимой базы данных, отражающей количественные характеристики факторов, оказывающих влияние на величину налоговых поступлений. В процессе анализа динамических факторов выявляется корреляция налоговых поступлений и факторов, рассчитываются параметры регрессионного уравнения.

Улыбина Л.В. Формирование налогового потенциала региона и закономерности его развития: автореферат дис. . к. э. н. — Чебоксары, 2006.

Таблица 2. Корреляционно-регрессионная зависимость влияния факторов на налоговые поступления по Чувашской Республике за 1999 — 2005 гг.

По данным табл. 2 автором составлено уравнение регрессии по республике, которое имеет вид:

где y — фактические налоговые поступления по Чувашской Республике, млн руб.

В таблице также видно, что прогноз налоговых поступлений, составленный на основе анализа динамических рядов, вполне корректен.

Содержание аналитических записок отражает сущность работы налоговых инспекций. Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют документы, регламентирующие содержание и структуру аналитических записок, что снижает возможность сопоставления данных по различным территориям.

По нашему мнению, на основе изучения данных оперативно-бухгалтерского учета необходимо составлять аналитическую записку, включающую следующие разделы:

  1. Экономическая ситуация территории (города, района).
  2. Характеристика налогоплательщиков.
  3. Характеристика налогооблагаемой базы.
  4. Поступление налоговых платежей в бюджетную систему.

4.1. Оценка выполнения контрольных и плановых показателей.

4.2. Темпы прироста налоговых поступлений по сравнению с прошлым годом в целом по налоговому органу и в разрезе бюджетов.

4.3. Оценка выполнения индикативных показателей и темпов прироста налоговых поступлений по сравнению с прошлым годом в разрезе всех налогов и сборов.

4.4. Изменения структуры налоговых поступлений по видам налогов и характеристика изменения роли видов экономической деятельности в структуре налоговых поступлений в целом и по видам налогов за ряд лет.

  1. Меры, предпринятые налоговым органом по мобилизации налоговых поступлений.
  2. Анализ задолженности, ее динамики и структуры по видам задолженности.
  3. Анализ выпадающих доходов в связи с изменением налогового законодательства.
  4. Предложения по совершенствованию деятельности налогового органа.

В заключение подчеркнем, что важнейшей задачей финансовых и налоговых органов на всех уровнях управления является анализ поступления налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы, необходимый для планирования объемов налоговых поступлений в бюджетную систему. Несмотря на улучшение информационного обеспечения организации и методики, анализ налоговых поступлений, осуществляемый в налоговых органах, особенно в инспекциях, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Основными направлениями анализа, по нашему мнению, являются:

  • более полное использование налоговой отчетности для проведения углубленного анализа налоговых баз , что подтверждается также материалами публикаций по данной теме . Такой анализ позволит не только выявить причины недопоступления налогов в бюджет, но и определить эффективность налогообложения, оценить реальный уровень налогового бремени в регионе, а также своевременно внести предложения по корректировке действующего законодательства;
  • основную долю всех бюджетных поступлений практически в любом регионе России формируют налоговые поступления от крупнейших налогоплательщиков. В этой связи особое внимание должно уделяться анализу поступлений от данной категории плательщиков;
  • централизованно разработать методику комплексного анализа по налоговому органу и основным бюджетообразующим налогам;
  • полнее применять на практике факторный анализ изменений в объеме и структуре поступлений;
  • повысить качество анализа по выявлению причин возникновения задолженности по налогам и сборам.

Форма N 5-НБН «Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов»; Форма N 5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль», N 5-ЕНВД «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения», Форма N 5-ТИ «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по акцизам на табачные изделия», Форма N 5-НДПИ «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на добычу полезных ископаемых», Форма N 5-ЗН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по земельному налогу», Форма N 5-ТН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу», N 5-НДС «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на добавленную стоимость», N 5-ФЛ «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогам на имущество физических лиц».
Кириллова С.С. Совершенствование учетной работы налоговой инспекции // Налоги и налогообложение. 2007. N 2.

источник