Меню Рубрики

Как провести анализ основных показателей деятельности предприятия

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает в себя денежные средства, либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами.

Динамика выручки за 2008-2009 гг.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Выручка, тыс. руб.
Прирост -226417 -91949 -20914 -88391
Прирост в % 22,22 -53,08 81,80 -25,27 -7,69 -35,22 33,86

Динамика выручки в 2010 г.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Выручка, тыс. руб.
Прирост -18493
Прирост в % 4,57 17,39 21,16 -5,71

Рис.7. Динамика выручки за 2008-2010 гг.

Вывод: самым удачным для компании был 2008 год, 2009 год был кризисным, поэтому клиентов было мало. Судя по показателям 2010 года компания оправилась от кризиса и наращивает объемы продаж, но все еще не вышла на докризисный уровень. С каждым годом усиливается конкуренция на рынке IT-услуг, находить клиентов и получать заказы становится все труднее.

Себестоимость – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Динамика себестоимости за 2008-2009 гг.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Себестоимость, тыс. руб.
Прирост -234857 -83209 -20902 -85745
Прирост в % 22,22 -56,02 92,50 -23,44 -7,69 -34,19 23,97

Динамика себестоимости в 2010 г.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Себестоимость, тыс. руб.
Прирост -17894
Прирост в % 2,77 17,39 22,68 -5,91

Рис.8. Динамика себестоимости за 2008-2010 гг.

Вывод: показатели себестоимости были взяты из бухгалтерских балансов компании, в которых они, скорее всего, завышены для того, чтобы укрыть часть прибыли от налогообложения. Такое предположение подтверждается очень сходной с выручкой динамикой, хотя себестоимость компаний IT-услуг является достаточно постоянной величиной и не может упасть за квартал на 100 млн. руб. и потом вырасти в таком же объеме в следующем. Ниже приведена структура себестоимости за три года (табл. 13-15), в которой большую часть занимают прочие расходы, что также подозрительно.

Структура себестоимости в 2008 г.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Лизинговые платежи
Фонд оплаты труда
Арендная плата
Амортизация ОС
Сертификация и лицензирование
Оплата коммунальных услуг
Командировочные расходы
Коммерческие расходы
Административные расходы

Структура себестоимости в 2009 г.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Лизинговые платежи
Фонд оплаты труда
Арендная плата
Амортизация ОС
Сертификация и лицензирование
Оплата коммунальных услуг
Командировочные расходы
Коммерческие расходы
Административные расходы
Прочие расходы

Структура себестоимости в 2010 г.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Лизинговые платежи
Фонд оплаты труда
Арендная плата
Амортизация ОС
Сертификация и лицензирование
Оплата коммунальных услуг
Командировочные расходы
Коммерческие расходы
Административные расходы
Прочие расходы

Основные статьи затрат в структуре себестоимости: арендная плата, административные (общехозяйственные) расходы, фонд оплаты труда и командировочные расходы, так как при работе над проектом удаленного клиента консультанты, менеджеры и разработчики уезжают в длительные командировки. В 2010 году изменилась учетная политика компании, и административные расходы не были включены в себестоимость.

Анализ среднесписочной численности персонала.

Среднесписочная численность персонала — средняя численность персонала, работавшего на предприятии в заданный период. Среднесписочная численность персонала ООО «КОРУС Консалтинг» за три года по кварталам представлена в табл. 16-17.

Динамика среднесписочной численности персонала за 2008-2009 гг.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Средняя численность, чел.
Прирост -1 -5 -2
Прирост в % 0,59 -0,29 4,41 -1,41 -0,57 0,29 0,57

Динамика среднесписочной численности персонала в 2010 г.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Средняя численность, чел.
Прирост -5
Прирост в % 3,99 2,74 -1,33 0,00

Рис.9. Динамика среднесписочной численности за 2008-2010 гг.

Вывод: численность персонала растет год от года, так как рынок IT-услуг быстро растет и развивается, постоянно появляются новые виды услуг, поэтому необходимо создание новых департаментов, прием на работу новых специалистов. Например, в 2010 году на работу приняли специалистов – разработчиков ПО на базе IPad и IPhone. 2009 год был кризисным, что повлекло за собой сокращение штата сотрудников, но в 2010 году ситуация выправилась и компании вновь требуются новые специалисты, но становится все острее описанная выше проблема «утечки мозгов».

Анализ чистой прибыли компании.

Прибыль – это превышение в денежном выражении доходов (выручки от реализации товаров и услуг) над затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность.

Динамика чистой прибыли ООО «КОРУС Консалтинг» представлена в табл. 18-19.

Динамика чистой прибыли за 2008-2009 гг.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Чистая прибыль, тыс. руб. -2993
Прирост 1063,2 -5476,8 -6992 -9,6 -3114,4 13391,2
Прирост в % 22,22 115,46 -43,47 -98,16 -7,32 -2561,18 -447,45

Динамика чистой прибыли в 2010 г.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Чистая прибыль, тыс. руб.
Прирост 3431,2 2404,8 435,2 -479,2
Прирост в % 33,00 17,39 2,68 -2,87

Рис.10. Динамика чистой прибыли за 2008-2010 гг.

Вывод: кризис сильно сказался на чистой прибыли компании в 2009 году, но уже в 4 квартале из-за большого количества заказов удалось выйти в ощутимый плюс. Повышение прибыли в 2010 году объясняется большим количеством небольших проектов, иначе говоря, проявился эффект масштаба.

Анализ рентабельности услуг.

Рентабельность услуг – отношение прибыли от производства и реализации продукции к ее полной себестоимости, выраженное в процентах.

Динамика рентабельности услуг за 2008-2009 гг.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Чистая прибыль, тыс. руб. -2933
Себестоимость, тыс. руб.
Рентабельность продукции, % 1,39 1,39 6,83 2,01 0,05 0,05 -1,78 5,08
Прирост 0,00 5,44 -4,83 -1,96 0,00 -1,83 6,86

Динамика рентабельности услуг в 2010 г.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Чистая прибыль, тыс. руб.
Себестоимость, тыс. руб.
Рентабельность продукции, % 6,58 6,58 5,50 5,68
Прирост 1,49 0,00 -1,07 0,18

Рис.11. Динамика рентабельности услуг за 2008-2010 гг.

Вывод: динамика рентабельности услуг фактически повторяет динамику чистой прибыли. Если себестоимость из бухгалтерских балансов действительно отражает затраты компании, необходимо принимать меры к ее снижению. Самый высокий показатель рентабельности услуг за 3 года — 6,83%, цифра незначительная.

Анализ рентабельности продаж.

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли за определенный период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании, и ее способности контролировать издержки.

Динамика рентабельности продаж за 2008-2009 гг.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Чистая прибыль, тыс. руб. -2933
Выручка, тыс. руб.
Рентабельность продаж, % 1,37 1,37 6,30 1,96 0,05 0,05 -1,80 4,78
Прирост 0,00 4,92 -4,34 -1,91 0,00 -1,85 6,58

Динамика рентабельности продаж в 2010 г.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Чистая прибыль, тыс. руб.
Выручка, тыс. руб.
Рентабельность продаж, % 6,08 6,08 5,15 5,30
Прирост 1,30 0,00 -0,93 0,16

Рис.12. Динамика рентабельности продаж за 2008-2010 гг.

Вывод: динамика рентабельности продаж повторяет динамику рентабельности услуг, потому что услуги являются единственным результатом деятельности и предметом продажи компании.

Анализ рентабельности фондов.

Рентабельность фондов – отношение прибыли от производства и реализации продукции к среднегодовой стоимости основных фондов, выраженное в процентах.

Динамика рентабельности фондов за 2008-2009 гг.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Прибыль от продаж, тыс.руб. -2494
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб.
Рентабельность фондов, % 1,23 1,50 3,24 1,83 0,03 0,03 -0,47 2,45
Прирост 0,27 1,74 -1,41 -1,80 0,00 -0,50 2,92

Динамика рентабельности фондов в 2010 г.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Прибыль от продаж, тыс.руб.
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб.
Рентабельность фондов, % 3,31 3,88 3,99 3,87
Прирост 0,86 0,58 0,10 -0,11

Рис.13. Динамика рентабельности фондов за 2008-2010 гг.

Вывод: поскольку среднегодовая стоимость основных фондов незначительно менялась на протяжении 3 лет, динамика рентабельности повторяет динамику прибыли от продаж. В 2010 году было продано наибольшее количество услуг, поэтому показатели выше. Несмотря на то, что большинство основных средств находятся в лизинге, рентабельность фондов небольшая, что объясняется высокой стоимостью необходимой для разработки проектов вычислительной техники, лицензионного ПО.

Анализ производительности труда.

Производительность труда показывает величину производства продукции, приходящуюся на одного работника предприятия, и определяется отношением объема производства к среднесписочной численности персонала.

Динамика производительности труда за 2008-2009 гг.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Выручка, тыс. руб.
Средняя численность, чел.
Производительность труда, тыс. руб/чел. 1029,48 1250,88 588,63 1024,89 776,82 721,19 465,85 620,05
Прирост 221,40 -662,25 436,26 -248,07 -55,63 -255,34 154,19
Прирост в % 21,51 -52,94 74,12 -24,20 -7,16 -35,40 33,10

Динамика производительности труда в 2010 г.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Выручка, тыс. руб.
Средняя численность, чел.
Производительность труда, тыс. руб/чел. 623,52 712,44 874,85 824,87
Прирост 3,47 88,92 162,41 -49,98
Прирост в % 0,56 14,26 22,80 -5,71

Рис.14. Динамика производительности труда за 2008-2010 гг.

Вывод: снижение производительности труда в 2010 году по отношению к 2008 году объясняется ростом численности персонала непропорциональным росту выручки. Дело в том, что каждый новый работник не сразу способен действовать с максимальной производительностью и отдачей в виде выручки, для роста производительности нового работника должны быть созданы специальные условия, комфортные, благоприятные для самореализации.

Анализ фонда оплаты труда.

Фонд оплаты труда – это денежные средства предприятия, затраченные в течение конкретного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, различные доплаты работникам.

Динамика фонда оплаты труда за 2008-2009 гг.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Фонд оплаты труда, тыс. руб.
Прирост -2970 -2610 -1430
Прирост в % 0,49 -20,89 27,64 -18,18 -12,17 3,24 2,78

Динамика фонда оплаты труда в 2010 г.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Фонд оплаты платы, тыс. руб.
Прирост -170
Прирост в % 27,40 1,43 -1,20 2,69

Рис.15. Динамика фонда оплаты труда за 2008-2010 гг.

Вывод: фонд оплаты труда стабилен в 2010 году, в 2008 году в 3 квартале из-за небольшого количества выполненных проектов и, следовательно, отсутствия премий ФОТ снизился. В 2009 году причиной снижения ФОТ стало сокращение сотрудников и урезание премий по причине кризиса. При неизменной численности работников в 3 и 4 кварталах 2010 года ФОТ вырос, следовательно, зарплаты растут, правда незначительно.

Фондоотдача — обобщающий показатель, характеризующий уровень эффективности использования производственных основных фондов предприятия, отрасли. Показатель фондоотдачи — количество продукции, производимой на один руб. или на тыс. руб. производственных основных фондов. Определяется делением годового объема продукции на среднегодовую полную балансовую стоимость производственных основных фондов.

Динамика фондоотдачи за 2008-2009 гг.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Выручка, тыс. руб.
Среднегодовая полная стоимость основных фондов, тыс. руб.
Фондоотдача 71,78 87,73 41,16 74,83 51,31 47,36 30,68 41,07
Прирост 15,95 -46,57 33,67 -23,52 -3,95 -16,68 10,39
Прирост в % 22,22 -53,08 81,80 -31,43 -7,69 -35,22 33,86

Динамика фондоотдачи за 2008-2009 гг.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Выручка, тыс. руб.
Среднегодовая полная стоимость основных фондов, тыс. руб.
Фондоотдача 43,56 51,13 61,95 58,41
Прирост 2,49 7,58 10,82 -3,54
Прирост в % 6,05 17,39 21,16 -5,71

Рис.16. Динамика фондоотдачи за 2008-2010 гг.

Вывод: динамика фондоотдачи по кварталам четко отражает динамику выручки, колебания среднегодовой стоимости основных фондов незаметны в масштабе выручки.

Фондовооруженность — показатель, характеризующий оснащенность работников предприятий сферы материального производства основными производственными средствами. Фондовооруженность определяется как отношение стоимости основных средств предприятия к средней годовой списочной численности работников.

Динамика фондовооруженности за 2008-2009 гг.

Динамика фондовооруженности в 2010 г.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Стоимость основных средств, тыс. руб.
Средняя численность работников
Фондовооруженность 14,32 13,93 14,12 14,12
Прирост -0,78 -0,38 0,19 0,00
Прирост в % -5,18 -2,67 1,35 0,00

Рис.17. Динамика фондовооруженности за 2008-2010 гг.

Вывод: увеличение фондовооруженности в 2009 году объясняется сокращением численности работников, в то время как стоимость основных фондов незначительно выросла. Главное для компании, чтобы каждый работник был «вооружен» персональным компьютером, а не дорогостоящим станком, поэтому данный уровень фондовооруженности можно считать достаточным.

Анализ дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся компании со стороны других компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами. Дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию из хозяйственного оборота собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия.

Динамика дебиторской задолженности за 2008-2009 гг.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Дебиторская задолженностьтыс. руб.
Прирост -5365 -2682 -2801 718,00 -3008
Прирост в % -9,52 -5,26 6,10 27,48 -4,29 1,15 -4,76

Динамика дебиторской задолженности в 2010 г.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Дебиторская задолженность тыс. руб.
Прирост -1849,00 -2928,00 -3304,00 -1490,00
Прирост в % -3,07 -5,02 -5,96 -2,86

Рис.18. Динамика дебиторской задолженности за 2008-2010 гг.

Вывод: уровень дебиторской задолженности стабильно высок, небольшое повышение 2009 года объясняется дефицитом денежных средств у компаний-заказчиков в связи с кризисными явлениями. Большую часть в структуре дебиторской задолженности занимают компании: покупатели и заказчики. По данным «КОРУС Консалтинг» редки случаи прощения долгов в связи с банкротством клиентов, так как клиенты представляют собой крупные стабильные компании.

Коэффициент текущей ликвидности — финансовый коэффициент, равный отношению текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия. Нормальным считается значение коэффициента от 1,5 до 2,5, в зависимости от отрасли.

Динамика текущей ликвидности за 2008-2009 гг.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Оборотные активы, тыс. руб.
Дебиторская задолженность, тыс. руб.
Краткосрочная задолженность, тыс. руб.
Текущая ликвидность 1,63 1,61 1,65 1,64 1,50 1,51 1,49 1,52
Прирост -0,02 0,04 -0,01 -0,14 0,01 -0,02 0,03

Динамика текущей ликвидности в 2010 г.

Год
Период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Оборотные активы, тыс. руб.
Дебиторская задолженность, тыс. руб.
Краткосрочная задолженность, тыс. руб.
Текущая ликвидность 1,57 1,56 1,54 1,53
Прирост 0,05 -0,01 -0,02 -0,01

Рис.19. Динамика текущей ликвидности за 2008-2010 гг.

Вывод: уровень текущей ликвидности компании находится в норме, но близок к рискованному. Снижение коэффициента в 2009 году объясняется повышением дебиторской задолженности и ростом суммы краткосрочных кредитов компании. Для повышения текущей ликвидности необходимо снижать высокий уровень дебиторской задолженности.

Кредитоспособность компании — это способность экономических субъектов своевременно и в полном объёме рассчитываться по своим обязательствам в связи с возвратом кредита.

Кредитоспособность можно определить с помощью модели Альтмана.

, (1)

где Х1 – собственный оборотный капитал/сумма активов;

Х2 – нераспределенная прибыль/сумма активов;

Х3 – прибыль до уплаты процентов/сумма активов;

Х4 – балансовая стоимость собственного капитала/заемный капитал;

Х5 – объем продаж (выручка)/сумма активов.

Вывод: значения Z лежат в области неопределенности, но можно сказать о том, что банкротство «КОРУС Консалтинг» не грозит. За 2010 год показатель вырос, что объясняется ростом выручки и прибыли, сокращением количества заемных средств в структуре капитала.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8480 — | 8070 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Федеральное агентство по образованию

по дисциплине: «Комплексный экономический анализ»

на тему «Анализ основных показателей деятельности предприятия»

на основе отчетности ОАО «Чувашкабель» за 2006 год

В условиях рыночной экономики, когда необходимо формировать отдельно информацию для управления (для себя) и публичную финансовую отчетность (для внешних пользователей), единый бухгалтерский учет (а, следовательно, и анализ) подразделяют по принципу субъектов пользователей на управленческий и финансовый.

Комплексный экономический анализ используется как самой компанией, так и внешними субъектами рынка при осуществлении различных сделок или для предоставления информации о финансовом состоянии компании третьим лицам. Как правило, финансовый анализ проводится при реструктуризации. Благоприятное финансовое состояние предприятия может послужить дополнительным фактором в пользу:

· оценки стоимости бизнеса, в том числе для его продажи/покупки. Обоснованная оценка финансового состояния позволяет назначить справедливую цену сделки и может служить инструментом изменения суммы сделки;

· получении кредита/привлечении инвестора. Результаты финансового анализа деятельности компании являются основным индикатором для банка или инвестора при принятии решения о выдаче кредита;

· выходе на фондовую биржу (с облигациями или акциями). По требованиям российских и западных бирж компания обязана рассчитывать определенный набор коэффициентов, отражающих ее финансовое состояние, и публиковать эти коэффициенты в отчетах о своей деятельности.

В настоящей работе рассмотрено практическое применение комплексного финансового анализа на основе отчетности ОАО «Чувашкабель» за 2006 год.

Анализ доходности предприятия

Показатели Отчетный период Предыд. период Изменения
Тыс.р. В % к выручке Тыс.р. В % к выручке Тыс. р. % Пункты %
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 767 396 100 732 900 100 34 496 5
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг 489899 64 519518 71 -29 619 -6 -7
3. Валовая прибыль 277 497 36 213 382 29 64 115 30 7
4. Коммерческие расходы 15029 2 7045 1 7 984 113 1
5. Управленческие расходы 86367 11 64214 9 22 153 34 2
6. Прибыль (убыток) от продаж 176 101 23 142 123 19 33 978 24 4
7. Проценты к получению 3 493 938 2 555 272
8. Проценты к уплате 4 172 -168 -98
9. Доходы от участия в других организациях 3 707 -704 -100
10. Прочие операционные доходы 128 966 17 118 661 16 10 305 9 1
11. Прочие операционные расходы 152366 20 118975 16 33 391 28 4
12. Внереализационные доходы 3 297 3695 1 -398 -11
13. Внереализационные расходы 9842 1 7775 1 2 067 27
14. Прибыль (убыток) до налогообложения 149 648 20 139202 19 10 446 8 1
15. Текущий налог на прибыль 36566 5 34752 5 1 814 5
16. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 111 924 15 104 156 14 7 768 7

Сравнительный аналитический баланс

Показатели На 01.01.05 На 01.01.06 Изменения
Тыс. р. В % к итогу Тыс. р. В % к итогу Тыс. р. Пункты% В % к сумме на начало периода В % к изменению итога баланса
АКТИВ
1. Основные средства и прочие внеоборотные активы 174119 38 176634 33 2515 -5 101 3
2. Запасы и затраты 133632 29 134517 25 885 -4 101 1
3. Денежные средства, расчеты и прочие активы 151345 33 218418 41 67073 8 144 91
В том числе:
— дебиторская задолженность и прочие оборотные активы 86681 19 85201 16 -1480 -3 98 -2
— денежные средства и краткосрочные финансовые вложения 64664 14 133217 25 68553 11 206 93
БАЛАНС 459096 100 529569 100 70473 116 96
ПАССИВ
1. Собственные средства 390628 85 470785 89 80157 4 121 109
2. Долгосрочные обязательства 218 5912 1 5694 1 2712 8
3. Краткосрочные обязательства 68250 15 55872 11 -12378 -4 82 -17
В том числе:
— краткосрочные кредиты и займы
— кредиторская задолженность 68112 15 55782 11 -12330 -4 82 -17
БАЛАНС 459096 100 532569 101 73473 1 116 100

Из данных таблиц 1 и 2 следует, что за 2005 год произошло увеличение выручки на 5%, что сопровождалось снижением себестоимости на 6%. Валовая прибыль возросла на 30%, прибыль до налогообложения – на 8%, чистая прибыль – на 7%. Валюта баланса возросла на 16%. Из рис. 1 видно увеличение доли денежных средств и приравненных к ним активов в общей структуре активов.

Из таблицы 3 следует, что доля внеоборотных активов снизилась на 5 п.п. за счет снижения величины основных средств и незавершенного строительства в абсолютном выражении (на 7388 и 2522 тыс. рублей соответственно). Однако это снижение частично компенсировалось увеличением абсолютной величины долгосрочных финансовых вложений (на 8080 тыс. рублей).

В структуре оборотных активов преобладают запасы (29 и 25% на начало и конец периода соответственно). В абсолютном выражении значительно выросли краткосрочные финансовые вложения и денежные средства (на 23106 и 48447 тыс. руб. соответственно).

Увеличение валюты баланса составило 73473 тыс. рублей или 16 %, причем на 70958 тыс. рублей или на 96,6 % – за счет оборотных активов.

Анализ состава и размещения активов предприятия

источник

Анализ основных экономических показателей — это процесс в ходе которого проводятся исследование динамики и структуры показателей, характеризующих эффективность функционирования предприятия за определенный период времени.

История Сибирской Водочной Компании тесно связана с историей производства алкогольных напитков в городе Мариинске. Всё началось в 1867 году с производства спирта на Петровском винокуренном заводе, созданном купцом 2-й гильдии Виктором Петровичем Чердынцевым. В результате казённой винной монополии в 1894 году было принято решение о строительстве 300 винных казённых складов по всей России. По Томской губернии и Семипалатинской области решено было построить 8 казённых складов в уездных городах, в том числе и склад под номером 3 в г. Мариинске.

Строительство винного склада в Мариинске имело административное и экономическое обоснование. Это был уездный центр, расположенный в довольно густонаселенном хлебородном регионе, рядом с действующими винокуренными заводами, через который проходили Сибирский тракт и железная дорога. В 1902 году в Мариинске было начато производство столового вина (водки). В 1937 году построен спиртовой завод, который в дальнейшем стал комбинатом.

Полное название компании на русском языке — Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская Водочная Компания», на английском языке — «SIBERIAN VODKA COMPANY Ltd».

Сокращенное название компании на русском языке — ООО «СВК».

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская Водочная Компания» было создано на базе структурного подразделения водочного цеха ОАО «Спиртовый комбинат» — крупнейшего производителя спирта в Российской Федерации. Предприятие находится в г. Мариинске, Кемеровской области, на берегу реки Кия. Город окружен вековой сибирской тайгой и находится в экологически чистом уголке России, вдали от крупных промышленных городов.

Юридический адрес: 652152, Российская Федерация, Кемеровская область, г. Мариинск, ул. Юбилейная, д. 2 А.

Основным видом деятельности компании является производство, хранение и поставки произведённых спиртных напитков (водки). Согласно Уставу, ООО «Сибирская Водочная Компания» осуществляет следующие виды деятельности:

— производство дистиллированных алкогольных напитков;

— производство этилового спирта из сброженных материалов;

— оптовая торговля алкогольными напитками, включая пиво;

— розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво;

— оптовая торговля безалкогольными напитками;

— розничная торговля безалкогольными напитками;

— оптовая и розничная торговля продуктами питания, иными товарами народного потребления, прочая коммерческая деятельность;

— осуществление иных видов деятельности, не запрещенных и не противоречащих законодательству РФ.

На сегодняшний день Сибирская Водочная Компания входит в структуру предприятий Холдинговой компании «Сибирский Деловой Союз» — крупнейшей компании на территории Кузбасса, Алтайского края и других регионов России.

Предприятие постоянно совершенствует технологии производства, внедряет инновации, ведет разработки новых оригинальных рецептур, непрерывно и тщательно контролирует на всех этапах качество продукции.

Главная задача Сибирской Водочной Компании – обеспечение потребителей продукцией высокого качества.

Помимо собственного ассортимента компания занимается поставками стороннего ассортимента на территории Кузбасса.

В таблице 1 представлены основные экономические показатели деятельности ООО «Сибирская водочная компания».

Таблица 1 — Основные экономические показатели деятельности ООО «Сибирская водочная компания» за 2015-2017 гг.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать
Показатели 2015г. 2016г. 2017г.
Выручка, тыс.руб. 267875 916460 1137511
Себестоимость продаж, тыс.руб. 222115 807629 895661
Валовая прибыль, тыс.руб. 45760 108831 241850
Прибыль от продаж, тыс.руб. 26570 55685 158756
Среднесписочная численность работников, чел. 101 173 208
Дебиторская задолженность, тыс.руб. 406447 609010 446569
Кредиторская задолженность тыс.руб. 272466 440611 413261
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб. 72625,5 68790 88996,5
Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс.руб. 313818 585452 655266
Чистая прибыль, тыс.руб. 4117 12029 64900
Фонд оплаты труда работников, тыс.руб./год 34843 55412 79954
Среднемесячная заработная плата 1 работника, тыс.руб. 28,75 26,69 32,03
Производительность труда, тыс.руб. / чел. 2652,2 5297,5 5468,8
Фондоотдача, руб./руб. 3,69 13,32 12,78
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, оборотов 0,85 1,57 1,74
Рентабельность продаж, % 9,92 6,08 13,96
Рентабельность продукции, % 11,96 6,89 17,73

На протяжении анализируемого периода, на предприятии наблюдается положительная динамика выручки от продаж алкогольной продукции. Так в 2016 году относительно 2015 года прирост выручки составил 648585 тыс.руб., или 242,12%, а в 2017 году относительно 2016 года данный показатель возрос на 221051 тыс.руб, или на 24,12%. Общая динамика изменения выручки и себестоимости продаж в ООО «Сибирская водочная компания» за 2015-2017 гг. представлена на рисунке.

Рост объемов производства и продаж алкогольной продукции в ООО «Сибирская водочная компания», стал фактором увеличения затрат, а как следствие и росту себестоимости продаж. Данный показатель в 2016 году относительно 2015 года увеличился на 585514 тыс.руб. или на 263,61%, а в 2017 году еще на 88032 тыс.руб. или на 10,9% относительно 2016 года.

Основными показателями, характеризующими производственный эффект и эффективность предприятия, являются показатели его прибыли и рентабельности. В компании величина валовой прибыли, прибыли от продаж и чистой прибыли на протяжении анализируемого периода имеет положительную динамику, что можно еще раз пронаблюдать на рисунке.

Прирост валовой прибыли в 2016 году относительно 2015 года составил 63071 тыс.руб. или 137,83%, а в 2017 году валовая прибыль компании увеличилась еще на 133019 тыс.руб. или на 122,23%. Величина прибыли от продаж в ООО «Сибирская водочная компания» существенно ниже валовой прибыли, что обусловлено наличием высокого уровня коммерческих расходов. При этом величина прибыли от продаж в 2016 году относительно 2015 года увеличилась на 29115 тыс.руб. или на 109,58%, а в 2017 году прирост прибыли от продаж составил 103071 тыс.руб. или 185,1%. Совокупный финансовый результат ООО «Сибирская водочная компания» представлен чистой прибылью, величина которой в 2016 году относительно 2015 года возросла на 7912 тыс.руб. или на 192,18%, а в 2017 году увеличилась на 52871 тыс.руб. или на 439,53%. В итоге за анализируемый период, чистая прибыль предприятия возросла более чем в 15 раз.

Положительная динамика финансовых результатов отразилась и на уровне основных показателей рентабельности, динамика которых графически представлена на рисунке.

Уровень рентабельности продаж, рассчитанный как отношение прибыли от продаж к выручке, в 2016 году относительно 2015 года снизился на 3,84%, а рентабельность продукции (затрат) сократилась на 5,07% причиной чего стало превышение темпов роста себестоимости над темпами роста выручки от продаж, а также существенное увеличение коммерческих расходов. В 2017 году эффективность производственно – сбытовой деятельности компании повысилась, о чем свидетельствует повышение уровня рентабельности продаж на 7,88% и рентабельности продукции на 10,83%.

Среднесписочная численность работников на предприятии имеет положительную динамику (рисунок).

Прирост среднесписочной численности работников в 2016 году относительно 2015 года составил 72 чел., а в 2017 году относительно 2016 года еще 35 человек. Необходимо отметить, тот факт, что на предприятии на протяжении анализируемого периода наблюдается повышение производительности труда (рисунок).

Уровень производительности труда работников ООО «Сибирская водочная компания» за анализируемый период возрос на 2816,6 тыс.руб./чел., или на 106,2%.

Величина дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Сибирская водочная компания» в 2016 году имела положительную динамику, а в 2017 году наблюдалось снижение этих показателей, что еще раз можно пронаблюдать на рисунке.

Прирост дебиторской задолженности в 2016 году относительно 2015 года составил 202563 тыс.руб. или 49,84%, при этом за аналогичный период величина кредиторской задолженности возросла на 168145 тыс.руб. или на 61,71%. В 2017 году снижение дебиторской задолженности относительно 2016 года составило 162441 тыс.руб. или 26,67%, а кредиторская задолженность снизилась на 27350 тыс.руб. или на 6,2%.

Как можно заметить, на протяжении всего анализируемого периода в компании в структуре имущества преобладают оборотные активы, величина которых в 2016 году относительно 2015 года возросла на 271634 тыс.руб. или на 86,56%, а в 2017 году относительно 2016 года увеличилась еще на 69813,5 тыс.руб. или на 11,92%.

Эффективность использования основных производственных фондов предприятия, представленная показателем фондоотдачи, в 2016 году относительно 2015 года возросла, что было определено общим снижением среднегодовой величины основных средств, а в 2017 году наблюдалась отрицательная динамика данного показателя (-0,54 руб.), что вызвано превышением темпов роста среднегодовой величины основных средств над темпами роста выручки.

Оборачиваемость оборотных активов на предприятии на протяжении всего анализируемого периода имеет положительную динамику, при том, что их среднегодовая величина также росла, то можно сделать вывод о том, что основным фактором роста оборачиваемости оборотных активов является повышение выручки от продаж.

Таким образом, ООО «Сибирская водочная компания» является прибыльной и рентабельной компанией, имеющей высокие перспективы развития. Оценка эффективности деятельности анализируемого предприятия, позволила определить его высокий потенциал, как в области производства, так и в области реализации продукции.

источник

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

источник

Прежде чем перейти непосредственно к теме статьи, следует разобраться с сущностью понятия финансовой деятельности предприятия.

Финансовая деятельность на предприятии – это финансовое планирование и бюджетирование, финансовый анализ, управление финансовыми отношениями и денежными фондами, определение и реализация инвестиционной политики, организация отношений с бюджетами, банками и др.[1, c.29]

Финансовая деятельность решает такие задачи, как:

  • обеспечение предприятия необходимыми финансовыми ресурсами для финансирования его производственной и сбытовой деятельности, а также для реализации инвестиционной политики;
  • использование возможностей повышения эффективности деятельности предприятия;
  • обеспечение своевременного погашения текущих и долгосрочных обязательств;
  • определение оптимальных кредитных условий для расширения объема сбыта (отсрочка, рассрочка и т.д.), а также сбор сформированной дебиторской задолженности;
  • контроль движения и перераспределение финансовых ресурсов в границах предприятия.

Финансовые показатели позволяют измерять эффективность работы по указанным выше направления. Например, показатели ликвидности позволяют определить возможность своевременного погашения краткосрочных обязательств, в то время как коэффициенты финансовой устойчивости, которые представляют собой соотношение собственного и заемного капитала, позволяют понять способность отвечать по обязательствам в долгосрочной перспективе. Коэффициенты финансовой устойчивости второй группы, которые показывают достаточность оборотного капитала, позволяют понять обеспеченность финансовыми ресурсами для финансирования деятельности.

Показатели рентабельности и деловой активности (оборачиваемости) показывают насколько компания использует имеющиеся возможности повышения эффективности работы. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности позволяет понять кредитную политику. Учитывая, что прибыль формируется под влиянием всех факторов, можно утверждать, что анализ финансовых результатов и анализ рентабельности позволяет получить совокупную оценку качества финансовой деятельности предприятия.

Об эффективности финансовой деятельности можно судить по двум аспектам:

  1. Результатам финансовой деятельности;
  2. Финансовому состоянию предприятия.

Первое выражается тем, насколько эффективно компания может использовать имеющиеся у нее активы, а главное – способна ли она генерировать прибыль и в каком объеме. Чем выше финансовый результат на каждый рубль вложенных ресурсов, тем качественней результат финансовой деятельности. Однако прибыльность и оборачиваемость не являются единственными индикаторами финансовой деятельности компании. Противоположной и связанной категорией является уровень финансового риска.

Текущее финансовое состояние предприятия как раз означает, насколько устойчивой является хозяйственная система. Если компания способна отвечать по своим обязательствам в краткосрочной и долгосрочной перспективе, обеспечивать бесперебойность производственного и сбытового процесса, а также воспроизводить затраченные ресурсы, то можно предположить, что при сохранении текущих рыночным условий предприятие будет продолжать работать. В таком случае финансовое состояния можно считать приемлемым.

В случае если компания способна генерировать высокую прибыль в краткосрочной и долгосрочной перспективе, то можно говорить об эффективной финансовой деятельности.

В процессе анализа финансовой деятельности предприятия, как при анализе финансовых результатов, так и в процессе оценки состояния, следует использовать такие методы:

  • горизонтального анализа – анализ динамики финансового результата, а также активов и источников их финансирования, позволят определить общие тенденции развития предприятия. Как результат, можно понять среднесрочные и долгосрочные перспективе его работы;
  • вертикального анализа – оценка сформированной структуры активов, пассивов и финансовых результатов позволит выявить дисбалансы или убедится в стабильности текущей производительности компании;
  • метод сравнения – сопоставление данных с конкурентами и среднеотраслевыми значениями позволит определить эффективность финансовой деятельности компании. Если предприятие демонстрирует более высокую рентабельность, то можно говорить о качественной работе в этом направлении;
  • метод коэффициентов – в случае исследования финансовой деятельности предприятия этот метод является важным, так как его использование позволит получить совокупность индикаторов, которые характеризуют как способность демонстрировать высокие результаты, так и способность сохранять устойчивость.
  • факторный анализ – позволяет определить основные факторы, которые влияли на текущее финансовое положение и финансовую производительность компании.

Инвесторов интересует прибыльность, так как она позволяет оценить эффективность деятельности менеджмента и использования капитала, который был предоставлен последним с целью получения прибыли. Прочие участники финансовых отношений, например, кредиторы, работники, поставщики и клиенты также заинтересованы в понимании рентабельности деятельности компании, так как это позволяет прикинуть, насколько бесперебойно будет действовать компания на рынке.

Поэтому анализ прибыльности позволяет понять, насколько эффективно менеджмент реализует стратегию фирмы по формированию финансовых результатов. Учитывая большое количество инструментов, которые находятся в руках аналитика при оценке рентабельности, важно использовать совокупность различных методов и подходов в процессе.

Хотя фирмы сообщают о чистой прибыли, более важным показателем считается совокупный финансовый результат, как показатель, который лучше показывает доходность акций предприятия. Существуют два основных альтернативных подхода к оценке прибыльности.

Первый подход предусматривает рассмотрение различных трансформаций финансового результата. Второй подход – показателей рентабельности и прибыльности. В случае применения первого подхода используются такие показатели как доходность акций предприятия, горизонтальный и вертикальный анализ, оценка прироста показателей, рассмотрение различных финансовых результатов (валовая прибыль, прибыль до налогообложения и прочие). В случае применения второго подхода используются показатели рентабельности активов и рентабельности собственного капитала, которые предусматривают получение информации с баланса и отчета о финансовых результатах.

Эти два показателя могут быть разбиты на маржу прибыли, левередж и оборачиваемость, что позволяет лучше понять, как компания генерирует богатство для своих акционеров. Кроме этого, показатели маржи, оборачиваемости и левереджа могут быть более детально проанализированы и разбиты на различные строки финансовой отчетности.

Стоит заметить, что наиболее важным методом является метод показателей, он же метод относительных показателей. В таблице 1 представлены группы финансовых коэффициентов, которые лучше всего подходят для анализа деятельности.

Таблица 1 – Основные группы показателей, которые используются в процессе оценки финансового результата компании

Показатели деловой активности измеряют эффективность ежедневных операций компании, например, таких как сбор дебиторской задолженности, управление запасами и прочее

Показатели прибыльности измеряют способность компании генерировать прибыль от использования ресурсов компании

Измеряют стоимость компании исходя из оценки активов и прогноза денежных потоков, которые предприятие способно сгенерировать

Стоит рассмотреть каждую из групп более детально.

Таблица 2 представляет наиболее часто используемые коэффициенты деловой активности. Она показывает числитель и знаменатель каждого коэффициента.

Таблица 2 – Показатели оборачиваемости

Показатель деловой активности (оборачиваемости)

Знаменатель

Средняя стоимость запасов

Количество дней в периоде (например, 365 дней, если используются данные за год)

Средняя стоимость дебиторской задолженности

Количество дней в периоде

Оборачиваемость дебиторской задолженности

Средняя стоимость кредиторской задолженности

Количество дней в периоде

Оборачиваемость кредиторской задолженности

Оборачиваемость рабочего капитала

Средняя стоимость рабочего капитала

Средняя стоимость основных средств

Средняя стоимость активов

Оборачиваемость запасов и период одного оборота запасов. Оборачиваемость запасов является основой операций для многих организаций. Показатель указывает на ресурсы (деньги), которые пребывают в форме запасов. Поэтому такой коэффициент может быть использован для указания эффективности управления запасами. Чем выше коэффициент оборачиваемости запасов, тем короче период нахождения запасов на складе и в производстве. В общем случае, оборачиваемость запасов и период одного оборота запасов должны быть оценены по отраслевым нормам.

Высокий коэффициент оборачиваемости запасов по сравнению с отраслевыми нормами может указывать на высокую эффективность управления запасами. Однако возможна и другая ситуация, когда этот коэффициент оборачиваемости (и низкий показатель одного периода оборота) мог бы указывать на то, что компания не формирует адекватного запаса, из-за чего его нехватка может навредить доходам.

Чтобы оценить какое объяснение более вероятно, аналитик может сравнить рост доходов компании с ростом в отрасли. Более медленный рост в сочетании с более высокой оборачиваемостью запасов может указывать на недостаточный уровень запасов. Рост выручки на уровне или выше роста отрасли поддерживает интерпретацию о том, что высокий оборот отражает большую эффективность управления запасами.

Низкий коэффициент оборачиваемости запасов (и, соответственно, высокой период оборота) по отношению к отрасли в целом может быть показателем медленного движения запасов в операционном процессе, возможно, из-за технологического устаревания или изменения в моде. Опять же, сравнивая рост продаж компании с отраслью, можно понять суть текущих тенденций.

Оборачиваемость дебиторской задолженности и период одного оборота дебиторской задолженности . Период оборота дебиторской задолженности представляет время, прошедшее между продажей и инкассацией, что отражает, насколько быстро компания собирает денежные средства от клиентов, которым предлагает кредит.

Хотя более корректно использовать в числителе показатель продаж в кредит, информация о кредитных продажах не всегда доступна для аналитиков. Поэтому выручка, отраженная в отчете о финансовых результатах, как правило, используется в качестве числителя.

Относительно высокий коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности может указывать на высокую эффективность товарного кредитования клиентов и сбора денег ими. С другой стороны, высокий коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности может свидетельствовать о том, что условия кредитования или сбора долгов являются слишком жесткими, что свидетельствует о возможной потере части продаж конкурентам, которые предлагают более мягкие условия.

Относительно низкая оборачиваемость дебиторской задолженности, как правило, вызывает вопросы об эффективности кредитных процедур и процедур сбора. Как и в случае управления запасами, сравнение роста продаж компании и отрасли может помочь аналитику оценить, являются ли продажи потерянными из-за строгой кредитной политики.

Кроме того, сравнивая безнадежную дебиторскую задолженность и фактические убытки по кредитам с прошлым опытом и с аналогичными компаниями, можно оценить, отражает ли низкий оборот проблемы в сфере управления коммерческим кредитованием клиентов. Компании иногда предоставляют информацию о прострочке дебиторской задолженности. Эти данные могут быть использованы вместе с показателями оборачиваемости для получения более точных выводов.

Оборачиваемость кредиторской задолженности и период оборота кредиторской задолженности. Период оборота кредиторской задолженности отражает среднее количество дней, в течение которых компания платит своим поставщикам. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности указывает на то, сколько условно раз в год компания покрывает долги перед своими кредиторами.

Для целей расчета этих показателей делается предположение о том, что компания делает все свои покупки с помощью товарного (коммерческого) кредита. Если объем покупки товаров не доступен аналитику, то в процессе расчета может быть использован показатель себестоимости проданных товаров.

Высокий коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (низкий период одного оборота) по отношению к отрасли может свидетельствовать о том, что компания не в полной мере использует имеющиеся кредитные средства. С другой стороны, это может означать, что компания использует систему скидок за более ранние платежи.

Чрезмерно низкий коэффициент оборачиваемости может указывать на проблемы со своевременной оплатой долгов перед поставщиками или на активное использование мягких условий кредитования поставщика. Это еще один пример того, когда следует обратить внимание на другие показатели для формирования взвешенных выводов.

Если показатели ликвидности свидетельствуют о том, что компания имеет достаточные денежные средства и прочие краткосрочные активы для оплаты обязательств, и все же период оборота кредиторской задолженности высокий, то это будет указывать на снисходительные кредитные условия поставщика.

Оборачиваемость рабочего капитала. Рабочий капитал определяется как оборотные активы за вычетом текущих обязательств. Оборачиваемость рабочего капитала указывает на то, насколько эффективно компания получает доход с оборотного капитала. Например, коэффициент рабочего капитала 4 указывает на то, что компания генерирует 4 рубля дохода на каждый 1 рубль рабочего капитала.

Высокое значение показателя свидетельствует о большей эффективности (т. е. компания генерирует высокий уровень доходов относительно меньшей суммы привлеченного оборотного капитала). Для некоторых компаний сумма рабочего капитала может быть близкой к нулю или отрицательной, что делает этот показатель сложным в интерпретации. Следующие два коэффициента будут полезными в этих обстоятельствах.

Оборачиваемость основных средств (фондоотдача). Этот показатель измеряет то, насколько эффективно компания генерирует доходы от своих инвестиций в основной капитал. Как правило, более высокий коэффициент оборачиваемости основных средств показывает более эффективное использование основных средств в процессе формирования доходов.

Низкое значение может свидетельствовать о неэффективности, капиталоемкости бизнеса или о том, что бизнес не работает на полную мощность. Кроме того, оборачиваемость основных средств может формироваться под влиянием других факторов, не связанных с эффективностью бизнеса.

Коэффициент фондоотдачи будет ниже для компаний, чьи активы являются более новыми (и, следовательно, менее изношенными, что отражается в финансовой отчетности более высокой балансовой стоимостью) по сравнению с компаниями с более старыми активами (которые более изношены и, таким образом, отражаются по низкой балансовой стоимости (при условии использования механизма переоценки).

источник