Меню Рубрики

Как производить анализ прибыли и рентабельности

Эффективность деятельности предприятия (организации), рациональное использование ресурсов определяют его способность к финансовому выживанию. Результаты использования финансовых ресурсов могут быть охарактеризованы показателями эффективности капитала, т.е. активов предприятия по данным баланса и отчетности о финансовых результатах. При этом для расчетов используются обобщающие и частные показатели. Наиболее распространенным и обобщающим показателем, нашедшим применение в отечественной и мировой практике при определении меры эффективности использования капитала, является коэффициент прибыльности (доходности).

В специальной литературе по финансам и экономике наряду с понятием прибыльности широко используется понятие рентабельности. Рентабельность (прибыльность, доходность) представляет собой отношение прибыли к капиталу (активам), инвестированному для получения этой прибыли.

Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ, прибыль – это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Это одни из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности коммерческой организации. Получение прибыли является результатом деятельности по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) на основе привлечения капитала, труда и основных фондов.

В процессе анализа и планирования прибыли необходимо различать следующие виды прибылей организации:

— валовую прибыль (убыток) – разность между выручкой и себестоимостью от продаж;

— прибыль (убыток) от продаж – разность между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов;

— прибыль (убыток) до налогообложения – прибыль от продаж с учетом доходов от участия в других организациях, процентов к получению и уплате, прочих доходов и расходов;

— чистую – ту ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

— нераспределенную (непокрытый убыток) –прибыль, остающаяся после уплаты налогов и выплаты дивидендов и используемая в целях реинвестирования, на нужды развития.

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, выделяют экстенсивные и интенсивные факторы, влияющие на ее получение. Экстенсивные факторывоздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторывоздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

Прибыль характеризует достигнутый предприятием результат (эффект) в сумме. Однако сумма прибыли как абсолютная величина еще не характеризует финансовую эффективность хозяйствования. Для оценки уровня эффективности финансово-хозяйственной деятельности применяется показатель рентабельности, характеризующий прибыльность по уровню.

На практике наиболее часто рассчитываются следующие показатели рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность производственных фондов, рентабельность инвестиций.

Рентабельность продукции отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью. Она показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов и определяется по формуле

где Рп – рентабельность продаж; Пр – прибыль от продаж; З – затраты.

Рентабельность продукции может быть рассчитана как по всему выпуску продукции, так и по отдельным видам продукции.

Рентабельность продаж определяется отношением прибыли от продаж к выручке:

Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке от реализации продукции.

Наиболее обобщающей оценкой эффективности формирования прибыли является рентабельность активов (экономическая рентабельность). Она характеризует общий уровень прибыли, полученной от использования всех активов предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по формуле

где Пн – прибыль до налогообложения; А – средняя стоимость всех используемых активов.

Рентабельность собственного капитала характеризует верхнюю границу потенциального внутреннего развития предприятия и определяется по формуле

где Пч – чистая прибыль; СК – средняя величина собственного капитала.

Важным показателем является рентабельность производственных фондов, которая рассчитывается отношением чистой прибыли к стоимости производственных фондов

где ОФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов; МОС – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.

Не менее значимым является также показатель рентабельности инвестиций. Он характеризует прибыльность использования инвестиционных ресурсов в целом по предприятию. Расчет этого показателя осуществляется по формуле

где ВБ – средняя величина валюты баланса; КО – средняя величина краткосрочных обязательств предприятия.

Анализируя прибыль, следует иметь в виду, что она распределяется в следующем порядке. Прежде всего уплачивается налог на прибыль в бюджет. Облагаемая налогом прибыль до налогообложения отчетного года уменьшается на сумму:

— доходов в виде дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

— доходов, полученных от долевого участия в других предприятиях (кроме доходов, полученных за пределами РФ);

— доходов игорного бизнеса и видеосалонов;

— прибыли от посреднических операций, страховой деятельности, отдельных банковских операций (в тех случаях, если ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, отличается от ставки по основному виду деятельности);

— прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства;

— льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.

Основными факторами роста прибыли и рентабельности на коммерческом предприятии являются:

— увеличение объема доходов (выручки);

— снижение расходов и, следовательно, себестоимости продукции (работ, услуг).

На увеличение суммы доходов (выручки) оказывает влияние объем реализованной продукции (в натуральном выражении) и уровень цены. Объем реализованной продукции зависит только от предприятия и его факторов производства (предметов труда, средств труда и трудовых ресурсов). Одним из существенных факторов роста объема продукции является повышение производительности труда за счет повышения квалификации работников, повышения фондовооруженности труда, улучшения организации труда, повышения качества продукции. Существенное влияние на объем реализации продукции (выручку) оказывает уровень цен.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10707 — | 7359 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Рентабельность работы предприятия определяется прибылью, которую оно получает. Задача анализа прибыли и рентабельности заключается в оценке эффективности использования предприятием своих средств в целях получения прибыли.

Порядок проведения анализа прибыли и рентабельности:

Дать определение понятиям «прибыль» и «рентабельность», рассмотреть их сущность, назвать виды прибыли и рентабельности.

Провести горизонтальный и вертикальный анализ отчёта о финансовых результатах (ф. №2), используя для этого табл. 13. Сделать выводы о формировании и структуре выручки от реализации и чистой прибыли.

Ознакомиться с системой показателей рентабельности, рассчитать их и результаты представить в табл. 14. Сделать вывод о доходности деятельности предприятия.

Функционирование предприятия в условиях рынка зависит от его способности получать доход или прибыль.

Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий его эффективность. В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности. Налог на прибыль становится одним из основных источников формирования бюджета (федерального, республиканского, местного). За счёт прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед банком и инвесторами. Сумма прибыли определяется объёмом продаж, качеством, ассортиментом и конкурентоспособностью продукции на внутреннем и внешнем рынках, уровнем затрат и инфляционными процессами.

Система оценки финансовых результатов включает также относительные показатели, такие как рентабельность работы предприятия, его продукции и капитала.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия предусматривает:

– оценку динамики абсолютных и относительных показателей (прибыли и рентабельности);

– определение влияния отдельных факторов на размер прибыли и уровень рентабельности;

– выявление резервов роста прибыли и рентабельности;

– определение порога прибыли.

Обобщенная информация о финансовых результатах представлена . в формах №1, 2 и 5 бухгалтерской отчётности, а также в форме №11 статистической отчётности. Кроме того, используются данные бизнес-плана и аналитического бухгалтерского учёта к счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

Таблица 13 ‑ Аналитическая таблица структуры выручки и формирования прибыли

Доходы от участия в других организациях

Прибыль (убыток) до налогообложения

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

* коды показателей отчёта о финансовых результатах (ф. №2) c2012 г.

** в аналитической таблице отображаются положительные значения данных показателей, в отличие от отчетной формы, где они уменьшают финансовый результат.

Таблица 14 ‑ Показатели рентабельности

Показывает прибыль, получаемую предприятием с рубля его активов

Чистая прибыль × 100 / Среднегодовая величина активов*

2) Рентабельность собственного капитала (ROE)

Показывает величину чистой прибыли, получаемую с рубля вложенных собственных средств

Чистая прибыль × 100 / Среднегодовая величина собственного капитала*

3) Рентабельность инвестиций (ROJ)

Характеризует доходность вложения капитала

Чистая прибыль × 100 / Среднегодовая величина собственного капитала и долгосрочных обязательств*

2400 (ф.№2) × 100 / (1300 + 1400) (ф.№1)

4) Рентабельность оборота (продаж)

Является показателем эффективности коммерческой деятельности предприятия

Прибыль от реализации продукции × 100 / Выручка от реализации

5) Рентабельность продукции

Используется для исследования эффективности процесса производства продукции

Прибыль от реализации продукции × 100 / Затраты на её производство и реализацию

2200 (ф.№2) × 100 / (2120 + 2210 + 2220) (ф.№2)

* при анализе данных за несколько лет расчеты коэффициентов рентабельности рекомендуется производить по данным на конец анализируемых периодов;

** коды показателей бухгалтерского баланса (ф. №1) и отчёта о финансовых результатах (ф. №2) c2012 г.

При сопоставлении финансовых результатов за ряд смежных периодов следует учитывать изменение методологии учёта и принятую на предприятии учетную политику. К вопросам учетной политики предприятия относятся:

– выбор метода начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;

– выбор метода оценки материалов при их отпуске в производство;

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

– выбор порядка отнесения на себестоимость продукции отдельных видов расходов (создание резервов);

– определение состава косвенных (накладных) расходов и метода их распределения.

Методологической основой анализа финансовых результатов предприятий в условиях рыночных отношений является принятая модель их формирования и использования. Приступая к анализу финансовых результатов, следует различать прибыль (убыток) до налогообложения и чистую прибыль отчетного периода.

Прибыль (убыток) до налогообложения представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от продаж товаров (продукции, работ, услуг) и прочих доходов и расходов. Прибыль (убыток) от продажи продукции определяется как разность между выручкой от продажи продукции и полной себестоимостью. Прочие доходы и расходы включают в себя проценты к получению (к уплате), доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализаионные доходы (расходы), а также доходы (расходы), возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийных бедствий, пожара, аварии, национализации и т.п.). Чистая прибыль отчетного года определяется вычитанием из суммы прибыли до налогообложения текущего налога на прибыль, а также величины отложенных налоговых обязательств и прибавлением отложенных налоговых активов.

Структурный анализ прибыли до налогообложения, как правило, показывает, что основным источником её формирования на предприятии является прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Она представляет собой конечный результат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и в сфере обращения. Важнейшими условиями роста прибыли от реализации являются увеличение объёма производства, обеспечение ритмичности отгрузки продукции, снижение её себестоимости, повышение качества и конкурентоспособности, оптимизация запасов готовой продукции на складах, своевременная её оплата покупателями, применение прогрессивных форм расчетов за продукцию (факторинг, овердрафт). Также между изменением объёма реализации и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость для рентабельной продукции и обратная зависимость для убыточной продукции, т.к. на прибыль от реализации оказывают влияние сдвиги в структуре и ассортименте товаров, продукции, работ, услуг, рентабельность которых неодинакова. При увеличении доли изделий и видов работ, услуг с рентабельностью выше средней по предприятию сумма прибыли увеличивается.

Финансовые результаты от прочей реализации связаны с движением имущества предприятия (основных средств, запасов, товарно-материальных ценностей и дебиторской задолженности). К ним относятся: поступления и расходы от реализации основных средств, иного имущества и дебиторской задолженности, списание основных средств с баланса в результате морального износа; сдача имущества в аренду; поступления и расходы от предоставления за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности; расходы по участию в уставных капиталах других организаций; расходы по оплате услуг кредитных организаций. Доходы и расходы по этим операциям показываются в форме №2 развернуто по строкам «Прочие операционные доходы» и «Прочие операционные расходы». В процессе анализа фактические суммы операционных доходов и расходов за отчётный период сравнивают с плановыми показателями и данными за прошлый период, используя материалы финансового плана и сведения из формы №2, а также данные аналитического учёта к счету 91 «Прочие доходы и расходы». При получении убытков от прочей реализации в каждом конкретном случае следует установить причины их образования.

Финансовые результаты от внереализационных операций также являются составной частью полученной прибыли (убытка) до налогообложения. В условиях рыночной экономики их влияние на формирование окончательных финансовых результатов предприятия существенно возросло. В состав доходов от внереализационных операций включаются: кредиторская и депонентская задолженность, по которой истек срок чековой давности, поступление ранее списанных долгов, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушения хозяйственных договоров, а также суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением хозяйственных договоров, от зачисления на баланс имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, курсовые разницы и др. В состав расходов от внереализационных операций включаются: убытки от списания недостач материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, когда виновники не установлены или в иске отказано судом; суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров в соответствии с установленным порядком; убытки от списания безнадежных долгов; убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году; присужденные или признанные предприятием штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, курсовые разницы и др.

При анализе внереализационных финансовых результатов основное внимание необходимо сосредоточить на внереализационных убытках. Следует установить причины потерь, проверить правильность и обоснованность отнесения их на убытки. Так, при наличии убытков от списания безнадежной дебиторской задолженности необходимо выяснить, при каких обстоятельствах образовалась эта задолженность на балансе предприятия, предъявлялись ли своевременно должнику требования о погашении задолженности, было ли передано дело в арбитраж или суд и каково их решение. Если в иске отказано судом, следует выяснить мотивы отказа. При анализе уплаченных штрафов, пени и неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров необходимо выяснить, кому и за что уплачены штрафы, каковы их причины и кто является виновником Детальный анализ внереализационных финансовых результатов проводится по данным учетных регистров и первичных документов.

Фактически полученная в отчетном периоде прибыль может отличаться от прошлогодней или плановой в результате воздействия внешних и внутренних факторов. В связи с этим следует всесторонне изучить такие факторы и определить степень влияния каждого из них. Для этого чаще всего в качестве метода исследования используют факторный анализ прибыли (методы функционального детерминированного анализа, необходимые для расчета данные берутся из форм №1 и 2 бухгалтерской отчётности), который основан на разложении анализируемого показателя на составляющие элементы, но он не учитывает сложные связи, возникающие между прибылью и другими стоимостными качественными показателями: производительностью труда, фондоотдачей, материалоемкостью, качеством продукции.

Помимо анализа формирования прибыли необходимо проанализировать использование прибыли, что предполагает выявление соответствия между распределением прибыли и результатами работы предприятия.

Из прибыли, полученной предприятием, прежде всего, выплачиваются налоги в бюджет (федеральный, субъектов РФ и местный) и другие аналогичные платежи, в том числе штрафные санкции со стороны налоговых органов. Прибыль до налогообложения уменьшается на сумму доходов в виде дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также доходов от долевого участия в деятельности других предприятий и льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.

Направления использования чистой прибыли определяются предприятиями самостоятельно. В акционерных обществах чистая прибыль направляется на пополнение резервного капитала, на выплаты по привилегированным и обыкновенным акциям, на реинвестирование прибыли, т.е. использование её на расширение производственно-финансовой деятельности предприятия. Если при выплатах по привилегированным акциям обычно исходят из фиксированных ставок, то соотношение между размерами выплат по обыкновенным акциям и величиной реинвестированной прибыли определяется успешностью работы и стратегией развития предприятия. Прибыль, вложенная в развитие организации, накапливается по годам и отражается в балансе отдельной статьей «Нераспредёленная прибыль» либо распределяется по фондам согласно выбранной учетной политике.

Информация о распределении прибыли содержится в финансовом плане и в форме №3 отчёта об изменениях капитала. Используя эти источники информации, следует сопоставить фактические данные о распределении прибыли с плановыми, выявить отклонения и установить их причины. Кроме того, по данным формы №3 определяется и анализируется структура отчислений, устанавливающая часть чистой прибыли, направленную на расширение деятельности предприятия, и часть чистой прибыли, использованную на развитие социальной сферы и материальное поощрение работников.

При оценке действующего в организации порядка распределения прибыли одним из важнейших показателей, используемых для характеристики рыночной активности организации, является прибыль на акцию. Акционерные общества, акции которых обращаются на рынке ценных бумаг, раскрывают информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию в виде двух показателей: базовой прибыли (убытка) на акцию и разводненной прибыли (убытка) на акцию.

Базовая прибыль (убыток) на одну акцию определяется как отношение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода. Базовая прибыль (убыток) отчетного периода представляет собой величину чистой прибыли, уменьшенную на сумму дивидендов по привилегированным акциям, начисленных за отчётный период. Средневзвешенное количество обыкновенных акций определяется путем суммирования обыкновенных акций на 1-е число каждого месяца и делением полученной величины на количество месяцев отчетного периода.

Базовая прибыль на акцию определяется на основе фактических данных, а показатель разводненной прибыли (убытка) на одну акцию имеет прогнозный характер и показывает максимально возможную степень уменьшения прибыли или увеличения убытка, приходящегося на одну обыкновенную акцию в случаях:

– конвертации привилегированных акций и иных ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции;

– при исполнении договоров купли-продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости.

Под разводнением прибыли понимают также уменьшение прибыли или увеличение убытка в расчете на одну обыкновенную акцию за счёт возможного в будущем выпуска дополнительных обыкновенных акций без соответствующего увеличения активов общества.

Для расчета разводненной прибыли на одну акцию представляют, что все привилегированные акции обменены на обыкновенные. После этого чистую прибыль делят на суммарное количество обыкновенных акций – тех, что выпущены, и тех, что получены в результате конвертации привилегированных акций.

Прибыль является абсолютным выражением полученного финансового результата, в связи с чем возникают серьезные затруднения при анализе эффективности деятельности предприятия. Поэтому после анализа формирования и использования прибыли необходимо провести анализ рентабельности.

Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность (отдачу) или прибыльность, измеряемую в процентах к затратам средств или имущества.

В мировой практике анализа обычно применяют следующие группы показателей относительной доходности: всего имущества предприятия (активов), собственного капитала, вложений (инвестиций), производственных фондов, ценных бумаг, товаров, продукции, работ, услуг и т.д.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Рентабельность активов ROA (RoA – Return on Assets) в общем виде определяется по стоимости совокупных или чистых активов, имеющихся в распоряжении предприятия. Для этого прибыль до налогообложения, или чистая прибыль, или прибыль от продаж делится на общий итог баланса или на стоимость чистых активов, определяемых как средняя величина. Сопоставление различных видов прибыли со среднегодовым итогом баланса либо суммой чистых активов позволяет определить воздействие внешних факторов.

Общий анализ позволяет установить воздействие внешних факторов на уровень рентабельности активов. Факторный анализ дает возможность выявить влияние внутренних факторов.

Рентабельность собственного капитала ROE (ROE – Return on Enquity) позволяет определить эффективность использования инвестированных в предприятие средств и сравнить её с возможным получением дохода от вложения их в другие ценные бумаги. В мировой практике этот показатель служит важным критерием при котировке акций на фондовой бирже.

Рентабельность собственного капитала, исчисленная как отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала, отражает, сколько копеек чистой прибыли принес каждый рубль собственного капитала. По разнице между рентабельностью всех средств предприятия и рентабельностью собственного капитала, рассчитанных по чистой прибыли, можно судить о привлечении внешних (заемных) источников финансирования. Если предприятие в результате привлечения заёмных средств получает больше прибыли, чем уплачивает проценты за них, то разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Однако, если рентабельность всех средств предприятия меньше, чем проценты, уплачиваемые за заёмные средства, влияние последних на деятельность предприятия можно считать отрицательным. При анализе рентабельности собственного капитала в пространственно-временном аспекте необходимо принимать во внимание следующее.

1. Числитель и знаменатель рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности.

2. Числитель, т.е. прибыль, динамичен и отражает результаты деятельности, сложившийся уровень цен на товары и услуги за истекший период.

3. Знаменатель, т.е. величина собственного капитала, складывается в течение ряда лет и выражен в учетной оценке, которая может существенно отличаться от текущей оценки.

Следовательно, высокое значение показателя рентабельности собственного капитала не всегда эквивалентно высокой отдаче на инвестируемый собственный капитал. Поэтому при выборе решений финансового характера необходимо ориентироваться не только на этот показатель, но и учитывать рыночную цену организации.

В мировой практике для оценки эффективности бизнеса применяется показатель рентабельности всех инвестиций, отражающий эффективность использования средств, направленных в предприятие. Для расчета берется показатель прибыли до вычета налогов, который получают из отчёта о прибылях и убытках и делят на общие инвестиции, которые определяют по балансу как сумму акционерного капитала и долгосрочных обязательств, инвестированных в предприятие акционерами и другими внешними партнерами. Рентабельность инвестиций отражает связь заработанной прибыли с инвестированным капиталом, что дает возможность использовать этот показатель в качестве расчетной базы для прогнозирования.

Более того, в западной практике нашел применение своеобразный метод анализа рентабельности, называемый методом денежного потока (cash flow). Он основан на том, что в числитель формулы рентабельности инвестиций подставляются сумма прибыли и амортизационные отчисления. Это обусловлено тем, что в странах с развитой рыночной экономикой используют методы ускоренной амортизации, вследствие чего сумма списания основного капитала, включаемая в издержки производства, может в отдельные периоды заметно меняться из-за завышения суммы амортизационных отчислений. В результате растет себестоимость и снижается прибыль, а при недостаточном списании (к концу срока функционирования амортизируемых объектов) происходит занижение себестоимости и завышение прибыли. В связи с этим анализ рентабельности, основанный на использовании абсолютной суммы прибыли, вряд ли можно считать вполне достоверным.

Показатель рентабельности, основанный на методе «cash flow», не позволяет судить о рентабельности за определенный период, однако при рассмотрении в динамике за несколько лет он весьма точно характеризует тенденции прибыли и рентабельности, отражая существенные и даже малозаметные сдвиги в этих показателях. Таким образом, общий и факторный анализ финансовых результатов позволяют предприятию предвидеть опасность банкротства и необходимы для повышения доходности и укрепления финансового состояния.

Рентабельность финансовых вложений показывает, какой размер доходов (дивидендов, процентов) принес каждый рубль, вложенный в акции, облигации других предприятий и в долевое участие в деятельности других организаций. Необходимые данные для исчисления и анализа показателей рентабельности вложений в предприятие можно получить из форм №1, 2 и 5.

Доходность товаров, продукции, работ, услуг характеризуется такими показателями, как рентабельность реализации (оборота) и отдельных изделий.

Уровень рентабельности реализации (оборота) определяется как отношение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг к сумме выручки от реализации в действующих (отпускных) ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов. Рентабельность реализации (оборота) показывает, сколько получено прибыли в копейках или % на 1 руб. проданных товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Изменения показателей рентабельности реализации (оборота) могут происходить под влиянием изменений структуры реализации, себестоимости, цен и тарифов отдельных видов продукции, работ, услуг.

Рентабельность отдельных видов продукции определяется как отношение прибыли изделия к его себестоимости. Она характеризует абсолютную сумму или уровень прибыли в процентах на 1 руб. затраченных средств (производственных ресурсов). Анализ рентабельности отдельных изделий проводится на основе плановых и отчетных калькуляций и заметно меняется из-за различной материалоемкости и трудоемкости их изготовления. При неизменной оптовой (отпускной) цене повышение рентабельности отдельных видов продукции зависит от снижения затрат (себестоимости). Для оценки динамики рентабельности отдельных видов продукции фактические показатели отчетного года сопоставляются с прошлогодними или за несколько лет. В мировой практике рентабельность отдельных видов продукции исчисляется как отношение прибыли изделия к его стоимости (цене).

Для расчета рентабельности реализации (оборота) за предыдущий период (год), по плану и фактически за отчётный период (год), а также для изучения влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности используются финансовый план, формы №1 и 2 бухгалтерской отчётности, учетные регистры.

В завершении можно отметить, что в зависимости от конкретных целей рентабельность можно определить также по отношению к основным или оборотным фондам, производственной себестоимости продукции, добавленной, т.е. вновь созданной стоимости, среднесписочной численности работников, производственной площади и т.д.

Наиболее полное представление о рентабельности вложений в предприятие дает отношение прибыли к функционирующим средствам, особенно прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Функционирующие средства равны стоимости всех средств предприятия без стоимости незавершенного строительства и финансовых вложений. Для предпринимателя этот показатель имеет определяющее значение, поскольку в нем учитывается, с одной стороны, прибыль от основной деятельности, а с другой – средства, непосредственно занятые в производственной деятельности.

источник

Исключительно важную роль в системе оценки результативности, деловых качеств предприятия и степени его надежности играют показатели прибыли и рентабельности. В прибыли аккумулируются все доходы, расходы, обобщаются результаты деятельности предприятия.

Анализ финансовых результатов (прибыли) деятельности предприятия заключается в:

  • определении отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период;
  • исследовании структуры соответствующих показателей и их изменений;
  • проведении факторного анализа прибыли и рентабельности.

Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО «Х». Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом (Ф1) и Отчетом о прибылях и убытках (Ф2) за 2011 г. (данные формы представлены в Приложениях 1, 2).

Сначала находим следующие показатели:

    абсолютное отклонение прибыли (∆П):

где П1, П — значение прибыли соответственно в отчетном и базисном году, тыс. руб.;

уровень каждого показателя (Уi) к выручке (В) от продажи товаров, продукции, работ, услуг:

где i = 0 — базисный период;

где Y1, Y — уровень соответственно отчетного и базисного периодов.

Все расчеты представлены в табл. 1.

Таблица 1. Анализ прибыли предприятия ОАО «Х» за 2010–2011 гг.

№ п/п Показатель Код строки 2010 г. 2011 г. Абсолютное отклонение (+/–) Темп роста (снижения), % Уровень к выручке в базисном периоде, % Уровень к выручке в отчетном периоде, % Отклонение уровня (+/–)
1 2 3 4 5 6 = 5 – 4 7 = 5 / 4 x 100 8 9 10 = 9 – 8
1

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 2110 245 900 345 897 99 997 140,7 100,0 100,0
2 Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 2120 190 234 178 345 –11 889 93,8 77,4 51,6 –25,8
3 Валовая прибыль 2100 55 666 167 552 111 886 301,0 22,6 48,4 25,8
4 Коммерческие расходы 2210
5 Управленческие расходы 2220 89 123 89 123 25,8 25,8
6 Прибыль (убыток) от продаж 2200 55 666 78 429 22 763 140,9 22,6 22,7 0,1
7 Доходы от участия в других организациях 2310
8 Проценты к получению 2320
9 Проценты к уплате 2330
10 Прочие доходы 2340 337 2745 2408 814,5 0,1 0,8 0,7
11 Прочие расходы 2350 5500 16 100 10 600 292,7 2,2 4,7 2,5
12 Прибыль (убыток) до налогообложения 2300 50 503 65 074 14 571 128,9 20,5 18,8 –1,7
13 Текущий налог на прибыль 2410 12 625 16 268 3643 128,9 5,1 4,7 –0,4
14 В том числе постоянные налоговые обязательства 2421 2800 2800 0,0 0,8 0,8
15 Изменение отложенных налоговых обязательств 2430 4 14 10 350,0 0,002 0,004 0,002
16 Изменение налоговых активов 2450
17 Прочее 2460
18 Чистая прибыль 2400 37 874 48 792 10 918 128,8 15,4 14,1 –1,3

Согласно табл. 1 в 2011 г. чистая прибыль увеличилась на 28,8 % по сравнению с 2010 г., что составило 10 918 тыс. руб. Однако уровень прибыли по отношению к выручке уменьшился на 1,3 %.

Таким образом, на основе данных табл. 1 можно делать следующие выводы:

  • увеличение показателя по стр. 1 говорит о том, что больший доход организация получает от основной деятельности;
  • уменьшение показателя по стр. 2 является положительной тенденцией, если относительное снижение затрат на производство реализованной продукции не повлияет на ее качество;
  • рост показателя по стр. 6 благоприятен. Данный показатель свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения;
  • рост показателей по стр. 12, 18 также указывает на положительные тенденции организации производства на данном предприятии. Разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения;
  • показатель по стр. 13 характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль. Рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, в целом нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление.
Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Отметим основные типы факторного анализа:

  • детерминированный (функциональный) — результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов;
  • стохастический (корреляционный) — связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной;
  • прямой (дедуктивный) — от общего к частному;
  • обратный (индуктивный) — от частного к общему;
  • одноступенчатый и многоступенчатый;
  • статический и динамический;
  • ретроспективный и перспективный.

Следует отметить, что любой факторный анализ состоит из следующих этапов:

  1. Отбор факторов.
  2. Классификация и систематизация факторов.
  3. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
  4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  5. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

Общеизвестно, что изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов:

  • объема реализации;
  • структуры реализации;
  • отпускных цен на реализованную продукцию;
  • цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
  • уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Расчет влияния перечисленных факторов на прибыль ОАО «X» представлен в табл. 2–4.

Таблица 2. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции предприятия ОАО «Х»

№ п/п
Показатель 2011 г. 2010 г.
условное обозначение тыс. руб. условное обозначение тыс. руб.
1 Количество проданной продукции (товаров), шт. q1 69 q 60
2 Цена продукции, тыс. руб. p1 5013 p 4098,3
3 Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. В1 345 897 В 245 900
4 Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2), тыс. руб. S1 267 468 S 190 234
5 Себестоимость 1 ед. продукции, тыс. руб./шт. Sед. 1 3876,35 Sед. 0 3170,57
6 Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб. П1 78 429 П 55 666

Таблица 3. Показатели деятельности ОАО «Х» за 2011 г. в сопоставимых ценах

№ п/п Показатель 2010 г. 2011 г. в сопоставимых ценах 2011 г.
условное обозначение тыс. руб. условное обозначение формула расчета тыс. руб. условное обозначение тыс. руб.
1 Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. В 245 900 В’ q1 x p 282 785 В1 345 897
2 Полная себестоимость, тыс. руб. S 190 234 S 218 769 S1 267 468
3 Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб. П 55 666 П’ 64 015,9 П1 78 429

Таблица 4. Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции

Фактор Формула расчета Величина показателя, тыс. руб. Удельный вес, %
Изменение отпускных цен на продукцию 1 = В1 – В’ 63 112,0 277,3
Изменение в объеме продукции p2 = p x (S‘ / S) – p 8349,9 36,7
Изменение в структуре продукции p3 = p x((В’ / В) – (S? / S)) 0,0000 0,0000
Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции p4 = S‘ – S1 –48 698,9 –213,9
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции pP5 = S x (В’ / В) – S? 0,0 0,0
Совокупное влияние факторов 22 763 100

Согласно табл. 4 методика расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции заключается в последовательном расчете влияния каждого фактора:

1. Расчет общего изменения прибыли (ΔП) от реализации продукции:

2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Δp1):

где В1 = q1 x p1 — выручка от реализации продукции в отчетном периоде;

В’ = q1 x p — выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Δp2):

где S‘ — полная себестоимость в отчетном периоде в сопоставимых ценах;

S — полная себестоимость базисного года.

4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (Δp3):

5. Расчет влияния на прибыль изменений полной себестоимости (Δp4):

где S1 — полная себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде.

6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (Δp5):

После этого можно рассчитать совокупное влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации продукции и, следовательно, на прибыль отчетного периода по следующей формуле:

Проведем расчеты для нашего примера:

ΔП = 78 429 – 55 666 = 22 763 тыс. руб.

Δp1 = 69 x 5013 – 69 x 4098,3 = 63 112 тыс. руб.

Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 22 % (p1 / p = 5013 / 4098,3 x 100 % = 122 %) привел к увеличению суммы прибыли от реализации продукции на 63 112 тыс. руб.

Δp2 = 55 666 x(218 769 / 190 234) – 55 666 = 8349,9 тыс. руб.

Δp3 = 55 666 x (282 785 / 245 900 – 218 769 / 190 234) = 0.

Δp4 = 218 769 – 267 468 = –48 698,9 тыс. руб.

Δp5 = 190 234 x (282 785 / 245 900) – 218 769 = 0.

Δp = 63 112 + 8349,9 + 0 + (–48 698,9) + 0 = 22 763 тыс. руб.

Теперь, используя данные Отчета о прибылях и убытках, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности.

Отметим, что для анализа рентабельности продаж (R) можно использовать следующую факторную модель:

где П — прибыль от реализации продукции;

В — выручка от реализации продукции;

При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

Используя данные табл. 2, 3 и формулы, проведем факторный анализ рентабельности предприятия ОАО «Х».

Таблица 5. Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж предприятия ОАО «Х»


Цена, тыс. руб. Количество проданной продукции (товаров), шт. Объем реализации, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб.
в базисном году в отчетном году в ценах базисного года в отчетном году базисного года фактическая в ценах базисного периода отчетного периода
Выпускаемая продукция P p1 q q1 В В’ В1 S S2 S1
4098,3 5013 60 69 245 900 282 785 345 897 190 234 218 769 267 468

Таблица 6. Факторный анализ рентабельности продаж

Рентабельность продукции, % Изменение рентабельности, % Изменение рентабельности за счет факторов, %
базисный год отчетный год изменение цены изменение себестоимости
R R1 RВ RS
Выпускаемая продукция 22,64 22,67 0,04 22,37 –22,33

Согласно табл. 6 рентабельность продаж отчетного периода увеличилась по сравнению с рентабельностью прошлого периода на 0,04 %. Данное увеличение произошло под влиянием повышения цен на выпускаемую продукцию (22,37 %).

В процессе анализа рентабельности следует произвести оценку рентабельности всего капитала, собственных средств, перманентных средств. Например, рентабельность активов (экономическая рентабельность) является общим показателем, показывающим, сколько прибыли приходится на 1 руб. имущества. От значения данного коэффициента зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств предприятия, но и по ресурсам отдельных видов (в частности, основным средствам). Необходимую информацию для оценки экономической эффективности использования основных средств содержит бухгалтерская отчетность.

В отечественной аналитической практике чаще всего используется коэффициент рентабельности (основной) деятельности (Net Profit Margin, NPM), рассчитываемый как отношение прибыли от реализации (П) к затратам на производство реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг (С), коммерческих (КР) и управленческих расходов (УР), то есть по формуле:

В табл. 7 приведен систематизированный перечень коэффициентов рентабельности.

Таблица 7. Показатели, характеризующие рентабельность

Показатель Способ расчета Данные Пояснения
2010 г. 2011 г.
Рентабельность продаж (маржа прибыли) (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2) 22,64 % 22,67 % Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции
Общая рентабельность отчетного периода (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2) 20,54 % 18,81 %
Рентабельность собственного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1300 Ф1) 32,02 % 34,04 % Показывает эффективность использования собственного капитала
Рентабельность активов (экономическая рентабельность) (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1600 Ф1) 30,10 % 31,50 % Показывает эффективность использования всего имущества организации
Фондорентабельность (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1100 Ф1) 409,69 % 413,80 % Показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов
Рентабельность основной деятельности (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2120 + 2210 + 2220 Ф2) 29,26 % 29,32 % Показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат
Рентабельность перманентного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / стр. (1300 + 1400) Ф1 32,00 % 34,87 % Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок
Период окупаемости собственного капитала (стр. 1300 Ф1) / (стр. 2300 Ф2) 3,12 2,87 Показывает число лет, в течении которых полностью окупятся вложения в данную организацию

Грамотно проведенный анализ финансовых результатов предприятия позволит повысить обоснованность планирования и жесткости нормативов управления, дать оценку достоверности учета и оперативности контроля, а также будет способствовать обеспечению эффективной и бесперебойной организации деятельности.

источник