Меню Рубрики

Как правильно сделать анализ деятельности предприятия

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации состоит из следующих этапов:

Анализ финансовых результатов, эффективности использования активов и источников их формирования

Рассмотрим подробнее каждый из названных этапов.

Данный этап включает в себя три составляющих:

  1. анализ структуры активов;
  2. анализ структуры источников формирования активов;
  3. анализ изменения активов и их источников.

Агрегированная информация о состоянии имущества и источников его образования представлена в таблице.

Наименование Базисный год Отчетный год В % к валюте баланса Прирост (+), уменьшение (-)
Базисный год Oтчетный год абсолютная
величина
относительная
величина, %
доля в %
к валюте
баланса
Актив
Внеоборотные активы
Оборотные активы:
Запасы
Долгосрочная дебиторская задолженность
Краткосрочная дебиторская задолженность
Денежные средства
Краткосрочные финансовые вложения
Валюта баланса 100% 100% 100%
Пассив
Капитал и резервы (источники собственных средств)
Обязательства:
Долгосрочные:
Кредиты и займы
Кредиторская задолженность
Краткосрочные:
Кредиты и займы
Кредиторская задолженность
Валюта баланса 100% 100% 100%

При анализе структуры активов и их источников могут наблюдаться негативные тенденции:

  • абсолютное и относительное снижение денежных средств;
  • более быстрый рост заемных средств по сравнению с собственными средствами, что увеличивает вероятность потери контроля над своими активами;
  • более быстрый рост краткосрочных обязательств по сравнению с долгосрочными обязательствами, что приводит к снижению финансовой стабильности организации;
  • более быстрый рост краткосрочных кредитов и займов по сравнению с краткосрочной кредиторской задолженностью (уменьшение дешевых источников финансирования), что приводит к увеличению себестоимости продукции, работ, услуг.

При анализе источников собственных средств (уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль (убыток) и прочие резервы) положительной тенденцией является увеличение нераспределенной прибыли, ее более быстрый рост по сравнению со всеми собственными источниками. Соответственно, снижение доли нераспределенной прибыли свидетельствует о падении деловой активности организации.

При анализе обязательств (задолженность по кредитам и займам, кредиторская задолженность) положительной тенденцией является увеличение доли долгосрочных обязательств, снижение просроченной задолженности.

Отдельного внимания заслуживают просроченные обязательства. Их принято делить на:

  • «спокойные» (задолженность поставщикам и подрядчикам; исключение составляют случаи подачи иска кредитором в арбитражный суд о взыскании задолженности);
  • «срочные» (задолженность бюджету, внебюджетным фондам; увеличение доли соответствующей задолженности свидетельствует о финансовых затруднениях организации).

Размещение активов оценивают с помощью доли в валюте баланса внеоборотных и оборотных активов, доли в валюте баланса имущества производственного назначения. Для организаций производственной сферы доля имущества производственного назначения должна находиться в пределах от 50 до 60%.

Состояние краткосрочных активов характеризуется соотношением труднореализуемых и легкореализуемых активов. Для оценки можно использовать следующую таблицу.

№ п/п Наименование статьи Базисный год Отчетный год Темп роста, % Изменение по
сравнению с
базисным годом
1 Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения), расходы будущих периодов, тыс. руб.
2 Производственные запасы, готовая продукция и товары для перепродажи, тыс. руб.
3 Просроченная краткосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб.
4 Итого труднореализуемые активы (сумма строк с 1-й по 3-ю), тыс. руб.
5 Общая величина краткосрочных активов (оборотные активы минус долгосрочная дебиторская задолженность), тыс. руб.
6 Легкореализуемые активы (стр. 5 — стр. 4), тыс. руб.
7 Отношение труднореализуемых активов к легкореализуемым активам (стр. 4/стр. 6*100%), % X

Понятно, что увеличение доли труднореализуемых активов негативно влияет на ликвидность и финансовую стабильность организации.

Для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости используется система следующих показателей:

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств: К = заемные средства / собственные средства x 100.

Характеризует обеспеченность заемных средств собственными, то есть гарантию возврата долга. Рекомендуемое значение: 0. Профицит, если стр. 1 — стр. 2 0. Профицит, если стр. 4 — стр. 5 0. Профицит, если стр. 7 — стр. 8 0

Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность активов чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность продаж чистая, (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита запасов Отсутствие дефицита запасов Отсутствие просроченных обязательств Отсутствие просроченных обязательств Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Чистые активы > уставного капитала Чистые активы > уставного капитала. Положительная или стабильная динамика чистых активов Оборотный капитал > 0 Оборотный капитал > 0. Положительная динамика или стабильная «Хорошо». Для организаций, существующих менее 1 года, высшая оценка «удовлетворительно» Рентабельность активов общая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность активов чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность продаж чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита запасов Отсутствие дефицита запасов Отсутствие просроченных обязательств Снижение просроченных обязательств Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Снижение просроченной дебиторской задолженности Чистые активы > уставного капитала Чистые активы > уставного капитала. Положительная динамика чистых активов или стабильная Оборотный капитал > 0 Оборотный капитал > 0. Положительная динамика или стабильная «Удовлетворительно» Рентабельность активов общая, (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность активов чистая (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность продаж чистая (%) > 0 Динамика не имеет значения Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Динамика не имеет значения Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Динамика не имеет значения Отсутствие просроченных обязательств Динамика не имеет значения «Неудовлетворительно» Наличие дефицита одного из видов ликвидных активов Динамика не имеет значения Наличие просроченных обязательств Динамика не имеет значения Убыточность Динамика не имеет значения

Финансовое состояние оценивается как:

  1. отличное, хорошее, удовлетворительное при наличии всех указанных критериев;
  2. неудовлетворительное, если выполняется хотя бы один из указанных критериев: наличие дефицита одного из видов ликвидных активов или наличие просроченных обязательств.

Этим содержание методики Госкомстата исчерпывается.

Для целей проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации полезную информацию можно почерпнуть также из следующих документов:

  1. Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 №367;
  2. Методики проведения ФНС учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 21.04.2006 №104;
  3. Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций) (см. таблицу 1 «Некоторые показатели, рекомендуемые для аналитической работы» разд. IV «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия»), утверждены Приказом Минэкономики России от 01.10.1997 №118;
  4. Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утверждены Распоряжением ФУДН при Госкомимуществе России от 12.08.1994 №31-р;
  5. Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций, утверждены Приказом ФСФО России от 23.01.2001 №16.

Обратите внимание! В данный перечень вошли как действующие, так и утратившие силу документы. Однако для целей проведения анализа это не имеет принципиального значения, ведь методологические основы с течением времени не изменяются.

Особо подчеркнем, что некоторые налоговые органы, ссылаясь на неудовлетворительное финансовое состояние организации, отказывают в вычете НДС. В качестве обоснования своей позиции налоговики обычно приводят расчет нескольких коэффициентов. Однако подобные действия инспекторов незаконны, поэтому, обратившись в суд, можно отстоять право на вычет (см., например, Постановления ФАС МО от 17.04.2012 по делу №А40-109075/10-35-581, Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 №09АП-32165/2012 по делу №А40-40743/12-90-215). Арбитры указывают, что неудовлетворительное финансовое состояние не названо в гл. 21 НК РФ в качестве основания для отказа в вычете. Кроме того, судьи отмечают, что проведенный налоговым органом анализ финансового состояния налогоплательщика не носит комплексного характера, инспекторы отдают предпочтение негативным показателям и не учитывают «хорошие» коэффициенты и положительные тенденции.

Мы подробно рассмотрели предложенную Госкомстатом методику. В принципе она позволяет дать комплексную оценку положению дел на предприятии. Однако при ее применении (как, впрочем, и в случае использования любой другой методики) нельзя переоценивать роль отдельных коэффициентов. Коэффициенты — это наиболее известный и широко применяемый инструмент анализа финансовой отчетности. Они позволяют изучить зависимости между различными составными частями финансовых отчетов (активами и обязательствами, затратами и поступлениями), а также их динамику. Коэффициенты рассчитать нетрудно, а вот правильное их толкование может вызывать трудности.

Кроме того, нужно помнить, что для анализа используют более сотни различных финансовых коэффициентов. Отбор конкретных коэффициентов определяется задачами проводимого анализа (анализ кредитоспособности, анализ вероятности банкротства, рейтинговая оценка).

Важно оценить не только значения рассчитанных показателей, но и их динамику.

Так, показатели могут характеризовать организацию с хорошей или даже очень хорошей стороны, но их негативная тенденция (устойчивое снижение размера чистых активов, чистой прибыли, рентабельности, доли собственного капитала, коэффициентов ликвидности) – повод задуматься (понять причины отрицательных изменений, внести необходимые корректировки в проводимую руководством организации политику). И наоборот, нет оснований для паники, если значение некоторых из показателей ниже рекомендуемого, но наблюдается их положительная динамика.

При проведении анализа должны учитываться не только отраслевые особенности, но и условия жизнедеятельности каждого конкретного предприятия. Например, при наличии на балансе объектов незавершенного строительства значимыми будут такие сведения, как (п. 8 Приложения 3 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа):

  • степень готовности объектов незавершенного строительства;
  • размер средств, необходимых для завершения строительных работ, и срок возможного пуска в эксплуатацию объектов;
  • необходимость или целесообразность завершения строительных работ либо консервации объектов незавершенного строительства;
  • возможная стоимость объектов незавершенного строительства при реализации на рыночных условиях.

Автор: С.М.Волкова, Эксперт журнала «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»
Источник: «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 4/2013

источник

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Читайте также:  Папилломы на шее какие анализы сдавать

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник

Финансовый анализ основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое положение. Однако главное при проведении финансового анализа не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.

Для финансового анализа можно использовать следующие группы показателей:

Подробный финансовый анализ предприятия необходимо проводить в динамике за ряд кварталов, для экспресс-анализа достаточно сопоставить данные на начало и на конец периода анализа. И при одном и при другом способе анализа необходимо помнить, что финансовый анализ (основанный на анализе баланса и отчета о прибылях и убытках) позволяет обратить внимание на “узкие” места в деятельности предприятия и сформировать перечень вопросов, на которые можно будет ответить лишь при более детальном ознакомлении с деятельностью предприятия.

При анализе финансовых результатов деятельности предприятия должны быть оценены чистая выручка, прибыли или убытки, полученные предприятием в анализируемом периоде.

Анализ и выводы о финансовых результатах деятельности предприятия должны содержать подробные ответы на следующие вопросы:

Как изменилась чистая выручка Предприятия за анализируемый период?

Основная деятельность, ради осуществления которой было создано Предприятие, за анализируемый период была прибыльной, убыточной или безубыточной?

От какого вида деятельности Предприятие получило основной доход за анализируемый период?

основной или инвестиционной и прочей видов деятельности

Какую прибыль (убыток) до налогообложения получило Предприятие в результате осуществления всех видов деятельности на конец анализируемого периода?

О чем свидетельствует отсутствие Предприятия нераспределенной прибыли ?

Об отсутствии возможности пополнения оборотных средств для ведения нормальной хозяйственной деятельности.

Эффективно или неэффективно действовало предприятие — надо сравнить темп роста выручки и себестоимости.

При анализе активов Предприятия нужно отразить абсолютные изменения в имуществе предприятия, сделать выводы об улучшении или ухудшении структуры активов.

При анализе активов Предприятия нужно отразить следующие моменты:

На какие составляющие приходился наибольший удельный вес в структуре совокупных активов ?

Если на оборотные активы, то это свидетельствует о формировании достаточно мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств Предприятия.

В целом, как изменилось имущество (сумма внеоборотных и оборотных активов) Предприятия?

Уменьшение имущества свидетельствует о сокращении Предприятием хозяйственного оборота, что может повлечь его неплатежеспособность и наоборот.

Рост имущества Предприятия может свидетельствовать о позитивном изменении баланса.

Что произошло с составляющими внеоборотных активов?

увеличение незавершенного строительства может негативно сказаться на результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия (необходимо дополнительно проанализировать целесообразность и эффективность вложений),

увеличение долгосрочных финансовых вложений указывает на отвлечение средств из основной производственной деятельности, а снижение способствует вовлечению финансовых средств в основную деятельность предприятия и улучшению его финансового состояния

Как изменялась структура внеоборотных активов?

Какова доля основных средств в совокупных активах на конец анализируемого периода?

Предприятие имеет «тяжелую» или «легкую» структуру активов?

Если она составила менее 40 %, Предприятие имеет «легкую» структуру активов, что свидетельствует о мобильности имущества Предприятия. Если она составила более 40 %, Предприятие имеет «тяжелую» структуру активов, что свидетельствует о значительных накладных расходах и высокой чувствительности к изменениям выручки.

Как изменилась величина оборотных активов предприятия за анализируемый период?

Какие статьи внесли основной вклад в формирование оборотных активов?

2) дебиторскую задолженность

3) краткосрочные финансовые вложения

О каких проблемах может свидетельствовать такая структура оборотных активов?

Структура с высокой долей задолженности и низким уровнем денежных средств может свидетельствовать о проблемах, связанных с оплатой услуг Предприятия, а также о преимущественно не денежном характере расчетов и наоборот структура с низкой долей задолженности и высоким уровнем денежных средств может свидетельствовать о благополучном состоянии расчетов предприятия с потребителями.

Как изменилась стоимость запасов за анализируемый период, является ли это изменение позитивным и о чем свидетельствует?

Если стоимость запасов увеличились, а длительность оборота запасов снизилась, это является негативным фактором

Как изменились за анализируемый период объемы дебиторской задолженности?

1) выросли, что является негативным изменением и может быть вызвано проблемами, связанными с оплатой продукции (работ, услуг) Предприятия либо активным предоставлением потребительского кредита покупателям, т.е. отвлечением части текущих активов и иммобилизации части оборотных средств из производственного процесса.

2) снизились, что является позитивным изменением и может свидетельствовать об улучшении ситуации с оплатой продукции Предприятия и о выборе подходящей политики продаж.

На какой вид дебиторов приходилась наибольшая доля в общей сумме задолженности?

долгосрочных (со сроком погашения более чем через 12 месяцев) дебиторов. Что показывает длительное выведение средств из оборота.

Предприятие на протяжении анализируемого периода имело активное или пассивное сальдо задолженности ?

Сопоставление сумм дебиторской и коммерческой кредиторской задолженностей может показывать, что Предприятие на протяжении анализируемого периода имело:

1) активное сальдо (дебиторская задолженность превышает кредиторскую)

2) пассивное сальдо (кредиторская задолженность превышает дебиторскую)

Если предприятие имеет активное сальдо, то оно предоставляло своим покупателям бесплатный коммерческий кредит в размере, превышающем средства, полученные в виде отсрочек платежей коммерческим кредиторам,

если пассивное — финансировало свои запасы и отсрочки платежей своих должников за счет неплатежей коммерческим кредиторам (то есть бюджету, внебюджетным фондам и др.)

Как изменилась доля денежных средств в структуре оборотных активов Предприятия за анализируемый период?

Отсутствие денежных средств в оборотных активах может быть следствием бартерного характера расчетов.

При анализе источников формирования имущества предприятия должны быть рассмотрены абсолютные и относительные изменения в собственных и заемных средствах предприятия.

При анализе источников формирования имущества Предприятия нужно определить:

Какие средства (собственные или заемные) являются основным источником формирования совокупных активов Предприятия? Как изменяется собственный капитал (фактический, за вычетом убытков и задолженностей учредителей) в доле в балансе за анализируемый период?

1) Увеличение способствует росту финансовой устойчивости Предприятия

2) Снижение способствует снижению финансовой устойчивости Предприятия

Как изменилась доля заемных средств в совокупных источниках образования активов, о чем это свидетельствует?

увеличилась, что может свидетельствовать об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков.

уменьшилась, что может свидетельствовать о повышении финансовой независимости предприятия.

О чем может свидетельствовать сокращение (увеличение) величины резервов , фондов и прибыли Предприятия?

В целом, увеличение резервов, фондов и нераспределенной прибыли может являться результатом эффективной работы Предприятия.

В целом, сокращение резервов, фондов и нераспределенной прибыли может свидетельствовать о падении деловой активности Предприятия.

Как за анализируемый период изменилась структура собственного капитала (объявленного), на какие составляющие приходился наибольший удельный вес?

Какие обязательства преобладают в структуре заемного капитала? Как изменились долгосрочные обязательства за анализируемый период?

Анализ структуры финансовых обязательств дает ответ на вопрос повысился или снизился риск утраты финансовой устойчивости предприятия.

Преобладание краткосрочных источников в структуре заемных средств является негативным фактом, который характеризует ухудшение структуры баланса и повышение риска утраты финансовой устойчивости.

Преобладание долгосрочных источников в структуре заемных средств является позитивным фактом, который характеризует улучшение структуры баланса и уменьшение риска утраты финансовой устойчивости.

Какие обязательства преобладают в структуре коммерческой кредиторской задолженности на начало и на конец анализируемого периода?

перед поставщиками и подрядчиками

по социальному страхованию и обеспечению

перед дочерними и зависимыми обществами

перед прочими кредиторами

Как изменились за анализируемый период краткосрочные обязательства перед бюджетом, перед поставщиками и подрядчиками, по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, по векселям к уплате, перед дочерними и зависимыми обществами, по авансам полученным?

Увеличение суммы полученных авансов может являться положительным моментом.

Уменьшение суммы полученных авансов может являться отрицательным моментом.

Какие виды краткосрочной задолженности в анализируемом периоде характеризуются наибольшими темпами роста ?

Негативным моментом является высокая доля задолженности (более 60 %) перед бюджетом, поскольку задержки соответствующих платежей вызывают начисление пеней, процентные ставки по которым достаточно высоки. Кроме того, повышается вероятность попадания Предприятия под действие статьи3. Закона о банкротствазакона. Возникает необходимость в дополнительном анализе данных бухгалтерского учета.

Негативным моментом является высокая доля (более 60%) задолженности перед внебюджетными фондами.

Эффективность деятельности

При оценке эффективности деятельности Предприятия следует оценить показатели рентабельности и оборачиваемости, сделать обоснованные выводы о доходности основной и прочих видов деятельности предприятия.

Получало Предприятие прибыль или убыток, с каждого рубля, вложенного в активы ? Какова степень доходности вложений в имущество и эффективность использования активов Предприятия?

Как изменилась рентабельность активов по прибыли до налогообложения ?

эффективность использования имущества в целом была высокой (при значении > 0,3)

эффективность использования имущества в целом была средней (при значении от 0,1до 0,3)

эффективность использования имущества в целом была низкой (при значении меньше 0,1)

Из какого уровня оборачиваемости активов Предприятия и степени доходности всех операций складывается уровень рентабельности активов?

Связаны проблемы Предприятия с трудностями в реализации продукции, с высокими затратами на ее производство или неэффективным управлением оборотным капиталом?

Одновременное снижение показателей рентабельности и оборачиваемости активов является «диагнозом» наличия проблем, связанных, например, с реализацией продукции и работой отдела маркетинга (темпы роста выручки замедляются).

Какова эффективность привлечения инвестиционных вложений в Предприятие?

Рентабельность собственного капитала (фактического) Предприятия

возросла, что свидетельствует о возможности и достаточной эффективности привлечения инвестиционных вложений в Предприятие

снизилась, что свидетельствует о низкой эффективности привлечения инвестиционных вложений в Предприятие.

на протяжении всего анализируемого периода была отрицательной, что свидетельствует об абсолютной невыгодности вложений в Предприятие

Является положительной или отрицательной тенденция изменений в структуре оборотного капитала с точки зрения длительности оборота чистого производственного оборотного капитала?

Значение показателя меньше 0, с одной стороны, говорит о положительной тенденции в структуре оборотного капитала, т.к. Предприятие финансирует коммерческий кредит, предоставляемый своим покупателям, а также свои запасы за счет отсрочки платежей кредиторам.

С другой стороны, этот факт связан с риском потери финансовой устойчивости и платежеспособности.

Значение показателя больше 0, с одной стороны, говорит о негативной тенденции в структуре оборотного капитала, т.к. Предприятие “замораживает” средства в виде запасов или коммерческого кредита, предоставленного покупателям, что финансируется либо за счет собственных средств, либо за счет привлечения платного банковского кредита. С другой стороны, это обстоятельство является положительным, т.к. риск потери финансовой устойчивости и платежеспособности при этом уменьшается.

Анализ финансовой устойчивости должен показать наличие или отсутствие у предприятия возможностей по привлечению дополнительных заемных средств, способность погасить текущие обязательства за счет активов разной степени ликвидности.

О каком запасе прочности свидетельствует уровень собственного капитала Предприятия?

значительным запасе прочности (> 0,5)

незначительным запасе прочности (0 0,5)

ограниченные возможности привлечения дополнительных заемных средств без риска потери финансовой устойчивости (0 0,4 позволяет отнести Предприятие к низкой группе “риска потери платежеспособности”, т.е. уровень его платежеспособности достаточно высок.

Сколько дней составляет интервал самофинансирования Предприятия?

Каков уровень резервов Предприятия для финансирования своих затрат и прочих издержек?

Интервал самофинансирования (или платежеспособности) Предприятия может свидетельствовать

о высоком уровне резервов (> = 90)

о низком уровне резервов у Предприятия для финансирования своих затрат в составе себестоимости (

Первая группа — На конец анализируемого периода предприятие имеет высокую рентабельность и оно финансово устойчиво. Платежеспособность предприятия не вызывает сомнений. Качество финансового и производственного менеджмента высокое. Предприятие имеет отличные шансы для дальнейшего развития.

Вторая группа — На конец анализируемого периода предприятие имеет удовлетворительный уровень рентабельности. Его платежеспособность и финансовая устойчивость находятся, в целом, на приемлемом уровне, хотя отдельные показатели находятся ниже рекомендуемых значений. Однако данное предприятие не достаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Работа с предприятием требует взвешенного подхода.

Читайте также:  Медицинская книжка какие должны быть анализы

Третья группа — На конец анализируемого периода предприятие финансово не устойчиво, оно имеет низкую рентабельность для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Как правило, такое предприятие имеет просроченную задолженность. Оно находится на грани потери финансовой устойчивости. Для выведения предприятия из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности. Инвестиции в предприятие связаны с повышенным риском.

Четвертая группа — На конец анализируемого периода предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна. Значение показателя рентабельность собственного капитала не позволяет надеяться на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности невысока.

— На конец анализируемого периода предприятие имеет высокую рентабельность и оно финансово устойчиво. Платежеспособность предприятия не вызывает сомнений. Качество финансового и производственного менеджмента высокое. Предприятие имеет отличные шансы для дальнейшего развития. — На конец анализируемого периода предприятие имеет удовлетворительный уровень рентабельности. Его платежеспособность и финансовая устойчивость находятся, в целом, на приемлемом уровне, хотя отдельные показатели находятся ниже рекомендуемых значений. Однако данное предприятие не достаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Работа с предприятием требует взвешенного подхода. — На конец анализируемого периода предприятие финансово не устойчиво, оно имеет низкую рентабельность для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Как правило, такое предприятие имеет просроченную задолженность. Оно находится на грани потери финансовой устойчивости. Для выведения предприятия из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности. Инвестиции в предприятие связаны с повышенным риском. — На конец анализируемого периода предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна. Значение показателя рентабельность собственного капитала не позволяет надеяться на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности невысока.

источник

В статье дана подробная инструкция, которая позволит провести всесторонний анализ деятельности предприятия и его финансовых результатов. С помощью такого анализа вы сможете определить, есть ли у компании проблемы сейчас и могут ли они возникнуть в будущем.

  • Как провести пошаговый анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
  • Какие показатели стоит использовать, а какие не пригодятся.
  • Как разработать регламент анализа деятельности предприятия.

Это очень важный этап анализа деятельности предприятия. Не разобравшись с ним, переходить к следующим шагам нельзя. Выделите на него время, желательно в спокойный период, возможно, в выходной день. Самое главное — не врать самому себе. На своем опыте я сформулировала неверные цели анализа:

  • анализ финансовых результатов деятельности предприятия обязательно должен быть, все развитые компании им пользуются;
  • мы много сотрудничаем с банками, нужно представлять приемлемую для них отчетность;
  • нам нужно как-то определить, кого именно из сотрудников хвалить, а кого наказывать;
  • я должен контролировать состояние моего предприятия, финансовая служба должна мне давать сводку.

Будет ошибкой ожидать, что построенный по таким целям анализ деятельности предприятия сможет улучшить работу вашей компании. Вспомните стратегические цели и вместе с директором пофантазируйте на тему «а как мы поймем, что идем правильным путем?». Затем подключите к обсуждению функциональных директоров. Не беда, если все их «хотелки» невозможно будет реализовать, важно поймать суть вопроса, а не чьи-то знания об умных коэффициентах. К тому же помните о ресурсах, вряд ли ваша стратегическая цель — создание дорогого аналитического центра на базе вашего предприятия. Да, а все «хотелки» все же запишите. Бывает, то, что сначала кажется невозможным, оказывается вполне выполнимым, не исключено, что и вас осенит.

В результате этих обсуждений должно возникнуть понимание, что анализировать, для чего и как этим пользоваться. Если, например, ваши цели связаны с долей рынка, то нужно не только анализировать свои объемы, но и мониторить чужие. И понимать, как реагировать на полученные данные. Не экономьте на этом этапе ни времени, ни сил. Хорошо, если руководство будет в расслабленном состоянии для творческого полета мысли, а финансовый менеджер максимально собран для лучшей координации процесса. А ваше творчество начнется тогда, когда нужно будет придумать, как воплотить в жизнь все, что нафантазируете с коллегами.

В моей практике была ситуация, когда мы решили разобраться с деятельностью направления наружной рекламы. В хорошие времена его рентабельность была неприлично высока, поэтому никто не видел необходимости тратить время на глубокий анализ «золотой коровы». Затем кризис 2008 года ударил нас довольно ощутимо, пришлось считать каждую копейку. Итак, что мы сделали. Для начала собрались и обсудили, что мы хотим понять, на что можем влиять, что может стать пищей для размышлений. В итоге решили, что нужно определить:

  • эффективность каждой конструкции (показатели: сумма и коэффициент маржинальной прибыли, рентабельность);
  • динамику продаж по каждой конструкции (показатели: заполняемость, простои, скидки, субъективная оценка менеджера по продажам — хорошо/плохо продается);
  • сравнение содержания собственного сервиса с аутсорсингом (показатели: сравнительная таблица — стоимость, сроки, качество);
  • анализ структуры постоянных расходов.

По результатам анализа отказались от убыточных и бесперспективных конструкций (если честно, то их убыточность понимали и раньше, но все как-то жалко было, рука не поднималась, пока не увидели, во сколько это «жалко» обходится в месяц, а тем более в год, думаю, так бывает на многих предприятиях); по конструкциям, которые оказались убыточными, но перспективными, разработали и предложили муниципальным властям программу размещения городской информации по цене прямых расходов; отказались от одного из складов, оптимизировали штат, для покрытия части постоянных расходов ввели план по закупкам рекламы.

Скачайте полезные документы:

Положение об организации и процедурах финансово-экономического анализа
Регламент формирования и оценки результатов план-фактного анализа

В профессиональной литературе можно найти много классификаций видов анализа финансовых результатов деятельности предприятия по различным признакам. Ваш выбор, безусловно, зависит от тех потребностей, которые вы определили выше. Я остановлюсь на анализе по временному признаку, который полезен для всех предприятий.

Важно зафиксировать ситуацию «здесь и сейчас». Это точка отсчета. Не забудьте о ней. Она важна не только для того, чтобы оценить затем достижения/провалы, но и может повлиять вообще на стратегические моменты, если ожидания и реальность окажутся далеки друг от друга.

Мой совет — не старайтесь прыгнуть выше головы. Если ваши инструменты для анализа вы только создаете, то вполне нормально, что его качество на данном этапе оставляет желать лучшего. Это просто стоит понять и принять. И в этой ситуации вам поможет «писанина». Не поленитесь и обязательно опишите:

  • методологию — что и как вы рассчитывали;
  • допущения — качество каких данных/первоисточников вас не устраивает и что вы использовали (может, даже слова бригадира Иванова о том, что простои занимают навскидку 20% времени);
  • погрешности — ваши, возможно, достаточно субъективные оценки полученных показателей;
  • неудобства — все моменты, которые заставили вас чертыхаться, станут хорошими маячками для построения удобной и прозрачной системы анализа.

Доверьтесь интуиции — вашей и сотрудников вашего предприятия. На данном этапе она, к сожалению, берет верх над точностью, но зато дает возможность получить более или менее приемлемый результат в сжатые сроки.

Рентабельность продукции , на которую собственник возлагал надежды, казалась ему вполне приемлемой, поэтому ему хотелось обсудить с директором по продажам вопрос: что, если сделать упор именно на этот продукт. Но я знала, что последней «твердой кочкой» была рентабельность направления, дальше углубляться не стоит. Распределение расходов в разрезе продуктов на тот момент делалось почти на глаз, поэтому рентабельность продуктов имела такую погрешность, что какой именно продукт стоит продвигать более активно, можно было только угадывать.

Вообще я уверена, что уровень интуиции финансовых директоров обратно пропорционален качеству системы финансового управления на их предприятиях. Не молчите в подобных ситуациях, даже если это неприятно (уж я-то точно знаю, насколько) и страшно. Вы ведь не хотите навредить своему предприятию. Так и говорите в ответ на возможные претензии и обязательно дайте понять, что вы усиленно работаете над качеством данных и светлое будущее уже не за горами.

Это анализ бюджета, ваших планов — как при краткосрочном планировании, так и при долгосрочном. Вы уже знаете, каких показателей хотите достичь, а перспективный анализ покажет вам, приведет ли к ним выбранный вами путь. Технически этот процесс в принципе несложный, тяжело как раз найти тот самый путь, но это уже вопрос не к анализу, а к предпринимательскому чутью и управленческому таланту.

Пренебрегать перспективным анализом не стоит — всегда проще скорректировать свои действия на берегу, помоделировать ситуацию и так и эдак, чем пытаться перестроиться в процессе, когда бушующий океан жизни уже сам несет тебя непонятно куда. Да, техника именно такая:

  • проанализировать бюджет (вычислить заданные вами показатели по определенной вами методике);
  • сопоставить прогнозные результаты с целями предприятия;
  • при необходимости внести корректировки в бюджет.

Здесь есть подводные камни:

  • при корректировке бюджета не стремитесь к бесконечности — если результат недостижим, то можно сто раз корректировать бюджет, но не получить того, что хотели;
  • ни в коем случае нельзя написать на бумаге недостижимый результат и надеяться на «авось». Может, конечно, прорветесь, но вероятность невелика.

Перспективный план показывал нужный результат, а фактический отчет никак до него не дотягивал. Наблюдая за этим несколько месяцев, я поняла, что просто не верю очередному бюджету. Пришлось провести «допрос с пристрастием». Оказалось, что продажники тоже не верят и не знают, как его выполнить, и более того — изначально подают другие данные, но директор их не принимает и настаивает на увеличении плана продаж. В итоге склад растет, показатели падают. Увеличение продаж, конечно, хорошо. Но до того, как начать производить продукт, нужно четко понимать, как их увеличить и что делать, если что-то пойдет не так. Может, лучше найти оптимальный баланс «производство — продажи» и выстроить более медленную, но более надежную динамику роста. А может, устроить мозговой штурм и найти нестандартное решение, действительно сделать рывок, но только понимая как.

Поэтому будьте скептиком, никогда не верьте на слово, не соглашайтесь на притянутые за уши результаты, лишь бы согласовать бюджет. У меня в данном случае принцип «верю/не верю» работает всегда. Я добиваюсь того, чтобы продажники/закупщики/производственники убедили меня в достижимости своих планов. Иногда для этого достаточно простого арифметического расчета, одной-двух ссылок на статистику. А порой нужна очень долгая беседа на тему: «А как вы будете это делать? А это? А почему в прошлом месяце было 100 000, а в этом планируете 150 000, за счет чего?». Самое главное, чтобы все участники прекрасно понимали, что нужно каждому делать на своем месте и как. Тогда ваш бюджет будет реалистичным, а анализ точным.

Многие ошибочно полагают, что анализ исполнения бюджета покажет, что произошло по факту. Нет. Это вы поймете и без анализа. Анализ должен ответить на вопрос «почему», добивайтесь именно этого, причем до максимально элементарного уровня.

Однажды я получила анализ исполнения бюджета от своего сотрудника в виде указания размеров отклонений, правда, с более глубокой детализацией, чем предполагали статьи отчета. Буду честной, как и что делать, мы не обсуждали, система еще совсем не была выстроена, анализ проводился на усмотрение самого сотрудника в надежде на его квалификацию. Надежды мои не оправдались. И винить сотрудника нечего. Особенно если учесть, что не так давно я увидела в дипломной работе студента популярной бизнес-школы примерно такой же анализ, причем с оценкой «отлично». Моей ошибкой было то, что я нечетко поставила задачу, а стандартный институтский подход для меня оказался бесполезен. Я несколько раз возвращала работу исполнителю, задавая постоянно вопросы типа: «Я вижу, что увеличение расходов идет по статье сырье, а какое именно? Почему увеличилось? За счет роста стоимости или роста норматива? Если стоимости, то у всех ли поставщиков? Поменялись ли качественные характеристики? Как увеличение соотносится с количеством производства, не выросло ли количество брака?» и так далее в том же ключе.

Вам нужно установить правильные причинно-следственные связи, которые далеко не всегда лежат на поверхности. Обязательно учтите это, когда будете выбирать сотрудника на должность аналитика, ему понадобятся соответствующие психоэмоциональные способности помимо профессиональных.

Держите руку на пульсе ситуации в вашей отрасли. Поверьте, это здорово помогает в перспективном анализе. В начале рабочего дня (пока еще все спокойно) просматривайте информацию на отраслевых сайтах, аналитику, новости партнеров и конкурентов. Может, это и не прямая финансовая информация, но дает понимание вашего рынка, вашей отрасли и развивает интуицию.

И вот еще пара практических рекомендаций.

1. Автоматизируйте максимально расчет показателей. У вас не так много времени на их обдумывание и осмысление. В анализе исполнения бюджета скорость важна, так как он используется для мотивации и планирования последующих периодов деятельности.

2. Важны любые существенные отклонения, не только отрицательные, но и положительные. Да, я знаю, времени всегда не хватает, успеть бы разобраться с тем, что не получилось. Но то, что получилось лучше, чем обычно, — это источник для вашей оптимизации. Вы на совещаниях ломаете головы, как бы улучшить деятельность, где бы найти неиспользованные возможности. Положительные отклонения исполнения бюджета станут вам подсказкой.

По статье «Обслуживание оборудования» расходы меньше, чем планировали. В ходе анализа выясняется, что постоянный подрядчик в этом месяце не смог полноценно обслужить предприятие. Причина — начальник соответствующего отдела был в отпуске и не смог повлиять на партнера. Его заместителю пришлось срочно найти разовую замену — молодую амбициозную фирму, которая по факту обслужила оборудование быстрее и дешевле.

Читайте также:  Какой анализ сдается для поджелудочной железы

Ситуация банальная. Что обычно происходит дальше: вернется из отпуска начальник отдела и продолжит работать по накатанной, ну разве что пожурит партнера, в бюджет-то он вполне вписывается. «Случайная» экономия уйдет в лучшем случае до момента мониторинга поставщиков в процессе очередного мероприятия по оптимизации. Но надо «поймать» ее сейчас! А для этого нельзя пренебрегать возможностями, которые уже лежат на блюдце. Гораздо легче их просто проработать, чем придумывать с нуля.

Как раз теперь наступает момент творчества в работе финансового директора. Нужно фантазии перевести в математику. Это ситуация, когда большой массив информации будет только в помощь. Знаю, что времени нет, можно просматривать по диагонали, останавливаясь только на том, что заинтересует. Возможно, попадет на глаза то, что просто забыли и могли бы упустить.

Вот примерный список классических инструментов анализа деятельности предприятия:

  • показатели рентабельности;
  • показатели оборачиваемости;
  • показатели ликвидности;
  • горизонтальный и вертикальный анализ;
  • маржинальный анализ;
  • показатели эффективности;
  • ключевые показатели достижения целей;
  • метод подстановок;
  • гибкий бюджет;
  • факторный анализ исполнения бюджета;
  • тематический анализ.

Я не могу посоветовать перечень показателей. Они не могут быть хорошими или плохими. Они могут быть подходящими или нет. Вы себе составите свой набор, который будет удовлетворять потребностям именно вашего предприятия. Расскажу просто о том, какие показатели я считаю полезными, а какие не очень.

Для меня самыми бесполезными всегда были коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности. Да-да, именно те коэффициенты, которые все мы обязательно учим в институтах. Вот причины их бесполезности.

1. Коэффициенты «на дату» показывают ситуацию на один конкретный день. И опытные коллеги вполне могут подвести ее под любые необходимые результаты. Ведь это всего лишь день. Можно подписать акт 31-го числа, а можно и 1-го. Можно поиграть с переводом денег в рамках группы или с классификацией долгосрочных и краткосрочных активов/обязательств.

И еще я считаю очень полезными нефинансовые показатели (время обслуживания клиента, время доставки, количество звонков, время изготовления детали, количество возвратов и т. д.и т. п.). Это как раз те датчики, которые позволяют управлять предприятием на «молекулярном» уровне. Скорее всего, именно в них вы реализуете фантазии руководства предприятия. Пользуйтесь опытом коллег, придумывайте свои показатели. Их огромное множество.

2. Честно, никогда не могла найти практическое применение тому, например, что соотношение заемного капитала к собственному должно равняться 0,7. Более того, я видела многие предприятия, у которых уставный фонд сформирован в минимальном размере, установленном государством, а краткосрочные обязательства превышают его во много раз. При этом предприятия прекрасно работают на протяжении десятка лет и даже не подозревают о том, что их успешное развитие происходит в зоне «ужасного риска». Вы бы рекомендовали им увеличить собственный капитал, скажем, на 5-10-50 миллионов? Я нет. Или вот другой пример — с ликвидностью: 31-го числа на ваш расчетный счет зашла очень крупная сумма. И коэффициент абсолютной ликвидности достиг нормативного значения (о чудо!). А в начале месяца вы отправили все эти деньги по своим потребностям и на расчетном счете сумма, близкая к нулю. Так о чем нам рассказал коэффициент? Мне ни о чем. А если показатели ни о чем не говорят и непонятно, что нужно делать, то смысла в таком анализе я не вижу.

Мне очень нравятся коэффициенты эффективности. Я считаю рентабельность везде: рентабельность по предприятию, направлению, основному средству, продукту, клиенту, продажнику… Это всегда интересно. Не всегда легко выделить доходы и расходы в нужном разрезе. Закладывайте эти возможности при разработке учетной системы, максимально используйте аналитики (не зря они так называются).

Также мне нравится использовать гибкие бюджеты. Напомню, гибкий бюджет — это первоначальный бюджет, откорректированный с учетом фактического объема продукции.

Поделюсь зарисовкой с одной нашей оперативки, на которой обсуждали результаты месяца. План мы перевыполнили, начальники функциональных подразделений явно ожидали дифирамбы. Но не тут-то было. Я в своем анализе вынуждена была констатировать, что прибыль мы недополучили. Почему? Для наглядности использую цифры (схематически). Они представлены в таблице 1. Вроде бы все неплохо. Но давайте пересчитаем по объему продукции (табл. 2). Цифры показывают, что если мы смогли реализовать/произвести 650 единиц продукции, то и прибыль должны были получить значительно больше. Поэтому результат месяца по прибыли не 10 000, а -35 000. Конечно, цифры были совсем другие, но тенденции именно такие. Ответом на мои расчеты и аргументы была звенящая тишина. Моим коллегам стало «мучительно больно за бесцельно» потраченные доходы. Действительно, ситуация была очень выигрышная, но мы не смогли использовать ее на 100 процентов. Зато получили урок и в будущем старались максимально переводить сверхнормативные доходы в прибыль.

источник

Еще несколько лет назад фирм, занимающихся остеклением балконов и лоджий, производством отделочных работ было буквально единицы, особенно в Бурятии. Пять лет назад все из существующих сегодня на рынке фирм только начали создаваться и внедряться на рынок. Сегодня этих фирм большое количество, и очень известных, и не очень. Вот только некоторые, присутствующие на рынке Республики Бурятия: ООО «Вертикаль», ООО «Витраж», ООО «ЕвроПласт», ООО «Завод окон» и др., и между ними, естественно, существует очень жесткая конкуренция. Анализировать конкурентоспособность каждой фирмы не является возможным. Можно произвести оценку конкурентоспособности ООО «Вертикаль» с самой известными на рынке фирмами – ООО «Завод окон», «Окна Века».

Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования — нам необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам.

Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

— рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;

— рассматриваются сферы возможного использования продукции;

— анализируется круг постоянных покупателей.

На конкурентоспособность фирм, занимающихся остеклением балконов и витражей, влияют следующие параметры: сезонность, качество, надежность, стабильность работы, стаж работы рынке, т.е. известность фирмы и цена комплектующих.

Сильные позиции местных предприятий во многом обусловлены и дороговизной логистики. Будучи не в силах обеспечить бизнесу большой географический охват, они вынуждены энергично развиваться на территории Республики Бурятия.

В свою очередь, для расчета комплексного показателя качества сформируем список параметров оценки конкурентоспособности. Основа для списка параметров – концепция «4Р» (Продукт, Цена, Каналы сбыта, Продвижение на рынке). Параметры сформируем по группам:

1. Продукт – качество, ассортимент, уровень сервиса.

2. Цена – уровень цены, условия оплаты, виды скидок, процент скидки.

3. Каналы сбыта — степень охвата рынка, регионы сбыта, интенсивность каналов сбыта.

4. Продвижение на рынке – каналы рекламы, бюджет трейд-маркетинга, бюджет рекламы.

Для оценки конкурентоспособности компании «Вертикаль» возьмем еще двух участников отрасли производства и реализации замороженных полуфабрикатов:

1. Конкурент федерального уровня – компания «Окна Века» — один из крупнейших производитель и игроков рынка в России.

2. Конкурент регионального уровня – компания «Завод Окон».

Воспользуемся для анализа стандартной системой экспертных оценок – шакала от 1 до 5, при условии «5» — наиболее высокая оценка, высокий уровень развития параметра, «1» — минимальная оценка, низкий уровень развития параметра.

Воспользуемся методикой расчета комплексного и интегрального показателей качества. Используя имеющиеся экспертные данные оценок каждого из установленных параметров, занесем результаты экспертных оценок, весовые коэффициенты всех параметров и расчеты показателей качества в таблицу.

Оценка конкурентоспособности компании ООО «Вертикаль»

Интенсивность каналов сбыта

Таким образом, результаты оценки конкурентоспособности показали практически равное преимущество по качеству двух фирм – ООО «Вертикаль» и ООО «Окна Века» над производителем ООО «Завод окон».

Определим перспективы развития ООО «Вертикаль» на рынке Республики Бурятия. ООО «Вертикаль» устойчиво функционирует на рынке, развивается, увеличивая свою прибыль, ассортимент предлагаемой продукции, повышает качество, происходит непрерывный процесс модернизации предприятия.

Проведем анализ сбыта и реализации продукции и услуг ООО «Вертикаль» заключает с потребителями договор на обслуживание, данный договор предусматривает ответственность сторон, порядок и условия расчетов, требования, предъявляемые к работе.

В 2013 году ООО «Вертикаль» планирует выступать подрядчиком по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд, заключать договора с юридическими и физическими лицами. ООО «Вертикаль» в 2013 году не планирует принимать участие на рынке экспорта услуг.

Проведем анализ состояния и эффективности использования имущества предприятия.

Анализ структуры имущества, находящегося в распоряжении предприятия

Денежные средства и денежные эквиваленты

Из таблицы 2.3 анализа структуры имущества, находящегося в распоряжении ООО «Вертикаль» можно сделать вывод о том, что за анализируемый период увеличилась стоимость имущества, это может свидетельствовать об расширении деятельности общества.

Рассчитаем показатели, характеризующие, насколько эффективно предприятие использует свои средства.

Исходные данные для расчета частных показателей деловой активности представлены в таблице 2.4.

Исходные данные показателей деловой активности предприятия

Среднегодовая стоимость дебиторской задолженности

Среднегодовая стоимость материально – производственных запасов

Среднегодовая стоимость основных средств

Собственный капитал предприятия

Рассчитаем частные показатели деловой активности на основе данных таблицы 2.4.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает сколько раз в среднем за анализируемый период дебиторская задолженность превращалась в денежные средства. Оптимальное значение не установлено. Рост в динамике рассматривается как положительная тенденция.

=*100%,

где — коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности,

— дебиторская задолженность.

=*100= 149,70%,

=*100 = 294,77%,

=*100 = 423,10%.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2011г. увеличился на 145% за счет значительного увеличения выручки на 13257 тыс. руб., в 2012 г. коэффициент по сравнению с 2011 г. увеличился на 128,33 за счет увеличения выручки на 17331 тыс. руб.

2) Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов

=*100%,

где — среднегодовая стоимость материально – производственных запасов.

=*100 = 285,70 % ,

== 597,80 %,

== 771,38%.

Коэффициент оборачиваемости материально – производственных запасов увеличился в 2011г в 2 раза за счет резкого увеличения выручки и незначительного роста среднегодовой стоимости материально – производственных запасов, это же и послужило причиной роста коэффициент в 2012г. коэффициента на 173,58 %.

3) Коэффициент оборачиваемости основных средств равен фондоотдаче.

=*100%,

где — среднегодовая стоимость основных средств.

== 1932,75 % ,

== 4640,47%,

== 6667,09%.

Проанализировав данные расчеты можно сделать вывод, что произошло резкое увеличение значения данного коэффициента. Показатель 2011г увеличился в 2,4 раза по отношению к 2010г, что вызвано резким увеличением выручки и незначительным увеличением среднегодовой стоимости основных средств. В 2012 году данный коэффициент так же увеличился. Такие высокие значения данного коэффициента можно объяснить тем, что в ООО «Вертикаль» преобладает ручной труд в остеклении балконов, установки жалюзи, рольставни, в производстве отделочных работ.

4) Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

=* 100%,

где СК – собственный капитал.

Этот показатель характеризует деятельность предприятия с различных сторон.

С коммерческой точки зрения: низкая оборачиваемость собственного капитала будет свидетельствовать о снижении объемов продаж.

С финансовой стороны показывает количество оборотов собственного капитала.

С экономической точки зрения характеризует эффективность функционирования предприятия.

=*100 = 1982,23 %,

=*100 = 3033,33 %,

=*100 = 3702,09 %.

Можно сделать вывод, что в 2011г и в 2012г наблюдается увеличение данного коэффициента, в 2011 г — на 1051,10 %, в 2012г по сравнению с 2011г – 668,76 %, это увеличение произошло опять же за счет резкого увеличения выручки и незначительного роста стоимости собственного капитала. Можно сделать вывод, что ООО «Вертикаль» за анализируемый период функционирует эффективно.

Анализ эффективности использования основных фондов

В деле эффективного управления основными средствами большое значение имеет их обоснованная оценка.

Для оценки основных фондов могут использоваться натуральные и стоимостные единицы измерения.

Натуральное измерение применяется с целью определения технического состава оборудования, производственной мощности, составления баланса оборудования. Например, для зданий натуральными показателями являются: их число, общая и полезная площадь в м 2 ; для рабочих машин — число единиц, вид и возраст и т.п.

Стоимостная оценка используется для изучения структуры и динамики основных фондов в целом, для начисления их износа, определения себестоимости и рентабельности производства. Различают балансовую, первоначальную, восстановительную, остаточную, а также ликвидационную стоимость основных фондов.

Оценка основных фондов по балансовой стоимости учитывает их в момент постановки на учет в бухгалтерском балансе. Балансовая стоимость представляет собой, таким образом, смешанную оценку основных фондов, так как часть инвентарных объектов числится на балансах по восстановительной стоимости на момент последней переоценки, а основные фонды, введенные в последующий период, учитываются по первоначальной стоимости (стоимость приобретения).

При оценке по первоначальной стоимости учитываются фактические затраты на момент создания или приобретения основных фондов в ценах на момент приобретения. Она рассчитывается по формуле:

где Зо — стоимость приобретенного оборудования,

Зт — затраты на транспортировку оборудования,

Зм — стоимость монтажа или строительных работ.

Оценка основных фондов по первоначальной стоимости необходима для знания суммы затраченных средств предприятием.

В процессе расширенного воспроизводства основные фонды обновляются и совершенствуются, происходит изменение цен, тарифов. Все это обуславливает необходимость переоценки основных фондов и их оценки по восстановительной стоимости.

Восстановительная стоимость основных фондов — представляет собой стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах техники и т. п.).

Ликвидационная стоимость представляет собой ожидаемую выручку от реализации какого-либо объекта основных фондов по истечении срока эксплуатации.

Наличие, движение и структура основных средств в 2012 году

источник