Меню Рубрики

Как иван дурак дверь стерег анализ сказки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37 имени Новикова Гаврила Гавриловича»

Образ Ивана дурака как символ русского фольклорного героя

Автор: Соболевская Полина, 4 «А» класс

Учитель: Гулевич Галина Ивановна,

учитель начальных классов,

Научный руководитель: Васильева Н. В.

Глава 1. Анализ слова «дурак» согласно словарям русского языка

Глава 2. Иван-дурак – персонаж русских народных сказках

2.2 Иван-дурак – третий сын в семье

2.3 Образ Ивана-дурака в русских сказках

Глава 3. «Дурак» в современной русской речи

В раннем детстве мамы и бабушки читают детям русские народные сказки. Это первое знакомство малыша с огромным и богатым миром русской литературы. Многие сказки начинаются со слов: «Жили-были старик со старухой, и было у них три сына: двое умных, а третий – дурак». Понятно, что наше внимание обращает на себя именно третий сын. Интересно, почему он дурак. Его ругают, обзывают, над ним смеются. Никому не хочется быть дураком. Слово это – ругательство, а в сказках оно становится определяющим главного героя. Почему? Этот образ дурака и стал предметом нашего исследования.

Целью данной работы является выявление образа дурака как символа русской национальной культуры.

— познакомиться в словарях со значением слова «дурак», именем «Иван»;

— изучить материал по данной теме;

— провести среди одноклассников опрос, какие ассоциации возникают у них при слове «дурак»

Анализ слова «дурак» согласно словарям русского языка

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова , дурак – это глупый человек, то есть человек с ограниченными умственными способностями, несообразительный, бестолковый. У В.И.Даля дурак – глупый человек, тупица, тупой, непонятливый, безрассудный, малоумный, безумный, юродивый. С.И.Ожегов уточняет, что в старину дураком называли придворного или домашнего шута, а В.И.Даль говорит: «шут, промышлявший дурью, шутовством».

Из этих определений понятно, что дурак может быть, с одной стороны, природным, а с другой – искусственным, то есть исполнителем роли. Для одного дурака глупость оказывается его природной стихией, для другого – занятием. Отсюда – две разновидности дурака: первая – полный, абсолютный дурак, вторая – дурак-маска, шут, прикидывающийся дураком, играющий (валяющий) дурака. Шутовством, дурачеством славилась Древняя Русь. Шуты своими шутками, забавными выходками смешили, потешали народ.

Дурачество, глупость считались важным компонентом древнерусского смеха. Смешащий играл в дурака, не боясь предстать перед миром в неприглядном свете. Глупость, как правило, была притворством , своеобразной маской , главная цель которой — увеселение толпы. На самом деле древнерусский дурак – это часто человек очень умный, произносит и делает то, что не разрешено обыкновенному человеку, чтобы разоблачить пороки мира.

Дураков в Древней Руси любили за честность, смелость, а главное – за то, что с ними можно было посмеяться. Дураки были веселыми и веселили других, таких же бедных, как они сами. Но не для всех их проделки были безобидны: ведь дурак говорил «голую» правду. Часто место древнерусского «умного дурака» было рядом с царями, они сидели на ступеньках трона, хотя царям это не особенно нравилось.

Дурак чем-то похож на юродивого (Божьего человека). Юродивый в Древней Руси – это тоже дурак, но он чудаковатый, помешанный. Он безумец, действует и говорит невпопад. В отличие от играющего дурака его речь на грани смешного и серьезного. Он похож на святого тем, что Христа ради ругает мир, то есть обличает пороки и грехи людей.

Юродивый, как и дурак-шут, по-своему умен: он знает и видит много больше своих современников (ведь он обладает даром прорицания) и по-дурацки, обнажает действительность.

Таким образом, и дурак-шут, и юродивый в Древней Руси были особыми, умными дураками.

Иван-дурак – персонаж русских народных сказок

Потребность русского народа в дурачестве, юродстве нашла свое отражение в русском фольклоре. Одним из главных персонажей русских народных сказок считается дурак, которого назвали самым любимым русским именем Иван. Почему в сказках чаще всего встречается имя «Иван», ведь были и другие имена? Оказывается, после крещения Руси у нас появился обычай давать детям имена святых. Чаще всего встречается имя Иоанн, то есть Иван. «Иоанн» переводится как «Дар Божий», носить такое имя – большая честь для человека.

Имя получило большое распространение. Во всех европейских странах существуют его варианты: английское Джон, немецкое Иоганн, Ганс, французское Жан, болгарское Йован и др.

Иван – не только самое часто употребляемое русское имя. Рядом со словом «дурак» имя стало определять интеллектуальные качества русского человека, особое устройство русского ума . Русский Ванька простоват, часто ленится, не любит работать, не все понимает, но неожиданно смекалист в каких-то безвыходных ситуациях и всегда добр.

2.2 Иван-дурак – третий сын в семье .

Образ дурака очень распространен не только в фольклоре разных стран, но мы видим его воплощение и в литературных произведениях. Не только в русских народных, но и в авторских сказках встречается образ дурака. Например, в сказке Братьев Гримм «Золотой гусь» или в сказке Петра Павловича Ершова «Конек Горбунок»:

Интересно, почему дураком называли не первого сына, не второго, а третьего. Существуют разные версии. По одной версии третьему сыну не полагалась доля в наследстве от родителей. Отсюда выражение «остаться в дураках», то есть остаться с пустыми руками. Есть версия, что слово «дурак» являлось именем-оберегом, защитой, спасающей человека от порчи и сглазу. А так как он младший,то и оберегали его родители больше.

А еще в далеком прошлом на Руси была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили злые духи, пока они маленькие и беспомощные. «Взрослое» имя ребенок получал в 10-12 лет, а до этого он носил ненастоящее «детское» имя. Первого сына называли Первак, второго – Вторак, а третьего – Другак. Затем имя упростилось и стало звучать как «Дурак». Имя такое встречалось и в церковных документах 14 -15 веков. (Эти документы были раньше вместо свидетельства о рождении).

Только в 17 веке слово «дурак» стало обозначать то же, что и сейчас, — глупый человек. Потому что самый младший – самый неопытный и несмышленый.

Но так как сказки сочиняли намного раньше, то Иван-дурак был вовсе не глупцом, а просто младшим среди трех братьев.

2.3 Образ Ивана-дурака в русских сказках

Образ Ивана-дурака в русских сказках неоднозначен.

С одной стороны он может демонстрировать полное отсутствие знаний, когда варит похлебку в кадушке, стережет дверь, снимая её с петель, и таскает по лесу, собирает мухоморы вместо съедобных грибов.

С другой стороны поступки Ивана-дурака, которые поначалу кажутся бессмысленными, неожиданно открывают нам героя с неизвестной стороны. Так в сказке «Сивка-Бурка», Иван – третий сын, сидел на печи да в лес по грибы ходил. По своей доброте после смерти отца по просьбе братьев вместо них согласился три ночи ходить на могилу отца. За это получил награду от отца – узду от волшебного коня Сивки-Бурки. С помощью этого коня он превращается в молодца и получает в жены царевну и полцарства.

Или Иван-дурак спасает из пламени змею, которая превращается впоследствии в красную девицу, с помощью которой он получает волшебный перстень, помогающий ему преодолеть все трудности.

Иван-дурак – единственный из братьев, кто разговаривает в сказке. Он загадывает и разгадывает загадки, умеет играть на дудочке, на гуслях, сочиняет стишки, знает шутки, прибаутки. Шутки у него добрые, имеют философский смысл. Он разговаривает с животными, ветром и солнцем, даже с Бабой Ягой и Кощеем, ему помогает сама мать сыра-земля. Только Иван может поймать Жар-птицу или волшебного коня Сивку- Бурку, одним ударом отрубить три головы у Чуда-Юда.

Часто царь или другие герои отправляют Ивана «туда, не зная куда», чтобы он принес им «то, не зная что» или добыл для них славу и богатство. Проходя через разные трудные ситуации, Иванушка выходит из них победителем. В результате, Иван-дурак женится на царевне и превращается в Ивана-царевича. Хотя он не требует никакой награды за свои подвиги. Недаром появились выражения и поговорки: «везет дуракам», «Бог дураков любит», «дуракам счастье».

С древних времен через сказки передавался жизненный опыт от старших младшим. Младшие учились терпеливо относиться к человеку глупому, обделенному умом. Дети понимали, что победить темные силы можно и не обладая физической силой. Главное – это доброе сердце и вера идти по выбранной дороге к намеченной цели. У старших братьев Ивана-дурака есть и ум, и рассудительность, но их не любят в народе. Они ничего не добиваются, часто поступают нечестно, любят только себя, пренебрежительно относятся к другим людям.

Поэтому говорят: «Сказка – ложь, да в ней — намек – добрым молодцам урок».

Дурак в современной русской речи

Дурак в современной русской речи – это в первую очередь глупый человек, человек с низкими умственными способностями, поступки которого часто не соответствуют с общепринятыми нормами и оцениваются людьми отрицательно.

Дурак, по данным русского языка, бывает истинным (это по-настоящему глупый человек) и искусственным (это «прикидывающийся» дурак, дурак-шут). Русские фразеологизмы валять дурака, свалять дурака (ваньку) используются к тем, кто дурачится, делает глупости или бездельничает, как Иван-дурак в русских народных сказках. Способностью прикидываться дураком может обладать человек далеко не глупый.

Еще одна разновидность дурака — чудак. Чудаком называют человека, у которого не все в порядке с интеллектом, но такой дурак-чудак не глупый человек и не прикидывающийся таковым, а человек со странностями. Странность – это не недостаток ума, а его своеобразная нелогичность поступков в некоторых ситуациях. Если дураком можно прикинуться, то чудаком можно только быть.

Дураком называют и страдающего душевным расстройством, психически больного человека, сумасшедшего. Сумасшествие часто ассоциируется с гениальностью: и то, и другое является аномальным явлением. Известны «талантливые сумасшедшие» и «помешанные гении»: Свифт, Ньютон, Руссо, Достоевский и др.

Таким образом, дурак в русской языковой картине мира предстает в нескольких разновидностях:

шут, прикидывающийся дураком;

чудак (человек со странностями) и

психически больной человек.

Проведя опрос среди одноклассников, я узнала, какие ассоциации возникают у ребят со словом «дурак». Это человек, совершающий глупые поступки, не понимающий окружающих, надоедливый, непослушный, задирающийся. Он смеется, когда не смешно. Ребята называют дураком того, кто обзывается, нагло себя ведет, использует в речи ненормативную лексику.

Слово д урак в русском языке противоречивое: в нем глупость сочетается со смекалкой, непонимание с гениальностью. Дурак притягивает к себе неоднозначностью, «странностью», особым видением мира.

Символ дурак сочетает в себе древнерусские традиции, мифологические черты и представление нового времени. Дурак – это соединение положительного и отрицательного, чаще с преобладанием положительного (дурак как бы един в двух лицах: он умный и глупый одновременно; он – Иван-дурак).

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Образ дурака глубоко национален: для русского человека он «свой». Не зря есть такие пословицы: «На Руси, слава Богу, дураков лет на сто припасено», «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет», «Наших дураков отсель до Москвы не перевешаешь». Щедрый, простодушный, безответственный, терпеливый, душа нараспашку, ленивый, великодушный, доверчивый, добрый, веселый, беззаботный – эти слова характеризуют символического русского дурака, Ивана-дурака; но эти же слова можно отнести и к характеристикам русского человека.

Таким образом, в русской языковой картине мира образ дурака ассоциируется с особыми интеллектуальными способностями – с русским умом. За этим словосочетанием стоит широкое понятие: русский ум – это глупость и оригинальность мышления, пассивность и активная доброта Ивана-дурака, смекалка, простодушие, бесшабашность, талантливость русского человека; необычность, самобытность мышления; это явление, вызывающее удивление, восхищение, недоумение, порицание. Русский ум – это выдающиеся способности лучших людей России и низкий интеллект, проявляющийся в конкретных действиях и поступках русских людей.

Используемая литература и интернет – источники:

Буданцев Ю. «Про Ивана-дурака. Крещенские раздумья» http:// www . voskres . ru / articles / ivan . htm

Даль В.И. «Толковый словарь русского языка». Изд-во «Цитадель», Москва, 1998г., 1-ый том.

Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», Изд-во «Азбуковник», Москва, 1999г.

Никитина Л.Б. «Русский Иван и русский ум». «Русская словесность» ж., 2005г, № 3, с.67-72.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Открытый урок литературного чтения

Школа: МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»

Учитель: Айткалиева Равиля Равильевна

УМК: Развивающая система Л.В. Занкова. Учебник «Литературное чтение, для 4 класса» В.Ю.Свиридова.

Русские народные бытовые сказки. «Что дальше слышно», «Как Иван-дурак дверь стерёг», «Кашица из топора».

Обучающие: рассмотреть особенности и своеобразие народных бытовых сказок.

Развивающие: развитие умений обобщать полученные знания о бытовых сказках, выделять главное.

Воспитательные: воспитание уважения к истории и культуре своей родины; чувства справедливости и милосердия.

1. Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.

2. Познакомить ребят с разновидностями сюжетов, особенностями вымысла, композиции сказок, их художественным своеобразием.

3. Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

4. Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.

5. Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.

6. Воспитывать любовь к народному творчеству, патриотические чувства учащихся.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся

Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Регулятивные УУД: уметь организовать свою учебную деятельность: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД: уметь анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников: о волшебных предметах героев, название и девиз команды.

Коммуникативные: уметь работать в группе и в паре; слушать и слышать учащихся класса, толерантному отношению к партнёру по группе, паре; адекватно воспринимать успехи одноклассников.

1. Компьютер, мультимедийный проектор.

4. Раздаточный материал для работы в группах, парах, для этапа рефлексии.

1. Мотивация к учебной деятельности

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

— уметь выделять существенную информацию из строк стихотворения

— Каждый год в России проходит под определенным лозунгом. Так, например, 2013 год прошел под лозунгом охраны окружающей среды. 2014 год был объявлен годом культуры. Кто знает чему посвящён 2015 год?

— 13 июня 2014 года президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ, в котором 2015 год был объявлен годом литературы.

— Как вы думаете, объявив 2015-годом литературы , какие цели преследовал Президент РФ?

— Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. В последнее время ситуация с чтением в стране весьма печальная. Люди перестали хотеть читать. В связи с этим правительство нашей страны очень обеспокоилось и решило попробовать исправить сложившуюся ситуацию.

— И мы с вами на уроке будем стараться исправить эту ситуацию.

— Как вы заметили сегодня у нас необычный урок. Я хочу пригласить вас в литературное путешествие, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, прослушав строки из стихотворения.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

-Как вы думаете, что нас ждет в пути, о чем пойдёт речь на уроке? ( — О сказке )

-Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)

А ещё сказка- это…(включается видеофрагмент «Что такое сказка?)

2.Актуализация знаний, постановка учебной задачи

— уметь ориентироваться в своей системе знаний.

-принимать и сохранять учебную задачу.

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.

-Какова главная тема сказок? ( Борьба добра со злом)

-Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)

— Итак, мы входим в царство сказок, а на нашем пути волшебный камень.

— Мы с вами оказались на распутье трех дорог.

— По какой дороге мы пойдем?

— 1 путь- волшебные сказки: «Морозко», «Курочка Ряба», «Сивка-Бурка».

Попытайтесь самостоятельно сформулировать основные признаки волшебных сказок.

( Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч)

Различные превращения, волшебные помощники, преграды, испытания.

— С волшебными сказками мы уже знакомились? Конечно же, они нам хорошо знакомы.

— А мы продолжаем наше путешествие…

— 2 путь- сказки о животных: «Три медведя», «Лиса и волк», «Теремок».

— Давайте вспомним основных персонажей этого вида сказок.

— Главные герои этих сказок звери и птицы, очень похожие характером на людей.

— Какими бывают заяц, лиса, медведь?

— С этими сказками мы знакомились? Много прочитали про животных?

— 3 путь- бытовые сказки: «Что дальше слышно», «Как Иван-дурак дверь стерег», «Кашица из топора».

— А эти сказки совсем другие. Они тесно связаны с реальной жизнью, бытом людей, поэтому очень похожи на быль. Очень часто в таких сказках высмеивают отрицательные черты характера.

Как вы думаете какие? (Жадность, трусость, лживость, корыстолюбие).

— А эти сказки, бытовые, вам хорошо знакомы. (Нет)

— Ребята, вы догадались, с какими именно сказками сегодня будем знакомиться?

Демонстрация знаний, умений.

3.1. Работа с текстом. Самостоятельное чтение.

— уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.

– Да вы правы, мы будем работать с бытовыми сказками. Вникнем в особенности художественного мира бытовой сказки и научимся видеть ее скрытый смысл — это и будет цель нашего урока.

— Как и в начале нашего пути перед нами снова волшебный камень. Вы не зря поделены на три группы. Первая группа отправиться по первой дороге. Откройте учебник на с. 59-61.

Вторая группа по второй дороге. Учебник на с. 61-62.

А третья – по третей. Будут работать с учебником на с. 63-64.

— Во время чтения сказок вы столкнетесь с препятствиями. На партах у вас лежат листочки с незнакомыми вам словами. Прочтите и ознакомьтесь с их смыслом.

1 сказка: Коромысло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Большуха — старшая в доме, хозяйка. Перекоры — перебранки, споры.

2 сказка: Баклажка — небольшой металлический или деревянный сосуд для жидкостей с крышкой или пробкой.

3 сказка: Толи́ка — небольшое, незначительное количество.

Сдобрить — прибавить что-нибудь (в пищу) для вкуса, для улучшения качества, свойств.

— Читаем мы вслух, по очереди. Начинает один, я останавливаю, спрашиваю другого. Следите внимательно. Читаем выразительно. А остальные все слушают.

(Во время чтения- словарная работа).

— Поделитесь своим мнением о прочитанных произведениях.

— О чем же, по-вашему, эта сказка?

— В какой русской народной волшебной сказке невестки выполняют трудные задачи?

— Как вы понимаете ответ меньшой невестки?

— Похож ли Иван- дурак на третьего сына из волшебных сказок?

— Почему эта сказка вызывает смех?

— Чего хотел солдат, и как ему удалось добиться своего?

— Почему сказка не жалеет обманутую старуху и не осуждает солдата?

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.

Выражение своих чувств, мыслей.

умение применять правила охраны своего здоровья

3.2. Работа с текстом. Чтение по ролям.

3.3. Применение нового знания:

Работа в парах с пословицами и поговорками.

— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— уметь находить ответы на вопросы в тексте;

— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

— уметь осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

— уметь определять главную мысль текста;

уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

— уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь.

— Продолжаем наше путешествие.

— Я предлагаю вам побывать в роли героев данных сказок.

— Ребята, давайте прочтем сказки по ролям.

— Я вам даю волшебный цветок. Каждый, отрывая по лепесточку, определяет свою роль. Не обижайтесь те кому роль не достанется. Слово первой группе.

— Ребят, на нашем пути снова препятствие. Вы будете работать в парах. Перед вами лежат конверты- в них пословицы и поговорки, но, увы, они рассыпались. Ваша задача, восстановить их и определить, к какой из бытовых сказок они относятся.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Без хлеба куска везде тоска.

Велик вырос, а ума не вынес.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Голова-то есть, да в голове-то нет.

Находчивость — великая сила.

Жадность — всякому горю начало.

Выражение своих чувств, мыслей.

Слушают других, анализируют

Оценивают своих товарищей.

— уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

— уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

— На этом наша познавательное путешествие по дорогам сказок подходит к концу.

— Нам в этом учебном году предстоит испытание, но не сказочное, а реальное. Вы впервые в жизни будете сдавать свой первый экзамен- мониторинг. Сейчас мы потренируемся, напишем тест по итогам нашего урока.

1) о предметах, о деньгах, о животных

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

3) о животных, волшебные, бытовые.
2. Отличительные признаки волшебных сказок:

1) волшебный предмет, устойчивые выражения

2) повторение одного и того же действия, устойчивые выражения, волшебный предмет, преувеличение, испытания, награда.

3) устойчивые выражения, животные разговаривают.

3. Героями волшебных русских народных сказок являются:

1) Иван – царевич, Симпсоны, Марья – Моревна, Елена Прекрасная.

2) Иван – царевич, Марья – Моревна, Елена Прекрасная, Емеля – дурак.

1) сказки о реальном мире людей

5. Героями бытовых сказок являются:

2) крестьяне, богачи, бедняки, солдаты

Сказка ложь, да в ней намёк, …………………………………

— Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

— А сейчас вы сами попробуете оценить свою работу.

источник

Ирина Лапышова
Конспект занятия с элементами театрализации «В гостях у сказки»

Цель: Систематизировать знания детей о сказках, воспитывать любовь к театру.

-Расширить представления детей о видах сказочного жанра;

-Продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок;

-Развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы;

— Приобщать детей к театральной культуре, побуждать интерес к театрально-игровой деятельности.

— Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Диск с записью песни: «Приходи сказка», иллюстрации к сказкам: «Каша из топора», «Мужик и медведь», «Как дурак дверь стерег», «Как мужик гусей делил», магнитная доска, магниты, кукольный театр «Волк и семеро козлят», пластелин, дощечки для лепки, салфетки.

Прослушивание песни «Приходи сказка».

Поэт Юрий Энтин, композитор Евгений Крылатов.

2. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О сказках.

Воспитатель: Что такое сказка? Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки?

Воспитатель: Сказка — это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает. Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства. Существует три вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных. Ребята, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в этот волшебный сказочный мир. Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете сказки.

Воспитатель загадывает загадку, а дети называют сказку.

Если б Петя-простота не выглянул в окошко,

Не унесла б его лиса за темные леса.

Видит, стоит стол, три стула.

Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.

Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.

Друг к другу свататься ходили,

Но не смогли договориться,

Упрямство свойственно и птицам.

Воспитатель: Кто герои этих сказок?

Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.

Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?

Воспитатель: Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.

Какие вы еще знаете сказки о животных?

Воспитатель: Какая в сказках лиса (медведь, заяц, волк?

Воспитатель: Лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяц трусливый.

Какие дурные качества характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках? Какие положительные черты характера прославляются?

Воспитатель: В сказках высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь, а дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.

Воспитатель: О забавных случаях из жизни сейчас сочиняют анекдоты, а наши предки сочиняли сказки и назывались эти сказки бытовыми. Бытовые сказки похожи на сказки о животных. В них также рассказывалось о каких-то ситуациях только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости.

Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

4. Игра «Найди иллюстрацию сказки, к которой подходит пословица».

«Дурака пошли, да сам следом иди»! («Как Иван-дурак дверь стерег»).

«Крупу жалеть — и каши не сварить» («Каша из топора»).

«Глупый киснет, а умный всё промыслит» («Как мужик гусей делил»).

«На вид простак, а в душе хитряк» («Мужик и медведь»).

Сказка «Каша из топора» Сказка Мужик и медведь»

Сказка «Как Иван -дурак дверь стерег» Сказка «Как мужик гусей делил»

Каким показан в сказке богатый, а каким бедный?

Воспитатель: Богатый – скупой, глупый и жадный, а бедный трудолюбивый, честный, добрый.

Девочка по лесу шла, (дети шагают на месте)

И на домик набрела, (соединяют руки над головой домиком)

Видит, что хозяев нет. (потянуться на носочках, головку вытянуть вперед)

На столе стоит обед. (левую руку сжать в кулачок, сверху положить правую ладонь)

Из трёх чашек похлебала, (показать, как кушают)

В трёх постелях полежала. (ладошки сложить вместе под щечку)

Воспитатель: Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение.

Назовите сказки с элементами превращения.

Воспитатель: С какими нечистыми силами там сражается герой?

Воспитатель: С Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным герой сражается не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные помощники и волшебные предметы.

Какие животные выступают в роли чудесных помощников?

Воспитатель: В роли чудесных помощников могут выступать животные – конь, волк, птицы, рыбы.

6. Показ сказки «Волк и семеро козлят»

Воспитатель: Ребята я приглашаю вас в волшебный мир театра. Кто из вас был в театре?

Воспитатель: А что такое театр?

Дети отвечают: Театр-это большое красивое здание, в котором проходят представления.

Воспитатель: Во все времена люди приходили в театр отдохнуть. Туда приходят с семьями и друзьями. Театр помогает людям быть добрее и лучше. В театре живёт волшебная сказка. Посмотрите, ребята, а у нас в гостях сегодня театральные куклы.

Как вы думаете, герои, какой сказки здесь собрались? Если отгадаете загадку, то узнаете название сказки, которую вам покажут ребята.

не послушались детишки и попали к волку в пасть.

Дети показывают кукольный театр по сказке «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: все замечательно справились со своей ролью. Вы были настоящими артистами.

7. Лепка: «Вылепи своего любимого сказочного героя»

Рассказы детей о том, какие сказочные герои им больше всего нравятся.

Воспитатель: Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране. Сказки учат нас добру. Кто слушает сказки, ходит на представления в театр, становится умным, добрым и справедливым.

Сказка «Каша из топора»

Сказка «Мужик и медведь»

Сказка «Как Иван – дурак дверь стерег»

Сказка «Как мужик гусей делил»

Кукольный театр «Волк и семеро козлят»

Конспект комплексной НОД по развитию речи с элементами театрализации по сюжету русской народной сказки «Заюшкина избушка» Конспект комплексного НОД по развитию речи с элементами театрализации, обучения грамоте и рисованию, построенного на сюжете русской народной.

Конспект НОД в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки» Конспект НОД в подготовительной группе с элементами ТРИЗ. Тема: «В гостях у сказки» Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет) Написала.

Конспект занятия по коммуникативной деятельности с элементами театрализации «Путешествие в страну вежливых слов» Задачи: — учить детей использовать вежливые слова как средство взаимодействия со сверстниками и взрослыми — формировать умение вести диалог.

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации «Путешествие по сказочной стране» Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации Тема: «Путешествие по сказочной стране» младшая группа Программное содержание:.

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации в старшей группе «Русская матрёшка» Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации в старшей группе: «Русская матрёшка» Воспитатель : А. А. Песенко Задачи: 1.

Конспект занятия по речевому развитию с элементами театрализации «В сказочной стране» Цель: развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Задачи: совершенствовать связную.

Конспект по лепке по мотивам сказки «Колобок» с элементами театрализации Лепка «Колобок» с элементами театрализации. Цель: Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение.

НОД в ОО «Речевое развитие» с элементами театрализации «Путешествие в страну сказки и классической музыки» НОД ОО «Речевое развитие» с элементами театрализации на тему «Путешествие в страну сказки и классической музыки» для детей подготовительной.

Конспект открытого занятия «Петя-петушок!» для младшей группы с элементами театрализации, логопедической и Су-Джок гимнастики ПРОГРАММА открытого занятия «Петя-петушок!» для младшей группы с элементами театрализации, логопедической и Су-Джок гимнастики. ЦЕЛЬ: Интеграция.

Конспект открытого занятия по театрализации сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце» Конспект открытого занятия По речевой деятельности – приобщение к художественной литературе Тема: театрализации сказки П. П. Бажова «Серебряное.

источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37 имени Новикова Гаврила Гавриловича»

Образ Ивана дурака как символ русского фольклорного героя

Автор: Соболевская Полина, 4 «А» класс

Учитель: Гулевич Галина Ивановна,

учитель начальных классов,

Научный руководитель: Васильева Н. В.

Глава 1. Анализ слова «дурак» согласно словарям русского языка

Глава 2. Иван-дурак – персонаж русских народных сказках

2.2 Иван-дурак – третий сын в семье

2.3 Образ Ивана-дурака в русских сказках

Глава 3. «Дурак» в современной русской речи

В раннем детстве мамы и бабушки читают детям русские народные сказки. Это первое знакомство малыша с огромным и богатым миром русской литературы. Многие сказки начинаются со слов: «Жили-были старик со старухой, и было у них три сына: двое умных, а третий – дурак». Понятно, что наше внимание обращает на себя именно третий сын. Интересно, почему он дурак. Его ругают, обзывают, над ним смеются. Никому не хочется быть дураком. Слово это – ругательство, а в сказках оно становится определяющим главного героя. Почему? Этот образ дурака и стал предметом нашего исследования.

Целью данной работы является выявление образа дурака как символа русской национальной культуры.

— познакомиться в словарях со значением слова «дурак», именем «Иван»;

— изучить материал по данной теме;

— провести среди одноклассников опрос, какие ассоциации возникают у них при слове «дурак»

Анализ слова «дурак» согласно словарям русского языка

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова , дурак – это глупый человек, то есть человек с ограниченными умственными способностями, несообразительный, бестолковый. У В.И.Даля дурак – глупый человек, тупица, тупой, непонятливый, безрассудный, малоумный, безумный, юродивый. С.И.Ожегов уточняет, что в старину дураком называли придворного или домашнего шута, а В.И.Даль говорит: «шут, промышлявший дурью, шутовством».

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Из этих определений понятно, что дурак может быть, с одной стороны, природным, а с другой – искусственным, то есть исполнителем роли. Для одного дурака глупость оказывается его природной стихией, для другого – занятием. Отсюда – две разновидности дурака: первая – полный, абсолютный дурак, вторая – дурак-маска, шут, прикидывающийся дураком, играющий (валяющий) дурака. Шутовством, дурачеством славилась Древняя Русь. Шуты своими шутками, забавными выходками смешили, потешали народ.

Дурачество, глупость считались важным компонентом древнерусского смеха. Смешащий играл в дурака, не боясь предстать перед миром в неприглядном свете. Глупость, как правило, была притворством , своеобразной маской , главная цель которой — увеселение толпы. На самом деле древнерусский дурак – это часто человек очень умный, произносит и делает то, что не разрешено обыкновенному человеку, чтобы разоблачить пороки мира.

Дураков в Древней Руси любили за честность, смелость, а главное – за то, что с ними можно было посмеяться. Дураки были веселыми и веселили других, таких же бедных, как они сами. Но не для всех их проделки были безобидны: ведь дурак говорил «голую» правду. Часто место древнерусского «умного дурака» было рядом с царями, они сидели на ступеньках трона, хотя царям это не особенно нравилось.

Дурак чем-то похож на юродивого (Божьего человека). Юродивый в Древней Руси – это тоже дурак, но он чудаковатый, помешанный. Он безумец, действует и говорит невпопад. В отличие от играющего дурака его речь на грани смешного и серьезного. Он похож на святого тем, что Христа ради ругает мир, то есть обличает пороки и грехи людей.

Юродивый, как и дурак-шут, по-своему умен: он знает и видит много больше своих современников (ведь он обладает даром прорицания) и по-дурацки, обнажает действительность.

Таким образом, и дурак-шут, и юродивый в Древней Руси были особыми, умными дураками.

Иван-дурак – персонаж русских народных сказок

Потребность русского народа в дурачестве, юродстве нашла свое отражение в русском фольклоре. Одним из главных персонажей русских народных сказок считается дурак, которого назвали самым любимым русским именем Иван. Почему в сказках чаще всего встречается имя «Иван», ведь были и другие имена? Оказывается, после крещения Руси у нас появился обычай давать детям имена святых. Чаще всего встречается имя Иоанн, то есть Иван. «Иоанн» переводится как «Дар Божий», носить такое имя – большая честь для человека.

Имя получило большое распространение. Во всех европейских странах существуют его варианты: английское Джон, немецкое Иоганн, Ганс, французское Жан, болгарское Йован и др.

Иван – не только самое часто употребляемое русское имя. Рядом со словом «дурак» имя стало определять интеллектуальные качества русского человека, особое устройство русского ума . Русский Ванька простоват, часто ленится, не любит работать, не все понимает, но неожиданно смекалист в каких-то безвыходных ситуациях и всегда добр.

2.2 Иван-дурак – третий сын в семье .

Образ дурака очень распространен не только в фольклоре разных стран, но мы видим его воплощение и в литературных произведениях. Не только в русских народных, но и в авторских сказках встречается образ дурака. Например, в сказке Братьев Гримм «Золотой гусь» или в сказке Петра Павловича Ершова «Конек Горбунок»:

Интересно, почему дураком называли не первого сына, не второго, а третьего. Существуют разные версии. По одной версии третьему сыну не полагалась доля в наследстве от родителей. Отсюда выражение «остаться в дураках», то есть остаться с пустыми руками. Есть версия, что слово «дурак» являлось именем-оберегом, защитой, спасающей человека от порчи и сглазу. А так как он младший,то и оберегали его родители больше.

А еще в далеком прошлом на Руси была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили злые духи, пока они маленькие и беспомощные. «Взрослое» имя ребенок получал в 10-12 лет, а до этого он носил ненастоящее «детское» имя. Первого сына называли Первак, второго – Вторак, а третьего – Другак. Затем имя упростилось и стало звучать как «Дурак». Имя такое встречалось и в церковных документах 14 -15 веков. (Эти документы были раньше вместо свидетельства о рождении).

Только в 17 веке слово «дурак» стало обозначать то же, что и сейчас, — глупый человек. Потому что самый младший – самый неопытный и несмышленый.

Но так как сказки сочиняли намного раньше, то Иван-дурак был вовсе не глупцом, а просто младшим среди трех братьев.

2.3 Образ Ивана-дурака в русских сказках

Образ Ивана-дурака в русских сказках неоднозначен.

С одной стороны он может демонстрировать полное отсутствие знаний, когда варит похлебку в кадушке, стережет дверь, снимая её с петель, и таскает по лесу, собирает мухоморы вместо съедобных грибов.

С другой стороны поступки Ивана-дурака, которые поначалу кажутся бессмысленными, неожиданно открывают нам героя с неизвестной стороны. Так в сказке «Сивка-Бурка», Иван – третий сын, сидел на печи да в лес по грибы ходил. По своей доброте после смерти отца по просьбе братьев вместо них согласился три ночи ходить на могилу отца. За это получил награду от отца – узду от волшебного коня Сивки-Бурки. С помощью этого коня он превращается в молодца и получает в жены царевну и полцарства.

Или Иван-дурак спасает из пламени змею, которая превращается впоследствии в красную девицу, с помощью которой он получает волшебный перстень, помогающий ему преодолеть все трудности.

Иван-дурак – единственный из братьев, кто разговаривает в сказке. Он загадывает и разгадывает загадки, умеет играть на дудочке, на гуслях, сочиняет стишки, знает шутки, прибаутки. Шутки у него добрые, имеют философский смысл. Он разговаривает с животными, ветром и солнцем, даже с Бабой Ягой и Кощеем, ему помогает сама мать сыра-земля. Только Иван может поймать Жар-птицу или волшебного коня Сивку- Бурку, одним ударом отрубить три головы у Чуда-Юда.

Часто царь или другие герои отправляют Ивана «туда, не зная куда», чтобы он принес им «то, не зная что» или добыл для них славу и богатство. Проходя через разные трудные ситуации, Иванушка выходит из них победителем. В результате, Иван-дурак женится на царевне и превращается в Ивана-царевича. Хотя он не требует никакой награды за свои подвиги. Недаром появились выражения и поговорки: «везет дуракам», «Бог дураков любит», «дуракам счастье».

С древних времен через сказки передавался жизненный опыт от старших младшим. Младшие учились терпеливо относиться к человеку глупому, обделенному умом. Дети понимали, что победить темные силы можно и не обладая физической силой. Главное – это доброе сердце и вера идти по выбранной дороге к намеченной цели. У старших братьев Ивана-дурака есть и ум, и рассудительность, но их не любят в народе. Они ничего не добиваются, часто поступают нечестно, любят только себя, пренебрежительно относятся к другим людям.

Поэтому говорят: «Сказка – ложь, да в ней — намек – добрым молодцам урок».

Дурак в современной русской речи

Дурак в современной русской речи – это в первую очередь глупый человек, человек с низкими умственными способностями, поступки которого часто не соответствуют с общепринятыми нормами и оцениваются людьми отрицательно.

Дурак, по данным русского языка, бывает истинным (это по-настоящему глупый человек) и искусственным (это «прикидывающийся» дурак, дурак-шут). Русские фразеологизмы валять дурака, свалять дурака (ваньку) используются к тем, кто дурачится, делает глупости или бездельничает, как Иван-дурак в русских народных сказках. Способностью прикидываться дураком может обладать человек далеко не глупый.

Еще одна разновидность дурака — чудак. Чудаком называют человека, у которого не все в порядке с интеллектом, но такой дурак-чудак не глупый человек и не прикидывающийся таковым, а человек со странностями. Странность – это не недостаток ума, а его своеобразная нелогичность поступков в некоторых ситуациях. Если дураком можно прикинуться, то чудаком можно только быть.

Дураком называют и страдающего душевным расстройством, психически больного человека, сумасшедшего. Сумасшествие часто ассоциируется с гениальностью: и то, и другое является аномальным явлением. Известны «талантливые сумасшедшие» и «помешанные гении»: Свифт, Ньютон, Руссо, Достоевский и др.

Таким образом, дурак в русской языковой картине мира предстает в нескольких разновидностях:

шут, прикидывающийся дураком;

чудак (человек со странностями) и

психически больной человек.

Проведя опрос среди одноклассников, я узнала, какие ассоциации возникают у ребят со словом «дурак». Это человек, совершающий глупые поступки, не понимающий окружающих, надоедливый, непослушный, задирающийся. Он смеется, когда не смешно. Ребята называют дураком того, кто обзывается, нагло себя ведет, использует в речи ненормативную лексику.

Слово д урак в русском языке противоречивое: в нем глупость сочетается со смекалкой, непонимание с гениальностью. Дурак притягивает к себе неоднозначностью, «странностью», особым видением мира.

Символ дурак сочетает в себе древнерусские традиции, мифологические черты и представление нового времени. Дурак – это соединение положительного и отрицательного, чаще с преобладанием положительного (дурак как бы един в двух лицах: он умный и глупый одновременно; он – Иван-дурак).

Образ дурака глубоко национален: для русского человека он «свой». Не зря есть такие пословицы: «На Руси, слава Богу, дураков лет на сто припасено», «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет», «Наших дураков отсель до Москвы не перевешаешь». Щедрый, простодушный, безответственный, терпеливый, душа нараспашку, ленивый, великодушный, доверчивый, добрый, веселый, беззаботный – эти слова характеризуют символического русского дурака, Ивана-дурака; но эти же слова можно отнести и к характеристикам русского человека.

Таким образом, в русской языковой картине мира образ дурака ассоциируется с особыми интеллектуальными способностями – с русским умом. За этим словосочетанием стоит широкое понятие: русский ум – это глупость и оригинальность мышления, пассивность и активная доброта Ивана-дурака, смекалка, простодушие, бесшабашность, талантливость русского человека; необычность, самобытность мышления; это явление, вызывающее удивление, восхищение, недоумение, порицание. Русский ум – это выдающиеся способности лучших людей России и низкий интеллект, проявляющийся в конкретных действиях и поступках русских людей.

Используемая литература и интернет – источники:

Буданцев Ю. «Про Ивана-дурака. Крещенские раздумья» http:// www . voskres . ru / articles / ivan . htm

Даль В.И. «Толковый словарь русского языка». Изд-во «Цитадель», Москва, 1998г., 1-ый том.

Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», Изд-во «Азбуковник», Москва, 1999г.

Никитина Л.Б. «Русский Иван и русский ум». «Русская словесность» ж., 2005г, № 3, с.67-72.

источник