Меню Рубрики

Как делать анализ олимпиада по литературе

На олимпиаде по литературе участнику предлагается провести целостный анализ текста – прозаического или поэтического (по выбору). Мы остановимся на прозаическом тексте. Оценивается уровень сформированности умений анализировать текст, привлекая для этого все имеющиеся знания по языку и литературе. Обычно в задании предлагаются вопросы, на которые может ориентироваться ученик, но он имеет право выбрать свой путь анализа произведения, главное – он должен создать цельный, связный, объединённый общим замыслом аналитический текст. Важным моментом анализа является понимание учеником смысла произведения, его тематики и проблематики, и того, каким образом, с помощью каких средств автор раскрывает этот смысл. То есть мы опять подчёркиваем, что произведение анализируется в единстве формы и содержания.

Не обязательно описывать все структурные уровни текста, важнее сосредоточиться на характеристике его основных элементов, которые помогли автору более полно и ярко раскрыть содержание, реализовать замысел. Поэтому в работе ценится не обилие терминов, а точность и уместность их использования. С точки зрения содержания текста необходимо говорить о его теме, идее, проблеме, позиции автора, системе образов. При анализе формы произведения обращаем внимание на композицию, средства художественной выразительности, размышляя над тем, чего достигает автор их употреблением.

В результате анализа должен получиться связный текст, в котором будут рассмотрены все особенности содержания и речевого оформления анализируемого текста. Существует множество примерных планов и рекомендаций к целостному анализу текста. Сразу следует заметить, что нет единого обязательного плана, на рекомендации можно ориентироваться, но подходить к ним творчески, помня о том, что любой анализ индивидуален и показывает именно ваше восприятие и понимание текста.

Итак, останавливаясь на анализе прозаического текста как задании олимпиады по литературе. Тогда с точки зрения содержания мы должны остановиться на основной теме, идее, проблеме, затронутой автором, рассмотреть систему образов, определить позицию автора. С точки зрения формы анализируем построение текста, то есть его композицию, находим средства художественной выразительности и определяем их роль в данном тексте.

Также на олимпиаде возможен анализ лирического произведения, с которым вы также можете ознакомиться.

Для примера проанализируем отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.

– Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно…»

– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!

Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.

Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!»

Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.

Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.

Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…»

Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.

Анализируемый текст представляет собой отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Эта повесть принесла автору всемирную известность. Во многих произведениях Ричарда Баха так или иначе затрагивается тема полёта, но в повести о Чайке эта тема поднимается до философского обобщения, что позволяет определить жанр произведения как повесть-притчу. Подтверждает правильность такого определения жанра эпиграф-посвящение: «Невыдуманному Джонатану-Чайке, который живёт в каждом из нас».

Текст является эпизодом из повести, в котором автор рассказывает о том, как главный герой проходит путь от решения смириться, отказаться от своей мечты до смелого воплощения этой мечты и победы над собой. О какой же мечте идёт речь? Для Джонатана мечтой было познание, изучение полёта, постижение своих возможностей и стремление расширить эти возможности. Он не мог и не хотел довольствоваться только пропитанием, не мог и не хотел жить так, как жила Стая.

В своём стремлении он был одинок, ему было нелегко. Об этом нам говорит первое предложение текста: «Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая». Он решил быть, как все, и почувствовал облегчение. Тяжело быть изгоем, тяжело быть белой вороной. И когда раздаётся тревожный глухой голос, напоминающий Джонатану о темноте (ты летишь в темноте, а чайки не летают в темноте, значит, ты не такой, как все, а ведь ты решил не отличаться от других!), он НЕ ХОЧЕТ слушать, он пытается думать, как приятно, мирно и спокойно вокруг него и в его душе – ведь он принял ПРАВИЛЬНОЕ решение. Джонатан чувствует себя свободным – «распались цепи», которыми он был прикован к своей мечте. В тексте она названа возвышенно: «колесница познания». Но когда приковывали к колеснице… Это же была пытка, казнь! А разве не пытка – муки поисков истины, муки творчества, когда раз за разом ничего не получается, а вокруг – не сторонники, а противники, кого радует каждая твоя неудача? Мы сейчас говорим о Чайке или о людях, о себе?

Мастерство автора проявилось в том, что он смог ТАК рассказать о Чайке, чтобы вдумчивый читатель смог подняться до философских обобщений: читая повесть о Чайке, мы размышляем о человеческой жизни, о человеческих взаимоотношениях и характерах. Автор верит в то, что в каждом живёт мечта, надо только напоминать людям о ней, пробуждать силы стремиться к своей мечте. И показывает это на образе главного героя. Джонатан смирился, но это было только внешнее смирение. Как только в его уме появляется новая идея, забыто прежнее решение «быть как все» и он уже летит, проверяя эту идею, и ликует, ощутив радость победы.

Композиционно отрывок можно разделить на 4 части: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия. Плавное и спокойное начало сменяется тревогой, затем напряжение нарастает и нарастает скорость движения, которая достигает максимума, когда Джонатан вышел из пике и «пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны». И дальше – радость, ликование и новые планы: «Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…» Поистине, нет предела совершенствованию и нет границ познанию.

Автор использует в тексте различные средства художественной выразительности. Здесь присутствуют метафоры, придающие поэтичность и возвышенность: «колесница познания»; «Ветер оглушительно ревел у него над головой»; «Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней». Сравнения: «он пронесся над волнами, как пушечное ядро»; «подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы», – помогают ярче представить действие и признак. В тексте имеются и контекстуальные антонимы: «тревожный глухой голос» – «приятно», «всё так мирно и спокойно»; «не голова, а вычислительная машина». Трижды повторяется словосочетание «Короткие крылья!» – это и есть озарение, открытие, которое пришло к Джонатану. И дальше – само движение, скорость растёт, и подчёркивается это градацией: «не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти»; «семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее!»

Последняя часть текста – радость победы, радость познания. Автор возвращает нас к началу, когда Джонатан решил быть как все, но теперь «Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром». Здесь опять используется градация, рисующая вихрь радости и ликования в душе героя. Он нарушает обещание, прозвучавшее в начале текста, но «Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства», такие обещания не имеют значения. Словосочетание «благие намерения» вызывает множество ассоциаций. Сразу вспоминается фраза «Дорога в ад вымощена благими намерениями». Подумаем над ней. Может ли быть так, что благие намерения идут не во благо, а во вред? Наверное, может, если намерения остаются только намерениями и не превращаются в конкретные дела. И нам становится ясно, что герой текста не предаётся «намерениям», а действует и побеждает. В этом и заключена основная мысль текста: только тот, кто не боится быть не таким, как все, и идёт за своей мечтой вопреки всему, сможет быть по-настоящему счастливым сам и сделать счастливыми других.

Следует напомнить, что кроме анализа на уроках литературы возможен анализ прозаического текста и на уроке русского языка. Ознакомьтесь с примером лингвистического анализа текста того же отрывка повести Ричарда Баха для того, чтобы сравнить оба анализа и понять разницу между ними.

источник

Если вы школьник и вам очень не хочется сдавать ЕГЭ, то вы обратились по верному адресу. Полное руководство по быстрой, успешной и безболезненной подготовке к главной олимпиаде страны.

О Всероссийской олимпиаде школьников (сокращенно «всеросс») было сказано уже очень многое, но я всё еще не встречала никаких советов, применимых на практике, только лишь общие фразы в духе «больше готовьтесь и точно выиграете, а если не выиграете — то не переживайте». И если сообщества некоторых предметов всеросса развиваются сейчас довольно активно (например, есть паблики ВКонтакте с материалами по подготовке к олимпиадам по математике, английскому, астрономии и МХК), то с литературой дела обстоят немного сложнее.

На мой взгляд, это связано с тем, что литературоведение — слишком широкая и абстрактная область знаний, так что здесь нет какого-то ограниченного списка тем или книг, которые вы обязаны прочитать при подготовке, поэтому сложно посоветовать что-то, что точно бы помогло выиграть всеросс. Но я всё же попробую.

Существует два вида олимпиад: перечневые олимпиады и всеросс. Перечневые олимпиады бывают разных уровней, и вы получаете разные льготы при поступлении в зависимости от уровня олимпиады, но даже при самом лучшем раскладе вам нужно будет подтвердить её хорошими баллами ЕГЭ по профильному предмету (обычно 75+ баллов).

В отличие от перечневых, всероссийскую олимпиаду школьников не надо подтверждать баллами ЕГЭ. То есть, являясь победителем всеросса по литературе, я имею право поступить в любой вуз страны, сдав ЕГЭ только по русскому языку и базовой математике и только на проходной балл для получения аттестата. Никакой литературы, истории, английского языка, никаких 75 баллов. Впечатляющие перспективы, не правда ли?

Естественно, всё это работает только в том случае, когда вы поступаете на специальность, где выигранный вами предмет является профильным (в моём случае это филология, журналистика и «медиа и коммуникации»). Если же предмет не является профильным, то вы просто получаете 100 баллов за ЕГЭ по предмету, имея право не подтверждать эти баллы (то есть, если я захочу поступить на факультет дизайна со своим выигранным всероссом, я могу не сдавать литературу и получить 100 баллов за неё автоматически, но мне всё ещё надо будет сдать русский язык и творческий экзамен на высокие баллы). Льготы при поступлении действуют 4 года — получается, вы можете выиграть олимпиаду в 8 классе и больше ничего не делать (но лучше так не поступать).

Также, за победу на всероссе жителям некоторых городов выдаются денежные премии. Жителям Москвы — 100 тысяч рублей за призовое место и 200 тысяч за победу, Московской области — 115 тысяч призёрам, 230 тысяч — победителям; школьникам Санкт-Петербурга — 30 и 60 тысяч соответственно. Ребятам из некоторых других регионов также выдаются премии или вручаются призы и подарки, но это уже факультативно (если вы из города, в котором единственным вашим подарком окажется вялое похлопывание по плечу учителями, то автор статьи очень вас понимает).

Важно понимать — ваши усилия и труд не пропадут даром. Конечно, можно говорить, что все мы, олимпиадники, занимаемся этим только из жажды знаний и любви к своему профилю, но кому из нас не хочется получить хорошее образование и денежные средства?

Пожалуй, это самый сложный выбор в жизни любого олимпиадника — готовиться в школе, с репетитором, пойти на курсы или же учиться самостоятельно? Конечно, если вы только начинаете свою олимпиадную карьеру, скорее всего, вы сейчас запутаны, не знаете, что делать, чего ждать, за что хвататься, и, если в такую минуту рядом с вами будет хороший педагог, действительно разбирающийся в специфике олимпиад (которая очень сильно отличается от специфики школьного курса и подготовки к ЕГЭ, как вы понимаете), то это будет прекрасно.

Читайте также:  Как называется анализ сдачи грудного молока

Такой преподаватель может встретиться вам где угодно — это может быть как ваш школьный педагог (если вы обучаетесь в достаточно сильной школе гуманитарного профиля), так и репетитор из высшего учебного заведения. По опыту знакомых и друзей, лучше выбрать того учителя, который уже успешно готовил ребят к олимпиадам (а если он сам состоял в комиссии жюри, то вообще чудесно). Но иногда бывает так, что дают хорошую базу и совсем неопытные в данной сфере преподаватели.

Как понять, что тот или иной учитель вам подходит? Очевидно, занятия должны быть вам интересны (и не должны походить на скучные лекции по паре часов монотонным голосом), должны давать вам новые знания и умения. Принципиально важный момент в выборе преподавателя — ваши с ним мнения и взгляды на вещи должны сходиться, поскольку филология — это всё-таки субъективная наука, абсолютных истин в ней не существует. Например, как-то раз я встретила педагога, считавшего, что после Серебряного века настоящая поэзия умерла. Смогла бы я заниматься с преподавателем с такой позицией? Не думаю.

Также, если вы живете в большом городе, наверняка в нём существует множество платных курсов по подготовке к олимпиадам. Также курсы предоставляют вузы — и в МГУ, и в ВШЭ существуют «Школы юного филолога». Все эти курсы и организации давно зарекомендовали себя как места, где прекрасно готовят будущих призеров и победителей.

Я же являюсь представителем самого малочисленного лагеря — лагеря самоподготовки. Мой школьный учитель не помогал мне, в моём городе не проводят курсы, а хороших репетиторов можно сосчитать по пальцам одной руки, да и те слишком дорогие. Поэтому моими лучшими педагогами навеки останутся библиотека и интернет.

Серьёзно: всё, что дает вам педагог, вы можете найти сами, надо только действительно хотеть найти. Если у вас есть желание и силы — будут и знания. Ничто и никогда не является достаточной помехой для достижения успеха, кроме вас самих.

Здесь всё очень индивидуально. Олимпиада — это не ЕГЭ, где присутствует кодификатор и все темы и произведения можно взять только оттуда. Во время тура вам может попасться что угодно.

Соотношение прочитанной вами художественной литературы и критической/научной должно быть примерно 50/50, так как вы должны знать не только сюжет произведений и какие-либо основные темы, но и уметь их анализировать, спокойно оперировать литературоведческой терминологией, отличать характерные черты стиля одних авторов от других и так далее.

Что касается художественной литературы, пригодиться может абсолютно всё, что вы когда-либо читали, и, конечно, ваш читательский опыт не должен ограничиваться школьной программой. Зачастую даже наоборот — половина моих знакомых, выигравших всеросс, так и не прочитали целиком «Войну и мир» и «Тихий Дон», и им прекрасно живется без этого.

Если в теории ваше задание может быть связано с любым произведением, то на практике чаще всего это работает так: у 9 классов бывают произведения, так или иначе связанные с первой половиной XIX века и романтизмом, у 10 — со второй половиной XIX века и реализмом и, соответственно, у 11 — с XX веком и модернизмом. Это распределение относится скорее ко второму туру с творческими заданиями, требующими от участников знаний историко-социального контекста и особенностей того или иного периода литературного процесса. На анализ может быть дано любое произведение, но очевидно, что, например, от девятиклассников не будет ожидаться хорошее знание советской литературы, а одиннадцатиклассникам уже вряд ли дадут стихотворение Пушкина.

Принцип «читайте то, что интересно конкретно вам» работает и с научной филологической литературой. Конечно, вы должны знать, кто такие М. Ю.Лотман, М. Л. Гаспаров, М. М. Бахтин, Л. Я.Гинзбург и чем их работы так важны для науки, но всё же вы имеете полное право не соглашаться с позицией того или иного литературоведа.

Мой (крайне субъективный) список книг, которые стоит прочитать:

  • Учебник «Поэзия», составители: Наталия Азарова, Кирилл Корчагин, Дмитрий Кузьмин
  • М. Н. Эпштейн «Поэзия и сверхпоэзия»
  • М. Л. Гаспаров «Метр и смысл»
  • Энциклопедия для детей «Аванта плюс», том 9 «Русская литература»
  • М. М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»
  • И. Н. Сухих «Русская литература для всех»
  • Л. Я. Гинзбург «О литературном герое»
  • М. Ю. Лотман, З. Г. Минц «Статьи о русской и советской поэзии»

Очень важно читать не только книги, но и работы победителей и призеров олимпиады — именно они могут дать вам понимание того, на что обращают внимание жюри при проверке работ, а ещё они чаще всего просто интересные.

Речь пойдёт именно о структуре заключительного этапа олимпиады, но региональный отличается от него только отсутствием устного тура, а анализ есть вообще во всех четырёх этапах.

Итак, первый тур — анализ. На выбор даётся прозаический или поэтический текст. Важно понять, что вам ближе — проза или поэзия. Выбор часто зависит от самого произведения, но вы можете услышать от олимпиадников фразу «Я анализирую только прозу/поэзию». Я, например, всегда выбираю поэтический текст, так как, на мой взгляд, удобнее анализировать большое сосредоточение образов и смыслов в маленьком тексте, нежели отыскивать их в большом объеме. Но проза обычно относительно понятнее, трактуется более однозначно. Попробуйте писать анализы по заданиям прошлых лет — только путём проб и ошибок вы поймёте, какому виду текста отдаёте предпочтение и что у вас выходит лучше анализировать.

Анализ — это самое главное задание олимпиады, чаще всего за него даётся наибольшее количество баллов. Когда вы анализируете текст, помните о том, что вы создаёте свой собственный текст об этом тексте, и он должен быть не менее интересен читателю. Избегайте большого количества терминов, отстранённых, пустых фраз. Жюри будет только тогда интересен ваш анализ, когда вы вложите в него свои собственные мысли, идеи, переживания, какие-то личные ассоциации, наполните написанный вами текст образами и метафорами. Не старайтесь написать обо всём: если в данном вам стихотворении синтаксис не играет никакой роли — не пишите о нём, пишите о важном, действительно определяющем суть произведения, влияющем на его своеобразие. Не пишите текст на черновик — это пустая трата времени. На черновике можно быстро набросать план анализа, основные тезисы и цитаты, а писать стоит прямо в чистовик (честно, жюри нет никакого дела до ваших зачёркиваний, если они не слишком сильно затрудняют понимание написанного).

Второй тур — творческий. Здесь вам может быть предложен любой формат задания: эссе, презентация, ответы на вопросы, написание письма и так далее. Именно здесь могут проверить ваше знание проблематики классических текстов или особенностей поэтики того или иного автора. Каким должно быть хорошее решение творческого задания? Однозначно творческим. Если вы чего-то не знаете — не беда, максимально оригинально и полно покажите имеющиеся у вас знания, пусть они и кажутся вам обрывочными и недостаточными (никогда не знаешь, вдруг у других участников они будут ещё более обрывочными). Здесь также важно ваше мнение, ваше видение, а не сухие знания.

Для творческого тура важным, на мой взгляд, является обладание своей собственной фишкой. То есть, должна быть какая-то тема, какой-то автор, какая-то эпоха или жанр, в которых вы разбираетесь настолько прекрасно, что вы можете говорить и писать о ней вечно. Например, в этом году было задание — написать эссе о том, с какого произведения или автора началось ваше настоящее знакомство с литературой и как оно произошло. Это была возможность написать о том, что вам действительно интересно, что вы любите и храните в самой глубине своего сердечка.

Наконец, третий тур — устный. Раньше суть его заключалась в том, что участнику даются темы на выбор, и он должен подготовить небольшой монолог на любую из них и выступить с ним перед жюри. В этом году всё резко изменилось: давался текст незнакомого нам стихотворения, и после часа работы по его изучению участники должны были выступить перед жюри, рассказав всё, что они думают по поводу текста — кто является его автором, в какое время оно было написано и что дало нам возможность отнести его к тому или иному автору и эпохе.

На устном туре важнее всего справиться со своим волнением: сложно говорить правильно и красиво, когда голова кружится, коленки трясутся, а на вас ещё пристально смотрят две пары глаз. Спокойствие приходит с пониманием того, что жюри не хотят вас «завалить», а наоборот, желают вам только самого хорошего результата. Представьте, что вы просто говорите со своими друзьями, выражаете свою точку зрения. У вас есть свое собственное мнение, и именно тут у вас есть возможность быть услышанным, это ли не прекрасно? Учителя в школе часто требуют какого-то определённого ответа, чтобы всё было, как в учебнике, чётко и «под линеечку», а здесь вы сможете спокойно сказать то, что вы на самом деле думаете.

Помните, на олимпиаде вы все находитесь примерно в равных условиях, все имеете относительно одинаковый багаж знаний. Побеждает тот, кто берёт себя в руки и направляет все свои силы на выражение мыслей, а не на панические настроения в духе «тут все умнее меня» и «у меня точно ничего не получится».

  • Обязательно учите стихотворения наизусть, если не целиком, то хотя бы отдельные строфы или строчки. Оптимальным вариантом будет выучивать 4-6 стихотворений в неделю.
  • Тайм-менеджмент — ваш главный друг и помощник. Систематизируйте занятия и не забывайте про отдых. У меня есть знакомые, которые тратят на подготовку по 5-6 часов в день, и всегда хочется спросить у них — а живёте-то вы когда?
  • Не пренебрегайте другими науками, не концентрируйтесь на одной литературе — можете упустить очень многое. Вам абсолютно точно пригодятся знания из областей языкознания, истории, философии, культурологии, искусствоведения и мало ли откуда ещё. Большая часть олимпиадников участвуют в олимпиадах не одного профиля, и именно это помогает им добиваться прекрасных результатов.
  • Это абсолютно нормально, если в вашей жизни бывают дни (или даже недели), когда вам не хочется ничего делать и уж тем более ничего учить. Остановитесь, передохните, почитайте плохие книжки, посмотрите глупые сериалы — вашему мозгу просто нужна перезагрузка.
  • Решайте больше заданий предыдущих лет, участвуйте во всех олимпиадах, которые только возможны, — навыки приходят с опытом.

Первыми коннотациями со словом «олимпиада» в вашей голове должны быть совсем не «подготовка», «книги» и «тяжелый труд», а что-то вроде «невероятные люди», «ночные посиделки с гитарой и игры в мафию», «путешествия по разным городам России» и всё в таком же прекрасном духе. Я нашла на олимпиадах почти всех своих друзей и своего чудесного молодого человека, там же нашла и вдохновение, и мечты, и дальнейшие цели. Ничто, кроме олимпиады, не научит вас так радоваться за других людей и так спокойно переживать все виды отношений на расстоянии (а что поделать, если все лучшие люди планеты по ней разбросаны?).

Олимпиада должна делать вас счастливым, а не уставшим и считающим всех вокруг соперниками. Не стоит ждать победы (в жизни есть вещи гораздо важнее) — стоит ждать ярких впечатлений и искренних эмоций. Только так это всё будет иметь какой-то смысл.

Зачастую не все дети с большим рвением стремятся познавать предметы. Одной из главных причин отказа от учёбы является неправильное отношение к этому процессу со стороны родителей. Дело в том, что перед школой родители стараются научить свое чадо читать и писать. Но при этом упускают очень важный момент: ребёнок не просто должен быть начитанным или обладать […]

Приятно, когда твой ребёнок получает пятерки, и ты можешь с гордостью сказать, что он круглый отличник. Но какой кровью это добывается?

источник

Данная схема анализа поэтического текста поможет учителю при подготовке к олимпиадам.

Универсальная схема анализа поэтического текста

1)Об авторе (своеобразие творчества поэта; литературное

2.О стихотворении (эпиграф или посвящение; анализ названия).

З. Дата написания с историческим и биографическим содержанием,

4.Связь стихотворения с эпохой, если это необходимо для понимания основной идеи.

2. ТЕМАТИКА (о чем? чему посвящено?)

— » вечные темы» (любовь, дружба, Родина, творчество, свобода, природа — в лирических стихотворениях);

— конкретно — историческая (в балладах).

— В стихотворении ( автор) описывается (кто или что?).

— В стихотворении (автор) говорится (о ком или о чем ?).

— В стихотворении (автор) рисует (что или кого?).

— мифологическая или фантастическая;

— философская (размышления о смысле жизни).

-Поэт пытается разрешить проблему.

-В стихотворении поэт поднимает проблему.

-. проблемы представлены поэтом читателю.

4.ПАФОС (эмоциональное отношение автора к изображаемому):

— героический (П. Тихонов «Баллада о гвоздях»);

— драматический (А.Ахматова «Сероглазыйкороль», Н. Заболоцкий «Журавли»);

— романтический (А.С.Пушкин «К морю», М. Ю.Лермонтов «Песня о купце Калашникове»);

— сатирический (басни, эпиграммы, А.С. Пушкин «Полумилорд, полукупец.».»);

— сентиментальный (А. С. Пушкин «Вновь я посетил»);

— оценочный (А. С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг. «).

— В стихотворении . царит настроение .

— Чувствуется . отношение автора.

— Настроение (пафос) меняется на протяжении стихотворения от. к.

— ода (торжественно — лирическое стихотворение, прославляющее героические подвиги, заслуги перед отечеством, воспевающее величественное в жизни и природе, Г. Р. Державин «Фелице»);

— сонет (стихотворение в 14 строк, А. С. Пушкин «Поэту»);

— послание (стихотворение, адресованное какому — либо лицу, близкое к письму, А. С. Пушкин «К Пущину»);

— мадригал (небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее);

— стансы (стихотворение, каждая строфа которого представляет собой законченное синтаксическое целое, А. С. Пушкин «Стансы»);

— эпиграмма (сатирическое стихотворение, обращенное к какому — либо лицу);

— баллада (небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой — то необычный случай, историческое событие или предание, В. А. Жуковский «Лесной Царь»);

Читайте также:  Как называется анализ спермы на бесплодие

— элегия (стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем, В. А. Жуковский «Вечер»);

— признание (в любви, верности, дружеских чувствах, А. С. Пушкин «Я вас любил. «);

— размышление (М. Ю. Лермонтов «Дума»);

— разговор (Н. А. Некрасов «В дороге»);

— притча (поучение в иносказательной, аллегорической форме, Н. А. Некрасов «Ключи от счастья женского» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»);

— исповедь (А. А. Ахматова «Долгим взглядом твоим истомленная. «);

— эпитафия (надгробная стихотворная надпись);

— эпиталама (прославление бога Гименея и новобрачных);

— эклога (сентиментальное стихотворение о возвышенных чувствах, вызванных созерцанием природы или любовными переживаниями).

— По жанру это стихотворение можно отнести к . так как в нем .

6.ХАРАКТЕРИСТИКА лирического героя:

— его мысли, чувства, переживания;

— близок автору, выражает его мысли, чувства, переживания;

— далек от авторской позиции (чем?);

— как лирический герой изменяется в стихотворении, как трансформируются его мироощущения,

— Лирический герой — двойник автора, в нем мы видим отражение авторских чувств, размышлений, судьбы поэта.

— Лирический герой — абсолютно самостоятельное явление. Поэт как бы «примеривает» другой образ, пытается жить жизнью другого человека, героя.

7.ИДЕЯ (основная мысль) раскрывает представление автора об идеале, систему авторских оценок.

8.Как раскрывается идея произведения (в композиции, в системе образов, в выборе языковых средств).

— Основная мысль автора раскрывается в .

— Раскрыть идею помогают ключевые слова.

9.КОМПОЗИЦИЯ лирического стихотворения неразрывно связана со структурой стиха. Сколько строф по какому количеству строк:

— четырнадцатистрочная «онегинская» строфа.

— описание (портреты героев, пейзаж, интерьер);

-характеристика (авторская характеристика героя или самохарактеристика, исповедь);

— прямая речь (монолог, диалог, внутренний монолог).

— Стихотворение можно разделить на . части, так как .

— Композиционно стихотворение делится на .

10. ПРИЕМЫ раскрытия образов (портрет, интерьер, пейзаж, действия и поступки, мысли и переживания, антитеза -противопоставление, сопоставление, психологический параллелизм — сопоставление состояния природы и состояния человека, А. К. Толстой «Не ветер, вея с высоты . «).

11. ЛЕКСИКА (высокая — историзмы, архаизмы, старославянизмы; общеупотребительная, подчеркивающая обычность темы; сниженная, для создания сатирического образа, подчеркивающая негативное отношение автора; синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, неологизмы, в том числе контекстуальные.

12.СЮЖЕТ есть в каждом стихотворении, если в балладе он близок к повествованию, то в лирическом стихотворении он в развитии чувств, мыслей, переживаний лирического героя (проследить по строфам стихотворения).

— Движение (развитие) чувств (мыслей) передается от . в первой строфе. во второй и т.д.

13.ТРОПЫ И ФИГУРЫ (языковые средства образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки):

СРАВНЕНИЕ — сопоставление двух предметов или явлений,

обладающих общим признаком («Анчар, как грозный часовой»,

ЭПИТЕТ — художественное определение («железный стих»,»седое море», «ветреная младость»);

МЕТАФОРА — скрытое сравнение одного предмета или явления

с другим по принципу сходства («звезда пленительного счастья», «золото волос», «дождь звезд»);

Олицетворение — вид метафоры — перенос признаков живого

существа на неживое («Ночевала тучка золотая», «Приходит вечер, шлейфом шелестя»);

АЛЛЕГОРИЯ — образное иносказание, образ условен,

подразумевается иное. Часто в басне волк — злоба, лиса —

хитрость, осел — упрямство («Волк и ягненок» И. А. Крылова).

СИМВОЛ — неустойчивое иносказание, сложный, многозначный образ («Анчар» Пушкина, «Парус» Лермонтова, «Среди миров» Анненского);

МЕТОНИМИЯ — замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности («театр рукоплескал» вместо «публика рукоплескала», «его перо любовью дышит», «фарфор и бронза на столе»);

КАТАХРЕЗА — противоречивая метафора (зеленые чернила);

СИНЕКДОХА — часть замещает целое («Белеет парус одинокий», множественное число заменяет единственное («И слышно было до рассвета, как ликовал француз»);

АНТОНОМАСИЯ — переименование, употребление собственного имени вместо нарицательного («Ты Геркулес» вместо «ты очень силен», «И может собственных Невтонов и быстрых разумом Платонов российская земля рождать»);

ГИПЕРБОЛА — художественное преувеличение («змея стометроворостая»);

ЛИТОТА — художественное преуменьшение («Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить»);

КАНОФЕМИЗМ — замена мягкого слова более»грубым» («зеньки таращит»);

ЭВФЕМИЗМ — замена «грубого «слова более мягким (не «прощай», а «позволь расстаться мне с тобою»);

ИРОНИЯ (насмешка) и САРКАЗМ (злая, горькая насмешка)

(«И сойдешь ты в могилу. герой, втихомолку проклятый

ПЕРИФРАЗ — замена собственного имени, названия описательным оборотом («Погиб Поэт !- невольник чести»- вместо «Пушкин»). ^ ТРОПЫ способствуют художественной выразительности

ИНВЕРСИЯ — перестановка, необычный порядок слов в предложении:

Листов коснулся ночью лунной./А. К. Толстой./

Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень —

Не столь различны меж собой./А. С. Пушкин./

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — стихи с одинаковой

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут. /А. С. Пушкин./

АНАФОРА — повтор начальных слов строки, строфы:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку.

ЭПИФОРА — повтор конца строки или строфы:

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — не требующий ответа, для

привлечения внимания к изображаемому:

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ и РИТОРИЧЕСКОЕ

Москва! Москва! Люблю тебя, как сын.

МНОГОСОЮЗИЕ — создает плавность, текучесть речи.

БЕССОЮЗИЕ — придает динамику, ускорение.

ГРАДАЦИЯ восходящая и нисходящая:

УМОЛЧАНИЕ — не сказанное, но легко домысливаемое.

ПЛЕОНАЗМ — употребление слов, излишних для выражения мысли:

«мертвые трупы» в «Борисе Годунове» Пушкина.

ОКСЮМОРОН — сочетание противоположных понятий:

«Пышное природы увяданье», «Той грустной радостью, что я остался жив».

ЭЛЛИПСИС — пропуск во фразе какого — либо слова, легко подразумевающегося, для динамичности речи:

Каждому — свое./М. И. Цветаева./

АЛЛЮЗИЯ — намек на известный факт литературы, истории для вызова в памяти читателя определенной ассоциации: «Попал как Чацкий с корабля на бал».

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ — заимствование строки из чужого текста: «Не слышно шуму городского» /А. А. Блок /

— Используя . поэт создает образ .

— Для создания настроения автор использует.

14.РИТМ — чередование в каждой строке каждой строфы ударных и безударных слогов.

— ЯМБ— — двусложная стопа с ударением на втором слоге: И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык.

— ХОРЕЙ — — двусложная стопа с ударением на первом слоге: Ночь тиха. Пустыня внемлет богу.

— ПИРРИХИЙ— — стопа, состоящая из двух безударных слогов: Швед, русский, колет, рубит, режет.

— ДАКТИЛЬ- — — — трехсложная стопа с ударением на первом слоге:

— АМФИБРАХИЙ — — трехсложная стопа с ударением на втором слоге:

И скучно, и грустно, и некому руку подать.

АНАПЕСТ — — — — трехсложная стопа с ударением на третьем слоге:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням.

— Стихотворный размер . типичен для творчества поэта.

— Совершенно необычно использование . для творчества .

16.РИФМА — звуковой повтор в конце строк. Способ рифмовки:

а) мужская (на последнем слоге);

б) женская (на предпоследнем слоге);

в) дактилическая (третий ударный слог от конца строки);

а) точная (полное совпадение);

б) неточная (совпадение отдельных звуков);

— белый стих — нерифмованный /»Вновь я посетил ./’Пушкина/.

— Часто ключевое слово . ставится в конце строки.

— Рифма организует стихотворение, делает его музыкальным.

17.3ВУКОПИСЬ, ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ:

— ЗВУКОПИСЬ усиливает впечатление от поэтического текста: Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

— АССОНАНС — повторение одинаковых гласных звуков: Одну молитву чудную твержу я наизусть.

— АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение одинаковых согласных звуков: Задремали звезды золотые,

— Гласные звуки . создают музыкальность, напевность.

— Согласные звуки . несут смысл .

— Звукопись из . помогает «услышать» текст.

18.Единство и взаимодействие всех компонентов поэтического текста.

Какие мысли, чувства и настроения вызывает стихотворение?

— Все компоненты поэтического текста образуют единство, взаимодействуют, подчиняясь главному — раскрытию образа лирического героя (раскрытию основной мысли поэта)»

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Из опыта работы по подготовке к олимпиаде по литературе в 9-11 классах учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16

г. Невинномысска Л. В. Назаровой

Обучение анализу лирического текста.

Известный литературовед Л. С. Айзерман считал, что «постижение стихов состоит именно в проникновении в «душу» стихотворения, а не в определении размера, рифм, аллитераций и других художественных особенностей». Совершенно согласна с ним, потому что нахождение изобразительных средств, особенностей поэтического языка не является самоцелью, а может служить лишь средством понимания текста. Тем не менее, без обязательных элементов типового плана анализа лирического произведения невозможно обойтись. Поэтому при подготовке к олимпиаде предлагаю ученикам план, состоящий из следующих обязательных элементов:

1.Время и место создания стихотворения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора.

2.Тема стихотворения (предмет изображения).

5.Образы, использованные в данном стихотворении.

5.Средства создания образов (тропы, синтаксические средства выразительности).

6.Метрика стихотворения как художественное средство; ритм, интонация.

7.Композиция стихотворения (кольцевая, линейная, построенная на антитезе, сравнении, сопоставлении).

Последовательность изложения этих пунктов может варьироваться по усмотрению ученика.

Наиболее трудно сравнивать лирические произведения одного автора или же разных авторов, посвящённые одной теме (например, тема поэта и поэзии, тема вольности, мотив одиночества и т.д.). Поэтому рекомендую при сопоставлении двух произведений вынести на первый план сходное и резко контрастирующее (из перечня обязательных элементов, приведённых выше в форме плана), разные подходы к одной общей идее (например, «Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).

С одной стороны, по предложенному плану легче работать, так как анализ насыщается необходимым содержанием, с другой – труднее, так как ученикам не хватает теоретических знаний, они не знают литературоведческих терминов или не умеют их употреблять, не владеют научной лексикой. Предлагаю тематический словарный диктант, например, по теме «Лирика А.С. Пушкина»: жажда свободы, гуманизм, яркий образ, идея справедливости, ощущение гармонии, творческое воображение, искусный мастер слова, художественное совершенство, лирическая миниатюра, стилистический приём и т.д. «Лирика М.Ю. Лермонтова»: горестные раздумья, постижение смысла жизни, тонкий лиризм, образ изгнанника, жажда бури, загубленное поколение, безотрадность и безверие при жажде жизни и избытке чувства, мятежный дух». Ученики при написании анализа либо интерпретации текста могут использовать данные слова и словосочетания. Это «кирпичики», из которых строится текст.

Безусловно, ученики должны понимать, что у каждого поэта есть свой особенный, неповторимый стиль. Готовясь к олимпиаде, ученик должен сначала с помощью учителя, а затем и самостоятельно уметь определять творческую манеру поэта, его собственный почерк. Для этого составляем тезисы, например, к теме «Особенности поэтической манеры Марины Цветаевой»:

1.Стихи Цветаевой – страстный монолог. Нервность, разорванность стихотворной ткани.

2.Стиль экспрессивный, полемический и парадоксальный.

3.Интонация заклинания и боли, язвительной насмешки.

4.Использование фольклорных мотивов, символов (например, рябина – горькая любовь), интонации и ритмов народной речи.

5.Реминисценции с сюжетами произведений мировой литературы, в особенности, с античной (Ариадна, Эвридика, Орфей, Аид).

6.Телеграфный стиль синтаксиса (короткие, рубленые фразы); параллелизмы, анафоры, антитеза; изобилие тире и его многофункциональность.

7.Неожиданная, свежая рифмовка (высечен – стотысячный).

Этот ряд может быть продолжен. Такая работа развивает умение видеть главное, индивидуальное, учит систематизировать и обобщать, углублять и расширять полученные на уроках знания.

Работаю с одарёнными детьми дифференцированно. Есть ученики, тонко чувствующие слово, сами пишущие как стихи, так и прозу. Им не всегда интересно анализировать стихотворение по плану. Поэтому предлагаю им такие виды работы:

1.Анализ стихотворения с опорой на семантические поля.

2.Анализ по ключевым словам.

3.Анализ по детали (через частное, второстепенное понять общее, главное).

5.Анализ по графической схеме.

6.Рисование ассоциативного изображения, а затем описание его словами.

7.Написание пародии на стихотворение или пародии на анализ стихотворения.

Приведу пример анализа по семантическим полям. Текст всегда содержит в себе семантический тип (то есть общее значение). А выявляется он с помощью доминант – слов с логическим ударением, несущих в предложении основную смысловую нагрузку. Семантические поля представляют собой слова характерные, общие, например, для описания природы: озеро, ветви ивы, камыши, рябь на воде; изображение динамики действия: понёсся, развернулся, подпрыгнул; субъективно-оценочного восприятия действительности: радость, безмерное счастье, хорошо. Благодаря этим доминантам создаются словообразы, помогающие понять смысл текста. Что такое поэтическое произведение? Это сложно выстроенный смысл. Исследование лирического текста, по словам Ю.Лотмана, подобно процессу дешифровки. Расшифровать соответствующий поэтический код означает, образно говоря, увидеть невидимую часть айсберга. Традиционный же анализ позволяет изучать лишь верхнюю часть, надводную.

При анализе стихотворения М. Цветаевой «Знаю, умру на заре!» составляем семантические поля. Выявляем 2 поля:

1.Мир природы. Пространственно-временные связи: заря, небо, земля, ночь, роза, росток.

2.Мир человека. Культурно-религиозное представление и символы: поэт, дочь, улыбка, шаг, привет, душа, крест, Бог.

Возникают ассоциации: мир природы и мир человека едины: они светлы, прекрасны, несут радость. Нравственная чистота лирического героя божественна, он послан самим небом творить добро, он бессмертен, несмотря ни на что, как бессмертно истинное искусство, которому он служит. Не случайно Цветаева гордо говорит о себе: «Неба дочь!»

Благодаря составлению семантических рядов постигается глубинный, потаённый смысл стихотворения. Совмещая семантические поля, позволяя им проникать друг в друга, старшеклассники учатся понимать авторскую мысль. Вот фрагмент ученического сочинения: «Создаётся впечатление, что Марина Цветаева роднит себя с зарёй. Обе они посланницы, дочери неба, несущие людям надежду, красоту и радость. У каждой свой «передник из роз»: у поэта – стихи, у зари – розовый свет, радующий глаз и ласкающий душу».

Считаю, что главные задачи учителя литературы при подготовке учеников к олимпиаде, — это приобщение юных читателей к великому наследию русской и зарубежной литературы, развитие умения нестандартно мыслить, владение литературной речью.

источник

Как подготовиться к олимпиаде по литературе

Олимпиада по литературе – это всегда сложно. Творческие задания, задания на сопоставление, на выявление реминисценций, тестовые вопросы. К тому же, олимпиада требует от участника углубленных знаний, умения творчески мыслить, анализировать тексты, высказывать свою точку зрения. Подготовка к олимпиаде по литературе – длительный и непрерывный процесс. Сегодня я представлю вам общие рекомендации по организации этого процесса.

Читайте также:  Как называется анализ сахар с нагрузкой

Общие рекомендации по подготовке к олимпиаде по литературе

Читая художественное произведение, ведите литературный дневник, в котором записывайте название произведения, героев, сюжетную линию, интересные высказывания и цитаты. Указывайте номера страниц, чтобы потом легко было найти нужный материал. Поверьте, это очень полезная и нужная работа.

Читайте критическую литературу, литературоведческие статьи. Но делайте это сразу после прочтения самого произведения. Полезно также познакомиться, хотя бы в кратком изложении, с биографией писателя. Это поможет вам глубже понять его произведения.

На олимпиаде по литературе знание учебника вряд ли вам поможет, поэтому изучайте энциклопедии, популярные статьи по предмету. Обязательно посещайте кружки, дополнительные занятия, консультации по литературе.

Не стесняйтесь задавать преподавателям вопросы, вступать в диалог с учителем и одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

Пишите сочинения по литературе всегда сами, не списывая из различных источников, не скачивая их из интернета. Во-первых, «внешние» сочинения не всегда лучшего качества, во-вторых, там нет вас, ваших мыслей, чувств, размышлений по поводу прочитанного произведения.

Найдите олимпиадные задания по литературе за предыдущие годы, выполните их. Помогут в этом и задания ЕГЭ.

Обязательно прочитайте и выучите основные литературоведческие понятия и термины. Их вы можете найти в ваших учебниках, специальных словарях, в интернете. Да и на уроках литературы преподаватель, как правило, объясняет их значение.

Учитесь анализировать литературный текст в целом: его тему, композицию, ключевые слова, мотивы, детали, все это помогает понять главное – идею автора.

На самой олимпиаде по литературе внимательно прочтите задания, выполните сначала те, в которых уверены, затем выполняйте более трудные, задания творческого характера. Не отвлекайтесь, не стремитесь помочь другим. В большинстве заданий много «ступенек» и баллы начисляются за каждую отдельно, затем баллы суммируются. Например, определите тему (2 б.) и идею стихотворения (3 б.); охарактеризуйте лирического героя (4 б.). Таким образом, за задание можно набрать до 30 баллов.

Типы заданий и критерии оценки

Выделим ряд литературоведческих терминов, связанных с анализом сюжета:

эпизод – это участок текста, ограниченный постоянством места, времени действия и состава действующих лиц;

хронотоп — это пространственно-временная организация текста, то есть герой не может висеть во времени. это может быть наше время, 21 век, город такой-то, улица такая или совсем вымышленная планета;

  • типы героев, органичные или чуждые хронотопу;
  • характер конфликта в произведении

(конфликт между характерами, между характером и обстоятельствами, внутри характера).

(устойчивая в смысловом отношении образная единица, повторяющаяся в разных произведениях);

* мотив метели (А.С.Пушкин “Бесы”, “Метель”, “Капитанская дочка”; Л.Н.Толстой “Анна Каренина”; А.А.Блок “Двенадцать”; М.Булгаков “Белая гвардия”; Б.Пастернак “Доктор Живаго”).

Формальная композиция – это взаимосвязь и расположение фрагментов текста.

Композиция как речевая организация – это система взаимосвязанных и художественно упорядоченных точек зрения.

Точка зрения есть отношение субъекта сознания к его объекту.

СУБЪЕКТ РЕЧИ СУБЪЕКТ СОЗНАНИЯ
тот, кому принадлежит речь в данном отрезке текста = тот, “кто говорит” Речь тот, кому принадлежит сознание в этом же отрезке = тот, “кто думает” Скрытая за ней мысль

Несовпадение субъекта речи и субъекта сознания – распространенный прием.

* А.П.Чехов “Толстый и тонкий”, “Хамелеон”.

Важно научиться видеть разницу между самой речью говорящего и ее личностным или надличностным смыслом, потому что точка зрения, оценка зависят именно от субъекта сознания.

Как же развести речь и скрытую за ней мысль?

Помогает изучение используемых автором форм речи. Их три:

  • прямая речь;
  • несобственно-прямая речь – это такая форма речи, которая насыщена средствами выразительности, свойственными определенному персонажу, и поэтому воспринимается как его речь, хотя формально принадлежит другому субъекту;
  • косвенная речь.

Изучение композиций требует понимания автора произведения не как биографической фигуры, а как сознания, объемлющего произведения и придающего ему целостность. В тексте действуют “представители” автора, которые называются

“ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ” “РАССКАЗЧИК”
внеличная разновидность автора; он в действии не участвует и сообщает о событиях со стороны * романы Л.Толстого, Ф.Достоевского является участником изображаемых событий или хотя бы их свидетелем и себя называет в первом лице: “Я” * А.С.Пушкин “Повести Белкина”

При речевой организации обратим внимание на способ изложения, который бывает двояким:

авторское повествование и диалог (помогает оживить, драматизировать действие и избежать жесткого давления героям авторской прямооценочной позиции).

Изучение ее должно вестись комплексно. Автор не только соответствующим образом подбирает лексику и синтаксис, но и формирует тематику произведения, и организует систему оценок.

Итак, анализ текста не самоцель. Он нужен лишь для того, чтобы наиболее полно и адекватно приблизиться к смыслу произведения. И любой прием хорош и уместен тогда, когда он используется для расширения возможности целостного восприятия произведения в его художественном своеобразии и уникальности. Поэтому ряд техник, о которых мы говорим, должны использоваться избирательно, в соответствии со спецификой

Анализ рассказа В.М.Шукшина “Обида”. (Предложить для самостоятельного ознакомления)

1. Какое из этих слов является фамилией литературного героя:

2. В каком из следующих произведений нет темы гибели на железной дороге:

1) А. А. Блок «На железной дороге»

2) Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

3) И.А. Бунин «Солнечный удар»

4) А.И. Солженицын «Матренин двор»

5. Какой термин «лишний» (относится не к тому же уровню произведения, что остальные):

7. В одном из пяти перечисленных ниже произведений не встречается исторический персонаж, который встречается в четырех остальных. Укажите это произведение:

Не дай мне бог сойти с ума.

Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад

Блок 2. Задания с выбором нескольких ответов

1. Прочитайте фрагмент из стихотворения М.Ю. Лермонтова:

Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? На запад, на запад помчался бы я, Где цветут моих предков поля, Где в замке пустом, на туманных горах, Их забвенный покоится прах.

Выберите все правильные утверждения:

1) В стихотворении есть строка, написанная четырехстопным амфибрахием

2) В стихотворении есть строка, написанная трехстопным дактилем

Верлибр — Это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, и регулярной строфики.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.

Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.

Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух Макбета.
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.

Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.

Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.

До́льник — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 1 до 2.

«В густой | траве | пропадёшь | с головой. || В тихий дом | войдёшь | не стучась.» А.Блок.

5) В стихотворении есть строка, написанная трехстопным анапестом

2. Укажите всех героев одного автора:

2) Шерер (Анна Павловна, фрейлина вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны «Война и мир»

4) Берг (Адольф Карлович, поручик, полковник, муж Веры Ростовой «Война и мир»)

3. Отметьте все правильные утверждения

1) А.С. Пушкин (1799 – 1837) мог встретиться с И.С. Тургеневым (1818 – 1883)

2) В.В.Маяковский (1893 – 1930) мог прочитать «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова (1929 – 1940)

3) Петр Первый мог быть личным цензором А.С. Пушкина

4) Н.В. Гоголь (1809 – 1852) мог читать произведения Ф.М. Достоевского (1843 перевод романа О. Бальзака «Евгения Гранде» — 1844 повесть «Бедные люди»)

5) Ф.М. Достоевский (1821 – 1881) мог высказать свое мнение по поводу рассказа А.П. Чехова «Палата №6» (1892)

4. В каких из перечисленных мест не происходит действие романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

5. Выберите из списка героев тех, у кого совпадают имена и отчества (по типу Иван Иванович):

2) Дядя Фамусова (Максим Петрович)

3) Паратов (Сергей Сергеевич)

4) Скалозуб (Сергей Сергеевич)

Ответ. 1, 3, 4, 5

6. В истории литературы есть немало произведений разных авторов, названных одинаково (как правило, эти совпадения названий не случайны). Отметьте такие произведения:

(Рассказ Александр Михайлович Гликберг (Саша Чёрный), А. С. Пушкин поэма, М. Ю. Лермонтов стихотворение, Л. Н. Толстой рассказ)

2) Война и мир (Л. Н. Толстой роман, В. В. Маяковский поэма)

4) Пророк (М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, Н. Некрасов. )

Ответ. 1, 2, 4

Блок 3. Задания с вводом ответа (5 заданий по 6 баллов)

1. Запишите фамилию героя, характеристика которого в этом перечне встречается дважды:

Когда, надев мужской наряд,

2) “Он сердцем милый был невежда”

3) “Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!”

4) “Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело.

Ночь целую с кем можно так провесть!”

Везде был принят как жених.”

Ответ. Ленский

2. Расположите героев по хронологии, опираясь на время написания произведений (ответ дайте в виде последовательности цифр)

1) Загорецкий (Антон Антонович) Горе от ума 1823

2) Несчастливцев (НЕСЧАСТЛИВЦЕВ — центральный персонаж комедии А.Н.Островского «Лес» (1870). Геннадий Демьян ыч Гурмыжский, оставшийся в пятнадцать лет сиротой, учившийся «на медные деньги», оставляет дворянское общество и идет в актеры под псевдонимом Н.)

3) Зарецкий «Евгений Онегин» 1831

4) Солёный (СОЛЁНЫЙ — центральный персонаж драмы А.П.Чехова «Три сестры» (1900). Штабс-капитан С.)

5) Вральман (Адам Адамыч; Фонвизин Денис Иванович «Недоросль» комедия 1782)
Ответ. 5, 1, 3, 2, 4

3. Запишите термин (во множественном числе), которым можно было бы объединить эти слова:

Ответ. псевдонимы

4. Перепутались названия пушкинских произведений. Восстановите их первоначальный вид и запишите через запятую по алфавиту (ориентируясь на первое слово):

Кавказский смотритель, Медный гость, Скупой пленник, Пиковая дочка, Станционный всадник, Каменный рыцарь, Капитанская дама.

Ответ. Кавказский пленник, Каменный гость (или Гость), Капитанская дочка, Медный всадник (или Всадник), Пиковая дама (или Дама), Скупой рыцарь, Станционный смотритель,.

5. Все строки стихотворения И.А. Бунина содержат одинаковое количество стоп – кроме двух, расположенных рядом в одной строфе. Найдите эти строки и укажите арабской цифрой, сколько в каждой из них стоп.

Старик сидел, покорно и уныло

Поднявши брови, в кресле у окна.

На столике, где чашка чаю стыла,

Сигара нагоревшая струила

Был зимний день, и на лицо худое,

Сквозь этот легкий и душистый дым,

Смотрело солнце вечно молодое,

На запад шло по комнатам пустым.

Часы в углу своею четкой мерой

Отмеривали время. На закат

Смотрел старик с беспомощною верой.

Рос на сигаре пепел серый,

Струился сладкий аромат.

Как подготовиться к олимпиаде по литературе

Олимпиада по литературе – это всегда сложно. Творческие задания, задания на сопоставление, на выявление реминисценций, тестовые вопросы. К тому же, олимпиада требует от участника углубленных знаний, умения творчески мыслить, анализировать тексты, высказывать свою точку зрения. Подготовка к олимпиаде по литературе – длительный и непрерывный процесс. Сегодня я представлю вам общие рекомендации по организации этого процесса.

Общие рекомендации по подготовке к олимпиаде по литературе

Читая художественное произведение, ведите литературный дневник, в котором записывайте название произведения, героев, сюжетную линию, интересные высказывания и цитаты. Указывайте номера страниц, чтобы потом легко было найти нужный материал. Поверьте, это очень полезная и нужная работа.

Читайте критическую литературу, литературоведческие статьи. Но делайте это сразу после прочтения самого произведения. Полезно также познакомиться, хотя бы в кратком изложении, с биографией писателя. Это поможет вам глубже понять его произведения.

На олимпиаде по литературе знание учебника вряд ли вам поможет, поэтому изучайте энциклопедии, популярные статьи по предмету. Обязательно посещайте кружки, дополнительные занятия, консультации по литературе.

Не стесняйтесь задавать преподавателям вопросы, вступать в диалог с учителем и одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

Пишите сочинения по литературе всегда сами, не списывая из различных источников, не скачивая их из интернета. Во-первых, «внешние» сочинения не всегда лучшего качества, во-вторых, там нет вас, ваших мыслей, чувств, размышлений по поводу прочитанного произведения.

Найдите олимпиадные задания по литературе за предыдущие годы, выполните их. Помогут в этом и задания ЕГЭ.

Обязательно прочитайте и выучите основные литературоведческие понятия и термины. Их вы можете найти в ваших учебниках, специальных словарях, в интернете. Да и на уроках литературы преподаватель, как правило, объясняет их значение.

Учитесь анализировать литературный текст в целом: его тему, композицию, ключевые слова, мотивы, детали, все это помогает понять главное – идею автора.

На самой олимпиаде по литературе внимательно прочтите задания, выполните сначала те, в которых уверены, затем выполняйте более трудные, задания творческого характера. Не отвлекайтесь, не стремитесь помочь другим. В большинстве заданий много «ступенек» и баллы начисляются за каждую отдельно, затем баллы суммируются. Например, определите тему (2 б.) и идею стихотворения (3 б.); охарактеризуйте лирического героя (4 б.). Таким образом, за задание можно набрать до 30 баллов.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

источник