Меню Рубрики

Экономический анализ как общенаучный метод познания

Метод науки — это свойственный ей способ проникновения в содержание своего предмета. Научной основой метода всех наук о природе и обществе является диалектический метод исследования, который предполагает: изучение реального мира в становлении и развитии; раскрытие диалектических противоречий этого развития, борьбы нового и отмирающего, всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности отдельных явлений; определение движущих сил и объективных законов развития.

Научное познание достигается путем наблюдения, сравнения, абстракции, измерения взаимосвязей, моделирования и экспериментирования, сочетания анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и логического подходов к изучению действительности.

Диалектический метод исследования используют при изучении своего предмета все естественные общественные науки. В то же время каждая наука, основываясь на общих положениях этого метода, вырабатывает особый подход к изучению своего предмета.

Экономический анализ деятельности хозяйствующих субъектов выработал свой метод, основанный на диалектике и являющийся способом ее приложения к изучению предмета. С философской точки зрения, анализ — это способ изучения предмета путем расчленения его на части. Анализ переводится с греческого как разложение, разделение на части. При анализе достигается более детальное разложение частей предмета, вначале кажущихся неразложимыми, и большее приближение к познанию его сущности. При этом выявляются внутренняя противоречивость и взаимосвязь всех частей предмета, обусловливающая их слияние в единое целое.

Однако нельзя познать предмет, протекающие внутри него сложные и противоречивые процессы только с помощью разложения. Любая часть не может быть правильно понята вне ее связи с другими частями и с целым. Правильное восприятие предмета достигается обобщением знаний, полученных в результате аналитического исследования его частей, т.е. анализ сочетается с синтезом. То обстоятельство, что термин «анализ» включен в название науки, является отражением последовательности изучения хозяйственной деятельности: сначала проводится анализ, а затем — синтез.

В анализе применяются дедуктивный метод исследования, начинающийся с обобщающих показателей всей деятельности, что свойственно финансово-экономическому и финансово-инвестиционному виду, или индуктивный — вначале изучение деятельности проводится в пределах отдельных подразделений хозяйствующих субъектов (бригад, цехов, производственных единиц либо отдельных видов продукции), а затем материалы обобщаются по всей экономической системе, что характерно для технико-экономического и функционально-стоимостного анализа. В процессе аналитического изучения деятельности хозяйствующих субъектов все виды анализа сочетаются, поэтому дедукция и индукция применяются в единстве. В методе анализа полностью реализуются все положения диалектики. Вскрываются и изучаются противоречивое влияние на анализируемую деятельность и ее результаты отдельных групп факторов (объективных и субъективных), зависящих от внешних обстоятельств либо от самого объекта анализа. Выявляется скачкообразный переход количества в качество. Например, на промышленном предприятии количество отступлений от утвержденной технологии производства приводит к неисправимому (окончательному) браку продукции или, наоборот, совершенствование отдельных параметров потребительской стоимости так улучшает качество изделия, что оно получает новое потребительское назначение. В то же время улучшение или ухудшение качества влияет на количество, поскольку объем реализации в стоимостном его выражении зависит не только от числа реализованных товаров, но и от цен на них, которые отражают надбавки и скидки за качество. Требование изучения явлений реального мира в их становлении и развитии также реализуется в анализе, например: при изучении показателей деятельности в динамике; их раздельном рассмотрении по новой и морально устаревшей продукции; при сравнении эффективности новых форм организации работы и ранее применявшихся; применении новых технологий и методов организации производства и т.п.

Следовательно, метод анализа опирается на диалектическую теорию познания. Анализу свойствен системный комплексный подход, учитывающий целостность деятельности хозяйствующего субъекта, взаимосвязь и взаимодействие отдельных ее сторон и их противоречивое влияние на конечные результаты этой деятельности. Хозяйственные процессы самостоятельно не изучаются, тем более в их становлении и развитии, а изучаются только с целью определения и измерения их влияния на конечные финансовые результаты и другие обобщающие показатели деятельности. С учетом требований современной экономики и особенностей современных организационно-производственных структур субъектов хозяйствования рационально следующее определение метода анализа.

Метод анализа — это системный комплексный подход к изучению деятельности хозяйствующего субъекта, выявлению и измерению взаимосвязанного влияния на них отдельных факторов, обобщению материалов анализа в виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными приемами всей имеющейся информации о результатах этой деятельности.

Свойственный методу анализа системный подход заключается в том, что изучение любой составляющей предмета проводится с позиций ее влияния на состояние хозяйствующего субъекта и результаты его деятельности в целом. При этом оценка деятельности этой составляющей зависит не столько от степени ее приближения к локальной цели, сколько от ее влияния на достижение конечных целей экономической системы, частью которой она является.

В методе анализа системный подход сочетается с комплексным. Комплексность исследования предполагает рассмотрение итогов деятельности объекта как результата взаимодействия всех сторон этой деятельности и всех влияющих на них факторов.

В процессе анализа все стороны деятельности, все происходящие процессы и факторы, их обусловливающие, рассматриваются в реальном переплетении и противоречивом разнонаправленном взаимодействии. Для удобства исследования искусственно выделяются отдельные процессы и рассматривается влияние на них разных факторов с тем, чтобы в конце исследования раскрыть их взаимосвязь и воздействие на конечные результаты деятельности.

В определении также подчеркивается переход в процессе анализа от общего ознакомления с предметом к выявлению и измерению противоречивого влияния отдельных факторов на конечные результаты их взаимодействия и к обобщению материалов анализа в виде выводов и рекомендаций. Отмечается необходимость использования в анализе всей имеющейся информации о результатах деятельности хозяйствующего субъекта после ее обработки специальными приемами.

Любой метод — это совокупность определенных логических операций и количественных вычислений, позволяющих получить новые знания об изучаемом объекте, в частности, выявить причинно-следственные связи между процессами и явлениями, определить силу влияния различных групп факторов на изучаемый объект и воспроизвести механизм формирования изучаемого процесса или объекта. Именно последняя стадия, связанная с синтезом изученных процессов, позволяет обеспечить прогностическую направленность экономического анализа, повернуть его от объяснения и осмысления происшедшего к регулированию будущего, т.е. к управлению.

Как и в любой науке, методы экономического анализа можно разделить на общенаучные и конкретно-научные. Общенаучные методы, свойственные всем наукам, связаны с наблюдением, сравнением, детализацией, абстрагированием, моделированием, экспериментом. К общенаучным методам можно отнести анализ и синтез. Анализ является основным методом познания в химии, физике, медицине, биологии и многих других науках. Применение общенаучных методов к любой конкретной науке зависит от специфики изучаемого объекта. Так, химический анализ существенно отличен от технического, а технический от экономического. Последний анализ в наибольшей мере связан с абстрагированием, так как существенное влияние на результат оказывают не только объективные условия (изменения материально-вещественных элементов производства), но и субъективные факторы, связанные с поведением человека, занятого в управлении производством и собственно в производственном процессе.

Вместе с тем возможность использования общенаучных методов зависит от общего уровня развития изучаемого объекта, управления изучаемыми процессами и находящихся в распоряжении исследователя технических средств. Так, использование моделирования в процессе экономических исследований, и в частности экономического анализа, стало реально возможным лишь при разработке методологии экономико-математических методов и широком применении электронно-вычислительной техники. На конкретных субъектах хозяйствования экономико-математическое моделирование стало повсеместно использоваться, когда ЭВМ из инструмента высших уровней управления превратилась в орудие труда для любого специалиста и менеджера на предприятиях. Широкое использование сравнения как общенаучного метода познания прямо зависит от организации информационного обеспечения.

Конкретно-научные методы формируются в рамках отдельных наук и являются детализацией и конкретизацией общенаучных методов познания.

Как было отмечено, состав конкретно-научных методов зависит прежде всего от объекта исследования. Поскольку предметом экономического анализа является деятельность субъектов хозяйствования разных форм собственности, структур и профилей, то конкретно-научные методы экономического анализа должны охватить весь воспроизводственный процесс в рамках субъекта хозяйствования, начиная с целеполагания — выбора видов бизнеса, предназначения объекта, видов деятельности — до обслуживания потребителей при использовании продукции (работ, услуг).

Методы анализа формируются под воздействием целей и задач экономического анализа. В этой связи методы анализа должны обеспечить

проведение всех этапов исследования:

  • 1. Наблюдение за формированием, изменением и развитием субъекта хозяйствования на всех этапах его жизненного цикла. На этой стадии важно определить основные характеристики экономического явления или процесса, методы измерения или процесса, методы их измерения и оценки, формирование основных и производных, абсолютных и относительных показателей. Следовательно, здесь формируется информационная база анализа.
  • 2. Систематизация, группировки и сравнение изучаемых явлений и процессов с целью выделения однородных, взаимосвязанных и взаимоисключающих процессов и явлений (распознавание образа).
  • 3. Детализация изучаемых процессов и явлений (собственно процесс расчленения), позволяющая выявить основные факторы и условия, в которых сложились наблюдаемые и изучаемые объекты, тенденции их изменения и силу влияния на изучаемый объект.
  • 4. Измерение силы влияния взаимосвязанных факторов на результат их взаимодействия.
  • 5. Описание механизма формирования изучаемых объектов, опираясь на которое можно сопоставить альтернативные подходы к реализации целей и задач, поставленных организацией, т.е. принимать управленческие решения.

На каждой стадии анализа используются специфические методы исследования, но они тесно связаны между собой, имеют определенную последовательность. В этом проявляется системность экономического анализа. На разных стадиях анализа методы и приемы используются в разном сочетании и с различной степенью интенсивности, формируя научный аппарат экономического анализа.

Для конкретных методик анализа применительно к субъектам хозяйствования определенного класса формируются специальные методики, в которых устанавливаются цель анализа, состав факторов и условий формирования информационной базы, методы и приемы анализа, формы подготовки выводов и рекомендаций.

Анализ начинается с предварительного изучения предмета, составления его экономической модели. Цель этого этапа познания — установить внутренние и внешние связи системы, определить характер осуществляемых ею процессов и их причинную зависимость от разных факторов.

На следующих этапах качественного анализа происходит постепенное углубление в сущность предмета, все возрастающая детализация факторов. Такая детализация теоретически не имеет границ: первичных, неразложимых факторов, которые в свою очередь не могли бы быть представлены как производные от других факторов, в действительности не существует. Практические задачи анализа в каждом конкретном случае диктуют необходимость ограничения определенными пределами детализации на основе предварительно проведенной группировки взаимодействующих факторов, которые условно считаются далее неразложимыми.

Однако нельзя ограничиться одним описанием деятельности и влияющих на нее факторов, а надо установить направленность действия и относительную силу влияния каждой группы факторов. На этой ступени познания изучение уже сопровождается измерением. Оно производится, чтобы количественно определить воздействие отдельных факторов (групп факторов) на динамику развития, результаты выполнения бизнес-плана и эффективность работы, измерить их относительное влияние, сосредоточить внимание на существенных и решающих факторах.

Совершенствование научного аппарата, с помощью которого реализуется метод анализа, за последние годы шло преимущественно по пути использования достижений математики для большей точности измерения, но это не главное в методе анализа. Самой сложной и ответственной ступенью аналитического исследования является научно обоснованная группировка факторов и разработка системы показателей, характеризующих динамику и состояние изучаемого субъекта и результаты его функционирования. Ценность же измерения заключается в том, что сочетание качественной и количественной характеристики объекта анализа способствует более четкому представлению о его деятельности и конечных результатах.

Обобщение результатов анализа, завершающая стадия изучения, включает выводы, содержащие оценку этой деятельности, сводку резервов и рекомендации по их использованию. При обобщении раскрывается связь между итогами деятельности отдельных участков и исполнителей и определяется степень их влияния на конечные результаты по анализируемому объекту в целом, изыскиваются возможности усиления действия положительных факторов и устранения или хотя бы ослабления отрицательных.

Метод анализа реализуется с помощью специального научного аппарата, позволяющего аналитически обработать информацию и сделать на ее основе правильные выводы. Перечислять в самом определении совокупность приемов, которые входят в этот аппарат, нецелесообразно хотя бы потому, что по мере развития анализа его научный аппарат постепенно совершенствуется, а метод и способы подхода к исследованию принципиально не меняются.

источник

экономических знаний и как вид практической деятельности

Человек познает мир в ходе практической деятельности, в процессе познания объективная действительность отражается в его сознании. Предметы и явления действительности первоначально воспринимаются человеком как нечто целое, единое, однако такая общая картина восприятия еще недостаточна для познания предмета. Чтобы изучить предмет, его нужно разложить на составные части, выделить отдельные свойства, признаки, установить внутренние связи между его частями, следовательно, осмысление научных фактов начинается с анализа. Термин анализ часто используется как синоним исследования, изучения объекта. Анализ является весьма емким понятием, лежащим в основе всей практической и научной деятельности человека.

Анализ – это общенаучный метод исследования, представляющий собой процедуру мысленного, а иногда и реального разделения объекта или явления на составные части и выделения отдельных сторон, свойств, связей.

Такое деление позволяет выявить внутреннюю сущность рассматриваемого процесса, его зависимость от различных факторов. Научное исследование стремится воспроизвести целое, выявить внутреннюю структуру, законы функционирования и развития процесса или явления. Анализ, открывая возможность познать отдельные стороны объекта, разрушает его целостность, приводит к абстракциям и не может в полной мере характеризовать предмет. Поэтому, изучив составляющие части объекта, необходимо восстановить их единство, что достигается посредством синтеза, с которым анализ неразрывно связан в познавательной и практической деятельности.

В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры, уровня абстракции используемых познавательных процедур и способов их реализации анализ выступает в различных формах (математический анализ, спектральный анализ, финансовый анализ и т.п.).

Экономический анализ представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием экономических явлений и процессов, которые складываются под воздействием экономических законов и факторов субъективного характера.

Объекты экономического анализа весьма разнообразны. Это приводит к различным трактовкам данного термина. Так, в современной зарубежной литературе понятие «экономический анализ» используется как синоним термина «экономическая теория» либо как обобщенная характеристика совокупности аналитических действий в экономике (или в отдельном ее разделе). Достаточно часто в зарубежных источниках встречается термин «финансовый анализ», однако финансовый анализ – лишь одно из направлений, один из видов экономического анализа.

В отечественной науке экономический анализ традиционно трактуется как самостоятельная отрасль научных знаний (наука), так как имеет собственный предмет исследования, разрабатывает собственный понятийный аппарат и методы исследования, изучает закономерности в развитии экономических явлений и процессов, разрабатывает новые теоретические положения. Главным условием выделения экономического анализа в самостоятельную науку является объективный процесс развития самой науки в целом и ее отраслей, определяемый практическими потребностями.

Экономический анализ в широком смысле слова охватывает всю экономику – от мирового хозяйства до отдельных звеньев глобальной экономики, он входит составной частью во все экономические науки от экономической теории до конкретно-экономических наук. На рис. 1.1 представлена взаимосвязь основных видов экономического анализа, предложенная А.Д. Шереметом.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Теоретический анализ Конкретно-экономический анализ
Макроэкономический анализ Микроэкономический анализ
Анализ экономики государства (народнохозяйственный анализ) Отраслевой экономический анализ Анализ хозяйственной деятельности экономических субъектов
Территориальный (региональный) экономический анализ
Программно-ориентированный анализ

Рис. 1.1. Основные виды экономического анализа и их взаимосвязь

Читайте также:  Как собрать анализ мочи беременной

Теоретический анализ раскрывает сущность изучаемых явлений и процессов, выявляет их причинно-следственные связи как основу построения логических моделей, он основан на высокой степени абстракции, это преимущественно качественный логический анализ, т.е. анализ действия экономических законов, категорий, абстрактных понятий.

Конкретно-экономический анализ – это преимущественно количественный анализ, основанный на конкретных расчетах, формулах. Теоретический и конкретный анализ всегда взаимосвязаны. Любая количественная характеристика экономического явления неразрывно связана с качественной, любая формула или модель должна быть не только формально математически правильной, она должна верно отражать экономическую сущность явления или процесса, т. е. быть теоретически обоснованной. Об этой взаимосвязи важно помнить, например, при построении детерминированных факторных моделей.

Макроэкономический анализ – это анализ мирового хозяйства, комплексный анализ экономики (народного хозяйства) страны. На макроуровне анализируются показатели, характеризующие экономику государства (ВВП, национальный доход и т.п.).

Под микроэкономическим анализом понимают анализ деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, его называют анализом хозяйственной или финансово-хозяй­ственной деятельности (АХД). АХД организаций – это экономический анализ в узком смысле слова.

Между анализом экономики государства и АХД предприятий существует взаимосвязь, которая проявляется при проведении отраслевого, регионального и программно-ориентированного анализа. С одной стороны, общегосударственные показатели могут детализироваться в различных разрезах, в том числе в отраслевом, региональном, в разрезе различных экономических программ. С другой стороны, каждое предприятие принадлежит какой-либо отрасли (следовательно, имеет определенные технологические особенности), действует на определенной территории (следовательно, работает в условиях местного законодательства), может принимать участие в реализации различных экономических программ, а результаты деятельности предприятия в конечном итоге отражаются в общегосударственных показателях.

Следует помнить, что каждое направление анализа использует методы как теоретического, так и конкретно-экономического анализа. Но несмотря на специфику отдельных видов анализа, его теорию нельзя рассматривать в узком или широком смысле, так как теоретические основы едины. Поэтому употребление термина «теория анализа хозяйственной деятельности» может означать лишь то, что в каком-либо издании изложены отдельные положения, которые в большей степени применимы при проведении анализа деятельности экономических субъектов.

Экономический анализ как практика есть вид управленческой деятельности, который предшествует принятию управленческих решений и сводится к их обоснованию на базе имеющейся информации.

Экономический анализ необходим в любой организации: на производственных, торговых, строительных предприятиях, в банках, на биржах, в страховых организациях, в учреждениях и т. п. На каждом объекте он имеет специфические черты, но ориентируется на общие принципы, задачи, методические подходы.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с) .

источник

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Термин «анализ» происходит от греческого слова analyzis – разделяю, расчленяю, и в широком плане представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. В свою очередь экономический анализ представляет собой выявление экономических закономерностей из фактов экономической действительности и предполагает разложение экономики на отдельные части, именуемые экономическими категориями, и их исследование.

Таким образом, подразумевая раскладку экономики на раздельные компоненты (экономические категории), экономический анализ сопряжен:

— с изучением экономических процессов в их связи между собой;

— с обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их исполнения;

— с раскрытием положительных и негативных факторов и количественным измерением их воздействия;

— с выявлением тенденций и соотношений хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

— с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений.

Возникновение экономического анализа как средства познания сущности экономических явлений и процессов связывают с возникновением и развитием бухгалтерского учета и балансоведения. Однако свое теоретическое и практическое развитие он получил в эпоху развития рыночных отношений, а именно во второй половине XIX в.

Становление экономического анализа обусловлено объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой новой отрасли знаний.

Во-первых, практической потребностью в комплексном и системном анализе в связи с развитием производительных сил, совершенствованием производственных отношений, расширением масштабов производства. Интуитивный анализ, примерные расчеты и прикидки, которые применялись на кустарных и полукустарных предприятиях, стали недостаточными в условиях крупных производственных единиц. Без комплексного, всестороннего экономического анализа невозможно управлять сложными экономическими процессами, принимать оптимальные решения.

Во-вторых, это связано с развитием экономической науки вообще. Как известно, с развитием любой науки происходит дифференциация ее отраслей. Экономический анализ хозяйственной деятельности сформировался в результате дифференциации общественных наук. Раньше функции экономического анализа (когда они были сравнительно не такими весомыми) выполняли балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика и др. В рамках этих наук появились первые простейшие способы аналитического исследования. Однако вышеназванные науки на определенном этапе развития не могли обеспечить все вопросы практики, в связи с чем возникла необходимость выделения экономического анализа в самостоятельную отрасль знаний.

В настоящее время экономический анализ рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Место анализа в системе управления упрощенно можно отразить схемой, представленной на рисунке 12.1.

Рисунок 12.1 –. Роль экономического анализа в принятии управленческого решения

Для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике организации. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за предыдущие моменты времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д.

На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает его объективность и эффективность. Таким образом, экономический анализ – функция, которая обеспечивает научность принятия решения.

Под объектом обычно понимают то, на что направлена познавательная деятельность. Предмет познания – это отдельные стороны, свойства, отношения в объекте, которые изучаются только данной наукой. Один и тот же объект может быть предметом исследования различных наук.

В экономическом анализе изучают не саму хозяйственную деятельность как технологический, организационный процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствие экономических процессов, которые планируются в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического их формирования и затем анализируются, т.е. являются объектом изучения не только экономического анализа, но и микроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета и т.д.

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, и прежде всего, хозяйственные процессы, протекающие в организации, их социально-экономическая эффективность, конечные производственные и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение в отчетности субъекта хозяйствования.

Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности организаций позволяет раскрыть сущность происходящих в ней процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам в сложившейся ситуации, выявить резервы повышения эффективности работы, обосновать планы и управленческие решения, направленные на достижение поставленных целей.

Причинно-следственная связь – это устойчивая связь, которая остается относительно неизменной, закономерной. На выявлении, измерении и понимании этих связей основано эффективное управление организацией.

Объектом экономического анализа являются результаты хозяйственной деятельности организаций, которые характеризуются системой взаимосвязанных показателей, отражающих отдельные ее стороны и сегменты. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся показатели производства и реализации продукции, ее себестоимости, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовых результатов деятельности, финансового состояния организации и т.д.

В современных условиях хозяйствования количество объектов экономического анализа значительно увеличивается в связи с расширением внешнеэкономической, маркетинговой, инвестиционной деятельности, повышением степени производственных и финансовых рисков в сфере бизнеса. Предметом анализа становятся не только внутренние, но и внешние факторы макроэкономического и институционального характера, определяющие внешнюю среду функционирования организаций и уровень предпринимательских рисков.

Таким образом, основное отличие предмета от объекта заключается в том, что предмет заключает в себе лишь главные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки.

Экономический анализ – признанный во всем мире инструмент обоснования хозяйственных решений – широко применяется для оценки финансово-хозяйственной деятельности организации в современных условиях. Основной целью экономического анализа является подготовка информации для принятия оптимальных управленческих решений и для обоснования текущих и перспективных планов, направленных на достижение краткосрочных и стратегических целей организации.

Реализация данной цели экономического анализа предполагает оценку сложившейся ситуации, диагностику и прогнозирование ее развития и поиск путей достижения желаемых результатов наиболее эффективными способами.

Экономический анализ тесно связан также с теорией финансов, финансами организаций, финансовым менеджментом, банковским менеджментом. Без знания теории финансов, действующего порядка финансирования и кредитования невозможно квалифицированно проводить экономический анализ. С другой стороны, ставки налогообложения, условия получения кредитов, проценты выплат за пользование кредитами и прочий финансово-кредитный инструментарий постоянно совершенствуются с учетом результатов анализа, который показывает эффективность воздействия этих рычагов на результаты деятельности хозяйствующих субъектов.

Связь анализа с бухгалтерским учетом также имеет тесный характер. Сведения бухгалтерского учета являются главным источником информации при экономическом анализе. Не зная методики бухгалтерского учета и содержания отчетности, очень трудно подобрать для анализа необходимые материалы и проверить их доброкачественность.

Таким образом, для квалифицированного проведения анализа деятельности организации требуется глубокое знание макро- и микроэкономики, менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета, статистики, технологии, организации производства, информатики, эконометрики и многих других наук.

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 1439 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Чтобы получить новые знания, необходимо сознательно применять научно обоснованные методы исследования. Это важное условие развития всех наук, в том числе экономической теории.

Метод науки (от гр. methodos — «путь исследования») призван обеспечить наиболее глубокое раскрытие сущности ее предмета.

Экономическая теория использует широкий спектр приемов и способов исследования своего предмета, которые и определяют содержание ее метода.

Метод экономической теории — это совокупность приемов, средств и принципов, с помощью которых исследуются категории и законы, функционирования и развития экономических систем, а также экономическое поведение ее субъектов.

Сложность и многогранность экономической системы требует адекватных методов ее познания. Фундаментальный принцип методологии экономической теории заключается в системном подходе к анализу. Экономика представляет определенную целостность, в которой существует взаимосвязь элементов, компонентов, входящих в ее состав. При этом целостность определяется не только составом присущих ей элементов, но и различными связями между ними и с системой как целым.

Системный подход в экономической теории означает изучение внутренних причинно-следственных, структурно-функциональных, иерархических, прямых и обратных связей. Именно их познание дает возможность уяснить сложные процессы развития хозяйственной системы, выяснить природу многих экономических процессов и явлений.

Экономическая теория применяет как общенаучные, так и специфические для данной науки методы познания экономических явлений и процессов (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Основные методы экономической теории

Диалектика — общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, обоснованных еще выдающимся немецким философом Георгом Гегелем, сущность которых состоит: в познании экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости; в непрерывном развитии; в понимании того, что накопление количественных изменений приводит к качественным скачкам; что источником развития выступают внутренние противоречия явлений, единство и борьба противоположностей.

Особенностью теоретико-экономического исследования является то, что при изучении экономических процессов нельзя пользоваться конкретными приемами и техническими средствами, которые широко применяются, например, в естественных науках (физике, химии и др.). Здесь используют научное экономическое мышление в виде научной абстракции.

Научная абстракция как метод заключается в углубленном познании реальных экономических процессов путем выделения основных, наиболее существенных внутренних сторон определенного явления, очищенных (отвлеченных) от всего внешнего, второстепенного, случайного, несущественного. Результатом применения метода научной абстракции является уяснение и формулирование экономических понятий, категорий и законов.

Анализ и синтез как исследовательский прием применяется в единстве двух его составляющих. При анализе объект исследования умозрительно или фактически раскладывается на составные части, каждая из которых изучается отдельно. При синтезе происходит объединение расчлененных элементов объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними. Анализ оказывает содействие осмыслению важного в каждом элементе, а синтез завершает раскрытие сути объекта как целостного единства всех элементов.

Индукция — это метод познания, при котором исследователь собирает частные факты, делает на их основе обобщающие выводы и формулирует теоретические положения. Дедукция — метод познания, при котором исследователь идет от общего положения к частному, от теории к конкретным фактам. Методы индукции и дедукции обеспечивают диалектическую взаимосвязь между единичным и общим, конкретным и абстрактным.

Методы исторического и логического познания используются экономической теорией для исследования хозяйственных процессов в единстве. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись в реальной жизни. Однако историческое развитие не всегда характеризуется определенными закономерностями. Оно может подвергаться воздействию случайных факторов. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, направляясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей, зигзагов и деталей, не присущих этому процессу.

Экономическое моделирование — это формализованное описание и количественное выражение хозяйственных процессов и явлений (с помощью математики и эконометрики), структура которого компактно воссоздает сложную реальную картину экономической жизни. Экономические модели (рис. 1.8) дают возможность наглядно и глубже исследовать основные черты и закономерности развития реального объекта познания. Кроме того, использование экономико-математических моделей в сочетании с ЭВМ позволяет из множества вариантов выбрать наиболее оптимальное решение какой-либо экономической проблемы.

Метод графических изображений дает возможность наглядно представить соотношения, зависимости между различными экономическими показателями, их «поведение» под влиянием изменений экономической ситуации.

Экономический эксперимент — искусственное воспроизведение хозяйственных процессов и явлений с целью изучения их в оптимально благоприятных условиях и дальнейшего практического внедрения. Экономический эксперимент дает возможность на практике проверить обоснованность научных теорий и рекомендаций, чтобы предупредить возможные ошибки и провалы в экономической политике государства. Особенно важна роль экспериментов на переломных этапах развития экономики, в период кризисов, осуществления экономических реформ, стабилизации и др.

Для познания социально-экономических процессов экономическая теория использует и такие общенаучные методы познания, как сочетание количественного и качественного анализа, метод сравнений, разработка научных гипотез.

Метод качественного и количественного анализа. Он предусматривает четкое уяснение качественной определенности экономического явления и выделение тех составляющих, элементов, которые подвергаются количественному измерению и выявлению факторов, влияющих на их связи в системе.

Сочетание количественного и качественного анализа осуществляется с помощью математических и статистических методов. Его использование создает теоретическую основу для определения конкретных практических задач относительно темпов и пропорций развития хозяйства, разработки программ развития экономики и т. п.

Метод сравнения. Для определения схожести и отличий хозяйственных явлений используют метод сравнений. Необходимость сравнения как общенаучного метода обусловлена тем, что в экономической жизни ничего не может быть оценено само по себе. Любое явление познается в сравнении.

Читайте также:  Как сделать сравнительный анализ законодательства

Для того чтобы познать неизвестное, оценить его, нужен критерий, которым, как правило, есть уже известное, ранее познанное. Способы сравнений разнообразны: сравнение признаков, свойств, статистических величин, экономических категорий, действия экономических законов при разных условиях и т. п.

Разработка научной гипотезы. Если содержание экономического явления, которое изучается, неизвестно, а фактов для его выяснения недостаточно, то исследователь вынужден ограничиться теоретическим предположением, т. е. научной гипотезой. Чтобы научная гипотеза превратилась в полноценную теорию, нужны дополнительные доказательства, практические подтверждения.

Использование гипотезы имеет важное значение для развития экономической науки. Она способствует разрешению противоречия между новыми фактами и устаревшими теоретическими взглядами. Гипотеза выдвигает проблемы, которые содействуют эффективному ведению научных поисков. Она дает возможность проверить все вероятные пути исследования и выбрать среди них наиболее правильные и научно обоснованные.

источник

экономических знаний и как вид практической деятельности

Человек познает мир в ходе практической деятельности, в процессе познания объективная действительность отражается в его сознании. Предметы и явления действительности первоначально воспринимаются человеком как нечто целое, единое, однако такая общая картина восприятия еще недостаточна для познания предмета. Чтобы изучить предмет, его нужно разложить на составные части, выделить отдельные свойства, признаки, установить внутренние связи между его частями, следовательно, осмысление научных фактов начинается с анализа. Термин анализ часто используется как синоним исследования, изучения объекта. Анализ является весьма емким понятием, лежащим в основе всей практической и научной деятельности человека.

Анализ – это общенаучный метод исследования, представляющий собой процедуру мысленного, а иногда и реального разделения объекта или явления на составные части и выделения отдельных сторон, свойств, связей.

Такое деление позволяет выявить внутреннюю сущность рассматриваемого процесса, его зависимость от различных факторов. Научное исследование стремится воспроизвести целое, выявить внутреннюю структуру, законы функционирования и развития процесса или явления. Анализ, открывая возможность познать отдельные стороны объекта, разрушает его целостность, приводит к абстракциям и не может в полной мере характеризовать предмет. Поэтому, изучив составляющие части объекта, необходимо восстановить их единство, что достигается посредством синтеза, с которым анализ неразрывно связан в познавательной и практической деятельности.

В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры, уровня абстракции используемых познавательных процедур и способов их реализации анализ выступает в различных формах (математический анализ, спектральный анализ, финансовый анализ и т.п.).

Экономический анализ представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием экономических явлений и процессов, которые складываются под воздействием экономических законов и факторов субъективного характера.

Объекты экономического анализа весьма разнообразны. Это приводит к различным трактовкам данного термина. Так, в современной зарубежной литературе понятие «экономический анализ» используется как синоним термина «экономическая теория» либо как обобщенная характеристика совокупности аналитических действий в экономике (или в отдельном ее разделе). Достаточно часто в зарубежных источниках встречается термин «финансовый анализ», однако финансовый анализ – лишь одно из направлений, один из видов экономического анализа.

В отечественной науке экономический анализ традиционно трактуется как самостоятельная отрасль научных знаний (наука), так как имеет собственный предмет исследования, разрабатывает собственный понятийный аппарат и методы исследования, изучает закономерности в развитии экономических явлений и процессов, разрабатывает новые теоретические положения. Главным условием выделения экономического анализа в самостоятельную науку является объективный процесс развития самой науки в целом и ее отраслей, определяемый практическими потребностями.

Экономический анализ в широком смысле слова охватывает всю экономику – от мирового хозяйства до отдельных звеньев глобальной экономики, он входит составной частью во все экономические науки от экономической теории до конкретно-экономических наук. На рис. 1.1 представлена взаимосвязь основных видов экономического анализа, предложенная А.Д. Шереметом.

источник

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, т.е. таких приёмов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие девять (рис. 1.4). Так, очевидно, что эмпирическая функция нашей науки предполагает наблюдение (т.е. преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объёмы производства, торговли и прибылей предприятий.

В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят сё пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

Рис. 1.4. Основные методы экономических исследований

Активно используется и такой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу – модели (от лат. modulus – мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнёрами.

Метод научных абстракций, или абстрагирование, – это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия – так называемые абстракции [1] , или категории [2] (цена, деньги, рынок, дешёвый и др.). Вот, к примеру, понятие товара – как его определить? Если вы попытаетесь сделать это, отталкиваясь от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем «разнотоварье» – больших и малых, съедобных и несъедобных, жидких и сыпучих. Как привести всё это к «общетоварному знаменателю»? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зелёное?

Только с помощью абстрагирования, т.е. отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета и пр.). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.

Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций (отвлечённых понятий) на каждом шагу, даже не задумываясь об этом: земля, частная собственность, закон, труд, достаток, лень, бедность, семья, любовь, дети, честность, совесть, молодость – всё это живые примеры абстракций.

Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям – это анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение), так и в целом – синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России – синтез (рис. 1.5)

Рис. 1.5. Понятия анализа и синтеза

Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы [3] ) рассматриваются как комплекс [4] взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из о́траслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих се́кторов, ниш, участников и т.д.).

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греч. micros – малый и macros – большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Два уровня (две сферы) экономических исследований

Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает (а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство (домохозяйство); и (б) отдельные рынки (например, рынок зерна); производство, сбыт или це́ну конкретного продукта и т.п. Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от лат. aggregatus – присоединённый), т.е. совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валово́й объём продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес. В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

Инду́кция и деду́кция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения (рис. 1.7). Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от лат. inductio – наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от лат. deductio – выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии [5] этих слов. Так факты увеличения цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дорогови́зны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).

Рис. 1.7. Понятия индукции и дедукции

Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в XX веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, а товарных дефицитах и пр.) – подход логический.

Наконец, весьма широкое применение в экономических науках имеет графический метод (от греч. grapho – пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга,

Рис. 1.8. График зависимости числа театральных зрителей от цен на билеты

отражая, скажем, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей (рис. 1.8). Нетрудно видеть, что здесь имеет место обратно пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обусловливает нисходящий характер кривой. В других случаях мы встретим прямо пропорциональные (или положительные) зависимости, которые на графике выглядят уже восходящими линиями (например, с ростом сбыта продукции доходы предприятия тоже растут).

источник

Ответственный за выпуск Батычко В.Т.

Корректоры: Селезнева Н.И., Надточий З.И.

ЛР № 020565 от 23 июня 1997 г. Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Заказ № Подписано к печати Бумага офсетная. Усл. п.л. – 14,9. Уч.-изд. л. – 14,7. Тираж экз.

Издательство Технологического института

Южного федерального университета

ГСП 17А, Таганрог, 28, Некрасовский, 44

Типография Технологического института

Южного федерального университета

ГСП 17А, Таганрог, 28, Энгельса, 1

[1] В Общую часть законодатель ввел главу 15 1 , которая называется «Конфискация имущества». [2] В старом УК части статей не имели цифровой нумерации, а каждая из них начиналась с новой строки, что затрудняло его использование. [3] См.: Федеральный закон РФ от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 45. Ст. 5263. [4] См.: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 июня 2010 № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» // БВС РФ. 2010. № 8. [5] См. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10.06.2008 № 8 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)» //БВС РФ. 2008. № 8. [7] Федеральным законом РФ от 8декабря 2003 г. из системы уголовных наказаний был исключен такой вид наказания, как конфискация. [8] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [9] См.: Федеральный закон РФ от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 31. Ст. 3921. [10] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [11] См. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 11 января 2007 № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания в виде обязательных работ» // БВС РФ. 2007. № 1. [12] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [13] См.: Федеральный закон РФ от 3 июня 2009 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регламентации отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ» // СЗ РФ. 2009. № 23. Ст. 2761. [14] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [15] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [16] См.: Федеральный закон РФ от 17 декабря 2009 г. № 324-ФЗ «О внесении изменений в статью 59 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. № 246. 22.12.2009 г. [17] СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5867. [18] См.: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 11.01.2007 г. № 2. О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания. // БВС РФ. 2007. № 4. [19] См.: Федеральный закон РФ от 26 июня 2009 г. № 141-ФЗ. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 26. Ст. 3139. [20] См.: Федеральный закон РФ от 26 июня 2009 г. № 141-ФЗ. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 26. Ст. 3139. [22] Введена Федеральным законом РФ от 26 июня 2009 г. № 141-ФЗ. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 26. Ст. 3139. [23] Федеральный закон от 22 июля 2010 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 30. Ст. 3986. [24] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ. «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [25] Федеральный закон от 29 марта 2010 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в статьи 73 и 74 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 189 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 14. Ст. 1553. [26] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [27] Федеральный закон от 29 марта 2010 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений в статьи 73 и 74 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 189 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 14. Ст. 1553. [28] Название статьи изменено в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 февраля 2010 г. № 16-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 8. Ст. 780. [29] См.: Федеральный закон РФ от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 45. Ст. 5263; Федеральный закон РФ от 9 декабря 2010 г. № 352-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»// СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6610. [30] См. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» // БВС РФ. 2009. № 7. [31] См.: Федеральный закон РФ от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 45. Ст. 5263. [32] Правовая норма введена Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г. [33] Федеральный закон от 21 февраля 2010 г. № 16-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 8. Ст. 780. [34] Федеральный закон от 4 октября 2010 г. № 270-ФЗ «О внесении изменения в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Российская газета. № 225, 06.10.2010. [35] См.: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ. «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч.1). Ст. 6453. [36] См.: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа» // Российская газета. № 297. 31.12. 2010 г. [37] См.: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа» // Российская газета. № 297. 31.12. 2010 г. [38] Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 48-ФЗ «О внесении изменения в статью 95 Уголовного кодекса Российской Федерации» //СЗ РФ. 2010. № 15. Ст. 1744. [39] Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Т. 2. М., 1994. С. 159-163. [40] Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3452.
Читайте также:  Как сделать анализы на дому

1. Экономический анализ как наука и способ познания.

2. Роль экономического анализа в управлении предприятием.

3. Виды экономического анализа.

1. Бабець Є.К., Горолов М.І., Жуков С.О., Стасюк В.П. Теорія економічного аналізу. Навч. посібник. – К. : Професіонал, 2007. – 384 с.

2. Баканов М. Й., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 285 с.

Задание для индивидуальной работы студентов.

1. История развития экономического анализа.

Экономический анализ как наука и способ познания.

Экономический анализ – это система специальных знаний для исследования изменений и развития экономических явлений и процессов в их взаимозависимости и взаимообусловленности, для обеспечения целевого управления ними.

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные свя­зи между экономическими явлениями и процессами.

Объектами экономического анализа является обеспеченность трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, эффективность их использования, экономические результаты деятельности, финансовое состояние, платежеспособность, ликвидность, финансовые результаты, объем производства и продажи, себестоимость и т.д.

Основной целью экономического анализа является обоснование и оценка эффективности управленческих решений.

Основные функции экономического анализа.

Название функции содержание функции
Оценочная Определение соответствия состояния экономической системы ее целевым параметрам функционирования и потенциальным возможностям.
Диагностическая Установление причинно-следственных изменений экономической системы в количественном и качественном измерении, влияния факторов на это изменение и развитие.
Поисковая Выявление неиспользованных резервов и потенциальных возможностей изменения и развития экономической системы, обоснование механизмов их мобилизации.

Эти функции реализуются путем решения основных задач.

Основные задачи экономического анализа.

1. Изучение характе­ра действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явле­ний и процессов в конкретных условиях предприятия.

2. Научное обоснование текущих и перспективных планов.

3. Контроль за вы­полнением планов и управленческих решений, за эконо­мным использованием ресурсов..

4. Изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности, что по­зволяет объективно оценивать работу предприятия, делать пра­вильную диагностику его состояния и прогноз развития на пер­спективу, выявлять основные направления поиска резервов повышения его эффективности.

5. Поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

6. Разработка рекомендаций по использова­нию выявленных резервов в процессе хозяйственной дея­тельности.

Анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых ре­зультатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и опе­ративного воздействия на экономические процессы

    1. Роль экономического анализа в управлении предприятием.

На основе результатов анализа разрабатываются и обосновы­ваются управленческие решения. Экономический анализ пред­шествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность.

Как функция управления анализ тесно связан с планировани­ем и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций.

Как анализ используется в планировании?

Важна роль анализа в подготовке информации для планирования, оцен­ке качества и обоснованности плановых показателей, в про­верке и объективной оценке выполнения планов. Разработка планов для предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие про­изводства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изу­чаются тенденции развития экономики предприятия, выявляют­ся и учитываются дополнительные резервы производства экономический анализ является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Экономический анализ позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным.

Как используется анализ в регулировании?

Большая роль отводится анализу при определении и испо­льзовании резервов повышения эффективности производства. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявле­нию и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат и т.д.

По отраслевому признаку, анализ делится на :

отрас­левой, методика которого учитывает специфику отдельных от­раслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.),

межотраслевой,который является теоретической и методологической ос­новой анализа во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной дея­тельности.

По признаку временианализ подразделяется на:

— последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный (прогнозный) анализпроводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обо­снования управленческих решений и плановых заданий, а так­же для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выпол­нения плана, предупреждения нежелательных результатов.

В каких случаях чаще всего проводится перспективный анализ?

(оценка инвестиционных проектов, разработка планов)

Последующий (ретроспективный) анализпроводится после совершения хозяйственных актов.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на:

Оперативныйанализ про­водится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сут­ки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная эконо­мика характеризуется динамичностью ситуации как произ­водственной, коммерческой, финансовой деятельности предпри­ятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение.

Итоговый (заключительный)анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год).

Перспективный анализ в зависимости от длины времен­ного горизонта делится на:

Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а дол­госрочный — свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса.

По пространственному признакуможно выделить внутрифирменный и межфирменный анализ.

Внутрифирменный анализизучает деятельность только исследуемого предприя­тия и его структурных подразделений. При межфирменном анализесравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.

По функциональному признаку (по той роли и зада­чам, которые анализ решает),выделяют:

Основное назначение финансового анализа состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового со­стояния предприятия и выявлении резервов повышения его ус­тойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

Управленческий анализпроводят все службы предпри­ятия с целью предоставления руководству информации, необ­ходимой для планирования, контроля и принятия оптималь­ных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Технико-экономический анализпроводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его задача — изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности пред­приятия.

Социально-экономический анализпроводят экономи­ческие службы управления, социологические лаборатории, статистические органы. Он изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на эко­номические результаты хозяйственной деятельности.

Экономико-статистический анализприменяется ста­тистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрас­ли, региона.

Экономико-экологический анализпроводят органы ох­раны окружающей среды, экономические службы предприя­тия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улуч­шением окружающей среды и затратами на экологию.

Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта гото­вой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложе­ния, коммерческого риска, формирования ценовой политики, раз­работки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Инвестиционный анализиспользуется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятель­ности субъектов хозяйствования.

Функционально-стоимостный анализиссле­дует функции, которые выполняет объект, и методы их реали­зации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненуж­ные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

Ло­гистический анализ, исследует товар­ные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логисти­ка координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению ма­териальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия по­лучают возможность снижать затраты за счет организации снаб­жения, производства и сбыта на принципах «точно вовремя». Логистика становится основным ключом к успеху, важным стра­тегическим инструментом поддержания конкурентоспособности предприятия на рынках с сильной конкуренцией.

Пометодике изученияобъектов различают:

— экономико-математический анализ и т.д.

Качественный анализ — это способ исследования, осно­ванный на качественных сравнительных характеристиках и экс­пертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализ основан на коли­чественных сопоставлениях и исследовании степени чувствитель­ности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ представляет собой способ диагности­ки состояния экономики предприятия на основе типичных при­знаков, характерных для определенных экономических явлений.

Фундаментальный анализ представляет собой углублен­ное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого слож­ного инструментария

Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснова­ния эффективности управленческих решений в бизнесе на ос­новании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономи­ческой проблемы с использованием экономико-математических методов и моделей. Выявляются резервы повышения эффективнос­ти производства за счет более полного использования имею­щихся ресурсов.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ.

Внутренний анализ осуществ­ляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производствен­ной, коммерческой и финансовой деятельностью.

Внешний ана­лиз проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, фи­нансовыми органами, акционерами, инвесторами.

По степени охвата изучаемых объектов анализ де­лится на сплошной и выборочный.

При сплошном анали­зе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследова­ния только части объектов.

По содержанию программы анализ может быть комплекс­ным и тематическим.

При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в определен­ный момент наибольший интерес.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8861 — | 7190 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник