Меню Рубрики

Анализ как способ развития экономического мышления

Анализ эволюции проблем, которые возникают в современной экономике, их непредсказуемость свидетельствуют, что поиск вариантов эффективного экономического развития нуждается в более глубоком понимании экономического мышления и поведения людей.

Экономическое мышление — познание сути экономических явлений, предметов, выявления их закономерностей с помощью таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование. Особенностью экономического мышления, или мышление экономическими понятиями, является его направленность на экономическую деятельность, т.е. на регулируемую сознанием психическую и трудовую активность человека, которая развивает интеллектуальные возможности и нацелена на реализацию экономических потребностей, интересов и установок, на повышение качества и количества труда и достижение материально значимих результатов.

Длительное время потребность в формировании экономического мышления отсутствовала, поскольку при условиях административно командной экономики ничего не нужно было решать самому, поскольку человек не являлся участником экономических отношений, ему не нужно было влиять на ход экономических событий, осуществлять выбор своего места в экономической системе, проявлению творческой активности препятствовала существующая на то время система стимулирования.

Наблюдения, которые осуществляются за экономическими процессами в Украине, свидетельствуют, что в современном украинском обществе существуют определенные недостатки в отрасли экономического мировосприятия. Немецкий ученый Фридрих Фостер в послевоенной Германии считал: «Для того, чтобы справиться с нашими сегодняшними экономическими, экологическими и социальными проблемами, нам необходимо изменить способ мышления и в этой связи — изменить свои подходы к учебе». Это в полной мере может быть отнесено к современной Украине.

  1. Взаимосвязь экономического мышления и поведения человека.

Мышление формирует мотивацию поведения и деятельности человека. Экономическое мышление как форма субъективного отражения экономической действительности определяет поведение человека в экономическом пространстве. Экономическое поведение человека выражается в принятии экономического решения. Характерными особенностями экономического поведения человека, как результата сформировавшегося экономического мышления и характера человека, являются:

— достижение основной цели экономического поведения – получение максимальной прибыли;

— зависимость экономического поведения от моральных норм и социально-экономической среды (уровень развития и совершенство законодательной базы).

В узком смысле под экономическим поведением понимается реализация профессиональных качеств экономистов или предпринимателей. Среди качеств предпринимателя различают основные: порядочность, профессиональность, трудолюбие.

  1. Влияние экономической культуры на воспитание и образование.

Экономическая культура складывается из экономического мышления и поведения. Объединение этики и экономики в экономической культуре позволяет рассматривать эти категории во взаимосвязи.

Формирование экономического мышления, требования к экономическому поведению человека порождают необходимость в улучшении экономического образования, совершенствования законодательной базы в области экономики, повышении роли воспитательной работы в процессе обучения. Интеллектуализация труда как составная экономической культуры повышает спрос на высокий уровень образования как специального, так и общего.

Под влиянием растущего значения экономики в жизни отдельного человека и общества в целом наблюдается изменение в поведении индивидов, выражающееся в стремлении достичь финансовой стабильности, социального статуса не всегда посредством допустимых с точки зрения этики и морали средств. В этой связи возрастает значение нравственного воспитания человека как в семье, так и в учебных заведениях.

  1. Научно-методическое обеспечение преподавания экономических дисциплин.

К системе научно-методического обеспечения преподавания относятся:

  • Преподаватели с их профессиональными знаниями и навыками педагогического мастерства;
  • Программы, учебники, учебно-методические пособия и др.;
  • Формы учебного процесса (лекции, семинары и т.д.);
  • Система контроля и оценивания успешности обучаемых;
  • Передовые методики и средства обучения.

Содержание образования в Украине основывается на следующих государственных документах:

    • -Учебный план уточняет перечень учебных предметов, количество часов, отведенных на каждый предмет, начало и конец учебного года.
    • Учебная программа раскрывает содержание каждого предмета, определяет систему научных знаний, практических умений и навыков, которыми должны владеть студенты.
    • Учебный предмет (дисциплина) – один из основных средств образования, содержащий основы какой-либо отрасли деятельности. Учебный предмет должен отображать содержание науки, оптимальную логику подачи учебного материала, направления практического использования знаний, проблемность дисциплины, межпредметные связи.
    • Учебное пособие – книга, содержание которой полностью отвечает учебной программе или рассматривают отдельные темы учебной дисциплины, или же содержат эмпиричный материал, закрепляющий теоретический материал. К учебным пособиям относятся хрестоматии, словари, сборники упражнений и задач и др.

Изучение экономических дисциплин должно основываться на поиске информации, направленной на формирование экономического мышления. Источниками экономической информации являются:

  1. газеты, журналы, книги – печатные средства экономической информации;
  2. лекции, доклады, семинары и другие устные средства экономической информации;
  3. радио, телевидение, записи на аудио и видео дисках и др.
  4. интернет.

По содержанию среди источников информации можно выделить:

  • Персональные труды теоретиков экономической науки. Используя эти источники необходимо учитывать особенности периода написания работы).
  • Справочники, дающие базовые понятия экономических категорий.
  • Статистические источники, позволяющие с помощью цифр и их сравнения аргументировать экономические процессы.
  • Учебники и учебные пособия, содержащие наиболее полное, последовательное и логическое изложение экономической дисциплины
  • Экономическая периодика – газеты, журналы (монографии, статьи, тезисы докладов, авторефераты), экономические новости, являющиеся оперативным, актуальным источником информации.
  • Законодательные акты.

Успех в работе может принести только использование источников во всем их объеме и разнообразии.

Особенности видов экономической информации можно рассматривать с точки зрения фактической, оценивающей и рекомендационно-практической информации. Фактическая экономическая информация является учебным материалом, информацией для размыления и дискуссий. Оценивающая экономическая информация – анализ новых научных идей, взглядов и концепций. Рекомендационно-практическая информация связана с использованием конкретных приемов, механизмов и принципов, обеспечивающих принятие эффективных экономических решений и достижением конкретных результатов экономической деятельности.

^ Цифровая информация – важная составная форма выражения и анализа экономических знаний, выражающая количественную характеристику экономических явлений и проблем Оптимальное количество цифр для успешного усвоения цифровой информации – 5-7 цифр.

  1. Методика работы с экономическими источниками.

Методическая компетентность преподавателя экономики выявляется в применении эффективных средств подачи экономической информации. Экономическая информация, используемая в учебном процессе должна быть систематизирована и структурирована посредством распределения информации на информационный, расширенный, проблемный, синтезирующий и контрольный блоки. В информационном блоке подаются базовая информация, ключевые понятия, принципы, формулы, цифровой материал. В расширенном блоке преподаватель раскрывает информацию для полемики и направления будущих исследований. В проблемно-синтезирующем блоке приводятся задачи и задания проблемного характера на основе изученного материала или на основе синтеза материалов нескольких тем. Контрольный блок включает все виды тестов, вопросов, заданий для проверки усвоения учебной информации студентами.

При работе с экономическими источниками важно в потоке информации выбирать необходимые сведения.

  1. Базовые экономические знания как инструменты экономического мышления.

Базовые экономические знания – те инструменты экономического мышления, которыми мы пользуемся в процессе анализа и разрешения экономических проблем, закономерностей. Некоторые экономические понятия достаточно просто можно объяснить на любой стадии обучения, другие можно давать лишь в комплексе понятий.

Уровень экономических знаний в различных типах предпринимательской деятельности условно рассматривается на уровне:

  • обывателя (70% населения);
  • представителя малого бизнеса (20%);
  • среднего предпринимателя (8%);
  • менеджер-стратег (2%).

Стандарты базовых экономических знаний должны разрабатываться в рабочей программе экономического курса. Такие стандарты необходимы для определения основных понятий, входящих в содержание курса на разных уровнях обучения в системе непрерывного экономического образования. Базовые экономические знания, развивающиеся на каждом последующем этапе обучения в совокупности формируют экономическое мышление от обыденного до научного.

  1. Методические пути развития креативности и инновацийности экономического мышления и поведения.

Креативнисть — это умение творчески мыслить, генерировать новые идеи, а инновацийность — это способность понять это новое и воплотить его в практику. Активно изучая экономические категории, инструменты и закономирности, не нужно забывать, что экономика — не только сфера принятия экономических решений, но и отрасль сложных психологических реакций и явлений, которые связаны с мышлением и поведением людей.

Для эффективного развития мышления в учебе необходимо, чтобы задания, курсовые работы и проекты имели элементы исследовательского, проблемного характера. Мышление человека развивается только тогда, когда он сам решает свои проблемы; ищет и находит собственный путь их решения.

Умение и навыки творческого мышления студентов формируются в три этапа:

I — репродуктивный (формирование начальных навыков на практических занятиях;

II — продуктивний (закрепление навыков при выполнении индивидуальных заданий комплексного характера)

III этап — участие в креатив-проэктах.

  1. Методические приемы активизации восприятия учебного материала студентами.

Активизация внимания и интереса к учебному материалу – это важное условие его понимания и запоминания. Для восприятия новой информации большое значение имеет соотношение известного ученику с неизвестным, новым для него материалом; собственного опыта ученика и нового опыта. Важной стратегией мегапамяти является искусство системы вопросов. Есть даже специальные тренинги-коучинги для менеджеров. Одной из эффективных форм передачи информации есть опорный конспект-схема лекции или урока, который сделан преподавателем, а еще лучше учеником.

Существует много методик, которые способствуют процессу понимания и запоминания учебного материала. Например, психолог-преподаватель Коллоп (в 1990 г.) сравнивал качество письменных работ студентов, которые составляли для себя план-конспект ответа перед началом выполнения задания (линейное представление), с работами студентов, которые использовали методику группирования и разбивки на компоненты. При этом основные идеи сначала вспоминались в памяти, а затем эти понятия или идеи совмещались линиями, которые показывали их взаимосвязи друг с другом. Кроме того, первая группа студентов демонстрировала прогресс в организации материала и стилистике письменного ответа, а вторая группа показала творческие способности и разработала много новых идей.

^ Факторов успешного проведения занятий намного больше, но мы остановимся на некоторых, связанных с методикой преподавания. К этим факторам большинство авторов относят такие:

•создание психологического контакта и чувство единства (сотрудничества) с аудиторией;

•активизация учеников через дискуссии, вопросы, анализ проблемных ситуаций, специальные паузы и тому подобное;

•преподавание с опорой на собственный опыт преподавателя;

^ Передавать знание необходимо доступно, ясно и точно, в соответствии с возрастом учеников. Психологические особенности «живого языка» преподавателя экономических дисциплин имеют собственную специфику. Если в условиях централизованной экономики общество не имело необходимости в умении экономистов профессионально формулировать свою позицию (больше нужны были расчеты, а не риторика), то переход к рыночным отношениям превратил экономику в сферу делового общения.

Наверное, все мы замечаем, что грамотно выражать свои экономические взгляды умеет сегодня только небольшая часть общества. Современные бизнесмены уже увидели, что наибольшие успехи в деловом мире имели люди, которые владели не только знаниями и интуицией, а еще и умением хорошо говорить, убеждать людей в правильности своих убеждений, рекламировать себя и свои идеи.

Для применения метода обратной связи со студентами лектор может сочетать лекцию с дискуссией в одном занятии.

Для создания контакта с аудиторией, когда вы составляете лекцию и, особенно, когда вы ее перечитываете, подумайте как расположить основные вопросы темы, чтобы повысить степень понимания материала учениками и помочь им учиться более эффективно? Учебная информация должна подаваться от знакомого к незнакомому, от простого к сложному, от общего к часному. Для того, чтобы поддерживать заинтересованность студентов, следует обращать внимание на то, где они смогу использовать эти знания и навыки.

Одной из форм активизации методики учебы является модульный или блочно модульный принцип построения учебных программ и учебного процесса в целом. Модуль — это относительно самостоятельная часть учебного курса, который содержит одно или несколько близких по содержанию и фундаментальных по значению понятий. Содержание модуля преподаватель в сжатой форме объясняет на обзорно-учредительной лекции в начале изучения каждого из них. Основное внимание уделяется ведущим идеям содержания, ставятся дискуссионные вопросы, формулируются задания для самостоятельной работы. Изучение блока завершается проведением модульной контрольной работой.

К методам активизации учебного процесса в высшем учебном заведении также относится использование межпредметных связей.

  1. Активизация обучения как педагогическая проблема.

Современная психология и дидактика рассматривают такие аспекты активизации учебного процесса: психолого-педагогические основы активности учеников в учебном процесе; методы и формы активизации учебы; особенности проблемной учебы экономических знаний; средства активизации познавательной деятельности и тому подобное.

Проблема активизации учебы не может быть полностью раскрыта без теоретического анализа понятия «активность в обучении». Активность — это усиленная деятельность. Однако в процессе обучения рассматривается сугубо познавательная активность.

Активизация учебы как педагогическая проблема основывается на использовании дидактических и психологических закономерностей и принципов учебы. Невзирая на постоянные призывы преподавателей к вниманию, активности и тому подобное, пассивность студентов (учеников) редко можно преодолеть. Лекция, беседа, рассказ, демонстрация обязательны в учебе. Они дают определенную сумму знаний и в определенной степени способствуют познавательной активности. Но их возможности ограничены. Более того, они приводят к привыканию, репродуктивному подходу к усвоению знаний, созданию стереотипов мишления (пересказ конспектов). Следовательно студенты не умеют ни находить проблемы, ни решать их. Такой подход не стимулирует навыков творческой учебной деятельности, стремления к самостоятельному поиску и усвоению знаний, формирует простых исполнителей, безинициативных работников.

К сожалению и преподаватели недооценивают методы, стимулирующие активный самостоятельный творческий труд студентов (учеников) для изучения специальных предметов. Активизировать сознательную деятельность могут только содержание учебного материала и метод учебы, который порождает адекватный метод восприятия. Характер метода учебы как способа организации познавательной деятельности в значительной мере определяет активность студентов (учеников) и эффективность усвоения ученого материала.

Проблемная учеба всегда происходит под знаком вопроса, всегда порождает потребность в новом знании, а информативный тип учебы заканчивается точкой: все объяснено, все понятно и потребности в самостоятельной деятельности студента (ученика) нет.

Процесс учебы рассматривается как сотрудничество, совместная деятельность преподавателя и студента с целью развития креативности мышления студентов в учебе. Практика преподавания требует в зависимости от содержания экономической информации применения всех методов: пояснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного, поискового, а также исследовательского.

Опыт показывает, что и активностью студентов, и энергией преподавателей злоупотреблять не нужно. Только оптимальное использование всех методов позволяет преподавателю рационально организовать учебный процесс, вести студентов от усвоения необходимой информации к самостоятельному продуктивному мышлению, воспитывать активную жизненную позицию и выработать социально-экономический опыт.

Особенностями методов активной учебы (то есть методов проблемного типа) в отличие от традиционных форм информативного типа учебызаключается в: мобилизации активности учеников, активности учеников и преподавателя, самостоятельном творческом принятии решений учениками. Наиболее распространенными методическими формами активизации учебы являются неимитационные традиционные формы занятий (проблемная лекция, семинар и тому подобное) и имитационные формы занятий (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, игровое проектирование, тренинги, игры и тому подобное).

Активные методы учебы сориентированы на личность самого студента, на его сознательное участие в развитии собственных знаний, персональных и профессиональных навыков, в том числе навыков коллективной работы и творческого решения конкретных проблем.

Интерактивные методы обучения подразумевают получение учебного знания посредством совместной работы участников познавательного процесса: преподавателя и студента.

Какие же методические средства и приемы могут повысить эффективность деятельности преподавателя и активизировать деятельность обучаемого? Методические приемы учебы эффективны только тогда, когда они обоснованы психологически, то есть когда они продиктованы не только содержанием учебного материала, но и психологическими закономерностями учебы.

Коротко характеризуя специфику усвоения знаний, можно отметить такие ее моменты.

1. Учеба является необходимым и непременным условием формирования и развития мышления. Как считают психологи, необходимо уменьшить (где это возможно) объем конкретной усваиваемой информации и больше внимания уделять выяснению фундаментальных научных принципов, основополагающих идей, развития творческого мышления студентов.

2. Знания, добытые как вывод из научных идей и принципов, постоянно учат аналитической деятельности, вырабатывают способность к обобщению.

3. Процесс усвоения является эффективнее, когда знания закономерно связаны между собой, является частью определенной системы, это позволяет снизить препятствие для усвоения материала при большом объеме информации.

Решающим условием полноценного усвоения понятий является способность ученика свободно двигаться от абстрактного мышления к конкретному действию. Очень важно, чтобы навыки и знания, которые должен получить студент, отвечали его интересам.

4. Основа процесса формирования навыков — систематические упражнения.

5. Распределение студентов на группы в соответствии с их подготовкой и интересами. Для этого можно использовать принцип соревнования, помня, что поощрение всегда является эффективнее, чем наказание. Активность учеников должна быть связана с решением умственных заданий, самостоятельным прорабатыванием материала, самостоятельным поиском ответов.

  1. Основные этапы работы преподавателя над лекцией и уроком по экономике.

Преподаватель несет ответственность за теоретический и методический уровень лекции и урока. Однако необходимо придерживаться требований нормативных документов, учебных планов и программ, решений кафедры, предметно-методической комиссии.

Этапы подготовки лекции и урока (занятия):

  1. Предварительная подготовка – изучение соответствующей документации Министерства образования, своего вуза, кафедры, предметно-методической комиссии: тематический план, программа дисциплины, формы и содержание занятий до и после данной лекции.
  2. Изучение источников. В хорошей лекции находят место образы из литературы и искусства.
  3. Подготовка текста лекции. В методике обычно принято, что 2 х часовая лекция включает для рассмотрения 2-3 вопроса.
  1. Особенности использования межпредметных связей при изучении экономических дисциплин.
Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Одна из причин использования межпредметных связей вызвана тем, что студенты очень быстро забывают предыдущие курсы и не переносят свои знания из одного учебного курса на другой. Но это необходимое условие усвоения экономических знаний и профессиональной подготовки. В то же время, когда преподаватели повторяют какой-то материал, у студентов складывается впечатление, что «это уже было» и «это одно и то же».

Эффективная организация учебного процесса требует централизованого руководства межпредметными связями. С целью избежания дублирования материала КНЭУ разрабатывает типовые учебные и тематические (по каждой экономической дисциплине) планы, что является ориентиром для создания преподавателями тематического плана курса.

Для решения реальной жизненной проблемы часто возникает потребность в знании разных предметов, в комплексном изучении определенной области знания. Межпредметная связь позволяет учесть эту потребность, ограничивая изучение экономических предметов основными специализированными дисциплинами.

Рациональная организация учебного процесса предполагает развитие межпредметных связей, создание циклов изучения взаимосвязанных дисциплин, разрабатку и использование комплексных заданий, ситуаций, тренингов и игр.

  1. Основное назначение лекций и уроков по экономическим дисциплинам.

Экономическая информация, используемая на занятиях по экономике, распространяет понятия экономической теории в целях формирования у людей определенных представлений об экономике. При проведении занятий экономическая информация выполняет ряд функций:

  • ^ Формирование экономического мышления. Слушатели лекций, получающие экономическую подготовку, изучают основные положения теоретической экономики, учатся оценивать явления социально-экономической жизни.
  • Информирование о состоянии экономики позволяет определить тенденции и перспективы развития экономики.
  • Обучение экономическим методам.
  • Овладение практическими навыками эффективного хозяйствования.
  • Экономическое воспитание. На лекциях по экономике лектор должен прививать добросовестное отношение к труду и всем формам и видам собственности, бережливость и заботу об обеспечении интересов фирмы и общества в целом, деловитость и предприимчивость, организованность и дисциплину, непримиримость к бесхозяйственности.
  1. Особенности семинарских и практических занятий как форм обучения.

Особенности семинарских и практических занятий как форм обучения заключаются в следующем:

  1. на них отводится от 1/3 до 1/2 общего времени, выделенного на изучение дисциплины;
  2. из всех форм учебной работы семинарские и практические занятия дают возможность более глубоко изучать дисциплину;
  3. успех семинара зависит ни сколько от преподавателя, сколько от студентов.

Функции семинарских и практических занятий:

    1. Учебно-познавательная – закрепление, углубление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.
    2. Обучающая – школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.
    3. Побудительная к более активной и целеустремленной работе.
    4. Воспитывающая – формирование мировоззрения, воспитания самостоятельности, смелости, научного поиска.
    5. Контролирующая – контроль за уровнем знаний и качеством самостоятельной работы.

Практическое занятие проводится по изучению конкретного источника в виде деловой игры, решения задач, экскурсии или встречи с учеными, преподавателями и студентами других вузов.

  1. Методические рекомендации к проведению практических и семинарских занятий.

План проведения семинарского и практического занятия отражается в рабочем плане УМКД (учебно-методического комплекса по дисциплине), составляемый преподавателем на основе решения кафедры или предметно-методической комиссии.

  1. наименование темы и основных вопросов;
  2. время проведения занятия;
  3. подвопросы по каждому вопросу;
  4. тестовые задания, задачи, тренинги, контрольные задания;
  5. текст вступительного слова: цель, значение (если ученики понимают цель темы и ее место в изучаемом курсе, они усваивают материал более эффективно);
  6. наметки заключительного слова (подведение итогов);
  7. литературу;
  8. темы докладов, рефератов.

Подготовка и проведение семинара требует глубокой теоретической подготовки и методического мастерства.

Выбор учебной формы усвоения знаний и умений и ее методические особенности зависят от специфики экономической проблемы и методического мастерства преподавателя. Подготовка

преподавателя к проведению практических и семинарских занятий может включать:

• создание методической карты урока;

• разработка и подбор учебных заданий и задач, тестов, других видов самостоятельной работы;

• выбор формы проведения занятия: дискуссия, «мозговой штурм», кейс-метод, анализ проблемной ситуации, игры, тренинги и тому подобное.

Самыми распространенными формами преподавания учебного материала является рассказ, объяснение и беседа. Эти формы требуют соблюдения таких требований, как: достоверность содержания, логическая последовательность, а также определено эмоциональное изложение.

Для подготовки учебного материала и проведения беседы со студентами нужно не только разбить материал на определенные блоки и разместить их в определенной последовательности. Необходимо продумать вопросы к ученикам по изучаемому материалу, представить, какие ответы смогут дать ученики, какие трудности понимания у них могут возникнуть, наметить уточнения и дополнения после их ответов и обязательно сделать выводы по существу урока и уровню усвоения материала учениками, объяснить суть домашних заданий и тому подобное. Полезно подготовить методическую карту урока или лекции.

  1. Методическая карта урока как форма подготовки к проведению занятия.

Термины и понятия, которые нужно знать.

План урока (аналогично практического занятия с учетом разницы во времени и различий с лекционным занятием).

1. Организационный момент — 2 мин.

2. Проверка домашнего задания- 10 мин.

3. Объяснение нового материала — 30 мин.

• повторить ключевые понятия курса

Что ученик должен знать и уметь.

Могут возникать трудности.

  1. Метод конкретных ситуаций в системе экономического обучения.

Развитие у учеников умения анализировать ситуацию, работать с информацией, выкладывать и отстаивать свои взгляды поможет им ориентироваться в конкретных экономических условиях.

Работа экономиста — это практическое решение производственных ситуаций, которые постоянно возникают. Поэтому внедрение в обучение экономистов разбора производственных ситуаций — необходимое задание, направленное на активизацию и сближение учебы с производством. Под производственной ситуацией в наиболее общем виде имеется в виду сочетание организационных, технических, экономических и социальных условий и обстоятельств, которые создают определенную обстановку, состояние, проблему.

В методической литературе достаточно обстоятельно описаны разные виды производственных ситуаций и организация соответствующих учебных заданий (упражнений): анализ конкретных социально-экономических ситуаций, ролевые игры, рассмотрение инцидентов, анализ корреспонденции и тому подобное. В процессе анализа и решения производственных ситуаций закладываются основы экономического стиля мышления.

Анализ любой экономической ситуации начинается с формулирования проблемы. Проблема — это разница между существующим и идеальным состоянием системы, ее решение — это приближение имеющегося состояния к идеальному.

По характеру проблемы можно распределить на три основных типа:

аналитические, или причинные (с постановкой вопроса «почему?»);

синтетические, или принимаемые меры: (с постановкой вопроса «что делать для решения проблемы?»).

выбор (из предложенных мер выбирается самое оптимальное). Такие проблемы лучше всего решать методом «мозгового штурма».

Роль лидера в процессе анализа проблемной ситуации может выполнять преподаватель.

Проведение занятий с применением метода анализа конкретных ситуаций отличается от обычных учебных занятий тем, что в основе такой ситуации лежит реальная проблема, которая может не иметь однозначного решения. Рекомендуется такая последовательность анализа ситуации: формулирование ситуации, ее изучение, дискуссия относительно решения, вывод.

Анализируя производственные ситуации и проблемы, ученики формируют экономическое мышление и моделируют основные этапы своей будущей профессиональной деятельности. В процессе коллективного анализа производственных ситуаций часто возникает дискуссия — сложная форма активизации мышления учеников. Недопустимо поручать проведение анализа ситуаций (не говоря уже об играх) неподготовленным специалистам.

Анализ производственных ситуаций является характерным примером проблемной учебы, потому что в нем наиболее полно реализуются требования единства практической и теоретической деятельности, связь подготовки в высших учебных заведениях образования с хозяйственной практикой.

В решении любых проблемных ситуаций наилучших результатов достигает тот, кто умеет отыскать возможности, которых не замечают другие. Это качество просто необходимо будущим экономистам.

Кейс (от англ. саsе — случай, обстоятельство, состояние дел; доказательства, аргументы) — достаточно распространенная форма проведения экономических занятий и осуществления контроля знаний студентов и взрослых по отдельной теме конкретного курса, а также для разрабатывания междисциплинарных заданий и занятий на профессиональную компетентность.

Опираясь на зарубежный опыт, приведем классический вариант модели ситуационной учебы:

I этап — индивидуальное изучение студентами текста ситуации (как правило — позааудиторно);

II этап — постановка преподавателем основных вопросов по кейсу, вступительное слово преподавателя;

III этап — распределение студентов по малым группам (не больше 4-6 лиц в группе);

IV этап — работа студентов в малых группах;

V этап — презентация «решений» каждой малой группы;

VI этап — общая дискуссия, вопрос, выступления с места;

VII этап — выступление преподавателя, его анализ ситуации. Резюме.

Метод конкретных ситуаций (МКС) — признанный в мире метод активизации менеджерской подготовки. Как считают специалисты, в подготовке экономистов и менеджеров этому методу можно отводить до 25 % учебного времени. Он учит умению принимать решения в условиях альтернативного выбора.

  1. Дискуссия как метод группового теоретического обучения и практического решения экономических проблем.

Дискуссия — это одна из самых давних форм организации учебы. Как форма учебы она нуждается в определенной методической подготовке. Учитель экономики, как и каждый образованный человек, должен владеть методикой ведения дискуссии.

Дискуссия — слово латинского происхождения, что в переводе означает рассмотрение, исследование. Современное понимание дискуссии связано с политикой и научными исследованиями.

Основными видами дискуссии считают такие: «круглый стол», «судебное заседание», «межгрупповое обсуждение», «форум», «техника аквариума». «Техника аквариума» заключается в постановке проблемы преподавателем; создание подгрупп для обсуждения; обозначения времени обсуждения и того, кто будет презентовать ее решения и их обсуждения.

Преподаватель должен владеть умением выбирать тему дискуссии и ее цель; решать проблемы, которые обсуждаются, и осуществлять анализ и оценку эффективности ее проведения для студентов.

В экономической подготовке важно развивать у будущих экономистов навыки критического анализа альтернативных вариантов решения и толерантности к восприятию точки зрения другого человека.

Дискуссия позволяет достигать таких эффектов:

•дает полное представление о проблеме, освещает ее с разных сторон, потому что дает возможность выразить разнообразные мысли, в том числе альтернативные;

•уменьшает противодействие восприятию и пониманию новой информации и обеспечивает коррекцию собственных позиций;

•смягчает скрытые конфликты, потому что открытость суждений снимает эмоции в оценке чужих идей;

•предоставляет групповому решению статус групповой нормы;

•коллективное принятие решений повышает сплоченность группы и является предпосылкой для активизации участников в процессе реализации принятых решений как собственных;

•в дискуссии появляются дополнительные возможности подтверждения или повышения собственного статуса.

Специалисты считают, что важнейшими условиями проведения дискуссии как тематически направленного спора могут быть такие:

•все участники дискуссии должны быть готовыми к ней;

•каждый участник дискуссии должен иметь четкие сжатые тезисы своего

источник

Радикальные изменения в экономике требуют и изменений в сознании, экономическом мышлении. Переход к рынку, создание его инфраструктуры, запуск его механизмов, разгосударствление, приватизация, сами неоднозначные по методам осуществления, с неизбежностью в ряде случаев наталкиваются на непонимание, безразличие, старые представления об экономике, механизме хозяйствования, происходит это на всех уровнях хозяйствования. В данной ситуации рыночное мышление – не только следствие, но и одна из важнейших предпосылок преобразований в экономике. Соответственно, формирование такого мышления – одна из важнейших задач, решаемых в ходе экономических преобразований в нашей стране.

Роль сознания, мышления в экономической действительности имеет тенденцию к возрастанию. В то же время, экономическое мышление в нашей стране длительное время формировалось в условиях командно-административной системы, бюрократизировалось, подвергалось деформациям. Поэтому, от целенаправленного формирования современного экономического мышления, соответствующего социальным рыночным отношениям, будет во многом зависеть глубина, динамизм преобразований в экономике.

Все это выдвинуло исследование экономического мышления в ряд наиболее актуальных в экономической теории, общественных науках.

Представляя собой сложный феномен, экономическое мышление образует объект изучения ряда наук: философии, экономической теории, социологии, психологии. Только комплексное изучение может дать глубокое его понимание, определение путей формирования в современных условиях.

В философской литературе значительное развитие получило исследование экономического сознания связанного с ним экономического мышления в работах А.К. Уледова, В.Д. Попова, В.И. Фофанова и других. В советской экономической науке проблемы экономического мышления рассматриваются в работах Л.И. Абалкина, Л.С. Бляхмана, В.И. Мирошникова, В.В. Радченко, К.А. Улыбина и др. Вопросы функционирования, преимуществ рыночной экономики, социального рыночного хозяйства, особенности рыночного экономического мышления исследовались многими западными экономистами: Л. Эрхардом, Ф. Хайеком, М. Фридменом, П. Самуэльсоном, Х. Лампертом, П. Хейне и др.

Развернутое изучение экономического мышления в советской экономической литературе ведется с середины 80-х годов. Пик этих исследований приходится на конец 80-х годов: рассматривались вопросы содержания, функции экономического мышления, давалась критика существовавшего и характеристика нового экономического мышления.

Однако многие вопросы оставались не раскрытыми, дискуссионными, некоторые проблемы не стали еще предметом специального рассмотрения. К ним относились вопросы определения типов экономического мышления, методологических предпосылок его исследования, направленности изменений, путей и средств, формирующих новое мышление.

Начавшиеся радикальные экономические преобразования ведут и к изменениям в экономическом мышлении. Под воздействием объективных условий стало формироваться рыночное мышление. Однако необходимо учитывать – процесс реформирования экономики идет противоречиво. Нередко складываются ситуации, характерные не для современной рыночной экономики, а для ее первоначальных диких форм. Это объективно и препятствует формированию современного рыночного мышления и деформирует его, придает ему извращенные и ложнорыночные формы. Требуется поэтому корректировка экономической политики, соответствующие подходы к формированию рыночного экономического мышления. В то же время работ экономистов, характеризующих экономическое мышление, задачи его формирования в этих условиях в настоящее время практически нет. Углубленного исследования требуют, в частности, такие вопросы: какие характеристики социально ориентированного рыночного мышления являются оптимальными для условий России и какова, соответственно, специфика формирования экономического мышления в этих условиях.

Актуальность и практическая значимость, недостаточный уровень научной разработки обусловили выбор темы исследования, его цель и задачи.

Цель исследования – изучение содержания экономического мышления, его типов, особенностей экономического мышления в России, средств и методов формирования социально ориентированного рыночного мышления. Осуществление поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

— исследовать предпосылки, метод анализа экономического мышления, рассмотрев взаимодействие материального и идеального в экономической действительности;

— раскрыть содержание и структуру экономического мышления, его взаимосвязь с экономическими отношениями;

— выявить типы экономического мышления, раскрыть особенности и черты каждого из них;

— показать особенности и основные этапы развития экономического мышления в России и Беларуси.

Экономическое мышление рассматривается как сложное и многогранное явление, как продукт определенных экономических отношений, как единый процесс познания и преобразования действительности. Следует учитывать общие социальные условия, в которых формируется экономическое мышление, и специфические условия экономического, социально-политического и духовного характера. Экономическое мышление рассматривается как форма проявления экономического сознания, формируемое под влиянием конкретно-исторических условий и определяемое объективной необходимостью осмысления происходящих социально-экономических изменений. Экономическое мышление представлено как общественный процесс, как общественная система, характеризующаяся определенными функциональными свойствами и способностями социальных субъектов.

Экономическое мышление как социальное явление носит комплексный характер и требует объединения философских, социологических, социально-психологических, экономических знаний и гибкости в организации междисциплинарных исследований.

Экономическое мышление есть форма выражения экономического сознания. Экономическое сознание есть осмысление, осознание людьми экономических отношений, отражение экономической действительности. Эти явления связаны с принципиально разными уровнями познания: экономическое сознание – с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, а экономическое мышление – с включенностью людей в социально-экономическую практику. Такой методологический подход позволяет рассматривать экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации. Традиционно же, экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни. В ряде определений экономического мышления подчеркивается, что оно является не просто познанием экономических законов и категорий, но и руководством в деятельности.[1, с. 10]

В данной работе приводится более широкое определение экономического мышления: это деятельность экономического сознания, направленная на познание и отражение экономических отношений, потребностей и интересов, экономической действительности в целом и ее преобразования, в ходе практической хозяйственной деятельности через проявление экономического поведения. Экономическое мышление, как форма экономического сознания, осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях. Первый, эмпирический уровень экономического мышления формируется непосредственно в процессе экономической действительности, на основе фактов повседневного житейского опыта, условий экономической жизни. Проведенное социологическое исследование, показало, что экономическое мышление обычно осуществляется на эмпирическом уровне. Это процесс отражения внешней стороны явлений, фиксирующий одну какую-то сторону, связь. Эмпирический уровень экономического мышления обусловлен насущными житейскими проблемами человека, помогает реализации его задач, связанных с повседневной экономической практикой. Второй – теоретический уровень экономического мышления возникает с развитием общественного производства, усложнением связей в нем. Он представляет собой процесс осознания сущности экономических явлений, закономерностей развития экономики, образования научных понятий, суждений, умозаключении, отражающих действительность во всей ее полноте, многосторонности.

Эмпирический уровень экономического мышления – основа теоретического, питательная среда для его формирования. В свою очередь, теоретическое экономическое мышление обретает реальную общественную силу посредством его эмпирического преломления, поставляет для эмпирического уровня мышления систематизированные экономические взгляды, понятия.

Современное экономическое мышление характеризуется следующими основными чертами:

1. Главная отличительная черта современного экономического мышления – усиление его новаторского, творческого характера, разработки инновационных проектов и т.д. Через свою познавательную, научную и инновационные составляющие, экономическое мышление осуществляет оценку, прогнозирование состояния экономической системы общества, вырабатывает представления, предложения по совершенствованию, изменению экономических отношений;

2. Глобализация экономического мышления: его переориентация, выражающаяся в переходе к глобальным экономическим критериям, интеграция российской экономики в мировую экономическую систему.

3. Важная особенность современного экономического мышления, свидетельствующая о высоком качественном уровне, – его оснащенность более сложными методами интеллектуальной деятельности (различные экономические модели и алгоритмы моделирования, компьютеризация и автоматизация процессов экономических расчетов, калькуляции и пр.). Современные высокие технологии позволяют использовать в хозяйственной практике новые виды сырья, создавать продукцию с новыми свойствами, вносить изменения в организацию производства и материально-техническое обеспечение. Это еще раз свидетельствует о необходимости формирования рационального экономического мышления, построенного на научной основе.

Новое экономическое мышление возникает как результат противоречия: несоответствия устаревших, привычных, сложившихся в иных экономических условиях, экономических представлений новым обстоятельствам и требованиям жизни. Оно представляет собой поток творческой, новаторской мысли. Новое экономическое мышление раскрепощает духовные, интеллектуальные силы, направляет их на поиск научно достоверных, адекватных оценок изменившихся экономических условий. Сама экономическая действительность постоянно развивается, представляет собой процесс. Мышление отражает его на эмпирическом уровне, а также в виде понятий, категорий, законов. Если экономическое мышление не будет развиваться в соответствии с изменениями в его объекте, то оно становится тормозом экономического развития.

Экономическое мышление следует рассматривать как целостную систему – множество связанных между собой компонентов, обладающим вполне определенными свойствами; это множество характеризуется единством, которое выражается в интегральных свойствах и функциях множества.

По вопросу о том, сколько непременных атрибутов насчитывает система, и каковы они, мнения в научной литературе расходятся. Для экономического мышления нужно выделить следующие атрибуты: наличие составных элементов. В структуре экономического мышления выделяют разные взаимосвязанные компоненты представления, ассоциации, понятия, суждения, умозаключения; взаимодействие со средой (наличие окружения): материальное производство, образовательная система, материально-производственная сфера, политико-правовая система, культурная среда; наличие информационной среды; самоорганизация, саморазвитие и самоограничение, саморазрушение экономического мышления как системы; выполнение экономическим мышлением функций: познавательной (когнитивной) функции, которая представляет собой осмысление, познание экономической действительности, получение знаний о законах экономического развития; практическо-преобразовательной функции заключающейся, в обеспечении экономическим мышлением изучения путей преобразований, развития экономических отношений; практически – мобилизующей функции нацеленной на то, чтобы определить и использовать реальные возможности и способы достижения мировых ориентиров материально-хозяйственной деятельности, привить навыки и умения хозяйствовать в изменившихся условиях, открывать и осваивать прогрессивные и передовые пути развития творческой работы общественности в сфере экономики; воспитательной, которая направлена на воспитание у каждого члена общества определенных социально-психологических качеств, поведения, обусловленных требованием экономических законов: предприимчивости, экономности, бережливости, необходимости действовать только цивилизованно, соблюдая закон;

Критической функции присуща особая форма наступления против неэффективных и изживших себя форм и методов управления и хозяйствования, умение, не удовлетворяясь достигнутым, вскрывать неиспользованные резервы и стремиться к более высоким показателям, прогрессивному производству; прогностической функцией – характеризует возможности экономического мышления, связанные с научным предвидением тенденций и перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее.[4, с. 13]

Источником и основой развития экономического мышления выступают противоречия между экономическими потребностями, осознание которых хозяйствующим субъектом и влечет за собой его соответствующую экономическую деятельность, которая в свою очередь есть реализация экономического мышления. Благодаря различным потребностям и интересам, и их противоречиям, происходит взаимодействие элементов экономического мышления, обмен материей и энергией. Вне взаимной связи этих разнородных компонентов экономическое мышление было бы невозможным.

По мере развития экономического мышления развивается и изменяется система ценностей у человека. Одновременно человек может привнести свои ценности, скорректировав систему ценностей характерную для данного класса позиций. С другой стороны, сама система ценностей оказывает обратное влияние на процессы экономического мышления через механизм мотивирующего отношения индивидов к различным аспектам их производственной, общественно-политической и духовной деятельности.

Характер экономического мышления определяется особенностями общественных отношений. Способ производства как основная типологическая характеристика общества, выступает ключом для понимания сущности и содержания экономического мышления и определении типов экономического мышления.

Для древнего мира (первобытнообщинной формации), в котором товарно-денежные отношения были еще не развиты, а основной формой экономических отношений являлся натуральный обмен, был характерен такой тип мышления, в котором освоение окружающей действительности происходило через абстрактные образные понятия и элементарно-чувственное восприятие. Этот тип получил название мифологического, и в настоящее время мифологическое мышление продолжает существовать в мифах, сказках, утопиях и т.п. Мифологическое мышление осуществляет бессознательное отождествление созданного воображением субъективного мира и объективной реальности, не различая объект, его имя и мысль о нем. Мифологическому мышлению свойственно стремление отождествиться с образцом, пережить его присутствие в собственном бытии, что сообщает этому бытию полноту смысла и устойчивости. Особенностью мифологического экономического мышления является то, что человек мыслит и переживает себя в первую очередь (или даже исключительно) как часть некоторого четко очерченного группового социума, то есть его мышление и поведение существует как результат коллективной экономической деятельности, его основа – общинная, а не индивидуальная форма труда и жизнедеятельности.

В период развития капитализма можно выделить следующие типы: первоначального накопления капитала, характеризуемый отделением непосредственного производителя от средств производства, то есть насильственного лишения мелкого производителя (крестьянина, ремесленника) его частной собственности и утверждения крупной капиталистической собственности; монополистский – характеризуется желанием получить максимальную прибыль на устойчивой основе при нецелесообразности или нежелании создания конкурентных условий, авторитарностью и стремлением к абсолютному господству; олигархический – характерно стремление к утилитаризму и прагматизму, жесткое следование собственным своекорыстным целям получения прибыли. Однако, необходимо отметить, что данный тип экономического мышления следует рассматривать с учетом специфики российского менталитета, главной чертой которого является коллективность, соборность, то есть при наличии черт капиталистического типа экономического мышления в нем по-прежнему сохраняются элементы государственной формы.[8, с. 11]

В различные исторические периоды экономическое мышление имело свои собственные специфические черты и соответствующий им тип мышления: кризисный тип экономического мышления, который характеризовался проведением множественных реформ. В таких условиях экономическое мышление, сохраняя по-прежнему общинную, коллективную принадлежность стало все же приобретать некоторые элементы личной инициативы и собственности; в период новой экономической политики были разрешены проявление некоторых элементов рыночной экономики. Разрешалось мелкое и среднее частное производство, наем работников, рыночное ценообразование, компании со смешанным государственным и частным капиталом; в период развития экономики, экономическое мышление носило характер созидательного, прогрессивного развития, характеризовалось «сплоченностью», нацеленного на постройку, создание нечто нового, грандиозного, общественно-значимого; в «перестроечный» тип экономического мышления, предпринимались хаотические, не увязанные друг с другом попытки придать некоторые изменения в развитие экономике. Экономическое мышление населения носило «разрозненный» характер; системно-кризисный тип развития экономического мышления в России, который может быть назван переходным. В нем более четко проявляются элементы рыночной экономики: элементы партнерства, индивидуализма, расположенности к конкуренции, стремления к максимизации дохода, в то же время, однако присутствуют по-прежнему элементы стереотипности и нерациональности экономического мышления.

Таким образом, на современном этапе развития способа производства, экономическое мышление приобретает следующие новые направления: либеральное – предполагает наиболее высокую степень индивидуализма (реализация собственных интересов), хозяйственную инициативу, самостоятельность в принятии решений и выборе экономической стратегии; консервативное – это тип экономического мышления является стилем или способом мышления при анализе отдельных экономических явлений и всей экономической действительности, общества в целом, для которого характерна тенденция к сохранению старых образцов, устоявшихся и оправдавших себя способов экономического поведения и деятельности; социально ориентированный тип экономического мышления связан с идеей государства материального благоденствия. Этот тип мышления характерен для эры «высокого массового потребления», в которой основными проблемами общества становятся проблемы производства и рационального распределения материальных благ.

В экономике, обществе функционируют закономерности, отношения, не зависящие от воли каждого конкретного индивида. В то же время эти закономерности не могут осуществляться вне деятельности людей, которые действуют осознано, в соответствии со своими потребностями, интересами, целями. В этом единство материального и идеального в экономике, обществе.

Данное единство проявляется в процессе общественного производства, в котором воспроизводятся сами работники, материальные и духовные условия жизнедеятельности общества; в потреблении, обмене, распределении. В целом во взаимодействии производительных сил и экономических отношений.

Диалектика материального и идеального, присущая процессу производства, определяется соотношением материального и идеального в самом процессе труда, в котором идеальное, существующее в виде целеполагания превращается в материальное – результат труда, затем распредмечивается в ходе потребления, удовлетворения с помощью полученного продукта потребностей, отражавшихся в цели труда.

Люди действуют под воздействием своих интересов и потребностей. Являясь формой экономических отношений, интересы существуют независимо от воли и сознания хозяйствующих субъектов. В то же время, осознаваясь последними, интересы служат побудительным мотивом их деятельности, имеют соответственно не только материальную, но и идеальную природу. Потребности, также будучи объективными, осознаются и в качестве идеального образа воздействуют на производство. Таковы методологические предпосылки анализа экономического мышления, которое является одновременно и материальным, объективным и идеальным, субъективным.[7, с. 15]

Государственное (этатистское) экономическое мышление характеризуется прочной включенностью индивидуального сознания в структуру сознания общественного, иерархичностью, зависимостью от государства, унификацией. Его отличает распределенность по уровням, зависимость от них, передача компетенции на высшие уровни иерархии. Важными чертами государственного экономического мышления являются присутствующие в большей или меньше мере элементы социальной ориентированности, осознания социальной защищенности, прогнозируемости, предсказуемости экономического положения индивида, его стабильности, патернализм. Его основа – не индивидуальная, а общинная, групповая экономическая ответственность.

Вместе с тем отличительными чертами государственного экономического мышления является авторитарность, беспрекословная подчиненность экономического субъекта власти, царю, диктатору, вождю, нетерпимость к отклонениям от принятых норм экономического поведения, в то же время, пренебрежение к праву, законности. Как следствие, этот тип мышления отличают консерватизм, негибкость, невосприимчивость к новому, минимизация, утрата хозяйственной инициативы, иждивенчество, приобретение инициативой неформального, теневого характера.

Государственное экономическое мышление, как и командно-административная система в целом, являются достаточно эффективными в экстремальных ситуациях – условиях войн, кризисов. Но достигается решение военных задач, экономическая стабилизация за счет сокращения текущего потребления, свертывания демократии.

Бюрократический тип экономического мышления – превращенный государственный. Главное в нем – не реальные, а формальные экономические цели, задачи, связанные главным образом с отчетностью, не дело, реальный результат, а показатель, рапорт, бездумное исполнение приказов, боязнь «высовываться», чинопочитание, безответственность, благодушное отношение к растащиловке, нарушениям трудовой дисциплины.

В целом, бюрократическое экономическое мышление все более дезориентирует членов общества, не нацеливает на эффективную работу, хозяйственная инициатива все более подавляется, приобретает противозаконные, теневые формы. Такое экономическое мышление уже не способствует поступательному развитию общества. Требуется его коренное изменение, как и изменение всего экономического строя.

Рыночное экономическое мышление – присуще, прежде всего, западной цивилизации, но имеет известное распространение и развивается интенсивно в последнее время в цивилизациях восточного типа. Оно вобрало в себя особенности рыночных отношений, строящихся на частной собственности. Основными чертами рыночного экономического мышления являются чувство хозяина, личная хозяйственная самостоятельность, инициатива, здоровый прагматизм, гибкость, адаптивность, динамизм, предприимчивость, способность действовать в условиях конкуренции.

Вместе с тем рыночное экономическое мышление имеет ряд отрицательных черт, которые делают его не вполне приемлемым, особенно в современных условиях. Это крайний индивидуализм и эгоизм, их отрицательные проявления, например, рвачество, отсутствие таких социальных ценностей как взаимовыручка, способность прийти на помощь, конфронтационность, отражающая противоречия интересов конкурентов, представителей различных классов, социальных слоев общества.

Особенно обострены были противоречия рынка, рыночного экономического мышления в условиях классического капитализма, появления монополий в середине, конце XIX, начале XX веков. Они явились одной из причин социальных революций в условиях капитализма, в том числе Октябрьской в России, великой депрессии 1929–33 годов. Стабилизации западной цивилизации, преодолению остроты противоречий способствовало государственное регулирование экономики, усиление социальной политики государств при сохранении экономического строя общества. Это нашло отражение в «Новом курсе» Ф. Рузвельта, теории Д.М. Кейнса, теории и практике социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии, связанной с именем Л. Эрхарда.

Большинству развитых стран в настоящее время присуща смешанная экономика с большей или меньшей степенью государственного регулирования, наличием системы мер по решению социальных вопросов в обществе, взаимодействию различных форм собственности.

Социально-ориентированное рыночное экономическое мышление – соответствует именно такой экономике. Оно включает в себя позитивные черты как рыночного, так и государственного типов экономического мышления. Такие характеристики рыночного мышления как чувство хозяина, самостоятельность, инициатива, прагматизм, гибкость, динамизм, предприимчивость стали его неотъемлемой частью, критериями. Составляющими социального рыночного экономического мышления являются и такие черты государственного экономического мышления как социальная ориентированность, осознание социальной защищенности, предсказуемости положения индивидов, отчасти патернализм.[1, с. 16]

Наряду с названными, важными чертами, критериями социально-ориентированного рыночного мышления являются осознание необходимости многообразия форм хозяйствования, партнерство, неконфронтационность, правосознание, уважение законности, норм нравственности в экономической деятельности, цивилизованность.

К недостаткам данного типа мышления можно отнести то, что оно не способно обеспечить максимальную эффективность производства, экономики, которая достигается в экстремальных условиях государственным экономическим мышлением или в нормальных условиях не ограниченным ничем рыночным мышлением. Однако, свертывание демократии или углубление противоречий в обществе – несоразмерная получаемому эффекту цена. С точки зрения общечеловеческой, именно социально-ориентированное рыночное экономическое мышление, вобравшее в себя лучшие черты экономического мышления основных типов цивилизации, при условии дальнейшего его совершенствования наиболее эффективно, является оптимальным и для современной России и Беларуси

Экономическое мышление в России и РБ определяется теми особенностями, которые ей свойственны как стране одновременно и Востока и Запада. Здесь так или иначе сочетаются свойства, качества как западной, так и восточных типов цивилизаций. Масштабность страны, малая социальная освоенность территории, низкая плотность населения – все это определяло необходимость централизации, достаточно сильной государственной власти. В этом же направлении действует наиболее распространенная религия – православие, со свойственными ему веротерпимостью, сотрудничеством с государством.

Для России и Беларуси поэтому всегда было характерно, прежде всего, государственное экономическое мышление, связанное с восточными цивилизациями, имеющее такие черты как общинность, ограниченность инициативы, ощущение индивидом себя составной частью государства, зависимой, но и оберегаемой. От богатства земли шла недостаточная экономность.

В то же время России всегда были свойственны и черты рыночного экономического мышления, присущие Западу, развивалась торговля, рынок, ремесла, а соответственно предприимчивость, самостоятельность, расположенность к конкуренции. История России – история взаимодействия этих двух начал. Западные, рыночные черты экономического мышления усиливались в петровскую эпоху, в XIX веке в пореформенный период.

Реформа 1861 г., отмена крепостного права дали возможность быстрого развития капитализма, начало создаваться крупное машинное производство, внутренний рынок, капиталистические отношения в деревне. В экономическом мышлении начинает развиваться хозяйственная инициатива, самостоятельность, подрываться коллективизм.

После революции 1905–1907 годов предпринимается еще одна попытка реформ, связанная с именем П.А. Столыпина, ставившего задачи дальнейшего развития рыночных отношений, прежде всего в сельском хозяйстве, через механизм разрушения общины: выхода из нее крестьян, отселения на хутора, продажу части земель через Крестьянский банк и т.д., что дало толчок формированию чувства хозяина, самостоятельности у крестьян. Набирал темпы рост промышленности появились монополистические объединения. Все это вело к утверждению рыночного мышления.

Однако оно окончательно так и не успело сформироваться. Еще не начал утверждаться «средний класс», рабочие, крестьяне не получили возможности стать равноправными членами гражданского общества, в экономическом мышлении сильна была конфронтационность. Имевшиеся противоречия были обострены первой мировой войной.[8, с. 16]

Октябрьская революция явилась выражением стремления двигаться к индустриальному обществу, социальным, культурным преобразованиям. Она вызвала трансформацию капитализма в развитых странах, способствовала усилению в них социальной политики. Вместе с тем по своему характеру, значению, последствиям Октябрьская революция противоречива. Так, она привела к расколу общества и гражданской войне, содержала в себе возможность установления тоталитарного режима, всеобщего огосударствления, в чем как раз и проявилось закрепление характеристик общества, свойственных восточным цивилизациям, воспроизведенным в новых условиях.

Первыми экономическими мерами новой власти стали национализация крупной, затем практически всей промышленности и введение продуктообмена. Получили распространение идеи об отмирании рынка. В результате было положено начало подрыву рыночного мышления.

Новая экономическая политика возобновляла обмен, товарно-денежные отношения, допускала мелкую частную промышленность, государственный капитализм, концессии иностранного капитала, что укрепляло черты рыночного экономического мышления.

Однако уже к концу 20-х годов эта политика была свернута, ускоренными темпами создавался командно-административный механизм. С его помощью была проведена индустриализация на энтузиазме, за счет сокращения в первую пятилетку уровня жизни трудящихся, обирания крестьянства. В сельском хозяйстве командными методами была проведена сплошная коллективизация. В городе же тотальной стала государственная собственность на средства производства.

В данной ситуации не могло не утвердиться государственное экономическое мышление. Осознание социальной защищенности, общей ответственности, сочеталось с ростом безынициативности, иждивенчества.

Попытки реформ конца 50–60-х годов не смогли внести существенных изменений в экономическую систему и соответственно в экономическое мышление. Более того, оно во все большей степени приобретает черты бюрократического мышления со свойственными ему подменой реальных хозяйственных связей формальными, отношениями соподчиненности, отсутствием самостоятельности, ориентацией на канцелярскую отчетность. В этих условиях достиг ли крайних форм проявления консерватизм, догматизация, негибкость экономического мышления. Все это сделало необходимыми радикальные изменения в экономическом мышлении как и в экономической и политической системе в целом.

Такие изменения начались в 1985 г. с провозглашением пере стройки. Они включали: перевод предприятий на полный хозрасчет (две его модели), самоуправление, самофинансирование, самоокупаемость; воссоздание кооперации е промышленности, в т.ч. производстве товаров народного потребления и сфере услуг; развитие индивидуальной трудовой деятельности и арендных отношений в сельском хозяйстве и промышленности строительстве, транспорте; появление предприятий с участием иностранного капитала, бирж, коммерческих банков. Начали формироваться реальные рыночные отношения.

Вместе с тем, кризисные явления в экономике после некоторой ее стабилизации стали вновь нарастать. Необходимость более радикальных преобразований назревала. Правительством СССР, независимыми экспертами было подготовлено несколько программ таких преобразований. Сформированное после августовских событий 1991 г. новое российское правительство приступило к осуществлению радикальных рыночных реформ, начавшихся с либерализации цен. Мера эта сама по себе необходимая, но использованные способы ее осуществления остаются спорными. Чисто монетарная политика, попытки регулировать экономику лишь с помощью денежных, финансовых механизмов в условиях высокой степени ее монополизации, только начинающейся приватизации привели к неконтролируемому росту цен, инфляции, кризисному сокращению производства. В 1993 г. продукция и услуги в промышленности сократились на 16,2%, суммарный спад начиная с 1989 г. достиг 40%. Крайне затруднено инвестирование в производство, кредит настолько дорог, что выгоден практически только для торговых сделок. В экономическом развитии усилились спекулятивные и криминальные тенденции, что ведет к утверждению не цивилизованных рыночных отношений, а утверждает «право сильного», а это в свою очередь порождает извращенное рыночное мышление.

Осуществлявшиеся методы экономической реформы неоднократно подвергались критике многими экономистами. Отмечалась необходимость усиления государственного регулирования, перенесения акцента на производство. Эти моменты нашли в антикризисной программе правительства, принятой в августе 1993 г. и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Необходимо проведение более решительных мер по экономической стабилизации, структурной перестройке, стимулированию производства и инвестиций. Улучшение экономической ситуации не даст помешать развитию рыночного мышления у граждан России, не допустит уродливых форм этого мышления.

Важным объективным условием формирования рыночного мышления стало разгосударствление, приватизация предприятий. Если в конце 1991 г. в государственной и муниципальной собственности находилось еще 93,9% предприятий, то к I февраля 1994 г. завершена приватизация 94869 предприятий, что составляет 61% государственных предприятий, имеющих самостоятельный баланс, создано 12161 акционерное общество. В результате малой приватизации на I февраля 1994 г. приватизировано 70% предприятий торговли, 65% общественного питания. С точки зрения формирования экономического мышления немалую роль в ходе приватизации играют приватизационные чеки – ваучеры, через которые, пусть зачастую и формально все население России приобщилось к приватизации, получило первые навыки обращения с ценными бумагами нового типа, рынком ценных бумаг.

Проводимое разгосударствление остается еще во многом формальным, новые механизмы собственности еще полностью не заработали только начинают менять экономическое мышление. На очередном этапе приватизации важно добиваться, чтобы, она работала на повышение эффективности предприятий, структурную перестройку, привлечение инвестиций, активно формировала современное экономическое мышление.

Формированию рыночного экономического мышления способствуют процесс создания конкурентной среды, осуществляющийся за счет развития малого и среднего бизнеса, преобразования в аграрном секторе экономики, развитие рыночной инфраструктуры.[8, с. 19]

Автор показывает, что противоречивость рыночных преобразований проявляется в сокращении жизненного уровня населения: по имеющимся оценкам в 1993 г. доходы основной массы населения снизились на 30–32%. Увеличивается дифференциация доходов: разрыв в средних доходах десяти процентов населения наиболее и наименее обеспеченных вырос с 4,5 раза в 1991 г. до II раз в 1993 г. Дифференциация доходов неизбежна, но такой разрыв в них, которого нет ни в одной цивилизованной стране, надо с помощью социальной, налоговой политики преодолевать.

Несмотря на трудности россияне поддерживают рыночные преобразования. В целом, надо отметить, что в России и Беларуси началось становление объективных условий функционирования современного рыночного мышления, очень важно чтобы этот процесс не тормозился, имел цивилизованные формы.

Как показано в работе, в формировании социально-ориентированного рыночного мышления, наряду с объективными факторами, ведущее место занимает развитие экономической теории. Но оно оказывает воздействие на население зачастую не прямо, а опосредованно через влияние на экономическую политику, а также через различные формы образования и воспитания. В русле изменений в нашей стране в настоящее время идет процесс преобразования теоретико-экономических представлений, выработки новой парадигмы экономической теории.

Вопросы, находящиеся в центре внимания экономической теории в настоящее время имеют первостепенное значение и для формирования социального рыночного мышления в стране. Это, прежде всего, проблемы экономической реформы, собственности и приватизации, развития новых экономических структур, предпринимательства, денежного обращения, финансов и другие.

При рассмотрении основных вопросов экономической теории явно проявляются различия в ориентированности, подходах к происходящим изменениям в экономике, проведению реформ у разных экономистов. Часть из них утвердилась на позициях западного либерализма, даже его правой, антиэтатистской ветви, многие ищут возможность совмещения имеющегося у нас и на Западе теоретического багажа.

И это закономерно. В дальнейшем представителям экономической теории для успешного ее развития, возможности давать действенные рекомендации практике неизбежно придется учитывать следующее:

Во-первых, необходимо освоение, учет всего накопленного в мировой экономической теории и практике – Запада, Востока, особенно Японии, Китая, новых индустриальных стран.

Во-вторых, важно опереться на традиции русской экономической мысли, исследования М. Туган-Барановского, А. Богданова, Е. Слуцкого, Н. Кондратьева, А. Чаянова, то, как они воспринимали экономическое развитие России.

В-третьих, нельзя отбрасывать все, что было в экономической теории в советский период, надо взять из нее лучшее: достижения, идеи, постановку и предложения решения проблем.

В-четвертых, надо привыкать к тому, что в экономической науке будут сосуществовать несколько школ, течений, часто противоположных взглядов и это рационально – каждое по-своему объясняет экономическую действительность. В каких-то условиях одни, в других – другие теории будут лучше объяснять состояние экономики, рекомендовать более эффективные пути ее дальнейшего развития. Важно расстаться с привычкой ходить непременно строем.

Все сказанное необходимо учитывать и в преподавании экономической теории в высших, средних специальных, профессиональных учебных заведениях.

Наряду с общеэкономической теорией активное участие в формировании современного рыночного мышления принимают и конкретные экономические дисциплины. В настоящее время меняется их традиционная структура, они наполняются новым содержанием в связи с развитием рыночных отношений и необходимостью их исследования, выработки рекомендаций по утверждению, функционированию рыночной экономики.

При рассмотрении в работе экономического образования как одного из средств формирования современного рыночного мышления показано, что оно представляет собой систему форм и методов получения экономических знаний и навыков, необходимых для эффективной экономической деятельности. Следует рассмотреть все многообразие форм экономического образования – средства массовой информации, экономическая подготовка в трудовых коллективах, система повышения квалификации и переквалификации, новые формы экономической подготовки. При этом показана взаимосвязь экономического образования и воспитания. Специфика ее в том, что во всех формах экономического образования присутствуют и элементы экономического воспитания, формируются убеждения, поведение. И наоборот, в формах экономического воспитания важным элементом присутствует экономическое образование.

Наиболее массовым охватом, действенностью в системе экономического образования отличаются средства массовой информации. Именно телевидение, радио, печать в течение последних 2–3 лет в немалой степени способствовали формированию рыночного мышления в нашем обществе, в них велась пропаганда необходимости перехода к рынку, приватизации, освещалось как проходят эти процессы.

Вместе с тем, в следует отметить, что на проблему нужно смотреть шире, чтобы полнее представлялись различные точки зрения, а не только преимущественно правительственная, как это имеет место сейчас; больше внимания надо уделять качеству, умеренности рекламы, повышению ответственности за ее добросовестность.

Следующей важной формой экономического образования, непосредственно формирующей социальное рыночное мышление является разъяснительная работа – экономическая подготовка в трудовых коллективах. В настоящее время в стране идет становление, в чем-то воссоздание такой системы. Действовавшая в СССР производственно-экономическая учеба являлась одной из составных частей командно-административной системы, была во многом формальна, хотя и давала экономическую информацию широкому кругу работников. В настоящее время эта система, ничем не поддерживаемая, практически распалась. Однако в ряде коллективов экономическая подготовка продолжает существовать и способствует их выживанию в нынешних сложных условиях. Имеется большой опыт организации экономической подготовки и в фирмах развитых стран – это прежде всего кружки качества, распространенные в Японии, США, странах Западной Европы, различные внутрифирменные курсы переподготовки.

Все это показывает необходимость экономической подготовки в трудовых коллективах, определило появление официальных документов, в которых говорится о необходимости создания такой системы. Принципы воссоздания системы экономической подготовки в трудовых коллективах:

· учета форм собственности предприятия,

· заинтересованности, гибкости, единства профессиональной и экономической подготовки.

Следует создать повсеместно органы по координации экономического обучения персонала на предприятиях, осуществляющих методические функции, привлечение к организации и проведению этой работы негосударственных образовательных фирм.

Нельзя забывать о важности эффективной работы таких форм экономического образования как система повышения квалификации и переквалификации кадров – различные учебно-курсовые комбинаты, институты, факультеты повышения квалификации, активно сотрудничающие в настоящее время и с региональными центрами занятости; а также новых форм экономической подготовки, появившихся в последнее время: школ, университетов бизнеса, маркетинга, менеджмента.

При анализе экономического воспитания как еще одного важного средства формирования современного рыночного мышления, можно сделать вывод, что оно представляет собой целенаправленное воздействие на членов общества для выработки у них совокупности взглядов и представлений, подходов к оценке экономических явлений и принятию решений, которыми они руководствуются в своей хозяйственной деятельности. Задачами экономического воспитания сегодня являются формирование умения на основе знаний о том, что из себя представляют новые экономические отношения, находить достойное место в них, выработать соответствующие навыки, экономическое поведение, максимально предупреждать возможные разочарования, стрессы.

Экономическое воспитание должно осуществляться на протяжении всей жизни человека: в семье, школе, профессиональных, средних специальных, высших учебных заведениях, на предприятиях, по месту жительства. Основы экономического мышления закладываются в ходе воспитательной работы в школе. В настоящее время в школах увеличивается время, отводимое на изучение экономики, разработаны программы, вышли отечественные и переводные учебники основ экономики.

Активнее могут быть использованы и средства экономического воспитания, непосредственно формирующие современное рыночное мышление в трудовых коллективах (через экономическую подготовку и др.) и по месту жительства.

Таким образом, экономическое мышление в Беларуси и России носит схожий характер. Это определяется близостью стран, и общей историей. Все это предопределило те этапы в развитии экономического мышления, которые сформировали сегодняшний портрет экономического субъекта. Лишь последние 20 лет человек начал развивать свое мышление в правильном рыночном русле. Ведь именно такой тип мышления способствует не только улучшению своего благополучия, но и приводит к экономическому росту.

Экономическое мышление следует рассматривать как сложное и многогранное явление, как продукт определенных экономических отношений, как единый процесс познания и преобразования действительности. Экономическое мышление рассматривается как форма проявления экономического сознания, формируемое под влиянием конкретно-исторических условий и определяемое объективной необходимостью осмысления происходящих социально-экономических изменений.

Следует учитывать общие социальные условия, в которых формируется экономическое мышление, и специфические условия экономического, социально-политического и духовного характера. Экономическое мышление представлено как общественный процесс, как общественная система, характеризующаяся определенными функциональными свойствами и способностями социальных субъектов.

Экономическое мышление как социальное явление носит комплексный характер и требует объединения философских, социологических, социально-психологических, экономических знаний и гибкости в организации междисциплинарных исследований.

Экономическое мышление следует рассматривать как целостную систему – множество связанных между собой компонентов, обладающим вполне определенными свойствами; это множество характеризуется единством, которое выражается в интегральных свойствах и функциях множества.

По вопросу о том, сколько непременных атрибутов насчитывает система, и каковы они, мнения в научной литературе расходятся. Для экономического мышления можно выделить следующие атрибуты: наличие составных элементов. В структуре экономического мышления выделяют разные взаимосвязанные компоненты представления, ассоциации, понятия, суждения, умозаключения; взаимодействие со средой (наличие окружения): материальное производство, образовательная система, материально-производственная сфера, политико-правовая система, культурная среда; наличие информационной среды; самоорганизация, саморазвитие и самоограничение, саморазрушение экономического мышления как системы; выполнение экономическим мышлением функций: познавательной (когнитивной) функции, которая представляет собой осмысление, познание экономической действительности, получение знаний о законах экономического развития; практическо-преобразовательной функции заключающейся, в обеспечении экономическим мышлением изучения путей преобразований, развития экономических отношений; практически – мобилизующей функции нацеленной на то, чтобы определить и использовать реальные возможности и способы достижения мировых ориентиров материально-хозяйственной деятельности,

Государственное (этатистское) экономическое мышление характеризуется прочной включенностью индивидуального сознания в структуру сознания общественного, иерархичностью, зависимостью от государства, унификацией. Его отличает распределенность по уровням, зависимость от них, передача компетенции на высшие уровни иерархии. Важными чертами государственного экономического мышления являются присутствующие в большей или меньше мере элементы социальной ориентированности, осознания социальной защищенности, прогнозируемости, предсказуемости экономического положения индивида, его стабильности, патернализм. Его основа – не индивидуальная, а общинная, групповая экономическая ответственность.

Рыночное экономическое мышление – присуще прежде всего западной цивилизации, но имеет известное распространение и развивается интенсивно в последнее время в цивилизациях восточного типа. Оно вобрало в себя особенности рыночных отношений, строящихся на частной собственности.

Социально-ориентированное рыночное экономическое мышление – соответствует именно такой экономике. Оно включает в себя позитивные черты как рыночного, так и государственного типов экономического мышления. Такие характеристики рыночного мышления как чувство хозяина, самостоятельность, инициатива, прагматизм, гибкость, динамизм, предприимчивость стали его неотъемлемой частью, критериями. Составляющими социального рыночного экономического мышления являются и такие черты государственного экономического мышления как социальная ориентированность, осознание социальной защищенности, предсказуемости положения индивидов, отчасти патернализм.

1. Архипов Алексей Юрьевич Экономическое мышление: Содержание и пути формирования при переходе к социальной рыночной экономике: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук.: 08.00.01 / Рос. акад. управления, Центр проблем рыноч. экономики. – М., 1994.

2. Васильев, Петр Петрович Человеческий капитал и роль образовательной сферы в его развитии: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.01 / Ин-т переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитар. и соц. наук при Рост. гос. ун-т. – Ростов н/Д, 2000.

3. Глузман, Сергей Анатольевич Деньги в мифологическом сознании человека: вчера и сегодня / С.А. Глузман. – Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. – 191 с.

4. Кобяк, Олег Витальевич Экономический человек: закономерности формирования мышления и механизмы управления поведением / О.В. Кобяк. – Минск: Право и экономика, 2006. – 211, [2] с.

5. Койл Диана Секс, наркотики и экономика: нетрадиционное введение в экономику: перевод с английского / Диана Койл. – Москва: Альпина бизнес букс, 2005. – 382 с. – (Нестандартный подход).

6. Ложкина Наталья Вениаминовна Философско-антропологические основания экономического подхода к изучению поведения человека: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук: 09.00.13 / Ложкина Наталья Вениаминовна. – Пермь, 2005. – 22 с.

7. Пиляева Валентина Владимировна Экономико-правовые категории мышления / В.В. Пиляева: Экономика, 2002. – Москва – 225, [2] с.

8. Путенихина Елена Валерьевна Экономическое мышление как объект социологического исследования: содержание, типы, условия и факторы формирования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук: 22.00.03 / Путенихина Елена Валерьевна. – Уфа, 2005. – 27 с.

9. Тишкова Маргарита Витальевна Культура современного экономического мышления: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: 24.00.01 / Тишкова Маргарита Витальевна. – Ростов н/Д., 2004.

10. Хейне Пол Экономический образ мышления: [перевод с английского] / Пол Хейне, Питер Дж. Боуттке, Дэвид Л. Причитко. – Москва [и др.]: Вильямс, 2007. – 530 с.

11. Экономическое мышление: философские предпосылки: учебное пособие для высших учебных заведений по экономическим специальностям / Е.Н. Калмычкова, И.Г. Чаплыгина. – Москва: Инфра-М, 2005

источник

Название: Экономическое мышление в условиях социально-ориентированной рыночной экономики
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: курсовая работа Добавлен 01:35:24 26 сентября 2010 Похожие работы
Просмотров: 2416 Комментариев: 15 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.4 Оценка: неизвестно Скачать