Меню Рубрики

Сравнительный анализ результатов достижений детей

Сравнительный анализ содержания личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте ФГОС

Мусс Галина Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета Дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбургgnmuss@ya.ru

Сравнительный анализ содержания личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте ФГОС

Аннотация.В статье представлен сравнительный анализ содержания личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста. Этот анализ осуществляется с опорой на идею о преемственности, связанной с процессами поступательного движения в природе, обществе и мышлении. Вопрос изучения проблемы преемственности в педагогике, в основном, сводится к выяснению и уточнению связей между отдельными звеньями в системе образования (дошкольная образовательная организация –начальная школа, начальная –основная школа, основная –средняя школа, общеобразовательная организация –вуз, организация среднего профессионального образования организация высшего профессионального образования). Статья демонстрирует связь качественно различных, как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям, уровней образования, объединенных сущностью личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста. Специфику личностных достижений составляют знания, система убеждений, отношения и мотивы действий и соответствующих чувств, устойчивые формы деятельности и опыта поведения. В статье выражена авторская позиция в определении феномена «личностные достижения»: целостная, локальная, неизолированная, динамичная система чувств, оценок, отношений, мотивов деятельности, идеалов и ценностей, норм поведения человека.Ключевые слова:преемственность, дошкольник, младший школьник, личностные достижения; педагогические условия преемственности в формулировке планируемых результатов освоения ООП

Проблема преемственности двух ступеней образования дошкольной и начальной является, с одной стороны, классической для любой общественной системы, характерной для разных исторических периодов развития социума, а с другой –специфичной в контексте современного научного знания. Этот вопрос рассматривается философами, социологами, педагогами, общественными деятелями (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Б. Г. Гершунский, В. Т.Кудрявцев, А. М. Минасян, Г. И. Исаенко, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, А. П. Сманцер и др.) с разнообразных позиций, отражающих такие аспекты и трактовки преемственности, как:продолжение нового в старом путем преобразования количественных изменений в качественные; «размещение» в старом иного содержания и обеспечение его развития;постепенность переходаот старых качеств к новым;сохранение ранних форм явлений и процессов в последующих;включение в новое тех элементов прошлого, которые остаются актуальными в иных условиях и могут способствовать развитию элементов старого;надстраивание над предыдущим нового;перспективность и ретроспективность связей между явлениями и процессами;вытеснение, неполная замена старого;объединение структур;связь между этапами развития какоголибо феномена;непрерывное совершенствование объектов, субъектов, их качеств, явлений и процессов и пр.Вопрос изучения проблемы преемственности в педагогике, по большей части сводится к дифференциации и содержательному описанию связей между отдельными звеньями системы общегообразования(дошкольная образовательная организация –начальная школа, начальная–основная школа, основная –средняя школа, общеобразовательная организация –вуз, организация среднего профессионального образования –организациявысшего профессионального образования). Однако считается, что наиболее остро проблема преемственности звучит и мало решается на стыке двух уровней образования: дошкольного иначальной школы[2]. Исходя из позиций материалистической диалектики методологической основы отечественной науки преемственность связывается с процессами поступательного движения в природе, обществе и мышлении. Они заключаются в том, что некая высокая форма развития процесса, явления или сформированностиобъекта, будучи связана с низшей, не отменяет ее, а включает всебя [5; с.276]. В этом ключе могут быть рассмотрены любые педагогические явления, процессы, феномены, в ряду которых –личностные достижения детей.Анализ проблем, связанных с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольных образовательных организациях и начальной школе, показывает недостаток практических умений педагогов в области развития личностных достижений детей, недостаточное владение исследовательскими навыками, трудности в реализации деятельностного подхода. Актуальность изучения личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловлена тем, что обеспечение реализации стратегических программ общественного развития, позволяющих в максимальной степени учитывать как собственно социальное, так ичеловеческое изменение, не всегда связано с учетом личностных особенностей и интересов конкретного индивида.Для учебновоспитательного процесса теоретическая разработка понятия преемственности является важнейшей проблемой, предваряющей собственно построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев. Исходя из этого, содержание воспитания на всех ступенях образования должно носить характер преемственности. Так, ключевые идеи Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,содержанияПрограммы воспитания и обучения в детском саду (2010), а также федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) в аспекте содержания личностных достижений дошкольников и младших школьников достаточно согласованы.До появления Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования считалось, что «сегодня дошкольное образование замерлов ожидании ФГОС, таких же по структуре, как и ФГОС для начального, основного, полного общего образования»[6, с.5]. Это подразумевает единые требования к структуре основной образовательной программы, условиям её реализации,результатам освоения. Его утверждение показало, что «введение стандарта дошкольного образования открывает новые перспективы учёта интересов, потребностей и мотивов каждого ребенка» [1, с.8].Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате ее освоения. В начальной школе они представляют собой систему целей образования, имеющих спецификацииобобщенных личностно ориентированных. Эти цели могут подвергаться дальнейшемууточнениюи конкретизациив целяхопределения и выявления элементов, подлежащих формированию и оценке [4].На основе анализа нормативных документов, психологопедагогической литературы, передового и собственного педагогического опыта, дадим сравнительную характеристику некоторых личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста.Личностными достижениями дошкольника являются элементарные представления о себе, в том числе гендерные; о семье, ее традициях, обычаях, о ее роли воспитании подрастающего поколения; о природе, ее значении в жизни человека; об обществе и государстве, их устройстве, ценностях культуры и т.д. У детей младшего школьного возраста –это ценностное отношение к старшим поколениям не только семьи, но и вообще; представления о национальных традициях, нормах морали; понимание и адекватное исполнение таких социальных ролей, как друг, член семьи, ученик и пр.; знание о правах и обязанностях гражданина, представления о государстве; ценностное отношение к «большой» и «малой» Родине и пр.Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразумевает их физическую развитость, соблюдение некоторых, самых простых, принципов здорового образа жизни, ребенок должен чувствовать потребность в свободной активности и пр. Освоение младшими школьниками основной общеобразовательной программы начального образования предполагает формирование у них ценностного отношения к здоровью, понятий, суждений и умозаключенийо связи разных типов здоровья человека (психическое, социальное, физическое), приобретение опыта деятельности по сохранения своего здоровья, представлений о значении спортивных занятий для всех сфер жизнедеятельности человека и т.д.Ребенок дошкольного возраста по истечении нахождения в детском саду должен овладеть навыками самообслуживания; понимать роль и место труда в жизни общества и человека; готов проявить самостоятельность в повседневной жизни, в разных видах детской деятельности. У младшего школьника по окончании соответствующей ступени образования должно появиться позитивное устойчивое отношение к учебе, труду, креативность в них; представления о представителях разнообразных профессий; овладение навыками сотрудничества с одноклассниками, педагогами, родителями; опыт включения в простые виды социально значимой деятельности и т.п.Личностными достижениями дошкольника также является его познавательная активность, интерес ко всему новому, неизведанному во всех сферах жизнедеятельности; общение со сверстниками и старшими; успешное освоение первой и второй сигнальных систем. У младшего школьника –это активность в учебновоспитательном процессе; участие в социальной и межкультурной коммуникации; владение не просто вербальными и невербальными средствами, а культурой общения и культурой речи; диалогичность, умение находить компромисс, обосновывать собственное мнение и т.п.Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает умение адекватно откликается на эмоции близких людей и друзей, сочувствие героям доступных этому возрасту литературных произведений; соблюдение правил поведения в детском саду, на улице, в общественных местах. У младшего школьника должно появиться неравнодушие к неприятностям, бедам других людей, сопереживание им; готовность к негативному отношению к неодобряемым в обществе поступкам; умение рефлексировать собственное поведение; представления о моральных нормах и правилах поведения; уважительное отношение к представителям других религий, национальностей, рас, к старшим и младшим и т.д. Дошкольник активно проявляет эмоции по отношению к различным формам творческой деятельности, произведениям декоративноприкладного, изобразительного искусства, музыке, литературе, хореографии, театру и т.п.; в меру сил участвует в разнообразных видах творческой деятельности; видит красоту природы. Ученик начальных классов ценит прекрасное не только в окружающем мире, но и в других людях, их поведении, поступках; участвует в соответствующих возрасту видах народного творчества, поддерживает этнокультурные традиции; знаком с культурой, искусством народов России; имеет опыт устойчивого эмоциональноценностного отношения к разным видам искусства. Ребенок дошкольного возраста на пороге перехода в начальную школу способенк решению разного рода интеллектуальных задач; вариативно применяет знания и способы деятельности в новых ситуациях; способен презентовать собственный замысел и воплотить его в жизнь в соответствующих возрасту видах деятельности; работает в соответствии с алгоритмом. Будущий ученик основной школы освоил универсальные способы действий, такие как наблюдение за объектами окружающей действительности, фиксирование изменений, сними происходящих; использование простейших инструментов и приборов в учебных и бытовых целях; овладение способами поиска, обработки, хранения, передачи зрительной, слуховой, графической и других видов информации; организации работы в учебной группе; формулировки и выполнении учебных заданий и т.п. Ребенкудошкольнику знакомо эмоциональнонравственное отношение к природе; сформирована система экологических представлений. У младшего школьника в наличии имеются не только знания, но и небольшой опыт сохранения окружающей среды посредством участия в экологических акциях. Этими критериями определяется выдвигаемый перед подрастающим поколением идеал человека. Дошкольники при переходе в младший школьный возраст, а последние –в подростковый находятся в критическом периоде их развития, когда разрушается привычное отношение к миру, людям и себе, иначинает складываться новое. Они наиболее чутко улавливают колебания в критериях оценки «идеального человека», постоянно резонируют с изменениями в требованиях общества.Таким образом, описанное выше демонстрирует связь качественно различных, как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям, уровней образования. При этом сущность личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется тремя взаимосвязанными сторонами:знаниями, системой убеждений,отношениями и мотивами действий и соответствующих чувств,устойчивыми формами деятельности и опыта поведения.Выразим авторскую позицию в определении феномена «личностные достижения»: целостная, локальная, неизолированная, динамичная система чувств, оценок, отношений, мотивов деятельности, идеалов и ценностей, норм поведения человека (в контексте нашей статьи –дошкольника или младшего школьника).Процесс «приобретения» личностных достижений в этих, так же как и в других возрастах, сложен и длителен. Он включает в себя:

объективные условия (общественные отношения, принципы, нормы, правила), составляющие те требования, которые предъявляются обществом к личности каждого ученика;

субъективные условия (знания, взгляды, убеждения, потребности, интересы, привычки), ставшие личным достоянием ребенка.В этой связи в качестве важнейших педагогических условий преемственности в формулировке планируемых результатов освоения субъектами обучения и воспитания основной образовательной программы мы выделяем:влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурноисторического контекста, в котором живет дошкольник и младший школьник;реализацию комплекса нормативноправовых, организационнометодических, управленческих, информационнопросветительских мероприятий по совершенствованию системы непрерывного образования;единство, связь, согласованность всех компонентов педагогической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения и воспитания) на каждой ступени образования –вдетском саду и начальной школе; формирование у детей личностных качеств, необходимых для вхождения в общество на ступени начальной и, соответственно, основной школы, для овладения там новыми видами деятельности;конструирование комплексных программ дошкольного и начального общего образования.На наш взгляд, эти условия обеспечивают включение в новое тех элементов прошлого, которые остаются актуальными, а так же непрерывное совершенствование субъектов обучения и воспитания, педагогических явлений и процессов в контексте меняющегося социума. Преемственность в содержании личностных достижений детей дошкольного и младшего школьного возраста –это феномен, который раскрывает связь между данными ступенями образования, обеспечивая сохранение тех или иных элементов целого, как системы.Отметим, что проведенный анализ сущности личностных достижений дошкольников и младших школьников носит несколько фрагментарный характер, однако позволяет проследить преемственность их содержательных аспектов, способов трактовкии условий достижения.

источник

Отчет по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы

Анна Белова
Отчет по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы

Отчет по итогам мониторинга

достижения детьми планируемых результатов

освоения общеобразовательной программы

Воспитатель: Белова Анна Евгеньевна

Количество детей, принявших участие в мониторинге: 23 человека — 100 %

Отчетный период: сентябрь 2016 г. – май 2017г.

Цель мониторинга – определить степень освоения воспитанниками общеобразовательной программы, составленной на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012 г. и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Сбор информации основан на использовании следующих методик:

• систематические наблюдения за деятельностью ребенка

• организация специальной игровой деятельности

• получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации

• анализ продуктов детской деятельности

• анализ процесса деятельности

• индивидуальная беседа с ребенком

Форма организации мониторинга – диагностическая карта.

Проведено 2 мониторинга:

мониторинг образовательного процесса;

мониторинг детского развития.

Мониторинг образовательного процесса

На протяжении учебного года дети развивались соответственно

возрасту, осваивали программный материал, и показали положительную динамику по всем направлениям развития.

С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность.

Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкальной, художественной).

С целью определения уровня освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ и эффективности образовательного процесса, в группе был проведен мониторинг по следующим образовательным областям:

Мониторинг образовательного процесса осуществлялся через отслеживание результатов освоения образовательной программы.

Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательной области:

1 балл — большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла — отдельные компоненты не развиты;

3 балла — соответствует возрасту;

4 балла — выше возрастной нормы.

№№ Образовательная область Начало года Конец года

1. Социально-коммуникативное развитие

4. Художественно-эстетическое развитие

5. Познавательное развитие

Исходя из приведенных показателей видно, что на начало учебного года уровень овладения детьми образовательной программы ДОУ чуть ниже среднего был по всем образовательным областям. В конце учебного года показатели демонстрируют положительную динамику

Мониторинг детского развития

Оценивается уровень развития интегративных качеств, и используются общепринятые критерии развития детей каждого возраста.

Программный материал за 2016 -2017 учебный год выполнен в полном объеме и усвоен всеми детьми данной группы.

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении.

Для того, чтобы развивать и воспитывать детей, необходима правильная, целесообразная, удобная, информационная экспериментальная развивающая среда, настраивающая на эмоциональный лад и обеспечивающая гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.

Читайте также:  Стафилококковая инфекция у детей анализы

Нам удалось создать условия, соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены.

Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранится множество мозаик, кубиков, настольно-печатных и дидактических игр.

Для речевого развития созданы:

— уголок по развитию речи «Говоруша» с игрушками и пособиями для развития дыхания, серии сюжетных картинок, мнемотаблицы для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;

— детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т. д. ;

— уголок театрализации с различными видами театров, большой ширмой, элементами костюмов, масками, электронные носители с записями детских песен и сказок.

Для познавательного развития созданы:

— математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур;

— уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими продуктами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, лейками, опрыскивателями.

Для эстетического развития созданы:

— уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т. д. ;

— музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов.

Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований.

Для сюжетно-ролевых игр в группе имеются необходимые атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

Дети с увлечением играют конструктором «Лего». Включают в игру небольшие игрушки, фигурки животных, людей, машинки, мягкие игрушки.

При создании развивающей предметно — пространственной среды педагогами учитывается и региональный компонент: представлены альбомы, художественная литература, библиотека Н. А. Некрасова. Для развития театрализованной деятельности в группе имеются разнообразные виды театров; оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей (ширмы, костюмы, маски, декорации, куклы и др.) и материал для их изготовления.

В группе имеется «уголок здоровья», дидактические игры спортивного содержания.

Для родителей оформлен информационный уголок, из которого они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателя об образовании и развитии детей. Так же ведется интернет-сообщество группы «Капитошка» с еженедельным обновлением.

Имеется уголок детского творчества.

В 2016-2017 учебном году ыли разработаны и внедрены в образовательный процесс темы, которые в полном объеме охватили все образовательные области, велась проектная деятельность (по приоритетному направлению педагога).

У детей старшей группы преобладает нормативный (соответствующий возрасту) уровень в формировании знаний и представлений, в формировании побуждений, умений и навыков, что свидетельствует о положительном варианте развития детей по данным показателям.

Однако, несмотря на средний уровень развития игровой и познавательной деятельности, можно выделить следующие проблемы:

— поведение во время занятий, дети часто отвлекаются, спорят, часто не могут заниматься совместной деятельностью (играть в подвижные игры со сменой водящего, выбрать капитана команды, следовать установленным правилам);

— организация самостоятельной деятельности (в организации сюжетно-ролевой игры, в выборе роли, в доведении игры до конца);

недостаточная сформированность коммуникативных компетенций (дети порой перебивают ответы друг друга, выкрикивают и не всегда могут доказать свою точку зрения по какому- либо вопросу, конфликтные ситуации не могут разрешить словами, прибегают к помощи взрослого).

Мониторинг образовательного процесса ДОУ на конец учебного года дал следующие результаты по образовательным областям:

Физическое развитие – 80% (Трудности в данной образовательной области испытывают часто болеющие дети – Миша М., Федя Б., Настя С.)

Речевое развитие – 82% (Трудности в данной области испытывали дети с ОВЗ — дети с ТНР, посещающие логопеда, имеющие отклонения в речевом развитии).

Социально-коммуникативное развитие –86%

Художественно-эстетическое развитие – 80% (Мурашов М., Мальков М., Скворцова А. испытывают трудности при работе с ножницами, при создании цветовой гаммы, композиции рисунка)

Познавательное развитие –89%

Любознательный, активный – 91%.

Эмоционально – отзывчивый – 84%

Овладевший способами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – 86%.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения – 83%.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту – 79%.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе – 82%.

Данные результаты являются достаточно хорошим показателем общей готовности детей к переходу в подготовительную к школе группу.

Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми отсутствует, различия в высоком, среднем и низком уровне не значительны, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.

Задачи на 2017-2018 учебный год:

Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям;

Углубление работы с детьми по ОО «Речевое развитие», «Физическое развитие»;

Продолжение проектной деятельности по социально- коммуникативному развитию в рамках проекта ДОУ по здоровьесбережению «Здоровье на все сто!»;

Продолжение совершенствования РППС группы в соответствии с ФГОС.

Аналитическая справка достижения детьми планируемых результатов освоения программы в средней группе В конце 2016 – 2017 учебного года в средней группе была проведена психолого – педагогическая диагностика освоения детьми основной общеобразовательной.

Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам внутреннего мониторинга Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Подстепное» Энгельсского муниципального района Саратовской.

Аналитическая справка по итогам мониторинга на конец года старшая группа (2016–2017) АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА (старшая группа) МАЙ 2017г. I. Вводная часть. 1. Характеристика группы: Старшая группа: 28.

Аналитический отчет итогового мониторинга Аналитический отчет итогового мониторингаподготовительной группы № 9 на 2015-2016 учебный год Подготовила воспитатель: Митрофанова Валерия.

Анализ достижений результатов освоения программы «Истоки» детьми старшего дошкольного возраста На основании годового плана МБДОУ был проведен анализ достижений результатов освоения программы «ИСТОКИ» детьми в старшей группе № 1 в 2014-2015.

Фотоотчёт по итогам реализации программы «Зелёный огонёк» Фотоотчёт по итогам реализации программы «Зелёный огонёк» Повседневная жизнь обычного человека таит множество опасностей и поэтому обеспечение.

План воспитательно-образовательной работы по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования План воспитательно-образовательной работы по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (на основе ПОП дошкольного.

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 20162017 год (5–6 лет) Ч.2 Возрастные особенности детей 5-6 лет Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение,придерживаясь.

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учрежденияна 20162017 год (5–6 лет) Ч.1 Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2016/2017 год Группа общеразвивающей.

источник

алена проничева
Анализ результатов мониторинга детей старшей группы по освоению образовательных областей

Сравнительный анализ по результатам диагностических данных на 09.2013 г. — 2014 уч. год

Результаты мониторинга детей группы№ 83 по освоению образовательных областей

Старшая группа № 83. Детский сад работает по программе «Детство» с направлением физкультурно- оздоровительное. Мониторинг детей проводится в сентябре (начало учебного года) и мае (конец учебного года) для выявления динамики физического, интеллектуального и личностного развития детей и их образовательных достижений. Выявлении детей с проблемами в развитии личности, а также определении трудностей в формировании определенных интегративных

Сентябрь 2013 г. Май 2014 г.

Диагностировано: 24человек Диагностировано: 25 человека

В- 33 % (8 человек) В- 44 % (11 человек)

С- 42 % (10 человек) С- 48 % (12 человек)

Наблюдается положительная динамика, преобладает средне- высокий уровень. По результатам диагностического обследования выявлены следующие уровни достижений детей по образовательным областям.

Образовательная область «Коммуникация»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился на 3%, а низкий снизился на 11%

Причины, определившие полученные результаты:

— индивидуальная работа по звуковой культуре речи и дифференциации звуков с детьми через словесные игры, стихов и т. д.

— игры – фантазирования, словесные игры, игры на словотворчество, игры с невербальными средствами общения, игровые упражнения с использованием пантомимы;

— использование чистоговорок, стихов, загадок, скороговорок, литературных произведений на тему этикета;

Рекомендации: продолжать развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности, развивать монологическую речь, желание говорить правильно.

Образовательная область «Здоровье»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился на 15%, средний снизился на 10%, низкий снизился на 5%

Причины, определившие полученные результаты:

— использование здоровьесберегающих технологий; утренней гимнастики, дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой, гимнастики для глаз, физкультминуток, пальчиковой гимнастики; закаливающих процедур;

— использование совместных форм работы с родителями: проведение праздников здоровья;

— организация дидактических игр;

— использование поисково – исследовательских методов: разнообразных игровых проблем, поисковых ситуаций, проектной деятельности здоровьесберегающего характера; — чтение детям литературных произведений соответствующей тематики;

— активизация творческой деятельности (рисунки, загадки).

Рекомендации: продолжать воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни; обогащать и углублять представления о том как поддерживать и сохранить здоровье

Образовательная область «Физическая культура»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился на 16%, а низкий снизился на 18%

Причины, определившие полученные результаты:

— использование развивающих технологи: музыкально – ритмической гимнастики по Н. М. Фоминой;

— для развития физических качеств использование равномерного, игрового, постепенного, соревновательного методов;

— использование совместных форм работы с родителями: проведение спортивных праздников и развлечений.

Рекомендации: продолжать формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании

Образовательная область «Безопасность»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился на 2%, низкий снизился на 2%

Причины, определившие полученные результаты:

-познавательное участие в семинаре «Зеленый огонек»

-встречи и беседы с сотрудниками ГИБДД

— использование игровых и практических ситуаций;

— использование поисково – исследовательских методов: игры – путешествия, викторины;

— использование совместных форм работы с родителями: вечера досугов, круглый стол, брифинги;

— чтение литер, произведений соответствующей тематики.

Рекомендации: продолжать формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

Образовательная область «Социализация»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился на 16%, средний снизился на 10% низкий снизился на 6%

Причины, определившие полученные результаты:

— организация воспитательно-образовательной работы в рамках субъект- субъектной позиции взаимодействия ребенка и воспитателя, личностно ориентированный подход

— активное использование поисково – исследовательских методов: игры – экспериментирование с разными материалами (с водой, снегом, льдом, светом, магнитом, стеклом, резиной, бумагой);

— использование дидактических и развивающих игр;

— организация развивающих проблемно – практических и проблемно – игровых ситуаций;

— игры — путешествия, экскурсии по городу, знакомство с элементами национальной культуры.

Рекомендации: продолжать развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально – одобряемым нормам поведения, осознания роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.

Образовательная область «Труд»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился 19%, средний понизился на 14%, низкий снизился на 5%

Причины, определившие полученные результаты:

-использование поисково – исследовательских методов: системы обследовательских действий, сравнение предметов разных видов, группирование предметов по существенным признакам;

— целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение худ. литературы, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых, трудовых процессах;

— дежурства, коллективный труд, трудовые поручения.

Рекомендации: Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно – бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объёме возрастных возможностей старших дошкольников, развивать самостоятельность детей, воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам. Больше внимания уделить формированию у детей отчетливого представления о труде как социальном явлении, обеспечивающим потребности человека, через расширение круга знаний и представлений о совершенствовании рукотворного мира, изменение мира профессий.

Образовательная область «Познание»

Высокий уровень увеличился с 17% до 36%, так как возрос процент по освоению математических представлений на 13%, позновательно исследовательской деятельности на 22%,экология на 18%, развитие творческих проявлений на 18%. Средний уровень снизился на 5, низкий на 24%

Причины, определившие полученные результаты:

— использование инновационных развивающих технологий: ТРИЗ, метод проектов и т. д. ;

— использование поисково – исследовательских методов: экспериментирование с предметами, обследование свойств и качеств предметов, наблюдение, выполнение сенсорного анализа предметов, экологические дневники наблюдений, составление маршрутов в природе и участке;

— использование проблемно – игровых способов: организация развивающих проблемно – практических и проблемно – игровых ситуаций, бесед, вопросов;

— экологические игры: дидактические и сюжетные;

— игры на познание зависимостей и отношений, на овладение действиями моделирования на плоскости и в объёме, воссоздания целого из частей, на освоение умений преобразования;

— использование совместных форм работы с родителями: изготовление поделок из природного и бросового материала,

— личностно – ориентированная модель взаимодействовали с ребёнком;

Рекомендации: Продолжать поддерживать стремление старших дошкольников использовать систему обследовательских действий при рассматривание предметов; продолжать обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие, развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств.

Образовательная область «Чтение худ. литературы»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился на 15%, средний снизился на 11%, низкий снизился на 4%

Причины, определившие полученные результаты:

— своевременное выявление причин неуспеваемости и помощи каждому конкретному ребенку в его развитии

— использование метода проектов: изготовление книжек самоделок, детских энциклопедий, организация библиотеки, тематические выставки;

— организация вечеров литературных развлечений, литературных праздников и театрализованных представлений;

— использование аудио- и видеозаписи постановок по литературным текстам;

— беседы о книгах, их строении, внешнем виде, о писателе, художнике – иллюстраторе, художнике – оформителе, о печатании книг,

Рекомендации: продолжать поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге. Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов. ; продолжать обогащать читательский опыт детей. Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов. Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи

Читайте также:  Стафилококк золотистый анализ расшифровка у детей

Образовательная область «Художественное творчество»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился на 18%, средний снизился на 10%, низкий снизился с 16% до 8%

Причины, определившие полученные результаты:

— игры и упражнения, развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности;

— использование современных информационных технологий: видовые видеофильмы, электронные каталоги и игры, творческие сайты для детей;

— рассматривание, обсуждение, эстетическая оценка, разговор об исскустве, чтение познавательной литературы, экскурсии;

— использование поисково – исследовательских методов: детские игровые проекты (исследования);

Рекомендации: продолжать побуждать и додерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности.

Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения (2009/10 уч. год, 2011/2012.

Всё о диагностике в детском саду. Аналитическая справка о проведении диагностики Аналитическая справка по результатам отслеживания степени достижений детей в старшей группы Филиала МКДОУ «Галкинский детский сад» за учебный.

источник

Сравнительный анализ мониторинга достижений детьми результатов освоения основной образовательной программы МБДОУ детский сад №10 «Колосок» Петушинского района д. Новое Аннино. Мониторинг достижений детьми результатов освоения основной образовательной программы в МБДОУ проводился в два этапа: первый на начало учебного года (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Сравнительный анализ мониторинга достижений детьми результатов освоения основной образовательной программы МБДОУ детский сад №10 «Колосок»

Петушинского района д. Новое Аннино.

Мониторинг достижений детьми результатов освоения основной образовательной программы в МБДОУ проводился в два этапа: первый на начало учебного года с 22-28 сентября 2017 года, второй — с 20-28 мая 2018 года. В процессе освоения образовательной программы на начало года приняли участие 107 детей, и на конец года приняло участие в мониторинге 109 детей. Результаты уровня усвоения умений и навыков проводились по 5 образовательным областям:

4. Познавательное развитие

5.Социально – коммуникативное развитие

После проведения мониторинга на начальном этапе обучения педагогами ДОУ были спланированы формы работы с детьми и способы по устранению выявленных недостатков. В результате данной работы улучшились результаты по развитию, а так же повысился уровень навыков и умений детей по всем образовательным областям.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РАЗВИТИЯ НОД ясельная группа

МБДОУ «Детский сад №10» 2017- 2018 г.

Художественно эстетическое развитие

Вывод: Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам деятельности. В основном показатели выполнения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией , , находятся в пределах среднего и низкого уровня.

На начало учебного года количество детей в группе составляло 12 человек это дети 2- 2,5 лет которые посещали ДОУ. В течении полугода, ребята переходили в младшую группу. А в ясельную группу к концу года поступило 5 ребят в возрасте 1,5 – 2 лет и поэтому результат мониторинга на начало года показывает средней уровень освоения программы по всем образовательным областям, а на конец года средне-низкий. Это приемлемо для группы раннего возраста. И несмотря на эти показатели образовательная деятельность в ясельной группе реализуется на достаточном уровне, но существует проблема с уровнем качественных показателей по реализации образовательных областей, «Физическое развитие» и « Речевое Развитие», основные и главные области этого возраста.

В коррекционной работе по «Речевому развитию» нуждаются Антипов Савелий, Барышев Александр, Романов Андрей это ребята самого маленького возраста. Работа с этими детьми продолжится. На летний период запланирована целенаправленная и плодотворная работа в области «Физическое развитие». Закаливание, прогулки, гимнастика на свежем воздухе, спортивные мероприятия.

Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми сведён к минимуму, различия в высоком, среднем и низком уровне незначительны, знания детей прочные. Ребята готовы применять полученные знания и умения на практике.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РАЗВИТИЯ НОД младшая разновозрастная группа.

МБДОУ «Детский сад №10» 2017- 2018 г.

Художественно эстетическое развитие

Вывод: Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам деятельности. В основном показатели выполнения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией , , находятся в пределах высокого и среднего уровня. На начало учебного года в мониторинге приняли участие 11 человек. Возраст ребят от 2 до 4 лет (разновозрастная группа) и на конец года эти же дети проходили заключительный этап мониторинга. 2 ребят пришли в группу в мае и не попали в процесс проверки усвоения программы по 5 областям непосредственно образовательной деятельности. На начало года наибольшие затруднения были у ребят в области «Речевое развитие», проблемы со звукопроизношением (учитывая возраст), так как многие ребята впервые попали в ДОУ. Дополнительная работа проводилась со следующими детьми Сениным Денисом, Авериным Матвеем, Елисовой Викой. Как показывают результаты майского мониторинга ребята из низкого уровня перешли в средний уровень усвоения знаний и умений. Анализ освоения детьми программного материала образовательной области «Речевое развитие» Анализ показал, что почти все воспитанники младшей группы владеют речью как средством общения и культуры, они сопровождают речью игровые и бытовые действия. Обогащен и пополнен активный словарь; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; на протяжении всего года знакомили с книжной культурой, детской литературой, без существенных пропусков последовательно пересказывают не большие произведения. Необходимо в следующем учебном году продолжать вести работу по обогащению у них словаря, закреплению умения вести диалоги, монолог, отвечать на вопросы принимать игровые задачи, общаться с взрослыми и сверстниками. Уделять внимание становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Многим детям необходимы занятия с логопедом для коррекции речи.

источник

«Мониторинг достижения детьми планируемых результатов на основе комплексной оценки результатов освоения основной образовательной программы ДОУ №6

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Тема; «Мониторинг достижения детьми

на основе комплексной оценки результатов освоения основной общеобразовательной программы

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования . Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.

Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование .

Федеральные государственные требования, утвержденные приказом № 655 от 23 ноября 2010 года Министерства образования и науки Российской Федерации, определяют, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение , для достижения каждым ребенком, оптимального, для его возраста, уровня развития, с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Образовательный процесс, есть не что иное, как особый целостный процесс совокупной кол­лективной деятельности педагога и детей. В процессе такой деятельности дети под руководством педагога активно овладевают достижениями материальной и духовной культуры (знание, мораль, искусство, труд), созданной человечеством, усваивают общественные требования, нравственные нормы и идеалы,

А повышение качества образования и образовательного процесса в ДОУ является важной задачей, стоящей перед каждым дошкольным образовательным учреждением. Основой решения проблемы качества образования в ДОУ является проектирование и внедрение системы управления качеством образовательно го процесса. Од на из составляющих этой системы является мониторинг . Вот об этом мы сегодня и будем говорить. В методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (от 21.10.2010 г. N 03-248) мониторинг определяется, как «совокупность апробированных описанных в психолого-методической литературе диагностических методик, п озволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребёнка на каждом этапе его возрастного развития».

До недавнего времени мы в дошкольной педагогике использовали диагностику с целью определения уровня развития детей и определения результата нашей работы. Сейчас необходимо при аттестации предоставить результаты мониторинга. так в чём же отличие этих понятий? Давайте разберёмся.

Диагностика — разовое мероприятие . А вот если Вы представите несколько диагностических работ в системе, будете отслеживать все результаты и определять пути дальнейшего развития деток с учетом их индивидуальных способностей и возможностей , то это и будет мониторинг.
Вообще-то мониторинг присутствовал всегда через контрольные работы и

экзамены. Но это в школах, а вот в детских садах это есть наши срезы по видам деятельности, проводимые как в малых группах, так и индивидуально.

Простыми словами Мониторинг- это действие состоящее из трех этапов; сбор информации, анализ полученной информации, принятие решения на основе анализа. Диагностику можно считать одним из способов сбора информации .

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением самостоятельно и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса . Мы проводит мониторинг два раза в год (в сентябре и в мае),это делают воспитатели, муз. руководитель, медицинская сестра ,а вообще в крупных ДОУ проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, музыкальный руководитель, педагог – психолог, физрук

Основная задача мониторинга – определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития . Мониторинг образовательного процесса — отслеживание результатов освоения образовательной программы – обеспечивается он педагогической диагностикой, монито­ринг детского развития — проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка -психологической диагностикой.

Существуют два метода для анализа развития интегративных качеств воспитанников; (низкофармализованные и высокоформализованных методы).

Низкоформализованным методом, используемым для анализа развития интегративных качеств воспитанников ДОУ, является наблюдение.

Причины приоритетности использования метода наблюдения:

1.Оценка строится на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий.

2.Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игре, в режимных моментах, в различных видах деятельности), а не в надуманных ситуациях.

3. Мониторинг проводится без ущерба для образовательного процесса с минимальными временными затратами на специальную организацию мониторинга .

Педагогами заполняются Карты развития детей.

Карты заполнялись в группах в сентябре 2012, в мае 2013 года (старшая, подготовительная группы) и в сентябре 2013 учебного года (подготовительная группа ).

Высокоформализованные методы используются лишь специалистами (психолог, учитель-логопед, члены МПк) и только при:

— необходимости выявления причины обнаруженной проблем;

— отсутствии динамики в развитии ребенка, имеющего низкий уровень.

Причины осторожного отношения к высокоформализованным методам в процессе проведения мониторинга достижений:

— риск нарушения права детей и семьи;

— опасность нарушения образовательного процесса;

— большие временные затраты;

— опасность переутомления детей.

Однако высокоформализованные методы необходимы при определении уровня сформированности предпосылок универсальных учебных действий детей 6-7 лет.т.е. портрет выпускника

Процедура и содержание диагностической работы осуществляется по договору с родителями на основе их согласия на изучение тех или иных сторон личности и результатов развития ребенка. Выявленная информация является конфиденциальной (методическое письмо МО РФ от 7 апреля 1999 г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»).

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получать необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Мониторинг детского развития.

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами (воспитателями, музыкальным руководителем) и медицинским работником (врач-педиатр). Основная задача данного вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а так же развития общих способностей: познавательных, коммуникативных, регуляторных.

Мониторинг детского развития осуществляется преимущественно с использованием метода наблюдения, а так же тестовых методов и критериальных диагностических методик.

В ходе мониторинга детского развития заполняется таблица:

Мониторинг детского развития

Дата проведения мониторинга

Уровень развития интегративных качеств

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

Способность управлять своим поведением и планировать действия

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Овладение предпосылками учебной деятельности

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту

Мониторинг образовательного процесса.

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы или др. словами Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям) проводится педагогами детского сада (воспитателями и музыкальным руководителем). Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно отследить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

Форма проведения мониторинга – наблюдение за активностью ребенка в разные периоды пребывания в Учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогами. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту.

Анализ диагностических карт позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

В ходе мониторинга заполняется таблица:

Мониторинг образовательного процесса

Дата проведения мониторинга

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

источник

В настоящее время задача повышения качества продукции сталаодной из главных как в нашей стране, так и за рубежом. Первым шагом к улучшению качества производимой продукциии предоставляемых услуг является получение навыков количественно­ го оценивания фактического (достигнутого) уровня качества и систематизации имеющейся информации с целью принятия оптимального решения о конкретных путях и методах повышения качества продукции (услуг).Основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Оценивание достижений воспитанников в условиях квалиметрического подхода.

Посеять в душах благодать.

Когда цветком прекрасным стать

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

В настоящее время задача повышения качества продукции сталаодной из главных как в нашей стране, так и за рубежом.
Первым шагом к улучшению качества производимой продукциии предоставляемых услуг является получение навыков количественно­
го оценивания фактического (достигнутого) уровня качества и систематизации имеющейся информации с целью принятия оптимального
решения о конкретных путях и методах повышения качества продукции (услуг).Основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Читайте также:  Срок годности анализа у детей

Актуальность. Актуальность изучения процесса оценивания отмечалась еще в тридцатые годы. Вфундаментальной работе Б. Г. Ананьева «Психология педагогическойоценки» определено одно из важных направлений педагогической психологии — это процессы диагностирования детей дошкольного возраста. Отметка приобретаетне только педагогическое и психологическое значение, но и социальное (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова).

Актуальность изучения процесса оценивания определяется многими причинами. В различных исследованиях доказано, что без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным.Контроль является насущной необходимостью. ( Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, М.Доналдсон, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин, и т. д.). Чем чаще обратная связь, тем точнее процесс управления.
В исследованиях Н. А. Курдюковой выявлено, что необходимость процесса оценивания дошкольников отмечаютвсе участники образовательного процесса: воспитатели, руководство данного дошкольного учреждения, ГОРОО. Актуальность изучения процесса оценивания определяется и проблемами, которые возникают в процессе контроля.

Гипотеза исследования основана на предположении, что квалиметрическая технология оценки достижений воспитанников позволит уменьшить субъективизм в оценивании и повысить качество обучения в будущем

Объект исследования–предмет квалиметрия в процессе оценивания достижений воспитанников

Предмет исследования — квалиметрическая технология оценки качества знаний дошкольников

Цель проекта: Определение объекта исследования; определение содержания мониторинга (структурирование показателей мониторинга); подбор диагностических методик; разработка форм для фиксации результатов мониторинга

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга

Разработка форм для фиксации результатов мониторинга

Концептуальную основу исследования составили:

Методологическая основа исследования определяется поставленными целями и задачами и строится на разработанных методах педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, Н.В.Кузьмина, А.М.Новиков, В.М.Полонский, К.Ингенкамп), основных положениях педагогической квалиметрии (А.И.Субетто, В.С.Черепанов, В.И.Михеев, С.С.Татарченкова) и инновационной педагогики (А.Я.Найн, Н.Р.Юсуфбекова, В.А.Сластенин, Л.С.Подымова).

Изучение процесса оценивания деятельности дошкольников показало, что отсутствуют четкие, научно выверенные положения, которыми могли бы руководствоваться педагоги. Чаще всего педагоги в своей деятельности по оцениванию деятельности воспитанников исходят из своих интуитивныхпредставлений. В результате этого процесс оценивания носит произвольный характер. Такое положениедел ставит ребенка внезащищенную позицию,он не знает своих прав и не может их отстаивать.Термин «Квалиметрия» (от латинского«квали»-какой,какогокачества, и древнегреческого «метрео» — мерить, измерять)впервыебыл использован в 1968 г. для обозначения научной дисциплины, изучающей методологию и проблематику количественного оценивания
качества объектов любой природы. Возникновение квалиметрии было
связано с осмыслением проблемы измерения и оценки качества в сочетании с проблемой управления качеством продукции и работ в общественном производстве
Оценка качества — первый и основной этап системы управления
качеством. Основные задачи квалиметрии: выбор номенклатуры показате­лей качества, разработка методов их определения и оптимизации,
обоснование условий их использования в задачах стандартизации и
управления качеством. Как известно, все, что производит человек, выражается совокупностью четырех элементов: продукция, услуги, информация, энергия. При этом каждый из этих элементов наиболее полно характеризует три фундаментальные величины: количество, затраты и качество.
Д. Джуран (США) использует понятие «качество» в виде определения «пригодность для достижения цели», так как оценка качества потребителем основана на пригодности изделия к использованию , т.е возможности использования ребенком информации, полученной в процессе образования.

Продолжительность: 14.11-25.11.2016 год

Возможность реализации проекта:

Теория и практика курса «Теория и практика педагогической квалиметрии: управление качеством воспитания и обучения в дошкольной организации»

Индикатор результативности: создание диагностической таблицы, согласно задачам, поставленным в «программе развития»

I этап реализации проекта

(Изучение содержания и структуры мониторинга)

Мониторинг — форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

Мониторинг — система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих изучение динамики уровней усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. То есть обеспечивается регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.

Мониторинг освоения детьми Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения является системой работы и имеет определенные этапы реализации: сбор, обработка, распространение и хранение информации об уровне освоения детьми Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения в контексте оценки качества дошкольного образования.

Задачи ДО по реализации системы мониторинга освоения детьми ТУП дошкольного воспитания и обучения:Обеспечение профессиональной готовности педагогов ДОк организации и проведению системы мониторинга

Организация постоянного взаимодействия воспитателей и других специалистов ДОна всех этапах реализации мониторинга

Цель педагогического мониторинга в ДО-выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольников

Функции педагогического мониторинга:

интегративная, обеспечивающая комплексную характеристику развития ребенка в дошкольный период;

диагностическая, позволяющая дать объективную оценку сформированости интегративных качеств ребенка дошкольного возраста;

информационная, являющаяся способом систематического получения информации о развитии физических, интеллектуальных и личностных качествах ребенка;

прагматическая, позволяющая использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение положительных результатов развития каждого воспитанника.

Мониторинг должен соответствовать следующим принципам:

Научности (учет закономерностей развития ребенка, использование научно-обоснованных методов и форм мониторинга).

Непрерывности и цикличности(постоянная оценка достижения детьми планируемых результатов освоения ТУП, периодичность проведения)

Гуманизации (уважение к личности ребенка, его интересам, правам)

Коллегиальности (задействованность в проведении и обсуждении результатов мониторинга всех педагогов и др.специалистов ДО)

Структура системы мониторинга:

1.наличие объекта мониторинга;

2.наличие форм для сбора, оформления информации (использование диагностических карт, карт развития и др. форм), утверждаемых вДО для всех категорий педагогических кадров, участвующих в мониторинге

3. подбор (разработка) инструментария (формы, методы);

4.определение формы фиксации результатов (в цвете, цифрах, баллах, др.)

5.определение сроков и периодичности сбора информации;

6.определение ответственных за сбор и хранение информации.

7.наличие объекта мониторинга;

8.наличие форм для сбора, оформления информации (использование диагностических карт, карт развития и др. форм), утверждаемых вДО для всех категорий педагогических кадров, участвующих в мониторинге

9.подбор (разработка) инструментария (формы, методы);

10.определение формы фиксации результатов (в цвете, цифрах, баллах, др.)

11.определение сроков и периодичности сбора информации;

12.определение ответственных за сбор и хранение информации.

Определение объекта исследования

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, которые представлены в интегративных качествах ребенка:

1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

6.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

7.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;

8.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Определение содержания мониторинга (структурирование показателей мониторинга)

Содержание мониторинга отражается в показателях мониторингового исследования. Выбор показателей и их количество зависит от содержания и задач общеобразовательной программы дошкольного образования и может быть различным для одного и того же интегративного качества в зависимости от возраста ребенка. Показатели, необходимые для оценки достижения результатов части Программы, формируемой участниками образовательного процесса, формулируются коллективом ДОсамостоятельно, с учетом реализуемых задач данной части Программы

Определение периодичности и сроков проведения мониторинга

Устанавливаются образовательным учреждением и должны обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Периодичность проведения мониторинга – не менее 2-х раз в год (начало и конец учебного года), что позволяет выявить динамику изменений большинства показателей.

Рекомендуемая длительность проведения мониторинга — 2 недели.

Подбор диагностических методик

Специалистами ДО подбираются апробированные, описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики.

Воспитатель осуществляет диагностику путем педагогического наблюдения, беседы, анализа продуктов детской деятельности

РАЗРАБОТКА ФОРМ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА

Возможные формы фиксации результатов –

технологические карты, карты наблюдения, карты развития ребенка и др.; оформление результатов в цвете, в баллах, др.

Проведение мониторинга педагогами (специалистами) ДО

Проводится на основании утвержденной на педагогическом совете ДО системы мониторинга и соответствующих диагностических методик (с учетом возраста детей, вида группы, кадрового обеспечения образовательного процесса).

Мониторинг должен обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей , сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса

Оформление результатов мониторинга

В утвержденную в ДО форму фиксирования результатов воспитатель (специалист) вносит результаты диагностики каждого ребенка. Фиксирование результатов осуществляется на бумажном носителе (может быть дополнено электронным). При проведении квалиметрического исследования используются следующие показатели:

ИРВ-индекс реальных возможностей

ИУСВ – индекс усвоения программного материала

ИНЕУСП – индекс прогнозирования неуспеваемости (неуспешности)

УСВ – полное усвоение материала

УРВ – уровень реализации учебных возможностей

НЕУСП – показатель неуспеваемости

ИУСВ= кол-во детей, с баллами 2 и 3 х 100%

Сравнительный анализ этих показателей должен позволить выявить динамику развития каждого ребенка.

Педагогический анализ результатов мониторинга

Педагоги (специалисты) анализируют полученные результаты мониторинга по каждому воспитаннику, уровень освоения Программы (низкий, средний, высокий), определяют причины тех или иных результатов освоения Программы

По результатам анализа показателей мониторинга проектируется (корректируется) индивидуальный образовательный маршрут воспитанника.

Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга воспитателями и специалистами ДО

Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга ( по каждому воспитаннику) может проводиться в рамках существующих организационных форм работы – педагогических советов, совещаний, психолого-медико-педагогических консилиумов комиссий, совещаний.

По итогам обсуждения результатов мониторинга :

определяются причины полученных положительных и отрицательных результатов и факторов, оказавших на них наибольшее влияние;

полученные результаты соотносят с задачами и уровнем реализации Программы ДО;

определяются индивидуальные маршруты образования и развития воспитанников ДО, степень коррекции развития;

Осуществляется необходимая координация дальнейшей деятельности воспитателей и специалистов по организации работы с детьми

Оформление и хранение результатов мониторинга

Материалы мониторинга оформляются воспитателями и др. специалистами на бумажном носителе в формах утвержденных педагогическим советом ДО

Материалы мониторинга хранятся вДО не менее 5 лет (и с учетом длительности пребывания воспитанников в данном учреждении)

Полученная в ходе информация (по каждому воспитаннику ДО) должна быть доступна для работы педагогов, родителей ДО и др.

Результаты мониторинга могут быть оформлены также в электронных носителях, в том числе в таблицах. При выборе структуры таблиц и расположения их внутри электронного документа необходимо учесть , что в последующей работе будут использоваться как данные диагностики отдельного ребенка (в динамике в течение нескольких лет), так и результаты в целом по группе воспитанников.

По результатам мониторинга в каждой группе ДО необходимо:

оценить уровень полученных результатов (низкий, средний, высокий), сравнить данные по каждой группе между собой;

определить группу показателей с наиболее низкими результатами, определить коллегиально возможные причины полученных данных;

провести сравнение с аналогичными предыдущими показателями, выявить характер динамики (положительный, отрицательный);

определить возможные причины изменений и факторы, которые повлияли на полученные результаты.

Участники педсовета обсуждают:

какого рода помощь требуется ребенку или группе детей;

какую деятельность необходимо осуществлять силами воспитателей;

какую работу могут взять на себя другие специалисты;

какую индивидуальную развивающую (коррекционную) работу желательно осуществлять;

какие особенности должны быть учтены в процессе дальнейшей образовательной деятельности;

какие советы и рекомендации необходимо адресовать родителям воспитанников.

Составление аналитической справки по результатам мониторинга (для педагогических кадров , проходящих аттестацию на первую и высшую квалификационную категорию)

Результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (за 2-3 года) служат основой для оформления аналитической справки, входящей в портфолио профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ.

Аналитическая справка о результатах мониторинга (за 2-3 года) , заверенная руководителем ДОУ должна отражать:

Для воспитателей, старших воспитателей, руководителей (инструкторов) по физическому воспитанию , музыкальных руководителей:

Динамику достижения стабильных положительных (промежуточных и итоговых результатов формирования интегративных качеств воспитанников в каждой возрастной период:

от 60% до 70% воспитанников

от 71% до 80% воспитанников

От 81% до 90% воспитанников

Для учителей- логопедов, учителей-дефектологов:

наличие стабильных результатов коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

положительную динамику в коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

наличие стабильных положительных результатов коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников

положительная динамика в коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников

Определение формата проведения мониторинга

Постановка цели мониторинга

Определение объекта мониторинга

Определение методов и форм мониторинга

Определение содержания мониторинга (определение показателей мониторинга)

Подбор диагностических методик с учетом возрастной группы, вида группы и кадрового обеспечения образовательного процесса ДО

Разработка форм для фиксации результатов мониторинга

Определение периодичности и сроков проведения мониторинга

Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга

Проведение мониторинга педагогами ДО

Оформление результатов мониторинга

Педагогический анализ результатов мониторинга

Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга (по результатам каждого проведенного мониторинга- не менее 2-х раз в год)

Оформление и хранение результатов мониторинга

Составление аналитической справки по результатам мониторинга ( к анализу годового плана ДО — ежегодно; к аттестации педагогов – за 2-3 предыдущие года)

(Разработка и создание диагностической таблицы)

Индикатор результативности: Созданная таблица уже использовалась для диагностирования детей, посещающих класс предшкольной подготовки в ГККП я/с «Солнышко»

Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 211 с.

Васильев В. И., Тягунова Т. Н. Основы квалитологии и квалиметрии образования / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2007. – 2804.

Дубцова М. М. О реализации квалиметрического подхода в решении проблемы оценивания учебных достижений студентов вуза // Перспективы науки. – 2011. – № 5(20). – С. 9–11.

Ерёмина И. И., Садыкова А. Г. Анализ результатов экспериментальной проверки диагностической программы развития информационно-коммуникационной компетенции студентов // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 1. – С. 54–60.

Козьмина М. А. Педагогическая технология квалиметрического оценивания выпускной квалификационной работы в вузе :автореф. дис. …канд. пед. наук. – Ижевск : Ижевск.гос. техн. ун-т. – 2007. – 21 с.

Кондратьев В. В. Методология системного исследования. – Казань :Риц «Школа», 2007. – 230 с.

Мухаметзянова Г. В., Ибрагимов Г. И. Проблемы управления качеством подготовки и аттестации научно-педагогических кадров // Соискатель-педагог : науч.-метод. журн. – М. : Соврем, образование, 2009. – № 1. – С. 3–6.

Спенсер Лайл М. мл., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе / пер. с англ. – М. : ШРРО, 2005. – 384 с.

источник