Меню Рубрики

Анализ воспитателя готовности детей в школу

Муниципальное казенное дошкольное образовательное годовой план работы учреждения на 2012-2013 учебный год

1.5 Анализ готовности детей к школе

В 2011-2012 учебном году было выпущено в школу 29 детей. В конце учебного года педагогами была проведена диагностика готовности детей к школе.

Подготовка детей к школе осуществлялась по программе Т. Н. Дороновой «Из детства в отрочество».

Работая над формированием данного компонента, воспитатели в течение года развивали у детей интерес и представления о школе, соединяя данную работу со всем содержанием педагогического процесса.

Дети посещали торжественную линейку 1 сентября, знакомились со школой. Была проведена выставка рисунков и поделок между детьми подготовительной группы и первым классом на тему: «Дары Осени», проводились совместные концерты, экскурсия в библиотеку, спортивные состязания. Знакомились с традициями и обычаями школы. Педагоги на протяжении всего года формировали у детей интерес к самостоятельной деятельности.

В течение года у детей сформировался достаточно широкий запас знаний об окружающем мире. Воспитатели развивали детскую компетентность, понимание общих закономерностей. Знакомились с окружающим на экскурсиях, походах, наблюдениях. Педагоги использовали методы проблемно-поискового характера: давали детям различные проблемные задания. Экспериментирование вызвало большой интерес у детей, проводились игры – эксперименты, увлекательные путешествия. Воспитатели в период дошкольного возраста работали над овладением детьми простыми формами монологической речи: учили детей употреблять простые и сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью, использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы. Воспитатели развивали у детей умение слушать и выслушивать собеседника, понять и адекватно выразить свои мысли,

формировали предпосылки учебной деятельности, т.е. учили принимать и самостоятельно ставить учебно-познавательные задачи, развивали умение планировать основные этапы деятельности, формировали умение выбирать рациональные пути и средства для решения учебной задачи. Немаловажное значение придавали навыкам самоконтроля.

Эмоционально – волевая подготовка.

У детей формировали умение правильно вести себя в обществе других людей, регулировать своё поведение, правильно действовать в сложных ситуациях. Для этого воспитатели создавали различные ситуации в разных видах деятельности, которые способствовали развитию произвольных действий и поведению детей. Детей учили сосредотачиваться на одной деятельности, действовать в соответствии с социальными нормами поведения. Во всех видах деятельности велась работа по развитию таких чувств и эмоций, как уверенность в себе, уверенность в своих силах, самоутверждение, признание достижений ребёнка окружающими. Формировали такие чувства, как доброжелательность, отзывчивость, умение понимать другого.

Подготовка детей к общению в школе.

Для того, чтобы дети научились общаться с детьми и взрослыми, воспитатели постоянно вели непрерывную работу, организовывали совместную деятельность детей, где строилось сотрудничество между ними.

Педагоги научили детей разрешать самим сложившиеся конфликты, самостоятельно принимать решения. Дети умеют не только общаться с детьми, но и со взрослыми с различных позиций: «учитель-ученик», «партнер-партнер». Дети спокойно воспринимают критику, адекватно реагируют на оценку результатов своей деятельности.

Подготовка детей к школе по результатам диагностики

Ознакомление с окружающим

Резюме: анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что подготовка детей к школе осуществляется успешно.

1.6 Анализ взаимодействия с родителями

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога и ДОУ в целом. Основная цель этой работы – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребёнка. А эта цель будет достигнута только через совместное творчество, работу родителей, педагогов, социума, общества в целом. Приоритетными направлениями являются:

— повышение педагогической культуры и педагогических знаний родителей;

— приобщение их к участию в жизни детского сада.

В начале учебного года мы составили план работы с родителями, в нём наметили мероприятия различного характера: информационного, познавательного, ознакомительного и просветительского.

Детский сад – это прежде всего общение между воспитателем и ребёнком, ну а где ребёнок, там и родитель, так образуется тандем воспитатель + ребёнок + родитель. Общение должно быть добрым, основанным на взаимоуважении.

Одно из наиболее важных моментов в работе с родителями – ежедневное информирование их о том, как ребёнок провёл день, чему научился, каких успехов достиг, так как отсутствие информации порождает у родителя желание получить её из других источников, к примеру, от родителей других детей, а эта информация может носить искажённый характер и привести к конфликтным ситуациям. Поэтому наши воспитатели ежедневно ведут работу с родителями. Эффективность взаимодействия МКДОУ № 4 с семьями воспитанников повышается благодаря тесному сотрудничеству и активности родителей на праздниках и семейных встречах. Все они проходят не для родителей, а с их привлечением, чтобы они прожили и прочувствовали эти мероприятия вместе с ребёнком, узнали, сколько хлопот и труда надо вложить для любого торжества, а самое главное, через такую совместную деятельность ребёнок становится более коммуникативным, коммуникабельным, всесторонне заинтересованным.

Педагоги постоянно стараются вовлекать родителей в воспитательно – образовательный процесс, приглашают на открытые занятия, участие в выставках, конкурсах, проводят разнообразные консультации, анкетирования, активно внедряют наглядные формы работы (стенды, тематические выставки, папки – передвижки и т.д.), которые позволяют повысить педагогическую информацию.

Задача ДОУ удовлетворить запросы всех родителей, предоставить образовательные услуги в соответствии с их потребностями.

Для выявления отношения родителей к детскому саду, для определения направления работы по взаимодействию ДОУ с семьёй на 2011-2012 учебный год было проведено анкетирование «Взаимодействие ДОУ с родителями». В результате его анализа, в качестве основной проблемы взаимодействия ДОУ и семьи можно выделить недостаточную осведомлённость родителей о работе детского сада.

Причины возникающих трудностей с родителями педагоги связывают прежде всего с недостатком у родителей времени для общения, их профессиональной занятостью.

Однако, как показывает опрос, и воспитатели недооценивают работу с родителями по ряду причин. Они считают, что с современными родителями работать сложно, так как те или «всё знают», или им безразличны вообще вопросы воспитания. Родители обращаются к педагогу с вопросами, как ребёнок кушал, как себя вёл, их интересуют вопросы «здоровья и поведения», использования физических наказаний.

Характеризуя контингент родителей, отмечаем, что большая часть родителей представляют социальные группы работающих в бюджетной сфере, также немало служащих, небольшую часть составляют предприниматели, представляющие мелкий и средний бизнес.

источник

Виктория Васильевна Иванченко
Образец анализа готовности детей подготовительных групп ДОО к обучению в школе

АНАЛИЗ

готовности к школьному обучению детей подготовительных групп

В период с ___ по ___ в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога проходило итоговое обследование детей подготовительных групп к обучению в школе, в котором приняли участие 74 дошкольника.

Уровень готовности детей к школьному обучению выявлялся с помощью тестовых методик программы Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».

Обследование проводилось в индивидуальной форме.

Цель: определение уровня школьной зрелости детей подготовительных групп.

По итогам были получены следующие результаты: Г — 52 чел. (70,3%, УГ — 21 чел. (28,4%, УНГ — 1 чел. (1,3%, Н — 0 чел. (0%).

В диагностике не приняли участие 7 детей в связи с непосещением ДОУ по семейным обстоятельствам и по заявлениям.

Таким образом, из 74 обследованных выпускников 70,3% детей готовы к обучению в школе, они усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности. Условно готовы 28,4% выпускников — у этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов. Условная неготовность к началу регулярного обучения выявлена у одного ребенка, который нуждается в помощи школьного психолога и должен быть обследован с целью выявления компенсаторных возможностей, путей помощи.

В целом, результаты проводимой работы с детьми по коррекции и развитию психических процессов имеют положительную динамику.

Педагог-психолог МБДОУ ___

Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь.

Физкультурное развлечение «Спортивный огород» для детей старших и подготовительных к школе групп) Физкультурное развлечение «Спортивный огород » (подготовительная и старшая группы) ГККП «Ясли – сад №16» г. Аксу Физкультурное.

Консультация для родителей подготовительных к школе групп «Готовность к школе — что это?» Готовность к школе. 1 Слайд Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое «готовность к обучению в школе»?.

Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе Реализация основных задач дошкольного образования в контексте основных идей ФГОС ДО невозможна без создания особых условий взаимодействия.

Проект по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Звездочка в ладошке» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Колосок» муниципального образования город-курорт Анапа.

Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе. Развитие речи, обучение детей дошкольного возраста родному языку становится особенно актуальной проблемой в связи с целенаправленной, углубленной.

Сценарий новогоднего праздника для детей подготовительных к школе групп ДОУ с большим количеством сказочных персонажей СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП ДОУ «СКАЗОЧНЫЙ КАРНАВАЛ» Подготовила музыкальный руководитель Левченко.

Сценарий осеннего праздника для детей старших и подготовительных к школе групп ДОУ Золотая осень в Ростове-на-Дону Сценарий осеннего праздника для детей старших и подготовительных к школе групп ДОУ Подготовила музыкальный.

Спортивно-познавательный досуг «В гостях у Светофора» для детей старших и подготовительных к школе групп Спортивно – познавательный досуг «В гостях у Светофора» для детей старших и подготовительных к школе групп. Составили: инструктор по физической.

Военно-спортивный турнир «Зарничка» для детей подготовительных к школе групп В преддверии 9 мая в нашем детском саду «Ёлочка» прошли спортивные соревнования «Зарничка». дети подготовительных групп показали свои умения.

источник

Аналитический отчет по выполнению программы и подготовки детей к школе подготовительной за учебный год

Общая характеристика группы:
В подготовительной группе 27 человек, из них 19 мальчиков и 8 девочек. Возраст детей от 6 до 7 лет. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются. Все дети разносторонне развиты, многие из них дополнительно занимаются в различных кружках, секциях, изостудии, бассейне. Со всеми детьми в течение года было очень интересно сотрудничать, проводить творческие эксперименты. На протяжении года дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития показали положительную динамику и высокие результаты. В этом году сохранялась достаточно высокая посещаемость детей в группе (23-25чел ежедневно). Заболеваемость детей была низкой, в основном связанная с сезонными погодными условиями, это ОРЗ и ОРВИ, ринофаренгиты, а в конце года ветрянка. Так же некоторые пропуски в посещаемости детей были обусловлены отпусками либо выходными родителей.

Результат выполнения образовательной программы:
Работа в подготовительной группе проводилась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы ГБОУ СОШ №572 дошкольное отделение (7). Содержание образовательного процесса определялось общеобразовательной программой, разработанной и реализуемой в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В течение учебного года деятельность ДОУ была направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка.
Организация учебно-воспитательного процесса строилась на педагогически обоснованном выборе программы (в соответствии с лицензией), обеспечивающей получение образования, соответствующего государственным стандартам– Примерная образовательная программа дошкольного образования «ИСТОКИ», под ред. Алиевой Т.И., Антоновой Т.В, Васюковой Н.Е., Волковой Е.М., Лыковой И.А., Павловой Л.Н., Парамоновой Л.А., Научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова.
Согласно программе перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи:
• обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях,
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества; единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Педагогический процесс в течение года был ориентирован на всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовку к обучению в школе. С детьми систематически проводилась ООД в соответствии с основной общеобразовательной программой и утверждённым расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигались в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продук-тивной, музыкально-художественной. В режимных моментах были предложены новые формы планирования воспитательно-образовательной работы (перспективного и календарного планов), и составлена рабочая программа группы. В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское, психологическое и педагогическое обследование воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребёнка и группы в целом. Можно выделить два основных направления работы воспитателей: работа с детьми; взаимодействие с родителями.

Читайте также:  Анализ мазок на дизгруппу у детей

Познавательно-речевое: Дети любознательны, проявляют устойчивый интерес к исследовательской и проектной деятельности, используют различные источники информации для познавательно-речевого развития. Способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения. Умеют самостоятельно придумывать небольшие сказки по заданию и рассказы.
Большинство детей умеют сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие.
Без затруднений различают цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические), но некоторые дети (15%-20%) не могут распределять цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.
Дети умеют поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или нет с мнением сверстников. Умеют делиться с педагогами и другими детьми разнообразными впечатлениями.

Социально-личностное: умеют согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению возникающих устойчивых детских игровых объединений; согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами. Умеют усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Художественно-эстетическое: дети знают особенности изобразительных материалов, выделяют выразительные средства в различных видах искусствах (форма, цвет, колорит, композиция). Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Умеют заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Большинство детей способны выделять основные части предполагаемой постройки. Ребят владеют навыками рисования, умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Часть детей умеют свободно вырезать, резать бумагу на короткие и длинные полоски.
Все дети проявляют эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

В течение года в группе были проведены мероприятия с детьми согласно
недельному тематическому планированию. Были проведены тематические недели: «День знаний», «День народного единства», « В гостях у осени», « Зимние игры и забавы для больших и маленьких»,» Масленичная неделя», неделя по ПДД «Неделя безопасности», «Тематическая неделя игры и игрушки», « Пасхальная неделя –Дорого яичко к Христову Дню», «Тематическая неделя, приуроченная к 70-летию Победы», « Театральная неделя», и.т.д.
Также воспитатели и дети принимали участие в конкурсах по оформлению группы к новому году, участие в отборочном турнире по шашкам «Юный шашист», в отборочном этапе «Эстафета искусств» среди дошкольников ГБОУ СОШ №572, окружные соревнования «Весёлые старты», в конкурсе оформления уголков посвященные Дню матери, в районном конкурсе- фестивале «Вифлеемская звезда», в творческом конкурсе фотографии и детского рисунка «ЛЮБЛИНО В КРАСКАХ-2014», участие в выставке детско-родительских поделок «Дорого яичко к Христову-Дню», в выставке рисунков, поделок, оформление тематических стендов и альбомов, посвященных 70-летию Победы, где ребята занимали призовые места.
Основные формы взаимодействия с семьей
Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток и брошюр, переписка по электрон¬ной почте и социальные сети.
Образование родителей: проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки, размещение консультаций и рекомендаций на сайте ДОУ.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Создан сайт детского сада. Где родители (законные представители) могут оставить свои пожелания и предложения в гостевой книге, общаться на форуме, задавать интересующие вопросы и получать ответы. Родители принимали активное участие жизни группы.
В соответствии с годовым планом работы проводились общие и групповые родительские собрания. Систематически внутри группы для родителей оформлялись стенгазеты и коллективные работы, выпускались информационные листки, оформлялись папки-передвижки для педагогического просвещения родителей по различным областям развития детей.
Перед родительским комитетом стояла непростая задача: доводить до каждой семьи и педагогов идеи сотрудничества. Результатом взаимодействия педагогов и родителей являются: повышение активности родителей в жизни группы и детского сада; выставки совместных поделок и рисунков детей и родителей; участие в праздниках и досугах, совместной познавательно-исследовательской и проектной деятельности, спортивных мероприятиях. Результаты анкетирования родителей на предмет удовлетворенности услугами ДОУ показал, что 88% родителей полностью удовлетворены системой работы ДОУ.

Вывод о проделанной работе за 2013 — 2014 учебный год
Анализ выполнения требования к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показали стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей. Специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку. Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения, навыки.
В течение года педагоги распространяли свой педагогический опыт на районном уровне. Были проведены открытые показы непосредственно образовательной деятельности. В минувшем году были выявлены следующие проблемы и недостатки: не все родители прислушиваются к советам воспитателей, специалистов (логопеда, воспитателей, медсестры,…). В связи с этим возникают проблемы детей с готовностью поступления в 1 класс: есть нарушения в звукопроизношении, поведении детей, не вовремя ставятся прививки и не пройдена диспансеризация. Результаты деятельности группы были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.

Динамика результатов освоения образовательной программы
Результат готовности детей подготовительной группы к школьному обучению. Доля выпускников ДОУ, получивших высокий и средний уровень готовности к школьному обучению по результатам внутреннего и внешнего контроля (по мониторингу).

источник

Аналитическая справка: анализ готовности к школьному обучению детей подготовительных групп (май 2018 г.)

готовности к школьному обучению

детей подготовительных групп

В 2017-2018 уч. году из МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» выпускаются в школу три подготовительные группы в количестве 71 ребенка. В диагностическом обследовании приняли участие 64 ребенка:

подготовительная группа комбинированной направленности № 9 –18 детей из 18;

подготовительная группа № 12 – 23 ребенка из 26 детей;

подготовительная группа № 14 – 24 ребенка из 27 человек.

Уровень готовности детей к началу регулярного обучения в школе выявлялся с помощью скрининг – обследования готовности к школьному обучению Н. Семаго, М. Семаго, состоящего из 5 заданий.

Цель обследования : оценить уровень сфор мированности предпосылок к учебной деятельности: возмож ности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществ лять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следую щего. Таким образом, оценивается сформированность регуля торного компонента деятельности в целом.

Обследование детей подготовительных к школе групп проводилось в групповой и индивидуальной (дообследование) формах.

Каждое задание оценивалось по пятибалльной шкале. В дальнейшем балльные оценки суммировались и выводилась уровневая оценка готовности детей к началу регулярного обучения в школе.

В задании № 1 оценивались особенности тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

Результаты представлены в графике 1 в процентном соотношении.

Из диаграммы 1 видно, что 36 детей справились с данным заданием на высоком уровне, 23 ребенка – на среднем уровне и 5 детей показали низкий уровень выполнения данного задания.

В задании № 2 оценивались сформированность навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображенных фигур; оценка моторных навыков при изображении цифры; сформированность понятия «больше – меньше» в ситуации конфликтного расположения элементов. Также важным в данном задании является сохранение в памяти инструкции взрослого и последовательности выполнения задания.

Из диаграммы 2 следует, что большинство выпускников (59 детей) имеют высокий уровень сформированности оцениваемых параметров в данном задании; 3 детей – средний уровень и 2 ребенка справились с заданием на низком уровне.

В задании № 3 оценивается сформированность звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух; сформированность графической деятельности, произвольная регуляция собственной деятельности.

37 детей показали высокий уровень сформированности звукобуквенного анализа (диаграмма 3), 14 детей — средний уровень. У детей наблюдается инверсия написания букв, пропуски гласных. У 13 детей оцениваемые параметры сформированы недостаточно.

В следующем задании № 4 оценивалась сформированность произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), распределение и переключение внимания, работоспособность, темп и целенаправленность деятельности.

Результаты выполнения данного задания отражены в диаграмме 4, из которой видно, что справились с заданием на высоком уровне – 58 детей, на среднем – 5 детей, 1 ребенок с заданием не справился.

Последнее задание № 5 направлено на общую оценку сформированности графической деятельности, оценку топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений.

Результаты по данному заданию представлены в диаграмме 5: 20 детей показали высокий уровень сформированности графической деятельности ии пространственных представлений, 29 детей — средний уровень и 15 детей справились с заданием на низком уровне.

Каждое из пяти заданий оценивалось по пятибалльной шкале. В дальнейшем балльные оценки суммировались, и с учетом корректировочных коэффициентов выводилась уровневая оценка готовности детей к началу регулярного обучения в школе.

На основании полученных данных, результаты готовности детей к школьному обучению среди трех подготовительных групп распределились следующим образом:

подготовительная гр. № 9 (18 чел.)

подготовительная гр. № 12 (23 чел.)

подготовительная гр. № 14 (23 чел.)

Наглядно результаты готовности воспитанников подготовительных групп на конец 2017-2018 уч. года представлены в диаграмме 6.

ВЫВОДЫ: Таким образом, из 50 обследованных выпускников: 44 ребенка полностью готовы к началу регулярного обучения в школе, имеют высокий уровень готовности (в среднем 68%). Эти дети усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности.

17 детей имеют средний уровень готовности – условно готовы (26%). У этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов.

1 ребенок (2%) условно не готов к началу регулярного обучения из-за недостаточного психофизиологического развития, низкого уровня усвоения программы подготовительной группы. Эти дети нуждаются в дополнительной коррекционной помощи.

2 ребенка (4%) не готовы к началу регулярного обучения в школе, они проходили ПМПК для определения условий и программы обучения, прошли обучение в группе комбинированной направленности в течение 2-х лет, но программу подготовительной группы не усвоили (один из данных воспитанников остается в МАДОУ для повторного обучения в подготовительной группе комбинированной направленности по АООП ДО для детей с ТНР).

Таким образом, учитывая результаты первичного обследования воспитанников подготовительных групп на готовность к школе в конце 2017-18 учебного года (май), можно отметить, что прогресс в развитии отмечен у 59 воспитанников, 4 воспитанника не показали прогресса, повторив результаты первичной диагностики на определение готовности к регулярному обучению в школе на начало учебного года, у одного ребенка наблюдается регресс в развитии, в сравнении с результатами на начало учебного года (с ноября 2017г. по май 2018г. ребенок находился на домашнем обучении, в связи с желанием родителей (законных представителей) ребенка).

Читайте также:  Анализ медицинского осмотра детей за год

Педагог – психолог МАДОУ № 1 «Ласточка» Шпилевая И.Е.

источник

МКДОУ «Детский сад поселка Пристень» Пристенского района Курской области

«Готовность детей подготовительной группы

к школьному обучению»

2015 года

В соответствии с годовым планом МКДОУ «Детский сад поселка Пристень» Пристенского района Курской области в период с с 06.04.15 — 25.04.15г комиссией в составе:

— Яковлева С.В.– старший воспитатель

— Бокова З.Н. – музыкальный руководитель

— Неизвестная И.А.. – учитель-логопед

— Бакулина З.В. – старшая медсестра

проводилось изучение уровня готовности детей подготовительной группы к обучению в школе. Направления проверки и проверяющие:

  1. Качество ведения документации:

— наличие рабочей программы и календарных планов;

— данные обследования детей (диагностические карты);

2. Выполнение программы реализуемой в МКДОУ:

— наличие учебного плана (его соответствие возрастным особенностям);

— создание развивающей среды (реализация принципов создания развивающей среды в подготовительной группе).

3. Организация кружковой работы:

— наличие плана работы кружка;

— индивидуальная работа с детьми.

4. Качество ЗУН воспитанников:

— характер взаимодействия педагогического персонала с детьми;

— мониторинг развития детей;

— индивидуальная работа с одарёнными и отстающими детьми.

5. Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

— тематика выступления педагогов на педсоветах;

— работа педагогов по темам самообразования;

Методы: 1. Изучение документации

2. Посещение занятий с последующим анализом.

3. Визуальная оценка среды наблюдения педагогического процесса.

4. Изучение детских работ, беседа с детьми. Изучение мониторинга развития детей.

В ходе исследования было установлено:

Качество ведения документации:

Образовательный процесс с детьми строится на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , а так же согласно годовому плану детского сада .

Воспитателями была разработана Рабочая программа и перспективное планирование для подготовительной группы. Организационно-педагогическую работу с дошкольниками педагоги отражают в календарном плане. В плане представлена непосредственно-образовательная деятельность, работа с детьми в утренние и вечерние часы, самостоятельная деятельность детей. а так же работа с родителями и социальными партнерами. Календарный план ведется аккуратно .

Педагоги владеют методиками диагностики освоения программы. Имеют диагностические карты и инструментарий к ним. Периодичность мониторинга 2 раза в год (сентябрь,май). Проводится психолого-педагогический мониторинг формирования интегративных качеств дошкольников .

В группе нет перспективного планирования работы с родителями. Совместную работу с семьями воспитанников педагоги отражают в календарном плане, в графе «Сотрудничество с родителями и социальными партнерами. В плане работы с родителями воспитатели отражают формы работы с семьями воспитанников с указанием тематики (родительское собрание, консультация, совместные выставки, конкурсы, праздники и другие).

При организации работы с семьями воспитанников педагоги используют различные формы сотрудничества.

Воспитателями группы проведены родительские собрания (3 собрания в год).

С целью ознакомления родителей с работой МДОУ, особенностями воспитания детей дошкольного возраста, формирования знаний у родителей о воспитании и развитии детей используется наглядная информация (консультации, папки-передвижки, выпуск стенгазеты, памятки).

Ежедневно педагоги проводят индивидуальные педагогические беседы с родителями воспитанников по проблемам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В работе с семьями воспитанников педагоги используют досуговые формы организации общения с родителями: участие родителей в совместных мероприятиях, участие родителей в конкурсах, выставках. Проведение совместных праздников помогает создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников образовательного процесса. Участие родителей в конкурсах, выставки работ родителей и детей демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.

  1. Выполнение программы реализуемой в МКДОУ :

Воспитателями разработана рабочая программа для подготовительной группы. Рабочая программа содержит план психолого-педагогической работы по образовательным областям, перспективный план по национально-региональному компоненту, систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по образовательным областям. Цели и задачи поставленные в программе соответствуют возрастным особенностям детей подготовительной группы

В группе созданы все необходимые условия для целенаправленной подготовки детей к обучению в школе: имеется достаточное количество развивающих пособий и игр с различной тематической направленностью, познавательная литература из серии «Хочу все знать», «Я познаю мир» на полочке умной книги. В патриотическом уголке литература о городе, стране и т.п.), имеется справочная литература.

Для укрепления здоровья и закаливания детского организма в группе имеется физкультурный уголок. Уголок оформлен эстетично, соответствует возрасту детей, достаточное количество оборудования обеспечивает достаточную двигательную активность детей в течение дня.

Предметно-игровая среда организована таким образом , что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение игрового оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Для развития режиссерской игры выделено специальное место, где можно разыгрывать сюжеты, имеется набор игрушечных персонажей, музыкальные инструменты. В изобразительном центре имеется достаточное колличество материалов для самостоятельной изодеятельности. В раздевальной комнате выделено место для демонстрации детских работ, кроме этого детские работы используются для создания интерьера в группе.

В группе имеется учебная зона, которая приближена к учебной зоне класса: столы поставлены рядами, имеется магнитная доска. Используется глобус, карта мира.

Игротека для самостоятельных игр способствует познавательному и математическому развитию ребенка, развивает логическое мышление .Разнообразны игры с правилами ( лото и домино, шашки , маршрутные игры) Все они интересны, красочны, носят соревновательный характер, вызывают желание играть даже без участия взрослого.

Для расширения возможности познать свой родной край , страны в группе есть герб, флаг страны и Курской области, карта страны.

Центр «Учимся конструировать» помогает овладеть детям конструктивными умениями и навыками. Мозаика, мелкий конструктор «Лего», материалы для изготовления оригами, различные сборные игрушки, схемы составления и сборки объектов способствуют решению этой задачи. Строительный центр вмещает в себя различные конструкторы, игрушки для обыгрывания построек, макет гоночной трассы , игра «Перекресток» и модель светофора. В математическом центре имеется в достаточном количестве счетный материал, комплекты цифр и знаков, рабочие математические тетради, наборы объемных геометрических фигур. В группе имеется групповая лаборатория. Необходимо дополнить центр различными видами бумаги, ткани, пищевыми красителями и др. Таким образом, игровая среда группы способствует всестороннему развитию дошкольников и подготовке их к школьному обучению.

3. Организация кружковой работы:

Кружковая работа в группе не ведется. Воспитателями составлен план по индивидуальному маршруту ребенка. Проводится индивидуальная работа с детьми. В утренние часы в форме беседы, игры, на прогулке уделяется внимание закреплению полученного материала на занятии, повторение стихотворений, пословиц, работа с детьми по физическому развитию. Индивидуальная работа после сна носит разноплановый характер ; это и театральная деятельность, изо деятельность, трудовая деятельность, вовлечение детей в игру и др.

4.Качество ЗУН воспитанников:

источник

Анализ уровня готовности к школе детей подготовительных групп

В сентябре-октябре 2016г. педагогом-психологом Боровковой Н.С. был проведен мониторинг психологической готовности детей 6-7 лет (группы №1 и №4) к школьному обучению.

Цель проведения мониторинга – получение информации об уровне сформированности у детей предпосылок к овладению способами учебной деятельностью.

В ходе групповой, подгрупповой и индивидуальной работы была проведена оценка ВПФ и уровня развития ППП, оценка сформированности предпосылок учебной деятельности, сформированности мотивационной готовности к обучению в школе. В содержание диагностической работы были включены задания, в ходе выполнения которых проверялись:

состояние пространственного восприятия;

состояние зрительного восприятия;

состояние графомоторных функций и зрительно-моторных координаций;

умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;

умение устанавливать закономерности;

уровень развития способов наглядно-образного мышления и воображения;

уровень мотивационной готовности к обучению в школе;

степень работоспособности и произвольности в деятельности;

понимание инструкции и следование установленным правилам;

общая познавательная активность.

Предложенные для определения готовности детей к школе задания максимально учитывали особенности и возможности 6-7 летних детей, обеспечивали адекватное понимание детьми их содержания, опирались на имеющийся у них реальный опыт и не зависели от уровня навыков чтения и письма.

28 человек (1 отсутствует) – 96,5%.

7 человек (5 отсутствуют) – 58% .

Краткая характеристика готовности детей группы № 1 к школе

Психологическая и социальная готовность.

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

Развитие познавательной деятельности.

Общее количество -12 детей, в обследовании принимали участие — 7 детей

ребенок хочет идти в школу

особого желания идти в школу нет

осознает важность и необходимость учения, цели учения приобрели (или приобретают) самостоятельную привлекательность

цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения

цели учения не осознаются, преобладает игровая мотивация

Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

достаточно легко вступает в контакт, понимает ситуацию правильно, воспринимает ее смысл и адекватно ведет себя

контакты в общении затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватно

ребенок плохо вступает в контакт, сильные затруднения в общении и понимании ситуации

поведение недостаточно организованное

поведение отличается неорганизованностью

рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет мелкомоторными навыками

рука развита недостаточно хорошо, ребенок работает с напряжением

рука развита плохо, работает неуверенно, тремор, нечеткость линий

Пространственная ориентация, координация движений и телесная ловкость

ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок

отмечаются отдельные признаки недоразвития пространственной ориентации, координации движений, недостаточная ловкость

ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж и малоподвижен, либо хаотичен, движения нецеленаправленны

Координация в системе «глаз-рука»

ребенок может правильно перенести зрительный образец на расстоянии

графический образ переносится с небольшими искажениями

при переносе образа наблюдаются грубые нарушения

Объем зрительного восприятия

объем соответствует показателям возрастной группы

объем ниже средних показателей возрастной группы

объем намного ниже средних показателей возрастной группы

представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране или городе, в котором живет, о животных и растениях, о временах года

представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим

кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем бессистемны и отрывочны

речь содержательна, выразительна, грамматически правильна

ребенок затрудняется в поиске слов, выражений, мыслей, встречаются отдельные грамматические погрешности, речь недостаточно выразительна

слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок, нарушены согласования в числе и падеже, порядок слов, предложения не закончены

Развитие познавательной активности и самостоятельности

ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах

ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется дополнительная внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок

уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется

Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей)

ребенок определяет содержание, смысл, в том числе и скрытый, анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает различие при сравнении, обнаруживает закономерные связи

задания выполняются с организующей и направляющей помощью взрослого, освоенный способ деятельности ребенок может перенести на выполнение сходного задания

при выполнении заданий необходима обучающая помощь, которая при этом воспринимается с трудом, освоенный способ деятельности самостоятельно не переносится на другие задание

ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат и сам преодолевает трудности, Возникающие в ходе работы

ребенок выбирает средства для намеченного плана, но при этом часто отвлекается в процессе деятельности и трудности преодолевает при психологической поддержке

деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, организующая и направляющая помощь малоэффективна

результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с заданной целью

результаты усилий ребенка частично соответствуют цели, сам ребенок не всегда способен увидеть это неполное соответствие

результаты усилий совсем не соответствуют цели, и ребенок не видит этого несоответствия доже при помощи взрослого

соответствует средним показателям возрастной группы

ниже средних показателей, либо темп высокий, но в ущерб качеству выполнения заданий

намного ниже средних показателей

Итого по уровням (количество человек)

Краткая характеристика готовности детей группы № 4 к школе

Психологическая и социальная готовность.

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

Развитие познавательной деятельности.

Общее количество -29 детей, в обследовании принимали участие — 28 детей

ребенок хочет идти в школу

особого желания идти в школу нет

осознает важность и необходимость учения, цели учения приобрели (или приобретают) самостоятельную привлекательность

цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения

цели учения не осознаются, преобладает игровая мотивация

Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

достаточно легко вступает в контакт, понимает ситуацию правильно, воспринимает ее смысл и адекватно ведет себя

контакты в общении затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватно

Читайте также:  Анализ месячник по безопасности детей

ребенок плохо вступает в контакт, сильные затруднения в общении и понимании ситуации

поведение недостаточно организованное

поведение отличается неорганизованностью

рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет мелкомоторными навыками

рука развита недостаточно хорошо, ребенок работает с напряжением

рука развита плохо, работает неуверенно, тремор, нечеткость линий

Пространственная ориентация, координация движений и телесная ловкость

ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок

отмечаются отдельные признаки недоразвития пространственной ориентации, координации движений, недостаточная ловкость

ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж и малоподвижен, либо хаотичен, движения нецеленаправленны

Координация в системе «глаз-рука»

ребенок может правильно перенести зрительный образец на расстоянии

графический образ переносится с небольшими искажениями

при переносе образа наблюдаются грубые нарушения

Объем зрительного восприятия

объем соответствует показателям возрастной группы

объем ниже средних показателей возрастной группы

объем намного ниже средних показателей возрастной группы

представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране или городе, в котором живет, о животных и растениях, о временах года

представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим

кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем бессистемны и отрывочны

речь содержательна, выразительна, грамматически правильна

ребенок затрудняется в поиске слов, выражений, мыслей, встречаются отдельные грамматические погрешности, речь недостаточно выразительна

слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок, нарушены согласования в числе и падеже, порядок слов, предложения не закончены

Развитие познавательной активности и самостоятельности

ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах

ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется дополнительная внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок

уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется

Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей)

ребенок определяет содержание, смысл, в том числе и скрытый, анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает различие при сравнении, обнаруживает закономерные связи

задания выполняются с организующей и направляющей помощью взрослого, освоенный способ деятельности ребенок может перенести на выполнение сходного задания

при выполнении заданий необходима обучающая помощь, которая при этом воспринимается с трудом, освоенный способ деятельности самостоятельно не переносится на другие задание

ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат и сам преодолевает трудности, Возникающие в ходе работы

ребенок выбирает средства для намеченного плана, но при этом часто отвлекается в процессе деятельности и трудности преодолевает при психологической поддержке

деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, организующая и направляющая помощь малоэффективна

результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с заданной целью

результаты усилий ребенка частично соответствуют цели, сам ребенок не всегда способен увидеть это неполное соответствие

результаты усилий совсем не соответствуют цели, и ребенок не видит этого несоответствия доже при помощи взрослого

соответствует средним показателям возрастной группы

ниже средних показателей, либо темп высокий, но в ущерб качеству выполнения заданий

намного ниже средних показателей

Итого по уровням готовности(количество человек)

Итого по уровням готовности (количество человек)

Вывод: таким образом, сформированность (в той или иной степени) предпосылок к учебной деятельности детей подготовительных к школе групп ДОУ на начало года – у 74 % детей.

Самые низкие показатели – в сфере моторного развития, в использовании способов наглядно-образного и логического мышления, в понимании инструкции, в организации деятельности, в контроле и регуляции деятельности. Также отмечаются трудности в работе со словесной информацией, с переработкой и трансформацией одного вида информации в другой, нечеткая ориентация на микроплоскости (вверх-вниз, вправо-влево, центр-края, диагональ), слабое чувство масштабности, неустойчивость внимания, сужение объема слуховой памяти.

Воспитателям, учитывая показатели исследуемых параметров (мотивационная, интеллектуальная готовность, развитие зрительно-моторной координации, состояние волевой и регуляторной сфер) наполнить содержание учебных занятий материалами, направленными на развитие словесно-логического, наглядно-образного мышления, на умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, срисовывать зрительно-воспринимаемый образец, а также формировать принятие социальной позиции школьника, желание к обучению в школе.

«Уровень готовности к школе» детей подготовительной группы № 4

(рабочие подгруппы, ноябрь 2016)

Рекомендации педагогам и родителям

Недостаточная мотивационная готовность к обучению в школе

Чтение книг о школе, проведение бесед с участием учителей.

Рассказы родителей из личного опыта «Как я пошел в школу», формирующие позитивный образ школы, учителя.

Снижение общей познавательной активности

Игры типа «Почемучки» — выражение своих мыслей в устной форме.

«Назови наоборот», «Задом наперед», «Что напутал художник?», «Эхо», требующие правильного построения высказывания.

Проектная, исследовательская, экспериментальная деятельность.

Совместное со взрослым планирование деятельности (исследование, изучение объектов окружающего мира).

Развивать диалогическую речь с помощью вопросно-ответной деятельности.

Развивать монологическую речь в процессе работы над пересказом с опорой на картинки и систему вопросов педагога.

Упражнения на развитие слухового восприятия: неречевые звуки, узнавание сходных неречевых звуков, звуков природы.

Упражнения на восприятие особых свойств предметов (температура, тяжесть, вкус, запах, звук).

Проблемы понимания инструкции и следования установленным правилам

Игры с правилами разной направленности.

Игры типа: «Найди письмо», «Разведчики» (словесные инструкции: «Иди вперед, у березы поверни направо, пройди еще 2 шага, повернись кругом и т.д.»).

Выполнение детьми заданий на смену темпа, направления движений, поиску предметов по словесной инструкции.

Игры типа : «Жмурки», «Дойти до цели с закрытыми глазами».

Включение элемента соревнования в проводимые игры и упражнения.

Выкладывание из палочек по образцу (домик, стол, окно).

Игры типа «Разложи, как я скажу», «Конструирование предметов из заданных частей».

Упражнения на развитие способности к наглядному моделированию по предложенному образцу и по словесной инструкции

Низкая работоспособность и произвольность в деятельности

Поэтапные, дозированные инструкции.

Решение задач на геометрические построения и перестроения при помощи палочек.

Умение вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой, алгоритмом.

Игры типа «Найти отличия», «Найди картинки с изображение предметов, по форме напоминающих квадрат, круг, треугольник».

Выкладывание мозаики по образцу.

Задания типа «Где цифры, где буквы?».

Выбрать только буквы. Составить из них слово: И 1 8 Г 6 Р 10 У 5 Ш 4 К 2 А 7.

Задания на узнавание предмета по словесному описанию.

Описание предмета по схеме – алгоритму.

Задания на поиск неточностей «Правильное — неправильное зеркало», «Ошибки», и тп.

Нарушения пространственного восприятия

Освоение схемы тела; формирование представлений о собственном теле, его положении в пространстве.

Анализировать части лица и их расположение по отношению друг к другу (над, под, сбоку от); расположение частей собственного тела по вертикальной оси (над, под, между; выше, чем; ниже, чем).

Зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала.

Использование взрослыми в речи слов, обозначающих основные пространственные направления.

Использование игр типа «Парные картинки» (например: найди парные карточки, руководствуясь признаком пространственного расположения изображения предметов, или нужную карточку по описанию).

Использование заданий на расположение элементов узора относительно какого-либо одного элемента, как исходной точки отсчета.

Ориентирование на тетрадном листе должно строиться по этапам:

а) анализ готового рисунка и его воспроизведение (фигурка неопределенной формы, вычерченная по клеточкам);

б) выполнение заданий под диктовку;

в) составление рисунков по замыслу, их чтение, диктовка детьми друг другу порядка изображения.

Игры на развитие умения распознавать эталоны формы в разных пространственных положениях (\ /__ ).

Игры на развитие умения осуществлять слуховую ориентировку в пространстве: определять направление и степень удаленности, местонахождение источника звука.

Нарушение графомоторных функций и зрительно-моторной координации

Обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховка предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство (предваряющее ориентировочное действие).

Различные графические диктанты – одна клетка вниз, две вправо, три вверх, три вправо, две вниз, одна вправо, одна вниз, и тд.

Изображение пальчиками предметов, фигур, животных, птиц, пальчиковая гимнастика, «Ладушки».

Написание различных фигур в клеточной, линейной основе.

Упражнение в обведении по контуру (глазами, рукой, карандашом).

Обведение предмета на некотором расстоянии от контура.

Обводить трафареты, шаблоны; раскрашивать изображение с соблюдением его границ; проводить линии заданной формы («дорожки»); рисовать прямые и волнистые линии, круги и овалы; рисовать по клеточкам; штриховать фигуры прямыми линиями в основных и диагональных направлениях; копировать линии («палочки»), разные по длине, высоте, цвету; копировать геометрические фигуры, их ряды.

Упражнения с пальчиковыми тренажерами: застегивание – расстегивание пуговиц, завязывание узелков, шнуровка и др.

Обязательная работа с ножницами!!

Несформированность способов логического мышления, проблемы в процессе установления закономерностей

Игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

Преобразование слов путем замены или добавления букв: ГРАЧ — ВРАЧ; ДОЧКА — ТОЧКА — КОЧКА — БОЧКА; ПЕЧКА — ПАЧКА — ПОЧКА и т.д. Верь — дверь – зверь; Езда — звезда — поезда

Игра со словом, н-р, КОЛОБОК – это кол, лоб, бок, око, кок, блок, колок.

Группировка изображения по 1-2 признакам.

«Продолжи орнамент», «Дорисуй узор».

Недостаточный уровень развития способов наглядно-образного мышления, воображения

Различной сложности лабиринты, игры типа «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы», «Камушки на берегу», «Что за фигура?» (зашумленный фон) и др..

Деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую, «Танграм» и др.

Игры типа «Узнай предмет» (в фас, профиль, полупрофиль), «Найди тень» (соотнесение реального изображения предмета с его силуэтом), опознание изображений, частично перекрытых другими изображениями, «Кто спрятался?» (опознание изображения в условиях маскировки — прямые, ломанные, волнистые линии).

«Зашей коврик», «Поставь заплатку» (опознание разноцветных изображений по отдельной части.

Нарушение темповых характеристик деятельности

Звонкий, быстрый, веселый . (мяч)

Вкусный, алый, сочный . (арбуз)

Бурый, неуклюжий, косолапый . (медведь)

Желтые, красные, осенние . (листья) и тп.

Игры типа «Жмурки», «Прятки», «Шапка-невидимка».

Игры на внимание «Кого назвали, тот и лови», «У кого есть красный (синий, желтый и тп ) цвет, встань!», «Летает — не летает», «Съедобное-несъедобное».

Подвижные игры с ускорением..

Интеллектуальные задания с постепенным уменьшением времени, отведенного на работу.

Использование песочных часов в процессе деятельности.

Зеркальность в написании букв и цифр

Выкладывание букв и цифр из палочек, веревочек, лепка букв и цифр, срисовывание с образца, дорисовывание элементов цифр и букв.

Задания на дорисовывание второй половины изображения.

«Разрезные картинки», кубики, паззлы.

«Рисуем 2 руками» — межполушарное взаимодействие.

Конструирование букв (цифр) из деталей; преобразование одной буквы (цифры) в другую.

Копирование имени с разных образцов (разные шрифты, письменно, печатно), выкладывание имени из разных материалов, вычленение имени из зашумленного фона, узнавание имени по нескольким буквам.

Другие проблемы психологического плана, требующие дополнительной диагностической и коррекционной работы

Память, внимание, кодирование информации

Игры на развитие слуховой памяти «Повтори словечко», зрительной памяти «Что изменилось», «Кто где стоял?», «Запомни расположение предметов», «Кто больше запомнит картинок», моторной памяти «Повтори движение за мной».

Игра «Открыли-закрыли глаза» (Что увидели, когда открыли глаза? Еще раз закройте глаза. Откройте. А теперь что увидели?); главное правило – не повторять уже названные предметы. Можно проводить в помещении или на улице.

Игры типа: «Найди письмо», «Разведчики», «Найди клад», целью которых является движение, осуществляемое по плану-схеме, на котором обозначены различные направления и реально существующие ориентиры.

«Расскажи сказку по картинкам», «Веселые картинки», «Зарисовка наблюдений» — составление рассказов, придумывание историй с опорой на графическую основу (иллюстрации, картинки, графические модели).

«Условный сигнал» — дифференцированное слуховое восприятие.

Развитие речи (фонематический слух)

Узнать звук на фоне слова.

Выделить звук из слова (в начале и в конце слова).

Определить место звука в слове.

Определить последовательность звуков в слове.

Определить количество звуков в слове.

Составлять слова из звуков, данных в необходимой последовательности и вразбивку.

Запомнить и воспроизвести слова в том порядке, в каком они были сказаны (воспроизведение после предъявления, воспроизведение отсроченное).

Подобрать слова на заданный звук (существительные, глаголы, прилагательные).

Контролировать себя при письме, используя прием проговаривания слова вслух с утрированным выделением каждого звука.

источник