Меню Рубрики

Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей

Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни.

Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца.

Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим.

Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.).

1.2Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива [2, с. 94].

1.Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.

2.Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.

3. Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и т.д.

4.Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему.

Сознательная дисциплина — это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.

5.Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.

6.Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов.

7.Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.

8.Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу.

9.Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей.

10.Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей

11.Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.

12. Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов.

13.Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данном коллективе.

Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей.

Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей:

1)снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.);

2)воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других);

3)убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив);

4)бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей.

Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств для всестороннего их развития.

Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. «Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь» [13, с. 178].

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:

1)Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают распущенность.

2)Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество — чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.

3)Приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы.

4)Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством.

5)Они определяют педагогические и организаторские способности детей.

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИСКУССТВУ ХОРЕОГРАФИИ

2.1Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей

Педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.

Все эти задачи воспитания неотделимы, от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.

В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные — устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других [7, с. 37].

1)от рождения до года — младенческий возраст,

2)от года до 3-х лет — преддошкольный возраст,

3)от 3-х до 6-ти лет — дошкольный возраст,

4)от 6-ти до 12-ти лет — младший школьный возраст,

5)от 12-ти до 15-ти лет — средний школьный возраст

6)от 15-ти до 17-ти лет — старший школьный возраст

К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения.

Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма — опережение или отставание. Кроме того, нужно учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.

К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного.

Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра -это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста нужно строить занятия хореографического коллектива.

7-11 лет (1-3 класс) — в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения).

Слабые стороны в физиологии детей этого возраста — быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток).

Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности.

В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.

11-14 лет (4-8 класс) — в этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению.

Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают, что с ними происходит, что побуждает их на ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности -оно исходит из желания быть и считаться взрослым.

Эмоциональное состояние характеризуется силой чувств и трудностью в управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным — это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность — родная сестра подлости» [11, с. 45]. Эмоциональные переживания носят устойчивый характер, они долго помнят обиду и несправедливость.

Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет своим миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно скрывается.

Для этого возраста занятия могут проводиться 3 раза в неделю, продолжительностью до 1,5 часа. Происходит изучение более сложных движений, комбинаций, осуществляются более объемные постановочные работы.

источник

Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей хореографическому искусству.

  1. Воспитание детей искусством хореографии
  2. Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей
  3. Влияние особенностей развития детей на занятия хореографией
  4. Специфические особенности и способности детей

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.

Актуальность исследования. В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.

Объект исследование — педагогические основы в хореографическом искусстве.

Предмет исследования — Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей хореографическому искусству

Цель. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей воспитания детей искусством хореографии.

Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей;

— изучить возрастные и индивидуальные особенности развития детей

Методы исследования — анализ и обобщение.

Практическая значимость данного исследования заключается в изучении возрастных и индивидуальных особенностей воспитания детей посредством искусства хореографии.

1. Воспитание детей в частном хореографическом коллективе

Читайте также:  Анализ на микрофлору кишечника у детей

Воспитательная работа в частном хореографическом коллективе — процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.

Специфика воспитательной работы в частном хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в частном хореографическом коллективе — это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

Второй уровень воспитания — это образование и обучение его как исполнителя.

Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает.

Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям, в форме частного обучения такой подход реализовать легче, чем в традиционной. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

2. Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей

Педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.

Все эти задачи воспитания неотделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.

В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные — устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других.

от рождения до года — младенческий возраст,

от года до 3-х лет — преддошкольный возраст,

от 3-х до 6-ти лет — дошкольный возраст,

от 6-ти до 12-ти лет — младший школьный возраст,

от 12-ти до 15-ти лет — средний школьный возраст

от 15-ти до 17-ти лет — старший школьный возраст (юношеский).

К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма — опережение или отставание. Кроме того, нужно учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.

В этом возрасте продолжается рост тела, окостенение. Скелет в основном крепок, можно давать больше упражнений для упругости, силы. Усиленный рост ног. Владеют мелкими движениями рук, каждым пальцем. Руки и ноги сильные, подвижные. Движения достаточно координированы, точны. Хорошо координирована походка, отсутствуют лишние движения. Действия уже подконтрольны сознанию. Могут регулировать силу упражнений, подчинять их своей воле.

Дети интересуются, почему надо выполнять так, а не иначе, понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения упражнений и конечным результатом. Настойчивы в преодолении трудностей, многократно повторяют упражнения.

Любят работать коллективно, хорошо понимают команду, сохраняют исходное положение, выделяют главное в осанке и позах. Хорошо сохраняют пространственную ориентацию, организованны и дисциплинированны. Умеют анализировать свои успехи и успехи других, даже стремятся помогать друг другу. Многие выполняют упражнения и по своей инициативе (дома). Детей привлекает результат выполненных упражнений. Случается, что отказываются делать упражнения, которые вызывают затруднения. Нельзя допускать перегрузки, нужно говорить учащимся, разумно распределять свои силы, акцентируя внимание на главном. Следует добиваться пластики движений, красоты, четкости.

Словесные указания не менее важны в показах упражнений. В основном дети хорошо чувствуют музыкальный ритм, подчиняются ему и вне словесной команды. Встречается и импульсивный характер движений, стремление обратить на себя внимание.

К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра -это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста нужно строить занятия хореографического коллектива.

7-11 лет (1-3 класс) — в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии детей этого возраста — быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.

11-14 лет (4-8 класс) — в этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению.

Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают, что с ними происходит, что побуждает их на ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности — оно исходит из желания быть и считаться взрослым.

Эмоциональное состояние характеризуется силой чувств и трудностью в управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным — это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность — родная сестра подлости»(В.А.Сухомлинский). Эмоциональные переживания носят устойчивый характер, они долго помнят обиду и несправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет своим миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно скрывается.

Для этого возраста занятия могут проводиться 3 раза в неделю, продолжительностью до 1,5 часа. Происходит изучение более сложных движений, комбинаций, осуществляются более объемные постановочные работы.

15-17 лет (9-11 классы) — в физиологическом отношении это период интенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физической и умственной нагрузке. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в суждениях. Юности свойственно состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографии должны строиться с полной нагрузкой. Педагог может наиболее способным доверять проведение занятий в младших классах.

Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода.

источник

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.
Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.
Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.
Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.
И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:

  1. Силу возбуждения и неуравновешенность;
  2. Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;
  3. Их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности:

    Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.

Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

  • Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.
  • Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

    Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

    Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

    Читайте также:  Анализ на микрофлору у детей инвитро

    Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один “чистый” тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

    При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников.

    Учет индивидуальных особенностей

    При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

    Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

    Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

    Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

    Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

    Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

    Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье

    Не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога.

    Да, работа воспитателей с семьями – труд нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка.

    Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо прежде всего для детей.

    Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

    Формы работы могут быть самые разные, – это посещения семьи и ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские конффенции. Но приоритет остается за индивидуальной формой.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    1. Работу как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знания особенностей быта и воспитания детей в семье.
    2. Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между условиями воспитания, формированием особенностей поведения и спецификой их проявления.
    3. Положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты только в том случае, если между родителями и воспитателями достигнуто единство требований в отношении к детям и вся работа проводится по плану и систематично.
    4. Необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу о возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в своих детях хорошее, и плохое анализировать их поступки.
    5. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия воспитания детей.
    6. Изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала планомерной работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их, в различных видах деятельности.

    Исследование типов темперамента дошкольников.

    Проведение исследования: Типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течении дня. Наблюдения дополняются с результатами с воспитателями и родителями. Обобщенные данные заносятся в таблицу и соотносятся с характеристикой типов темперамента.

    Сангвиник. Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.
    Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.

    Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к “своей” чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.

    Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.

    Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного.

    Изучение волевых проявлений.

    Проведение исследования: Проводит наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.

    Обработка данных: Анализ проводят по схеме:

    • Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
    • Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции(не заплакать если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди).
    • Какие волевые качества у ребенка сформулированы:
      • дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования ; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;
      • самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи, не умеет;
      • настойчивость: умеет ли ребенок рационально организовывать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
      • инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
      • Делают выводы о том, насколько развиты волевые проявления.
  • Уровни сформированности волевых проявлений:

    1. Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.
    2. Средний. Ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества.
    3. Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформулированы волевые качества.

    источник

    Анализ возрастных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

    В этот период организм ребенка «дозревает», а его физические и психические процессы и особенности приобретают свое качественное своеобразие.
    Совершенствуется физическое развитие. Движения становятся все более уверенными и ловкими. Ребенок хорошо прыгает в длину и высоту, сохраняет равновесие, уверенно лазает по гимнастической стенке, веревке или висячей лестнице. Он также хорошо управляется с мячом и может прыгать через скакалку.
    Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений.
    Более трудным для шестилетки является восприятие времени ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени. Ребенку еще трудно представить себе длительность какоголибо дела, так как у него все еще преобладает наглядно образное мышление.

    Постепенно развивается более сложная форма словеснологическое мышление, которое тесно связано с речью, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразитель­ность речи при чтении стихов в сюжетноролевой игре и в повседневно» жизни.

    Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством, активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, передавая не только главное, но и детали.

    Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства.

    Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

    Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наибо­лее активного рисования. Совершенствуется восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они назы­вают не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки.

    Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осу­ществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

    В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения ока­жутся правильными только в том случае, если дети будут применять адек­ватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизиро­ванные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. В 5-6 лет ребенок, как губка впитывает любую информацию, тем самым расширяя диапазон своих познаний. Благодаря становлению словесно логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность рассуждать о них абстрактно. Поэтому усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, и ребенку приходится думать и рассуждать.

    Читайте также:  Анализ на микоплазму у детей расшифровка

    Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

    Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь.

    В этот период важным в развитии ребенка становится формирование функции контроля, которая тесно связана с произвольным поведением.

    К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении.

    Все больший интерес ребенка направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием оценок представления ребёнка о Яреальном и Яидеальном дифференцируются более четко.

    Многие шестилетние дети начинают противоречить родителям, игнорировать их указания. Это естественный процесс, который нужно пережить, но не пускать на самотек. Чтобы добиться послушания от шестилетнего ребенка, достаточно будет использовать логические аргументы.
    Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детскородительских отношений. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, т.к. именно в общении с взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.

    Просмотр содержимого документа
    «Анализ возрастных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста »

    Анализ возрастных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.

    В этот период организм ребенка «дозревает», а его физические и психические процессы и особенности приобретают свое качественное своеобразие.
    Совершенствуется физическое развитие. Движения становятся все более уверенными и ловкими. Ребенок хорошо прыгает в длину и высоту, сохраняет равновесие, уверенно лазает по гимнастической стенке, веревке или висячей лестнице. Он также хорошо управляется с мячом и может прыгать через скакалку.
    Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений.
    Более трудным для шестилетки является восприятие времени ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени. Ребенку еще трудно представить себе длительность какоголибо дела, так как у него все еще преобладает наглядно образное мышление.

    Постепенно развивается более сложная форма словеснологическое мышление, которое тесно связано с речью, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразитель­ность речи при чтении стихов в сюжетноролевой игре и в повседневно» жизни.

    Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством, активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, передавая не только главное, но и детали.

    Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства.

    Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

    Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наибо­лее активного рисования. Совершенствуется восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они назы­вают не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки.

    Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осу­ществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

    В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения ока­жутся правильными только в том случае, если дети будут применять адек­ватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизиро­ванные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. В 5-6 лет ребенок, как губка впитывает любую информацию, тем самым расширяя диапазон своих познаний. Благодаря становлению словесно логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность рассуждать о них абстрактно. Поэтому усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, и ребенку приходится думать и рассуждать.

    Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

    Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь.

    В этот период важным в развитии ребенка становится формирование функции контроля, которая тесно связана с произвольным поведением.

    К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении.

    Все больший интерес ребенка направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием оценок представления ребёнка о Яреальном и Яидеальном дифференцируются более четко.

    Многие шестилетние дети начинают противоречить родителям, игнорировать их указания. Это естественный процесс, который нужно пережить, но не пускать на самотек. Чтобы добиться послушания от шестилетнего ребенка, достаточно будет использовать логические аргументы.
    Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детскородительских отношений. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, т.к. именно в общении с взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.

    источник

    Анализ изучения индивидуальных особенностей детей. (Из личного опыта работы)

    В целях изучения индивидуальных особенностей (интересов, возможностей) обучающихся чаще всего проводится диагностика в виде анкетирования или наблюдения. Преимущество наблюдения в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, во время занятия организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Для этого надо постараться создать на занятии благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству и самостоятельной активности во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. Кроме наблюдения можно использовать и такой метод, как анкетирование.

    1.1. Анкета для выявления и изучения индивидуальных особенностей (интересов, возможностей, потребностей) обучающихся.

    Анкета выдается каждому ребенку.

    Твои увлечения (Чем в свободное время любишь заниматься дома?)

    Посещение кружка (Если «да», указать какой).

    Любимый урок (Какой урок тебе

    1.2 Анализ результатов первичной диагностики.

    Использование ознакомительной беседы с детьми в качестве диагностической методики позволило выяснить, чем любит заниматься каждый ребенок, какие у него склонности и интересы. Результаты позволили сделать вывод о том, что у детей существуют интересы к различным видам деятельности, они широки и многогранны.

    В ходе беседы выяснилось, что дети с удовольствием занимаются дома следующими видами деятельности:

    — изобразительной деятельностью (рисованием);

    — музыкальной деятельностью (пением и прослушиванием музыки);

    — просмотром мультипликационных фильмов.

    Следует отметить, что практически все дети на вопрос о любимом занятии сначала отметили, что любят «просто играть». Только с помощью дополнительных вопросов удалось определить виды деятельности, которые указаны выше.

    Большинство детей (60%) предпочитают смотреть мультфильмы.

    20% обследуемых детей связывают свое свободное время с занятиями музыкальной деятельностью. В ходе беседы выяснилось, что они любят слушать музыку, петь, танцевать и в детском саду им больше всего нравится посещать музыкальные занятия. Также 20% детей отдают предпочтение изобразительной деятельности.

    Таким образом, дети реализуют себя в различных видах детской деятельности, которые доставляют им радость, удовольствие и вызывают положительные эмоции.

    20% детей посещают творческие кружки. Спортивные секции — 30% обследуемых детей. И совсем не посещают никакие секции и кружки 50% детей.

    Интересы и предпочтение любимых предметов разнообразны.

    Развитие внеурочной деятельности, как правило, идет в стенах школьного учреждения, конкретно на внеклассных занятиях, но нельзя недооценивать и роль родителей в данном процессе. В связи с этим, целесообразно проведение опроса членов семьи для выявления уровня их участия в развитии творческих способностей детей.

    Итоги опроса показали: 30% родителей детей посещают вместе со своим детьми концерты, выставки, мастер-классы. Остальные 70% не считают это обязательным. По их мнению, достаточно того, что дома у детей есть музыкальные игрушки (в 100% случаев) и аудиотехника и видеотехника(в 80% случаев).

    Таким образом, родители показали результаты, которые свидетельствуют о недостаточно высоком уровне участия членов семьи в творческом воспитании своих детей.

    1.3. Анализ результатов повторной диагностики.

    С целью проверки индивидуальных особенностей обучающихся была проведена повторная диагностика музыкальных и художественных способностей у детей. В процессе обследования использовались те методики, которые применялись и в первичной диагностике.

    Результаты повторной диагностики целесообразно представить в виде диаграмм, т.к. они позволяют достаточно четко проследить динамику в процессе развития способностей у детей, а также сравнить результаты обследования с первичной диагностикой.

    Обследование началось с беседы, в ходе которой были получили данные о любимых занятиях детей, об их склонностях и интересах. Результаты оказались следующими: 30% детей отдали предпочтение просмотру мультфильмов (1), 20% — рисованию (2), остальные 50% — музыкальной деятельности (3). Таким образом, количество детей, которые с удовольствием слушают музыку, поют, танцуют и играют в музыкальные игры, увеличилось на 30%.

    Большинство детей отдали предпочтение музыкальной деятельности, что в свою очередь свидетельствует о том, что детей заинтересовала музыка в целом, и они выделяют ее в виде приоритетной деятельности.

    Конечно же, на мнение и интересы детей влияет не только педагогическое окружение, но и близкие взрослые, от которых также зависит уровень музыкальных и художественных способностей у детей и которые также принимают непосредственное участие в их развитии. Итоги опроса родителей следующие: в целом родители настроены на углубленное музыкальное развитие своих детей, это видно по результатам опроса. 70% родителей стали посвящать больше свободного времени для прослушивания музыки с детьми (1), в то время как ранее этим занимались 50% родителей. Также на 20% увеличилось количество родителей, которые вместе со своим ребенком посещают концерты или выставки(2). По остальным параметрам результаты практически не изменились: наличие музыкального образования родителей (3), наличие музыкальных инструментов в семье (4), аудиотехники (5) и музыкальных игрушек у детей (6).

    Таким образом, родители заинтересовались музыкальным и художественным воспитанием своих детей, показали более высокий уровень участия в их творческом развитии по сравнению с результатами опроса, который был проведен с ними во время первичной диагностики. Родители отметили, что дети стали более эмоционально отзываться на музыку и живопись, стали чаще делиться с ними своими впечатлениями.

    2. Результативность исследования:

    1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

    2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

    3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

    4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

    Так, например, ребята, которые ходили на секции, в кружки и просто увлеченные ребята предметами смогли показать свои достижения, таланты на общешкольных мероприятиях, в различных конкурсах и фестивалях, а также принять в общешкольной проектной деятельности.

    1.Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Педагогика. 2010. №7. — С.15-18.

    2 . Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под. ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой М., 2005.

    3.Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении// Начальная школа. 2006.- №11.

    4. Шевченко С.Д. «Индивидуальные особенности» — Москва, ВЛАДОС, 2003.

    источник