Меню Рубрики

Сравнительный анализ форм воспитания детей

№ п/п Название концепции Авторы Определение объекта воспитания Определение понятия воспитания Цель воспитания Основной механизм воспитания Суть концепции Теоретическая основа
1. Социальное воспитание учащихся (основные теоретические положения) Коллектив авторов под рук. Б.П. Битинаса, В.Г. Бочароаой учащиеся Важнейшая функция любого общества, социальный процесс, складывающийся из направленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействие среды (кака необходимое условие становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса. Содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе Взаимодействие в системе личность- семья-общество, где должны быть приведены в соответствие все стороны взаимодействия Передача социального опыта детям и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для их полноценной самореализации — создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении Исходит из теоретического представления, согласно которому наибольшим воспитательным эффектом обладает «ведущий тип деятельности»
2. Воспитание как возрождение Гражданина, Человека Культуры и Нравственности (исходные посылки поиска новых подходов к воспитанию) Е.В. Бондаревская Школьники, учащаяся молодежь Необходимое условие социализации личности являющееся экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессообразующие и стабилизирующие функции Возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала, воспитание свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности и моральности, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству Гуманизация – основа новой идеологии воспитания Восстановление образования как человеко-образующего процесса. Возвращение образования и воспитания в контекст культуры. Личностно-деятельностный подход к воспитанию. Регионализация воспитания. Саморазвитие системы воспитания. Воспитание Человека Культуры – свободной, гуманной, духовной, творческой, практической личности Философские идеи о человеке как единстве телесного и духовного начал, создателе и хранителе жизни и разума нв земле
3. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы Творческий коллектив под рук. О.С. Газмана Школьники: ребенок, подросток, молодой человек Развитие личности путем приобщения к культуре, образованию с учетом интересов как самой личности, так и общества Дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности Гуманистическая школа осуществляющая решительный поворот к личности школьника, к развитию его базовой культуры Культура отношения человека к самому себе, к другим людям,к природе и обществу – это новый человечный гуманистический взгляд на воспитание Перестройка отношений между детьми и взрослыми – от отношений субординации – к отношениям сотрудничества
4. Структура целостной системы воспитания И.П. Иванов учащиеся Многосторонний процесс целенаправленного развития воспитанников и самих воспитателей в общей творческой гражданской работе Развитие гражданского, сознательного, эмоционально-волевого, действенного отношения каждого человека к жизни, к ее важнейшим сторонам, к самому себе; преодоление потребительского отношения к жизни Комплексная система воспитания Целостная система воспитания подрастающего поколения представляет единство четырех составляющих: общей дифференцированной системы, конкретной дифференцированной системы, общей комплексной системы и конкретной комплексной системы Комплексный подход ко всему делу воспитания
5. Актуальные вопросы концепции воспитания в современных условиях А.П. Сидельковский Школьники Педагогизация общественных отношений, в которых формируются люди, улучшение подготовки подрастающего поколения к жизни в новых условиях Целенаправленно формируемые отношения воспитанника и воспитателя, воспитанника и группы (коллектива), в которой он формируется, воспитанника и предметной среды, с которой он взаимодействует Изменение структуры отношений, определяющих будущее лицо нашего общества Формирование в процессе воспитания совокупности предметных отношений школьника: отношений с окружающими людьми, отношений между воспитателями и воспитанниками и т.д. Гомоцентрическая стратегия воспитания и человековедческая тактика
6. Базисная концепция воспитательного процесса в школе Н.М. Таланчук Школьники Синергетический процесс системного ориентированного человековедения Формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей Реализация системно-ролевого подхода Педагогическое регулирование освоения и выполнения личностью объективной системы социальнвх ролей, овладения ею системной культурой человековедения Понимание социальной роли как объективной миссии человека в жизни, как его предназначения; вскрытие системно-ролевой динамики развития личности
7. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений И.М. Ильинский, П.И. Бабочкин, Б.А. Ручкин Молодое, новое поколение россиян Формирование нового социокультурного типа личности, в котором гармонически сочетаются ценности европейской культуры и российские традиции Формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой Выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров в замен тоталитаристских установок Концепция воспитания человека состоит из двух уровней: -формирование качеств, обусловливающих жизнеспособность; -формирование специальных способностей, личностных качеств Представление об идеале гражданина России, его жизненном кредо и жизненной позиции
8. Воспитание? Воспитание… Воспитание! В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова Школьники Система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели Формирование личности развивающегося человека, включенного в воспитательную систему Единство взаимодополнения и взаимоизменения Формирование ценностной картины мира, гражданского самосознания, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование креативности Общечеловеческие ценности и отношение к ним

Теория воспитания, педагогическая парадигма, воспитание, социализация, воспитательный процесс, взаимодействие воспитателей и воспитанников, субъекты воспитания, цель воспитания, содержание воспитания.

1. Что изучает теория воспитания?

2. Чем можно объяснить сосуществование множества концепций воспитания в современной педагогике?

3. В чем суть гуманистической парадигмы воспитания?

4. Какое определение воспитания, на ваш взгляд, наиболее глубоко и полно отражает сущность гуманистической парадигмы воспитания?

5. В чем цели и содержание воспитательного процесса, осуществляемого в рамках этой парадигмы?

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите из учебников педагогики разных времен определения воспитания. Сравните их с современными определениями. В чем вы видите существенную разницу?

2. Дайте краткую характеристику ведущих современных концепций воспитания.

Возможные темы рефератов, курсовых работ

1. Сравнительный анализ основных концепций воспитания.

2. Проблема воспитания в контексте социальных перемен современной России.

3. Проблема воспитания в современной зарубежной школе.

4. Воспитание и социализация: проблема взаимосвязи.

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. – Ярославль, 1998.

2. Битинас Б. Процесс воспитания. – М., 1994.

3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. / Педагогика 1997, № 4, с. 11-17.

4. Зимняя И.А., Бондаренко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России. – М., 1998.

5. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М., 1994.

6. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика, 1992, № 3-4.

7. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика, 1998, № 1, с. 10-19

8. Музина Л.М. Лекции по теории воспитания. – Псков, 1995.

9. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.

10. Противоречия школьного воспитание. / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1988.

11. Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания // Сов. педагогика, 1991, № 7, с. 55.

12. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в современной школ. – М., 1998.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10310 — | 7846 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Международная Конвенция прав ребенка и действующее российское законодательство провозглашают безусловный приоритет семейного воспитания детей. Существующие в нашей стране формы устройства детей-сирот можно разделить на три категории: семейные, государственные и государственно-общественные, сочетающие элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства. Последние иногда называют альтернативными формами устройства детей.

Передача осиротевшего ребенка, прежде всего в семью в наше время служит подтверждением приоритета семейного воспитания перед так называемым общественным воспитанием, т.е. устройством в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. Поэтому когда возникает проблема устройства ребенка, лишившегося родительского попечения, предпринимаются (должны предприниматься) поиски усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя. И только при безуспешности такого поиска несовершеннолетний попадает в одно из детских учреждений, которое заменяет ребенку семью.

Говоря об устройстве ребенка в детское учреждение, СК РФ делает оговорку — «всех типов». Но следует иметь в виду только те воспитательные учреждения, куда он попадает на постоянное пребывание (дом ребенка, детский дом, детский дом семейного типа и др.). Если органы опеки и попечительства вынуждены без промедления устроить несовершеннолетнего, находящегося в опасности, они могут на время поместить его в приют, иное учреждение социального обслуживания детей, в больницу и т.п., пока не будут оформлены необходимые документы для постоянного устройства в одно из детских учреждений или не появится лицо, готовое заменить родителей.

На практике нередко оказавшиеся в гибельной для них обстановке дети попадают в больницу. Их правовой статус не отличается определенностью. Поэтому они, будучи уже здоровыми, продолжают оставаться в медицинском учреждении. Их надлежит устраивать на общих основаниях в соответствии с правилами, сформулированным семейным законодательством.

Семейный кодекс допускает иные формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения. Такие формы могут быть предусмотрены субъектами РФ. К ним относится так называемый патронат, когда воспитанника детского учреждения передают на воспитание в семью воспитанника детского дома до достижения воспитанником совершеннолетия. При этом не нарушается штатное расписание детского учреждения, а ребенок обретает семью. Но такая форма семейного воспитания еще не имеет семейно-правовых оснований.

Сближению осиротевшего ребенка с лицом, желающим заменить родителей (одного из них) способствует такая форма как «ребенок на выходные». Это не есть патронатное воспитание в правовом смысле, но может стать первым к нему шагом.

При устройстве ребенка в семью учитываются особенности его характера, состояние здоровья, возраст, пол, внешние данные и т.п. Поэтому не случайно, что при усыновлении лицо, желающее заменить родителя, имеет право на получение полной информации о несовершеннолетнем. В числе критериев подбора себе «сына» или «дочери» учитывается также этническое происхождение ребенка, его принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании с тем, чтобы избежать в дальнейшем всякого рода осложнений в процессе семейного воспитания, особенно, когда речь идет о сформировавшейся личности подростка.

Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

Одна из главных отличительных особенностей приемной семьи, предусмотренная СК РФ, та, что такая семья основана на договоре. Этот договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

В качестве стороны в таком договоре могут выступать супруги, одинокое лицо как женского, так и мужского пола, желающее заменить ребенку, лишившемуся родительского попечения, семью, родителей (одного из них). Передаче несовершеннолетних в приемную семью предшествует подготовка, куда входит получение лицами, желающими стать приемными родителями, информации о ребенке.

Потенциальному родителю-воспитателю орган опеки и попечительства выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства или месту нахождения государственного учреждения, где он живет постоянно.

Администрация этого учреждения обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом несовершеннолетнего и медицинским заключением о состоянии его здоровья. За достоверность предоставляемых сведений о ребенке администрация несет ответственность (в соотв. с ч. 1 ст. 5.36 КоАП). Одновременно в орган опеки и попечительства лицо (лица), желающее стать приемным родителем, подает по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемным родителем.

На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающего стать приемным родителем, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.

В случае если лицо (лица) изъявит желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида в заключении органа опеки должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых условий для воспитания такого несовершеннолетнего.

Поскольку речь идет о семейном воспитании, в приемную семью передаются только несовершеннолетние дети. Но общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Данное правило, закрепленное в п. 2 Положения о приемной семье, может иметь исключение. Во-первых, у приемных родителей могут появиться собственные дети. Во-вторых, разъединение братьев-сестер нежелательно, не в их интересах. Поэтому все эти обстоятельства сказываются на количестве детей в приемной семье. Что касается рекомендаций относительно максимума численности детей в приемной семье, то они вызваны стремлением обеспечить наиболее благоприятные условия семейного воспитания. Однако на воспитание в приемную семью может быть передан и один ребенок. Дети, передаваемые в приемную семью, находятся в этой семье столько, сколько обозначено в договоре. Практически они живут здесь до достижения совершеннолетия. Кроме того, став взрослыми, многие из них стараются быть членами семьи, ставшей для них единственной.

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание; дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Приемная семья является формой семейного устройства ребенка (детей) в семью «приемного родителя» на условиях договора, заключенного с органом опеки.

Состоявшийся договор о передаче ребенка на воспитание в семью представляет собой правовое основание возникновения отношений, приближенных к кровнородственным, т.е. родительским, где центральное место занимает воспитание приемного ребенка, его образование. Отсюда проистекают права и обязанности приемного родителя как личного, так и имущественного характера (см. п. 3 ст. 153 СК). Но права и обязанности возникают и у другой стороны: органа опеки и попечительства. К их правам и обязанностям относится право осуществлять надзор за условиями воспитания приемного ребенка.

Параллельно возникает обязанность оказывать всяческую помощь приемному родителю в воспитании ребенка, охране его здоровья, организации летнего отдыха (см. п. 2 ст. 155 СК). Вместе с тем органы опеки и попечительства принимают на себя обязанность оплачивать труд родителя-воспитателя, расходовать получаемые на содержание приемного ребенка денежные средства по назначению (см. п. 1 ст. 155 СК).

Приемные родители получают за свой труд оплату, размер которой определяется законами субъекта РФ и зависит от количества взятых на воспитание детей. На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленным в области нормативам. Приемным родителям выплачивается заработная плата и засчитывается трудовой стаж.

Читайте также:  Генетический анализ при диабете у детей

Действующее Положение о приемной семье закрепляет общие нормы, касающиеся порядка организации приемной семьи, особенностей передачи ребенка в такую семью, и, наконец, материального обеспечения приемной семьи. Таким образом, Положение о приемной семье развивает и дополняет ст. 151, 152 СК РФ, посвященные приемной семье.

В соответствии с действующим законодательством об опеке и попечительстве в настоящее время в РФ все формы устройства в замещающую семью существуют только в рамках опеки и попечительства, что противоречит ч. 2 ст. 123 СК РФ и не распространяется на детей, хотя и не оставшихся без попечения родителей, но оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим необходимо вывести из сферы действия законодательства об опеке и попечительстве приемную семью и патронатную семью.

Опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются в целях их воспитания (п. 1 ст. 31 ГК). Причем опека устанавливается над малолетними (детьми в возрасте до 14 лет). Опекун — законный представитель своего подопечного и совершает от его имени и в его интересах все необходимые сделки. Фактически он целиком и полностью заменяет своего подопечного с гражданско-правовой точки зрения.

Малолетним в возрасте от шести до 14 лет разрешается только совершать самостоятельно, например, мелкие бытовые сделки (п. 2 ст. 28 ГК).

А попечители назначаются над детьми в возрасте 14 лет и более до достижения ими совершеннолетия. Они призваны оказывать своим подопечным содействие в осуществлении ими своих прав, исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 2 ст. 33 ГК).

С помощью ГК регулируются главным образом имущественные отношения подопечных детей. Что же касается их воспитания, прав подопечного ребенка личного характера, то им уделяет внимание СК. Правда и в том и другом кодексе отмечается, что и опека, и попечительство устанавливаются над детьми, утратившими родительское попечение (п. 3 ст. 31 ГК; п. 1 ст. 121 СК). Исключение составляют случаи назначения опекуна, который будет осуществлять воспитание ребенка совместно с его несовершеннолетними родителями до достижения ими 16 лет (п. 2 ст. 62 СК).

Для назначения опекуна или попечителя не требуется заявления такого лица, необходимо только его согласие.

Процедура установления и прекращения опеки или попечительства определяется ГК. Так, согласно п. 1 ст. 35 ГК опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке, попечительстве в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства, в данном случае над несовершеннолетним.

Точкой отсчета будет либо дата составления акта обследования либо момент вступления решения суда о лишении родителей родительских прав и т.п. В некоторых случаях течение месячного срока берет начало со дня заявления лица, желающего заменить родителей, в органы опеки и попечительства с просьбой назначить его опекуном (попечителем).

При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун (попечитель) может быть назначен по месту жительства опекуна (попечителя) (п. 1 ст. 35 ГК). К таким обстоятельствам относится, например, переезд несовершеннолетнего после гибели родителей к опекуну (попечителю).

Опекун (попечитель) принимает на себя все обязанности по воспитанию подопечного. Кроме того, он обязан защищать имущественные интересы подопечного в соответствии со ст. 37, 38 ГК. Прекращение опеки (попечительства) над несовершеннолетними регулируется п. 2, 3 ст. 40 ГК. По достижении малолетним подопечным 14 лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным 18 лет, а также при досрочном вступлении в брак или эмансипации.

Одним из возможных оснований прекращения опеки (попечительства) может стать восстановление родительских прав (см. комментарий к ст. 72 СК). Причем само по себе восстановление родительских прав далеко не всегда влечет за собой прекращение опеки (попечительства). В любом случае вопрос о передаче ребенка родителю, восстановленному в своих правах, должен решаться в зависимости от интересов несовершеннолетнего. Поэтому иногда восстановление в родительских правах не влечет за собой прекращения опеки (попечительства).

Кроме прекращения опеки (попечительства) ст. 39 ГК предусматривает освобождение и отстранение опекунов (попечителей) от исполнения своих обязанностей. В первом случае имеется в виду возвращение ребенка к родителям, если это соответствует его интересам либо усыновление несовершеннолетнего.

Во втором — появление обстоятельств, затрудняющих, делающих невозможным опеку (попечительство), например тяжелая болезнь опекуна (попечителя), изменение его имущественного положения, враждебные отношения ребенка с опекуном (попечителем), членами его семьи. При подобных обстоятельствах просьба об освобождении опекуна (попечителя) от принятых им на себя обязательств исходит от опекуна (попечителя).

Пункт 3 ст. 39 ГК предусматривает также отстранение опекуна (попечителя), если он ненадлежащим образом выполнял свои обязанности, использовал свое положение в корыстных целях. В таких случаях органы опеки и попечительства вправе поставить вопрос, во-первых, об отстранении опекуна (попечителя), а, во-вторых, принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к ответственности (ст. 125,156 УК, ст. 5.35 КоАП).

Порядок формирования и пользования данными о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Отметим, что поскольку в правовом регулировании отношений по опеке и попечительству в РФ преобладающая роль принадлежит федеральному законодательству, целесообразно создать федеральную службу опеки, попечительства и патроната и ее региональные подразделения для координации деятельности всех органов опеки и попечительства, для обеспечения ее единообразия, для осуществления надзора и контроля за деятельностью органов опеки и попечительства на всей территории РФ.

Патронат — это форма воспитания ребенка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между образовательным учреждением для детей-сирот, органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем. Основной целью данной формы устройства является социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье. На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленным в области нормативам. Патронатному воспитателю выплачивается заработная плата и засчитывается трудовой стаж.

И, наконец, рассмотрим усыновление. Усыновление — это принятие в семью ребенка на правах кровного, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства. Усыновление позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи. Юридически устанавливаются родственные отношения и права наследования, сохраняющиеся и по исполнении ребенку 18-ти лет. Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и дату рождения в пределах трех месяцев в одну или другую сторону. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающего усыновить ребенка.

Заявление об установлении усыновления ребенка подается гражданами РФ, желающими усыновить ребенка, в районный суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Граждане РФ, постоянно проживающие за ее пределами, иностранцы и лица без гражданства подают заявление об усыновлении ребенка — гражданина РФ в Верховный Суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка.

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 при принятии заявления об усыновлении судье, учитывая специфику дел данной категории, необходимо проверять, отвечают ли форма и содержание такого заявления как общим требованиям, предъявляемым ст. 131 ГПК РФ, так и требованиям ст. 270 ГПК РФ о необходимости указать в заявлении сведения о самих усыновителях, о детях, которых они желают усыновить, их родителях, просьбу о возможных изменениях в актовой записи о рождении усыновляемых детей, а также обстоятельства, с которыми закон связывает возможность быть усыновителем, и документы, подтверждающие эти обстоятельства, с приложением к заявлению необходимых документов, перечень которых содержится в ст. 271 ГПК РФ.

При усыновлении ребенка — гражданина Российской Федерации постоянно проживающими за ее пределами гражданами РФ, иностранцами или лицами без гражданства, помимо вышеназванных документов, к заявлению должны прилагаться: заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории.

При усыновлении на территории РФ гражданами РФ ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо приложить к заявлению также согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, и согласие ребенка на усыновление, если оно требуется в соответствии с законодательством указанного государства и (или) международным договором РФ.

Процессуальной новеллой является норма, закрепленная в ч. 4 ст. 271 ГПК РФ, согласно которой документы усыновителей — иностранных граждан должны быть легализованы в установленном порядке. После легализации их необходимо перевести на русский язык и нотариально удостоверить перевод. Все документы, прилагаемые к заявлению об усыновлении, должны быть представлены в двух экземплярах.

В отношении усыновления на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства детей, являющихся российскими гражданами, российское законодательство предусматривает следующие основные положения:

1. усыновление производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении.

Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства о требованиях к усыновлению (в отношении возраста усыновителя, его материального положения и т.п.) призвано обеспечивать в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, поскольку обычно усыновитель-иностранец увозит ребенка в свою страну. Такой подход соответствует международной практике, поскольку ребенку, усыновленному иностранцем, придется жить в государстве усыновителя, где он должен быть надежно защищен и в правовом отношении;

2. при усыновлении должны быть также соблюдены требования, установленные российским законодательством, исходящие прежде всего из того, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственниками детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Таким образом, приоритет при усыновлении в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. всегда должен оставаться за усыновителем — российским гражданином, проживающим в России. Согласно этой Конвенции, участником которой является наше государство, усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

  • 3. усыновление иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, производится в порядке, установленном Семейным кодексом РФ для российских граждан, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
  • 4. на усыновление иностранным гражданам дети могут быть переданы лишь при условии, что прошло более трех месяцев с момента постановки их на централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, порядок которого в соответствии со ст. 124 СК РФ был определен постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей». Учет ведется органами исполнительной власти субъектов Федерации.

В России установлен следующий порядок передачи детей, являющихся российскими гражданами, на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами России, иностранным гражданам или лицам без гражданства. Такое усыновление допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающим в России, либо на усыновление родственникам детей, независимо от их гражданства и местожительства. Усыновление производится судом по месту жительства или нахождения ребенка. Иностранные граждане должны получить предварительное разрешение на усыновление соответствующим органом исполнительной власти.

Для рассмотрения в суде вопроса об усыновлении к заявлению с просьбой об усыновлении ребенка должны быть приложены: заключение компетентного органа страны гражданства усыновителя об условиях его жизни, содержащее биографические данные, сведения о составе семьи, характеристику; документ о доходах или справка с места работы с указанием годового дохода; медицинское заключение о состоянии здоровья; копия свидетельства о браке (если усыновитель состоит в браке); разрешение на въезд и постоянное место жительства усыновляемого ребенка, выданное компетентным органом страны кандидата в усыновители, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, и другие сведения.

Согласно российскому законодательству, в России допускается усыновление иностранными гражданами, проживающими на ее территории, детей, являющихся иностранными гражданами. При усыновлении должны соблюдаться все нормы российского законодательства, определяющего, в отношении каких детей допускаются усыновление, порядок усыновления, ведение учета нуждающихся в усыновлении детей и лиц, желающих усыновить ребенка, т.е. обеспечивающего интересы усыновляемых детей. Несоблюдение положений российского законодательства об усыновлении влечет за собой отказ в разрешении усыновления. Если усыновление состоялось, то оно подлежит отмене в судебном порядке.

Так, в одном из своих решений в 1999 г. Верховный Суд Российской Федерации признал правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявления об установлении усыновления гражданам США — супругам Р., обратившимся в суд с просьбой об усыновлении Дмитрия Ш. 1996 г. рождения, воспитанника Дома ребенка № 2 г. Омска. Отказ в усыновлении объяснялся рядом обстоятельств, в том числе несоблюдением порядка организации учета детей, подлежащих усыновлению. Мальчик не был поставлен в установленные законом сроки на региональный и федеральный учет. Органы исполнительной власти г.Омска не предпринимали мер к устройству ребенка, чье здоровье улучшилось, в семью российских граждан. Кроме того, супруги Р. познакомились с Дмитрием заочно по фотографиям и кассетам, а личное их знакомство состоялось накануне судебного разбирательства дела и было непродолжительным.

Семейный кодекс содержит и такое общее правило: если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные российским законодательством и международными договорами России, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.

Усыновление ребенка, являющегося гражданином России и проживающего за ее пределами, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в РФ при условии получения предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории России.

Читайте также:  Генетический анализ на рождение детей

Защита прав и законных интересов детей, являющихся российскими гражданами и усыновленными иностранцами, за пределами России осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями РФ, в которых эти дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. В 2000 г. были также утверждены правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства.

При усыновлении на территории РФ российскими гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством такого государства, согласие ребенка на усыновление.

В случае если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное подлежит отмене в судебном порядке.

Усыновление являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации ребенка, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Из содержания вышеизложенного можно сделать вывод, что под жизнеустройством в настоящем исследовании понимается создание детям данной категории нормальных условий жизни в замещающей семье или государственном учреждении. Анализ показал, что в настоящее время самыми распространенными формами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются усыновление, опека, приемная семья.

В завершение сказанного, хотелось бы подчеркнуть, что именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни и воспитания, именно поэтому усыновление является приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

источник

Теоретическое исследование подходов к воспитанию Дж.Локка и Л.Н Толстого. Практическая работа по исследованию семей с разными стилями воспитания.

Сравнительный анализ результатов воспитания в семьях с разными подходами в воспитании.

Автор — Самсонова Наталья Николаевна.

Проблема воспитания детей стояла остро во все времена. Как не избаловать ребенка? Как вырастить его разносторонне развитым? Как привить моральные и этические качества? Как воспитать полноценную личность? А главное — как не сломать? Как не навредить? Это лишь часть вопросов, на которые любые родители хотели бы знать ответ. Решениями этих вопросов занимались педагоги, философы, психологи, теоретики, практики и просветители. Нам известны такие выдающиеся практики как Я.А.Каменский, Дьюи, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, Д. Локк и другие. Все они были очень не похожи в идеях воспитания: кто-то предлагал поощрение, кто-то наказание, а кто-то совершенно другое — выбор оставался за родителями, что близко именно им, как, а главное кого они хотят вырастить: мягкую творческую натуру или дисциплинированную организованную личность.

Как уже выше было сказано, что подходов в воспитании было много, сегодня мы рассмотрим два кардинально разных: авторитарный (одним из ярких представителей подхода мы считаем Дж. Локка [1] ) и гуманистический (интересно описан в трудах Л.Н.Толстого [2] ). Попытаемся не только охарактеризовать эти методики в целом, но и провести сравнительный анализ, то есть рассмотреть все плюсы и минусы данных подходов, найти слабые, а главное сильные стороны одной и другой.

Основными понятиями в воспитании по Локку являются — дисциплина, авторитет родителей, наказание и похвала, характер, воля, нравственность. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, того лишь в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное». Безусловно все эти понятия важны при воспитании. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Д.Локк считал, что душа новорожденного подобна «чистой доске», которая не имеет идей, и то, кем становится человек — это только благодаря воспитанию. Все то, что у человека сформировано в характере в старшем возрасте, было заложено в детстве при помощи воспитания. Толстой же напротив, считал что ребенок уже рожден совершенным и наше воспитание мешает ему развиваться таким, каким он должен вырасти. Все занятия в Яснополянской школе проходили без принуждения, дети сами решали идти в класс или нет и чем там заниматься. Могли начать с математики или рисования, а закончиться все могло историей или письмом. Это категорически недопустимо в наше время. Сейчас и детей в классах больше, да и предметов не так мало. То , что школа была рассчитана в большей степени на крестьян – это значительный плюс, так как обходилась она не так дорого. В свою очередь Д.Локк был сторонником частного , надомного, образования, а такое образование не всем под силу. Зато вот авторитет взрослого у Локка играет чуть ли не ведущую роль, дитя должно воспринимать родителя , да и учителя (воспитателя) как благодетеля, чего не скажешь о школе Толстого. Ученики здесь могли продолжать играть, а то и драться даже в присутствии учителя, когда он уже стоял в классе и начинал образование детей – это явный минус. Что касается наказания , а в частности порки и побоев, здесь и один и другой выступали категорически против, так как это только вызывает у детей агрессию и может повлечь за собой необратимые последствия. Чрезмерная свобода в образовании и воспитании Толстого может привести к другой крайности: к избалованности, хамству, наглости и возвышению ребенка над родителями, поэтому здесь не помешала бы дисциплина и организованность, которая присуща Локку. Организованность, а не теория о том, что с детства каждому ребенку можно привить даже не любимое дело, если делать это постоянно и с определенной периодичностью – это мне кажется не совсем правильно. Хорошие манеры, привычки и правила поведения, их прививание и усовершенствование безусловно нужно и полезно, и в этом Локк бесспорно прав, а Л.Н.Толстой не уделял этому особого внимания. Дети могли во время урока лежать на полу, сидеть на столе или подоконнике – это было нормой для его занятий. Но хорошим манерам нужно обучать с детства и всех. Что касаемо интереса детей и их любознательности — то здесь мнения сошлись. И в одной и другой методиках это более чем приветствуется, поощряется и уважается. Толстой сам не однократно катался с детьми на санках с горки, играл в лапту , отвечал на все вопросы – он действовал исключительно в интересах детей .Локк же напротив, считал что в игре детям нужно предоставлять полную самостоятельность, они сами должны организовывать свой досуг, и без участия взрослых , но если это конечно не наносит вред их здоровью. Разница только в причине , по которой предоставлялась эта свобода. Локк считал, что детям скоро наскучит заниматься бесполезным времяпрепровождением, и они снова приступят к более важным делам, то — есть игра останется игрой и потеряет всякий смысл. Что бы стать добрее, рассуждал Локк, дети должны соревноваться между собой , должны стараться превзойти друг друга в щедрости, милосердии , вежливости и добре .Говорил о том, что еще в детстве ребенка нужно приучать делиться с другими всем тем, что у него есть. С одной стороны это очень хорошо, но с другой стороны щедрость может перерасти в безумную благотворительность, когда человек будет помогать другим в ущерб себе – а это уже минус.

Конечно положительных моментов больше чем отрицательных, и в одной и другой методиках. Толстой считал , что образование не должно вмешиваться в воспитание , но мне все же кажется ,что и то и другое тесно связаны друг с другом, и должны быть направлены на формирование сильной и самодостаточной личности. Сильной не только физически, как у Локка, а сильной, значит свободной , как у Толстого, которой было бы где развернуться и её не сковывали бы установленные рамки. Главная задача у образования — это доступность. Оно для всех, а не для избранных ( по Локку). Главные задачи воспитания, по моему мнению: развивать, раскрывать, показывать, объяснять и направлять, но не в коем случае не бить и не унижать, не приносить себя в жертву своему дитя, идти с ним вместе, быть ему поддержкой и опорой. Чрезмерная свобода, как и жесткие рамки может нанести большой вред. Родители конечно должны быть другом своему ребенку , но не надо забывать , что они в первую очередь родители – это главное, и их авторитет должен быть не преклонен.

В рамках этой темы была проведена диагностика на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за помощью, по вопросам воспитания детей и общения с ними. Была использована методика диагностики родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столина». Диагностировались родители из пяти семей, которым необходимо было ответить на 61 вопрос опросника. Одна из этих семей не полная. В ней мальчика воспитывает мама и бабушка. Остальные семьи полные. В одной из полных семей воспитываются девочки – близнецы, в другой старшая сестра и мальчик пяти лет. В третьей воспитывается мальчик, а в четвертой девочка. Детям , за которыми проходило наблюдение, в группе детского сада, по 5 – 6 лет. Диагностика состоит из 5 шкал:

— «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.

— «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему.

— «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.

— « Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм.

— «маленький неудачник» — о тражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160.

После опроса было выявлено некоторые связи. Если в семье так называемый ребенок «сорванец», который очень конфликтен в общении со сверстниками, агрессивно настроен, то здесь можно говорить об авторитарной гиперсоциализации, то — есть родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии понять его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. По 4 критерию эти дети набрали: 95,76% ; 83,79%. В этих семьях просматривается и симбиоз – это постоянная тревога за своего ребенка , родитель не предоставляет ему самостоятельности , старается оградить от трудностей жизни и удовлетворить все потребности ребенка. Здесь так же высокий процент 86,63%. Но вот что интересно для этих семей: в семье, где 3 и 4 показатели высокие, но мама одна воспитывает ребенка( без отца), отсюда , наверное, и полный контроль за мальчиком, по критерию принятия – отвержение , показатели низкие(31,01%),мама все же стремится проводить с ребенком много времени, он ей нравится таким, каким есть, она уважает его. У ребенка хоть и случаются приступы агрессии, но в целом он активный и с радостью идет на контакт. А в семье, где есть и папа и мама, но так же высокие 3 и 4 показатели, родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным и неудачным, им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение и обиду. Это подтверждается и наличием высокого балла по 5 критерию. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Такой ребенок очень трудно идет на контакт не только со взрослыми, но и со своими сверстниками, он очень зажат и чувствует себя диким среди ровесников. В семье же , где основным принципом воспитания является полная свобода , низкие показатели были по всем пяти критериям (1-0,63; 2-9,77; 3-19,53; 4-13,86; 5-14,55), в этой семье воспитываются девочки- близнецы. Это говорит о том, что родители уважают своих детей, одобряют их интересы, вместе проводят много времени, высоко оценивают творческие и интеллектуальные способности, они не ограждают своих детей от трудностей, а только помогают с ними справиться, искренне доверяют детям и испытывают за них большую гордость. При наблюдении за девочками в повседневной жизни испытываешь только радость. Они очень легко идут со всеми на контакт, очень открытые, всесторонне развиты, легко находят выход из сложившейся ситуации, я могу отметить только один минус – во время проведения занятий, они могут совершенно спокойно встать и начать заниматься своим делом, но это я думаю можно и подкорректировать.

В завершении можно сделать вывод о том, что гуманистическая методика воспитания Л.Н.Толстого пригодится тем , кто заинтересован в воспитании творческой свободной личности, а подход Д.Локка , как и он сам говорил, для воспитания джентельмена.

  1. Дж.Локк. Сочинения в трёх томах: Т. 3.– М.: Мысль, 1988.– 668 с. – (Филос. наследие. Т.103 ).– С.407-614.
  2. Л.Н.Толстой. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы// Полн. собр. соч.- М., 1936. – Т. 8. – С. 29-52.

источник

Между усыновителями и их родственниками и усыновленным возникают те же личные неимущественные и имущественные отношения, что и между родителями и детьми.
Отмена усыновления. Усыновление может быть отменено в соответствии со ст. 140-141 Семейного кодекса в судебном порядке в следующих случаях:

  • уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей,
  • злоупотребления этими правами,
  • жестокого обращения с усыновленными,
  • если усыновители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.

При этом согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.
Кроме того, суд может отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка, например, отсутствие взаимопонимания, выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка, что существенно затрудняет процесс воспитания, восстановление дееспособности родителя ребенка, к которому он сильно привязан и др. В отличие от лишения родительских прав, где перечень оснований является исчерпывающим, перечень оснований для отмены усыновления не ограничен. В этих случаях суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг десяти лет.
Опека и попечительство над детьми
Опека (попечительство) в семейном праве представляет собой форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливается опека, в возрасте от 14 до 18 лет — попечительство.
Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Ст. 146
Семейного кодекса предусматривает требования к опекунам (попечителям), которые во многом идентичны требованиям к усыновителям. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
В качестве опекунов (попечителей) могут выступать родственники, знакомые, которые взяли на воспитание ребенка, администрация учреждения, в которой находится ребенок.
В обязанности опекунов (попечителей) входит проживание с ребенком одной семьей. При достижении ребенком 16 лет ему может быть разрешено проживание отдельно, если это необходимо для получения образования или связано с работой.
Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с родительскими. В частности, опекуны вправе требовать возращения ребенка от любого лица, включая его родителей, которые удерживают ребенка без законного основания. Опекуны обязаны заботиться о содержании, воспитании и образовании ребенка, о его нравственном и физическом развитии. Опекуны совершают от имени малолетних сделки и осуществляют другие необходимые юридические действия, попечители дают согласие на совершение сделок, которые подростки совершают от своего имени.
Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства. Например, при выборе форм и способов воспитания ребенка опекуны обязаны учитывать мнение органа опеки и попечительства. Кроме того, на содержание ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачиваются денежные средства.
Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя), а также право на общение со своими родственниками.
Если ребенок находится на государственном попечении в детском учреждении, то ему опекун (попечитель) не назначается, а соответствующие функции выполняет администрация учреждения. Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в таких учреждениях, также осуществляют органы опеки и попечительства.
Прекращение опеки и попечительства происходит по достижении ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет, эмансипации ребенка, смерти опекуна (попечителя) или подопечного, а также в форме освобождения от обязанности опекуна (попечителя) или отстранения от их выполнения, что предусмотрено ст. 39 Гражданского кодекса.
Основаниями для освобождения опекуна (попечителя) от выполнения своих обязанностей являются:

  1. возвращение несовершеннолетнего родителям,
  2. усыновление,
  3. помещение подопечного в соответствующее детское учреждение. В этом случае опекун (попечитель) освобождается от исполнения обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного,
  4. уважительные причины (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и др.)
Читайте также:  Генетический анализ в роддоме у детей

Отстранение опекунов (попечителей) производится в случаях ненадлежащего выполнения опекуном (попечителем) лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании опеки (попечительства) в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи. Последствием этого является невозможность в дальнейшем быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.
Приемная семья является достаточно новым институтом в семейном праве, который представляет собой одну из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей — своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя определенные признаки института усыновления и опеки (попечительства). В настоящее время такая форма воспитания детей распространена за рубежом, например, в Швеции, Германии и других странах. В России к началу ХХІ века насчитывалось около 1000 приемных семей.
Законодательством не устанавливается минимальное количество детей, которое может быть передано в приемную семью. Максимальное число приемных детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Для передачи в приемную семью ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие.
В отношении приемных родителей действуют те же самые ограничения (п. 1 ст. 153 Семейного кодекса), что и в отношении усыновителей. В некоторых странах для того, чтобы стать приемными родителями необходимо пройти специальные курсы воспитателей, например, в Австрии и Германии. Приемные родители приобретают по отношению к приемному ребенку права и обязанности опекуна (попечителя). Между приемными родителями и приемными детьми не возникает алиментных и наследственных правоотношений. Приемные дети сохраняют право на алименты, получаемые до передачи в приемную семью, а также наследственные права в отношении родственников.
Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. В том случае, если ребенок проживает на территории одного органа местного самоуправления, а приемная семья — на территории другого, то при передаче его в приемную семью возможно заключение трехстороннего договора между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, органом опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей и приемными родителями. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг (ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации), к которому также применяются общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.
Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей, в частности, воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения ребенком образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др. Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами. Так, например, в Московской области ежемесячный размер оплаты труда за воспитание ребенка каждому приемному родителю устанавливается в размере минимальной оплаты труда, установленной в Российской Федерации. Кроме того, каждому приемному родителю ежегодно выплачивается материальная помощь в размере двух минимальных размеров оплаты труда на каждого приемного родителя для организации отдыха семьи. В соответствии с Законом Ростовской области «Об установлении льгот и социальных гарантий приемной семье в Ростовской области» 1998 года приемным родителям предоставляется удобный и близко расположенный участок для сада, огорода с освобождением от уплаты земельного налога, предоставление льгот при приобретении домашних животных и кормов, право первоочередного выделения кредита для приобретения техники и сельхозинвентаря.
Детский дом семейного типа — форма воспитательного учреждения являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом), правовое положение которого урегулировано постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»41). Детский дом семейного типа организуется на базе семьи. Семья должна состоять из супругов, брак которых зарегистрирован. Для организации детского дома семейного типа необходимо желание обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, а также если в семье есть родные или усыновленные дети, достигшие 10 лет, то необходимо и их согласие. Супруги являются организаторами детского дома семейного типа. Также должно быть учтено мнение другие членов семьи (дедушки, бабушки и т.д.), если они проживают совместно с супругами.
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей не должно превышать 12 человек.
Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа является юридическим лицом в виде воспитательного учреждения (некоммерческая организация), учредителями которого являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.
41 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 13. Ст. 1251.
Отношения между органом опеки и попечительства и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними, что объединяет детский дом семейного типа с приемной семьей.
В отличие от других форм устройства детей на воспитание при создании детского дома семейного типа организаторы (супруги) кроме документов, предъявляемых при усыновлении ребенка, должны представить документ об образовании. Предпочтение при организации детского дома отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).
Таблица № 2
Сравнительный анализ форм устройства детей, оставшихся без
попечения родителей

Усыновление Опека/по
печитель
ство
Приемная
семья
Детский дом семейного типа
1. Федеральные нормативные акты, регулирующие
особенности
данной
формы
Семейный кодекс РФ
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях
усыновителей на территории Российской Федерации и правил
постановки на учет
консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся
Семейный кодекс РФ, Гражданск ий кодекс РФ Семейный кодекс РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»
гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»
2. Основание возникновения Решение суда Решение органа опеки и попечительства Договор между приемными родителями и органами опеки и
попечительства
Договор между детским домом семейного типа и органами опеки и попечительства
3. Орган, принимающий
решение об устройстве ребенка
Суд Орган опеки и попечительства Органы опеки и
попечительства
Создание детского дома семейного типа производится на основании решения органов исполнительной власти, передача ребенка в детский дом семейного типа
осуществляется по решению органа опеки и попечительства
4. Согласие ребенка Требуется, если ребенок достиг 10 лет Не
требуется
Требуется, если ребенок достиг 10 лет Требуется, если ребенок достиг 10 лет
5. Характер возникающих отношений с детьми Родительские
правоотношения
Родительские право- отношения не возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с фактическими родителями. Родительские правоотношения не
возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с
фактическими
родителями
Родительские правоотношения не возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с фактическими родителями
6. Оплачивается ли труд лиц, которым передаются дети Нет Да Да Да
7. Возникают ли алиментные обязательства между детьми и лицами, которым переданы дети на воспитание Да Нет Нет Нет
8. Количество детей не ограничено не
ограничено
в приемной семье не должно быть более 8 детей от 5 до 10 детей, общее количество детей не более 12.
9. Прекращение правоотношений Отмена усыновления производится в судебном порядке Принятие решения органом опеки и попечительства Расторжение
договора
Принятие решения органом опеки и
попечительства

Трудовое право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с применением труда граждан по трудовому договору, устанавливает права, обязанности и ответственность участников данных отношений. Таким образом, трудовое право — это отрасль права, регулирующая трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. К отношениям, непосредственно связанным с трудовыми, относятся отношения:

  • по организации труда и управлению трудом,
  • по трудоустройству у данного работодателя,
  • по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя,
  • по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений,
  • по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях,
  • по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда,
  • по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (а также законодательства об охране труда),
  • по разрешению трудовых споров.

Трудовое право является частью системы российского права и, как любой элемент системы, оно взаимосвязано с другими отраслями права. Так, например. трудовое право неразрывно связано с конституционным правом, являющимся базой действующего законодательства. Конституционное право устанавливает основы правового регулирования трудовых отношений, закрепляя право на свободу труда, право на отдых, оплату труда, охрану труда, трудовые споры и забастовку, право на объединение в профсоюзы.
Административный кодекс регулирует порядок государственного управления охраной труда, занятостью населения, а также ответственность за нарушение законодательства об охране труда, уклонение от участия в переговорах по заключению коллективного договора, необоснованный отказ от заключения коллективного договора, невыполнение или нарушение коллективного договора.
Общими вопросами трудового и гражданского права являются отношения по социальному страхованию граждан от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением трудовых обязанностей, а также по компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением и переводом.
Наиболее часто трудовое право пересекается с правом социального обеспечения, так как работа по трудовому договору дает право на получение трудовых пенсий, пособий по социальному страхованию. Государственная помощь безработным является формой социальной защиты граждан. Существует и обратная связь: прекращение трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия работника влечет за собой понижение размера пособия по временной нетрудоспособности. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет меры социальной защиты при применении труда инвалидов, женщин, несовершеннолетних.
Трудовое право предусматривает ответственность, а уголовное право ее детализирует, в случае нарушения работодателем правил охраны труда, необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет.

    источник