Меню Рубрики

Психолого педагогический анализ деятельности детей

Психолого-педагогический анализ НОД познавательное развитие по ФГОС в подготовительной к школе группе

Ирина Патлина
Психолого-педагогический анализ НОД познавательное развитие по ФГОС в подготовительной к школе группе

Общие сведения: Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе 6-7 лет, №15 «Знайки»,

Дата проведения: 20 апреля 2016 год.

Тема: «Путешествие в сказку Цветик — семи цветик»

— Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации, показать знания умения детей, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений в течение года.

— Использование информационно-коммуникационных технологий при ознакомлении с ФЭМП в образовательной области «Познавательно-речевое развитие».

1. Совершенствовать навыки прямого счета в пределах 20 и обратного в пределах 10;

2. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, части суток, месяца.

3. Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, наглядно цифра 7)

4. Продолжать закреплять составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

2. Закрепить умение ориентироваться на бумаги (графический диктант);

3. Формировать умение самостоятельно заполнять карточку в написании соседей чисел.

4. Закреплять умения в решение примеров до 10 (сумма, разность)

Развивающие задачи:

Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине.

Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

• Воспитывать самостоятельность, усидчивость, внимание, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества.

Оборудование и учебные материалы:

На занятие использовались такие средства обучения, как:

1. Успокаивающие упражнения перед занятием.

2. Игровой (использование сюрпризных моментов).

3. Наглядный (использование иллюстрации).

4. Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Предварительная работа: Чтение сказки Валентина Катаева «Цветик семи цветик», дидактические игры.

Индивидуальная работа (индивидуализация образовательной деятельности): С Артемом, Толей

Методы и приемы: словесный: вопросы, ответы детей. Наглядный демонстрационный материал, раздаточный материал. Практический самостоятельная деятельность детей

Оборудование: дока, цифры, грибочки.

Демонстрационный материал: «Дом», кукла, цветок, грибы.

Раздаточный материал: грибочки с примерами, набор цифр и знаков на каждого ребенка, домики с заданиями на состав числа, карточка с заданием, карандаши, листочки в клетку.

Тип занятия: итоговое занятие (применение полученных знаний на практике,

Вид занятия: занятие- путешествие

2. Содержание НОД: Построение итогового занятия зависело от систематического проведения занятий по ФЭМП соответственно комплексно – тематического планирования. Занятие соответствует программе задачам, возрастным нормам обучаемых. Материалы используемые на занятие способствовали развитию творческих способностей, умению, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Все этапы занятия развивались по одному сюжету «Путешествие в сказку Цветик –семицветик».

Содержание занятия соответствовало программным требованиям.

3. Реализация принципов обучения: Каждая использованная наглядность на занятие решала поставленные цели и задачи. Наглядность использовалась с целью выявления четкой картины знаний и умений обучаемых. Предложенные задания были даны с учетом индивидуальных особенностей детей. Вопросы к заданиям включали в себя необходимость логически мыслить, сопоставлять, делать выводы.

4. Основными целями и задачами являются:

Совершенствование навыка количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке;

Развитие навыка распознавания и преобразования ориенировки на бумаги;

Уточнение и расширение представления о временных отношениях.

Все применяемые методы соответствовали задачам занятия, они обеспечивали высокую познавательную деятельность. Самостоятельная работа планировалась с учетом индивидуальных возможностей детей.

6. Учет психологической особенностей воспитанников при подготовке к НОД

Взаимоотношения детей в группе положительные, уровень подготовленности на высокое. С заданиями обучаемые справились. Сложность предложенных заданий не повлияло на эмоциональное состояние детей

7. Активизация познавательной деятельности дошкольников:

В созданных проблемных ситуациях обучаемые старались подобрать правильное решение используя предложенный к данному заданию приемы. Анализировали и аргументировали свой выбор. Внимание у обучаемых устойчивое осмысленное.

8. Деятельность дошкольников на занятии:

В процессе занятия наблюдался интерес обучаемых. Знания и умения, которые дети приобрели в течение года способствовали легкости в решении поставленных задач. Обучаемые справились с задачами как индивидуально, так и коллективно. Атмосфера на занятии была доброжелательная. Во время занятия наблюдался живой интерес, коммуникативная открытость, активность, энтузиазм.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пере насыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались от одного вида деятельности к другому.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Дисциплина на занятие хорошая. Воспитанники относятся к педагогу доброжелательно, с уважением.

Считаю, что на занятие распределила время рационально, переходы от одного этапа к другому логически связаны, дисциплина хорошая. Была подобраны методы и приемы способствующее заинтересованности детей. На основание этого дети с интересом выполняли задания, я, как педагог добивалась чтобы ответы детей были полным, развернутым. Благоприятная психологическая атмосфера достигнута с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, одобрение). Была задействована вся пространственная среда группы (работа за столами, у доски, свободное передвижение, выбор наглядного материала). Во время проведения занятия старалась устанавливать контакт с каждым воспитанником, проявляла уважительное отношение к детям.

Во время занятия осуществлялось чередование разных видов деятельности. Вид контроля: фронтальный опрос, наблюдение за деятельностью детей.

10. Общие результаты занятия:

Поставленные задачи на занятии выполнены в полном объёме. Санитарные нормы и правила соблюдены. Образовательная нагрузка не нарушена. В конце занятия подведен итог и поощрение обучаемых. Нарушителей дисциплины не наблюдалось, все дети активно работали на всех этапах занятия.

В конце занятия все дети выбрали смайлы, соответствующие их настроению.

Опыт внедрения ФГОС в рамках образовательной области «Познавательное развитие» Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Главное из них — дошкольное.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте введения ФГОС ДО Для реализации идеи развивающего обучения в своей работе с успехом используем современные развивающие игры В. В. Воскобовича, Д. Кюизенера,.

«Познавательное развитие дошкольников в свете ФГОС до». Доклад для педсовета Уважаемые коллеги! Разговор сегодня пойдет об образовательной области «Познавательное развитие». Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить.

Анализ-описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Анализ-описание предметно-развивающей среды МБДОУ № 104 в подготовительной группе. Воспитатель: Сибгатуллина Галина Николаевна Как известно,.

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Азбука профессий. Конструктор. Космонавт» Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе Воспитатель Каминская А. В. Тема:«Азбука профессий. Конструктор.

Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Соседи по планете» Программные задачи: Актуализировать знания детей об осени (периоды, месяцы); формировать умение видеть поэтическую красоту.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «В гостях у Золушки» Программные задачи. Уточнить представление о цифрах от 1до 11; Уточнить приемы деления круга на 2,4, равных частей, учить понимать соотношение.

Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС 1 слайд Здравствуйте, меня зовут Максименко Анастасия Владимировна. Я работаю старшим воспитателем в «Звездненской СОШ» дошкольных группах.

Педагогический совет «Познавательное развитие дошкольников» Педагогический советТема:«Познавательное развитие дошкольников»Место проведения: МБДОУ «Детский сад №2» Дата проведения: 20.04.2016г. ЦЕЛЬ:.

источник

Детский сад №39 «Подсолнушек»

структурное подразделение ГБОУ СО КШИ

«Екатеринбургский кадетский корпус»

непрерывно образовательной деятельности по ФГОС

первой квалификационной категории

Психолого-педагогический анализ НОД по ФГОС

группа (возрастная, №, название), дата проведения НОД;

2 Введение новых понятий, категорий.

4 Организация усвоения нового материала.

5 Обучение новому способу действий.

6 Изучение дополнительных свойств уже известных понятий.

7 Совершенствование, расширение известного знания.

8 Отработка навыков, закрепление известного способа действия.

9 Ознакомление и систематизация знаний.

Включают факторы умений использовать приёмы:

1 Анализировать – устанавливать причинно-следственные связи.

6 Переносить знания в новую ситуацию.

7 Графически оформлять результаты деятельности.

8 Проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности.

Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительной деятельности обучающихся, трудолюбия, исполнительности, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, уравновешенности, уверенности, обученности.

Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (в дополнение к качествам первой группы), увлечённости, познавательного интереса, активности, целеустремлённости, силы воли, настойчивости, активности, наблюдательности, интуиции, сообразительности, одаренности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.

Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность функционирования в детском коллективе в дополнение к качествам первых групп: требовательности, критичности, самокритичности, благородства, великодушия, самообладания, смелости, чувства товарищества, оптимизма, дружелюбия.

Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, явлениям, культуре, общественной жизни.

Воспитание культуры конструктивного мышления.

Воспитание положительных мотивов обучения.

Показ важности и практической значимости применения знания на практике.

Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Оборудование и учебные материалы:

какие средства обучения использовал педагог;

подготовлены ли наглядные пособия и технические средства (указать)

Индивидуальная работа (индивидуализация образовательной деятельности):

метод проблемного обучения;

наглядный метод (демонстрация, иллюстрация, видеометод);

какой тип и вид избран, целесообразность;

как осуществлялась связь занятия с предыдущими;

каковы этапы НОД, их последовательность и логическая связь;

соответствие структуры занятия данному типу и виду;

как обеспечивалась целостность и завершенность занятия

обучающее (направленное на приобретение новых знаний),

закрепляющее (применение полученных знаний на практике),

нестандартное занятие (деловые игры; КВН; театрализованные; конкурсы; аукционы; концерты) — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

соответствует ли содержание программе, задачам (какие формы использованы по решению каждой задачи)

как материал занятия способствовал развитию творческих способностей дошкольников;

способствовало ли содержание НОД развитию интереса к учению

формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

с каким материалом воспитанники работали впервые,

какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на занятии.

в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

с какой целью использовался каждый вид наглядности;

как достигалась сознательность, активность и самостоятельность детей, как осуществлялось руководство обучением дошкольников;

в какой мере осуществлялось развитие обучающихся на занятии;

какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);

как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;

как стимулировалось положительное отношение воспитанников к обучению.

Место НОД в системе проблемного, развивающего и ориентированного на личность обучения, его цель и задачи.

в какой мере применяемые методы соответствовали задачам занятия;

какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;

какие методы способствовали активизации обучения дошкольников;

как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности воспитанников.

какова эффективность использованных методов и приемов обучения

Учет психологической особенностей воспитанников при подготовке к

(взаимоотношения детей в группе, уровень организованности, подготовленность обучающихся, их отношение к НОД).

Психологические аспекты формирования направленности личности, ее социализации:

воспитательные задачи НОД, связанные с развитием терпимости, демократичности, противостояния неудачам;

формы, методы и способы выполнения намеченного;

использование на занятии психологических знаний (о возрастных и индивидуально-типологических особенностях воспитанников, социально-психологической структуре группы), чтобы достичь поставленных целей.

Активизация познавательной деятельности дошкольников:

создание проблемной ситуации на занятии;

актуализация в решении проблемной ситуации опыта дошкольников; преобразование его; стимулирование к самостоятельному выбору способов решения проблемной ситуации;

формирование мотивации учебной деятельности (самоконтроля, самооценки, экспертной оценки);

возможность реализации индивидуальных познавательных маршрутов и программ обучения;

организация сотрудничества с детьми;

определение приемов развития внимания (устойчивости, переключения, объема, распределения), памяти (произвольного и непроизвольного запоминания и воспроизведения, прочного и осмысленного запоминания), мышления (гибкости, глубины, широты, творческого и репродуктивного, различных мыслительных операций и форм), воображения (связи слова и наглядности, элементов творческого воображения, мечты и пр.).

источник

Успешное решение педагогических задач невозможно без меткого понимания сущности и взаимосвязи таких понятий, как педагогическая ситуация и педагогический анализ.

Педагогическая ситуация имеет разнообразные трактов­ки в педагогической литературе. Например, она может рас­сматриваться как совокупность обстоятельств и условий, инвариантным компонентом которых являются взаимоот­ношения «учитель — ученик», как реальная обстановка в учебной группе, как сложная система отношений и взаимо­отношений учащихся, которую нужно учитывать при при­нятии решения, или как временной фрагмент педагогиче­ского процесса, на протяжении которого не изменяются цен­ностные отношения воспитуемого к себе, окружающим людям и предметной среде, а педагогические взаимодей­ствия остаются стабильными.

В русле изучаемого курса «Психолого-педагогический прак­тикум» под педагогической ситуациейпонимается объективное состояние педагогической системы, рассматриваемое в опре­деленном временном интервале. При этом необходимым усло­вием решения педагогической ситуации следует считать ее ана­лиз, результат которого — постановка педагогической задачи.

Для педагогической системы конкретные ситуации всегда объективно сложны. Они детерминируют комплексы разно-аспектных характеристик. Изучение педагогических ситуаций представляет собой сложную, содержащую много критериев познавательную задачу. Поэтому их успешно можно решить только на основе педагогического анализа, базирующегося в свою очередь на положениях системного анализа.

В широком смысле под системным анализом понимается процесс мысленного представления объекта, явления или процесса в виде целостной системы и расчленения ее на части, выяснения свойств частей, их внутренних и внешних связей.

Читайте также:  Анализ воспитателем о адаптации детей

Системный анализ базируется на четырех основных прин­ципах:

принцип цели (выявляется предназначение объекта, цель функционирования, средства достижения);

целостности (выделение объекта из совокупности дру­гих);

сложности (объект как сложная совокупность элемен­тов с различными связями);

историзма (исследование прошлого системы).

Осознание психолого-педагогической задачи — это непре­менное условие ее продуктивного решения. Если задача не осо­знается, то она как таковая и не решается. Начинающие учи­теля по неопытности нередко опускают стадию осмысления и постановки педагогической задачи. Они сразу принимают­ся за решение, обрекая себя на ошибки и разочарования.

Но во многих случаях и педагоги со стажем не акцентиру­ют свое внимание на осмыслении педагогической ситуации. В этом заключается один из парадоксов педагогической дея­тельности: педагоги, которые, казалось бы, должны уметь профессионально формулировать и принимать решения на основании анализа ситуации, просто дают уроки, активизи­руют учащихся, применяют наглядные пособия, проводят опрос, «реагируют» на недисциплинированное поведение уча­щихся, потому что для этого пришло время, потому что так делают другие, потому что они привыкли так делать, не задумываясь над тем, как соотносятся эти действия с педа­гогическими целями. Другой парадокс педагогической дея­тельности заключается в том, что многие педагоги собствен­но педагогические задачи подменяют функциональными или промежуточными задачами и все свое внимание сосредоточи­вают на них (дать урок или систему уроков, провести мероп­риятие, применить в отношении учащегося меры воздействия и т.п.).

Осознание психолого-педагогической задачи предопре­деляет анализ ее исходных данных и постановку педагоги­ческого диагноза. Анализ исходных данных, кроме определе­ния места сложившейся ситуации в педагогическом процессе, должен выявить общие характеристики воспитателей и воспитанников, особенности сложившихся между ними от­ношений; наличие средств и условий, в которых осуществ­ляется педагогический процесс.

Анализ исходных данных конкретной ситуации теснейшим образом сопряжен с учетом множества научных фактов, а так­же фактов, вытекающих из планомерного изучения состояния педагогического процесса, ученического или иного коллекти­ва и каждого из его членов. Все это составляет основу для постановки педагогического диагноза, т.е. такого практического действия, которое основано на выверенных научных дан­ных. Диагноз в практической педагогике — это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных ком­понентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего целостного обследования.

Педагогический анализ на основе общенаучной методоло­гии и педагогической теории раскрывает сущность конкрет­ных воспитательно-образовательных фактов (явлений и про­цессов), чтобы получить информацию для решения практи­ческих задач и исследования хода и результатов их решения.

Источниками такой информации могут быть конкрет­ные факты процессов обучения и воспитания. Ведущими субъектами психолого-педагогического анализа являются психологи и педагоги.

В педагогике выделяют два уровня анализа:

— научно-теоретический, связанный с исследованием за­кономерностей работы педагогических систем и уста­новлением детерминированных связей между ее ком­понентами;

— научно-практический, состоящий в получении инфор­мации для решения практических задач в воспитатель­но-образовательной деятельности.

Для любого уровня анализа характерно то, что он выяв­ляет в педагогической системе связи между составляющими ее компонентами. Поэтому важно понимание смысла таких понятий, как «связь», «взаимосвязь», «взаимодействие», «вза­имоотношения», «взаимообусловленность».

Связьозначает отношение взаимной зависимости. Под связью понимают такое отношение зависимости между людь­ми и явлениями, когда существование или изменение од­ного из них зависит от существования или изменения дру­гого. Противоположно отношению связей отношение изоли­рованности, раздельности.

Взаимосвязь подчеркивает устойчивую зависимость лю­дей и явлений (объектов) друг от друга. Так, взаимосвязи существуют между преподавателем и обучаемым, между обу­чаемыми в учебных группах и т.д.

Взаимодействие отражает и подчеркивает непосредствен­ные, прямые связи между людьми и явлениями. Здесь ис­ключаются косвенные связи. Например, члены педагоги­ческой системы взаимодействуют друг с другом. Взаимо­действие — видимая, внешняя часть взаимоотношений людей, видимая часть «айсберга» отношений.

Взаимоотношения отражают более глубокую потребностно-мотивационную часть отношений, ожиданий, интересов, симпатий и антипатий людей, других характеристик их от­ношений.

Результат взаимодействия людей (объектов, явлений) — их взаимообусловленность. В педагогической системе нужно учитывать роль обеих сторон такого взаимодействия (взаи­моотношений). Так, не только учитель влияет на учащихся, но и учащиеся оказывают влияние на учителя. Понятием «взаимообусловленность» факты отличаются от их простого эмпирического восприятия, нередко случайное совпадение принимается за подлинную причину или источник явления. Связи в педагогической системе относятся к типу соци­альных, разделяющихся в свою очередь на социально-пси­хологические и социально-педагогические.

Социально-психологические связи — это психологический аспект взаимодействий и взаимоотношений личности с ок­ружающим миром.

Социально-педагогические связи — специально организуе­мые отношения людей для решения задач воспитания и об­разования.

Анализ психолого-педагогических ситуаций, практиче­ская постановка и решение конкретных задач обучения, вос­питания и развития требуют знания классификации связей. Выделяют следующие типы связей: внутренние и внешние; необходимые и случайные; прямые и косвенные; управляе­мые и неуправляемые.

Внутренние связи содержат источник развития, необходи­мые причины возникновения тех или иных явлений. Они вы­ступают определяющими для данного процесса. Внешние — раскрывают условия развития, внешние воздействия, кото­рые могут играть даже решающую роль и быть движущей силой процесса, но не являются источником развития.

Характер связей относителен. Это определяется в первую оче­редь тем, с каких позиций и с какими целями осуществляется анализ педагогической системы, педагогической ситуации, каковы их рамки, какие составляющие определены в качестве цементов внешней среды. То, что в одном случае выступает как внешнее, в другом может быть внутренним. Например, влияние на воспитание ребенка коллектива внешкольной спортивной секции можно считать внешним фактором. Однако I! системе «семья — школа — микросреда» взаимодействие этих факторов может носить характер внутренних связей.

Из внутренних и внешних связей с учетом принципа причинности, детерминированности вытекает характеристика необходимых и случайных связей. Необходимое — то, что содержит причину в самом себе и поэтому наступление его обязательно. Случайное — то, что содержит причину в дру­гом, внешнем объекте (явлении), и поэтому ситуативно зависит от определенных внешних условий.

Прямые связи возникают при непосредственном взаимо­действии. Например, на уроке в прямых связях находятся учи­тель и ученики. Косвенные связи являются опосредованными. Они возникают тогда, когда один объект влияет на другие через некоторые промежуточные звенья. Так, родители уча­щихся, не присутствуя на уроках, все же косвенно влияют на дисциплину и характер учебной деятельности своих детей.

Управляемые связи — основа психолого-педагогического процесса. Однако любая педагогическая ситуация насыщена значительным количеством стихийных факторов и состав­ляющих. При этом их влияние бывает существенным, при­водящим в ряде случаев к нарушению управляемости и по­тере устойчивости системы. Это может быть причиной фор­мирования неуправляемых, стихийных связей.

Владение педагогом-психологом алгоритмом анализа пси­холого-педагогических ситуаций способствует сохранению устойчивости и управляемости психолого-педагогического взаимодействия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

В 2012-2013 учебном году деятельность педагога-психолога была направлена на реализацию следующих задач:

1. Систематизировать работу по формированию у дошкольников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья посредством театрализованной деятельности.

2. Развивать познавательно-речевую деятельность с помощью сказко-терапии.

3. Повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса, направленного на качество психофизиологического здоровья.

Эффективность профессиональной деятельности характеризуется выполнением всех поставленных задач на учебный год.

С помощью администрации детского сада, педагогическим персоналом были созданы условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

В детском саду обучается и воспитывается 136 детей, количество групп — 7. Психологическим сопровождением были охвачены все дети ДОУ. Социальный статус семей воспитанников ДОУ свидетельствуют о том, что:

Образовательный уровень родителей:

В течение 2012 — 2013 учебного года выполнялись все виды работ в соответствии с годовым планом : диагностическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая, организационно-методическая, просветительская.

Развивающая работа с детьми

1. Для выявления ранней дезадаптации в течение 2-х месяцев (сентябрь-октябрь) под наблюдением находились дети раннего возраста – 22 человека. В процессе наблюдения были оформлены адаптационные листы

Г.Н. Дмитриевой, анализ показал:

— легкая степень адаптации у 36,5% детей;

— адаптация средней тяжести у 59% детей;

— тяжелая степень адаптации – 4,5% детей.

В период адаптации к дошкольному учреждению были организованы игры по книгам Джеки Спилберга «Занимательные игры с малышами старше двух лет» и Е.Н. Соляник «Развивающие игры для детей раннего возраста». В период с ноября по май велась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми 1-й младшей группы по программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2 — 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» с целью преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 10-15 минут в условия группы. Всего в рамках программы было проведено 22 занятия. В результате данной работы дети 1-й младшей группы совершенствовали коммуникативные, игровые и двигательные навыки, развивали познавательные процессы. К концу года все успешно адаптировались к условиям дошкольного учреждения.

Сравнительный анализ адаптации детей

2. В период с сентября по май месяцы велась групповая психопрофилактическая работа с детьми 2-й младшей и средней групп, в количестве 60 человек, по программе Е.А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду» с целью сохранения психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 15-20 минут в кабинете психолога. Всего в рамках программы было проведено: во 2-й младшей группе – 22 занятия, в средней – 23.При помощи психогимнастики у детей вырабатывались такие черты характера, как уверенность, честность, смелость, доброта и многие другие. Изжигались невротические проявления: страхи, различного рода опасения, неуверенность. По отзывам родителей, воспитателей, личным наблюдениям видно, что дети к концу года стали более общительными, легче выражают свои чувства и лучше понимают чувства других.

3. В начале учебного года (октябрь) с детьми 5 — 7 лет была проведена диагностика по эмоциональной сфере Л.П. Стрелковой, которая показала, что дети дошкольного возраста не до конца распознают эмоциональное состояние сказочных героев, людей и даже своё. Испытывают затруднения в выражении эмоций пантомимикой и жестами, затрудняются в узнавании графического изображения эмоций. Поэтому в период с ноября по апрель велась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста, в количестве 51 человек, по авторизованной программе «В стране эмоций» с целью расширить знание детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 25 — 30 минут в кабинете психолога. Всего в рамках программы было проведено: в старшей группе — 24 занятия, в подготовительной – 21. Результаты повторной диагностики на конце года показали, что развивающие занятия по данной программе расширили у детей представление об основных эмоциях: «радость», «грусть», «удивление», «страх», «злость». Они научились распознавать эмоции по внешним сигналам (мимике, пантомимике, жестам, вербально), замечать настроение природы и человека, сострадать людям, животным, растениям.

Результаты по развитию эмоциональной сферы у детей 5 — 6 лет

Демонстрация заданной эмоции

Распознают эмоциональное состояние своё и людей

Результаты по развитию эмоциональной сферы у детей 6 — 7 лет

Демонстрация заданной эмоции

Распознают эмоциональное состояние своё и людей

4. В октябре 2012 года с детьми подготовительной к школе группы использовалась диагностика Керна — Йерасика «школьная зрелость», для выявления у детей уровня готовности к школьному обучению. Обследован 21 ребёнок.

— Готовы к началу регулярного обучения – 59% детей.

— Условно готовы к началу обучения – 31% детей;

— Не готовы к началу регулярного обучения –10% детей.

После диагностики была сформирована группа детей, с которыми в течение учебного года проводились групповые и индивидуальные занятия по программам Н. Яковлевой «Психологическая помощь дошкольнику» и В.Л. Шарохиной «Психологическая подготовка детей к школе» с целью развития познавательной сферы у старших дошкольников.

В период с октября по апрель проведено 27 групповых занятий, в количестве 5 человек. Занятия проводились 1 раз в неделю по 25-30 минут в в кабинете психолога. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа проводилась с 2 детьми (Никита К., Дима П.), 2 раза в неделю по 20-25 минут. После окончания цикла занятий у детей повысился уровень интеллектуального развития.

Повторная диагностика на конце года по методике Н. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения» показала:

— готовы к началу регулярного обучения – 67% детей;

— условно готовы к началу обучения – 28% детей;

— не готовы к началу регулярного обучения – 5% детей.

Результаты уровня готовности детей к обучению в школе

5. Согласно годовому плану в декабре в старшей группе была проведена диагностика Я.Л. Коломинского «Секрет», в модификации Т.А. Репиной с целью выяснить избирательные отношения между детьми в группе. Результаты диагностики показали, что у детей старшей группы не сформированы навыки межличностного общения.

— Индекс групповой сплочённости у 60% детей.

— Индекс изоляции у 40% детей.

Поэтому в период с января по март месяцы велась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группы, в количестве 30 человек по программе тренинга общения «Страна понимания» Р.Р. Калининой с целью развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Анализ воспитания детей в приемных семьях

Занятия проводились 1 раз в неделю по 20-25 минут в условиях группы. Всего в рамках программы было проведено 12 занятий. Данная работа по программе дала детям возможность раскрыть свой внутренний мир. Они научились делиться своими проблемами, слушать и слышать другого, учитывать и уважать интересы других, находить общие решения в конфликтных ситуациях, помогать друг другу.

6. В январе с детьми подготовительной и старшой групп была проведена диагностика О.В. Хухлаевой «Лесенка» с целью выявить у детей самооценку к себе и об отношении к нему других людей. Было опрошено 44 ребёнка, результаты диагностики показали:

— завышенная самооценка у 59% детей;

— заниженная у 7% детей (Слава К., Вика Л., Алёна М.;

— низкая самооценка у 7% детей (Настя М., Оля Я., Артём Я.).

У большинства детей завышенная самооценка. Дети объясняют свой выбор так: «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Я хороший». Но есть дети, которые находятся в ситуации личностного и эмоционального неблагополучия. У них не сформированы положительные межличностные отношения с воспитателями – 27%, сверстниками – 31%, с родителями –27%.

Родителям и воспитателям на индивидуальных консультациях даны рекомендации, как себя вести с ребёнком и как повышать его самооценку. С детьми, у которых заниженная и низкая самооценка в период с февраля по март велась групповая коррекционно-развивающая работа по программе Л.И. Катаевой «Работа психолога с застенчивыми детьми» с целью формирования адекватной самооценки, повышать уверенность в себе.

Занятия проводились в кабинете психолога 2 раза в неделю по 20-25 минут, всего в рамках программы было проведено 15 занятий. После окончания занятий дети начали выделять в себе и остальных положительные и отрицательные качества, адекватно воспринимать критику и похвалу, поверили в свои силы. Повторная диагностика показала, что у детей адекватная самооценка.

7. В течение учебного года по запросу родителей и воспитателей велась индивидуальная работа:

— с повышенной тревожностью – 1 ребёнок (Саша З.);

— с гиперактивными детьми – 5 детей (Илья В., Миша Л., Олег Б., Никита К., Ярик Ш.);

— с замкнутыми детьми – 2 ребёнка (Вика Л., Андреана К.);

— с агрессивными – 3 ребёнка (Никита Н., Русик А., АнтонХ.);

— познавательная сфера –5 детей (Кирилл Б., Дима П., Вика В., Артём Б., Настя М.);

— со страхами — 1ребёнок (Деля Л.);

— по развитию мелкой моторике — 2 ребёнка (Игорь К., Никита К.).

— детско-родительским отношениям – 5 детей (Артём Ц., Ариша М., Диана С., Олег Б., Даша Б.);

— повышать самооценку – 5 детей (Слава К., Настя М., Оля Я., Артём Я., Алёна М.).

В рамках коррекционно – развивающей работы с детьми я использовала следующие программы: Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (агрессивными, гиперактивными, тревожными), Л.И. Катаева «Застенчивые дети», Е.В. Куличковская, О.В. Степанова «Как преодолеть свой страх?», Е.О. Севостьянова «Хочу всё знать!», С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии», Т.М. Граденко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке».

8. В течение прошедшего учебного года было проведено три заседания ПМПк ДОУ, из них 3 плановых по проблемам детей с нарушением речи.

Со всеми специалистами ДОУ составляли индивидуальные маршруты для детей с низким интеллектуальным развитием и сопровождали их динамику в течение учебного года.

К заседаниям мною проведены обследования детей по познавательной сфере. Использовала методику С.Р. Немова и практический материал

С.Д. Забравной с целью определения уровня интеллектуального развития. В начале года было опрошено 18 детей 5-7 лет.

— Уровень интеллектуального развития выше среднего у 12% детей.

— Средний уровень интеллектуального развития у 54% детей.

— Уровень интеллектуального развития ниже среднего у 28% детей.

— Не соответствует возрастным нормам — 6 % детей.

С детьми компенсирующей группы с нарушением речи в период с октября по апрель велась коррекционно – развивающая работа. Было проведено всего – 58 групповых занятий: в средней группе – 16, в количестве 3 человек, в старшей группе – 16, в количестве 8 человек, в подготовительной группе – 26, в количестве – 4 человек. Занятия проводились 1 раз в неделю по 20-30 минут в зависимости от возрастных норм, в кабинете психолога. В работе с детьми использовала программу В.Л. Шарохиной и Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия: младшая и средняя группы, старшая и подготовительная группа» по развитию познавательных процессов.

Дополнительно проводилась индивидуальная коррекционно – развивающая работа с 5-ю детьми — Игорем К., Викой В., Артёмом Б., Кириллом Б., Никитой К. по программе Н. Яковлевой «Психологическая помощь дошкольнику» и Е.О. Севостьяновой «Хочу всё знать!».

В конце года на вывод из логопедической группы было опрошено 9 детей 5-7 лет. Результаты диагностики представлены на ПМПк:

— Уровень интеллектуального развития выше среднего у 33,3% детей.

— Средний уровень интеллектуального развития у 33,3% детей.

— Уровень интеллектуального развития ниже среднего у 33,4% детей.

Результаты по развитию познавательной сферы

Уровень интеллектуального развития (в %)

Не соответствует возрасту

В качестве неполноценной работы с детьми компенсирующей группы с нарушением речи можно отметить такие отрицательные моменты, как: непосещение детьми детского сада из-за болезней и пропусков, посещение школы искусств.

9. В этом учебном году с декабря 2012 года в ДОУ была введена новая вариативная форма дошкольного образования – группа ранней социализации «Карапузы» с целью вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, содействовать более успешной адаптации детей к поступлению их в ДОУ.

Группу посещали 19 детей в возрасте с 1 года до 2 лет. Занятия проходили 1 раз в неделю по средам с 11.30 до 12.00 часов, в музыкальном зале совместно с родителями и специалистами ДОУ. Все занятия проходили в игровой форме с использование нетрадиционных форм работы с детьми. В работе с детьми использовала программы: И.В. Лапина «Адаптация детей при поступлении в детский сад», Н.В. Соколовская «Адаптация ребёнка к условиям детского сада».

Для родителей были разработаны авторские буклеты: «Игры с мыльными пузырями», «Развитие детей от 1 года до 2 лет», проведены индивидуальные консультации.

10. В период с января по апрель месяцы велась просветительская работа среди старшеклассников МОУ Гимназии №4, мини-курс «Семейные ценности» с целью формирования семейных ценностей у старшеклассников. В нём принимали участие 10-ти классники, в количестве 15 человек.

Курсы проходили 1 раз в месяц на территории школы, в их классной комнате по 40-45 минут, отдельно с девушками и юношами. Всего было проведено 4 мероприятия: «Идеальный муж, идеальная жена», «Девушка, которая мне нравится; молодой человек, который мне нравится», «Что бы я взял из своей теперешней семьи; что я не хочу брать из своей теперешней семьи», «Семья и дети».

Результаты данной работы показали, что ребята определились с выбором своей профессии, стали коммуникабельными, задумались о взаимоотношениях друг с другом (юноши — девушки, девушки – юноши), о материальных и семейных ценностях.

Работа с родителями.

Работа с родителями строилась на принципах преемственности семьи и детского сада. Вовлечение родителей в деятельность детского сада помогало создавать атмосферу взаимной заинтересованности в воспитании и общении с детьми. В рамках просветительско-профилактической деятельности проведены: родительские собрания, тренинг, семинар-практикум, мастер-класс,консультации.

Групповые родительские собрания.

1. «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».

(1 младшая группа – 19.10.12 г.)

2. «Подготовимся к школе вместе».

(подготовительная группа – 26.10.12 г.)

3. «Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям детского сада».

(группа ранней социализации – 21.11.12 г.)

4. «Игра в жизни ребёнка 2-3 лет».

(1-я младшая группа – 05.04.13г.)

5. Тренинг «Агрессивный ребёнок»

6. Семинар – практикум «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».

(подготовительная группа – 01.03.13 г.)

7. Мастер-класс «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе».

(подготовительная группа – 29.05.13 г.)

1. «Как помочь ребёнку в период адаптации?».

2. «Что должен знать и уметь ребёнок данного возраста».

3. «Как бороться с истерикой».

4. «В чём заключается влияние пальцев рук на развитие речи?».

5. «Как развивать интеллектуальные способности детей».

6. «Ребёнок с синдромом гиперактивности».

8. «Как повышать самооценку?».

9. «Принципы общения с агрессивным ребёнком».

10. «Психологические критерии готовности ребёнка 6-7 лет к обучению в школе».

11. Проблемы «детско-родительских» отношений.

12. Индивидуальные консультации по результатам диагностических обследований детей.

13. Составление и распространение памяток и рекомендаций.

В течение учебного года с родителями было проведено 50 консультаций. Причинами, побудившими родителей обратиться к специалисту, является недостаток знаний в воспитательном процессе и в нарушениях «детско-родительских» отношениях.

Для контроля за эффективностью взаимодействия педагогов с родителями было проведено анкетирование по проблеме удовлетворённости родителей деятельностью ДОУ в 2012-2013 учебном году. Результаты анкетирования показали:

— родителей полностью удовлетворяет работа сотрудников детского сада – 99%;

— оценивают работу детского сада очень высоко — 89%.

Результаты уровня удовлетворённости родителями работой ДОУ

Родителям нравится в ДОУ хорошая организация режимных моментов и питания, интересная игровая деятельность детей, работа по коррекции недостатков в развитии детей, подготовка к школе, а также работа по укреплению здоровья. Очень радует, что родители осознают и понимают, что ведущая роль в воспитании детей принадлежит как семье, так и детскому саду.

Работа с воспитателями.

С целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях развития ребёнка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований использовала следующие методы: дискуссии, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, консультации, беседы.

Выступление на педагогическом совете:

1. «Основные направления работы ДОУ на 2012-2013 учебный год»

— Социальный портрет семьи — 30.08.12г.

2. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками»

— Деловая игра «Театральный ринг» -22.11.12г.

3. «Итоги работы коллектива МБДОУ за 2012-2013 учебный год».

— Результативность психологического сопровождения в ДОУ – 03.06.13г.

Психологическая помощь педагогическому коллективу:

1. Дискуссии «Имидж детского сада» — 22.11.12 г., «Взаимодействие воспитателей с родителями» – 13.12.12 г.

2. Семинар ДОУ «Использование в образовательном процессе средств театрализации» — практическая часть по психогимнастике «Теремок» — 30.01.13 г.

3. Тренинг «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния». – 14.03.13 г.

Со всеми сотрудниками проводилась психопрофилактическая работа по снятию психического и эмоционального напряжения. Они посещали сенсорную комнату для сохранения своего здоровья и самораскрытия.

1. «Как организовать педагогический процесс в период адаптации».

2. «Взаимодействие воспитателей с родителями».

3. «Тактика поведения педагога в ситуации служебного конфликта».

4. «Организация по проведению родительских собраний».

5. «Требования к проведению занятия».

6. «Театрализованная игра как средство эмоционального развития детей»

9. «Проблема детского онанизма».

10. «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей».

11. Проблемы межличностных отношений в коллективе детей.

12. Методические консультации.

13. Встречи по личным вопросам.

В течение учебного года с педагогами было проведено 43 консультации. Чаще всего обращались воспитатели старшей и средней групп.

Методическая работа.

1. Участие в районных мероприятиях :

  • Приняла участие в дискуссионной площадке педагогов-психологов. Обмен опытом работы, как участник краевого конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Кубани-2012», Мостовской район, СОШ №30 — 30.08.12 г.
  • Приняла участие в семинаре педагогов-психологов «Работа психолога ДОУ по подготовке детей к обучению в школе в рамках реализации ФГОС». Выступила и провела практическая часть «Скоро в школу», Мостовской район, СОШ №28 — 20.12.13 г.
  • Приняла участие в семинаре педагогов-психологов «Медионасилие». Выступила и провела практическую часть «Компьюторная зависимость (диагностика, профилактика)», ДОУ №1 «Берёзка» — 21.03.13 г.

В этом году входила в состав жюри муниципального этапа конкурса «Педагог-психолог Кубани – 2013».

Самообразование.

  • Взаимодействие с психологами района.
  • Приобретение необходимой психологической литературы.
  • Изготовление методических пособий.
  • Дидактический и диагностический материал.
  • Наглядная информация для родителей и воспитателей.
  • Мультимедийные презентации.

Положительными моментами в работе было следующее: повышена эффективность в коррекции психосоматики, эмоционально-личностных нарушений с помощью песочной терапии и арт-терапии, при проведении групповых занятий у детей усвоились коммуникативые навыки, социальная адаптация. С помощью занятий, направленных на развитие самосознания, у детей усилилась мотивация на собственную эмоциональную и поведенческую саморегуляцию. Среди психологов района по обмену опытом получила положительные отзывы, а также по проведению родительских собраний в ДОУ, на которых проходило живое общение в форме диалога и игр. Создала свой мини-сайт.

Наряду с положительными моментами в работе есть и недостатки: не удовлетворяют результаты работы с детьми с нарушением речи, потому что они часто не посещали детский сад из-за болезней и пропусков, посещали школу искусств. Некоторые родители не принимают активное участие в развитие и воспитание своего ребёнка, ссылаясь на свою занятость.

Проанализировав результаты своей практической деятельности, считаю, что в 2013- 2014 учебном году необходимо:

  • содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
  • создавать отношения в коллективе, максимально благоприятные для продуктивной работы в ДОУ;
  • повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Читайте также:  Анализ воспитанности детей в семье

источник

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 320 раз

Мулова Г. В. Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ) [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 58-60. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13490/ (дата обращения: 22.10.2019).

Отправляя ребенка в школу необходимо диагностировать уровень дошкольной зрелости. И такая диагностика должна проходить в игре — ведущей деятельности этого периода.

Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, т. к. они психологически не готовы к обучению в школе. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень дошкольной зрелости в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома.

Проблемой дошкольной зрелости занимались: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадрикова, Н. И. Гуткина, М. Р. Битянова, а также зарубежные авторы А. Анастази (уровень обученности дошкольников), С. Стребел, А. Керн, И. Йерасик.

Л. И. Божович в своих трудах основным критерием психологической готовности к школе считает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющая собой новое отношение ребенка к окружающей среде [1].

Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры [12].

‒ умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

‒ умение ориентироваться на заданную систему требований;

‒ умение внимательно слушать, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

‒ умение самостоятельно выполнить задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически — это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в I классе.

Важным условием он считал: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу. Всё это вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику, как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода».

Д. Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функция контроля еще очень слаба, — пишет Д. Б. Эльконин, — и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» [12].

Е. Е. Кравцова выделяет роль общения в развитии дошкольника и выделяет три сферы — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе и эти уровни определяет степенью развития готовности к школе и соотносит их с основными структурными компонентами учебной деятельности (Е. Е. Кравцова, 1991).

Исследование Е. О. Смирновой [11], посвященное коммуникативной готовности, дает интересное объяснение, почему именно к концу дошкольного возраста у детей появляется потребность в общении со взрослым на новом уровне. Коммуникативная готовность к школе рассматривается как результат определенного уровня развития общения со взрослым.

В работе М. И. Лисиной [10] выделяются четыре формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Первая из них, ситуативно-личностная, характеризуется непосредственным эмоциональным общением ребенка со взрослым и типична для первого полугодия жизни младенца. Вторая, ситуативно-деловая, характеризуется сотрудничеством со взрослым в игре при освоении действий с различными предметами. Внеситуативно-познавательная форма общения знаменуется первыми познавательными вопросами ребенка, адресованными взрослому. По мере взросления старших дошкольников все больше начинают привлекать события, происходящие в мире людей, а не вещей. Человеческие отношения, нормы поведения становятся важным моментом в содержании общения ребенка со взрослым. Так рождается наиболее сложная в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения, обычно складывающаяся лишь к концу дошкольного возраста. «В рамках этой формы общения у детей складывается различное отношение к людям, в зависимости от того, какую роль в общении с ними они выполняют: дети начинают дифференцировать роли врача, воспитателя, продавца, и соответственно этому — строить свое поведение в общении с ними» [10].

Из всех исследований видно, что ребенок должен обладать для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Вначале у детей формируется деятельность игра, следующий этап — это учебная деятельность. Зрелый ребенок дошкольного возраста уже не играет игрушками, у него в игре должны принимать участие люди, которые будут выполнять определенные роли и должны быть определенные правила. Ребенок, достигший дошкольной зрелости, любит такие игры с правилами.

Для игры в ролевые игры у дошкольника должно быть развито воображение — это новообразование возраста.

Дошкольную зрелость можно определить с помощью методики Диагностика дошкольной зрелости М. Р. Битяновой, которая опубликована на страницах «Школьного психолога» в статье «Куда уходит детство» [2].

М. Р. Битянова: «Таким образом, дошкольную зрелость мы определяем как целостное психическое состояние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства и для которых этот период является сензитивным». И выделяет важные составляющие: «сформированность приемов игровой деятельности, развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода) уровень нравственного развития, развитое воображение, высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи, высокая самооценка».

Важный критерий дошкольной зрелости — произвольность. Также большое значение имеют: развитие мышления, воображения, самосознания, игровой деятельности.

Критерии дошкольной зрелости:

Произвольность — это не только познавательные процессы, но и становление волевого поведения ребенка, его способность в постановки цели, проявлении упорства в преодолении препятствий, в оценке результата своего труда, т. е. проявление организованности, умение подчинять свои действия требованиям взрослого.

Мышление. Развитие образного мышления поможет ребенку планировать свои действия, решать определенные задачи в учебной деятельности более успешно.

Воображение. Психический процесс творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений у ребенка, отсутствующих ранее.

Память. Как считал Л. С. Выготский, память в дошкольном возрасте становится доминирующей функцией. Ребенок все запоминает с легкостью.

Речь. У шестилетнего ребенка совершенствуется связная, монологическая речь. Он может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать картину, описать те или иные события, свидетелем которых он был.

Восприятие. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются наблюдение, поиск.

Эмоциональная сфера. Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности, процессы становятся более уравновешенными. Появляются у дошкольников такие эмоции, как сочувствие, сопереживание.

Мотивационная сфера. Важнейшее условие — самостоятельность ребенка. Это умение довести начатое дело до конца, желание контактировать со сверстниками, умение работать в коллективе сверстников.

Самооценка. Нередко у дошкольников наблюдается очень высокая самооценка. У детей, испытывающих отсутствие эмоциональной защищенности, поддержки, отсутствие любви и внимания со стороны взрослых наблюдается заниженная самооценка. Низкая самооценка, как и очень высокая, может стать причиной школьной дезадаптации. К школьному возрасту у ребенка должны сформироваться умения адекватно оценивать свои способности.

Игровая деятельность. Игра основная деятельность дошкольника. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, по мере взросления ребенка игра усложняется. Старшие дошкольники любят игры с правилами. В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие жизненные ситуации. Игровые действия детей становятся более сложными. Дошкольник, игравший в ролевые игры, игры с правилами легче будет привыкать к школьным правилам.

На основе этих исследований можно сделать следующий вывод: к моменту семи лет игра начинает сменяться учебной деятельностью. Л. С. Выготский отмечал: «игра исчерпывает свои возможности по образованию «зон ближайшего развития» при условии, что ребенок прошел все стадии развития детской игры. Объясняется это тем, что процесс развития игры характеризуется постепенным уменьшением значения в ней воображаемой ситуации и существенным возрастанием роли правила».

Например, если ребенок достаточно играл и общался с родными и близкими, друзьями, если его творчески развивали, он рисовал, лепил, раскрашивал картинки, вырезал и клеил, делал аппликации, складывал узоры из мозаики, собирал кубики по картинкам, занимался конструктивной деятельностью, слушал сказки, рассказы. Воспитывался в атмосфере любви, доброты, игры, интереса к окружающему, ребенок к шести годам сам проявит желание научиться читать, считать. К началу младшего школьного возраста у него, скорее всего, появится учебная мотивация. При нормальном развитии ребенка учебная мотивация возникает естественным путем.

Согласно данным, дети посещающие детские сады, имеют больший запас знаний об окружающем мире, о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях и их труде, о нормах поведения. У дошколят лучше развиты социальные навыки, они более склонны к совместной деятельности, более целеустремлены, чем дети неорганизованные, не посещающие детский сад. Правильное развитие и подготовку к школе ребёнку могут дать только общие усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья — это среда где формируется и развивается личность ребёнка, также как и в дошкольном учреждении. Лучше всего на развитии ребёнка сказывается единство воздействий семьи и детского учреждения в формировании положительного отношения к учебе, школе, всяческом поощрении желания учиться.

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  2. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. — М., 1997.
  3. Битянова М. Р. Куда уходит детство? Школьный психолог, № 12, 1999.
  4. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6 т. Т. 2. — М., 1982.
  5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — СПб: Питер, 2009. — 208 с.
  6. Детская практическая психология в кратком изложении/сост. О. В. Токарь. — М.: Флинта: МПСИ, 2008. — 224 с.
  7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск, 1997.
  8. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М., 1981.
  9. Ермолаева М. В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО Модек, 2006.—224 с.
  10. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., МГУ, 2009. — 94 с.
  11. Смирнова Е. О. Детская психология. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
  12. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. — М.: Академия, 2000. — 304 с.
  13. «Школьный психолог» № 12 за 1999 год.
  14. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

дошкольная зрелость, ребенок, дошкольный возраст, игра, учебная деятельность, школа, умение, взрослый, игровая деятельность, высокая самооценка. Психологическая готовность дошкольников к школьному.

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста. ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая

ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный возраст, детская игра, вид деятельности, сфера.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

игра, ребенок, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, сюжет, игровая деятельность, мотивационная сфера, личностное развитие, дошкольное образование, дошкольное детство.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста.

Отдельно необходимо остановиться на мотивировании детей к игровой деятельности.

Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый.

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста

игра, игровая деятельность, дошкольное детство, воображаемая ситуация, взрослый, игровая роль, дошкольный возраст, детская игра, взрослая жизнь, мир взрослых.

источник