Меню Рубрики

Анализ сюжетно ролевой игры для детей

Дан полный анализ сюжетно-ролевой игры: анализ уровня развития игровой деятельности, анализ сформированности у детей реальных и игровых взаимоотношений. Анализ деятельности воспитателя по руководству сюжетно-ролевыми играми. Дана схема анализа сюжетно-ролевой игры.

Анализ сюжетно-ролевой игры: оценка уровня развития игровой деятельности.

При анализе игры ответить на вопросы: по чьей инициативе возникла игра?

Планировали ли дети заранее её ход? Сколько детей участвовало в игре? Какие роли и как распределялись? Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями? Чему отдавали предпочтение во время игры ( действия с предметами или взаимоотношения между людьми )? Какие новые игровые ситуации придуманы в ходе игры? Сколько времени она продолжалась? Связанна ли данная игра с другими играми? Как окончилась игра (организованно или неожиданно)? Обсуждали ли дети ход игры после её окончания? Самостоятельны ли в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя? Соответствует ли игра возрасту детей? Каков уровень развития их игровой деятельности? Как вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

Анализ записей сюжетно-ролевой игры: оценка сформированности у детей реальных и игровых взаимоотношений.

Игровые взаимоотношения возникают в ходе исполнения ролей (мама заботится о дочке, врач дает указания медсестре, командир отдает приказ солдатам, и они подчиняются ему и т.п.)

Реальные связаны с организацией игры, по ним определяются дети-лидеры, организаторы игры. Они договариваются о начале игры, распределяют роли, принимают или не принимают других в игру, оценивают выполнение установленных ими правил, исключают из игры детей за нарушение правил и др. Дети-лидеры, как правило, выбирают главную роль, как бы руководят игрой.

Анализируется, сколько детей участвовало в игре в начале, сколько включилось по её ходу, кто решал вопрос о приеме в игру, выходили ли дети из игры и если да, то почему, возникали ли конфликты в процессе распределения ролей, кем и как они устранялись, кто был лидером в игре, оставались ли пассивными дети, которые полностью подчинялись воле других, возникали ли конфликты в ходе игры, из-за чего, кем и как устранялись, как спланировать работу воспитателя по формированию взаимоотношений в игре.

Возможные варианты развития игры:

  • введение новых ролей,
  • игровых действий,
  • ситуаций,
  • оборудования.

Анализ деятельности воспитателя по руководству сюжетно-ролевыми играми.

  1. Созданы ли в группе необходимые условия для организации игр;
  2. Какое время отведено им в режиме дня;
  3. Есть ли специальное место для игр в группе и на участке;
  4. Как оборудованы игры;
  5. Руководит ли ими воспитатель;
  6. По чьей инициативе возникла игра (если по инициативе детей, то как скоро воспитатель заметил игру, какова была его реакция );
  7. Способствовал ли взрослый развитию игры, каким образом;
  8. Предлагал ли новые роли, игровые действия, ситуации;
  9. Расширял ли знания детей для развития игры;
  10. Вносил ли дополнительное оборудование, изготовлял ли его вместе с детьми;
  11. Способствовал ли формированию коллективистических взаимоотношений (предлагал принять новичка, помогал распределять роли, договариваться о плане игры, устранял конфликты );
  12. Способствовал ли взрослый укреплению воспитательной функции сюжетно-ролевой игры (привлекал внимание к положительным поступкам действующих лиц, к красоте взаимоотношений между персонажами);
  13. Принимал ли сам воспитатель участие в игре;
  14. Помогал ли закончить игру, подвести итог, заранее договориться о новой игре или о продолжении старой;
  15. Как оцениваете руководство воспитателя данной игрой;
  16. На основании чего делаете такой вывод;
  17. Как бы вы руководили игрой.

Можно развивать следующие стороны игровой деятельности:

  • Разнообразие ролей и игровых ситуаций;
  • Увеличение продолжительности игры;
  • Степень охвата детей.

Можно внести следующие изменения в содержание игр:

  • Введение другой тематики;
  • Отражение в игре положительных явлений и положительных взаимоотношений между персонажами игры.

Можно внести следующие изменения в организацию игровой деятельности:

  • Привлечение детей к предварительному совместному планированию игры;
  • Привлечение к продуманному отбору игрового оборудования, изготовлению его ими самими;
  • Умение организованно распределять роли, заканчивать игру и переходить к следующему виду деятельности, заранее обсудив дальнейшее течение игры и подведя итоги.

Схема анализа сюжетно-ролевой игры.

1 . Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1. Как возникает замысел игры? ( определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д .)

2. Обсуждает ли ребенок с партнерами замысел игры, учитывает ли их точку зрения?

3. Насколько устойчив замысел игры? Видит ли ребенок перспективу игры?

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры? Насколько часто наблюдаются импровизации в игре?

5. Умеет ли ребенок сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям?

1. Что составляет основное содержание игры? ( Действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми. )

2. Насколько разнообразно содержание игры? Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием? Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения?

1. Насколько разнообразны сюжеты игр? (Указать их название и количество.)

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. следует ли ребенок одному сюжету?

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет?

4. Насколько развернут сюжет? Представляет ли он собой цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет?

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры?

6. Каковы источники сюжетов игры? (Кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т. д.)

4. Исполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1. Обозначает ли исполняемую роль словом? Когда это делает? ( До или во время игры.)

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнерами по игре? (Ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика.)

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога?

4. Передает ли и как передает характерные особенности персонажа?

5. Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей? Какие роли чаще исполняет – главные или второстепенные? Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли?

6. Что предпочитает – играть один или входить в игровое объединение? (Дать характеристику объединения: численность играющих, устойчивость и характер взаимоотношений.)

7. Есть ли у ребенка любимые роли? Сколько ролей он может исполнять в разных играх?

5. Игровые действия и игровые предметы.

1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие? По какому принципу выбирает и преобразует их для использования в игре?

2. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям? Насколько легко это делает?

3. Кто – сам ребенок или взрослый – является инициатором выбора предмета-заместителя? Предлагает ли свой вариант замещения партнеру?

4. Использует ли в игре образные игрушки? Как часто? Есть ли любимые игрушки?

5. Характеристики игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий?

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию? Понимает ли ее условность? Играет ли с воображаемыми предметами?

1. Выполняет ли функцию регулятора игры? Осознает ли правило?

2. Как соотносит выполнение правила со взятой на себя ролью?

3. следит ли за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре?

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил?

7.Достижение результата игры.

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре?

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом?

3. Какими средствами достигается реализация замысла?

8.Особенности конфликтов в игре.

1. По поводу чего чаще возникают конфликты? (Распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)

2. Каковы способы разрешения конфликтов?

1. готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры?

2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка)? Как?

10. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры? По поводу чего? Как часто?

2. Предлагает ли принять взрослого в игру?

11. Специфика игр детей в конкретной возрастной группе..

1. Умеют ли дети найти себе игру, занятие без помощи взрослого?

2. Характер детских игр (одиночные, игры рядом), их содержание.

3. Взаимоотношения между играющими: умеют ли пользоваться общими игрушками? Охотно ли принимают сверстников в игру? Есть ли дети, которые ведут себя агрессивно (ссорятся, отнимают игрушки, разрушают постройки)? Причины такого поведения

4. Умеют ли дети пользоваться игрушками? Убирают ли их после игры на место?

Руководство воспитателя играми детей. Анализ.

Предлагает ли воспитатель сюжеты детских игр? В какой форме? Как предлагает развернуть и продолжить начатую игру? Имеет ли место совместная игра воспитателя с детьми? Какую роль при этом играет воспитатель? Методы и приемы педагога по формированию правильных взаимоотношений детей.

Самостоятельны ли дети в выборе игрушек? партнера? Умеют ли спокойно, сосредоточенно играть? Характер взаимоотношений детей во время игры. Как часто обращаются к воспитателю? По какому поводу?

Методы и приемы для формирования игровой деятельности детей. Использует ли воспитатель поведение детей в игре? Какие методы и приемы использует для формирования положительных взаимоотношений детей в игре?

Сюжеты детских игр, их содержание. В какие игры дети играют самостоятельно7 Уровень самостоятельности детей в играх (умеют ли выбирать тему игры, организовать обстановку, сговариваться). Играют ли совместно? На чем основано объединение в совместных играх? Характер общения между детьми. Причины такого общения. Есть ли неиграющие дети?

В чем суть деятельности воспитателя по формированию у детей умения играть? Какие методы и приемы использует при руководстве детскими самодеятельными группами? (Советы по выбору игровых партнеров; помощь в создании игровой обстановки, в распределении ролей, составлении плана сюжета). Как воспитатель управляет детскими взаимоотношениями в игре? (Видит возникающие разногласия, всегда ли правильно разрешает их.) Приемы включения в игру робких и застенчивых детей. Как педагог помогает им преодолеть нерешительность?

Количество играющих подгрупп. По чьей инициативе возникли игры в подгруппах? Тематика и содержание игр. Устойчивость и взаимоотношения различных играющих группировок (по содержанию игр). Что объединяет детей в группировках? (Интерес к игрушке, деятельности .) Имеют ли место одиночные игры? Их вид, тема, содержание. Уровень проявления самодеятельности детей в играх (знание правил, умение организовать обстановку для игры, распределять и исполнять роли, подчиняться правилам, согласовывать свои действия друг с другом, разрешать конфликты). Возникают ли конфликты и по какому поводу? (При определении темы игры, ролей, при использовании игрушек, выполнении правил игры и т.д.) Какие способы дети используют чаще для разрешения конфликтов? (Стараются изменить тему игры, переходя к другой игре или другому виду деятельности, вводят правила, очередность, подчинение меньшинства большинству, дерутся, жалуются и т.д.)

Подготовительная к школе группа.

Принимает ли воспитатель непосредственное участие в играх детей? Необходимость его участия в этих играх. Характер руководства воспитателем играми детей. Учитываются ли индивидуальные особенности детей при руководстве играми7

Тематика и содержание игр. Численность детских самодеятельных игровых группировок в сюжетно-ролевых играх, играх с правилами (подвижные, дидактические, настольно-печатные). Самоорганизация детей (умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание деятельности, распределять роли, подбирать нужный для игры материал). Соответствуют ли игровые приемы программе воспитания в детском саду? Характер реальных взаимоотношений детей в игре.

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе.

В данном выступлении раскрыта роль сюжетно — ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой .

Критерии уровней анализа сюжетно-ролевой игры.

В разработке подробно описано: планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности, передача игровой культуры ребёнку, создание и обогащение развивающей предметно-простра.

Освоение педагогами ДОО принципа ФГОС ДО: «Игра- ведущая деятельность дошкольников». Как направить педагогов на переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии е.

источник

Анализ сюжетно-ролевой игры: оценка уровня развития игровой деятельности.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Анализ сюжетно-ролевой игры: оценка уровня развития игровой деятельности.

При анализе игры ответить на вопросы: по чьей инициативе возникла игра?

Планировали ли дети заранее её ход? Сколько детей участвовало в игре? Какие роли и как распределялись? Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями? Чему отдавали предпочтение во время игры (действия с предметами или взаимоотношения между людьми)? Какие новые игровые ситуации придуманы в ходе игры? Сколько времени она продолжалась? Связанна ли данная игра с другими играми? Как окончилась игра (организованно или неожиданно)? Обсуждали ли дети ход игры после её окончания? Самостоятельны ли в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя? Соответствует ли игра возрасту детей? Каков уровень развития их игровой деятельности? Как вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

Анализ записей сюжетно-ролевой игры: оценка сформированности у детей реальных и игровых взаимоотношений.

Игровые взаимоотношения возникают в ходе исполнения ролей (мама заботится о дочке, врач дает указания медсестре, командир отдает приказ солдатам, и они подчиняются ему и т.п.)

Реальные связаны с организацией игры, по ним определяются дети-лидеры, организаторы игры. Они договариваются о начале игры, распределяют роли, принимают или не принимают других в игру, оценивают выполнение установленных ими правил, исключают из игры детей за нарушение правил и др. Дети-лидеры, как правило, выбирают главную роль, как бы руководят игрой.

Анализируется, сколько детей участвовало в игре в начале, сколько включилось по её ходу, кто решал вопрос о приеме в игру, выходили ли дети из игры и если да, то почему, возникали ли конфликты в процессе распределения ролей, кем и как они устранялись, кто был лидером в игре, оставались ли пассивными дети, которые полностью подчинялись воле других, возникали ли конфликты в ходе игры, из-за чего, кем и как устранялись, как спланировать работу воспитателя по формированию взаимоотношений в игре.

Возможные варианты развития игры:

  • введение новых ролей,
  • игровых действий,
  • ситуаций,
  • оборудования.

Анализ деятельности воспитателя по руководству сюжетно-ролевыми играми.

  1. Созданы ли в группе необходимые условия для организации игр;
  2. Какое время отведено им в режиме дня;
  3. Есть ли специальное место для игр в группе и на участке;
  4. Как оборудованы игры;
  5. Руководит ли ими воспитатель;
  6. По чьей инициативе возникла игра (если по инициативе детей, то как скоро воспитатель заметил игру, какова была его реакция);
  7. Способствовал ли взрослый развитию игры, каким образом;
  8. Предлагал ли новые роли, игровые действия, ситуации;
  9. Расширял ли знания детей для развития игры;
  10. Вносил ли дополнительное оборудование, изготовлял ли его вместе с детьми;
  11. Способствовал ли формированию коллективистических взаимоотношений (предлагал принять новичка, помогал распределять роли, договариваться о плане игры, устранял конфликты);
  12. Способствовал ли взрослый укреплению воспитательной функции сюжетно-ролевой игры (привлекал внимание к положительным поступкам действующих лиц, к красоте взаимоотношений между персонажами);
  13. Принимал ли сам воспитатель участие в игре;
  14. Помогал ли закончить игру, подвести итог, заранее договориться о новой игре или о продолжении старой;
  15. Как оцениваете руководство воспитателя данной игрой;
  16. На основании чего делаете такой вывод;
  17. Как бы вы руководили игрой.

Можно развивать следующие стороны игровой деятельности:

  • Разнообразие ролей и игровых ситуаций;
  • Увеличение продолжительности игры;
  • Степень охвата детей.

Можно внести следующие изменения в содержание игр:

  • Введение другой тематики;
  • Отражение в игре положительных явлений и положительных взаимоотношений между персонажами игры.

Можно внести следующие изменения в организацию игровой деятельности:

  • Привлечение детей к предварительному совместному планированию игры;
  • Привлечение к продуманному отбору игрового оборудования, изготовлению его ими самими;
  • Умение организованно распределять роли, заканчивать игру и переходить к следующему виду деятельности, заранее обсудив дальнейшее течение игры и подведя итоги.

Схема анализа сюжетно-ролевой игры.

1.Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1. Как возникает замысел игры? (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.)

2. Обсуждает ли ребенок с партнерами замысел игры, учитывает ли их точку зрения?

3. Насколько устойчив замысел игры? Видит ли ребенок перспективу игры?

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры? Насколько часто наблюдаются импровизации в игре?

5. Умеет ли ребенок сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям?

2. Замысел игры.

1. Что составляет основное содержание игры? (Действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми.)

2. Насколько разнообразно содержание игры? Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием? Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения?

3. Сюжет игры.

1. Насколько разнообразны сюжеты игр? (Указать их название и количество.)

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. следует ли ребенок одному сюжету?

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет?

4. Насколько развернут сюжет? Представляет ли он собой цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет?

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры?

6. Каковы источники сюжетов игры? (Кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т. д.)

4. Исполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1. Обозначает ли исполняемую роль словом? Когда это делает? (До или во время игры.)

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнерами по игре? (Ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика.)

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога?

4. Передает ли и как передает характерные особенности персонажа?

5. Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей? Какие роли чаще исполняет – главные или второстепенные? Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли?

6. Что предпочитает – играть один или входить в игровое объединение? (Дать характеристику объединения: численность играющих, устойчивость и характер взаимоотношений.)

7. Есть ли у ребенка любимые роли? Сколько ролей он может исполнять в разных играх?

Читайте также:  Анализ на ревмокомплекс у детей

5. Игровые действия и игровые предметы.

1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие? По какому принципу выбирает и преобразует их для использования в игре?

2. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям? Насколько легко это делает?

3. Кто – сам ребенок или взрослый – является инициатором выбора предмета-заместителя? Предлагает ли свой вариант замещения партнеру?

4. Использует ли в игре образные игрушки? Как часто? Есть ли любимые игрушки?

5. Характеристики игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий?

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию? Понимает ли ее условность? Играет ли с воображаемыми предметами?

6. Игровые правила.

1. Выполняет ли функцию регулятора игры? Осознает ли правило?

2. Как соотносит выполнение правила со взятой на себя ролью?

3. следит ли за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре?

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил?

7.Достижение результата игры.

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре?

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом?

3. Какими средствами достигается реализация замысла?

8.Особенности конфликтов в игре.

1. По поводу чего чаще возникают конфликты? (Распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)

2. Каковы способы разрешения конфликтов?

9. Игровая среда.

1. готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры?

2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка)? Как?

10. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры? По поводу чего? Как часто?

2. Предлагает ли принять взрослого в игру?

11. Специфика игр детей в конкретной возрастной группе..

1. Умеют ли дети найти себе игру, занятие без помощи взрослого?

2. Характер детских игр (одиночные, игры рядом), их содержание.

3. Взаимоотношения между играющими: умеют ли пользоваться общими игрушками? Охотно ли принимают сверстников в игру? Есть ли дети, которые ведут себя агрессивно (ссорятся, отнимают игрушки, разрушают постройки)? Причины такого поведения

4. Умеют ли дети пользоваться игрушками? Убирают ли их после игры на место?

Руководство воспитателя играми детей. Анализ.

Предлагает ли воспитатель сюжеты детских игр? В какой форме? Как предлагает развернуть и продолжить начатую игру? Имеет ли место совместная игра воспитателя с детьми? Какую роль при этом играет воспитатель? Методы и приемы педагога по формированию правильных взаимоотношений детей.

Самостоятельны ли дети в выборе игрушек? партнера? Умеют ли спокойно, сосредоточенно играть? Характер взаимоотношений детей во время игры. Как часто обращаются к воспитателю? По какому поводу?

Методы и приемы для формирования игровой деятельности детей. Использует ли воспитатель поведение детей в игре? Какие методы и приемы использует для формирования положительных взаимоотношений детей в игре?

Сюжеты детских игр, их содержание. В какие игры дети играют самостоятельно7 Уровень самостоятельности детей в играх (умеют ли выбирать тему игры, организовать обстановку, сговариваться). Играют ли совместно? На чем основано объединение в совместных играх? Характер общения между детьми. Причины такого общения. Есть ли неиграющие дети?

В чем суть деятельности воспитателя по формированию у детей умения играть? Какие методы и приемы использует при руководстве детскими самодеятельными группами? (Советы по выбору игровых партнеров; помощь в создании игровой обстановки, в распределении ролей, составлении плана сюжета). Как воспитатель управляет детскими взаимоотношениями в игре? (Видит возникающие разногласия, всегда ли правильно разрешает их.) Приемы включения в игру робких и застенчивых детей. Как педагог помогает им преодолеть нерешительность?

Количество играющих подгрупп. По чьей инициативе возникли игры в подгруппах? Тематика и содержание игр. Устойчивость и взаимоотношения различных играющих группировок (по содержанию игр). Что объединяет детей в группировках? (Интерес к игрушке, деятельности.) Имеют ли место одиночные игры? Их вид, тема, содержание. Уровень проявления самодеятельности детей в играх (знание правил, умение организовать обстановку для игры, распределять и исполнять роли, подчиняться правилам, согласовывать свои действия друг с другом, разрешать конфликты). Возникают ли конфликты и по какому поводу? (При определении темы игры, ролей, при использовании игрушек, выполнении правил игры и т.д.) Какие способы дети используют чаще для разрешения конфликтов? (Стараются изменить тему игры, переходя к другой игре или другому виду деятельности, вводят правила, очередность, подчинение меньшинства большинству, дерутся, жалуются и т.д.)

Подготовительная к школе группа.

Принимает ли воспитатель непосредственное участие в играх детей? Необходимость его участия в этих играх. Характер руководства воспитателем играми детей. Учитываются ли индивидуальные особенности детей при руководстве играми7

Тематика и содержание игр. Численность детских самодеятельных игровых группировок в сюжетно-ролевых играх, играх с правилами (подвижные, дидактические, настольно-печатные). Самоорганизация детей (умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание деятельности, распределять роли, подбирать нужный для игры материал). Соответствуют ли игровые приемы программе воспитания в детском саду? Характер реальных взаимоотношений детей в игре.

Анализ сюжетно-ролевой игры: оценка уровня развития игровой деятельности.

При анализе игры ответить на вопросы: по чьей инициативе возникла игра?

Планировали ли дети заранее её ход? Сколько детей участвовало в игре? Какие роли и как распределялись? Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями? Чему отдавали предпочтение во время игры ( действия с предметами или взаимоотношения между людьми )? Какие новые игровые ситуации придуманы в ходе игры? Сколько времени она продолжалась? Связанна ли данная игра с другими играми? Как окончилась игра (организованно или неожиданно)? Обсуждали ли дети ход игры после её окончания? Самостоятельны ли в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя? Соответствует ли игра возрасту детей? Каков уровень развития их игровой деятельности? Как вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

Анализ записей сюжетно-ролевой игры: оценка сформированности у детей реальных и игровых взаимоотношений.

Игровые взаимоотношения возникают в ходе исполнения ролей (мама заботится о дочке, врач дает указания медсестре, командир отдает приказ солдатам, и они подчиняются ему и т.п.)

Реальные связаны с организацией игры, по ним определяются дети-лидеры, организаторы игры. Они договариваются о начале игры, распределяют роли, принимают или не принимают других в игру, оценивают выполнение установленных ими правил, исключают из игры детей за нарушение правил и др. Дети-лидеры, как правило, выбирают главную роль, как бы руководят игрой.

Анализируется, сколько детей участвовало в игре в начале, сколько включилось по её ходу, кто решал вопрос о приеме в игру, выходили ли дети из игры и если да, то почему, возникали ли конфликты в процессе распределения ролей, кем и как они устранялись, кто был лидером в игре, оставались ли пассивными дети, которые полностью подчинялись воле других, возникали ли конфликты в ходе игры, из-за чего, кем и как устранялись, как спланировать работу воспитателя по формированию взаимоотношений в игре.

Возможные варианты развития игры:

  • введение новых ролей,
  • игровых действий,
  • ситуаций,
  • оборудования.

Анализ деятельности воспитателя по руководству сюжетно-ролевыми играми.

  1. Созданы ли в группе необходимые условия для организации игр;
  2. Какое время отведено им в режиме дня;
  3. Есть ли специальное место для игр в группе и на участке;
  4. Как оборудованы игры;
  5. Руководит ли ими воспитатель;
  6. По чьей инициативе возникла игра (если по инициативе детей, то как скоро воспитатель заметил игру, какова была его реакция );
  7. Способствовал ли взрослый развитию игры, каким образом;
  8. Предлагал ли новые роли, игровые действия, ситуации;
  9. Расширял ли знания детей для развития игры;
  10. Вносил ли дополнительное оборудование, изготовлял ли его вместе с детьми;
  11. Способствовал ли формированию коллективистических взаимоотношений (предлагал принять новичка, помогал распределять роли, договариваться о плане игры, устранял конфликты );
  12. Способствовал ли взрослый укреплению воспитательной функции сюжетно-ролевой игры (привлекал внимание к положительным поступкам действующих лиц, к красоте взаимоотношений между персонажами);
  13. Принимал ли сам воспитатель участие в игре;
  14. Помогал ли закончить игру, подвести итог, заранее договориться о новой игре или о продолжении старой;
  15. Как оцениваете руководство воспитателя данной игрой;
  16. На основании чего делаете такой вывод;
  17. Как бы вы руководили игрой.

Можно развивать следующие стороны игровой деятельности:

  • Разнообразие ролей и игровых ситуаций;
  • Увеличение продолжительности игры;
  • Степень охвата детей.

Можно внести следующие изменения в содержание игр:

  • Введение другой тематики;
  • Отражение в игре положительных явлений и положительных взаимоотношений между персонажами игры.

Можно внести следующие изменения в организацию игровой деятельности:

  • Привлечение детей к предварительному совместному планированию игры;
  • Привлечение к продуманному отбору игрового оборудования, изготовлению его ими самими;
  • Умение организованно распределять роли, заканчивать игру и переходить к следующему виду деятельности, заранее обсудив дальнейшее течение игры и подведя итоги.

Схема анализа сюжетно-ролевой игры.

1 . Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1. Как возникает замысел игры? ( определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д .)

2. Обсуждает ли ребенок с партнерами замысел игры, учитывает ли их точку зрения?

3. Насколько устойчив замысел игры? Видит ли ребенок перспективу игры?

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры? Насколько часто наблюдаются импровизации в игре?

5. Умеет ли ребенок сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям?

1. Что составляет основное содержание игры? ( Действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми. )

2. Насколько разнообразно содержание игры? Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием? Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения?

1. Насколько разнообразны сюжеты игр? (Указать их название и количество.)

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. следует ли ребенок одному сюжету?

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет?

4. Насколько развернут сюжет? Представляет ли он собой цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет?

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры?

6. Каковы источники сюжетов игры? (Кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т. д.)

4. Исполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1. Обозначает ли исполняемую роль словом? Когда это делает? ( До или во время игры.)

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнерами по игре? (Ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика.)

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога?

4. Передает ли и как передает характерные особенности персонажа?

5. Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей? Какие роли чаще исполняет – главные или второстепенные? Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли?

6. Что предпочитает – играть один или входить в игровое объединение? (Дать характеристику объединения: численность играющих, устойчивость и характер взаимоотношений.)

7. Есть ли у ребенка любимые роли? Сколько ролей он может исполнять в разных играх?

5. Игровые действия и игровые предметы.

1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие? По какому принципу выбирает и преобразует их для использования в игре?

2. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям? Насколько легко это делает?

3. Кто – сам ребенок или взрослый – является инициатором выбора предмета-заместителя? Предлагает ли свой вариант замещения партнеру?

4. Использует ли в игре образные игрушки? Как часто? Есть ли любимые игрушки?

5. Характеристики игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий?

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию? Понимает ли ее условность? Играет ли с воображаемыми предметами?

1. Выполняет ли функцию регулятора игры? Осознает ли правило?

2. Как соотносит выполнение правила со взятой на себя ролью?

3. следит ли за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре?

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил?

7.Достижение результата игры.

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре?

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом?

3. Какими средствами достигается реализация замысла?

8.Особенности конфликтов в игре.

1. По поводу чего чаще возникают конфликты? (Распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)

2. Каковы способы разрешения конфликтов?

1. готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры?

2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка)? Как?

10. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры? По поводу чего? Как часто?

2. Предлагает ли принять взрослого в игру?

11. Специфика игр детей в конкретной возрастной группе..

1. Умеют ли дети найти себе игру, занятие без помощи взрослого?

2. Характер детских игр (одиночные, игры рядом), их содержание.

3. Взаимоотношения между играющими: умеют ли пользоваться общими игрушками? Охотно ли принимают сверстников в игру? Есть ли дети, которые ведут себя агрессивно (ссорятся, отнимают игрушки, разрушают постройки)? Причины такого поведения

4. Умеют ли дети пользоваться игрушками? Убирают ли их после игры на место?

Руководство воспитателя играми детей. Анализ.

Предлагает ли воспитатель сюжеты детских игр? В какой форме? Как предлагает развернуть и продолжить начатую игру? Имеет ли место совместная игра воспитателя с детьми? Какую роль при этом играет воспитатель? Методы и приемы педагога по формированию правильных взаимоотношений детей.

Самостоятельны ли дети в выборе игрушек? партнера? Умеют ли спокойно, сосредоточенно играть? Характер взаимоотношений детей во время игры. Как часто обращаются к воспитателю? По какому поводу?

Методы и приемы для формирования игровой деятельности детей. Использует ли воспитатель поведение детей в игре? Какие методы и приемы использует для формирования положительных взаимоотношений детей в игре?

Сюжеты детских игр, их содержание. В какие игры дети играют самостоятельно7 Уровень самостоятельности детей в играх (умеют ли выбирать тему игры, организовать обстановку, сговариваться). Играют ли совместно? На чем основано объединение в совместных играх? Характер общения между детьми. Причины такого общения. Есть ли неиграющие дети?

В чем суть деятельности воспитателя по формированию у детей умения играть? Какие методы и приемы использует при руководстве детскими самодеятельными группами? (Советы по выбору игровых партнеров; помощь в создании игровой обстановки, в распределении ролей, составлении плана сюжета). Как воспитатель управляет детскими взаимоотношениями в игре? (Видит возникающие разногласия, всегда ли правильно разрешает их.) Приемы включения в игру робких и застенчивых детей. Как педагог помогает им преодолеть нерешительность?

Количество играющих подгрупп. По чьей инициативе возникли игры в подгруппах? Тематика и содержание игр. Устойчивость и взаимоотношения различных играющих группировок (по содержанию игр). Что объединяет детей в группировках? (Интерес к игрушке, деятельности .) Имеют ли место одиночные игры? Их вид, тема, содержание. Уровень проявления самодеятельности детей в играх (знание правил, умение организовать обстановку для игры, распределять и исполнять роли, подчиняться правилам, согласовывать свои действия друг с другом, разрешать конфликты). Возникают ли конфликты и по какому поводу? (При определении темы игры, ролей, при использовании игрушек, выполнении правил игры и т.д.) Какие способы дети используют чаще для разрешения конфликтов? (Стараются изменить тему игры, переходя к другой игре или другому виду деятельности, вводят правила, очередность, подчинение меньшинства большинству, дерутся, жалуются и т.д.)

Подготовительная к школе группа.

Принимает ли воспитатель непосредственное участие в играх детей? Необходимость его участия в этих играх. Характер руководства воспитателем играми детей. Учитываются ли индивидуальные особенности детей при руководстве играми7

Тематика и содержание игр. Численность детских самодеятельных игровых группировок в сюжетно-ролевых играх, играх с правилами (подвижные, дидактические, настольно-печатные). Самоорганизация детей (умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание деятельности, распределять роли, подбирать нужный для игры материал). Соответствуют ли игровые приемы программе воспитания в детском саду? Характер реальных взаимоотношений детей в игре.

источник

Для анализа взяла сюжетно – ролевую игру « Больница». В анализе я использовала 4 компонента Е.В.Зворыгиной.

Следует планомерно обогащать опыт ребенка, на основании которого у него возникает замысел игры и постепенно обогащается ее содержание.

Необходимо использовать специальные совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений.

Нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счет внесения игрушек – заместителей.

Во время игры необходимо общение со взрослым, который предлагает детям игру.

— экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду;

— чтение: К. Чуковский «Айболит», В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок»;

— рассматривание иллюстраций «Больница», «Аптека»;

— прослушивание песни «Кукла заболела» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

В сюжетно – ролевой игре дети выполняют роль взрослых. В данном случае мальчики и девочки выступали в роли родителей, которые привели своих детей на прием к врачу. В игре дети передают действия граждан, которые пришли на прием к врачу, сидят в очереди, рассказывают врачу что их беспокоит. Дети повторяют действия людей, которых видели в повседневной жизни. Например, девочки подражают мамам, держа свою куклу на руках успокаивая ее, говорят ласковые слова. Во время игры дети выполняют несколько связанных между собой игровых действий: Маша в роли доктора, проводит осмотр пациента, а Коля в роли родителя рассказывает, что беспокоит его ребенка. Постепенно фиксируют их внимание на сходство их действий с действиями взрослых. Например, Маша в роли доктора, измеряет температуру у ребенка, осматривает больное горло, смазывает йодом рану на руке. А Настя делает уколы и выдает лекарства. Так у детей формируются начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли: куклы и медицинские принадлежности.

Читайте также:  Анализ на сахар для детей

Совместные игры педагога с детьми

Для знакомства детей с работой врача, мы поиграли в дидактическую игру « Что нужно доктору?». В данной игре, перед детьми на столе были разложены различные предметы, среди которых находились предметы из обихода врача. Детям предлагается из данных предметов выбрать те, которыми пользуется врач. Дети по очереди подходят к столу и берут по одному предмету, называют его и рассказывают, как им пользоваться. С помощью данной игры мы расширяем знания детей о медицинских приборах и профессии врач, расширяем словарный запас детей. Помимо игры использовали загадки и стихотворения на медицинскую тематику.

Перед игрой, совместно с детьми соорудили кабинет врача. Поставили стол, стул, игрушечную кровать, стул для посетителя. Рядом со столом врача поставили тумбу, на нее разложили медицинские принадлежности. Напротив стола врача, поставили стол и стул для медицинской сестры. Рядом с ее столом поставили игрушечный шкафчик с лекарствами. Принесли вешалку с халатом и шапочкой для врача, и косынкой и халатом для медицинской сестры. Кабинет врача отгородили ширмой. С другой стороны ширмы расставили стульчики для посетителей. На ширму повесили табличку «Терапевт».

Общение со взрослым в процессе игры

Воспитатель во время игры дает рекомендации и подсказки дальнейших действий. Например, подсказывает Маше, что в коридоре ждут приема другие посетители. Объясняет детям, что сначала нужно постучать в дверь кабинета, после разрешения войти. Зайдя в кабинет нужно поздороваться, присесть и рассказать, что вас беспокоит. После получения помощи, поблагодарить врача, уходя попрощаться. Входить в кабинет нужно по очереди. В очереди вести себя спокойно, не кричать.

Воспитатель может взять на себя роль пациента, и своим примером показать как нужно вести себя на приеме врача. Тогда детям будет легче выполнить данную им роль.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.

источник

ЛЕНА БРЕНИНГ
Анализ сюжетно-ролевой игры «Школа»

Анализ Сюжетно-ролевой игры «Школа».

Дата проведения: 26.11.2018г, вторая половина дня

Тема: Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Цель: обогащение социального и игрового опыта между детьми; развитие игровых умений и социальной компетентности по сюжету игр: «Школа», «Столовая», «Библиотека».

Уточнить знания детей о профессии учителя.

Помочь раскрыть содержание, связи разыгрываемых ролей, развивать умение переносить знакомые действия в игровые ситуации, действовать в соответствии с ролью, поощрять умение придумывать новые события.

Развитие связной речи, обогащение активного словаря терминами, связанными со школой, школьной жизнью, ролью ученика.

Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительное, дружеское отношение детей друг к другу.

Формировать социальную компетентность у детей через проигрывание ситуаций в рамках сюжетно-ролевых игр «Школа», «Столовая», «Библиотека».

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Формировать мотивационную готовность к школе.

В ходе сюжетно — ролевой игры приоритетными являлись задачи, связанные социально-коммуникативным развитием. Также в игре были задействованы такие образовательные области как познавательное и речевое развитие.

-игровая (сюжетно-ролевая игра);

-коммуникативная (конструктивное общение и взаимодействие со

взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения).

В образовательной деятельности были использованы следующие методы: словесные (беседа, отгадывание загадок, словесно-дидактическое упражнение); практические (игра). Приемы – поощрение, создание игровой ситуации, вопросы, сюрпризный момент, показ образа действия)

В процессе сюжетно-ролевой игры каждому ребенку была дана возможность самореализоваться, в том числе малоактивным детям, которые получили одни из главных ролей (Например, учитель, повар). Роли распределяли как по желанию, так и с помощью считалок, игровой ситуации.

В процессе игры дети брали на себя различные роли, как бы замещали людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действиях. Было заметно, как дети «проживали» принятую роль, а они были разнообразны (учитель, ученики, повар, библиотекарь, охранник., пытались выполнять правила, взаимодействовали друг с другом.

Считаю, что у детей был устойчивый интерес к игре благодаря созданным условиям, предварительным экскурсиям и беседам, подготовке атрибутов совместными усилиями детей, воспитателя и родителей.

О познавательной активности детей можно сказать следующее: дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Наблюдалась самостоятельность в речевом общении с окружающими, где-то и стеснение. Дети показали хорошие знание по данной теме.

Оборудование, которое воспитатель использовала в игре, соответствует эстетическим требованиям. Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в употреблении.

В игре отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей.

Воспитатель порой испытывала затруднения в руководстве процессом игры. Но все же старалась формировать у детей умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов; использовать разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).

Психокоррекционные возможности сюжетно-ролевой игры В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного.

Конспект современной сюжетно-ролевой игры для старших дошкольников «Современная школа» «Современная школа» Сюжетные линии игры: • дети приходят в школу, занимаются на уроках; • проведение родительского собрания; • организация.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности. Образовательные задачи: — приучать детей распределять роли и.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа» Конспект сюжетно – ролевой игры «Школа» Связь с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие Цель: Продолжать обучать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной группе Конспект сюжетно – ролевой игры «Школа» в подготовительной группе Цель: обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие игровых.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Здоровье, Труд. Предварительная работа: Постоянные игры детей в группе с воспитателем.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» Ход: Дети сидят на стульчиках, которые стоят полукругом. Воспитатель вносит большой плакат «Зоопарк». Воспитатель: — Ребята, посмотрите,.

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной группе Тип: познавательно- игровой Срок: краткосрочный (месячный) Место проведения: МБДОУ детский сад №12 Участники проекта: дети подготовительной.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников: структура игры и игровые взаимоотношения Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников? Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут.

источник

Взаимосвязь образа, игрового действия и слова как метод отображения действительности. Значение длительных сюжетно-ролевых творческих игр для комплексного решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Системы образования большинства ведущих стран мира отреагировали на эти вызовы тем, что стали основывать, цели, содержание и технологии образования на ожидаемых от него результатах. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально жить и работать в быстро изменяющемся мире.

В свете всего выше сказанного тема развития сюжетно — ролевой игры не теряет своей актуальности и в наши дни, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры.

В раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач.

Объектом исследования является целенаправленный педагогический процесс.

Предметом исследования является сюжетно-ролевая игра дошкольника.

Цель исследования: изучить особенности и своеобразия развития сюжетно-ролевой игры дошкольника.

· Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

· Изучение структуры сюжетно-ролевой игры.

1. Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка

Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным.

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л.С. Выготский в своих работах, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Таким образом в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

2. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры

Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности.

Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Игровой замысел — это общее определение того, во что и как будут играть дети.

Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить группы: отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.). Отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов). Отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т.д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.

Сюжет, содержание игры — это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.

Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.

Сюжетно-ролевые игры: различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные). По виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

3. Руководство сюжетно-ролевой игрой

Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание — действие — общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка».

Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.

Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу. Беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране. Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях. Инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.

Вторая группа — это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.

Педагог учитывает индивидуальные особенности ребёнка если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу.

В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры используются также поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.

Такие необходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений; привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли.

Читайте также:  Анализ на сальмонеллез у детей

Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.

Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и др.; подбор материала для обыгрывания построек.

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра «Строительство города») и т. п. Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы — заместители (кирпичик вместо мыла и т.д.),чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.

Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков.

4. Сюжетно-ролевые игры старшего дошкольного возраста

У ребёнка старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. Для игр детей этого возраста характерны игры с героическим сюжетом.

Детям 6-го г. жизни свойственно желание выполнить свою роль с большей выдумкой, изобретательностью, интерес к деталям. Их привлекают красивый материал, изящные конструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры дети успешно используют свои технические умения, например создать необходимую игрушку из конструктора (металлического, пластмассового). Они более дружно договариваются о теме игры, без конфликтов распределяют между собой роли с учетом того, кто из них лучше справится с той или иной ролью, создаст яркий образ.

На данном возрастном этапе появляются более сложные игры, как по содержанию, использованию средств отображения реальной жизни, так и по организации. Это уже сюжетно-ролевые игры, которые продолжаются неделю, две, месяц и т.д., с постепенным развитием и усложнением содержания; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей. Их тематика преимущественно связана с современной жизнью («Космонавты», «Путешествие на Северный полюс», «Путешествие в Антарктиду» и др.) или с наиболее любимыми детьми сказками, рассказами. В этих играх содержание непрерывно развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни, с развитием навыков применять эти знания, с совершенствованием конструктивных умений.

Длительные сюжетно-ролевые творческие игры приобретают особое значение для комплексного решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей.

В длительной игре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, растёт самостоятельность. В результате такого рода игра становится наиболее эффективной формой организации интересной жизни детей в дошкольном учреждении. Дети настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют. В подобных случаях легче воздействовать на ребенка через любимый им образ.

В такой игре ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Педагогу необходимо использовать этот фактор для воспитания у детей умения согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу в осуществлении замысла, в выполнении определенной роли.

Длительная творческая сюжетно-ролевая игра таит в себе колоссальные возможности для развития мышления ребенка.

Действия ребенка с предметами носят преобразующий характер. В игре он — неутомимый исследователь: узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними, и в зависимости от замысла, от развития сюжета переплавляет жизненный материал, заменяет одни предметы другими, комбинирует знания переплетая реальность с выдумкой, фантазией. В развитии сюжета игры на определенную тему прослеживаются логическая последовательность действий, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых событий и явлений реального мира.

Этот опыт, знания и представления творчески преломляется ребенком в игровой деятельности. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, системой знаний — значит дать обильную пищу для развития его воображения, для создания образов, ситуаций, которые можно реализовать в игре. Можно провести серию занятий по конструированию и ручному труду, связанных общей темой (изготовление грузовиков больших размеров, подъемных кранов, вагонов, электровозов и тепловозов, железнодорожных вокзалов из спичечных коробков, картона и т. п.).

Возникновение длительной игры «Путешествие за животными в жаркие страны» может быть связано с поездкой детей в зоопарк. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, воспитатель специально читает отрывки из книг на эту тему; организует лепку из пластилина животных и т. д. По мере обогащения представлений дошкольников развивается и усложняется содержание игры. Дети больше проявляют инициативы, творческого подхода и умственной самостоятельности в решении практических задач. Если воспитатель заботится о расширении представлений детей, в группе будут развиваться игры на разнообразные сюжеты: «Путешествие в Антарктиду», «Путешествие в жаркие страны» и др. Работа воображения помогает ребенку ясно и отчетливо представить моря, океаны, плывущие по ним пароходы, айсберги, работу далеких полярных станций, рейсы космических кораблей и т. д.

Игровые образы ребенок создает творчески, сознательно. Он не просто воспроизводит жизнь, слепо копирует ее. В изображение тех или иных ситуаций, героев дети вносят много элементов творчества, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием сказок, рассказов, добавляя свою выдумку, что свидетельствует об активности воображения. Увлекательная, сложная по содержанию игра, удовлетворяя стремление ребенка участвовать в событиях, переживаемых страной, доставляет ему радость.

Руководя подобными играми, воспитатель не должен спешить с подсказкой детям решения тех или иных возникающих перед ними задач. Наблюдая игры, надо установить, на что следует обратить внимание детей во время занятий (особенно на занятиях по ознакомлению с различными явлениями окружающей жизни, с растительным и животным миром). Педагог должен стремиться к тому, чтобы направить внимание воспитанников на существенные стороны того или иного общественного явления, помочь понять простейшие связи и зависимости между ними. Необходимо также продумать методы и приемы, способствующие дальнейшему развитию той или иной игры (подбор картинок, настольно-печатных игр; поручения детям: посмотреть передачи по телевидению), наметить ряд занятий по изготовлению игрушек-самоделок, конструированию из строительного материала, предоставить детям в свободное пользование пластилин, глину, ножницы, клей, картон.

Обязательным условием для длительной сюжетно-ролевой творческой игры является наличие у детей умения играть большими группами, дружно советоваться и помогать друг другу, сообща добиваться поставленной цели.

Необходимо также, чтобы дети любили играть, чтобы у них были сформированы умения намечать тему, подбирать средства для отображения и развития замысла, распределять роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры, устанавливать правила и четко выполнять их.

Для руководства длительными творческими играми в качестве основных приёмов могут быть использованы экскурсии (первичная, повторная, завершающая). К основным приёмам руководства длительной творческой игрой можно также отнести беседы, рассказы, разговоры с детьми с привлечением иллюстративного материала при ознакомлении с событиями современной жизни. Активное участие детей в распределении ролей способствует воспитанию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывать и возможности, и желания друг друга.

Роль воспитателя в длительной творческой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а всячески способствовать их развитию. Педагог является старшим другом детей, партнером по игре, исподволь помогая им применять знания, полученные на занятиях, при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждая к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

На последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов, организационных навыков. В течение года можно провести около 6 длительных творческих игр с установкой на последовательное совершенствование у детей навыков самоорганизации.

Развитию длительной игры, воспитанию у детей умственной активности, нравственных чувств и навыков самоорганизации способствуют следующие методы и приемы: беседы перед началом игры о её ходе, подведение итогов игры и совместное с детьми планирование дальнейшего ее развития; напоминания, советы, указания, поручения, задания. Педагог приучает воспитанников к самостоятельному употреблению в играх строительного материала и конструкторов, изготовлению игрушек-самоделок, использованию навыков рисования, лепки, танца, пения.

Раскрыть игровой образ ребенку помогают индивидуальные беседы, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, чтение отрывков из произведений художественной литературы.

С детьми старшего возраста проводятся игры с природными материалами. Воспитатель путем показа фотографий, картинок, напоминаний, советов направляет дошкольников на самостоятельные действия с песком, на то, чтобы при сооружении построек они проявляли инициативу, выдумку, изобретательность. Можно предложить детям соорудить постройки на тему «На чем люди ездят». Одна группка детей сооружает аэродром, другая — железнодорожный вокзал, третья — речной порт, а если дать им песок в сочетании с глиной, то маленькие строители могут сделать судоходную речку, прорыть каналы, установить шлюзы и т. д.

Для игр с песком и глиной требуется разный дополнительный материал — обрезки дерева, колышки, шнуры, фанерные фигурки людей, животных, деревьев, разнообразные автомашины и пр. Часть игрушек дошкольники могут сделать сами, например лодки, самолеты, вагоны для железной дороги и др.

Постройки из снега могут быть крупными и мелкими — на столах. Крупные постройки можно объединить общей темой «Северный полюс» или «Зоопарк», «Стадион» и др.

Педагог учит воспитанников изготовлять из снега кирпичи и складывать из них стены домов, утрамбовывать снег, делать ледяные дорожки для скольжения, валы; лепить фигуры зверей; делать цветные льдинки для украшения построек, для окон домов и др. Для крупных построек из снега требуется основа. Для нее можно использовать доски, ящики, фанерные щиты, плотный картон, деревянные рейки и пр.

Зимой при сооружении построек на участке следует предусмотреть возможность таких игр, как «Путешествие в Антарктиду (на Северный полюс)», «Белая Олимпиада», «Праздник русской зимы», а также игр по сказкам «Заячья избушка», «Зимовье зверей», «Морозко» и др.

Как и дети младшего возраста, старшие дошкольники любят театрализованные игры по литературным произведениям. Основное в руководстве играми-драматизациями — выбор литературного произведения, работа с детьми над выразительностью передачи текста, создание декораций и костюмов.

Литературные произведения для игр дошкольников должны отвечать следующим требованиям: идейная направленность, динамичность сюжета, наличие диалогов. Если при первоначальном знакомстве с произведением дети заинтересовались им, при повторном чтении следует наиболее выразительно выделить речь героев, помочь правильно оценить их поступки, установить последовательность событий. Чтобы облегчить детям запоминание текста, подчеркнуть динамику событий, в некоторых случаях воспитатель при повторном чтении исключает эпизоды описательного характера.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут сами распределять роли.

Педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного персонажа, организует прослушивание грамзаписей.

Игры-забавы в старшей и подготовительной к школе группах могут носить характер веселых эстафет, соревнований, аттракционов с участием 2 или более команд: «Эстафета на санках». «Черепахи» — забавное соревнование на санках; «Воздушный футбол» (дети целенаправленной струей воздуха пытаются быстрее загнать бумажный мяч в ворота противника, а противник, дуя на легкий бумажный мячик, пытается перехватить инициативу; как только мяч окажется в воротах, открывается счет). Показ воспитателем заводных игрушек на темы «Цирк», «Детки в клетке» и др. может способствовать возникновению у детей желания самим подготовить цирковое представление. Возможность его подготовки и проведения обусловливается степенью физического развития дошкольников; наличием таких физических качеств, как ловкость, гибкость, точность движений, выносливость. Кроме того, у ребенка должно быть воспитано чувство юмора. В содержание подготовки к этой веселой игре должно входить: составление цирковой программы; распределение детей на роли артистов, а также художников и декораторов и распределение обязанностей (кто какие элементы костюмов, декорации будет делать, кто и как оформит пригласительные билеты и т.д.).

Эти театрализованные игры готовятся и проходят при активном участии воспитателя.

Игра естественный спутник жизни ребёнка обладающий великой воспитательной силой, способ познания окружающего мира в этом плане народные игры имеют большое значение — они развивают у детей смекалку, знакомят с бытом и жизнью народа, традициями. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд.

ролевой творческий игровой дошкольный

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Сюжетно — ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Список использованных источников

1. Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре — М.: Просвещение, 1982.

2. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. — М.: Просвещение, 1978.

3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология — М.: Просвещение, 1988.

4. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. — М.: Просвещение, 1989.

5. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. — М.: Просвещение, 1986.

6. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. — М.: Просвещение, 1984.

7. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. — М.: Просвещение 1986.

8. Короткова Н.А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №2.

9. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №3.

10 Короткова Н.А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №4.

11. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея// Дошкольное воспитание. — 2006. — №6.

12. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. — №4.

Структура и этапы развития сюжетно-ролевой игры. Духовные и физические силы ребенка. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [156,1 K], добавлен 08.03.2012

Проблема сюжетно-ролевой игры в исследованиях отечественных психологов и педагогов. Проблема развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Экспериментальное исследование особенностей реализации процесса средствами сюжетно-ролевой игры.

курсовая работа [57,2 K], добавлен 10.12.2013

Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Понятие и виды игры. Основы сюжетно-ролевой игры, структура, этапы развития, использование в качестве фактора формирования положительных морально-нравственных качеств личности дошкольника.

дипломная работа [269,8 K], добавлен 14.05.2015

Традиционные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Анализ требований образовательных программ по воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх. Педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей.

дипломная работа [699,5 K], добавлен 13.09.2012

Игра как основной вид деятельности дошкольника, место данной деятельности в его жизни и личностном становлении. Своеобразие и особенности детской самостоятельной игры. Степень влияния сюжетно-ролевых игр на развитие коммуникативных способностей детей.

аттестационная работа [639,9 K], добавлен 08.05.2010

Теоретические основы сюжетно-ролевой игры как средства всестороннего развития ребёнка. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры, руководство игрой. Особенности и развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного и школьного детства.

курсовая работа [34,7 K], добавлен 17.01.2010

Характеристика особенностей сюжетно-ролевой игры старших дошкольников. Условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Исследование сформированности игровых навыков у детей этого возраста.

дипломная работа [276,5 K], добавлен 21.06.2014

Значение игровой деятельности в интеллектуальном и физическом развитии ребенка. Особенности и средства формирования речи детей дошкольного возраста. Основные задачи и виды сюжетно-ролевых игр, методические рекомендации по их использованию в детском саду.

курсовая работа [71,6 K], добавлен 17.09.2012

Психолого-педагогическая проблема организации сюжетно-ролевой игры, ее характеристика, основные направления развития у детей старшего дошкольного возраста. Повышение педагогического мастерства воспитателей, выявление уровня развития, организация работы.

дипломная работа [1,4 M], добавлен 16.11.2009

Определение показателей сформированности игрового взаимодействия старших дошкольников. Формирование взаимоотношений детей посредством сюжетно-ролевых игр. Эффективность влияния сюжетно-ролевых игр на социально-нравственное развитие дошкольников.

аттестационная работа [400,6 K], добавлен 08.05.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник