Меню Рубрики

Обломов отцы и дети анализ

В. Г. Белинский говорил, что именно воспитанием решается участь каждого человека. Это можно отнести в полной мере к Обломову Илье Ильичу и Штольцу Андрею Ивановичу — двум главным героям романа «Обломов» И. А. Гончарова. Эти люди, казалось бы, являются выходцами из одной среды, класса, времени. Следовательно, у них должны быть одинаковые стремления, образы жизни, мировоззрения. Почему же тогда, читая произведение, мы замечаем в Штольце и Обломове в основном различия, а не сходства? Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к истокам, сформировавшим характеры двух интересующих нас персонажей. Вы увидите, что воспитание Штольца и Обломова имело свои особенности, которые повлияли на всю их дальнейшую жизнь.

Первая глава произведения посвящена детству Илюши. Сам Гончаров назвал ее «увертюрой всего романа». Из этой главы мы узнаем в общих чертах о том, что представляло собой воспитание Обломова. Цитаты из нее не случайно часто приводятся в доказательство того, что жизнь Ильи просто не могла сложиться иначе. В первой главе произведения можно найти разгадку характера заглавного героя, бездействующего, ленивого, апатичного человека, который привык существовать за счет труда принадлежащих ему крепостных.

Стоило лишь задремать Илье Ильичу, как ему начинал сниться один и тот же сон: ласковые руки матери, ее нежный голос, объятия друзей и близких. Каждый раз Обломов во сне возвращался в свое детство, когда он был любим всеми и абсолютно счастлив. Он будто бежал в детские воспоминания из реальной жизни. В каких же условиях сформировалась его личность, как проходило воспитание Обломова?

Илюша детство провел в Обломовке, в родовом селе. Родители его были дворяне, а жизнь в деревне шла по особым законам. В селе царил культ ничегонеделания, сна, еды, а также ничем не нарушаемого спокойствия. Правда, порой тихое течение бытия все-таки нарушалось ссорами, убытками, болезнями и трудом, считавшимся для обитателей деревни наказанием, от которого они стремились избавиться при первой возможности. Расскажем и о том, какое воспитание получил Обломов. Вы, наверное, уже составили себе некоторое представление о нем на основании сказанного выше.

Воспитание Обломова выражалось в основном в запретах. Илюше, подвижному, ловкому ребенку, было запрещено выполнять любую работу по дому (для этого существуют слуги). Кроме того, стремления его к самостоятельности каждый раз пресекались криками няньки и родителей, не дававшими мальчику и шагу сделать без присмотра, так как они боялись, что он простудится или расшибется. Заинтересованность миром, активность — все это в детстве Илюши порицалось взрослыми, которые не разрешали резвиться, прыгать, бегать на улице. А ведь это необходимо любому ребенку для развития, познания жизни. Неправильное воспитание Обломова приводило к тому, что силы Илюши, ищущие проявления, обращались внутрь и, увядая, никли. Вместо активности ему прививали любовь к крепкому послеобеденному сну. В романе о нем сказано как об «истинном подобии смерти», заменившем воспитание Обломова. Цитаты из текста, не менее яркие, можно найти и посвященные хорошей еде, культ которой превратился практически в единственное занятие в деревне.

Кроме того, идеал бездействия постоянно подкреплялся сказками няньки о «Емеле-дурачке», получавшем от волшебной щуки различные дары, при этом ничего не делая. Обломов Илья Ильич будет впоследствии грустить, лежа на своем диване, и спрашивать себя: «Почему жизнь — не сказка?».

Илью Ильича все называют мечтателем. Но ведь воспитание Обломова бесконечными сказками няни о жар-птицах, колдунах, богатырях, Милитрисе Кирбитьевне не могло не посеять в его душе надежду на лучшее, веру в то, что проблемы как-нибудь разрешатся сами собой? Кроме того, эти сказки породили у героя страх перед жизнью. Ленивое детство и воспитание Обломова привели к тому, что Илья Ильич тщетно пытался скрыться от действительности в своей квартирке, находящейся на Гороховой улице, а затем — на Выборгской стороне.

Родители старались не обременять Илюшу образованием, считая, что учеба не стоит того, чтобы пропускать праздники и терять здоровье. Поэтому они пользовались каждым удобным случаем для того, чтобы не пустить на занятия своего ребенка. Илюша и сам вскоре понял, что ему по душе такое вялое и размеренное существование. Детство и воспитание Обломова сделали свое дело. Привычка, как говорится, вторая натура. И взрослого Илью Ильича полностью устраивала ситуация, при которой слуги делают за него все, а ему не остается ни о чем заботиться и волноваться. Так детство героя незаметно перетекло во взрослую жизнь.

Мало что в ней изменилось. Все существование Обломова в его собственных глазах по-прежнему делилось на 2 половины. Первая — труд и скука (эти понятия были у него синонимами), а вторая — мирное веселье и покой. Захар сменил няню, а Выборгская улица города Петербурга — Обломовку. Илья Ильич настолько боялся любой деятельности, его так сильно пугали любые перемены в своей жизни, что даже мечта о любви была не способна вывести этого героя из апатии.

Именно поэтому его устроила совместная жизнь с хорошей хозяйкой Пшеницыной, поскольку она стала не чем иным, как продолжением жизни в селе Обломовке.

Полной противоположностью Илье Ильичу является Андрей Иванович. Воспитание Штольца проходило в небогатой семье. Мать Андрея была русской дворянкой, а отец — обрусевшим немцем. Каждый из них внес свой вклад в воспитание Штольца.

Штольц Иван Богданович, отец Андрея, обучил своего сына немецкому языку, практическим наукам. Андрей рано начал работать — помогать Ивану Богдановичу, который был с ним требователен и по-бюргерски строг. Воспитание Штольца в романе «Обломов» способствовало тому, что в нем выработалась еще в юном возрасте прагматичность, серьезный взгляд на жизнь. Для него стал необходимостью повседневный труд, который Андрей считал неотъемлемой частью своей жизни.

Свой вклад в воспитание Штольца в романе «Обломов» внесла и мать Андрея. Она смотрела на методы, которые применял ее супруг, с беспокойством. Эта женщина хотела сделать из Андрея милого и чистенького мальчика-барина, одного из тех, каких она видела, когда работала в богатых русских семьях гувернанткой. Душа ее изнывала тогда, когда Андрюша возвращался после драки весь изодранный или грязный после поля или фабрики, куда он отправлялся вместе с отцом. И она принималась стричь ему ногти, шить изящные манишки и воротнички, завивать кудри, заказывала одежду в городе. Мать Штольца научила прислушиваться к звукам Герца. Она ему пела о цветах, шептала о призвании то писателя, то воина, мечтала о высокой роли, которая выпадает на долю иным людям. Мать Андрея во многом хотела, чтобы ее сын был похожим на Обломова, и поэтому с удовольствием его часто отпускала в Сосновку.

Итак, вы видите, что, с одной стороны, в воспитании Андрея был заложен практицизм, деловитость отца, а с другой — мечтательность матери. Ко всему прочему, рядом находилась Обломовка, в которой «вечный праздник», где сбывают работу с плеч, как иго. Все это и повлияло на формирование характера Штольца.

Конечно, отец Андрея любил его по-своему, однако он не считал необходимым проявлять свои чувства. До слез пронзительна сцена прощания Штольца со своим отцом. Даже в эту минуту Иван Богданович не смог найти для своего сына добрых слов. Андрей, глотая слезы обиды, отправляется в путь. Кажется, что в этот момент Штольц, несмотря на старания его матери, не оставляет в своей душе места для «пустых мечтаний». Он берет с собой в самостоятельную жизнь лишь то, что, по его мнению, было необходимо: целеустремленность, практичность, расчетливость. В далеком детстве осталось все остальное вместе с образом матери.

Он едет после окончания университета в Петербург, где принимается за дела (отправляет за границу товары), путешествует по всему миру, ведет активную жизнь и все успевает. Несмотря на то что он был ровесником Обломова, этому герою удалось достичь в жизни куда большего. Он нажил деньги и дом. Энергичность и деятельность способствовали успешной карьере этого героя. Он добился высот, о которых не мог даже мечтать. Штольц сумел правильно распорядиться жизнью и способностями, заложенными в нем природой.

Всего было в меру в его жизни: и радости, и печали. Андрей предпочитает прямой путь, который отвечает его простому взгляду на жизнь. Его не беспокоили ни мечты, ни воображение — он просто не допускал их в свою жизнь. Этот герой не любил строить догадки, он всегда сохранял в поведении чувство собственного достоинства, а также трезвый, спокойный взгляд на людей и на вещи. Андрей Иванович считал страсти разрушительной силой. Его жизнь напоминала «медленное и ровное горение огня».

Воспитание Штольца и Обломова, как вы видите, существенно отличалось, хотя и тот, и другой были выходцами из дворянской среды и принадлежали к одному слою общества. Андрей и Илья — люди с разными мировоззрениями и характерами, поэтому судьбы были столь непохожи. Очень отличались воспитания Обломова и Штольца. Сравнение позволяет заметить, что именно этот факт сильно повлиял на взрослую жизнь этих героев. Деятельный Андрей старался до последнего дня «донести сосуд жизни» и не пролить напрасно ни одной капли. А апатичный и мягкий Илья ленился даже просто встать с дивана и выйти из своей комнаты для того, чтобы в ней убрались слуги. Ольга Обломова спросила однажды в тоске Илью о том, что же сгубило его. На это он ответил: «Обломовщина». Н. А. Добролюбов, известный критик, также считал, что «обломовщина» — вина всех бед Ильи Ильича. Это та среда, в которой был вынужден расти главный герой.

Проблема воспитания в романе «Обломов» не случайно была акцентирована автором. Как вы видите, образ жизни, мировоззрение, характер каждого человека складываются еще в детстве. Среда, в которой происходит развитие личности, учителя, родители — все это сильно влияет на формирование характера. Если ребенка с детства не приучать к труду и самостоятельности, на собственном примере не показывать ему, что каждый день следует делать что-то полезное и нельзя проводить время впустую, то не следует удивляться, что он вырастет безвольным и ленивым человеком, похожим на Илью Ильича из произведения Гончарова.

источник

«Обломов» — роман известного русского писателя И. А. Гончарова, впервые был опубликован в 1859 году.

Главным героем романа является помещик Илья Ильич Обломов, который живет в Петербурге. Обломов весьма ленив, он редко занят какими-то делами. Целыми днями Обломов вспоминает о своем родном поместье Обломовка, в котором он провел детство и занят рассуждениями о жизни.

Полной противоположностью Обломову является Андрей Штольц – его друг. Он прилагает всяческие усилия для того, чтобы побудить своего друга к решительным действия. Штольц знакомит Обломова с молодой девушкой Ольгой. Обломов решается сделать ей предложение. Но в итоге свадьба так и не состоялась из-за нерешительности Обломова.

Илья Ильич переезжает в другую квартиру где попадает под влияние Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Обломов становится все более бездейственным и безвольным. Пшеницына влюбляется в Обломова, и у них рождается ребенок. Ольга же выходит замуж за Штольца. Своего сына Обломов отдает на воспитание Штольцу и Ольге. Вскоре из-за малоподвижного образа жизни Обломов умирает.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Илья Ильич Обломов – главный герой романа, помещик 30-33 лет, достаточно тучный для своего возраста, отличается особой леностью, нерешителен, несмотря на свои недостатки он образован и пользуется популярностью у женщин. Обломов — это яркий образ краха силы дворянства.
  • Захар Трофимович – верный слуга Обломова, иногда немного подворовывает, чтит патриархальные традиции.
  • Андрей Иванович Штольц – близкий друг Обломова, деятельный, активный, добрый, честный. По замыслу автора он является идеальным героем, противопоставляется Обломову.
  • Михей Андреевич Тарантьев – грубый, хитрый мошенник, который хочет обобрать Обломова.
  • Ольга Сергеевна Ильинская – дворянка, была влюблена в Обломова, но поняв, что он не на что не способен, в последствии выходит замуж за Штольца. Ольга своим характером поднимает в произведении тему «второй любви для женщины», полюбить во второй раз в то время считалось безнравственным, но Гончаров оправдывает это право.
  • Агафья Матвеевна Пшеницына – хозяйка квартиры в которую затем переезжает жить Илья обломов. Затем она начинает питать к Обломову теплые чувства и становится его женой. Добрая, хозяйственная, заботливая, но не имеет образования. Пшеницына представлена как противоположность характеру Ольги.
  • Иван Матвеевич Мухояров – брат Пшеницыной, занимает должность чиновника, подлый, безнравственный, желает поживится за счет Обломова.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

После написания И. А. Гончаровым романа «Обломов» понятие «обломовщина» прочно вошло в жизнь людей. «Обломовщина» в романе Гончарова представлена как с положительной, так и с отрицательной стороны, что позволяет читателю самому принимать решение по какому пути двигаться.

В то время дворяне и помещики, этот важный, главенствующий социальный слой, который должен быть опорой для государства, погрязли в ужасной лени. Эта проблема волновала представителей мыслящей интеллигенции, к которой относился и сам И.А. Гончаров, именно поэтому он поднимает эту тему в своем романе. Он показал Обломова и с хорошей стороны, как человека с достаточно богатым внутренним миром, доброго, образованного, интеллигентного, но в то же время крайне нерешительного и бездействующего. Это бездействие по своей сути является губительным для государства.

В романе прослеживается и политическая линия. И. А. Гончаров намекает на то, что в условиях строгой цензуры человек с трудом может себя как-то реализовать, так как постоянно встречает на своем пути преграды. Писатель хочет сказать, что под жестким давлением наступает как государственный, так и нравственный упадок.

Среди основных проблем романа можно перечислить следующие:

  • проблема апатии и бездействия дворянского сословия
  • проблема любви
  • проблема дружбы
  • проблема воспитания

Главной проблемой произведения является не желание элиты занимать активную позицию. Эти люди возможно и хотели бы что-то изменить в своём существовании, но лень попросту не дает им этого сделать, они способны лишь на мечты и размышления.

Помимо общественной проблемы Гончаров отдельной темой выделяет любовную проблему. Любовь – светлое и очень сильное чувство, которое толкает людей на совершение поступков. Любовь Ольги Ильинской должна была изменить Обломова. Заняв активную позицию Ольга вкладывает силы и душу в перевоспитание Обломова. Но все эти действия Обломов не воспринимает, они мучительны для него, они не соответствуют его характеру. Обловом в этой ситуации делает выбор в пользу себя нежели своей возлюбленной. На эту позицию можно смотреть двояко: с одной стороны, он не принял решения меняться ради любимой, что характеризует его как человека эгоистичного, с другой, он не стал притворятся и обманывать Ольгу, играть чужую роль, что характеризует его как человека честного.

В произведении И. А. Гончаров также поднимает проблему дружбы. Обломов и Штольц давние и близкие друзья, несмотря на то, что они полная противоположность друг другу между ними имели место быть теплые отношения. Их дружба смога выдержать даже испытание любовью к одной женщине, но потом, будучи семейными людьми, именно время и бытовые заботы стали причиной охлаждения их отношений. Но следует отметить, что Обломов называет своего сына, рожденного от Пшеницыной, Андрюшей в честь Штольца, а Штольц по просьбе Обломова заботится о ребёнке после его смерти. Все это свидетельствует о некой сохранившейся теплоте между ними.

Проблема воспитания также освещается автором в этом произведении. Обломов единственны ребенок в семье, родители баловали его, от родителей он перенял размеренный, неторопливый образ жизни. Проблема состоит в том, что родители не научили своего ребенка главному – трудолюбию, самостоятельности – слуги постоянно помогали ему во всех даже незначительных делах. Родители оберегали его от проблем и не научили быть решительным и стойким. Такое воспитание является скорее всего закономерным в помещичьих и дворянских семьях. Все это привело к упадку такого социального слоя как дворянство.

Читайте также:  Рахит у детей до года анализы

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

В романе «Обломов» Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как «обломовщина», изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал отрицательное влияние «обломовщины» на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки явления, лежащие в устаревших, основанных на феодальных нормах и ценностях воспитании и образовании Обломова.

С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.

Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.

Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.

Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.

Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.

Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную судьбу человека, драма жизни которого берет свое начало в неправильном, отжившем себя воспитании. Деятельная, рефлексирующая натура Обломова погрязает в болоте «обломовских» традиций и норм, в буквальном смысле умерщвляющих активное начало личности героя.

Проблема воспитания Обломова в романе «Обломов» не заканчивается со смертью главного персонажа, оставаясь острым камнем преткновения для российского мещанства 19 века, не желающего менять привычные, старые нормы воспитания детей. Более того, вопрос «обломовского» воспитания остается открытым и в наше время, обнажая разрушающее влияние чрезмерно опекающих родителей на жизнь своих детей.

источник

Детство Обломова в романе “Обломов” Гончарова: описание, характеристика в цитатах, роль детства в жизни героя

Меню статьи:

Период детства и события, произошедшие с нами в этот период развития, существенно влияют на формирование личности человека Исключением не становится и жизнь литературных персонажей, в частности, Ильи Ильича Обломова.

Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Андрея Штольца в романе Ивана Гончарова “Обломов”

В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво. Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны. Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».

Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.

В воспоминаниях Обломова селение осталось как бы застывшим вне времени. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».

Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей.
Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.

Рекомендуем ознакомиться с характеристикой Ольги Ильинской в поучительном произведении Ивана Гончарова “Обломов”.

Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины. Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах. Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.

Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.

Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.

Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.

Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.

За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».

В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.

В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.

Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.

Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.

Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.

Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.

Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.

Несомненно, что детство героя напрямую повлияло на его дальнейшую судьбу. Илья Ильич в скором времени перенял манеру и стиль жизни своих родителей – он стал таким же ленивым и апатичным. Никакие доводы не могли повлиять на уже взрослого Обломова – он почти все время проводил лежа на диване, игнорируя даже самые необходимые дела и занятия.

Неприспособленность к жизни не позволила Обломову в дальнейшем стать успешным чиновником, помещиком и даже мужем. Из-за своей лени, которую в романе символически называют Обломовщиной, Илья Ильич потерял не только возможности, предоставляемые ему судьбой, но и все то, что у него уже было.

источник

И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И. А. Гончарова «Обломов».

Романы Тургенева и Гончарова, помимо своей художественной красоты,замечательны тем, что заставляют задуматься читателя над теми аспектами жизни, о которых ранее он и не размышлял. Невозможно отрицать, что сквозь проблематику романов, внешние обстоятельства,непосредственность чувств просвечивают проблемы личности. Это ощутимо настолько, что главные действующие лица в нашем воображении начинают действовать самостоятельно. Мы пытаемся сравнивать их, искать жизненные аналогии, сопереживать им.Образы героинь в обеих книгах можно разделить на главные и второстепенные,причем роли второго плана отдаются авторами женщинам обычным, традиционным,их образы противопоставляются главным героиням книг, тем самым подчеркивается необычность женщин первого плана.В романе Тургенева образом «нежной традиционности», «женской обычности» можно назвать Фенечку. Ласковая и тихая, она ведет хозяйство, нянчится с ребенком, ее не волнует проблема бытия, вопросы мировой значимости. С детства она видела свое счастье в семье и доме, муже и ребенке. Ее покой и опять же счастье находятся около нее, рядом с ее семейным очагом Она по-своему красива, способна заинтересовать любого из окружающих ее мужчин, но ненадолго.Вспомним эпизод в беседке с Базаровым, разве не интересна была ему Фенечка? Но он ни на минуту не сомневался, что это не тот человек, с которым он способен связать свою жизнь. Аналогом Фенечки в романе Гончарова является, без сомнения, Агафья Матвеевна Пшеницына. Она тоже живет в своем мире, ограниченном стенами ее дома. Она царствует в этом мире кастрюль и сковород, диванов, клеток с канарейками, ее не волнует все происходящее сверху, снаружи этого микробытия.

Но нельзя отрицать, что и Фенечка, и Агафья Матвеевна достаточно поэтичны. Их любовь, не управляемая никакой внешней идеей, почти безмолвная, как будто присыпанная сдобной мукой покоя и лени ума, может быть и жертвенна. Вспомним момент жизни Обломова,когда он был почти разорен, когда ему почти не на что было жить, тогда,именно тогда, его спасала любовь верной Агафьи Матвеевны, которая заложила свое столовое серебро, чтобы прокормить обожаемого Обломова, чтобы ему было по-прежнему уютно и спокойно. Любовь преобразила ее. Из простой, заурядной женщины она превратилась в женщину, готовую пожертвовать всем ради любимого человека. В частности, можно вспомнить страницы четвертой части романа «Обломов», эпизод грусти Пшеницыной по умершему Илье Ильичу. Вот как описывает переживания Агафьи Матвеевны Гончаров: «После смерти Обломова Агафья Матвеевна проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза,почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем». Она только сильнее замыкалась в себе.Разве примитивная, неразвитая духовно натура была бы способна на такие сильные чувства? Даже Ольга Ильинская, несбывшаяся любовь Обломова, не переживает смерть некогда близкого ей человека так же искренно, как Пшеницына. Возможно, в этом и заключается разгадка мезальянса Обломова и Пшеницыной.Необходимо заметить, что одна из героинь второго плана романа Тургенева,Кукшина, не похожа на вышеописанных женщин. Это персонаж, на котором лежит тень эмансипации, философские идеи слышатся в ее речах. Но это лишь тени и призраки, Кукшина принадлежит к высшему свету, но она пуста и, в конечном счете, глупа. Она вряд ли понимает то, что читает, вынося из глубоких философских книг только названия и имена. Имя Кукшиной — поверхностность и пустота. Нет в Кукшиной и малой толики того душевного тепла, которое мы видели в Фенечке и Пшеницыной.Переходя к образам Ольги Ильинской и Анны Сергеевны Одинцовой, хочется сказать, что они новы и необычны. С течением времени, с наступлением эмансипации их тема становится все актуальнее.Одинцова и Ольга похожи, пожалуй, лишь тем, что стоят на голову выше остальных по своему мировоззрению, мироощущению, переживаниям и развитию,Для русской литературы Ольга — новый образ в самом глубоком понимании этого слова. Она полюбила, чтобы перевоспитать, полюбила «из идейных соображений».С одной стороны, это удивляет и возмущает, хочется спросить: «Как же можно рационализировать чувства?». В Ольгиных переживаниях сквозит рационализм,влюбленность ее носит экспериментальный характер. Неважно, что задание было получено от Штольца, важно то, что план любви устраивает героиню, щекочет ей нервы, учащает ее пульс. С наибольшей силой расчетливость Ольги проступает в комическом эпизоде «лазания на гору», когда Обломов приходит на свидание и не находит ее на месте. Некоторое время он топчется у подножия горы и лишь,потом обнаруживает возлюбленную на вершине. Так Ольга заставила подняться на гору Обломова, который двигался очень мало. В безобидном, на первый взгляд,розыгрыше оказывается гораздо больше новизны, чем в курении папирос,посещении курса физиологии. С другой стороны, Ольга — самый интересный персонаж в романе «Обломов». Она стремится к своему чему-то, чего и не знает сама. Но Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, если то, что он говорит и думает, вдруг станет ей чуждым. А это случится, если Штольц будет продолжать давать ей советы — принять свои переживания как новую стихию жизни и склонить голову.Если Ольга сама не знает к чему стремиться, не может понять себя, то Одинцова, в конце концов, разобралась в своих чувствах и мыслях; она поняла,что важнее всего для нее размеренная спокойная жизнь. Но Анна Сергеевна не ограничивает себя стенами дома, она ведет расчетливую, вернее сказать,размеренно-спокойную жизнь. Пожалуй, расчетливость, рационализм — и есть та самая точка соприкосновения Ольги и Анны Сергеевны, которая чувствуется по прочтении романов. Одинцова все же противоположна Ольге, в том смысле, что она ничего не ищет и ни к чему не стремится, ее ничего не томит. При всей незаурядности своей натуры, она боится сердечных тревог и жизненных осложнений. «Нет, — решила она, наконец, после признания Базарова, — Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Именно это и привело к разрыву между Базаровым и Одинцовой.Нужно сказать еще о Катеньке, сестре Одинцовой. Ее можно сравнить с Пшеницыной, Фенечкой, хотя Катя принадлежит к совершенно другому слою общества. Для нее важно спокойствие, но иное чем для Анны, Катенька ищет семейного спокойствия, обычного размеренного счастья. Их женитьба с Аркадием служит очень интересным примером совпадения характеров. Вспомним такие строки: «Аркадию было хорошо с Катей. Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом. «. Катенька, будучи не такой необычной, как ее сестра, все же сумела обрести то, к чему шла всю жизнь.Существует еще один персонаж — Сонечка, подруга Ольги. Она появляется редко,но все же очень красноречиво эти появления подчеркивают контраст между Ольгой и Сонечкой, пустой и ветреной кокеткой. В заключение можно сказать, что Тургенев и Гончаров воспользовались похожими приемами: противопоставлением главной героини второстепенным. Образ Агафьи Матвеевны является антиподом Ольги, образ Анны — многих второстепенных женских персонажей романа «Отцы и дети». Между тем, можно провести и аналогии: Агафья Пшеницына и Фенечка. Сонечка и Кукшина и так далее. Вообще все эти образы написаны живописно и ярко, и каждый образ по-своему важен. Ольга и Анна почти завораживают, заставляют задуматься о жизненных целях. «Обломов» И. А. Гончарова и «Отцы и дети» И. С. Тургенева представляют собой два мира личностей, изображенных с яркой художественной полнотой и верностью.

Читайте также:  Реактивный артрит у детей анализы

источник

И.А. Гончаров «Обломов»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; А.Н. Островский «Гроза»; Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Мы посчитали целесообразным сопровождать работу учащихся по освоению произведений, входящих в каждый модуль, следующей памяткой.

1. Ваша главная деятельность при изучении литературы — чтение и анализ художественного произведения.

2. Теоретический материал учебника подскажет направление анализа, а также позволит сопоставить вашу позицию с трактовкой, предложенной авторами учебника. Вы можете вступить с авторами в диалог, аргументированно выражая своё согласие, несогласие или частичное согласие с их точкой зрения.

3. Обязательно привлекайте дополнительный материал — постижение литературного произведения требует от читателя обширных знаний, которые нужно уметь пополнять из разных источников.

4. Обязательно выполняйте задания, направленные на развитие вашей коммуникативной компетенции. Умение общаться поможет вам не только в учёбе, но и в жизни.

Эта памятка – своеобразный перечень и одновременно алгоритм учебных действий, овладение которыми является основой формирования читательской культуры.

Выделим наиболее важные учебные задачи, позволяющие организовать учебную и читательскую деятельность школьников. Прокомментируем эти задания на примере раздела «И.А. Гончаров».

Перед каждым разделом модуля помещено задание: Работая над представленными в разделе материалами, подготовьтесь к итоговой письменной работе — развёрнутому ответу на вопрос: «Можно ли считать Обломова ещё одним представителем галереи „мёртвых душ”?» или: «Каков жизненный идеал Гончарова?» (по вашему выбору).

Очень важно, чтобы учитель обратил внимание учащихся на это задание перед началом освоения содержания раздела и помогал собирать материал в ходе работы. Может быть, стОит завести что-то подобное «записной книжке журналиста» или «блокнота писателя», куда учащиеся будут записывать важную информацию, полученную в процессе самостоятельного чтения, в ходе самостоятельного исследования или во время урока. Темы сочинений, представленные в данных заданиях, будут предложены учащимся во время итогового сочинения по окончании изучения модуля.

Каждый раздел модуля включает учебную задачу, выполняя которую, учащиеся дают историко-культурный комментарий к тексту (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.):

1.Представьте, что вы являетесь автором статьи об И.А. Гончарове на специальном сайте или в энциклопедии. Прочитанный текст — основа вашей статьи. Её необходимо сопроводить гиперссылками (или отсылками к другим статьям энциклопедии). Гиперссылки (см. подчёркивание в прочитанном тексте) указывают на источник материала, который поможет глубже погрузить написанную вами биографию Гончарова в атмосферу его эпохи.

Найдите необходимый материал, отберите главное, создайте краткий, лаконичный, содержательно насыщенный текст статей:

• События истории России, современником которых был Гончаров;

• Российское купечество середины XIX века;

• Кругосветное путешествие Е.В. Путятина на фрегате «Паллада»;

Задание можно выполнить в паре или в группе.

Кроме того, данный вид задания нацеливает учащихся на создание собственного текстового произведения определенного жанра. Очень важно не исключать учащихся, недостаточно хорошо владеющих необходимыми универсальными учебными действиями, из числа тех, кто выполняет это задание. Они могут заниматься этой деятельностью в паре или группе, выполнять посильные действия, постепенно усложняя их.

Важное место в каждом разделе модуля занимают задачи, развивающие интерпретационные умения школьников, в частности умение работать с рецензией или критической статьей, а также читательскую культуру при освоении не художественных, а документальных (биографических, мемуарных, эпистолярных и др.) текстов: Прочитайте приведённые ниже фрагменты критических статей о Гончарове и воспоминаний его современников. Каким вы представили себе писателя? Какие ценности, по вашему мнению, он считал главными в жизни? Дайте развёрнутый ответ, аргументируйте свою точку зрения.

Задание, помогающее организовать медленное чтение: Проверьте себя: внимательно ли вы читали текст романа «Обломов». На сколько вопросов вам удалось ответить? Вернитесь к тексту ещё раз, найдите ответы на те вопросы, с которыми не справились.

Важно побуждать учащихся к «перечитыванию» в случае, если дан неверный ответ. Это формирует культуру чтения, внимание к образным и словесным деталям, помогает сохранять в памяти прочитанный текст (школьники часто жалуются на то, что забывают прочитанный текст даже после того, как его разобрали на уроке и написали сочинение),

Обратим особое внимание на задания, являющиеся основой дискуссии или конференции на уроке. Правильно организованная дискуссия (об этом см. наш УМК 5—9 класса) формирует умение раскрывать тезис и доказывать его справедливость с помощью анализа и интерпретации текста; обучает культуре диалога и культуре спора. Важнейшие действия, которые должен осуществить ученик, указаны в формулировке задания.

С кем из критиков в оценке образа Ольги Ильинской вы согласны? Обоснуйте свою точку зрения…

Если мнения в классе разделились, проведите дискуссию или конференцию. Все точки зрения участников обязательно должны быть аргументированы, то есть, подтверждены примерами из текста романа. Необходимо выбрать ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги.

Можно рекомендовать учащимся для самостоятельного чтения:

Н.Г. Чернышевский «Что делать?»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9954 — | 7469 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

В. Г. Белинский говорил, что именно воспитанием решается участь каждого человека. Это можно отнести в полной мере к Обломову Илье Ильичу и Штольцу Андрею Ивановичу — двум главным героям романа «Обломов» И. А. Гончарова. Эти люди, казалось бы, являются выходцами из одной среды, класса, времени. Следовательно, у них должны быть одинаковые стремления, образы жизни, мировоззрения. Почему же тогда, читая произведение, мы замечаем в Штольце и Обломове в основном различия, а не сходства? Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к истокам, сформировавшим характеры двух интересующих нас персонажей. Вы увидите, что воспитание Штольца и Обломова имело свои особенности, которые повлияли на всю их дальнейшую жизнь.

Первая глава произведения посвящена детству Илюши. Сам Гончаров назвал ее «увертюрой всего романа». Из этой главы мы узнаем в общих чертах о том, что представляло собой воспитание Обломова. Цитаты из нее не случайно часто приводятся в доказательство того, что жизнь Ильи просто не могла сложиться иначе. В первой главе произведения можно найти разгадку характера заглавного героя, бездействующего, ленивого, апатичного человека, который привык существовать за счет труда принадлежащих ему крепостных.

Стоило лишь задремать Илье Ильичу, как ему начинал сниться один и тот же сон: ласковые руки матери, ее нежный голос, объятия друзей и близких. Каждый раз Обломов во сне возвращался в свое детство, когда он был любим всеми и абсолютно счастлив. Он будто бежал в детские воспоминания из реальной жизни. В каких же условиях сформировалась его личность, как проходило воспитание Обломова?

Илюша детство провел в Обломовке, в родовом селе. Родители его были дворяне, а жизнь в деревне шла по особым законам. В селе царил культ ничегонеделания, сна, еды, а также ничем не нарушаемого спокойствия. Правда, порой тихое течение бытия все-таки нарушалось ссорами, убытками, болезнями и трудом, считавшимся для обитателей деревни наказанием, от которого они стремились избавиться при первой возможности. Расскажем и о том, какое воспитание получил Обломов. Вы, наверное, уже составили себе некоторое представление о нем на основании сказанного выше.

Воспитание Обломова выражалось в основном в запретах. Илюше, подвижному, ловкому ребенку, было запрещено выполнять любую работу по дому (для этого существуют слуги). Кроме того, стремления его к самостоятельности каждый раз пресекались криками няньки и родителей, не дававшими мальчику и шагу сделать без присмотра, так как они боялись, что он простудится или расшибется. Заинтересованность миром, активность — все это в детстве Илюши порицалось взрослыми, которые не разрешали резвиться, прыгать, бегать на улице. А ведь это необходимо любому ребенку для развития, познания жизни. Неправильное воспитание Обломова приводило к тому, что силы Илюши, ищущие проявления, обращались внутрь и, увядая, никли. Вместо активности ему прививали любовь к крепкому послеобеденному сну. В романе о нем сказано как об «истинном подобии смерти», заменившем воспитание Обломова. Цитаты из текста, не менее яркие, можно найти и посвященные хорошей еде, культ которой превратился практически в единственное занятие в деревне.

Кроме того, идеал бездействия постоянно подкреплялся сказками няньки о «Емеле-дурачке», получавшем от волшебной щуки различные дары, при этом ничего не делая. Обломов Илья Ильич будет впоследствии грустить, лежа на своем диване, и спрашивать себя: «Почему жизнь — не сказка?».

Илью Ильича все называют мечтателем. Но ведь воспитание Обломова бесконечными сказками няни о жар-птицах, колдунах, богатырях, Милитрисе Кирбитьевне не могло не посеять в его душе надежду на лучшее, веру в то, что проблемы как-нибудь разрешатся сами собой? Кроме того, эти сказки породили у героя страх перед жизнью. Ленивое детство и воспитание Обломова привели к тому, что Илья Ильич тщетно пытался скрыться от действительности в своей квартирке, находящейся на Гороховой улице, а затем — на Выборгской стороне.

Родители старались не обременять Илюшу образованием, считая, что учеба не стоит того, чтобы пропускать праздники и терять здоровье. Поэтому они пользовались каждым удобным случаем для того, чтобы не пустить на занятия своего ребенка. Илюша и сам вскоре понял, что ему по душе такое вялое и размеренное существование. Детство и воспитание Обломова сделали свое дело. Привычка, как говорится, вторая натура. И взрослого Илью Ильича полностью устраивала ситуация, при которой слуги делают за него все, а ему не остается ни о чем заботиться и волноваться. Так детство героя незаметно перетекло во взрослую жизнь.

Мало что в ней изменилось. Все существование Обломова в его собственных глазах по-прежнему делилось на 2 половины. Первая — труд и скука (эти понятия были у него синонимами), а вторая — мирное веселье и покой. Захар сменил няню, а Выборгская улица города Петербурга — Обломовку. Илья Ильич настолько боялся любой деятельности, его так сильно пугали любые перемены в своей жизни, что даже мечта о любви была не способна вывести этого героя из апатии.

Именно поэтому его устроила совместная жизнь с хорошей хозяйкой Пшеницыной, поскольку она стала не чем иным, как продолжением жизни в селе Обломовке.

Полной противоположностью Илье Ильичу является Андрей Иванович. Воспитание Штольца проходило в небогатой семье. Мать Андрея была русской дворянкой, а отец — обрусевшим немцем. Каждый из них внес свой вклад в воспитание Штольца.

Штольц Иван Богданович, отец Андрея, обучил своего сына немецкому языку, практическим наукам. Андрей рано начал работать — помогать Ивану Богдановичу, который был с ним требователен и по-бюргерски строг. Воспитание Штольца в романе «Обломов» способствовало тому, что в нем выработалась еще в юном возрасте прагматичность, серьезный взгляд на жизнь. Для него стал необходимостью повседневный труд, который Андрей считал неотъемлемой частью своей жизни.

Свой вклад в воспитание Штольца в романе «Обломов» внесла и мать Андрея. Она смотрела на методы, которые применял ее супруг, с беспокойством. Эта женщина хотела сделать из Андрея милого и чистенького мальчика-барина, одного из тех, каких она видела, когда работала в богатых русских семьях гувернанткой. Душа ее изнывала тогда, когда Андрюша возвращался после драки весь изодранный или грязный после поля или фабрики, куда он отправлялся вместе с отцом. И она принималась стричь ему ногти, шить изящные манишки и воротнички, завивать кудри, заказывала одежду в городе. Мать Штольца научила прислушиваться к звукам Герца. Она ему пела о цветах, шептала о призвании то писателя, то воина, мечтала о высокой роли, которая выпадает на долю иным людям. Мать Андрея во многом хотела, чтобы ее сын был похожим на Обломова, и поэтому с удовольствием его часто отпускала в Сосновку.

Читайте также:  Развитие фонематического анализа у детей

Итак, вы видите, что, с одной стороны, в воспитании Андрея был заложен практицизм, деловитость отца, а с другой — мечтательность матери. Ко всему прочему, рядом находилась Обломовка, в которой «вечный праздник», где сбывают работу с плеч, как иго. Все это и повлияло на формирование характера Штольца.

Конечно, отец Андрея любил его по-своему, однако он не считал необходимым проявлять свои чувства. До слез пронзительна сцена прощания Штольца со своим отцом. Даже в эту минуту Иван Богданович не смог найти для своего сына добрых слов. Андрей, глотая слезы обиды, отправляется в путь. Кажется, что в этот момент Штольц, несмотря на старания его матери, не оставляет в своей душе места для «пустых мечтаний». Он берет с собой в самостоятельную жизнь лишь то, что, по его мнению, было необходимо: целеустремленность, практичность, расчетливость. В далеком детстве осталось все остальное вместе с образом матери.

Он едет после окончания университета в Петербург, где принимается за дела (отправляет за границу товары), путешествует по всему миру, ведет активную жизнь и все успевает. Несмотря на то что он был ровесником Обломова, этому герою удалось достичь в жизни куда большего. Он нажил деньги и дом. Энергичность и деятельность способствовали успешной карьере этого героя. Он добился высот, о которых не мог даже мечтать. Штольц сумел правильно распорядиться жизнью и способностями, заложенными в нем природой.

Всего было в меру в его жизни: и радости, и печали. Андрей предпочитает прямой путь, который отвечает его простому взгляду на жизнь. Его не беспокоили ни мечты, ни воображение — он просто не допускал их в свою жизнь. Этот герой не любил строить догадки, он всегда сохранял в поведении чувство собственного достоинства, а также трезвый, спокойный взгляд на людей и на вещи. Андрей Иванович считал страсти разрушительной силой. Его жизнь напоминала «медленное и ровное горение огня».

Воспитание Штольца и Обломова, как вы видите, существенно отличалось, хотя и тот, и другой были выходцами из дворянской среды и принадлежали к одному слою общества. Андрей и Илья — люди с разными мировоззрениями и характерами, поэтому судьбы были столь непохожи. Очень отличались воспитания Обломова и Штольца. Сравнение позволяет заметить, что именно этот факт сильно повлиял на взрослую жизнь этих героев. Деятельный Андрей старался до последнего дня «донести сосуд жизни» и не пролить напрасно ни одной капли. А апатичный и мягкий Илья ленился даже просто встать с дивана и выйти из своей комнаты для того, чтобы в ней убрались слуги. Ольга Обломова спросила однажды в тоске Илью о том, что же сгубило его. На это он ответил: «Обломовщина». Н. А. Добролюбов, известный критик, также считал, что «обломовщина» — вина всех бед Ильи Ильича. Это та среда, в которой был вынужден расти главный герой.

Проблема воспитания в романе «Обломов» не случайно была акцентирована автором. Как вы видите, образ жизни, мировоззрение, характер каждого человека складываются еще в детстве. Среда, в которой происходит развитие личности, учителя, родители — все это сильно влияет на формирование характера. Если ребенка с детства не приучать к труду и самостоятельности, на собственном примере не показывать ему, что каждый день следует делать что-то полезное и нельзя проводить время впустую, то не следует удивляться, что он вырастет безвольным и ленивым человеком, похожим на Илью Ильича из произведения Гончарова.

источник

В романе «Отцы и дети», опубликованном в 1862 году, И.С.Тургенев раскрыл образ нового героя русской жизни. Базаров – нигилист, революционер-демократ. Это сильная личность, способная оказывать влияние на других людей. Базаров уверен в себе, наделен природным умом, образован. В романе он показан в сопровождении более молодого, наивного и простодушного друга – Аркадия Кирсанова. Анализ взаимоотношений двух героев позволяет понять их характеры, силу убеждений и силу дружеской привязанности.

В самом начале романа Базарова не так уж и одинок, у него есть союзник — его друг Аркадий Кирсанов. В первых главах романа Аркадий предстает как верный последователь Базарова, ученик, с восторгом и упоением внимающий своему учителю и разделяющий его взгляды на жизнь. Кирсанов-младший убежден в особом предназначении Базарова. Аркадий, несомненно, очень дорожит дружбой с Базаровым, гордится им. Об этом свидетельствуют его восторженные интонации, с которыми он рассказывает своему отцу Николаю Петровичу Кирсанову о товарище. Аркадий горячо поддерживает Евгения в его споре с Павлом Петровичем. Но это только вначале. По мере развития действия Аркадий постепенно охладевает к “разночинским взглядам”, которых придерживается первоначально. Почему это происходит? Ответ на этот вопрос прост, и дал его сам автор: Тургенев писал, что Аркадий в основном “сибаритствовал” под влиянием натуры гораздо более сильной, чем он сам, — под влиянием Базарова. Но разница между друзьями не замедлила себя обнаружить: Базаров постоянно занят делом, Аркадий же не делает ничего, только иногда, чтобы развеяться, помогает отцу. Базаров — человек дела, что видно сразу по его красной обнаженной руке. Он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься своей работой. Его стезя — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Базаров здесь идет в ногу со временем, поскольку увлечение наукой является типичной чертой культурной жизни России 1860-х годов. Аркадий же — абсолютная противоположность. Молодого человека по-настоящему ничего не увлекает. Все, к чему он стремится, — уют и покой, что идет вразрез с жизненной установкой Базарова — не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.

Да и характеры тех, кто до поры до времени называют себя друзьями, полностью противоположны: Аркадий — мягкий и добрый, Евгений горд и самолюбив.

Не случайно говорят, что в спорах рождается истина. Действительно, в романе, который изобилует сценами идейных споров, позиции героев рано или поздно обнаруживаются целиком и полностью. И тогда, когда становится ясным отношение персонажей к различным вопросам жизни общества, жизни человеческой души, тогда и обнаруживается полярность характеров героев. Тогда же и встает вопрос о подлинности дружбы молодых людей. Ведь дружба подразумевает в первую очередь взаимопонимание, а в случае с Базаровым и Аркадием оказывается, что взаимопонимания как раз им и недостает. По ходу действия романа выясняется, что Базаров подвергает осмеянию то, что так дорого Аркадию: открытое проявление теплых чувств к родным и любимым, восхищение красотой природы, возможность грустить и радоваться под звуки музыки, наслаждаться поэтическими строками…

Аркадий, обнаружив для себя то, что его жизненные убеждения не сходны с убеждениями Базарова, постепенно начинает учиться высказывать свое мнение, противоположное суждениям нигилиста. Однажды спор приятелей дошел чуть ли не до драки. И в сцене, когда Базаров, как бы шутя, растопыривает “свои длинные и жесткие пальцы”, чтобы сомкнуть их на шее Аркадия, и при этом “зловеще” усмехается, есть доля истинного отношения нигилиста к “птенцу”. Ведь именно “птенцом” Базаров и считал Аркадия, при этом относился к нему всегда покровительственно. Базаров понимает, что Кирсанов-младший не может стать его сподвижником: “Ты нежная душа, размазня”, — говорит он Аркадию. И он прав — время очень быстро все расставляет на свои места, и Аркадий оказывается принадлежащим старому поколению, поколению “отцов”. Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Аркадием и Базаровым: “Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов”. Аркадий никогда бы не смог срастись с идеями нового века, поэтому его разрыв с Базаровым очевиден.

Базаров в этой паре – лидер. К Аркадию он относится снисходительно, покровительственно. Кирсанов же называл своего друга наставником; он «благоговел перед своим учителем», считал Базарова «одним из самых замечательных людей». Несформировавшаяся еще натура Аркадия всецело находится под влиянием Базарова, который хотя и бывает с ним откровенен, однако же держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает. О своем друге он рассказывает Одинцовой «так подробно и с таким восторгом, что Одинцова обернулась к нему и внимательно посмотрела». В спорах с Базаровым Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища». Впрочем, это его нимало не смущает, поскольку он видит в Базарове человека, которого «ждет великая будущность».

И. А. Гончаров «Обломов»

В романе «Обломов» И.А. Гончаров создал образы двух людей, каждый из которых во многом является типичным представителем определенного круга людей, выразителем идей, которые были близки соответствующим слоям современного им общества. Андрей Штольц и Илья Обломов, на первый взгляд, будто бы и не имеют ничего общего, за исключением воспоминаний о детских играх. И все же, как бы ни оценивали этих персонажей романа Гончарова, невозможно отрицать, что их связывает искренняя, бескорыстная дружба. В чем тут дело?

Действительно Обломов и Штольц разительно отличаются друг от друга образом жизни. В представлении Штольца сущность бытия заключается в движении: «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей». Обломов же, еще не начав никакого дела, уже мечтает о покое, которого у него и так предостаточно: «. Потом в почетном бездействии наслаждаться заслуженным отдыхом. ».

Какое-то время Обломов и Штольц воспитывались вместе – в школе, которую содержал отец Андрея. Но в эту школу они пришли, можно сказать, из разных миров: ничем не нарушаемый, однажды и навсегда заведенный порядок жизни в Обломовке, похожий на долгий послеобеденный сон, и активное трудовое воспитание немецкого бюргера, перемежающееся с уроками матери, изо всех сил стремившейся привить сыну любовь и интерес к искусству.

Важно отметить и то, как Обломов и Штольц относятся к жизни в целом. По собственному ощущению Обломова, существование его все больше походит на бесплодное блуждание в лесной чаще: ни тропинки, ни луча солнца. «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища». Вот один из главных просчетов Обломова – он подсознательно стремится возложить ответственность, свои неудачи, свою бездеятельность на кого-то другого: на Захара, например, или на судьбу. А Штольц «причину всякого страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь», потому «и радостью он наслаждался, как сорванным по дороге цветком, пока он не увял в руках, не допивая чаши никогда до той капельки горечи, которая лежит в конце всякого наслаждения». Однако все выше сказанное еще не проливает свет на основы крепкой дружбы людей, столь различных по своим привычкам и устремлениям. Видимо, их искреннее, теплое отношение друг другу коренится в том, что оба, и Штольц, и Обломов, по своей сути люди достойные, наделенные многими высокими духовными качествами. Они необходимы друг другу, потому что так удачно дополняют друг друга, находят один в другом то, чего нет в самом себе.

Дружба между Обломовым и Штольцем началась еще во времена их школьной учебы. На момент знакомства герои были схожи по характеру и имели общие увлечения. Маленький Илья изображен любопытным ребенком, которому многое было интересно. Он хотел познавать окружающий мир и узнавать как можно больше нового, даже юношей он все еще готовился к тому, что жизнь его «обретет другие, более широкие размеры», он был полон разных стремлений и надежд, готовился к важной роли в обществе. Однако, по причине «тепличного», «обломовского» воспитания и влияния родственников герой так и остается на месте, продолжая только надеяться и планировать, никогда не переходя к действиям. Вся активность Обломова переходит в мир мечтаний и грез, который он сам придумывает и которым живет.

Маленький Андрей Штольц был таким же любопытным ребенком, как и Илья, но его не ограничивали в познании мира и разрешали ему даже на несколько дней уходить из дому. И если в Обломове воспитание умертвило активное, деятельное начало, то на становление личности Штольца повлияла смерть его матери, которая нежно любила своего сына. Строгий, малоэмоциональный отец не мог дать сыну всей той любви и душевного тепла, которого он лишился после потери мамы. Видимо, именно это событие, сопряженное с необходимостью по распоряжению отца уехать в другой город и самостоятельно строить карьеру, произвело на юного Андрея Ивановича сильнейшее впечатление. Зрелый Штольц – личность, которой очень трудно разобраться в своих чувствах, более того, он не понимает любви, так как не может охватить ее рациональным умом. Именно поэтому многие исследователи сравнивают Андрея Ивановича с бесчувственным механизмом, что в корне неверно — на самом же деле Штольц, не менее душевный и добрый человек, чем Обломов (вспомним, как часто и абсолютно бескорыстно он помогает другу), но вся его чувственность спрятана глубоко внутри его души, непонятная и недоступная даже самому герою.

Взаимоотношения Штольца и Обломова начинаются как дружба двух очень похожих по своей природе и характеру личностей, однако разно воспитание делает из них совершенно разных и даже противопоставляемых персонажей, которые, тем не менее, продолжают видеть друг в друге то важное и близкое, что сблизило их в школьные годы.

Отношения Штольца и Обломова в зрелые годы остаются такими же доверительными и нужными героям, как и в детстве либо юности. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир иллюзий Илья Ильич и рациональный, все контролирующий, деятельный Андрей Иванович находят в друге те черты и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Их дружба строится не только на взаимном понимании и сопереживании, но и на взаимной помощи героев друг другу. Только со Штольцем Обломов мог поделиться своими надеждами, планами, мечтами и только Штольц мог быстро и выгодно для Ильи Ильича решить проблемы с его поместьем. С другой же стороны, лишь в обществе друга Андрей Иванович обретал душевное равновесие и мог с ним поделиться своими проблемами.

Штольц при любом удобном случае пытается «расшевелить», активизировать Обломова, заставить его действовать «сейчас или никогда», тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые «обломовские» ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни.

Тема дружбы в романе «Обломов» раскрывается на примере взаимоотношений двух противопоставляемых героев. Однако различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев трагичны, так как ни постоянно стремящийся вперед, деятельный Штольц, ни пассивный, живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным, что приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему смятению и еще большей запутанности Штольца.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник