Меню Рубрики

Анализы программы нищевой для детей

Осущ. корегирующего процесса осуществляется приемственность в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя и родителей. В клинике афазии наблюдается: нарушение двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения. Специфика логоритм. воздействия на разных этапах восстановительного обучения при афазии заключается: 1 этап: Определение методики различных видов кинезиотерапии в зависимости от области поврежденя нарушенных функций, общего состояния организма и индивид. особенностей. Испол. счётных упр, пения, дыхат. Упр. вне речи и всвязи с нею для растормаживания угнетённой речевой функции. 2 этап: Активизация двигательного режима. Применение различных видов кинезиотерапии (лечебная гимнастика, пешеходные прогулки, игры, элементы спорта, трудотерапия; классический, сегментный, гидро-, вибромассаж, логопедическая ритмика). Логоритмическая работа по восстановлению устной и письменной речи. 3 этап: Создание новых двигательных стереотипов. Включение упр. по воспитанию темпы речи и движения, регуляции мышечного тонуса, координации движений; музыкально-речевых упражнений в прцесс логоритмической работы. Логопедическая ритмика в процессе всего восстановительного обучения способствует нормализации общей, ручной и артикуляционной моторики, просодической стороны речи, регулирование эмоционально-волевых проявлений, развитие коммуникативной функции.

63.Система учр. для оказания лечебно-оздор, консультативной и кор-педаг. помощи детям дошк. возраста с нар. речи. Первыми спец. дош. учр. в нашей стране стали ясли для заикающихся детей, работа в которых проводилась под методическим руководством Pay (1932), и логоп. полустационар для заикающихся дошк, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеляГиляровского (1930). В нем применялся разраб. профессором Власовой комплексный метод преодолен. заикания у детей.Длительное время (60-е) лог. помощь детям с другими дефектами речи (дислалией, дизартрие, алалией ) оказывалась лишь в эксперимен. группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало полностью потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррек. нар. речи к моменту поступления ребенка в школу.Последующий период харак. глубоким всесторонним изучением различных форм речевой патологии у детей дош. и шк. возраста. Он завершился созданием педагог. клас. РН. На основе научно разраб. типологии детей с реч. дефектами стало возможным обосновать развитие дифференцированной сети дош. учр. для лиц с различными формами НР..В 70-е. начал. интенсивное развитие специализированной сети дош. учр. в системе Министерства просвещения. В 1975 г. выходит постановление Сов. Мин. СССР «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, труд. устройства и обслуживания лиц с дефектами умств. и физич. развития», которое в законодательном порядке обеспечивало открытие как логоп. групп при ДОУ общего типа, так и специализ. детских садов и яслей-садов.. Первоначально в детских садах открывались группы для детей только с легкими НР(недор. фонетич. стороны речи). Затем были организованы группы для детей с более сложными нар. (заикающихся детей, для детей с ОНР). В нашей стране открывается все больше пунктов кор-педаг. помощи в детских садах общего типа. Логопед оказывает консульт. и корр. помощь детям преимущественно с нар. произношения по типу амбулаторного приема.Логопед проводит групповые и инд. занятия регулярно — 1-2 раза в неделю или консультативно — 1 раз в месяц. Гр. компл. соответств. возрасту и характеру РН. Все дети группы «риска» осматриваются логопедом в доречевом периоде, выявленные с задержкой в доречевом периоде охватываются консультативными занятиями.Логопед амбулаторно-поликлинич. учр. участвует в профилактич осмотрах детей трех лет и поступающих в первый класс.При психоневролог, неврологических, стоматолог. стационарах, полустационарах, детских психоневролог. санаториях должности логопедов устанавливаются в зависимости от специфики учр, необходимости и объема работы. Методы коррекции НР, применяемые логопедами в стационарах индивидуализируются в соответствии с особенностями речевой патологии и связанными с ними особенностями поведения, умств. развития, соматического и физического здоровья. В современных дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи могут быть выделены три профиля специальных групп:1) группы для детей с ФФН — у детей присутствуют нар. звукопроизношения, осложненные фонематической недостаточностью;2) группы для детей с ОНР — у ребенка отмечается несформированность всей речевой системы, не развиваются словарь, граммат. строй, связная речь, звукопроизношение;3) группы для детей с заиканием.

А) Группы для детей с ФФН.Под фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В группы ФФН направляются дети с нар. произношения отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых групп звуков, т.е. дети с дислалией (в случаях, когда дефект исчерпывается нар. звукопр. или сочетается с ринолал). При этом отмечается не только нар. звукопроизн, но и нар. речевого дыхания, голоса, назализация — носовой оттенок (гнусавость). Дети с дизартрией, когда дефекты произн. и просодики связаны с нарушением иннервации артикул. аппарата (параличи и парезы органов артикуляции), также направляются в группы этого профиля.В группу ФФН дети зачисляются на полгода или год. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.Б) Группы для детей с ОНР. ОНР- собирательный термин для сводной группы детей, общим для которых является нар. формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопр, словарь, грамм. строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Речевое недор. у детей дош. возраста бывает разной степени: полное отсутствие общеупотребительной речи (1 уровень ОНР, по Левиной); ее частичная сформиров. — незначительный словарный запас, аграмматичная фраза (2 уровень ОНР); развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языковой) системе, — словаре, граммат. строе, связной речи и звукоп. (3 уровень ОНР). Группы детей с ОНР комплектуются с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Дети с 1 уровнем ОНР зачисляются в специальное дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения. Дети со 2 уровнем ОНР — с 4 лет на 3 года обучения. Дети с 3 уровнем недоразвития речи (с нерезко выраженными нарушениями речи) зачисляются с 4-5 лет на 2 года корр.обучения. В настоящее время основной контингент спец.групп составляют дети преимущественно с 3 уровнем ОНР.В) Группы для заикающихся детей. В группы для заикающихся поступают дети с ТНР, при котором набл. расстройство ритма, темпа и плавности, непроизвольные остановки или повторения отдельных звуков или слогов в момент произношения. Заикание определяют как судорожное нар. темпо-ритмической организации речи органического (неврозоподобное заикание) или функционального характера (невротическое заикание, логоневроз). При любой форме заикания страдает центральная нервная система. Работа направляется на развитие всех видов деят. ребенка, в том числе и речи как одного из видов деят. Воздействие способствует нормализации взаимоотношения ребенка с окруж. Как и при других нар, преобладает преимущественная игровая форма работы.В зависимости от вида психического и РН и возрастных особ. детей определяются форма и организация обучения и воспитания. Приемы работы и дидактический материал подбираются в зависимости от основных задач, характера каждого определенного занятия. Кор. задачи подчиняются общеобр. программе, гармонично с ней сочетаются.По мере обучения и воспитания дети приобретают сенсорный и речевой опыт, который закрепляется и воспитателем, и логопедом, и дошкольным дефектологом, а также психологом (если такой специалист в учреждении есть)

.Существующая ныне в стране система дош. воспит. и обучения детей с нар. развития ориентируется на здоровые силы ребенка, его потенциальные возможн. Эта система является комплексной, кор-развивающей. Ее характеризует дифференцированность и интегриров. Интегрированный характер дош. коррекционного воздействия реализуется объединением усилий специалистов разного профиля, направленных на

изучение и обуч.детей с откл. в развитии, комплексност решения образ-воспит. и кор-развив. задач, их взаимосвязью и взаимообусловленностью, усилением

внутрипредм. и междисциплин. связей посредством проведения интегрированных, комплексных занятий (по развитию ИЗО и речи, музыкальных и физкультурных занятий, по подготовке к обучению грамоте и констр.)Слабым звеном в деят. спец. детских садов является недостаточное медицинское обслуживание детей, несогласованность в сроках лог. и оздоровит. мероприятий, позднее выявление детей, неполный их охват.

64.Система учр. для оказания леч-озд, консульт. и кор-педаг. помощи детям шк. возраста с нар. речи. Большинство детей шк. возраста, имеющие НР, могут обучаться в общ. школе при соответствующей лог. помощи, которая осущ. на логоп. пунктах, работающих при школе. Такие лого- пункты имеются во всех крупных городах России и в ряде рай. центров. Они организуются при какой-либо школе района или города и обслуживают уч. нескольких школ.На логопункты направл дети, имеющие различные нар. устной и письменной речи: нерезко выраженное ОНР, недостатки в письме и чтении; дефекты произношения отдельных звуков; недостатки речи, связанные с аномалиями в строении или движении артикуляц. аппарата (ринолалия, дизартрия); заикание. Одной из основных задач логопунктов при общ. школах является предупреждение и своевременное преодоление нар. устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Для занятий на лого пункте отбираются прежде всего те учащиеся, которые допускают большое количество ошибок на смешение и замены букв, соответствующих различным группам звуков.Необходимо учитывать, что логопед оказывает помощь не всем детям, которые по тем или иным причинам не могут овладеть грамотным письмом и правильным чтением, а только тем из них, кто делает специфические ошибки на замену и смешение букв, указывающие на недостаточность различения соответствующих звуков, а также недоразвитие лексико-грамматических средств языка (без отклонений в интеллекте).Обычно дети с такими нарушениями попадают на логопедический пункт после одного или нескольких лет обучения в общеобразовательной школе. Это осложняет работу логопеда, так как ему приходится работать не только над коррекцией устной и письменной речи, но и над формированием предпосылок, необходимых для продуктивного усвоения программы обучения родному языку. Тем самым удлиняется срок занятий с таким ребенком на логопедическом пункте и уменьшается число детей, которым учитель-логопед мог бы оказать специальную помощь. Поэтому необходимо как можно раньше выявлять учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их для занятий к логопеду. Учитель-логопед, работающий на логопедическом пункте при общеобраз. школе, не в состоянии охватить всех нуждающихся в его помощи. Поэтому части детей с речевыми дефектами посильную помощь должен уметь оказать сам учитель. В тех случаях, когда учитель не может самостоятельно справиться с нарушениями речи у ребенка, а также при отсутствии в городе или районном центре логопедических пунктов при общеобразовательных школах аналогичная помощь может быть оказана логопедами, работающими при поликлиниках.Дети с глубоким недоразвитием речи или тяжелой формой заикания не могут обучаться в общеобразовательной школе, так как отставание в развитии речи ограничивает их устное общение с окружающими и создает серьезные препятствия к овладению школьной программой. Такие дети не способны преодолеть речевое недоразвитие даже при условии, если им наряду с обучением в массовой школе

будут обеспечены занятия с логопедом. Эффективное формирование их речи возможно при обучении в школе специального типа, где используется особая система коррекционных мероприятий по преодолению речевых дефектов.В спец. школу-интернат для детей с ТНР попадают дети с различными видами и формами речевой аномалии при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте в возрасте от 7 до 12 лет. Чтобы обесп. уч. всестороннее развитие с учетом особенностей их речевых недостатков, в школе предусмотрено два отделения. В 1-е принимают детей с грубо выраж. ОНР (алалией, афазией, алалией, осложн.заиканием, дизартрией, ринолалией). 2-е отделение предназначено для детей с тяж. формой заикания при нормальном речевом развитии.С учетом глубоких отклонений в речевом развитии детей, в спец. школе предусматр. использование специф. методов и приемов обучения, напр. в первую очередь на восполнение пробелов реч. развития, создаются условия для овладения основами наук и всестороннего развития уч, осущ. системат. лечебно-профилактические мероприятия. Благодаря систематической корр. работе, большая часть детей с различными аномалиями в речевом развитии способна овладеть таким же объемом знаний, умений и навыков, что и учащиеся общеоб. школы, но за более длительный срок обучения. При 1 отделении имеется подготов. класс, в который принимают детей с глубоким недор. речи 7-8-летнего возраста, не прошедших дошк. подготовки в спец. детском саду или в спец. группах для детей с НР при массовых детских садах.Уч, которые преодолевают свой речевой дефект в более короткие сроки, чем указано выше, зачисляются в соответств. классы общеобр. школы при условии овладения ими определенного круга знаний и навыков. В каждом классе учится 12 — 14 человек. Такая наполняемость классов обусловлена своеобразием работы по преодолению речевых дефектов и индивидуализацией занятий. Направление в спец. школу для детей с ТНР (5в) проводится строго индив, согласно Типовому положению о республиканских, областных или городских ПМПК. В своей работе ПМПК руководствуются инструкцией по приему детей в школу соответствующего типа. Без заключения МПК переводить уч. в школу для детей с ТНР не разрешается. В системе Мин. Здрав. РФ при поликлиниках сущ. логопед. и слухоречевые кабинеты, в задачу которых входит обслуживание главным образом детей дошк. возраста. Однако при отсутствии логопунктов при общ. школах логопеды поликлиник принимают и детей шк. возраста.Имеются еще и лог. стационары или полустационары, орган. при детских больницах или детских психоневрол. диспансерах, а также лечебно-учебные учр, цель которых заключается в оказании помощи дошк. и шк. с НР. В этих учр. проводится спец. работа по устр. речевых дефектов, а также различные лечебные мероприятия (медикам, психотерапевтич, физиотерапевтические). Работу по коррекции речевого недостатка ведет учитель-логопед. Прием в логоп. стационар осущ. через отборочные комиссии, организованные при психоневрологических диспансерах или больницах по представлению районных психоневрологов, невропатологов, логопедов.

Читайте также:  Глава 4 методы анализа детей

65. Специфика содержания и организации логопедической работы в школе 5 вида ( для детей с ТНР). Коррекция нар. речи и письма у уч. прово­дится систематич в течение всего учебно-воспитате процесса, но в наибольшей степени на уроках родного язы­ка. В связи с этим выделены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи. Преодоление разнообразных проявлений речевых дефектов детей обеспечивается сочетанием фронтальны (урочных) инд. форм работы. Индив. лог. занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 р. в неделю (по 15-20 минут). Для детей с нар моторики проводятся занятия по лечебной гимнастике. Второе отделение специ школы предназначается для учащихся с тяжелой формой заикания, дополнит. по сравнению с массовой школой год отводится на специальную речевую работу в младших классах.При обучении детей с тяжелой формой заикания исполь­зуются учебники для общеобразовательных школ, специальные логопедические пособия и технические средства обучения. В спец. школе систематически осуществляются кор-восп. мероприятия, направленные на преодоление особенностей психического развития.Состав уч-ся спец. школ пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речевого дефекта учащиеся переводятся в общ. школу. Выпускники специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи могут продолжать обучение в общеобразовательной школе или в профессионально-технических училищах.Помимо логопеда, работу по преодолению речевых нар. у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого вос­питатель проводит работу по закреплению полученных в клас­се знаний, а также по развитию речевого общения, навыков самообслуживан и санитарно-гигиенических навыков.Воспитатель постоянно работает с одной группой учащих­ся и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и особенности его речевого дефекта.Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в про­цессе учебной и трудовой деятельности корригируют общее и речевое развитие детей. Адекватная общеобразователь и трудовая подготовка позволяет лицам с дефектами речи стать полноценными членами общества, участвующими как в тру­довой, так и в других видах деятельности

66.Специфика содержания и организации работы логопеда в дош. обр. учр. На основании имеющейся нормативно-правовой документации в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обесп: своеврем. обследованием детей;рациональным составлением расписанием занятий;планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;наличием программного обеспечения и в соответствии с ним планов фронтал. занятий;оснащением процесса необходимым оборудов. и наглядными пособиями;совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.Осн. зад. кор-разв. обучения в логоп. группе ДОУ явл:Укрепление и развитие здоровья детей.Обеспечение гибкости и пластичности общей системы педагогич. воздействий в соответствии с изменяющимися возможн детей. Индивидуализация и дифференц. педагогических методов, приемов и средств применительно к каждому конкретному ребенку.Развитие познавательных интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности.Формирование эмоционально-положительного отношения детей к занятиям.Развитие мелкой моторики руки.Развитие регулирующей функции речи, речевого опосредствования деят. и овладение коммуникативно-речевыми средствами общения .Исследователями в области психологии и логопедии давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы (Лурия, Власова) В связи с этим речевым нарушениям обычно сопутствуют нарушения в организации познавательных психических процессов, в формировании личности и в поведении. Поэтому правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в логопедической группе требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллект. развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Чем сильнее выражено речевое расстройство как первичный фактор влияния на развитие, тем чаще и сильнее вторично страдают когнитивные и личностные характеристики детей.При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический (возрастной);этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии);взаимосвязь речевого и общего психического развития.В процессе комплексного обследования ребенка необходимо с учетом возрастных нормативов сопоставить уровень речевого и неречевого развития, определить соотношение речевого дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности. Для оптимизации логопедической работы рекоменд. объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в подгруппы (до 5—7 детей) или подвижные микрогруппы (2—3 ребенка). Продолж. подг. кор-речевых занятий составляет 20— 35 минут, индив — 10—20 минут. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности РН, возрастом и индив. психофизическими особенностями детей. Занятия с детьми рекомендуется проводить в дневное время, а один-два раза в неделю — вечером для того, чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые консультацию, совет, рекомендации.Сроки лог. работы также находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей РН, их инд-личностных особ, условий воспитания в ДОУ и семье.Они могут варьироваться от 2—3 месяцев до 1,5—2 и более лет. По мере завершения коррекционной работы и нормализации речи у детей старшего дошкольного возраста на освободившиеся места зачисляются дети младших возрастных групп. По окончании занятий с ребенком или при выпуске его из ДОУ.логопед при необходимости дает родителям рекомендации по организации условий его дальнейшего обучения (например, продолжение кор-речевых зан.с логопедом в нач. школе, обучение в спец. (речевой) школе и др.).Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недор. необходимо от 1,5 до 6 месяцев, тогда как работа с дошк, имеющими ФФН речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более. Дети с тяжелыми, стойкими нар. в речевом развитии (ОНР, заикание) могут посещать логоп. занятия до 1,5—2 и более лет.Решение о прекращении систематических занятий с ребенком логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам, степенью успешности овладения им дош. образ. программой и лишь тогда, когда уверен, что близкие взрослые ребенка — педагоги и родители — достигли определенной степени независимости в оказании ему необходимой помощи и владеют достаточно широким репертуаром приемов развития детской речи и профилактики ее недостатков.
Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле внимания логопеда, чтобы он мог при необходимости оказать им консультативную помощь. На освободившиеся места зачисляются другие дети, нуждающиеся в лог. помощи и тем самым «запускается» очередной «виток» алгоритма кор-педаг. процесса, когда уже другие дети, педагоги и родители последоват. проходят логопедом через все его этапы. К концу обучения дети дош. возраста должны овладеть сознательным послоговым чтением; уметь читать не только слова, но и простые предложения, тексты; уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка; осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи; последовательно выделять звуки из состава слова; самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нар. письма и чтения. Ответственность за порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация базового и прикрепленных к нему дошкольных образовательных учреждений.Отчетными документами логопеда являются:журнал первичного обследования и консультаций;список детей, зачисленных на занятия;инд карты кор. работы с детьми;планы индив. и подг. кор-речевых занятий с детьми;планы консультативно-методической работы с педаг. коллективом ДОУ и родителями.В конце учебного года логопед готовит отчет о работе и представляет его в органы управления образованием, старшему логопеду района (города) и администрации базового ДОУ. Требования к составлению отчета аналогичны тем, которые предъявляются к отчету логопеда ДОУ (группы) для детей с НР.Проведение всего комплекса кор. обучения при лог. работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для лог. групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подг. и инд. занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дош. возраста («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.): математика, развитие речи и ознакомление с окруж, экология, рисование, лепка, физкультурные и муз. занятия. Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгр. или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической гр.

67. СПЕЦ. СОДЕРЖ. ЛОГОПЕД ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТАХ В ШКОЛАХ.ОТБОР ДЕТЕЙ НА ЛОГОПУНКТЫ ПРИ ОБЩЕОБР. ШКОЛАХ.СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПУНКТОВ ПРИ ШК.Развертывание сети логопунктов при средних общ. школах в республикан, краевых и областных центрах началось в 1949 г.В 1976 г. вступило в действие Положение об образовании лог. пунктов при общ. школах на всей территории страны.Логопункты — спец. учебно-воспитательные учр, предназначен для коррекции НР у детей школьного возраста. Они организуются в одной из общ. школ района. За каждым из них закрепляется определенное количество школ, общее число начальных классов которых не должно превышать 16.Основные его задачи: исправлять недостатки речи у уч; пропагандировать логоп. знания среди учителей и населения; своевременно выявлять и предупреждать НР у детей, поступающих в первые классы.Основной контингент логопунктов составляют уч, имеющие недостатки звукопр, заикание, нар. чтения и письма, нерезко выраженное ОНР.При отборе детей логопед обследует их в классе (подг. группе).На логопункт направляются дети по инициативе психоневрологов, учителей, родителей .Одновременно на городском лог- пункте заним. 18-25 человек, на сельском — 15-20 -человек. Педаг. работа логопеда планируется из расчета 20 часов в неделю. Продолж. кор-развив. обучения детей с ФФН и нар. чтения и письма составляет примерно 4-9 месяцев; детей с ОНР и нар.письма и чтения 1,5 —-2 года.Результаты лог. занятий отмечаются в речевой карте ребенка и доводятся до сведения классного руководителя и родителей. Ответственность за обязат. посещение уч. занятий и выполнение необ. требований возлагается на учителя-логопеда, классного рук. и админ. школы.Эффективность логоп. работы зависит от методического уровня коррекционных мероприятий, тесного контакта и единых требований к речи детей учителей и логопеда. Важное значение имеет также и активное участие родителей в исправлении речи детей. Родители присутствуют при зачислении детей в лог. гр, следят за посещаемостью и выполнением заданий. В отдельных случаях родители присутствуют на занятиях. Связь логопеда с родителями осуществляется также путем проведения родительских собраний, консультаций. Сведения об уч-ся с НР логопед полу­чает в результате: просмотра медицинских карт, где имеется заключе логопеда поликлиники о состоянии речи ребенка; обследов подг. гр. детских садов дан­ного района (проводит 3 раза в год в каникулярное время); участия в работе комиссии по приему детей в общ. школу; обследован уч-ся младших кл. общ. школ. Составляется график (с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая), согласов. с директором каждой школы. Фронтальное обследов устной речи уч-ся 1 кл. прово­дится с помощью картинного материала и небольшой беседы; во 2-4 кл. обследуются устная и пись­менн речь.Уч-ся старших классов обычно поступают на лого-пункт по направлению учителя или по просьбе ро­дителей. Выявленные дети с НР фиксируются в специальном списке, где указываются успеваемость по родному языку, недостат­ки речевого развития, а также краткие соответствующие ре­комендации.Логопед проводит совместно с учителем отбор уч-ся для занятий и связывается с родителями детей.Занятия начинаются с 15 сентября. Зачисляется одновре­менно от 30 до 40 детей. Прием проводится в соответствии со списком выявленных уч-ся в течение всего учебного года по мере освобождения мест.На лого-пункты в 1 очередь зачисляются уч-ся начальных классов, имеющие НР, пре­пятствующие успешному обучению. Речь детей, зачисленных на лого-пункт на основании предварительного об­следования, тщательно изучается логопедом в соответствии с планом, отраженным в специальной речевой карте .Рекомендации к комплектованию лого- пунктов Основной формой организации учебно-коррекц ра­боты на логопедическом пункте являются гр. зан. Правильное комплектование групп является важнейшим условием организации эффективной работы с детьми и при­менения адекватных коррекционных приемов.Комплектуются следующие группы уч-ся: с недостат­ками письма и чтения, обусловленными речевой патологией; с отклонениями фонетического и лексико-грамматического раз­вития (нерезко выраженное ОНР); заика­ющимися; с недостатками произношения отдельных фонем.

Читайте также:  Герпес 6 типа у детей анализы

68. СПЕЦИФИКА СОД. И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДЕТСК. ПОЛИКЛ. Учреждения по линии здравоохранения – 1)педиатр. служба. Родители м.получить консультацию по речевому развитию детей до 2-х лет. После 2-х лет направляются к логопеду. 2)лог. каб.детск.пол-ки явл.основным звеном лог. помощи в системе здравоохр. В каб.оказывается лог. помощь детям и подросткам с НР.Логопедический кабинет детской поликл.Основным звеном логопедической помощи в системе здравоохранения является логопедический кабинет детской поликлиники.Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определены направления его работы:1. Педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится на систематических и консультативных занятиях.2. Диспансеризация организованных и неорганизованных детей.3. Участие в комплектовании логоп. учр. системы здравоохранения и образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики.4. Проведение логопед.санитарно-просветительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных дидактических пособий.Задачи лого каб.: 1.консульт.-диагност.работа и отбор детей для лечения в кааб; 2.проведение инд. и подгр. логопедич.занятий; 3.привлечение родственников бол-го к участию в выполнении логопедич.заданий, созданию условий для речевого режима и благоприят. психологич. климата в семье.В своей работе логопед детск.пол-ки руководствуется нормативно правовыми документами: 1.положение о кааб.логопеда детск.пол-ки (что должно быть в каб.), 2.должностная инструкция, 3.закон РФ об образовании, 4.приказы (12шт), конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.89 (определенные статьи), 5.методическое руководство логопедического каб. детск.пол-ки осуществляется главным внештатным логопедом города, организации методического отделения местного управления здравоохранения. Оснащение каб.:зеркало настольное, настенное 70×100. лампа д\света, компьютер, телефон, диктофон, магнитофон, набор зондов, шпателей, банка стеклянная для чистых зондов и шпателей, банка стекл.для использованных зондов, банка стекл.с раствором «Веркона» 2%-6мин, спирт 70º, ножницы прямые, ватные шарики, стакан для ватных шариков, банка с 0,6%р-ом гипохлорита для использованных шариков, ведро педальное, мыло, полотенце для рук, стол логопеда, стол для индив.лог.занятий, шкаф книжный, шкаф для одежды, тумбочка д\инстр. и предметов ухода+аптечка, тумбочка д\лог. документ, кресло, стул полумягкий. Дид. материал:игрушки – животные, птицы, транспорт, куклы в одежде, мячики, мебель, муляжи овощей, фруктов, мозаика, пазлы, кубики, свистульки, картинки – предм, действенные, картинки на автоматизацию звуков, амматическими названиями, мелкие разбосюжетные картинки, набор картинок с Лексико-гррные игрушки, трафареты, пирамидка с 10-ю кольцами, касса букв и слогов, счетный материал, карандаши простые, цветные, фломастеры, пластилин, бумага белая, цветная, альбом для рисования, клей, папки с речевым материалом, книги детские, логоп, альбом для лог.обслед. и психолого-педаг. обсл.В кабинете ведется учетная и отчетная док:1)персп. план работы лог.каб.на год.

Отражается: лечебная работа, профилактическая, консул. работа, просветительская работа, повышение квалификации; 2)списки детей посещающих логоп. занятия; 3)речевые карты; 4)журнал посещаемости инд. логопедич.занятий; 5)журнал первичного приема (дата приема, ФИО реб, адрес, посещает или нет ДОУ., ФИО родит.и место их работы, жалобы, речевые заключения, код РН по МКБ, консультации которые мы назначаем); 6)журнал регистрации консульт.узких специалистов; 7)бланки напр.к узким специалистам и на МПК; 8)годовые отчеты; 9)журнал учета лек.ср-в полученных у ст.м\с; 10)журнал регистрации платных услуг (без гражданства, полиса); 11)папка с лекциями для родителей; 12)папка с конспектами выступлений на врачебных планерках; 13)информация о графике работы.Логопед д\пол-ки проводит диагн. обсл.бол-х с НР и составляет инд. программу лечебно-кор. меропр. Прием первичных бол-х проводится 4 дня в нед в специально отведенное время по предварительной записи. На прием направляют педиатры, ЛОР, невропатологи, психиатры, логопеды ДОУ, шк. логопеды, сами родители. После подробного ознакомл. с анамнезом реб и его речью, данными врачебного обслед, логопед устанавливает речевой диагноз и принимает решение о необходимости лог. занятий. Если реб не нуждается в спец занятиях необходимо проконсультир. родит как работать с реб дома. В случае отсутствия места реб следует записать на очередь. Все дети обратившиеся за логоп.помощью регистрируются в журнале первичного приема. На детей, приступивших к систематич. или консульт. занятиям, логопед заводит речевые карты, где записывает анамнез, результат логоп.обслед, речевой диагноз, намеченный лечебно-коррекц план и динамика продвижения. Для обесп. комплексного лечения логопед организует консультации узких специалистов. С детьми страдающими ТНР проводятся только индив. занятия 20-30мин, 2-3р в нед, в зависимости от тяж.дефекта и от возможностей родителей. В зависимости от тяжести и структуры речевого дефекта логопед осуществляет различные виды кор. работы: артик. гимнастика, логоп.массаж, дых. гимнастика, работа над речевым дыханием, дифференцированный ротовой и носовой выдох, рабату над активизацией небно-глоточного смыкания и движ.н\челюсти, развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук (пальчиковые игры), развитие фонематического слуха и восприятия, постановка и автоматизация звуков, обогащение и уточнение словаря, усовершенствование Зв-слоговой структуры слов, Лексико-гр упр, усовершенствование понимания речи (пословицы и поговорки), работа над фразой и развитие связной речи, работа по обучению элементарной грамотности, развитие оптико-пространственных и временных понятий и ориентаций, развитие внимания, памяти, развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, работа по развитию тактильных и кинестетических ощущений, вокальные и голосовые упр, развитие интонационной выразительности, работа над дикцией, коррекция эмоц-волев сферы.Логопел д\пол-ки проводит беседы по различным вопросам логопедии для мед.персонала пол-ки и родит. В конце календарного года логопед представляет з\о д\пол-ки и ст.логопеду управл. здравоохр.отчет о работе. Кроме этого составляет пояснительную записку с анализом проведенной работы за истекший год.

источник

Федеральный
институт
развития
образования

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую Закону Российской Федерации «Об образовании» и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.

Рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 240 с
Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ»
  1. Целевойраздел

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы

  • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия
  • Взаимодействие с семьями воспитанников
  • Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
  • Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

  1. Содержательныйраздел

2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность

  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Образовательная область «Физическое развитие»

2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений

2.5. Культурно-досуговая деятельность

  1. Организационныйраздел.

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности

3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование

3.5. Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений

3.6. Методический комплект к программе

3.7. Специальная и методическая литература

«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой в истории отечественной коррекционной дошкольной педагогики создания комплексной программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с трех до семи лет и их родителей.

Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех педагогов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), из возможности и потребности. В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом психологических наук Н. В. Верещагиной.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Впервые в практике отечественной коррекционной педагогики к Программе разработан полный методический комплект, включающий в себя все необходимые педагогам методические пособия, наглядно-дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для родителей, рабочие тетради.

В работе над образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) принимала участие музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, отличник общего образования Гавришева Л. Б.; в работе над образовательной областью «Физическое развитие» принимала участие руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории, аспирант СПб НИИ ФК Кириллова Ю. А., пособия которой включены в методический комплект к Программе.

Также в методический комплект включена программа Н. В. Дубровской «Цвет творчества» (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011).

В 2006 году Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в первой редакции была рассмотрена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербург) и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.

В 2012 году Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи во второй редакции была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

С 2014 года по настоящее время Программа в третьей редакции, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, представлена на официальном сайте Федерального института развития образования в разделе «Навигатор программ».

Читайте также:  Гепатит а у детей признаки анализы

На протяжении последних десяти лет Программа использовалась учителями-логопедами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Ярославля, Брянска, Кирова, Тулы, Рязани, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Казани и Республики Татарстан, Ижевска, Глазова и республики Удмуртия; Мурманска, Сыктывкара и Республики Коми; Челябинска, Озёрска и Челябинской области; Екатеринбурга, Свердловской и Тюменской областей; Новосибирска и Новосибирской области, Надыма, Сургута, Нового Уренгоя, Великого Новгорода и Новгородской области, Пскова и Псковской области, Волгограда и Волгоградской области, Красноярска и Красноярского края, Кургана, Краснодара и Краснодарского края. В настоящее время Программу осваивают учителя-логопеды Крыма. В этих регионах автором неоднократно проводились семинары для учителей-логопедов и других специалистов, работающих по Программе.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Она создавалась для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. Программа для каждой возрастной группы является самостоятельным документом, то есть обучение ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР) может осуществляться, начиная с трех, четырех, пяти или шести лет.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы

Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды.

Интерес представляет и идея автора в проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи, которые проводятся большим количеством взрослых (учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и др.), что позволяет всем участникам образовательного процесса объединить свои усилия в создании условий для развития ребёнка, имеющего нарушения речи.

Кандидат педагогических наук доцент, заведующий кафедрой дошкольного, дополнительного, специального и инклюзивного образования Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» Хабарова Татьяна Валерьяновна

Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательных программ. Программа построена логично, с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи, а также требований, предъявляемых к уровню знаний и умений детей, поступающих в школу.

Особую ценность представляет подробно описанный автором системный подход при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.

Так как программа гармонично и построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка-дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, Коноваленко С. В., г. Москва

Основным достоинством программы мы считаем взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Данная программа помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь всех специалистов педагогического и медицинского персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно-развивающей работы в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Программа и методический комплект к ней широко используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений г. Сыктывкара и Республики Коми, востребованы практиками, помогают достигать высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

источник

Екатерина Симоненко
Презентация программы Н. В. Нищевой

Хочу представить Вашему вниманию «Примерную адаптированную программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Автор программы, учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Наталия Валентиновна Нищева.

Программа является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, и представляет собой целостную, методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, полностью соответствующую требованиям ФГОС ДО.

Программа составлена в соответствии с Законом «Об образовании» в Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7 лет.

Главная идея программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.

Одна из основных задач Программы овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить:

• развивающее обучение дошкольников,

• формирование базовых основ культуры личности детей,

• всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств,

• дает возможность сформировать у детей все психические процессы.

Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

— принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

— принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

— принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

— принципы интеграции усилий специалистов;

— принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

— принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

— принцип постепенности подачи учебного материала;

— принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

В программе, выстроена система коррекционно-развивающей работы с детьми 3 – 7 лет с ОНР, представлены рекомендации по составлению учебного плана, организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды, указаны задачи и содержание работы в каждой из пяти образовательных областей, описана система диагностики индивидуального развития детей.

Пояснительная записка раскрывает структуру Программы и основные направления коррекционно-развивающей работы

Система коррекционно-развивающей работы включает в себя:

— организацию образовательной деятельности;

— развивающую предметно-пространственную среду;

— интеграцию усилий учителя-логопеда и воспитателей;

— интегрированные занятия в системе работы;

— взаимодействие с семьями воспитанников;

— инклюзивное образование дошкольников с ТНР;

— работу с «двуязычными» детьми в логопедической группе;

— планируемые результаты освоения Программы.

В программе раскрыты Целевые ориентиры для детей:

-Подготовительной к школе группы.

В программе описана игровая деятельность, как основная форма деятельности дошкольников.

Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

В логопедической группе для детей младшего возраста проводится всего 14 коррекционно-развивающих подгрупповых и групповых занятий в неделю продолжительностью 10 минут, что не превышает рекомендованную САНПИНом предельную недельную нагрузку. Лечебная физкультура выносится за сетку занятий как лечебная процедура. В сетку не включаются и индивидуальные занятия со специалистами.

В средней группе в неделю проводится 14 коррекционно развивающих подгрупповых и групповых занятий, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры, и по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями с каждым ребенком, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку. В сетку занятий не включаются как лечебные процедуры занятия лечебной физкультурой и индивидуальные занятия со специалистами. (15 слайд)В старшей логопедической группе для детей с ОНР с октября по май проводится в неделю 16 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку. Занятия лечебной физкультурой и индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.

В подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР проводится в неделю 16 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 30 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СаНПиНом. Занятия лечебной физкультурой (как лечебные процедуры, индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями в сетку занятий не включаются. Программа получила положительные рецензии и отзывы, и в 2012 году была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Третья редакция программы соответствует ФГОС ДО.

В приложении к Программе представлен перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

Дополнительный раздел программы. Презентация программы для родителей Дополнительный раздел программы (по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие») (Музыкальная деятельность) — Презентация.

Сценарий игровой программы по ПДД «Светофор» Цели и задачи: — проверить наличие знаний правил дорожного движения; — проверить теоретические знания правил дорожного движения; — проверить.

Обоснование выбора программы «Радуга» Дошкольное образовательное учреждение, где я работаю воспитателем, осуществляет свою воспитательно — образовательную деятельность по программе.

Презентация рабочей программы по коррекции речи у детей 5–7 лет на логопункте СЛАЙД 1 Уважаемые коллеги! Предлагаю вам ознакомиться с моей рабочей программой по коррекции речи у детей 5-7 лет на логопункте. СЛАЙД.

Проектирование основной образовательной программы ДОУ Предоставляю доклад выступления на педагогическом совете ДОУ, которое поможет вам грамотно спроектировать структуру основной образовательной.

Программы по обучению и воспитанию дошкольников Интересны новые программы,проекты,новые технологии! Воспитателей со стажем приглашаю к диспуту!Высказываю свое мнение. Все новые программы.

Сценарий концертной программы к 8 марта Ведущая 1: Здравствуйте гости любимые! Рады видеть, мы всех вас! Пусть пролетит незаметно Этот наш праздничный час Ведущая 2: Материнской.

Сценарий конкурсной программы «А ну-ка, мальчики!» Звучит весёлая музыка. Зрители занимают свои места. ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Как радостно видеть вас.

Сценарий праздничной программы «8 марта». Школьное мероприятие Цель: — воспитывать уважительное отношение к мамам, бабушкам, женщине, желание помочь им. Задачи: — развитие памяти, внимания, организованности,.

Содержание программы «Келуня» Содержание программы 1. Мордовия – мой край родной – 4 часа. Углубление представления об окружающем мире. Сведения о республике, столице,.

источник