Меню Рубрики

Анализ продуктивной деятельности детей старшей группы

Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

  • сборка конструкций различными способами;
  • лепка из специальной глины или пластилина;
  • изготовление всевозможных поделок;
  • изготовление мозаики и аппликаций;
  • более сложные занятия с различными макетами.

Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

  • Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
  • Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
  • Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
  • Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
  • В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
  • Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.

Если детям наскучило лепить одни и те же фигурки, их родителям приходится выдумывать увлекательную игру с привычным материалом. Ребенку должен стать и .

Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

  • создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
  • наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
  • создание макетов;
  • создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
  • изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
  • придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
  • создание театральных материалов для своего спектакля – изготовление элементов костюмов, декораций и т. д. Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.

Проделанная работа даёт следующие результаты:

  • для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
  • у детей развиваются творческие способности;
  • в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
  • дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.
Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

  • активности;
  • наблюдательности;
  • самостоятельности
  • целеустремлённости;
  • способности доводить до конца начатое;
  • умения усваивать полученную информацию;
  • терпения.

При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.

В процессе развивающих ребёнка занятий выработка художественно-эстетических качеств соответствует модулирующему виду продуктивной деятельности. Именно с помощью этого способа дошкольнику проще всего отображать по своему усмотрению ту действительность, которая его окружает. Полученная в результате сделанных выводов характеристика позволяет дошкольнику самостоятельно создавать выбранные им образы. Благодаря такому подходу у детей прекрасно развивается образное мышление, они учатся реализовывать собственное воображение.

Творческий аспект в характере личности ценится очень высоко в современном обществе и мироустройстве. Практически в любой профессии творчество занимает .

В комплексном подходе к воспитательному процессу важной задачей является совершенствование у детей эстетического отношения к окружающему их миру. Невозможно переоценить важность этой задачи. Ведь очевидно, что чувствовать и видеть всё прекрасное, что есть вокруг, могут только гармонично развитые личности.
Важная роль в методике детского развития принадлежит данной методике в целях формирования у подрастающего поколения эстетических чувств. Казалось бы, что сложного в занятии рисованием? Но именно этот вид деятельности даёт в руки воспитателей новые возможности для выработки у детей собственного взгляда, развитию у них к окружающей действительности именно эмоционально-эстетического отношения. Для дошкольников словно приоткрывается новый мир прекрасного, который и на самом деле существует и всегда находится рядом с нами. У ребёнка меняется поведение, формируются позитивные убеждения.

Известно, что дети особенно любят рисование, поскольку оно даёт максимальный простор для реализации их творческой активности. Рисунки могут быть на совершенно разные темы. Дети рисуют обычно то, что их интересует: отдельные предметы, литературных героев, сценки из окружающей жизни, декоративные узоры.
Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.

Если отставить в сторону традиционные и заслуженные техники, то кроме них можно ещё добавить следующие:

Монотипия
Когда на толстой глянцевой бумаге, не пропускающей воду, или стекле гуашью или другими красками наносится рисунок. Сверху прикладывается лист бумаги и плотно прижимается, в результате чего на нём получается зеркальный оттиск.
Граттаж (часто называемый техникой царапанья или «цап-царапками»)
Рисунок процарапывается по картону или плотной бумаге пером или другим острым инструментом. При этом бумага залита тушью (чтобы та не расплывалась и лучше смачивала бумагу, в неё можно добавить пару капель жидкого мыла). Итак, плотную бумагу нужно «толсто» заштриховать восковыми цветными мелками. Если взять готовый картон, на котором нанесён пестрый рисунок, то достаточно будет использовать простую неокрашенную восковую свечу. После этого губкой или широкой кистью нанести слой туши на поверхность.
Можно использовать и гуашь, но та после высыхания продолжает пачкаться. Также можно воспользоваться чёрной акриловой краской. После высыхания краски рисунок нужно процарапать любым острым предметом (скребком, пером, зубочисткой), которым дети, тем не менее, не могут пораниться. На чёрном фоне тогда образуется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Аппликация и лепка
Лепка также является частью продуктивной деятельности, но её особенность состоит в том, что она является объёмным способом изображения. Что дети охотнее всего лепят – животных, людей, овощи и фрукты, посуду, игрушки, машинки. Тематика здесь настолько разнообразна ещё и благодаря тому, что подобно другим видам изобразительного творчества, лепка решает воспитательные задачи, удовлетворяя потребности малышей в творчестве и познании. Также упрощается передача в лепке пространственных соотношений между предметами, ведь здесь, как и в реальной жизни, объекты легко можно расположить один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Поэтому при лепке нет трудностей с перспективой, которая для детей в этом возрасте ещё очень сложна.
Когда дети-дошкольники занимаются аппликацией, работая с предметами простых и сложных форм, то им приходится вырезать и наклеивать их элементы и силуэты. Для создания подобных изображений требуется усиленная работа воображения и мысли, поскольку в силуэте обычно нет тех элементов, которые являются его главными отличительными признаками. Кроме того, занятия аппликацией способствуют прогрессу математических представлений малыша. Ведь в этот момент дошкольник узнаёт названия простейших геометрических фигур, усваивает их признаки, у него развивается представление о положении предметов и их частей в пространстве (справа, слева, в центре, в углу), а также об относительности их размеров (меньше или больше). Кроме того, работая над изготовлением аппликаций, ребёнок развивает мускулатуру рук и координацию движений. Он учится пользоваться ножницами, аккуратно и правильно вырезая формы и поворачивая при этом в нужную сторону лист бумаги, затем раскладывает эти формы на «фоновом» листе на определённом расстоянии.
Можно познакомить малышей на занятиях по аппликации с техникой, получившей название «мозаика из бумажных комочков». Для этого можно использовать самую разнообразную бумагу:

В период пребывания дошкольников в стенах детского сада малыши приучаются к трудовой деятельности, многообразие которой способствует поддержанию интер .

  • обычную цветную;
  • бумажные салфетки;
  • гофрированную;
  • фольгу;
  • фантики;
  • сойдут даже старые журналы или газеты.

К бумаге есть лишь одно требование – быть достаточно мягкой.
Конструирование
В этой разновидности продуктивной деятельности детей отдельные части должны быть соединены правильным способом, чтобы получился конкретный целый предмет. Конструктивная деятельность своим возникновением обязана определённому уровню развития детского восприятия, мышления и игровой деятельности, а, кроме того, зависит от общения, познавательной активности и развития двигательных навыков. Занятия конструированием благотворно сказываются на физическом воспитании ребёнка – манипуляции с элементами конструктора развивают у ребёнка тонкую моторику пальцев, укрепляют пространственную ориентацию, координацию движений, участвуют в эстетическом и нравственном воспитании – так ребёнок учится видеть красоту собственных творений. Благодаря этому у него развивается вкус, одновременно он познаёт архитектурные формы. Если мастерятся подарки к празднику, то у ребёнка формируется заботливое отношение к близким людям, возникает желание порадовать их. В процессе трудового воспитания конструирование вырабатывает у дошкольников самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность.
Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу – оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво. Благодаря занятиям со строительным материалом развивается фантазия и творческая инициатива ребёнка.
Конструирование может быть разным:

  • из набора конструктора;
  • из бумаги;
  • из стройматериала;
  • из природных и прочих поделочных материалов.

Для дошкольников самым лёгким и доступным видом конструирования является работа с игровыми строительными материалами. Работая с ними, дети познают геометрию объёмных форм, получают представления о понятиях равновесия, симметрии и пропорций.
К более сложным видам конструирования, доступным в детском саду, относится работа с картоном, бумагой, катушками и коробками. Конструируя из бумаги, дети уточняют свои знания о плоских геометрических фигурах, усваивают понятия «центр», «угол», «сторона». Они изучают приёмы трансформации плоских фигур в объёмные путём складывания, сгибания, склеивания и разрезания бумаги. В конструировании главным моментом является деятельность по исследованию предметов с помощью анализа и синтеза.

Сенсорное восприятие представляет собой общее отражение предметов, событий или явлений в результате взаимодействия объекта реального мира и органов чу .

Конструирование из натурального материала ближе всего подходит к художественной деятельности, воспитывая творческое воображение. При организации обучения через конструирование важными условиями являются:

  • органическая связь с прочими видами деятельности (рисованием, игрой-драматизацией, сочинением смешных (и не очень) историй);
  • специальные экскурсии в лес или парк;
  • создание педагогом установки у детей на самостоятельность в поиске, чтобы не учить ребёнка, а больше сотрудничать с ним, поддерживать его инициативу, подсказывать и помогать только в случае необходимости.

Очевидно, что именно конструирование по сравнению с прочими видами продуктивной деятельности готовит благоприятную почву для развития у детей технических способностей, а это очень важно для того, чтобы личность получила всестороннее развитие.
Во время занятий лепкой, рисованием, конструированием и аппликацией одновременно развивается и детская речь: они запоминают названия цветов и оттенков, форм и пространственных обозначений, обогащая свой словарный запас. Когда в конце занятий наступает время анализа работ, дети рассказывают не только о своих «шедеврах», но и делятся мнением относительно чужих работ. Через лепку, аппликацию или рисунок дети выражают своё впечатление о мире и выражают к нему своё отношение. Но изобразительная деятельность только тогда приобретёт творческий характер, когда у ребёнка будет достаточно развито воображение, образное мышление и эстетическое восприятие, когда он в достаточной мере овладеет умениями и навыками, необходимыми для создания изображений. Большое значение в творческом развитии дошкольников должно иметь и активное участие родителей в образовательном процессе.
Кроме перечисленных выше положительных факторов, у правильного развития дошкольников есть ещё много других показателей прогресса. Саму же продуктивную деятельность можно рассматривать как важный компонент всестороннего воспитания и обучения дошкольников. Простые на взгляд занятия по обучению лепке, рисованию, конструированию и созданию аппликаций достаточно полно и гармонично вырабатывают у детей положительные сдвиги в:

  • физическом укреплении организма;
  • умственном развитии;
  • эстетическом развитии;
  • духовно-нравственном становлении личности.

источник

Всем известно, что основной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая. Но, помимо этого, существует и продуктивная. Что это такое? Это значит, что в итоге занятий ребенок создает какой-то готовый продукт. Организация продуктивной деятельности дошкольников — задача каждого воспитателя. Занимаясь ей, ребенок социализируется, у него вырабатывается усидчивость, стремление довести начатое дело до конца, графический навык. Множественные исследования доказали, что это важнейшая деятельность детей старших групп детского сада, благодаря ей создаются благоприятные условия для педагогов, в том числе и будущих учителей, которые будут заниматься с ребенком в младших классах. Дело в том, что продуктивная деятельность дошкольников, совмещенная с игрой, готовит детскую психику к школе.

Так называют занятия, в результате которых ребенок создаст заданный продукт с указанными качествами. Какие же из них являются продуктивной деятельностью:

  • лепка фигурок и аппликаций из пластилина и глины;
  • сборка интересной конструкции всевозможными способами;
  • изготовление поделок из различных материалов (бумага, картон, бусинки, листва и прочие);
  • сложные занятия с макетами;
  • создание картин красками, карандашами, мелом;
  • изготовление аппликаций и мозаики.

Для развития детей важны все виды продуктивной деятельности. Дошкольников нужно заинтересовать, чтобы получить необходимый результат, но это уже работа педагогов. Во всех учреждениях, нацеленных на воспитание детей младшего возраста, включены эти занятия. Родители должны знать, на что направлена продуктивная деятельность дошкольника, почему это столь важно. Если вы занимаетесь дома со своим чадом самостоятельно или предпочитаете его не водить в детский сад, то эта публикация будет для вас полезна.

Читайте также:  Особые дети введение в прикладной анализ поведения

Целью занятий является всестороннее развитие и воспитание ребенка дошкольной возрастной группы. Развиваются дети многосторонне, поэтому важно включить в занятия все виды продуктивной деятельности дошкольников, не зацикливаясь лишь на рисовании или лепке. Занятия должны проводиться в игровой форме, а не «из-под палки», малыш должен осознавать, что это весело, кроме того, будет по окончании работы гордиться своим продуктом. В это же время он будет постепенно усваивать необходимость слушать внимательно педагога, и делать все, что необходимо для получения результата.

Во всем мире специалисты изучали продуктивную деятельность дошкольников, и пришли к выводу, что она способна развить в детях следующие качества:

  1. Хорошее творческое воображение, механизм мышления, то есть — умение логично мыслить, сравнивать, анализировать и синтезировать.
  2. Целеустремленность, усидчивость и настойчивость.
  3. Хорошие умственные способности, так как продуктивная деятельность дошкольников — это познавательные занятия.
  4. Мелкую моторику пальчиков и мускулатуру кистей рук.
  5. Методы продуктивной деятельности дошкольников направлены на донесение до детей необходимости самостоятельной работы.
  6. Любознательность, пытливость и инициативу.

Еще занятия положительно сказываются на дисциплине детей, педагогами отмечена хорошая связь продуктивной деятельности с сенсорным воспитанием. То есть, чтобы ребенок имел хорошее представление о предмете, он должен знать, как он выглядит, его цвет, пользу, величину и расположение в пространстве.

В процессе занятий проявляются все качества, в первую очередь умственные и физические способности малыша, и педагоги точно знают, с каким ребенком и чем необходимо больше заниматься, они дают дельные советы родителям.

Продуктивная творческая деятельность дошкольников дает практику и навыки, которые потребуются для дальнейшего обучения и работы. Например, для создания аппликации требуется приложить определенные усилия, хорошо подумать о размещении предметов, правильно их расположить, а для этого нужны созидательные действия. В процессе занятий детки набираются опыта самостоятельной работы.

Хорошо реализуется в продуктивной деятельности дошкольников интегрированный подход. Помимо этого, малыши способны полностью расслабиться, а это избавление от всевозможных страхов перед социумом. Дети, самостоятельно создавая продукт, могут реализовать в модели свои представления о том или ином предмете, получают материальное воплощение воображаемой конструкции.

Предлагаем познакомиться с продуктивной деятельность ближе, чтобы иметь точное представление о ней.

  1. Самостоятельное создание различных предметов, которые годятся для игр, познавательной и исследовательской деятельности.
  2. Изготовление предметов, которые наполнят художественную галерею дошкольного учреждения.
  3. Умение создавать макеты.
  4. Оформление собственной книги группы, куда будут внесены рисунки, рассказы детей, их летопись. Также можно создать дневник природы, а дети оформят его картинками, гербарием.
  5. Изготовление декораций и украшений к праздникам. Например, гирлянды, афиши, плакаты, елочные украшения.
  6. Создание пригласительных билетов на праздник для родителей, поздравительных открыток для них, сувениров, которые раздадутся в конце представления.
  7. Разработка стенгазеты группы.
  8. Придумывание рассказа всей группой. Разнообразить занятия можно тем, что каждый раз создавать сказку или рассказ нужно будет так, чтобы каждое слово начиналось с одной буквы. Кстати, это очень хорошее занятие для развития устного творчества, логики, помощь в обучении чтению и письму.
  9. Создание собственного спектакля. Для него можно приготовить собственный сценарий, и дети должны помогать. Также коллективно создаются декорации, элементы костюмов.

Зачем все это нужно? Дело в том, что развитие продуктивных видов деятельности дошкольников — это не только интересно, но и очень полезно.

Для детей необходимо создать систему занятий. Если педагог правильно распределит продуктивную деятельность, и все ее виды будут задействованы, результат будет следующим:

  • дети будут развиты творчески;
  • в группе будет отличная психологическая обстановка;
  • дошкольники хорошо подготовятся к школьным занятиям.

Чаще всего продуктивная деятельность связывает собой несколько областей, это творчество, социализация, познание, труд, коммуникация, безопасность дошкольников. Художественно-продуктивная деятельность и творчество позволяют развить речь ребенка. В таком возрасте с ней имеется множество проблем, это скудность (бедный словарный запас), односложность, она состоит лишь из простых предложений, и слова далеки от красивых, литературных. Например: «чо», вместо «что», «красивый цветочек», вместо «мне нравится этот цветок, потому что. «, ну а вместо «мне этого не хочется, потому что. » можно услышать и «отстань», и прочие выражения. Детей необходимо учить говорить красиво, объяснять свои предпочтения более полно и качественно.

Кроме этого, дети получают нравственное воспитание, закрепляют знания, полученные в процессе обучения, у них вырабатываются необходимые качества характера:

  • активность;
  • самостоятельность;
  • наблюдательность;
  • целеустремленность;
  • терпение;
  • желание доводить до конца начатое;
  • умение «раскладывать по полочкам» полученную информацию и ее усвоение.

Продуктивная деятельность улучшает и физическое состояние детей. Они становятся более жизнерадостными, настроение улучшается, повышается общий тонус, характер становится более раскрепощенным и активным. После занятий и на них ребенок активен. Важно сразу правильно формировать его осанку, походку, положение тела, ведь все эти качества в будущем пригодятся пока еще маленькому человечку. Продуктивная деятельность позволяет скоординировать движения, «настроить» вестибулярный аппарат, укрепить мускулатуру.

Теперь предлагаем познакомиться с основными видами продуктивной деятельности. И заодно отметим особенности каждого.

Особенно сильно малыши любят рисовать. Здесь у них — простор для воображения, изображается на бумаге все: герои сказок, космос, лес, отдельные предметы, узоры, сценки, пережитые в жизни — здесь ребенок полностью реализовывает свое мышление. Рисуя, дети еще раз переживают пережитые эмоции, раскрывают свои мысли. Обычно задание по рисованию дается на самостоятельные темы, то есть каждый сам решает, что, как и каким цветом изобразить. По рисункам можно судить и о характере малыша, и узнать его страхи, которые он держит в себе. Иногда рекомендуется посещение психолога, чтобы он разрешил проблему ребенка, скорректировал представление об окружающем мире.

Необходимо заниматься данной деятельность коллективно, рисовать по одной теме. Изобразительное искусство позволяет привить детям чувство прекрасного, эстетическое представление о мире, отдельных предметах. Развитие продуктивной деятельности дошкольников бесценно, ведь занятия учат видеть прекрасное во всем окружающем, а на это способен только гармоничный, развитый и умный человек. У детей формируется чувство эстетики, они меняют свое отношение к каждому жучку, травинке, стоит только правильно рассказать, что и как рисовать. Например: «Посмотрите, какие длинные усики у этого жучка, без них он не сможет жить, поэтому обязательно нарисуйте». Ну как после этого можно жуку эти усики поотрывать, поймав его в траве? Ребенок во всем учится видеть только хорошее, у него меняется поведение в лучшую сторону, формируются убеждения.

Нужно взять картон (белый), заштриховать его восковыми разноцветными мелками, а потом при помощи губки нанести толстый слой черной гуаши, а лучше туши, так как гуашь, даже высохшая, будет пачкать пальчики малыша и его одежду при соприкосновении. После этого детям выдаются перья или другие предметы с острым, но безопасным наконечником, и они должны выцарапывать рисунок на полученном материале. В итоге получится узор, или какой-либо предмет, созданный из тонких разноцветных полосочек на черном фоне. Радости детей не будет предела!

Особенность лепки в том, что ребенок может создать объемное изображение машинок, животных, фруктов и прочих любимых предметов. Тематика очень разнообразна. Лепка отменно сказывается на мелкой моторике, формирует воображение и чувство пространства, ведь после изготовления предметов их можно расположить дальше или ближе друг от друга, удовлетворяет потребности детей в познаниях и творчестве.

Создавая аппликации, дети учатся самостоятельно вырезать предметы, расставлять их на нужные места, наклеивать предметы и элементы на бумагу. Здесь, опять же, задействовано развитие моторики пальчиков, координация. Для создания аппликации необходимо усиленно думать, мыслить творчески, ведь в деталях редко бывают целые и четкие предметы, поэтому нужно правильно их сопоставить. Помимо этого, дошкольник знакомится с математикой, изучая простые геометрические фигуры. Также развивается представление о размещении предметов в пространстве (в углу, по центру, справа или слева) и о размерах деталей (большой треугольник или маленький).

Можно составлять мозаику не только из кусочков бумаги, но и из комочков. Это тоже довольно занимательно, не менее полезно для развития.

Это одна из самых любимых продуктивных деятельностей дошкольников. Кто не любил конструкторы «Лего»? Особенность занятий состоит в том, что ребята должны собрать предмет правильно, найти нужные детали и скрепить их. Конструирование развивает пространственную ориентацию, моторику, творческое и логическое мышление, эстетическое восприятие — ребенку нравится или нет свое творение. Помимо этого, ребенок знакомится с особенностями деталей (цвет, вес, материал, из которого они изготовлены, форма). Ребенку становятся понятны архитектурные формы в объеме, у него вырабатывается собственный вкус, мнение.

Конструировать можно не только из готовых деталей, но и из бумаги, коробок, камней, ракушек, песка, малыши учатся распознавать детали, совмещать их, синтезировать.

Необходимо правильно разработать программу занятий. Нельзя, чтобы дети изо дня в день занимались одним и тем же. Если малыш любит рисовать, но не хочет конструировать или лепить, необходимо его заинтересовать. Попросите построить или слепить свой дом, а после того, как он будет готов, пусть расскажет о нем, о том, где он стоит, где ему нравится гулять.

Рассказывать о готовых продуктах, будь это рисунок или аппликация, нужно. В это время формируется речь, пополняется словарный запас. Например, ребенок нарисовал котенка. Пусть придумает ему кличку, расскажет о его характере, предпочтениях в еде и играх — это уже творческое мышление.

Продуктивная деятельность необходима не только дошкольникам, но и ученикам младших классов. Во многих школах созданы центры детского творчества, которые отлично помогают в обучении.

источник

Анализ продуктивной деятельности детей раннего возраста

Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами.

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку и аппликацию – традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть отображают особым образом реальный мир.

Такой вид деятельности, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Каждый вид продуктивной деятельности несет в себе — развивающие функции.

В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают своё отношение к нему.

Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям

Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Основными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста на занятиях по продуктивной деятельности являются:

1. Создание эмоционально-положительного настроения, атмосферы живого и интересного общения.

2. Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.

4. Развитие мелкой моторики рук

5. Знакомство с сенсорными эталонами.

Структурные части занятий продуктивной деятельности:

> Предварительная работа — выполняется накануне занятия:

• наблюдение за предметами и явлениями, рассматривание игрушек, иллюстраций, реальных объектов, продуктов ранее выполненной изобразительной деятельности малышей;

• чтение художественной литературы, просмотр видео, слушание звукозаписи, показ театральных представлений;

• разнообразные игры: сюжетные, дидактические, подвижные и другие, логически связанные с темой и целью занятия.

> Подготовительная работа — постепенный переход от нерегламентированных видов деятельности к занятию, создание атмосферы заинтересованности тем, что будет происходить:

• интригующая беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, ответы на их вопросы;

• рассмотрение рисунков, иллюстраций, детских ранее выполненных работ;

• чтение стихов и отрывков из больших по объему произведений;

• приход к детям различных «гостей»;

> Мотивация — то, ради чего стоит выполнять предложенное.

> Процесс создания — совместная деятельность и общение воспитателя и детей.

• эмоциональное реагирование на результаты труда;

• благодарность тех, кто обращался за помощью;

• положительная оценка любого результата;

• использование изделий в играх и в быту;

• использование работ как игрового и наглядного материала в дальнейшей работе;

• стимулирование детей к воспроизводству содержания занятий в самостоятельной деятельности.

Работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп. потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует его логическое мышление.

В группах раннего возраста детей знакомят с игровым строительным материалом: сначала с кубиками и кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят, включая различные геометрические формы (цилиндры, призмы, арки, конусы, брусочки и т. д.). Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

Конструктивная деятельность — это деятельность по созданию какого-то реального продукта.

Выразительными средствами является: форма, размер, последовательность, вес.

Конструирование — более сложная деятельность, требует предварительного планирования. Требует мышления и воображения, практических способов в движениях (конструирование сравнивают с шахматами).

1) конструирование по образцу (образец построенный на глазах у детей; по готовому образцу; схематический образец; фотография образа);

2) конструирование по условиям (задаются педагогом или игрой, по замыслу.

Конструктивная деятельность развивает у ребенка способность к планированию.

В детском возрасте изобразительная деятельность и конструирование тесно связаны с игрой и игровой ситуацией. усложнение этих видов деятельности связано с обновлением и обогащением личного опыта.

Игры со строительным материалом организуют детей, дают возможность проявить самостоятельность.

Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относиться к постройке, сооруженной им самим или товарищем.

Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки — это способствует повышению их интереса к конструированию.

правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик,

понимать и правильно употреблять слова (большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий);

правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).

Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:

размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд,

накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка,

замыкает пространство (загородка, забор, домик,

делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

Характер творческой активности находиться в прямой зависимости от развивающей предметной среды. Поэтому дети должны иметь возможность создавать постройки из различных строительных наборов, конструктора Lego, также мелких и крупных модулей простых конструкторов. Также необходимы игрушки, соразмерные создаваемым постройкам (машинки, кошечки, матрёшки)

Для того, чтобы научить ребенка действовать со строительным материалом необходимо: его разнообразие. Место для игр, сюжет и мелкие игрушки тоже нужно менять, для того, чтобы у детей повышался и развивался познавательный интерес к строительству.

Необходимо также отметить, что в конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку.

Читайте также:  Осеева рассказы для детей анализ

Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве.

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат.

В детском саду применяются такие виды конструирования:

из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, счётных палочек, природного и других материалов.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения.

Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности

заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной, тестом и пластилином.

лепка помогает малышу развить мелкую моторику, усидчивость, внимание, пространственное мышление, фантазию.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов.

Обследование – это организованный взрослыми процесс восприятия предмета, который, заключается в том, чтобы выделить стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения.

В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы необходимо рассмотреть, а самое главное ощупать.

Наиболее интересной и доступной для детей, является аппликация из бумаги ярких расцветок.

Аппликация -один из самых доступных и понятных видов детского творчества.

Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Аппликация — тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработке бумаги : сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Аппликация из бумаги для детей является очень интересным и развивающим занятием.

Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Из чего можно сделать аппликацию?

* Объёмная аппликация из цветной бумаги

* Аппликация из семян и круп

Лучший способ развить творческие способности ребенка – это поддержка его усилий и одобрение достижений.

Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Педагоги стараются чтобы воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути и нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности?

• Развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

• Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.

• Происходит всестороннее воспитание дошкольника.

• Сенсорное развитие, формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

• В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

источник

Светлана Доля
Анализ продуктивной деятельности детей раннего возраста

Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами.

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку и аппликацию – традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть отображают особым образом реальный мир.

Такой вид деятельности, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Каждый вид продуктивной деятельности несет в себе — развивающие функции.

В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают своё отношение к нему.

Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям

Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Основными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста на занятиях по продуктивной деятельности являются:

1. Создание эмоционально-положительного настроения, атмосферы живого и интересного общения.

2. Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.

4. Развитие мелкой моторики рук

5. Знакомство с сенсорными эталонами.

Структурные части занятий продуктивной деятельности:

> Предварительная работа — выполняется накануне занятия:

• наблюдение за предметами и явлениями, рассматривание игрушек, иллюстраций, реальных объектов, продуктов ранее выполненной изобразительной деятельности малышей;

• чтение художественной литературы, просмотр видео, слушание звукозаписи, показ театральных представлений;

• разнообразные игры: сюжетные, дидактические, подвижные и другие, логически связанные с темой и целью занятия.

> Подготовительная работа — постепенный переход от нерегламентированных видов деятельности к занятию, создание атмосферы заинтересованности тем, что будет происходить:

• интригующая беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, ответы на их вопросы;

• рассмотрение рисунков, иллюстраций, детских ранее выполненных работ;

• чтение стихов и отрывков из больших по объему произведений;

• приход к детям различных «гостей»;

> Мотивация — то, ради чего стоит выполнять предложенное.

> Процесс создания — совместная деятельность и общение воспитателя и детей.

> Итог работы:

• эмоциональное реагирование на результаты труда;

• благодарность тех, кто обращался за помощью;

• положительная оценка любого результата;

• использование изделий в играх и в быту;

• использование работ как игрового и наглядного материала в дальнейшей работе;

• стимулирование детей к воспроизводству содержания занятий в самостоятельной деятельности.

Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое количество детей имеют различные нарушения в речевом развитии.

Самое большое распространенное нарушение – общее недоразвитие речи, в структуру которого входит нарушение моторной сферы.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.

Марионилла Максимовна Кольцова пришла к заключению, что в процессе продуктивных видов деятельности происходит тренировка движений пальцев, которая оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. И является, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».

Кроме того, М. М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной.

творческие способности детей раскрываются уже в раннем детстве, и при этом имеют специфические особенности:

1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка-дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция) ;

2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;

3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

Развивать творческие способности детей следует с раннего возраста.

И применять нетрадиционные средства. у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в своем творчестве задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности.

И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание заниматься творчеством. Чтобы этого не происходило, можно использовать следующие нетрадиционные техники:

* Рисование ватными палочками и ватными дисками

* Печать поролоновой губкой

* Рисование на подносах с манной крупой

* рисование палочками на песке и на снегу

* рисование трубочками (выдувание рисунка) и мн. др.

Именно нетрадиционные техники в творчестве создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности. способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим.

Работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп. потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует его логическое мышление.

В группах раннего возраста детей знакомят с игровым строительным материалом: сначала с кубиками и кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят, включая различные геометрические формы (цилиндры, призмы, арки, конусы, брусочки и т. д.). Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

Конструктивная деятельность — это деятельность по созданию какого-то реального продукта.

Выразительными средствами является: форма, размер, последовательность, вес.

Конструирование — более сложная деятельность, требует предварительного планирования. Требует мышления и воображения, практических способов в движениях (конструирование сравнивают с шахматами).

Типы конструирования:

1) конструирование по образцу (образец построенный на глазах у детей; по готовому образцу; схематический образец; фотография образа);

2) конструирование по условиям (задаются педагогом или игрой, по замыслу.

Конструктивная деятельность развивает у ребенка способность к планированию.

В детском возрасте изобразительная деятельность и конструирование тесно связаны с игрой и игровой ситуацией. усложнение этих видов деятельности связано с обновлением и обогащением личного опыта.

Игры со строительным материалом организуют детей, дают возможность проявить самостоятельность.

Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относиться к постройке, сооруженной им самим или товарищем.

Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки — это способствует повышению их интереса к конструированию.

Дети учатся :

правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик,

понимать и правильно употреблять слова (большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий);

правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).

Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:

размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд,

накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка,

замыкает пространство (загородка, забор, домик,

делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

Характер творческой активности находиться в прямой зависимости от развивающей предметной среды. Поэтому дети должны иметь возможность создавать постройки из различных строительных наборов, конструктора Lego, также мелких и крупных модулей простых конструкторов. Также необходимы игрушки, соразмерные создаваемым постройкам (машинки, кошечки, матрёшки)

Для того, чтобы научить ребенка действовать со строительным материалом необходимо: его разнообразие. Место для игр, сюжет и мелкие игрушки тоже нужно менять, для того, чтобы у детей повышался и развивался познавательный интерес к строительству.

Необходимо также отметить, что в конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку.

Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве.

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат.

В детском саду применяются такие виды конструирования:

из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, счётных палочек, природного и других материалов.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения.

Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности

заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной, тестом и пластилином.

лепка помогает малышу развить мелкую моторику, усидчивость, внимание, пространственное мышление, фантазию.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов.

Обследование – это организованный взрослыми процесс восприятия предмета, который, заключается в том, чтобы выделить стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения.

В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы необходимо рассмотреть, а самое главное ощупать.

Наиболее интересной и доступной для детей, является аппликация из бумаги ярких расцветок.

Аппликация -один из самых доступных и понятных видов детского творчества.

Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Аппликация — тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработке бумаги : сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Аппликация из бумаги для детей является очень интересным и развивающим занятием.

Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Из чего можно сделать аппликацию?

* Объёмная аппликация из цветной бумаги

* Аппликация из семян и круп

Лучший способ развить творческие способности ребенка – это поддержка его усилий и одобрение достижений.

Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Педагоги стараются чтобы воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути и нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности?

Развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

Читайте также:  Отчет об анализе анализатора у детей

Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.

Происходит всестороннее воспитание дошкольника.

Сенсорное развитие, формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

• В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Создаются свои впечатления об окружающем мире и выражается свое отношение к нему.

источник

Анализ продуктов детской деятельности. Для данного вида работы были взятырисунки 4 детей из одной подготовительной группы «Звездочки» . 1. Ксения И., 2. Марина Ю., 3. Толя П., 4. Ваня Р.

1.Содержание изображения

И. Ф. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения. Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи
Ксения И В В В В В
Марина Ю В С С В В
Толя П С С Н С С
Ваня Р Н Н Н Н Н

Уровни определены на основе уровней программы «Детство» (В- высокий;; С-средний; Н- низкий). Анализ детских работ представленв кратком описание созданного каждым ребенком изображения.

1.Ксения И. быстро и с радостью принялась за работу.1) Изображение расположены в середине листа в соответствии с содержанием своей работы.2) Умеет рисовать фигуру человека, передала относительную величину ребенка и взрослого. 3) Контур нарисован простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами, штрихи четкие расположены в одном направлении. Выбрала самостоятельно сюжет (Моя семья в парке).4)Рисунок украсила в соответствии с выбранной тематикой. 5) Все члены семьи исполнены аккуратно.

2.Марина Ю. С радостью и с желанием взялась за работу. 1) Изображение расположены в середине листа в соответствии с содержанием своей работы.2) Умеет рисовать фигуру человека, но не сумела передать относительную величину ребенка и взрослого, и соответствие величины частей тела.(Голова большая, руки маленькие, ноги тонкие палки) 3) Контур нарисован простым карандашом с последующим закрашиванием простым карандашом, но штрихи четкие расположены в одном направлении. Выбрала самостоятельно сюжет (Моя семья на прогулке). 4) Рисунок украсила цветными карандашами, штрихи расположены в одном направлении. 5) Рассказывая о своем рисунке положительно отозвалась о всех изображенных членах семьи.

3.Толя П. Без особого азарта взялся за работу. 1) Изображение расположены в правой нижней части листа, что не вполне соответствует содержанию работы.2) Умеет рисовать фигуру человека, но не верно передал относительную величину ребенка и взрослого (Папа очень маленький по сравнению со своим изображением). 3) Контур нарисован не простым карандашом (Красным) с последующим закрашиванием цветными карандашами, штрихи нечеткие расположены в хаотичном направлении выходящими за контур. Долго не мог выбрать сюжет. Задавал много вопросов выкрикивая и громко бурчал пока рисовал. 4)Рисунок украсил цветным фоном. 5) Все члены семьи присутствуют и исполнены в сюжете рисунка.

4. Ваня Р Долго не принимался за работу, прежде чем приступить к работе плакал. 1) Изображение расположены в нижней части листа, ноги срезаны краем листа что не вполне соответствует содержанию работы.2) Не умеет рисовать фигуру человека, не передал относительную величину ребенка и взрослого (Не возможно разобрать где взрослые где дети сам Ваня путается когда рассказывает о своем рисунке). 3) Контур нарисован не простым карандашом (Черным) с последующим закрашиванием черным карандашом, штрихи нечеткие расположены в хаотичном направлении. Не мог выбрать сюжет долго сидел не принимался за работу причитал, что у него все равно ничего не получится. Потом поплакал и только после этого взялся за работу 4)Рисунок не украсил фоном. 5) Не понятно, какие члены семьи присутствуют и исполнены в сюжете рисунка.

2. Передача формы:

С -есть незначительные искажения;

Н -искажения значительные, форма не удалась.

И.Ф. форма передана точно; есть незначительные искажения; искажения значительные, форма не удалась
Ксения И. +
Марина Ю. +
Толя П. +
Ваня Р . +

3. Строение предмета:

В- части расположены, верно;

С- есть незначительные искажения;

Н- части предмета расположены неверно.

И.Ф. части расположены, верно; есть незначительные искажения; части предмета расположены неверно
Ксения И. +
Марина Ю. +
Толя П. +
Ваня Р . +

Высокий уровень у Ксюши, Средний уровень у Марины и Толи, Низкий уровень у Вани.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

В- пропорции предмета соблюдаются;

С- есть незначительные искажения;

Н- пропорции предмета переданы неверно.

И.Ф. пропорции предмета соблюдаются;; есть незначительные искажения; пропорции предмета переданы неверно
Ксения И. +
Марина Ю. +
Толя П. +
Ваня Р . +

Высокий уровень у Ксюши, Средний уровень у Марины и Толи, Низкий уровень у Вани.

5. Передача движения.Этот критерий оценивается тогда,когда задача передать движениевыделалась на занятии или вытекает из темы занятия (старший дошкольный возраст) :

И.Ф. пропорции предмета соблюдаются;; движение передано неопределенно, изображение статичное.
Ксения И. +
Марина Ю. +
Толя П. +
Ваня Р . +

5. Цвет.В этом критерии мы также выделали две группы показателей:

а)— цветовое решение изображения, характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствует замыслу и выразительности изображения:

И.Ф. а)передан реальный цвет предметов а)есть отступления от реальной окраски а) цвет предметов передан неверно б) многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого б) преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно б) безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете ( или случайно взятыми цветами).
Ксения И. + +
Марина Ю. + +
Толя П. + +
Ваня Р . + +

6. Композицияа) расположение изображений на листе:

И.Ф. по всему листу; на полосе листа; носит случайный характер
Ксения И. +
МаринаЮ. +
Толя П. +
Ваня Р +

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе«Моя семья»

Цель: Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения.

Проследить место ребенка в семье. Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства; продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением, передавать различия в величине изображаемых предметов.

1. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка.

2. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого.

3. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения.

4. Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа.

5. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи.

Материал: Бумага белая формата А4, шаблон рамки, цветные карандаши.

Репродукции работ художников с изображением семьи.

Воспитатель Дети
I. Вводная часть Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку: Очень люблю, когда все собираются, Белою скатертью стол накрывается. Бабушка с мамою, папа и я Мы называемся вместе (семья).
II. Основная часть. Темой нашего занятия будет «Моя семья». Что такое семья? (Ответы детей).
Семья – это родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка. Родные, которых мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся и кому желаем добра и счастья. Семью почитали с древних времен и народ сложил много пословиц: — «Мой дом – моя крепость». — «На что и клад, коли в семье лад». — «В гостях хорошо, а дома лучше». — «При солнышке тепло, при матери добро». — «Без корня и полынь не растет». Дидактическая игра «Подбери признаки» — А какие же они, родные и дорогие нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д. Мама (какая) добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.
Папа — строгий, умный, сильный
Бабушка- старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая
Дедушка — старый, мудрый, седой
Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая
Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
Пальчиковая гимнастика (дружная семья) – согнутый кулак, поочерёдное разгибание пальцев. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка А вот этот пальчик – Я Вместе дружная семья! Продуктивная деятельность детей. — Молодцы, присаживаемся на свои стульчики. — Ребята, перед вами шаблон рамки, его надо обвести, а в середине нарисовать свою семью. У вас получится портрет семьи в рамке. Рамку оформляете по своему желанию. Например: вы рисуете свою семью во время отдыха на море, рамку можно оформить в морской теме, нарисовать волны, ракушки
Приступаем к работе.
III. Заключительная часть Анализ работ. Воспитатель: — Что мы сегодня рисовали? (Портрет семьи). Вы все постарались, у вас получились замечательные портреты своей семьи. Желаю вам, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Ответы детей. Выставка работ.

Вывод: По всем показателям Ксюша показала высокий результат. Что говорит о благополучии в семье. Ребенок жизнерадостный, но не избалованный. Марина и Толя показали средний результат. А Ваня показал очень низкий результат. С помощью этого рисунка мы определили место ребенка в семье. И по нашим наблюдениям: В семье Толи он занимает главное место. Это прослеживается и в поведении ребенка, что мир крутится весь вокруг него. Ребенок растет эгоистичным уважения к старшим нет. В семье Марины главной является мама это можно предположить из рисунка девочки. Так как мама нарисована яркой, четкой и с ярко красной помадой и с большим ртом. Особое внимание необходимо обратить на Ваню так как весь рисунок в черном цвете. Не имеет каких либо красок. Семья Вани не благополучная, родители часто выпивают и ребенком не занимаются. В семье есть еще дети младшие и старшие, но по сути Ваня один. Им не занимаются ни братья ни сестры не родители.

Лепкав подготовительной группе.

Тема: «Лепка кошки»

Цель: учить детей лепить четвероногое животное – кота, передавать овальную форму (туловища, округлую (головы, цилиндрическую (лапы, короткие уши, длинный хвост; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять путем примазывания одной части к другой; развивать самостоятельность, вызвать у детей удовольствие, что получается похожее изображение, продолжать воспитывать сочувствие и любовь к животным.

Оборудование: глина, доски, стеки, розетки, салфетки, живой кот Тёма, музыкальный центр, диск с произведениями композитора Гречанинова: «Котик заболел», «Котик выздоровел».

Воспитатель Дети
I Вводная часть
Дети, послушайте, пожалуйста, музыку композитора Гречанинова (Прослушивание музыки).
Про кого композитор Гречанинов написал? Про котика
Молодцы! Правильно, это про котика, который веселый, резвый и радостный. А сейчас отгадайте, пожалуйста, мою загадку: Мохнатенький, усатенький Молоко пьет, песенки поет. Это котик
II Основная часть
. Молодцы! Ой, вы слышите, кто-то за дверью царапается, пойду-ка, погляжу. (Возвращается вместе с живым котом, дети здороваются, гладят). Воспитатель. Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые
Дети, это – кот Тёма. Я его на наше занятие принесла. Вам он нравится? А сейчас давайте рассмотрим хорошо Тёму и расскажем: из каких частей состоит его тело? Из туловища, головы, лап, хвоста и ушей.
скажи, пожалуйста, какой формы туловище Тёмы? Овальной формы
Правильно, молодец! А голова Круглой формы
Да, круглой формы, но мордочка немного вытянута, видите? А лапы какие и сколько их? Лапы длинные, пушистые и их четыре
А подскажите, хвост какой величины У него пушистый, длинный хвост и еще два ушка.
Какие они? Маленькие.
Посмотрите, ушки маленькие треугольной формы. Вам понравился кот Тёма? Ответы детей.
Какой он? Тёма красивый, пушистый, добрый, ласковый, мягкий.
Что-то Тёма загрустил. Я поняла – почему? У Тёмы есть подружка Маня, они вместе дружат, играют. А я взяла да его в садик принесла. Ему грустно одному, потомучто нет рядом Мани. Дети, вам бывает иногда грустно? Когда грустное настроение, не хочется ничего делать: ни играть, ни рисовать, ни петь. Вы знаете, что от тоски заболевают? И наш Тёма заболел. А сейчас, дети, послушайте, пожалуйста, еще одно произведение композитора Гречанинова. (Звучит музыка композитора Гречанинова «Котик заболел»).
какую музыку мы прослушали? Грустную, печальную.
Да, Тёме скучно у нас. Давайте, мы его сейчас отпустим, хорошо? (Отпускают Тёму в спальную комнату)
Дети, мы ему сделаем сюрприз. Каждый слепит кошку, их будет много. Мы ему покажем, а он очень обрадуется и болезнь его пройдет. Хотите, чтобы он выздоровел и с нам поиграл? Да.
У меня кусок глины, я его делю пополам, получилось сколько кусочков? Правильно, два кусочка одинаковой величины. Один кусочек я спрячу под влажную салфетку, чтобы не сох. Давайте, подумаем, с чего нужно начинать лепку? Два
Из этого кусочка я слеплю туловище. Скатаем шар все вместе, а затем слегка раскатываем, получилось… туловище. Беру другой ком глины, его разделим для каких частей тела? Для головы, лап, хвоста.
Правильно, молодец! Делю: вот для головы одна часть, четыре части для ног и одна часть для хвоста.
Круглую часть, нужно плотно присоединять, примазываем хорошо. А почему? Чтобы крепко держалась
как мы будем лепить лапы? Нужно лепить столбики.
Все лапы одинаковой длины? Да.
Давайте вместе сделаем лапы. Слепили. Положу их рядом, сравниваю: одинаковой ли длины? Если лапа длинная, я ее укорачиваю – излишек глины забираю. Вот и лапы прикрепила, хорошо примазываю. Остается у нас что? Хвост.
Мы уже знаем как лепить длинный хвост. Сережа, покажи, пожалуйста. Спасибо, Сережа. Присоединила плотно хвост. Остаются у нас… ушки. Посмотрите, я двумя пальцами прищипываю два маленьких ушка. Сделаю ручкой два глаза и получилась у меня кошка. Нравится вам? Вот и Тёма обрадуется. Хотите чтобы и вы порадовали его? Воспитатель дает возможность начать работу самостоятельно. По мере необходимости помогает тем, кто затрудняется. Он еще и еще раз показывает прием отдельным детям Советами, вопросами помогает им делать фигуры более выразительными: находить правильную длину лап, хвоста, ушей; напоминает как нужно пользоваться влажной салфеткой. За пять минут до конца занятия воспитатель предупреждает детей об этом.
III.Заключительная часть
В конце занятия появляется кот Тёма вместе с сумкой Он очень «радуется», увидев столько много кошек, перестает «болеть». Проводится анализ работы от имени кота Тёмы оценивается выразительность образов. После анализа работ кот Тёма угощает детей сладостями, а дети его – колбасой. Разглядывают работы.

Анализ продуктов детской деятельности. Для данного вида работы были взятыработы 4 детей из одной подготовительной группы «Звездочки» . 1. Ксения И., 2. Марина Ю., 3. Толя П., 4. Ваня Р.

3 балла–владеет всеми способами,работает самостоятельно,

2 балла–не достаточно владеет способами,требуется незначительная помощь педагога,

1 балл–не владеет способами,требуется значительная помощь педагога.

источник