Меню Рубрики

Анализ продуктов деятельности детей дошкольного возраста

— соответствие содержания работы теме занятия;

— уровень развития технических умений и навыков;

— передача цвета, формы, пространственного расположения предмета и их соответствие сенсорным эталонам; — качество выполнения работы (аккуратность, умение использовать изобразительные материалы по назначению)

Оценка продукта детской деятельности (аппликация).

— умение работать в соответствии с полученными указаниями,

— соответствие работы предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;

— есть ли сходство между аппликационным изображением и действительным предметом (натурой, образцом);

— правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);

— передана ли разница в размерах частей предмета;

— качество технических навыков и умений (правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета, навык владения ножницами, клеем, салфеткой);

— тщательность или небрежность работы.

Оценка продукта детской деятельности (лепка).

— умение работать в соответствии с полученными указаниями,

— соответствие работы предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;

— есть ли сходство между фигуркой и действительным предметом (натурой, образцом);

— правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);

— передана ли разница в размерах частей предмета;

— качество технических навыков и умений (наличие навыка раскатывания и скатывания пластилина, использование доски для пластилина, прочно ли скреплены части, нет ли деформированных элементов);

— тщательность или небрежность работы.

Вопросы для наблюдения и анализа самостоятельной изобразительной деятельности детей.

1. Форма организации деятельности (индивидуальная, групповая).

3. Место организации деятельности.

4. Количество занимающихся детей. Как часто в течение дня дети занимаются изодеятельностью.

5. По чьей инициативе возникла деятельность? Увлечённость детей. Переключение детей на другие виды деятельности.

6. Содержание, тематика и разнообразие детских работ.

7. Источники возникновения тем, замыслов (впечатления окружающей жизни, из личного опыта детей, от восприятия произведений искусства).

8. Характер руководства со стороны воспитателя.

9. Качество детских работ (выразительность, оригинальность, законченность изображения, аккуратность)

10. Проявление интереса к результату работы

11. Отношение воспитателя к результату деятельности.

Примерные вопросы ребёнку по его рисунку

1. Нравится ли тебе твой рисунок? Что тебе нравится в нём?

2. Удалось ли тебе нарисовать всё, что ты хотел?

3. Что не получилось? Почему? Как можно исправить?

4. Чему тебе ещё нужно научиться?

Определите из разговора уровень самооценки и притязаний ребёнка, отношение к деятельности. Отметьте, адекватна ли самооценка ребёнка, отмечает он только достоинства или видит недостатки работы, аргументирует ли своё мнение, детальна ли оценка ребёнка или носит общий характер. Сделать педагогические выводы.

Анализ продукта деятельности

№П/П Содержание работы Оценка
1. Содержание изображения (полнота изображения образа)
2. Передача формы: — форма передана точно; — есть незначительные искажения; — искажения значительные, форма не удалась
3. Строение предмета: — части расположены, верно; — есть незначительные искажения; — части предмета расположены неверно
4. Передача пропорции предмета в изображении: — пропорции предмета соблюдаются; — есть незначительные искажения; — пропорции предмета переданы неверно
5. Композиция(для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей): а) расположение изображений на листе: — по всему листу; — на полосе листа; не продумано, — носит случайный характер; б) отношение по величине разных изображений, составляющих картину: — соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; — есть незначительные искажения; — пропорциональность разных предметов передана неверно
6. Цвет(в этом критерии так же выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом): а) цветовое решение изображения: — передан реальный цвет предметов; — цветовая гамма определенного вида; — есть отступления от реальной окраски цветовой гаммы; — цвет предметов передан неверно; б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: — многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого; — преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно; — безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами)

По всем критериям оценка дается по трехбалльной системе:

Высокий уровень – 12-15 баллов.

Средний уровень – 6-11 балла.

Низкий уровень – 0-5 баллов.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1253 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Юлия Волошина
Анализ продуктов детского творчества

Анализ продуктов детского творчества — диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.

Предметом анализа выступают продукты; изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки, конструирования (постройки, мозаика, лепки (объемные фигуры и композиции, вербальной деятельности (стихи, страшилки, рассказы, считалки, музыкальной деятельности (песни, мелодии, гармонические и ритмические схемы) и игровой деятельности (сюжеты, роли). Оцениваются как уровень выполнения в соответствии с возрастными или программными требованиями, так и отличительные особенности работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и пр.). Центральную позицию в анализе продуктов детского творчества занимают детские рисунки ]. Следует отметить, что анализу подвергаются работы, произведенные в свободной деятельности ребенка (самостоятельно).

Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношение к окружающей среде, особенности восприятия и другие стороны психики получаем в результате анализа продуктов деятельности. Использование его основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Предметом анализа являются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции, музыкальной (выполнение и творчество в песни, танцы, игре на музыкальных инструментах, рассказы, сказки, предания литературных произведений. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя.

Деятельность ребенка по прямым указаниям взрослых помогает выявить уровень понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и др. Результаты самостоятельной деятельности, особенно созданные по замыслу рисунки, является значимым материалом для выводов о различных сторонах его психического развития. В результате деятельности выражаются особенности восприятия, представлений детей о предметах, которые они изображают. Детские рисунки дают основания для размышлений об уровне умственного развития их авторов. При изучении рисунков обращают внимание на сюжет, содержание, манеру изображения, процесс рисования (время, затраченное на выполнение рисунка, степень увлеченности) и т. д.

Анализ продуктов деятельности ребенка — метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т. д.).

Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому.

Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках — желтой, оранжевой, красной, голубой, зеленой. По содержанию «хорошее» в изображении детей — орнаменты, явления природы, приятные животные и т. д.

Неприятное всегда рисуется темными красками. Таковы отрицательные персонажи сказок, клеветники социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы).

Анализ результатов деятельности открывает исследователю стороны психики ребенка, недоступны для изучения с помощью других методов. Однако он не позволяет в полной мере проследить процесс создания ребенком конкретного продукта. Этот метод используется как вспомогательный, поскольку, опираясь только на его данные, исследователь может допустить грубых ошибок. Поэтому в основном его используют как составную других методов, например эксперимента, наблюдения, ибо для психолога имеет значение не только продукт деятельности, но и процесс его создания.

Рисование – один из самых распространенных видов творчества в детстве. Отчасти это обусловлено его доступностью, отчасти – психическими особенностями развития ребенка. Рисование в дошкольном возрасте служит и вполне утилитарным целям – развивается рука у ребенка, он учится производить тонкие дифференцированные движения кистью. А развитость рук напрямую влияет и на развитие познавательных способностей, развитие мозга в целом. Рисование представляет собой как репродуктивную, так и комбинаторную, творческую деятельность. Копирование образцов, начиная с определенного возраста – столь же полезный для развития ребенка процесс, как и фантазирование, рисование объектов в необычных сочетаниях, фантастических объектов. Изобразительное творчество детей, как отмечал Л. С Выготский, является превалирующим в дошкольном и младшем школьном возрасте. Оно проходит в своем развитии несколько типических стадий (если не брать в расчет одаренных детей, «вундеркиндов», у которых сроки развития определенных способностей бывают смещены). В России эти проблемы разрабатывал ещё в начале 20 века В. М Бехтерев. Итак, вот эти стадии: Первая стадия – стадия первичных черточек, «каракулей». Ребенка интересует сам процесс, иногда даже больше моторно и тактильно, нежели в «творческом плане», в плане изображения мира. Ребенок любит разглядывать готовые картинки, а сам рисует «абстрактные каракули», до тех пор пока не попробует скопировать (при помощи взрослого или нет) что-либо из готовых образцов. Вторая стадия – стадия схематических рисунков, когда в нарисованные предметы и явления ребенок вкладывает больше смысла, чем изображено на рисунке. Ему приходится использовать «подпорки» в виде слов, объяснения, чтобы другие могли понять, что он изобразил. Третья стадия — индивидуализированные рисунки, собственно осмысленное творчество, содержащее «план содержания» и «план выражения», идею и форму. Ребенок изображает что-то лично его тронувшее. В этот период появляются зачатки мастерства, ну и соответственно вновь возрождается репродуктивная сторона рисунка – взрослые предлагают образцы, которые ребенок может взять в качестве примера для подражания. Признаки детского изобразительного творчества: 1. Спонтанный характер. Рисование в детстве аналогично иным видам деятельности ребенка-оно стихийно. 2. Необусловленность результатом. Рисуя, ребенок не преследует какой-либо четкой цели, порой, начиная рисовать, ребенок не знает, что будет на листе бумаги в итоге – его увлекает сам процесс. И тем более ребенок раннего возраста не ждет изначально каких-либо оценок и признания своего творчества. Оценочную систему прививают ребенку взрослые с течением времени. 3. Зависимость от возраста ребенка 4. Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность – контур первичен, объекты четко отелены друг от друга. В дошкольном возрасте ребенок рисует этакие предметы –понятия, обобщенные, например дом — значит с треугольной крышей, окошком и т. д., но иногда какая-то яркая деталь западает ребенку в душу, и её он приписывает не менее тщательно, чем мамину улыбку или свою одежду. Через изобразительное творчество происходит также и освоение ребенком логических операций – анализа, синтеза и т. д. Это только на первый взгляд кажется, что детские рисунки, особенно младших дошкольников, хаотичны, стихийны. Нет, они обладают внутренней логикой, просто в силу непонимания ребенком физических и иных законов бытия логически связи в его рисунках приобретают причудливую форму. Это можно наблюдать практически – часто бывает, что ребенок искренне удивляется, почему взрослый не понимает, что изображено на рисунке – для него-то более чем ясно. Активные занятия рисованием также практикуются в рамках арт-терапии, популярном психотерапевтическом методе. Он применяется при лечении многих кризисных состояний психики и психосоматических расстройствах. Изобразительное творчество детей имеет и прикладное значение для науки. Анализ детских рисунков — широко распространенный метод в психологии, зачастую на основе рисунков делается вывод о психологическом состоянии ребенка на данный момент, каких-либо его проблемах

Анализ продуктов детского творчества — диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.

Предметом анализа выступают продукты; изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки, конструирования (постройки, мозаика, лепки (объемные фигуры и композиции, вербальной деятельности (стихи, страшилки, рассказы, считалки, музыкальной деятельности (песни, мелодии, гармонические и ритмические схемы) и игровой деятельности (сюжеты, роли). Оцениваются как уровень выполнения в соответствии с возрастными или программными требованиями, так и отличительные особенности работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и пр.). Центральную позицию в анализе продуктов детского творчества занимают детские рисунки ]. Следует отметить, что анализу подвергаются работы, произведенные в свободной деятельности ребенка (самостоятельно).

Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношение к окружающей среде, особенности восприятия и другие стороны психики получаем в результате анализа продуктов деятельности. Использование его основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Предметом анализа являются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции, музыкальной (выполнение и творчество в песни, танцы, игре на музыкальных инструментах, рассказы, сказки, предания литературных произведений. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя.

Деятельность ребенка по прямым указаниям взрослых помогает выявить уровень понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и др. Результаты самостоятельной деятельности, особенно созданные по замыслу рисунки, является значимым материалом для выводов о различных сторонах его психического развития. В результате деятельности выражаются особенности восприятия, представлений детей о предметах, которые они изображают. Детские рисунки дают основания для размышлений об уровне умственного развития их авторов. При изучении рисунков обращают внимание на сюжет, содержание, манеру изображения, процесс рисования (время, затраченное на выполнение рисунка, степень увлеченности) и т. д.

Анализ продуктов деятельности ребенка — метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т. д.).

Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому.

Читайте также:  Повышенный анализ инсулин у детей

Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках — желтой, оранжевой, красной, голубой, зеленой. По содержанию «хорошее» в изображении детей — орнаменты, явления природы, приятные животные и т. д.

Неприятное всегда рисуется темными красками. Таковы отрицательные персонажи сказок, клеветники социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы).

Анализ результатов деятельности открывает исследователю стороны психики ребенка, недоступны для изучения с помощью других методов. Однако он не позволяет в полной мере проследить процесс создания ребенком конкретного продукта. Этот метод используется как вспомогательный, поскольку, опираясь только на его данные, исследователь может допустить грубых ошибок. Поэтому в основном его используют как составную других методов, например эксперимента, наблюдения, ибо для психолога имеет значение не только продукт деятельности, но и процесс его создания.

Рисование – один из самых распространенных видов творчества в детстве. Отчасти это обусловлено его доступностью, отчасти – психическими особенностями развития ребенка. Рисование в дошкольном возрасте служит и вполне утилитарным целям – развивается рука у ребенка, он учится производить тонкие дифференцированные движения кистью. А развитость рук напрямую влияет и на развитие познавательных способностей, развитие мозга в целом. Рисование представляет собой как репродуктивную, так и комбинаторную, творческую деятельность. Копирование образцов, начиная с определенного возраста – столь же полезный для развития ребенка процесс, как и фантазирование, рисование объектов в необычных сочетаниях, фантастических объектов. Изобразительное творчество детей, как отмечал Л. С Выготский, является превалирующим в дошкольном и младшем школьном возрасте. Оно проходит в своем развитии несколько типических стадий (если не брать в расчет одаренных детей, «вундеркиндов», у которых сроки развития определенных способностей бывают смещены). В России эти проблемы разрабатывал ещё в начале 20 века В. М Бехтерев. Итак, вот эти стадии: Первая стадия – стадия первичных черточек, «каракулей». Ребенка интересует сам процесс, иногда даже больше моторно и тактильно, нежели в «творческом плане», в плане изображения мира. Ребенок любит разглядывать готовые картинки, а сам рисует «абстрактные каракули», до тех пор пока не попробует скопировать (при помощи взрослого или нет) что-либо из готовых образцов. Вторая стадия – стадия схематических рисунков, когда в нарисованные предметы и явления ребенок вкладывает больше смысла, чем изображено на рисунке. Ему приходится использовать «подпорки» в виде слов, объяснения, чтобы другие могли понять, что он изобразил. Третья стадия — индивидуализированные рисунки, собственно осмысленное творчество, содержащее «план содержания» и «план выражения», идею и форму. Ребенок изображает что-то лично его тронувшее. В этот период появляются зачатки мастерства, ну и соответственно вновь возрождается репродуктивная сторона рисунка – взрослые предлагают образцы, которые ребенок может взять в качестве примера для подражания. Признаки детского изобразительного творчества: 1. Спонтанный характер. Рисование в детстве аналогично иным видам деятельности ребенка-оно стихийно. 2. Необусловленность результатом. Рисуя, ребенок не преследует какой-либо четкой цели, порой, начиная рисовать, ребенок не знает, что будет на листе бумаги в итоге – его увлекает сам процесс. И тем более ребенок раннего возраста не ждет изначально каких-либо оценок и признания своего творчества. Оценочную систему прививают ребенку взрослые с течением времени. 3. Зависимость от возраста ребенка 4. Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность – контур первичен, объекты четко отелены друг от друга. В дошкольном возрасте ребенок рисует этакие предметы –понятия, обобщенные, например дом — значит с треугольной крышей, окошком и т. д., но иногда какая-то яркая деталь западает ребенку в душу, и её он приписывает не менее тщательно, чем мамину улыбку или свою одежду. Через изобразительное творчество происходит также и освоение ребенком логических операций – анализа, синтеза и т. д. Это только на первый взгляд кажется, что детские рисунки, особенно младших дошкольников, хаотичны, стихийны. Нет, они обладают внутренней логикой, просто в силу непонимания ребенком физических и иных законов бытия логически связи в его рисунках приобретают причудливую форму. Это можно наблюдать практически – часто бывает, что ребенок искренне удивляется, почему взрослый не понимает, что изображено на рисунке – для него-то более чем ясно. Активные занятия рисованием также практикуются в рамках арт-терапии, популярном психотерапевтическом методе. Он применяется при лечении многих кризисных состояний психики и психосоматических расстройствах. Изобразительное творчество детей имеет и прикладное значение для науки. Анализ детских рисунков — широко распространенный метод в психологии, зачастую на основе рисунков делается вывод о психологическом состоянии ребенка на данный момент, каких-либо его проблемах

Цель: является сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствование его развитию самостоятельности и творческой инициативы. Знания ребенок не получает, а приобретает, взращивает, познает. Творчество дает ребенку раскрыться, раскрепоститься, дает возможность в свободе выбора инструментов для познавательной деятельности.

Закономерности развития творческих способностей в период дошкольного детства

Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Источником творческой деятельности ребенка служит всё окружающее его жизненное пространство: предметы, явления, новый опыт, собственные ощущения. Как отмечает Б. М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. Так в сознании малыша создается новый интеллектуальный продукт, который, выстраиваясь в систему личного мировоспитания, образует новую «единицу» целостной картины мира.

Одной из важных категорий детского творчества является творческая активность – это своеобразное психическое состояние, выражающееся в готовности, открытости и высокой мотивации создавать новый продукт. Она рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных творческих способностей, в том числе и творческого потенциала

«Пластилинография». Фотоотчёт детского творчества Совсем скоро дети нашей ясельной (на начало прошлого учебного года) группы перейдут в следующую возрастную группу. И совсем не факт,.

Анализ конечных результатов деятельности детского сада Анализ конечных результатов деятельности Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад № 8» за 2016-2017.

Анализ выполнения мероприятий по профилактике ОРВИ, гриппа, детского травматизма в старшей группе В старшей группе мероприятия по профилактике травматизма у воспитанников проводились по следующим направлениям: 1. Устранение неблагоприятных.

Видеоотчет о фестивале детского творчества «Надежда» В рамках реализации Государственной программы города Москва «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») с целью выявления,.

Фотоотчет детского творчества «Зимующие птицы» Видео Тема прошедшей недели: «Зимующие птицы» Аппликация «Филин» Задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой — обрывная аппликация;.

Конкурс детского творчества «Летнее вдохновение» Название: Вальс цветов Куратор: Наталья Терскова Автор работы: Лиманская Альбина, Будогян Мария Возраст: средняя группа №3 «Бабочки» Описание.

Конкурс детского творчества «Осенние фантазии» В нашем детском саду традиционно проводятся конкурсы поделок детей и их родителей. Этот год не стал исключением. Многие готовились заранее:запасали.

Конкурс детского творчества «Космическое путешествие» МБДОУ №12, Предгорный муниципальный район, Ставропольский край 1. Название: Путешествие в космос Воспитатель: Дорошенко Наталья Дмитриевна.

Анализ деятельности детского сада за период летне-оздоровительной работы 2017 года В течение летнего периода 2017 года детский сад работал в соответствии с планом летней оздоровительной работы. План работы в летне-оздоровительный.

Восприятие детского творчества Дети, не зависимо от возраста и своих творческих способностей, любят рисовать. Это происходит начиная с очень раннего периода, как только.

источник

Анализ продуктивной деятельности детей раннего возраста

Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами.

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку и аппликацию – традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть отображают особым образом реальный мир.

Такой вид деятельности, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Каждый вид продуктивной деятельности несет в себе — развивающие функции.

В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают своё отношение к нему.

Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям

Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Основными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста на занятиях по продуктивной деятельности являются:

1. Создание эмоционально-положительного настроения, атмосферы живого и интересного общения.

2. Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.

4. Развитие мелкой моторики рук

5. Знакомство с сенсорными эталонами.

Структурные части занятий продуктивной деятельности:

> Предварительная работа — выполняется накануне занятия:

• наблюдение за предметами и явлениями, рассматривание игрушек, иллюстраций, реальных объектов, продуктов ранее выполненной изобразительной деятельности малышей;

• чтение художественной литературы, просмотр видео, слушание звукозаписи, показ театральных представлений;

• разнообразные игры: сюжетные, дидактические, подвижные и другие, логически связанные с темой и целью занятия.

> Подготовительная работа — постепенный переход от нерегламентированных видов деятельности к занятию, создание атмосферы заинтересованности тем, что будет происходить:

• интригующая беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, ответы на их вопросы;

• рассмотрение рисунков, иллюстраций, детских ранее выполненных работ;

• чтение стихов и отрывков из больших по объему произведений;

• приход к детям различных «гостей»;

> Мотивация — то, ради чего стоит выполнять предложенное.

> Процесс создания — совместная деятельность и общение воспитателя и детей.

• эмоциональное реагирование на результаты труда;

• благодарность тех, кто обращался за помощью;

• положительная оценка любого результата;

• использование изделий в играх и в быту;

• использование работ как игрового и наглядного материала в дальнейшей работе;

• стимулирование детей к воспроизводству содержания занятий в самостоятельной деятельности.

Работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп. потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует его логическое мышление.

В группах раннего возраста детей знакомят с игровым строительным материалом: сначала с кубиками и кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят, включая различные геометрические формы (цилиндры, призмы, арки, конусы, брусочки и т. д.). Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

Конструктивная деятельность — это деятельность по созданию какого-то реального продукта.

Выразительными средствами является: форма, размер, последовательность, вес.

Конструирование — более сложная деятельность, требует предварительного планирования. Требует мышления и воображения, практических способов в движениях (конструирование сравнивают с шахматами).

1) конструирование по образцу (образец построенный на глазах у детей; по готовому образцу; схематический образец; фотография образа);

2) конструирование по условиям (задаются педагогом или игрой, по замыслу.

Конструктивная деятельность развивает у ребенка способность к планированию.

В детском возрасте изобразительная деятельность и конструирование тесно связаны с игрой и игровой ситуацией. усложнение этих видов деятельности связано с обновлением и обогащением личного опыта.

Игры со строительным материалом организуют детей, дают возможность проявить самостоятельность.

Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относиться к постройке, сооруженной им самим или товарищем.

Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки — это способствует повышению их интереса к конструированию.

правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик,

понимать и правильно употреблять слова (большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий);

правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).

Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:

размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд,

накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка,

Читайте также:  Порок сердца у детей анализы

замыкает пространство (загородка, забор, домик,

делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

Характер творческой активности находиться в прямой зависимости от развивающей предметной среды. Поэтому дети должны иметь возможность создавать постройки из различных строительных наборов, конструктора Lego, также мелких и крупных модулей простых конструкторов. Также необходимы игрушки, соразмерные создаваемым постройкам (машинки, кошечки, матрёшки)

Для того, чтобы научить ребенка действовать со строительным материалом необходимо: его разнообразие. Место для игр, сюжет и мелкие игрушки тоже нужно менять, для того, чтобы у детей повышался и развивался познавательный интерес к строительству.

Необходимо также отметить, что в конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку.

Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве.

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат.

В детском саду применяются такие виды конструирования:

из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, счётных палочек, природного и других материалов.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения.

Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности

заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной, тестом и пластилином.

лепка помогает малышу развить мелкую моторику, усидчивость, внимание, пространственное мышление, фантазию.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов.

Обследование – это организованный взрослыми процесс восприятия предмета, который, заключается в том, чтобы выделить стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения.

В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы необходимо рассмотреть, а самое главное ощупать.

Наиболее интересной и доступной для детей, является аппликация из бумаги ярких расцветок.

Аппликация -один из самых доступных и понятных видов детского творчества.

Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Аппликация — тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработке бумаги : сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Аппликация из бумаги для детей является очень интересным и развивающим занятием.

Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Из чего можно сделать аппликацию?

* Объёмная аппликация из цветной бумаги

* Аппликация из семян и круп

Лучший способ развить творческие способности ребенка – это поддержка его усилий и одобрение достижений.

Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Педагоги стараются чтобы воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути и нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности?

• Развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

• Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.

• Происходит всестороннее воспитание дошкольника.

• Сенсорное развитие, формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

• В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

источник

Использование анализа продуктов детской деятельности для индивидуализации дошкольного образования.

Вопрос индивидуализации образовательного процесса является на сегодняшний момент актуальной проблемой. Что же такое индивидуализация образования, в том числе дошкольного?

Индивидуализация образования –поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.

Индивидуализация дошкольного образования –построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

В сложившейся практике, процесс обучения и воспитания, как правило, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый ребенок может в полной мере реализовать свой потенциал.

Попытки индивидуализировать данный процесс предпринимались не раз: в календарные планы воспитателей включался раздел «индивидуальная работа»,в программах прописывались разные уровни развития детей, в ФГТ были обозначены интегративные качества, в соответствии с ФГОС дошкольного образования: «…Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей…» .

Существенной характеристикой индивидуализированного дошкольного образования являются: диагностическая основа построения Образовательного процесса.

Чтобы индивидуализация была результативной, необходимо выделить, изучить и охарактеризовать особенности развития ребенка, что позволит использовать те или иные формы, методы и средства индивидуализированного влияния на ребенка окружающих взрослых— родителей и педагогов.

Изучение количественно-качественных характеристик и динамики развития дошкольников закономерно выявляет существенные различия между детьми. Изучения этих отличий и особенностей является основой для построения Индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Вот на этом этапе, этапе изучения у многих педагогов возникают трудности. В соответствии с ФГОС ДО « … При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)…»

Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования.

«…Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей…».

В качестве методов педагогической диагностики чаще всего используются такие как: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности и т.д.

В связи с тем, что во многих детских садах нет психолога, у педагогов часто возникают проблемы с проведением диагностики, в частности вызывает затруднение анализ продуктов детской деятельности.

Анализ продуктов детской деятельности- способ исследования детского развития, основанный на изучении результатов продуктивной деятельности детей: рисунков, поделок и т.п. Он применяется как в массовых исследованиях для определения общих закономерностей психического развития, кросс- культурных особенностей и т.п., так и при изучении развития отдельного ребенка в диагностических целях. Наиболее часто как в тех, так и в других целях используются детские рисунки.

Очень важно, чтобы воспитатель мог разработать или выбрать критериальный аппарат. В работе по анализу продуктов детской деятельности можно использовать данную схему (критерии анализа и оценки, созданных детьми изображений):

1. Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации ). Отметить его оригинальность, а также разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.

2. Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена или вовсе не удалась).

3. Строение предмета: части предмета расположены верно, их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).

4. Передача пропорций предмета в изображении.

5. Композиция: вытянутое построение, скученное изображение, нет единства; пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое) изображение. Миниатюрное изображение или увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.

6. Передача движения. Статическое изображение. Передача начального момента изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передача сложного движения достаточно четко и определенно.

7. Цвет. Передача реальной окраски предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов; отступление от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.

8. Характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линия грубая, жесткая или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура или ВЫХОДИТ за линии контура).

9. Материалы, использованные для создания изображения (при условии самостоятельного их выбора).

10. Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликаций): а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась; б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю; в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.

11. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения: а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес; б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своей и других детей; в) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение; г) как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная оценка).

12. Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.

13. Творчество. Отметить, что нового внёс ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное.

источник

Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.

Детские рисунки, поделки обязательно оцениваются с точки зрения ре­шения изобразительных задач — должны быть отмечены их выра­зительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.

Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоцио­нальной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразитель­ности в работе.

Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.

Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошко­льник может это сделать. Например, педагог предлагает закрыть сделанную открытку, сложив ее странички, и посмотреть, совпа­дают ли стороны. Дети сами увидят результат, если педагог дал им бумагу с одной цветной стороной. «Беленькую видно», — гово­рят они, если стороны не совпадают.

Воспитатель имеет возможность еще раз установить связь меж­ду способом действия и получаемым результатом. Если таким образом анализировать результаты, то дети рано начинают само­стоятельно использовать контролирующие и корректирующие действия для совершенствования своей работы.

В старшем возрасте воспитатель нацеливает детей на анализ примененных способов действий и задает вопросы: «Все ли сто­роны кубика плотно прилегают к столу? Почему?» Дети ставят кубик (каждый свой) сначала на полую сторону. Если разрезы сделаны точно по линии и до точки пересечения линий, то все четыре стороны касаются стола. Затем дети ставят кубик на закрытые стороны. Если стороны (сгибы) проглажены четко, То углы и стороны плотно прилегают к столу. Проделывая такие контролирующие действия, дети обнаруживают недочеты где возможно, исправляют.

Каждый ребенок может т.о. установить, какие ошибки он допустил, и сделать вывод к последующей работе, а именно: перед ребенком раскрываются пути дальней­шего совершенствования своей деятельности, формируются само­оценка и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста.

Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и иг­ровых.

Втех случаях, когда у детей имеются представления об изо­бражаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошко­льники владеют соответствующими умениями, словесные методы на занятии занимают большее место. Например, педагоги чаще использует вопросы, пояснения с целью формирования изобрази­тельного представления.

Читайте также:  Полный анализ на аллергию у детей

15. Перечислите требования, предъявляемые к оценке результатов деятельности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Раскройте необходимость просмотра и анализа детских работ. Охарактеризуйте методику анализа результатов деятельности детей на занятии в разных возрастных группах.

Решите педагогическую задачу:

На педагогической практике учащимся довелось увидеть несколько вариантов одного и того же занятия по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

В одном случае результаты детских работ оценивались так: воспитатель вывесил все работы на общий стенд, и дети сравнивали, у кого работа лучше.

В другой группе работы детей также были вывешены на общее обозрение, а педагог оценивал результат каждого ребенка примерно так: «Ты сегодня, Алеша, очень постарался, уже лучше вырезал разные формы и красиво расположил на листе». А Свете воспитатель сказала: «Что-то я сегодня не заметила такой же старательности, как в прошлый раз, когда ты выполняла наклеивание форм на лист».

Еще один вариант подведения итогов был таким: дети развесили работы в виде выстовки, полюбовались пейзажами, а в сводное время педагог беседовал с отдельными детьми, обсуждая, довольны ли они сами полученными результатами.

Проанализируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свои действия по оценке результатов деятельности детей на занятии по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

Педагогическая оценка и анализ детских работ –словесное описание результатов деятельности, развивающее аналитическое мышление, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому результату. Позволяет научить детей объективно оценивать свою работу, и работу выполненную другими людьми (у дошкольника к 5 годам).

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В «Малышах» воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

Анализ детских работ можно вести в различных планах, но обязательно надо отметить как решены задачи, поставленные в начале занятия – что удалось выполнить правильно. Чаще всего для экономии-времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии ра­бот одного и того же ребенка, даже если они действительно выде­ляются среди других. В результате постоянных похвал у него мо­жет развиться неоправданная самоуверенность, чувство превос­ходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразитель­ных навыков.

Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает де­тям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализи­рует с детьми отобранные работы.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготови­тельной группе, дети уже интересуются результатами труда това­рищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 мин в конце занятия недостаточно.

Детям 6 лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста

Третья часть занятия.Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ. Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили. Критиче­скиезамечания доброжелательны, в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.

С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей. Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы — закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию: например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, на­стало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобри­тельной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывеши­вают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа — научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески рабо­тать над решением темы.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного приду­мал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образ­цом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором — те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду — менее удачные.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращает­ся к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.

После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.

Оформление работ мо­жет быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6—8 ра­бот выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.

На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.

Где нет возможности организовывать выстав­ки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ. Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка — одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Анализ детских работ

Развитие аналитического мышления, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.

В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель .использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

16. Назовите цель применения игровых приёмов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте особенности применения игровых приёмов в зависимости от возраста детей. Охарактеризуйте группы игровых приёмов, используемые при руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.

Решите педагогическую задачу:

С детьми средней группы воспитатель проводит занятие по конструированию из строительного материала. Мишутка привел с собой из леса медвежат, но они не могут перебраться к детям, потому что на пути разлились реки разной ширины. Предлагая малышам подумать, как медвежатам перебраться через реки, воспитатель подводит их к необходимости построить мостики разной длины. Дети выбирают нужной длины дощечки, кубики, строят мосты со ступеньками, по которым медвежатам будет удобно пройти. После этого каждый ребенок переводит своего медвежонка на другой берег, играет с ним, а когда Мишутка зовет своих сыновей домой, дети снова осторожно проводят игрушку по мосту. Затем по указанию воспитателя дети складывают дощечки по размеру — длинные с длинными, короткие с короткими, складывают кубики в коробку и, попрощавшись с Мишкой, идут гулять.

Спрогнозируйте эффективность использования игровых приёмов воспитателем в предложенной ситуации. Предложите свой вариант игровой ситуации на предложенную тему занятия.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностьюэффективный и

не­заметный для ребенка путь обучения изодеятельности, способствующий бережному сохранению детских чувств, настроения.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом

особенно­стей игры детей, логики ее развития,

особен­ностей изобразительной деятельности.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:

· сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр

· сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

источник