Меню Рубрики

Анализ заболеваемости детей раннего возраста

ирина кормакова
Анализ заболеваемости за 2015 год

Состояние здоровья детей оценивалось согласно приказу Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.92 № 186 / 272.

За счет эффективных методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми и оздоровительных мероприятий, замены бактерицидных ламп в групповых помещениях с 2010 года часто болеющих детей в Детском саду не стало.

Сравнительная таблица групп здоровья

Из данной таблицы видно, что уровень состояния здоровья детей стало улучшаться в сравнении с прошлым годом. Уменьшилось количество детей с 1 группой здоровья (на 1,17%). Количество детей с 2 группой здоровья увеличилось на 3,75%, а с 3 и 4 группой здоровья нет.

Анализ данных по посещаемости

Год Посещаемость (на 1 ребенка) Общие пропуски (на 1 ребенка) Пропуски по болезни (в случаях, в днях)

Таким образом, за последнее время наблюдается уменьшение процента посещаемости детьми детского сада и уменьшается число пропусков по болезни, но остается по-прежнему много пропусков по прочим причинам

Сравнительная таблица групп для занятий физической культурой

Диаграмма «Группы для занятий физической культурой»

Из данной таблицы видно, что количество детей с основной группой увеличилось (на 3,1%, с подготовительной и специальной группой здоровья нет

Перечень имеющихся патологий у детей.

тубинфицированные 21 12 10

Заболевания крови — — —

онкозаболевания — — —

Анализ таблицы позволил выявить тенденцию уменьшения количества детей с заболеваниями органов зрения, нервная система, виражные, тубинфицированные.

Таблица соматической заболеваемости

ясли сад ясли сад всего всего ясли сад всего

Количество детей 97 95 102

Общая 21 127 83 147 230 148 78 142 220

1 ОРЗ 11 66 64 90 154 77 42 85 137

5 Отит, коньюктивит 2 8 2 6 8 10 2 5 7

6 бронхит 1 11 4 9 13 12 4 1 5

7 прочее 7 36 12 37 49 43 15 32 47

10 ветрянка 3 — — — 3 5 19 24

В результате анализа заболеваемости в сравнении с прошлым годом уменьшилось количество заболеваний ОРЗ (на 17 случаев, бронхит (на 7 случаев). А на 1000 человек показатель общей заболеваемости уменьшился –2156, по сравнению с прошлым годом – 2371; и показатель острой заболеваемости уменьшился -1343, по сравнению с прошлым годом – 1587.

Физическое развитие детей

Количество детей 96 97 102

Гармоничное развитие 96 97 —

В т. ч. с недостаточ. массой — — —

Низкое физическое развитие — — —

Анализ физического развития детей показал, что количество детей с гармоничным физическим развитием выросло на протяжении 3 последних лет. Случаев травматизма в детском саду за последние 3 года не было.

Вывод: повышению роста физического развития детей Детского сада способствуют:

1. Использование разнообразных форм (активных, интерактивных) по взаимодействию с семьей по вопросам физического развития детей.

2. Систематическое проведение физкультурных и оздоровительных мероприятий.

3. Улучшение материальной базы Детского сада.

Анализ деятельности МАДОУ за 2015–2016 учебный год I. Общая характеристика учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Буратино» г. Гая Оренбургской.

Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015–2016 годы Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015-2016гг. Учитель-логопед Старосельцева Л. В. ЦЕЛЬ: Своевременное оказание коррекционной помощи.

Анализ работы детского сада за 2015–2016 учебный год 1.1. Анализ работы по годовым задачам. В 2015-2016учебном году детский сад работал по основной образовательной программе дошкольного образования.

Анализ работы МКДОУ за 2015–2016 учебный год В 2015-2016 учебном году МКДОУ «Куртамышский детский сад №8» продолжал работать в режиме создания условий для перехода на новую образовательную.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (начало) Продолжение Стратегия ОУ Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Успешная работа воспитателя – это комплексный.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (продолжение) Начало Большое значение в работе педагога имеет их участие в различных конкурсах. Про-шедший год показал положительную динамику в данном.

Анализ работы педагога-психолога за 2015 2016 учебный год Работа велась по намеченному рабочему плану на 2015 /2016 учебный год. МБДОУ ДС «Алёнка» Баяшкина Оксана Николаевна В текущем учебном.

Анализ работы подготовительной группы за 2014–2015 год Общая характеристика группы «Рябинка В группе 23 человека, из них 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст детей от 5 до 7 лет. 11 детей нашей.

Анализ работы за 2015–2016 учебный год Анализ работы МБДОУ «Детский сад №___» за 2015-2016 учебный годОсновными направлениями деятельности коллектива МБДОУ в 2015/16уч. г. были:.

Анализ воспитательно-образовательной работы за 2015–2016 г. УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН.

источник

В детском саду «Улыбка» функционирует пять групп дошкольного возраста. Общее санитарное состояние учреждения соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой, воздушный режим соответствует нормам.

Ежемесячно старшей медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболевания детей заслушались на медико-педагогическом совещании и обсуждаются на педсовете.

В период с 1.08.16 по 31.12.2016года детский сад должны были посетить 12642 ребенка. Посетили 7277 детей. Не посетили 5363 ребенка. Пропустили по болезни 2225 детей. По другим причинам 3110 детей не посетили.

Дети болели в основном ОРЗ, ОРВИ, осложненными трахеитами, бронхитами. Четыре ребенка находятся в детском саду с диагнозом бронхиальная астма, обострение болезни происходит в период эпидемии.

Анализ заболеваемости воспитанников МКДОУ «Детский сад «Улыбка»

В детском саду «Улыбка» функционирует пять групп дошкольного возраста. Общее санитарное состояние учреждения соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой, воздушный режим соответствует нормам.

Ежемесячно старшей медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболевания детей заслушались на медико-педагогическом совещании и обсуждаются на педсовете.

В период с 1.08.16 по 31.12.2016года детский сад должны были посетить 12642 ребенка. Посетили 7277 детей. Не посетили 5363 ребенка. Пропустили по болезни 2225 детей. По другим причинам 3110 детей не посетили.

Дети болели в основном ОРЗ, ОРВИ, осложненными трахеитами, бронхитами. Четыре ребенка находятся в детском саду с диагнозом бронхиальная астма, обострение болезни происходит в период эпидемии.

1.Всплеск заболеваемости связан с началом посещаемости ребенком детского учреждения , когда он вступает в контакт с большим числом потенциальных разносчиков инфекции.

2.Малоподвижный образ жизни в семье. Чаще всего родители занимают детей просмотром мультфильмов и компьютерными играми, не ограничивая их по времени.

3.Слабый иммунитет. Дети попросту не готовы эффективно противостоять инфекциям. Здоровый образ жизни и правильное питание – вот первые доступные шаги по укреплению иммунитета.

4.Эпидемии. Повышение заболеваемости в декабре месяце было связано с вспышкой ОРВИ в нашем городе.

5.Неправильное питание. Даже посещая детские дошкольные учреждения, в которых все продукты строго нормируются и их сбалансированность просчитывается, малыши всё равно попадают в группу риска. Причина – неправильное питание детей дома.

Причины пропусков без причины:

1.Отдаленность детского сада от места проживания детей.

2.При низкой температуре родители оставляют детей дома.

Проводимая работа по снижению заболеваемости и пропусков без причин:

1.Беседы с родителями. Консультации в уголок.

2. Проведение профилактических мероприятий во время эпидемиологического режима согласно плану учреждения.

4.Решена проблема по устранению температурного нарушения в группах учреждения (декабрь)

5.Ведение мониторинга теплового режима и утреннего приема детей.

6.Витаминизация (соки, фрукты, третье блюдо- аскорбинка)

8.Выполнение режимных моментов (закаливание, прогулка, утренняя гимнастика….

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудована группа для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы.

и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников

  1. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
  2. Комплексы по профилактике плоскостопия
  3. Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
  4. Дыхательная гимнастика
  5. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
  6. Прогулки + динамический час
  7. Закаливание:
  • Сон без маек
  • Ходьба босиком
  • Обширное умывание

8. Оптимальный двигательный режим

Упражнения на коррекцию плоскостопия

Упражнения на коррекцию сколиоза

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:

  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональную неперегревающую одежду детей
  • Соблюдение режима прогулок во все времена года
  • Занятия утренней гимнастикой и физкультурой

Обеспечение реализации основных направлений работы ДОУ

Модель стратегии и тактики работы инструктора по физической культуре с родителями

Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение)

Выделения групп риска (по результатам исследования)

Наглядная агитация (стенды, памятки)

3 этап-работа с группой риска

Выявление проблемы (беседы, наблюдения, тесты, опросы)

Коррекция родительских установок (тренинги, беседы)

4этап — индивидуальная работа

Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания

Консультативная индивидуальная помощь

Выявление изменений родительских установок в группе риска (беседы, наблюдения)

Совместные мероприятия, проекты

Дискуссии (совместное обсуждение проблем)

Совместное обсуждение планов на будущее

Для снижения заболеваемости и пропусков в детском саду мною были проведены консультации с родителями в группах, где часто болеют дети: «Здоровые дети- в здоровой семье », «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить», «Закаливание в домашних условиях» , «Зимние прогулки с детьми» и т.д. Родителям были предоставлены комплексы упражнений для закаливания, были показаны презентация «Ритмическая гимнастика в детском саду» и мастер-класс по ритмической гимнастике; презентация «Физкультура в детском саду» и показано занятие по физической культуре детей старшего дошкольного возраста. Разработала долгосрочный проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» в котором родители принимали активное участие, совместно с родителями мастерили тропинку здоровья и многое другое.

Опыт работы по снижению заболеваемости и оздоровительная работа МДОУ Детский сад «Родничок».

Содержание:Анализ эффективности управления и руководстваАнализ кадрового обеспеченияАнализ программно-методического обеспеченияАнализ качества методической работы за 2013-2014 учебный годВведение ФГОС.

Анализ удовлетворенности родителей МКДОУ детский сад «Березка» в 2013-2014 учебном году.

Приоритетное направление работы в МКДОУ Девицком детском саду «Улыбка» в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.Презентация и текст к презентации.

Основная образовательная программа Семилукского муниципального района разработана на основе программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. Она основы.

Анализ результатов педагогической деятельности воспитателей и узких специалистов МКДОУ «Золотой петушок» за 3 уч. года.

laquo;Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, и в этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.Поэтому это сотрудниче.

источник

Пребывание ребенка в дошкольной образовательной организации, особенно на этапе адаптации, связано с повышенными рисками для здоровья, что обусловлено высокой контактностью дошкольников на фоне несовершенства иммунных реакций. Дети обмениваются бактериями и вирусами, и это является закономерным процессом, но при наслоении психологических проблем (эмоциональных переживаний, стресса от временного расставания с родными) или в периоды эпидемии высока вероятность возникновения карантинной опасности для всего коллектива. Систематический анализ детской заболеваемости в детском саду позволяет выявить эффективные варианты работы по направлению и улучшить показатели здоровья воспитанников.

В условиях нового времени, когда возрастное развитие ребенка затруднено множественными негативными факторами (пагубное воздействие окружающей среды, несоблюдение двигательного режима, несбалансированное питание, высокие эмоциональные риски), необходимость осуществления анализа заболеваемости и посещаемости детей в ДОУ за год и разработка соответствующих мер является острой необходимостью, способствующей повышению роли медицинского персонала и улучшение общего самочувствия воспитанников. Аналитическая работа по направлению предусматривает необходимость реализации нескольких организационных этапов:

  1. Воспитатели детских групп ежедневно фиксируют количество отсутствующих малышей, в том числе по болезни.
  2. Ежемесячно старшей медицинской сестрой (или ответственным сотрудником) ведется сбор учетно-отчетных данных по группам с обязательным выделением множественных показателей заболеваемости (количество заболевших, тип патологии, длительность диспансерного наблюдения).
  3. Результаты анализа и возможные причины недугов воспитанников систематически заслушиваются на медико-педагогическом совещании и обсуждаются на педсовете.

В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» вы найдете образец приказа и памятку для родителей

При анализе заболеваемости воспитанников детского сада следует принимать во внимание медицинские карты детей, контрольные карты диспансерного наблюдения, паспорт здравпункта и другие отчетные документы, составляемые на основании осуществляемого мониторинга. При определении цифровых показателей целесообразно применение сравнительного метода и корреляционного анализа, при этом при оценивании уровня детской заболеваемости учитываются:

  • общие показатели посещаемости в детском саду;
  • группы для занятий физкультурой;
  • перечень имеющихся патологий у воспитанников (анализ хронических заболеваний детей);
  • соматические заболевания;
  • заболеваемость по возрастам;
  • целевая деятельность профилактического характера по снижению заболеваемости детей ДОУ (и пропусков без причин);
  • система коррекционной работы по оздоровлению дошкольников.

При составлении аналитической справки посещаемости детей в детском саду, чтобы отследить эффективность реализуемых мер, стоит в обязательном порядке принимать во внимание аналогичные показатели за предыдущий отчетный период, что удобнее всего сделать на основании простой сравнительной таблицы, доступной для просмотра.

Не менее важно выделить список наиболее распространенных заболеваний дошкольников и перечень реализуемых профилактических мер — это поможет определить эффективность деятельности по направлению и возможности снижения рисков для здоровья воспитанников в период пребывания в детском саду и дома.

В рамках проведения комплексного анализа дополнительно необходимо акцентировать внимание на формулах расчета заболеваемости в детском саду, использование которых позволяет получить данные для целевых отчетов.

  1. План посещаемости (ПП) рассчитывается посредством умножения количества детей в детском саду по плану (КДП) на количество рабочих дней в месяце (РД). Таким образом, ПП = КДП*РД, например: при КПД 300 детей и 19 рабочим дням план посещаемости ДОУ на рассчитываемый месяц равен 5700 (300*19).
  2. Фактическая посещаемость детского сада (ФП) рассчитывается путем умножения количества детей, посещающих ДОУ (КДп), на количество рабочих дней (РД). Таким образом, ФП = КДп*РД, например: при условии посещения учреждение 270 детьми и 19 рабочих днях фактическая посещаемость составляет 5130 (270*19).
  3. Количество пропусков (КП) является разницей между показателям плана посещаемости и фактической посещаемости, а именно КП=ПП-ФП. В нашем примере количество пропусков составляет 570 (5700-5130).
  4. Число дней по заболеваемости (ЧДЗ) рассчитывается на основании справок о заболеваемости детей в ДОУ посредством простого исчисления пропущенных дней.
  5. Показатель заболеваемости на одного ребенка (ЗР) исчисляется посредством деления числа дней, пропущенных по заболеваемости (ЧДЗ), на количество детей в детском саду по плану (КДП), а именно: ЗР=ЧДЗ/КДП. Так, при 150 днях, пропущенных воспитанниками по болезни (что подтверждено справками), показатель заболеваемости составит 0,5 (150/300).
  6. Посещаемость детского сада ребенком (ПР) рассчитывается посредством деления показателя фактической посещаемости (ФП) на количество количества детей в детском саду по плану (КДП), а именно: ПР=ФП/КДП. Основываясь на ранее представленных расчетах, получаем посещаемость 17,1 (5130/300).
  7. Средний показатель посещаемости детьми ДОУ (СПД) рассчитывается посредством деления фактической посещаемости (ФП) на количество рабочих дней (РД). Таким образом, СПД =ФП/РД, в нашем случае — 270 (5130/19).
Читайте также:  Анализ труда детей в природе

Данные формулы помогут не только в подготовке данных для тематического выступления на педсовете, но и при подготовке отчета о заболеваемости в детском саду за год, который должен быть дополнен данными о самых распространенных болезнях и комплексом соответствующих профилактических мер.

Одной из ключевых особенностей деятельности, осуществляемой в рамках анализа заболеваемости детей в детском саду, является составление сводной таблицы распространенных патологий, с которыми наиболее часто сталкиваются воспитанники и поиск возможностей для улучшения динамики. К числу часто фиксируемых детских патологий относятся следующие:

  1. ОРВИ и ОРЗ, первыми признаками проявления которых является озноб, ринит, кашель, повышение температуры тела, головная боль, слабость. Главной особенностью респираторных инфекций является высокая скорость передачи возбудителей, поэтому при появлении первых симптомов заболевшим малышам после оказания симптоматической помощи необходимо обеспечить диспансеризацию в медпункте до прихода родителей.
  2. Ветрянка, корь, краснуха, паротит. Для этих болезней (всех, кроме ветрянки) разработаны и успешно применяются вакцины. Прививки детям делают в поликлиниках, начиная с самого раннего возраста. Такие меры помогают не только снизить заболеваемость детей в ДОУ, но и свести к минимуму последствия, если ребенок все же заболевает. От ветрянки, самого часто встречающегося заболевания, до сих пор вакцины нет. Дети переносят этот недуг относительно легко, в редких случаях ребенка может беспокоить повышение температуры тела и слабость.
  3. Заболевания желудочно-кишечного тракта, занимающие особо значимое место в диаграмме заболеваемости детей в детском саду ввиду высоких рисков распространения и необходимости оперативного введения карантинного режима. Дошкольники преимущественно подвержены колитам и кишечным инфекциям. Последние очень опасны и переносятся детьми тяжело, требуют госпитализации в лечебное учреждение.
  4. Скарлатина, которая провоцируется стрептококковой инфекцией. Проводя анализ заболеваемости в детском саду, медики отмечают, что скарлатина также широко распространена. Болезнь проявляет себя остро: у ребенка поднимается температура до 40 градусов, появляется слабость, вялость, тошнота. На следующий день на теле дошкольника выступает сыпь характерного ярко-красного оттенка. Выздоровление наступает через 8-10 дней при должном уходе и соблюдении всех рекомендаций врача.
  5. Конъюнктивит — часто встречающееся заболевание среди воспитанников детского сада. Причина его банальна — грязные руки, пользование чужим полотенцем. Сопровождается покраснением глаз, жжением, гнойными выделениями.

Мониторинг посещаемости детей в ДОУ с последующим анализом медицинской документации позволяет выдвинуть эти болезни на первый план, однако педагогическому составу и руководителям не стоит забывать и про другие патологии, риски развития которых остаются особо актуальными на этапах раннего возрастного развития. Для большинства дошкольников сохраняются высокие риски развития плоскостопия, нарушения осанки, отита, ангины, гайморита, ларингита, а также комплексных костно-мышечных поражений, связанных с бытовым травматизмом и неаккуратностью, что обуславливает необходимость реализации обширного комплекса профилактической работы.

Проведение аналитической работы по выявлению уровня заболеваемости воспитанников призвано помочь педагогическому коллективу принять решение, как снизить заболеваемость в детском саду, реализуя комплекс мероприятий профилактического характера. Ключевая задача — выявить факторы, повышающие риски инфицирования детей, к числу которых первоочередно относятся следующие:

  1. Начало посещения детского сада (первичный адаптационный период или после длительного перерыва), когда в связи с множественными внешними возбудителями иммунные силы детского организма частично ослабевают, что в свою очередь на фоне физической или эмоциональной усталости может привести к заражению болезнями инфекционной этиологии или обострению хронических патологий.
  2. Ведение малоподвижного образа жизни в семье — у дошкольников, которые бесконтрольно используют гаджеты, наблюдается ухудшение зрения, первичные признаки сколиоза, низкие показатели физического развития.
  3. Слабый иммунитет, что обусловлено несбалансированным питанием, несоблюдением рекомендуемого режима активности и отдыха, отсутствием в ежедневном графике простейших элементов закаливания.
  4. Сезонные или ситуативные риски эпидемии.
  5. Несбалансированное питание в связи несоответствием содержания домашнего рациона меню детского сада.

Факторов, несущих риски для здоровья воспитанников, гораздо больше, поэтому анализ заболеваемости в детском саду с последующей разработкой комплекса мер для снижения тревожных показателей является обязательным направлением организационной работы. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста предусматривает выявление причин ухудшения здоровья воспитанников и разработки мер по их предупреждению, соблюдение санитарно-гигиенических требований, реализацию профилактических мероприятий, формирование у малышей навыков ведения здорового образа жизни и углублении знаний о состоянии здоровья.

Улучшению динамики состояния здоровья воспитанников способствует реализация следующих мероприятий:

  1. Обеспечение медико-педагогической поддержки воспитательного процесса (организация тематических бесед с родителями, оформление уголков здоровья, реализация эпидемиологических мер при возрастании карантинной угрозы).
  2. Поддержание оптимального микроклимата помещений (контроль температурного режима, кварцевание групп).
  3. Витаминизация блюд.
  4. Соблюдение режимных моментов (закаливание, прогулка, утренняя гимнастика).

Важным мероприятием по снижению заболеваемости в детском саду является повышение двигательной активности. От полноты реализации физиологической потребности дошкольника в движении зависит многое — развитие эмоций, мышление, восприятие, развитие памяти. Занимаясь оздоровительной работой, педагогам важно организовать режим дня детей. Следует избегать торопливости. Одно занятие в средней группе может длится 25 минут, а другое — 15 минут. Продолжительность зависит от сложности усвоения материала. Ориентироваться необходимо на работоспособность дошкольников, их заинтересованность в занятии.

С целью укрепления здоровья и активизации защитных сил детского организма в детских садах рекомендовано проведение:

  1. Физкультурных занятий в режимных моментах (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки).
  2. Целевых занятий физической культурой, включающих оздоровительный бег, корректирующие упражнения для профилактики сколиоза и плоскостопия.
  3. Закаливающих мероприятий (полоскание горла, мытье рук до локтя, хождение босиком по «дорожкам здоровья», контрастные воздушные ванны).
  4. Дней здоровья, спортивных праздников.

В ДОУ всегда присутствуют дети, болеющие чаще других. Для них с целью снижения заболеваемости организуется щадящий оздоровительный режим. Создается благоприятный психологический микроклимат, увеличивается продолжительность дневного сна, строго соблюдается режим чередования подвижных и спокойных игр, меняются сферы деятельности, в летнее время года максимальное пребывание на улице, на свежем воздухе.

Важное звено в системе физического воспитания дошкольников принадлежит закаливанию. Закаливание также способствует снижению заболеваемости детей в ДОУ и служит мерой профилактики. Хорошо приучать детей не просто к низким температурам, а к перепадам температурного режима, поочередно воздействуя то теплом, то холодом. Особенно полезен для дошкольников контрастный душ. Также закаливанию способствуют упражнения на свежем воздухе, ходьба босиком, одежда, соответствующая погодным условиям. Можно приучать воспитанников ходить босиком по дорожке до кровати перед дневным сном. Физкультурные занятия, утреннюю гимнастику лучше проводить босиком (сначала в носочках, потом снимать). Благодаря воздушным и водным процедурам можно снизить заболеваемость детей детского сада более чем на 40-45 %.

источник

Эксперты ВОЗ в 80-х годах XX века определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Впоследствии эти выводы были принципиально подтверждены и применительно к нашей стране следующим образом (в скобках данные ВОЗ):

— генетические факторы — 15-20 % (20 %)

— состояние окружающей среды — 20-25 % (20 %)

— медицинское обеспечение — 10-15 % (7-8 %)

— условия и образ жизни людей — 50-55 % (53-52 %).

Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той генной программой, которую они наследуют от родительских хромосом. Исходя из этого, браки между далеко отстоящими друг от друга в генеалогическом отношении людьми создают более высокую вероятность того, что благоприятный признак одного из родителей станет доминирующим с возможностью рождения более здорового, более совершенного по набору генов человека. И наоборот — в близкородственных браках пренатальная и детская смертность многократно выше, а частота наследственных заболеваний ребенка в 50 раз больше, чем в браках не состоящих в родстве людей. В России при богатстве ее национальностей, этнических групп и все более активных процессах миграции существуют благоприятные предпосылки для рождения в каждом следующем поколении более совершенного потомства благодаря обширному генофонду и возможности более значительного числа перебора вариантов благоприятных генных признаков.Таким образом, жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы наследственностью человека. В частности, к таким генетически предопределяемым особенностям следует отнести доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, предрасположенность к различным заболеваниям, алкоголизму и т. д. При всей значимости влияний среды и воспитания роль наследственных факторов, тем не менее, оказывается определяющей.

Состояние окружающей среды

На протяжении миллионов лет человек приспосабливался к земным условиям существования, оказывающим влияние на организм.

Зависимость человека от периодичности солнечной и лунной активности закрепилась в определенном чередовании состояния его здоровья и самочувствия в виде определенных биоритмов. Зная закономерности их изменений (а они имеют, как считают многие специалисты, свою периодичность для физического, психического и даже интеллектуального состояния каждого человека), можно заранее рассчитать и возможные сроки риска для своего здоровья, и периоды, наиболее благоприятные для осуществления определенных замыслов.

Природные закономерности, которые пока еще во многом составляют тайну для человеческого познания, вызывают определенные и порой весьма значительные изменения условий, в которых находится человек. Одним из них является атмосферное давление, заметные колебания которого ведут не только к изменениям погоды, сказывающимся на состоянии человека, но могут непосредственно вызывать нарушения его здоровья. Например, при повышенном атмосферном давлении хуже себя чувствуют люди с высоким артериальным давлением, а при пониженном — с низким.

Окружающая среда с ее физическими, химическими, климатическими, биологическими и другими параметрами с точки зрения эволюции биологических видов относительно консервативна. Ее постепенные (в масштабе жизни поколений животных организмов) изменения вызывали соответствующие адаптационные перестройки животных видов, способствуя самой эволюции.

В настоящее время, однако, структура заболеваемости в мире заметно изменилась, и инфекции составляют в статистике заболеваемости лишь около 10 %. В то же время неинфекционные соматические болезни, функциональные расстройства психики, алкоголизм, наркомания составляют до 40 % заболеваемости. Из многих сотен известных болезней в 85 % случаев смертельных исходов причинами являются лишь десять (атеросклероз, гипертоническая болезнь, ожирение, иммунодепрессия, аутоиммунные болезни, метаболические нарушения, психические депрессии, злокачественные болезни). Но вот средств и методов предупреждения патологии именно такого характера медицина не имеет.

1.2 Анализ заболеваемости воспитанников

МБДОУ Детский сад «Колосок» 2014-2015 год

В 2014 году в учреждении функционировало 7 групп: 1 группа ясельного возраста, 2 группы 2ая младшая,2 группы средняя, 1 группа старшая и 1 группа подготовительная.

Общее санитарное состояние учреждения соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой и воздушный режим соответствуют нормам.

Ежемесячно старшей медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболевания детей заслушались на медико – педагогическом совещании и обсуждаются на педсовете.

Анализ заболеваемости в 2014 году показал, что число болевших детей возросло в два раза. Также возросли пропуски без причины – 2193.

Средняя продолжительность заболевания на 1 ребенка – 6.5, что уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 0,1.

Процент посещаемости составил 66%.

Случаев заболеваемости -218, что составляет 20 %

В 2014 году коллектив детского сада большое внимание уделяет организации сбалансированного питания. Ежемесячно ведется подсчет ингредиентов и калорийности пищи по накопительной ведомости, администрацией делается глубокий анализ выполнения натуральных норм питания, выявляются причины сбоев в питании, снижаются конкретные рекомендации по исправлению недостатков.

источник

Здоровье ребенка нуждается в постоянном наблюдении: на первом году жизни ребеночка регулярно осматривает педиатр, консультируют невропатолог, хирург-ортопед, офтальмолог, отоларинголог, проводятся УЗИ и лабораторные исследования.

Для многих мам поход в поликлинику для сдачи детских анализов — процесс не всегда приятный, и, как ни странно, большинство мам старается его оттянуть. А зря. Ведь именно анализы помогают выявить сбои в работе органов и систем организма ребенка, а самое главное — назначить дополнительное обследование и лечение.

В раннем возрасте, в период от полугода до дети часто болеют простудными заболеваниями. Развивается болезнь остро, как правило, с поражения гортани и начальных отделов трахеи, сопровождается температурой (37-37,5С). Воспалительный процесс может осложниться вирусными инфекциями:

  • вирусами кори;
  • вирусами гриппа типа А;
  • вирусами парагриппа I типа;
  • энтеро-вирусом;
  • аденовирусом;
  • рино-вирусом.

Часто врачи-педиатры совершают ошибку, назначая симптоматическую терапию до обследования. Это затрудняет отслеживание динамики болезни и снижает эффективность лечения. Назначать симптоматическую терапию можно, если простудные заболевания вызваны цитомегаловирусом, вирусом герпеса и Эпштейна-Бара.

Респираторные инфекции, обусловленные бактериальной этиологией, требуют назначения исследования до начала лечения, так как бактерии чувствительны к терапии и при поздней диагностике (то есть после назначения лечения) можно получить неинформативные данные по посевам. При правильном диагнозе, лечении и благоприятном течении болезни выздоровление наступает уже спустя дней с момента появления симптомов.

Одним из самых частых заболеваний является так называемый атопический дерматит (в первый год жизни ребенка клинические проявления аналогичны аллергии новорожденных). Это заболевание характеризуется проявлением воспалений на коже лица, туловища и конечностей. Аллергии и дерматиты у детей, к сожалению, проявляют себя все более активно и разнообразно. Это становится настоящей проблемой для многих родителей, ищущих пути борьбы с этим недугами. Важнейший способ снижения аллергической реакции у детей — ограничение или полное исключение контакта с аллергенами, вызывающими болезнь.

Современная диагностика имеет в своем арсенале все необходимые исследования для максимально раннего выявления тех аллергенов, на которые у ребенка начинает формироваться повышенная чувствительность. Диагностика проводится по самому широкому спектру аллергенов (пищевых, бытовых, промышленных, грибковых и др.). Кроме того, прежде чем проходить исследование на конкретные аллергены, врачи рекомендуют заранее сдать клинический анализ крови и иммуноглобулин Е (IgE) общий, который вырабатывается организмом только при наличии аллергической патологии. Проведение этих исследований позволят подтвердить предполагаемый диагноз.

Читайте также:  Анализ труда и отдыха детей

Дерматиты часто провоцируют нарушения микрофлоры кишечника (дисбактериоз кишечника). Возникновение дисбактериоза обусловлено целым рядом сопутствующих заболеваний и клинических ситуаций, при которых изменяется количественный состав нормофлоры. К факторам, способствующим развитию дисбактериоза у детей, относятся:

  • глисты;
  • травмы во время родов;
  • искусственное вскармливание;
  • ухудшение иммунитета из-за различных заболеваний;
  • хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (воспаление тонкого кишечника — энтерит, воспаление слизистой толстого кишечника — колит и ряд других заболеваний);
  • острые заразные заболевания (дизентерия, тиф);
  • неоправданно массированное лечение антибиотиками.

Диагностика предполагает проведение анализа кала на копрологию и на яйца гельминов, а также анализа на определение уровня углеводов. Не лишним будет также исследовать микрофлору кишечника и сделать УЗИ органов пищеварительной системы.

Заболевания мочеполовой системы в детском возрасте практически не вызывают заметного беспокойства у ребенка. При обнаружении признаков патологии необходимо безотлагательно сдать мочу на общий анализ, при необходимости — посев мочи на флору. Если у вас девочка, внимательно следите за состоянием слизистой влагалища, а также за тем, нет ли синехии (сращения) малых половых губ, затрудняющей нормальное мочеиспускание. Самая распространенная проблема у девочек в раннем возрасте — воспаление вульвы (возбудители инфекции обычно заносятся с грязных рук, с кожи, кишечника, нередко на фоне опрелостей от памперса). У девочек постарше может появиться воспаление влагалища (вульвовагинит). Симптомы заболевания могут напоминать взрослую «молочницу». Не стоит сразу предполагать, что девочке передалась какая-то половая инфекция. Необходимо выявить возбудителя заболевания, поэтому ребенку рекомендуют анализ — посев на чувствительность к различным антибиотикам.

Помните, что основной способ выявления проблем и пороков развития репродуктивной системы ребенка — профилактическое медицинское обследование.

Анализ крови — один из самых информативных исследований детских заболеваний. Самый важный и простой метод исследования — это клинический анализ крови, показатели которого говорят о заболеваниях всех органов и систем еще до их проявления.

Первый общий анализ крови у детей обычно берут в возрасте когда возрастает риск развития железодефицитной анемии, и в крови больного ребенка существенно снижается количество эритроцитов и гемоглобина. А с трехмесячного возраста начинаются плановые профилактические прививки, требующие предварительного обследования. Перед прививкой важно убедиться, что показатели крови находятся в пределах нормы.

Большинство анализов крови у детей берутся утром натощак. Понятие «натощак» очень важно и означает, что ребенку нельзя ничего кушать перед походом в лабораторию, даже запрещается пить молоко (даже грудное) и соки. На результаты анализа крови зачастую влияет физическая активность, поэтому не стоит разрешать ребенку бегать-прыгать перед кабинетом, лучше посидеть на кушетке и рассказать ему что-то интересное, почитать сказку или спеть песенку.

Помните, что самое важное в лечении — это верно поставленный диагноз! Это возможно, если правильно и своевременно провести лабораторную диагностику.

источник

Заболевания слизистой оболочки полости рта (стоматиты, молочница).

План изложения материала:

1. Хронические расстройства питания. Виды.

2. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии.

3. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами.

4. Профилактика гипотрофии.

5. Паратрофия (ожирение). Причины и факторы риска. Клинические проявления. Принципы лечения. Профилактика.

6. Сестринский процесс при дистрофиях.

7. Стоматиты: определение, виды. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию заболевания.

8. Клинические симптомы стоматитов, осложнения, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами.

9. Профилактика стоматитов у детей.

10. Сестринский процесс при стоматитах.

Цель занятия:Сформировать у студентов знания о причинах, предрасполагающих факторах, клинических проявлениях, принципах лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

Содержание учебного материала:

Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска, ранние признаки и клинические проявления, осложнения. Диагностика, принципы лечения и планирования сестринского ухода за пациентами. Профилактика заболеваний.

После изучения темы студент должен:

Представлять и понимать:

1. Механизмы развития патологического процесса при диспепсии, гипотрофии.

2. Роль медицинской сестры в ранней диагностике заболеваний.

3. Роль медицинской сестры на этапах сестринского процесса при уходе за пациентами.

4. Роль участковой медсестры в профилактике заболеваний.

1. АФО органов пищеварения у детей грудного возраста.

2. Факторы риска и причины развития заболеваний.

3. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику.

4. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

5. Профилактику заболеваний.

Дистрофия(от греч. dys- расстройство, trophe- питание) — это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают:

· Гипотрофия – недостаточное питание.

· Паратрофия, ожирение – избыточное питание.

Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.

Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет

Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.

Факторы риска развития заболевания:

· Недостаточное питание матери во время беременности

· Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция

· Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.)

· Несбалансированное питание ребенка

· Инфекционные поражения желудочно-кишечного тракта

· Инфекции мочевыводящих путей, пиелонефрит

3. Врожденные пороки развития:

· Пороки развития желудочно-кишечного тракта с непроходимостью и рвотой (пилоростеноз и т.д.)

· Незаращение верхней губы, мягкого и твердого неба.

· Наследственные аномалии обмена веществ (ферментопатии и т.д.)

· Органические поражения ЦНС

4. Психосоциальные факторы:

· Недостаточное внимание к ребенку

· Отрицательное эмоциональное воздействие на ребенка

· Дефекты ухода и воспитания

· Несоблюдение режимных моментов.

Механизм патологического процесса:

Под влиянием различных факторов происходит нарушение ферментативной деятельности пищеварительных желез, подавляется секреция желудочно-кишечного тракта. Нарушаются процессы ферментативного расщепления и всасывания пищевых веществ в кишечнике, развивается дисбактериоз, снижается синтез витаминов. Для поддержания процессов жизнедеятельности организм использует запасы жира и гликогена из депо (подкожная клетчатка, печень, мышцы, внутренние органы), затем начинается распад клеток паренхиматозных органов. В процессе распада образуются промежуточные токсические вещества, которые еще больше ухудшают обменные процессы. Нарушается возбудимость коры головного мозга и подкорковых центров, их регуляторные механизмы, что приводит к угнетению и истощению внутренних органов. Разрушается система иммунологической защиты, легко присоединяется инфекция и активируются ее эндогенные очаги с развитием септического и токсического состояния.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8933 — | 7219 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

—>

« Октябрь 2019 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

—>

В ДОУ в течение 2012-2013 года поступило в группы раннего возраста и первые младшие 44 ребенка. Из них 25% — дети с выявленной диагностированной патологией до поступления в ДОУ

Новые воспитанники начинают поступать в детский сад в летний период, когда меньше распространены простудные и инфекционные заболевания. Педагоги создают все необходимые условия для успешного прохождения каждым ребенком периода адаптации: создают благоприятную, доброжелательную атмосферу, основанную на личностно-ориентированном подходе. В следствие чего, отметим, что у большинства детей адаптация проходила в средний степени тяжести. -30 детей, 14 детей — с легкой степенью адаптации, с тяжелой — не одного.

Основная задача взрослых — сохранить и улучшить здоровье. В дошкольном возрасте работа по сохранению здоровья осуществляется совместно с родителями и воспитателями. Она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливания детей, соблюдение правил Сан Пина. В начале 2012-2013 учебного года медсестрой и врачом воспитанники были распределены по группам здоровья:

Распределение воспитанников ДОУ по группам здоровья:

Сравнение групп здоровья по годам показывает, что количество здоровых детей увеличилось.

В 2010 году было выявлено 7 часто болеющих детей, в 2011году — 5 часто болеющих детей, а в 2012 — 8 , в связи с тем, что в 2011 году 3 человека были вновь поставлены на учет, как часто болеющие дети.

В течение года ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости по всем группам и общей по детскому саду.

Количество случаев заболеваемости в 2010 году-142, в 2011 году -161, в 2012 году -197 случаев, в связи с открытием новой группы раннего возраста и увеличения количества детей.

Случаи травматизма отсутствуют.

Сравнительный анализ пропусков по болезни одним ребенком выявил, что уровень состояния здоровья стабильно оптимальный, что говорит об удовлетворительной работе коллектива по сохранению здоровья детей. Небольшое увеличение количество пропусков в связи с тем, что увеличилось количество детей.

пропуск по болезни одним ребенком

Проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за учебный год дети выросли на 3-4 см и прибавили в весе на 2,5-3,0 кг.

С целью решения годовой задачи в течении года в ДОУ велась физкультурно-оздоровительная работа: проводились закаливание, утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика, физкультурные занятия, На физкультурных занятиях подсчитывалась моторная плотность. В начале года моторная плотность составила 72-75%, в конце учебного года – 80-87%. Физиологическая нагрузка до 140-150 ударов в минуту.

Так же использовались физкультминутки во время занятий, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе, но мало проводилось физкультурных развлечений, в связи с отсутствием специалиста по физической культуре.

Проводилась индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в здоровье: уменьшается физическая нагрузка, корректируются двигательные упражнения, дозируется двигательная активность в течение дня. Дети с аллергопатологией находятся под постоянным наблюдением. Для них из рациона питания исключаются или заменяются продукты противопоказанные им.

Для понижения случаев заболевания сезонно проводилась профилактика гриппа и простудных заболеваний: вакцинация детей против гриппа, оксалиновая мазь, лук, чеснок, аромотерапия, кварцевание групп.

В целях санитарно просветительской работы методической службой и старшей медсестрой для педагогов ДОУ были проведены консультации, помогающие закрепить знания педагогов об особенностях физического и психического развития детей, профилактике простудных заболеваний, оказание первой необходимой медицинской помощи. Воспитатели были ознакомлены с новыми формами работы по физической культуре, инновационными разработками и технологиями способствующими укрепить и сохранить здоровье воспитанников.

Необходимой частью по сохранению и укреплению здоровья детей является работа с родителями. В течение года проводились различные консультации, родительские собрания, комитеты, где вопросы о здоровье детей были приоритетными. В группах ежемесячно обновлялись материалы в уголках здоровья. Проводимая работа положительно отразилась на заинтересованности и активности родителей в организации совместных мероприятий, проводимых в ДОУ.

Вывод: Педагогами и медицинской службой ДОУ ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, который предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни. Медицинской службой ДОУ планируется усиление профилактической работы среди родителей воспитанников и педагогического коллектива

Исходя из анализа состояния здоровья детей, намечены задача на следующий учебный год:

— продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима детей.

источник

студент 6 курса, кафедра педиатрии №1 ИГМУ,

студент 6 курса, кафедра педиатрии №1 ИГМУ,

д-р мед. наук., профессор ИГМУ,

Важнейшей мерой первичной профилактики заболеваний детского возраста является рациональное вскармливание, которое обеспечивает морфофункциональное созревание организма ребенка и гарантирует достижение генетически детерминированного конечного роста и возрастного развития [1, с. 86].

Характер вскармливания играет важнейшую роль в защите младенца от инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Питание детей в младенческом возрасте должно учитывать особенности ростовых, обменных процессов, высокие темпы психомоторного развития ребенка, с одной стороны, и незрелость механизмов, обеспечивающих защиту ребенка и его адаптацию в окружающей социальной среде — с другой стороны [2, с. 48].

Грудное молоко матери является «золотым стандартом» оптимального питания детей раннего возраста. По рекомендациям ВОЗ ребенок должен находиться на исключительно грудном вскармливании не менее 4-6 месяцев от рождения. Однако питание детей первого года жизни в настоящее время во многих случаях является неадекватным и характеризуется недостаточной распространенностью грудного вскармливания, ранним введением в рацион неадаптированных молочных смесей, неоптимальными сроками назначения и ассортиментом продуктов прикорма [3, с. 56].

В настоящее время в учреждениях родовспоможения, детских стационарах и амбулаторно-поликлинических организациях широко проводятся мероприятия по пропаганде и поощрению грудного вскармливания детей минимум до 6 месяцев. В связи с этим актуальным становится исследование влияния грудного вскармливания на состояние здоровья, психофизическое развитие и заболеваемость детей раннего возраста [4, с. 32].

Целью нашей работы является изучение влияния вида вскармливания на состояние здоровья детей раннего возраста: уровень их физического, психомоторного развития, уровень заболеваемости алиментарно-зависимыми заболеваниями и респираторными инфекциями.

Для осуществления заданной цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Выявить причину перевода новорожденных на искусственное вскармливание

2. Изучить структуру алиментарно-зависимых заболеваний у детей раннего возраста в зависимости от вида вскармливания.

3. Изучить заболеваемость респираторными инфекциями у детей раннего возраста в зависимости от вида вскармливания.

Исследование проводилось на базе ОГБУЗ «Иркутская детская городская поликлиника № 1» (главный врач к.м.н. Кондратенко В.А.). Проведен ретроспективный анализ 100 историй развития (ф.112/у) детей, территориально проживающих на одном участке, в возрасте от 1 года 1 месяца до 3 лет, средний возраст которых составил 18,5±1,5 мес. Все дети были разделены на 2 группы. Первую группу составили 82 ребенка, находившихся на исключительно грудном вскармливании до 4-6 месяцев (40 мальчиков, 42 девочки). Во вторую группу вошли 18 детей, которые находились на искусственном вскармливании либо с самого рождения, либо были переведены на него не позднее 2 месяцев жизни (мальчиков – 8 человек, девочек – 10). Проведена оценка физического и нервно-психического развития в эпикризные сроки с использованием центильных таблиц и таблиц с возрастными нормативами нервно-психического развития детей раннего возраста, определена группа здоровья в возрасте 1 года (по имеющимся записям в амбулаторной карте). По данным ф.112/у изучена структура алиментарно-зависимых заболеваний и заболеваемость респираторными инфекциями, внесенных в лист уточненных диагнозов.

Читайте также:  Анализ труда детей в доу

При анализе данных учетной формы 112/у было выявлено, что 22 % детей из 1 группы были рождены с помощью кесарева сечения, 78 % – естественным путем. Во 2 группе процентное соотношение оказалось диаметрально противоположным: 73 % детей были рождены с помощью кесарева сечения, 27 % – естественным путем.

Анализ данных, характеризующих вскармливание детей 1 группы, выявил, что на грудном вскармливании до 4 месяцев находились 62 % детей, до 5 месяцев – 22 % детей, до 6 месяцев – 16 %. Во 2 группе, помимо детей, переведенных на искусственное вскармливание, были дети, которые изначально не были приложены к груди. Таких детей было 7 человек, из них 2 % детей не были приложены к груди вследствие ВИЧ инфекции у матери, у 5 % причина не установлена (нет данных в амбулаторной карте). Среди детей, переведенных на искусственное вскармливание, у 82 % причиной являлась вторичная гипогалактия у матери, у 11 % причина не установлена (нет данных в амбулаторной карте).

В качестве основных блюд прикорма у детей обеих групп использовались овощные и фруктовые пюре, либо каши. Так, у детей основной группы в качестве первого прикорма в 64 % случаев применялось овощное пюре, в 36 % случаев – каши. Вводился прикорм в возрасте 6 месяцев – у 57 % детей, с 5 месяцев – у 29 % детей, с 4 месяцев – у 14 % детей. У детей 2 группы в качестве первого блюда прикорма в 61 % случаев вводилось овощное пюре, в 39 % случаев – каши. В большинстве случаев (62 %) прикорм детям 2 группы вводился в возрасте 4 месяцев. Следует отметить, что вид прикорма и сроки его введения детям обеих групп соответствовали рекомендациям ВОЗ.

Анализ динамики физического развития детей обеих групп выявил, что большинство детей 1 и 2 групп (95 % и 93 % соответственно) имели нормальное физическое развитие в декретированные сроки. При сравнении основных параметров физического развития детей в эпикризные сроки достоверных различий не выявлено.

Оценка нервно-психического развития детей также не выявила достоверных различий между детьми обеих исследуемых групп. Все дети на первом году жизни имели нормальное развитие и были отнесены в 1 группу НПР.

Проведенное исследование показало, что в возрасте 1 года в 1 группу здоровья были отнесены 26 % детей из 1 группы, и лишь 9,5 % детей из 2 группы.

Одновременно с этим показатель заболеваемости респираторными инфекциями среди детей, находящихся на раннем искусственном вскармливании, был достоверно выше. Так, у детей 1 наблюдаемой группы было зарегистрировано в среднем 2,3 случая ОРВИ на 1 ребенка в год, в то время как во 2 группе детей этот показатель составил 3,8 случая на 1 ребенка в год.

Анализ алиментарно-зависимых заболеваний у детей обеих групп выявил одинаковую структуру, включающую атопический дерматит и ЖДА. Однако частота встречаемости этих заболеваний в обеих группах существенно различалась. Так, частота атопического дерматита у детей первой группы составила 10 %, у детей второй группы – 31 %; анемии – 5,4 % и 9 % соответственно.

На основании анализа полученных данных, были сделаны следующие выводы:

  • В большинстве случаев дети, находящиеся на искусственном вскармливании, были рождены путем кесарева сечения, причиной перевода их на вскармливание смесью в основном являлась вторичная гипогалактия. Очевидно, что оперативное родоразрешение негативно сказывается на лактации матери.
  • При сравнении основных параметров физического и нервно-психического развития детей на первом году жизни в I и II группе достоверных различий не выявлено;
  • Заболеваемость респираторными инфекциями детей, находящихся на грудном вскармливании до 4–6 месяцев достоверно ниже заболеваемости детей, рано переведенных на искусственное вскармливание;
  • У детей, находящихся на грудном вскармливании до 4–6 месяцев достоверно реже регистрировали случаи алиментарно-зависимых заболеваний: атопическим дерматитом и ЖДА.

Таким образом, для обеспечения гармоничного развития и формирования здоровья детей раннего возраста оптимально подходит исключительно грудное вскармливание минимум до 4-6 месяцев, с последующим введением прикорма в определенной последовательности, с соблюдением сроков и правил и продолжением грудного вскармливания до 12-18 месяцев.

Список литературы:

  1. Национальная программа оптимизации вскармливания детей 1-го года жизни в Российской Федерации. Под редакцией А.А. Баранова, А.В. Тутельяна. — М., 2008.-125 с.
  2. Беляков В.А., Кашин А.В. Влияние видов вскармливания на физическое развитие детей первого года жизни. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2004. № 3. С.64.
  3. Конь И.Я. Питание детей первого года жизни: современные представления. Педиатрия. 2006. № 31. С. 63.
  4. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. М. 2009. 63 с.

источник

Тезисы исследовательской работы на тему: «Обоснование заболеваемости детей раннего возраста рахитом (на примере педиатрического участка детской поликлиники Петровск-Забайкальской ЦРБ). Профилактика заболеваемости рахитом»

Конец XX века характеризовался бурным развитием лабораторных и инструментальных методов исследова­ния, способных помочь не только в постановке правильного диагноза, но и расшифровке генеза многих заболеваний. Несмотря на многочисленные, в том числе и фундаменталь­ные, исследования, посвященные рахиту, проблема его профилактики и лечения у детей первых лет жизни остается весьма актуальной и в новом тысячелетии. Рахит, известный со времен Сорана Эфесского и Галена, является широко распространенным заболеванием у детей первых 2 лет жизни. Официальная статистика распространенности рахита в нашей стране занижена по меньшей мере вдвое, так как диагноз рахита в основном регистрируется в случае среднетяжелых форм, а легкие его формы статистически не учитываются.

Терминологическое разночтение определения рахита, некоторое различие в подходах к проведению лечения и профилактики заболевания зачастую являются причиной отсутствия преемственности ведения этих больных.

Рахит относится к группе дефицитных заболеваний, основным этиологическим фактором развития которого является недостаточные поступление с пищевыми продуктами или образование в коже витамина D у интенсивно растущих детей. Витамин D синтезируется в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей, что в отличие от других витаминов, создает трудности при определении его потребности.

Опыт стран, где достаточно солнечных дней в году, свидетельствует о необходимости проведения круглогодичной профилактики рахита путем назначения лекарственных препаратов витамина D на первом и втором годах жизни ребенка, когда наиболее активно идет набор «костной массы». Профилактическая доза витамина D должна составлять не менее 500 ME в сутки.

Актуальность обсуждаемой проблемы состоит в том, что рахит является не только педиатрической, но и медико-социальной проблемой, так как имеет серьезные последствия, обусловливающие высокую заболеваемость детей.

Естественно, что неадекватная профилактика рахита витамином D способствует развитию заболевания и ухудшению качества жизни пациента.

Выявляемые при рахите дисфункции иммунитета в виде снижения синтеза интерлейкинов 1, 2, фагоцитоза, продукции интерферона, а также мышечная гипотония предрасполагают к частым респираторным заболеваниям. Остеопороз, остеомаляция, остеопения, наблюдаемые при рахите, способствуют формированию нарушений осанки, множественного кариеса зубов, анемии. Последствиями рахита нередко являются вегетативные дисфункции, нарушение моторики желудочно-кишечного тракта в виде простого запора, дискинезии билиарного тракта и двенадцатиперстной кишки. Таким образом, перенесенный рахит в раннем возрасте оказывает неблагоприятное воздействие на рост и развитие детей в более старшем возрасте, а его последствия могут сохраняться на протяжении всей жизни человека.

В связи с актуальностью проблемы цель данной работы — оценить эффективность мероприятий, направленных на профилактику рахита.

Цель реализуется путем решения следующих

1. Провести анализ литературных данных о заболеваемости рахитом.

2. Проанализировать уровень заболеваемости детей рахитом в городе Петровске-Забайкальском.

3. Провести анализ данных опроса родителей детей до 3-х лет о профилактике рахита г. Петровска-Забайкальский.

4. Разработать рекомендации по профилактике рахита.

Динамика заболеваемости г. Петровск-Забайкальский за 2010-2012 гг.

За период с 2010 по 2012 год динамики общей заболеваемости рахитом в г. Петровск-Забайкальском не наблюдается, но есть передвижения заболеваемости из группы детей возраста до 1 года в группу детей возраста 1-3 года. Заболеваемость рахитом в возрасте детей до 1 года снизилась в 2 раза за счет увеличения заболеваемости на 10,5% детей в возрасте 1-2 лет и на 8,3% в возрасте 2-3 лет. Что говорит об эффективности профилактических мер по предупреждению заболеваемости рахитом беременных и кормящих женщин.

Анализ мнений родителей детей до 3-х лет о профилактике рахита г. Петровск-Забайкальский

Нами, совместно с врачами-педиатрами детской консультации Петровск-Забайкальской центральной районной больницы была разработана анкета, куда были включены вопросы наиболее четко дающее представление о профилактике рахита в городе, а, следовательно, и предупреждению заболеваемости в целом. Было опрошено 25 женщин, имеющих детей от 1 года до 3 лет. По возрасту респонденты распределились следующим образом: 18-25 лет – 12 человек, что составляет 48% всех опрошенных; 26-35 лет – 10 человек (40%) и остальные 3 женщины заняли возрастную категорию – старше 35 лет (12%). У большинства опрошенных по 2-е детей (80%) у остальных по 1 ребенку.

Анализ мнений родителей о профилактических мерах в г. Петровск-Забайкальский

1. Принимали ли Вы препараты, содержащие витамин Д во время беременности (кальций Д-3 никомед)

2. На каком сроке родился Ваш ребенок:

А. До 38 недель беременности

Б. 39-40 недель беременности

В. 41 и более недель беременности

3. В какое время года родился Ваш ребенок:

4. Ваш ребенок получает или получал препараты, содержащие витамин Д

5. На каком вскармливании находился (находится) Ваш ребенок:

6. Какому препарату, содержащему витамин Д вы отдаете предпочтение:

А. Витамин Д2 масляный раствор

Б. Водорастворимый витамин Д 3

В. Ребенок не принимает препаратов, содержащих витамин Д

7. Выставляли ли Вашему ребенку диагноз «Рахит»:

8. Если выставляли Вашему ребенку диагноз «Рахит», то в каком возрасте

Как видно из приведенных сравнительных данных каждого из вида предрасполагающих факторов для развития рахита у детей младшего возраста, клиническая картина развилась у детей:

  • матери, которых во время беременности не получали препараты содержащие витамин Д;
  • недоношенные дети, то есть срок родов до 38 недель беременности;
  • дети, родившиеся осенью;
  • дети, находящиеся на искусственном вскармливании.

2. Сколько детей в Вашей семье_____

3. Принимали ли Вы препараты, содержащие витамин Д во время беременности (кальций Д-3 никомед):
А. Да
Б. Нет

4. На каком сроке родился Ваш ребенок:
А. До 38 недель беременности
Б. 39-40 недель беременности
В. 41 и более недель беременности

5. В какое время года родился Ваш ребенок:
А. Весной
Б. Летом
В. Осенью
Г. Зимой

6. Ваш ребенок получает или получал препараты, содержащие витамин Д
А. Да
Б. Нет

7. На каком вскармливании находился (находится) Ваш ребенок:
А. Только грудное молоко
Б. Смешанное
В. Искусственное

8. Какому препарату, содержащему витамин Д вы отдаете предпочтение:

А. Витамин Д2 масляный раствор

Б. Водорастворимый витамин Д 3

В. Ребенок не принимает препаратов, содержащих витамин Д

9. Выставляли ли Вашему ребенку диагноз «Рахит»:
А. Да,
Б. Нет

10. Если выставляли Вашему ребенку диагноз «Рахит», то в каком возрасте
А. До месяца
Б. До года
В. До трех лет

  1. Галактионова М.Ю., Денисенко Н.Ф Неотложная помощь детям на догоспитальном этапе.- Методическое пособие для врачей медицинских учреждений города. — Красноярск, 2009.- 42 с.
  2. Детские болезни. Учебник / Под ред. Н.П. Шабалова. СПб.: Сотис, 2009. — 567 с.
  3. Профилактикатика детских болезней: Практикум / Под ред. В.В. Юрьева. — СПб: Питер, 2009. — 252 с.
  4. Справочник участкового педиатра / Под ред. проф. И.Н.Усова. — Мн.: Беларусь, 2010- 128с.
  5. Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии- Ростов н/Д : Феникс, 2009 — 78с.

Copyright © 2010—2019
ООО «Современные медиа технологии в образовании и культуре»

Сервис «Комментарии» — это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

  1. Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки.
  2. Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами). Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения — заголовке, тексте, подписи и пр.)
  3. Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
  4. Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
  5. Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
  6. Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
  7. Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
  8. Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста.

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.

Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.

источник