Меню Рубрики

Анализ уровня готовности детей к школе

Целью нашего исследования было изучение особенностей психологической готовности детей к школе. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ‹‹Средняя общеобразовательная школа № 20›› г. Белгорода.

В исследовании приняли участие учащиеся первого «А» класса. Общее количество испытуемых составило 22 человека. При проведении были получены следующие результаты:

Результаты проведения методики «Бусы»

Итог методики, предполагающей выявить количество условий, которые может удержать ребенок при выполнении заданий на слух, показал, что 67% справились с заданием на хорошем уровне, и 34% испытывали затруднения.

Результаты проведения методики «Домик»

Ориентирование на образец, его копирование, развитие произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия в достаточной степени развиты у 66,5% детей. 33% тестируемых детей требуется коррекция и развитие данных умений.

Результаты проведения методики «Узор»

Высокий показатель умения сразу учитывать несколько правил сформирован у 8 % учащихся класса. У 6 человек (50%) умение действовать по правилам сформировано не до конца, могут удерживать при работе ориентацию только на одно правило.

У 3 (25%) человек выявлен низкий уровень умения действовать по правилу, постоянно сбивались и нарушали правило, хотя и старались на него ориентироваться. 2 человека (16,5%) вообще не обладают умением действовать по правилу.

Результаты проведения методики «Графический диктант»

Данная методика позволила выявить, что высоким уровнем развития произвольной сферы ребенка, а также высокими возможностями в области перцептивной и моторной организации пространства обладают 2 человека (16,5%), хорошим ? 6 человек (50%), 2 человека (16,5%) — средними и 2 человека (16,5%) являются обладателями низкого уровня развития произвольной сферы.

Проведенная диагностика психологической готовности ребенка к школе выявила необходимость в коррекции и развитии.

Задачи коррекционной и развивающей работы:

  • 1. развить способность самоконтроля в обучающей деятельности;
  • 2. развивать творческие способности и воображение, формировать представления об окружающем мире, формируя интерес к познавательной деятельности;
  • 3. развивать интеллектуальные способности.

Развитие самоконтроля: Самоконтроль — составная часть любого вида деятельности человека. Самоконтроль предупреждает возможные или обнаруживает уже совершенные ошибки[20].Контролируя, человек осознает правильность своих действий, будь то игровой, учебный или трудовой процесс.

Для развития навыков самоконтроля у дошкольников мы использовали следующие упражнения:

Упражнение №1. Ученикам раздаются карточки с нарисованными цветными кольцами разных размеров.

Дети должны надеть кольца по образцу, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу. Потом задание усложняется, теперь уже кружочки не закрашены [23].

Ученики должны их раскрасить, ориентируясь на образец:

  • 5 — красный
  • 4 — синий
  • 3 — желтый
  • 2 — коричневый
  • 1 — черный

Результаты своей работы дети сверяют с образцом.

Упражнение № 2. «Сохрани слово в секрете». Учитель называет слова, ребенок их должен отчетливо повторять. Но есть одно условие ? названия цветов ? это наш секрет, их повторять нельзя.

Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Цель упражнения научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, что позволит развивать навыки произвольности и саморегуляции [21]. Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил.

  • 1. нельзя повторять названия рыб, надо отмечать их одним хлопком;
  • 2. нельзя повторять названия предметов, имеющих квадратную форму (синий цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Можно устроить соревнования (за ошибки ? одно штрафное очко). Результаты упражнения фиксируются и сравниваются с предыдущими. Тестируемый должен знать, что чем дольше он играет, соблюдая правила, тем лучше у него получается.

Формирование интереса к познавательной деятельности: Для формирования интереса к познавательной деятельности мы прибегли к развитию воображения, творческих способностей.

В основе воображения лежат образы.

Образы воображения опираются на образы памяти, но имеют отличия.

Образы памяти ? это неизменяемые, образы прошлого.

Образы воображения изменяются и отличаются от реальных образов.

Приемы развития воображения разнообразны. Для коррекционной работы мы взяли следующие задания для развития воображения:

  • 1) Нарисуй, птиц с другой планеты;
  • 2) Сказка наоборот (сказка «Колобок»);
  • 3) Соедини в связный рассказ эти два предложения. «Мама купила в магазине рыбу, поэтому, вечером пришлось зажигать свечи» [11].

Развитие интеллектуальных способностей: Для развития интеллектуальных способностей мы использовали такие игры как:

1. «Сходство и различие». Ребенку необходимо определить сходство и различие следующих пар слов:

Книга ? тетрадь День — ночь

Лошадь ? корова Дерево — куст

Телефон ? радио Помидор — огурец

Самолет ? ракета Стол — стул

2. «Поиск противоположного объекта». Называя какой-либо предмет (например, соль), надо назвать как можно больше других, противоположных данному.

При этом ребенку необходимо уметь определить противоположные объекты по функциям «съедобное — несъедобное», «полезное — вредное» и другие примеры и по другим критериям (по признакам, по размеру, форме, состоянию и т.д.).

  • 3. «Испорченный телефон». Эта игра на преодоление детьми речевого несовершенства. Дети не видят друг друга. Задача одного ребенка описать приятелю, какая у него в руках картинка или предмет. Называть предмет нельзя, можно лишь перечислять его размеры, форму, цвет и другие признаки предмета.
  • 4. Другой ребенок должен угадать предмет и воспроизвести его копию из любого материала (пластилин, мозаика и т.д.)[23].При полной иллюзии понимания не всегда получается то, что требуется изготовить. Через некоторое время дети сами приходят к той социальной форме речи, которая понятна окружающим.

После проведения коррекции и развития вновь провели диагностику, используя те же методики, и получили следующие результаты:

источник

Виктория Васильевна Иванченко
Образец анализа готовности детей подготовительных групп ДОО к обучению в школе

АНАЛИЗ

готовности к школьному обучению детей подготовительных групп

В период с ___ по ___ в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога проходило итоговое обследование детей подготовительных групп к обучению в школе, в котором приняли участие 74 дошкольника.

Уровень готовности детей к школьному обучению выявлялся с помощью тестовых методик программы Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».

Обследование проводилось в индивидуальной форме.

Цель: определение уровня школьной зрелости детей подготовительных групп.

По итогам были получены следующие результаты: Г — 52 чел. (70,3%, УГ — 21 чел. (28,4%, УНГ — 1 чел. (1,3%, Н — 0 чел. (0%).

В диагностике не приняли участие 7 детей в связи с непосещением ДОУ по семейным обстоятельствам и по заявлениям.

Таким образом, из 74 обследованных выпускников 70,3% детей готовы к обучению в школе, они усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности. Условно готовы 28,4% выпускников — у этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов. Условная неготовность к началу регулярного обучения выявлена у одного ребенка, который нуждается в помощи школьного психолога и должен быть обследован с целью выявления компенсаторных возможностей, путей помощи.

В целом, результаты проводимой работы с детьми по коррекции и развитию психических процессов имеют положительную динамику.

Педагог-психолог МБДОУ ___

Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь.

Физкультурное развлечение «Спортивный огород» для детей старших и подготовительных к школе групп) Физкультурное развлечение «Спортивный огород » (подготовительная и старшая группы) ГККП «Ясли – сад №16» г. Аксу Физкультурное.

Консультация для родителей подготовительных к школе групп «Готовность к школе — что это?» Готовность к школе. 1 Слайд Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое «готовность к обучению в школе»?.

Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе Реализация основных задач дошкольного образования в контексте основных идей ФГОС ДО невозможна без создания особых условий взаимодействия.

Проект по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Звездочка в ладошке» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Колосок» муниципального образования город-курорт Анапа.

Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе. Развитие речи, обучение детей дошкольного возраста родному языку становится особенно актуальной проблемой в связи с целенаправленной, углубленной.

Сценарий новогоднего праздника для детей подготовительных к школе групп ДОУ с большим количеством сказочных персонажей СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП ДОУ «СКАЗОЧНЫЙ КАРНАВАЛ» Подготовила музыкальный руководитель Левченко.

Сценарий осеннего праздника для детей старших и подготовительных к школе групп ДОУ Золотая осень в Ростове-на-Дону Сценарий осеннего праздника для детей старших и подготовительных к школе групп ДОУ Подготовила музыкальный.

Спортивно-познавательный досуг «В гостях у Светофора» для детей старших и подготовительных к школе групп Спортивно – познавательный досуг «В гостях у Светофора» для детей старших и подготовительных к школе групп. Составили: инструктор по физической.

Военно-спортивный турнир «Зарничка» для детей подготовительных к школе групп В преддверии 9 мая в нашем детском саду «Ёлочка» прошли спортивные соревнования «Зарничка». дети подготовительных групп показали свои умения.

источник

Для диагностика сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью была использована методика «Узор» Л.И. Цеханской. После проведения были получены следующие результаты.

При выполнении заданий ребенку начислялись штрафные баллы за различные ошибки:

— лишние соединения — 1 балл

пропуски «зон соединения» — 1 балл.

Для определения уровня сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью введем условную шкалу для определения результатов методики:

высокий уровень — ребенок правильно усвоил правило и безошибочно выполнил задание, не допустил ошибок при выполнении соединений, допустимо одно прерывание линии соединения фигур ( не более 0,5 балла);

средний уровень — у ребенка не более трех ошибок при выполнении задания, такие как лишние соединения, не предусмотренные диктантом, «разрывы», или пропуски «зон соединения» между правильными соединениями от (не более 3 баллов);

низкий уровень — у ребенка более трех ошибок (более 3 штрафных балла).

Результаты исследования проведены в Приложении 1.

Представим результаты методики на диаграмме.

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Узор» Л.И. Цеханской

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей высокий уровень имеют 13,3% детей, средний уровень — 66,7% и низкий уровень у 20% детей;

— в группе семилетних детей высокий уровень имеют 33,3% детей, средний уровень — 53,4% и низкий уровень у 13,3% детей.

Как видим у шестилетних детей сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью находиться на среднем уровне. У семилеток — предпосылки овладения учебной деятельностью сформированы на достаточно высоком уровне. Шестилетние дети не совсем точно поняли правила соединения и вследствие чего допустили больше ошибок, чем семилетки.

В общем можно сказать, что выполнение задания у ребят не вызвало особых затруднений, и полученные нами результаты положительные и соответствуют возрастным нормам. Однако в процессе исследования выявлены дети, требующие особого вынимания со стороны педагогов ДОУ. Конечно же, это в первую очередь двое детей из группы семилетних детей. Вполне возможно, что детям требуются дополнительные занятия либо коррекционная работа.

Следующим этапом исследования была диагностика учебной мотивации. Для этого мы воспользовались методикой по определению доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

Результаты исследования проведены в Приложении 2. Представим результаты методики на диаграмме.

Рис. 2. Результаты исследования по методике определения мотива в мотивационной сфере ребенка

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей познавательный мотив у 26,7% детей, игровой мотив — 73,37%;

— в группе семилетних детей познавательный мотив у 46,6% детей, игровой мотив у 53,4% детей.

Конечно детей у которых между познавательным и игровым мотивом доминирует познавательный мотив больше среди семилетних детей. Однако и в группе семилеток и в группе шестилеток у детей доминирует игровой мотив перед познавательным. Дети остаются детьми и не смотря на то что у некоторых из них уже достаточно сформированы предпосылки для обучения, все таки им хочется играть.

На следующем этапе исследования диагностировалась интеллектуальная и речевая сфера детей. Для проведения исследования мы воспользовались методикой «Сапожки» и «Последовательность событий».

Методика «Сапожки» позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения.

Для анализа результатов исследования мы аналогичным способом примененным в первой методике представим сравнительную шкалу оценки уровня обучаемости детей. Итак,

— высокий уровень — дети хорошо усвоили правило по, которому следует выполнять задание, задание выполнено верно, дети хорошо обобщают предметы и внимательны при выполнении задания;

— средний уровень — дети усвоили правило, но при выполнении задания у них есть ошибки, но характер ошибок незначителен, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой «4», девочку — цифрой «2», а аиста — цифрой «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей.

— низкий уровень — ребенок плохо понял правило, даже после дополнительного объяснения, он путает «0» и «1». На третьем этапе у ребенка возникают трудности, так как он плохо справляется с обобщением и поэтому ему приходиться несколько раз возвращаться ко второму этапу, чтоб понять подсказку.

Результаты исследования проведены в Приложении 3. Представим результаты методики на диаграмме.

Рис. 3. Результаты исследования по методике «Сапожки»

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей высокий уровень имеют 6,7% детей, средний уровень — 66,7% и низкий уровень у 26,6% детей;

— в группе семилетних детей высокий уровень имеют 40% детей, средний уровень — 53,3% и низкий уровень у 6,7% детей.

По полученным результатам можно сделать вывод, что у семилетних детей уровень обучаемости и владение принципами обобщения более высокий, чем у шестилеток. То сеть детей с высоким уровнем обучаемости больше среди семилетних детей. В общем, в группах испытуемых детей преобладает средний уровень, однако уровень обучаемости с возрастом становиться выше.

В процессе проведения данного исследования в группах так же были выявлены дети с низким уровнем обучаемости и не владеющие принципами обобщения. Как уже отмечалось нами ранее, эти дети требуют внимания со стороны педагогов, а так же родителей.

Для всестороннего исследования интеллектуальной и речевой сферы детей мы воспользовались методикой «Последовательность событий».

Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

Для статистической обработки результатов приведем уровни к следующей шкале.

Уровень развития логического мышления и речи высокий — дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей высокий уровень развития речи, большой лексический запас слов, при рассказе они используют все части речи и существительные, прилагательные, глаголы, наречия, союзы. Дети активны в задании. Хорошо распознают эмоции, описывают состояния сопутствующие тем или иным эмоциям.

Уровень развития логического мышления и речи средний — дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей средний уровень развития речи, достаточный лексический запас слов, но при рассказе они не используют все части речи. Дети активны в задании.

Уровень развития логического мышления и речи низкий — дети неправильно расставили картинки и уровень развития речи у них более низкий. Дети употребляют при разговоре в основном существительные, меньше — глаголов, мало используют остальные части речи. Неадекватно употребляют слова. При построении связного высказывания дети пользуются простыми распространенными предложениями. Рассказ не последовательный сбивчивый.

Результаты исследования проведены в Приложении 4. Представим результаты методики на диаграмме.

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей высокий уровень имеют 26,6% детей, средний уровень — 60% и низкий уровень у 13,3% детей;

— в группе семилетних детей высокий уровень имеют 53,3% детей, средний уровень — 40% и низкий уровень у 6,7% детей.

Рис. 4. Результаты исследования по методике «Последовательность событий»

Читайте также:  Герпес 6 типа у детей анализы

По полученным результатам можно сделать вывод, что результаты, полученные нами, имеют довольно таки высокий уровень, как в группе шестилеток, так и семилеток. Задание у детей не вызвало никаких затруднений.

В группе семилеток преобладает высокий уровень развития логического мышления и речи, дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей высокий уровень развития речи, большой лексический запас слов, при рассказе они используют все части речи и существительные, прилагательные, глаголы, наречия, союзы. Дети активны в задании.

В группе шестилеток преобладает средний уровень развития логического мышления и речи средний, дети расставили картинки в правильной последовательности, но у детей средний уровень развития речи, достаточный лексический запас слов, но при рассказе они не используют все части речи. Дети так же очень активны в задании.

Полученные нами результаты исследования готовности детей к школе позволяют сделать следующий вывод:

— все исследуемые дети и из семилетней и из шестилетней группы готовы к обучению у них достаточно сформированы психологические предпосылки к обучению, достаточный уровень обучаемости и развития логического мышления и речи;

— в процессе исследования были выявлены дети, как в одной, так и в другой группе нуждающиеся в повышенном внимании, помощи и поддержки со стороны педагогов и родителей, требующие дополнительных заданий.

источник

Елена Столярова
Социальное исследование-эссе «Анализ диагностик уровня подготовки детей к школе в России и за рубежом»

В настоящее время, в условиях реформирования системы образования и социально-экономических преобразований в нашей стране, проблема подготовки ребёнка к школьному обучению является одной из главнейших проблем детской психологии. С каждым годом в России появляется все большее количество школ, которые предъявляют повышенные требования относительно уровня подготовки поступающих в них детей.

Общепризнанным ведущими специалистами в области детской психологии является тот факт, что обучение ребенка в школе может быть эффективном только при условии наличия у него всех необходимых и достаточных для обучения качеств, а также обладания дошкольником достаточного для обучения уровня развития, при котором он будет в силах справляться с достаточно насыщенной школьной учебной программой.

В основном, поступление в школу является серьезным испытанием для ребёнка. Поэтому, если при поступлении в школу психологами не будут своевременно учтены индивидуальные особенности и уровень подготовленности ребенка к обучению в школе – повышается риск возникновения трудностей в адаптации к школе, проблем в учёбе. Поэтому выявление недостаточной сформированности отдельных психических функций ребёнка при поступлении в школу способствует правильной организации подготовительной коррекционно-развивающей работы, позволяя тем самым решать основные задачи психологической профилактики проблем детства.

Проблема анализа диагностик по подготовке детей к школе является достаточно актуальной в наше время учитывая то, что она включает в себя исследование не просто отдельных умений и знаний ребенка, а их определенный набор, который состоит из всех основных диагностических компонентов. Необходимо отметить, что дошкольный возраст требует особого внимания со стороны психологов. В дошкольном возрасте у детей происходит огромное количество изменений как внешнего, так и внутреннего характера. Этот период можно охарактеризовать как период перехода ребенка вверх по ступеням развития.

Гипотеза исследования состоит в выявлении уровня готовности к школе с помощью изучения современных отечественных и зарубежных методик диагностик и внедрения наиболее оптимальных в практической деятельности психологов образовательных учреждений.

Цель исследования: проведение анализа существующих диагностик подготовки детей к школе в современной России и за рубежом.

В соответствии с поставленной целью мной были определены задачи исследования:

проанализировать отечественные методики диагностики готовности к школе,

— изучить зарубежные программы тестирования дошкольников.

Объект исследования — методики диагностики подготовки детей к школе.

Предмет исследования — анализ диагностик по подготовке детей к школе.

Методы исследования:

— теоретический анализ (для рассмотрения особенностей диагностики уровня подготовки к школе дошкольников). Изучение литературных источников дало возможность узнать, какие стороны и проблемы диагностики уровня подготовки детей к школе уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы до сих пор не решены.

— группировки, систематизации (для выявления в полученных данных общего и особенного, синтез (с помощью данного метода нами была получена возможность более глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений, индуктивные и дедуктивные методы (логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных).

— математические и статистические методы, которые применялись в данном исследовании для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Результаты проведенного мной исследования могут быть использованы в практике детских психологов при проведении тестирования старших дошкольников на уровень их готовности к обучению в школе, а также при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях подготовительных групп детских дошкольных учебных заведений.

Глава 1. Анализ современных российских методик диагностики уровня подготовки детей к школе.

В настоящее время, в связи с повышенным интересом детских психологов к проблеме изучения готовности детей в школе, в их практической деятельности используется огромное количество разноплановых диагностических методик, определяющих уровень подготовки к школе.

По мнению большинства авторов, только готовый к школе ребенок имеет познавательную потребность и хочет учиться. Уровень готовности ребенка к школе позволяет ему занять определенную позицию в обществе.

Соединение воедино познавательной потребности и желания учиться в школе, по мнению Л. И. Божович, способствует возникновению у ребёнка внутренней позиции школьника – как основного критерия готовности к школе.

При написании данного эссе передо мной стояла задача проанализировать наиболее интересные разработки современных отечественных и зарубежных психологов в области диагностики детской готовности к обучению в школе и проанализировать, как данные методики используются в сфере дошкольного образования в России.

В данной части исследования мной проанализированы отечественные наработки авторов в области диагностики готовности детей к школе, которые используются психологами в условиях детских дошкольных учреждений.

По данным исследований Л. А. Венгера, В. В. Холмовской, Л. Л. Коломинского, Е. Е. Кравцовой и других ученых, изучающих психологическо-педагогические аспекты детства, в структуре диагностики психологической готовности ребенка к школе выделяют:

Личностную готовность дошкольника, включающая в себя формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции в обществе — положения школьника. При проведении диагностики личностной готовности входит блок тестов, определяющих уровень развития мотивационной сферы дошкольника.

Интеллектуальную готовность к школе. Изучение этого компонента готовности предполагает наличие у ребенка определенного кругозора и развития познавательных процессов.

Социально-психологическую готовность к обучению в условиях общеобразовательной школы. Диагностика данного компонента включает в себя исследование сформированности у ребенка нравственных и коммуникативных способностей.

Эмоционально-волевую готовность. В данном случае авторами разработаны методики диагностики сформированности у детей умения ставить цель, принимать решения, намечать планы действий и принятие усилий для их реализации.

В течение большого промежутка времени психологи разных стран занимались проблемой готовности детей к школе, ими разработано огромное количество методик и программ диагностики школьной готовности детей.

Наибольший интерес лично для меня представляют работы М. Р. Битяновой, Т. В. Азаровой, О. И. Барчук, Гудкиной Н. Н., Овчаровой Р. В., Безруких М. И. и др. Однако, следует отметить, что самые значимые методики диагностики готовности дошкольников к обучению были разработаны еще во время существования Советского Союза и основывались на научных трудах метров советской психологии А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. А. Гальперина, Б. Г. Ананьева и др. Большое внимание психологов в советский период уделялось разработке новых, объективных методов, доступных для массового применения и служивших целям психологической диагностики.

Е. Сушкова, Е. Бугрименко, К. Поливанова, А. Венгер при разработке методик диагностики готовности к школе исходили не только из известных характеристик развития детей определенного возраста, но и из условий, которые создает для ребёнка школа, в которой он будет продолжать обучение. Диагностический набор данных авторов включает в себя тесты и задания, которые давно применяются в психологической практике и традиционно используются педагогами для выявления уровня готовности ребенка при записи в школу.

В последнее время, на полках библиотек появились издания современных отечественных и зарубежных психологов, которые значительно продвинулись в области диагностики дошкольного детства готовности к школе.

Необходимо обратить внимание на то, что в практической деятельности психологу довольно трудно выбрать из представленного множества методик именно ту, которая полностью поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе.

Поэтому следует более подробно рассмотреть современные методики исследования готовности ребенка к школе.

Разработками методик диагностики подготовки детей в школу занимались М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, О. И. Барчук. Авторы исходили из понимания школьной готовности как системного образования, включающего в себя физиологический и психологический аспекты. В издании было отмечено, что на этапе приёма ребёнка в школу целесообразнее всего диагностировать уровень дошкольной психологической зрелости ребенка, так как с точки зрения социальной адаптации и успешности усвоения знаний и навыков, именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе. Наибольший вес и значение М. Р. Битянова изначально придавала тем качествам и психическим процессам, которые связаны со способностью ребенка осуществлять сложную развернутую игровую деятельность, прежде всего — ролевую игру с сюжетом, с распределением ролей и правилами.

Заслуживает особенного внимания комплексная методика диагностики психического развития детей 6-7 лет «SCHOOL» Бахуриной Е. С. Методика разработана автором для определения готовности детей в школу и преследует цели повышения эффективности работы практических психологов в рамках проблемы «школьной зрелости». Методика достаточно надежна. Благодаря методики SCHOOL один специалист может обследовать 15-20 человек. В составе методики 7 тестовых игровых заданий на определение основных психо-физиологических качеств развития ребенка.

Диагностическая программа И. В. Дубровиной изучает психологическую готовность к школьному обучению и включает в себя исследование четырех сфер: эффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной, речевой.

Исследованию интеллектуальной сферы ребёнка посвящена методика исследования обучаемости А. Ивановой, которая включает в себя задание «Сюжетные картинки» с помощью которого исследуется развитие логического мышления, речи и способности к обобщению дошкольника старшего возраста.

Таким образом, готовность ребенка к школе является важной составляющей, которая обуславливает успешность учебной деятельности его быструю адаптацию к новым условиям и безболезненное вхождение в новую систему отношений. Существует много методик ее определения. Одна из наиболее интересных – методика ГОШа (Н. Н. Мельниковой, Д. М. Полевого и О. Б. Елагиной). Разработчики методики ГОШа выходили из положений психологии о том, что готовность ребёнка к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции и т. д.

В методику включены 12 субтестов и методик, которые прошли тщательную психометрическую проверку, отдельные субтесты являются оригинальными авторскими разработками. В основу разделения интеллектуальных субтестов на блоки ПСИ и КСИ положено одно из традиционных представлений о структуре интеллекта, согласно которому общий интеллект является результатом взаимодействия двух факторов: GF (флюидный интеллект, природной составляющей интеллекта, и Gc (кристаллизованный интеллект) – совокупность знаний и навыков.

По моему мнению, в настоящее время одной из наиболее интересных методик диагностики определения готовности детей к обучению в школе является диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению Н. И. Гуткиной. Данная программа была разработана автором при учете основополагающих теоретических положений существующих в отечественной детской психологии и сформированных Л. С. Выготким, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и др.

Программа определения уровня готовности детей к школе Н. И. Гуткиной состоит из игр и игровых заданий с правилами, которые позволяют определить уровень мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер и включает в себя разнообразные методики для определения доминирования познавательного или игрового мотива у ребёнка: «Домик», «Да и нет», «Сапожки», «Последовательность событий», «Звуковые прятки».

В процессе подробного изучения программы Н. И. Гуткиной, мной было отмечено то, что под психологической готовностью к обучению в школе автор определяет именно необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка, который необходим для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Необходимо отметить, что при проведении диагностики интеллекта старшего дошкольника с точки зрения его готовности к обучению в школе автором в первую очередь исследуются те характеристики, которые необходимы и достаточны для начала обучения в школе. Наиболее значимой характеристикой в данном случае является обучаемость, которая включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первым этапом является процесс усвоения нового правила работы. Второй этап состоит из переноса усвоенных ребёнком правил выполнения задания на сходные.

Уровень развития обучаемости старшего дошкольника исследуется и другими методами, поскольку эта интеллектуальная операция рассматривается современными отечественными исследователями готовности к школьному обучению как основополагающая характеристика интеллектуальной готовности ребёнка к школе.

Мной уже было отмечено ранее, что проблемой диагностики готовности детей к обучению в школе занимались в различное время представители многообразных психологических школ. Поэтому в наше время имеется несколько трактовок и определений этого явления и, соответственно, разных методик исследования. Однако, для определения наиболее оптимальной и оригинальной методики диагностики готовности детей к школьному обучению необходимо проанализировать именно те, которые отвечают основным условиям, в которых должно проводится обследование: исследование должно занимать как можно меньше времени; вместе с тем созданная методика отвечает основным принципам построения методов диагностики обучаемости.

Среди отечественных методик диагностики уровня готовности к школе, необходимо обратить внимание на методики «Узор» Л. И. Цеханской, «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, «Рисование по точкам» А. Л. Венгера. Данные диагностики помогают определить уровень сформированности психологических предпосылок ребёнка к обучению. Они, в основном, основываются на сформулированных Д. Б. Элькониным положениях о том, что в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту у ребёнка надлежит оценивать как сформированность новообразований предыдущего возрастного этапа, так и качества характеризующие наступление нового периода развития учебной мотивации, самоконтроля и др.

Предметом диагностики в данных методиках являются не отдельные психические функции ребёнка: восприятие, моторика, речь, а основные элементы учебной деятельности.

При всем изобилии существующих методик определения готовности к школьному обучению, особое место занимает методика М. Н. Костиковой. В основу разработанной ей методики определения готовности к школьному обучению была положена идея о том, что наиболее прогностичным будет такое обследование ребёнка, которое позволит получить информацию о процессе решения диагностических заданий и о тех видах помощи, которые необходимы для успешного их выполнения. Особое внимание автором при этом уделяется анализу затруднений, испытываемых детьми.

Основной недостаток разработанной М. Н. Костиковой методики состоит в ее трудоемкости, громоздкости и недостаточной стандартизации, что усложняет процедуру эксперимента и требует от психолога высокого профессионализма и специальной обученности.

Таким образом, в данном разделе работы мной был представлен обзор наиболее интересных методик диагностики уровня готовности детей к школе. Замечу, что в последние годы отечественными психологами наряду с исследованием психофизиологических составляющих готовности к школе, особенное внимание уделяется вопросам диагностики уровня дошкольной зрелости.

Глава 2. Зарубежные исследования в области диагностики готовности к школьному обучению.

В зарубежных исследованиях, проблема диагностики готовности к школьному обучению наиболее полно отражена в работах психологов и педагогов, изучающих школьную зрелость детей. К числу наиболее интересных для меня авторов можно причислить (Г. Гетпера, А. Керна, С. Штребела, Я. Йирасека и др).

В процессе рассмотрения диагностических программ по исследованию уровня готовности детей в школу заслуживает интереса программа, разработанная Х. Бройером и М. Войффеном, которая включает в себя блок тестов определяющих уровень школьной зрелости.

Программа состоит из двух методик (Проверка способности к дифференциации и «Краткий метод проверки уровня развития устной речи») и она целиком сконцентрирована на оценке речевого развития детей:

Первая из представленных нами методик диагностирует развитие разных типов дифференциации ребенка: зрительной, фонематической, речедвигательной, мелодической и ритмической, которые являются основными предпосылками для развития устной и письменной речи дошкольника.

Читайте также:  Глисты у детей анализы лечение

Вторая методика позволяет в достаточной мере оценить артикуляцию и словарный запас ребенка, а также выявляет речевую память и понимание речи.

Необходимо подчеркнуть, что программа диагностики речевого развития Х. Бройер и М. Войффен в основном ориентирована на выявление тех детей, которые нуждаются в коррекции речевого развития и должна проводиться два раза: первый раз — за год до поступления ребенка в школу, второй раз — незадолго до поступления.

После первого диагностирования выявляются дети, которые нуждаются в проведении целенаправленной развивающей работы. Второе диагностирование определяет, насколько успешною была развивающая работа.

Далее рассмотрим ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который направлен на диагностику зрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровня развития тонкой моторики руки. Данная методика стандартизирована, что наиболее удобно при использовании ее в дошкольных учреждениях.

Я. Йирасеком была исследована связь между успешностью выполнения предложенного им теста и уровня успеваемости детей в школе. В результате исследования оказалось, что дети, которые хорошо справились с тестом – в большинстве своем хорошо учатся в школе. Однако автором методики было отмечено, что плохой результат в тесте совсем не означает, что ребенок не может хорошо учиться, а говорит лишь о том, что он просто не готов к началу обучения в школе. Поэтому И. Йирасеком данный тест был предложен для выявления именно уровня школьной зрелости, однако его показатели нельзя использовать как основу для вывода о неготовности к школе. Несколько позже, Я. Йирасеком было введено в тест вербальную часть, которая дает возможность исследовать уровень информированности и понятливости ребенка. В данном подтесте у ребенка выявляется умение рассуждать, исследуется знание некоторых общественных норм.

Отметим, что недостатком рассмотренных мной зарубежных программ диагностики готовности к школе является их односторонний характер. Несмотря на то, что развитие у ребенка речевой функции непомерно важно для успешного обучения в школе, данные методы диагностики являются недостаточными для прогнозирования учебной деятельности школьника.

Мной была проанализирована программа диагностики уровня подготовки к школе, разработанная группой исследователей из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл под руководством Т. Вреда и Р. Клиффорда. Программа включает в себя блок диагностических тестов и развивающую методику для детей старшего дошкольного возраста.

Для диагностики познавательных процессов дошкольников авторами были использованы стандартные широко распространенные методики, хорошо известные каждому практикующему психологу.

Особый интерес для меня представило включение авторами в методику социального аспекта развития дошкольника. Также в методике делается акцент на диагностику взаимодействия ребенка с другими взрослыми или сверстниками и подчеркивается важность взаимодействия для полноценного и гармоничного развития личности. По мнению Т. Вреда и Р. Клиффорда, «взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей».

При разработке диагностической программы, ее уровень и качество были основаны на текущих определениях передовой психолого-педагогической практики и исследований, касающихся проблемы дошкольного детства. Основное внимание данной методики направлено именно на потребности детей старшего дошкольного возраста и на то, как удовлетворить эти нужды, чтобы улучшить текущие показатели результатов диагностики уровня готовности к школе.

В настоящее время данная методика является наиболее оптимальной для диагностики готовности детей в школу, так как охватывает наиболее значимые психо-физиологические качества развития старшего дошкольника.

В результате проведенного обзора зарубежных методик тестирования уровня подготовленности детей к школе мной была отмечена тенденция использования авторами при разработках тестов методик по определению потребностей детей данного возрастного периода. Интересным для меня представляется то, что центральным звеном при создании диагностических методик является познавательное ориентировочное действие как основная структурная единица познания. Однако, на мой взгляд, они недостаточны для констатации школьной незрелости, а диагностируют лишь наличие школьной зрелости.

В процессе исследования методик диагностирования уровня готовности ребёнка к школьному обучению было выявлено, что в решении вопросов готовности к школе в практике выделяются два подхода: педагогический и психологический.

Сторонниками первого подхода определяются готовность к школе по уровню сформированности у дошкольников основных учебных навыков. Подобный подход ориентирован только на отбор, он не дает возможности ответить на вопрос, по какой программе обучать дошкольника. Кроме этого, в рамках подхода не решаются вопросы актуального и потенциального развития ребенка.

В основе психологического подхода лежит предположение о том, что готовность к школе определяется показателями общего психического развития дошкольника. В рамках этого подхода наблюдают широкий спектр различных взглядов на доминирующую роль тех или иных характеристик и факторов психики. Например, значительно распространено мнение, что готовность к школе определяется значением показателя психической зрелости ребенка. При этом психическая зрелость рассматривается как необходимая степень развитости отдельных психических функций типа эмоциональных, интеллектуальных, социальных и т. п.

Возможны и подходы, являющиеся комбинацией педагогического и психологического подходов. В рамках данного подхода диагностируются навыки и способности, играющие важную роль при обучении чтению, числовым представлениям, письму. Примерами диагностируемых психических функций могут являться: способность к зрительным и слуховым различиям, сенсомоторный контроль понимание на слух, словарный запас количественные понятия и общая осведомленность.

Заканчивая обсуждение диагностических методик, которые позволяют определить готовность ребёнка к обучению в школе, хочется еще раз подчеркнуть, что их использование позволяет выявить особенности умственного и психического развития ребёнка, что является первым и основным шагом на пути создания оптимальных условий периода адаптации в школе первоклассников, а также предотвращения их неуспеваемости.

Диагностические методики для подготовки ребенка к школе Диагностические методики для подготовки ребенка к школе Методика «Домик» Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на.

Консультация для родителей «Проблема подготовки детей к обучению в школе» «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Проект-презентация «Актуальные проблемы подготовки детей к школе» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.

Проектная деятельность как один из факторов успешной подготовки дошкольников к обучению в школе (из опыта работы). В условиях модернизации современной системы образования и введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Психология детей младшего школьного возраста. Эссе «Адаптация ребенка к школе» Введение Школа представляет собой этапный момент жизни ребенка. Это встреча с новым миром — загадочным, желанным, и, в то же время очень.

Психолого-педагогический анализ НОД познавательное развитие по ФГОС в подготовительной к школе группе Общие сведения: Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе 6-7 лет, №15 «Знайки»,.

Социальное развитие детей в ДОУ Социальное развитие дошкольников в ДОУ становится одной из актуальных проблем педагогики. Родители и педагоги обеспокоены тем, что нужно.

Социальное развитие детей в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 «Жемчужинка» г. Балаково Саратовской области (МАДОУ Детский.

Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе. Художественно-продуктивная деятельность- вид.

источник

2.3 Анализ уровня подготовки детей к обучению в школе

По результатам проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были составлены сводные таблицы полученных данных по каждой группе детей отдельно. Для более отчетливого понимания общей картины результатов исследования была составлена общая сравнительная таблица данных по обеим группам, где отражены не только количество детей по каждому уровню подготовленности, но и определено их процентное соотношение.

Проведем анализ полученных результатов исследования по тесту Керна-Йерасека с помощью данных таблиц (Приложение 3, 4, 5).

Итак, прежде всего необходимо обратить внимание, что по результатам проведения первой методики среди исследуемых детей нет дошкольников, обладающих высоким уровнем подготовленности к процессу обучения в школе.

В то же время считаю необходимым акцентировать внимание на то, что дети с низким уровнем подготовки к обучению в обеих исследуемых группах составляют 30 и 35% соответственно. Поэтому основное внимание при построении экспериментальной программы по подготовке к школе будет непосредственно обращено на работу с детьми именно такого уровня развития.

В целом можно охарактеризовать общий уровень подготовки детей к процессу обучения в школе как хороший, но недостаточно высокий. Так в экспериментальной группе у 70% детей наблюдается средний уровень подготовленности. В контрольной группе количество детей со средним уровнем составило 65%.

Особое внимание уделим уровню развития графического навыка у дошкольников.

Необходимо отметить, что со вторым заданием теста Керна-Йерасека дети обеих групп справились недостаточно хорошо. Так в экспериментальной группе только 25% детей выполнили задание на 1-2 балла. Данная группа детей хорошо ориентируется на образцы, у них сформировано умение копировать его. Можно говорить о развитии произвольного внимания и сенсомоторной координации у этих дошкольников. В контрольной группе дети со средним уровнем развития графического навыка также составляют небольшое процентное соотношение от общего количества детей – их всего 30%.

По результатам методики «Учебная деятельность» были также построены сводные таблицы результатов отдельно по каждой группе испытуемых (Приложение 6 и 7) и составлена сравнительная таблица данных (Приложение 8), на основе которой можно сделать следующие выводы.

Навыки учебной деятельности не сформированы у большей половины детей испытуемых групп. Можно смело утверждать, что 55% детей экспериментальной группы и 65% контрольной не готовы подчинять свои действия требованиям учебной деятельности, необходимые в школе. Так как умение подчинять свою деятельность требованиям взрослого, работать по образцу и концентрировать свое внимание у данной категории детей развита на низком уровне.

Также проведенные тесты показывают, что дети готовы к освоению письма на достаточно низком уровне. Методика «Учебная деятельность» вызвала у детей особые затруднения. На высоком уровне с заданием не справился ни один ребенок в обеих исследуемых группах дошкольников.

Поэтому на занятиях кружковой деятельности по изо в целях подготовки ребенка к обучению в школе необходимо особое внимание уделить такому виду работы, который направлен на развитие мелкой моторики рук, на способность воспроизводить элементы букв, на умение сосредоточенно, не отвлекаясь, работать по образцу, на способность выполнять указания взрослого.

Для более эффективного развития основных умений и навыков, необходимых для учебно-воспитательного процесса, проследив некоторые общие тенденции, обобщив теоретические и практические психолого-педагогические исследования и находки по оптимизации процесса подготовки детей к школе, мы составили и внедрили специальную программу по организации работы кружковой изодеятельности. Анализируя предложенную систему работы с дошкольниками в рамках кружка, мы акцентировали особое внимание на тех элементах, которые для исследуемых групп детей оказались наиболее сложными и недоступными. На системе работы над элементами, которые вызвали при тестировании наибольшие затруднения у детей, мы остановимся более подробно.

2.4 Формирование основных учебных умений и навыков дошкольников в рамках работы кружка по изобразительному искусству

Для реализации задач нашего исследования был проведен фор­мирующий эксперимент. В нем участвовали дети экспериментальной группы — 20 человек в возрасте 5,5 — 6 лет. Для экспериментальной группы мы предложили специальную программу, на­правленную на развитие ребенка дошкольного возраста в рамках кружковой работы по изобразительной деятельности.

Формирующий эксперимент включал три этапа: подготовительный, основной (обучающий) и творческий. Содержание и задачи каждого этапа отражены в Приложении 9.

Программа работы кружка по изобразительной деятельности «В мире чудес»

Цель: Осуществление целенаправленного подхода в работе кружка изобразительной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

— Развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координа­цию для подготовки к овладению навыками письма.

— Формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение передавать их в изображении.

— Формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией).

— Развивать навыки конструирования.

— Воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобрази­тельной деятельности и ее результатам.

— Развивать любознательность, воображение.

— Расширять запас знаний и представлений.

Принципы построения программы:

Систематичность и последовательность.

Индивидуальный подход к детям.

Учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик.

Условия реализации программы:

— Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность детей

— Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.

— Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.

— Наличие необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски, разнофактурная бумага и др.)

— Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.

— Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.

— Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

— Развитие творческой активности.

— Развитие технических умений и навыков изобразительной деятельности.

— Развитие познавательных процессов.

— Совершенствование навыков коллективного общения.

Используемые методы работы:

— Наглядные (наблюдение, рассматривание репродукций, объектов и явлений природы, образец).

— Словесные (беседа, чтение художественной литературы, объяснение).

— Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры).

— самостоятельная деятельность детей.

В ходе формирующего эксперимента мы предложили систему занятий по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования основных умений и навыков, которые необходимы ребенку на начальном этапе обучения в школе (Приложение 10).

Кружковая деятельность, построенная на основе данной программы, состоит из занятий, включающих в себя: словесные, дидактические, подвижные игры, пантомимы, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и собственно занятия по изобразительной деятельности.

Эта система состоит не только из заданий, направленных на непосредственное воздействие на характер изображения, но и включает в себя задания, направленные на развитие двигательной активности, точности направленных (произвольных) движений, глазомера, пространственного ориентирования, изучение схемы собственного тела.

Занятия проводились в течение 3 месяцев и осуществлялись групповым методом.

источник

Анализ уровня готовности к школе детей подготовительных групп

В сентябре-октябре 2016г. педагогом-психологом Боровковой Н.С. был проведен мониторинг психологической готовности детей 6-7 лет (группы №1 и №4) к школьному обучению.

Цель проведения мониторинга – получение информации об уровне сформированности у детей предпосылок к овладению способами учебной деятельностью.

В ходе групповой, подгрупповой и индивидуальной работы была проведена оценка ВПФ и уровня развития ППП, оценка сформированности предпосылок учебной деятельности, сформированности мотивационной готовности к обучению в школе. В содержание диагностической работы были включены задания, в ходе выполнения которых проверялись:

состояние пространственного восприятия;

состояние зрительного восприятия;

состояние графомоторных функций и зрительно-моторных координаций;

умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;

умение устанавливать закономерности;

уровень развития способов наглядно-образного мышления и воображения;

уровень мотивационной готовности к обучению в школе;

степень работоспособности и произвольности в деятельности;

понимание инструкции и следование установленным правилам;

общая познавательная активность.

Предложенные для определения готовности детей к школе задания максимально учитывали особенности и возможности 6-7 летних детей, обеспечивали адекватное понимание детьми их содержания, опирались на имеющийся у них реальный опыт и не зависели от уровня навыков чтения и письма.

28 человек (1 отсутствует) – 96,5%.

7 человек (5 отсутствуют) – 58% .

Краткая характеристика готовности детей группы № 1 к школе

Психологическая и социальная готовность.

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

Развитие познавательной деятельности.

Общее количество -12 детей, в обследовании принимали участие — 7 детей

ребенок хочет идти в школу

особого желания идти в школу нет

осознает важность и необходимость учения, цели учения приобрели (или приобретают) самостоятельную привлекательность

цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения

цели учения не осознаются, преобладает игровая мотивация

Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

достаточно легко вступает в контакт, понимает ситуацию правильно, воспринимает ее смысл и адекватно ведет себя

контакты в общении затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватно

ребенок плохо вступает в контакт, сильные затруднения в общении и понимании ситуации

поведение недостаточно организованное

поведение отличается неорганизованностью

рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет мелкомоторными навыками

рука развита недостаточно хорошо, ребенок работает с напряжением

рука развита плохо, работает неуверенно, тремор, нечеткость линий

Пространственная ориентация, координация движений и телесная ловкость

ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок

Читайте также:  Глава 4 методы анализа детей

отмечаются отдельные признаки недоразвития пространственной ориентации, координации движений, недостаточная ловкость

ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж и малоподвижен, либо хаотичен, движения нецеленаправленны

Координация в системе «глаз-рука»

ребенок может правильно перенести зрительный образец на расстоянии

графический образ переносится с небольшими искажениями

при переносе образа наблюдаются грубые нарушения

Объем зрительного восприятия

объем соответствует показателям возрастной группы

объем ниже средних показателей возрастной группы

объем намного ниже средних показателей возрастной группы

представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране или городе, в котором живет, о животных и растениях, о временах года

представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим

кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем бессистемны и отрывочны

речь содержательна, выразительна, грамматически правильна

ребенок затрудняется в поиске слов, выражений, мыслей, встречаются отдельные грамматические погрешности, речь недостаточно выразительна

слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок, нарушены согласования в числе и падеже, порядок слов, предложения не закончены

Развитие познавательной активности и самостоятельности

ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах

ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется дополнительная внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок

уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется

Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей)

ребенок определяет содержание, смысл, в том числе и скрытый, анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает различие при сравнении, обнаруживает закономерные связи

задания выполняются с организующей и направляющей помощью взрослого, освоенный способ деятельности ребенок может перенести на выполнение сходного задания

при выполнении заданий необходима обучающая помощь, которая при этом воспринимается с трудом, освоенный способ деятельности самостоятельно не переносится на другие задание

ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат и сам преодолевает трудности, Возникающие в ходе работы

ребенок выбирает средства для намеченного плана, но при этом часто отвлекается в процессе деятельности и трудности преодолевает при психологической поддержке

деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, организующая и направляющая помощь малоэффективна

результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с заданной целью

результаты усилий ребенка частично соответствуют цели, сам ребенок не всегда способен увидеть это неполное соответствие

результаты усилий совсем не соответствуют цели, и ребенок не видит этого несоответствия доже при помощи взрослого

соответствует средним показателям возрастной группы

ниже средних показателей, либо темп высокий, но в ущерб качеству выполнения заданий

намного ниже средних показателей

Итого по уровням (количество человек)

Краткая характеристика готовности детей группы № 4 к школе

Психологическая и социальная готовность.

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

Развитие познавательной деятельности.

Общее количество -29 детей, в обследовании принимали участие — 28 детей

ребенок хочет идти в школу

особого желания идти в школу нет

осознает важность и необходимость учения, цели учения приобрели (или приобретают) самостоятельную привлекательность

цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения

цели учения не осознаются, преобладает игровая мотивация

Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

достаточно легко вступает в контакт, понимает ситуацию правильно, воспринимает ее смысл и адекватно ведет себя

контакты в общении затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватно

ребенок плохо вступает в контакт, сильные затруднения в общении и понимании ситуации

поведение недостаточно организованное

поведение отличается неорганизованностью

рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет мелкомоторными навыками

рука развита недостаточно хорошо, ребенок работает с напряжением

рука развита плохо, работает неуверенно, тремор, нечеткость линий

Пространственная ориентация, координация движений и телесная ловкость

ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок

отмечаются отдельные признаки недоразвития пространственной ориентации, координации движений, недостаточная ловкость

ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж и малоподвижен, либо хаотичен, движения нецеленаправленны

Координация в системе «глаз-рука»

ребенок может правильно перенести зрительный образец на расстоянии

графический образ переносится с небольшими искажениями

при переносе образа наблюдаются грубые нарушения

Объем зрительного восприятия

объем соответствует показателям возрастной группы

объем ниже средних показателей возрастной группы

объем намного ниже средних показателей возрастной группы

представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране или городе, в котором живет, о животных и растениях, о временах года

представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим

кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем бессистемны и отрывочны

речь содержательна, выразительна, грамматически правильна

ребенок затрудняется в поиске слов, выражений, мыслей, встречаются отдельные грамматические погрешности, речь недостаточно выразительна

слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок, нарушены согласования в числе и падеже, порядок слов, предложения не закончены

Развитие познавательной активности и самостоятельности

ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах

ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется дополнительная внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок

уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется

Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей)

ребенок определяет содержание, смысл, в том числе и скрытый, анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает различие при сравнении, обнаруживает закономерные связи

задания выполняются с организующей и направляющей помощью взрослого, освоенный способ деятельности ребенок может перенести на выполнение сходного задания

при выполнении заданий необходима обучающая помощь, которая при этом воспринимается с трудом, освоенный способ деятельности самостоятельно не переносится на другие задание

ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат и сам преодолевает трудности, Возникающие в ходе работы

ребенок выбирает средства для намеченного плана, но при этом часто отвлекается в процессе деятельности и трудности преодолевает при психологической поддержке

деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, организующая и направляющая помощь малоэффективна

результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с заданной целью

результаты усилий ребенка частично соответствуют цели, сам ребенок не всегда способен увидеть это неполное соответствие

результаты усилий совсем не соответствуют цели, и ребенок не видит этого несоответствия доже при помощи взрослого

соответствует средним показателям возрастной группы

ниже средних показателей, либо темп высокий, но в ущерб качеству выполнения заданий

намного ниже средних показателей

Итого по уровням готовности(количество человек)

Итого по уровням готовности (количество человек)

Вывод: таким образом, сформированность (в той или иной степени) предпосылок к учебной деятельности детей подготовительных к школе групп ДОУ на начало года – у 74 % детей.

Самые низкие показатели – в сфере моторного развития, в использовании способов наглядно-образного и логического мышления, в понимании инструкции, в организации деятельности, в контроле и регуляции деятельности. Также отмечаются трудности в работе со словесной информацией, с переработкой и трансформацией одного вида информации в другой, нечеткая ориентация на микроплоскости (вверх-вниз, вправо-влево, центр-края, диагональ), слабое чувство масштабности, неустойчивость внимания, сужение объема слуховой памяти.

Воспитателям, учитывая показатели исследуемых параметров (мотивационная, интеллектуальная готовность, развитие зрительно-моторной координации, состояние волевой и регуляторной сфер) наполнить содержание учебных занятий материалами, направленными на развитие словесно-логического, наглядно-образного мышления, на умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, срисовывать зрительно-воспринимаемый образец, а также формировать принятие социальной позиции школьника, желание к обучению в школе.

«Уровень готовности к школе» детей подготовительной группы № 4

(рабочие подгруппы, ноябрь 2016)

Рекомендации педагогам и родителям

Недостаточная мотивационная готовность к обучению в школе

Чтение книг о школе, проведение бесед с участием учителей.

Рассказы родителей из личного опыта «Как я пошел в школу», формирующие позитивный образ школы, учителя.

Снижение общей познавательной активности

Игры типа «Почемучки» — выражение своих мыслей в устной форме.

«Назови наоборот», «Задом наперед», «Что напутал художник?», «Эхо», требующие правильного построения высказывания.

Проектная, исследовательская, экспериментальная деятельность.

Совместное со взрослым планирование деятельности (исследование, изучение объектов окружающего мира).

Развивать диалогическую речь с помощью вопросно-ответной деятельности.

Развивать монологическую речь в процессе работы над пересказом с опорой на картинки и систему вопросов педагога.

Упражнения на развитие слухового восприятия: неречевые звуки, узнавание сходных неречевых звуков, звуков природы.

Упражнения на восприятие особых свойств предметов (температура, тяжесть, вкус, запах, звук).

Проблемы понимания инструкции и следования установленным правилам

Игры с правилами разной направленности.

Игры типа: «Найди письмо», «Разведчики» (словесные инструкции: «Иди вперед, у березы поверни направо, пройди еще 2 шага, повернись кругом и т.д.»).

Выполнение детьми заданий на смену темпа, направления движений, поиску предметов по словесной инструкции.

Игры типа : «Жмурки», «Дойти до цели с закрытыми глазами».

Включение элемента соревнования в проводимые игры и упражнения.

Выкладывание из палочек по образцу (домик, стол, окно).

Игры типа «Разложи, как я скажу», «Конструирование предметов из заданных частей».

Упражнения на развитие способности к наглядному моделированию по предложенному образцу и по словесной инструкции

Низкая работоспособность и произвольность в деятельности

Поэтапные, дозированные инструкции.

Решение задач на геометрические построения и перестроения при помощи палочек.

Умение вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой, алгоритмом.

Игры типа «Найти отличия», «Найди картинки с изображение предметов, по форме напоминающих квадрат, круг, треугольник».

Выкладывание мозаики по образцу.

Задания типа «Где цифры, где буквы?».

Выбрать только буквы. Составить из них слово: И 1 8 Г 6 Р 10 У 5 Ш 4 К 2 А 7.

Задания на узнавание предмета по словесному описанию.

Описание предмета по схеме – алгоритму.

Задания на поиск неточностей «Правильное — неправильное зеркало», «Ошибки», и тп.

Нарушения пространственного восприятия

Освоение схемы тела; формирование представлений о собственном теле, его положении в пространстве.

Анализировать части лица и их расположение по отношению друг к другу (над, под, сбоку от); расположение частей собственного тела по вертикальной оси (над, под, между; выше, чем; ниже, чем).

Зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала.

Использование взрослыми в речи слов, обозначающих основные пространственные направления.

Использование игр типа «Парные картинки» (например: найди парные карточки, руководствуясь признаком пространственного расположения изображения предметов, или нужную карточку по описанию).

Использование заданий на расположение элементов узора относительно какого-либо одного элемента, как исходной точки отсчета.

Ориентирование на тетрадном листе должно строиться по этапам:

а) анализ готового рисунка и его воспроизведение (фигурка неопределенной формы, вычерченная по клеточкам);

б) выполнение заданий под диктовку;

в) составление рисунков по замыслу, их чтение, диктовка детьми друг другу порядка изображения.

Игры на развитие умения распознавать эталоны формы в разных пространственных положениях (\ /__ ).

Игры на развитие умения осуществлять слуховую ориентировку в пространстве: определять направление и степень удаленности, местонахождение источника звука.

Нарушение графомоторных функций и зрительно-моторной координации

Обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховка предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство (предваряющее ориентировочное действие).

Различные графические диктанты – одна клетка вниз, две вправо, три вверх, три вправо, две вниз, одна вправо, одна вниз, и тд.

Изображение пальчиками предметов, фигур, животных, птиц, пальчиковая гимнастика, «Ладушки».

Написание различных фигур в клеточной, линейной основе.

Упражнение в обведении по контуру (глазами, рукой, карандашом).

Обведение предмета на некотором расстоянии от контура.

Обводить трафареты, шаблоны; раскрашивать изображение с соблюдением его границ; проводить линии заданной формы («дорожки»); рисовать прямые и волнистые линии, круги и овалы; рисовать по клеточкам; штриховать фигуры прямыми линиями в основных и диагональных направлениях; копировать линии («палочки»), разные по длине, высоте, цвету; копировать геометрические фигуры, их ряды.

Упражнения с пальчиковыми тренажерами: застегивание – расстегивание пуговиц, завязывание узелков, шнуровка и др.

Обязательная работа с ножницами!!

Несформированность способов логического мышления, проблемы в процессе установления закономерностей

Игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

Преобразование слов путем замены или добавления букв: ГРАЧ — ВРАЧ; ДОЧКА — ТОЧКА — КОЧКА — БОЧКА; ПЕЧКА — ПАЧКА — ПОЧКА и т.д. Верь — дверь – зверь; Езда — звезда — поезда

Игра со словом, н-р, КОЛОБОК – это кол, лоб, бок, око, кок, блок, колок.

Группировка изображения по 1-2 признакам.

«Продолжи орнамент», «Дорисуй узор».

Недостаточный уровень развития способов наглядно-образного мышления, воображения

Различной сложности лабиринты, игры типа «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы», «Камушки на берегу», «Что за фигура?» (зашумленный фон) и др..

Деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую, «Танграм» и др.

Игры типа «Узнай предмет» (в фас, профиль, полупрофиль), «Найди тень» (соотнесение реального изображения предмета с его силуэтом), опознание изображений, частично перекрытых другими изображениями, «Кто спрятался?» (опознание изображения в условиях маскировки — прямые, ломанные, волнистые линии).

«Зашей коврик», «Поставь заплатку» (опознание разноцветных изображений по отдельной части.

Нарушение темповых характеристик деятельности

Звонкий, быстрый, веселый . (мяч)

Вкусный, алый, сочный . (арбуз)

Бурый, неуклюжий, косолапый . (медведь)

Желтые, красные, осенние . (листья) и тп.

Игры типа «Жмурки», «Прятки», «Шапка-невидимка».

Игры на внимание «Кого назвали, тот и лови», «У кого есть красный (синий, желтый и тп ) цвет, встань!», «Летает — не летает», «Съедобное-несъедобное».

Подвижные игры с ускорением..

Интеллектуальные задания с постепенным уменьшением времени, отведенного на работу.

Использование песочных часов в процессе деятельности.

Зеркальность в написании букв и цифр

Выкладывание букв и цифр из палочек, веревочек, лепка букв и цифр, срисовывание с образца, дорисовывание элементов цифр и букв.

Задания на дорисовывание второй половины изображения.

«Разрезные картинки», кубики, паззлы.

«Рисуем 2 руками» — межполушарное взаимодействие.

Конструирование букв (цифр) из деталей; преобразование одной буквы (цифры) в другую.

Копирование имени с разных образцов (разные шрифты, письменно, печатно), выкладывание имени из разных материалов, вычленение имени из зашумленного фона, узнавание имени по нескольким буквам.

Другие проблемы психологического плана, требующие дополнительной диагностической и коррекционной работы

Память, внимание, кодирование информации

Игры на развитие слуховой памяти «Повтори словечко», зрительной памяти «Что изменилось», «Кто где стоял?», «Запомни расположение предметов», «Кто больше запомнит картинок», моторной памяти «Повтори движение за мной».

Игра «Открыли-закрыли глаза» (Что увидели, когда открыли глаза? Еще раз закройте глаза. Откройте. А теперь что увидели?); главное правило – не повторять уже названные предметы. Можно проводить в помещении или на улице.

Игры типа: «Найди письмо», «Разведчики», «Найди клад», целью которых является движение, осуществляемое по плану-схеме, на котором обозначены различные направления и реально существующие ориентиры.

«Расскажи сказку по картинкам», «Веселые картинки», «Зарисовка наблюдений» — составление рассказов, придумывание историй с опорой на графическую основу (иллюстрации, картинки, графические модели).

«Условный сигнал» — дифференцированное слуховое восприятие.

Развитие речи (фонематический слух)

Узнать звук на фоне слова.

Выделить звук из слова (в начале и в конце слова).

Определить место звука в слове.

Определить последовательность звуков в слове.

Определить количество звуков в слове.

Составлять слова из звуков, данных в необходимой последовательности и вразбивку.

Запомнить и воспроизвести слова в том порядке, в каком они были сказаны (воспроизведение после предъявления, воспроизведение отсроченное).

Подобрать слова на заданный звук (существительные, глаголы, прилагательные).

Контролировать себя при письме, используя прием проговаривания слова вслух с утрированным выделением каждого звука.

источник