Меню Рубрики

Навыки звукового анализа детей с онр

Я работаю учителем-логопедом в группе детей, страдающих общим недоразвитием речи. Состав группы неоднороден: присутствуют дети различного интеллектуального и речевого развития. Чаще всего общее недоразвитие речи осложнено другими речевыми дефектами, такими как стертая дизартрия.

Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

В детском саду осуществляется комплексный подход в преодолении общего недоразвития речи. Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка. Коррекционно-педагогическая работа строится в соответствии с программой воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»).

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи я отвожу формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Мой практический опыт подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Проведя логопедическое обследование детей пятилетнего возраста поступающих в речевую группу, я пришла к выводу, что только 30 % из них обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи. У остальных детей этой готовности нет. Отсюда приходим к выводу, что для детей, имеющих недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением звукового анализа, должны быть применены дополнительные средства обучения, обеспечивающие специальные условия формирования фонематических представлений. Средства эти выражаются в коррекции произношения и систематических упражнениях по звуковому анализу.

Коррекционную работу по формированию навыков звукового анализа и синтеза я начинаю со старшей группы. Эта работа проводится в несколько этапов и занимает два года обучения.

На логопедических занятиях изучаемое слово чаще всего оформляется материально в пространственно-временной последовательности звукового ряда. Однако наряду с этим слово может быть дано для восприятия и анализа только на слух, например, выделение звука в начале и конце слова, определение количества звуков. И дети допускают здесь многочисленные ошибки. Поэтому коррекционную работу я начинаю с подготовки детей к звуковому анализу. Я использую разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда на основе художественных произведений: тема «Предметный ряд» – с использованием русской народной сказки «Репка»; тема «Ряд по величине» – сказки JI.H. Толстого «Три медведя»; тема «Ряд по цвету» – сказки В.Г. Сутеева «Петух и краски»; тема «Ряд по форме» – русской народной сказки «Колобок».

Параллельно с этим ведется работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания. На занятиях мы играем в такие игры, как «Угадай, кто кричит», «Где позвонили?», «Угадай, на чем играю», «Кто тебя позвал?», «Близко или далеко» и другие.

Активно используется в работе картотека по формированию фонематического восприятия, которая включает специальные упражнения:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.

Одновременно с этим начинается работа по уточнению правильно произносимых звуков, постановке и первоначальному закреплению отсутствующих.

На первом году обучения изучаются звуки легко и правильно произносимые всеми детьми. Это в первую очередь гласные звуки и некоторые согласные (м, п, т, к, х и др.). Каждый звук сначала уточняется изолировано, а затем выделяется (утрированно произносится) в звукокомплексе, слоговых сочетаниях, словах, предложениях, стихах, рассказах. Такой подход позволяет подготовить детей к звуковому анализу слов.

Работа начинается с гласных звуков. На занятиях мы поем гласные, знакомимся с термином «гласный звук», учимся узнавать гласные на слух в ряду других звуков. Для этого использую игры: «Хлопни в ладоши», «Подними руку» (глаза закрыты), «Подними символ», «Бегите ко мне» и другие. Кроме этого, дети учатся выделять сначала первый ударный гласный звук, а позже безударный.

Дети часто путают «начало», «середину» и «конец» слова. Чтобы помочь им, в работе я использую специальные карточки-схемы («птички») для определения места звука в слове. Головка птички – начало слова, туловище – середина, хвостик – конец слова. Как показывает опыт, «птички» нужны для занятий в старшей группе. В подготовительной группе необходимость в них отпадает, так как дети уже хорошо ориентируются в структуре слова, и можно использовать карточки-схемы без «птичек».

На следующем этапе формирования навыков звукового анализа и синтеза мы учимся определять порядок гласных звуков в сочетаниях АУ, АУИ. Как показывает опыт, дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков. В отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы гласных звуков по внешнему виду напоминают очертания губ при артикуляции соответствующих звуков: А – большой круг, У – маленький кружок, О – овал, И – полоска, Э – нижняя половинка круга, Ы – верхняя половинка круга. Они располагаются на красном фоне. Символы согласных звуков содержат какой-либо элемент, подсказку, из картинки-символа, например, К – капля (капает дождик), М – рога (мычит бычок) и т.д. Они располагаются на синем фоне. Символы звуков можно изготовить на разных геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг, овал и др.), чтобы дети не зацикливались на одной форме.

Дети, как правило, очень любят заниматься на занятиях используя различную символику (условные обозначения, схемы, жестовые и зрительные символы и другие), к которой на определенном этапе обучения добавляется буква. Практика подтверждает, что использование символики эффективно. Так, например, использование зрительных символов звуков дает возможность детям уже в старшей группе «читать» слоги и маленькие слова, а с моей стороны контролировать правильность фонематического восприятия детьми звуков и звукосочетаний.

Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное, занудное занятие, я использую различные формы работы: выложить на коврографе, построить из кубиков, посадить звуки в вагончики, поселить в домики, одеть человечков и др. Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигателъный, слуховой и тактильный.

Практический опыт убеждает в том, что чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.

Следующая ступень в обучении – это знакомство с согласными звуками, усвоение термина «согласный». Мы с детьми учимся многократно произносить согласные, озвучивая картинки-символы: «мычим», «пыхтим», «свистим» и т.д. Сравнивая гласные и согласные звуки, находим различия в артикуляции.

Одновременно переходим к следующему этапу формирования навыков звукового анализа и синтеза – это выделение последнего согласного звука в слове (дом) и анализ и синтез обратного слога (aп). На этом этапе обучения широко используем игры: «Звук заблудился», «Подскажи Петрушке звук», «Живые звуки», «Звуки рассыпались», «Звук потерялся», «Добавь звук» и др.

По мере прохождения звуков, усложняются формы звукового анализа и синтеза. Дети учатся выделять первый согласный звук из слова (мак), слогообразующий гласный в односложных словах (мак), анализировать прямой слог (са), выделять гласный звук из конца слова, определять наличие или отсутствие заданного звука в слове. В старшей группе звуковой анализ и синтез заканчивается на уровне односложных слов типа сук, суп, мак.

В конце первого года обучения дети учатся сознательно анализировать слова без опоры на утрированное проговаривание логопеда, называть звуки, слова вразбивку, самостоятельно объединять звуки в слова. Вся эта работа проводится с широким использованием игровых ситуаций.

На протяжении всех периодов обучения я использую методику, основанную на теории поэтапного формирования умственных действий, разработанную П.Я. Гальпериным. Согласно этой теории при обучении соблюдается следующая последовательность этапов формирования умственных действий в процессе обучения:

  1. Этап разъяснения ориентировочной основы действия.
  2. Этап предметного материального (или «материализационного» действия).
  3. Этап действия в плане громкой речи.
  4. Этап внутреннего, умственного действия.

Так, например, на 1 этапе задание выполняет логопед, дети смотрят и учатся, а затем пытаются сами выполнить аналогичное задание. На 2 этапе дети выполняют задания сами по образцу, используя пространственные модели (схемы, фишки, символы и т.д.). На 3 этапе дети выделяют звуки без помощи материальных средств, но прибегая сначала к громкому, а позже к шепотному проговариванию слов с интонированием нужного звука. На 4 этапе дети выделяют звуки без вспомогательных средств и без проговаривания.

Таким образом, к концу обучения в старшей группе дети овладевают навыком анализа и синтеза односложных слов.

Звуковой анализ и синтез в подготовительной группе начинается с повторения материала предыдущего года. Однако я ввожу с первого же занятия буквенное изображение изучаемых звуков, что в ходе аналитико-синтетической деятельности позволяет добиться более быстрого запоминания букв, а также улучшения навыка слияния буквенных элементов при чтении. Дети выкладывают из букв сначала слоги, а потом и слова с предварительным анализом, затем с последующим и наконец без анализа.

В начале обучения основное содержание работы направлено на развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, на выработку четкой артикуляции всех звуков, уточнение их звучания.

Учитывая степень доступности форм звукового анализа, я соблюдаю при обучении следующую последовательность в выделении звуков из слов:

  1. Выделение гласного звука из начала слова (Аня, утка).
  2. Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот).
  3. Выделение согласного звука из начала слова (мак, дом).
  4. Выделение слогообразующего гласного из положения после согласного (дом, мак, танк).
  5. Выделение гласного звука из конца слова (окно, вода).
  6. Выделение согласного звука из середины слова (банка).

Далее дети учатся выделять изучаемый звук из любой части слова.

В этом же периоде обучения дети закрепляют знания о двух основных группах звуков русского языка – гласных и согласных – и знакомятся с твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными. Дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твердости и мягкости я учу детей, опираясь на слуховое восприятие и тактильные ощущения. Так, например, глухость и звонкость мы контролируем при помощи гортани (руку надо положить на горло), а твердость-мягкость – с помощью кисти руки: если звук твердый – рука сжата в кулак, а если мягкий – расслаблена. Одновременно для составления схем вводится дифференцированное цветовое обозначение звуков: гласные – красный цвет, твердые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет. Звонкость согласных обозначается колокольчиком. Дети начинают активно пользоваться терминами «гласный», «согласный», «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой». Постепенно появляется возможность дать полную характеристику звука, так как детям с ОНР трудно удержать в голове всю последовательность рассказа, я предлагаю им табличку-схему для характеристики звуков.

Привожу ряд упражнений и игр, используемых в первом периоде обучения:

  • отбор детьми предметов, игрушек или картинок с их изображением, в названиях которых содержится определенный звук;
  • подбор слов по определенной лексической теме с использованием фонетических заданий;
  • называние, а затем рисование посуды, фруктов, ягод и т.п., в наименованиях которых содержится заданный звук;
  • нахождение на специально подобранных сюжетных картинках предметов, в названиях которых содержится нужный звук;
  • отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-отгадках;
  • выделение из ряда произносимых логопедом слов тех, в которых имеется заданный звук (дети поднимают фишку соответствующего цвета);
  • название имен детей, кличек животных, предметов, наименования которых начинаются с данного звука;
  • выделение из предложений слов с заданным звуком;
  • выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук (мак, машина, мама);
  • выделение последнего звука в анализируемом слове и придумывание слов с этим звуком (жук, кот, каша);
  • игра «Найди свое место в слове». Чтобы дети лучше ориентировались в таких понятиях, как начало, середина и конец слова, я использую следующий прием: маркером делю доску на три части, показывая, где начало, где середина и конец слова. Затем называю слова и прошу определить место какого-либо звука в этом слове. Расположение слова на доске дается слева направо. Ребенок с соответствующей буквой выходит к доске и становится на то место, где находится названный звук в данном слове. Таким образом, доска, разделенная на части, становится ориентиром для расположения звуков. Если кто-то из детей ошибается, другие его поправляют;
  • игра «Домашние животные и их детеныши». Дети вспоминают домашних животных и птиц, в названиях которых имеется определенный звук, например, звук К : коза – козленок, кошка – котенок и т.п.

Аналогично проводятся игры «На чем люди ездят» (назвать все виды транспорта, в названиях которых есть звук С: самолет, троллейбус, автобус, велосипед и т. д.); «Вооружи солдата» (в названии оружия должен быть, например, звук Т: автомат, пулемет, винтовка, граната и т. д.) ; «Обставим комнату» ; «Назови музыкальные инструменты, в названиях которых есть звук. «; «Построим дом» и другие.

Читайте также:  Анализ воспитания детей в условиях семьи

Однако умение выделять из слова отдельные звуки не обеспечивает приобретения навыков звукового анализа, необходимых для овладения письмом и чтением. Поэтому следующий этап обучения – формирование умения последовательно выделять звуки из слова. В старшей группе дети уже научились анализировать односложные слова (мак), используя схемы и фишки. В подготовительной группе это умение закрепляется. Кроме того, за счет расширения объема изучаемых звуков и букв анализ и синтез слов усложняется. При обучении я учитываю возрастающую степень слоговой трудности в словах:

  • односложные слова, состоящие из обратных слогов, или двухсложные, состоящие из двух гласных (ус, ау);
  • односложные слова с закрытым слогом без стечения согласных (мак);
  • двусложные слова, первый слог которых состоит из одного гласного (осы);
  • двусложные слова без стечения согласных из открытых слогов (луна);
  • двухсложные слова, первый слог которых открытый, а второй закрытый (замок);
  • двусложные слова, первый слог которых закрытый, а второй открытый (пушка);
  • двусложные слова из закрытых слогов (ландыш);
  • односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол);
  • односложные слова со стечением согласных в конце слова (мост);
  • двусложные слова из открытых слогов со стечением согласных в первом слоге (крыша);
  • двусложные слова разной звуковой структуры (утка, звезда, свисток);
  • трехсложные слова, произношение которых не расходятся с написанием (канава).

Быстро ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией детям помогает работа со схемами и с разрезной азбукой. При этом дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков.

При обучении я соблюдаю принцип строгой последовательности работы над звуками. Он заключается в том, что при введении в анализ и синтез слов с определенным изучаемым звуком, временно исключается пользование словами с другими сходными звуками, могущими привести к смешению. Так, например, если вводится в анализ и синтез слово со звуком С, то исключаются слова со звуками 3, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ.

Вот некоторые приемы работы, дополнительно к тем, которые использовались ранее:

  • придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемого слова (жук – ура, утка);
  • придумывание слов из определенного количества звуков (из 4-х: окно, утка);
  • придумывание слов, состоящих из 2-3-х звуков, с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;
  • определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из 3-х, 4-х, 5 звуков;
  • придумывание слов на указанный звук;
  • придумывание слов из трех звуков, в котором второй и третий известны (ом – дом, том, ком, сом, лом);
  • нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т.д.

Игровые приемы:

  • перепрыгни через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове;
  • покажи столько пальцев, сколько звуков в слове;
  • пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла;
  • пусть подойдет к столу тот, в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан (3-Оля, 4-Миша и т.д.);
  • игра «Начало слова за тобой» (назови первый звук слов с ак – рак, мак, лак и т.д.);
  • найди и опусти в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук гласный (У)(жук, кукла и т.д.);
  • игра «Конец слова за тобой» (добавь третий звук слова: ма – мак, мал; ко – кот, ком, кол и т.д.);
  • нарисуй предмет, в названии которого: 2 звука (он, уж), 3 звука (дом, мяч), 4 звука (бант, шкаф, стол) и т.д.

Знакомя детей с двусложными словами, я ввожу понятие «слог». Учу детей делить слова на слоги. Сначала с опорой на тактильные и слуховые ощущения (нажим подбородка на руку, хлопки в ладоши), а потом – с опорой на слух (определение гласных в слове).

На этом этапе обучения анализ и синтез становятся звуко-слоговыми. Для обозначения слов мы используем длинные полоски, а для обозначения слогов – короткие. Кроме того, я использую такие приемы работы, как работа над ритмом и ударением, повторение слогов в определенной последовательности; выделение слов с заданным количеством слогов, графическое изображение, звуко-слоговые схемы слова. Приведу примеры некоторых упражнений и игр, применяемых на этом этапе обучения:

  • отобрать картинки, названия которых состоят из одного, двух, трех и т.д. слогов;
  • найти картинку, обозначающую двусложное слово с ударением на 1-м слоге, на 2-м слоге;
  • отбери картинки, которые обозначают слова с ударением на 1-м слоге;
  • подсчитать количество слогов в слове, составить графическую схему и выложить слово из букв;
  • игра «Назови часть слова»;
  • игра «Добавь часть к слову» (ка-ша, Ка-тя, ка-ра-ул и т.д.);
  • игра «Предметы вокруг нас» (называние детьми слов, состоящих из 2-х слогов: ва-за, сто-лы, лам-па и т.д.);
  • игра «Кто быстрее украсит елку» (игрушками, в названиях которых 2-3 слога);
  • игра «Почтальон принес письмо» (письмо вручается лишь тому, кто правильно определил количество слогов в названии предмета, изображенного на открытке);
  • игра «Угадай, что изменилось» (кожа – коса – коза и т.д.);
  • загадки («Два конца, два кольца, а посередине – гвоздик», подсказка: в ответе 3 части) и другие.

В подготовительной группе дети упражняются в печатном изображении букв маркером на доске и карандашом в тетради. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются. Для детей с речевым недоразвитием очень важна графическая передача последовательности звуковых элементов в словах и предложениях. Это имеет большое значение для профилактики дисграфии наряду с использованием других приемов:

  • построение букв из полочек;
  • лепка из пластилина;
  • угадывание букв наощупь;
  • письмо цветными буквами;
  • построение цветных цепочек;
  • ребусы и другие.

Большое значение я придаю насыщенности упражнений на занятии, большому охвату детей. С этой целью я так организовываю работу, чтобы несколько детей одновременно выполняли разные задания. Это увеличивает количество упражнений и способствует более прочному усвоению материала. Одновременное выполнение несколькими детьми разных заданий является новой формой работы на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Покажу это на примере. Дети познакомились с новым звуком и буквой К. Один ребенок получает задание дать полную характеристику этому звуку, другому же в это время дается задание – найти соответствующую букву в большой кассе, третьему – написать эту букву на доске маркером.

Если анализируется, например, слово кот, то в начале оно анализируется на слух, т.е. определяется количество и порядок входящих в него звуков, дается характеристика каждому звуку: звук (К) – согласный, глухой, твёрдый, звук (О) – гласный, звук (Т) ) – согласный, глухой, твёрдый.

Затем даются задания для одновременного выполнения уже следующим детям: одному ребенку – выложить это слово из цветных полосок на коврографе, второму – выложить его на доске буквами, третьему – написать маркером на доске. Вызванные дети выполняют их одновременно, а остальные проверяют правильность выполнения заданий.

При использовании такой формы работы каждый ребенок активно трудится, логически мыслит и не только слушает, выделяет, определяет место звука в слоге и слове на слух, но и воспринимает это слово и все входящие в него буквы зрительно, соотнося их со звуками, тренируется в их написании. А я получаю возможность проверить одновременно нескольких детей.

На протяжении всех этапов обучения я провожу работу по коррекции звукопроизношения: постановке и дифференциации звуков, автоматизации их в речи.

Таким образом, развитие анализа и синтеза звукового состава слова происходит одновременно с развитием артикуляционных навыков и фонематического восприятия. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте: вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов. Навыки рече-звукового анализа и синтеза углубляются и совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.

Опыт показывает, что данная система работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза успешно решает вопрос о коррекции аналитико-синтетической деятельности детей. К концу срока обучения в речевой группе практически у всех детей фонематический слух находится в пределах возрастной нормы, дети успешно справляются с любыми формами анализа и синтеза. Проводимая работа способствует развитию у детей слухового внимания, восприятия, памяти, внимания к речи окружающих, помогает в выработке тонких акустических дифференцировок, в формировании слоговой структуры слова.

Помимо этого у детей развивается связанная речь, память, мышление, обогашается словарный запас.

Вся работа проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

источник

Марианна Викторовна Глиненко

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Лингвисты, педагоги психологи и учителя считают шестой год жизни ребёнка периодом наиболее высокой «звуковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой стороне речи.

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Однако обучающиеся 1 классов с общим недоразвитием речи (НВОНР) испытывают трудности в процессе обучения письму и чтению. Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

Д.Б.Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. В.К.Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых – узнавание звука среди других фонем и вычленение его из слова в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов. Простые формы анализа формируются в норме спонтанно – до поступления ребёнка в школу, а сложные – уже в процессе обучения грамоте. Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов. Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, усложняет и тормозит формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Звуковой анализ требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания. А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И, действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество звуков вряд ли доступно ребёнку без помощи учителя-логопеда. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается 1) определение порядка слогов и звуков в слове;

2) установление различительной роли звука;

3) выделение основных качественных характеристик звука»

Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. Без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом. Ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. «Формирование узловых образований, — отмечает Р.Е.Левина, — позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта» (т.е. коррекции общего недоразвития речи).

Итак, необходимыми предпосылками для обучения младших школьников являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чтобы ребёнок усвоил письменную речь быстро и легко, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

Звуковой анализ – это определение порядка слогов и звуков в слове; установление различительной роли звука; выделение основных качественных характеристик звука.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, «светофоров»), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определённое положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, количество звуков в звуковом ряду и т.д.). В связи с этим предусматривается определённая последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза (от ряда гласных звуков до трёхсложных слов).

Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза делится на несколько этапов:

1.Формирование функций фонематического анализа звукового ряда, состоящего из двух или нескольких гласных (уточнение артикуляции гласных звуков, определение наличия звука в ряду, определение места звука в ряду, определение последовательности звуков в ряду).

Читайте также:  Анализ воспитания детей дошкольного возраста

2.Формирование функций фонематического анализа и синтеза звукового ряда, состоящего из гласного и согласного звуков (анализ обратных слогов, анализ прямых слогов).

3.Формирование функций фонематического анализа и синтеза слов (выделение (узнавание) звука на фоне слова, вычленение первого и последнего звука, определение места звука в слове – в начале, в середине, в конце).

В работе по развитию фонематического анализа и синтеза активно используется современный метод моделирования (различные обозначения гласных и согласных звуков – красные, синие и зелёные кружки; для дифференциации твёрдых и мягких согласных – домики, вагончики, цветы; модели нот для обозначения гласных звуков; для обозначения глухих и звонких звуков – колокольчик и зачёркнутый колокольчик; для определения места звука в слове — звуковые гусеницы, грузовики, звуковые птички, звуковые полоски, звуковые домики и т.д.). Этот метод помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным для детей. Задания на развитие фонематического анализа и синтеза включаются в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.

Таким образом, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество звуков ребёнок выполнить не может без помощи учителя-логопеда. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной и своевременной.

Использование метода моделирования в работе по развитию фонематического анализа и синтеза

Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа и синтеза нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. В процессе работы над развитием фонематического анализа и синтеза я активно использую зрительные символы звуков. В отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Использую различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки, квадраты). В начале коррекционной работы для обозначения гласных звуков использую геометрические формы красного цвета. Их внешний вид напоминает очертания губ при артикуляции соответствующих звуков ([А] – большой круг, [У] – маленький кружок, [И] – горизонтально расположенная полоска, [О] – вытянутый по вертикали овал, [Ы] – нижняя половинка круга. Звук [Э] вводится во второй половине года).

Некоторые исследователи предлагают для этого использовать карточки с моделями нот. Нота обозначает гласный звук, так как она поётся. Зачёркнутая нота – согласный, так как его нельзя петь. Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков использую домики, вагончики, цветы и другие изображения предметов синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов. Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам, вагончикам. Также на занятиях часто использую изображения травы и льда: трава – мягкий согласный звук, а лёд – твёрдый. Аналогично можно сделать домики, вагончики для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный).

Для определения местоположения звука в слове – применяю «звуковые гусеницы», «звуковые домики», «звуковые полоски», «звуковой поезд».

Применение различных символов, моделей и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому советую и родителям детей изготовить из цветного картона такие же пособия (красные, синие, зелёные кружки, карточки для определения места заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов.

Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включаю в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.

Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным.

Работу над развитием фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи начинаю с более лёгких в акустико-артикуляционном плане звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определённого звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). Ребёнок запоминает характеристики звуков: гласный – согласный, согласный – звонкий и глухой, твёрдый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционных далёких и близких звуков.

Затем в работу подключаю следующие задания, игровые упражнения, дидактические игры:

— на определение наличия или отсутствия заданного звука хлопками, сигналами, картинками;

— отбор картинок, игрушек, в названии которых есть изучаемый звук;

— придумывание слов, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;

— узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;

— нахождение в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;

— раскрашивание или обводка тех картинок, в названии которых есть изучаемый звук;

— рисование предметов, в которых есть определённый звук;

— отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-отгадках;

— выделение из ряда слов, произносимых логопедом, те, в которых имеется заданный звук;

— выделение из предложения слова с заданным звуком;

— игры «Следопыты», «Сыщики» — нахождение в словах звука по картинкам, показывание картинок со звуком, например, [п], [п’]. Сказать, где слышится заданный звук.

— Игра «Фантазёры» — придумывание слов со звуком;

— Игра «Кто внимательней» — угадывание, с какого звука начинается слово (булка, парта, батон, почка и др.);

— Игра «Подари подарки» (дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах, например, подарки для Киры и Коли);

— Игра «Кто больше?» (показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определённый звук);

— Игра «Поймай звуки» (детям предлагается поймать звуки и произнести слово);

— Игра «Какой звук именинник» (предлагается рассказ. Слова, картинки, предметы с часто встречающимся одинаковым звуком);

Детям раздаются пустые коврики и набор разноцветных кружков. Ведущий называет слово, а дети берут кружок такого цвета, начальная буква которого соответствовала начальной или конечной букве предлагаемого слова.

Ход игры.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников С-Пб, 2004

2. Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем С-Пб, 2003

3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий М., 2009

4. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо М., 1995

5. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников М., 1997

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН М.,2001

7. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами М., 1999

8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно М., 1999

9. Лопухина И.С. Логопедия: упражнения для развития речи С-Пб,1997

10. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе: обучение грамоте детей с нарушениями речи М.,1999

11. Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте М., 2007

12. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР С-Пб, 2005

13. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов М., 2002

14. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа С-Пб,2000

15. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи С-Пб, 1999

16. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит С-Пб, 1998

17. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать М., 2007

источник

Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) – сложный вид заданий для детей с общим недоразвитием речи. Не сформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушения чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.

Звуковой анализ может быть простым, когда звук выделяется на фоне слова, и сложным, заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места в слове (начало, середина, конец), последовательности звуков в слове, их количества, места каждого звука по отношению к другим звукам. Именно в такой последовательности и происходят занятия фонематического анализа у дошкольников.

Перед формированием звукового анализа должна быть проведена следующая работа.

1.Уточнение артикуляции звуков. Дети должны правильно артикулировать звук, удерживать артикуляцию, узнавать звук по обеззвученной артикуляции изолированно или в ряду других звуков, дифференцировать гласные и согласные звуки по артикуляции, определять наличие преграды для воздушной струи.

2.Усвоение, уточнение понятий «ряд», «место», «дни недели», «части суток», «месяцы», для чего могут быть использованы сказки, другие литературные произведения с участием персонажей. Дети учатся считать количество мест, определяют их последовательность, место каждого по отношению к другому, и т.д.

Затем можно переходить к непосредственному формированию звукового анализа. Примерные задания и игры представлены по мере усложнения форм звукового анализа.

1.Цель:учить узнавать звук на фоне слова.

Взрослый называет слово, а дети должны поднять руку или хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный звук.

2.Цель: развивать фонематический слух. (цветные фишки – красные, синие).

Взрослый произносит звуки, а дети выкладывают на столе в ряд фишки соответствующего цвета.

3.Цель: развивать фонематический слух, умение выделять в потоке речи повторяющийся чаще всего звук.

Взрослый читает стихотворение, а дети называют звук, который чаще всего слышали.

4.Цель: учить определять наличие звука в слове. (предметные картинки)

Отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук.

5.Цель: учить определять первый звук в слове (предметные картинки).

Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный гласный или согласный звук.(первые гласные звуки в слове должны находиться под ударением).

6.Цель: учить определять первый звук в слове (фишки красного и синего цвета).

Взрослый называет слова и в зависимости от задания дети поднимают красную или синюю фишку для определения гласного или согласного звука в начале слова.

7.Цель: формировать умение определять конечный согласный звук в слогах, словах.

Взрослый называет слова, а дети называют последний звук в закрытых слогах: ОК, АМ, УС. Затем определяют конечный согласный звук в словах типа КОТ, МОХ, СОК, КУСТ, БАНАН.

8.Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

У каждого ребенка на столе карточка – полоска бумаги, разделенная на три части. Фишки определенного цвета (красные, синие, зеленые) в зависимости от изучаемого звука. Взрослый называет слово с заданным звуком, а дети определяют позицию звука и кладут фишку в нужный квадрат.

9.Цель: учить определять последовательность и количество звуков в слоге, слове.(цветные фишки)

Взрослый произносит слог (слово), а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на столе.

(слоги сначала берутся закрытого типа (ОХ,АМ), а слова односложные, из трех звуков (ДОМ,БЫК)

10.ЦЕЛЬ:учить определять количество звуков в слове.

Выбрать картинки в названии которых: три звука, четыре звука, пять звуков.

ЦЕЛЬ: учить выделять первый и последний звуки в словах, последовательность их в слове.

1.Убрать первый звук в слове. Какое слово получится? Взрослый бросает мяч кому-то из детей и называет слово, а они убирают первый или последний звук в слове (зависит от задания) и бросают мяч ведущему-взрослому.

ЦЕЛЬ: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Детям раздаются картинки, ее надо назвать и сказать где стоит заданный звук в слове.(можно определить позицию звука фишкой).

ЦЕЛЬ: учить определять количество звуков в слове. (вагончики, сделанные из бумаги с окошками-прорезями, в каждом вагончике по три окна; предметные картинки с изображением зверей.

Взрослый объясняет, что каждый из зверей едет в своем вагончике. В первом едут те звери, в названии которых -3 звука, во втором – 4 звука, в третьем- 4(5). Дети берут картинки, определяют количество звуков в названии и укрепляют их магнитом в окно нужного вагончика (картинки для игры: лев, лось, кот, тигр, лиса, волк, жираф, кабан, лошадь, корова, барсук, медведь.

Отгадывание загадок и работа со словами-отгадками помогают формированию всех видов звукового анализа.

Методы и приемы формирования звукового анализа.

1.Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

2.Развитие зрительно-моторной координации.

3.Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела.

4.Развитие пространственно-временных представлений.

1.Развитие слухового внимания.

3.Формирование фонологического структурирования.

Развитие слухового внимания.

— Расширение рамок слухового восприятия.

— Развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти.

— Формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать речевые звуки.

— Совершенствование фонематического восприятия.

— Осознание звуковой стороны речи.

— Привлечение внимания к звучащему предмету.

— Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом.

— Определение местонахождения и направленности звука.

— Знакомство с характером звучащих предметов.

— Различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов.

— Запоминание последовательности звучаний (шумов) предметов.

— Различение и запоминание цепочки слогов.

— Членение речевого потока на смысловые фрагменты.

Формирование фонологического структурирования.

— Формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных.

— Развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков.

— Формирование фонематического анализа, предваряющего моделирование звукового синтеза слова.

— Развитие навыка анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.

— Упражнения на слухопроизносительную дифференциацию звуков.

— Упражнения в повторении слоговых цепочек.

— Выделение гласного звука в обратном и прямом слоге.

Читайте также:  Анализ волос на микроэлементы детей

— Определение первого, второго, третьего слога.

— Определение лишнего слога в ряду одинаковых.

— Упражнение на добавление недостающего слога.

— Дифференциация слов с различной слоговой структурой.

— Нахождение различия в словах, сходных по звуковому составу.

— Определение наличия заданного звука в слове.

— Подбор слов с заданным звуком по картинкам и на слух.

— Определение позиции заданного звука (начало, середина, конец слова).

— Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твердый согласный.

— Выделение первого звука в слове.

— Угадывание слова, произнесенного по звукам.

— Определение количества звуков в слове.

— Дифференциация слов, сходных по звуковому составу.

— Различение слов, отличающихся ударением.

Внедрение в практику перечисленных методов дает убедительный коррекционный эффект преодоления «скрытых» дефектов. У детей формируются полноценные психологические структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Это, в свою очередь, поможет избежать вторичных проблем школьной дезадаптации. Таким образом, ранняя первичная профилактика значительно повышает шансы на успех обучения в школе.

источник

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Лилия Мунасипова
Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет речевое и познавательное развитие. Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению служит нормальное развитие речи, особенное значение имеет правильное и четкое произношение звуков, слов и предложений.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой стороне речи. Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).

Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия.

Для их коммуникативного развития характерно отсутствие или позднее появление спонтанного лепета в ответ на говорение взрослого. Отмечается значительное запаздывание появления первых слов; весьма замедленно, затрудненно протекает процесс овладения фразовой речью: переход от произнесения отдельных слов к построению двухсловного предложения растягивается на долгое время.

У детей с общим недоразвитием речи чрезвычайно медленно образу-ются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в коммуникативном творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в коммуникативности имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность коммуникативного общения.

Владея достаточно большим запасом слов для построения высказы-ваний с целью налаживания общения с окружающими, дети с общим недоразвитием речи фактически лишены возможности словесной комму-никации, т. к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.

В возрасте 5 -7 лет дети с общим недоразвитием речи с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми.

Заслуживает внимания и тот факт, что дети пяти-шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи, поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым.

Известно, что условия обучения ребенка с общим недоразвитием речи определяются особенностями его речевого развития. Но всем им требуются специальные занятия по накоплению словаря и овладению навыками связной речи. Расширение словарного запаса может происходить либо путем объяснения логопедом значения новых слов, либо с помощью конкретной ситуации и доступного смыслового контекста, раскрывающих значение слова. Понимание значения слова во многом зависит от того, умеет ли ребенок выделять его значимые единицы (приставки, корни, суффиксы, определять родственные слова. Детям с общим недоразвитием речи, как правило, это удается с трудом, что препятствует самостоятельному расширению ими словаря. Поэтому особое значение приобретают занятия по овладению умением различать состав слова, видеть образующие его элементы и понимать их роль.

Процесс звукового анализа предполагает:

— умение выделять устойчивые смыслоразличительные единицы — фонемы из звукового потока слова на основе их слухопроизносительной дифференциации;

— овладение учебным (умственным) действием последовательно, по порядку выделять все звуки в составе слова.

Таким образом, формирование звукового анализа осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации.

Коррекция звукопроизношения ведется общепринятыми в логопедии приемами. Работа по развитию фонематического восприятия включает следующие основные этапы: активизация слухового внимания; развитие внимания к отдельным звукам речи в речевом потоке и в составе отдельных слов; узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков элементарного звукового анализа.

Содержание работы по формированию слоговой структуры слов определяется анализом имеющихся у детей нарушений. В упражнениях используются только сохранные звуки. Данная работа предусматривает коррекцию нарушений количества и последовательности слогов в слове. Особое внимание уделяется работе над структурой отдельного слога со стечением согласных и над усвоением слов со стечениями. Важность этой работы обусловлена тем, что такого рода ошибки носят стойкий характер.

Содержание работы делится на два этапа:

— подготовительный: проговаривание слоговых рядов, слов, предложений заданной структуры; различение слов по слоговому составу, различение слоговых рядов.

— основной: преодоление нарушений в произношении стечений согласных звуков, введение их в слова различной слоговой структуры, предложения.

При анализе слова можно использовать вспомогательные средства — полоски цветной бумаги, цветные карандаши (длинная полоска или линия — целое слово, полоска покороче — слоги, квадратики или точки — звуки). Вспомогательные средства, как зрительная опора, используются по следам устного анализа.

Такой комплексный подход повышает эффективность логопедического воздействия, служит совершенствованием речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи.

В процессе коррекционной работы по развитию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи был составлен план по следующим направлениям:

1. Работа над речевым дыханием. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо — и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

2. Работа на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики. Опыт показывает, что дети с общим недоразвитием речи нередко имеют отклонения в общей, мелкой, артикуляционной моторике. Дети недостаточно четко координируют движения.

3. Развитие зрительно – пространственной ориентировки. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определении направлений в пространстве. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звукового анализа и синтеза слов.

4. Работа над культурой произношения. Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а так же умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм, тембр речи). Развивая у детей правильную, хорошую звучащую речь, необходимо развитие речевого аппарата и воспитание фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

5. Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях: первое направление — развитие фонематического восприятия. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже

– учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Второе направление — развитие фонематического анализа (и синтеза). Реализация данного плана осуществлялась систематически, последовательно, целенаправленно через серию логопедических занятий с использованием обучающих игр, упражнений, заданий, направленных на развитие фонематических процессов на всех этапах логопедической работы.

6. Индивидуальный подход к личности ребенка с его проблемами развития.

7. Комплексный подход в коррекционной работе со всеми специалистами детского учреждения.

Таким образом, реализация данного плана должна осуществляться систематически, последовательно, целенаправленно через серию логопедических занятий с использованием обучающих игр, упражнений, заданий, направленных на развитие фонематических процессов на всех этапах логопедической работы по развитию звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1. Абелева, И. Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека [Текст]: / И. Ю. Абелева. — М.: Логос, 2004.- С. 304.

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1997. – 400 с.

3. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 160 с.

4. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии [Текст]: коммуникативная дифференциация личности / Д. И. Бойков. — СПб.: КАРО, 2007. — 288 с.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза Подготавливая ребёнка к овладению чтением и письмом, важно знать, что наша речь состоит из предложений. Предложение — это законченная мысль.

Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Конспект игры-путешествия по лексической теме «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Цель: Обогащение словаря детей на тему «Посуда». Задачи: 1) коррекционно-образовательные задачи: — Развивать связную речь при составлении.

Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза «Угадай, чей голосок» Цель: определить товарища по голосу. Ход игры: водящий с закрытыми глазами на слух определяет, кто из играющих позвал.

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Маняпова Асия Октябрисовна, воспитатель МАОУ СОШ №14 (структурное подразделение «Детский сад») города Тобольска Тюменской области Народный.

Обобщение опыта по теме «Роль развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой.

Основные направления профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Профилактика — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов.

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Аннотация. Особенности развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическим, так и практическом.

Особенности использования театрализованных игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в.

источник