Меню Рубрики

Анализ труда детей в природе

Елена Ивановна Давыдова
Описание опыта работы «Организация труда детей в природе»

Описание опыта работы на тему: «Организация труда детей в природе».

Описание опыта работы на тему: «Организация труда детей в природе».

Труд в жизни детей имеет большое образовательное и воспитательное значение. Значимость труда состоит в том, что у него есть результат. Например: если птиц не кормить, они могут погибнуть; если цветы не поливать — они засохнут.

Коллективный труд в природе объединяет детей, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет радость, способствует развитию наблюдательности, любознательности детей.

Поэтому для того, чтобы дети лучше узнали природу, научились любить ее понимать, чувствовать и беречь, умели трудиться в природе, мы реализовали долгосрочный экологический проект в старшей группе под названием «Как важен труд в природе. Длительность проекта составил 1 год.

Одним из главных условий воспитания у детей желания и умения трудиться в природе является овладение навыками трудовой деятельности. Насколько бы ни был дошкольник заинтересован целью труда, не овладев трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата.

Основой для воспитания у детей серьёзного отношения к труду, желания трудиться для нашего проекта послужили сформированные уже трудовые умения и навыки.

Цель проекта: организовать труд детей в природе, используя раннее приобретенные трудовые навыки.

1. Развивать эмоционально-чувствительную сферу личности, как одного из компонентов экологической культуры.

2. Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.

3. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно – следственные связи;

4. Развивать познавательную активность, фантазию, ассоциативное мышление, речь.

Для реализации экологического проекта мы определили направления работы с детьми: приобщение детей к труду в уголке природы, работа по посадке семян на участке и работа по уборке территории участка.

В своём проекте мы попыталась воспитывать интерес к труду в природе через активную экспериментальную деятельность.

Наш проект состоял из 3 этапов: подготовительный, практический, заключительный.

Во время подготовительного этапа мы прослушали рассказы В. В. Бианки, М. М. Пришвина, Н. И. Сладкова, выбрали объекты исследования, научились проводить длительные наблюдения.

На практическом этапе мы читали и заучивали стихотворения, потешки, знакомились с объектами живой природы, наблюдали за деревьями, птицами, помогали птицам, сажали семена, ухаживали за комнатными растениями и рыбками в уголке природы. Учились соблюдать правила природопользования (не сорить, выбрасывать мусор в надлежащее место, не ловить и не носить в руках насекомых); мыть листья комнатных растений, высаживать семена; класть готовый корм птицам; помогать взрослому убирать снег.

На данном этапе мы использовали следующие педагогические методы: чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, отбор предметных картинок по заданию воспитателя, рассказ воспитателя, исследовательская деятельность детей в поисках объекта наблюдения в природной среде обитания.

На заключительном этапе мы организовывали выставки творческих работ, которые сделали дети в ходе проекта.

Свою работу мы начали в сентябре с операции «Сломанная веточка». Мы провели занятие «Зелёный друг», на котором мы рассматривали иллюстрации разных пород деревьев, играли в дидактическую игру «Собери дерево», сделали аппликацию «Осеннее дерево». В уголке природы организовали модели разных деревьев с подборкой необходимых деталей (листья разного цвета от разных деревьев, их веточки, стволики, плоды, семена). Затем в дневнике наблюдений записывали свои наблюдения за деревьями.

Во время прогулки провели трудовой десант, собирали опавшие листья и веточки, давали ребятам поручения, помогали дворнику. Также на прогулке мы обратили внимание детей на проблему: можно ли помочь зеленому другу, если кто-то сломал веточку с дерева?

В октябре мы провели операцию «Спасение цветка», обратив внимание детей на проблему: можно ли продлить жизнь растения, если осенью его пересадить в теплую комнату и ухаживать за ним?

В уголок природы мы посадили цветок Рудбекию. Уход за растением мы осуществляли совместно с дошкольниками. Постепенно привлекали их к помощи, показывали как правильно нужно держать лейку, наливать воду, знакомили их с разными способами полива растений, учились обтирать листья. Объясняли детям, что перед тем как полить цветок, нужно проверить пальчиком землю в горшочке. Если земля влажная, то цветок поливать не надо. В таком случае землю нужно взрыхлить. Чтобы наш цветок хорошо рос, мы убирали с него высохшие листья и увядшие цветы. Свои наблюдения за ростом растения мы записывали в дневник наблюдений и зарисовывали схему развития цветка. Все свои действия мы подробно объясняли детям для чего это делается.

На занятии мы беседовали с дошкольниками об осенних цветах на нашей клумбе, играли в дидактическую игру «Жизнь цветка», где подбирали предметные картинки, выбирали необходимые предметы-помощники, показывали, как нужно ухаживать за цветком. Разбирали алгоритм развития цветка «Что сначала, что потом?», затем рисовали Рудбекию красками.

Во время прогулки мы выкопали растение с клумбы, пересадили его в горшок, поставили в уголок природы, организовали дежурство и ухаживали за ним постоянно. Перед назначением дежурных в уголке природы мы провели беседу: рассказали какие обязанности выполняет каждый дежурный и показали где находиться какой инвентарь для ухода за растениями и животными.

В ноябре мы на занятии «Покормите птиц» рассматривали иллюстрации зимующих птиц, изготовили модель кормушки и прилетающих птиц на кормушку, разместив, её затем в уголке природы.

С помощью родителей изготовили кормушки для птиц и повесили их на участке.

На прогулке мы ежедневно подкармливали птиц хлебными крошками, семенами. Свои наблюдения за птицами мы записывали в дневнике наблюдений.

Декабрь мы начали с занятия «Ёлочка в гости к нам пришла». На занятии создавали для детей проблемную ситуацию и решали её: стоит ли из-за нескольких праздничных дней губить живое дерево. Затем на занятии мы провели экспериментирование «Превращение воды»: закрасили воду, разместили ниточки во все формы, разлили закрашенную воду в пластиковые формочки, заморозили, а на прогулке нарядили елочку разноцветными льдинками.

Выйдя на прогулку, мы взяли лопатки, совки, ведёрки для сбора снега и организовали трудовой десант «Снежное покрывало для ёлочки», так мы познакомили детей с снегозадержанием.

В январе мы обратили внимание детей на аквариум с рыбками. На занятии мы рассматривали набор картинок, на которых были изображены разные рыбки и потом рисовали рисунки на тему «Ветер по морю гуляет…».

Во время наблюдений за рыбками в аквариуме обратили внимание детей на фильтр в аквариуме, сделали вывод, что именно поэтому рыбки в аквариуме не задыхаются. Покормили рыбок, посмотрели за их и поведением. Во время кормления мы объясняли дошкольникам, что кормить рыбок в аквариуме необходимо в одно и то же время (один или два раза в день, бросать корм нужно в рамку (кормушку, чтобы корм не расплывался по всему аквариуму. Вместе с детьми мы приучили рыбок подниматься за кормом на звук колокольчика, что вызвало интерес кормления рыбок у детей. В присутствии детей мы мыли аквариум, меняли там воду. при этом рассказывая, для чего нужно отстаивать воду, как лучше расположить растения в аквариуме.

В феврале мы провели занятие на тему «Живая вода». На занятии мы обсуждали с детьми можно ли пить грязную воду, и что нужно делать для того чтобы сохранить нашу планету от загрязнений, затем мы провели опыты «Фильтрация загрязненной воды», чистой водой полили цветы в уголке природы.

В марте мы провели коллективную работу по высадке луковиц тюльпанов и посадке лука. Луковицы тюльпанов мы высаживали в подарок мамам, так как приближалось 8 марта. В самом начале работы мы провели занятие, где объяснили детям, как необходимо высаживать луковицы и что для этого нужно. В ходе работы дошкольники все получили горшочек, луковицу. Затем в горшочек насыпали землю, сделали там углубления, посадили луковицу и полили водой. Горшочки с луковицей поставили на подоконник и наблюдали как растут наши луковицы. Ребята очень обрадовались, когда появились ростки у луковиц. После посадки луковиц тюльпанов мы совместно с детьми высадили лук. Всё это мы проводили в группе.

На прогулке мы тоже проводили работу. В марте организовали трудовой десант: прорыли канавки для ручейков, подсыпали снег с дорожек на клумбы и к деревьям.

В апреле мы провели занятие «Встреча пернатых друзей». На занятии мы рассматривали иллюстрации и фотографии птиц, заучивали стих, отгадывали загадки о птицах, пополняли альбом с иллюстрациями разных кормушек, скворечников.

На прогулке провели трудовой десант «Приберем свой участок – сделаем земле подарок», где объявили конкурс между группами на самый чистый участок и пообещали выигравшей команде торт. Это послужило стимулом для ребят, они хотели быстрее навести порядок, убрать все ветки и мусор. С помощью метёлок, совков, ведерок мы убирали мусор, который остался нам после зимы (ветки деревьев, бумажки).

В мае провели операцию «Разноцветная клумба». На занятие «Детский цветущий сад» с дошкольниками рассматривали альбом с иллюстрациями «Садовые цветы», создавали альбом из детских рисунков «Детский цветущий сад»

Во время прогулки на клумбах сажали цветы, высаживали рассаду цветов. Дети помогали делать бороздки, самостоятельно укладывали семена в лунки, засыпали землёй и поливали. Чтобы дети не ругались поручения давали всем по очереди.

Летом поливали грядки, пололи и рыхлили почву, вели дневник наблюдений за ростом растений.

Из опыта работы «Воспитание положительного отношения к природе у детей» 1. Введение. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение,.

Конспект занятия в старшей группе «Организация труда в природе «Уход за комнатными растениями» Таблица 1 Образовательная модель организации труда в природе Тема: «Уход за комнатными растениями» Время в режиме дня Кол –во детей Программные.

Описание опыта работы инструктора по физической культуре Чиркова Марина Александровна — инструктор по физической культуре Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр.

Описание опыта работы «Безопасность детей в окружающем мире» Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить ряд взаимосвязанных условий воспитания безопасного поведения дошкольников.

Описание опыта работы по патриотическому воспитанию Описание опыта работы по теме: «Приобщение дошкольников к общечеловеческим и национальным ценностям, как основа формирования нравственного.

Описание опыта работы «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС» лекция на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОСДО» (слайд 1) (Слайд 2)В федеральном законе.

Описание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Гвоздевская Ольга Сергеевна МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 4», г. Уссурийска. «Мы не должны превозноситься.

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста». Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя высшей категории Хабаровой Людмилы Валентиновны «Развитие чувства ритма.

Описание опыта работы по теме «Дыхательная гимнастика для детей 4–5 лет: значение, актуальность» Введение Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения,.

источник

1. Виды труда дошкольников

1. Виды труда дошкольников.Труд в природе

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я.А.Коменский, И.Г.Пестолоцци, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.И.Логинова, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева, А.Д.Шатова и др.).

Цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершен-ствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,

готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

1. Виды труда дошкольников

Трудовую деятельность детей дошкольного возраста можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, свою цель, свое содержание. Такое разделение труда дает нам возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей дошкольного возраста, а также их значимость в процессе трудового воспитания.

Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (горшком, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта. Генетически первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом. Характерной его особенностью является направленность на себя, а содержанием — умение обслужить себя. Общественная значимость его состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя.

Читайте также:  Анализ организации и проведение отдыха детей

Хозяйственно-бытовой труд – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне. Данный вид труда предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности (повесить чистые полотенца, накрыть на стол, приготовить групповую комнату к занятию и т. д.).

Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из

бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка (коробочки, игольницы, панно, игровой материал и пр.). Ручной труд появляется в старшей группе. Дети изготавливают из бумаги игрушки, коробочки, пакетики для сбора семян, ремонтируют книги, сколачивают или изготовляют простейшие игрушки из дерева и других материалов. Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, пилой-ножовкой, клещами, молотком, а также знания материалов.

Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию . В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение . Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания . Трудясь в природе, дети знакомятся:

  1. со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;
  2. усваивают способы установки этих свойств.

Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения),

2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда.

В процессе труда формируются : практические навыки ухода за растениями и животными; развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты; намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда и т. д.

Требования к организации труда в природе.

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим требованиям.

Педагогические требования к организации труда в природе.

  • Организация разнообразного по содержанию труда:

а) уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями;

б) выращивание растений в уголке природы,

в) труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).

  • В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.
  • Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.
  • Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться.
  • Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе.

  • Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.
  • Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим.
  • Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.

Формы организации труда в природе.

Труд детей в природе организуют в следующих формах:

Индивидуальные поручения — применяются во всех возрастных группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.

Коллективный труд в природе — дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться и т.д..

По своей структуре коллективный труд может быть организован как:

а) труд общий; б) труд совместный.

Дежурства — предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе.

Содержание труда и методика руководства в разных возрастных группах

Малыши помогают воспитателю ухаживать за растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой. Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1-2 трудовые операции. Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно.

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей, а пример, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая труд этот будет организован как труд рядом.

Возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать. Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выпол-нения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер.

В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в

младшей. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение 2-3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2-3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (не более двух).

Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.

У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.

Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы. Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Теперь не всегда оценка труда может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда.

Старший дошкольный возраст

Воспитанники старшего дошкольного возраста под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Воспитанники подготовительной группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание необходимости способа ухода, умение устанавливать связь между условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями их существования в природе.

Овладение трудовой деятельностью в старших и подготовительных к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных. Одновременно дежурят 2- 4 человека.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.

Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.

В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы . Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь инвентарь.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности.

В процессе трудовой деятельности дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растение, животное — и окружающая среда). У него формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живых организмов .

В зависимости от отношения дошкольника к труду можно судить о становлении его нравственных качеств, т. е. отношении ребенка к человеку-труженику (уважение к нему, желание помочь и т. п.), к своему труду (добросовестное отношение к результатам труда и т. п.), что является показателем становления и развития его нравственных качеств.

  1. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез , 2011.
  2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
  3. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2004.
  4. Комарова, Куцакова, Павлова: Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  5. Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие» – М.: Владос , 2005.
  6. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  7. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. — М., 1991.
  8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

источник

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:

Самообслуживание, Хозяйственно — бытовой труд, Труд в природе, Ручной труд. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Читайте также:  Анализ организации деятельности детей в доу

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся:

со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;

усваивают способы установки этих свойств.

Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), 2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда.

В процессе труда формируются: практические навыки ухода за растениями и животными; развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты; намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда и т. д.

Требования к организации труда в природе.

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим требованиям.

Педагогические требования к организации труда в природе.

Организация разнообразного по содержанию труда:

а) уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями; б) выращивание растений в уголке природы, в) труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.

Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе.

Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим.

Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.

Формы организации труда в природе.

Труд детей в природе организуют в следующих формах:

Индивидуальные поручения — применяются во всех возрастных группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.

Коллективный труд в природе — дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться и т.д..

По своей структуре коллективный труд может быть организован как:

а) труд общий; б) труд совместный.

Дежурства — предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Содержание труда и методика руководства в разных возрастных группах

Малыши помогают воспитателю ухаживать за растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой. Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1-2 трудовые операции. Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно.

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей, а пример, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая труд этот будет организован как труд рядом.

Возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать. Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер.

В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в младшей. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение 2-3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2-3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (не более двух).

Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например, со способом посадки семян.

У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.

Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы. Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Теперь не всегда оценка труда может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда.

Старший дошкольный возраст

Воспитанники старшего дошкольного возраста под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Воспитанники подготовительной группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание необходимости способа ухода, умение устанавливать связь между условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями их существования в природе.

Овладение трудовой деятельностью в старших и подготовительных к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных. Одновременно дежурят 2- 4 человека.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.

Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией. самообслуживание трудовой воспитание дежурство

В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы . Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь инвентарь.

6. Виды труда дошкольников. Ручной и художественный руд

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:

Самообслуживание, Хозяйственно — бытовой труд, Труд в природе, Ручной труд. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Ручной и художественный труд. Это вид труда направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека.

В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, такни, дерева.

Результатами своего труда дети радуют других людей, изготавливая для них подарки, украшения, своими поделками украшают помещение группы, оформляют выставки и т.д.

7. Формы организации труда дошкольников. Трудовые поручения

Формы: Поручения, Дежурства, Общий, совместный, коллективный труд.

Трудовые поручения Ї наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто, не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через разного рода поручения. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет, полить цветы (на окнах, балконе, клумбе), покормить рыб, спросить, можно ли приходить на музыкальное занятие, и др.

Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить Ї значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже Ї коллективные, маленьким подгруппам Ї двум-трем детям). Отсюда для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений и навыков. Ведь научить одного-двух ребят легче, чем целую группу, при этом более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет и т. п.

Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для формирования навыков предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (два-три дня) отвечает за какое-то дело.

Известно, что трудовая деятельность детей младшего дошкольного возраста часто переплетается с игрой и порой трудно проследить эту границу. Поручения помогут воспитателю постепенно разделить эти два вида деятельности. Даже самые простые задания (что-то подать, подвинуть, поднять) не содержат игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого. Когда ребенок осознает необходимость постоянно и систематически трудиться (даже тогда, когда ему не хочется), он может выполнять определенные обязанности. Для этого нужна специальный план подготовка, которая позволит ребенку освоить содержание дела, входящего в его обязанность. Такая подготовка осуществляется воспитателем через разнообразные поручения.

Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет. В 6 лет дети уже могут участвовать в трех видах дежурств. Это серьезный труд, требующим также предварительной подготовки. И если ребенок, посещавший детский сад с младшей группы, в старшей группе не умеет правильно дежурить, это сигнал к тому; что воспитатель недостаточно и нецеленаправленно привлекал детей к выполнению поручений па младших ступенях дошкольного детства.

8. Формы организации труда дошкольников. Дежурства

Читайте также:  Анализ организации деятельности детей на прогулке

Формы: Поручения, Дежурства, Общий, совместный, коллективный труд

Дежурство — это труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота одного или нескольких детей о других. Дежурства: в уголке природы; по подготовке к занятиям.

Дежурство способствует систематически включению детей в трудовую деятельность. Задачи, продолжительность и содержание зависит от взрослых и детей. Основной смысл дежурства — забота о других.

9. Формы организации труда дошкольников. Общий, совместный, коллективный труд

Формы: Поручения, Дежурства, Общий, совместный, коллективный труд.

Общий, совместный, коллективный труд. Нельзя вводить в содержание этого труда то, что еще не умеют делать дети. Общественно направленная цель результата такого труда — польза для всех.

Общий труд — это когда при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд — это взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других при общей цели труда.

Коллективный труд — это труд, в котором решаются трудовые и нравственные задачи (воспитанию коллективных взаимоотношений).

Нравственные задачи: договор о разделении труда; помощь друг другу в случае необходимости; переживания за качество общей, совместной работы.

Не каждый общий и не каждый иногда и совместный труд — коллективный. А вот коллективный труд — общий и совместный.

Общий труд характерен в средней группе. Совместный и коллективный — в старшей и подготовительной школе.

Коллективный труд организуется 1 раз в неделю. Поддержание интереса к коллективному труду способствует осознанию принятия его мотивов и цели.

источник

Труд детей в природе: его организация и экологический подход.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром.

Тема 2. Труд детей в природе: его организация и экологический подход.

  1. Экологический подход к организации труда в природе……………..2
  2. Виды труда в природе…………………………………………………..7
  3. Руководство воспитателя трудом старших дошкольников…………..9
  4. Провести самоанализ (анализ) организации труда детей в природе..11
  1. Экологический подход к организации труда в природе.

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой являются живые существа ― мир растений и животных, человек.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.

Непосредственно, с помощью органов чувств ребенок воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Так, в процессе ухода за растениями и животными живого уголка:

— дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.

— учатся сравнительному анализу: сравнивая животных, они учатся находить сходство и различие между ними; общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения.

Полученные знания и умения дошкольники используют на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней, проявлять добрые дела и поступки, когда это необходимо, а этому способствуют знания детей о том как ухаживать за растениями и животными, как создать им условия для благоприятного роста и развития. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.

Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. При знакомстве с природой дети учатся чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Дети восторгаются красотой комнатных растений, находящихся в группе, замечают красоту цветов и листьев; с восторгом относятся к красивым рыбкам, помещенным в аквариуме и т.д.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка (один любит поливать растения, другой – кормить животных), Реально же в учреждениях дошкольного образования дети независимо от настроения, желания обязаны под руководством педагога все вместе в данный конкретный момент поливать растения или вскапывать грядки. В то же время сами взрослые люди далеко неоднозначно относятся к выращиванию комнатных растений и содержанию животных. У взрослого человека есть право выбора разных видов трудовой деятельности, ребенок же в учреждении дошкольного образования такого права лишен, что резко снижает его интерес к самому процессу ухода за объектами живой природы.

Перед началом трудовой деятельности выработать у ребенка эмоционально положительное отношение к объекту, показать, что этот объект живой, что он нуждается в бережном отношении именно этого ребенка («без твоей помощи растение может засохнуть, а морская свинка погибнет, если ей не давать воды и пищи»). Объяснить детям необходимость именно таких действий по отношению к объектам природы (почему животных нужно регулярно кормить, а растения – поливать и т.д.). В результате дети ощущают значимости своих действий, у них формируется чувство ответственности за состояние природных объектов.

Специалистами доказано, что у девочек и мальчиков существуют значительные отличия в восприятии окружающего мира, мотивации поведения и т.п. Эти отличия ярко проявляются и в отношении к труду в природе. В процессе опроса педагогов дошкольных учреждений было выявлено, что они замечают значительные отличия в восприятии окружающего мира, мотивации поведения и т.п. у девочек и мальчиков. Девочки больше склонны к длительному ухаживанию за растениями, с удовольствием протирают листья, пересаживают, поливают растения, тогда как мальчики предпочитают более динамичные виды деятельности и чаще выбирают уход за животными, а не растениями. Учитывая это, педагог должен подходить к организации трудовой деятельности ребенка с позиции вариативности, предлагая детям разные ее виды.

Следует изменить содержание труда в природе и отношение к нему. В основу организации труда в природе следует положить биоцентрический подход, при котором в центре внимания оказывается природа, а человек рассматривается как ее часть.

Самый распространенный объект в детском саду — аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный и заселенный аквариум — это модель природного водоема, миниэкосистема, в которой все компоненты (вода, освещение, растения, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие.

Птицы, так же как и рыбы, — частые обитатели уголков природы в детском саду. Их содержат в больших клетках (или вольерах): им нужно воздушное пространство для полета или порхания. Клетка должна быть установлена в светлом, спокойном месте. Птицы бодрствуют в световой день, поэтому они активны при ярком свете. Птицы очень пугливы и осторожны — в неудачно расположенной клетке (например, на проходе или в игровом уголке) у них постоянно тревожное состояние (в отдельных случаях испуг может вызвать шок и гибель).

Также в живом уголке могут присутствовать рептилии (черепахи) и млекопитающие (морские свинки, хомячки).

Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость — листья испаряют влагу, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу; очищают воздух от пыли (в помещении ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом). Это особенно значимо для детского сада. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом — именно днем (на свету), когда присутствуют дети, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о «братьях меньших» — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми.

Совместная организационно-хозяйственная,трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота и взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей.

Дошкольники могут стать участниками деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых; посредством своего практического участия.

В совместной деятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности — создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение малышей как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

С возрастом детей меняются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможной дежурство детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста другая: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу.

Таким образом, в процессе экологического воспитания, у детей воспитывается любовь к природе и бережное к ней отношение.

источник