Меню Рубрики

Анализ самостоятельной двигательной деятельности детей

Памятка для педагогов и родителей.

Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников.

Самостоятельная двигательная деятельность имеет огромное значение для гармоничного развития ребёнка. В ходе самостоятельной двигательной деятельности ребенок пробует свои силы, проявляет инициативу, закрепляет умения и удовлетворяет естественные потребности в движении. Ребенок в этой деятельности имеет возможность активно повторять движения столько раз, сколько хочет, выбирать те движении, которые ему в данный момент интересны. Ребенок действует в этой деятельности независимо от взрослого. Все это заряжает его положительными эмоциями. Поэтому важно организовать жизнь ребенка так, чтобы самостоятельная двигательная деятельность составляла не менее 2/3 его общей двигательной активности. На проявление самостоятельной двигательной деятельности влияют различные факты:

  • Личный двигательный опыт ребенка
  • Степень развития самостоятельности
  • Пол
  • Самочувствие
  • Интерес
  • Время суток
  • Климатические и гигиенические условия
  • Наличие физкультурно-игровой среды

Показателями успешности хорошо организованной самостоятельной двигательной деятельности являются:

  • Достаточный объем двигательной активности (по шагомеру)
  • Продолжительность
  • Разнообразие использованных двигательных умений
  • Хорошее настроение
  • Положительные отношения между детьми
  • Достаточное количество речевых реакций

Наблюдая за детьми можно выделить 3 уровня такой активности.

Дети с низким уровнем развития самостоятельной двигательной деятельности могут активно выполнять физические упражнения только вместе с взрослым. У них важно вызвать интерес, желание повторить движения без помощи взрослого. Решению этой задачи помогут следующие приемы:

  • Выполнение упражнения вместе с взрослым
  • Самостоятельное выполнение после показа
  • Расстановка с ребенком необходимых пособий, снарядов вызывая у него желание их опробовать
  • Особые задания, например «Покажи, как ты умеешь играть с мячиком»
  • И др.

Дети со средним уровнем развития самостоятельной двигательной активности способны выполнять знакомые движения в знакомой обстановке при условии напоминания, узнавания ситуаций по расположению пособий. Такие дети готовы действовать не только по одному, но и вдвоем, и маленькой подгруппой. Эти дети с удовольствием помогут разложить пособия, предложат другим детям побегать и попрыгать с ними.

Дети с высоким уровнем проявления самостоятельности в двигательной деятельности умеют уже самостоятельно выбирать, расставлять пособия, выполнять освоенные движения в незнакомой обстановке и с новым оборудованием. У этих детей ярко выражена потребность в оценке своих действий взрослым: « Посмотрите, как я умею!» Такие дети с удовольствием вступают в общение с взрослым.

Поддерживать самостоятельную двигательную деятельность детей может физкультурно-игровая среда. Благодаря ей, дети получают огромное удовольствие от взаимодействия с различными предметами, приобретает уникальный двигательный опыт. Далеко не всегда прямое обучение ведет к лучшему овладению движениями. Самостоятельная деятельность в хорошо организованной физкультурно-игровой среде может привести к лучшему результату.

В связи с этим не надо тормозить их самостоятельность в двигательной деятельности. Следует поддерживать, поощрять, стимулировать ее. Для этого необходимо выделить достаточное место для движений детей с учетом их:

  • Интересов
  • Пола
  • Уровня двигательной активности
  • Двигательного опыта
  • Степени самостоятельности

Важно, чтобы пособий было достаточно, и они были разнообразны. Разнообразие предметов не только вызовет интерес к движениям, но и предупредит развитие однообразных двигательных стереотипов.

Дети в самостоятельной деятельности очень любят бегать. Однако чрезмерно продолжительный бег ведет к перевозбуждению нервной системы, переутомлению. Задача взрослого в этом случае подсказать детям, что еще можно делать кроме бега.

Важное условие успешной организации самостоятельной двигательной деятельности детей – это выделение для этого специального времени в режиме дня. Наиболее подходяще время для этого:

  • Утренний прием
  • До и между занятиями
  • На прогулке
  • После сна в вечернее время

Чтобы дети были активны в самостоятельной двигательной деятельности, педагог должен помнить о специальных приемах:

  • Наблюдать за детьми, видеть их всех, своевременно оказывать необходимую помощь
  • Привлекать детей к размещению пособий в группе, на участке, стимулируя тем самым желание выполнять движения
  • Поощрять действия детей, хвалить их, снимая тем самым напряжение, скованность
  • Предлагать детям пособия, соответствующие их опыту
  • Менять расположение пособий
  • При знакомстве с новым пособием показывать разные способы действий с ним
  • Включаться периодически в совместные игры с детьми, вызывая тем самым дополнительный интерес
  • Строить с детьми элементарные «полосы препятствий», используя для этого пособия, снаряды, мебель. Учить детей по-разному преодолевать их
  • Использовать специфические приемы руководства двигательной деятельностью детей с разным уровнем двигательной активности

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

• Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)

• В дверных проёмах можно укрепить тренажёр «Попади в кольцо», на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в «Классики».

• Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.

• Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Работа с карточками может помочь детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, научит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках. Так, соединяя карточки, дети, например, составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают её сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

Для повышения интереса к движениям можно продумать обозначения-значки («серебряный», «бронзовый», «золотой») и обозначить показатели этих нормативов (например, для получения «серебряного» значка необходимо отжаться 7-10 раз, а для «золотого» — 10-20 раз). Размещаются карточки-нормативы на каждого ребёнка на наборном полотне в группе. После выполнения заданий на прогулке, в свободной игровой деятельности дети под руководством воспитателя дети режут полоски соответствующего цвета и укрепляют их на своей карточке.

Дети с низким уровнем двигательной активности

Причинами низкой двигательной активности могут быть:

  • Отклонения в состоянии здоровья
  • Недостаточный или избыточный вес
  • Неудовлетворительный психологический климат
  • Однородность. Бедность развивающей среды
  • Систематические запреты взрослых, в результате которых сформировался малоподвижный тип поведения.

Малоподвижные дети затрудняются найти пространство для игр, стараются уйти в сторону, выбирают малоактивные движения. Эффективным способом повышения двигательной активности такого ребенка может стать игра. Важно показать ему в игровой форме простые движения не требующие точности, предложить вместе со взрослым или с кем-то из детей « поучить» игрушку, куклу, повторить то же движение но с другим предметом. При этом не следует добиваться технически точного выполнения движения. На начальном этапе главное вызвать у ребенка интерес, желание выполнять те или иные действия. Обязательно необходимо активно поддерживать попытки ребенка. Периодически необходимо давать возможность детям действовать с предметами (мячи, ленты, обручи, скакалки) так, как они хотят. Если такие ситуации повторять регулярно, то многие дети сами без всякого побуждения постепенно овладеют некоторыми сложными движениями.

Активизации основных движений (бегу, прыжкам и др.) важно уделять особое внимание. Не надо бояться, что дети при этом утомятся. Они не устанут если:

  • Часто меняют движения
  • Темп выполнения
  • Амплитуду
  • Место выполнения

Такая деятельность обеспечит активный отдых, снимет утомление, активизирует психически процессы (внимание, память).

Дети с высоким уровнем двигательной активности

Они находят возможность двигаться в любых условиях, предпочитая бег, прыжки, избегая движений, требующих большой точности. Эти дети как бы не успевают вникнуть в суть упражнения, их движения импульсивны, эмоциональны. Большая двигательная активность создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, что может привести к отклонениям в сердечнососудистой системе. Такие дети подвержены простудным заболеваниям. Кроме того, физическое переутомление приводит к умственной утомляемости. Они могут выполнять задания в замедленном темпе, процесс запоминания у них затруднен, внимание рассеянное, они допускают большое количество ошибок. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем нервной системы, поэтому такие дети могут попадать в конфликтные ситуации.

У гиперактивных детей двигательная активность, не имеющая определенной направленности, составляет около 50%. Они отличаются расторможенностью, агрессивностью, крикливостью, им трудно переключиться на спокойные движения, требующие устойчивого внимания.

Сдерживать, ограничивать в движениях таких детей нельзя! Взрослый должен не запрещать движения, а регулировать их интенсивность. Необходимо подбирать движения требующие:

  • Сосредоточенности
  • Внимания
  • Точности
  • Сюжет должен сделать движение более осмысленным (не просто бег, а «езда на машине» по разным дорогам, соблюдая дорожные правила).

Дети со средним, нормальным, уровнем подвижности

Эти дети, при правильно организованной самостоятельной деятельности активны. Движения их хорошо развиты, двигательная активность саморегулируется, не требуя особого внимания со стороны взрослых. Они как правило имеют нормальную массу тела, редко болеют и хорошо усваивают учебный материал.

Зная специфику каждого ребенка, педагог направляет их самостоятельную двигательную активность в правильном направлении, что помогает их всестороннему, гармоничному развитию.

Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Однако в ДОУ её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.

Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка.

Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л. С. Выготскому, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребёнка в группе.

Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в условиях недостаточного финансирования дошкольных учреждений.

Методическая разработка по теме самостоятельная двигательная деятельность дошкольников — одна из важнейших форм воспитательно-образовательного процесса.

В статье описана актуальность и необходимость использования спортивных упражнений и игр для полноценного физического развития дошкольников,а также кратко раскрыты принципы планирования при овладении д.

Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников.Самостоятельная двигательная деятельность имеет огромное значение для гармоничного развития ребёнка. В ходе самостоятельной двигательной деятельн.

В статье раскрываются формы организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.

Памятка для педагогов и родителей.

Оздоровительные и корригирующие упражнения в самостоятельной двигательной деятельности интересны дошкольникам и дают высокий педагогический эффект при условии включения их в систему физического воспит.

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.«Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуж.

источник

Автор: Глущенко Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22 Светлячок
Населённый пункт: г.Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Самостоятельная двигательная деятельность
Дата публикации: 23.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Организация самостоятельной двигательной

детей дошкольного возраста.

1.Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается,

прежде всего, в движениях. Первые представления о мире приходят к ребенку

через его движения глаз, рук, языка, ног. Через перемещение в пространстве.

Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг,

тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Двигательная активность

является органической потребностью детей. Особенно она важна для

ребенка раннего и дошкольного возраста, когда формируются все системы и

Программой воспитания в детском саду выделено два основных

компонента двигательного режима: организованная и самостоятельная

двигательная деятельность. Самое продолжительное время занимает в этих

группах самостоятельная деятельность детей – 54%. Таким образом,

основной резерв двигательного режима малышей – в их самостоятельных

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в

разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после

дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия

должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно

учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в

организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в

повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в

течение дня. Они целенаправленно организуются педагогом, который

продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.

В самостоятельной двигательной деятельности ребенок достигает

поставленной перед собой цели, успешно используя разнообразные способы

двигательных действий, выбирая наиболее целесообразные. Это

активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость,

целеустремленность, самостоятельность и творчество. Следя за действиями

ребенка, педагог активизирует его двигательные умения и навыки, в

зависимости от индивидуальных способностей предоставляя ему

возможность принятия решений. Воспитатель может усложнять или

упрощать задания, вызывая полезные психофизические усилия.

Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных

действий способствует различные мелкие и крупные физкультурные

пособия, игрушки. Учитывая индивидуальные особенности и возможности

малыша, педагог ежедневно в плане работы предусматривает использование

различных предметов в целях закрепления приобретенных навыков.

На т р е т ь е м году жизни подбираются игрушки, стимулирующие

первоначальные самостоятельные действия – это каталки, коляски,

автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания

в воротца, катания и скатывания с горки. Применяются крупные

Читайте также:  Справка анализ готовности детей к школе

физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на

которых ребенок упражняется в лазании, ползании, подлезании,

Использование этих игрушек и пособий проводится под руководством

педагога после предварительного разучивания действий сними на занятиях.

Объясняя эти способы действия, воспитатель приучает ребенка к усвоению

пространственной терминологии, названий упражнений, исходных

положений, что содействует развитию мышц ног, тела, рук, основных

Для ребенка ч е т в е р т о г о года жизни воспитатель подбирает

двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упражнений в бросании

и метании даются мячи разного размера, мешочки, кольца, кольцебросы и

мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а

также трех- и двухколесные велосипеды, машины с педальным управлением

и т.д., способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к

усвоению правил безопасного передвижения по улице.

В с т а р ш и х группах (5-6-летних детей) широко используются

спортивные игры – городки, серсо, кольцеброс, ринго, баскетбол, бадминтон,

настольный теннис, мячеброс, щитобол и др. эти игры способствуют

подготовке к школе, занятиям спортом. Ребенок самостоятельно и творчески

участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с

элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за ходом этих игр и

В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию

точности и ловкости движений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки,

упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень

хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые

развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и

Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют

подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива,

организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют

формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил.

Самостоятельную двигательную деятельность ребенка воспитатель

систематически и последовательно планирует и направляет.

Во многом подвижность детей зависит от их двигательных умений,

эмоционального состояния. Учитывая эту особенность, следует обеспечить

разнообразную двигательную деятельность детей, создавать условия для

разных движений. Необходимо искать пути увеличения самостоятельной

двигательной активности. Следует решать следующие задачи:

-создать развивающую среду – пространство самореализации;

-помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для

укрепления его физического и психического здоровья;

-способствовать формированию посредством самостоятельной

двигательной деятельности здорового, стрессоустойчивого организма

— стимулировать дошкольника к включению в процесс

самостоятельной двигательной деятельности, побуждать его к

самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности;

-формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника,

направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

Дети имеют возможность реализовать и закрепить накопленный опыт

не только в различных традиционных формах двигательной активности, но и

в самостоятельной двигательной деятельности:

-работе на спортивных комплексах.

Психологи предупреждают, что ребенок действует не ради чуждых и

не всегда понятных ему интересов взрослого и не потому, что «так надо», а

потому, что тем самым он удовлетворяет собственные побуждения, действует

в силу внутренней необходимости, которая сформировалась раньше или

возникла только сейчас, пусть даже под влиянием взрослого. Одна из таких

внутренних необходимостей – зарожденная в виде инстинкта радость

В результате, овладевая основными видами движений, дети

дошкольного возраста имеют возможность воспринимать мир, думать,

общаться с другими людьми, управлять своим поведением как

самостоятельные члены общества.

Задача воспитателей: повысить опыт детей в самостоятельной

двигательной деятельности, воспитать потребность к разнообразным

2. Необходимое условие формирования всех систем и функций

организма ребенка – двигательная активность. Общеизвестно:

систематические физические упражнения благоприятно влияют на

функциональное состояние головного мозга, улучшают настроение, сон,

Критериями оценки двигательной активности являются: объем

движений (в условных шагах), их продолжительность (во времени),

содержание (разнообразие движений, форм и видов двигательной

Организуя различные виды двигательной деятельности, педагог

способствует ее оптимизации, осознанному и творческому освоению

движений. Он осваивает непроизвольные движения в процессе жизни, а все

произвольные движения возникают у него только в результате обучения.

Обучаясь движениям, дети приобретают :

-знания, необходимые для сознательной и самостоятельной

-знакомятся со способами и средствами ее реализации;

-накапливают опыт творческой двигательной активности.

Умение самостоятельно мыслить и действовать дает ребенку

возможность реализовать потенциальные природные способности, понять

оздоравливающую роль физических упражнений, возможности своего тела.

Важное значение для повышения двигательной активности имеют

подвижные игры, спортивные игры, физкультурный инвентарь, атрибуты.

При этом обязательным условием успешного проведения игр является учет

индивидуальных особенностей каждого ребенка. Так как двигательная

активность тренирует нервную систему, способствует уравновешиванию

процессов торможения и возбуждения, то подбор и планирование

подвижных игр определяются уровнем физического и умственного развития

детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка,

времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей, его

типологических особенностей. Работу по физическому воспитанию

необходимо проводить в тесном контакте с семьей.

3.Педагог постоянно изучает своих воспитанников, отражает в своих

наблюдениях степень их физического развития и самочувствия.

Наблюдения за детьми показывают, что одни из них непоседливы,

другие – малоподвижны, медлительны, нуждаются в помощи. Одни

опережают сверстников в овладении движениями, а другие , наоборот,

отстают и требуют дополнительного внимания.

Без знания индивидуальных особенностей каждого ребенка

невозможно его воспитание. Внимательное изучение ребенка позволяет:

представить картину развития его физических и духовных сил; выявить не

только внешние, но и скрытые причины отклонений; наметить программу

воспитания и обучения, отвечающую его потребностям; правильно

спланировать и организовать жизнь малыша в детском саду, поддерживая

взаимосвязь с семьей; подобрать методы и приемы, соответствующие его

особенностям; своевременно корректировать воспитательные и

оздоровительные воздействия, повышая тем самым их результативность.

Необходимо знать возможные отклонения в двигательном

развитии детей, их характеристика и задачи воспитателя.

1.Малая подвижность, частые периоды бездействия – Отсутствие

интереса к двигательной деятельности: ребенок часто сидит, ничего не

делает, на лице грусть, безразличие, не умеет себя занять – Активизировать,

вызвать интерес к движению.

2.Большая подвижность с высокой интенсивностью движений – Только

при условии, что движения бесцельны или слабоуправляемы, торопливы –

Учить «управлять» движениями, выполнять их точно.

3.Однообразие или трафаретность движений, их бесцельность – Состав

движений беден: полное отсутствие некоторых движений в самостоятельной

деятельности. Ребенок бегает, шалит, не умея выбрать сюжет для игры; не

использует физкультурные пособия и игрушки; не умеет переключаться на

спокойные виды деятельности – Обогащать состав движений и содержание

4.Отсутствие творчества в двигательной деятельности – Не умеет

комбинировать движения, переносить знакомые движения в сюжетные игры,

однообразно использует физкультурные пособия и игрушки – Развивать

Ясно, что дети дошкольного периода нуждаются в педагогическом

дифференцированном руководстве взрослого, при этом особого внимания

заслуживают малоподвижные и чрезмерно активные дети

Для подвижных детей не следует ограничивать подвижность, а создать

такие условия, чтобы малыши вынуждены были добиваться не скорости, а

точности в движениях: мяч нужно прокатить медленно по дорожке из 2

веревок, закатить в ворота, сбить кеглю; побегать по ограниченной площади,

попрыгать в своем домике. Универсальным движением для этих детей

являются все способы лазанья.

Малоподвижных детей, наоборот, надо всячески стимулировать к

активным и энергичным движениям – пусть они бегают, прыгают, бегут за

мячом, скатывают с горки разные предметы и догоняют их, давать им разные

Слабому ребенку в игре помогать, иногда пожурить, иногда пожалеть.

Более сильным детям создавать в игре условия труднее, используя ряд

интересных мероприятий. Например, во время охоты «медведь» должен

вылезти из берлоги и перешагнуть на своем пути дерево; «кот» — спуститься с

крыши и т.д. Обязательно каждый из детей должен получить свою

«двигательную дозу» в течение дня.

4.Руководство самостоятельной двигательной деятельностью

предусматривает следующие обязательные моменты:

-организацию физкультурно-игровой среды (достаточное место для

движений; нужное количество, разнообразие, сменяемость пособий);

-закрепление в режиме дня специального времени для

самостоятельной двигательной деятельности;

-владение воспитателем специальными опосредованными методами

Взрослый должен поддерживать двигательную активность детей,

поощряя самостоятельное использование ими атрибутов для игр. Для этого

необходимо создать соответствующие условия и в групповой комнате, и на

участке. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей

осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей, выделив им

место для игр и физических упражнений.

В руководстве двигательной активностью детей с разной

подвижностью могут быть выделены два основных этапа.

На первом этапе устанавливаются непосредственные контакты

воспитателя с каждым ребенком, выясняется его интерес к играм,

упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со

сверстниками, выявляется наличие двигательного опыта. Для развития

самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия,

оказывается своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и

упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе могут

быть применены следующие методы и приемы:

-совместное выполнение упражнений ребенка с воспитателем или со

-объяснение или показ более сложных элементов движений,

Основным направлением руководства двигательной активностью

детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение ее

На втором этапе осуществляется более интенсивное

опосредствованное воздействие воспитателя на двигательную активность

детей с разной подвижностью. Педагогические приемы должны строится на

постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную подвижную

деятельность, которая будет способствовать повышению их двигательной

активности, развитию интереса к различным играм и физическим

упражнениям. С чрезмерно подвижными детьми осуществляется косвенное

руководство, направленное на постепенное переключение их на более

спокойную деятельность, которая будет способствовать некоторому

снижению двигательной активности и формированию внимания,

обеспечению точного выполнения разнообразных движений.

Регулировать двигательную активность детей с разной подвижностью

можно привлекая их к подготовке пособий и оборудования для

самостоятельной деятельности, а также стимулируя интерес к труду, к

помощи взрослым. Выполнение таких поручений, как подмести веранду,

полить огород, привезти самокаты и т. д. , вызывает у малоподвижных детей

активные действия, а для чрезмерно подвижных детей нужны точные и

небыстрые движения – собрать разноцветные кубики в разные ящики,

расставить кегли на определенном расстоянии, прополоть грядку и т.д.

Важным приемом в руководстве двигательной активностью детей

является внесение в самостоятельные игры сюжетов, требующих активных

движений, что способствует увеличению двигательной активности

малоподвижных детей и вносит определенный смысл в бесцельную беготню

детей с высокой подвижностью. Использование различных физкультурных

пособий побуждает их к сюжетному оформлению своих игр. Например, если

дети играют в творческую игру «Пароход», то внесение педагогом таких

пособий, как наклонные доски, обручи и др., ведет к разнообразию действий.

Ходьба по наклонной доске – это подъем «по трапу на пароход», прыжки с

гимнастической скамейки в обруч – «спасение утопающих матросами» и т. д.

К приемам, способствующим регулированию двигательной

активности детей с разной подвижностью, относится объединение их для

совместных игр. Например, Максим С.(6 лет), гиперактивный мальчик,

всегда увлечен бегом и подскоками настолько, что не замечает никаких

препятствий на своем пути, наталкивается на различные постройки, часто

ломает их, толкает других детей.

Наташа Б.(6лет 3мес) – малоподвижная девочка, необщительная,

очень обидчива, пассивна. На прогулке предпочитает играть в одиночку с

мелкими предметами и игрушками (кукла, детская мебель, маленькие

мячики, шарики и т. д.). действия и движения ее однообразны (укачивание

куклы, кормление ее, ходьба с ней на площадке, вокруг беседки, ходьба по

буму, подбрасывание мяча, наблюдение за играми своих сверстников).

Воспитатель выявил, что у Максима и Наташи не получается одно и

то же движение (катание обруча по узкой дорожке и бег с ним). Она

составила группу из 3 человек, куда вошли эти два ребенка и девочка Лена Г.,

у которой данное упражнение получалось хорошо. Максим и Наташа долго

упражнялись вместе, добиваясь хорошего результата, у них не возникло

стремление к общению, к совместному выполнению и других упражнений:

Максим обучал Наташу кататься на велосипеде, а она учила его прыгать

В конце учебного года были отмечены яркие качественные изменения

в ДА этих детей. Двигательное поведение Максима стало более спокойным,

целенаправленным, появилось стремление доводить до конца начатое дело, а

также интерес к упражнениям, требующим точного выполнения действий

(попадание мячом в цель, скатывание маленького мяча с узкой горки,

бадминтон, настольный теннис и т.д.). Наташа стала активнее, общительнее,

начала проявлять интерес к коллективным играм и спортивным

В процессе руководства ДА детей значительное место должно

отводиться показу разнообразных движений с использованием

физкультурных пособий. При этом важно учитывать индивидуальные

проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям следует

показать прежде всего спокойные действия, требующие точности

выполнения движений или особой осторожности при использовании

пособия. Например, в действиях с мячом можно предложить такие движения,

как скатывание его по узкой доске и попадание в ворота, подбрасывание и

ловля мяча с несколькими хлопками, метание теннисного мяча в цель и т.д.

Малоподвижным детям можно предложить более активные действия и

движения, не требующие точности выполнения: бросание мяча вдаль и бег за

ним, прыжки из обруча в обруч, через скакалку и т.п.

Важным примером в руководстве двигательной активностью является

сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях

средней и низкой интенсивности (ходьба по буму, перелезание через обруч,

подбрасывание волана с помощью ракетки и т.д.); малоподвижных детей – на

выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазание

Читайте также:  Спирова особенности звукового анализа у детей

по гимнастической стенке, бег со скакалкой, прыжки из обруча в обруч и

Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-

дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом

интереса ребенка к играм, разным видам деятельности и пособиям.

Педагогическая наблюдательность и любовь к детям позволяют

педагогу выбирать адекватные методы руководства деятельностью,

корректировать поведение ребенка и свое собственное, создавать радостную,

доброжелательную атмосферу в группе. Эмоциональный положительный

настрой, сопровождающий самостоятельную деятельность, является

важным фактором формирования физических, психических, духовных,

эстетических и нравственных основ личности.

5.Самостоятельная двигательная деятельность детей планируется в

утренний отрезок, до и между занятиями, на прогулках, во вторую половину

дня. Здесь важно создать такие условия (место, оборудование, пособия), при

которых бы дети ежедневно могли упражняться во всех видах и способах

основных движений, независимо от их планирования в других формах

работы. Это необходимо для обогащения двигательного опыта детей, что

поможет им быть более уверенными и раскованными на занятиях по

физкультуре, когда идет обучение технике движений. В течение дня вносятся

разные физкультурные пособия, которые группируются, размещаются

каждый раз по-разному. Разнородность физкультурно-игровой среды

предупреждает развитие трафаретности движений и двигательной

деятельности в целом, способствует не только физическому, но и общему

развитию детей. Кроме основных движений дети в самостоятельной

деятельности должны играть в подвижные игры и спортивные игры (в

Учитывая, что на прогулке имеется больше времени пространства для

самостоятельных творческих игр детей, желательно иметь на участке

соответствующее оборудование, пособия, игрушки. Особое внимание следует

уделить оснащению спортивной площадки. На спортивной площадке

необходимо предусмотреть свободное пространство, дорожки для бега, места

для прыжков, метания, езды на велосипеде, самокате, гимнастическая стенка,

вышки, дуги и т.д. кроме того, в распоряжении детей должен быть

разнообразный инвентарь (скакалки, обручи, мячи разных размеров, ракетки

и воланы и т. д.). В зимнее время года дети должны иметь возможность

свободно пользоваться санками, ледянками, лыжами; летом – велосипедами,

Педагог должен влиять на выбор детьми соответствующих

упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь,

пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща,

побуждает более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать

своим сверстникам. Очень важен и личный пример.

1.Кистяковская М.Ю. и др. Физическое воспитание детей

дошкольного возраста. — М., 1980г.

2.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и

развития ребенка.- М., Изд. Центр «Академия», 2001г.-368с.

3.Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания детей

дошкольного возраста. – М., 1986г.

4.Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание

дошкольников. Учебное пособие для средних педагогических

учебных заведений. – М., Изд. Центр «Академия», 1996г. – 192с.

5.Васильева М. «Развитие основных движений в самостоятельной

деятельности детей» №7 стр18, 1982год.

6.Рунова М. «Двигательная активность старших дошкольников и

источник

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения. Общеизвестно решающее значение двигательной активности в формировании растущего организма. Однако в образовательном процессе ее специфическое значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно. Согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования [3]. При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы.
В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Она не рассматривается как составляющая физической культуры и средство развития личности человека. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях. Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка. Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний.
В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

Понятие двигательной активности детей дошкольного возраста.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.
И.Д.Маханева, С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний [16, с.17]. В работах И.И.Мастюковой, С.Н.Попова, С.С.Бычковой, Т.И.Богиной, Е.А.Сагайдачной указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности [6, с.5].
При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию — удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т.д. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности. Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы. При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование «старческого» механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д.
В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).
Понятие «двигательная активность» (ДА) включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности.
В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части:
1. активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения,
2. 2. общественно полезной и трудовой деятельности;
3. физическая активность в свободное время.
Эти составляющие тесно связаны между собой [9, с.22].
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.
В группах младшего дошкольного возраста решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом. Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), формирование наиболее важных двигательных умений и навыков, в соответствии с биологическими ритмами года. Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют разнообразное физкультурное оборудование.

Пути оптимизации двигательной активности детей.
Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность.
Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч движений в сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч — для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч — для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч — для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.
Оптимальным двигательный режим будет считаться при следующих условиях:
— соотношение покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%;
— в течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления;
— имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;
— артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме [4, с.41].
При организации двигательного режима должна быть учтена степень моторности каждого ребенка возрастной группы.
По степени активности детей можно разделить на три группы:
— нормальные,

— моторные,
— малоподвижные.
Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение.
У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны. Мало того, исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д. Эти дети нуждаются в индивидуальном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении.
Задачами педагога в организации двигательного режима являются:
— анализ и оценка двигательной активности детей в течение дня, недели, месяца с помощью современных измерительных приборов,
— выявление причин моторности или малоподвижности детей с учетом возможного наследственного фактора,
— оказание помощи в оборудовании мини-стадионов для самостоятельной двигательной деятельности детей с учетом их специфических психологических особенностей,
— выявление общих интересов, склонностей и влечений малоподвижных и моторных детей, создание ситуаций, стимулирующих их дружеские отношения.
Методы, способствующие развитию двигательной активности дошкольников:
— Сказка-беседа, чтение стихотворений или отрывков из детской художественной литературы, использование пословиц, поговорок, потешек, помогающих осмысливанию поставленных перед детьми задач и сознательному выполнению двигательных упражнений, самостоятельному их применению в различных ситуациях.
— Рассматривание иллюстраций или репродукций картин по теме. В связи с вызванными сильными впечатлениями дети проявляли эмоционально-личностное отношение к событиям, что обеспечивало яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений и способствовало поддержанию интереса к двигательной деятельности на протяжении всего занятия.
— Игровые занятия по перевоплощению в данный образ по теме занятия (превращение в бабочек, альпинистов), создание музыкальной композиции образа («Полет шмеля», «Извержение вулкана») под соответствующее музыкальное сопровождение или воспроизведение образа в изобразительно-иллюстративном виде.
— Игровые задания на придумывание дальнейшего плана действий и подвижных игр по тематике занятия.
— Практический метод, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движений в образной форме или с использованием элементов соревнования.
В тех случаях, когда у ребенка возникали затруднения в процессе занятия, используются различные виды педагогической помощи; подбирается тот ее вид, который способствует правильному выполнению двигательных заданий:
— стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений);
— эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие действия ребенка);
— направляющая помощь (такая организация деятельности ребенка, при которой все компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет ориентировку ребенка);
— организующая помощь (исполнительская часть деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль – взрослым, причем планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы, оценка правильности выполнения производятся самим ребенком);
— обучающая помощь (т.е. обучение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать).
Педагогическая помощь, оказываемая в ходе проведения занятий, позволяет дошкольнику:
— активно участвовать в занятиях;
— чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости;
— активно познавать окружающий мир;
— реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности;
— активизировать общение взрослого с ребенком.
Реализация педагогической помощи в указанном режиме благоприятствует стимулированию двигательной активности детей, способствует эмоциональной заинтересованности (если все получается), развитию и укреплению детской индивидуальности, а также переориентированию профессиональной функции педагога с обучающей на личностно-взаимодействующую. Это особенно важно для тех детей, которые замкнуты, неуверенны в себе.
Самостоятельная двигательная деятельность детей 6-го года жизни становится богатой и разнообразной, однако подвижные игры остаются обязательной формой организованного физического воспитания. Более широкий круг знаний, умений, двигательных навыков позволяет применять самые разные игры: и сюжетные, и бессюжетные, и игры-эстафеты, а также некоторые элементы спортивных игр.

Заключение
Двигательная активность определена как сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.
Двигательный режим — часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др.
С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.
Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

Читайте также:  Соя анализ у детей повышен

Список литературы
1. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» // Обруч. – 1996. — №1. — С.5-6.
2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М.: Просвещение, 1981.
3. Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам. — М.: Владос, 1999.
4. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики // Дошкольное воспитание. — 1996.- №№6, 8, 10.
5. Доронова Т. Право на охрану здоровья // Дошкольное воспитание. – 2001. — №9. — С.5-8.
6. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 1999.
7. Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 1999.
8. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века /Авт.-сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина. — М.: АРКТИ, 2000.
9. Зелинская.Д. Школа здоровья. – М., 1995. — Т.2.
10. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 1991. — №10. – С.8.
11. Казьмин В.Д. Дыхательные гимнастики. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.
12. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1972.
13. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. — М.: Линка — Пресс, 2000.
14. Лазарев М.Л. Здравствуй! Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — М.: Мнемозина, 2004. – 248 с.
15. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. — М., 2000.
16. Основы безопасности дошкольников / Под ред. В.А.Ананьева. — М.: Академия, 2000.
17. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986.
18. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.
19. Стасюк А.М., Журавлева Н.А. О системе физкультурно-оздоровительной работы // Дошкольное воспитание. – 1997. — №9. — С.39-42.
20. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 1991. – 272 с.
21. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36.
22. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1984.
23. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического развития детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1976.

источник

Марина Бурякова
Самостоятельная двигательная деятельность детей

в условиях групповой комнаты

Проблема двигательной активности детей в условиях группы всегда волновала нас. В группе, где много детей, мебели, игрушек невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. Полноценное физическое развитие детей, укрепление здоровья и совершенствование функций организма является неотъемлемой частью педагогической работы в нашем детском саду. Недостаточная двигательная активность неблагоприятно складывается на растущем организме ребенка и приводит к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Качественному улучшению самостоятельной двигательной деятельности детей всех возрастных групп поможет организация в группе физкультурного уголка. В физкультурном уголке должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров (от маленького теннисного до большого надувного мяча для малышей и набивного мяча массой 1 кг для детей постарше, обручи (диаметром 15-20 см, 50-60 см, гимнастические палки разной длины, скакалки. Можно самим сшить и набить мешочки. Маленькие (6 /\ 9 см, масса 150г) метают в горизонтальную и вертикальные цели, а большие (12 \/ 16см, масса 400г) используют, для развития правильной осанки, нося их на голове.

Интересен для упражнений цветной шнур – косичка (длиной 60 – 70см). Он сплетается из трех шнуров разного цвета, концы обшиваются; на одном из них пришивается пуговица, на другом – петля. С таким шнуром выполняют упражнения как с гимнастической палкой, а, сделав из него круг, можно использовать для прыжков, пролезания.

В каждой возрастной группе желательно иметь так называемое надувное бревно длиной 1 – 1, 5м. Его можно сделать из старого матраца или одеяла. Готовое «бревно» обтянуть сшитым чехлом из моющегося материала. Ребенок через него сначала переползает, затем перешагивает, ставит игрушки, сидит на нем, катает, отталкивает.

Текстильные коврики разных цветов 25х25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала. Целью игр с ковриками, такими как «Классики», «Гигантские шаги», «Веселая дорожка», «Займи свое место» — является развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

«Тихий тренажер» — наклеенные на стене силуэты детских ладошек в произвольном порядке от пола и до 1, 5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод. Целью игр с «тихим тренажером» является: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, тренировка мышц плечевого пояса и рук; развитие пространственного воображения и восприятия.

Одно из самых увлекательных и необходимых пособий – это лесенка-стремянка. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. Лесенка – стремянка состоит из двух пролетов, соединенных друг с другом зубчатой планкой, допускающей установку стремянки наклонно под разным углом. Ширина каждого пролета 45см, высота 100-150 см, расстояние между перекладинами 12 – 15см, диаметр их 2, 5 – 3см. Высота вертикальной лесенки 150 – 200см.

Хорошо иметь пособия для профилактики плоскостопия. Их использование повышает кожно – мышечный тонус, улучшает кровообращение и окислительно – восстановительные процессы в мышцах, суставах, тканях. Такие пособия так же можно купить в спортивном магазине или приготовить самим. Плетеная дорожка – дорожка сплетена из шнура диаметром 0, 6 – 0, 7 см способом макраме или вязания.

Мешочки с камешками. В полотняный мешочек размером 40х40 см насыпать камешки – голыши или керамзит в таком количестве, чтобы, положив мешочек на пол, можно было распределить камешки по его площади одним слоем.

Для самостоятельной двигательной деятельности следует приобрести тренажеры простейшего типа. Они являются надежным средством профилактики гиподинамии. К простейшим тренажерам относятся:

1. Детские эспандеры (для кистей рук и туловища). Детские эспандеры (кистевые) предназначены для укрепления мышц кистей рук, например, ребенок сжимает кольцо, делает наклон вперед и прокатывает его. При выполнении упражнений для брюшного пресса в положении сидя и лежа ребенок зажимает кольцо между ступнями.

2. Диск «Здоровье» способствует развитию координации движений, укрепляет мышцы туловища и ног.

3. Гимнастический ролик – способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса, развитию координации.

4. Степ – платформа развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, осанку, тренирует равновесие.

Шнуры – растяжки – это обычные шнуры или широкая резинка с петлями на концах. Они крепятся на противоположных сторонах зала на высоте, соответствующей показателям разных возрастных групп для ползания, подлезания и подпрыгивания. Шнуры съемные и прикрепляются на планки с крючками. Лучше иметь несколько комплектов шнуров, чтобы обеспечить большую плотность занятия и повторность при проведении упражнений.

Мишень для метания – изготавливается из поролона и дерматина размером 70х70 см. На одной или обеих сторонах изображается мишень соответственно размерам, указанным в «Программе воспитания и обучения в детском саду» для каждой возрастной группы. Мишени крепятся к гимнастической стенке при помощи съемных крючков, мяч, попадая в такую мишень, не отскакивает в сторону.

Самостоятельная двигательная деятельность детей, о пользе которой написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Более подробно остановимся на характеристике условий для развития движений дошкольников в разных возрастных группах.

Ребёнок активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении!

В связи с этим для самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате целесообразно иметь следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря:

• доска гладкая (длина 1,5 м, ширина 20 см);

• гимнастическая скамейка (длина 2 м, высота 15 см, ширина 20 см);

• доска ребристая (длина 1,5 м, ширина 20 см);

• две дуги для подлезания и прокатывания мячей (высота 50 см, ширина 50 см);

• ящики для влезания (высота 20,15 и 10 см, ширина и длина соответственно 50, 47 и 44 см);

• лесенка-стремянка (высота 1,5 м);

• мячи (диаметр 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см) – по пять каждого размера;

• один-два надувных мяча (диаметр 40 см);

• игрушки-каталки (по два комплекта разных видов);

• бревно (длина 1,5 м, диаметр 20 см);

• оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.);

• крупные игрушки на колёсах (не менее четырёх);

• шнур (длина 10 м, диаметр 10-12 мм);

• погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки – по количеству детей;

• четыре гимнастические палки (длина 75-80 см);

• гимнастический шест (длина 1,8-2 м).

Оптимальным для развития двигательной сферы ребёнка является многофункциональное модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер. Интересно и полезно для комплексного развития движений пособие «Кубы».

По данным исследований, на пятом году жизни у дошкольников наблюдается значительный прирост показателей двигательной активности. Ребёнок становится более подвижным и кажется неутомимым. Однако возможности его ещё невелики. Он слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием его самостоятельной двигательной деятельности.

Универсальным является специально предназначенное для групповой комнаты физкультурно-игровое оборудование – малогабаритное, лёгкое, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью:

• игра «Дартс» (с шариками на липучках);

• ракетки с мячиками на липучках;

• напольные и подвесные кольцебросы;

• игра «Городки» (из пластмассы);

• поролоновые и матерчатые мячи;

• султанчики, ленточки, флажки, пластмассовые гантели (по два-три набора);

• два-три мешочка весом 200 г;

• бубен, музыкальный молоточек;

• оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань и материалы разной фактуры, массажные коврики и пр.).

Старший дошкольный возраст

Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате более безопасной. Накопившийся двигательный опыт позволяет детям содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.

Оборудование физкультурного уголка

В старшем дошкольном возрасте развиваются психофизические качества и двигательные способности ребёнка: быстрота (5 лет, сила и гибкость (5-6 лет, выносливость (б лет, глазомер и координация движений (6,5 лет). Кроме того, отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей.

Дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности.

Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка:

• игра «Городки» (из пластмассы);

• ракетки и мячи для пинг-понга (два набора);

• малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи;

• игра «Дартс» (с шариками на липучках);

• один-два резиновых эспандера;

• две-три скакалки и резинки;

• султанчики, ленточки, косички;

• настольные спортивные игры;

Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений.

Перечень оборудования составлен с учётом предпочтений и мальчиков, и девочек.

Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками

Анализ работы воспитателей Анализ мастерства воспитателя по воспитанию у детей двигательной активности 1 Знание программных задач по физическому воспитанию для детей.

Педагогический совет «Совершенствование работы по развитию основных движений дошкольников» Ход педсовета. 1. Сообщение заведующей о выполнении решения предыдущего педсовета. 2. «Здоровье и физическая культура» Сообщение заведующей.

источник