Меню Рубрики

Анализ синтез у детей 6 лет

Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет и систематизирует получаемую из внешнего мира информацию.

Поэтому понимание закономерностей развития мыслительных процессов у детей дошкольного возраста сделает общение родителей и маленького ребёнка более продуктивным и приятным.

В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора — двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.

Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.

На этом этапе основная задача родителей — не мешать стремлению маленького исследователя опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности.

Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка — сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами — сыпучим песком, крупами, водой, снегом.

Старайтесь, чтобы малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.

На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет. Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.

Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.

Очень важно, чтобы ребёнку нравилось визуализировать, воплощать в действительность, возникающие в его сознании образы.

Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.

В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления — словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.

Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет: «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе». Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот — это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления у детей дошкольного возраста.

Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнка во многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.

В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип не обусловлен факторами роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка.

Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображение свойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса. Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества: литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное.

Неспособных к творчеству детей – нет, об этом должны помнить родители дошкольника. Даже отстающие в развитии дети, способны находить оригинальные творческие решения предложенных задач, если занятия с родителями и педагогами способствуют этому.

Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.

Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.

Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяйте горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.

Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.

Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.

Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.

Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.

Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и текст.

Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.

Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены — это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.

Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающие понятные ему предметы. Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно.

Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Ребёнок должен проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет. Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.

Один из игроков (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку. При этом сам предмет называть нельзя! Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с 4-5 лет), можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.

Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один ребёнок (игрок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано. Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый ребёнок. Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.

Предложите ребёнку охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.

  • стакан, тарелка, вилка, нож; /посуда/;
  • слива, яблоко, апельсин, банан; /фрукты/;
  • воробей, аист, гусь, голубь; /птицы/;
  • кошка, свинья, кролик, овца; /животные, домашние животные/;
  • роза, тюльпан, ландыш, мак; /цветы/.

Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.).

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.

Занятия и игры направленные на их тренировку, обеспечат не только интеллектуальное развитие дошкольника, но гармоничное формирование личности подрастающего ребёнка в целом, ведь именно развитое мышление отличает человека в ряду других живых существ.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Полезное видео о развитии творческого мышления детей:

источник

Цель: формирование у детей старшей группы умения определять пространственное расположение объектов в ряду, используя в речи предлоги за, перед, после, между.

Материал: шапочка продавца, силуэт мартышки, наборное полотно, карточки с изображениями фруктов и монет, кошелёк.

Педагог сообщает, что ребёнок — «продавец фруктов», надевает ему специальную шапочку. На наборном полотне — «витрине» в ряд выставлены карточки с изображением фруктов. Ребёнок называет фрукты по порядку, слева направо или, начиная с заданного, и приглашает за покупками. Педагог выкладывает силуэт мартышки и предлагает угадать фрукт, за которым она пришла, сообщает, где он расположен, используя заданный предлог, например: этот фрукт лежит между дыней и лимоном. Если ребёнок угадал, он может продать этот фрукт мартышке — положить его под или над силуэтом и рассказать, где положил. Мартышка расплачивается монетой, которую кладут на наборное полотно. Педагог задаёт, а ребёнок отвечает на вопросы: что купила мартышка? После чего, перед (между, за) чем лежал фрукт? Где лежит монета? Правильные ответы дают возможность положить монету в кошелёк. Далее педагог просит ребёнка закрыть глаза и убирает одну карточку с изображением фрукта. Продавец проверяет, весь ли товар на месте или чего-то недостаёт, отвечает на вопросы: чего не стало? После чего, перед (между, за) чем лежал фрукт? Правильные ответы дают возможность вернуть карточку и продолжить игру.

Цель: формировать у детей 5-6 лет представления о слоге как части слова, умения делить слова на слоги (части).

Материал: наборное полотно в виде 4-этажного дома с 3 подъездами, предметные карточки, в названиях которых от 1 до 4 слогов.

Педагог показывает ребёнку наборное полотно — дом с пустыми окошками. Предлагает сосчитать количество этажей и подъездов в доме. Далее говорит, что нужно в дом заселить «жильцов» — слова, обозначающие изображения на предметных карточках. Для того, чтобы узнать, где будет «жить» слово, ребёнку нужно «прошагать» по этажам, произнося слово по слогам, педагог уточняет, сколько частей в слове и вместе делаю вывод, на каком этаже «живёт» слово? Правильный ответ даёт возможность разместить предметную карточку в окошко дома.

Цель: формировать умения определять количество слогов в словах.

Материал: серединки цветков с 1—4 божьими коровками, предметные карточки в форме лепестков, в названиях которых от 1 до 4 слогов.

Игрок получает серединку цветка, с божьими коровками. Необходимо собрать цветок с заданным количеством лепестков (от 3 до 5). Количество слогов в словах на лепестках соответствует количеству божьих коровок на серединке. Игрок самостоятельно отбирает лепестки с нужным количеством слогов, вслух разделяя слова на слоги (части), и составляет цветок. Педагог проверяет правильность выполнения задания.

Цель: закрепление умения делить слова на слоги, соотносить количество слогов с цифрой.

Материал и оборудование: предметные карточки с изображением товаров (одежды, мебели, продуктов и т.д. — в зависимости от специализации магазина), в названиях которых от 1 до 3 слогов, «монеты» достоинством 1—3 копейки, игрушечная касса, наборное полотно.

Педагог сообщает, что ребёнок — «покупатель», находится в магазине, на витрине (наборном полотне) которого выставлены товары (предметные карточки). Можно купить товар, стоить он будет столько, сколько слогов в слове. Ребёнок сообщает, что хочет купить, делит слово на слоги, выбирает нужную монету на покупку и проходит к кассе. Педагог — «продавец» обращает внимание на то, что в слове столько гласных сколько слогов, подсказкой служит «монета». Покупатель вместе с продавцом проверяют правильность выполнения задания, затем продавец принимает монету и выдаёт товар с витрины.

Для доставки товара на дом ребёнку предлагается назвать гласные, которые «спрятались» в слове. Слова для определения в них гласных обязательно те, в которых буква соответствует звуку, например, кофта, сарафан, но не брюки, костюм.

Цель: закрепление у детей старшего дошкольного возраста умения делить слово на слоги, определять и удерживать в памяти первый и последний слоги слов.

Материал: силуэт героини мультфильма «Маша и Медведь», предметные карточки с изображением животных (по тематическим циклам), в названиях которых от 1 до 4 слогов, наборное полотно.

На наборном полотне выставляют предметные карточки и силуэт Маши. Ребёнку сообщают, что она запуталась в названиях животных, из двух сделала одно. Нужно помочь ей разобраться и правильно назвать животных. Например, лилень (лиса+олень), медволк (медведь+волк) и т.д. Или: носораф (носорог+жираф), бегедил (бегемот+крокодил) и т.д.

Цель: развитие умений самостоятельно определять заданный звук и его позицию в слове, дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости.

Материал: предметные карточки, наборное полотно.

На наборном полотне педагог выставляет предметные карточки так, чтобы их названия составляли дорожку согласно заданию. Например: какой первый звук в слове улитка? В слове утёнок? Нужно помочь улитке добраться до утёнка. Улитка может двигаться только по тем карточкам, в названии которых звук [у] спрятался в середине. Ребёнок проговаривает названия предметных карточек, оставляя на наборном полотне только те, которые соответствуют заданию и проводит по ним улитку. После того, как улитка «добралась» до утёнка, детям предлагается вспомнить слова, по которым двигалась улитка, иначе она не попадёт обратно домой. Подсказкой служит то, что во всех этих словах звук [у] находится в середине слова. Местоположение звука может меняться.

В данной игре дорожку могут составлять карточки, названия которых подобраны в зависимости от задач, которые решает педагог, например, при дифференциации звуков [м]—[м′], выставляются предметные карточки, в названиях которых содержатся эти звуки, но двигаться можно по тем, в которых слышен только один из них, например, [м].

Читайте также:  Стафилококк в анализах мазка у детей

Цель: закрепление у детей старшей группы умений определять наличие заданного звука в слове и дифференцировать парные согласные.

Материал: силуэт куклы, предметные карточки, в названиях которых есть парные согласные, наборное полотно.

На наборном полотне выставляют силуэт куклы и предметные карточки, имя куклы начинается с дифференцируемой парной согласной, эти же парные согласные содержатся в названиях предметов, изображённых на предметных карточках.

Например: это кукла Полина. Какой первый звук в её имени? ([п].) Полина может выбрать только те предметы в которых спрятался звук [п]. Что наденет Поля, платье или брюки? Что пришито на её платье, пуговицы или бант? Какое украшение выберет, бусы или цепочку? Что обует? Какой фрукт она любит? За каким животным ухаживает? И т.д. Ребёнок проговаривает названия предметных карточек, оставляет на наборном полотне только соответствующие заданию, а затем составляет рассказ о привередливой кукле.

Цель: развитие умений определять позицию звука в слове и дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости.

Материал: силуэт поезда с двумя вагонами синего и зелёного цветов с кармашками в начале, середине и конце вагонов, предметные карточки, в названиях которых есть изучаемые согласные звуки с различным положением в слове.

Педагог вспоминает с ребёнком, где в слове может находиться звук (в начале, середине или конце), а также, каким цветом обозначают твёрдые и мягкие согласные звуки: синий — твёрдый, как лёд; зелёный — мягкий, как травка.

Ребёнок рассматривает силуэт поезда, называет цвет его вагонов, проговаривает, что в вагоне синего цвета «поедут» слова, в которых есть изучаемый твёрдый звук, а в зелёном — мягкий. Ребёнок берёт предметную карточку, определяет твёрдый или мягкий звук в слове и его позицию (начало, середина, конец слова), а затем вставляет картинку в соответствующее окошко.

Цель: закреплять умения делить на слоги слова различного слогового состава, определять позицию звука в слове, дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости.

Материал: предметные карточки, в названиях которых есть заданный твёрдый и мягкий согласный звуки в разных позициях и состоящие из 1—4 слогов, 2 наборных полотна в виде 4-этажных домов с 3 подъездами с синей и зелёной крышами.

Ребёнку дают предметные карточки, содержащие изучаемые согласные звуки с различным положением в слове, различного слогового состава. Он определяет твёрдый или мягкий звук в слове (дом с синей или зелёной крышей), его позицию: начало, середина, конец слова (первый, средний, последний подъезд), шагают по этажам, деля слово на слоги, и вставляют карточку в соответствующее окошко.

источник

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.

Правильная и эффективная подготовка к обучению языку детей с общим недоразвитием речи реализуется на уровне звукового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели. Поэтому необходимо до знакомства с буквами и обучения чтению и письму ознакомить детей со звуковой действительностью языка.

Этапы обучения звуковому анализу и синтезу детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.

Правильная и эффективная подготовка к обучению языку детей с общим недоразвитием речи реализуется на уровне звукового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели. Поэтому необходимо до знакомства с буквами и обучения чтению и письму ознакомить детей со звуковой действительностью языка.

Для того чтобы при знакомстве с первыми буквами, при чтении и письме первых слогов ребенок смог открыть позиционный принцип русского чтения, то есть учился ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного, необходимо, чтобы в добуквенный период обучения дети научились различать звуки (фонемы) гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками фонемного анализа (расчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое).

Цель фонемного анализа – научить малыша ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звука.

В своей исходной форме фонемный анализ есть установление последовательности фонем в полном слове. В отличие от естественного интуитивного деления слова на слоги,расчленению слова на звуки нужно специально учить. Если спросить ребенка из группы, какой первый звук он слышит в слове МАМА, он ответит МА. И это не случайно, Так как именно такое деление слова отражает естественный механизм его членения:сочетание согласного с последующим гласным (слияние) представляет собой настолько неразрывную в артикуляционном отношении целостность, что нужно специально обучаться членить ее на отдельные звуки. Недаром Д.Б.Эльконин писал, что для формирования способов фонемного анализа естественный механизм членения звуковой структуры слова необходимо перестроить. Так же по данным В.К.Орфинской выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально.
Принимая во внимание все вышесказанное, работа по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи навыков звукового анализа и синтеза проводитсяучителем-логопедом со второй половины сентября (после логопедического обследования) по следующим этапам:

  1. развитие слухового внимания и фонематического восприятия наматериале неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру, различение слов, близких по звуковому составу;
  2. формирование понятий «звук», «слово», предложение»;
  3. формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение фишек для обозначения звуков;
  4. формирование понятий «гласные звуки», «согласные мягкие звуки», «согласные твердые звуки», формирование навыков восприятия и различения звуков речи, формирование навыка интонационного выделения изучаемого звука в слове, предложении и тексте, формирование умения давать характеристику звуку (гласный-согласный, согласный твердый-согласный мягкий, звонкий согласный-глухой согласный), обучение фиксации звуков цветными фишками,определение позиции звука в слове ( начало, конец, середина), подбор слов на заданный звук, подбор слов с определенной позицией звука в слове;
  5. деление слов на слоги, подбор слов с заданным количеством слогов, построение (моделирование) слоговой схемы слова, анализ обратного и прямого слогов;
  6. определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы (модели) слова;
  7. выделение звуковой последовательности с построением звуковой схемы (модели) слова фишками — звуковой анализ слова, формирование умения «прочитать» по слогам слово по звуковой схеме (модели) — звуковой синтез слова.

Остановлюсь подробнее на каждом этапе.

Звуковой анализ и синтез базируется на фонематическом восприятии, то есть на способности воспринимать и различать звуки речи. У детей с общим недоразвитием речи уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции не соответствует возрастной норме. Поэтому прежде, чем приступить к формированию навыков звукового анализа и синтеза, учитель-логопед работает над развитием фонематического восприятия и коррекцией нарушенного звукопроизношения. Эти процессы взаимосвязаны, причем ведущая роль принадлежит фонематическому восприятию: благодаря слуховому контролю собственное произношение (двигательный образ звука) ребенок соотносит с правильным произношением взрослого. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и учитель-логопед начинает с узнавания неречевых звуков, различения одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру, а также с различения слов, близких по звуковому составу. В методике обучения дошкольниковважное место занимают дидактические игры. На данном этапе используются игры: «Что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Что за чем звучало?», «На чем играет Буратино?», «Тихо-громко», «Высоко-низко», «Угадай, кто в домике живет», «Угадай, кто позвал», «Найди правильное слово» и другие.

На втором этапе дети получают знания об основных законах речи: речь состоит из слов; словами обозначаются предметы, их признаки, действия предметов и с предметами; слова состоят из звуков; из слов можно составлять предложения; даются понятия «звук», «слово», «предложение». Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., строят схемы предложений. В качестве основного методического приема используется «живая модель», когда сами дети обозначают слова предложения. Используемые на этом этапе игры:«Живые звуки», «Живое предложение», «Добавь слово», «Собери словечко», «Слова рассыпались», «Кто больше составит слов» и т.п.

На третьем этапе ведется целенаправленное обучение дошкольников интонационному выделению звуков в слове и определению последовательности звуков в нем.

Д.Б. Эльконин характеризовал фонемный анализ как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчеркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. Образец такого произнесения дает учитель-логопед. Ребенок выделяет голосом первый звук на фоне слитного произнесения слова, после того как он выделен, называет звук изолированно, затем – то же с остальными звуками в слове. Например, ребенок произносит: «МММАК. Первый звук – [M]» Далее ребенок произносит слово, интонируя следующие звуки: «МАААК. Второй звук – [A]. МАККК. Третий звук –[K]».

Для познания звуковой стороны языка нужна развитая способность слышать звучащее слово. Что нужно, чтобы узнать звук? Всего лишь услышать его. Почему так трудно услышать отдельные звуки, из которых состоит слово? Среди детей, обучающихся в детском саду нет таких, которые не выдели бы букв. А звуки до обучения очень часто вообще не существуют в сознании ребенка. В отличие от невидимого летучего и мгновенного звука букву и увидеть можно и даже потрогать. Приступая к работе со словом, малыш стремится обрести опору в той его форме, которая представляется ему наиболее надежной – буквенной. Переориентация с буквы на звук приводит не просто к ошибкам – она делает невозможным сам фонемный анализ.

Задача учителя-логопеда сформировать у ребенка целенаправленный и осознанный способ действия для вычленения звуковой последовательности слова, научить его выполнять определенную последовательность операций, контролировать и оценивать свои действия. Задача трудная, но выполнимая!

Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Чтобы увидеть звук и материализовать его учитель-логопед использует специальные цветные фишки (квадратики желтого цвета) и игровые персонажи Звуковички. Звуковички живут в Стране Живых Слов и занимаются звуковым строительством. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются учителем-логопедом вместе с детьми от имени этих лингвистических персонажей.Чтобы «увидеть» анализируемое слово ребенку предлагается карточка-схема, на которой изображен предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками- квадратиками желтого цвета. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. На этом этапе необходимо научить детей последовательному интонационному выделению звуков в слове и пооперационному контролю за правильностью звукового анализа. В качестве контроля отрабатывается действие подстановки выделенного ребенком звука (верного или неверного) в анализируемое слово. Например, ребенок неверно определил первый звук в слове МЯЧ: назвал звук [M] — твердый согласный. Педагог говорит: «Проверь, правильно ли ты нашел первый звук в слове МЯЧ. Мы разбираем слово МАЧ или слово МЯЧ? Произнеси слово, выдели первый звук и послушай себя». Используемые на этом этапе игры: «Скажи, как я», «Добавь звук», «Веселый мяч», «Поймай звук», «Звуковой лес», «Звуковички»,«Дружные звуки», «Цепочка слов», «Расшифруй слово» и другие.

Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета – желтого. На четвертом этапе, когда дети знакомятся с гласными звуками, согласными твердыми и согласными мягкими звуками, фишки меняются: гласные звуки обозначаются красной фишкой, согласные твердые – синей, а согласные мягкие – зеленой.Дети узнают, что произнесению гласных звуков ничто «не мешает» — ни губы, ни зубы, ни язык, воздушная струя выходит через рот свободно. Звуки поются, тянутся. На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» — губы, зубы, язык. Сразу вводится названия твердых и мягких согласных звуков.Усвоению теоретического материала и новых для детей понятий помогает знакомство и игра с волшебниками Страны Слов – Тимом и Томом. Тим и Том воплощают различение мягкости и твердости согласных звуков. Тиму соответствует зеленая фишка, Тому – синяя. Так в соединении игровой и обучающей форм действия с условными значками (фишками) подготавливается будущее учебное действие моделирования. Дети определяют позицию звука в слове (начало, конец, середина), подбирают слова на заданный звук с помощью волшебников Тима и Тома. Используемые на этом этапе игры: «Полечим звуки», «Поможем Тиму (Тому)», «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Угадай-ка», «Подбери слово» и другие.

На пятом этапе дети учатся делить слова на слоги и составлять слоговые схемы. Этот этап не вызывает трудностей у детей. Они с удовольствием делят слова на слоги хлопками, шагами, стуками. С делением слов по слогам детей знакомит лингвистический персонаж Страны Слов — Мастер слогов. Слоговые схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова. Каждый слог обозначается «лодочкой». Используемые игры: «Поможем Мастеру слогов», «Прохлопай слово», «Прошагай слово», «Подбери слово» и т.д.

Шестой этап. После того как воспитанники научатся делить слова на слоги, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением. Сначала дети обучаются определять ударный слог и составлять слогоударные схемы, а затем определять ударный гласный звук. В этом детям помогает сказочный персонаж — Ударный Мастер, который живет в Стране Слов. Ударный гласный звук хорошо слышен если слово «позвать», но при этом произнести его не по слогам, а целиком. Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением. Можно предложить детям произнести слово быстро, тихо, шепотом. В этом случае ударение становится еще более различимым. Определяя ударный гласный звук, ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения в схеме. Контроль за правильностью выполненного действия осуществляется, благодаря переносу ударения с одного гласного звука на другой, что позволяет показать детям различительную роль ударения: перенос ударения делает слово бессмысленным или меняет его. Важно научить детей определять в слове ударный гласный звук и называть его и определять безударные гласные звуки. Используемые игры: «Позови слово», «Поможем Ударному Мастеру», «Произнеси шепотом», «Скажи быстро» и т.д.

Читайте также:  Стафилококк у детей расшифровка анализа

На седьмом этапе учитель-логопед обучает детей фонемному анализу: дети не только осваивают определенную последовательность операций, но и приобретают способность контролировать и оценивать свои действия. Учитель-логопед вооружает дошкольника алгоритмом звукового анализа:

  • Скажи слово и послушай себя . Ребенок произносит вслух слово, которое он будет разбирать. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, кроме как произнести его, нет. Для проведения звукового анализа подбираются слова сначала односложные, затем двусложные с открытыми слогами, далее трехсложные и двусложные со стечением согласных, состоящие из фонем в сильных позициях, например, СЫН, МАК, ЛАПА, РУКА, БУМАГА, ТАРАКАН, СТАКАН, ЧАШКИ.
  • Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове. Назови его и дай характеристику. С этого момента начинается собственно звуковой разбор. Требование протянуть первый звук напоминает детям способ действия, а указание на то, что звук протягивается в составе целого слова, подсказывает средство контроля за правильностью выполнения действия. После того, как ребенок назвал нужный звук, то есть не только выделил его в составе полного слова, но и произнес изолированно, он характеризует звук: гласный звук, согласный твердый звук или согласный мягкий звук.
  • Обозначь выделенный звук. Необходима материализация действий звукового анализа. Без этого дети забывают, какое слово они анализируют, какой звук они уже выделили, нужно ли им продолжать разбор, или он уже закончился.
  • Проверь, все ли звуки слова уже выделены, прочитай свою запись. Эта операция позволяет сделать фонемный анализ действительным средством обучения чтению. Называя последовательно найденные звуки, ребенок осуществляет ту самую аналитико-синтетическую работу со звуками. Ведя пальчиком вдоль составляемой схемы, и «пропевая» звук за звуком, он реально читает еще до знакомства с буквами. При этом последовательное слитное произнесение звуков становится пропедевтикой слитно-протяжного чтения.
  • Найди ударный слог. Нахождение ударения не является неотъемлемой частью звукового анализа. Однако, учитывая задачи последующего обучения грамоте, а главное трудности перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, формирование умения самостоятельно определить ударный гласный звук включается в звуковой разбор.

Последняя операция. Проверь, получилось ли слово. Для этого прочитай его по слогам. Хотя вычленение каждого звука осуществляется в полном слове и, значит, контролируется по ходу анализа, нужно еще раз подряд произнести все звуки слова (прочитать), чтобы убедиться в правильности выполненной работы. Сформированный способ слогоделения существенно поможет детям на начальных этапах чтения.

Итак, этап звукового анализа предшествует этапу введения букв и обеспечивает исходную лингвистическую ориентацию детей в языке – представление о слове как о значащей форме. Существенно то, что в добуквенный период обучения грамоте, воспитанники вооружаются средствами самостоятельного анализа звуковой формы слова.

Для детей с общим недоразвитием речи особенно важно использование дополнительной опоры в виде наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Таким образом, средством материализации неуловимой для ребенка звуковой формы слова являются звуковые схемы слов, необходимость которых на первых этапах обучения грамоте доказана Д.Б.Элькониным.

Моделируется не только звуковое строение слова, но и строение предложения, то есть закономерности и правила русской грамматики. Использование заместителей и наглядных моделей в обучении развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем говорят взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Итак, звуковой анализ не служит исключительно практической цели – выделению фонемы, а имеет более широкие задачи. Он должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, без которой нельзя сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать.

источник

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов звукового анализа и синтеза у детей 6–7 лет

Елена Владимировна Коновалова
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов звукового анализа и синтеза у детей 6–7 лет

На шестом и седьмом году жизни работа по воспитанию звуковой культуры речи проводится, как и на предыдущих возрастных этапах, в форме фронтального и индивидуального обучения.

В структуре занятия М. М. Алексеева, В. И. Яшина выделяют четыре части. В первой части занятия даются показ и объяснение артикуляции звука.

Во второй части занятия звук включают в слова или фразы. Упражнения проводят с целью закрепления и дифференциации звуков. Третья часть занятия включает в себя упражнения на произношение звуков в связной речи: чтение и пересказ коротких рассказов; рассказывание по картинке, на предложенную тему. Занятие заканчивается (четвертая часть) хоровым произнесением чистоговорок, скороговорок, потешек с целью упражнения детей в умении изменять силу голоса, темп речи, в отчетливом произношении звуков и слов или в навыке использования вопросительной и повествовательной интонации Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс. Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар,карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим. Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова».

Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук.

Следующий этап работы – формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.

Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п’, кккит (к’).В старшей группе ставится задача дети должны уметь давать качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий).

На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем. После того как дети хорошо познакомятся со схемой, воспитатель переходит к формированию действия звукового анализа. На последующих занятиях их учат замещать звуки фишками. Звуки поочередно выделяют интонацией, произносят изолированно и фиксируют фишками. Сначала для анализа предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. В дальнейшем детей знакомят с согласными звуками (их нельзя ни выкрикнуть, ни пропеть, их произнесению всегда что-то «мешает»). Дети называют с опорой на картинку и схему согласные звуки в проанализированных ранее словах.

Следующий этап работы – обучение вычленению ударного звука. Сначала дети выделяют ударный слог (методика раскрыта в предыдущем параграфе). В процессе звукового анализа слов ребенок точно фиксирует на схеме место ударения. Для этого используется фишка другого (черного) цвета.

В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков типа слива, замок, мишка, мушка. Постепенно отпадает необходимость в схеме звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах. Итак, дети овладевают звуковым анализом слов.

Таким образом, методика Алексеевой М. М., Яшиной В. И. наиболее полно раскрывает все этапы работы над ознакомлением детей со звуковым строением слова, обучению звукопроизношению на занятиях, формированию звуковой выразительности речи.

Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость, скорость речи, А. И. Максаков предлагает, прежде всего, научить их слышать и слушать речь окружающих.

«слева _ направо» (апельсин, барабан, мишка, груша.); «справа — налево» (дятел, лошадка, книга, карандаш, курица, арбуз. „)• Можно называть предметы на каждой строчке (первой, второй, третьей —

• Найди и назови предмет, который находится:

Найди и назови предмет, который задумал воспитатель. От центра (красной точки) водить в начале пальчиком (начальная стадия обучения, затем только глазами по указанию воспитателя: «одну клеточку вверх, две вправо, одну вниз. назови предмет — «автобус» «.

В последствии ориентир для всех детей дает водящий ребенок. Ориентируются по «Полю» только глазами.

3. «Найди картинки к слову». Игра на обобщение и классификацию предметов.

«Овощи» (морковь, репа, огурец, в холодильнике — капуста, свекла, лук).

«Фрукты» (апельсин, груша, абрикос, дыня, виноград, лимон, слива).

«Ягоды» (ежевика, земляника, вишня, смородина, арбуз).

«Игрушки» (барабан, лошадка, юла, мяч, коляска).

«Посуда» (кастрюля, чайник, ведро, стакан, самовар, в посудном шкафу — тарелки, блюдца, чашки, кувшин, миска).

«Птицы» (дятел, попугай, журавль, синица, скворец; домашние птицы — курица, индюк, гусь, цыпленок, утка).

«Животные» (дикие — ежик, заяц, медведь, кенгуру; домашние — щенок, собака, кошка, свинья).

«Одежда» (шуба, шарф, платье, фартук, юбка, шапка, шорты, пальто).

«Деревья» (ель, сосна, береза, рябина).

«Транспорт» (ракета, автобус, велосипед, грузовик, экскаватор). «Продукты питания» (хлеб, яйца, сосиски, в холодильнике -— молоко, кефир, сметана, сыр, масло).

«Домашние приборы и вещи» (телевизор, холодильник, утюг, часы, замок, гребень, корзина, ножницы).

«Школьные принадлежности» (книга, карандаш, ручка, портфель, тетрадь).

«Цветы» (гвоздика, василек, розы, кактус).

«Обувь» (сапоги, туфли, калоши).

«Насекомые» (стрекоза, бабочка).

В вариантах к игре даются карточки с напечатанными словами «Овощи», «Фрукты» и так далее.

Вариант игры «Назови одним словом» (барабан, мишка, лошадка, юла — игрушки).

• живые предметы, подходящие к слову «Кто?» (ежик, дятел, курица, щука, заяц.);

• неживые предметы, подходящие к слову «Что?» (апельсин, барабан, мишка, груша, замок.).

Назови — кто летает? (стрекоза, дятел, скворец, журавль.);

• кто прыгает? (кенгуру, заяц, кошка, щенок.);

Используются понятия: летает, бегает, прыгает, плавает, ползает, растет, сидит, едет, возит, стоит, висит, лежит.

С детьми 5-6 лет можно использовать карточки с печатным изображением этих слов или алгоритмами.

Даются карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник). Ребенок подбирает предметы по форме.

• основные цвета: черный, коричневый, желтый зеленый, синий, красный (на карточках);

• дополнительные цвета: розовый, голубой, серый, белый, лимонный;

Ребенку показывается карточка определенного цвета. Задание — подобрать предмет такого же цвета, согласуя предмет с определением: желтый цыпленок, желтое платье, желтые яблоки, желтая репа.

Загадки задает логопед или ребенок (набор загадок прилагается).

13.»Найди и назови слова». Слоговая структура слова.

• 1 слогом — мяч, стул, шарф, ерш;

• 2 слогами — щука, зайка, мишка;

• 3 слогами — барабан, курица, сапоги;

• 4 слогами — ящерица, велосипед, земляника.

14. «Найди самое короткое и самое длинное слово».

• Самое длинное — экскаватор, холодильник. Придумай с ними предложение.

15. «Съедобное — несъедобное».

Назови те предметы, которые можно есть в свежем или вареном виде.

• Груша, апельсин, хлеб, арбуз, морковь, фрукты, яблоко, лимон;

• Курица, щука, индюк, гусь, утка, цыпленок. Несъедобные:

• Барабан, мишка, замок, лошадка, дятел, шуба.

16. «Найди предметы, сделанные из. «.

стекла, железа, дерева, меха, кожи, резины, пластмассы.

Эти понятия называются, а для старших детей добавляются карточки с алгоритмами (стекло — прозрачная пленка, резина — мяч, дерево — полоска из обоев «под дерево»). Ребенок называет.

• Из стекла сделан стакан — стеклянный стакан.

• Из меха сшит мишка — меховой мишка.

• Из железа сделан замок — железный замок.

• Назови предметы, которые летают? (показывается алгоритм-картинка

— Дятел, ракета, стрекоза, журавль, гусь, скворец, попугай.

• Не летают (показывается алгоритм-картинка — земля) — все остальные

18. «Предмет один, а говорим как много».

Найди картинку — назови слово, где предмет один — а говорим как много.

• Ножницы, часы (предмет, а не астрономический «час», шорты.

Назови, какие ты еще знаешь такие слова?

19. «Один и много предметов произносим одинаково».

Найди картинку -— назови слово, где один и много предметов произносятся одинаково.

Какие ты еще знаешь такие слова? (кафе, кино, Барби, манго, киви).

20. «Послушай звуки — скажи целое слово«.

Ребенку называются отдельные звуки С, Т, У, Л. Он называет слово — стул, показывает картинку, обозначающую это слово.

Берутся короткие слова: Ш, У, К, А; Ч, А, С, Ы; О, К, У, Н’.

21.»Составь со словом предложение».

Дети составляют предложение со словом, заданным логопедом или ребенком (по картинке).

Например, «Заяц живет в лесу».

Быстро найти картинку, четко произнести слово, написать его кубиками, прочитать, поставить ударение.

Ребенку называется предмет на картинке, он находит ее и повторяет слова, согласовывая числительное «1,2, 5» с существительным:

• одно яблоко, два яблока, пять яблок;

• один арбуз, два арбуза, пять арбузов;

• одна собака, две собаки, пять собак.

Можно показывать карточки с цифрами 1, 2, 5 или показывать на пальцах.

24.»Назови превый и последний звук в слове«.

Воспитатель показывает картинки. Ребенок называет слово, выделяя первый и последний звуки отдельно.

Например: «СТОЛ» — первый звук [С], последний звук [Л].

25. «Выбери картинку — напиши слово».

Ребенку предлагается выбрать любую картинку, назвать ее, написать на кубиках Н. А. Зайцева или буквами из разрезной азбуки.

26. «Назови слово, которое начинается со звука А» (гласные звуки А-О-У-Э-И).

Гласные называет воспитатель:

• Найди слова, которые начинаются на звук А: автобус, апельсин, арбуз.

• На звук О: окунь, огурец.

• На звук У: утка, утюг.

27. «Что подаришь другу, подружке?».

Употребление существительных в разных падежах, согласование слов в предложении:

28. «Прочитай слово — найди картинку».

Читайте также:  Стафилококковая инфекция у детей анализы

Ребенку (6-7 лет) необходимо прочитать слово на карточке и найти соответствующую картинку, затем записать слово на кубиках Н. А. Зайцева.

Можно наоборот — по выбранной картинке найти слово и прочитать его.

29. «Животные и их детёныши

Назвать предмет и сказать так, что их много. Образец:

яблоко — яблоки — яблок. Наоборот:

калоши — калоша — много калош;

фрукты — фрукт — много фруктов.

31. «Кто? Что? Где? (живет, растет, сидит, стоит)«.

Задание на предложно-падежное управление.

• Нитки намотаны на катушке.

• Скворец сидит в скворечнике.

• Продукты лежат в холодильнике.

Образец: ведро — ведерко, юбка — юбочка, попугай — попугайчик, корзина — корзиночка.

34.»Где можно встретить это слово?» (или наоборот, какие слова можно встретить в кастрюле, в воздухе, в кармане (Н. Пикулева).

Зайца — в лесу, скворца — в скворечнике, дятла — в воздухе, ручку, карандаш — в кармане, капусту, морковь, лук, свеклу — в кастрюле, на грядке* яблоки, груши, ягоды — в корзине, на дереве.

35. «Найди (придумай) слова-родственники».

Придумай к задуманному слову другие слова, близкие по значению,

еж, ежик, ежонок, ежиха, ежата, ежовая (рукавица);

зайка, заяц, зайчик, зайчонок, зайчиха, заячий, зайчата;

36.»Что умеет делать этот предмет?».

• Курица — клюет, кудахчет, несет яйца, водит цыплят, ищет зернышки, квохчет.

• Бабочка — кружится, порхает, машет крылышками, шевелит усиками.

37.»Из чего состоит предмет?».

Стул: сиденье, спинка, ножки. Кастрюля: дно, крышка, стенки, ручки. Часы: циферблат, маятник, стрелки, механизм.

38.»Кто (что) растет, а кто (что) нет?».

• Растет: дерево, капуста, цыпленок, щенок, свинья;

• Не растет: шкаф, юла, машина, шапка, мячик.

Алгоритм прилагается — цвет, форма, из чего сделан, где живет, растет, применяется; к какому слову по классификации относится.

Например: Это яблоко, оно красное, круглое, растет в саду на дереве. Его едят. Из них делают сок, компот, варенье. Это фрукт.

40.»Кто больше запомнил картинок — назови».

Рассмотреть картинки на «Поле чудес» и, отвернувшись от него, назвать их за 1, 2, 3 минуты. Варианты — на всем поле, на 1, 2, 3 и так далее полоске, слева направо, сверху вниз.

41.»Подбери картинки к словам-признакам».

Колючий (ая, ее, ие) — еж, ель, кактус. Цветной (ая, ое, ые) — краски, платье, телевизор. Плюшевый (ая, ое, ые) — мишка. Сладкий (ая, ое, ие) — яблоко, арбуз, ягоды. Красивый (ая, ое, ые) — барабан, платье, цветы. Острый, добрый, злой, резиновый и так далее.

42. «Назови слово (по картинке) и придумай от него фамилию».

48.»Найди ошибку — скажи правильно».

Предложения или словосочетания подбираются по картинкам «Поля чудес».

«Скворечник живет в скворце» — (скворец живет в скворечнике).

«Ведро в воде» — (вода в ведре).

«Люди везут автобус» — (автобус везет людей).

49. «Узнай задуманное слово по первым звукам слов

Воспитатель задумывает слово (УТКА, а детям называет слова по картинкам. Из первых звуков названных слов дети должны составить задуманное воспитателем слово.

Слова: утюг, туфли, курица, автобус.

«Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа и синтеза». Мастер-класс для родителей АКТУАЛЬНОСТЬ Подготовка детей с речевыми нарушениями к школе. Необходимость обучения сложным формам звукового анализа. Профилактика дислексии.

Логопедическая игра для развития и совершенствования фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза Автор: Алексюк Лидия Владимировна, учитель-логопед Организация: МБДОУ д/с № 50 Населенный пункт: г. Новороссийск Материал игры может быть.

Дидактический материал для навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков Для развития речи необходим определенный уровень развития слуха, как физического, так и фонематического. Фонематический слух — способность.

Дидактическое игровое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза «Белоснежка и семь гномов» «Белоснежка и семь гномов» Возраст детей: 4+ Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза Задачи: — дать представления о гласных.

Формирование у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза слов на материале рабочих тетрадей «Где звук живет?» Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематических.

Формирование звуко–буквенного анализа и синтеза у дошкольников с использованием игровых технологий. 1 Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем, которые формируют.

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза» РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Анализ — это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между.

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и Синтеза» Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА» Анализ — это процесс расчленения целого на части, а также установление.

источник

Консультация для родителей по теме: Игры для развития звукового анализа и синтеза у детей 6 лет с ОНР

Хабарова Ольга Георгиевна

«Детский сад комбинированного вида» №71

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: «Игры для развития звукового анализа и синтеза у детей 6 лет с логопедическим заключением Общее недоразвитие речи III уровня»

У детей старшего дошкольного возраста часто возникают трудности в овладении навыком звукового анализа и синтеза слов. Родителям, которые хотели бы помочь детям преодолеть их, будет полезна данная консультация.

Для начала попробуем разобраться, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.

Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез – это процесс мыслительного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, выявленных в процессе анализа. Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделять гласные от согласных в слове. Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Чтобы развить это восприятие, я предлагаю родителям поиграть с ребёнком.

Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребёнок повторяет (м-м-м-мыло, м-м-м-машина). Необходимо, чтобы ребёнок научился выделять звук при произношении слова.

Игра № 2 «Найди место звука в слове»

Чтобы ребёнку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите её на три части, выберете небольшую игрушку или фишку, которую вы вместе будете передвигать по дорожке. Определитесь, место какого звука и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (с-с-с-свеча, поднос-с-с-с). Если звук слышится в начале слова, то фишка остаётся в начале дорожки. Если звук слышится в конце — фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

Игра № 3 «Назови первый звук в слове»

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет первый звук в слове.

Игра №4 «Назови слово на заданный звук»

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

Итак, первый этап обучения пройден: ребёнок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; сам может сказать слово, интонационно выделив в нём любой звук; легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове.

Но это не значит, что ребёнок научился звуковому анализу. Провести звуковой анализ слова — это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся. То есть, если вы спрашиваете ребёнка, из каких звуков состоит слово «кот», а он отвечает вам: «В слове кот есть звук «О», звук «К», звук «Т» – это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет ещё провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ – основа грамотного письма.

Новый этап обучения – новые задачи и средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда детей учили слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении ребёнку звуковому анализу слов этого недостаточно.

Для того, чтобы ребёнок мог анализировать какое-либо явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове «дом» три звука — нарисуем три клеточки. Предложим ребёнку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом — схема этого слова: наш малыш уже знает, что слова состоят из звуков. Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?- Три». — «А сколько звуков в слове?» — «Три».- «Давай будем эти звуки искать. Скажи слово «дом» так, чтобы я услышала в нём первый звук». Это наш ребёнок уже умеет — научился на первом этапе обучения. Д-дом – какой первый звук –«Д». Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук? – «Д».

Итак, перед ребёнком схема звукового состава слова «дом». Первая клеточка уже закрыта – найден первый звук в слове. Можно двигаться дальше. « Давай произнесём слово «дом» так, чтобы услышать в нём второй звук. Помогите ребёнку для первого раза, скажите вместе с ним: «до-о-о-ом».

Здесь нам поможет схема звукового анализа слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем по схеме и надолго остановить его второй клеточке, протяжно произнося слово «Дом». «Какой второй звук в слове?» -«О». Давай обозначим и этот звук фишкой. Ребёнок берёт фишку и ставит её на вторую клеточку. Теперь мы знаем два звука в слове. Давай найдём последний звук в слове. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нём последний звук.

И снова ведёте пальцем по схеме слова и произносите: «дом-м-м-м». Какой последний звук в слове. «М-М», — отвечает ребёнок и ставит на схему последнюю, третью фишку.

Очень важно следить за тем, чтобы ребёнок произносил слово в строгом соответствии с движением пальца, иначе он будет терять звуки.

Затем поиграйте в игру « Кто внимательный». « А теперь, — говорите вы, — я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный, убери, пожалуйста, звук «Д»…»

Занимаясь с ребёнком, нужно помнить: мы учим его звуковому анализу слова, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому звуки следует называть так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове «весна»? Давай послушаем, выделим этот звук голосом: «Вь-вь-вьесна» — первый звук «ВЬ». А второй? «Вьэ-э-э-эс…». Ребёнок хорошо слышит, что второй звук в этом слове – «Э». А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить малыша с толку, сказав, что второй звук в слове «весна» — «Е».

В подготовительной группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребёнку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том. Какие звуки гласные, а какие согласные.

Давайте вспомним, что гласные звуки – это звуки, при образовании которых воздух в полости рта встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. Эти звуки можно пропеть. Пропойте их вместе с ребёнком: «А», «О», «У», «Ы», «Ю», «Я», «Е», «Ё», «И». Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. Согласные звуки- звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык, нёбо.

Произнесите эти звуки: «Б», «В», «Г», «Д», «Ж», «З», «К», «Л», «М», «Н», «П», «Р», «С», «Т», «Ф», «Х», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ». Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкие звуки мы обозначаем зелёным цветом, а твёрдые согласные – синим.

Чтобы ребёнку было интересно, включайте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять, не только, используя карточки, но при помощи мелких пуговиц, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев. Дополнительная нагрузка будет на мелкую мускулатуру, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или баночке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать. Можно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить её жетонами. Работа с разноцветными жетонами развивает и укрепляет память, тренирует мышцы пальцев.

Выберите понравившиеся вам предметы и сделайте звуковой анализ слова «МАК».

«МММАК» — скажи как я. Какой первый звук в слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его под картинкой.

«МАААК» – скажи как я. Какой звук ты слышишь после «М». Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук, и положи его после «М».

«МАККК» (подчеркнуто артикулируется звук «М») – какой последний звук в слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его после звука «А».

Назови все звуки в слове «МАК» по порядку.

Где находится звук «А»: в начале, в конце или середине слова?

Какой первый звук в слове «Мак»?

А какой последний звук в этом слове?

Назови гласный звук в слове.

Назови согласные звуки в слове.

Сколько всего звуков в слове?

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь вы можете предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё раз предложить произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив звуковой анализ простых слов. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим.

Чтобы развивать синтез мышления – играйте с ребёнком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребёнок отгадывает слово

источник