Меню Рубрики

Анализ программ развития творческой деятельности детей

Анализ раздела «Изобразительная деятельность» в некоторых образовательных программах
методическая разработка на тему

Анализ раздела «Изобразительная деятельность»

в некоторых образовательных программах

Авторский коллектив: преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена — В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Её девиз: «Чувствовать – Познавать – Творить».

«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

Цель программы: обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, — через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).

-развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;

-способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение;

-подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться;

-знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить соотносить настроение образов, выраженных разными видами искусств.

Дети знакомятся с разными художественными профессиями, а также с индивидуальной манерой творчества некоторых художников, графиков, скульпторов. Через художественные образы, обращенные к чувствам и сердцу, дети приобретают ориентации в общечеловеческих ценностях.

Продолжается развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, «насмотренности» подлинно художественных произведений искусства, умения высказывать доказательные суждения и оценки увиденного, включать познанное — через искусство и ознакомление с окружающим — в собственную эстетическую и художественную деятельность. Развиваются и совершенствуются навыки и умения изобразительного, декоративного, конструктивного и оформительского творчества, внесения его результатов в художественное оформление окружающей среды.

Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, Т. Гризик, Е. Соловьева и др. Институт общих проблем образования Минобразования России.

«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

-обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;

-обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);

-всестороннее и своевременное психическое развитие;

-формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

-приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали) .

В программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами: «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке».

Первый подраздел целиком направлен на развитие эстетического отношения детей к окружающему миру и формирование у них интереса к природе, красивым предметам быта, народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Второй подраздел направлен на развитие творчества детей и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно-выразительного образа.

Деление на подразделы связано с тем, что у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости. При этом восприятие играет столь значительную роль в общем и эстетическом развитии, что неправомерно ограничивать его только восприятием тех предметов, которые рисуют или лепят дети. Поэтому данная сфера представлена в виде двух самостоятельных подразделов.

«Программа воспитания и обучения в детском саду»

под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полно-ценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

«Изобразительная деятельность» во всех группах осуществляется как часть занятий по развитию речи, лепке, аппликации, конструированию.

Программа «Гармония развития»

автором которой является заведующая кафедрой педагогики детства и современных образовательных технологий Лениградского государственного университета им. А. С. Пушкина Д. И. Воробьева, уникальна, ее отличает концепция интеллектуально-художественного развития личности, прежде всего средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Автору удалось разработать программу действительно гармоничного развития личности дошкольника, избежав при этом типичной для программ развития личности опасности фрагментарности, поверхностности, излишней дидактичности. Глубина и целостность программы в значительной мере обеспечивается тем, что, опираясь на теорию Л. С. Выготского о культурно-историческом развитии психики, Д. И. Воробьева выделяет изодеятельность как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человечества. При этом развитие навыков изобразительной деятельности отнюдь не является самоцелью и критерием развития.

Занятия по изобразительной деятельности используется, в первую очередь, для развития системы отношений к окружающему ребенка миру природы, людей, предметов и явлений, для познания своих чувств, представлений, мыслей и умений, т. е. именно для развития личности (которую отечественная психология и определяет как систему отношений человека к окружающему миру, к людям, к самому себе, к своей деятельности). Универсальность изобразительной деятельности состоит в том, что в ней заложены возможности для нравственного, умственного, физического, трудового и эстетического развития личности. В программе впервые затрагивается необходимость присвоения ребенком такого социального опыта, который закодирован в структуре труда художника. Предлагаемая программа интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка строится на принципе интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, что на новой основе организует как саму изобразительную деятельность, так и весь педагогический процесс в целом. Заданностью определенных педагогических условий мы помогаем ребенку самостоятельно и с помощью взрослых освоить созданные человечеством материальные и духовные ценности, познать мир и себя в нем, развить способность строить свои взаимоотношения с миром (вещей, явлений, объектов).

Продуктивная изобразительная деятельность в данной программе составляет один из блоков содержания программы и включает рисование, аппликацию, лепку, конструирование.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» преимущественно уделяет внимание техническим умениям и навыкам, программа «Радуга» основывается на воспитании эмоциональности и развитии эстетических чувств, программа «Детство» старается учитывать все стороны художественной деятельности, опираясь на методики проблемного обучения. Программа «Гармония развития» основана на гармоничном развитии личности ребенка. Н. А. Ворониной проведен анализ динамики развития художественной деятельности дошкольников, занимающихся по разным программам. Автором выяснено, что к концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) дети, обучающиеся по всем изучаемым программам, достигают практически одинаковых результатов, однако в течение изучаемого периода (от 4-5 до 6-7 лет) развитие внутренних компонентов художественной деятельности происходит по-разному. В зависимости от обучающей программы выявились особенности динамики развития характеристик художественной деятельности. Особенностью развития детей в типовой программе является плавность изменений компонентов художественной деятельности с возрастом. Дети данной группы от возраста к возрасту довольно равномерно повышают уровень развития своих умений и навыков, и к концу дошкольного возраста достигают требуемого уровня развития художественной деятельности относительно своего возраста и детей из других групп. У детей из группы «Детство», наоборот, отмечается замедленность формирования внутренних компонентов художественной деятельности на начальном этапе и резкое, скачкообразное их развитие — на последующих. Отличия также выражаются и в неравномерности развития отдельных компонентов художественной деятельности в зависимости от обучающей программы. Так, в группе детей, обучающихся по типовой программе, на протяжении всех этапов исследования прослеживалась четкая тенденция наибольшего развития технических компонентов художественно-изобразительной деятельности, таких как «Передача типичных характеристик объекта», «Технические умения и навыки» и «Особенности композиции». В группе обучающихся по программе «Радуга» наиболее высоких результатов, по сравнению с детьми из других групп, достигали дети по таким показателям, как «Эмоциональность», «Особенности проявления творчества» и «Эмоциональное восприятие картин». Дети же из группы «Детство», отличаясь низкими результатами (по сравнению с остальными детьми) в 4-5 и 5-6-летнем возрасте практически по всем показателям, к 6-7 годам по всем показателям добивались таких же результатов, как и дети из других групп. Дети, обучающиеся по типовой программе, достигли наибольших результатов в технике изображения и структурного построения рисунка; программа «Радуга» более успешно обеспечивает развитие творческого отношения и эмоциональной вовлеченности в процесс создания и восприятия художественных образов; программа «Детство» более сложным и более медленным путем добивается одинаковых, а в ряде случаев и лучших результатов по всем сравниваемым показателям. Кроме того, анализ программ показал, что в разделе «Изобразительная деятельность» только в программе «Гармония развития» выделены показатели по видам изодеятельности: рисованию, лепке, аппликации. В остальных программах данные разделы не прослеживаются. Таким образом, развитие у детей изобразительной деятельности осуществляется по-разному в зависимости от программы обучения, развития и воспитания в ДОУ. В целом, теоретический анализ позволил установить, что изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного, нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста. Изобразительная деятельность способствует развитию мелкой моторики, развивает мышление, внимание, фантазию, восприятие мира, учит ребенка аккуратности, усидчивости, развивает технические навыки. Занятия лепкой, аппликацией, рисованием пробуждает у ребенка желание познавать новое, учиться. Кроме того, подготовка к занятию и уборка после приучают к трудолюбию и порядку. Именно в дошкольном возрасте у ребенка наиболее повышен интерес к творчеству. Позже он угасает и пропадает вовсе. Значительное влияние изобразительная деятельность оказывает на эстетическое воспитание: прививает чувство прекрасного, воспитывает умение видеть настроение образа, развивает потребность строить жизнь и деятельность по законам красоты.

источник

Программа развития творческих способностей детей “Развитие творчества в игре” (далее – Программа) разработана на основании Концепции модернизации Российского образования, положения теории Л.С. Выготского, научных идей развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца.

Основной целью Программы “Развитие творчества в игре” является выявление и развитие творческих способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых педагогических технологий.

Предлагаемая Программа предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов.

К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры; игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни), а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.

В своих играх дети старшего дошкольного возраста уже почти не используют предметы-заместители, так же как и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем изображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

Творческие игры детей старшего дошкольного возраста уже более сложные как по содержанию, по использованию средств отображения реальной жизни, так и по их организации. Часто это длительные творческие игры, то есть, игры, в которые дети играют долгое время (неделю, две, месяц и т.д.), постоянно развивая сюжет, усложняя содержание игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей, отражающие их психическое развитие. Содержание этих игр преимущественно связано с современной жизнью или с наиболее любимыми сказками, рассказами, мультфильмами.

Творческое воображение старших дошкольников, которое представляет собой сложную переработку полученных представлений, дополнение одних образов элементами других, — это необходимая ступень в развитии подлинного творческого воображения. И мы, взрослые – родители, психологи, воспитатели и др. — должны поддерживать и поощрять его развитие.

Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления и воображения игры-путешествия, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, – что дети читают стихи, поют песни. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.

Этюды дают взрослому представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.

Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих.

Игры-импровизации можно использовать, на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Взрослый только описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность.

Мини-этюды чаще используются для того, чтобы собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Объекты изображения очень просты, доступны. Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.

Читайте также:  Берут ли анализ на вич у детей

Основные формы работы с воспитанниками:

Игры-путешествия; Этюды; Игры-беседы; Игры-импровизации; Опыты, экспериментирование; ТРИЗ.

Основание для разработки Программы

Направления опытно-экспериментальной деятельности

Цели, задачи и сроки реализации Программы.

Основные направления реализации Программы.

Ожидаемые результаты от реализации Программы

Материально-техническая база для реализации Программы.

Организация управления реализацией Программы

Перспективный план по реализации Программы

Наименование Программы Программа развития творческих способностей детей “Развитие творчества в игре”
Предпосылки создания Программы Основные положения теории Л.С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, концепция модернизации Российского образования.
Разработчики Программы Творческая инициативная группа педагогов МАДОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 385” Приволжского района г. Казани.
Исполнители Программы Коллектив педагогов МАДОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 385” Приволжского района г. Казани.
Участники проекта Воспитанники, родители воспитанников МАДОУ № 385, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования (изобразительной, театрализованной деятельности, физического воспитания, музыкальный руководитель, преподаватель английского языка), педагог-психолог.
Цели и задачи Программы Главная цель Программы – развитие творческих способностей воспитанников, готовых преобразовать мир, сделать его красивее и интереснее.

Задачи программы:

  • сохранение и развитие единого образовательного пространства дошкольного учреждения;
  • создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной самореализации и самоопределения;
  • развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, коммуникативных навыков воспитанников дошкольного учреждения;
  • создание и совершенствование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения;
  • совершенствование системы управления педагогическим коллективом.
Сроки реализации Программы 2010-2013 годы Система управления реализацией Программы Управление реализацией Программы осуществляет Совет педагогов МАДОУ № 385, который вносит изменения и уточнения в проекты по реализации программных мероприятий, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей, запрашивает у лиц, ответственных за выполнение мероприятий, сведения о ходе выполнения Программы. Итоги выполнения Программы предоставляются в Совет педагогов дошкольного учреждения, отдел образования Приволжского района г. Казани. Ожидаемые результаты от реализации Программы
  • Обеспечение возможности использования преимущества вариативной системы образования, выбора образовательных программ, в том числе за счет интеграции общеобразовательной школы с учреждениями дошкольного, дополнительного и профессионального образования;
  • Апробация и внедрение в практику работы педагогического коллектива авторских и парциальных программ, направленных на художественно-эстетическое, музыкальное, эмоционально-социальное развитие ребенка;
  • Существенное обновление и укрепление материально-технической базы дошкольного учреждения;
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии;
  • Развитие коммуникативных навыков детей, установление контактов между детьми, родителями и педагогами;
  • Создание условий в дошкольном учреждении для саморазвития и самореализации воспитанников.

Программа развития творческих способностей детей “Развитие творчества в игре” (далее – Программа) разработана на основании Концепции модернизации Российского образования, положения теории Л.С. Выготского, научных идей развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее время в образовательных учреждениях массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предполагаемых задач.

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Данная Программа основана на принципах:

– непрерывности и преемственности педагогического процесса: подготовка творческой личности – процесс длительный, поэтому его необходимо начинать как можно раньше. В нашем дошкольном учреждении учебный процесс начинается с двухлетнего возраста, когда дети более всего восприимчивы к новому, когда нет стереотипов мышления. Каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, что вносит новизну и не снижает интереса воспитанников, тем самым осуществляется усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса;

– интеграции: познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний. “Вывести” ребенка на творчество можно через любой из видов деятельности;

– личностной ориентации: каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно, а именно: в детском саду создана атмосфера педагогического оптимизма; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности; сняты по возможности все стрессообразующие факторы воспитательного процесса.

Основной целью Программы “Развитие творчества в игре” на 2010 – 2013 годы является выявление и развитие творческих способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых педагогических технологий.

При реализации Программы обеспечивается достижение следующих целей:

  • сохранение и развитие единого образовательного пространства в дошкольном учреждении;
  • обеспечение конституционного права каждого ребенка на творческое развитие;
  • достижение эффективности и высокого качества образования в МАДОУ № 385;
  • содействие развитию творческих способностей детей и создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной самореализации и самоопределения;
  • совершенствование и развитие учебно-материальной базы дошкольного учреждения;
  • совершенствование системы управления педагогическим коллективом.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной самореализации и самоопределения;
  • развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, коммуникативных навыков воспитанников дошкольного учреждения;
  • создание и совершенствование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения;
  • стимулирование и поддержка педагогических инноваций;
  • нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение воспитательной системы образовательного учреждения;
  • стимулирование деятельности дошкольного образовательного учреждения по организации воспитательной системы, развитие конкурсной деятельности;
  • развитие системы оценки качества образования;
  • обеспечение эффективности реализации программы и ее мониторинг.

Сроки реализации Программы – 2010-2013 годы.

В ходе реализации Программы предполагается выявить новые эффективные механизмы повышения качества образования.

В первую очередь, необходимо разработать показатели эффективности выполнения Программы и создать систему мониторинга ее выполнения в соответствии с выявленными показателями.

Развитие творчества существенно сдерживается недостаточным обеспечением методической литературы по данной проблеме. Значительный резерв повышения качества образования содержится в повышении разнообразия предоставляемых дополнительных образовательных услуг, в частности, в выявлении и удовлетворении особых образовательных потребностей одаренных детей.

Таким образом, основными приоритетными направлениями Программы “Развития творчества в игре” МАДОУ № 385 Приволжского района на 2010 – 2013 гг. являются:

  • Повышение разнообразия и качества предоставляемых услуг дошкольного и дополнительного образования в соответствии с потребностями воспитанников и их родителей.
  • Обновление содержания и технологий дошкольного образования.
  • Использование новых обучающих систем и педагогических технологий.
  • Создание развивающей среды дошкольного учреждения.
  • Развитие творческих способностей детей через игровую деятельность и интеграцию с другими видами деятельности.

Предлагаемая Программа предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов.

К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры; игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни), а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.

Однако не все ситуации и события могут быть реализованы в игре через роль (то есть набор действий и высказываний, специфичных для какого-то лица). Поэтому на определенном этапе развития ребенка (при расширении знаний и представлений об окружающем мире) роль начинает мешать творческому построению сюжета игры детьми. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка замечается стремление не только к повторению в игре действий и отношений других людей, но и к творческому воссозданию, придумыванию событий, участником которых он хотел бы быть сам.

Такое желание детей может быть реализовано в игре только при условии того, что ребенок выйдет за пределы построения игры с помощью роли и овладеет способами творческого построения сюжета.

В своих играх дети старшего дошкольного возраста уже почти не используют предметы-заместители, так же как и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем изображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

Творческие игры детей старшего дошкольного возраста уже более сложные как по содержанию, по использованию средств отображения реальной жизни, так и по их организации. Часто это длительные творческие игры, то есть, игры, в которые дети играют долгое время (неделю, две, месяц и т.д.), постоянно развивая сюжет, усложняя содержание игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей, отражающие их психическое развитие. Содержание этих игр преимущественно связано с современной жизнью или с наиболее любимыми сказками, рассказами, мультфильмами.

Возникающие в воображении ребенка образы, ситуации, действия он реализует в своих играх. Наличие воссоздающего воображения у детей старшего дошкольного возраста способствует тому, что их игры становятся богаче по содержанию, интереснее и увлекательнее по выдумке, замыслу. Построение образов приобретает творческий, сознательный, активный характер. Ребенок не просто копирует, воссоздает жизнь такой, какая она есть, а в изображении тех или иных ситуаций, персонажей вносит много изменений, своих элементов, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием выдуманных историй (сказок, рассказов, мультфильмов). Воображение детей становится активным и имеет целенаправленный характер. Ребенок создает образ или воображаемую ситуацию в зависимости от задач, которые он ставит сам себе (в игровой деятельности) или, которые перед ним ставит взрослый.

Творческое воображение старших дошкольников, которое представляет собой сложную переработку полученных представлений, дополнение одних образов элементами других, — это необходимая ступень в развитии подлинного творческого воображения. И мы, взрослые – родители, психологи, воспитатели и др. — должны поддерживать и поощрять его развитие.

Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления и воображения игры-путешествия, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, – что дети читают стихи, поют песни. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес. Игры-путешествия можно проводить в любом месте, где есть пространство. Они не требуют специальной подготовки, так как допускают бесконечную импровизацию с учетом знаний детей. Важно играть только до тех пор, пока детям интересно и их внимание сконцентрировано. Закончить игру можно в любом месте, а в следующий раз продолжить.

В процессе игры важно принимать любые дополнения и предложения детей. Опираясь на воссоздающее воображение, можно развивать и творчество. Несколько игр-путешествий, этюдов, игр-импровизаций, мини-этюдов и игр-бесед включены в эту Программу.

Этюды дают взрослому представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.

Детализация описания предмета, действия, события для конкретного ребенка или группы детей позволяет достаточно долго поддерживать интерес и внимание даже детей с задержкой психического развития.

Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры развивают эмпатию, учат быть внимательными, развивают память, мышление, любовь к природе, диалогическую речь. В процессе беседы необходимо придумывать вместе с детьми ситуации, фантазировать. Данные игры можно проводить индивидуально или с группой детей, на занятиях или вне их.

Игры-импровизации можно использовать, на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Вхождению в образ помогает музыка, которую подбирают в соответствии с характером изображаемого объекта, действий. Взрослый только описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкального слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение. Взрослый поощряет оригинальность, непохожесть, поиск, комментируя действия детей.

Мини-этюды чаще используются для того, чтобы собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Объекты изображения очень просты, доступны. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику.

Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.

Воспитатели могут включать предложенные игры в занятия, что будет способствовать улучшению развития у детей способности фантазировать, понимания закономерностей, облегчит решение сложных проблемных ситуаций.

Психологи могут использовать предлагаемые упражнения в групповых занятиях или на индивидуальных встречах.

Родители могут использовать задания, которые можно выполнить дома с ребенком. Эти задания помогут родителям глубже понять своего ребенка.

Основные формы работы с воспитанниками:

  • Игры-путешествия; Этюды; Игры-беседы; Игры-импровизации; Опыты, экспериментирование; ТРИЗ.
  • Необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. А именно:

    Дети 3-4 лет предпочитают подвижные игры. Они склонны к подражанию, поэтому будут стремиться повторять действия и движения взрослого, им трудно усидеть на одном месте.

    Дети 5-6 лет уже способны к контролю своего поведения. Они также любят играть и двигаться. Они любят занимать главные роли в играх.

    Дети 7 лет способны выполнять вербальные задания. Они с удовольствием рисуют и демонстрируют свои рисунки окружающим. Они уже достаточно хорошо анализируют свое внутреннее состояние.

    Главное условие успешности работы – это умение и желание ведущего играть с детьми.

    Обычно занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий определяется возрастом детей.

    Для детей 3-4 лет продолжительность занятий – 15 минут. Для детей 5-6 лет – 20 минут. С дошкольниками 6-7 лет можно проводить занятия по 25-30 минут. Количество детей в группе 7-8 человек.

    Кроме занятий можно использовать данные игры как часть занятия, или включать развивающие творческие игры в различные виды деятельности.

    Интеграция творческих игр с разными видами деятельности

    источник

    Опытно-экспериментальное исследование творческого развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности

    Констатирующий эксперимент включает в себя анализ современно-образовательных программ дошкольного образования и обобщение педагогического опыта.

    Сегодня существует множество образовательных программ, ориентированных на современные ДОУ, и базирующиеся на принципах личностно-ориентированного подхода в образовательно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста. Число таких программ велико, их идеологическая основа разнообразна, но во всех — уделено большое внимание развитию творческих способностей дошкольников. Рассмотрим же особенности подхода к творческому развитию в различных образовательных программах.

    Читайте также:  Бесплатные анализы для детей по полису омс

    Под руководством Т. Н. Дороновой, кандидата педагогических наук.

    Авторский коллектив исходил из того, что в жизни человека дошкольному детству отведено непродолжительное время. Однако этот период очень важен. От того, как прожиты дошкольные годы, во многом будет зависеть физическое и психическое здоровье ребенка, развитие его способностей, нравственных качеств. Поэтому, с одной стороны, надо сделать все возможное, чтобы ребенок полноценно прожил дошкольные годы, а с другой — необходимо как можно эффективнее использовать этот возраст.

    Перед воспитателями выдвигаются общие задачи:

    • — создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
    • — обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);
    • — способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
    • — развивать творческие способности детей в игре;
    • — формировать активное и бережно уважительное отношение к окружающему миру;
    • — приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

    В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований.

    Педагогическая работа в программе строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, наталкивающих на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути решения. Те изменения в деятельности детей, которых можно добиться у них в период 4 — 5 лет, являются естественным следствием и продолжением того принципиального изменения в деятельности ребенка, которое начинается в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполаганию. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что хочет получить по их окончании, иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата. Если вначале ребенок удовлетворен любым результатом, то позднее, на четвертом году жизни, у него появляется определенное требование к качеству получаемого результата.

    Следующий шаг в становлении целеполагания — способность на основе достигнутых ставить вытекающие новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени, неделями. Это означает, что более общие планы удерживаются ребенком и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развертывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности.

    Существенным моментом в педагогической работе является также создание у детей мотивации, побуждающей их овладевать тем, что взрослый хотел бы у детей сформировать. При этом необходимы такие приемы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у большинства детей. Появление собственных целей, первые успехи в их достижении, реакция на неуспех порождают у ребенка потребность в том, чтобы чувствовать себя значимым, компетентным и самостоятельным. Эта потребность может быть удовлетворена, если ребенок совершает что-то нужное, полезное или приятное другим или себе и получает от этого удовлетворение и одобрение.

    Авторы программы назвали ее «Радуга», образно сравнивая с настоящей радугой — семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка:

    • — физическая культура;
    • — игра;
    • — изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством);
    • — конструирование;
    • — занятие музыкальным и пластическим искусством;
    • — занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром;
    • — математика.

    Каждый вид занятий поэтично сравнивается с каким-то одним цветом радуги, раскрывается его своеобразие и целесообразность полноценного использования в работе с детьми.

    Мы рассмотрим один из разделов «Радуги», касающийся нашей работы — это оранжевый цвет.

    Оранжевый цвет радуги детства связывается в программе с ведущей деятельностью ребенка — игрой, которая обеспечивает всестороннее воспитание, развитие и психологический комфорт. В основе всей программы лежит игра, так как авторский коллектив считает, что преобладание в течение всего дня игровой деятельности поможет создать в дошкольном учреждении атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей.

    Специальный раздел «Играем с детьми» подчеркивает значение этой деятельности для развития ребенка, нацеливает педагога на содержательное и разнообразное участие в играх детей, принятие позиции равного партнера.

    В каждом возрастном периоде перед педагогом ставятся особые задачи, которые плодотворно реализуются в процессе игровой деятельности. В них рассматриваются сюжетно-ролевая игра, подвижная игра, дидактическая игра, игры с правилами; условия их организации (разнообразные ролевые атрибуты, предметы многофункционального назначения, которые могут использоваться в качестве «заместителей» реальных вещей, несколько специальных игровых уголков, которые помогут детям содержательно воссоздавать деятельность взрослых в быту и на работе).

    Педагогам даются рекомендации по формированию ролевой игры, обогащению ролевого поведения (насыщение предметно-игровой среды новыми атрибутами, обогащение новыми целями и способами выполнения игровых действий посредством параллельной игры), расширению диапазона ролей, расширению представлений о занятиях взрослых, которые можно отразить в игре.

    В каждом возрастном периоде в игре решаются особые задачи, связанные с возможностями детей в этом возрасте. В программе раскрываются эти особенности и показываются пути их реализации.

    Например, с детьми от 3 до 4 лет игру используют как средство адаптации к условиям жизни в детском саду, к среде сверстников. С ее помощью можно поддерживать бодрое и радостное настроение, вызывать ощущение эмоциональной общности с воспитателем и детьми, формировать умение играть самостоятельно, индивидуально или в паре со сверстником. Игра позволяет в этом возрасте содействовать возникновению чувства симпатии к другому ребенку, интереса к нему как к партнеру по игре, формировать умение действовать в соответствии с правилами в совместной игре.

    Игра детей от 4 до 5 лет развивается дальше. Она обеспечивает условия для создания у ребенка положительного эмоционального состояния. В этом возрасте у детей появляется способность самостоятельно занять себя игрой (как индивидуальной, так и совместно со сверстниками). В этот период интенсивно развиваются в игре воображение, внимание, произвольное поведение, происходит усвоение представлений об отношениях между людьми. Впервые у детей появляются правила, которые они придумывают и устанавливают самостоятельно, следят за их выполнением всеми участниками игры, стремятся справедливо разрешать возникающие конфликты.

    Игра детей от 5 до 6 лет характеризуется тем, что она становится средством организации жизни детского общества, способствует укреплению устойчивых детских игровых объединений, их расширению и взаимодействию. В игре детей совершенствуется сотрудничество, они охотно подчиняются игровым правилам и требуют этого от всех членов игровой группы. Успешно осуществляется дальнейшее психическое развитие ребенка в игре (обогащается воображение, память, мышление, речь и др.), развивается активность при создании и реализации игровых замыслов, появляется умение согласовывать свои игровые замыслы с замыслами партнеров по игре.

    Исследования педагогов и психологов показали, что для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте необходима максимальная реализация тех возможностей, которые для этого имеются в специфических «детских» видах деятельности: рисовании, лепке, конструировании и музыкальных занятиях.

    В программе не навязывается определенная методика работы с детьми, даются только рекомендации, тем самым предоставляется право для самостоятельного поиска наиболее эффективных и гуманных средств для её реализации, возникают возможности для творчества.

    Программа составлена для каждого возраста и содержит объяснительную записку и детальную характеристику работы. В данном обзоре представлены основные направления работы в каждой возрастной группе.

    В данной программе нас интересует раздел, посвященный игровой деятельности, в частности старшего дошкольного возраста.

    В процессе игровой деятельности происходит развитие у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов. Поощряется стремление смастерить своими руками игрушки или недостающие для игры предметы. Основное внимание уделяется формированию умений создавать новые сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, регулировать поведение на основе творческих игровых замыслов и игровых правил.

    По возможности воспитателю надо стремиться подбирать и предлагать детям разные варианты заданий. Занятия, развивающие интеллектуальные и творческие способности детей, дающие им способы успешного выполнения разного вида деятельности, изменяют картину поведения детей. Им становится не интересно бесцельно бегать, они стараются занять себя или выполнять в коллективе интересную работу, играть, разыгрывать сказки, создавать постройки и т.д. Всё это доставляет им удовольствие и вызывает чувство самоутверждения.

    Программа «Одарённый ребёнок» разработана тем же авторским коллективом, что и программа «Развитие», и построена на общих теоретических позициях. Она является вариантом программы «Развитие» и предназначена для образовательной работы с детьми шестого и седьмого годов жизни, обладающими высоким уровнем умственного развития. Программа направлена на развитие умственных и художественных способностей детей.

    По определению Л.А. Венгера и его сотрудников, с которыми создавалась программа, способности, развиваются и проявляются в деятельности.

    Общие умственные способности можно условно разделить на познавательные и творческие. Познавательные проявляются при решении интеллектуальных, порой повышенной трудности задач, требующих нахождения единственно верного результата. При этом способ решения задачи может не быть оригинальным. Творческие способности проявляются при решении задач, которые отличаются «открытым» характером и могут иметь неограниченное число правильных решений. Творческие способности характеризуются возможностью своеобразного, нестандартного решения познавательных задач.

    По мнению авторов программы, способность к наглядному моделированию занимает центральное место в развитии наглядно-образного мышления дошкольника. Оно обнаруживается тогда, когда ребёнок создаёт в уме план будущей игры, сказки, постройки, рисунка, когда он осуществляет построение образа отдельного предмета по одной из его важных частей или одному из значимых признаков.

    Основная задача образовательной работы авторами программы видится в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей.

    Одарённые дети проявляют большую самостоятельность в составлении планов игр-драматизаций по одной из сказок. Ребята распределяют роли, договариваются об организации игровой площадки, условных обозначениях персонажей, декораций и располагают эти условные обозначения на площадке.

    Усложнение заданий выражается в детализации воображаемых ситуаций: дети придумывают детальные описания предметов и ситуаций в процессе дорисовывания схематических изображений. Используя модели, они продолжают незаконченные истории, придумывают новые эпизоды к ним, сочиняют новые сказки.

    Программа «Детство» под руководством В.И. Логиновой — программа обогащенного, многогранного развития и воспитания ребёнка-дошкольника в разных видах деятельности.

    Содержание программы условно объединено вокруг четырёх основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

    Более подробно рассмотрим блок «Созидание», который помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные умения, развивать детскую активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. Творческие проявления детей становятся высшим выражением их самостоятельности.

    В разделе «В игре развиваемся, познаём мир, общаемся» раскрывается значение игровой деятельности в жизни ребёнка. Задача воспитателя — проникнуть в круг игровых интересов своих воспитанников и способствовать их объединению в общей игре, обогащению самостоятельного игрового опыта детей, создавать предпосылки для активной игровой деятельности, повышая тем самым влияние игры на развитие ребёнка. Подробно раскрываются содержание творческих игр, игровые умения, игровое поведение и игровое речевое общение, и взаимодействие, уровни игры в соответствии с возрастом детей.

    Программа «ТРИЗ» автор идеи Г.С. Альтшуллер.

    В настоящее время приёмы и методы технической ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

    Цель Триз — не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

    Программа «ТРИЗ» для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. ТРИЗ призвана, не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приёмы ТРИЗ.

    Кредо тризовцев: каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

    Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. Если ребёнок задаёт вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребёнок сам нашёл ответ. Основная задача: научить детей искать и находить своё решение — этап изобретательства, который проявляется в творческой фантазии, в воображении, в придумывании чего-то нового.

    В программе «ТРИЗ» используются методы и приёмы, разработанные М.В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом. Например, «метод фокальных объектов» адаптирован к работе с детьми А.М. Страунинг.

    Термин «фокальный» используется для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания. Метод фокальных объектов позволяет ставить следующие задачи:

    • 1. Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта.
    • 2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны.
    • 3. Составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения.
    • 4. Проанализировать художественное произведение или картину.

    Метод фокальных объектов позволяет воспитателю проявить творчество, фантазию в создании целых серий занятий.

    В программе «ТРИЗ» содержатся методические рекомендации, а также технологию работы, которая позволяет не только обсуждать методику, но и добиваться практического результата, даёт возможность ребёнку почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы. Существенно повышается вероятность решения творческих задач благодаря использованию системы алгоритмов, методов и приёмов.

    Наиболее подробно мы рассмотрим программы «Сотворчество» и «Вдохновение», так как в них достаточно широко отражены подходы развития творчества детей.

    Программа «Сотворчество» построена на принципах интеграции трех основных искусств — изобразительного, музыкального и художественной литературы, выступающих средствами формирования эстетического отношения ребенка к окружающему миру. В настоящее время синтез искусств приобретает особое значение в образовании, так как придает целям и содержанию гуманистический и гуманитарный смысл, способствует возникновению новых возможностей и путей художественного освоения действительности, раскрытию способностей личности ребенка и самореализации его творческого потенциала.

    Читайте также:  Бианки анализ произведений для детей

    Необходимость обращения к синтезу искусств обусловлена и возрастными особенностями детей. На этапе дошкольного детства художественное творчество носит синкретический характер, в котором не отделены и не специализированы различные виды искусства (Л.С. Выготский). Для ребенка естественна синкретическая целостная ориентация в мире. В связи с этим возникает необходимость использования взаимодействия различных видов искусства как одного из эффективных путей амплификации общего и художественного развития детей.

    Цель программы — создать условия развития особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребенка к миру — эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

    • * способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;
    • * развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
    • * способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;
    • * воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
    • * формировать не последовательность взаимодополняемых художественных действий, а умение варьировать накопленный опыт, пытаться решать задачи различными способами, новыми выразительными средствами;
    • * способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.

    На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно-эстетическая пространственно-предметная среда.

    Содержание программы строится на принципах:

    • * культуросообразности — содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир;
    • * эстетизации — предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства; овладение языком искусства;
    • * интегративности — определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью;
    • * взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора творческой личности;
    • * адаптивности — предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка.

    Содержательный аспект программы выстраивается в виде спирали: познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведения искусства (музыкальное, изобразительное, литература), ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в рисунках, в образной вербальной характеристике, в танце, пластическом движении.

    Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование занятий. Содержание основывается на следующих тематических блоках-циклах: «Мир вокруг тебя», «Сказки», «Зима», «Цирк», «Я и мое окружение!», «Фантастический город», «Лето, ах лето!» — и реализуется в два этапа.

    На первом этапе работы с детьми не ставятся задачи по развитию чисто музыкальных навыков и навыков, связанных с изобразительной и художественно-речевой деятельностью. Цель данного этапа — сформировать у детей представления о том, что искусство отражает различные эмоциональные состояния природы и человека. Эмоции отражаются в искусстве с помощью звуков (контраст, гармония, насыщенность и т. п.), светотени, линии, формы, ритма, пятен, слова (интонации, метафоры, сравнения, синонимы, антонимы и т. п.). Важно показать детям способы установления связи средств художественной выразительности с эмоциональным содержанием произведений в искусстве.

    Интеграция содержания произведений и их эмоционального фона осуществляется различными способами, такими как:

    • * поочередное включение произведений в восприятие ребенка, когда музыкальное произведение «дополняет» живописное, или наоборот;
    • * попарная интеграция живописных и музыкальных произведений (музыкальные, художественное слово), адекватных по общему эмоциональному звучанию и средствам выразительности;
    • * одновременное включение живописных и музыкальных произведений (музыкальное и художественное слово), обеспечивающее восприятие живописного произведения на фоне музыки, и наоборот;
    • * контрастный по композиции, темпу, ритму и интонации способ взаимодействия произведений искусства.

    На втором этапе на первый план выходит необходимость передачи и приумножения опыта творческой деятельности дошкольников. Педагог способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, стимулирует в детях стремление использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линия, объем в изодеятельности; мелодия, ритм, динамика — в музыкальной; образные определения, сравнения, эпитеты — в художественно-речевой) для осуществления своего замысла; быть оригинальным в выборе сюжета, проявлять инициативу, самостоятельность.

    На данном этапе педагог формирует систему умений и навыков, необходимых детям для осуществления творческого процесса в различных видах художественной деятельности:

    • * изобразительной (работа с гуашью, акварелью, восковыми мелками, сангиной и др.);
    • * конструктивной (работа с пластилином, глиной, белой и цветной бумагой, природными материалами и т. п.);
    • * декоративной (создание и украшение предметов декоративно-прикладного значения или их эскизов);
    • * музыкальной (получение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой);
    • * художественно-речевой (формирование умения воспринимать на слух произведения разных жанров, чувствовать стихотворный ритм, авторское отношение к тому, о чем он рассказывает в своем произведении, как передает настроение героев, состояние природы).

    Постигая язык одного искусства, например музыки, ребенок в сравнении с ней осваивает семантику, выразительный смысл произведений других искусств. При этом, что весьма существенно, язык других искусств (живописи, художественного слова) осваивается в сравнении с музыкой по основанию, которое представляет собой эмоцию, переживание, чувственный образ. В результате ребенок неравнодушно, эмоционально, оценочно постигает выразительный смысл языков других искусств, «вживается» в художественные образы, находит в них личностный смысл.

    Подводя итог, можно сказать: методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческую активность; способствовать снижению напряженности, скованности. А полученные ребенком знания, умения и навыки являются не целью, а средством приобщения его к мировой и национальной культуре и собственному художественному творчеству.

    Содержание программы обусловливает выбор методов профессиональной деятельности педагога.

    Первая группа методов ориентирована на то, чтобы ребенок усвоил эстетические ценности произведения (эмоциональную сторону произведения), способы проявлений разнообразных эстетических эмоций (удивление, восторг, восхищение, радость, сопереживание и т. п.).

    Вторая группа — на овладение языком того или иного вида искусств, на восприятие выразительно-изобразительных средств (цвет, композиция, ритм, мелодия, темп, эпитеты, образные сравнения), на установление взаимозависимости между содержанием и средствами выразительности.

    Третья группа — методы, направленные на художественно-творческое развитие личности ребенка.

    Используя перечисленные методы, мы осуществляем органическое слияние и одномоментное воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука, слова и осознание им мира культуры.

    Программа предполагает использование интегративных занятий, бесед, развлечений, праздников. Особое внимание рекомендуется уделять интегративным занятиям, в процессе которых задачи решаются посредством нескольких видов художественной деятельности.

    Данная форма проведения занятий может быть плодотворной лишь при полном контакте педагога с детьми, знании взрослыми индивидуальных особенностей каждого ребенка, при гибком планировании педагогом системы своей работы с группой воспитанников, когда в зависимости от особенностей восприятия музыки, изобразительного искусства детьми, каждым ребенком в отдельности на ходу корректируется весь задуманный сценарий занятия.

    Учитывая психофизиологические особенности дошкольников, основным видом деятельности, в рамках которой проводятся занятия, является игра: игра-занятие, игра-сказка, игра-путешествие. Система интегративных занятий по программе «Сотворчество» рассчитана на одно занятие в неделю в старшем дошкольном возрасте (с 6 до 7 лет).

    Содержание программы нашло отражение в художественно-эстетической среде, которая создавалась на основе двух составных мини-сред: культурно-познавательной и индивидуально-творческой.

    Культурно-познавательная среда представляет собой пространство, заполненное произведениями искусств, позволяющими ребенку соприкасаться с красотой, знакомит его со средствами выразительности искусств и обеспечивает его самоподготовку к усвоению культурно-сенсорных эталонов (цвет, форма, звук и т. п.), отраженных в художественном образе. Ребенок, действуя в данной среде, изменяет, трансформирует ее и усваивает качества, свойства, специфические взаимосвязи тех или иных художественных элементов. Или же ребенок самостоятельно закрепляет ранее усвоенные способы познания искусств, упражняется в художественно-творческой деятельности. При этом элементы, насыщающие художественно-эстетическую среду, должны подбираться на основе следующих принципов:

    • * разнообразия, оригинальности и специфичности тем, содержания и выразительно-изобразительного языка того или иного вида искусства;
    • * сочетания русского и регионального (национального) компонента в подборе произведений искусства;
    • * одномоментности восприятия искусств зрительных, речевых и слуховых.

    Индивидуально-творческая среда позволяет ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал, входить в образ художника, музыканта, поэта, разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизация).

    Социокультурное пространство развивающей среды должно позволить ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусства, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

    Развивающий эффект художественно-эстетической среды зависит также от характера общения педагога с ребенком, от ситуаций, заданий, способов, побудительных мотивов: свободный выбор, проблемная ситуация, неожиданности, возникшие в художественно-эстетической пространственно-предметной среде, которые стимулируют общее и художественно-эстетическое развитие ребенка, его творческое мышление, самостоятельность.

    Реализация программы «Сотворчество» обусловлена диагностикой, выявляющей уровни эстетического отношения к миру:

    • * степень эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности;
    • * степень эмоционально-эстетического отношения к искусству;
    • * самостоятельность в творческих действиях и проявлениях;
    • * уровни познавательно-эстетического развития дошкольников.

    Предлагаемый результат реализации программы «Сотворчество»:

    • * наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному;
    • * понимание языка эмоций (сопереживание, сочувствие), отраженных в произведениях искусства и реальных отношениях;
    • * проявление разнообразных чувств при восприятии произведений искусства; адекватность способов их познания и выражения; выразительность мимики, движений, оценочных речевых высказываний;
    • * приобретение навыков художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей их образного языка, развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
    • * умение находить новые нестандартные решения творческих задач, творческое саморазвитие ребенка в самостоятельной деятельности;
    • * использование выразительных средств для создания художественного образа;
    • * освоение выразительных возможностей художественных материалов, умение ими пользоваться в свободной творческой деятельности;
    • * усвоение нравственно-эстетических ценностей и стремление ребенка руководствоваться ими в повседневной жизни.

    Данная программа названа «Вдохновение», так как процесс творчества взрослого и ребенка целиком зависит от вдохновения. Понятие «вдохновение», с психологической точки зрения, раскрывает специфику программы в концептуальном и методическом плане: вдохновение — как состояние высшего подъема в творчестве, при котором познавательная и эмоциональная сфера слиты в едином порыве и направлены на решение творческих задач, при котором достигается максимальный результат.

    Программа «Вдохновение» нацелена на эмоционально-творческое развитие личности дошкольника в условиях интегративного воздействия различных искусств (живопись, музыка, поэзия).

    • * способствовать формированию эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно-культурных ценностей;
    • * обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому; подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности;
    • * создать условия для освоения нравственно-эстетических ценностей, побуждать ребенка руководствоваться ими в повседневной жизни.

    Программа основана на синтезе искусств, где доминирующая роль отводится живописи и музыке, методически представлена системой интегративных занятий, которые объединяют изобразительную и музыкальную деятельность, развитие речи и ознакомление детей с окружающим миром.

    Содержание программы выстраивается с учетом следующих принципов.

    • * Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему. Это обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития.
    • * Принцип целостности образа мира предусматривает наличие такого программного материала, который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира.
    • * Принцип интегративности программы заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности.

    Программное содержание выстраивается так, чтобы развитие ребенка происходило через освоение и осмысление художественно-эстетической информации, которая заложена в произведениях живописи, музыки, поэзии, через обогащение опыта в преобразующей художественно-творческой деятельности, продуктом которого могут быть рисунки детей, созданные индивидуально и группой; пластика движений, словотворчество. Это обеспечивает качественный рост личности дошкольника, обусловленный активным общением ребенка с различными видами искусства (живопись, музыка, литература); обогащение эмоционального, художественно-эстетического опыта; накопление и раскрытие творческого потенциала дошкольника.

    Структура и содержание программы.

    Программа «Вдохновение» рассчитана на работу с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Задачи, решаемые на интегративных занятиях, строятся во всех возрастных группах по принципу усложнения, что позволяет ребенку плавно перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

    Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно малышу в каждом конкретном возрасте. Это мир природы, человека и искусства. Раскрываемые в темах общечеловеческие ценности и категории создания и принятия окружающего мира дают возможность ребенку творчески преобразовывать опыт общения с природой, искусством и людьми.

    Процесс интеграции прослеживается не только в тематической направленности интегративных занятий, но и в их структурном построении.

    Интегративные занятия имеют разную стилистическую направленность, которая определяется жанровостью тех или иных произведений искусства, как живописных полотен (портрет, пейзаж, натюрморт), музыкальных произведений, так и поэтических строк и несет разную эмоциональную нагрузку. Таким образом, перед детьми раскрывается возможность освоить многообразие эмоционального мира культуры и обогатить собственный мир эмоций и переживаний.

    Содержание занятий с характерной лирической направленностью включает в себя образы природы, раскрытые силой творческого воображения живописцев и композиторов, побуждает к налаживанию отношений между двумя экосистемами: природой и человеком.

    Система интегративных занятий рассчитана на одно занятие в две недели (младший, средний и старший возраст) и на одно занятие в неделю (подготовительная дошкольная группа или 1-й класс). Важно учитывать взаимодействие и взаимозависимость программного материала интегративных занятий художественно-эстетического цикла (музыка, лепка, аппликация, развитие речи, изобразительная деятельность и др.).

    Технология программы предусматривает проведение занятий по подгруппам (10 — 12 человек), что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Занятия четко не регламентированы во времени, так как педагоги ориентируются на увлеченность детей, но, исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, занятия не должны превышать 45 минут.

    Таким образом, анализируя современные образовательные программы, можно сделать вывод о наличии технологий творческого развития детей, а также предложить практическим работникам дошкольных учреждений, пожелавшим работать по программам творческого развития использовать рекомендуемые материалы творчески, искать свои средства и методы, но при этом учитывать специфику своего учреждения и индивидуальность собственного профессионального почерка.

    источник