Меню Рубрики

Анализ продуктов творческой деятельности детей

Под продуктами деятельности понимаются материальные образцы – результаты выполнения испытуемым трудовых (предметных), конструктивных, учебных (письмо, счет, чтение) и других действий, которыми он владеет в той или иной степени. В практике обследования детей школьного возраста, как правило, проводится анализ их письменных работ, классных и домашних заданий. Разработаны специальные схемы такого анализа, например, А.Н. Корнев предлагает оригинальную схему оценки навыка письма.

Первый этап предполагает диагностику усвоения ребенком графем и звукобуквенных связей: подбор названных букв из разрезной азбуки, запись букв под диктовку, списывание их с печатного изображения. Если ребенок заменяет буквы, устанавливается характер замен и степень их постоянства. Диагностическим критерием является и скорость выполнения задания, указывающая на уровень автоматизированности звукобуквенных связей.

На втором этапе оцениваются навыки графического моделирования слова. При этом решаются следующие задачи: определение доминирующих ошибок (в диктанте, творческой работе, при вставке пропущенных букв), их частоты, места в слове, степени постоянства, регулярности. Особую информацию дает сопоставление характера и числа ошибок в разных видах письменных работ.

Анализ продуктов деятельности может входить как важная составляющая и в комплексные методики. Так, в методике нейропсихологического исследования детей с аномалией психического развития И.Ф. Марковская выделяет особый блок – «Исследование школьных навыков». В нем оцениваются по общей 5-балльной шкале навыки чтения, письма, счета, решения задач с учетом ступени обучения испытуемого.

Как особая разновидность общего метода в последнее время широко используется метод рисунков. Широкое распространение в диагностике психического развития детей рисуночные тесты получили с середины XX в. Однако их применение предъявляет повышенные требования к психологу, а компетентная трактовка полученной информации требует специального обучения.

Если метод рисунков используется как проективный, то целью является выявление патохарактерологических особенностей личности (агрессивности, страхов, негативизма) или межличностных отношений.

Рисунок может применяться и в целях диагностики уровня возрастного развития. Так, в известной методике Керна – Иерасека рисунок является одним из показателей школьной зрелости. Теоретической основой такой интерпретации является исследование В. Лоуэнфелда, выделившего особые стадии развития графических навыков детей начиная с двухлетнего возраста.

Первая стадия – «каракули» – включает четыре периода. До 18 месяцев – период беспорядочных движений с отсутствием интереса к результатам своих действий и к самому процессу рисования. С 18 месяцев до 2 лет – период «длительного рисования»: стремление к рисованию без попыток систематизировать свои движения, нарисовать что-то, воспроизвести образец. С 2 до 3 лет – период «круговых движений»: многократное воспроизведение округлых форм. Между 3 и 4 годами появляются попытки создания предметных или сюжетных рисунков, ребенок начинает использовать образцы, но копирует еще плохо.

Вторая стадия – «первичные схемы» – возникает в 4 года и длится до 7 лет. В это время активно используются образцы и развивается способность к их копированию.

Третья стадия развития графических навыков соответствует возрасту начального школьного обучения.

Идея о том, что в рисунке можно увидеть своеобразный «автопортрет», лежит в основе тестов «Рисунок человека» (К. Маховер), «Дом – дерево – человек» (Гудинаф – Харрис), «Несуществующее животное», «Рисунок семьи».

Рассмотрим подробнее применение теста «Рисунок человека» в целях диагностики умственного развития. Впервые он был предложен Ф. Гудинаф для исследования познавательных способностей, позднее К. Маховер разработала систему критериев оценки личностных особенностей. С тех пор те и другие критерии пересматривались и дорабатывались различными авторами, сам же тест остается одним из наиболее часто используемых диагностических методов. Данные, получаемые с его помощью, требуют дополнительной проверки, но позволяют сразу выдвинуть разумные гипотезы о проблемных зонах в развитии ребенка.

В инструкции психолог просит ребенка нарисовать человека как можно лучше, так, как он умеет (даже если получится не очень хорошо). При анализе рисунка с целью оценки умственного развития следует учитывать, что его особенности могут определяться не только интеллектуальным уровнем ребенка, но и специфическим отношением к изображаемому объекту, к ситуации обследования, к психологу и т.д. Для повышения достоверности выводов рекомендуется сопоставить рисунки ребенка на разные темы, сделанные в разное время и в разных ситуациях.

Экспериментально установлено, что чем старше ребенок, тем менее прямой является связь между уровнем умственного развития и уровнем рисования, поэтому с возрастом испытуемого надежность выводов о его умственном развитии, сделанных на основе рисунка, снижается. С другой стороны, надежность выводов о личностных и эмоциональных особенностях с возрастом увеличивается.

При оценке умственного развития учитывают два основных показателя – «наличие основных деталей» и «пластичность – схематичность» рисунка.

По наличию основных деталей нормальным считается:

  1. для 6 лет наличие головы, глаз, носа, рта, туловища, рук и ног;
  2. для 7 лет – руки и ноги должны изображаться двойными линиями, должны быть пальцы (количество неважно), шея, волосы (шапка), одежда (хотя бы предельно схематично);
  3. в 8 лет – появляются уши;
  4. с 9 лет – ступни и по 5 пальцев на руках. Отсутствие какой-либо детали (кроме глаз и туловища) может компенсироваться наличием другой, относящейся к следующему возрасту, но не дополнительными, необязательными деталями (пупок, пуговицы).

Пластичность рисунка (свидетельствует о высоком уровне умственного развития даже при отсутствии каких-либо деталей, обязательных для данного возраста) – это, в отличие от «изобразительного перечисления» требуемых деталей, изображение: части тела переходят одна в другую без четкой границы, имеется попытка передать реальную форму тела (может быть, и не очень удачная), ноги фигуры в брюках или без одежды сходятся наверху в одну точку.

Схематическое изображение – это рисунок, на котором человек как бы собран из отдельных деталей, границы между ними отчетливо видны (особенно между шеей и телом, между плечом и рукой – и шея, и руки как бы приклеены к телу). Такое изображение типично для детей до 7 лет, позднее оно квалифицируется как отражение общей или частичной инфантильности либо, напротив, интеллектуализма – раннего развития формального интеллекта при недоразвитии образной сферы.

В промежуточном между схематическим и пластическим изображением рисунке некоторые части тела переходят одна в другую без четкой границы, а другие как бы «приклеены»: например, руки органично вырастают из плеч, а ноги отделены от туловища четкой границей. Такой рисунок типичен для детей 7-9 лет, а начиная с 10 может рассматриваться как показатель замедленного развития изобразительной деятельности и, возможно, образного мышления.

Использование рисунка как проективной методики в целях отбора в коррекционные учреждения ограничено и затруднено его низкой дифференциально-диагностической разрешающей способностью, но применение его как вспомогательного исследовательского метода, безусловно, оправданно.

При обследовании детей с отклонениями в развитии к интерпретации их рисунков нужно относиться очень осторожно. Так, дети с нарушениями манипулятивных функций, зрительного восприятия, с пространственными нарушениями часто рисуют деформированные фигуры, «теряют» мелкие детали; изображение деталей лица часто диспропорционально. При выраженных нарушениях схемы тела (например, при ДЦП) детали фигуры могут быть разбросаны по всему листу, а при нарушении ориентировки в плоскости листа изображение может размещаться в одном из углов, чаще в правом нижнем. Эти особенности рисунка связаны с нарушением ВПФ вследствие органического поражения мозга или анализаторов, а не с личностными чертами, то есть проективная значимость такого рисунка отсутствует.

Специфичны рисунки детей с отставанием в развитии. Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, прибегают к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют инструкцию. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм и пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Дети затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки выражены меньше или больше.

Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Для них типичны нелогичность, нелепость изображения; неадекватное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропорций, сексуальная выраженность. Для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласование замысла рисунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка. При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудности переключения. Дети тратят на рисунок много времени, застревают на вырисовывании отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное, рисунки стереотипны.

Рисунок является одним из важнейших экспериментальных приемов определения уровня развития пространственных представлений, способности испытуемого фиксировать пространственную структуру знакомого предмета. Любая форма дизонтогенеза, как свидетельствует А.В. Семенович, в первую очередь характеризуется тем или иным типом дефицитарности пространственных представлений – базиса всей совокупности высших психических процессов (письма, счета, чтения, мышления и т.д.).

При исследовании пространственных представлений с помощью рисуночных проб и письма принципиальным условием является их выполнение поочередно обеими руками. Использование бимануальных проб по информативности приближается к тахитоскопическому эксперименту, а пренебрежение ими — к неправильной оценке возможностей испытуемого, подчеркивает Семенович. (Тахитоскоп – прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определенное время.)

Опыт показывает, что при рисовании и копировании маскирующую пространственный дефицит роль могут играть знания о предмете, а в детстве – его незнакомость. В связи с этим в исследовании процессы копирования проводятся на абстрактных фигурах, при этом по результатам деятельности анализируются стратегия восприятия и стратегия копирования.

Более информативной и сензитивной является методика копирования фигур Рея – Остеррица и Тейлора, применимая в работе с детьми уже с 6 лет. К 9-10 годам появляется полноценное выполнение теста.

Помимо диагностических целей рисунок может использоваться и для установления контакта, а также в качестве «безречевой» методики при трудностях речевого общения. Еще раз подчеркнем, что при использовании метода рисунков с диагностическими целями очень важны такие показатели, как уровень сформированности изобразительной деятельности и состояние зрительного восприятия, пространственных представлений, моторных функций.

Основными теоретическими проблемами дальнейшего использования рисунка как проективного метода являются изучение своеобразия отклонений на уровне бессознательного в условиях отклоняющегося развития и исследования изменений психологического механизма проекции при разных формах дизонтогенеза.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть очень различным. Оно бывает:

· Непосредственным и опосредованным,

· Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,

· Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

· Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

· По систематичности различают:

o Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

o Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопси-хологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщенной картины по-ведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Виды экспериментов

В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различают пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью.

Многие исследователи в процессе обсуждения и дискуссии практикуют мысленные эксперименты. Они, очевидно, гораздо более дешевы и оперативны, хотя и не всегда убедительны и надежны.

По способу проведения различают эксперименты:

Это самый распространенный и уважаемый в научной психологии эксперимент. В нем максимально строго можно управлять зависимыми и независимыми переменными.

· Естественный (полевой) эксперимент.

Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора — нет.

· Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент.

Эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именно эта методика к результату и привела.

В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование) и собственно эксперимент.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также:  Референсные значения анализов для детей

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник

— соответствие содержания работы теме занятия;

— уровень развития технических умений и навыков;

— передача цвета, формы, пространственного расположения предмета и их соответствие сенсорным эталонам; — качество выполнения работы (аккуратность, умение использовать изобразительные материалы по назначению)

Оценка продукта детской деятельности (аппликация).

— умение работать в соответствии с полученными указаниями,

— соответствие работы предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;

— есть ли сходство между аппликационным изображением и действительным предметом (натурой, образцом);

— правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);

— передана ли разница в размерах частей предмета;

— качество технических навыков и умений (правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета, навык владения ножницами, клеем, салфеткой);

— тщательность или небрежность работы.

Оценка продукта детской деятельности (лепка).

— умение работать в соответствии с полученными указаниями,

— соответствие работы предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;

— есть ли сходство между фигуркой и действительным предметом (натурой, образцом);

— правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);

— передана ли разница в размерах частей предмета;

— качество технических навыков и умений (наличие навыка раскатывания и скатывания пластилина, использование доски для пластилина, прочно ли скреплены части, нет ли деформированных элементов);

— тщательность или небрежность работы.

Вопросы для наблюдения и анализа самостоятельной изобразительной деятельности детей.

1. Форма организации деятельности (индивидуальная, групповая).

3. Место организации деятельности.

4. Количество занимающихся детей. Как часто в течение дня дети занимаются изодеятельностью.

5. По чьей инициативе возникла деятельность? Увлечённость детей. Переключение детей на другие виды деятельности.

6. Содержание, тематика и разнообразие детских работ.

7. Источники возникновения тем, замыслов (впечатления окружающей жизни, из личного опыта детей, от восприятия произведений искусства).

8. Характер руководства со стороны воспитателя.

9. Качество детских работ (выразительность, оригинальность, законченность изображения, аккуратность)

10. Проявление интереса к результату работы

11. Отношение воспитателя к результату деятельности.

Примерные вопросы ребёнку по его рисунку

1. Нравится ли тебе твой рисунок? Что тебе нравится в нём?

2. Удалось ли тебе нарисовать всё, что ты хотел?

3. Что не получилось? Почему? Как можно исправить?

4. Чему тебе ещё нужно научиться?

Определите из разговора уровень самооценки и притязаний ребёнка, отношение к деятельности. Отметьте, адекватна ли самооценка ребёнка, отмечает он только достоинства или видит недостатки работы, аргументирует ли своё мнение, детальна ли оценка ребёнка или носит общий характер. Сделать педагогические выводы.

Анализ продукта деятельности

№П/П Содержание работы Оценка
1. Содержание изображения (полнота изображения образа)
2. Передача формы: — форма передана точно; — есть незначительные искажения; — искажения значительные, форма не удалась
3. Строение предмета: — части расположены, верно; — есть незначительные искажения; — части предмета расположены неверно
4. Передача пропорции предмета в изображении: — пропорции предмета соблюдаются; — есть незначительные искажения; — пропорции предмета переданы неверно
5. Композиция(для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей): а) расположение изображений на листе: — по всему листу; — на полосе листа; не продумано, — носит случайный характер; б) отношение по величине разных изображений, составляющих картину: — соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; — есть незначительные искажения; — пропорциональность разных предметов передана неверно
6. Цвет(в этом критерии так же выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом): а) цветовое решение изображения: — передан реальный цвет предметов; — цветовая гамма определенного вида; — есть отступления от реальной окраски цветовой гаммы; — цвет предметов передан неверно; б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: — многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого; — преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно; — безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами)

По всем критериям оценка дается по трехбалльной системе:

Высокий уровень – 12-15 баллов.

Средний уровень – 6-11 балла.

Низкий уровень – 0-5 баллов.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1249 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Юлия Волошина
Анализ продуктов детского творчества

Анализ продуктов детского творчества — диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.

Предметом анализа выступают продукты; изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки, конструирования (постройки, мозаика, лепки (объемные фигуры и композиции, вербальной деятельности (стихи, страшилки, рассказы, считалки, музыкальной деятельности (песни, мелодии, гармонические и ритмические схемы) и игровой деятельности (сюжеты, роли). Оцениваются как уровень выполнения в соответствии с возрастными или программными требованиями, так и отличительные особенности работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и пр.). Центральную позицию в анализе продуктов детского творчества занимают детские рисунки ]. Следует отметить, что анализу подвергаются работы, произведенные в свободной деятельности ребенка (самостоятельно).

Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношение к окружающей среде, особенности восприятия и другие стороны психики получаем в результате анализа продуктов деятельности. Использование его основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Предметом анализа являются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции, музыкальной (выполнение и творчество в песни, танцы, игре на музыкальных инструментах, рассказы, сказки, предания литературных произведений. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя.

Деятельность ребенка по прямым указаниям взрослых помогает выявить уровень понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и др. Результаты самостоятельной деятельности, особенно созданные по замыслу рисунки, является значимым материалом для выводов о различных сторонах его психического развития. В результате деятельности выражаются особенности восприятия, представлений детей о предметах, которые они изображают. Детские рисунки дают основания для размышлений об уровне умственного развития их авторов. При изучении рисунков обращают внимание на сюжет, содержание, манеру изображения, процесс рисования (время, затраченное на выполнение рисунка, степень увлеченности) и т. д.

Анализ продуктов деятельности ребенка — метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т. д.).

Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому.

Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках — желтой, оранжевой, красной, голубой, зеленой. По содержанию «хорошее» в изображении детей — орнаменты, явления природы, приятные животные и т. д.

Неприятное всегда рисуется темными красками. Таковы отрицательные персонажи сказок, клеветники социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы).

Анализ результатов деятельности открывает исследователю стороны психики ребенка, недоступны для изучения с помощью других методов. Однако он не позволяет в полной мере проследить процесс создания ребенком конкретного продукта. Этот метод используется как вспомогательный, поскольку, опираясь только на его данные, исследователь может допустить грубых ошибок. Поэтому в основном его используют как составную других методов, например эксперимента, наблюдения, ибо для психолога имеет значение не только продукт деятельности, но и процесс его создания.

Рисование – один из самых распространенных видов творчества в детстве. Отчасти это обусловлено его доступностью, отчасти – психическими особенностями развития ребенка. Рисование в дошкольном возрасте служит и вполне утилитарным целям – развивается рука у ребенка, он учится производить тонкие дифференцированные движения кистью. А развитость рук напрямую влияет и на развитие познавательных способностей, развитие мозга в целом. Рисование представляет собой как репродуктивную, так и комбинаторную, творческую деятельность. Копирование образцов, начиная с определенного возраста – столь же полезный для развития ребенка процесс, как и фантазирование, рисование объектов в необычных сочетаниях, фантастических объектов. Изобразительное творчество детей, как отмечал Л. С Выготский, является превалирующим в дошкольном и младшем школьном возрасте. Оно проходит в своем развитии несколько типических стадий (если не брать в расчет одаренных детей, «вундеркиндов», у которых сроки развития определенных способностей бывают смещены). В России эти проблемы разрабатывал ещё в начале 20 века В. М Бехтерев. Итак, вот эти стадии: Первая стадия – стадия первичных черточек, «каракулей». Ребенка интересует сам процесс, иногда даже больше моторно и тактильно, нежели в «творческом плане», в плане изображения мира. Ребенок любит разглядывать готовые картинки, а сам рисует «абстрактные каракули», до тех пор пока не попробует скопировать (при помощи взрослого или нет) что-либо из готовых образцов. Вторая стадия – стадия схематических рисунков, когда в нарисованные предметы и явления ребенок вкладывает больше смысла, чем изображено на рисунке. Ему приходится использовать «подпорки» в виде слов, объяснения, чтобы другие могли понять, что он изобразил. Третья стадия — индивидуализированные рисунки, собственно осмысленное творчество, содержащее «план содержания» и «план выражения», идею и форму. Ребенок изображает что-то лично его тронувшее. В этот период появляются зачатки мастерства, ну и соответственно вновь возрождается репродуктивная сторона рисунка – взрослые предлагают образцы, которые ребенок может взять в качестве примера для подражания. Признаки детского изобразительного творчества: 1. Спонтанный характер. Рисование в детстве аналогично иным видам деятельности ребенка-оно стихийно. 2. Необусловленность результатом. Рисуя, ребенок не преследует какой-либо четкой цели, порой, начиная рисовать, ребенок не знает, что будет на листе бумаги в итоге – его увлекает сам процесс. И тем более ребенок раннего возраста не ждет изначально каких-либо оценок и признания своего творчества. Оценочную систему прививают ребенку взрослые с течением времени. 3. Зависимость от возраста ребенка 4. Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность – контур первичен, объекты четко отелены друг от друга. В дошкольном возрасте ребенок рисует этакие предметы –понятия, обобщенные, например дом — значит с треугольной крышей, окошком и т. д., но иногда какая-то яркая деталь западает ребенку в душу, и её он приписывает не менее тщательно, чем мамину улыбку или свою одежду. Через изобразительное творчество происходит также и освоение ребенком логических операций – анализа, синтеза и т. д. Это только на первый взгляд кажется, что детские рисунки, особенно младших дошкольников, хаотичны, стихийны. Нет, они обладают внутренней логикой, просто в силу непонимания ребенком физических и иных законов бытия логически связи в его рисунках приобретают причудливую форму. Это можно наблюдать практически – часто бывает, что ребенок искренне удивляется, почему взрослый не понимает, что изображено на рисунке – для него-то более чем ясно. Активные занятия рисованием также практикуются в рамках арт-терапии, популярном психотерапевтическом методе. Он применяется при лечении многих кризисных состояний психики и психосоматических расстройствах. Изобразительное творчество детей имеет и прикладное значение для науки. Анализ детских рисунков — широко распространенный метод в психологии, зачастую на основе рисунков делается вывод о психологическом состоянии ребенка на данный момент, каких-либо его проблемах

Анализ продуктов детского творчества — диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.

Предметом анализа выступают продукты; изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки, конструирования (постройки, мозаика, лепки (объемные фигуры и композиции, вербальной деятельности (стихи, страшилки, рассказы, считалки, музыкальной деятельности (песни, мелодии, гармонические и ритмические схемы) и игровой деятельности (сюжеты, роли). Оцениваются как уровень выполнения в соответствии с возрастными или программными требованиями, так и отличительные особенности работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и пр.). Центральную позицию в анализе продуктов детского творчества занимают детские рисунки ]. Следует отметить, что анализу подвергаются работы, произведенные в свободной деятельности ребенка (самостоятельно).

Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношение к окружающей среде, особенности восприятия и другие стороны психики получаем в результате анализа продуктов деятельности. Использование его основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Предметом анализа являются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции, музыкальной (выполнение и творчество в песни, танцы, игре на музыкальных инструментах, рассказы, сказки, предания литературных произведений. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя.

Читайте также:  Референтные значения анализов у детей

Деятельность ребенка по прямым указаниям взрослых помогает выявить уровень понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и др. Результаты самостоятельной деятельности, особенно созданные по замыслу рисунки, является значимым материалом для выводов о различных сторонах его психического развития. В результате деятельности выражаются особенности восприятия, представлений детей о предметах, которые они изображают. Детские рисунки дают основания для размышлений об уровне умственного развития их авторов. При изучении рисунков обращают внимание на сюжет, содержание, манеру изображения, процесс рисования (время, затраченное на выполнение рисунка, степень увлеченности) и т. д.

Анализ продуктов деятельности ребенка — метод получения информации о внутреннем мире ребенка, его психологическое состояние на основе исследования результатов ее деятельности и творчества (рисунков, сочинений, аппликаций и т. д.).

Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому.

Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках — желтой, оранжевой, красной, голубой, зеленой. По содержанию «хорошее» в изображении детей — орнаменты, явления природы, приятные животные и т. д.

Неприятное всегда рисуется темными красками. Таковы отрицательные персонажи сказок, клеветники социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы).

Анализ результатов деятельности открывает исследователю стороны психики ребенка, недоступны для изучения с помощью других методов. Однако он не позволяет в полной мере проследить процесс создания ребенком конкретного продукта. Этот метод используется как вспомогательный, поскольку, опираясь только на его данные, исследователь может допустить грубых ошибок. Поэтому в основном его используют как составную других методов, например эксперимента, наблюдения, ибо для психолога имеет значение не только продукт деятельности, но и процесс его создания.

Рисование – один из самых распространенных видов творчества в детстве. Отчасти это обусловлено его доступностью, отчасти – психическими особенностями развития ребенка. Рисование в дошкольном возрасте служит и вполне утилитарным целям – развивается рука у ребенка, он учится производить тонкие дифференцированные движения кистью. А развитость рук напрямую влияет и на развитие познавательных способностей, развитие мозга в целом. Рисование представляет собой как репродуктивную, так и комбинаторную, творческую деятельность. Копирование образцов, начиная с определенного возраста – столь же полезный для развития ребенка процесс, как и фантазирование, рисование объектов в необычных сочетаниях, фантастических объектов. Изобразительное творчество детей, как отмечал Л. С Выготский, является превалирующим в дошкольном и младшем школьном возрасте. Оно проходит в своем развитии несколько типических стадий (если не брать в расчет одаренных детей, «вундеркиндов», у которых сроки развития определенных способностей бывают смещены). В России эти проблемы разрабатывал ещё в начале 20 века В. М Бехтерев. Итак, вот эти стадии: Первая стадия – стадия первичных черточек, «каракулей». Ребенка интересует сам процесс, иногда даже больше моторно и тактильно, нежели в «творческом плане», в плане изображения мира. Ребенок любит разглядывать готовые картинки, а сам рисует «абстрактные каракули», до тех пор пока не попробует скопировать (при помощи взрослого или нет) что-либо из готовых образцов. Вторая стадия – стадия схематических рисунков, когда в нарисованные предметы и явления ребенок вкладывает больше смысла, чем изображено на рисунке. Ему приходится использовать «подпорки» в виде слов, объяснения, чтобы другие могли понять, что он изобразил. Третья стадия — индивидуализированные рисунки, собственно осмысленное творчество, содержащее «план содержания» и «план выражения», идею и форму. Ребенок изображает что-то лично его тронувшее. В этот период появляются зачатки мастерства, ну и соответственно вновь возрождается репродуктивная сторона рисунка – взрослые предлагают образцы, которые ребенок может взять в качестве примера для подражания. Признаки детского изобразительного творчества: 1. Спонтанный характер. Рисование в детстве аналогично иным видам деятельности ребенка-оно стихийно. 2. Необусловленность результатом. Рисуя, ребенок не преследует какой-либо четкой цели, порой, начиная рисовать, ребенок не знает, что будет на листе бумаги в итоге – его увлекает сам процесс. И тем более ребенок раннего возраста не ждет изначально каких-либо оценок и признания своего творчества. Оценочную систему прививают ребенку взрослые с течением времени. 3. Зависимость от возраста ребенка 4. Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность – контур первичен, объекты четко отелены друг от друга. В дошкольном возрасте ребенок рисует этакие предметы –понятия, обобщенные, например дом — значит с треугольной крышей, окошком и т. д., но иногда какая-то яркая деталь западает ребенку в душу, и её он приписывает не менее тщательно, чем мамину улыбку или свою одежду. Через изобразительное творчество происходит также и освоение ребенком логических операций – анализа, синтеза и т. д. Это только на первый взгляд кажется, что детские рисунки, особенно младших дошкольников, хаотичны, стихийны. Нет, они обладают внутренней логикой, просто в силу непонимания ребенком физических и иных законов бытия логически связи в его рисунках приобретают причудливую форму. Это можно наблюдать практически – часто бывает, что ребенок искренне удивляется, почему взрослый не понимает, что изображено на рисунке – для него-то более чем ясно. Активные занятия рисованием также практикуются в рамках арт-терапии, популярном психотерапевтическом методе. Он применяется при лечении многих кризисных состояний психики и психосоматических расстройствах. Изобразительное творчество детей имеет и прикладное значение для науки. Анализ детских рисунков — широко распространенный метод в психологии, зачастую на основе рисунков делается вывод о психологическом состоянии ребенка на данный момент, каких-либо его проблемах

Цель: является сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствование его развитию самостоятельности и творческой инициативы. Знания ребенок не получает, а приобретает, взращивает, познает. Творчество дает ребенку раскрыться, раскрепоститься, дает возможность в свободе выбора инструментов для познавательной деятельности.

Закономерности развития творческих способностей в период дошкольного детства

Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.

Источником творческой деятельности ребенка служит всё окружающее его жизненное пространство: предметы, явления, новый опыт, собственные ощущения. Как отмечает Б. М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. Так в сознании малыша создается новый интеллектуальный продукт, который, выстраиваясь в систему личного мировоспитания, образует новую «единицу» целостной картины мира.

Одной из важных категорий детского творчества является творческая активность – это своеобразное психическое состояние, выражающееся в готовности, открытости и высокой мотивации создавать новый продукт. Она рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных творческих способностей, в том числе и творческого потенциала

«Пластилинография». Фотоотчёт детского творчества Совсем скоро дети нашей ясельной (на начало прошлого учебного года) группы перейдут в следующую возрастную группу. И совсем не факт,.

Анализ конечных результатов деятельности детского сада Анализ конечных результатов деятельности Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад № 8» за 2016-2017.

Анализ выполнения мероприятий по профилактике ОРВИ, гриппа, детского травматизма в старшей группе В старшей группе мероприятия по профилактике травматизма у воспитанников проводились по следующим направлениям: 1. Устранение неблагоприятных.

Видеоотчет о фестивале детского творчества «Надежда» В рамках реализации Государственной программы города Москва «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») с целью выявления,.

Фотоотчет детского творчества «Зимующие птицы» Видео Тема прошедшей недели: «Зимующие птицы» Аппликация «Филин» Задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой — обрывная аппликация;.

Конкурс детского творчества «Летнее вдохновение» Название: Вальс цветов Куратор: Наталья Терскова Автор работы: Лиманская Альбина, Будогян Мария Возраст: средняя группа №3 «Бабочки» Описание.

Конкурс детского творчества «Осенние фантазии» В нашем детском саду традиционно проводятся конкурсы поделок детей и их родителей. Этот год не стал исключением. Многие готовились заранее:запасали.

Конкурс детского творчества «Космическое путешествие» МБДОУ №12, Предгорный муниципальный район, Ставропольский край 1. Название: Путешествие в космос Воспитатель: Дорошенко Наталья Дмитриевна.

Анализ деятельности детского сада за период летне-оздоровительной работы 2017 года В течение летнего периода 2017 года детский сад работал в соответствии с планом летней оздоровительной работы. План работы в летне-оздоровительный.

Восприятие детского творчества Дети, не зависимо от возраста и своих творческих способностей, любят рисовать. Это происходит начиная с очень раннего периода, как только.

источник

2.1. Наука, раскрывающая тайны характера………………………

3. Практическая часть исследования подчерка……………………

5. Список использованных источников………………………….11

Введение
Продукты человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики. Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, психологические черты личности. В деятельности человек проявляет осведомленность по определенным вопросам, свои умения и навыки, способности, внимательность и наблюдательность, определенные черты характера Итак, рассматривая продукты деятельности человека, можно определить различные психические качества и свойства личности, а так -же уровень их развития. К продуктам человеческой деятельности относятся: письма; автобиографии; дневники; фотографии; записи на кино — и видеопленке; творческие результаты в разных видах искусства; материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.)Немаловажную роль в изучении особенностей психики имеет –подчерк. По мнению многих психологов почерк зависит от типа нервной системы, что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору. Ведь для письма, как и для всякой другой работы, нужны определенные затраты энергии, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше. Одно и то же можно написать большими или маленькими буквами и при этом нажимать на бумагу с большей или меньшей силой. А зависеть это будет от «энергетического блока» мозга, с которым связаны аффекты и общая активность коры, что проявляется в темпераменте.

Анализ почерка приобретает всё большую популярность как в диагностике, так и в терапии. Графологический анализ применим при профотборе, в сферах клинической психологии, криминологии, образования. В странах Европы, Израиле и США мнение графолога о соискателе учитывается многими нанимателями. В Белоруссии же пока мало кадровых агентств, которые сотрудничают со специалистами по графологическому анализу. Это связано с низким уровнем доверия работодателей к результатам работы графолога. Для решения этой проблемы необходимо выстраивать графологический анализ на основе научного знания, полученного эмпирическим путём. Мы решили, что рассмотрение взаимосвязи почерка и типа личности как необходимого компонента для более организованных структур личности, например, интеллекта и характера, является наиболее актуальным.

Тема проекта: ализ продуктов деятельности.

Цель исследовательской работы: выяснить, можно ли по почерку определить характер человека.

Объект исследования: молодые люди

Предмет исследования: почерк

· Изучение литературы по теме.

· Обобщение результатов исследования.

Гипотеза: предполагается, что по почерку человека можно определить его характер.

1.Разновидности и описание видов. анализа продуктов деятельности

Суть этого метода состоит в том, что некоторые психические процессы и свойства личности изучаются опосредствованно, по материальным результатам (продуктам) деятельности человека. Вещи, созданные человеком, обязательно носят на себе отпечаток их творца. Объектами психологического анализа могут быть произведения писателя, картины художника, изобретения конструктора и пр. Особенно ценны черновые варианты, эскизы, чертежные наброски и другие незаконченные продукты творческой деятельности человека, по которым можно судить о самом процессе творчества. С этой же целью психологическому анализу подвергают дневники, письма, воспоминания изучаемых лиц. При изучении детей психолог анализирует продукты их детского творчества и учебной деятельности — рисунки, предметы лепки, аппликации, модели, письменные работы, чертежи. Даже беглое ознакомление с творческими и учебными работами учащихся дает некоторое представление об умениях и навыках этих детей, об их способностях и отношении к делу. Однако суждения, полученные на основе анализа продуктов деятельности человека, должны быть проверены другими методами исследования.

Читайте также:  Реклама для детей с анализом

Анализ продуктов деятельности — метод психологии, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Данный метод предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (таких, как шизофрения, маниакально-депрессивные психозы) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

Распространенным методом данной группы является анализ документов. По форме фиксации информации документы обычно делятся на:

а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста);

б) содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая);

в) иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т.д.);

г) фонетические (магнитофониые записи, лазерные диски, грампластинки).

В последние годы появилось большое число новых документальных источников для хранения письменной документации. Все более распространенным способом хранения и распространения является представление информации в машиночитаемой форме на магнитных носителях (лентах или гибких дисках) для ЭВМ.

По содержанию информации документальные источники делятся на:

а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, спецификации, стандарты (ГОСТы) и т.п.

б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).

Одним из вариантов данного метода является контент-анализ — метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте.

Контент-анализ – метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале.

Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ); 2) суждение или законченная мысль; 3) тема; 4) персонаж; 5) автор; 6) целостное сообщение. Контент-анализ может использоваться как основной, параллельный или вспомогательный метод.

Можно выделить применения контент-анализа в психологии. Выделим главные из них: — изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов; как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений;
— изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);
— изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их адресатов;
— изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;

— обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.);

— анализ высказываний при диагностике особенностей групповой комуникации.

Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники — книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы, ответы на открытые вопросы анкет и т. п.

При контент-анализе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. В данном случае формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но направлен он, прежде всего, на изучение той социально-психологической реальности, которая стоит за текстом.

Следует особо подчеркнуть, что внетекстовой реальностью являются не только события, факты, человеческие отношения, отраженные в тексте, но и принципы отбора материалов при подготовке текстов. Другими словами, для психолога может быть в равной степени важно и то, что вошло в содержание текста, и то, что оказалось вне его рамок.

Hеобходимо обратить внимание на словарный состав речи в тексте. Автор следует, как правило, доминирующему содержанию общественных и индивидуальных настроений, социальных установок.

Важное место в изучении психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности, поскольку ни в каком другом возрасте деятельность ребенка не бывает столь разнообразна. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы и сказки, пересказ известных литературных произведений. Этот метод часто входит как составная часть в другие методы, например в эксперимент. Так, изучается влияние мотивов на протекание изобразительной деятельности. В зависимости от характера мотива ребенок создает рисунки, которые затем оцениваются по разным показателям.

Анализ продуктов деятельности имеет достоинства. К ним относятся:

• возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;

• при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей, например о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления движений при рисовании линий и форм и пр.;

• возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

• сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

Праксиметрический метод — психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.

Праксиметрический метод известен также, как «анализ продуктов деятельности», «архивное исследование» («archival research») или «архивный метод». Последние два термина равнозначны и используются в англоязычной научной литературе, при этом их можно считать частными от праксиметрического метода.
Праксиметрический метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных. Праксиметрический метод часто используется в качестве одного из методов в более крупных исследовательских проектах.
Для психологии творчества данный метод считается одним из основных. В клинической же психологии он применяется при анализе текстов, рисунков и поделок, созданных больными. Примером образцового применения праксиметрического метода в нейропсихологии можно назвать исследование А. Р. Лурии, основанное на изучении и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенёсшего травму коры левого полушария головного мозга. Результаты этого исследования опубликованы в работе «Потерянный и возвращённый мир» (1971).

Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования информации об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными.

В современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования (библиотеки, всевозможные базы данных, интернет).

Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность.

Так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем.

Недостатки архивных исследований

В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью.

При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу.

При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.

Разновидности праксиметрического метода

^ Биграфический метод — метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Применяется в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.

Контент-анализ (content analysis) представляет собой метод систематического изучения материала, при котором качественная информация распределяется по заранее определённым категориям. Применяется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, а также в других социальных науках. Развитие метода связано с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и вычислительной техники.

Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе:

  • слово (термин, символ)
  • суждение или законченная мысль
  • тема
  • персонаж
  • автор
  • целостное сообщение

Самый простой способ обработки данных контент-анализа — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Но существуют и другие, более сложные, способы обработки.

Контент-анализу можно подвергнуть любой вид записей. Помимо вербальной, можно анализировать и невербальный материал (например, рисунки пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера).

^ Проективный метод считается промежуточным между психологическим тестированием и анализом продуктов деятельности. При использовании данного метода испытуемому предлагается выполнить определённое задание (например, нарисовать картину или составить рассказ по рисунку), а результаты этого задания затем анализируются и интерпретируются.

Примеры проективных методик изучения продуктов деятельности:

К праксиметрическим методам также относятся: хронометраж, циклография, профессиография

Основные понятия метода, его недостатки и достоинства приведены в таблице № 1

Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.

2. Наука, раскрывающая тайны характера.

Графология – это область знаний о почерке и методах его исследования для получения информации о психическом состоянии и особенностях личности пишущего, о темпераменте, характере, об отношении к содержанию написанного.

Графология, в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, возникла не более трех столетий назад. В то же время существует много упоминаний об этом предмете во многих древних документах. Так, в письме императора Нерона говорится: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него — предательская натура».

Первая книга, специально посвященная графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Примерно через двести лет к теме почерка вернулись во Франции.

С 19 века в различных странах возникли графологические общества. В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра.

Итак, графология — это анализ почерка. Он раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв.

О чертах характера по почерку начали судить уже давно. Истоки графологии восходят к античности. Ее начатки можно встретить в трудах Теофраста, Аристотеля, Диония Галикарнасского и др.

Одним из первых на связанность почерка с характером обратил внимание римский историк Светоний. В 1622 году была написана работа, которая положила начало развитию графологии. Автором этой самой книги под названием «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму», является К. Бальдо.

Первые попытки систематизировать характерные черты почерка были произведены в 1871 году и принадлежат они Ж.-И. Мишону. Он же и ввел такое понятие как «графология» (от греч. сл. «grapho» — пишу, «logos» – учение). Он полагал, что данная дисциплина должна широко применяться при экспертизе письме (в суде, например). По его инициативе в конце 19 века стали выпускаться специализированные журналы на эту тематику, а также организовываться графологические сообщества. Сам Мишон принимал участие в установлении авторства.

Биолог В. Прейер изучал вопросы патологии письма, психологии и физиологии. Он провел весьма интересный эксперимент над письмом под гипнозом. Тому, кто находился в роли испытуемого, внушалось, что он обладает такими чертами характера, как скрытность, скупость и т.п.. При этом он должен был писать под диктовку. Почерк становился другим, нежели чем тот, который был присущ человеку при обычных обстоятельствах.

Также проводилось еще немало исследований, благодаря которым открывались новые тайны графологии. К примеру, Р. Визер, исследуя почерки более 700 преступников, подтвердила, что по почерку можно выявить наличие в человеке преступных наклонностей. Такой вывод в свое время сделал Ч. Ломброзо.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8342 — | 7965 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник