Меню Рубрики

Анализ знаний детей в детском саду

Анна Южакова
Анализ образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников

Анализ образовательной деятельности

по познавательному развитию

дошкольников

Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка.

Познавательное развитие моих воспитанников направлено на:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основными формами взаимодействия, способствующие познавательному развитию дошкольников моей группы выступают:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Ежедневное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего возраста построено с учетом интеграции образовательных областей и подразделено на темы, которые охватывают определенный временной промежуток: «Мой дом», «Моя семья», «Детский сад», «Новый год», «Мамин праздник», «Весна» и др. Итогом этих тематических недель было мероприятие, зрительно воспринимаемый результат – выставка, развлечение или праздник.

Во взаимодействии с малышами я использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы деятельности. Развитие познавательных процессов происходит в форме увлекательной для малышей деятельности – игры.

Провожу с малышами дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?», Угадай предмет и принеси»); слуховой дифференциации (Кто кричит?», «Чего не стало?»). На развитие тактильных ощущений («Чудесный мешочек», Теплый — холодный»; мелкой моторики руки (шнуровки, игрушки с пуговицами, молниями, крючками).

Также в работе использую экспериментирование с водой. С помощью предметно — манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Знакомясь с темой «Песок», проводила различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятий мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. На организованной совместной деятельности «Галька» дети выяснили, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше. При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Такие игры – экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.

Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:

«Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».

Игры на развитие чувственного восприятия:

«Мир звуков», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».

Игры способствующие формированию основ экологического самосознания:

«Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,

удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.

Привлекаю детей к участию в проектной деятельности. Это эффективная технология обучения, которая формирует исследовательское мышление, стимулирует познавательную активность, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Дети учатся планировать и выполнять постепенно усложняющиеся задания.

В результате организации проектной, исследовательской деятельности малыши моей группы владеют умением формировать однородные группы предметов, различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик и пр.). Умеют называть свойства предметов (большой, маленький, мягкий, колючий и др.). В словаре детей появились обобщающие понятия: игрушки, посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты и пр. Знают название домашних и диких животных, птиц, насекомых.

Дети хорошо ориентируются в помещениях детского сада и на участке детского сада, называют свою фамилию, имена родных; выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «КВН ребяток-дошкольников» Образовательные области: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная. Интеграция видов деятельности: познавательная,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Мир часов» Педагог Самойлова Е. С. Образовательная область – Познавательная область. Тема: «Мир часов» Возраст детей – старшая группа 5-6 лет. Образовательные.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Зима» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие,.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей «Детям о войне и победе» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕХДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 42 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к бабушке» Цель: Формирование у детей первоночальных представлений о деревенском быте. Задачи: -расширять знания детей о предметах рукотворного мира.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомимся с яблоком и грушей» Цель: Дать представление о фруктах: яблоке, груше. Учить различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Звездное небо» Конспет образовательной деятельности по познавательному развитию «Звездное небо». Возраст воспитанников: дети старшего дошкольного возраста.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Игры водой и песком» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №23 Конспект образовательной деятельности по познавательному.

Серия конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Синие тени». Цель: Расширять знания детей о временах года. Задачи: Уточнить.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к Мишке» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

источник

  • прогнозировать результаты воспитательной работы;
  • корректировать образовательный процесс и оптимизировать работу с группой;
  • оценивать результативность учебно-воспитательной деятельности;
  • осознавать степень сформированности навыков и качеств, необходимых для перехода на новый возрастной уровень.
  • Первая — профессиональный инструмент педагога, оценка развития дошкольников, используемая для получения актуальной информации об эффективности педагогической работы воспитателя, так называемой «обратной связи» в ходе взаимодействия с детьми. Это механизм, используемый для исследования индивидуальных особенностей детей и перспектив их развития. Диагностические приемы применяются для получения актуальной информации о реальном уровне развития дошкольников и доступных методах коррекции педагогического процесса, разработке рекомендаций для родителей и педагогов по подготовке детей к школе.
  • Вторая — исследование личности, позволяющее получить информацию о его способностях, особенностях личностного развития, интересах и склонностях. Психологическую диагностику проводят исключительно компетентные психологи и педагоги-психологи в качестве дополнительной меры и при условии согласия на это родителей (законных представителей) детей. Результаты психологического мониторинга используются для квалифицированной коррекции поведения и решения задач психологического сопровождения дошкольников.
  • Дополнительным исследовательским инструментом выступает медицинская диагностика, предметом изучения которой является уровень физического развития и состояния здоровья детей. Проводят ее медицинские работники и педагоги.
  • внешние особенности поведения;
  • деятельностные умения воспитанника;
  • склонности, предпочтения и интересы;
  • специфика взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  • личностные особенности.
  1. Педработники используют не апробированные, педагогически неэффективные, не имеющие практической и научной ценности методики.
  2. Воспитатели испытывают сложности с выбором дидактического материала, используемого для формулировки заданий, с пониманием критериев оценки.
  3. К диагностическим процедурам привлекаются некомпетентные работники детского сада.
  4. Результаты диагностики не используются по назначению (для организации жизнедеятельности детей, коррекции учебно-воспитательного процесса), разглашаются третьим лицам или подводятся «для галочки».
  • понимание мотивов, движущих поступками ребенка;
  • оценку скрытых резервов и личностного потенциала;
  • прогнозирование поведения дошкольника;
  • познание индивидуальности воспитанника.
  • выявлении степени соответствия знаний, согласно возрастной группе и методике образования в конкретной группе ДОУ;
  • получении совокупной информации от всего педагогического состава, у которого обучается конкретный воспитанник;
  • выявлении возможных проблем в психологическом, физическом или социальном развитии малыша для своевременной разработки специальной образовательной программы;
  • определении необходимости корректировки обучения согласно потребностям конкретного ребенка;
  • выявлении знаний и уровня подготовки для перехода из дошкольного общеобразовательного учреждения в школу.
  • проводится в первой половине дня в условиях, соответствующим нормам СанПиНа;
  • осуществляется при участии одного взрослого в спокойной и комфортной для ребенка обстановке (недопустимо использовать для этого административные помещения, медкабинет);
  • не стоит принуждать ребенка выполнять задания, делать диагностические процедуры утомительными и длительными (в зависимости от возраста дошкольника они не должны занимать более 10-40 минут), подсказывать или торопить малыша.
Получение ответов от детей Воспитатели получают необходимую для диагностику информацию в качестве ответов на свои вопросы. Особое значение при этом имеет форма постановки вопроса и ситуация, в которой он был поставлен. При этом не нужно настаивать на определенной форме ответа: ребенок должен иметь свободу выбора формулировки. Чтобы получить ответ, нужно убедиться, что ребенок правильно понял вопрос, а если малыш затрудняется с ответом, не нужно торопить его, лучше предоставить возможность разобраться самостоятельно. Сохранение продуктов детской деятельности Демонстрацией прогресса индивидуального развития детей являются рисунки, написанные цифры и буквы, предметы ручного труда и прикладного искусства, созданные воспитанниками. Собирая их в портфолио, воспитатель может отследить не только динамику развития способностей ребенка, но также его интересы, увлечения, свободу самовыражения и уровень владения навыками.
  1. Объективности — отказ от субъективных оценочных суждений и предвзятого отношения, стремление к адекватности и объективности оценивания полученных данных.
  2. Комплексности — для оценки уровня индивидуального развития используются данные всех образовательных областей и аспектов развития, поскольку ни одна из сфер не может рассматриваться обособленно, не оказывая влияния на другие.
  3. Процессуальности — личность ребенка оценивают в динамике ее развития, что позволяет выявлять закономерности, социокультурные и половозрастные особенности индивидуально-личностного становления.
  4. Компетентности — педагог действует в рамках своей компетенции и знаний, принимая решения в тех сферах, в которых он имеет глубокие познания и опыт, следует принципам безопасности диагностируемого, взвешенности и рациональности использования сведений мониторинга.
  5. Законности — процедуры осуществляются в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», приказами заведующего, решениями педсовета и другими нормативно-правовыми актами
  6. Персонализации — отклонения от нормы не рассматриваются как негативные аспекты, а как индивидуальные проявления, согласно которым формируются индивидуальные пути развития воспитанников.
  7. Научности — диагностическая деятельность базируется на результатах научных исследованиях, что обеспечивает научную обоснованность выбранных методов, изучаемых показателей, форм и принципов обследования.
  8. Этичности — ввиду отсутствия единого этического кодекса диагностической работы, исследования проводятся при условии благополучия всех его участников, непредвзятого отношения к ним, соблюдения конфиденциальности, привлечения только компетентных специалистов с согласия родителей испытуемого.
  1. Проектирование — педагоги определяют целевые ориентиры оценки индивидуального развития детей. На этом этапе определяют, как и зачем будет проводиться диагностика, что будет ее целью, а исходя из этого — выбирают методы получения и анализа результатов.
  2. Практика — осуществление диагностических процедур, для чего обозначаются временные рамки проведения, назначаются ответственные, определяются способы фиксации и оценки результатов.
  3. Аналитика — полученные в ходе диагностики детей в ДОУ сведения анализируются, благодаря чему воспитатели выясняют, что повлияло на получение тех или иных результатов, на разницу уровня индивидуального развития дошкольников одной возрастной группы. Анализ позволяет установить причины того или иного проявления.
  4. Интерпретация данных — педагоги стремятся понять ребенка, используя количественные показатели, которые, как известно, можно трактовать по-разному, чтобы прогнозировать результаты его развития.
  5. Постановка целей — воспитатель определяет образовательные задачи для каждого дошкольника или группы детей, учитывая сильные и слабые стороны воспитанников, выявленные в ходе диагностики.
  • количественные — оцениваются по интервальной шкале и позволяют применять экспертные методы для анализа педагогических процессов, а потому к ним относят коэффициент усвоения и прочности усвоения учебного материала, объемы усвоенных знаний и подобные;
  • качественные — умение использовать знания на практике, уровень знания и понимания учебного материала, овладения интеллектуальными навыками и прочие.
  • профориентационная и диагностика готовности к школе;
  • исследование раннего развития, предрасположенности к заболеваниям;
  • диагностика совместимости, психологического состояния и другие.
Читайте также:  Признаки сахарного диабета у детей анализы
Критерий Психологическая диагностика Педагогическая диагностика
Цель проведения Психодиагностика используется для выявления проблем и их квалифицированной коррекции. Цель процедур заключается в отнесении уровня развития дошкольника к отклоняющемуся, нормальному или условно нормальному, получении количественных данных (баллы и уровни), а затем проведение качественного их анализа. Педагогическая диагностика направлена на развитие и адаптацию учебно-образовательного процесса потребностям и возможностям детей. Целью процедур является содержательная характеристика явления и качественный анализ данных
Место проведения Осуществляется преимущественно в кабинете психолога или педагога-психолога в непривычной для детей обстановке. Проводится воспитателем в привычной для воспитанников детского сада обстановке в ходе реализации образовательной деятельности или режимных моментов (в помещении группы, во время прогулки или занятий).
Характер проведения Имеет однократный характер, ограничивается несколькими часами и несколькими выбранными для использования методиками (тестами). Длительный по времени процесс, результаты которого складываются из небольших частных оценок и наблюдений.
Фиксация данных Данные психологической диагностики ребенка в ДОУ фиксируются в специальных протоколах по установленной форме. Педагог самостоятельно определяет форму регистрации результатов диагностических процедур, используя для этого карты развития, специальные таблицы или дневники.
  1. Скрининговое тестирование — исследуется группа детей одного возраста, анализируются адаптивные и творческие способности.
  2. Целевое (углубленное) тестирование — применяется к детям, имеющим особенности или отклонения в развитии, интеллектуальные или творческие способности и проводится в группах, сформированных по возрастному принципу или общности отклонений/особенностей.
  3. Динамическое — необходима для определения адаптационных ресурсов и восприимчивости ребенка к обучению.
  4. Итоговое (включает наблюдательный, экспериментальный и тестовый этап) — с его помощью психолог делает заключительные выводы о психологическом состоянии и уровне развития ребенка.

Узнать больше о нормативно-правовом регулировании образовательной деятельности ДОО, разработке основной образовательной программы дошкольного образования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО»

источник

Анализ диагностики уровня сформированности знаний, умений и навыков у детей средней группы на конец 2016–2017 учебного года

Настя Хабибулина
Анализ диагностики уровня сформированности знаний, умений и навыков у детей средней группы на конец 2016–2017 учебного года

Анализ диагностики уровня сформированности знаний, умений и навыков у детей средней группы «Балапан» на конец 2016-2017 учебного года.

Воспитатели: Хабибулина Анастасия Владимировна

Цель: С целью определения уровня сформированности знаний, умений и навыков детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2016 – 2017 учебном году проводился мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы.

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества воспитанников.

Предметом мониторингового исследования являются знания, умения и навыки детей.

Субъект мониторинга – дети группы «Балапан».

Анализ строился на основе наблюдений во время занятий, индивидуальной работы, по результатам выполнения д/игр, упражнений; оценивание детских работ по продуктивным видам деятельности. Целевыми ориентирами диагностики являются показатели компетентностного развития ребёнка по четырем образовательным областям.

Образовательная область «Здоровье»

Уровни компетентности Воспроизводит Понимает Применяет

Начало учебного года 29% 39% 32%

Образовательная область «Здоровье»

Уровни компетентности Воспроизводит Понимает Применяет

Конец учебного года 7% 44% 49%

Образовательная область «Коммуникация»

Уровни компетентности Воспроизводит Понимает Применяет

Начало учебного года 50% 25% 25%

Образовательная область «Коммуникация»

Уровни компетентности Воспроизводит Понимает Применяет

Конец учебного года 34% 21% 45%

Образовательная область «Познание»

Уровни компетентности Воспроизводит Понимает Применяет

Начало учебного года 44% 28% 28%

Образовательная область «Познание»

Уровни компетентности Воспроизводит Понимает Применяет

Конец учебного года 21% 33% 46%

Образовательная область «Творчество»

Уровни компетентности Воспроизводит Понимает Применяет

Начало учебного года 39% 32% 29%

Образовательная область «Творчество»

Уровни компетентности Воспроизводит Понимает Применяет

Конец учебного года 26% 30% 44%

Образовательная область «Социум»

Уровни компетентности Воспроизводит Понимает Применяет

Начало учебного года 38% 32% 30%

Образовательная область «Социум»

Уровни компетентности Воспроизводит Понимает Применяет

Конец учебного года 26% 34% 40%

Анализ результатов диагностики в конце учебного года после коррекционной работы показывает стабильную динамику развития детей по всем видам деятельности. Для достижения высоких результатов в ходе воспитательно-образовательного процесса использовались проблемные практические и познавательные ситуации, в которых дети самостоятельно применяли освоенные приёмы, способствующие освоению системы разнообразных исследовательских действий, приёмов простого анализа, сравнения, умения наблюдать.

Для развития детской самостоятельности применялись приёмы индивидуального подхода, позволяющие обращать внимание на реальный уровень умений, которые значительно различаются у разных детей.

Основной формой организации деятельности детей является игра, поэтому отдавались предпочтения игровому построению всего образа их жизни.

Также создавалась возможность для вариативной игровой деятельности детей через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования.

Активно использовалась игровая мотивация. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходили либо в форме игры, либо были составлены из игровых приёмов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольного возраста предпочтение отдавалось наглядным, игровым и практическим методам.

У детей данного возраста идёт активное созревание и развитие эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми. Поэтому поддерживая их, специально создавались ситуации, в которых дети приобретали опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Этот ситуации взаимной поддержки и помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам.

При взаимодействии с дошкольниками использовалось несколько педагогических позиций:

партнёрства и сотрудничества;

обращения за помощью к детям.

Такое взаимодействие помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными. В основном показатели реализации образовательной программы дошкольного образования находятся в пределах высокого и среднего уровня. Образовательная деятельность группы реализуется на достаточном уровне.

Однако необходимо наметить план на дальнейшую перспективу и развитие каждого ребенка:

1. Продолжать вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по всем образовательным областям.

2. В течении следующего года продолжать развивать речевые и коммуникативные умения детей в непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.

3. Совместно с родителями, психологом, логопедом, музыкальным руководителем устранять пробелы в образовательной деятельности детей.

Циклограмма на 1 полугодие 2016–2017 учебного года Циклограмма Мероприятий На Август, Сентябрь месяц 2016 – 2017 уч. года (период адаптации) 19.08. – 09.00 – «Осторожно, Пожар!» Проведение.

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за первое полугодие 2016–2017 учебного года Система достижения детьми планирования результатов освоения программы. Цель педагогической диагностики: Адаптировать содержание основной.

Анализ работы подготовительной группы за I полугодие 2016–2017 учебный год 1. Информационная справка. Подготовительная группа находиться на 2 этаже здания ДОУ. Группу посещает 23 человека, из них: 10- девочки, 13.

Анализ Рппс младшей группы на 2016–2017 учебный год ОО «Речевое развитие» Название центров (уголков развития): Центр развития речи, книжный уголок, центр театрализованной деятельности (уголок.

Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП «Повторение программного материала» (конец учебного года) Цель:выявление знаний по ФЭМП у детей шестого года жизни. Задачи интегрируемых областей: 1. умение считать в пределах десяти,знание чисел.

Обобщение опыта работы за первое полугодие 2016–2017 учебного года. Танцевальный кружок «Непоседы» Кружковая работа осуществлялась на основе разработанной программы. Целью моей работы на первое полугодие является первостепенное воспитание.

Перспективное тематическое планирование по формированию навыков осязания на 2016–2017 учебный год (3–4 года) Перспективное тематическое планирование на 2016-2017 учебный год в специализированной группе среднего дошкольного возраста «Радуга» (от.

План работы старшего воспитателя на декабрь месяц 2016–2017 учебного года разделы Наименование работы Сроки проведения Работа с кадрами — Проведение инструктажа «Охрана жизни и здоровья детей в зимний период» -Инструктаж.

План работы старшего воспитателя на ноябрь месяц 2016–2017 учебного года разделы Наименование работы Сроки проведения Работа с кадрами -Проверка знаний СанПиНа младшего обслуживающего персонала -Аттестация педагогов.

Экспериментальное изучение уровня развития умений и навыков творческого рассказывания у детей 5–6 лет Основной целью нашего исследования являлось выявление уровня развития творческих умений и навыков рассказывания у детей 5–6 лет. В ходе.

источник

Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала:
В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:

Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
• педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
• педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: трое детей имеют высокий уровень по направлениям:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Средний уровень по определённым Образовательным областям и направлениям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Низкий уровень: по всем образовательным областям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Низкий уровень по определённым образовательным областям и направлениям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал частично три ребёнка.
По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким практически равны:
средний уровень – 22 ребёнка
низкий уровень – 23 ребёнка
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» — у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.

Читайте также:  Принципы анализа речевых нарушений у детей

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 1

Рекомендации:
1. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 1, направление работы – «Речевое развитие»
. И.Ф. детей

2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
. И.Ф. детей

По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Высокий уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Средний уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Низкий уровень:
. И.Ф. детей, направления.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
. И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Мониторинг проводили: … Ф.И.О. воспитателей

Таблица. Приложение 1

источник

Как отражается на детях, посещающих детские сады, введение ФГОС? Этот вопрос заставляет волноваться каждого родителя. Раньше приоритетом воспитательного процесса в дошкольных учреждениях была подготовка школе. Те, кто ознакомился с программой ФГОС, заметили, что теперь от выпускника детского сада не требуют умения читать и писать. Сейчас он должен выйти из стен ДОУ гармонично развитой личностью, готовой вписаться в школьную систему и устоять перед жизненными неурядицами. Упор делается на воспитание современных детей, которые растут в век глобальной информационной атаки.

Соответственно, и занятия в группах должны соответствовать нововведениям. Поэтому нужен постоянный контроль работы коллектива. Для этого проводится анализ занятия в ДОУ по ФГОС старшим воспитателем, методистом или самоанализ непосредственного педагога. Оцениваются как рабочие моменты, так и итоговые результаты. Главное для проверяющего — определиться, с какой целью он проводит исследование. Это может быть изучение методов работы, уровень знаний специалиста, способы педагогического воздействия. В каждом конкретном случае предмет анализа будет разным.

Родители должны знать, что занятия в детских садах несут определенную смысловую нагрузку. Они преследуют две цели: развивающую и обучающую. Определить направление деятельности помогает анализ занятия в ДОУ по ФГОС. В таблице поэтапно расписано занятие с воспитанниками дошкольного учреждения. Ее заполнение помогает педагогу учесть все эти моменты при подготовке к занятиям.

Развивающие занятия могут проводиться только после обучающих тренировок. Они являются показателем накопленного ребенком опыта, приобретенных знаний. Если нужные умения дошкольником не получены, он не готов к принятию самостоятельных решений на их основе.

Методист или педагог должен ответить на несколько основных вопросов, чтобы правильно провести анализ занятия в ДОУ по ФГОС. Образец опросника может не подойти для некоторых специализированных детских садов, но для большинства дошкольных учреждений он пригодится. Вот некоторые из них:

  1. Готовы ли дети к предстоящему занятию, понимают ли, для чего оно проводится?
  2. В какой форме проходит урок? Воспринимается ли материал, доступен ли он?
  3. Не преувеличен ли объем информации?
  4. Какие органы чувств ребенка задействованы?
  5. Осмыслены ли действия, которые совершают воспитанники?
  6. Какой психологический климат в детском коллективе?
  7. Заинтересованы ли дошкольники в том, что они делают?
  8. Каково качество подготовленного материала?
  9. Способствовало ли занятие творческой активности детей?

Эти вопросы помогут на начальном этапе и будут полезны, если проводится, например, анализ занятия в ДОУ по ФГОС по математике.

Действовать в соответствии с определенным перечнем — вот что должен делать тот, кто проводит анализ занятия в ДОУ по ФГОС. Образец, представленный опытными коллегами, поможет в этом. Какие же пункты необходимо в него включить?

4. Ф.И.О. того, кто проводит занятие.

5. Возраст детей и наименование группы.

6.Поставленные задачи и методы их решения.

7. Обоснование выбранного материала и способа проведения занятия с точки зрения психологических особенностей воспитанников.

8. Описание обучающего процесса с точки зрения детей. Контроль воздействия проводимой тренировки в соответствии с индивидуальными особенностями.

9. Оценка действий воспитателя. Обоснование как положительных, так и отрицательных моментов. Изучение мнения детей.

10. Подведение итогов. Анализ личности педагога, черт его характера, способствующих или мешающих процессу обучения.

По такому плану можно контролировать любой тренинг в детском саду и выполнить, например, анализ занятия в ДОУ по ФГОС по ИЗО.

Если в детском саду обучают изобразительному искусству, значит надо анализировать проведение этого предмета. Для начала проводят параллель между возрастом детей, их способностями к рисованию и предложенной обучающей программой. Оценивают нагрузку, учебную и эмоциональную; качество выбранного материала, наглядных пособий. То, как воспитатель умеет преподать знания и вовлечь воспитанников в учебный процесс. Важно, чтобы объяснения педагога были доступными и правильными.

Аналитик должен представлять разницу между преподаванием в младших и старших группах, когда проводит анализ занятия в ДОУ по ФГОС. Образец, если его предоставляют, должен соответствовать возрасту воспитанников. Длительность и разбивка занятия на этапы имеет значение для правильной организации процесса в дошкольном коллективе, такое же, как сравнение детских работ между собой.

На уроках рисования важно оценить такие критерии выполненных заданий, как правильность формы, соразмерность отдельных частей, соответствие заданию, оформление, использование бумажного пространства, расположение рисунка на плоскости. Надо отметить и самостоятельность ребенка, его навыки, развитие моторики.

Образец урока рисования в полной мере отражает процесс контроля педагогической работы. Но воспитатель может оценивать свою деятельность самостоятельно. В этом случае надо действовать в соответствии с тем же планом. Например, как проводится самоанализ занятия по определению времени.

Сначала педагог формулирует общую тему урока. Затем ставит цели, которых необходимо достигнуть в процессе работы. Они могут быть конкретными: научиться узнавать время по часам, иметь представление о приборах, измеряющих время. И развивающими: активизировать память и внимание, развить логическое мышление, определить причину и следствие.

Затем поставить перед собой задачи. Скорее всего, они будут воспитательными.

  • Осмыслить применение технологий: информационных, игровых, личностных, коммуникационных.
  • Отследить взаимосвязь всех производимых действий.
  • Описать порядок работы и инструменты для ее осуществления.
  • Проанализировать действия детей, их реакцию, восприятие занятия и педагога.
  • Отметить, способствовала ли обстановка в группе сохранению здоровья воспитанников.

Анализ занятий проводится для того, чтобы дошкольники развивались в условиях предусмотренных Госстандартом. Дети, окончив детский сад, должны быть, по мнению составителей ФГОС, культурными, инициативными, с развитыми коммуникативными навыками, способными к совместной деятельности.

Отношение к миру должно быть положительным. Главные умения — способность к переговорам, радость за чужие успехи, понимание чувств других людей, неконфликтность. Развитое воображение должно помочь ребенку в будущей деятельности и социальной жизни. Речь должна стать инструментом выражения собственной мысли и желания. Дошкольник должен иметь определенные знания и навыки, способствующие адаптации в новом коллективе.

Чтение и письмо перестали быть главными приоритетами дошкольного образования. Главное — формирование стрессоустойчивой личности, которая легко справится с трудностями взрослой жизни. Но подготовка в детском саду должна помочь успешно осваивать школьную программу. Дети разные, и подход к их обучению должен быть соответствующий. Но на первый план выходит развитие психологической, физической, коммуникативной деятельности ребенка.

Поэтому дошкольник в будущем с удовольствие пойдет в школу, так как будет к ней готов физически и морально. Дети в современном мире получают больше информации, чем предыдущие поколения. Поэтому и занятия с ними должны выйти на новый уровень. Уже в младшем дошкольном возрасте малыш осваивает сложные гаджеты. И процесс обучения в ДОУ должен поднимать его знания на новый уровень, а не тормозить процесс развития.

источник

Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.

Детские рисунки, поделки обязательно оцениваются с точки зрения ре­шения изобразительных задач — должны быть отмечены их выра­зительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.

Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоцио­нальной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразитель­ности в работе.

Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.

Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошко­льник может это сделать. Например, педагог предлагает закрыть сделанную открытку, сложив ее странички, и посмотреть, совпа­дают ли стороны. Дети сами увидят результат, если педагог дал им бумагу с одной цветной стороной. «Беленькую видно», — гово­рят они, если стороны не совпадают.

Воспитатель имеет возможность еще раз установить связь меж­ду способом действия и получаемым результатом. Если таким образом анализировать результаты, то дети рано начинают само­стоятельно использовать контролирующие и корректирующие действия для совершенствования своей работы.

В старшем возрасте воспитатель нацеливает детей на анализ примененных способов действий и задает вопросы: «Все ли сто­роны кубика плотно прилегают к столу? Почему?» Дети ставят кубик (каждый свой) сначала на полую сторону. Если разрезы сделаны точно по линии и до точки пересечения линий, то все четыре стороны касаются стола. Затем дети ставят кубик на закрытые стороны. Если стороны (сгибы) проглажены четко, То углы и стороны плотно прилегают к столу. Проделывая такие контролирующие действия, дети обнаруживают недочеты где возможно, исправляют.

Каждый ребенок может т.о. установить, какие ошибки он допустил, и сделать вывод к последующей работе, а именно: перед ребенком раскрываются пути дальней­шего совершенствования своей деятельности, формируются само­оценка и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста.

Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и иг­ровых.

Втех случаях, когда у детей имеются представления об изо­бражаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошко­льники владеют соответствующими умениями, словесные методы на занятии занимают большее место. Например, педагоги чаще использует вопросы, пояснения с целью формирования изобрази­тельного представления.

15. Перечислите требования, предъявляемые к оценке результатов деятельности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Раскройте необходимость просмотра и анализа детских работ. Охарактеризуйте методику анализа результатов деятельности детей на занятии в разных возрастных группах.

Решите педагогическую задачу:

На педагогической практике учащимся довелось увидеть несколько вариантов одного и того же занятия по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

В одном случае результаты детских работ оценивались так: воспитатель вывесил все работы на общий стенд, и дети сравнивали, у кого работа лучше.

В другой группе работы детей также были вывешены на общее обозрение, а педагог оценивал результат каждого ребенка примерно так: «Ты сегодня, Алеша, очень постарался, уже лучше вырезал разные формы и красиво расположил на листе». А Свете воспитатель сказала: «Что-то я сегодня не заметила такой же старательности, как в прошлый раз, когда ты выполняла наклеивание форм на лист».

Читайте также:  Признаки лейкемии у детей в анализах

Еще один вариант подведения итогов был таким: дети развесили работы в виде выстовки, полюбовались пейзажами, а в сводное время педагог беседовал с отдельными детьми, обсуждая, довольны ли они сами полученными результатами.

Проанализируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свои действия по оценке результатов деятельности детей на занятии по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

Педагогическая оценка и анализ детских работ –словесное описание результатов деятельности, развивающее аналитическое мышление, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому результату. Позволяет научить детей объективно оценивать свою работу, и работу выполненную другими людьми (у дошкольника к 5 годам).

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В «Малышах» воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

Анализ детских работ можно вести в различных планах, но обязательно надо отметить как решены задачи, поставленные в начале занятия – что удалось выполнить правильно. Чаще всего для экономии-времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии ра­бот одного и того же ребенка, даже если они действительно выде­ляются среди других. В результате постоянных похвал у него мо­жет развиться неоправданная самоуверенность, чувство превос­ходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразитель­ных навыков.

Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает де­тям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализи­рует с детьми отобранные работы.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготови­тельной группе, дети уже интересуются результатами труда това­рищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 мин в конце занятия недостаточно.

Детям 6 лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста

Третья часть занятия.Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ. Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили. Критиче­скиезамечания доброжелательны, в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.

С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей. Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы — закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию: например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, на­стало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобри­тельной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывеши­вают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа — научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески рабо­тать над решением темы.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного приду­мал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образ­цом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором — те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду — менее удачные.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращает­ся к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.

После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.

Оформление работ мо­жет быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6—8 ра­бот выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.

На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.

Где нет возможности организовывать выстав­ки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ. Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка — одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Анализ детских работ

Развитие аналитического мышления, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.

В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель .использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

16. Назовите цель применения игровых приёмов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте особенности применения игровых приёмов в зависимости от возраста детей. Охарактеризуйте группы игровых приёмов, используемые при руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.

Решите педагогическую задачу:

С детьми средней группы воспитатель проводит занятие по конструированию из строительного материала. Мишутка привел с собой из леса медвежат, но они не могут перебраться к детям, потому что на пути разлились реки разной ширины. Предлагая малышам подумать, как медвежатам перебраться через реки, воспитатель подводит их к необходимости построить мостики разной длины. Дети выбирают нужной длины дощечки, кубики, строят мосты со ступеньками, по которым медвежатам будет удобно пройти. После этого каждый ребенок переводит своего медвежонка на другой берег, играет с ним, а когда Мишутка зовет своих сыновей домой, дети снова осторожно проводят игрушку по мосту. Затем по указанию воспитателя дети складывают дощечки по размеру — длинные с длинными, короткие с короткими, складывают кубики в коробку и, попрощавшись с Мишкой, идут гулять.

Спрогнозируйте эффективность использования игровых приёмов воспитателем в предложенной ситуации. Предложите свой вариант игровой ситуации на предложенную тему занятия.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностьюэффективный и

не­заметный для ребенка путь обучения изодеятельности, способствующий бережному сохранению детских чувств, настроения.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом

особенно­стей игры детей, логики ее развития,

особен­ностей изобразительной деятельности.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:

· сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр

· сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

источник