Меню Рубрики

Анализ физического развития детей дошкольного возраста

Цель: обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.
  • Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
  • Упорядочить запись данных, сбор информации.
  • В общей системе образовательной работы МДОУ физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

    Одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя является педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.

    Предложен набор тестовых упражнений и формы отчетной документации, которые позволяют проводить массовое обследование детей в определенные сроки.

    Предложенная система мероприятий по сбору, обработке, анализу информации, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей позволяет отслеживать результаты и своевременно прогнозировать дальнейшую работу.

    Научное философское обоснование.

    Физическое воспитание детей в ДОУ занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье детей, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

    Многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями физического развития, развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка (Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович).

    Соответствие современным достижениям педагогики.

    Материал соответствует требованиям государственного стандарта и подобран в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и «Методическими рекомендациями к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

    В данной работе прослеживается связь между возрастными группами, учитываются возрастные особенности детей 4 — 7 лет. Предложенные задания и тесты рассчитаны на детей средней, старшей и подготовительной к школе групп.

    В данной работе для оценки физического развития ребенка предлагаются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты):

    • диагностика физического развития;
    • диагностика физической подготовленности;
    • диагностика двигательной активности;
    • диагностика функционального состояния.

    Преимущество отдается текущим наблюдениям за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы.

    Использование данного материала позволит провести обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом, дать оценку общей картины физического развития детей. Тестирование можно осуществлять как в рамках физкультурных занятий, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.

    Работа предназначена в первую очередь инструкторам по физической культуре и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Рассчитано на детей 4 — 7 лет.

    Диагностика физического развития позволяет:

    • получить объективную оценку уровня физического развития и физической подготовленности детей;
    • составить план физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, скорректировать его;
    • осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.

    В детском саду эту систему оценки физического развития используется с 2001 года. За это время усовершенствовалась отчетная документация, доработана система заданий и тестов. Данные тесты прошли широкую апробацию и утверждены Министерством образования РФ, полностью соответствуют анатомо-физиологическим особенностям дошкольников; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

    В основу диагностики легли разработки кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики физического воспитания Уральской государственной академии физической культуры Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ Степаненкова Э. Я.

    Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства — наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

    Различают такие критерии диагностики физического развития дошкольников, как учет типа конституции и пола ребенка и оценка по типам приростов показателей физических качеств. Существует также унифицированная методика оценки физического развития. Данные анализа позволяют сделать вывод о том, что практическим работникам ДОУ сложно ориентироваться в этом разнообразии стандартов, по которым не всегда можно реально оценить уровни физической подготовленности детей.

    Вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки единой методики обследования физического состояния дошкольников, включающей комплекс доступных информативных тестов и способов оценки, которые позволят получить достоверные результаты контроля. Вместе с тем требуется учет региональных стандартов физического состояния детей как критерия организации физкультурно-оздоровительной системы в ДОУ, контроля выполнения программных требований по физическому воспитанию.

    Физическое развитие — это динамический процесс (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое его созревание в том или ином периоде детства. Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья детей.

    Порядок диагностики физического развития и физической подготовленности следующий:

    Определение целей и постановка задач.

    Определение критериев оценки уровней физического развития (Приложение 1).

    Разработка плана — программы тестирования детей.

    Подготовка стимульного материала (спортивного оборудования).

    Внесение результатов в «Диагностическую карту» (Приложение 2).

    Обработка и анализ результатов диагностики.

    Распределение детей на группы.

    Оценка физического развития проводится медицинской сестрой ДОУ в присутствии воспитателя группы по общепринятым методикам (В. В. Бунак). Измеряется рост, вес, окружность грудной клетки. Показатели физического развития детей 3 — 6 лет разработаны (Приложение 3).

    Длина тела у дошкольников служит одним из критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки. Масса тела (вес) отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. При диагностике физического развития дифференцируются группы детей с гармоничным развитием и отклонением в нем.

    Оценка физического развития проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Результаты обследования заносятся в «Диагностическую карту», в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности ребенка. Карта заводится на каждого ребенка и ведется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.

    Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности — это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.

    Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.

    К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качества), ловкость, а также координационные способности (Приложение 4).

    Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

    Бег. С дошкольниками проводят бег на дистанцию 30м, при этом фиксируется время пробегания дистанции (как одного из показателей общей физической подготовленности) и отмечаются качественные особенности бега у каждого из детей. По команде «Марш!» дети с высокого старта бегут до флажка или ленты, которые размещаются на 2-3м дальше финишной линии. Это предупреждает снижение скорости перед финишем.

    С началом движения ребёнка включается секундомер. Останавливается он после пересечения ребёнком линии финиша. Поочерёдно пробегают дистанцию все дети. Затем даётся вторая попытка, В которой дети бегут в том же порядке, в котором бежали в первый раз. В протоколе фиксируется время бега в каждой из попыток, а также записываются качественные особенности положений туловища, координации рук и ног, «полёта», прямолинейность бега у каждого из детей.

    4 года 6 лет
    Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
    10,7-8 10,5-8 9,8-8,3 9,2-7,9 7,5-7,8 7,0-7,3

    Метание на дальность. Обследование дальности метания следует производить на асфальтовой дорожке, шириной не менее 3м и длиной 15-20м. Дорожка побуждает к большей точности броска в заданном направлении. Предварительно она размечается (мелом) поперечными линиями через каждые 0,5м. На концах линии с обеих сторон дорожки ставятся порядковые цифры, отражающие число метров от линии броска. Размеченное расстояние должно быть в полтора раза больше среднего возрастного показателя дальности метания. Предварительно всем детям необходимо полностью объяснить задание, младшим — показать, как нужно выполнять. Ребёнок производит три броска каждой рукой, замер осуществляется после каждого броска. Метают дети мешочки весом 200г. В протоколе наряду с количественными отмечаются и качественные показатели отдельных элементов техники движения:

    • исходное положение вполоборота к направлению метания;
    • наличие замаха;
    • перенос центра тяжести во время замаха на стоящую сзади полусогнутую ногу;
    • перенос центра тяжести на стоящую впереди ногу во время броска;
    • энергичный бросок с последующим сопровождением рукой предмета (мешочка).
    4 года 5 лет 6 лет
    Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
    Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев.
    2,4-3,4 1,8-2,8 2,5-4,1 2,0-3,4 3,0-4,4 2,5-3,5 3,9-5,7 2,4-4,2 4,0-4,6 4,0-4,4 6,7-7,5 5,8-6,0

    Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, то есть положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определённом расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить три флажка и предложить ребёнку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.

    Прыжок выполняется в заполненную песком яму ил на взрыхлённый грунт. Дети выполняют прыжок по очереди. Каждый ребёнок выполняет три прыжка подряд без интервалов. Детям младшего дошкольного возраста перед началом прыжков необходимо показать движения. Старшие дошкольники прыжок выполняют самостоятельно, но обследующий в зависимости от качества прыжка оценивает его, стимулируя ребёнка прыгнуть ещё дальше. Измерение длины прыжка производится от линии отталкивания до места приземления пятки с точностью до 1см. В протокол заносятся результаты всех трёх попыток, в обработку берётся лучший результат.

    Качественные показатели прыжка в длину с места фиксируются по основным элементам движения: подготовка к прыжку — туловище слегка наклонено вперёд, руки в меру отведены назад; отталкивание — энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперёд-вверх в момент отталкивания; полет — в начале полёта ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперёд; приземление — мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, сохранение равновесия.

    4 года 6 лет
    Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
    55-93 60-90 95-104 100-110 111-123 116-123

    В таблице представлены данные по основным физическим параметрам в количественном и процентном отношении.

    Показатели физической подготовленности

    Год Кол-во детей Вид движений
    Бег, 30 м Прыжки в длину Метание
    Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
    2006 90 5

    (5,6%)

    80 (88,8%) 5 (5,6%) 2 (2,3%) 85 (94,4%) 3 (3,3%) 21 (23,3%) 69 (76,7%) 2007 102 5

    (4,9%)

    90 (88,2%) 7 (6,9%) 6 (5,9%) 89 (87,2%) 7 (6,9%) 7 (6,9%) 92 (90,2%) 3 (2,9%) 2008 110 3 (2,7%) 88 (80%) 19 (17,3%) 1 (0,9%) 93 (84,6%) 16 (14,5%) 16 (14,5%) 92 (83,6%) 2 (1,9%) 2009 111 5 (4,5%) 104 (93,7%) 2 (1,8%) 5 (4,5%) 99 (89,2%) 7 (6,3%) 13 (11,7%) 97 (87,4%) 1 (0,9%)

    Результаты бега, прыжков и метание можно построить в виде диаграммы. (Приложение 5)

    По результатам тестирования инструктор прослеживает динамику усвоения программы по физическому воспитанию каждым ребенком (Приложение5). В сводной таблице отслеживаются уровни усвоения программы (высокий, средний, низкий). Затем выводится средний показатель группы, выраженный в процентном отношении, детского сада в целом.

    Общий % освоения программы по физическому воспитанию

    По итогам года специалист составляет годовой отчет. Форма отчета постоянно совершенствуется. Результаты заслушиваются на итоговом педсовете.

    Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального физического развития каждого ребенка.

    источник

    татьяна петрищева
    Анализ состояния здоровья и физического развития детей I младшей группы.

    По данным ВОЗ (всемирная организация здравохранения) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды.

    В I младшую группу «Смешарики» в течение 2016 года поступило 10 детей. Новые воспитанники начали поступать в детский сад в летний период, когда меньше распространены простудные и инфекционные заболевания. Нами, педагоги создали все необходимые условия для успешного прохождения каждым ребенком периода адаптации: благоприятная, доброжелательная атмосфера, основанная на личностно-ориентированном подходе к каждому ребёнку. В следствие этого у 8 детей адаптация проходила со средней степенью тяжести, у 3 детей — с легкой степенью, с тяжелой — ни у одного ребёнка. Основная задача взрослых — сохранить и улучшить здоровье. Оздоровление детей – целенаправленная, систематически запланированная работа педагогов. Мы находимся в постоянном творческом поиске, понимаем, что здоровый ребенок помимо физических характеристик обладает психологическим здоровьем. Для этого мы разработали соответствующий режим дня, где оздоровительные коррекционные мероприятия не нарушают образовательную деятельность. Учебная нагрузка днем дозируется с учетом состояния здоровья ребенка, в занятия включаются физкультминутки, элементы релаксации, упражнения для профилактики миопии, нарушения осанки, дыхательные упражнения. ОД проводится в игровой и нетрадиционной форме. Увеличен объем двигательной активности в течение дня. Формируем у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Все оздоровительные мероприятия по физическому развитию детей, которые были запланированы на начало учебного года (квартал, выполнены, закаливающие и общеукрепляющие мероприятия выполнялись регулярно, воспитательно-оздоровительные мероприятия выработали разумные отношения детей к своему организму, привили необходимые санитарно-гигиенические навыки, научили детей адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды

    Читайте также:  Положительный анализ на микоплазму у детей

    Здоровье является критерием взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов. В дошкольном возрасте работа по сохранению здоровья осуществляется совместно с родителями и воспитателями. Она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливания детей, соблюдение правил СанПина. В I младшей группе «Смешарики» 15 детей имеют I группу здоровья, а 5 детей – II группу здоровья.

    В течение этого периода проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за квартал дети выросли на 1-2 см и прибавили в весе на 0,5 -1 кг. В течение квартала в группе велась физкультурно-оздоровительная работа: проводились закаливание, мытье рук и лица водой комнатной температуры, пальчиковые игры с использованием простых массажных приемов, прогулки на свежем воздухе, босохождение, питье воды комнатной температуры, проветривание группы, игры с водой, свободное движение под музыку, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика, физкультурные занятия. Так же использовались физкультминутки во время занятий, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе, проводились физкультурные развлечения.

    К основным физическим качествам человека относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость: 72 % детей уверенно ходят, взбираются на возвышенные предметы, могут преодолевать небольшие препятствия; проявляют положительное эмоциональное отношение, интерес к двигательной деятельности.

    У 10 % детей не сформированы двигательные навыки в лазании, прыжках, слабая работоспособность, при выполнении упражнений действуют только по подражанию.

    18% детей активны, самостоятельны, инициативны, хорошо ориентируются в пространстве, могут выполнять физические упражнения по слову взрослого.

    В целях санитарно просветительской работы в ДОУ были проведены консультации, помогающие закрепить знания педагогов об особенностях физического и психического развития детей, профилактике простудных заболеваний. Воспитатели были ознакомлены с новыми формами работы по физической культуре, инновационными разработками и технологиями способствующими укрепить и сохранить здоровье воспитанников.

    Необходимой частью по сохранению и укреплению здоровья детей является работа с родителями. В течение квартала проводились различные консультации, родительские собрания, практикумы, где вопросы о здоровье детей были приоритетными. В группе обновлялись материалы в уголках здоровья. Проводимая работа положительно отразилась на заинтересованности и активности родителей в организации совместных мероприятий, проводимых в группе.

    Вывод: воспитатели группы выполняют работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через оптимизацию двигательного режима; педагогами ДОУ ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, который предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни.

    Мониторинг состояния здоровья воспитанников ДОУ Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь.

    Подвижные игры — средство укрепления здоровья и физического развития Консультация для воспитателей «Подвижные игры – средство укрепления здоровья и физического развития» Подвижная игра, ее определение и специфика.

    Создание условий для физического развития детей в ДОУ «Создание условий для физического развития детей в ДОУ» 1 слайд Цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении –.

    Анализ карт нервно­-психологического здоровья и адаптационного периода у детей первой младшей группы В группу с начала сентября поступило 15 детей, с периодичностью поступления трое детей каждую неделю в возрасте от 1,9г. до 2,3г. С сентября.

    Информационная карта проекта «Сохранение и укрепление физического здоровья детей» Информационная карта реализуемого проекта группы №12 Полное название проекта Проект «Сохранение и укрепление физического здоровья детей.

    Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное пособие сможет вам облегчить работу,.

    Организация взаимодействия с семьей по укреплению и сохранению здоровья и физического развития детей раннего возраста Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоровья зависит.

    Рекомендации по укреплению физического здоровья детей в детском саду РЕКОМЕНДАЦИИ по укреплению физического здоровья детей в детском саду. 1. Полноценное питание детей. Принципы организации питания: — выполнение.

    Уголок физического развития в первой младшей группе. Составная часть общей предметно-игровой среды – центр физического развития. Пособия, оборудование центра стимулирует двигательную активность.

    Здоровьезберегающая среда в ДОУ — условие физического и психического здоровья детей. «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

    источник

    Методика оценки физического развития детей

    В настоящее время наиболее распространенным способом оценки физического развития является метод взаимосвязи антропометрических признаков (по шкалам регрессии), которые обеспечивают гармоничность, пропорциональность их сочетаний, определяют понятие «физическая красота».

    Наиболее важным признаком физического развития является длина тела. Вес и окружность грудной клетки рассматриваются как производные длины тела. Другими словами, не важно, какой рост у ребенка (кроме пограничных значений – низкого и очень высокого), важно, чтобы с этим ростом гармонично сочетались показатели веса и окружности грудной клетки. Именно этим будет достигнута та физическая красота, которая генетически заложена и присутствует у здорового человека.

    Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, стандарты 80-90-? годов XX в. стали непригодными в силу изменившейся биогенной ситуации: на смену акселерации молодого поколения пришла стабилизация и даже возврат к более низким показателям физического развития современных детей; с другой стороны, разработка новых региональных возрастно-половых стандартов требует выделения абсолютно здоровых (социально благополучных) детей. На фоне переживаемых Россией экономических трудностей осуществить это весьма проблематично. В этих условиях вновь появился интерес к генетическим стандартам роста, идея которых принадлежит Е.А. Шапошникову.

    Исследования, проведенные автором, позволили ему установить ряд ранее неизвестных статистических закономерностей физического развития детей и подростков. В основе их лежит закон повторяемости равных средних значений массы и средних параметров пропорций при равной средней длине тела. У детей различных национальностей, различных социальных групп, проживающих на разных территориях нашей страны и других стран, средняя масса тела и средние параметры длины туловища, ноги, руки, диаметра плеч, таза, грудной клетки и других соматометрических признаков, приведенные к одной и той же длине тела, приблизительно одинаковы и остаются практически неизменными при смене поколений.

    Объективные нормы физического развития, общие для всего детского населения, существуют в виде постоянных зон. Средние пределы средних показателей массы тела (М) и окружности грудной клетки (ОГК) для каждого значения роста практически одинаковы и находятся в пределах М ± ?R (или М ± 10 %).

    Точку зрения Е.А. Шапошникова разделяют многие отечественные исследователи физического развития детей, правда, с небольшими изменениями. Несмотря на различие методических подходов, все авторы едины в главном – оценку физического развития детей и подростков можно проводить на основе единого (генотипического) стандарта. Отклонения от него свидетельствуют о нарушении взаимоотношений с окружающей средой, снижении адаптационных возможностей детского организма.

    Предлагаем следующую оценку физического развития детей и подростков.

    1. Комплексная оценка физического развития детей и подростков должна содержать не менее трех антропометрических признаков: рост, вес и окружность грудной клетки в паузе. Нельзя ограничиваться исследованием лишь роста и веса ребенка, это существенно снизит качество оценки его физического развития.

    2. Значение роста (длины тела) ограничивается лишь выделением его крайних вариантов: «низкого» и «очень низкого» (1-й и ниже классы роста) и «очень высокого» (выше 5-го класса роста). Их определение должно проводиться на первом этапе оценки физического развития по региональным ростовым стандартам (табл. 1), разработка которых не представляет больших трудностей.

    Примеры границ классов роста детей дошкольного возраста г. Великого Новгорода

    Крайние варианты роста, отражают патологические отклонения и часто связаны с эндокринными нарушениями в организме. Такие дети требуют консультации или наблюдения эндокринолога.

    3. Варианты роста от «ниже среднего» до «высокого» (1-5-й классы роста) являются вариантами нормы. Определение степени физического развития связывается в этом случае с оценкой гармоничности массы тела и окружности грудной клетки и пропорциональности исследуемых признаков по единым генетическим росто-половым стандартам, разработанным Е.А. Шапошниковым. В оценочный цикл мы включили показатели окружности грудной клетки. Данные стандарты пригодны для использования на всей территории Российской Федерации (табл. 2, 3).

    Оценочная таблица физического развития мальчиков дошкольного возраста

    Оценочная таблица физического развития девочек дошкольного возраста

    Примечание. Отставание или опережение веса обозначаются символами «-» или «+» перед цифрой степени (±II), а отставание или опережение размера окружности грудной клетки – после цифры степени (II±).

    4. В соответствии с классической схемой, предложенной еще в 1959 г. А.Б. Ставицкой и Д.И. Арон, комплексную оценку физического развития принято выражать через понятия «среднее», «ниже среднего», «выше среднего», «высокое» и «низкое». Расплывчатость рассматриваемых понятий как выразителей степени физического развития связана с тем, что они не являются ни количественными, ни абстрактными критериями, отражающими отношение к стандарту. «Среднее» может быть, например, между высоким и низким, горячим и холодным, мягким и жестким и т. д., а может и усредненным значением в ряду каких-либо показателей (стандарт роста, веса, окружности грудной клетки). В приложении к оценке степени физического развития это понятие несет информацию, которая трудно поддается расшифровке. «Среднее» физическое развитие может рассматриваться здесь как занимающее среднее положение между «хорошим» и «плохим», но оно не соответствует понятию «хорошее». «Высокая» степень физического развития по выраженности роста созвучна понятию «хорошее», но это не всегда так. Если высокому росту не соответствует вес и (или) окружность грудной клетки по стандарту, физическое развитие ребенка выходит из ряда «хорошего» и может быть отнесено к «ухудшенному» или «плохому» по стандарту.

    Оценка степени физического развития отражает отношение исследуемого показателя к стандарту и может быть выражена существующими в русском языке определениями: «хорошее» (I степень), «ухудшенное» (II степень) и «плохое» (III степень). Их предложил в 1965 г. Н.Г. Властовский.

    Ориентируясь на оценочную схему НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР, рекомендуем модифицированную схему оценки физического развития (табл. 4). Она позволяет в упрощенной форме определить как степень отклонения антропометрических показателей от стандарта [хорошее (гармоничное), ухудшенное (дисгармоничное), плохое (резко дисгармоничное) физическое развитие], так и степень пропорциональности сравниваемых показателей между собой (пропорциональное, диспропорциональное физическое развитие).

    Оценочная шкала физического развития дошкольников по шкалам регрессии

    В процессе оценки физического развития устанавливается выраженность роста ребенка в сравнении с региональными стандартами (см. табл. 1). При выявлении крайних значений роста (1-й и выше 5-го классы роста), значения степени физического развития выставляются только по данным роста (IV–V степени) в зависимости от показателей массы тела и окружности грудной клетки. Но, при необходимости, может быть определена и степень пропорциональности физического развития.

    Если же значения длины тела попадают в пределы 2-5-го классов роста, то у этих детей поочередно определяются степени (I–II–III) соотношения веса с ростом и грудного периметра с ростом (табл. 2, 3), а затем выводится итоговая оценка степени физического развития по худшему оценочному показателю.

    Учитывая, что II и III степени физического развития могут быть обусловлены либо опережением, либо отставанием веса и окружности грудной клетки по отношению к данным стандарта, при подведении итога степени физического развития (отставание или опережение веса) обозначаются знаками «-» или «+» перед цифрой степени (±II; ±III), а отставание или опережение грудного периметра – такими же знаками после цифры степени (II±; III±).

    Если вес и окружность груди находятся в одинаковых по знаку и степени оценочных группах – физическое развитие оценивается как пропорциональное, если в разных по степени (один показатель опережает или отстает от стандарта больше, чем другой) – как диспропорциональное. Если же диспропорция веса и окружности груди оценивается разными по знаку степенями (один показатель отстает, другой – опережает), то физическое развитие оценивается как атипичное или резко диспропорциональное.

    Примеры оценки физического развития детей

    1. Иванов Саша. Дата рождения – 18 октября 1998 г., дата обследования – 28 ноября 2001 г. Антропометрические показатели: рост 100 см, вес – 13,5 кг, окружность грудной клетки – 53 см.

    Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка определяется по графику (рис. 1): 2001 – 1998 = 3 года, так как точка пересечения линий лежит в незаштрихованном поле. По табл. 1 находим, что его рост относится ко 2-5-му классам роста (исключается возможность оценки его физического развития IV и V степенью). Дальнейшее определение степени физического развития проводится по ростовому стандарту мальчиков (табл. 2), поочередным сопоставлением роста с весом и роста с окружностью груди. Степень развития – по соотношению роста с весом (– II), так как значения веса лежат между границами хорошего и ухудшенного физического развития, а по соотношению роста с окружностью грудной клетки – (I). Итоговая оценка – худший оценочный показатель, с сохранением знаков отклонения – (– II, что в расшифровке означает: «Ухудшенное (дисгармоничное), диспропорциональное физическое развитие, с отставанием по весу».

    2. Петрова Вера. Дата рождения – 26 сентября 1996 г., дата обследования – 25 марта 2001 г. Антропометрические показатели: рост – 112 см, вес – 23,6 кг, окружность грудной клетки – 62 см.

    Читайте также:  Правила сдачи анализов у детей

    Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка: 2001 – 1996 = 5 лет – 6 мес. = 4 г. 6 мес. По табл. 1 находим, что ее рост относится ко 2-5-му классам роста. По табл. 3 находим степень физического развития для соотношения роста с весом – (+ III), для соотношения роста с окружностью грудной клетки – (III +). Итоговая оценка – (+ III +): «Плохое (резко дисгармоничное), пропорциональное физическое развитие, с опережением по весу и окружности грудной клетки».

    3. Сергеева Люба. Дата рождения – 2 марта 1998 г., дата обследования – 20 ноября 2001 г. Антропометрические показатели: рост – 115 см, вес – 20 кг, окружность грудной клетки – 58 см.

    Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка: 2001 – 1998 = 3 г. + 6 мес. = 3 г. 6 мес. По табл. 1 находим, что у ребенка рост выше 5-го класса, что позволяет отнести его к V степени физического развития: «Опережение в физическом развитии», не оценивая соответствие роста с весом и окружностью груди. Ребенок нуждается в консультации эндокринолога. При этом ребенок отличается пропорциональным физическим развитием, о чем свидетельствует отнесение соотношения роста с весом и роста с окружностью груди к I степени физического развития.

    Оценка роста и развития, даже по самым простым и доступным медработнику методикам важна как в физиологической педиатрии, так и при определении патологических состояний. При этом значение отдельных антропометрических признаков может быть различным.

    При анализе уровня физического развития за основу принято брать величину длины тела. Эта величина является доминирующим признаком. С ее изменением связано отклонение таких показателей, как масса тела и окружность грудной клетки.

    Масса тела зависит, прежде всего, от питания ребенка. Это быстро меняющийся показатель, требующий постоянного контроля.

    При оценке гармоничности физического развития важное значение имеют показатели окружности грудной клетки. В них проявляются общие закономерности, свойственные другим параметрам физического развития детей.

    Изменения размеров тела ребенка по мере его развития связаны с увеличением размеров и массы большинства внутренних органов.

    Отставание процессов роста, если оно не связано с патологией костно-хрящевых структур, означает торможение развития и дифференцировки внутренних органов. Чем значительнее отставание в физическом развитии ребенка, тем более выражены у него неблагоприятные изменения в иммунограмме. Поэтому есть только одна возможность – постоянная защита и обеспечение условий для нормального развития ребенка, предупреждение его нарушений.

    Движение какого-либо антропометрического показателя в сторону отставания или опережения уже на ранних стадиях позволяет врачу заподозрить развитие патологии: формирующуюся задержку роста (гипостатура, нанизм); опережение роста (синдромы Марфана, Клайнфельдера); развитие дистрофий различного происхождения, ожирения, узкогрудости, нередко сопровождающейся различными аномалиями развития легкого, широкогрудости, как проявления увеличения объема легких, микро– и макроцефалии, обусловленных частично гидроцефалией.

    Физическое развитие ребенка в детском коллективе зависит от конкретных факторов окружающей среды и, прежде всего, условий и образа жизни.

    Для оценки физического развития коллектива необходимо провести его индивидуальную оценку использующимся методом и дать итоговую оценку по удельному весу детей с хорошим физическим развитием. Физическое развитие коллектива считается удовлетворительным, если не менее 68 % детей имеют нормальное (или хорошее) гармоничное физическое развитие (I степень) .

    источник

    В течение дошкольного возраста происходит быстрое увеличение роста и массы тела детей: здоровые дети прибавляют ежегодно в весе в среднем 2 кг, а в росте – 8 см. К 6-летнему возрасту рост среднего ребенка в развитых странах составляет 116 см, а вес – 21 кг.

    Изменения пропорций тела приводят также к смещению его центра тяжести. У детей он расположен выше, чем у взрослых, так как у них на верхнюю часть тела приходится большая часть веса. Это особенно характерно для мальчиков, поскольку у них центр тяжести находится несколько выше, чем у девочек. В силу названной причины маленьким детям сложней управлять движениями своего тела. Они быстрее теряют равновесие, им трудней остановиться на бегу не упав, а также поймать большой мяч, не завалившись на спину, или же помешать другому отобрать мяч и остаться при этом на ногах.

    По мере развития костной системы детей увеличивается и растет их физическая сила. Кости развиваются и делаются твердыми благодаря процессу оссификации, превращающему мягкие ткани или хрящи в кости.

    Скелетный возраст, определяемый тем, в какой стадии созревания находятся кости, оценива-ется, как правило, с помощью рентгеновского снимка костей кисти. Рентгеновские снимки пока-зывают степень оссификации (или зрелости) костей. У детей-одногодков скелетный возраст может разниться на 4 года. Например, скелетный возраст 6-летних детей может варьировать от 4 до 8 лет.

    Стремительные изменения размеров и пропорций тела являются зримым свидетельством роста ребенка, но параллельно происходят невидимые физиологические изменения в головном мозге. Когда дети достигают 5-летнего возраста, их головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека. Развитие мозга способствует все более сложным видам деятельности ребенка, которые, в свою очередь, вносят свой вклад в образование и усиление межнейронных связей.

    В дошкольном возрасте дети совершенствуют свои двигательные навыки и качества. Развитие двигательных навыков происходит в основных видах деятельности дошкольников (см. рисунок 2).

    Наиболее заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику – способность совершать движения большой амплитуды, требующие участия всего тела, такие как бег, прыжки, бросание предметов.

    Тонкая моторика – способность совершать точные движения малой амплитуды, такие как письмо, пользование вилкой и ложкой. Эти трудности связаны, с одной стороны, с незрелостью ЦНС ребенка (еще продолжается процесс миелинизации), а с другой – с отсутствием у них терпения, необходимого для выполнения этих действий. По мере того, как у детей развивается тонкая моторика, они становятся все более самостоятельными при выполнении повседневных действий. Например, к 3 годам дети научаются надевать и снимать с себя простую одежду, они могут управляться с большими молниями и правильно пользоваться ложкой. 3–4-летний ребенок может застегнуть и расстегнуть большие пуговицы и “обслужить себя” за столом – хотя и допускает при этом время от времени незначительные оплошности. Когда детям исполняется
    4–5 лет, они способны одеться и раздеться без посторонней помощи и умело обращаются с вилкой. 5–6-летние могут разрезать ножом мягкую пищу и завязать простой узел. К 6-летнему возрасту дети научаются завязывать шнурки – правда, многие из них считают эту задачу очень трудной (таблица 5).

    Таблица 5. Моторное развитие в дошкольном возрасте

    2 года 3 года 4 года 5–6 лет
    Ходят широко рас-ставляя ноги и раска-чиваясь из стороны в сторону При ходьбе и беге ставят ноги гораздо ближе, чем раньше Могут менять ритм бега Могут ходить по гим-настическому бревну
    Могут карабкаться вверх, толкать и тянуть, бегать, крепко держа-ться двумя руками за опору. Обладают малой выносливостью Лучше удерживают равновесие при ходьбе и беге; пере-двигаются более плавно и ловко Неуклюже передвига-ются скачками; пры-гают Ловко скачут; стоят на одной ноге
    Берут предметы двумя руками Берут предметы од-ной рукой Демонстрируют боль-шую силу, выносли-вость и координацию движений Могут застегивать пу-говицы и молнии, за-вязывать шнурки
    Рисуют на бумаге разводы и каракули; складывают в кучу кубики Рисуют карандашом простые формы и фи-гуры; рисуют крас-ками; делают из ку-биков постройки Умеют пользоваться письменными принад-лежностями, посудой и другими предметами домашнего обихода

    Для исследования уровня моторного развития разработана метрическая шкала, которая состоит из ряда тестов для детей разного возраста.

    Тест 1. Стояние в течение 15 секунд с закрытыми глазами; руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги; стопы должны быть расположены по прямой линии.

    Схождение с места и балансирование учитываются как минус. При неудаче допускается повторение теста.

    Тест 2. Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами правой и левой руки (поочередно) кончика носа.

    Тест считается невыполненным, если испытуемый коснулся не кончика носа, а какого-нибудь другого места; невыполненным считается тест также и тогда, когда испытуемый сначала коснулся другого места и только потом кончика носа. При неудаче допускается повторение теста, но не более 3 раз для каждой руки в отдельности; из трех проб две должны быть положительные.

    Тест 3. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги, слегка согнутые в коленных суставах. Высота, на которую подпрыгивает испытуемый, не учитывается.

    Тест считается невыполненным, если испытуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, становится при подпрыгивании на пятки, а не на носки, и в течение 5 секунд производит меньше
    7–8 подпрыгиваний. При неудаче допускается повторение теста.

    Тест 4. Укладывание монет в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов следует предупредить о том, что уложить монеты необходимо с максимальной скоростью). Перед испытуемым ставится небольшая картонная коробка, причем на таком расстоянии, чтобы он, сидя, свободно мог достать до нее полусогнутой в локте правой рукой. Параллельно ближайшей к испытуемому стенке коробки (передняя стенка), на расстоянии в 5 см раскладываются в ряд 20 копеечных монет (диаметр монеты 2 см). По звуковому сигналу испытуемый как можно быстрее должен уложить в коробку по одной монете. Испытуемый должен решить сам, с чего начать. Монеты могут быть сложены беспорядочно одна на другую. Следят лишь за тем, чтобы испытуемый, взяв монету, укладывал ее в коробку, а не бросал.

    Тест ограничивается временем в 25 секунд и считается невыполненным, если по истечении указанного срока осталась неуложенной хотя бы одна монета. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз. Левши проделывают задание левой рукой.

    Тест 5. Испытуемому предлагается в течение 10 секунд указательными пальцами горизон-тально вытянутых рук описать в воздухе круги, размер которых определяется им самим, но должен быть одинаковым для обеих рук. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой рукой – в обратном направлении.

    Тест считается невыполненным, если испытуемый вращал руки в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или один круг меньше другого. При неудаче тест повторяется, но не более 3 раз.

    Тест 6. Экспериментатор подает испытуемому руку и просит крепко пожать ее сначала правой, потом левой рукой и обеими руками. Во время рукопожатия следят за тем, чтобы испытуемый не привлек к участию другие группы мышц (сжал в кулак свою другую руку, перекосил лицо, наморщил лоб, раскрыл рот, плотно сжал губы и т.д.).

    При наличии излишних движений тест считается невыполненным.

    Тест 1. Стояние в течение 10 секунд на пальцах ног (“на цыпочках”) с открытыми глазами. Испытуемый приподнимается на пальцах ног (становится “на цыпочки”), руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты; пятки и носки сомкнуты.

    Тест считается невыполненным, если испытуемый сошел с первоначальной позиции, прикоснулся пятками к полу. Шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног за минус не засчитываются, но обязательно должны быть оговорены в протоколе. При неудаче допускается повторение теста, но не более 3 раз.

    Тест 2. Испытуемому дают квадратный листок (размером 55 см) папиросной бумаги и предлагают как можно быстрее пальцами правой руки скатать его в шарик. Помогать другой рукой во время работы не разрешается. Задание выполняется при положении руки на весу. После 15-секундного перерыва предлагают скатать шарик другой рукой. Тест необходимо выполнить в течение 15 с для правой руки и 20 с – для левой (для левшей цифры обратные).

    Тест считается невыполненным, если будет потрачено больше указанного времени и если шарики не будут достаточно компактно свернуты. Тест расценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания одной рукой ставится 1/2 балла; в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой руки.

    Тест 3. Прыжки с открытыми глазами попеременно то на правой, то на левой ноге на расстояние в 5 м. Испытуемый сгибает ногу в коленном суставе под прямым углом, руки на бедрах. По звуковому сигналу он начинает прыгать и, достигнув заранее указанного места, опускает подогнутую ногу; после перерыва в 30 с прыгает на другой ноге. Скорость не учитывается.

    Тест считается невыполненным, если испытуемый отклонился от прямой линии больше, чем на 50 см, коснулся пола подогнутой ногой или размахивал руками. Тест расценивается плюсом, если задание выполнено для обеих ног; при выполнении задания для одной ноги ставится
    1/2 балла; в протоколе указывается, для какой ноги выполнено задание. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой ноги.

    Тест 4. Наматывание нитки на катушку. Испытуемый левой рукой держит за один конец катушку, с которой отмотана нитка длиной в 2 м; он берет нитку указательным и большим пальцами правой руки и по звуковому сигналу, делая правой рукой круговые вращательные движения, начинает с наибольшей скоростью наматывать нитку на катушку. Для испытания левой руки конец катушки удерживается правой рукой. Следят во время испытания за тем, чтобы рука, в которой зажата катушка, оставалась неподвижной и не делала круговых вращательных движений, при наличии которых прерывают испытание, чтобы повторить его снова, но не более 3 раз для каждой руки (экспериментатору разрешается поддерживать у умственно-отсталых детей руку, в которой зажата катушка).

    Читайте также:  Повышение ацетона у детей анализы

    Тест ограничивается временем и считается невыполненным, если испытуемый потратил на выполнение задания более 20 секунд для правой руки и более 15 секунд для левой руки (для левшей цифры обратные). Тест расценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания одной рукой ставится 1/2 балла; в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание.

    Тест 5. Испытуемый садится за стол, на который кладут раскрытый спичечный коробок (на расстоянии, достаточном для того, чтобы его легко можно было достать полусогнутой в локте рукой). Справа и слева от коробка (на расстоянии, равном длине спички) уложены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек. По звуковому сигналу испытуемому предлагают начать укладывание спичек в коробок, для чего он должен большими и указательными пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробок. Первыми следует брать спички, лежащие ближе к коробку. В течение 20 секунд с каждой стороны должно быть уложено не менее, чем по 5 спичек; если уложено меньшее, хотя и одинаковое с обеих сторон количество спичек, рекомендуется повторение теста; если при повторном выполнении задания снова возникнет такая же ситуация, задание расценивается минусом.

    Тест считается невыполненным, если испытуемый производил движения разновременно (хотя бы и было уложено равное количество спичек с обеих сторон). В протоколе числителем отмечается количество спичек, оставшихся справа, знаменателем – количество оставшихся спичек слева. При правильном выполнении теста дробь равна единице. При неудаче допускается повторение теста не более 2 раз.

    Тест 6. Испытуемому предлагают оскалить зубы. Следят за тем, чтобы не было излишних движений (наморщивания крыльев носа, лба, поднимания бровей и т.п.).

    При наличии лишних движений тест считается невыполненным.

    Тест 1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 секунд (попеременно то на правой, то на левой ноге). При опускании приподнятой ноги необходимо предложить испытуемому немедленно согнуть ногу до прямого угла. После 30-секундного перерыва то же упражнение повторяется для другой ноги.

    Тест считается невыполненным, если испытуемый после трехкратного напоминания все же опустил приподнятую ногу; тест также считается невыполненным, если испытуемый хотя бы один раз коснулся подогнутой ногой земли, сошел с места, подпрыгивал, приподнимался на пальцах ноги, балансировал. Полный плюс ставится за выполнение задания для обеих ног; при неустойчивости на одной ноге ставится 1/2 балла; в протоколе отмечается, какая нога более устойчива. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой ноги.

    Тест 2. Попадание мячом в цель на расстоянии 1,5 м. На уровне груди испытуемого вешается квадратная доска (25 × 25 см). Ему дают в правую руку мяч (8 см в диаметре) и предлагают, кинув его с “развернутого плеча” (а не броском и не снизу), попасть в цель. При бросании правой рукой испытуемый должен выставить вперед левую ногу и наоборот; стойка – пятки вместе.

    Тест считается выполненным, если из 3 метаний мяча правой рукой мальчики 2 раза (девочки из 4 метаний – 2 раза) попадут в цель, неважно, будет это центр или край доски; если из 3 метаний левой рукой мальчики попадут в цель I раз (девочки из 4 метаний – 1 раз). Тест расценивается плюсом, если задание будет выполнено для обеих рук; при выполнении задания одной рукой ставится 1/2 плюса; в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание. Тест при неудаче не повторяется.

    Тест 3. Прыжки с места (разбег не допускается) через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги в коленных суставах и одновременно отделять их от земли (перепрыгивание, а не перешагивание). Из 3 проб испытуемый должен дважды перепрыгнуть, не задев веревку.

    Тест считается невыполненным, если испытуемый перепрыгнул, не задев веревку, но упал или коснулся руками пола. В протоколе отмечается, встал ли испытуемый на носки или на пятки.

    Во избежание ушибов, фиксируется только один конец веревки, другой конец укрепляется небольшой тяжестью, чтобы при задевании веревка свободно падала.

    Тест 4. Начертание вертикальных линий. Испытуемый садится за стол, на который кладут лист белой линованной бумаги. Правой рукой, лежащей на столе совершенно свободно, он берет карандаш. По звуковому сигналу испытуемый должен как можно скорее начать чертить карандашом между двумя линейками вертикальные линии. Промежутки между линиями могут быть неодинаковыми, но по своим размерам вертикальные линии не должны выходить за пределы двух параллельных линий. По истечении 10 с дается звуковой сигнал о прекращении работы. После 30-секундного перерыва повторить тест левой рукой.

    Тест считается невыполненным, если испытуемый в течение 15 с начертил меньше 20 линий правой рукой и меньше 12 – левой (для левшей цифры обратные). Линии, выходящие за горизонтальные линейки или не доходящие до них больше, чем на 3 мм, не подсчитываются. Тест расценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания одной рукой ставится 1/2 балла. В протоколе указывается для какой руки выполнено задание, а также отмечаются перемены скорости начертания. При неудаче допускается повторение теста не более
    2 раз для каждой руки.

    Тест 5. Испытуемый в удобном ему темпе марширует по комнате. Одновременно с маршировкой он должен, взяв в левую руку катушку, смотать с нее нитку и намотать ее на указательный палец правой руки. По истечении 15 с дается сигнал о прекращении работы, после чего через 5–10 с испытуемому предлагают снова начать маршировать, взяв на этот раз катушку в правую руку, и намотать нитку на левый указательный палец. Через 15 с дается сигнал о прекращении работы.

    Тест считается невыполненным, если испытуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал движения разновременно: останавливался и тогда сматывал нитку или маршировал, но нитку не сматывал. Если задание выполнено частично (для одной руки), то тест в целом считается невыполненным и расценивается минусом; в протоколе должно быть указано, для какой руки сматывание нитки и маршировка были одновременными. При неудаче допускается повторение теста не более 2 раз.

    Тест 6. Испытуемому предлагают, взяв перкуссионный молоток, несколько раз сильно ударить им по столу; задание сначала проделывается для правой руки, потом для левой.

    Следят за тем, чтобы не было лишних движений (оскаливания зубов, наморщивания лба, сжимания губ и т.п.), при наличии которых тест считается невыполненным. При частичном выполнении (для одной руки) тест в целом расценивается минусом. При неудаче тест повторяется не более 2 раз для каждой руки.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    источник

    студент, фельдшерского отделения ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»,

    студент, фельдшерского отделения ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»,

    преподаватель ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»,

    преподаватель ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»,

    Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. При этом базисным показателем является уровень развития ребенка, прежде всего, физического.

    Как отмечают многие исследователи, именно уровень физического развития ребенка, в первую очередь, является прямым отражением качества его жизни и во многом определяет уровень его здоровья, созревания систем организма, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям и болезням, степень и скорость адаптации ребенка к окружающей его жизни. Физическое развитие, как и здоровье ребенка в целом, является критерием взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов [1-3].

    Физическое развитие, как мера способности организма ребенка к оптимальному функционированию, характеризует здоровье ребенка на первичном уровне, когда еще незаметно, хотя и обусловлено, снижение общей сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Выявляемые по итогам медицинских профилактических исследований показатели физического развития отражают стадии движения ребенка от здоровья к болезни и выступают в этом случае критерием донозологической диагностики, “маркером” отрицательного влияния среды на человека [3, c. 12], а всесторонняя оценка характера развития и состояния здоровья ребенка требует обязательного учета физического и нервно-психического развития, степени и гармоничности полноценности функционального состояния его организма.

    Актуальность оценки уровня физического развития детей дошкольного возраста обусловлена тем, что ее результаты, как правило, являются решающими аргументами для выработки требований определенных изменений в методах физического воспитания, питания и, в дальнейшем, обучения детей, пересмотра гигиенических нормативов общей физической и интеллектуальной нагрузок в программах дошкольного воспитания, изменения в подходах к организации развивающей среды для каждого ребенка, а также при планировании диспансерной и профилактической работы детских амбулаторно-поликлинических учреждений.

    Материалы и методы.

    Цель исследования: изучить и оценить физическое развитие детей дошкольного возраста на примере контингента детей педиатрических участков детских поликлиник г. Курска.

    Объект исследования: дети дошкольного возраста.

    Предмет исследования физическое развитие детей дошкольного возраста.

    Методы исследования: антропометрия, статистическая обработка данных, анализ вариационных рядов (рядов распределения), сравнительный анализ, ранжирование.

    Исследование показателей физического развития проводилось с помощью антропометрических измерений (длины и массы тела, окружностей головы и груди) среди детей дошкольного возрастов трех возрастных групп (3-4 года, от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет) по 50 человек в каждой. Общее количество исследуемых составило 150 детей педиатрических участков детских поликлиник г. Курска.

    Результаты исследования и их обсуждение.

    Результаты измерений длины и массы тела детей в исследуемых возрастных группах рассчитаны в виде вариационных рядов. Анализ полученных данных показал, что длина тела детей в возрасте от 3 до 4 лет в среднем составляет 96,7 см, у детей в возрасте от 5 до 6 лет – 112,3 см; в возрасте от 6 до 7 лет – 125,1 см (рисунок 1).

    Наименьшее среднее квадратическое отклонение от средней арифметической длины тела детей наблюдается в возрастной группе 5-6 лет (±3,79), наибольшее – в возрастной группе от 6 до 7 лет (±6,87), что объясняется небольшим ускорением роста в этом возрасте. Уровень разнообразия значений длины тела детей для всех возрастов оказался слабым, в пределах 3,37-5,49 %.

    Рисунок 1. Длина тела детей разных возрастных групп

    В ходе анализа результатов измерений массы тела детей в разных возрастных группах выявлено следующее: у детей в возрасте от 3 до 4 лет масса тела в среднем составляет 15,1 кг. У детей в возрасте от 5 до 6 лет масса тела в среднем составляет 19,27 кг; в возрасте от 6 до 7 лет – 25,57 кг (рисунок 2).

    Наименьшее среднее квадратическое отклонение от средней арифметической массы тела детей наблюдается в возрастной группе 3-4 лет (±0,58), наибольшее – в возрастной группе от 6 до 7 лет (±2,08), что объясняется тем, что процесс нарастания массы тела в возрасте от 6 до 7 лет более интенсивен. Уровень разнообразия значений массы тела детей всех исследуемых возрастов слабый, в пределах 3,83-7,86 %.

    Рисунок 2. Масса тела детей разных возрастных групп

    Результаты средних значений окружностей головы и груди у детей в каждой возрастной группе представлены на рисунке 3, из которого видно, что увеличение размера окружности головы происходит менее интенсивно, темп прироста в пределах 107 %, чем увеличение размера окружности грудной клетки, темп прироста которых находится в пределах 135 %.

    Рисунок 3. Средние значения окружностей головы и груди у детей разных возрастных групп

    Для анализа соответствия выявленных показателей физического развития детей средним стандартным показателям для каждой возрастной категории детей нами взяты средние значения антропометрических данных (длины и массы тела) каждой возрастной группы, полученные расчетным путем.

    Сравнительный анализ соответствия средних величин массы и длины тела детей в каждой возрастной группе стандартным показал, что во всех возрастных группах показателям средней длины тела соответствует показатели средней массы тела в средней зоне центильных вероятностей (от 25-75 %), что свидетельствует о гармоничности физического развития большинства детей в каждой из исследуемых групп.

    1. Результаты оценки физического развития детей дошкольного возраста позволяют вносить необходимые изменения в методы физического воспитания и питания детей, в гигиенические нормативы общей физической и умственной нагрузки, в программы развивающего обучения детей и оснащения детских дошкольных учреждений, в планирование диспансерной и профилактической работы детских амбулаторно-поликлинических учреждений.
    2. Во всех возрастных группах исследуемого контингента показателям средней длины тела соответствует показатели средней массы тела в средней зоне центильных вероятностей (от 25-75 %), что свидетельствует о гармоничности физического развития большинства детей в каждой из исследуемых групп.
    3. Уровень разнообразия значений длины и массы тела детей для всех возрастов исследуемого контингента оказался слабым.
    4. В результате анализа средних квадратических отклонений от средних арифметических значений длины и массы тела детей наибольшие отклонения установлены в возрастной группе от 6 до 7 лет, что объясняется более интенсивными физиологическими процессами нарастания массы тела и ускорения роста в этом возрасте.

    источник