Меню Рубрики

Анализ диагностики детей 3 лет

Диагностика развития детей 3 – 4 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает шесть небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».

Критерии оценки:

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно — 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, взрослый ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку — 2 балла.
  • Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на две части, как показано на рисунке. Разложите части так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

Критерии оценки

  • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях — 2 балла.
  • Ребенок выполнил задание путем проб — 1 балл.
  • Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

Процедура проведения. У взрослого и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).

  1. Взрослый берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
  2. Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
  3. Взрослый поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков — 2 балла.
  • Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки (или предметы). Аналогичный набор находится у взрослого. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.
  • Ребенок правильно назвал 3—5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания — 1 балл.
  • Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

Процедура проведения. Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
  • Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не понял инструкции — 0 баллов.

Высокий уровень —8 —12 баллов.
Средний уровень —5—7 баллов.
Низкий уровень — 0—4 балла.

источник

Елена Пономарева
Протокол педагогического обследования ребенка 3–4 лет

Протокол педагогического обследования ребенка 3-4 лет

Дата обследования___

Ф. И. О. ребенка___

Дата рождения___ Возраст на момент обследования___

Адрес проживания ___ по прописке ___

1. Представление о себе и ближайшем окружении:

Как тебя зовут?___ Как твоя фамилия?___

Сколько тебе лет?___ Ты мальчик или девочка?___

Как зовут маму? ___ Какие твои любимые игрушки? ___

2. Исследование зрительного восприятия:

восприятие величины большой – маленький не соотносит, соотносит, обозначает словом

восприятие цвета красный___, синий___, желтый___, зеленый___, черный___, белый___; не соотносит, соотносит, обозначает словом

восприятие формы: подбери картинку по образцу:

не соотносит, соотносит, обозначает словом

наложенные изображения машинка пирамидка мячик

зашумленные изображения бабочка цветы

3. Исследование зрительно — пространственного гнозиса, конструктивного праксиса:

ориентировка в пространстве вверху – внизу

складывание разрезных картинок

из палочек по образцу (2-4 палочки) не /соотносит с образцом / исправляет ошибки сам/

из геометрических фигур не /соотносит с образцом / исправляет ошибки сам/

*Анализ (выделение объектов из сюжетной картины): «Что нарисовано на картинке?» ___

*Сравнение: «Чем похожи картинки?» ___

*Обобщение. Назови предметы:

игрушки пирамидка / мячик / машинка / кукла

посуда тарелка /нож /кастрюля / ножка

одежда платье / рубашка / юбка / шорты

*Исключение: «4- лишний» кастрюля ___, пирамидка, неваляшка, кубики ___

*Количественные представления и счет: покажи, где машинок много ___, одна ___, ни одной __ *Загадка: выбери из картинок: зеленая, пушистая, колючая___ Повтори какая елочка ___

5. Сформированность временных представлений

*Части суток: Когда ты спишь? ___ Когда играешь? ___

*Времена года: Какое это время года? /Покажи, где зима ___ / лето ___

Подбери картинку, которая подходит к зиме ___

6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).

*рисование горизонтальных и вертикальных линий / задание выполняет/ не выполняет; исправляет ошибки сам(-а)/ с помощью; не соотносит с образцом/

*умение держать карандаш /ведущая рука П/Л, захват 345 пальцами, 2-ой фалангой большого пальца, кулаком.

7. Состояние общей моторики

*переложить флажок из одной руки в другую над головой___, за спиной___, перед собой___

(нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др___

8. Понимание словесной инструкции: понимает/ не понимает, полностью, развернутую, простую, ситуативно, на уровне знакомых слов.

9. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:

*коммуникативное поведение (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

*особенности внимания (устойчивое, неустойчивое); работоспособность ___

*социально-эмоциональная адекватность ___

*обученность: знания, умения, навыки и представления НЕ / ЧАСТИЧНО / соответствуют возрасту и требованиям образовательного стандарта

Заключение: познавательное развитие ___

Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 6 до 7 лет) дошкольной образовательной организации Мониторинг социально-коммуникативного развития на начало года показывает показатель 3,8- есть проблема в развитии детей. Вывод (СЕНТЯБРЬ):.

Консультация для родителей «Психологические особенности ребенка 3–4 лет, или Кризис 3-х лет» Цель: Знакомство с родителями с основными характеристиками кризиса трех лет. Обмен опытом эффективного взаимодействия с детьми. Совместная.

Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников 6–7 лет на этапе подготовки к школе Поступление дошкольника в школу означает смену социальной позиции, изменение всей социальной ситуации его развития. Учебная деятельность.

Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам психолого – педагогического обследования Психологическое обследование проводилось по запросу родителя с целью.

Протокол №2 круглого стола с родителями «Можно или нельзя. Как научить ребенка правильно реагировать на слово «нельзя» Круглый стол – дискуссия с родителями в 1 младшей группе «Пчелка» МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» Тема: «Можно или нельзя. Как научить ребенка.

Протокол родительского собрания №1 в старшей разновозрастной группе «Теремок» (5–7 лет) Тема: «Возрастные особенности детей 6–7 лет» Цель: 1. Способствовать развитию педагогической компетенции родителей. 2. Познакомить родителей.

Протокол родительского собрания «Что должен знать и уметь ребенок 2–3 лет» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2 «ПЧЁЛКА» ГОРОДА АСИНО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Протокол родительского.

Протокол родительского собрания второй младшей группы (с 3 до 4 лет) ПРОТОКОЛ родительского собрания второй младшей группы (с 3 до 4 лет) ___. 2016 год № 1 Списочный состав: человека Присутствует.

Тактика проведения психолого — педагогического обследования ребёнка с ОВЗ Тактика проведения психолого – педагогического обследования ребёнка с ОВЗ. Для успешности психологического обследования Т. Д. Марцинковская.

источник

Выводы по результатам диагностики

во второй младшей группе №3 на сентябрь 2017 год.

В начале 2017 учебного года во второй группе раннего №3 была проведена диагностика освоения детьми основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ № 7 детский сад «Солнечный город» по всем образовательным областям.

Итоги диагностики освоения программного материала показали, что детьми второй младшей группы №3 материал по пяти образовательным областям усвоен на среднем уровне.

Обследовано : 30 воспитанников.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

Начало года (сентябрь) – средний показатель: 3,4 – 68%

У большинства детей хорошо развита игровая деятельность, есть приобщение к элементарным общегрупповым нормам и правилам взаимопонимания со сверстниками и взрослыми. Дети ситуативно проявляют доброжелательное отношение к окружающим, имеют опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Большинство детей группы могут самостоятельно подбирать атрибуты для игр, ролей. Дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.

Рекомендации на новый учебный год 2017-2018: продолжать работу с детьми через использование дидактических игр по проблеме; заинтересовывать детей через игровые ситуации, чтением книг с проблемными ситуациями. Использовать в работе с детьми дидактические игры «Мои друзья» , «Какое настроение» , «Какой мой друг» и др. необходимо уделять внимание обогащению сюжета игр, общаться со взрослыми и сверстниками.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Начало года (сентябрь) – средний показатель: 3,5 – 70%

По данным показателям хочется отметить, что с течении года произошли значительные изменения в развитии детей. Улучшились показатели в развитии познавательных интересов и интеллектуального развития. У детей сформированы первичные представления о себе, семье. Дети способны устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Различают понятия «больше», «меньше», ориентируются во времени, понимают и различают: утро, день, вечер, ночь. Большинство детей знают геометрические фигуры. Умеют группировать предметы по цвету, размеру и форме, понимают смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа.

Некоторым детям тяжело даётся сравнение предметов. Поэтому с ними будет проведена индивидуальная работа в новом учебном году.

Рекомендации на новый учебный год 2017-2018: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры, умение решать проблемные задачи необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, а так же использовать в своей работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Образовательная область «Речевое развитие».

Начало года – средний показатель: 3,2 – 64%

В различных видах и формах детской деятельности мы уделяли повышенное внимание развитию компонентов устной речи. Дети стали более свободно общаться со взрослыми и сверстниками, отвечают на разнообразные вопросы, касающиеся ближайшего окружения. Научились слушать текст, рассматривать картинки в книгах. Большинство детей используют в своей речи все части речи. В речи детей появились обобщающие понятия такие как: времена года, транспорт, мебель, одежда, профессии. Есть такие дети, которые по картинкам могут рассказать сказку.

Тем детям, у которых есть небольшие проблемы в разговорной речи, будет уделено особое внимание в следующем году.

Рекомендации на новый учебный год 2017-2018: учить детей внимательно слушать литературные произведения, расширять знания о жанрах литературы, запоминать короткие четверостишия.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

Начало года – средний показатель: 3 – 60%

Конструирование: дети умеют различать фигуры, строить по образцу, но затрудняются строить по заданным условиям, а так же конструировать по собственному замыслу, хотя проявляют желание. При рассматривании выделяют части построек и рассказывают, из каких деталей состоит постройка.

Рисование: дети могут правильно держать карандаш и кисть, создавать простейшие изображения красками, различают цвета. Способны изобразить круг, предметы состоящие из прямых и наклонных линий.

Лепка: дети умеют отделять от большого куска небольшие кусочки, умеют раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, могут создавать предметы, состоящие из 2 – 3 частей, соединяя их путём прижимания друг к другу.

Аппликация: дети умеют предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составлять изображения и наклеивать их. Умеют аккуратно пользоваться клеем.

Рекомендации на новый учебный год 2017-2018: вести индивидуальную работу с некоторыми детьми по формированию, умений и навыков по изобразительной деятельности в соответствии с программой.

Образовательная область «Физическое развитие».

Начало года – средний показатель: 3,4 – 68%

Постоянное внимание уделяется культурно – гигиеническим навыкам. Это реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности. Дети владеют простейшими навыками поведения во время еды и умывания, приучены к опрятности, замечают и устраняют непорядок в одежде.

Рекомендации на новый учебный год 2017-2018: особо уделять внимание закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств, продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия закаливания организма, формировать основные движения. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику минут в соответствии с возрастными особенностями детей .

Читайте также:  Анализ на туберкулез для детей

Программа по всем разделам образовательных областей усвоена детьми нашей группы на уровне 66%, средний балл – 3,3, что является нормой общегруппового развития.

Алгоритм написания выводов порезультатам мониторинга детского развития.

Проект по формированию интереса к исследовательской деятельности и экспериментированию.

Младший дошкольник всегда готов воспринимать информацию от взрослого. Главная задача педагога поддерживать и развивать интерес ребенка к различным видам деятельности.Особенно важную роль несёт развити.

Привожу пример темы самообразования а также ее цели задачи и актуальность.

Выводы к мониторингу за 3 года «Формирование элементарных экологических представлений».

источник

Составила: педагог дополнительного образования

Одинокова Божена Олеговна

Диагностика уровня развития речи 3-4 года (обучение грамоте)

Цель: выявление уровня речи детей дошкольного возраста.

Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

сформированность фонематического слуха;

предметный и глагольный словарь;

уровень развития активной речи;

состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.

Рассмотрим методики обследования речи детей (5 серий заданий).

СЕРИЯ 1 Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.

1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование: игрушки — машинка, матрешка, мишка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку».

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции (1 балл) .

2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией (1 балл).

3. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши».

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.

Формирование связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: развитие восприятия звуков (фонематический слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматриваются состояние фонематического слуха, готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков и произношение отдельных звуков (1 балл).

Диагностика мышления 3-4 года

Цель: выявить уровень развития элементарных математических представлений.

Зачеркни лишний предмет (за каждую группу по 1 баллу, максимальное количество баллов – 3).

За каждую группу по 1 баллу, максимальное количество баллов – 3.

По 1 баллу за задание, максимально – 2 балла.

источник

Психомоторное развитие ребенка младшего возраста является неотъемлемой частью в познании окружающего мира и подготовке к дальнейшей жизни. Именно дошкольный возраст характеризуется рядом изменений и метаморфозов, от которых зависит кем станет маленький человечек. Как взрослым понять все ли в порядке, требуется ли помощь специалиста? Итак, обо всем по порядку.

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

  • моторика;
  • сенсорика;
  • речь;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.

Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.

Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.

Психологическое обследование делится на 2 группы:

  1. Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
  2. Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.

Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:

  • «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
  • «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
  • «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
  • «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.

Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.

Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.

При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.

В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.

источник

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.2. – 233 с.

УДК 159.922.736.2 ББК Ю962.13
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ИТОГОВ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Раскрыты новые подходы к отбору содержания психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста, к анализу итогов обследования ребенка специалистами дошкольного образовательного учреждения, представлено содержание показателей, раскрывающих качественно–количественную оценку результатов психолого- педагогической диагностики детей 2–3 года жизни.
Ключевые слова: программа диагностики, дети раннего возраста, качественно-количественная оценка, отклонения в развитии.

Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. В этот период происходит становление всех органов и систем ребенка, развитие его психики. Эффективная воспитательно-образовательная работа с детьми до 3 лет возможна при условии систематического контроля за их развитием. Для создания программы психолого-педагогической диагностики нами были использованы методы изучения детей раннего возраста, разработанные отечественными учёными Л. А., Венгер, А.А. Катаевой, Э.И Леонгард, И.А. Коробейниковым, Я.А., Коломинским, Е.А. Стребелевой, 3. Л. Фрухт, Н. М. Аксариной, К. Л. Печорой, Г. М. Ляминой, Е.О. Смирновой Л.Н., Галигузовой Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой и многих других авторов [2, 3, 4, 5].

Но необходимо отметить, что общепринятый анализ результатов диагностики недостаточно полно раскрывает образовательный потенциал ребенка, позитивные личностные особенности, которые позволяют успешно решать познавательные, речевые, социально-личностные проблемы, и определить систему его индивидуального психолого-педагогического сопровождения на основе возможного освоения ребенком основной образовательной программы.

Все вышесказанное предопределило необходимость нового подхода к анализу итогов обследования ребенка специалистами дошкольного образовательного учреждения, и ввести качественно-количественную оценку результатов исследования. Качественная сторона анализа результатов предполагает оценку процесса выполнения ребенком заданий. Количественная оценка позволит сравнить уровень развития того или иного показателя деятельности детей, делает объективным процесс подведения итогов диагностики.

Считаем, что наиболее эффективным является подход к анализу результатов диагностики дошкольников отечественных ученых И.Ю. Левченко, Н.А. Киселёвой. Они предлагают для удобства сравнения между собой количественных оценок разнородных качественных показателей «высший оценочный балл – 3, низший – 1 балл и промежуточные значения как результат постепенного уменьшения высшего значения оценочного параметра – 3 балла при переходе к его низшему значению – 1балл». Каждый оценочный показатель наполнен совокупностью оценочных параметров, которые ранжированы в рамках показателя. Высший бал получает тот оценочный параметр, который соответствует проявлению качественного показателя при нормальном уровне психического развития ребенка. Все другие свидетельствуют об отклонении от нормы [5, с.96].

Для проведения качественно–количественной оценки результатов диагностики разработаны таблицы на основе методик для раннего возраста таких ученых как Е.А. Стребелевой, Е.О. Смирновой Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, З.А. Репиной И.А. Коробейникова, Я.А., Коломинского, 3. Л. Фрухт и др. [2, 3, 4, 5].

Показатели качественно-количественной оценки результатов диагностики предлагается использовать как «ключ» для выбора и соответствующих им баллов при оценке особенностей деятельности ребенка по результатам его психолого-педагогического обследования и заносить полученные результаты в протокол. Ниже приводим перечень разделов, наименование методов диагностики, основные цели и содержание показателей, раскрывающих качественно-количественную оценку результатов психолого-педагогической диагностики детей 2–3 года жизни.

I. Исследования движений и действий. Моторика.

1.1 Состояние общей моторики и оценка двигательных возможностей ребенка (Статические и изолированные движения. Упражнения на координацию движений):
– синхронно и точно выполняет движения, темп выполнения движений нормальный – 3 б;
– отмечаются незначительные нарушения координации, замедленный или ускоренный темп – 2, 5б;
– отмечаются наличие нарушений – трудности нахождения отдельных поз, переключения с одного движения на другое, персеверации, повышенный тонус – 1,5б;
– действует неадекватно или испытывает серьезные трудности нахождения отдельных поз, движения не координированы –1б.

1.2 Подвижность рук и моторика пальцев («Лови шарик», «Собери изюм в мисочку»):
– манипулятивная функция развита достаточно, использует захват двумя пальцами – большим и указательным, движения рук согласованные владеет предметными действиями, темп нормальный или замедленный – 3б;
– манипулятивная функция несколько ограничена, ребенок использует захват двумя пальцами, но часто работает одной рукой, отмечается не достаточная дифференцированность и координации движений пальцев рук, поэтому ребенок не может самостоятельно зашнуровать ботинки, завязать бантик, темп нормальный или замедленный – 2,5б;
– манипулятивная функция ограничена, ребенок использует ладонный захват, или использует захват верхней или нижней третью пальцев рук, от- сутствует согласованность действий обеих рук, характерны трудности в нахождении поз, наблюдается неловкость пальцевой моторики, нарушения дифференцированности, точности движений координации, тремор, не владеет предметными действиями – 1,5б;
– манипулятивная функция резко ограничена – наблюдаются трудности при манипуляциях с предметами при наличии хватания ребенок, самостоятельно не расстегивает и не застегивает пуговицы на одежде – 1б.

2.1 Практическая ориентировка на величины, наличие соотносящих действий («Спрячь шарик», «Разбери и сложи матрешку», «Разбери и сложи пирамидки»):
– зрительное соотнесение использует соотносящие действия – 3б;
– примеривание или целенаправленные пробы, но трудности при выполнении соотносящих действий эффективно использование указательного жеста или речевой инструкции – 2,5б;
– выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого, нет соотносящих действий –1,5б;
– не сформировано восприятие величины или действует неадекватно – 1б.

Читайте также:  Анализ на цитомегаловирус у детей

2.2 Зрительное восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции («Найди парные картинки»):
– зрительное восприятие предметных картинок сформировано – уверенно сличает парные картинки – 3б;
– зрительное восприятие предметных картинок несколько снижено допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно – 2,5б;
– зрительное восприятие предметных картинок резко страдает – не сличает парные картинки даже после обучения – 1,5б;
– зрительное восприятие предметных картинок не сформировано – действует неадекватно, не фиксирует взгляд на картинке –1б.

2.3 Целостное восприятие предмета («Сложи разрезные картинки»):
– целостное восприятие предмета сформировано – действует самостоятельно методом целенаправленных проб, либо практическим примериванием – 3б;
– целостное восприятие предмета несколько снижено – с заданием справляется самостоятельно после обучения – 2,5б;
– целостное восприятие предмета резко страдает – с заданием не справляется и помощь не эффективна – 1,5б;
– целостное восприятие предмета не сформировано – действия беспорядочные, не адекватные – 1б.

III. Пространственные представления.

3.1 Части тела и лица (Беседа):
– различает и называет части тела, дифференцирует их местоположение, но может ошибаться – 3б;
– показывает по просьбе взрослого части тела и лица (голова, лицо, руки, ноги, спина) – 2,5б;
– показывает части тела и лица по подражанию – 1,5б;
– не ориентируется в частях собственного тела, помощь не принимает –1б.

3.2 Ориентировка в помещении (Беседа, наблюдение):
– самостоятельно ориентируется в пространстве группы, понимает вопросы, может показать, где что находится в группе –3б;
– слабо ориентируется в пространстве группы, но после дополнительных уточняющих вопросов выполняет поручение – 2,5б;
– ориентируется в пространстве группы с помощью взрослого–1,5б;
– не ориентируется в помещении группы и на участке детского сада, помощь не принимает, либо ребенок самостоятельно не передвигается – 1б.

4.1 Наглядно-действенное мышление («Достань тележку»):
– самостоятельно анализирует условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки, имеется почти постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих действий и «оречевить» её – 3б;
– анализирует условия, поиск орудия и способа его применения происходит на уровне проб, после двух – трех попыток достигает результат – 2,5б;
– отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения общепринятого орудия, не отбрасывает ошибочные варианты и не фиксирует верные, после некоторых неудачных попыток отказывается от выполнения задания – 1,5б;
– в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно – 1б.

4.2 Умение анализировать образец, действовать по подражанию, показу («Построй из палочек»):
– действует целенаправленно, работает по показу или образцу, заинтересован в конечном результате – 3б;
– целенаправленность резко снижается из–за неустойчивости внимания, пресышения деятельностью, выполняет задание только после подражания действиям взрослого – 2б;
– не целенаправленная деятельность, после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается – 1,5б;
– действует неадекватно, бесцельно, хаотично, не доступны даже совместные действия – 1б.

4.3 Элементарные математические представления (Беседа)
– различает количество предметов один и много, большой и маленький, кирпичик, куб, шар –3б;
– принимает и выполняет задание по показу, либо по подражанию, но затрудняется различать предметы по величине, форме по слову –2б;
– не различает много и один, предметы по форме и величине, не понимает и не выполняет задание, действует неадекватно – 1б.

Особенности мнемических процессов («Послушай и выполни»):
– действует в соответствии с инструкцией, запоминает и выполняет 3 – 4 действия – 3б;
– инструкцию понимает, запоминает и выполняет 2 – 3 действия – 2,5б;
– запоминает и выполняет одно действие после неоднократного повторения – 1,5б;
– задание не принимает и не выполняет – 1б.

VI. Общий запас знаний и представлений.

Точность осознанность представлений «Беседа»
– представления об окружающем конкретны, развёрнуты, отвечает на все вопросы – 3б;
– представления об окружающем конкретны, осознанны, но знаний недостаточно, в ответах на вопросы допускает грамматические ошибки – 2,5б;
– представления об окружающем неполноценны, ограничены, знания бессистемны, фраза односложная, аграмматичная – 1,5б;
– представления об окружающем резко ограничены, или отсутствуют, не дифференцирует имя и фамилию или только откликается на свое имя, узнает себя и родителей на фотографии, либо на вопросы не отвечает и отказывается сотрудничать со взрослым – 1б.

Уровень развития игры (Наблюдение):
– оптимальный уровень (высокий) – выполняет 2–3 предметно-игровых действия, игровые действия носят отобразительный, сюжетный характер,
начинает играть вдвоём со сверстником; использует заместители; игровые действия сопровождает речью – 3б;
– достаточный уровень (средний)– проявляет интерес к играм сверстников, но неустойчивый предпочитает играть в одиночестве или рядом, игровые действия носят отобразительный характер, заместители почти не использует, игру речью не сопровождает, игра не продолжительна – 2б;
– допустимый уровень (ниже среднего) – интерес к игрушкам поверхностный, игровые действия процессуального характера, действиям других детей не подражает, интерес к игрушкам кратковременный – 1,5б;
– критический уровень (низкий) значительное отставание от возрастных нормативов – ребенок самостоятельно не играет, использует игрушки не по назначению (грызёт, стучит, бросает, ломает) – 1б.

VIII. Продуктивные виды деятельности.

Предпосылки к предметному рисунку, согласованность действий обеих рук («Нарисуй», (дорожку, домик), наблюдение):
– предпосылки к предметному рисунку ярко выражены – уверенно держит карандаш, чертит линии, узнает, и называет, что нарисовал, четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук – 3б;
– предпосылки к предметному рисунку на достаточном уровне – пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными, прерывистыми линиями без определенного направления, понимает конечный результат своих действий, определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук – 2,5б;
– предпосылки к предметному рисунку на допустимом уровне – есть стремление что-то изобразить (черкание), к конечному изображению безразличен, не выделена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук –1,6б;
– предпосылки к предметному рисунку не сформированы, не использует карандаш для черкания по бумаге, либо действует неадекватно – 1б.

IX. Состояние речевой деятельности (Беседа, наблюдение, логопедическая диагностика):

9.1 Понимание речи
– понимание речи в полном объеме, принимает активное участие в речевом диалоге 3б;
– понимание речи ситуативное, на бытовом уровне – 2б;
– понимание речи недостаточно (импрессивный аграмматизм) плохое понимание жеста, употребление примитивных стандартных жестов – 1,5б;
– не понимает обращенную речь, не может осуществлять функцию общения, не компенсируется мимико–жестикуляторными средствами –1б.

9.2 Состояние речевого аппарата
– анатомическое строение артикуляционного аппарата без отклонений – 3б;
– незначительные нарушения – 2б;
– значительные нарушения строения артикуляционного аппарата –1б.

9.3 Наличие фразовой речи и ее характеристика
– собственная речь фразовая, хорошо понятная для окружающих – 3б;
– собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих – 2б;
– собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов – 1,5б;
– собственная речь отсутствует, либо нет даже отраженной речи – 1б;

9.4 Сформированность грамматического строя речи
– отвечает на вопросы фразой, грамматически правильно строит предложения, употребляет простые предлоги –3б;
– отвечает на вопросы словом – 2,5;
– высказывания на уровне звукоподражания, либо лепета –1б.

9.5 Сформированность фонетической стороны речи
– звукопроизношение соответствует возрасту –3б;
– отмечаются незначительные дефекты произношения – 2,5б;
– не сформирована фонетико-фонематическая сторона речи (звуки отсутствуют или замены и смешение звуков) – 1б.

Вывод: (среднее значение данного блока в баллах):
– развитие речи в пределах возрастной нормы
– незначительное отставание в развитии речи
– значительное или выраженное отставание в развитии речи.

Анализ данных, полученных в результате диагностики детей группы, позволит определить фактический уровень развития каждого ребенка, своевременно отследить отклонения в развитии или поведении малыша и общими усилиями с родителями скорректировать коррекционно-развивающие воздействия, опираясь на зону ближайшего развития, не забегая вперед (что может вызвать у детей перенапряжение, потерю интереса к какой-либо деятельности), и не пропуская ни одну ступень в развитии.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтверждённых в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией или психолого-медико-педагогическим консилиумом учреждения, содержание коррекционно-развивающей программы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически– ориентированных навыков [6 п.3.4.].

Литература
1. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 160 с.
2. Организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии / сост. Г.Н. Лаврова. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», – 2007. – 329 с.
3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под. ред. Е.А. Стребелевой. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.
4. Семаго, М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.
5. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова – М.: МГППУ, 2002. – 128 с.
6. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. Приказ №1155. – М, 2013. – 29 с.

источник

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Диагностика познавательного развития показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. При этом следует иметь в виду, что в случаях серьезных недостатков в умственном развитии необходимо применить не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением и игрой. В более сложных случаях требуется клиническое, нейрофизиологическое, патопсихологическое изучение ребенка и т. п.

Перед проведением психолого-педагогического обследования ребенка родителям необходимо иметь заключение о соматическом и неврологическом статусе, о состоянии зрительного и слухового анализаторов.

При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий:

§ присутствие родителей (или лиц, их заменяющих);

§ налаживание доброжелательного контакта взрослого с ребенком в целях создания особых, доверительных отношений между ними;

§ предложение заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности;

§ в случаях затруднений при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех ребенку необходимо оказать помощь, а затем предложить ряд заданий с учетом его возможностей.

Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются:

§ способы выполнения задания;

§ обучаемость в процессе обследования;

§ отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания. Согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению с взрослым.

Способы выполнения задания. При обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения.

При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются:

§ метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод

§ метод зрительной ориентировки.

Адекватность действий. Учитывается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов.

Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.

Обучаемость в процессе обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста.

Допустимы следующие виды помощи:

§ выполнение действия по подражанию;

§ выполнение задания по подражанию с использованием указательных

§ выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции.

Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия:

§ количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;

§ речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка;

§ обучаемость (переход ребенка от неадекватных действий к адекватным,

свидетельствует о его потенциальных возможностях, отсутствие результата в

некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с

нарушениями эмоционально-волевой сферы).

Отношение к результату своей деятельности.

Для нормально развивающихся детей характерны заинтересованность в собственной деятельности и в конечном результате деятельности.

Безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату — для ребенка с нарушениями интеллекта.

Количественная оценка. Все указанные выше параметры нашли отражение в балльной оценке познавательного развития детей.

При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.

Количественная оценка в баллах:

1 ребенок не сотрудничает с взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к

заданию, не понимает его цели.

2 ребенок принимает задание, начинает сотрудничать с взрослым,

стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не

может, в процессе диагностического обучения действует адекватно,

но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.

3 ребенок начал сотрудничать с взрослым, принимает задание, понимает

его цель, но самостоятельно задание не выполняет;

в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем

переходит к самостоятельному способу выполнения задания.

4 ребенок сразу начинает сотрудничать с взрослым, принимает и

понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34—40).

Важно отметить, что в случаях обнаружения отставания в умственном развитии ребенок должен быть обследован психоневрологом или невропатолога.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕОБУЧЕНИЕ,

КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследование детей

Разбери и сложи пирамидки:

Поиграй с цветными кубиками:

с четырьмя (красный, желтый, зеленый, синий)

молоточек из двух палочек

Читайте также:  Анализ на углеводы у грудных детей

скользящая и одна ложная тесемка

Для проведения обследования необходимо иметь:

2. Три коробочки четырехугольной формы одного цвета, разные по

величине, с соответствующими крышками;

три разных по величине шара одного цвета.

3. Две матрешки (трехсоставные).

§ из трех колец одного цвета;

§ четырех колец одного цвета.

5. Две пары предметных картинок.

§ первая пара — одна из предметных картинок разрезана на две части;

§ вторая пара — одна из картинок разрезана на три части.

8. Пять плоских палочек одного цвета.

9. Тележка с кольцом, через которое продета тесемка.

Номера пунктов соответствуют номерам заданий.

При анализе результатов обследования основное внимание надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.

Многие дети раннего возраста с отклонениями в умственном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания имеют невербальную форму выполнения.

Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности от наиболее легких к более сложным.

Отдельные задания дублируются, т. е. дается несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки)

Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету.

Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка, поэтому при необходимости надо провести обследование слуха и зрения.

§ на установление контакта и сотрудничества ребенка с взрослым;

§ на выявление понимания ребенком словесной инструкции;

§ на умения следить за двигающимся предметом,

§ на определение уровня развития ручной моторики.

Оборудование: желобок, шарик.

психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.

§ понимание речевой инструкции;

§ желание сотрудничать (играть) с взрослым;

Результаты проведенного обследования (в баллах):

1 ребенок не начинает сотрудничать даже после обучения, ведет

себя неадекватно (бросает шарик, берет шарик в рот и т. д.);

2 ребенок обучился и начинает сотрудничать, пытается катить

ловить шарик, но это не всегда удается;

3 ребенок самостоятельно приступает к сотрудничеству, но поймать

шарик не всегда удается из-за моторных трудностей;

после обучения результат положительный;

4 ребенок сразу начинает сотрудничать с взрослым; успешно ловит и катит

§ на выявление практического ориентирования на величину;

§ наличия соотносящих действий.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной

формы одного цвета с соответствующими крышками;

два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать.

Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

§ понимание речевой инструкции;

§ способы выполнения — ориентировка на величину;

§ наличие соотносящих действий;

§ отношение к своей деятельности;

Результаты проведенного обследования (в баллах):

1 ребенок не понимает задание; не стремится к цели;

после обучения задания не понял.

2 ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению

цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату

безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении

соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой);

ребенок заинтересован в результате своей деятельности;

после обучения задание выполняет.

4 ребенок сразу понимает задание, выполняет его, применяет соотносящие

действия, заинтересован в конечном результате.

3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ.

§ на выявление уровня развития практического ориентирования на

§ наличия соотносящих действий;

§ понимания указательного жеста;

§ умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки.

психолог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.

Обучение: психолог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка

спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

§ понимание указательного жеста;

§ наличие соотносящих действий;

Результаты проведенного обследования (в баллах):

1 ребенок не научился складывать матрешку, после обучения самостоятельно

не действует, ведет себя неадекватно (берет матрешку в рот, кидает,

стучит, зажимает матрешку в руке и т. д.).

2 ребенок выполняет задание, только подражая действиям взрослого.

3 ребенок принимает и понимает задание, но выполняет его после помощи

взрослого (используется указательный жест или речевая инструкция); и

понимает, что конечный результат достигнут; после обучения

самостоятельно складывает матрешку.

4 ребенок сразу принимает и понимает задание; выполняет его

самостоятельно, отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован

4. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКИ.

§ на выявление уровня развития практического ориентирования

§ на наличие соотносящих действий;

§ на определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук;

Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колечек.

психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить.

Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Результаты проведенного обследования (в баллах):

1 ребенок действует неадекватно, даже после обучения: пытается надеть

колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает

2 ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колечек;

после обучения нанизывает все колечки, но их размер по-прежнему не

учитывает, не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих

рук; к конечному результату своих действий безразличен.

3 ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на

стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет

безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук

не выражена; адекватно оценивает результат.

4 ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом

размеров колечек; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность

действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.

§ на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных

§ понимание жестовой инструкции.

Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок (грибок, дом, зонтик, бабочка).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 1—8.

перед ребенком кладут две предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.

Обучение: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.

§ понимание жестовой инструкции;

§ отношение к своей деятельности.

Результаты проведенного обследования (в баллах):

1 ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно

(переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять

2 ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе

обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности

безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 ребенок сразу понимает условия задания, допускает одну ошибку; после

обучении действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

4 ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки;

заинтересован в конечном результате.

6. ПОИГРАЙ С ЦВЕТНЫМИ КУБИКАМИ.

§ на выявление умений ребенка выделять цвет, как

на выявление умений различать и называть цвета.

Оборудование: цветные кубики:

перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».

Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

§ отношение к своей деятельности.

Результаты проведенного обследования (в баллах):

1 ребенок не различает цвета даже после обучения.

2 ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после

обучения; безразличен к конечному результату.

3 ребенок сличает и выделяет цвет по ву; проявляет интерес к результату.

4 ребенок сличает цвета; выделяет их по иону; называет основные цвета;

заинтересован в конечном результате.

7. СЛОЖИ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ.

§ на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник),

Наглядный материал: набор № 1, рис. 9—12.

взрослый показывает ребенку две (три) части разрезной картинки и просит: «Сложи картинку».

Обучение: в случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает полную и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую картинку и предлагает ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Результаты проведенного обследования (в баллах):

1 ребенок после обучения действует неадекватно (не пытается соотнести части

разрезной картинки друг с другом).

2 ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к

конечному результату безразличен; самостоятельно сложить картинку не

3 ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи

взрослого после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что

конечный результат положительный.

4 ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку;

заинтересован в конечном результате.

8. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (молоточек или домик).

§ на выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу.

Оборудование: четыре (шесть) плоских палочек одного цвета.

перед ребенком строят из палочек молоточек или домик и просят: «Построй, как у меня».

Обучение: если ребенок по показу не может сконструировать молоточек (домик), педагог просит: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагает ребенку выполнить падание.

§ характер действия по показу;

§ характер действия по подражанию;

Результаты проведенного обследования (в баллах):

1 ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: бросает

палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату.

2 ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу

не достигается, к конечному результату безразличен.

3 ребенок правильно понимает задание, но строит молоточек только после

подражания действиям взрослого, заинтересован в конечном результате.

4 ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу;

заинтересован в конечном результате.

§ на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления;

§ на выявление уровня умения использовать вспомогательное средство (тесемку).

Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесемка; в другом случае рядом со скользящей тесемкой — ложная.

перед ребенком (на другом конце стола) стоит тележка, до которой он не может дотянуться рукой, но в зоне его досягаемости находятся два конца тесемки, разведенные между собой на расстояние 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесемки, то тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и таким образом подтянул тележку.

Обучение: проводится на уровне практических проб самого ребенка.

§ если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения;

§ если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз. В этом случае взрослый за экраном вновь продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания;

Результаты проведенного обследования (в баллах):

1 ребенок не понимает задание, не стремится достичь цели.

2 ребенок пытается достать рукой цель, после нескольких неудачных попыток

отказывается от выполнения задания.

3 ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки, после двух-трех

попыток достигает результата, понимает конечный результат своих

4 ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание,

заинтересован в конечном результате.

10. НАРИСУЙ (дорожку или домик).

§ на выявление понимания речевой инструкции,

§ на выявление уровня развития предпосылок к предметному рисунку,

§ на определение ведущей руки,

§ на определение согласованности действий рук.

Оборудование: карандаш, бумага.

ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят нарисовать дорожку (домик).

§ принятие задачи и отношение к ней;

§ понимание речевой инструкции;

§ оценка результата деятельности;

Результаты проведенного обследования (в баллах):

1 ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге, ведет себя

неадекватно заданию, речевую инструкцию не выполняет.

2 ребенок стремится что-то изобразить (черкание), к конечному изображению

безразличен, не определена ведущая рука; нет согласованности действии

3 ребенок понимает инструкцию, нарисовать дорожку, изображая ее

многократными прерывистыми линиями без определенного направления;

понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но

согласованности действий обеих рук.

4 ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции,

заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая

непрерывная линия), четко определена ведущая рука, наблюдается

источник