Меню Рубрики

Анализ анкетирования детей о семье

Наталья Кнурова
Анализ анкет родителей средней группы на тему «Взаимоотношения в семье»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Кантемировский детский сад №1

Кантемировского муниципального района Воронежской области

Анализ анкет родителей средней группы №1

на тему: «Взаимоотношения в семье».

В анкетировании приняло участие 7 респондентов. При анализе анкет выявлено следующее: 4 человека — считают взаимоотношения в семье очень хорошими, 3 человека — хорошими. Однако, все участники анкетирования считают свою семью дружным коллективом. Семейные традиции отсутствуют у 4 человек. Лишь 3 человека ответили, что совместное времяпровождение на выходных укрепляет их семью. Все участники всей семьёй собираются вместе ежедневно. На вопрос, что делает ваша семья, собравшись вместе, ответили: 5 человек — делятся впечатлениями о прожитом дне, и лишь 2 человека – вместе проводят досуг, смотрят телепередачи. Оказалось, что конфликты, ссоры бывают у всех. Лишь у 3 человек – они бывают иногда. Большая часть ссор обусловлена – непониманием членами семьи друг друга -5 человек, 2 человека – отказом участвовать в семейных делах, заботах. Способом разрешения нравственных конфликтов у всех семей является – примирение.

Анализируя ответы данной анкеты, мы пришли к выводу, что взаимоотношения в семье хорошие т. к. семья, по мнению большинства, является дружной, но иногда все-таки возникают споры, которые в данной семье стараются разрешить мирным способом. Хотелось бы обратить внимание родителей на семейные традиции, которые способствуют укреплению семьи.

Консультация для родителей на тему «Игровая деятельность в семье» Консультация для родителей на тему: «Игровая деятельность в семье». «Игра-это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка.

Консультация для родителей «Домашний театр как средство формирования взаимоотношения в семье» «ДОМАШНИЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ»[/h3] Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра.

Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ» В программе воспитания и обучения детей в детском саду: предусматривается воспитание.

Консультация для родителей на тему «Праздники в семье, где воспитывается маленький ребенок» Вашему ребенку идет третий год. Малыш уже привык к детскому коллективу группы, освоился с режимом, охотно включается в разные виды деятельности,.

Консультация для родителей на тему «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье» Консультация для родителей на тему «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье» Все мы неоднократно слышали про необходимость здорового.

Консультация для родителей на тему «Воспитание ребёнка в современной семье» Консультация для родителей на тему «Воспитание ребёнка в современной семье» Здравствуйте, уважаемые родители! Как надо воспитывать своего.

Консультация для родителей на тему «Экологическое воспитание детей в семье» Экология — это наука, и произошла она от слова ойкас — дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим и живём.

Консультация для родителей на тему «Здоровый образ жизни в семье» Консультация для родителей на тему: «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ» Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким,.

Консультация для родителей на тему «Здоровый образ жизни в Семье» Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные.

Консультация «Взаимоотношения родителей и детей» 1. Родители являются важным примером для детей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, получил необходимые знания.

источник

Елена Волошина
Анализ анкетирования родителей. Анкета для родителей по теме «Воспитание ребенка»

Анализ анкетирования родителей

«Воспитание ребенка»

Родители, участвующие в анкетировании (8 человек, утверждают, что воспитывают своих детей используя жизненный опыт (88%, и лишь один родитель (12%) воспитывает ребенка слушая передачи по радио и телевидению.

Наиболее эффективными методами воспитания большинство родителей считают приучение (50%, двое родителей (26%) считают убеждение наиболее эффективным методом, а также по одному родителю (по 12%) указали на поощрение и требование.

Чаще всего (50%) родители в качестве поощрения ребенка используют похвалу, 38% — ласки, и лишь один родитель (12%) – подарки.

Наиболее действенными в воспитании детей родители считают наказание словесной угрозой (50%, двое (25%) родителей выделяют как вид наказания лишение развлечения, и двое (25%) –проявление родителем обиды.

Вывод: из проведенного анализа путем большинства совпавших ответов, следует, что: большинство родителей воспитывают своих детей, используя жизненный опыт; наиболее эффективным считают приучение как метод воспитания; чаще всего в качестве поощрения используют словесную похвалу, а в качестве наказания – словесную угрозу.

Анкета для родителей:

«Воспитание ребенка»

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже.

. 1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

— СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);

— специальные книги о педагогике;

— беседы с друзьями и знакомыми;

3. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:

— взаимное непонимание детей и взрослых;

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

5. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему? 6. С кем вы говорили о вашей проблеме?

7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей «Экологическое воспитание дошкольников.» 2017-2018 учебный год. Муниципальное.

Анкета для родителей «Укрепление здоровья ребенка» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ИСКРЕННЕ ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ. ЭТО ПОМОЖЕТ НАМ СОТРУДНИЧАТЬ С ВАМИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА. 1.

Анкета для родителей дошкольников «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Ответьте, пожалуйста, на вопросы по теме: «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге» 1. Есть ли у Вас дома.

Анкета для родителей «Музыка в жизни ребенка» 1. Фамилия, имя ребёнка; группа ___ 2. Часто ли у вас дома звучит музыка?.

Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» Уважаемые родители! Просим Вас ответить на несколько вопросов. Данная.

Анкета для родителей по разделу «Патриотическое воспитание» 1. Что Вы понимаете под понятием «патриотическое воспитание»? • любовь к Родине • любовь к природе • любовь к родному краю, городу • чувство.

Анкета для родителей при поступлении ребенка в ДОО Анкета для родителей 1. Ф. И. О. ребенка, год рождения 2. Состав семьи 3. Какой ребенок по счету 4. С кем проживает ребенок? 5. Члены семьи,.

Анкета для родителей «Роль сказок в жизни ребенка» Добрый день! Цель: понять, насколько дети знакомыми со сказками, на что сделать упор в работе. Узнать предпочтения детей, в последствии.

Анкета для родителей «Совершенствование имиджа воспитателя ДОУ». Анализ анкетирования АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИМИДЖА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! КОЛЛЕКТИВ Д/С ПРОВОДИТ САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАШЕГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

источник

Описание материала: Анкетирование предназначено для родителей детей средней группы, для старших дошкольников.

Цель: выяснение отношение родителей к семейному чтению.

— Определить роль родителей в развитии интереса семейного чтения детей.

— Выявить проявляют ли интерес к художественной литературе и журналам.

— Воспитывать бережное отношение к книге.

Анализ анкетирования: Родители должны были ответить на 21 вопрос анкеты. В анкетировании приняло участие 23 родителя.

Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что не все родители читают детям книги. Чаще читают по инициативе ребенка.

На 1 вопрос «На ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?» — большинства родителей ответили, что необходимо вдохновлять у детей интерес к книгам и картинкам все 100 %.

На 2 вопрос «По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?» были даны такие ответы: вместе с ним читать, заинтересовать книгой, покупать больше новых книг, читать книги каждый день.

На 3 вопрос: «Семейное чтение – это. «: 2 семьи (9 %) ответили, что литература, интересующая всех членов семьи или её части. 8 семей (34 %) ответили — семейное чтение – это обсуждение, прочитанное всей семьей или некоторыми членами. Для 12 семей (52 %) стало, это чтение вслух, интересующее всех членов или отдельную группу семьи, которое содействует познавательному развитию личности ребенка, а также является одной из форм – досуга.

На 4 вопрос: «Внимательно ли с удовольствием слушает ваш ребёнок, когда ему читают вслух?» Все родители ответили утвердительно – Да. Все родители желают, чтобы их ребёнок подружился с книгой и любил слушать их с большим интересом.

На 5 вопрос «Задаёт ли Ваш ребёнок вопросы, если ему непонятны слова, или какая либо ситуация в произведении». Для 17 семей (74 %) дан был ответ «да». 3 семьи (13 %) ответили, редко задаёт вопросы. Остальные ответили, редко любит, чтоб его слушали и чтобы он отвечал на вопросы. Сама по ходу чтения объясняю ребёнка.

На 6 вопрос: «В состоянии ли он рассказать историю, описать какой – либо случай, произошедший с ним?». 17 семей (74 %) ответили утвердительно «да». 3 семьи (13 %) ответили «нет». А остальные ответили: часто пересказывает мультики или отрывки из книг. Кратко повторяет предложения, ранее произнесенные.

На 7 вопрос: «Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?», 18 семей (78 %) обсуждают прочитанное, стремятся пересказать прочитанное, выделить то, что им понравилось. Для 5 семей (22 %) детей делятся своими эмоциями, приобретенными от чтения, просмотра кинофильма с другими. Обсуждают поступки героев и их поведение.

На 8 вопрос: «Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на Вас неизгладимое впечатление?». Этот вопрос многих родителей заставил задуматься, а некоторые с большим трудом упоминали свои любимые книги детства. В результате были названы следующие произведения: «Тимур и его команда» А. Гайдар. Рассказ «Честное слово», «Маленький принц», «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», сказки Братьев Гримм, «Королевство Кривых зеркал» В. Губарев, «Покоритель зари или плавание на край света», «Король Лев», «Алиса в стране чудес», стихи Маршака, «Чиполино», «Бемби», «Незнайка», «Карлсон», «Пепин длинный чулок», «Волшебник Изумрудного города», «Дети подземелья». И остальные 5 семей (22 %) не помнят книг своего детства.

На 9 вопрос: «Ваш ребенок – читатель, зритель, слушатель». 15 семей (65 %) ответили – ребенок и слушатель и зритель. 6 семей (26 %) – только слушатель.

На 10 вопрос: «На вопрос о наличии или отсутствии трудностей в проведении семейного чтения»:

1. 26 % родителей ответило, что проблемы испытывают в выборе книг.

3. 4 % в методике проведения чтения

4. 61 % не переживают проблем, ведь семейное чтение не практикуется в семье. По данному вопросу родители имеют необходимость в консультативной помощи по проблемам: литературы по возрастным категориям, правилам проведения чтения.

На 11 вопрос: «Имеется ли у вас домашняя библиотека, и как она выглядит?». Радует, то что у 11 семей (48 %) семей имеют в доме библиотеку, фильмотеку – это несколько книжных полок. 3 семьи (13 %) –имеют книжный шкаф. 5 семей (22 %) – имеют стеллаж с книгами. И остальные 4 семьи (17 %) имеют другую.

На 12 вопрос: «Часто ли Вы читаете ребёнку книги?». Обнаружено ограниченность во времени для семейного чтения между родителем и ребёнком у 7 семей (30 %) уверяют, что чтение осуществляют перед сном, текущий факт свидетельствуют дети. Многим семьям удобно, когда дитя может самостоятельно начать играть на компьютере, заняться просмотром мультфильмов. Для 2 семей (9 %) родители читают каждый день. Для 11 семей (48 %) родители читают по просьбе ребёнка. И в одной семье (4 %) читают иногда, больше внимание восполняют семейное чтение, когда ребёнок болеет дома. Как видно, лишь половина уделяют этому вопросу должное внимание, не считают это важным.

На 13 вопрос: «Назовите любимые книги Вашего ребёнка?»: У самых маленьких читателей — детей дошкольников любимые произведения сказки: Русские народные сказки – «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина Избушка». Также стихи А. Барто, К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр». А.Н. Толстой «Буратино», В. Сутеев сказки, А. Резников «Приключение Кота Леопольда», Ш. Перро «Золушка», «Красная шапочка», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?», С. Михалков «Три поросёнка», Э. Успенский «Простоквашино» и другие.

На 14 вопрос: «Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных Вами ребёнку произведений?». Даны были такие ответы родителей: «Гуси – лебеди», «Гадкий утёнок», сборники детских сказок, «Русалочка», «Львёнок и черепаха», «Золушка», «Муха – Цокотуха», «Цветик – Семицветик», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Спящая Красавица», «Дядя Стёпа» и другие.

На 15 вопрос: «Может ли Ваш ребёнок назвать недавно прочитанные с вами книги? Утвердительно ответили «Да» 13 семей (56 %), «не знаю» 10 семей (43 %).

На 16 вопрос: «Сколько поколений собирает эту библиотеку?». Родители предпочли такие ответы: 4 семьи (17 %) это три поколения, 5 семей (22 %) это два поколения, 7 семей (30 %) это первое поколение, и 7 семей (30 %) нет ни одного поколения.

На 17 вопрос: «Последняя книга, купленная Вами? И детский журнал?». Были даны родителями разнообразные ответы: журнал «Винни и его друзья», народные сказки, «Большая энциклопедия дошкольника», журнал «Свинка Пеппа», журнал «Лунтик», сборник стихов «Новогодний подарок», «Черепашка Ниндзя», сборник Великие сказки Мира, Ф. Одоевский «Мороз Иванович», Б. Житков «Что я видел», журнал «Барбоскина», стихи А. Барто, рассказы Николая Носова и другие.

На 18 вопрос: «Имена, каких писателей и поэтов знает Ваш ребёнок?». 12 семей (52 %) ответили, что ребенок не знает имена писателей и поэтов. 11 семей (48 %) ответили: Н. Носов, С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, А.С. Пушкин, В. Маяковский, В. Сутеев, С. Михалков.

На 19 вопрос: «Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?». 6 семей (26 %) ответили «нет», 17 семей (74 %) ответили «да».

На 20 вопрос: «Как вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?». 6 семей (26 %) ответили к пяти годам. 5 семей (22 %) ответили к 6 годам. 8 семей (34 %) к семи годам. 4 семьи (17 %) ответили каждый в своё время.

На 21 вопрос: «Что даёт современному ребёнку чтение книг?». Родители солидарны с мнением, что книга несет все самое доброе и хорошее, а именно: «развивает память, мышление», «расширяет кругозор ребенка», «способствует интеллектуальному развитию ребенка», «учит правильному мышлению и логическому мышлению», «способствует познанию мира», «учат думать, размышлять, дают знания», «чтение хороших книг воспитывает Человека».

Чтобы привлечь внимание родителей к семейному чтению и дальнейшему развитию речевой активности детей, необходимо расширить работу с родителями по данной теме.

источник

Опытно-экспериментальная работа проходила в Карабалыкской средней общеобразовательной школе во 2 «А» классе, учитель Иваненко Н.В.. Количество учащихся в классе — 24 человека. Трое детей воспитываются в неполных семьях матерями, остальные имеют обоих родителей.

Испытуемые: 24 человека, 9 девочек и 15 мальчиков.

Анализ рисунка семьи помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации:

a. на 8 рисунках не присутствовали все члены семьи. Обычно ребенок не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположения членов семьи на рисунке показывает их взаимоотношения. Например, важным показателем психологической близости являлось расстояние между отдельными членами семьи. На 10 рисунках между ними присутствовали различные объекты, которые служили как бы преградой. Общая деятельность членов семьи свидетельствовала о хороших, благополучных семейных отношениях, таких рисунков было 5. На многих рисунках общая деятельность лишь нескольких членов семьи, таких рисунков — 5. Это указывает на наличие семейных микрогрупп. Трое детей изобразили себя на нижней части листа, что свидетельствует о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На отдельных рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще мебель, таких рисунков 7. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка.

b. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру самого любимого им члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неясно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены неоднозначно, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку. Нужно отметить, что в рисунках детей можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим — мать и сестра (6 случаев). Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды.

Читайте также:  Анализ воспитанности детей дошкольного возраста

По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка. Анализ процесса рисования дал богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Был момент, когда некоторые дети отговаривались тем, что они не умеют рисовать, это вполне понятно и нормально (2 случая). Успокоив их, было сказано, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также прикрывание рукой нарисованное может свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Большинство детей начали свой рисунок с изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся (14 детей). Возникали паузы перед тем, как ребенок начинал рисовать одну из фигур (8 детей). Это говорит об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях могло прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения задания лучше не вступать в разговор.

Кинетический рисунок семьи

Благоприятная внутрисемейная ситуация

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Враждебность в семейной ситуации

Анализ детских рисунков дал возможность предположительно разделить семьи испытуемых детей на 5 основных групп в зависимости от сложившихся внутрисемейных отношений:

  • 1 — благоприятная семейная ситуация
  • 2 — тревожность в семье
  • 3 — конфликтность в семье
  • 4 — чувство неполноценности в семейной ситуации
  • 5 — враждебность в семейной ситуации

Рисунки с уравновешенными доверительными отношениями отражали следующие признаки:

ь общая деятельность всех членов семьи,

ь преобладание людей на рисунке,

ь изображение всех членов семьи,

ь отсутствие изолированных членов семьи,

ь адекватное распределение людей на листе.

Таких рисунков было 7 (29%). Они набрали по 8 баллов из максимальных 10 — это высокий уровень. Рисунки, отражающие тревожность, отличались: штриховкой, линией основания — пол, линией над рисунком, линиями с сильным нажимом, стиранием,

преувеличенным вниманием к деталям, преобладанием вещей, двойными или прерывистыми линиями. Таких рисунков было 5 (21%). Три рисунка — 8 баллов — это высокий уровень тревожности, два рисунка — по 4, средний уровень. Конфликтность в семье выражалась в: стирании отдельных фигур,

ь отсутствие основных частей тела у некоторых фигур, выделение отдельных фигур, их изоляция,

ь неадекватная величина отдельных фигур,

ь отсутствие на рисунке некоторых членов семьи,

Таких рисунков было 7 (29%). Пять рисунков — 10 баллов — это высокий уровень. Два рисунка — 5 баллов — это низкий уровень.

Чувство неполноценности в семейной ситуации отражалось в рисунках так:

  • Ш автор рисунка непропорционально маленький,
  • Ш расположение фигур на нижней части листа,
  • Ш линия слабая, прерывистая,
  • Ш изоляция автора от других,
  • Ш маленькие фигуры,
  • Ш отсутствие автора,
  • Ш автор стоит спиной.
  • Ш Таких рисунков было 4 (17%). Один рисунок — 8 баллов — это высокий уровень; один рисунок — 6 баллов — это средний уровень; два рисунка — 3 балла — это низкий уровень.

Враждебность в семейной ситуации:

  • v одна фигура на другом листе или другой стороне листа,
  • v агрессивная позиция фигуры,
  • v зачеркнутая фигура,
  • v обратный профиль,
  • v руки раскинуты в стороны, длинные пальцы

Такой был один рисунок (4%), он набрал 3 балла — это средний уровень. Данное исследование позволило определить состояние внутрисемейных отношений.

Анализ результатов исследования показал, что в большинстве семей имеются трудности в семейном воспитании (17 рисунков свидетельствуют об этом — это 70% опрошенных). Для подтверждения предположения мы провели анкетирование и тестирование родителей и детей.

В исследовании принимали участие 24 родителя, более активными оказались мамы — 19 человек, пап — 5 человек.

Вопросники, тесты и анкетирование для родителей позволяют установить типы родителей как воспитателей, использовать при их разбивке по группам критерии, которые применяются для характеристики стиля взаимоотношений между взрослыми и ребенком. В соответствии со стилем взаимоотношений было выделено три типа:

  • — Авторитарный.
  • — Либеральный.
  • — Гуманно-сотруднический.

Типы родителей как воспитателей (отвечали родители)

% родителей, принадлежащих к данному типу

Авторитарными мы посчитали родителей, которые согласились с такими высказываниями: «Физическое наказание — лекарство для ребенка», «Не обязательно отвечать на все вопросы ребенка», «Ребенок должен беспрекословно подчиняться родителям», «Дети не владеют умением самостоятельно рассуждать», «Страх рождает любовь».

Из ответов на вопрос, поставленный к любой ситуации, они выбирали ответы следующего характера: «ни в коем случае не позволю», «попытаюсь поймать». На вопрос: «Часто ли вы ребенку навязываете свои мысли?» ответили «Конечно, наставляю его на истинный путь». На вопрос: «Вы идеальный родитель?» ответили: «Думаю, я близок к идеалу»

В тесте «Какие Вы родители?» такие родители получили от 1до 4 баллов.

При анкетировании они наиболее часто используют такие методы, как приказание, требование; запрещение без объяснения, физическое наказание и считают, что эти методы положительно влияют на ребенка. Поощряют такие родители деньгами и покупками.

Таких родителей по всем методикам получилось 9 (37,5%).

К родителям гуманно-сотруднического стиля мы отнесли тех, которые предпочли ответы следующего характера: «С любым желанием ребенка нужно считаться так же, как с желанием взрослого», «Ребенок должен не бояться, а уважать родителей», «К сердцу каждого ребенка можно подобрать ключи», «Существуют трудновоспитуемые, но и они поддаются воспитанию». Из ответов на вопрос, поставленный к любой ситуации, они выбрали ответы следующего характера: «окажу ему помощь», «не дам понять ему в ту же минуту, что мне известно об этом». На вопрос: «Какое качество родителя наиболее ценно?» ответили: «Умение включиться в дела ребенка».

В тесте «Какие Вы родители?» эти родители получили от 9 до 14 баллов. При анкетировании они наиболее часто используют такие методы, как беседы с ребенком; советы, разъяснения, как надо поступать. Поощряют одобрением хорошего поступка всем семейным коллективом.

Таких родителей по всем методикам получилось 8 (33%).

Такие взаимоотношения взрослых и детей в любом случае подразумевают уважение к личности ребенка, проявление доброжелательности и внимания к нему, подчеркнутое доверие к нравственным силам и потенциальным возможностям ребенка.

Сравнительно труднее оказалось выделить тип либеральных родителей, поскольку в отдельных случаях их ответы совпадали с ответами гуманных родителей, а в других радикально от них отличались. В основном же для данного типа родителей характерны ответы следующего содержания: «С каждым желанием ребенка нужно считаться».

Там, где демократ отвечает: «Окажу ему помощь», а авторитарист избирает «строгое наказание», либерал «не придает этому никакого значения». На вопрос: «Часто ли вы навязываете ребенку свои мысли?» Он отвечает: «Разумеется, я делаю все, что необходимо для моего ребенка».

В тесте «Какие Вы родители?» такие родители получили от 6 до 8 баллов. При анкетировании они то используют методы разъяснения, то физическое наказание; то беседуют с ребенком, то запрещают без объяснений. Конечно же, такие методы работают с перебоями, как утверждают испытуемые. Поощряют покупками.

Таких родителей оказалось 7 (29%).

Выделению типов родителей способствовало анкетирование, проведенное среди детей. У детей школьного возраста уже есть определенный запас морального опыта, который, в соответствии с тем, в какой семейной ситуации растет ребенок, может быть показателем наличия положительных или отрицательных взаимоотношений в семье.

Типы родителей как воспитателей (отвечали дети)

% родителей, принадлежащих к данному типу

Сравнение анкет родителей и их детей позволило установить наличие связей между стилем воспитания в семье и определенными качествами личности ребенка. Дети авторитаристов, в основном отвечали так: «Я боюсь родителей», «Когда мне трудно, родители не догадываются об этом», «Мама (папа) любят давать указания, приказывать», «Мои родители требуют беспрекословного подчинения», «Мои родители считают, что я ни на что не способен».

Дети гуманных родителей отвечают: «Я уважаю родителей», «Люблю рассуждать вместе с родителями», «В семье ко мне относятся с уважением», «Люблю бывать дома», «Родители мне доверяют», «Я и мама (папа) без слов понимаем друг друга».

Ответы детей либералов свидетельствуют, что они растут в атмосфере бесконтрольности: «Я гуляю там, где захочется», «Родители уверены в моих способностях», «Если я попрошу, они все для меня сделают».

Таких детей получилось 8 (33%).

Благоприятные условия для формирования трудновоспитуемости создаются как в авторитарных, так и в либеральных семьях: насколько авторитаристы чрезмерно строги и подавляют отношения ребенка, настолько либералы создают ребенку ситуацию нецелесообразной свободы и бесконтрольности действий.

Родитель-либерал может быть авторитаристом в воспитании. Воспитатели такого типа путают между собой настоящий авторитет родителей и ложный авторитет. Они думают, что завоюют авторитет у ребенка, если заставят его подчиниться своим требованиям. Настоящий же родительский авторитет существует в семье, если дети уважают родителей и, поскольку родители являются примером для детей, чрезвычайно важны требования, предъявляемые родителями к самим себе.

В семье, где налажено педагогически оправданное, правильное отношение к воспитаннику, в воспитании не возникает трудностей и, если все же трудновоспитуемость имеет место, следует искать причины ее возникновения в другом месте (причиной могут служить психофизические качества ребенка, внесемейные обстоятельства).

На условия возникновения явления трудновоспитуемости в авторитарных и либеральных семьях указывают выявившиеся в ответах детей отношения к семье и родителям. Так, например, ответ, данный на один из пунктов вопросника: »Мне не хочется идти домой», сам по себе отражает сформулированное в нем отношение к родителям в семье, но, когда фраза будет продолжена, допустим, следующим образом: «Потому, что я не люблю, когда родители вмешиваются в мои дела», или «Так как они контролируют каждый мой шаг», — это будет свидетельствовать о ярко выраженном отрицательном отношении ребенка к семье и родителям. Сигнал о том, что требуется уделять особое внимание ребенку и применять соответствующие меры педагогического воздействия.

Иной вывод можно сделать из детских высказываний: «Мои родители требуют беспрекословного подчинения», «Я гуляю там, где захочется», «Мои родители любят угрожать и наказывать». Подобные ответы указывают на недоброжелательные отношения между родителями и детьми. В то же время можно заключить, что в данном случае родители не пытаются в мотивах поведения ребенка, чем способствуют формированию конфликтных взаимоотношений, взаимному отчуждению детей и родителей.

В рамках этого случая имеют место и такие семейные ситуации, которые представляют собой одну из предпосылок трудновоспитуемости: незаметное на первый взгляд непонимание между родителями и детьми в дальнейшем становится глухой стеной между ними, и вынуждает детей искать вне семьи тех, кто их поймет.

Так как, к сожалению, не все родители и дети написали свои фамилии, не удается пофамильно сопоставить мнения о стиле воспитания родителей и их детей, соответственно.

Из таблицы №4 видно, что авторитаристы — на первом месте, а либералы — на третьем; из таблицы №5 видно, что авторитаристы — на первом месте, либералы — на втором.

Но по тем данным, которые у нас получились, можно сказать, что первая часть нашей гипотезы частично подтвердилась: в большинстве семей — авторитарный стиль воспитания.

Мы провели сравнительный анализ между стилем воспитания и характером внутрисемейных отношений:

Сравнительный анализ между стилем воспитания и характером внутрисемейных отношений

источник

Обработка анкет показала следующие результаты:

С целью изучения мнения родителей удовлетворенностью образовательным процессом в школе, был проведен экспресс–опрос. Было опрошено 372 человека родителей учащихся школы, что составляет 60% от общего числа (630 человек).

Результаты анкетирования родителей учеников школы позволяют констатировать полную удовлетворенность школой, в которой обучается их ребенок.

На вопрос «Нравится ли Вам школа, в которой учится Ваш ребенок»- 93% ответили «да».

Подавляющее большинство родителей (82%) считают, что образовательный процесс в школе ориентирован на развитие личности каждого ребенка, а 92% опрошенных ответили, что методы обучения и воздействия на ребенка ведут к хорошему результату. Педагоги школы используют в образовательном процессе современные педагогические технологии. Применение таких технологий, как личностно-ориентированный подход к обучающимся, информационно-компьютерные технологии, технология проблемного обучения, игровые и групповые технологии, проектные технологии обычно приводят к хорошему результату. Повышение квалификации и педагогического мастерства на профессиональных курсах позволят педагогическим работникам быть более информированными в вопросах современных образовательных технологий и с успехом применять их на практике.

91% (от опрошенных) родителей считают, что учителя своевременно контролируют результаты обучения ребенка. 9% родителей считает, что такой контроль осуществляется не своевременно. В связи с этим, администрация делает вывод, что необходимо усилить работу за систематическим контролем знаний и умений учащихся. Учителя в своей работе должны использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.

84 % участников анкетирования считают, что педагоги учитывают индивидуальные особенности ребенка при обучении и правильно, своевременно контролируют результаты обучения. Тем не менее, вопрос об использовании индивидуального подхода к каждому ученику остается актуальным и регулярно поднимается на заседаниях школьных методических объединений, совещаниях при директоре, заместителях директора.

Удовлетворены материально-технической базой школы — 58% опрошенных. 42% опрошенных неудовлетворенны материально-технической базой школы. В план развития по обновлению материально-технической базы школы включено приобретение компьютерного оборудования. В сентябре 2014 года, после капитального ремонта, введены в работу пищеблок и актовый зал, октябре 2015 года проведен ремонт запасных выходов. По мере поступления финансирования планируется ремонт всех туалетных комнат.

76% опрошенных удовлетворены организацией питания в школе. Однако, 24% опрошенных хотели бы разнообразить меню. В связи с этим необходимо расширить ассортимент блюд с учетом возрастных особенностей детей и пожеланий родителей.

Важным показателем качества образования является удовлетворенность родителей внеурочной работой школы. Довольны организацией работы внеурочной деятельности — 73% опрошенных. Однако, 28% ответили, что школа недостаточно работает в этом направлении. Возможно, это связано с тем, что внеурочной деятельностью охвачены лишь 1-5 классы, которые перешли на ФГОС НОО и ООО. Классным руководителям необходимо привлекать большее число учащихся к проведению различных мероприятий. Усилить работу по информированию родителей о проводимых в школе мероприятиях, а также привлекать самих родителей к подготовке и участию в совместных коллективно-творческих делах.

Для решения задач обучения и воспитания школа удачно сотрудничает с детской спортивной школой, так считают 76 % опрошенных. Но необходимо развивать сотрудничество с такими заведениями дополнительного образования детей как музыкальная школа, художественная школа. Многие ученики школы посещают эти кружки во внеурочное время.

11% родителей считают, что учебная нагрузка неравномерно распределена в течение недели. Нагрузка школьников распределяется в соответствии с установленным законодательством и правилами обучения детей. В школе существует единое расписание занятий. Наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8-11-х классов – на вторник, среду и четверг. В расписании в течение учебного дня чередуются уроки «трудные» и «облегченные». Но не всегда получается в расписании поставить первые или вторые уроки, которые требуют большого умственного напряжения (в связи с большой учебной нагрузкой ряда учителей). Администрация школы продолжит работу по привлечению новых педагогических работников.

Абсолютное большинство родителей 94% (из числа опрошенных) удовлетворены уровнем профессиональной подготовки педагогов школы. Педагоги первой и второй квалификационных категорий в будущем планируют повысить свою квалификацию. Все педагогические работники своевременно проходят курсы повышения квалификации.

18% родителей считают, что дети в школе перегружены. В связи с этим, администрация считает необходимым рекомендовать учителям-предметникам оптимизировать двигательный режим учащихся (работа в парах, группах), чередовать на уроках интенсивность в обучении и релаксацию. Усилить работу школьного психолога по проведению индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся. Наряду с общими для всех учащихся, давать индивидуальные домашние задания (они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам).

32% респондентов считают, что администрация школы не всегда считается с мнением детей и родителей при управлении школой. Следовательно, администрации школы необходимо своевременно доводить до сведения родителей управленческие решения администрации, согласованные с членами общешкольного родительского собрания, через председателей классных родительских комитетов (выбор учебников, школьной формы и т.д.).

Читайте также:  Анализ воспитания детей дошкольного возраста

Репетиторством пользуются 23% опрошенных (в основном обучающиеся 8-х, 9-х и 11-х классов), особенно в тех колледжах и вузах, в которых планируют свое дальнейшее обучение учащиеся школы.

В части опроса, которая касается информированности родителей о деятельности школы, об основных событиях в нем, 87% выбрало способ получения информации – родительские собрания, 32% получают информацию в интернете, 27 % по публичному докладу директора. У администрации школы всегда можно получить ответы на вопросы по организации образовательного процесса. Также вся информация о деятельности школы предоставлена на школьном сайте. Анкетирование показало, что не все родители в достаточной мере информированы об образовательном и воспитательном процессе, проходящем в школе. Большую часть информации о качестве образования родители получают на родительских собраниях. Информацию по данному вопросу можно также получить из электронных дневников, которые ведутся в школе с 2012 года. У всех родителей обучающихся есть доступ к данному электронному ресурсу. Однако, посещаемость сайта Дневник.ру родителями остается на недостаточном уровне. Классным руководителям необходимо усилить работу с родителями по данному вопросу. Также, в план материально-технического оснащения планируется оснастить все учебные кабинеты выходом в интернет, что позволит педагогам и классным руководителям более оперативно и полно доводить информацию об образовательном процессе до родителей обучающихся., для чего нужна единая локальная сеть.

Выводы: Результаты анкетирования показали, что, в целом, родители удовлетворены работой школы, положительно относятся ко всему происходящему в ней. Большинство родителей выражают доверие к администрации и педагогическому коллективу.

источник

(автор Хоменко И.А. – модификация Ворониной О.И.)

Цель – изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании.

Методикапроведения. Воспитатель предлагает родителям ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

б) специальные книги по педагогике;

в) беседы с друзьями и знакомыми;

3. Как вы считаете, какая проблема в воспитании ребенка стоит на первом месте?

б) нарушение поведения детьми;

в) отсутствие времени у родителей;

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

5. Какие препятствия стоят на пути решения Ваших проблем? (Перечислите)

6. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

7. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка? Почему?

8. В какой форме Вы хотели бы получать информацию о воспитании и развитии Вашего ребенка?

Полученные результаты данной методики позволят воспитателю, понять какие информационные источники и формы необходимо использовать в работе с родителями в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, а также определить роль педагога в воспитании и обучении старших дошкольников.

Беседа для родителей «Наша семья и ребенок»

Цель — выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к ребенку.

Методикапроведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Как вы отмечаете семейные праздники?
  2. Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?
  3. Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?
  4. Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?
  5. Какие дела Вы можете ему доверить?
  6. В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком?
  7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются?
  8. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры?
  9. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи?
  10. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.
  11. Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?
  12. В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?
  13. В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).
  14. Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
  15. Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям?

В результате имеющихся данных воспитатель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания.

В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбираемых направлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе первичной диагностики.

На следующем этапе диагностики (промежуточная диагностика) воспитатель подробнее исследует семьи тех детей, у которых наблюдаются поведенческие нарушения, проблемы взаимоотношения со сверстниками, низкий уровень эмоционального благополучия в семье. Преодоление этих и многих других поведенческих проблем невозможно без изучения сферы детско-родительских отношений.

На этом этапе педагог совместно с психологом может использовать психолого-педагогические диагностики, позволяющие ему понять особенности детско-родительских отношений проблемных семей: и беседы с ребенком «Семейное интервью» (Захаров А.И.), «Родительское сочинение» (автор Столин В.В., адаптация Тащиевой А.И.), анализ детских рисунков на тему «Моя семья».

«Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)

Цель – выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.

Методикапроведения. В свободной беседе ребенку задаются следующие вопросы:

Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значи­мое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.

2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?

Старшие дошкольники обычно выбирают роль роди­теля того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.

3. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).

Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отноше­ниях с ней.

4. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделил­ся бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.)

Меньшая откровенность указывает не столько на кон­фликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.

5. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?

6. Если бы ты вырос и сам стал мамой (па­пой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относят­ся, воспитывают родители, или по-другому?

Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.

7. Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?

Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.

Результаты беседы помогут воспитателю выяснить особенности детско-родительских проблем таких, как наказание дошкольников, авторитетность родителей, их значимость для детей.

Родительское сочинение

(автор — В.В. Столин, адаптация — А.И. Тащевой)

Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».

«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».

Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.

2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.

Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте:

— любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;

— употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;

— смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

— негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;

— неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;

— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;

— негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;

— неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.

— высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;

— указание в личности ребенка социально одобряемых черт;

— отношение к ребенку как к равному.

— отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

— отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

— указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);

— указание на социально неодобряемые черты ребенка.

— ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т.д.);

— хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);

— беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

— оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

— взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем воспитателей и других взрослых.

— отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;

— взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;

— описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;

— противопоставление «он» — «мы»;

— формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;

— постоянное неупотребление имени ребенка.

Порядок анализа информации может быть следующим:о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии. Это позволит в дальнейшем воспитателю наладить контакт с семьей воспитанника.

Наряду с традиционными методами изучения особенностей семейного воспитания (наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и детьми) в ходе предварительной диагностики целесообразно использовать и сравнительно новые методы, некоторые из которых вошли в педагогическую практику из психологии и психотерапии. Это анализ детских рисунков на тему «Моя семья», Проективная беседа с детьми «Чтобы бы ты сделал» (модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»), диагностические игры «Семья» (автор — Т.И. Пухова, модификация В.И. Худяковой), «День рождения» М. Панфиловой и другие.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

источник

Изучение и освоение традиционного этнокультурного наследия. Характеристика методов и средств воспитания в народной педагогике. Применение приемов трудового, физического и интеллектуального воспитания этнической педагогики в практике семейного обучения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

При ответе родителей на вопросы интервью выяснилось следующее:

· Наиболее эффективными методами считают внушение, соревнование, беседа.

· На вопрос: «Принимали ли участие в воспитании своих внуков бабушки и дедушки?» родители ответили, что в воспитании ребенка часто принимала участие бабушка.

· К труду начали приучать с детства.

· Также как и ребенок, родители считают, что народную педагогику необходимо возрождать.

Обобщая, можно сделать вывод о том, что эта семья старается в воспитании своего ребенка сочетать различные методы, чаще всего используют методы внушения и беседы.

Анализ анкеты «Взаимоотношения в семье«

Анализируя ответы на данную анкету, мы пришли к выводу о том, что родители считают, что взаимоотношения в семье хорошие, т.к. конфликтов и споров в семье не возникает. Анкетируемый считает наиболее эффективными средствами воспитания: фольклор, стихи, литература. Наиболее эффективным методом воспитания ребенка родители считают внушение и пример.

Опросник АСВ позволяет определить нарушения процесса семейного воспитания. При анализе ответов на данный опросник мы выяснили следующее:

Нарушения семейного воспитания

Родители слишком мало времени уделяют ребенку

У+ степень удовлетворения потребностей ребенка

Родители стараются удовлетворять потребности своего ребенка

Т+ Количество требований к ребенку в семье

Адекватное количество требований к ребенку

Достаточное количество запретов для ребенка

Н неустойчивая сила воспитания

Присутствует либеральный стиль воспитания

Таким образом, сделаем вывод о том, что родитель уделяет мало внимания ребенку, очень мало требует от ребенка, отсутствует резкая смена приемов воспитательных воздействий, родители стараются удовлетворять потребности ребенка. Таким образом, семейное воспитание является гармоничным.

Проанализировав ответы на данный тест, мы выяснили, что родитель адекватно относится к своему ребенку. Может извиниться перед ребенком в случае своей неправоты, признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему. Старается воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка, но не может в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком — это говорит о том, что родители очень мало внимания уделяют своему ребенку.

В ходе составления мы выяснили состав семьи, общие сведения о родителях и других членах семьи, материальном положении и выяснили, что данная семья является обеспеченной.

Анализ анкеты «Уровень нравственного воспитания«

По ответам на вопросы анкеты мы выяснили следующее:

· Отдает предпочтение современной эстрадной музыке, народной музыкой не интересуется

· Старается посещать учреждения культуры

· Считает, что народную педагогику необходимо возрождать

· Хочет быть похожим на самого себя

В целом по этим результатам можно сделать вывод о том, что ребенок не проявляет интереса к народной педагогике.

При ответе родителей на вопросы интервью выяснилось следующее:

· Наиболее эффективными методами считают похвалу.

· На вопрос: «Принимали ли участие в воспитании своих внуков бабушки и дедушки?» родители ответили, что в воспитании ребенка очень часто принимала участие бабушка, т.к. у нее большой опыт в воспитании детей. Также как и ребенок, родители считают, что народную педагогику необходимо возрождать.

· К труду начали приучать довольно поздно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эта семья наиболее эффективным методом воспитания ребенка считает похвалу.

Анализ анкеты «Взаимоотношения в семье«

Проанализировав данную анкету мы выяснили, что взаимоотношения в семье хорошие, члены семьи активно проводят свой досуг, стараются вместе отмечать различные праздники, например дни рождения детей, в семье существует традиция выезжать за город на природу. Таким образом, данная семья является благополучной, родители выполняют свои обязанности, касающиеся воспитания детей.

Опросник АСВ позволяет определить нарушения процесса семейного воспитания.При анализе ответов на данный опросник мы выяснили следующее:

Нарушения семейного воспитания

Родители достаточно времени уделяют ребенку

У+ степень удовлетворения потребностей ребенка

Родители стараются удовлетворять потребности своего ребенка

Т+ Количество требований к ребенку в семье Т-

Чрезмерное количество требований к ребенку

Достаточное количество запретов для ребенка

Н неустойчивая сила воспитания

Присутствует демократический стиль воспитания

Таким образом, сделаем вывод о том, что родитель уделяет достаточно внимания ребенку, но присутствует чрезмерное количество требований к ребенку, родители стараются удовлетворять потребности ребенка. Таким образом, семейное воспитание является гармоничным.

Проанализировав ответы на данный тест, мы выяснили, что родитель уважает своего ребенка т.к. может посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст. выделяет ребенку один день, когда он может делать что желает, вести себя как хочет. Может извиниться перед ребенком в случае своей неправоты, признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему, может в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком — это говорит о том, что родители уделяют достаточно внимания своему ребенку.

Читайте также:  Анализ воспитания детей в семье

В ходе составления мы выяснили состав семьи, общие сведения о родителях и других членах семьи, материальном положении и выяснили, что данная семья является разведенной.

Анализ анкеты «Уровень нравственного воспитания«

По ответам на вопросы анкеты мы выяснили следующее:

· Отдает предпочтение классической музыке, народной музыкой не интересуется

· Чаще всего играет в компьютерные игры, а не в народные

· Почти не посещает учреждения культуры

· Считает, что народную педагогику нужно обязательно возрождать

В целом по этим результатам можно сделать вывод о том, что ребенок проявляет большой интереса к народной педагогике, но считает, что ее нужно все-таки возрождать.

При ответе родителей на вопросы интервью выяснилось следующее:

· Наиболее эффективными методами считают упражнение, рассказ..

· На вопрос: «Принимали ли участие в воспитании своих внуков бабушки и дедушки?» родители ответили, что в воспитании ребенка принимала участие бабушка, она многому научила ребенка.

· К труду начали приучать с ранних лет.

· Родители считают, что народную педагогику нужно возрождать обязательно.

Таким образом, сделаем вывод о том, что эта семья старается в воспитании своего ребенка сочетать различные методы, чаще всего используют методы объяснения и беседы, но данная семья считает, что народную педагогику возрождать нужно обязательно.

Анализ анкеты «Взаимоотношения в семье«

Анализируя ответы на данную анкету, мы пришли к выводу о том, что родители считают, что взаимоотношения в семье хорошие , т.к. семья по мнению анкетируемого является дружной, но иногда все-таки возникают споры, которые в данной семье стараются разрешить мирными способом.. Наиболее эффективные средства в семье: фольклор, литература, религия. Наиболее эффективным методом воспитания ребенка родители считают упражнение и рассказ.

Опросник АСВ позволяет определить нарушения процесса семейного воспитания.

При анализе ответов на данный опросник мы выяснили следующее:

Нарушения семейного воспитания

Родители слишком мало времени уделяют ребенку

У+ степень удовлетворения потребностей ребенка

Родители стараются удовлетворять потребности своего ребенка

Т+ Количество требований к ребенку в семье Т-

Чрезмерное количество требований к ребенку

Достаточное количество запретов для ребенка

Н неустойчивая сила воспитания

Присутствует строгий стиль воспитания

Таким образом, сделаем вывод о том, что родитель уделяет мало внимания ребенку, требует очень много от ребенка, родители стараются удовлетворять потребности ребенка.

Проанализировав ответы на данный тест, мы выяснили, что родители воспитывают ребенка в строгом стиле воспитания. Родители могут рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий их в невыгодном свете, устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть, поставить себя на место ребенка Родители стараются воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка, но не может в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком.

Анализ проведенных занятий:

Для повышения уровня нравственного воспитания мы проводили следующие занятия: «Знатоки пословиц», «Знатоки природы», «Сказки»

В данных занятиях участвовали восемь детей из пяти семей различных категорий.

Основной целью данных занятий является: воспитание нравственных чувств, приобщение детей к народной мудрости. Занятия показали, что дети имеют представление о пословицах, в ходе занятия выяснилось, что дети и не только показывали свои знания, но и узнали что-то новое. Мы считаем, что данное занятие полезно для детей, т.к. конечной целью пословиц всегда было воспитание.

В ходе занятия «Знатоки природы» дети получили представление о нравственной стороне отношения к природе. В ходе занятия дети осознали, почему надо бережно относиться к природе, по мнению детей «природу надо беречь, тогда она будет дарить нам радость, здоровье и силу…» Занятие имеет значимость в воспитании детей, т.к. природа способствует развитию эстетических чувств.

В ходе занятия «Сказки», дети показали очень хорошие знания, знают много русских народных сказок. Таким образом, мы сделали вывод о том, что у них богатые знания в области народного творчества. Данное занятие имеет большую значимость, т.к. мы считаем, что во многих сказках содержаться педагогические идеи.

Таким образом, сделаем следующий вывод, о том, что данные занятия являются необходимыми, т.к. они способствуют повышению нравственного уровня ребенка.

Анализ родительского собрания «Похвала или наказание в воспитании ребенка«

В ходе собрания мы выяснили, как родители относятся к методам похвалы и наказания, как необходимо хвалить и как наказывать ребенка, родители в ходе собрания рассказывали примеры из своей жизни о том, как они воспитывали детей. В конце собрания мы совместно с ними разработали правила похвалы и наказания. Таким образом, мы сделали вывод о том, что тема данного собрания является актуальной, т.к. родители должны знать какими методами воспитывать своего ребенка.

Мы составили следующую таблицу, для того чтобы выявить особенности семейного воспитания различных категорий семей:

Сравнительная таблица «Особенности семейного воспитания различных категорий семей«

1. Используемые методы народной педагогики в воспитании детей

Чаще всего в данной категории семьи используются методы поощрения и похвалы.

Используют в воспитании детей методы внушения, соревнования, беседы.

Методы приучения, упражнения, рассказ.

Используют метод наказания.

Методы объяснения, беседы, общественного мнения.

2. Используемые средства народной педагогики

Литература, религия, фольклор

Музыка, пословицы, русский язык

3. Приучение к труду детей

Ребенок не приучен к труду

Дети с раннего детства приучены к труду

Родитель старается приучать к труду ребенка

Дети приучены к труду с малых лет

Ребенок приучен к трудовой деятельности с самого детства

4. Влияние близких родственников на воспитание детей

Близкие родственники в воспитании ребенка не участвуют.

В воспитании детей участвует бабушка, она имеет большой опыт в воспитании детей

Воспитывать ребенка помогала сестра, бабушка личным примером.

В воспитании ребенка никто не принимал участие

, родители сами воспитывали детей

В воспитании ребенка помогали родственники.

5. Отношение к народной педагогике.

Считают, что необходимо внедрять в школьную программу уроки по воспитанию этических и нравственных норм.

Да, конечно народную педагогику возрождать необходимо, т.к. по нашему мнению, благодаря ей, процесс воспитания будет эффективным.

Думают, что ее необходимо возрождать, прежде всего, для развития наших детей

Считают, что народную педагогику возрождать необязательно, т.к. у них есть свои способы воспитания.

Считаю, что возрождать народную педагогику необходимо для укрепления института семьи.

Таким образом, мы выяснили, что большинство семей считают необходимым возрождать народную педагогику и используют методы и средства в воспитании детей, в данных семьях уровень нравственного развития детей находится на повышенном уровне.

Общий вывод по результатам работы

Таким образом, поставленная нами гипотеза частично подтвердилась. Для доказательства вышеуказанной гипотезы мы проводили следующие диагностики: анкетирование, объектами, которых были дети из различных категорий семей (обеспеченная, неполная, разведенная, многодетная и неблагополучная) а также проведение занятий с детьми, тестирование, интервью с родителями. В ходе первоначального проведения анкеты «Уровень нравственного воспитания» выяснилось, что дети еще формально осваивают богатства народной культуры, т.е. уровень нравственного воспитания находится на среднем уровне.

В ходе анализа интервью можно сделать следующий вывод о том, что физическое, трудовое, эстетическое и нравственное воспитание молодого поколения в семье основано на заветах народной педагогики. В наше время родители желают видеть своих детей физически здоровыми, трудолюбивыми, интеллектуально развитыми. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок усвоил необходимые нравственный нормы, правила, которые постепенно переходили бы в привычки.

Далее после обработки всех результатов, мы пришли к тому, что в данных семьях частично используются методы и средства воспитания детей, но большинство родителей говорят о том, что методы народной педагогики являются более эффективными и считают, что народную педагогику необходимо возрождать. При проведении занятий с детьми мы выяснили, что дети понимают суть народной педагогики, знают о ее средствах, начинают проявлять интерес к народной культуре — это выяснилось при повторном проведении анкеты «Уровень нравственного воспитания», исходя из которой уровень нравственного воспитания у детей повысился, следовательно, мы добились положительного результата.

Поэтому из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что поставленная нами проблема все-таки существует в настоящее время, и она является актуальной в современном обществе, так как воспитание и образование в нашем обществе не могут эффективно существовать вне народной педагогики. Народная педагогика — это педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно — это и педагогика эстетического самовоспитания, создающая личность с высокоразвитым чувством национальной гордости [15,500].

Высокий нравственный расцвет личности современных детей, на наш взгляд, возможен лишь при условии воскрешения прогрессивных традиций народной педагогики. полный достаток [21,60].

Мы считаем, что в настоящее время детей необходимо воспитывать на народных идеалах и возрождать народную педагогику, потому что без этого мы вырастим бездуховных людей, не понимающих смысла слов: Родина, мораль, нравственность, семья, нужно внедрять в школьную программу уроки по воспитанию эстетических и нравственных норм, по воспитанию чести и достоинства; вспомнить русскую историю, научить мальчиков и девочек порядочности, культуре общения.

В своей работе мы поставили следующие задачи:

1. Изучить литературу и другие источники по проблеме исследования и дать их анализ

2. Раскрыть средства и методы народного воспитания.

3. Проанализировать влияние народной педагогики в семейном воспитании.

4. Разработать рекомендации по практическому применению полученных результатов.

Проанализировав дополнительную литературу, мы выяснили, что многие авторы, великие педагоги уделяют большое внимание воспитанием народной педагогикой, у всех у них разные мнения, но все они приводят к тому, что народная педагогика необходима для всестороннего развития личности ребенка.

Также в ходе написания работы мы уделили внимание средствам и методам народного воспитания. Проанализировав и подробно раскрыв их, мы пришли к выводу, что в настоящее время существует большое количество средств и методов, благодаря которым ребенок с ранних лет начинает развиваться нравственной и интеллектуально развитой личностью.

Что касается влияния народной педагогики в семейном воспитании, то в наше время заветы народной педагогики приобретают особую актуальность. В семьях растут дети, которых отец и мать должны научить жить, привить им качества, необходимые для совершенной личности, приучить к труду, помочь увидеть в жизни близкие и дальние цели, показать, как добиваться задуманного. Искусство родителей заключается в том, чтобы стать для детей самыми близкими и сердечными друзьями, кому можно доверить самое сокровенное и быть уверенными, что их поймут. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально готовую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.

Результаты данной работы можно использовать в различных образовательных учреждениях, студентами, педагогами, специалистами по социальной работе, психологом при работе с семьями, детьми. Мы разработали следующие рекомендации по практическому применению полученных результатов для студентов, специалистов по социальной работе, социальных педагогов, классных руководителей, родителей.

— анкету (см. приложение 2) можно использовать для выявления уровня нравственного воспитания детей.

— проведение вышеуказанных занятий не только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях позволяет формировать нравственные чувства у ребенка.

— в данной работе используются различные методики, анкеты, тесты, интервью для родителей, позволяющие выявить особенности воспитания детей и используемые родителями средства и методы народной педагогики.

В целом мы считаем, что результаты данной работы могут быть использованы не только в образовательных и иных учреждения, но и в семье.

Таким образом, высокий нравственный расцвет личности современных детей на наш взгляд, возможен лишь при условии воскрешения традиций народной педагогики.

Свое заключение мы хотим закончить словами великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…».

Список используемой литературы

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV- XVII вв./Сост., Д. Бабишин, Б. Митюхов.- М.: Педагогика, 1985. — 363 с.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.-2-е изд., переработ. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — 238 с.

3. Байков Ф. Я. Ответственность родителей: Заметки о воспитании в семье. — Л.: Лениздат, 1983. — 135 с.

4. Воспитание детей: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 19991. — 288 с.

5. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. — М.: Педагогика, 1983. — 144 с.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — Чебоксары: Чувашское изд-во, 1974. — 376 с.

7. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.

8. Как воспитать настоящего человека: Педагогическое наследие / сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика, 1989. — 288 с.

9. Литвинова Н.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под. Ред. Л.В. Руссковой. — М.: Просвещение, 1986. — 79 с.

10. Методика воспитательной работы: Учеб пособие для студентов пед. уч-щ / В.М. Коротков, Л.Ю. Гордин, А.Ю. Гордин, В.В. Жуков; Под ред. В.М. Короткова. — М.: Просвещение, 1990. — 175с.

11. Макаренко А.С. Воспитание в семье и школе. — Соч. в 7 т. — М.,1957.-т IV.- 442с.

12. Педагогика: Большая современная энциклопедия. / Сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: «Современное слово», 2005. — 720 с.

13. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1996. — 432 с.

14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.2. Процесс воспитания. — 256 с.

15. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П24. Б.М. Бимбад; Редкол.: М.Ш. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. — Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.

16. Семья и дети: воспитание трудолюбия / А.К. Беменков и др.; Сост.: И.И. Зарецкая, В.А. Поляков. — М.: Профиздат, 1988. — 20 л.: ил. — (Б-ка для родителей). — 254 с.

17. Суханов И.В. Обычай, традиции и преемственность поколений. М., 1976; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Об-во. М., 1992; Сепир Э. Обычай // Сепир Э. Избр. Труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

18. Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. — М.: Искусство. 1989. — 144 с.

19. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч.: В 2 томах. — Т1. — М.: Педагогика, 1974. — 123 с.

20. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде. — М.: Педагогика, 1990. — 176 с.

21. Шашуков Н.Л. Народная педагогика в практике современного воспитания. — Вологда: Изд-во ВИРО, 1999. — 160 с.

Какое учреждение посещает(ют)

Общие сведения о родителях и других членах семьи

Материальное положение (заработная плата, пособия, пенсия и др.)

В каких видах помощи нуждается семья

Опросная анкета «Уровень нравственного воспитания«

Просим Вас принять участие в опросе, цель которого выявить уровень нравственного воспитания у детей.

Вам требуется выбрать ответ, обведя его в кружок или дать свой вариант ответа.

Большое спасибо за участие!

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.

4. Род занятий, социальное положение.

в) общее среднее образование

д) среднее специальное образование

е) незаконченное высшее образование

7. Как Вы считаете, необходимо ли возрождать народную педагогику?

8. Вашими любимыми телевизионными программами являются:

а) фантастика, фильмы ужасов

в) познавательные и учебные передачи

9. Какой музыке Вы отдаете предпочтение?

10. В какие игры Вы любите играть?

11. Какие учреждения культуры Вы посещаете?

а) музеи, театры, художественные выставки

12. На кого Вы хотите быть похожими?

в) героев художественной литературы

«Ключи»: подсчет балов идет с вопроса №7. Шкала оценок: от 5 до 3 баллов; 5 баллов — за ответ, отражающий наивысший уровень нравственного развития ребенка.

28-30 баллов: уровень нравственного воспитания высокий

28-24: средний уровень нравственного воспитания

12 и ниже: уровень нравственного воспитания низкий, необходима работа не только с ребенком, но и родителями.

Таблица: «Мнение родителей о положительных и отрицательных качествах своих детей« (по 10-бальной шкале)

источник