В последнее время становится все больше детей, которым трудно справиться с программой обучения. А хроническая отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, которая должна предполагать знание факторов, вызывающих неуспеваемость. Эти факторы мы выявляем при индивидуальном обследовании, а так же в ходе беседы с родителями. Учителю важно знать какие нарушения есть у ребенка, чтобы помочь ему Мы пользуемся опросником, который помогает систематизировать свое представление о ребенке, начинающем учится в школе. Опросник (Приложение) состоит из 46 утверждений: 45 касаются поведения ребенка в школе и 1 участие родителей в воспитании. Учитель вычеркивает номера тех высказываний, которые по его мнению относятся к данному ребенку. Затем результаты обобщаются и получаются достаточно полные и четкие сведения о ребенке. Бланк ответов разделен вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке зачисляется один балл, если справа два. Подсчитав какую сумму баллов набрал ребенок можно определить его коэффициент дезадаптации
1 | РО | |||||
2 | 3 | 4 | НГШ | |||
5 | 6 | Л | ||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | НС | |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | И | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | ГС | |
22 | 23 | ИНС | ||||
27 | 24 | 25 | 26 | НП | ||
31 | 32 | 33 | 28 | 29 | 30 | НМ |
36 | 34 | 35 | АС | |||
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | НИД |
К=н :70 100 ,где н-количество баллов, набранных ребенком.
- I группа. Хорошо подготовлены, обладают широким кругозором познавательных интересов, общительны, доброжелательны, легко вступают в контакт, с удовольствием отвечают на уроках. Ощущают успех, повышают учебную мотивацию.
- II группа. Дети отличаются некоторой неравномерностью развития. Страдает произвольностью поведения, проявляется инфантилизм.
На уроках отвлекаются, не успевают вовремя ответить, выполнять задание, требуют постоянного внимания учителя.
- III группа. Группа «риска». Необходима целенаправленная работа с ребенком учителя, в контакте с родителями и даже психоневролога на успешную адаптацию практически невозможна.
НС- невротичесике симптомы
ГС_гиперкинетический синдром, чрезвычайная расторможенность
ИНС-инертность нервной системы
НП- недостаточная произвольность психических процессов
НМ-низкая мотивация учебной деятельности
НИД-нарушена интеллектуальная деятельность
Не готовность к школе является существенной причиной.
Особо опасно НГШ с ГС, НП, НС и АС необходима помощь психоневролога.
В группе риска Б больше семей, где родители воспитанием не занимаются. С семьями таких детей ведется большая работа : бережнее относится к детям, следить за режимом, питанием, не ругать, подбадривать, консультация психоневролога. Дети с невротическими симптомами, высоким уровнем тревожности могут казаться не готовыми к школе .
Инертность нервной системы если Н — свойственна V, нужно снизить объем нагрузки на уроках, чтобы мог достигнуть успеха, работая в своем темпе, а так же тревожных, АС-нельзя торопить, в условиях ограничения времени они работают очень плохо, требуют доброжелательного тактичного отношения учителей. Задания подбирать чтобы ребенок мог работать в своем темпе и достичь успеха.
В сентябре .на момент поступления в школу диагностические исследования показали ,что у 12 (70,59%) учащихся класса в недостаточной степени развиты психические процессы и ориентирование в пространстве .слабо сформированы сенсорно-моторные навыки. 5 (29,41%) не готовы к обучению в школе. У них наблюдается нарушение дисциплины. Неадекватное поведение. Повышенная тревожность, связанная со школой и учебной деятельностью. Дети нуждаются в педагогической поддержке. У 6 учащихся наблюдается нарушения речи. Им необходимы занятия с логопедом.
По результатам медицинского осмотра при поступлении в школу дети были распределены по группам:
- основная-61,1%,
- подготовительная-22%,
- медицинская 11%.
В ноябре 2010 года поведена диагностика первоклассников. Были получены следующие результаты:
Кол-во детей | Коэффициент дезадаптации | |||||||||
0-14% | 15-30% | Выше 30% | 31-40%(А) | Выше 40% (Б) | ||||||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
18 | 8 | 44.4 | 4 | 22,2 | 6 | 33,3 | 1 | 5,56 | 5 | 27,78 |
Хорошо адаптированы | Средняя степень дезадаптации | » группа риска» |
Анализ полученных в ходе обследования результатов позволяют интерпретировать значения коэффициентов следующим образом:
- Показатель до 14% являются нормальным. Не дает возможность говорить о каком-либо неблагополучии.
- Показатель от 15% до 30% свидетельствует о средней степени дезадаптации.
- Показатель свыше 30% серьезная степень дезадаптации.
Если коэффициент свыше 40% то дети нуждаются в консультации психоневролога
Анализ особенностей адаптации первоклассников к школе помогает учителю получить полную и систематизированную картину проявления индивидуальных особенностей как отдельного ребенка, так и класса в целом, выявить основные трудности каждого ребенка и провести корригирующую работу.
источник
Адаптация– чувствительность организма, не постоянна и изменяется под влиянием разных условий. По-другому адаптация – это приспособление.
Ассимиляция(от лат. assimilatio — слияние, уподобление, усвоение) — в концепции развития интеллекта Жана Пиаже— атрибут, аспект адаптации.
Содержанием ассимиляции является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида. По Пиаже, познавательная ассимиляция принципиально не отличается от биологической. Ассимиляция неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: ассимиляцией и аккомодацией. Первичную ассимиляцию Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется.
Аккомодация(от лат. accomodatio — приспособление к чему-либо) — в концепции интеллекта Жана Пиаже— свойство, сторона процесса адаптации.
Содержание аккомодации, согласно Пиаже, — это приспособление схем поведения к ситуации, требующей от организма определенных форм активности. В результате аккомодации существующая схема изменяется. Пиаже подчеркивает принципиальное единство биологической и познавательной аккомодации, сущность которых составляет процесс приспособления к разнообразным требованиям, выдвигаемым перед индивидом объективным миром. Аккомодация неотделима от ассимиляции, в совокупности с которой они представляют собой постоянные атрибуты любого акта адаптации.
Когда ассимиляция и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется.
Адаптация детей к школе:
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Адаптация к школе — многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Физиологическая адаптация.
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
1) Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап адаптации — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
По наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых — значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8720 — | 7131 — или читать все.
195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
источник
Поступление ребенка в школу ведет к смене его социальной роли и ведущего типа деятельности. От того, насколько быстро и полноценно ребенок интегрируется в образовательный процесс, зависит его социальный и интеллектуальный статус в дальнейшем. Поэтому данный процесс нельзя оставлять вне пристального внимания педагогов, психолога и родителей. Существуют различные методики диагностики адаптации первоклассников к школе, позволяющих определить успешность прохождения этого процесса. Рассмотрим подробнее.
Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об адаптации к школе — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.
Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.
Факторы социальной адаптации
Факторы физиологической адаптации
Факторы психологической адаптации
- Установлены новые формы отношений, новые коммуникативные связи.
- Сложились устойчивые способы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Намечено направление дальнейшей личностной самореализации первоклассника в школе.
- Высокая работоспособность.
- Хороший сон и аппетит.
- Отсутствие симптоматических заболеваний.
- Нет перепадов настроения и капризов.
- Присутствует положительная мотивация к обучению.
- Овладение основными навыками учебной деятельности.
- Готовность к самооцениванию.
Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.
Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.
Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.
Диагностика проводится в несколько этапов.
- Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
- Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
- уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;
- степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;
- стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;
- уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.
- Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
- определяются дети, попадающие в группу риска;
- вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.
Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.
- Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
- малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
- индивидуальных консультаций;
- родительского собрания.
- Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
- групповые занятия;
- индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
- индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.
Можно воспользоваться такими рекомендациями Р.В. Овчаровой.
- Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.
- Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
- Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.
На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:
источник
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Эти составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности:
- Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
- Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
- Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую:
- Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.
- Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма адаптации средней тяжести.
- Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.
- Эффективность учебной деятельности: успешность выполнения школьных заданий; степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий; самостоятельность ребенка при выполнении заданий.
- Усвоение школьных норм поведения: адекватность поведения, соответствие поведения первоклассника предъявляемым требованиям.
- Успешность социальных контактов: взаимоотношения с учителями и одноклассниками.
- Эмоциональное благополучие: отношение ребенка к школе, настроение, с которым ребенок идет в школу.
Наиболее важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.
- Особенности эмоционального и личностного развития, обусловленные семейным воспитанием, опытом общения со сверстниками другими взрослыми, в том числе в условиях организации жизни в ДОУ;
- Психофизиологические характеристики ребенка;
- Уровень интеллектуального развития, в т.ч. общей осведомленности, навыков письма, счета и рисования, тонкой моторики.
Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.
источник
Анализ о проделанной работе по адаптации первоклассников, с видами психологических треннингов.
Отчет педагога Салядиновой Л.А. по результатам проведения исследования особенностей адаптации учащихся в 1–м классе .
Цель исследования: изучение особенностей адаптации учащихся 1-х классов к школе.
Задачи исследования:
— выявить актуальное эмоциональное состояние ребенка,
— выявить ситуации вызывающие затруднения в процессе адаптации,
— выявить уровень мотивации к школе,
— выявить детей нуждающихся в помощи психолога в адаптационный период.
диагностика проводилась по методика:
Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (А.Г. Лускановой);
Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе.(Э.М.Александровская);
— Методика психосемантической экспресс-диагностики мотивации (Соломин И.Л.);
Проективная методика «Школа зверей» (Н.Г. Лусканова);
Анкета для родителей первоклассников.
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
По результатам данной методики выявлено, что у большинства детей наблюдается завышенная самооценка, она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Сравнительно небольшому количеству детей присуща адекватная самооценка, т.е. у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность. В каждом классе, есть буквально один или два ребенка с несколько заниженной самооценкой. Как правило, это связано с определенной проблемой ученика, возможно разрушена ситуация успеха или нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.
«Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (А.Г. Лускановой)».
Преимущество анкетного метода состоит в том, что он позволяет за короткое время опросить большое количество учащихся. Проводить в индивидуальной форме.
Ребёнку даётся инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение».
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
У тебя в классе много друзей?
Тебе нравятся твои одноклассники?
По результатам, полученным с помощью данной методики мы выявили, согласно баллам, следующие группы:
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока. Таких в классе 6 учащихся.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. В 1 классе таких учащихся – 6.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. Данной категории учащихся выявлено 2 человека.
«Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе.(Э.М.Александровская)
Ф.И.О. учителя Салядинова Л.А. _ Класс 1
Критерии оценки уровня СПА
С помощью данной методики учащиеся оцениваются по следующим критериям:
1.Эффективность учебной деятельности;
3. Усвоение школьных норм поведения;
5. Отношение к сверстникам;
21-35 баллов — зона адаптации; ЗА – 9 человек
15-20 баллов — зона неблагоприятных тенденций; ЗНТ – 5 человек
0-14 баллов — зона дезадаптации или зона затрудненной адаптации.ЗТА.
По указанной таблице видно, адаптационный период основная масса учащихся проходит благополучно и лишь 5 человек требуют дополнительной работы со стороны учителей и родителей, а также их внимания, поддержки.
«Методика психосемантической экспресс-диагностики мотивации (Соломин И.Л.)»
Методика цветовых метафор рекомендуется для обследования эмоционального состояния и отношений учащихся младших классов. Содержание и структура эмоциональных отношений могут рассматриваться, с одной стороны, как фактор, затрудняющий или облегчающий психологическую адаптацию школьников; с другой стороны, как показатель уровня этой адаптации. Методика позволяет в течение короткого времени получить информацию о содержании эмоциональных переживаний и отношений каждого ребенка к себе, различным людям, занятиям и событиям, а также представить эмоциональный портрет класса в целом и сравнить его с другими классами.
Хороший результат-оптимальная работоспособность .Дети отличаются бодростью,здоровой активностью,готовностью к энергозатратам.Нагрузки соответствуют возможностям.Образ жизни позволяет детям восстанавливать затраченную энергию.
На ряду с хорошими есть и отклоняющиеся результаты,так у ребят выделяется и Компенсирование состояние усталости.В этом случае самовосстановление работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха
При преобладании отрицательных эмоций у ребят доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые дети не могут решить самостоятельно.
Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
«Проективная методика «Что мне нравится в школе?(Н.Г. Лусканова)»
Детям предлагается нарисовать то, что им больше всего нравится в школе.
Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет или ситуацию. В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.
По рисункам 6 из 14 учащихся видно, яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе, отсутствуют негативные ассоциации, связанные со школой, его размещение и использование цветовой гаммы также говорит о принятии ребенком школы, 4 из них — негативных ассоциаций нет, цветовая гамма яркая. Однако отделение учеников линиями друг от друга может свидетельствовать о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками. Очень высока оценка учителя. Ребенок заинтересован в общении, но преграды в виде столбиков, деревьев и ступенек косвенно может подтвердить затруднения в налаживании контактов.
У 4 учащихся звери не разукрашены. Нет четкого различия между учителем и учениками или учителя вообще нет. Практически все звери стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша. Лист помят. Можно предположить наличие у ребенка тревожности, напряженности возможно связанной со школой. Вероятно, школа привлекает ребенка внеучебными сторонами.
По результатам, полученным с помощью данных методик, мы видим, что у большинства детей формировалось положительное отношение к школе, но некоторых школа привлекает внеучебными сторонами.
Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Однако среди учеников имеется 4 человека с максимально высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
Примерно у 20 % учеников, а это 3 ученика , на данный момент низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают затруднения в учебной деятельности.
Целью проведения данных методик было выявление нравственные представления учеников, способности выделить моральное содержание действий и ситуаций. Что примечательно большое количество детей с высоким уровнем, такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, ориентацией на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Дети со средним уровнем, 4 ученика, достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной комфортности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Лишь совсем немногие дети показали низкий уровень, 3 ученика, возможно такие школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Помочь ребенку адаптироваться можно только работая вместе и педагогам и родителям. Уделять внимание, объяснять непонятое, создать атмосферу доверия ко взрослому.
Была так же проведена работа с родителями, заполнены анкеты, просмотрена презентация «Адаптация первоклассника», родительский лекторий «Трудности адаптации», родители прослушали ряд рекомендаций, которые помогут детям бес стрессов пройти период адаптации и влиться в ученический коллектив, наладить контакт с товарищами по классу.
источник
Исследование теоретических аспектов адаптации первоклассников к школе. Застенчивость как отдельное и самостоятельное свойство личности. Возрастные особенности первоклассников. Создание психолого-педагогической программы адаптации первоклассников.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Кафедра: «Психология образования»
На тему «Адаптация первоклассников к школьному обучению»
Глава 1. Исследование теоретических аспектов адаптации первоклассников к школе
1.1 Проблема адаптации детей к школе в психолого-педагогической литературе
1.2 Возрастные особенности первоклассников
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации первоклассников
2.1 Организация исследования
2.3 Психолого-педагогическая программа адаптации первоклассников
Список использованных источников
Поступление в школу — не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для себя мир. От благополучного адаптационного периода в значительной мере зависит эмоциональное состояние ребенка, его последующее отношение к школе, успешность дальнейшей социальной деятельности.
Приход в первый класс сопряжен с необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям жизнедеятельности. Приспособление к образовательному учреждению происходит на трех уровнях: физиологическом, социальном и психологическом. Физиологическая адаптация выражается показателями состояния здоровья младших школьников, психологическая определяется активностью ученика, его индивидуальными особенностями, личностная — принятием роли школьника.
Среди негативных факторов, затрудняющих адаптацию, большинство ученых называют индивидуальные психологические особенности первоклассников, одним из которых является застенчивость. Это личностная характеристика, будучи высоким эмоциональным напряжением, наносит ущерб психоэмоциональному здоровью ребенка, препятствует успешному протеканию адаптационного периода. Застенчивые дети подвержены частым негативным переживаниям (депрессия, тревожность, низкая самооценка и одиночество), на уроках бояться задавать вопросы, имеют мало друзей и часто ограничены в общении.
Несмотря на значимость проблемы, ей не уделяется достаточного внимания. В науке довольно мало исследований, посвященных застенчивым детям (Белоусова А.Б. , Галигузова Л.И., Зимина И. А., Куницына В.К. и др.), хотя проблема застенчивости и порожденных ею трудностей коммуникации является актуальной для нашего времени. Она мешает детям радоваться общению со сверстниками, не дает чувствовать себя полноценным членом общества из-за всевозможных комплексов, создает препятствия для успешной адаптации к школе. Взрослые должны быть очень внимательными к детям, в такой значимый, переломный этап жизни — поступление в школу. Важно понимать, как лучше помочь первоклассникам, какие условия необходимо создать, чтобы содействовать их освоению в новой школьной среде.
Школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика, помогать преодолевать адаптационные трудности. От учителя, во многом зависит успешность привыкания первоклассников к учебному заведению. Опыт в осуществлении данной деятельности необходим будущим преподавателям еще на студенческой скамье, ведь в институте студенты ходят на школьные практики, да и в начале своей профессиональной деятельности каждый учитель должен четко знать, как помочь своим ученикам.
Цель исследования: изучить индивидуальные особенности адаптации детей к обучению в школе.
Объект исследования: адаптационные процессы в развитии личности.
Предмет исследования: уровень адаптации детей в начальный период школьного обучения.
1. Проанализировать общую характеристику адаптации;
2. Изучить возрастные особенности первоклассников;
3. Выявить уровень адаптации первоклассников к школе;
4. Организовать исследование первоклассников;
5.Создать программу для успешной адаптации первоклассников;
База исследования: МОУ Рудник-Абагайтуйская основная общеобразовательная школа № 5, Забайкальского края, Забайкальского района.
В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение.
Глава 1. Исследование теоретических аспектов адаптации первоклассников к школе
1.1 Проблема адаптации детей к школе в психолого-педагогической литературе
адаптация первоклассник школа личность
Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально — педагогическом, психологическом, так и физическом плане.
Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями.
Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, так как ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. [6]
Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов. В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин). Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. [7]
Особенно остро дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в кризисные моменты жизни. Первый год учебы в школе требует от ребенка мобилизации всех ресурсов и активизирует проблему его сопровождения сквозь «тернии» образовательного процесса. [1]
В литературе по проблеме сопровождения ребенка в период адаптации в качестве ее основного критерия принято рассматривать успешность школьника в учебной деятельности.
Однако, психолого-педагогическое сопровождение первоклассника не ограничивается помощью в овладении учебными навыками. Ведь ребенок, придя в первый класс, вынужден привыкать к непривычным для себя нагрузкам, прежде всего статическим, к новому социальному окружению, правилам и традициям, которые приняты в данной школе, наконец, к системе оценивания его труда. В связи с этим целесообразно выделить следующие виды адаптации: учебную, организационную, психофизиологическую, социально-психологическую. [2]
Психофизиологическая адаптация — это приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, связанным с целым комплексом условий, оказывающих различное влияние на первоклассника. В первую очередь это известная монотонность учебного процесса, удобного рабочего места и т.п.
Необходимо упомянуть и об организационной адаптации родителей первоклассников. Они имеют свой опыт школьной жизни и автоматически переносят систему требований, особенности организации учебного процесса из своего детства в сегодняшний день. Школа — достаточно консервативная организация, однако и она подвержена изменениям. Важно, чтобы родители были ознакомлены с теми правилами, по которым функционирует современная школа, осознали их целесообразность и приняли их к исполнению.
Одно из кардинальных отличий школы от детского сада — система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций. В связи с этим в рамках организационной адаптации следует особо выделить адаптацию ребенка к системе оценивания. [3]
Традиционно много внимания уделяется вопросам адаптации ребенка к учебной деятельности. Сегодня часто можно услышать мнение, что самое важное — это не знания, а умение быстро и при минимуме затрат их добывать. Научиться учится — сложная задача. Многие дети к концу первого класса так и не овладевают элементарными приемами самоорганизации усвоения знаний, умений и навыков. Педагоги и родители в большинстве случаев ориентируются на получение результата в учебной деятельности: беглого чтения, написания букв и слов и т.д. Первоклассники в борьбе за результат чаще всего интуитивно, стихийно осваивают приемы добывания и закрепления знаний. Не всегда эти приемы эффективны. Успешная адаптация к учебной деятельности предполагает приобретение практических знаний и навыков, позволяющих быстро и качественно, с наименьшими усилиями выполнять учебные задания. [5]
Наконец, нельзя игнорировать социально-психологический аспект адаптации, т.е. привыкание ребенка к одноклассникам, учителям и техническому персоналу. Социально-психологическая адаптация — не усвоение групповых норм, но и перестройка системы ценностных ориентаций, самооценки ребенка под влиянием группы. Благополучие социально-психологической адаптации, по мнению большинства ученых, определяется не столько коммуникативным опытом ребенка, его личностными особенностями, сколько взаимоотношениями в системе «учитель-ученик». Неблагоприятное развитие процесса социально-психологической адаптации может привести к изоляции ребенка в коллективе, появление у него демонстративных, бунтарских форм поведения. [4]
Ответ на вопрос, какой аспект адаптации имеет большее значение, достаточно прост — все ее аспекты должны находиться в постоянном взаимодействии, поэтому процесс психолого-педагогического сопровождения требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации. Какой составляющей уделить наибольшее внимание, определяется конкретной ситуацией и личностью ребенка. [8]
Особенности адаптации к школе застенчивых первоклассников
Известно, что застенчивость — явление всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это покажется преувеличением. Но для такого суждения есть серьезные основания. Многие люди отмечают, что в определенные периоды своей жизни были застенчивы, и лишь немногие утверждают, что никогда не страдали застенчивостью.
Застенчивость, как отдельное, самостоятельное свойство личности, практически не изучалось в отечественной психологии, за исключением нескольких работ (Белоусова А.Б. , Галигузова Л.И., Зимина И. А., Куницына В.К. и др.). В большей степени данная проблема изучалась в англо — язычной психологии. [34]
В кратком биологическом словаре сказано, что первое письменное употребление данного слова отмечено в англосаксонском стихотворении, написанном около 1000 г. н. э.; там оно означало «легкий испуг». «Быть застенчивым» значит быть человеком, с которым трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости». «Осторожный в словах и поступках, не настаивающий на своих правах, болезненно робкий» застенчивый индивидуум может быть «необщительным и склонным к уединению» или, с иной точки зрения, «казаться подозрительным, «темным», пользующимся скверной репутацией». Словарь Уэбстера определяет застенчивость как состояние «стеснения в присутствии других людей». [21]
В психиатрии застенчивость считается социальной фобией, основными проявлениями которой являются постоянный иррациональный страх и желание любым способом избежать ситуаций, в которых человек подвергаются пристальному вниманию со стороны окружающих.
Шилова Т.Л., Медведева И. Я. трактуют застенчивость как «комплекс неполноценности, помноженный на эгоцентризм». Истинно застенчивый человек сосредоточен на своих переживаниях, сам не делает шагов навстречу другим людям, ему кажется, что он хуже других, и потому он не решается себя проявить. [47]
Е. А. Панько [22] среди факторов, влияющих на адаптацию, выделил индивидуально-психологические особенности ребенка, где обратил внимание на сформированность навыков общения, развитие уровня самооценки, психологические черты ребенка. Одной из таких характеристик является застенчивость (Карпенко В.[35] , Галигузова Л.И. [15], Макшанцева Л.В [42], Репина Т.А. [57] и др.). Она имеет две составляющие — поведенческие проявления и субъективные переживания. Её источники могут быть разными, но мы ориентируемся на представление застенчивого ребенка о самом себе, отношение к оценке взрослых (как реальной, так и ожидаемой) его деятельности в целом или отдельных действий, недостаток социальных навыков общения и неуверенность в себе [19].
В школе ученик должен активно взаимодействовать с одноклассниками, учиться общению с ровесниками. И если ребенок не умеет правильно налаживать контакты с окружающими, его удел — одиночество. Обучать первоклассника необходимыми способами общения, вовлекать в совместные игры и коллективные занятия — общая задача педагога и родителей, которые, зачастую не уделяют ей должного внимания. Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки, которая облегчает процесс привыкания к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Как было отмечено ранее, застенчивым школьникам свойственна низкая самооценка и, к сожалению, часто сами учителя являются причиной ее снижения, считая, что дети всегда должны быть спокойными, безынициативными, пассивными. Порой желание учителя, чтобы в классе царила полная тишина, доводит до абсурда. Об этом свидетельствуют такие отжившие установки прошлых лет как: «Детей должно быть не видно, не слышно» или «Ты можешь говорить, только тогда, когда тебя спрашивают», что для застенчивых учеников является губительным. Окрики: «Сиди спокойно!», «Замолчи!» еще больше усиливают их застенчивость. Школа учит многому: быть тихим, спокойным, ответственным, слушать и правильно выполнять задания, упуская важное умение любить и ценить самого себя. Ученики часто не чувствуют опоры со стороны педагога в своих начинаниях, в попытках активного вовлечения в школьную жизнь. Даже когда им удается преодолеть застенчивость и принять участие в общем обсуждении, они не получают учительской помощи и поддержки. Часто застенчивые, но способные дети бывают недооценены в интеллектуальном плане. Учительское равнодушие по отношению к таким детям может привести к тому, что в будущем ученики уже не станут обращаться к нему за помощью. [46]
Застенчивость является препятствием на пути получения новых знаний. Из-за высокой концентрации на своих внутренних переживаниях они не могут уделять достаточного внимания процессу получения новой информации. Тем самым снижаются темпы переработки этой информации в голове у ребенка. Данные симптомы могут привести к потере учебной мотивации. [39]
Для определения адаптационных трудностей застенчивых первоклассников, необходимо выделить критерии застенчивости и их влияние на адаптацию.
при встрече и в ходе общения с посторонними (низкий голос, неспособность смотреть прямо в глаза, молчание, заикание, бессвязная речь, позирование)
Боязнь любых публичных выступлений
Боязнь ответственных поступков (уклонение от ответственных действий, уход от ситуации)
источник
Название: Особенности адаптации первоклассников к школе Раздел: Рефераты по психологии Тип: курсовая работа Добавлен 08:18:09 26 августа 2010 Похожие работы Просмотров: 19807 Комментариев: 14 Оценило: 6 человек Средний балл: 4.8 Оценка: 5 Скачать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Благоприятные факторы социальной микросреды | Процент выборки, классифицирующий по данному фактору группу детей высокого уровня адаптации |
Полная семья | 77,6 |
Высокий уровень образования отца | 87,9 |
Высокий уровень образования матери | 83,2 |
Правильные методы воспитания в семье | 95,3 |
Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье | 91,1 |
Отсутствие конфликтной ситуации в семье | 94,4 |
Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса | 59,8 |
Функциональная готовность к обучению в школе | 86,9 |
Благоприятный статус ребёнка в группе до поступления в первый класс | 85,8 |
Удовлетворённость в общении с взрослым | 74,3 |
Адекватное осознание своего положения в группе сверстников | 97,8 |
Данная таблица показывает, что в числе наиболее благоприятных факторов – адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, функциональная готовность к обучению в школе, уровень образования родителей.
Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная готовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении с взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, низкий уровень образования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя, неполная семья.
Следует специально остановиться на таком факторе, влияющем на успешность адаптации, как возраст начала систематического обучения. Не случайно шестилетки в основном имеют большую длительность адаптации, чем семилетки. У шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.
Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального (психофизиологического) и психического развития; поэтому многие исследователи считают оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5 лет. Именно в этот год (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. [8, с. 354] [52, с. 359] [49, с. 440]
Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и – шире – личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность, ситуация обучения в целом носит, прежде всего, коллективный характер. Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто ими игнорируется. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего отчетливо дезадаптирующее значение. Менее патогенна, но также чревата негативными последствиями, ситуация самоизоляции, когда ребенок не испытывает нормальной потребности или даже избегает контактов с другими детьми.
Особенности личности, препятствующие успешному вхождению ребенка в новую ситуацию межличностного взаимодействия, весьма разнообразны индивидуальные характеристики социальной ситуации развития каждого ребенка. Факторами, не благоприятно сказывающими на адаптацию ребенка к школе, являются такие интегративные личностные образования, как самооценка и уровень притязаний.
При неадекватном их завышении дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. [6] Последствиями такого конфликта могут стать не только снижение успеваемости, но и ухудшение состояния здоровья на фоне явных признаков общей социально-психической дезадаптации.
Не менее серьезные проблемы возникают и у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, конформизмом, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях. [43] [37] [30] [4, с.47-53.]
Основные причины затрудненной адаптации:
Несформированность элементов и навыков УД
Они являются важными новообразованиями у старших дошкольников.
Следствие – снижение успеваемости. Именно это снижение и является поводом запроса родителей. Причины несформированности навыков УД – могут быть:
особенности интеллектуального развития ребенка;
невнимательное отношение родителей и учителя к тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности
Низкая школьная мотивация
Запрос родителей в таком случае звучит примерно так: нет интереса к учебе, ему бы играть и играть, начал школу с интересом, а теперь
Исходной причиной может быть, например, стремление родителей «инфантилизировать» ребенка, считать его «маленьким». Необходимо различать первичную и вторичную несформированность учебной деятельности, так как вторичная происходит в результате разрушения мотивации учения под воздействием неблагоприятных факторов.
Внешние симптомы отсутствия учебной мотивации сходны с симптомами несформированности навыков учебной деятельности: недисциплинированность, отставание в учебе, безответственность, но, как правило, на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей.
Неспособность к произвольной регуляции поведения
Проявляется в неорганизованности, невнимательности, зависимости от взрослых, ведомости. Причину недостаточного уровня произвольности поведения ребенка при отсутствии первичных нарушений чаще всего ищут в особенностях семейного воспитания: это либо потворствующая гиперпротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм), либо доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка со стороны взрослого)
4. Проблемы в общении со сверстниками и учителем.
Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидированы при всем старании преподавателя. Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы: одни имеют зрительный тип памяти, другие – слуховой, третьи – зрительно-двигательный и т.д. У одних наглядно-образное мышление, а у других – абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим – на слух; одним требуется конкретное представление материала, а другим – схематическое и т.д. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей. [51, c. 16-25.]
В исследовании процесса адаптации учителем значимость приобретает анализ эмоциональных проявлений. Это связано с тем, что новые требования изменяют состояние эмоциональной сферы, вызывая неспецифическую, стрессовую реакцию организма, вплоть до возникновения пограничных нервно-психических расстройств.
Можно выделить объективные и субъективные критерии адаптации. Так, к первым относят продуктивность и успешность деятельности, деловую включенность, статус личности в коллективе и др. Ко вторым – эмоциональное самочувствие индивида, его активность, стабильность психофизиологического состояния, удовлетворенность работой (учебой) и др.
Так, Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделяют следующие критерии уровня адаптации у шестилетних учащихся;
— успешность обучения; успеваемость, овладение навыками, умениями и знаниями по основным предметам, отношение к труду:
— положение в структуре межличностных отношений: статус, эмоциональное самочувствие, общительность;
— общественная активность: участие в общественно-полезной деятельности, самостоятельность, инициативность [24, c.76].
Э.М. Александровская и С.М. Тромбах предлагают в качестве критериев адаптации эффективность учебной деятельности усвоение школьных норм поведения, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие. [3, c.43]
Таким образом, мы пришли к выводу, что в самом распространенном значении школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.
Традиционно выделяют физиологическую, психологическую и социально-психологическую адаптацию.
Только успешная адаптация в младшем возрасте способствует дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем.
Глава 3. Диагностика школьной дезадаптации
Цель психодиагностического обследования уточнение существующих проблем, перевод заявок педагогов, родителей и детей в русло психологической терминологии. В данном возрасте важно не проводить дольше 25 – 35 минут единовременно. Либо освобождать для этих целей (при групповом обследовании) 1 – 2 дня.
Наиболее часто используемый инструментарий
Тип диагностики, название | Что измеряется? | Тип методики | Особенности методики |
СПА-1 (по Э.М. Александровской) | Стандартизованная программа наблюдения | Несколько раз на каждого школьника заполняется бланк. Оценка – на основе экспертных данных учителя и психолога. Необходимо предварительное обучение педагогов | |
Школьная мотивация (по Н.Г. Лускановой) | Уровень школьной мотивации и учебной активности = уровень адаптации | ||
Диагностика эмоциональных нарушений | тесты тревожности: Дорки-Амен, Филипс, Прихожан, САТ; ШРЛТд (Шкала реактивной и личностной тревоги по Спилбергеру – Ханину, детский вариант) и др. | ||
Диагностическое исследование трудностей, связанных с недостаточным развитием произвольности психических функций | Корректурные пробы, повторение линий, графический диктант Эльконина и другие соответствующие процедуры из тестов готовности к школе | ||
Диагностика интеллектуальной сферы учащихся с выраженной дезадаптацией | Существует множество методик: Равен, Векслер, кубики Коса и т.п. | Как правило, проводится для уточнения предположений относительно уровня обучаемости | |
Диагностика детско-родительских взаимоотношений и коммуникативных трудностей у детей с выраженной дезадаптацией | Опросник родительских отношений Варги-Столина, Рисунок семьи и др. |
Далее на этой основе уточняется проблема и разрабатывается план дальнейшей работы. Возможные варианты – развивающие и коррекционные программы, индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.
3.1 Бланк методики СПА-1 (по Александровской)
КАРТОЧКА-ПРОФИЛЬ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Фамилия, имя учащегося _______________________________________
Школа № ________________________________ Класс ______________
Критерии адаптации | Степень выраженности критериев | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | IX | X | XI | XII | |||||
I. Эффективность УД: | |||||||||||||
1) учебная активность . | |||||||||||||
2) усвоение знаний . | |||||||||||||
II. Усвоение норм поведения | |||||||||||||
3) поведение на уроках . | |||||||||||||
4) поведение на переменах . | |||||||||||||
III. Успешность контактов | |||||||||||||
5) отношения с одноклассниками . | |||||||||||||
6) отношение к учителю . | |||||||||||||
IV. Эмоциональное благополучие | |||||||||||||
7) эмоции . | |||||||||||||
С у м м а (по месяцам): |
Рис. Индивидуальный профиль СПА
1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
— ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в З балла;
— нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1) 25 ‑ 30 баллов (максимально высокий уровень) ‑ высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
2) 20 ‑ 24 балла ‑ хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотиваций является средней нормой.
3) 15 ‑ 19 баллов ‑ положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходит в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4) 10 ‑ 14 баллов ‑ низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5) Ниже 10 баллов ‑ негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание ж которой для них невыносимо. Маленькие дети (5‑6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем иди иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
3.3 Анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника
Материал: карточка со схематичным изображением трех фигурок детей и семи карточек с напечатанными на них ценностными характеристиками:
1 | умный | сильный | здоровый |
2 | сильный | веселый | хорошо учится |
3 | аккуратный | здоровый | веселый |
4 | хорошо учится | умный | аккуратный |
5 | красивый | аккуратный | сильный |
6 | здоровый | хорошо учится | красивый |
7 | веселый | красивый | умный |
Порядок проведения. Положите перед ребенком карточку с изображением фигурок и под ней первую карту с определениями. Скажите ребенку: «Вот три очень похожих мальчика (девочки). Этот мальчик — умный, этот — сильный, этот — здоровый. Во всем другом они ничем не отличаются. Которым (которой) из этих мальчиков (девочек) ты больше всего хотел (хотела) бы быть?» Ответ ребенка зафиксируйте в бланке ответов, поставив крестик напротив выбранного качества под оценкой «2 балла». Бланк ответов:
2 | 1 | 2 | 1 | ц.о. | со. | ||
Аккуратный (-ая) | XX | X | X | XX | 4(2) | 2 | |
Веселый (-ая) | XX | X | XXX | 2(2) | 3 | ||
Здоровый (-ая) | X | X | X | X | XX | 3 | 1 |
Красивый (-ая) | XX | X | XXX | 2(3) | 3 | ||
Сильный (-ая) | XX | X | XX | X | 2(1) | 2 | |
Умный (-ая) | XX | X | XXX | 4(1) | |||
Хорошо учится | XX | X | X | XX | 4(3) | 4 |
Спросите у ребенка: «Которым (которой) из оставшихся мальчиков (девочек) ты больше хотел бы (хотела бы) быть?» Ответ заносится в графу «1 балл» бланка ответов. Оставшаяся характеристика оценивается в ноль баллов. После этого скажите ребенку: «А теперь представь, что один из этих мальчиков (девочек) действительно ты. Кто из них на самом деле больше всего похож на тебя?» — 2 балла. «Кто из оставшихся похож на тебя больше?» — 1 балл. Занесите ответы в правую часть бланка ответов. Описанная процедура повторяется со всеми семью карточками. Затем подсчитывается количество баллов для каждой характеристики в правой и левой частях бланка ответов. Результаты записываются в графы «ценностные ориентации» (левая часть) и «самооценка» (правая часть). В случае, если количество баллов для нескольких характеристик совпадает, проводится дополнительное сравнение их между собой (результаты в скобках).
Пример. Характеристики «аккуратный», «умный», «хорошо учится» получили по 4 балла. При их дополнительном сравнении первое место получил «умный» (в скобках — 1), потом «аккуратный» (в скобках — 2) и «хорошо учится» (в скобках — 3). Дальше из графы «ценностные ориентации» выбираются три характеристики: две с наибольшим количеством баллов, одна — с наименьшим, которые затем используются при измерении самооценки.
На следующем этапе ребенок сравнивает себя со всеми людьми по выбранным выше ценностным ориентациям. Для тренировки проводится оценка себя «по росту» в сравнении с одноклассниками. Кроме того, ребенка просят указать, как, по его мнению, оценит его по данному качеству учительница. Вы не должны удивляться, что в этом случае оценки могут не совпадать. Ребенку предъявляется рисунок лесенки из 10 ступенек с надписью над верхней ступенькой — «высокий», под нижней — «низкий» (рис. 1):
«Представь себе, что на этой лесенке выстроились все ученики твоего класса: на нижней ступеньке стоят самые низкие дети, на верхней — самые высокие, остальные — на средних ступеньках; чем выше ученик, тем на более высокой ступеньке он стоит. Отметь крестиком ступеньку, на которой ты можешь находиться по своему росту. А теперь подумай, на какую ступеньку тебя поставила бы учительница. Поставь кружок на этой ступеньке». Сравнение по остальным качествам проводится «со всеми людьми на свете». Исследование заканчивается после рассмотрения всех лесенок. При анализе полученных результатов учитывают.
1. Дифференцированность системы ценностей. У детей с трудностями адаптации баллы, полученные в результате тестирования, близки друг другу, детям трудно выделить наиболее и наименее ценные качества. Если у «благополучных» детей разница между ценностями может достигать шести баллов, то у «неблагополучных» — всего двух.
2. Соответствие самооценки ценностным ориентациям. При неблагополучной адаптации достаточно типична ситуация, когда при исследовании самооценки с помощью карточек более низкие баллы соответствуют наиболее значимым ценностям (несовпадение баллов в левой и правой частях протокола для отдельных характеристик). Мера гармоничности между самооценкой и ценностными ориентациями может рассматриваться как показатель меры эмоционального комфорта, субъективно ощущаемого ребенком.
3. Степень соответствия самооценки предполагаемой оценке учителя. Признаком нарушения адаптации может служить предположение или уверенность ребенка в факте недооценки его личности учителем. Если по всем трем показателям выявляются негативные результаты, вероятность дезадаптации, нарушений поведения и общего негативного психического состояния достаточно высока. Найти выход из создавшейся ситуации, поговорив с ребенком, с учителями, школьным психологом, доверившись собственной интуиции и совету специалиста, — ваша задача.
3.4 Выбор парной фигуры (диагностика импульсивности, рефлексивности)
Материал: 12 картинок. На каждом листе есть одна эталонная фигура и шесть фигур, отличающихся друг от друга лишь мелкими деталями. Задача ребенка — найти фигуру, которая больше всего похожа на эталон. Регистрируются время выбора фигуры и количество ошибочных ответов.
Инструкция «Ты сейчас увидишь одну картинку и несколько похожих на нее. Поищи, пожалуйста, на этом рисунке точно такую же картинку, как та, что вверху (внизу), и покажи ее мне. Давай сначала попробуем, потренируемся. (Далее проводится тренировка на картинках для примеров.)
Теперь пойдем дальше. Задачи будут совсем не такие простые. Найди как можно быстрее картинку, максимально похожую на эту вверху (внизу), и покажи мне ее сразу же». (Примеры рисунков представлены в приложении 1.) При правильном ответе похвалите ребенка. При неправильном скажите: «Нет, это не совсем похожая картинка, есть более похожая».
Обработка результатов. Для подсчета результатов следует воспользоваться таблицей «правильных ответов»:
источник